Рабочий класс. Буржуазия и пролетариат – новые слои населения второй половины XIX века

    Формирование классов капиталистического общества.

    Положение пролетариата.

    Рабочие движения 70-х годов. Первые рабочие союзы.

    Рабочие движения 80-90-х гг. Морозовская стачка.

    Распространение марксизма в России.

После реформы 61 года начинается разложение сословного строя в России. Вместо сословий формируются классы: буржуазия и пролетариат.

Формирование буржуазии . Процесс формирования буржуазии начался ещё до реформы 1861 года. Обычно в деревне находился оборотистый мужик, скупавший у крестьян те или иные товары, отвозил их на ярмарку и скупал их по большей цене. В дальнейшем всё это увеличилось в масштабах, на определённом этапе капитал начинают вкладывать уже не в оборот, а в производство. Существовали 4 основные источника формирования буржуазии:

    "Капиталистые" крестьяне, среди них Морозовы, Гучковы, Горелины, Бурилины, Коноваловы.

    Дореформенное купечество.

    Разбогатевшие мещане.

    Обуржуазившее дворянство, среди них Путилов.

Национальный состав буржуазии был довольно пёстрым. Среди крупнейших предпринимателей – Терещенко (Украина), а также прибалтийские немцы, евреи. Иностранцев в России среди предпринимателей также было много. Среди петербургских, московских иностранцев – Бромлей, Бужон, Эриксон, Нобили.

Сословное деление всё равно ещё оставалось. Предприниматели относились к купечеству. После реформы 61 г. третью гильдию убрали, осталось только две. Чтобы попасть туда, надо явиться в местный орган управления, объявить свой капитал и внести гильдейскую пошлину. Происходит изменение социокультурного облика. Первое поколение буржуазии мало чем отличались от обычных крестьян или мещан, т.е. это были полуграмотные мужики, по одежде, по жизни они напоминали эти сословия. Второе и третье поколения и далее уже подражали в облике дворянству. Они строили роскошные особняки, покупали дорогую мебель, посуду, резвых лошадей. Стали получать высшее образование, ездили за границу. Происходит постепенная консолидация буржуазии. Появляются представительских организаций в буржуазии (союз нефтепромышленников в Баку, союз предпринимателей металлургов юга России), в дальнейшем из них вырастут первые монополии.

Отношение русского общества к буржуазии было скорее отрицательным. Пьеса Островского и др. русских классиков изображают купцов в дурном свете. Колупаевы и Разуваевы – нарицательные имена для купцов. Это расхожее мнение не совсем соответствовало действительности. Среди буржуазии были и братья Третьяковы, Бахрушин (основатель театрального музея в Москве), Горелин, Курилин.

Формирование пролетариата. В конце 19 в. в России насчитывалось 1,5 млн. рабочих. А всего лиц наёмного труда числилось 10 млн. В состав их входили и батраки, рабочие на транспорте, рабочие мелкой промышленности, чернорабочие на лесоповале. По своему составу пролетариат – мужчины, но постепенно туда стали втягиваться и женщины. Предприниматели охотно их принимали, т.к. женщины были более спокойны, не столь требовательны (Бурылин Н.Г. вообще держал на фабрике только женщин). Также много было подростков на фабриках. Источники формирования:

    Разорявшиеся крестьяне. Постепенно складывался тип полурабочего-полукрестьянина. Летом работал в общине, осенью нанимался на фабрику (процесс отхода – «После Покрова»). Около Пасхи, этот рабочий увольнялся с фабрики, возвращался опять на поле.

    Разорявшиеся ремесленники. Ручной ткач мог конкурировать с мануфактурой. Но с фабрикой этот кустарь уже не мог конкурировать. Кустарь, разорившись, шёл часто на фабрику, которая его же и разорила.

    Дети рабочих. Это самый небольшой по объёму источник, но самый квалифицированный.

В советский период положение рабочих оценивалось крайне негативно, говорилось, что их эксплуатировали наизнос.

С конца 80-х г. (перестройка) - всё наоборот. Историки говорят, что рабочие жили очень хорошо, а если кто и плохо, то они сами виноваты.

Существовали свои страты внутри рабочего класса. Первый слой – рабочая аристократия (путиловцы). В Питере они составляли 10%. А в провинции их было меньше. Это очень узкий слой.

Второй – средний слой рабочих. Это рабочие массовых профессий. Это прядильщики, ткачи и т.п. Доля этого слоя была самой большой – около 2/3 всех рабочих.

Третий – чернорабочий слой. Это рабочие, выполнявшие неквалифицированную, тяжёлую и грязную работу. Получали за это они гроши. Этот слой составлял около ¼ крестьян.

Условия труда и условия быта.

Условия труда. Это зарплата, продолжительность рабочего дня и санитарно-техническая обстановка на рабочем месте.

Продолжительность рабочего дня, в 70-80-х гг. 13-14 часов в день. В 97г. был принят закон, по которому рабочий день ограничивался 11,5 часами. При этом указывалось, что могут быть сверхурочные работы. Важным является и показатель сколько имеет выходных рабочий в год. Отпуска, как такового, у рабочего не было. Но праздников было больше, чем сейчас. Кроме 52 воскресений, было множество религиозных праздников. Был также большой перерыв у рабочих в Пасху. Работа перед Пасхой завершалась на Страстной неделе, начиналась на Фоминой неделе (всего 3 недели). Зарплата тогда была не ставочной, а сдельной. И рабочие, поэтому, теряли просто часть зарплаты. Рабочих старше 40 лет было мало.

Зарплата. Тогда это называлось жалование. Рабочая аристократия получала 20-30 рублей в месяц, рабочие среднего слоя – 10-15 рублей, чернорабочие – 5-10 рублей (70-80 гг. 19 века). Это жалование рабочий получал не полностью. Существовали штрафы, которые начислялись за опоздание и прогул, штрафы также налагались на брак. В советской историографии говорилось, что иногда штрафы достигали половины зарплаты – но это не так. Рабочие с большим стажем получали мизерные штрафы.

Санитарно-гигиеническая обстановка. ТБ (техника безопасности) тогда не было. Поэтому на заводах были часты несчастные случаи. В горных отраслях особенно. В текстильной промышленности и машиностроении такие случаи были редки. Покалеченных рабочих увольняли и никакой пенсии им не выплачивали. Хозяин давал зарплату рабочему и отправлял его на все 4 стороны. Температура в цехах была очень высокой. Летом иногда достигала 40 или 50% тепла. Поэтому они ходили чуть ли не голыми. А зимой наоборот, часто болели. Вентиляционной системы тогда мало где была, ибо была дорогим удовольствием. Поэтому была распространена чахотка и туберкулёз.

Условия быта. Это жильё, питание, одежда и обувь, а также формы проведения досуга.

Жильё. Существовали типы:

    Хозяйское жильё, предоставляемое хозяином предприятия. Существовало лишь на крупных фабриках. Для холостых рабочих строились общежития, именуемые казармами. Там стояли койки, часто на два яруса. В одной комнате жило по нескольку десятков человек. Мебели никакой не было, всё имущество рабочий держал в сундучке под кроватью. Было большое обилие насекомых. Для семейных рабочих были коморки – многоэтажное общежитие с коридорами, вдоль которого были комнатки – пеналы.

    Вольные квартиры. Это дома, принадлежавшие местным жителям, куда они пускали постояльцев за определённую плату. Пришлые рабочие снимали здесь не дом, комнату, а лишь угол. Пускали до тех пор, пока пространство пола не заполнялось. Платили рубль в месяц.

    Собственное жильё. Это тип, характерный для рабочей аристократии.

Питание. Типы:

    Артельное питание. Рабочие одной профессии объединялись в харчевые артели. В них входили до нескольких десятков рабочих. Они нанимали кухарку. Хозяин выделял помещение для такой артели. В обеденный перерыв рабочие усаживались на лавках за столами, кухарка им раскладывала еду. Рабочие ели щи, несколько человек из одной миски. Питание было сытным, но оно было принудительным, что подают – то и ешь.

    Трактирное питание. В каждом городе была своя сеть заведений, где можно было поесть. Это трактиры, буфеты, закусочные. Питание здесь тоже было дешёвым. Минус – можно было легко отравиться.

    Домашнее питание. Это был самый предпочтительный тип. Пользовалась им рабочая аристократия. Обеденный перерыв был тогда 2 часа.

Стоимость питания. У чернорабочих 70% зарплаты уходило на еду. У среднего рабочего – 20-30%. Существует закон Эйделя – Чем выше уровень дохода человека, тем меньше он тратит на питание.

Ассортимент питания. Большинство рабочих питалось хлебом и овощами (чёрный хлеб, капуста, огурцы, редька). Рабочая аристократия употребляла мясо в различных видах во все скоромные дни. Средний слой рабочих ел мясо лишь по воскресеньям. А чернорабочие баловались мясом лишь два раза в год – на Рождество и Пасху. На Пасху традиционным блюдом был окорок, на Рождество – гусь. Рыбу ели чаще. Это в основном речная рыба, а не морская.

