Системы пожарной сигнализации. Визуальная сигнализация на маломерном судне Звуковая сигнализация на речных судах

К электрическим средствам сигнализации относятся авральная, служебная звонковая, пожарная и аварий-но-предупредительная сигнализации.
Авральная сигнализация. Предусматривается на всех судах и земснарядах, обслуживаемых командами, для оповещения членов экипажа о проведении авральных работ или об аварийной ситуации. К этому виду судовой сигнализации относятся звонки и колокола громкого боя, устанавливаемые в помещениях и на открытых палубах, а также световая сигнализация с прерывистым режимом работы, которая наряду с звуковым сигналом применяется при большом уровне шума.
Включение авральной сигнализации производится из рулевой рубки или рубки управления с помощью замыкателя или кнопки. Возможно также включение авральной сигнализации по сигналам от других систем.
Для обеспечения постоянной готовности к работе питание схемы осуществляется от аккумуляторных батарей.
Служебная звонковая сигнализация. Применяется в качестве резервного средства связи между рубкой и машинным отделением или другими помещениями судна и служит для вызова персонала или подачи команд, а. также для передачи на командный пост ответа об исполнении команды и ограниченной информации.
Сообщение передается в виде условных сигналов с различным числом и различной длительностью звуковых участков и пауз.
Пожарная сигнализация. Система автоматической пожарной сигнализации предназначена для своевременного оповещения вахтенной службы о возникновении пожара на судне. Она позволяет также автоматически включить авральную сигнализацию, отключить искусственную вентиляцию и ввести в действие средства пожаротушения.
В электрическую схему пожарной сигнализации обычно входят автоматические и ручные пожарные извешатели, приемное устройство, звуковые и световые выносные сигналы, линии связи между приемным устройством и пожарными извещателями.
Системы пожарной сигнализации различают по схеме соединений извещателей и подключения их к приемному устройству (лучевые и шлейфные), по виду пожарных извещателей (ручного действия, тепловые, дымовые, огневые и комбинированные) и по режиму работы (непрерывного и периодического контроля).
В лучевых системах извещатели одного луча контролируют состояние помещений определенной пожарной зоны. Каждый луч подключен к лучевому комплекту приемной станции, который контролирует состояние всех извещателей луча и линий связи, принимает информацию о неисправности линии, подает сигналы «Пожар» и «Неисправность». Общее устройство станции включает обобщенную сигнализацию.
В шлейфных системах в одну линию связи включаются извещатели, расположенные в различных помещениях, и поэтому они не сообщают о месте пожара. Как правило, число шлейфов не превышает двух. В остальном работа шлейфных систем не отличается от лучевых.

На земснарядах обычно используют шлейфные системы пожарной сигнализации с тепловыми автоматическими пожарными извещателямн; предусмотрен также непрерывный контроль за целостностью соединений.
В качестве автоматических пожарных извещателей применяют тепловые максимально дифференциальные извещателн. Они реагируют как на температуру, так и на4 скорость ее повышения.
Извещателн устанавливают в машинном отделении, внутри ГРЩ, помещении преобразователей электроэнергии, у отопительных котлов и в других пожароопасных местах. Приемные устройства сигнализации располагаются в рубке.
При размыкании контакта любого пожарного извещателя ВК1—ВК4 (от воздействия температуры) катушка реле К1 обесточивается и его размыкающие контакты замыкаются и включают приборы сигнализации: сигнальную лампу и через реле К2 ревун (см. рис. 133). Обрыв линий связи также приводит к срабатыванию сигнализации, что обеспечивает непрерывный контроль за целостностью лучевых соединений.
Для ручной проверки цепей схемы используется кнопка 5/. Конденсатор С предотвращает ложные срабатывания схемы при кратковременном размыкании контактов извещателей (например, от вибрации), разряжаясь на катушку реле К1. Ревун включается через размыкающий контакт реле К2. Звонок отключается кнопкой 82.
Схема получает питание от аккумуляторных батарей напряжением 24 В по двум фидерам. Диоды Ъ1—У04 обеспечивают гальваническую развязку цепей питания.
Аварийно-предупредительная сигнализация. Для контроля состояния равных и вспомогательных механизмов систем и устройств, а также параметров различных сред на судах применяют системы аварийно-предупредительной сигнализации (ДПС), подающие световые и звуковые сигналы в посты управления энергетической установкой и судном при достижении контролируемыми параметрами недопустимых для -нормальной эксплуатации значений.
К параметрам сигнализации относятся: температура, давление и уровень воды, масла и топлива, уровень в фекальной и сточной цистернах, сопротивление изоляции электрических сетей, частота вращения механизмов, давление сжатого воздуха и др.
Для самоходных судов перечень контролируемых параметров по основным механизмам и системам приведен в Правилах Речного Регистра РСФСР.
Электрические системы АПС различаются по назначению (отдельных механизмов и систем, централизованные), по элементной базе (на контактных и бесконтактных.элементах), по способу приема сигналов (без запоминания, с запоминанием), по информационному признаку (с раздельными, с обобщенными сигналами).
Система аварийно-предупредительной сигнализации и отключаемой защиты (СПАСЗО) главных судовых двигателей обеспечивает выполнение следующих функций:
подачу индивидуальных предупредительных световых сигналов на местном щите и обобщенного сигнала на дистанционном пульте при достижении контролируемыми параметрами предупредительного значения;
подачу индивидуальных аварийных световых сигналов и обобщенного сигнала на дистанционном пульте при достижении контролируемыми параметрами аварийного значения;
подачу обобщенных звуковых сигналов при достижении контролируемыми параметрами предупредительного и аварийного значений;
подготовку звукового сигнала к срабатыванию после его отключения;
защиту (останов) двигателя одновременно с появлением аварийного значения сигналов;
задержку срабатывания датчиков минимального давления масла для предотвращения ложных срабатываний сигнализации при остановленном двигателе, а также в процессе его пуска и реверсирования.
Предупредительная сигнализация предусматривается по следующим параметрам: максимальной температуре охлаждающей воды, минимальному уровню воды
в расширительном баке внутреннего контура системы охлаждения, максимальной температуре смазочного масла, минимальному давлению масла в реверс-редукторе или редукторе, максимальной температуре масла упорного подшипника.
Аварийная сигнализация с одновременным остановом двигателя предусматривается по параметрам: максимальной температуре охлаждающей воды, максимальной температуре смазочного масла, минимальному давлению смазочного масла, максимальной частоте вращения двигателя.
Для подачи сигналов предупредительного и аварийного уровней, как правило, применяются раздельные датчики. Уставки их срабатывания устанавливаются заводом-изготовителем дизелей, число контролируемых параметров зависит от типа двигателей.
На электрической схеме системы СПАСЗО (рис. 134) показаны цепи предупредительной и аварийной сигнализации по давлению смазочного масла.
Для предупредительной и аварийной сигнализации используются одни и те же сигнальные табло, которые при появлении предупредительного сигнала горят непрерывно, а в случае аварийного сигнала — прерывисто.
Цепи АПС по давлению масла включаются через контакт электромагнитного реле К2, входящего в электронное реле времени КТ, показанное в упрощенном виде. Выдержка времени реле КТ определяется временем разряда предварительно заряженного конденсатора С4. При пуске двигателя цепь заряда конденсатора разрывается контактом путевого выключателя 82, механически связанного с пусковым устройством двигателя. Таким образом предотвращаются ложные срабатывания сигнализации при остановленном двигателе и в процессе его пуска, пока давление масла в магистрали еще не достигло номинального значения.
Прерывистый режим световой сигнализации достигается с помощью мультивибратора (генератора прямоугольных импульсов) С/2, собранного на транзисторах и конденсаторах. Контакты выходного реле /С4 мультивибратора периодически включаются и выключаются в цепи сигнальных ламп Н12, Ш4, которые работают с определенной частотой и длительностью.
При замыкании контакта датчика ВР1 предупредительного значения параметра получает питание сигнальная лампа НЬ2 щита СПАСЗО и через диод Уй1 — лампа Ш4 обобщенного светового сигнала на пульте управления двигателем в рулевой рубке или рубке управления. Одновременно через диод У02, резистор К3 и управляющий электрод тиристора У5 протекает ток заряда конденсатора С1, открывающий тиристор. Сила тока управления тиристора определяется сопротивлением резистора КЗ, а время протекания этого тока — емкостью конденсатора С/.
Катушка реле КЗ получает питание, реле срабатывает "И своими контактами включает звонки ИА1, НА2, расположенные в Машинном отделении и в рубке.
Конденсатор СЗ предотвращает прохождение импульсов тока по цепи управления тиристором, вызываемых колебаниями напряжения питания, и таким образом предотвращает ложные включения звонков. Резистор Я1 предназначен для разряда конденсатора С/ после размыкания контактов датчиков. Через резистор Я4 разряжаются конденсаторы С/ и СЗ.
Звонок можно отключить нажатием кнопок 53, 56 на щите СПАСЗО и пульте управления двигателем в рубке. Контакты кнопок размыкаются, прерывая протекание тока через тиристор, что приводит к его запиранию и отключению реле КЗ. После этого схема включения звонка автоматически готова к приему следующего сигнала.
После устранения причины срабатывания датчика ВР1 его контакт размыкается, лампы НЬ2, Н14 гаснут, конденсаторы С1, СЗ разряжаются. При достижении контролируемым параметром аварийного значения срабатывает датчик ВР2, через контакт которого поступает сигнал на включение цепей звуковых и световых сигналов.
Звуковые сигналы НА1, НА2 включаются таким же образом, как при срабатывании датчика ВР1, но в этом случае, кроме конденсатора С/, заряжается конденсатор С2 (через контакт ВР2, диоды Уй6, Уй3 и резисторы КЗ, Я4).
Через контакт датчика ВР2 получает питание катушка реле К1. Реле срабатывает, замыкая контакты в цепях самоблокировки, запуска мультивибратора 1)2, катушки реле Ко и размыкая контакт в цепи лампы Н12.
Реле К4 мультивибратора 1)2 периодически включается и отключается, что приводит к прерывистой работе сигнальных ламп Ш2, Н1-4, включенных через контакты реле К4.
Контакт реле Ко замыкается в цепи питания электромагнита УА стоп-устройства, которое останавливает двигатель. Реле Ко может быть отключено с помощью переключателей 54, 55 на щите СПАСЗО и на пульте управления двигателем в рубке. При этом загораются сигнальные лампы Н13 и Й1д.
После устранения неисправности контакт датчика ВР2 размыкается, «о световая сигнализация продолжает работать, так как параллельно контакту датчика включен контакт реле К1. Для снятия самоблокировки реле К1 необходимо нажать кнопку 57 на пульте управления двигателем или кратковременно обесточить схему с помощью выключателя «51 на щите СПАСЗО. Реле К1 отключается, его замыкающие контакты размыкаются в цепях самоблокировки, запуска мультивибратора С/2, питания реле защиты К5, а размыкающий контакт замыкается в цепи лампы НЬ2. В результате сигнальные лампы гаснут и происходит разряд конденсатора С/ и конденсатора С2 через диод У04, лампу Н12, контакт реле К1, резисторы #4, КЗ и К2.
При срабатывании других датчиков, не показанных на рис. 134, схема работает аналогичным образом.
Проверка исправности цепей сигнализации производится поворотом переключателя 5/ на щите СПАСЗО в положение «Проверка» или нажатием кнопки 58 на пульте управления двигателем в рубке. При этом цепи звуковой и световой сигнализации получают питание через диод У05, а мультивибратор С72 — через диод Уй7.
Сигнальная лампа НЬ1 на щите СПАСЗО сигнализирует о наличии питания, предохраните,!и Р1—Р4 защищают от короткого замыкания катушку электромагнита стоп-устройства и цепи сигнализации. Питание схемы осуществляется от аккумуляторных батарей 24 В.
Контрольные вопросы
1. Какие системы служебной телефонной связи применяют на судах?
2. Назовите сигнально-вызывные приборы телефонных аппаратов и коммутаторов.
3. Чем отличаются режимы работы микрофона и телефона у электромагнитных преобразователей с дифференциальной магнитной системой?
4. Назовите основные части судового без-батарейного телефонного аппарата.
5. Объясните работу функциональной схемы АТС.
6. Какие системы сигнализации применяются на речных судах?
7. Назовите составные части систем пожарной сигнализации и отличие лучевых систем от шлейфных.
8. Объясните работу схемы включения звонка системы аварийно-предупредительной сигнализации СПАСЗО.

