Рекламная или информационная вывеска. Чем отличается реклама от информации

Для многих государственных и муниципальных учреждений, работающих в условиях конкуренции и активно использующих возможности рекламы, это вопрос совсем не праздный. Ведь от ответа на него зависит, например, то, нужно ли получать разрешение на установку рекламной конструкции или добавлять к сообщению предупреждение о медицинских противопоказаниях. Чем же отличается информирование от рекламирования?

Смешение этих двух понятий вызвано тем, что реклама, по сути, тоже относится к информации. Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-Ф3 "О рекламе" (далее — Закон N 38-Ф3) под ней понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Главное различие между двумя понятиями — цель, преследуемая в той или иной ситуации. Если сообщение направлено на привлечение внимания к товару, услуге или организации, оно будет рекламным, если такой цели нет — информационным.

По данному вопросу выпущено немало официальных разъяснений, однако на практике все равно возникают сложности. В одних случаях организации трактуют рекламу как информацию и в результате получают предписания контролирующих органов, в других — представители антимонопольной службы расценивают информацию как рекламу, что побуждает организации отстаивать свои права в суде.

Рассмотрим некоторые категории сообщений.

Информация в месте нахождения организации

К такой информации относятся вывеска, фотографии и другие изображения, размещаемые на фасаде здания организации. На то, что подобные сведения не являются рекламой, указывалось в Постановлении Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 и многочисленных письмах Федеральной антимонопольной службы (от 28.11.2013 N АК/47658/13, от 24.01.2011 N АК/1829, от 05.04.2010 N АК/9402).

Дело в том, что в качестве рекламы не может быть квалифицирована информация, обязательная к размещению в силу закона, а указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, адреса и режима работы как раз и относится к обязательным требованиям, предъявляемым ч. 2 ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей". Кроме того, название на вывеске указывается вовсе не с рекламной целью — таким способом обозначается место входа, а неопределенный круг лиц извещается о фактическом нахождении организации.

Однако под рекламу не подпадает не только содержание вывесок, но и иные сведения для потребителей, размещенные непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг. Например, профиль деятельности организации (аптека, кафе) и перечень оказываемых услуг (горячие обеды).

Впрочем, антимонопольный орган в Письме N АК/47658/13 все-таки советует организациям принимать во внимание целевое назначение и обстоятельства размещения подобной информации на здании и из этого делать вывод, является ли она вывеской или рекламой. Аналогичный подход применяют суды.

Так, ФАС ПО в Постановлении от 29.11.2012 по делу N А65-11508/2012 определил, что настенное панно, размещенное на здании, где располагалась организация, содержало лишь сведения о профиле ее деятельности с указанием ее местонахождения. Однако доказательств того, что панно формировало у потребителей предпочтительный интерес приобрести услуги именно в данной организации, не было. В связи с этим арбитры установили, что конструкция являлась не рекламой, а вывеской.

Размещенные на фасаде здания организации фотографии и иные изображения каких-либо товаров без их отличительных признаков (например, фруктов, техники) также не могут быть признаны рекламой, поскольку не преследуют цели продвижения конкретного товара на рынке. При этом, как отмечает в Письме N АК/47658/13 антимонопольный орган, эти изображения уже не считаются вывеской. Органы местного самоуправления вправе утверждать свои требования к внешнему виду фасадов зданий, а значит, размещение подобных изображений, возможно, придется согласовывать.

Информация на транспорте и сайте организации

Другая неоднозначная ситуация — надписи на транспортных средствах, принадлежащих организации. Согласно ч. 4 ст. 20 Закона N 38-ФЗ наличие на таких автомобилях отличительных знаков, указывающих на их принадлежность каким-либо лицам, не является рекламой. Данная норма, как пояснил антимонопольный орган в Письме от 02.12.2011 N АК/44977, распространяется на случаи нанесения на автомашину, принадлежащую организации, ее наименования (коммерческого обозначения). То есть в этой ситуации преследуется цель проинформировать неопределенный круг лиц о принадлежности транспортного средства. Однако иная информация, размещенная на автомобиле, но не относящаяся к индивидуализации организации-владельца, может признаваться рекламой.