Ударными продуктами являются хлеб, колбаса и водка. 2 копейки фунт стоил чёрный хлеб, белый хлеб – 5 копеек за фунт, колбаса – начиналась от 15 коп., и до 40-50 коп. за фунт, водка – брали вёдрами (12 литров) – 10 рублей, 40 копеек – бутылка.

Одежда и обувь у большинства рабочих была б/у. Новую одежду носили лишь рабочие аристократы. В основном носили пиджак, зимой – пальто на вате, на ногах либо штиблеты, либо сапоги.

Форма проведения досуга. Первоначально его и не было, только если в воскресенье. Но постепенно начал появляться досуг.

Среди традиционных форм досуга: хороводы, посиделки. Среди новых форм досуга: кулачные бои. Интеллигенция и духовенство пытались наладить более цивилизованные формы досуга: на фабриках стали проводиться религиозно-нравственные чтения, перед фабрикантами выступали врачи и священники. Часто проводили презентации – со слайдами. Лекции были исторические, географические и естественнонаучные.

Положение большинства рабочих было скверным, это было главной причиной рабочих движений.

Рабочие движения 70-х гг. Первые рабочие союзы. Существуют 2 формы протеста рабочих – волнения и стачки. Волнения – примитивная форма протеста, напоминавшая крестьянский бунт. Они сопровождались разгромом производственных помещений и ломанием машин. Рабочие ломали машины, били стёкла на заводе, они не выставляли особых требований, выпустив пар, они покорно возвращались к работе.

С 70-х гг. становятся всё более популярными стачки. Стачка и забастовка. Стачка – это русское слово, а забастовка – английское слово.

1870 г. – произошла стачка на Невской бумагопрядильни. В ней участвовало несколько сотен рабочих, основное требование – повысить зарплату. Это была первая стачка, которая взволновала общественность. Общественность сочувственно отнеслась к рабочим. Государство также отреагировало на это: заговорщиков выслали из города, административное наказание.

В 1872 г. произошла стачка на Кренгольмской мануфактуре (Нарва). В забастовке участвовало уже несколько тысяч рабочих. Среди забастовщиков были и русские, и эстонцы. Это было первое выступление в России, когда властям пришлось выпустить воинскую силу – 2 полка.

Кроме того стачки происходили на Путиловском заводе, на Текстильных заводах Иваново-Вознесенской Москвы, на золотых приисках Сибири, на строительстве железных дорог.

Ещё важным событием была Казанская демонстрация. Организовали её народники в 1876 году, инициаторы – землевольцы. Основную массу составили всё же рабочие. Впервые на этой демонстрации было поднято красное знамя. На ней же выступил студент Георгий Плеханов с речью. Демонстрация была разогнана полицией и лавочниками.

У рабочих возникла тяга в стремлении к сплочению. Появились первые рабочие союзы.

1. Южно-российский союз рабочих. (1875 год, Одесса). Основателем союза был обедневший дворянин Евгений Заславский. Остальные члены союза – простые рабочие. Филиалы союза были позднее созданы в Кишиневе. Союз состоял из нескольких кружков по 5-6 рабочих в каждом. Это были грамотные рабочие, читавшие революционные книги, которые они распространяли среди других рабочих. Костяк рабочих был численностью в 50 человек. А ещё + 200 человек, которые были сторонниками этого союза. Был устав и одновременно программа, где говорилось, что конечной целью является избавление от капитала, путём революционного переворота. Членом союза может быть любой рабочий. Этот союз просуществовал недолго. В рядах союза затесался провокатор, он сдал этот союз полиции, руководители были арестованы, организация распалась.

2. В 1878 г., в Питере возник «Северный союз русских рабочих». Во главе организации стояли два человека. Первый – Виктор Обнорский, второй – Степан Халтурин. Первый путешествовал по Западной Европе, знал хорошо труд и быт западных рабочих. Знал, что рабочие на западе живут лучше. В союз входило около 200 активистов и около 200 сочувствующих. Союз был тесно связан с «Землёй и волей». Он перенял у народников структуру организации. Т.е. был центральный кружок и филиалы на окраинах Петербурга. «Земля и воля» разрешила союзу пользоваться их типографией. В этой типографии было напечатано «Воззвание к русским рабочим». По сути это были программа союза. Конечная цель – свергнуть помещиков и буржуазию, землю отдать общине, фабрики – рабочим. Ближайшая цель – введение в России демократических свобод, запрещение детского труда, сокращение рабочего дня.

В 1880 г. Обнорский был арестован, а Халтурин ушёл в «Народную волю» и организовал взрыв Зимнего дворца.

Рабочие движения 80-х гг. Морозовская стачка. В первой половине 80-х гг. в России наблюдается кризис перепроизводства. Это ухудшило положение рабочих: десятки фабрик закрыты, рабочие выкинуты на улицы. На других предприятий была сокращена зарплата, или же рабочая неделя. Это привело к стачкам.

Крупнейшим выступлением стала Морозовская стачка. Морозовы - крупнейшие предприниматели в России. На фабрике работало около 12 тысяч человек. Владел этой фабрикой Тимофей Савич Морозов, фабрикант – старообрядец. В Орехово-Зуеве не было среднего класса, там были хозяева и рабочие.

В первой половине 80-х гг. Тимофей несколько раз снижал рабочим зарплату. Особое недовольство вызывала харчевая лавка. Зарплату рабочим выдавали не деньгами, а талонами в этой лавке. Цены этой лавки были завышены, а товары были недоброкачественными. Приказчики же также безбожно обманывали, обвешивали рабочих. Также большое недовольство вызывал мастер Шорин. Жалование на мануфактуре выдавалось не каждый месяц, а иногда раз в 2 или 3 месяца.

Стачка была не стихийной, а заранее подготовленной. Главную роль играл рабочий Пётр Моисеенко, который был не местным жителем, работал в Питере. Был знаком с Халтуриным. Помощником его стал Василий Волков. Они несколько раз накануне стачки собирали несколько раз рабочих под видом чаепития. Назначали ответственных по цехам, договаривались обо всех мелочах.

Январь 1885 г. – Морозовская стачка. В начале её, рабочие первым делом бросились на харчевую лавку и разгромили её. Была разгромлена квартира мастера Шорина. После этого рабочие уже не допускали таких анархических действий, стачка стала проводиться спокойно. Были выдвинуты следующие требования:

    Выдавать зарплату деньгами, а не талонами

    Выдавать её регулярно, два раза в месяц

    Издать закон, который ограничивал бы размеры штрафов!!! (политическое требование)

Морозов отказался исполнять эти требования. Были вызваны войска. Приехал владимирский губернатор. Среди рабочих были проведены аресты, арестовали заговорщиков. Стачка закончилась.

В 86 году во Владимире состоялся суд над Морозовскими стачечниками. Обвиняли их по сто одной статье. На суде выяснилась картина сурового положения рабочих, ещё постарались московские адвокаты. В результате: по всем пунктам обвинения суд присяжных оправдал виновных.

Эта стачка впервые публично обозначило существование в России «рабочего вопроса». Это о тяжёлом положении рабочих, о том, как улучшить его, проблема со стачечным движением.

Под влиянием стачки в 86 г. был издан закон о штрафах. В нём штрафы были ограничены (см. лекцию Внутренняя политика Александра 3).

Влияние Морозовской стачки сказалось и в том, что во второй половине 80-х гг. резко увеличилось рабочее движение. До этого проходило 19 ежегодных стачек, то теперь 32 стачки. Самые крупные были в Питере, Московской губернии, в Ярославской большой мануфактуре (ЯБМ).

Значение Морозовской стачки в том, что оно стимулировало рабочее движение, она была первым не стихийным, а подготовленным движением, а также было выдвинуто первое политическое требование.

Рабочие движения 90-х гг. Численность пролетариата резко возросла. Этому способствовал голод и неурожай 91 г. Десятки тысяч крестьян разорились и пошли в город. Каждый год бастовали уже не тысячи, а десятки тысяч человек.

Особенно, в 96-97 гг. – серия стачек в Питере – «Петербургская промышленная война». Толчком к этому стал вопрос об оплате во время коронационных дней. В коронационные дни рабочих отпустили по домам. Рабочие требовали оплатить эти дни, фабриканты отказались, тогда рабочие взбунтовались. Взбунтовались Путиловский, Невский и Обуховский заводы. К металлистам присоединились текстильщики. Забастовки произвели впечатление на власти и на общество. Коронационные дни рабочим оплатили.