Ремонтом ежедневно занимаются тысячи людей во всем мире. При его выполнении каждый начинает задумываться о тех тонкостях, которые сопутствуют ремонту: в какой цветовой гамме выбрать обои, как подобрать шторы в цвет обоев, правильно расставить мебель для получения единого стиля помещения. Но о самом главном редко кто задумывается, а этим главным является замена электропроводки в квартире. Ведь если со старой проводкой что-то произойдет, то квартира потеряет всю свою привлекательность и станет совершенно не пригодной для жизни.

Как заменить проводку в квартире знает любой электрик, но это под силу любому обычному гражданину, однако при выполнении данного вида работ ему следует выбирать качественные материалы, чтобы получить безопасную электрическую сеть в помещении.

Первое действие, которое необходимо выполнить, спланировать будущую проводку . На данном этапе нужно определить, в каких именно местах будут проложены провода. Также на данном этапе можно вносить любые коррективы в существующую сеть, что позволит максимально комфортно в соответствии с потребностями хозяев расположить светильники и .

12.12.2019

Узкоотраслевые приборы трикотажной подотрасли и их техническое обслуживание

Для определения растяжимости чулочно-носочных изделий применяется прибор, схема которого показана на рис. 1.

В основе конструкции прибора лежит принцип с автоматическим уравновешиванием коромысла упругими силами испытываемого изделия, действующими с постоянной скоростью.

Весовое коромысло представляет собой равноплечий круглый стальной стержень 6, имеющий ось вращения 7. На его правый конец крепятся с помощью байонетного замка лапки или раздвижная форма следа 9, на которые одевается изделие. На левом плече шарнирно укреплена подвеска для грузов 4, а его конец заканчивается стрелкой 5, показывающей равновесное состояние коромысла. До начала испытаний изделия коромысло приводят в равновесие подвижной гирей 8.

Рис. 1. Схема прибора для измерения растяжимости чулочно-носочных изделий: 1 —направляющая, 2 — левая линейка, 3 — движок, 4 — подвеска для грузов; 5, 10 — стрелки, 6 — стержень, 7 — ось вращения, 8 — гиря, 9 — форма следа, 11— растягивающий рычаг,

12— каретка, 13 — ходовой винт, 14 — правая линейка; 15, 16 — винтовые шестерни, 17 — червячный редуктор, 18 — соединительная муфта, 19 — электродвигатель


Для перемещения каретки 12 с растягивающим рычагом 11 служит ходовой винт 13, на нижнем конце которого закреплена винтовая шестерня 15; через нее вращательное движение передается ходовому винту. Перемена направления вращения винта зависит от изменения вращения 19, который при помощи соединительной муфты 18 связан с червячным редуктором 17. На вал редуктора посажена винтовая шестерня 16, непосредственно сообщающая движение шестерне 15.

11.12.2019

В пневматических исполнительных механизмах перестановочное усилие создается за счет воздействия сжатым воздухом на мембрану, или поршень. Соответственно различают механизмы мембранные, поршневые и сильфонные. Они предназначены для установки и перемещения затвора регулирующего органа в соответствии с пневматическим командным сигналом. Полный рабочий ход выходного элемента механизмов осуществляется при изменении командного сигнала от 0,02 МПа (0,2 кг/см 2) до 0,1 МПа (1 кг/см 2). Предельное давление сжатого воздуха в рабочей полости — 0,25 МПа (2,5 кг/см 2).

У мембранных прямоходных механизмов шток совершает возвратно-поступательное движение. В зависимости от направления движения выходного элемента они подразделяются на механизмы прямого действия (при повышении давления мембраны) и обратного действия.

Рис. 1. Конструкция мембранного исполнительного механизма прямого действия: 1, 3 — крышки, 2—мембрана, 4 — опорный диск, 5 — кронштейн, 6 — пружина, 7 — шток, 8 — опорное кольцо, 9 — регулировочная гайка, 10 — соединительная гайка


Основными конструктивными элементами мембранного исполнительного механизма являются мембранная пневматическая камера с кронштейном и подвижная часть.

Мембранная пневматическая камера механизма прямого действия (рис. 1) состоит из крышек 3 и 1 и мембраны 2. Крышка 3 и мембрана 2 образуют герметическую рабочую полость, крышка 1 прикреплена к кронштейну 5. К подвижной части относятся опорный диск 4, к которому прикреплена мембрана 2, шток 7 с соединительной гайкой 10 и пружина 6. Пружина одним концом упирается в опорный диск 4, а другим через опорное кольцо 8 в регулировочную гайку 9, служащую для изменения начального натяжения пружины и направления движения штока.

08.12.2019

На сегодняшний день существует несколько видов ламп для . У каждого из них есть свои плюсы и минусы. Рассмотрим виды ламп которые наиболее часто используются для освещения в жилом доме или квартире.

Первый вид ламп – лампа накаливания . Это самый дешевый вид ламп. К плюсам таких ламп можно отнести ее стоимость, простоту устройства. Свет от таких ламп является наиболее лучшим для глаз. К минусам таких ламп можно отнести невысокий срок службы и большое количество потребляемой электроэнергии.

Следующий вид ламп – энергосберегающие лампы . Такие лампы можно встретить абсолютно для любых типов цоколей. Представляют из себя вытянутую трубку в которой находится специальный газ. Именно газ создает видимое свечение. У современных энергосберегающих ламп, трубка может иметь самую разнообразную форму. Плюсы таких ламп: низкое энергопотребление по сравнению с лампами накаливания, дневное свечение, большое выбор цоколей. К минусам таких ламп можно отнести сложность конструкции и мерцание. Мерцание обычно незаметно, но глаза будут уставать от света.

