Как с помощью дизайна помочь экологии. Современный эко-дизайн в интерьере: общие правила и примеры реализации. Франшиза "Своя Линия"

Экодизайн - это тренд, который сегодня используется повсеместно. Жители больших городов испытывают невосполнимую тоску по живой природе, и этим успешно пользуется бизнес.

Экодизайн как большой и серьёзный мировой бизнес-тренд распадается на два под-тренда, один из которых претендует на глобальность и большую серьёзность, а второй – ни на что не претендует. Речь идёт об экодизайне и о ее, скажем так, его упрощенном подобии, которое мы, с вашего позволения, назовем “экодизайнерством”.

Главная идея экодизайнерства – дарить людям не природу, а ее иллюзию. Или еще дальше - иллюзию заботы о природе. Когда вы встречаете рекламный слоган типа: “Мы заботимся о природе, поэтому мы...”, то вы часто понимаете – это лишь красивые слова и игра на модных тенденциях.

И тем не менее, “экодизайнерство” может помочь человеку весьма существенно. Если, например, просто снизить уровень шума в своем помещении или правильно организовать зоны досуга, расставив не угнетающий психику свет, вспомнив о пользе зелёного цвета и соорудив островок гармонии в пространстве, можно прослыть экодизайнером. Способы приспособить пространство экологичным по отношению к человеку изучает эргономика, некоторые отрасли медицины (гигиенистика), да тот же – фен-шуй.

Другое дело – экологичность не по отношению не к человеку, а к самой природе. В этом случае можно говорить об экодизайне в полном смысле слова. Человечество накопили достаточно информации о том, что дурно влияет на него самого. Но оно ничего не знает о том, что дурно влияет на целые природные экосистемы – на море и ручей, на почвы и леса, на атмосферу, виды растений, насекомых и так далее. Поскольку малый бизнес работает больше с первой ипостасью этого тренда, то приведенные примеры будут более касаться именно“экодизайнерства”.


Эко-мебель, выращенная из грибов

Науке и дизайну уже давно известны и грибная пластмасса, и грибной пенопласт, и грибной пластик. Все это - альтернативы экологически вредному пластику. Согласитесь, было бы удивительно, если бы в скором времени не дошло дело до экологичной... грибной мебели. Исследовать возможности грибницы в этом качестве решили биоиженеры из американских компаний Terreform ONE и Genspace.

Они возвели эко-дом под названием Fab Tree Hab Living House. Его особенность в том, что вся находящаяся внутри мебель полностью состоит из грибов. Грибница растет в специальном молде. Молдом в данном случае называется такая форма мебели, которая прорабатывается с помощью вычислительных систем, предсказывающих поведение мицелия.

Материал-содержимое молда носит название Mycoform. В состав его входит грибница, овсяные отруби, древесная щепа, гипс и прочие сельскохозяйственные отходы, зараженные грибком вида Ganoderma Lucidum. После размещения в теплой и влажной среде грибы начинают сплавлять вместе органические субстраты, используя свои ферменты. В итоге отходы превращаются в очень прочный и стильный биополимер.


Основные преимущества грибной мебели - низкая себестоимость производства и высокая экологичность. Mycoform на 100% биоразлагаем - всю мебель можно выбросить на улицу и она тут же превратится в полезное для сада и огорода удобрение. Производить же такую мебель можно в самом примитивном цеху - потребности в энергозатратах минимальны.

В ближайших планах Terreform ONE - наладить массовый выпуск мебели, а именно грибных скамеек, диванов, соф, оттоманок в стиле хай-тек - дизайн грибной мебели впечатляет своей прогрессивностью. Что особенно интересно, реализовывать свою продукцию компания собирается не в Лондоне и Париже, а в развивающихся странах и странах третьего мира. Благодаря дешевизне используемых материалов (читай - отходов) грибной предмет мебели будет доступен покупателю с низким уровнем доходов. Кроме того, органический полимер настолько надежен, что его можно использовать для возведения межкомнатных стен и изоляционных систем.

Фитостена с автоматическим управлением

Одно из самых перспективных направлений в бизнесе на экодизайне - производство, монтаж и обслуживание фитостен . Компания Naava из Финляндии создала умную стену из растений (фитостену), которая практически не требует ухода за собой. Для того чтобы максимизировать пользу от каждой установки, все техническое обслуживание компания решила доверить системе искусственного интеллекта (AI). Встроенными датчиками автоматически регулируется поток воздуха, подача воды и света. При необходимости AI приспосабливается к данным спутника, которые сообщают о погоде в конкретном местоположении.