Характерные черты рабочего движения в конце 19 века:

    Оно носило экономический характер, требования были стандартными (жалования увеличить, рабочий день уменьшить, улучшить условия жизни и т.п.);

    Стачки были в основном оборонительные, а не наступательные, когда рабочие реагировали на ухудшение условия труда;

    У рабочих не было опыта трудовых конфликтов, поэтому они часто терпели поражение;

    Среди рабочих выдвигаются вожаки, лидеры стачек, которые обладали харизмой.

Распространение марксизма в России. Марксизм, как теория, появился в Западной Европе в середине 19 в. Маркс написал «Капитал», в трёх томах, и «Манифест коммунистической партии». Русская общественность познакомилась с трудами в 60-х гг. В 72 году переводится на русский язык первый том «Капитала». Но общественность считала, что России не подходят работы Маркса. Несколько русских революционеров эмигрантов входили в первый интернационал, который делился на несколько секций, была и русская секция. Во главе последней стоял Утин.

Первая русская марксистская организация возникла в 83 году. Основатель её руководитель бывшего «Черного передела», Плеханов и его сподвижники – Вера Засулич, Аксельрод, Дейч, Игнатов. Плеханов родился в Тамбовской губернии в семье с революционными традициями. Учиться Плеханов поехал в Питер, поступил в Горный институт. Он являлся одним из руководителей «Земли и воли». Он выступил во время Казанской демонстрации. После этого он перешёл на нелегальное положение. Позже переехал за границу. Эта группа существовала за границей, в Женеве. В первую очередь группа издал документ об издании книг «Библиотека современного социализма». Участники группы переводили работы Маркса и Энгельса. Затем печатали их и переправляли в Россию. Плеханов написал также оригинальные марксистские труды, там приспосабливался марксизм к русским условиям, две работы – «Социализм и политическая борьба» и «Наши разногласия».

Плеханов чётко сформулировал разногласия марксистов и народников:

    Народники утверждали, что Россия минует стадию капитализма, а марксисты говорили, что Россия уже в стадии капитализма;

    Народники считали самым революционным классом крестьян, а марксисты, что это пролетариат.

Кроме таких серьёзных работ, группа стала издавать «Рабочую библиотеку», книги для простых рабочих. Это были непростые брошюры, написанные простым языком, издавались большими тиражами.

Образование группы «Освобождение от труда», её издательская деятельность вызвали сначала смятение в остатках народниках, а затем и ярость.

Кроме этой группы, возникают марксистские организации в самой России. В самом конце 83 года, в Питере возник кружок, возглавляемый Дмитром Благоевым. Назывался так: «Партия российских социал-демократов». К ним из-за границы приходила литература. Эта группа напечатала 2 номера газеты «Рабочий». После того, как Благоева арестовали, кружок распался.

В середине 80-х гг. возник новый кружок социал-демократов, возглавляемый Тогисским.

Называлась она «Товарищество петербургских мастеровых». Входили в него как интеллигенты, так и рабочие. Когда руководителей кружка арестовали, то низовые кружки рабочих остались.

Третья организация возникла в 89 г. – кружок Бруснева. Это была более крупная организация. Л.Б. Красин и Ф. Афанасьев также входили в него. Пропаганда среди рабочих велась по особому плану: рабочих сначала обучали грамоте, затем им давали сведения по истории, естествознании и азы политэкономии, а после рабочим начинали подсовывать настоящую марксистскую литературу.

На рубеже 80-90-х гг. кружки появляются в провинции. Особое место занимает кружок в Казане. Руководил им Н.Е. Федосеев (учитель Ленина).

В 80-х гг. марксизм сравнительно мало затронул российскую общественность. Он представлялся ей экзотикой. В основном в кружках была интеллигенция. В марксистское движение вступает В. Ульянов.

Ульянов родился в 1880 г., по происхождению дворянин. Его отец был крупным чиновником – директор народных училищ Симбирской губернии, в чине статского советника. Когда Ленину было 15 лет, его отец умер. На пенсию жила вся семья и Ленин нигде не работал. Когда Владимиру было 17 лет, его старший брат Александр попался на подготовке к покушению на Александра 3. Александра казнили вместе с несколькими людьми, это одна из причин вступления Ленина на революционный путь. Когда Ленин узнал об этом, он сказал: «Мы пойдём другим путём».

В 89 г. он заканчивает с отличием симбирскую гимназию. Поступает в казанский университет и через полгода его отчисляют. После этого Владимир и примкнул к кружку Н. Федосеева. Ленин подаёт заявление в Петербургский университет на юрфак, сдал экзамены экстерном. Он получил специальность юриста. Отправляется в Самару и становится там адвокатом. Брался защищать рабочих и крестьян, но ни одного дела не выиграл. После этого он не работал нигде до 1917 года.

В первой половине 90-х гг. марксизм захватывает всё больше народа. В частности, Федосеев организовал кружок во Владимире. В 1894 г. приезжал к нему В. Ульянов.

В 1892 году возник кружок в Иваново. Им руководил Ф. Кондратьев – студент одного из петербургских вузов. В кружок входили в основном рабочие, также Н. Кудряшов и М. Багаев.

Социал-демократические кружки возникают на национальных окраинах России. Была известна партия Социал-демократия королевства Польского и Литовского (СДКПиЛ), туда входил Ю. Мархлевский, Роза Люксенбург.

Возникает и среди еврейских рабочих – «Бунд» (союз).

В 1895 г. в Питере возник «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Вожди – это переехавший в Питер В. Ульянов и Ю. Цедербаум (Мартов). У организации было 3 уровня: во главе союза стоял центр, ниже находились рабочие организации на окраинах Петербурга, на низшем уровне – кружки на фабриках и заводах. Союз перешёл от узкой пропаганды к широкой агитации. У союза была своя нелегальная типография, печатавшая листовки, прокламации. На одной из фабрик возникло брожение среди рабочих, недовольных понижением зарплаты. Через свой кружок союз узнал об этом и напечатал листовки – «Чего требуют ткачи?». Листовка спровоцировала к стачке рабочих. Такая же ситуация повторилась на Путиловском заводе. Союз настолько осмелел, что стал отправлять такие листовки и властям. Власти обеспокоились этим и начали искать источник. Сумели через свою агентуру добраться до руководителей. В конце 90-х гг. они схватили руководителей.

За этим союзом последовали другие союзы борьбы. Они возникли в Москве, Киеве и Иваново-Вознесенске. В марте 98 г. прошёл минский съезд РСДРП. В дальнейшем эта партия неоднократно меняла своё название. На съезде было представлено меньшинство организаций социал-демократов, центральный район практически не был представлен. Всего на съезде было 9 делегатов. Программы выбрано не было, был лишь избран ЦК, но после заседания центральный комитет арестовали. Задачи были решены лишь на втором съезде в 1903 году.

Владимир Ульянов за деятельность в Петербургском союзе был приговорён к 3 годам ссылки, отправили его в восточную Сибирь, в село Шушенское. К нему туда приехала Надежда Крупская – его жена вместе с тёщей. Ульянов написал в ссылке целый ряд работ. Среди этих работ особое место занимает «Развитие капитализма в России», где он обобщил приобретённый опыт. Многие работы он печатал под псевдонимом Николай Ленин, а потом просто – Ленин.

В начале 1900 г. срок Ленина закончился, он мог возвратиться в европейскую часть страны, но ему было запрещено в столицах и в университетских городах. Он избрал в качестве жилья г. Псков. Здесь задержался на несколько месяцев. В конце 1900 г. властями было разрешено уехать ему за границу. Ленин уезжает в Германию и начинает издавать социал-демократическую газету «Искра», вместе с Плехановым. На первой странице каждой газеты был лозунг: «Из искры возгорится пламя».

Буржуазия.

Развитие капитализма в России вело к росту количества буржуазии. Продолжая официально числиться дворянами, купцами, мещанами, крестьянами, представители этого класса играли все большую роль в жизни страны. Среди крупнейших капиталистов-промышленников было немало выходцев из богатого купечества (Губонин, Мамонтовы), дворянства (Бобринские, Браниц- кие, Потоцкие, Шиповы, фон Мекк), но много было и крестьян, особенно старообрядцев (Морозовы, Рябушинские, Гучковы, Коноваловы). Начиная со времен «железнодорожной горячки» 60-70-х гг. буржуазия активно пополнялась за счет чиновников. Входя в правления частных банков и промышленных предприятий, чиновники обеспечивали связь между государственной властью и частным производством. Они помогали промышленникам получать выгодные заказы и концессии. Злоупотребления на этой почве приобрели такой размах, что правительство было вынуждено в 1884 г. запретить высшим чиновникам заниматься предпринимательской деятельностью.

Среди крупнейших отечественных предпринимателей, помимо русских, были представители многих народов России - украинцы (И. Г. Харитоненко, семья Терещенко), армяне (А. И. Манташев, С. Г. Лианозов, Гукасовы), азербайджанцы (Т. Тагиев, М. Нагиев), евреи (Б. А. Каменка, Бродские, Гинцбурги, Поляковы). В России появилось и немало иностранных предпринимателей (Нобели, Дж. Юз, Г. А. Брокар, Л. Кноп, Г. Гувер, Л. А. Уркарт).