28.11.2019

Кабельная сборка — разновидность монтажного узла. Кабельная сборка представляет собой несколько местных , оконцованных с двух сторон в электромонтажном цехе и увязанных в пучок. Монтаж кабельной трассы, осуществляют, укладывая кабельную сборку в устройства крепления кабельной трассы (рис. 1).

Судовая кабельная трасса - электрическая линия, смонтированная на судне из кабелей (пучков кабелей), устройств крепления кабельной трассы, уплотнительных устройств и т. п. (рис. 2).

На судне кабельную трассу располагают в труднодоступных местах (по бортам, подволоку и переборкам); они имеют до шести поворотов в трех плоскостях (рис. 3). На крупных судах наибольшая длина кабелей достигает 300 м, а максимальная площадь сечения кабельной трассы — 780 см 2 . На отдельных судах с суммарной длиной кабелей свыше 400 км для размещения кабельной трассы предусматривают кабельные коридоры.

Кабельные трассы и проходящие по ним кабели подразделяют на местные и магистральные в зависимости от отсутствия (наличия) устройств уплотнения.

Магистральные кабельные трассы подразделяют на трассы с торцовыми и проходными коробками в зависимости от типа применения кабельной коробки. Это имеет смысл для выбора средств технологического оснащения и технологии монтажа кабельной трассы.

21.11.2019

В области разработки и производства приборов КИПиА американская компания Fluke Corporation занимает одну из лидирующих позиций в мире. Она была основана в 1948 году и с этого времени постоянно развивает, совершенствует технологии в области диагностики, тестирования, анализа.

Инновации от американского разработчика

Профессиональное измерительное оборудование от мультинациональной корпорации используется при обслуживании систем обогрева, кондиционирования и вентиляции, холодильных установок, проверки качества воздуха, калибровки электрических параметров. Фирменный магазин Fluke предлагает приобрести сертифицированное оборудование от американского разработчика. Полный модельный ряд включает:
  • тепловизоры, тестеры сопротивления изоляции;
  • цифровые мультиметры;
  • анализаторы качества электрической энергии;
  • дальномеры, вибромеры, осциллографы;
  • калибраторы температуры, давления и многофункциональные аппараты;
  • визуальные пирометры и термометры.

07.11.2019

Используют уровнемер для определения уровня разных видов жидкостей в открытых и закрытых хранилищах, сосудах. С его помощью измеряют уровень вещества или расстояние до него.
Для измерения уровня жидкости используют датчики, которые отличаются по типу: радарный уровнемер , микроволновый (или волноводный), радиационный, электрический (или емкостный), механический, гидростатический, акустический.

Принципы и особенности работы радарных уровнемеров

Стандартными приборами не определить уровень химически агрессивных жидкостей. Только радарный уровнемер способен его измерить, так как не соприкасается с жидкостью при работе. К тому же радарные уровнемеры более точные по сравнению, например, с ультразвуковыми или с емкостными.

Применение . Движение транспортного флота ночью не прекращается, поэтому безопасность плавания в ночное время зависит от умения «читать» не только навигационные, но и сигнальные огни, которые включены на каждом без исключения судне – движущемся или неподвижном.

Правила, относящиеся к огням, должны соблюдаться от захода до восхода солнца (ночью), а также в условиях ограниченной видимости днем. При этом не должны выставляться другие огни, которые могут быть ошибочно приняты за предписанные Правилами, ухудшить их видимость или служить помехой для наблюдения.

Категории судов, несущих сигнальные огни. Правила плавания требуют, чтобы по сигнальным огням можно было различать следующие категории судов: самоходные одиночные суда на ходу, составы на ходу, суда и составы на стоянке, несамоходные суда при их буксировке (т. е. «на ходу») и на стоянке, суда технического флота, рыболовецкие суда, маломерные и парусные суда, стоечные плавучие средства и плоты.

Среди несамоходных судов в особую категорию выделены технические суда, которые «по долгу службы» могут стоять на судовом ходу (земснаряды, подъемные краны, водолазные боты и т. п.). Выделены также суда, занимающиеся ловом рыбы, поскольку их опущенные сети могут занимать до половины ширины фарватера, представляя собой повышенную навигационную опасность для проходящих мимо судов.

Стоечные плавучие средства (причалы-понтоны, купальни и т. п.) являются, образно говоря, неподвижными «надводными навигационными препятствиями» и их сигнальные огни в этом смысле сродни навигационным. В этом же смысле парусные суда можно сравнить с подвижной «навигационной опасностью», в связи с чем они выделены в отдельную категорию судов.

Наконец, для маломерных судов Правила плавания устанавливают упрощенный вариант сигнальных огней.

Назначение сигнальных огней. По сигнальным огням можно узнать назначение судна; состав это или одиночное судно; если состав, то какой именно. Однако самое важное в ночной ориентировке – определить, стоит ли судно на месте или движется, и если движется, то в каком направлении. Поэтому у самоходных судов существенно отличаются сигнальные огни «на ходу» и «на стоянке» или, как говорят на флоте, ходовые и стояночные.

Ходовые огни позволяют узнать направление движения судна (встречное, поперечное, попутное) и определить изменение его курса, стояночные – говорят о типе судна и характере его груза.

Несамоходное судно может двигаться по фарватеру только с помощью самоходного судна, которое несет свои ходовые огни, поэтому несамоходному судну ходовые огни не нужны.

Обычное несамоходное судно не имеет права стоять на фарватере, а несамоходные технические суда выполняют на нем определенные работы, поэтому их стояночные огни должны указывать, где стоит судно – на судовом ходу или за его пределами.

Расположение и характер сигнальных огней . Сигнальные огни судов отличаются друг от друга их расположением, цветом, секторами освещения, режимом горения, дальностью видимости (рис. 76).

Ходовыми огнями являются топовые, кормовой и бортовые. Они постоянно включены на ходу и выключены на стоянке. Только на ходу включены также буксировочный огонь и проблесковые круговые огни. Огни-отмашки включают на ходу, подавая сигналы расхождения и обгона, причем светоимпульсные отмашки могут применяться как ночью, так и днем.

Топовые огни (рис. 76 а – 1) всегда белого цвета, непрерывно горящие, расположены в диаметральной плоскости судна, светят прямо по курсу в секторе 225°. Количество и взаимное расположение топовых огней зависят от категории судна. Могут быть установлены и на несамоходном судне.

Бортовые огни (рис. 76 а – 2, 6) горят непрерывно, расположены по бортам судна: по правому борту – зеленый, по левому – красный. Каждый огонь светит вперед-вбок от диаметральной плоскости судна в секторе 112,5° (сектор освещения бортового огня занимает половину сектора топового огня). Установлены только на самоходных судах.

Рис. 76. Ходовые огни судов: а – постоянного свечения; б – непостоянного свечения.

Стояночные огни: в – самоходных; г – несамоходных судов

Буксировочный огонь (рис. 76 а – 4) желтого цвета, горит непрерывно, светит назад в таком же секторе, что и кормовые огни – 135°.

Круговой огонь виден со всех сторон. В зависимости от категории судна может быть разного цвета – белый, красный, желтый, синий, зеленый – и с разным режимом горения: постоянно горящий, включаемый на некоторое время («временно включаемый») и проблесковый т. е. непрерывно мигающий с регулярными интервалами времени.

Кормовые огни (рис. 76 а – 5) белого цвета расположены в кормовой части судна, горят непрерывно. Светят назад в секторе 135°, так что при любом маневре судна всегда видны или топовые, или кормовые огни, но вместе никогда. Установлены только на самоходных судах

Светоимпульсная (световая) отмашка – это белый проблесковый огонь, расположенный выше бортового огня, на краю мостика судна (рис. 76 б – 4). Каждый огонь состоит из пары фонарей, которые светят вперед и назад от траверза на 112,5°, так что сектор освещения перекрывает диаметральную плоскость судна и спереди, и сзади. Могут применяться огни-отмашки, одинаковые по цвету с соответствующими бортовыми огнями.

Кроме того, самоходные суда оборудованы на краях ходового мостика белыми огнями постоянного горения, которые светят прямо по траверзу судна в секторе 180° (рис. 76 в – 2).

Дальность видимости сигнальных огней. Наибольшая дальность видимости у топовых огней самоходного судна длиной более 20 м – не менее 8 км. У несамоходных судов она меньше: при длине более 50 м – 4 км, у более коротких – 2 км.

Бортовые, кормовые и белые круговые огни самоходных судов имеют дальности видимости 3,7 км, цветные круговые огни – 1,85 км. Это значит, что топовые огни встречного судна видны намного дальше, чем бортовые.

Ходовые огни и курс судна . Секторы освещения ходовых огней выбраны так, что цветные бортовые огни практически нельзя перепутать с цветными навигационными огнями: бортовые огни всегда видны «в сопровождении» топовых. Но одного этого недостаточно для надежной ориентировки ночью: водителю маломерного судна крайне важно знать, на каких курсах он сближается с увиденным транспортным судном. Наиболее опасны встречные курсы – от лобового до траверзного, когда суда сближаются со скоростью, превышающей скорость каждого из них. Сближение на остальных курсах происходит со скоростью меньшей, чем скорость наиболее быстроходного из них.