Информацию, публикуемую на сайте организации, также можно квалифицировать двояко. С одной стороны, справочно-информационные и аналитические материалы, не нацеленные на продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой, выведены из-под действия Закона N 38-Ф3. Об этом сказано в п. 3 ч. 2 его ст. 2. К справочным, например, относятся сведения о производимых или реализуемых товарах, оказываемых услугах (в том числе о ценах на них), предназначенные для информирования посетителей сайта. Иными словами, если указание цен на интернет-странице организации направлено лишь на формирование представления потребителей об имеющихся вариантах услуг и необходимо для того, чтобы предоставить пользователям сайта выбор, такая информация не будет рекламой (письма ФАС РФ от 29.07.2010 N АЦ/24295, от 02.05.2012 N АК/13623).

С другой стороны, именно манера представления и назначение опубликованной информации способны превратить ее в рекламу. В частности, так произойдет в ситуации, когда размещенные на сайте сведения направлены не столько на информирование потребителей, сколько на выделение конкретных товаров среди других (например, посредством всплывающего баннера).

Социальная реклама

Социальная реклама тоже относится к пограничным случаям, когда неясно, это "уже реклама" или "еще нет". Определение социальной рекламы дано в п. 11 ст. 3 Закона N 38-ФЗ: это информация, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства. То есть средства и способы распространения, адресаты, которым предназначается сообщение, у обычной и социальной рекламы общие, а вот цели разнятся. Названное ключевое отличие и позволило антимонопольной службе сделать вывод о том, что социальная реклама не является разновидностью рекламы и на нее не распространяются требования Закона N 38-ФЗ, относящиеся к простой рекламе (Письмо от 16.04.2013 N АК/14957/13).

Практика медицинских организаций

Среди всех учреждений медицинские организации, пожалуй, наиболее активно пользуются всевозможными инструментами рекламы и способами информирования. Поэтому в их деятельности чаще всего возникает вопрос о том, к какой категории относится то или иное сообщение. Нередко ответ на него организации получают только в суде.

Так, медицинская организация разместила на здании, где она располагается, информацию следующего содержания: "Все виды массажа: французский, китайский, гавайский, лечебный, антистрессовый, гидромассаж…". Антимонопольный орган посчитал ее рекламой, к тому же ненадлежащей — она не содержала сведений о наличии противопоказаний к применению медицинских услуг. Организация сочла такое решение незаконным и обратилась в суд, однако арбитражные суды трех инстанций встали на сторону антимонопольного органа. В Постановлении ФАС ЗСО от 16.07.2013 по делу N А70-8301/2012 арбитры отметили, что размещенный у входа в клинику баннер содержал не только указание на предоставление услуг массажа, отнесенных к медицинским услугам, но и на конкретные разновидности массажа, в том числе лечебного. То есть рекламировались именно медицинские услуги, причем с нарушением требований ч. 7 ст. 24 Закона N 38-ФЗ.

Кстати, предупреждение о наличии противопоказаний к применению очень часто становится для медицинских организаций причиной споров: ведь если рекламируются медицинские услуги (заметим, здесь речь идет уже не об информировании) — такое дополнение необходимо, а если медицинская деятельность — предупреждать о противопоказаниях не нужно. Данный вывод сделал Пленум ВАС в Постановлении от 08.10.2012 N 58, объяснив это тем, что понятие "медицинская деятельность" шире, чем понятие "медицинская услуга".

Аналогичное решение принял ФАС ЗСО в Постановлении от 06.08.2013 по делу N А67-6423/2012 (хотя антимонопольный орган, выдавший предписание медицинской организации, и суд первой инстанции придерживались противоположного мнения). Поскольку в тексте рекламы были указаны наименования организации, ее структурного подразделения и место нахождения, а не заявлено о предоставлении конкретной медицинской услуги и методов лечения, которые в конечном итоге приведут к излечению от заболевания, данная реклама, как посчитали арбитры, не регулируется нормами ч. 7 ст. 24 Закона N 38-ФЗ.

Заключение

Из сказанного можно сделать два вывода.

1. Если у сотрудников организации возникает вопрос о том, имеют распространяемые сообщения информационный или же рекламный характер, следует ориентироваться в первую очередь на цель размещения. Обратите внимание на способ подачи текста — размер шрифта и самой конструкции, наличие или отсутствие побуждающих фраз вроде "Мы будем рады вас видеть" и т. д.