Период складывания российской буржуазии совпал по времени с активной деятельностью народников внутри страны и с ростом революционной борьбы западноевропейского пролетариата. Поэтому буржуазия в России смотрела на самодержавную власть как на свою защитницу от революционных выступлений.

И хотя интересы буржуазии нередко ущемлялись государством, на активные действия против самодержавия она не решалась.

Долгое время недостаток культуры и образования у предпринимателей во многом восполнялся их природным умом, колоссальной энергией и огромной работоспособностью. Некоторые из основателей известных торгово-промышленных семей - С. В. Морозов, П. К. Коновалов - до конца своих дней оставались неграмотными. Но своим детям они старались дать хорошее образование, в том числе и университетское. Сыновей нередко отправляли за границу изучать торгово-промышленную практику.

Многие представители этого нового поколения буржуазии стремились поддержать ученых, представителей творческой интеллигенции, вкладывали деньги в создание библиотек, картинных галерей. Заботясь о развитии образования и здравоохранения, промышленники и торговцы открывали больницы, приюты, различные учебные заведения. Значительную роль в расширении благотворительности и меценатства сыграли А. А. Корзинкин, К. Т. Сол- датенков, П. К. Боткин и Д. П. Боткин, С. М. Третьяков и П. М. Третьяков, С. И. Мамонтов.

Савва Иванович Мамонтов (1841-1918) был потомственным купцом и предпринимателем. Он учился в Горном институте, а затем на юридическом факультете Московского университета. Мамонтов увлекался игрой в любительских спектаклях, обладал незаурядными музыкальными способностями. Несколько лет он прожил в Италии, где учился пению, изучал живопись. В 1872 г. он был избран директором общества Московско-Ярославской железной дороги. Затем строил Донецкую железную дорогу. Правительство предложило ему купить государственный Невский завод в Петербурге, производящий паровозы, вагоны и суда, в том числе и для военного министерства. Для снабжения завода отечественным сырьем Мамонтов учредил акционерное общество восточносибирских чугуноплавильных заводов.

Мамонтов оказывал значительную помощь таким художникам, как В. А. Серов, К. А. Коровин, М. А. Врубель. Он обожал открывать новые имена в искусстве, искать молодые дарования. На сцене созданной им в Москве Частной оперы начал свои выступления великий русский певец Ф. И. Шаляпин.

В своем имении Абрамцеве Мамонтов создал уникальный художественный центр, где не только хранил собранные предметы народного творчества, но и организовал производство изделий из керамики (обожженной глины). Абрамцево стало также своеобразным домом творчества талантливых художников России.

Пролетариат .

Еще одним основным классом индустриального общества являлся пролетариат. К пролетариату относились все наемные рабочие, в том числе занятые в сельском хозяйстве и промыслах, но его ядром были фабрично-заводские, горные и железнодорожные рабочие - промышленный пролетариат. Его образование шло одновременно с промышленным переворотом. К середине 90-х гг. XIX в. в сфере наемного труда было занято около 10 млн человек, из них промышленных рабочих насчитывалось 1,5 млн.

Рабочий класс России имел ряд особенностей. Он был тесно связан с крестьянством. Значительная часть фабрик и заводов размещалась в селах, а сам промышленный пролетариат постоянно пополнялся выходцами из деревни. Рабочими становились представители разных национальностей. В России наблюдалась значительно большая концентрация пролетариата на крупных предприятиях, чем в других странах. В 1890 г. на предприятиях с числом рабочих более 100 человек было сосредоточено 3/4 всех фабрично-заводских и горных рабочих, в том числе почти половина из них работала на предприятиях, имевших 500 и более человек.

Наемный фабричный рабочий являлся, как правило, пролетарием в первом поколении и сохранял тесную связь с деревней. Более половины пролетариев продолжали сочетать промышленный и сельскохозяйственный труд. Ритм работы на многих фабриках учитывал сельскохозяйственные нужды. Хозяева нанимали рабочих в период от Покрова (1 октября по старому стилю) до Пасхи (март - апрель), а в страду были вынуждены отпускать их для работы в деревни.

В городе многие рабочие придерживались привычных норм общинной жизни. В фабричных казармах (общежитиях) они селились не по цехам, а по губерниям и уездам, из которых приехали. Во главе рабочих из одной местности стоял мастер, который и набирал их на предприятие. Рабочие с трудом привыкали к городским условиям. Отрыв от родных мест нередко приводил к падению морального уровня, пьянству. Рабочие трудились по многу часов и, чтобы послать деньги домой, ютились в сырых и темных комнатах, плохо питались.

Выступления рабочих за улучшение своего положения в 80-90-х гг. стали более многочисленными, порой они принимали острые формы, сопровождаясь насилием над заводским начальством, разгромом фабричных помещений и столкновениями с полицией и даже с войсками. Наиболее крупной была стачка, вспыхнувшая 7 января 1885 г. на Никольской мануфактуре Морозова в городе Орехово- Зуеве.

Рабочее движение в этот период являлось ответом на конкретные действия «своих» фабрикантов: повышение штрафов, снижение расценок, принудительную выдачу зарплаты товарами из фабричной лавки и т. п. Оно носило в целом характер экономической борьбы с целью улучшения условий труда и положения рабочих. Рабочие не поднимали вопроса о своих политических правах.

Духовенство,интеллегенция и казачество в пореформенной России.

Духовенство.

Церковные служители - духовенство - составляли особое сословие, разделенное на черное и белое духовенство. Черное духовенство - монахи - принимало на себя особые обязательства, в том числе уход из «мира». Монахи проживали в многочисленных монастырях.

Белое духовенство жило в «миру», его главной задачей являлось осуществление богослужения и религиозная проповедь. С конца XVII в. был установлен порядок, согласно которому место умершего священника наследовал, как правило, его сын или иной родственник. Это способствовало превращению белого духовенства в замкнутое сословие.

Хотя духовенство в России принадлежало к привилегированной части общества, сельские священники, составлявшие подавляющую его часть, влачили жалкое существование, так как кормились своим трудом и за счет прихожан, которые сами нередко едва сводили концы с концами. К тому же, как правило, они были обременены большими семьями.

Православная церковь имела свои учебные заведения. В конце XIX в. в России было 4 духовные академии, в которых обучалось около тысячи человек, и 58 семинарий, обучавших до 19 тыс. будущих священнослужителей.

Преобразования 60-х гг. затронули и православное духовенство. Прежде всего правительство попыталось улучшить материальное положение священнослужителей. В 1862 г. было создано Особое присутствие по изысканию способов улучшения быта духовенства, в которое вошли все члены Синода и высшие должностные лица государства. К решению этой проблемы были привлечены и общественные силы. В 1864 г. возникли приходские попечительства, состоявшие из прихожан, которые не только заведовали церковными делами прихода, но и должны были содействовать улучшению материального положения духовенства. В 1869-1879 гг. доходы приходских священников значительно увеличились за счет упразднения около 2 тыс. мелких приходов и установления для них годового жалованья. Были введены пенсии по старости для священнослужителей.

Либеральный дух реформ, проводимых в сфере просвещения, коснулся и церковных учебных заведений. В 1863 г. выпускники духовных семинарий получили право поступать в университеты. В 1864 г. детям духовных лиц было разрешено поступать в гимназии, а в 1866 г. - в военные училища. В 1867 г. Синод принял решение о ликвидации наследственности приходов и о праве поступления в семинарии всех без исключения православных. Эти меры разрушали сословные перегородки, способствовали обновлению духовенства.

Интеллигенция.

В конце XIX в. из более чем 125 млн жителей России 870 тыс. можно было отнести к интеллигенции. В стране было свыше 3 тыс. ученых и литераторов, 4 тыс. инженеров и техников, 79,5 тыс. учителей и 68 тыс. частных преподавателей, 18,8 тыс. врачей, 18 тыс. художников, музыкантов и актеров.

В первой половине XIX в. ряды интеллигенции пополнялись в основном за счет дворян. После отмены крепостного права и реформ 60-70-х гг., сделавших образование более доступным для представителей всех чинов и званий, численность интеллигенции стала расти за счет разночинной молодежи. Из купцов вышли художники И. К. Айвазовский и И. И. Шишкин, композитор А. К. Глазунов, музыканты А. Г. и Н. Г. Рубинштейны. Писатель А. П. Чехов родился в семье мелкого торговца. Сыновьями сельских священников были художники В. М. и А. М. Васнецовы, историк В. О. Ключевский; историк С. М. Соловьев был сыном московского священника. В бедных мещанских семьях родились художник И. Н. Крамской и певец Ф. И. Шаляпин. Художник И. Е. Репин был сыном военного поселенца, а В. И. Суриков происходил из сибирских казаков. Все они хорошо знали нужды и чаяния простых людей и стремились отразить их в своем творчестве.