Ходовые огни позволяют быстро установить, опасно ли сближение с увиденным судном. Для этого нужно помнить правило :

движущийся красный огонь опасен справа по курсу, зеленый – слева . В первом случае увиденное судно пересекает наш курс справа, так что мы видим его левый борт, во втором случае – наоборот. Однако наиболее опасна ситуация, когда впереди по курсу видны оба бортовых огня – если не изменить курс своего судна, столкновения не избежать!

Огни одиночных самоходных судов на ходу (Правило 57). Все такие суда несут топовый, бортовые и кормовые огни (см. рис. 76 а). Судно длиной более 50 м может нести второй топовый огонь, распложенный впереди и ниже первого. Судно шириной менее 5 м несет один кормовой огонь в диаметральной плоскости, более широкое судно – три кормовых огня, расположенных равносторонним треугольником основанием вниз (рис. 76 а).

Пассажирское судно, работающее на переправе или на внутригородской линии, несет дополнительно желтый проблесковый круговой огонь (рис. 76 б – 3).

Судно с нефтегрузами, их остатками, взрывчатыми или ядовитыми веществами (в дальнейшем для краткости – «судно с нефтегрузами») несет красный топовый огнь (рис. 76 а – 3), расположенный ниже переднего белого топового огня (Правило 73).

Судно судоходного надзора дополнительно может показывать ночью и днем синий проблесковый круговой огонь (рис. 76 б – 2). Желтый и синий проблесковый огни могут быть расположены на одной вертикали с топовым огнем выше или ниже его.

Толкающие и буксирующие суда отличаются от одиночных самоходных судов топовыми огнями и наличием буксировочных огней.

Огни толкаемого состава. Судно, толкающее баржу-приставку, несет три топовых, бортовые, кормовые и буксировочный огни (Правило 59). Топовые огни в виде равностороннего треугольника основанием вниз расположены в вертикальной плоскости, перпендикулярной диаметральной плоскости судна, в которой находится верхний из огней. У судна шире 5 м – три кормовых огня, у более узкого – только один буксировочный огонь.

Если судно толкает баржи с нефтегрузами, то оно вместо верхнего белого топового огня в вершине треугольника должно нести красный топовый огонь (Правило 74).

Толкаемые суда-баржи должны нести (Правило 60): одиночное – один топовый огонь в носовой части, в составе – по одному топовому огню на носовой части каждого переднего судна (расположены ниже треугольника топовых огней толкающего судна).

Огни буксировщиков на тросе (Правило 61). Судно-буксировщик несет два вертикально расположенных топовых огня, по одному кормовому и буксировочному огню в диаметральной плоскости судна, причем буксировочный огонь находится выше кормового, и бортовые огни.

Если судно буксирует плот или смешанный состав (плот и суда), то вместо двух несет три топовых огня, расположенных по вертикали.

Буксировщики составов с нефтегрузами несут красный топовый огнь, расположенный ниже переднего белого топового огня.

Огни при буксировке двойной тягой. Такая буксировка может осуществляться самоходными судами, идущими в кильватер или борт о борт.

При буксировке в кильватер передний буксировщик несет полный комплект огней буксировщика, количество и расположение которых зависит от рода груза, а остальные буксировщики – такие же огни, за исключением бортовых (Правило 62). Сигналы расхождения и обгона подает только буксировщик, следующий впереди.

Буксировщики ошвартованные (счаленные) бортами, несут все огни буксировщиков, за исключением внутренних бортовых огней (они просто не нужны) (Правило 63). Буксирный трос закреплен на судне, у которого горит левый бортовой огонь.

Огни при буксировке под бортом (Правило 66). Буксировщик несамоходного судна несет такие же огни, как одиночное самоходное судно на ходу. Несамоходное судно несет положенные ему огни.

Если под бортом буксировщика ошвартовано другое самоходное судно (использующее свои двигатели или нет), то последнее несет один топовый огонь и один кормовой огонь (как одиночное самоходное судно короче 50 м и не шире 5 м). Нефтебункеровщик, а также зачистное судно при передаче топлива или приеме подсланевых вод дополнительно несут по красному круговому огню. При этом основное судно (буксировщик) свои огни не меняет.

Сигнальные огни буксируемых несамоходных судов (Правило 67) одни и те же во время буксировки и на стоянке (за исключением судов с нефтегрузами).

Одиночные суда длиной менее 50 м несут один белый круговой огонь (при буксировке под бортом может быть заменен на топовый) (рис. 76 г – 1), более длинное судно несет два белых круговых огня на носу и на корме (при буксировке под бортом могут быть заменены на топовый и кормовой).

Несамоходное судно с нефтегрузами на стоянке дополнительно несет красный круговой огонь (у состава – на каждом судне), который не должен находиться на одной вертикали с белым круговым огнем (рис. 76 г – 1, 2).

На дебаркадере (плавучем причале с надстройкой) выставлен один белый круговой огонь на мачте и один белый огонь на стенке надстройки, ви видимый со стороны судового хода.

Паром канатной переправы во время движения несет белый круговой огонь, канат переправы освещен у обоих берегов фонарями.

Несамоходное судно на мели (Правило 88) несет установленные для него стояночные огни. Кроме того, на уровне плавучего навигационного знака на части судна, выступающей в сторону судового хода, выставлены огни, сообщающие о том, свободен ли проход для других судов: если свободен – то белый круговой огонь, если нет – то три вертикально расположенных красных круговых огня.

Стояночные огни самоходных судов . Признак движения самоходного судна – топовые и бортовые огни. На стоянке они выключены. Главный признак стоящего самоходного судна – белый круговой огонь, расположенный на наиболее видном месте.

Одиночное судно (Правило 78), ширина которого более 5 м, несет один белый круговой огонь в носовой части (на мачте, флагштоке); один белый огонь на краю мостика с ходовой стороны, видимый в секторе 180° (по 90° от траверза); два кормовых огня, расположенных горизонтально (рис. 76 в – 1, 2, 4). Более узкое судно несет только один белый круговой огонь на мачте.

Самоходное судно с нефтегрузами (Правило 81) на стоянке дополнительно несет красный круговой огонь, который не должен находиться на одной вертикали с белым круговым огнем (рис. 76 в – 3).

Самоходное судно на мели (Правило 88) несет обычные стояночные огни и, кроме того, дополнительные огни, указывающие, возможен ли мимо него проход других судов (такие же, как у несамоходных судов на мели).

Огни плотов и стоечных плавучих средств . Плоты на ходу и на стоянке несут белые круговые огни, количество и расположение которых зависят от длины плота (например, один огонь в хвостовой части плота при его длине до 60 м, по одному огню в головной и хвостовой частях при длине до 120 м, четыре огня по углам плота при длине более 240 м).

Плавучие причалы-понтоны, насосные станции, купальни и т. п. должны нести белые круговые огни на части, выступающей в сторону судового хода: при длине этой части менее 50 м – один огонь, при большей длине – по одному огню через каждые 50 м.

Огни технических судов . Рефулерные земснаряды во время работы на судовом ходу несут один зеленый круговой огонь на мачте. Отсыпая грунт на правый берег, земснаряд со стороны судового хода несет два красных круговых огня (тентовых), отсыпая грунт на левый берег – два зеленых. Огни установлены на носу и на корме на высоте тента (надстройки). Трубопровод через каждые 50 м обозначен круговыми огнями (красными при отвале грунта на правый берег, белыми – на левый).

Если рефулерный земснаряд стоит не на судовом ходу, то вместо зеленого кругового огня он несет белый круговой огонь, огни на трубопроводе тоже белые.

Дноочистительные снаряды и суда, занятые подводными работами (подъем судов, прокладка труб, кабелей и т. п. без водолазных работ) несут один зеленый круговой огонь на мачте.

Судно, занятое водолазными работами, несет на мачте два зеленых круговых огня, расположенных по вертикали.

Плавучие краны, добывающие грунт на судовом ходу или вне его, несут стояночные огни несамоходных судов.

Огни рыболовных судов. Судно, занятое протаскиванием траловых сетей или другого орудия лова, должно, помимо сигнализации, предписанной другими положениями Правил, нести:

Ночью – два круговых огня, расположенные по вертикали (верхний - зеленый, нижний - белый, на расстоянии не менее 1 м впереди и ниже топового огня);

Днем – два соединенных своими вершинами черных конуса, расположенные друг над другом.

Рыболовное судно на ходу или стоянке, не занятое ловом, должно нести те же огни, что и самоходное и несамоходное суда.

Огни маломерных и парусных судов (Правила 69-72). Катера и моторные лодки независимо от мощности двигателя должны нести на ходу топовый, бортовые и кормовой огни. Бортовые огни могут быть скомбинированы в одном фонаре.

При стоянке на якоре в месте, где могут плавать другие суда, моторное маломерное судно должно нести один белый круговой огонь. Такой же огонь оно должно нести, если идет на веслах, под парусом или на буксире (можно также иметь такой огонь наготове и показывать его при приближении других судов).