"Практическая бухгалтерия", 2010, N 7

Многие организации говорят нам о себе прямо с фасадов зданий: "Пластиковые окна", "Эконом-парикмахерская", "Для будущих мам"... Чем же будет признаваться данная надпись - вывеской или рекламой?

Организации важно четко понимать, где проходит грань между вывеской и наружной рекламой. От этого зависит, как правильно учесть понесенные на их изготовление затраты.

Что такое вывеска?

Вывеска - это информация о фирме, включающая в себя наименование, адрес местонахождения, вид деятельности и другие сведения. Основной задачей вывески является информирование неограниченного круга лиц о том, что данная организация находится именно в этом, а не в каком-либо другом месте.

Для каждой организации вывеска является ее визитной карточкой и неотъемлемой частью ее имиджа. Кроме того, ст. 9 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" гласит, что информация о профиле организации, ее фирменном наименовании и зарегистрированном товарном знаке (вывеска) обязательно должна быть доведена продавцом (исполнителем, изготовителем) до потребителя (покупателя). Это значит, что наличие вывески для организации обязательно, а ее отсутствие может повлечь административную ответственность: в соответствии с п. 1 ст. 14.8 Кодекса об административных правонарушениях нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 1000 руб., на юридических лиц - от 5000 до 10 000 руб.

Однако очень часто проверяющие органы отождествляют вывески с рекламой, а органы местного самоуправления в ряде случаев требуют от владельцев вывесок оформления документов, необходимых для размещения наружной рекламы, например паспорта рекламного места.

Исходя из этого, все вывески можно поделить на две группы: информационные и рекламные. Информационные вывески содержат только обязательную информацию, которая выступает средством индивидуализации организации (наименование, адрес местонахождения, вид деятельности). Если же вывеска помимо обязательной информации содержит прочую информацию, она может быть признана рекламной.

Какие же сведения должны быть указаны на вывеске, чтобы она носила информационный, а не рекламный характер?

Размещение рекламы и рекламных конструкций (вывесок) регулируется Федеральным законом от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ). Действие данного Закона не распространяется на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера (пп. 5 п. 2 ст. 2 Закона N 38-ФЗ).

Таким образом, для того чтобы органы местного самоуправления не признали вывеску вашей организации рекламой, она должна содержать только информацию, раскрывающую профиль организации и ее наименование. При этом наименование организации должно быть указано в соответствии с нормами ст. 54 Гражданского кодекса. А именно согласно п. 1 этой статьи все юридические лица должны иметь такой индивидуализирующий признак, как фирменное наименование, в котором должна быть указана организационно-правовая форма.

Фирменное наименование организации состоит из двух частей:

  • указание на организационно-правовую форму;
  • собственно само наименование юридического лица (п. 2 ст. 1473 ГК РФ).

Наименование юридического лица не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности (например, ООО "Пластиковые окна"). Наименование юридического лица обязательно должно отражаться в учредительных документах (п. 3 ст. 54 ГК РФ).

Помимо фирменного наименования к обязательным сведениям, размещаемым на вывеске, относятся место нахождения (адрес) и режим работы организации, реализующей товары или выполняющей работы (оказывающей услуги) потребителям (п. 1 ст. 9 Закона РФ N 2300-1).

Согласно п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, которая осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такового - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Место нахождения юридического лица обязательно должно быть указано в его учредительных документах.

Помимо этого на вывеске допускается также размещение зарегистрированных в установленном порядке товарных знаков, знаков обслуживания и различных декоративных элементов.

Оформленная данным образом вывеска не будет признаваться рекламной, хотя она может быть размещена на любых средствах наружной рекламы (щитах, наземных и настенных панно, панель-кронштейнах, маркизах и т.д.).

Рекламные конструкции

Зачастую организации на своих вывесках помимо фирменного наименования дают указания на сферу деятельности организации (например, надпись "Пластиковые окна", "Лучшие вина мира" и т.д.). Подобного рода надписи будут признаваться не только компонентами вывески, но и рекламой производимых или реализуемых организацией товаров. Вот такая вывеска государственными органами, органами местного самоуправления и арбитражными судами может квалифицироваться как наружная реклама.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона N 38-ФЗ рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования признается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама (п. 2 ст. 3 Закона N 38-ФЗ).