Часть интеллигенции так и не смогла найти применения своим знаниям на практике. Ни промышленность, ни земства, ни другие учреждения не могли обеспечить занятость многим выпускникам университетов, чьи семьи испытывали материальные трудности. Получение высшего образования не являлось гарантией повышения жизненного уровня, а значит, и общественного положения. Это рождало настроения протеста.

Но помимо материального вознаграждения за свой труд, главнейшей потребностью интеллигенции является свобода самовыражения, без которой немыслимо подлинное творчество. Поэтому при отсутствии в стране политических свобод антиправительственные настроения значительной части интеллигенции усиливались.

Казачество.

Появление казачества было связано с необходимостью освоения и защиты вновь приобретенных окраинных земель. За свою службу казаки получали от правительства землю. Поэтому казак - одновременно и воин, и крестьянин.

В конце XIX в. существовало 11 казачьих войск - Донское, Кубанское, Терское, Астраханское, Уральское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское, Забайкальское, Амурское, Уссурийское. Казачье население доходило до 4 млн человек, в том числе до 400 тыс. находилось на военной службе. Все казачьи войска и области подчинялись Главному управлению казачьих войск Военного министерства во главе с атаманом казачьих войск, которым с 1827 г. являлся наследник престола. Во главе каждого войска стоял «наказной» (назначенный) атаман, при нем - войсковой штаб, который управлял делами войска. В станицах и хуторах имелись станичные и хуторские атаманы, избиравшиеся на сходах (казачьем круге). Все мужчины с 18-летнего возраста были обязаны нести военную службу. 3 года они находились в подготовительном разряде, затем 12 лет - на строевой службе с летними лагерными сборами и 5 лет - в запасе. На военную службу казак являлся со своим обмундированием, снаряжением, холодным оружием и верховой лошадью.

В станицах и поселках существовали специальные начальные и средние казачьи школы, где большое внимание уделялось военной подготовке учащихся.

В 1869 г. был окончательно определен характер землевладения в казачьих областях. Закреплялось общинное владение станичными землями, из которых каждый казак получал пай в размере 30 десятин. Остальные земли составляли войсковой запас. Он предназначался в основном для создания новых станичных участков по мере роста казачьего населения. В общественном пользовании находились леса, пастбища, водоемы.

Во второй половине XIX в. казачьи области становятся районами торгового земледелия. Развивается аренда войсковых земель, которые казаки сдавали пришлому (иногороднему) населению. Казачество занималось также огородничеством, табаководством, виноградарством и виноделием. На землях различных казачьих войск успешно развивалось коневодство. И хотя расслоение не миновало и казачьи станицы, все же обеспеченность землей здесь была намного выше, чем у крестьян, особенно в Европейской России.

Во второй половине XIX в. происходила ломка сословных перегородок и становление новых групп общества по экономическому, классовому признаку. В состав нового предпринимательского класса - буржуазии - вливаются и представители купечества, и удачливые крестьянские предприниматели, и дворянство. Класс наемных рабочих - пролетариат - пополняется прежде всего за счет крестьян, но мещанин, сын сельского священника и даже «благородный господин» не были редкостью в этой среде. Происходит значительная демократизация интеллигенции, даже духовенство теряет свою былую замкнутость. И только казачество в большей степени остается приверженцем своего прежнего образа жизни.

Вопрос 1. Какие новые группы появились в российском обществе? Каковы причины их появления?

Ответ. Появились буржуазия и пролетариат. Это произошло благодаря развитию промышленности. Промышленность во многом принадлежала государственному сектору, но много её было и в частном. Частные владельцы промышленных предприятий и составляли буржуазию. Во второй половине XIX века технологический процесс был таким, что во многих областях производства заводы обязаны были быть большими, иначе они переставали приносить прибыль. И на больших, и на малых промышленных предприятиях трудились наёмные рабочие. Они и составляли пролетариат.

Вопрос 2. Какие новые явления происходили в крестьянской среде?

Ответ. После отмены крепостного права и временнообязанного положения крестьянам гораздо больше чем раньше потребовались деньги. Деньгами платили государству налоги и выкупные платежи. Потому крестьяне вынуждены были больше ориентироваться на рынок. Но зарабатывать деньги не у всех крестьян получалось одинаково успешно. Ускоренными темпами пошло имущественное расслоение в деревне. Появилась масса безземельных крестьян, которые нанимались на работу к более удачливым соседям. Батрачество также стало новым явлением. Новой была и урбанизация. Некоторые из безземельных крестьян уходили в город и пополняли ряды пролетариев, хотя даже неимущие были привязаны к своим родным местам и не стремились становиться горожанами.

Вопрос 3. Как изменялось положение дворянства?

Ответ. Дворянство также расслаивалось по признаку богатства. Некоторые его представители, которые не только могли похвастаться знатностью (то есть обладали не только дворянским званием, но и определённым титулом), но и сохранили свои богатства, продолжали править страной, занимать ключевые посты, составлять высшее общество как столицы, так и губернских городов. Но многие дворяне разорялись, теряли свои имения. Некоторые такие дворяне пополняли ряды интеллигенции. Другие пытались прожить за счёт государственного жалования, например, военной службы. При этом монополию на офицерские звания дворяне потеряли. А некоторые пытались жить по-старому, занимая и перезанимая деньги. Такие ярко показаны в «Вишнёвом саду» А.П. Чехова как символ уходящей эпохи.

Вопрос 4. Из каких слоев населения складывалась буржуазия? Как изменялся облик русского купечества?

Ответ. Буржуазия формировалась почти из всех сословий. Некоторые дворяне использовали деньги, полученные по крестьянской реформе или увеличивали доходность своих имений и открывали там производства. Капиталы в виде денег, а не земли были у купечества, потому оно особенно активно пополняло ряды буржуазии. В своих небольших мастерских удавалось скопить начальные капиталы и некоторым мещанам, они также становились буржуа. Известны истории и некоторых крестьян, которые, обычно в течении нескольких поколений, превращались из крепких сельских хозяев во владельцев огромных промышленных империй. Славу русского предпринимательства также составили представители народов окраин России, особенно тех окраин, на территории которых в изобилии были полезные ископаемые вроде нефти. Промышленники чувствовали себя хозяевами жизни, в которой всё больше начинали править деньги. Однако они не только наслаждались жизнью сами. Они стали крупнейшими меценатами своей страны. Особенно это было характерно для выходцев из купечества. Их фамилии порой уже на протяжении многих поколений держали в своих руках огромные деньги, не испытывали от этого шока или эйфории. К таковым относятся А.А. Корзинкин, К.Т. Солдатенков, П.К. Боткин и Д.П. Боткин, С.М. Третьяков и Π.М. Третьяков, С.И. Мамонтов, а также многие другие.

Вопрос 5. Каковы были особенности российского пролетариата?

Ответ. Особенности:

1) российский пролетариат сохранял тесную связь с деревней, пролетарии обычно были горожанами в первом поколении, более половины из них продолжала сочетать труд на своём предприятии и труд сельскохозяйственный;

2) пролетариат составляли представители многих национальностей;

3) концентрация пролетариата на крупных предприятиях в России была даже больше, чем в других странах;

4) рабочие обычно посылали деньги семьям, которые остались в деревнях, потому экономили на всём и из-за этого условия их жизни были особенно тяжёлыми.

Вопрос 6. Что изменилось во второй половине XIX в. в положении духовенства?

Ответ. Монахи и монахини в основном продолжали жить, как и жили. Их уставы когда-то специально были созданы, чтобы поддерживать незыблемость их существования. А белое духовенство ждали серьёзные изменения. Главное из них произошло в 1867 году – приходы переставали передаваться по наследству. Это значит, что в белое духовенство могли идти и выходцы из других сословий, а выходцы из духовенства выбирать светскую карьеру. Также были сделаны попытки улучшить материальное положением священников и их культурный уровень. Для этого создавались приходские попечительства из прихожан, включая прихожан богатых и влиятельных. Также многие мелкие приходы были слиты вместе или с более крупными приходами. Благодаря этому доходы сохранивших кафедры священников возросли.

Вопрос 7. Как шло формирование интеллигенции?

Ответ. Интеллигенция – это все люди, которые зарабатывают умственным трудом, живут за счёт него. С развитие промышленности число таких людей резко возросло. Производство потребовало большого количества инженеров и технических специалистов, которые составляли интеллигенцию так же, как врачи, юристы, учителя, учёные... Традиционно в интеллигенцию шли выходцы из разночинцев. Но во второй половине XIX века её ряды активно пополняли обедневшие дворяне.

Вопрос 8. Какие черты казачества позволяют называть его «особым» сословием?