Парусные суда длиной 20 и более метров должны нести на ходу бортовые огни, кормовой огонь и два круговых огня около топа мачты, расположенные вертикально, причем верхний огонь должен быть красным, а нижний – зеленым;

Суда длиной от 7 до 20 метров – бортовые огни, кормовой огонь. При этом огни могут быть объединены в одном фонаре, установленном в верхней части мачты;

Суда длиной менее 7 метров – белый круговой огонь, расположенный на мачте; при приближении других судов это судно должно, кроме этого, освещать парус белым огнем;

Парусное судно, стоящее на якоре в месте, где могут плавать другие суда, несет один белый круговой огонь.

Гребные лодки на ходу несут один белый круговой огонь или имеют его наготове, чтобы показывать при приближении других судов. Стоя на якоре там, где плавают другие суда, гребные лодки должны нести один белый круговой огонь.

Знаки судов – это флаг «А» из Международного свода сигналов (бело-синего цвета с границей цветов по вертикали, с косичками), черный шар диаметром 60 см, черный и красный конусы вершиной вниз высотой и диаметром основания по 60 см.

Один флаг «А» несут дноочистительные снаряды и суда, которые обходятся без водолазных работ. Два расположенных вертикально флага «А» несет судно, занятое водолазными работами .

Красный конус вершиной вниз должны нести самоходные и несамоход несамоходные , или суда, которые не были дегазированы после перевозки таких грузов.

Один черный шар на наиболее видном месте в носовой части несет самоходное судно, стоящее на якоре ; судно шириной менее 5 м этот знак может не нести. Толкач или буксировщик состава, стоящего на якоре, должен поднимать черный шар, видимый со всех сторон.

Три черных шара несет самоходное или несамоходное судно, сидящее на мели .

Черный конус вершиной вниз несет судно, идущее под парусом и в то же время приводимое в движение мотором.

Рыболовные сети , поставленные в непосредственной близости от судового хода или на его части, должны обозначаться желтыми поплавками или желтыми флагами в количестве, достаточном для указания их местонахождения.

Дневные и ночные зрительные сигналы судов . Правила плавания регламентируют следующие виды сигналов, которые могут подавать суда:

отмашка транспортных, технических и рыболовных судов: днем – вертикальным (вверх-вниз) движением флага-отмашки белого цвета, ночью – светом огней-отмашек или миганием сигнальных огней у технических и рыболовных судов;

сигнал «Прошу остановиться»: днем – горизонтальное движение белого флага-отмашки, ночью – белого огня;

сигнал маломерного или парусного судна при потере им хода или управляемости на пути движения других судов: днем – круговым движением заметного предмета над головой, ночью – круговым движением белого огня; дополнительно может подаваться звуковой сигнал «Предупреждение»;

Когда терпящее бедствие судно нуждается в помощи, оно может показывать (Правило 96):

Ракеты красного цвета;

III. Визуальная сигнализация

47. Требования, относящиеся к огням, должны соблюдаться от захода до восхода солнца (ночью). При этом не должны выставляться другие огни, которые могут быть ошибочно приняты за предписанные настоящими Правилами, ухудшать их видимость или служить помехой для наблюдения.

Правила, относящиеся к знакам, должны соблюдаться от восхода до захода солнца (днем).

48. Днем, когда требуют условия видимости, судоводители должны применять сигнализацию, предписанную для ночи.

49. Расположение огней должно соответствовать требованиям приложения N 2, а дальность видимости - не менее указанным в приложении N 3 к настоящим Правилам.

50. Суда, находящиеся на ремонте или отстое на акваториях , расположенных за пределами судового хода, и не создающие препятствий для других движущихся судов, предписанные огни и знаки могут не нести.

51. Сигнальные огни:

Топовый огонь - белый огонь или красный, расположенный в диаметральной плоскости судна, излучающий непрерывный свет по дуге горизонта в 225 град. и расположенный таким образом, чтобы этот свет был виден с направления прямо по носу судна до 22,5 град. позади траверза каждого борта;

Бортовые огни - зеленый огонь на правом борту и красный огонь на левом борту, причем каждый из этих огней излучает непрерывный свет по дуге горизонта в 112,5 град. и должен быть расположен таким образом, чтобы этот свет был виден с направления прямо по носу судна до 22,5 град. позади траверза соответствующего борта;

Кормовой огонь - белый огонь, расположенный в кормовой части судна, излучающий непрерывный свет по дуге горизонта в 135 град. и расположенный таким образом, чтобы этот свет был виден с направления прямо по корме до 67,5 град. с каждого борта;

Круговой огонь - огонь, излучающий свет непрерывно по дуге горизонта в 360 град.;

Буксировочный огонь - желтый огонь, излучающий непрерывный свет по дуге горизонта в 135 град. и расположенный таким образом, чтобы этот свет был виден с направления прямо по корме до 67,5 град. с каждого борта;

Светоимпульсная отмашка цветная или белая - проблесковый огонь, излучающий свет по дуге горизонта в 112,5 град. от траверза судна к носу или корме с перекрытием диаметральной плоскости судна на 22,5 град. Светоимпульсная отмашка является ночной и дневной сигнализацией. При отсутствии светоимпульсной отмашки разрешается применение ночью световой отмашки (мигание белым огнем), а днем - флага-отмашки;

Проблесковый огонь - огонь, дающий проблески через регулярные интервалы времени.

52. При проходе под мостами, через шлюзы или под линиями воздушных переходов суда могут нести топовые огни на меньшей, чем установлено, высоте для беспрепятственного прохода.

53. Флаги и щиты должны быть прямоугольными. Их длина и ширина должны быть не менее 1 м, а для маломерных судов - не менее 0,6 м.

54. Цилиндры, шары, конусы и двойные конусы могут быть заменены приспособлениями, которые на расстоянии создают те же изображения. Их размеры должны быть:

Высота цилиндра - не менее 0,8 м, диаметр - не менее 0,5 м;

Диаметр шара - не менее 0,6 м;

Высота конуса - не менее 0,6 м, диаметр основания - не менее 0,6 м.

55. Запрещается использовать осветительные устройства, прожекторы, а также щиты, флаги и другие предметы, если они могут быть ошибочно приняты за световую сигнализацию, огни и сигналы, упомянутые в настоящих Правилах, или если они могут ухудшить видимость или затруднить распознавание навигационных огней и сигналов.

56. Судоводителям запрещается использовать осветительные устройства и прожекторы, если они могут вызвать ослепление, создающее опасность или помехи для судоходства.

IV. Ночная ходовая сигнализация

57. Одиночное самоходное судно должно нести:

Топовый огонь; судно длиной 50 м и более может нести второй топовый огонь, расположенный позади и выше переднего;

Бортовые огни;

Три кормовых огня, расположенные треугольником основанием вниз - на судах шириной более 5 м;

Один кормовой огонь в диаметральной плоскости - на судах шириной 5 м и менее.

58. Пассажирские водоизмещающие самоходные суда , работающие на переправе или на внутригородских линиях в границах портовых вод, а также самоходный паром на ходу должны нести, кроме вышеуказанных огней, желтый проблесковый круговой огонь, расположенный выше топового.

59. Толкающее судно должно нести:

Три топовых огня, расположенные в одной плоскости равносторонним треугольником основанием вниз, верхний из которых должен быть расположен в диаметральной плоскости;

Бортовые огни;

Три кормовых огня, расположенные треугольником основанием вниз, над ними - буксировочный огонь, а судно шириной 5 м и менее - только один буксировочный огонь.

60. Толкаемые суда должны нести:

Одиночное - один топовый огонь в носовой части;

В составе - по одному топовому огню на носовой части каждого переднего судна.

61. Буксирующее судно должно нести:

Два топовых огня, расположенные по вертикали; при буксировке плота - три топовых огня, расположенные по вертикали;

Бортовые огни;

Кормовой огонь, расположенный в диаметральной плоскости, и буксировочный огонь над ним.

62. При буксировке состава несколькими самоходными судами, соединенными в кильватер, головной буксировщик должен нести огни, указанные в пункте 61 настоящих Правил, остальные буксировщики - такие же огни, за исключением бортовых.

63. Самоходные суда, ошвартованные бортами и буксирующие состав, должны нести огни, указанные в пункте 61, за исключением внутренних бортовых огней.

64. Самоходное судно у плота, помогающее в его проводке, должно нести три топовых огня, расположенных по вертикали, и один кормовой огонь, расположенный в диаметральной плоскости судна.

65. Самоходное судно при буксировке на тросе состава с толкачом должно нести такие же огни, как самоходное судно, указанное в пункте 61, а толкающее судно - один топовый огонь, буксировочный огонь и ниже его два кормовых огня, расположенных горизонтально. При ширине толкача 5 м и менее оно несет один буксировочный огонь.

66. При буксировке под бортом любых других судов буксирующее самоходное судно должно нести огни в соответствии с пунктом 61 настоящих Правил. Самоходное судно, находящееся под бортом, в этом случае должно нести топовый огонь и один кормовой огонь, расположенный в диаметральной плоскости, а несамоходное судно - согласно пункту 67 настоящих Правил.