К примеру, название магазина, размещенное на специальных конструкциях на фасаде зданий, не может являться фирменным наименованием, поскольку не содержит сведений о юридическом лице, а напротив, несет в себе информацию, отвечающую признакам рекламы, то есть имеющую цель привлечь внимание неопределенного круга лиц к реализуемым в данном месте товарам или оказываемым услугам (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 5 июня 2007 г. N Ф04-2891/2007(34079-А46-17) по делу N А46-9647/2006).

Арбитры ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 23 апреля 2007 г. по делу N А56-20150/2006 пришли к выводу, что эксплуатация над входом в магазин вывески "Хлеб", размещенной ЗАО "Хлеб", занимающимся реализацией продуктов питания (хлебобулочной продукции, выпечных и кондитерских изделий), также признается размещением наружной рекламы и не является вывеской магазина.

Таким образом, устанавливая и нанося различные надписи на фасады и окна офиса, организация должна четко понимать, что проверяющие органы могут посчитать запись на вывеске наружной рекламой.

Как повесить рекламную вывеску

В то же время повесить на фасад здания рекламную вывеску не так просто, а порою это даже невозможно. Для этого организация должна в соответствии с ч. 9 ст. 19 Закона N 38-ФЗ получить от органов местного самоуправления разрешение на установку рекламной конструкции, а также заплатить государственную пошлину за его выдачу в размере 1500 руб. (ст. 333.33 НК РФ).

Для монтажа рекламной конструкции необходимо получить разрешение органа местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которого предполагается установить указанную конструкцию. Если такое разрешение отсутствует, то такая вывеска на основании предписания органа власти подлежит демонтажу (п. 10 ст. 19 Закона N 38-ФЗ).

Организация-заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов согласование на монтаж рекламной конструкции и представить его в орган местного самоуправления (п. 13 ст. 19 Закона N 38-ФЗ).

  • несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента;
  • несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме территориального планирования или генеральному плану;
  • нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа (п. 15 ст. 19 Закона N 38-ФЗ).

В случае нарушения законодательства о рекламе (например, в части получения разрешения на установку вывески) организацию привлекут к административной ответственности по ст. 14.3 Кодекса об административных правонарушениях. Может быть наложен штраф на граждан от 2000 до 2500 руб., на должностных лиц - от 4000 до 20 000 руб., на юридических лиц - от 40 000 до 500 000 руб.

Как учесть информационную вывеску

Налогоплательщик может учесть в бухгалтерском учете информационную вывеску в составе основных средств, если она будет соответствовать критериям, установленным п. 4 ПБУ 6/01 (утв. Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01").

А именно:

  • стоимость вывески должна превышать 20 000 руб.;
  • вывеска должна быть предназначена для использования в производственной деятельности;
  • она должна использоваться длительное время (свыше 12 месяцев);
  • должна приносить экономические выгоды (доход) в будущем;
  • не должна быть предназначена для последующей перепродажи.

Если вывеска отвечает всем этим критериям основного средства, то к бухгалтерскому учету она принимается по первоначальной стоимости, которая включает в себя сумму затрат на приобретение, изготовление, доставку и установку (п. п. 7, 8 ПБУ 6/01).

Для отражения затрат на изготовление вывески в бухгалтерском учете бухгалтер должен оформить следующую проводку:

Дебет 08 "Вложение во внеоборотные активы", субсчет "Приобретение объектов основных средств", Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

При включении вывески в состав основных средств бухгалтер должен произвести следующую проводку:

Дебет 01 "Основные средства" Кредит 08.

Если вывеска не соответствует хотя бы одному из критериев основного средства, то в бухгалтерском учете она будет отражаться в составе МПЗ.

Для целей налогового учета под основным средством понимается часть имущества, используемого в качестве средства труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией, первоначальной стоимостью более 20 000 руб. (п. 1 ст. 257 НК РФ). Вывеска стоимостью менее 20 000 руб. будет списываться в состав материальных расходов в полной сумме в момент ее передачи в эксплуатацию (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Что касается срока полезного использования основного средства, то налогоплательщик и в бухгалтерском, и в налоговом учете вправе определить его самостоятельно. При определении срока полезного использования нужно исходить из ожидаемого срока использования вывески, ее ожидаемого физического износа и не забыть учесть Классификацию основных средств, утвержденную Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1 (п. 20 ПБУ 6/01; п. 1 ст. 258 НК РФ).