Ответ. Особенности:

1) в языке, включая язык официальных документов, был особый термин «казачество»;

2) у казаков было самосознание, они понимали, что составляют особую группу;

3) казаки были единственным в России сословием, представители которого являлись и воинами, и земледельцами;

4) в казачьих областях был особый характер землевладения;

5) существовала особая система управления казачьих войск;

6) у казаков была своя система обучения, особые школы;

7) казаки развивали свои производства, причём развивали во многом сообща и чётко отделяя их от производств буржуазии.

Из за отсутствие трудового законодательства и переизбытка рабочей силы условия жизни пролетариата были крайне тяжелыми. Заводчики и фабриканты совершенно не заботились о рабочих. Рядом с крупными заводами строились бараки, в которых селили рабочих в них находилось минимальное количество удобств, процветала антисанитария, вирусные заболевания. Людей селили в них по 30 человек в помещение минимум. В этих помещениях ели, спали вообще делали все в свободное от работы время. Часто холостых селили в один барак в месте с семьями. Из удобства и мебели в них были лишь деревянные кровати. В помещение всегда стоял смрад, воздух был затхлый, света в них практически не было.

Зачастую на заводах попросту не было бараков и людям приходилась спать на своих рабочих местах в цехах завода. Рабочие часто болели самыми распространенными профессиональными заболеваниями были: глазные болезни, заболевание легких. Медицинского лечения больным не оказывали, выходного пособия по болезни не давали. Люди в любом состоянии были обязаны работать.

Как правило, вплоть до 1880-х годов, наем рабочих на фабрично-заводские предприятия практиковался на основе "словесного" или письменного договора сроком! на год, чаще всего "от Пасхи до Пасхи". До истечения установленного срока у рабочих забирались в контору паспорта, и они фактически лишались свободы, не имея права требовать досрочного расчета. Произвол предпринимателей ничем не ограничивался. Заводчик в свою очередь мог уволить рабочего в любое время. Так же он имел право взимать штраф с рабочих на свое усмотрение. Рабочие не каким образом не были защищены от произвола со стороны начальства. Рабочий день крайне продолжительным доходил до 15 а иногда и до 16 часов в сутки. Рабочая неделя была 6 дневная, а порой пролетариев заставляли работать и в воскресение.

Работа была тяжелая, изнурительная, доходило до того что рабочие даже умирали за станками. За провинности они могли подвергнуться телесным наказаниям, рабочих порой били просто для того что бы заставить их работать или разбудить заснувших на рабочем месте.

Широко практиковался труд женщин и детей он оплачивался ниже, чем труд мужчин, а работать им приходил практически столько же сколько и мужчинам. Предпринимателям было выгодно нанимать на роботу детей и женщин, такое положение из устраивало и не какие морально этические нормы небыли для них преградой.

Государство предпринимало попытки улучшить ситуацию, но как правило они не к чему не приводили, положение пролетариата оставалось прежним.

Регламентировался не только труд рабочих, но и их личная жизнь: на многих предприятиях рабочие были обязаны в принудительном порядке покупать товары в хозяйственной лавке по завышенным ценам и худшего качества; проживавшие в фабричных казармах отлучались в определенные сроки. Рабочие не были защищены от издевательств и оскорблений со стороны хозяина и его подручных. В Москве, например, вплоть до начале 90-х годов XIX в. на фабрике "Карл Тиль и К°" применялись розги.

Заработная плата была мизерная, её с трудом хватало на то что бы выжать. Рабочие были худыми истощенными, у них практически не оставалось сил для того что бы работать не говоря уже о том что бы хоть как то удовлетворять свои потребности.

Бесспорно такое положение дел не как не могло не вызвать недовольство среди пролетариата, которое уже в 60-70-е годы стала проявляться в виде стихийных

выступлений. В 60-е годы наблюдались волнения на заводах Урала и в центральных губерниях (Мальцевский завод в Калужской губернии, Морозовская фабрика в Орехово-Зуеве и др.). Только в 1861 г. было отмечено 4 стачки и 12 волнений промышленных рабочих. Численность этих выступлений быстро росла (по данным П.А. Хромова в 70-е годы было зарегистрировано свыше 200 стачек и 100 волнений). Особый размах приобрели стачки на Невской бумагопрядильне (1870) и Кренгольмской мануфактуре (1872), происходившие в непосредственной близости от столицы империи.

Растущие недовольство рабочих, а затем и возникновение русской социал-демократии становятся важным явлением в русском общественном движении пореформенной России. С увеличением численности пролетариата, во время промышленного переворота, росла его организованность и сплоченность, что привело к попыткам создания первых рабочих организаций. В мае 1875 г. в.

Одессе возник "Южнороссийский союз рабочих" во главе с Е.О. Заславским. Организация имела свой устав, где была сформулирована основная цель - свержение существовавшего в стране политического строя путем насильственного переворота. Организация была под влияние народнической идеологии, что сказывалось на отдельных частях устава.

В декабре 1878 году в Сан Петербурге образовался "Северный союз русских рабочих" во главе с В.П. Обнорским и С.Н. Халтуриным, в который вошли около 200 рабочих. Организация выразила свою позицию в воззвание "К русским рабочим", в котором ясно указывалась необходимость политической борьбы, требование политической свободы, рабочих призывали сплотится. В воззвании говорилось о необходимости отмены частной собственности на землю и установлении общинного землевладения, создании рабочих ассоциаций для организации производства. Уже в январе следующего года правительство произвело аресты членов данной организации. С.Н. Халтурин сумел скрыться от полиции и занялся впоследствии терроризмом.

В 1880 году был выпущен первый номер рабочей газеты "Рабочая заря", однако типография была разгромлена, а номер газеты конфискован, что фактически означало прекращение деятельности организации.

Рабочие организации 70-х годов способствовали росту активности и сплоченности российского пролетариата, знакомили его с опытом и традициями международного пролетариата.

С конца 19 века происходит рост численности пролетариата.

На рубеже веков – 11,8 млн.человек

К 1913 году – 17,8 млн.рабочих (рост в 1.5 раза)

Но при этом хочется отметить, что это число относилось ко всему населению как 1%. Не все работали на крупных предприятиях и не все были отделены от средств производства. Ед источником проживания – з/п, но у нас не так.

70% предприятий кустарного типа.

Пролетариата в полном смысле этого слова из 17.8 млн. было только 2 млн. => в политическом отношении они были в меньшинстве. Из этого можно сделать вывод, что процесс формирования пролетариата в России был в самом начале и в количественном, и в качественном составе. Почему?

Источником наемной рабочей силы было крестьянство (91% рабочих из крестьян, в основном отходники (на 1901 год - 91,8%)). Критерием же сформированности пролетариата можно считать то обстоятельство, когда рабочие потомственные (т.е. во втором и далее поколении, как например, в Англии), в России же это «вчерашние» или даже «сегодняшние» крестьяне, которые сохранили тесную связь с деревней.

Статистика:

в текстильной промышленности

31% - семьи в деревне

56,5% - имели надел в деревне

6% - которые родились в Москве, так скажем потомственный

Тяжелое машиностроение

45,6% - связь с деревней. Меньше, но все равно почти половина.

В 1900-1913 гг. заметно возросла концентрация рабочих на крупных предприятиях. Наиболее высокого уровня она достигла в хлопчатобумажной и металлургической отраслях промышленнос¬ти. Ниже сравнительно с ними она была в машиностроительной, горно-добывающей и сахарной промышленности. В крупных про-мышленных городах, особенно в Петербурге, на предприятиях с чис¬лом свыше 1000 человек было занято 60% индустриальных рабочих. Мощные капиталистические предприятия объединяли и сплачивали рабочих в крупные коллективы. Их единство укреплялось общими профессиональными интересами и целями в коллективном отстаива-нии своих прав. Среди индустриальных рабочих отмечалась наиболее высокая грамотность. Повышение культурного уровня способствовало и росту политической активности рабочих.

Рабочий класс России был моложе всех остальных соци¬альных групп населения, отличавшихся преобладанием моло¬дых возрастов. По переписи 1897 г. среди фабрично-заводских и горных тружеников 26 % рабочих были в возрасте до 20 лет, 55 % - от 20 до 39 лет и всего 19 % - от 40 лет и старше. Еще до войны происходило постепенное вытеснение мужчин женщи¬нами, которые составляли в 1900 г. - 26, в 1913 г. - 32 % фаб-рично-заводских рабочих. Во время первой мировой войны удельный вес женщин возрос до 40 %.

Можно разделить класс как:

Класс в себе (не осознают себя как класс и не понимают, что у них есть общие интересы и надо бороться за них. Начальная стадия формирования рабочего класса.)

Класс для себя (осознает себя как класс, борются за свои права).

В России представлена в основном первая категория. Они имели низкую классификацию, небольшой стаж работы (например, в Иваново 52% - стаж до 5 лет; 28,6% - 1 год). Это было связано с тем, что крестьяне шли в город как на дополнительные заработки, поэтому ненадолго. Всё это приводило к низкой производительности труда.