67. Несамоходные суда буксируемого состава , следующего за одним или несколькими самоходными судами, должны нести:

Одиночное судно длиной до 50 м - один круговой белый огонь;

Одиночное судно длиной 50 м и более - по одному белому круговому огню на носовой и кормовой частях;

В составе - по одному белому круговому огню на носовой части каждого судна и на кормовой части каждого последнего судна.

68. Самоходное судно с работающими двигателями, буксируемое на тросе, должно нести огни, указанные в пункте 67 настоящих Правил.

(в ред. Приказа Минтранса РФ от 01.01.2001 N 114)

69. Самоходное маломерное судно должно нести:

Топовый огонь;

Бортовые огни;

Кормовой огонь.

Бортовые огни могут быть скомбинированными в одном фонаре, расположенном по оси судна в носовой части.

70. Буксируемые и идущие в счале маломерные суда должны нести круговой белый огонь. Это предписание не применяется к шлюпкам судов.

71. Парусные суда должны нести:

Суда длиной 20 и более метров - бортовые огни, кормовой огонь и два круговых огня около топа мачты, расположенные вертикально, причем верхний огонь должен быть красным, а нижний - зеленым;

Суда длиной от 7 до 20 метров - бортовые огни, кормовой огонь. При этом огни могут быть объединены в одном фонаре, установленном в верхней части мачты;

Суда длиной менее 7 метров - белый круговой огонь, расположенный на мачте; при приближении других судов это судно должно, кроме этого, освещать парус белым огнем;

Парусное судно, идущее под мотором или под парусом и мотором, должно нести огни как одиночное самоходное судно.

72. Шлюпки судов должны иметь белый круговой огонь и показывать его при приближении других судов.

73. Суда, совершающие перевозки опасных грузов , или суда, которые не были дегазированы после перевозки таких грузов, должны нести на ходу, помимо огней, предписанных в пункте 57 настоящих Правил, красный топовый огонь, расположенный ниже переднего белого топового огня.

74. Буксировщик или толкач , кроме огней, предписанных настоящими Правилами, должен нести:

Если в составе находятся суда, указанные в пункте 73, судно, занятое буксировкой на тросе, должно нести красный топовый огонь, расположенный выше белых топовых огней;

Судно, занятое толканием судов, вместо верхнего белого топового огня в вершине треугольника должно нести красный топовый огонь;

Если в составе находятся указанные в пункте 73 суда (смешанный состав) - один красный топовый огонь, расположенный выше белых или треугольника.

75. Паромы канатных переправ , не передвигающиеся самостоятельно, должны нести:

Белый круговой огонь, расположенный на высоте не менее 5 м, однако эта высота может быть уменьшена до 3 м, если длина парома не превышает 15 м;

Желтый круговой огонь, расположенный на расстоянии не менее 1 метра над белым огнем.

Канат переправы должен быть освещен у обоих берегов фонарями, прикрытыми сверху защитными козырьками.

76. Самоходное судно, занятое толканием, буксировкой на тросе или под бортом несамоходного судна (парома) на переправе, кроме предписанных ему огней, должно нести желтый проблесковый круговой огонь.

Несамоходное судно несет при работе толканием один белый топовый огонь, при буксировке - один белый круговой огонь, если судно длиной до 50 метров, свыше 50 метров - два круговых огня на носу и корме.

77. Плоты на ходу должны нести:

При длине менее 60 м - один белый круговой огонь на хвостовой части;

При длине от 60 до 120 м - по одному белому круговому огню на головной и хвостовой частях;

При длине от 120 до 240 м - по одному белому круговому огню на углах плота;

При длине от 240 до 480 м - по одному белому круговому огню на углах плота и на бортах в средней части, а на плотах длиной более 480 м добавляются два белых круговых огня по бортам через каждые 240 метров.

V. Ночная стояночная сигнализация

78. Одиночное судно на стоянке должно нести:

Самоходное шириной 5 м и менее, несамоходное длиной до 50 м - один белый круговой огонь на мачте;

Самоходное шириной более 5 м - белый круговой огонь в носовой части, два кормовых огня, расположенные горизонтально, и белый огонь на краю ходового мостика со стороны судового хода, видимый в секторе 180 град.;

Несамоходное длиной 50 м и более - по одному белому круговому огню в носовой и кормовой частях.

79. Дебаркадер, плавмастерская, брандвахта должны нести один белый круговой огонь на мачте и один белый круговой огонь на стенке надстройки, видимый со стороны судового хода.

80. В составе или группе соединенных несамоходных судов, стоящих на рейде или у берега, суда, находящиеся со стороны судового хода, и все суда переднего счала должны нести по одному белому круговому огню на носовой части, а все суда последнего (заднего) счала - на кормовой части.

81. Суда с опасными грузами или их остатками на стоянке должны дополнительно к огням, предписанным в пункте 78 настоящих Правил, нести один красный круговой огонь.

82. Нефтеперекачивающие, нефтебункеровочные и зачистные станции должны нести такие же огни и знаки, как несамоходные суда соответствующих размеров, а также красный круговой огонь.

83. Плоты на стоянке в пути следования должны нести такие же огни, как и на ходу.

84. Плоты, стоящие на формировочном рейде, должны нести со стороны судового хода через каждые 500 м круговые огни того же цвета, как и огни соответствующих плавучих навигационных знаков.

85. Плавучие причалы, насосные станции и другие плавучие установки должны нести при длине менее 50 м один белый круговой огонь, при длине 50 м и более - белый круговой огонь через каждые 50 м.

86. Лесонаправляющие и лесоограждающие плавучие сооружения лесных запаней и гаваней на оконечностях, а также по всей длине через каждые 100 м должны нести круговые огни такого же цвета, как и огни соответствующих плавучих навигационных знаков.

87. Сети , поставленные в непосредственной близости от судового хода или на его части, должны обозначаться через каждые 100 м на лодках или других приспособлениях круговыми огнями того же цвета, как и огни соответствующих плавучих навигационных знаков.

88. На судне, стоящем на мели , должны нестись установленные для него стояночные огни и, кроме того, на уровне плавучего знака:

Со стороны или сторон, с которых судовой ход свободен, - белый круговой огонь на части судна, выступающей в судовой ход;

Со стороны, с которой проход невозможен, - три красных круговых огня, днем - три черных шара, расположенных по вертикали на видном месте.

89. Затонувшее на судовом ходу или вблизи него судно должно быть ограждено плавучими знаками навигационной обстановки.

VI. Дневная сигнализация

90. Судно, идущее под парусом и одновременно использующее силовую установку , должно нести черный конус вершиной вниз на наиболее видном месте.

91. Самоходные и несамоходные суда, осуществляющие перевозки опасных грузов , или суда, которые не были дегазированы после перевозки таких грузов, должны нести красный конус вершиной вниз.

92. Судно, стоящее на якоре , должно нести черный шар на такой высоте, чтобы он был виден со всех сторон.

93. Толкач или буксировщик состава, стоящего на якоре, должен поднимать черный шар, видимый со всех сторон.

94. Сети, поставленные в непосредственной близости от судового хода или на его части, должны обозначаться желтыми поплавками или желтыми флагами в количестве, достаточном для указания их местонахождения.

VII. Особая сигнализация

95. Суда органов надзора могут, не нарушая требований, предъявляемых к сигнализации другими положениями настоящих Правил, показывать ночью и днем проблесковый синий огонь.

96. Когда терпящее бедствие судно нуждается в помощи , оно может показывать:

Флаг с находящимся над ним или под ним шаром или аналогичным предметом;

Частое мигание круговым огнем, прожектором, вертикальное перемещение огня;

Ракеты красного цвета;

Медленное повторяемое поднятие и опускание вытянутыми в сторону руками.

97. Дноуглубительный снаряд любой конструкции и назначения при работе на судовом ходу должен нести один зеленый круговой огонь на мачте; при работе на правой стороне судового хода - два красных круговых огня (тентовых), расположенных на носовой и кормовой частях на высоте тента с ходовой стороны; при работе на левой стороне - два зеленых круговых огня соответственно; при работе поперек судового хода (разработка траншей для подводных переходов и т. д.) два вышеуказанные тентовых огня должны быть расположены на носовой или кормовой частях земснарядов соответственно кромке.

98. Рефулерный снаряд при работе на судовом ходу должен нести, кроме сигналов, указанных в пункте 97, на плавучем грунтопроводе рефулерного снаряда круговые огни через каждые 50 м (красные при отвале грунта за правую кромку судового хода, белые - за левую).

99. Дноочистительные снаряды и суда , занятые подводными работами (подъем судов, прокладка труб, кабелей и т. п. без водолазных работ), должны нести один зеленый круговой огонь на мачте, днем - сигнальный флаг "А".

100. Плавучие краны , добывающие грунт на судовом ходу или вне его, а дноуглубительные снаряды при работе только за пределами судового хода должны нести такие же огни, как и несамоходные суда соответствующих размеров при стоянке на якоре.

101. Судно, занятое водолазными работами , ночью должно нести два зеленых круговых огня, расположенных по вертикали, днем - два сигнальных флага "А".