Как учесть рекламную вывеску

Что касается налогового учета, то однозначного ответа нет.

В соответствии с пп. 28 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов, в силу п. 4 ст. 264 Кодекса относятся к расходам организации на рекламу в полном объеме (без ограничения 1 процента выручки от реализации).

Несмотря на приведенную прямую норму Налогового кодекса, финансисты рекомендуют поступить следующим образом. По их мнению, если рекламная вывеска будет признана амортизируемым имуществом, то расходы на рекламу стоит списывать путем начисления амортизационных отчислений. Если же вывеска будет признана неамортизируемой, то расходы на рекламу следует учитывать в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в соответствии с п. 4 ст. 264 Налогового кодекса (Письмо Минфина России от 13 ноября 2007 г. N 03-03-06/2/213).

Судьи эту точку зрения не поддерживают. Затраты на вывеску можно отнести к рекламным и учесть их единовременно, независимо от статуса вывески (амортизируемое имущество или нет) (Постановления ФАС Поволжского округа от 1 июля 2008 г. по делу N А57-10917/07, ФАС Северо-Западного округа от 12 марта 2008 г. по делу N А21-3735/2006).

Что касается вычета по НДС, то практика показывает: проверяющие считают возможным принять "входной" НДС к вычету только после того, как стоимость основных средств будет перенесена со счета 08 на счет 01.

Однако, по мнению арбитров, право на вычет не связано с моментом постановки объекта на бухгалтерский учет по какому-то конкретному счету. То есть постановка на учет на счете 08 не может являться основанием для отказа в применении вычета по НДС (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 8 декабря 2008 г. N Ф04-6727/2008(15331-А67-42), Определение ВАС РФ от 3 марта 2009 г. N ВАС-1795/09).

Е.Зуденкова

Редактор-эксперт

Бывает, что после исполнения положений одного закона – установки вывески с нужной потребителю информацией – чиновники уличают фирму в «нарушении» другого. Они уверяют, что новенький указатель – не что иное, как «незаконно установленная наружная реклама».

Без вины виноватые

Согласитесь, что если товарным знаком является пирамида, глупо утверждать, будто ее рекламу носят на сумках и майках все, кто приехал из Египта. И еще более нелепо, скажем, требовать у предприятия заплатить за это. Столь же странно будут выглядеть попытки назвать рекламой сведения о потребительских свойствах товара, его ассортименте и правилах безопасного использования (то есть те данные, которые, по закону, должны быть выставлены на самом видном месте в интересах потребителей). За рекламу проверяющие могут принять также вывеску с информацией о режиме работы компании.

Некоторые особо подозрительные граждане все равно считают, что любая информация, так или иначе указывающая на конкретное предприятие и производимую им продукцию, – это желание бизнесменов прорекламировать себя. Впрочем, данную точку зрения не всегда разделяют судьи, да и не все чиновники.

Однажды в адрес Управления федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу было подано заявление о том, что одна компания нарушает законодательство о рекламе. Выражалось это в том, что на ее сайтах в Интернете и в рекламных листовках содержится недостоверная рекламная информация о возможности получения прибыли путем инвестирования в акции крупных иностранных компаний. Свое негодование гражданин, поднявший тревогу, объяснил не только по случаю обнаруженной информации, но и тем, что некоторое время назад он пытался «вложиться» таким образом. Однако вопреки обещаниям фирма направляла деньги инвесторов не на стратегические цели создания фондов, а на приобретение ценных бумаг российских компаний, в том числе аффилированных с самим этим предприятием. Поэтому однажды обманутый вкладчик решил, что общество использовало для привлечения инвесторов незаконную рекламу, и попросил проверить деятельность этой компании, сообщить ему о результатах ревизии, а также, если потребуется, то обязать организацию устранить обнаруженные нарушения.