Положение рабочих было ужасным: платили мало, условия труда и жизни были на низком уровне. Заработная плата (в год):

1897 – 192руб

1901 – 200руб

1905 – 240руб

1913 – 300руб

Повышение было связано с двумя моментами:

Инфляции

1905- стачки=>добились повышения на 20%

Но заработная плата оставалась низкой. В 2.5 раза ниже, чем в Англии; в 2 раза, чем в Германии.

Ещё одной проблемой был разрыв между уровнем жизни простого рабочего и квалифицированного.

30-50руб в год получали обычные рабочие (их 67%)

500-800руб в год квалифицированные (0.5%)

Зарплату задерживали, практиковалась выплата товарами предприятия. При этом, когда выдавали деньгами, вынуждали рабочего покупать товары в лавочке работодателя (с наценкой)=> внешнеэкономическое принуждение.

Практиковались штрафы => удерживали, да так, что рабочий должен оставался.

Рабочий день в Европе на это время уже составлял: 9 часов(Англия, Германия). В России – 12-14 часов..

В 1897 году приняты некоторые меры, но только для рабочих казенных предприятий (10,5 часов, соц.гарантии, пенсии)

Очень интересен пример фабрики текстильной Третьяковых: 9 часов, родильный дом, школа, больница, строилось дешевое, но хорошее жилье для рабочих. Рабочие имели акции, взаимопомощи, можно говорить даже о так называемом социальном партнерстве. Но таких примеров оооочень мало.

Получал рабочий 10-12руб в месяц:

6 руб-жилье (барак, вентиляция естественная)

4-6руб- питание

30-70 р рабочий тратил на одежду (в год).

При этом з/п могли выдавать не деньгами, а товаром, который еще необходимо было сбыть.

Зарплата едва обеспечивала физическое выживание. А теперь перейдем ещё к одной составляющей:

Социально-политическое положение.

В советской традиции считали, что российский пролетариат - самый сознательный, политически развитый. НО! это явное преувеличение.

В городе жили в основном молодые:

Возраст: от 20 до 30 лет – 2/3 всех; более 40 – 13%.

Грамотность – 60 – 70% среди раб. получили начальное образование.

Рабочий отличался одеждой – фабричная – пиджак, жилетка, цепочка с часами, кепочка; парадная одежда – лаковый картуз. У женщин – шерстяное платье, высокая шнуровка на ботинках, каблук. Главный танец – кадриль.

Пьянство, хамство, распущенность, ненормативная лексика, отрицали старую культуру, а новой не сформировали => фрустрация, маргинальное положение, что часто путали с революционностью.

Традиции при этом были сильные:

От крестьянства:

Отношение к царской власти как к защитнице, освящено церковью, «наивный крестьянский монорхизм». Часть рабочих придерживалось.

Вопрос социальной справедливости: отношение к соц.революции и пропаганде в большинстве отрицательное. , т.к. приносились идеи из вне, хотя если так посмотреть, сами рабочие были стихийными социалистами. Современный строй не справедлив, лозунг «долой самодержавие» был направлен против чиновников, буржуев, помещиков).

Основа соц.справедливости: трудовая этика, труд-источник жизни, земля для жизни, жизнь дал Бог=>земля для всех=>неприятие частной собственности. Земля может принадлежать только тем, кто трудится. Такое же отношение и к капиталистам. Не принимали эксплуатацию наемного труда.

Отношение к революции:

Бороться надо, но к политической борьбе отношение скептическое => индифферентность к политической борьбе. Поэтому даже в стачечных движениях с экономическими требованиями всего 6% (Курбская в своих воспоминаниях говорит об этом)

Очень низкий процент участия в партиях: 0,05% - сознательно в партиях. Большинство шло не за социал-демократами, а за монархистами (например, союз русского народа, черная сотня).

Степень организованности низкая (даже на Западе есть, где есть профсоюзы, в основном выступают за экономические требования).

В России профсоюзы появились после первой революции и были полулегальными.

Возникновение комитетов:

Спец.форма: советы (в Иваново 1905)

Возникли как орган руководства стачкой. Выбирался актив, со своими функциями и заданиями, со временем прекращаются в орган власти, существующий параллельно с властью, брали на себя контроль за территориями.

Принципы всеобщности, выбирали из своей среды, принимаются решения и самими же исполняются (напоминают крестьянское самоуправление), нет разделения властей, нет бюрократии. => советская власть, можно сказать, выросла из исторических корней крестьянской общины.

Во главе патриархальной общины – отец – большак, поэтому и воспринимали большевиков хорошо.

9.Крестьянство в России: источники формирования, численность, состав, общественно-политическая и социально-культурная характеристика .

Самым массовым классом в России конечно оставалось крестьянство(92 млн чел-77% населения)

Правовое положение их меняется (после реформ 1860х):

Право свободного передвижения

Защита интересов своих в суде

Право самоуправления крестьянского и тд

НО все это ограничено временнобязанным положением, сохранением телесных наказаний. Все это делало крестьян как бы условно свободными. В годы контрреформ правовой статус еще более ограничен. Указ 1893 года -досрочно выкупать наделы было фактически запрещено. Запрещены переделы, разделы больших семей, 1889 вводится институт земских начальников -фактически отмена крестьянского самоуправления. «Земские насильники» назначались из дворян, бывших военными.

К тому же крестьянство было обложено теневыми поборами(кулаки - зажиточные крестьяне)

Это если прибавить к тому что, платили налоги и выкупные платежи.

Все это усугублялось неграмотностью. Умножить на проблему малоземелья. В итоге они ощущают себя самым низшим классом. Гражданская неполноправность -этому аграрный вопрос придавал особую остроту.

Плюс дифференциация крестьянства

Сельская беднота(меньше 5 десятин имел,без рабочего скота-26,4% это практичестки уже не крестьянин. Значит основным источником их доходов являлся наемный труд)

1-5 десятин,но имеется 1 рабочая лошадь.Все равно такой бедняк вынужден будет дополнять свои бюджет либо отходничеством,либо работой по найму в деревню 20,3%

2 рабочих лошади,8-10 десятин 40,4% середняки. Иногда в урожайные годы имеет даже излишки в Целом едва сводит концы с концами

От 10 и больше десятин,рабочих лошадей от 2х и болеее,сеялки,веялки к этому,плюс чаще наемная рабочая сила. 12,9%

Почти каждый второй крестьянин-который не мог прожить за счет своего хозва

В плане гражданском все одинаковы.

В плане материальном и культурном бедноту можно называть сельским пролетариатом. Они уже по сути не крестьяне, не могут хозво свое вести.

Крайние группы растут, а средняя уменьшается. Маргинальная часть приближает деревню к революции.

Маркс -исчезновение крестьянства как класса неизбежно. Мелкое хозяйство не может конкурировать с крупным. Маркс отрицательно относился к крестьянству, считая, что это реакционный класс.

Крестьянство конечно будет стремиться к самосохранению.

Примерно этой же позиции придерживались (Струве ) и российскиесоциал-демократы (Плеханов)-считал, что пролетариат должен блокироваться с самой буржуазией, а не с крестьянством.

Несколько иной была точка зрения Ленина . После первой русской революции понял, что без поддержки пролетарской борьбы крестьянством в России ничего не выйдет. Двойственность крестьянства: 1-труженник-близок к рабочим, 2-мелкий собственник. И в этом смысле он противостоит пролетариату. Ленин понимал, что крестьянство в россии - от того,на чьей стороне будет крестьянство,зависит исход революции. И в период буржуазно-демократической революции необходимо блокироваться с крестьянством.

Троцкий – «двуликий Янус»(бог римский) называл так крестьянство.Тоже имеет в виду тз Ленина.Но в отличие от ленина. Если ленин в силу традиции,характерной ителлигенциии,понимал.что в крестьянство-носитель национальных начал. Какая то идеализация крестьянства была характерна для народничества. Это повлияло на Ленина.А вот троцкий видел революцию пролетарскую как революцию интернациональную,и национальный фактор он считал будет ослаблять революцию пролетарскую. Поэтому для него крестьянство больше реакционный класс.

Близок к этой точке зрения пролетарский писатель Горький . Для него пролетариат-класс,который даже наделен рыцарским благородством,выходит на открытую борьбу.А вот крестьянин в любой момент может предать дело революции,как только получит землю. То есть он видел эту собственническую природу крестьянина! У крестьянина кроме собственного хозяйства интересов не существует!

Точка зрения горького ближе к троцкому.

Диаметрально противоположные взгляды на крестьянство-Толстой Лев . Для него крестьянство-носитель национальных ценностей! Рабочий,ушедший от земли в городЮего сознание деформируется.Легкий труд городской развращает!Пролетариат считал лишенным связи с родной культурой.