102. Самоходный дноуглубительный снаряд с волочащимся грунтоприемником при заборе грунта на ходу должен нести:

Днем - три знака, расположенные по вертикали: два черных шара и между ними черный ромб;

Ночью, помимо сигнализации, предусмотренной настоящими Правилами, - два зеленых круговых огня, расположенных горизонтально на рее кормовой мачты на расстоянии не менее 2,0 м друг от друга.

103. Дноуглубительные и дноочистительные снаряды, водолазные суда и суда, предназначенные для ведения подводных работ, не занятые выполнением своих основных операций, на ходу и стоянке должны нести такие же огни и знаки, как и самоходные и несамоходные суда. При этом на грунтопроводе должны быть выставлены белые круговые огни через каждые 50 м.

104. Судно, занятое тралением судового хода , и при работе у плавучих знаков навигационного оборудования должно нести на мачте днем один сигнальный флаг "А" (щит), а ночью один зеленый круговой огонь.

105. Судно, занятое протаскиванием траловых сетей или другого орудия лова , должно, помимо сигнализации, предписанной другими положениями настоящих Правил, нести:

Ночью - два круговых огня, расположенные по вертикали (верхний - зеленый, нижний - белый, на расстоянии не менее 1 м впереди и ниже топового огня);

Днем - два соединенных своими вершинами черных конуса, расположенные друг над другом.

106. Рыболовное судно на ходу или стоянке, не занятое ловом, должно нести те же огни, что и самоходное и несамоходное суда.

107. Суда, занимающиеся устранением девиации , несут двухфлажный сигнал, состоящий из букв "О" и "Q" международного свода сигналов ("О" - двухцветное полотнище красного и желтого цветов, разделенное по диагонали и поднятое выше сигнала "Q", "Q" - желтое полотнище). Суда обязаны уступать им дорогу.

ТРЕБОВАНИЯ

К РАЗМЕЩЕНИЮ НА СУДАХ ЗНАКОВ ВИЗУАЛЬНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ

1. Конструкция сигнальных огней, их технические характеристики и установка на судах должны соответствовать техническим правилам Российского Речного Регистра.

2. Бортовые огни должны быть расположены на одинаковой высоте и на линии, перпендикулярной диаметральной плоскости судна, и симметрично нее следующим образом:

На судах с одноярусной надстройкой - в ее верхней части;

На судах с надстройкой в два и более ярусов - не ниже палубы ходового мостика;

На беспалубных судах - не менее чем на 0,5 м выше планширя (на маломерных судах допускается установка на уровне планширя).

Если бортовые огни скомбинированы в одном фонаре, то он должен быть расположен в диаметральной плоскости в передней части судна.

3. Топовый огонь на самоходном судне (а если на одной мачте два и более огней, то нижний из них) должен быть расположен в диаметральной плоскости судна выше бортовых огней не менее чем на 1 м и, как правило, впереди них.

При расположении на мачте двух и более топовых огней расстояния между ними должны быть одинаковыми и не менее 1 м, а на судах длиной менее 20 м - не менее 0,5 м.

4. Если самоходное судно несет два топовых огня на разных мачтах, то горизонтальное расстояние между ними должно быть не менее 20 м, а задний огонь должен быть выше переднего не менее чем на 1 м при любом эксплуатационном дифференте судна.

5. На самоходных судах, занятых толканием, три топовых огня должны быть расположены в виде равнобедренного треугольника (со стороной от 1 до 3 м) основанием вниз в плоскости, перпендикулярной диаметральной плоскости судна; при этом два нижних огня располагаются горизонтально.

6. Светоимпульсные (световые) отмашки должны быть расположены над бортовыми огнями не менее чем на 0,5 м.

7. Если несамоходные грузовые суда несут топовые огни, то они должны располагаться в диаметральной плоскости судна на высоте, как правило, не менее 2 м над палубой, но в любом случае - не менее 1 м ниже треугольника топовых огней толкача.

8. Если судно несет три кормовых огня , то они должны быть в виде равнобедренного треугольника основанием вниз, при этом верхний огонь должен быть расположен в диаметральной плоскости судна, а два нижних - как можно ближе к бортам.

9. Буксировочный огонь должен быть расположен выше кормовых огней не менее чем на 0,5 м.

10. Если на парусном судне бортовые и кормовой огни скомбинированы в одном фонаре, то он должен быть расположен на топе или около топа мачты.

11. Желтый и синий проблесковые огни должны быть расположены на наиболее видном месте, обеспечивающем его видимость со всех сторон. При этом допускается установка желтого огня на одной вертикали с топовым огнем выше или ниже него.

12. Белые круговые огни должны быть расположены по высоте следующим образом:

На несамоходных грузовых судах - не ниже 2 м над палубой в диаметральной плоскости судна, а при наличии палубного груза - не ниже 1 м над ним;

На плотах, лесонаправляющих и лесоограждающих плавучих сооружениях - не менее 2 м от поверхности воды;

На паромах, плавучих причалах, понтонах, купальнях и т. п. - не менее 2 м от верхних сплошных палуб (настилов).

13. Красный и зеленый круговые огни должны быть расположены на наиболее видном месте, обеспечивающем их видимость со всех сторон, при этом они не должны находиться на одной вертикали со стояночными огнями.

14. Все сигнальные круговые огни должны быть расположены так, чтобы расстояние между ними и ходовыми или стояночными огнями было не менее 1 м на судах длиной 20 м и более и 0,5 м - на судах длиной менее 20 м.

15. Сигнальные знаки должны подниматься на сигнальной мачте или реях носовой или кормовой мачты.

Если предписано нести два или более сигнальных знака, расстояние между ними должно быть не менее 1 м на судах длиной 20 м и более и 0,5 м - на судах длиной менее 20 м.

16. Во время стоянки судна в дневное время черный шар должен располагаться в передней части судна и на такой высоте, чтобы он был виден со всех сторон.

17. На судне, занятом ловом рыбы с использованием траловой сети или другого орудия лова, круговые огни должны располагаться ниже топового огня на расстоянии не менее 1 м и впереди него на расстоянии не менее 1 м. При этом верхний круговой огонь должен быть выше бортовых огней.

Тема 2.4.4. Звуковые сигналы

Общие требования . В тех случаях, когда положениями Правил предусмотрены звуковые сигналы, они должны подаваться: самоходными судами, за исключением маломерных, – посредством механически действующих сигнальных приборов;

Несамоходными и маломерными судами, машинное оборудование которых не имеет прибора для подачи сигналов, – посредством колокола или рожка.

Звуковые сигналы иные, чем удары в колокол, должны подаваться как один или несколько следующих один за другим звуков, имеющих характеристики:

короткий звук – звук продолжительностью примерно в 1 с;

продолжительный звук – звук продолжительностью примерно 4 с.

Интервал между звуками должен составлять примерно 1 с, за исключением «серии коротких звуков», которая должна состоять из ряда по крайней мере пяти звуков продолжительностью в четверть секунды каждый с интервалом такой же продолжительности.

Ночью звуковые сигналы могут дублироваться светом (прожектором, белым круговым огнем), при этом луч света не должен ослеплять судоводителей других судов. Лучом прожектора, направленным вверх, обязательно дублируется звуковой сигнал, который судно подает при подходе к узкости (один продолжительный звук).

Подача звуковых сигналов, которые могут быть ошибочно приняты за предписанные Правилами, запрещена.

В крупных населенных пунктах и на отдельных участках пути подача звуковых сигналов может быть ограничена местными правилами (кроме сигналов бедствия и сигналов для предотвращения аварийных ситуаций).

Классификация сигналов по их назначению. Все звуковые сигналы можно объединить в следующие группы:

сигналы маневроуказания (подаются в пределах видимости судов, предупреждают о маневре или характере движения судна, подающего сигнал);

информационные сигналы (для передачи сообщений);

сигналы при ограниченной видимости;

тревожные сигналы (при аварийной ситуации и для ее предотвращения).

Сигналы маневроуказания применяются судами, когда они находятся на виду друг у друга, и имеют следующие значения:

один короткий звук – «Я изменяю свой курс вправо»;

два коротких звука – «Я изменяю свой курс влево»;

три коротких звука – «Мои движители работают на задний ход» (например, при расхождении на заднем ходу);

четыре коротких звука – «Я намереваюсь сделать оборот» или «Я намереваюсь остановиться»;

один короткий и один продолжительный звуки – «Прошу увеличить ход»;

один продолжительный и один короткий звуки – «Прошу уменьшить ход»;

два продолжительных и два коротких звука – запрос разрешения на обгон.

Информационные сигналы (передача сообщений) представлены следующими сигналами:

один продолжительный один короткий, один продолжительный и один короткий – «Я вас понял»;

один продолжительный, один короткий и один продолжительный – «Прошу выйти на радиосвязь»;

один продолжительный и три коротких звука – пассажирское судно может подавать, отходя от причала, пристани;

один продолжительный – любое судно или состав подают при подходе к узкости, земснаряду, переправе, шлюзу; пассажирское судно – может подавать при подходе к причалу, пристани;

два продолжительных звука через каждые 2 – З мин. – судно подает при движении в узкости.