Проверка на точность

В течение двух месяцев специалисты антимонопольной службы провели анализ спорных страниц интернет-сайтов. Но никаких нарушений законодательства о рекламе они не обнаружили. Бдительному гражданину объяснили, что взволновавшие его сведения, размещенные на официальных сайтах компаний, не подпадают под действие Закона о рекламе – это всего лишь общие сведения, а сам сайт является независимым информационным ресурсом и сведения о фондах предприятия, размещенные на указанном ресурсе, также носят информационный характер.

Однако гражданин решил, что чиновники просто проигнорировали его заявление, и обратился в суд с жалобой на бездействие Управления. В ней он просил признать незаконным ответ об отсутствии нарушений и заставить чиновников из Управления более добросовестно рассмотреть поступивший от него «сигнал». Ведь размещенные на сайте материалы содержат недостоверную рекламную информацию, вводящую в заблуждение потребителей.

Для ограниченного круга лиц

Судьи данные требования не поддержали (решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 25 октября 2010 г.), однако настойчивого гражданина это не остановило и он подал кассационную жалобу. Но и в кассации его ожидало фиаско. Служители Фемиды объяснили, что одним из основополагающих признаков информации-рекламы является ее адресованность неопределенному кругу лиц, то есть публичный характер такой информации (ст. 3 Закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», далее – Закон о рекламе). В данном же случае, для того чтобы любому потребителю получить информацию, размещенную на страницах, указанных заявителем сайтов, он должен знать электронный адрес сайта (который был известен далеко не каждому, т. е. не является публичным) и с помощью набора известных ему заранее знаков попасть на страницы сайта. К тому же спорный информационный ресурс создан с целью полного оперативного и бесплатного обеспечения информацией частных инвесторов, работающих на фондовом рынке. А Закон о рекламе предусматривает произвольное получение потребителем рекламных сведений. Опять же, их публичный характер.

Далее, судьи указали на официальные разъяснения самой Федеральной антимонопольной службы, согласно которым к рекламе не относится информация о производимых или реализуемых товарах, размещенная на официальном сайте продавца, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта об ассортименте товаров. А рассматриваемая информация, как уже было сказано, как раз и предназначалась для узкого круга специалистов и инвесторов, работающих на фондовом рынке. Следовательно, возмутившие заявителя сведения рекламой не являются, и упрекнуть работников Управления, тщательно изучивших поступивший к ним вопрос и давших на него подробный письменный ответ (пусть и не устроивший заявителя), не за что (кассационное определение городского суда г. Санкт-Перетбурга от 22 марта 2011 г. № 33-3952).

Вопрос: Суд обязал организацию демонтировать рекламную вывеску, организация ссылалась на то, что это информационная вывеска. В чем отличие вывески от рекламы, какие правовые последствия несет отнесение конструкции к той или иной категории?

Ответ: Была ли организацией размещена только информационная вывеска или вывеска рекламного характера, имеет значение для применения законодательства о рекламе, в частности в решении вопроса о необходимости принятия решения о признании вывески общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме. Признание вывески только информационной будет означать отсутствие необходимости принятия такого решения.

Обоснование: Согласно п. 1 ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 “О защите прав потребителей” изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

В соответствии с пп. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ “О рекламе” реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 44 Жилищного кодекса РФ от 29.12.2004 N 188-ФЗ решение о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе посредством заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, должно быть принято общим собранием собственников многоквартирного жилого дома.

В Определении Верховного Суда РФ от 18.11.2014 N 303-ЭС14-395 по делу А73-9636/2012 отражена позиция, в соответствии с которой законом прямо установлена возможность принятия такого решения на общем собрании собственников помещений об использовании общего имущества дома, определении размера платы лишь при использовании имущества для установки и эксплуатации другими лицами рекламных конструкций, но не в случае размещения информации в соответствии с требованиями Закона о защите прав потребителей.

В п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 “О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона “О рекламе” разъяснено, что при применении п. 1 ст. 3 Закона судам следует исходить из того, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и соответствует перечисленным в Законе критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота.

В п. 18 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37 “Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе” указано, что указание юридическим лицом своего наименования на вывеске (табличке) по месту нахождения преследует иные цели и не может рассматриваться как реклама. Сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.

Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 20.10.2011 N 7517/11 по делу N А71-5758/2010-А25 для разграничения информации и рекламы значение имеет предусмотренная федеральным законом обязательность размещения в целях доведения до потребителя соответствующей информации и место ее размещения, манера исполнения при размещении этой информации значения не имеет.