Близки к толстовской тз неонародники . Продолжено в программе эсеров.Идеологом являлся Чернов неонародников,который стал лидером партии эсеров.В трудах Чернова получила обоснование идея о том,что крво-трудовой класс и носитель национального самосознания. Общинное сознание.Земля должна быть общей собственностью.Владение землей обусловлено,что земля является приложением труда. В тоже время тоже говорит о двойственности крестьянства. За ликвидацию частной собти,но опять таки трудовой право-если я вложил в эту землю свой труд.значит она моя.

Пока преобладает стремление к национализации.Но не исключено.что может качнуться в другую сторону.

БОЛЬШИНСТВО КРЕСТЬЯН В ГОДЫ ПЕРВОЙ РУССКОЙ революции выступило за национализацию соб-ти. Даже зажиточные. Это означало, что они еще не слишком увлеклись капитализмом.

Эсеры(социал-революционеры) -пока не упущен исторический момент,надо провести социализацию(нет вообще никакого соб-ка юридически,соб-ю являются все). А (социал-демократы)Ленин-национализация(передача в соб-ть гос-ва.Юридический соб-к,а остальные лишь в пользование, которое может быть закреплено наследственно).

Таким образом мы видим, что современники видели двойственную природу крестьянского сознания. Это соответствовало действительности.

Сторонники неонародничества(Чаянов,Кондратьев) прогресс экономический видели именно в развитии крестьянского хозяйства. Мы видим,что крестьянское мелкое хоз-во даже более устойчиво к колебаниям,чем крупное. Оно будет существовать во все эпохи(И феодализм,и капитализм)Это межформационный класс. Наделяют крестьянство как класс лучшими чертами, которые присущи нашему народу. КРЕСТЬЯНСКОЕ ХОЗЯЙСТВА-ЭТО ТИП МОРАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ(у буржуазии цель-получение прибыли,а у крестьянина-прокормить себя.Излишек для того,чтобы обменять на другое).Наш крестьянин был совок)))Мы привыкли к неприхотливому образу жизни. Из-за религии.Ибо это вторично. Отсюда и отношение к труду1труд-мерило всех ценностей2но с др стороны крестьянин-не трудоголик. Труд для того.чтобы поддерживать жизненный статус,а душа должна думать о спасении души. Православные праздники. Русский гуляет как и работает от зари до зари. Этого не понимает ленин,который сам воспитан в протестанских традициях.

Крестьяне не любили пахать плугом - глубокая вспашка).Неглубокая вспашка-достижение народной экономии. Плуг-диверсия. Принесло сх больше вреда,чем пользы.Произведен германскими.Академики этого не понимали,а крестьяне на интуитивном уровне знали.

Труд как средство для духовной работы. Праздник души. Сводоба души. Сейчас конечно взгляд другой – сугубо протестанский. Это означает, что наше сознание меняется.

В деревню проникают носители городской культуры в начале 20 века. Одновременно это было и фактором революционализации русской деревни. Первые зимние месяцы революции крестьянство молчит. Лишь с апреля волна стачечного движения в крестьянстве. Они шли не синхронно.

Социализм,такое отношение к собти было присуще самому крестьянину.

Крестьяне были совершенно аполитичны. С начала 20 века в деревню активно начинает внедряться эсеровская пропаганда.

Завершая характеристику крестьянства, надо сказать, что оно сильно изменилось в нач 20 века. Оставалось еще единым в плане социально-культурном и правовом. А в соц и мат расслоение.

Теперь подробнее:

В конце XIX - начале XX в. существенно менялся экономический и социальный облик деревни. Крестьянство утрачивало былой патриархальный облик. Наиболее значительные перемены произошли в составе крестьянства, его землеустройстве, хозяйственной деятельности, изменился и сам его быт в результате проведения аграрной столыпинской реформы. Шла ломка общинных порядков. Миллионы крестьян, выйдя из общины, продали свои наделы зажиточной части деревни и устремились в города, пополнив ряды наемных рабочих на фабриках и заводах. Часть крестьян переселилась в Сибирь. Более удачливые смогли наладить свои хуторские хозяйства.

Тем не менее община, несмотря на насильственную ее ломку, не была разрушена, проявив свою устойчивость и живучесть. Аграрно-крестьянский вопрос не был решен, острота социальных противоречий в деревне не была снята. Сохранялись условия для мощного аграрного движения в деревне, которое заявило о себе летом 1917г.

Ускоренными темпами шло расслоение крестьянства на разные по имущественному положению группы. В 1897 г. в сельской местности в 50 губерниях Европейской России жило 81,4 млн. жителей или 87 % населения, но из них занимались сельским хозяйством только 69,4 млн. или 74 %. Другие 12 млн. показали своим основным занятием торгово-промышленную и иную деятельность, т.е. они перестали быть земледельцами. По статистике землевладения 1905 г. уже 17 млн. крестьян не занимались сельскохозяйственным трудом. В селах увеличивалась группа безземельных крестьян.

Раскрестьянивание происходило и в результате переселения крестьян в города. В Епифанском уезде Тульской губернии по данным подворной переписи 1911 г. ушедшие из деревни в конце XIX - начале XX вв. крестьяне распределялись так: до 1895 г. ушло 26 %, в 1896-1900 гг. - 14, в 1901-1905 гг. - 19 и за 1906-1919 гг. - 40 %. С каждым пятилетием уход из деревни нарастал. Часть из них уходила на окраины.

Расслоение крестьянства на группы бедняков, середняков и зажиточных крестьян приобрело в этот период новый характер. Помимо количественного роста слоя маломощных, и на другом полюсе - зажиточных хозяев, развивались и качественные изменения, связанные с товарно-рыночными отношениями. У бедняков это было интенсивное расширение сфер приложения труда: занятий промыслами, наем на временные работы, уход отдельных членов семьи на заработки и т.п. Для зажиточных хозяев было характерно применение наемного труда (чаще всего временного, сезонного, сдельного), покупка частной земли, приобретение усовершенствованных машин и орудий, удобрений, увеличение аренды. Таким образом, существование обоих слоев было взаимосвязано и взаимообусловлено, иначе беднота была бы обречена на полное обнищание и голодную смерть из-за беспрерывного дробления наделов между наследниками-сыновьями, а сельские богачи и помещики не имели бы рынка наемного труда.

Прежде всего, расслоение было заметно по количеству надельной земли на двор. Самая большая разница в этом случае была между общинами различных регионов страны. Так, в земледельческом центре было много общин со средними наделами в 3-6 дес. на двор; в нечерноземной полосе по 7-10; в Поволжье по 12-15; в Новороссии по 15-20 и т.д. Общероссийские данные и отражают именно районные различия, а также различия между категориями крестьян: бывшие помещичьи в среднем имели в 1905 г. наделы по 6,7 дес.; бывшие государственные - по 12,5; прибалтийские крестьяне - 36,9; башкиры -28,2; казаки 52,7 дес.

Внутри общин надельная земля распределялась, как правило, более равномерно, пропорционально числу мужских душ, и благосостояние зависело от числа семейных работников, но чаще всего от размеров арендованной и купчей земли. Все данные обследований доказывают, что больше арендовали и покупали землю самые зажиточные дворы и тем самым усиливалась степень расслоения. Например, разница по обеспечению надельной землей внутри общин между бедняками (посев до 3 дес.) и зажиточ¬ными (посев более 10 дес.) была в 2-3 раза, по арендованной земле - в 5-10 раз, по купчей - в 50 и более раз (данные по уездам Пермской, Самарской и Саратовской губерний).

Тяжелым бременем на крестьян ложились налоги. Кроме прямых налогов, которые с 1901 по 1912 г. понизились с надельных земель на 20 %, на село приходилось большинство косвенных налогов, а последние постоянно росли. Только обложение водки выросло со 144 до 256 млн. руб., сахара с 27 до 46 млн. руб., табака, нефтяных продуктов, спичек - в полтора раза. Всех налоговых платежей на душу сельского населения в 1901 г. приходилось 8,7 руб., в 1912 г. - 10,18 руб. Однако доля налогов в процентах к доходу за эти годы понизилась с 28,7 до 23,7, что свидетельствовало о более быстром росте доходности хозяйств. По данным бюджетных обследований крестьян Воронежской губернии у бедняков прямые налоги составили 10 % дохода, у зажиточных - 5,4 %, а косвенных налогов больше приходилось на богатые дворы.

Наличие различных социальных групп затрудняет решение вопроса о том, происходило ли в среднем обнищание русского крестьянства в этот период. Крестьянские расходы на потребительские товары неуклонно увеличивались (почти в 2 раза за 10 лет), возрастали, и довольно значительно, денежные вклады крестьян в сберегательных кассах и кредитных кооперациях, росли заработки батраков и крестьян на отхожих промыслах. В 1900-1914 гг. увеличилось производство зерна на душу населения, а также производство мяса, молочных продуктов, яиц - даже с учетом экспорта.

gastroguru © 2017