Сигналы при ограниченной видимости :

один продолжительный звук через промежутки времени не более 2 мин. подает самоходное одиночное судно на ходу;

один продолжительный и два коротких звука через те же промежутки времени подает буксирующее или толкающее судно;

один короткий, один продолжительный и один короткий звуки подает судно или состав, стоящие на якоре или на мели, для предупреждения приближающихся судов. Несамоходное судно с экипажем в этом случае подает сигнал частыми ударами в колокол или металлический предмет.

Тревожные сигналы включают в себя три вида звуковых сигналов:

Сигнал «Предупреждение» состоит из пяти и более коротких звуков. Этим сигналом судно предупреждает другое судно об опасности, в связи с которой от него требуется принятие мер, вытекающих из данной ситуации (вплоть до прекращения движения). Несамоходное судно, не имеющее звукосигнальных устройств, подает этот сигнал частыми непрерывными ударами в колокол или металлический предмет.

Сигнал «Человек за бортом» состоит из трех продолжительных звуков. Этот сигнал подается при падении человека за борт и спасании утопающего.

Сигнал бедствия представляет собой непрерывный звук любого аппарата, предназначенного для подачи звуковых сигналов, а также беспрерывные частые удары в колокол или металлический предмет (сигналы применяются вместе или раздельно). Этот сигнал судно подает, когда терпит бедствие и требует помощи. В этой ситуации подаются также радио - и зрительные сигналы бедствия:

частое мигание круговым огнем, прожектором или вертикальное перемещение флага или огня (вверх-вниз);

ракеты или гранаты, выбрасывающие красные звезды, выпускаемые поодиночке через короткие промежутки времени;

красный свет ракеты с парашютом или фальшфейер красного цвета;

пламя на судне от горящей смоляной или мазутной бочки и т. п.;

сигнал, состоящий из квадратного флага с находящимся над ним или под ним шаром или чем-то, похожим на шар;

медленное и повторяемое поднятие и опускание рук, вытянутых в стороны.

Запрещается применять любой из сигналов бедствия в иных целях, кроме указания о бедствии и необходимости помощи.

Сигнализацией обнаружения пожара оборудуются жилые, служебные, грузовые, производственные помещения, фонарные, малярные и т.д. Существует несколько видов судовых автоматических систем обнаружения пожара: электрические, дымосигнальные пневматические, комбинированные.

В состав автоматических систем входит следующие элементы: извещатели (датчики), линии передач полученного извещателем импульса, станции приема сигналов от извещателей, источники питания (судовая электрическая сеть, аккумуляторы, сжатый воздух от баллонов в МО). Обычно автоматические системы сигнализации получают питание от двух источников.

Электрическая пожарная сигнализация по способу включения извещателей может быть лучевой и шлейфной.

В первом случае один или несколько извещателей включаются в отдельную пару проводов ("Луч"), отходящих от станции приема сигналов. При так соединении извещателей мест пожара обнаруживается с помощью сигнальной номерной лампы, которой снабжен каждый луч.

Во втором случае пожарные извещатели включены между собой последовательно в один общий провод ("Шлейф"). Место возникновения пожара, т. е. номер извещателя определяется с переключателей или кодовых извещателей, которые посылают определенное количество импульсов соответствующее коду, присвоенному данному извещателю. Приемником сигналов на станции может служить телеграфный аппарат Морзе или перфоратор.

Автоматические системы обнаружения пожара включают основной и аварийный, источники питания приемное устройство пожарные извещатели, звуковые и световые, сигналы.

Неавтоматические дымосигнальные устройства обнаружения пожара бывают двух типов: оптические и устройства обнаружения по запаху дыма.

Сигнал о возникновении пожара в охраняемом помещении подается на приемную станцию с помощью специального прибора или устройства извещателя. Извещатели могут быть ручными и автоматическими.

Ручные извещатели устанавливаются в коридоpax, производственных помещениях, машинном и котельном отделениях, отделении холодильных машин, на открытых палубах. Располагают извещатели в легкодоступных местах и так, чтобы они были хорошо заметны - корпус окрашивается в красный цвет. Рядом с извещателем крепится молоточек, чтобы разбить стекло и краткая инструктивная надпись, например: "Разбей стекло, нажми и отпусти кнопку!".

Нашей промышленностью выпускаются следующие типы ручных извещателей:

  • ПКИЛ - пожаро-кнопочный извещатель лучевой системы;
  • ПКИ - пожаро-кнопочный извещатель наружный;
  • ПИЛВ - пожаро-кнопочный извещатель лучевой системы внутренний;
  • КПИ-5, КИП-6 -кнопочные пожарные извещатели;
  • ПИ-5, ПИ-6, ПИ-7 - пожарные извещатели.

Автоматические извещатели (датчики) устанавливаются в жилых и служебных помещениях, в кладовых для хранения взрывчатых и легковоспламеняющихся материалов.

В зависимости от того, какой из параметров выбран в качестве контролируемого, различают следующие виды извещателей:

  • температурные извещатели, реагирующие на изменение температуры (термоизвещатели);
  • оптические извещатели, которые срабатывают от дымового или светового эффекта; чувствительные элементы - фотоэлементы или фотосопротивления;
  • ионизационные извещатели, чувствительный элемент которых – ионизационная камера.

Температурные извещатели подразделяются на максимальные, дифференциальные и максимально – дифференциальные.

Максимальные температурные извещатели реагируют на величину температуры воздуха в помещении: при повышении температуры до определённого значения – заданного – они переключают (замыкают) электрические контакты и тем самым вырабатывают сигнальный импульс.

Максимальные извещатели отличаются друг от друга по конструкции и принципу действия. Обычные типы максимальных извещателей – это:

биметаллические:

  • извещатель с биметаллической пластиной;
  • извещатель с биметаллическим диском мгновенного действия.

электрические:

  • термостатический кабель;
  • металлический кабель.

с плавящемся металлом:

  • извещатель с плавкой металлической вставкой.

жидкостные:

  • извещатель с расширяющийся жидкостью.

Дифференциальные температурные извещатели реагируют на определенную скорость нарастания температуры. Если это превзойдет заданную, датчик вырабатывает импульс, поступающий в цепь сигнализации. При более низких скоростях импульс не выробатыватся.

Дифференциальные извещатели имеют следующие достоинства:

  • медленный подъем температуры не вызывает срабатывания прибора;
  • приборы можно использовать в помещениях с низкими температурами (в охлаждаемых помещениях) и с высокими температурами (и котельных отделениях);
  • если они не разрушились в результате пожара, их можно быстро восстановить для последующего использования.

Из недостатков дифференциальных извещатилей необходимо отметить следующие:

  • они могут давать ложные сигналы, если быстрый подъем температуры не является следствием пожара, пример: при включении нагревательного прибора, или при производстве огневых работ вблизи извещателя;
  • тлеющий пожар, вызывающий медленное повышение температуры, например: в плотно уложенном грузе, может не вызывать срабатывания извещателя данного типа.

Дифференциальные извещатели устанавливаются в помещениях со сравнительно постоянной или плавно меняющейся температурой. Опасной считается скорость наростания температуры в пределах 5 - 10 град/мин.

Наиболее широко, используются дифференциальные извещатели следующих типов:

  • пневматические дифференциальные извещатели;
  • термоэлектрические дифференциальные извещатели.

Комбинированные максимально-дифференциальные извещатели сочетают в себе принципы действия и максимальных и дифференциальных извещателей, т.е. они срабатывают как при слишком высокой скорости нарастания температуры так и при достижении определенного предела температуры (хотя ее нарастание и происходило бы с небольшой скоростью).

Основное достоинство комбинированных извещателей дополнительная защита: максимальное устройство реагирует на медленно развивающийся пожар, который может не вызвать срабатывания дифференциального извещателя. Кроме того, один комбинированный извещатель способен заменить два извещателя: максимальный и дифференциальный.

Единственным недостатком комбинированного извещателя является необходимость замены всего прибора в случае выхода из строя максимального устройства.

Системы судовой сигнализации помогают избегать или бороться с аварийными ситуациями эффективно и правильно. Сигнализации установлены на всех судовых системах и машинном оборудовании для уведомления экипажа об опасной ситуации, которая может возникнуть на судне.

Сигнализация на судне является звуковой и визуальной, для того чтобы человек хотя бы услышал звуковой сигнал при работе в отделении, где увидеть визуальную сигнализацию не представляется возможным и наоборот.

Это нормальная практика в международной морской индустрии, чтобы сигнал тревоги для конкретного предупреждения был похож на всех судах. Такая общность помогает понимать тип предупреждения или аварии и решать задачи быстрее.

Система оповещения на судне «человек за бортом» : когда человек падает за борт, внутренний сигнал на судне оповещает экипаж с помощью световых и звуковых сигналов. Различные системы судового оповещения могут обладать дополнительными функциями.

Система вызова персонала на судне предназначена для вызова персонала: обслуживающего, дежурного, медицинского, а также персонала, который находится в охлаждаемых трюмах.

Системы судовой сигнализации представлены различными моделями и марками мировых производителей. В нашем каталоге Вы можете выбрать и купить систему оповещения Raymarine , системы судовой сигнализации Unicont и другие модели.

gastroguru © 2017