Так, в Определении Верховного Суда РФ от 29.02.2016 N 304-ЭС16-21 по делу N А45-20221/2014 суд, определив, что размещение спорных конструкций на фасаде дома, являющемся общим имуществом жильцов многоквартирного дома, произведено без соответствующего разрешения и вывеска не относится к обязательной информации, размещение которой в силу закона не требует согласования, взыскал неосновательное обогащение с лица, разместившего конструкцию.

В Постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.03.2016 N Ф03-742/2016 по делу N А51-10920/2015 (Определением Верховного Суда РФ от 15.07.2016 N 303-ЭС16-7515 отказано в передаче дела для пересмотра в порядке кассационного производства данного Постановления) суды установили, что спорная конструкция не является вывеской, поскольку превышает допустимые для информационной вывески размеры (в соответствии с п. 8.10 Положения N 89-МПА допускается размер вывески, предназначенной для доведения до сведения потребителей информации на русском языке о наименовании изготовителя не более 0,60 м по горизонтали и 0,40 м по вертикали).

В Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 05.06.2015 N Ф04-19344/2015 по делу N А67-3252/2014 суды пришли к выводу, что размещенная на стене жилого дома конструкция, с учетом ее размера и содержащихся на ней слов, является рекламной конструкцией, так как служит для поддержания и формирования интереса неопределенного круга лиц к юридическому лицу и его деятельности, то есть имеет отношение именно к деятельности ответчика; приведенная на конструкции информация способна сформировать предпочтительный интерес к приобретению товаров (работ, услуг) именно у этого юридического лица.

В Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 26.02.2016 N Ф05-196/2016 по делу N А40-3493/2015, напротив, был сделан вывод о том, что вывеска “Ренессанс Кредит. Банковские услуги” расположена на фасаде здания непосредственно над входом в занимаемом ответчиком нежилом помещении. Данная информация представляет собой сведения о виде деятельности организации в целях доведения этой информации до потребителей. Размещение вывесок подобного содержания является общераспространенной практикой и соответствует нормативно-правовым актам города Санкт-Петербурга. Суд признал вывеску не относящейся к рекламной.

В Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.07.2015 N Ф07-4751/2015 по делу N А56-31402/2014 (Определением Верховного Суда РФ от 02.09.2015 N 307-ЭС15-11544 отказано в передаче дела для пересмотра в порядке кассационного производства данного Постановления) установлено, что вывеска “ОПТИКА” расположена на фасаде здания непосредственно над входом в занимаемое ответчиком нежилое помещение; вывеска “ВРАЧ” также расположена на фасаде здания непосредственно над окнами занимаемого ответчиком помещения. Соответствующая информация представляет собой сведения о виде деятельности организации, размещена в целях доведения до потребителей; в ней не содержится конкретных указаний на товар (работы, услуги), на условия их приобретения или использования, иных данных, что позволило бы квалифицировать такую информацию в качестве рекламной применительно к ст. 3 Закона о рекламе. Соответственно, суд посчитал расположенные на фасаде здания объекты наружной информации “ОПТИКА”, “ВРАЧ” обязательными для юридического лица вывесками, не относящимися к рекламным.

Таким образом, была ли организацией размещена только информационная вывеска или вывеска рекламного характера, имеет значение для применения законодательства о рекламе, в частности в решении вопроса о необходимости принятия решения о признании вывески общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме. Признание вывески только информационной будет означать отсутствие необходимости принятия такого решения.

  • содержащейся в ней информации (если вывеска содержит только общеобязательную информацию, то она является информационной; она также является информационной, если ее целью не является формирование или поддержание интереса к ее обладателю, его товарам, идеям, начинаниям и способствование реализации этих товаров, а информирование третьих лиц о наличии юридического лица как такового);
  • ее расположения (расположение вывески непосредственно над входом в помещение, занимаемое индивидуальным предпринимателем/юридическим лицом, будет свидетельствовать в пользу того, что она информационная);
  • ее размеров.
Теги: , 0 0 Адвокаты https://сайт/wp-content/uploads/2017/11/logo1-300x40.png Адвокаты 2016-12-04 11:08:12 2016-12-04 11:08:12 Рекламная или информационная вывеска
gastroguru © 2017