Для фитостены создателями были подобраны исключительно гипоаллергенные растения. Их корни располагаются в неорганическом материале, поэтому никакая почва им не требуется. Установка стены осуществляется без каких-либо особых усилий с помощью онлайн-руководства.

Покупатель может подстроить стену под любой дизайн, выбрать стену понравившегося цвета и по своему бюджету. Разрабатывая фитостену и операционную систему к ней, в компании опирались на исследования NASA. Задача состояла в том. чтобы создать такой предмет интерьера, который бы исправно снабжал помещение чистым воздухом, но при этом не требовал заботы со стороны владельца.

Держатель ключей в виде пчелиных сот

Характерная черта экодизайна заключается в богатстве мелких элементов природы, которые могут служить вдохновением для создания небольших изделий. Американские дизайнеры Мэлори Панджилинан и Луз Кабрера разработали настенный держатель для ключей необычного дизайна. Оформлено изделие в виде пчелиных сот. Ключи вешаются на место с помощью позолоченных брелков-шестигранников. Таким образом при приходе домой кого-то из членов семьи одна «пчелиная сота» словно запечатывается медом.


Таким необычным образом авторы решили обыграть культовую фразу 1950-х «Honey, I"m Home!», что переводится как «Дорогая, я дома!». В те времена в местных кино и СМИ активно продвигались образы американской мечты с участием любимого мужа, который приходил домой к любимой жене после долгого рабочего дня и этой фразой оповещал ее о своем приходе.

Слово honey на русский переводится как «дорогая», «сладкая» или «голубушка» и именно его чаще всего используются при обращении друг к другу американские супруги. В первом же значении «honey» означает мед, что видимо, и послужило отправной точкой при создании изделия в виде сот - дома для пчел, которые этот самый мед делают.

Зеленые дома Испании

Одно из главных направлений в экодизайне - наружное оформление зданий. Это направление имеет перспективы еще и потому, что начинает находить поддержку у властей.


Одно из офисных зданий в Малаге целиком создано в духе зеленой концепции. Оно использует экологические источники энергии и растительность в качестве главного элемента фасада.

Созданное по проекту архитектора Хуана Бласкеса здание является прототипов зарождающейся экологически чистой архитектуры в Испании. Во-первых, живая растительность использована во внешнем облике и венчает фасад здания и еще одну наружную стену. Во-вторых, она подразумевает экологичные источники энергии.


Внешне здание с одной стороны напоминает огромную бочку, а с другой - большой железный вагон, стоящий на бетонных сваях. Попасть внутрь можно по лестнице, которая ведет к проему в днище. Согласно плану местных властей, подобные здания в скором времени будут обязательными для офисов всех госчиновников в Малаге. Однако станет ли деятельность самих чиновников от этого более "экологичной", чем была ранее, не сообщается.

08.02.2018

Зарабатывай до
200 000 руб. в месяц, весело проводя время!

Тренд 2019 года. Интеллектуальный бизнес в сфере развлечений. Минимальные вложения. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Обучение под ключ.

Еще интереснее

Инвестиции от 45 000
Срок окупаемости от 1 мес.

Франшиза "Своя Линия"

Готовый бизнес «под ключ» без взносов и роялти, с минимальными вложениями. Возможность работать из дома

Чтобы каждое ваше слово приносило по 1,5 тыс. рублей, совершенно не обязательно становиться всемирно известным шоуменом или оратором: достаточно открыть франшизу дизайнерской студии “Своя линия”.

Хворова Н.М.

Бакалавр архитектуры, Российский университет дружбы народов

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА В АРХИТЕКТУРНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ

Аннотация

В статье обозначены основные принципы экологического дизайна в архитектурном проектировании, которые непосредственно связаны с понятием устойчивости в искусственной среде. Вкратце рассматриваются некоторые аспекты проектирования, которым уделяется большое внимание в «зеленом дизайне».Обращается внимание на некоторые альтернативные источники энергии и их способы применения в экологическом дизайне и «зеленом» проектировании. Предлагаются наиболее эффективные системы, отвечающие требованиям экологического проектирования.

Ключевые слова: экологический дизайн, «зеленый дизайн», устойчивость, эффективность, возобновляемые ресурсы.

Khvorova N.M.

Bachelor of architecture, Peoples’ Friendship University of Russia

FUNDAMENTAL CONCEPTS OF ECOLOGICAL DESIGN IN ARCHITETURAL PLANNING

Abstract

The article deals with fundamental principles of ecological design in architectural planning which are directly related to the concept of sustainability in the built environment. The author briefly touches on the aspects of planning which are paid great attention to in “green design”.The author draws attention to some alternative energy sources and their methods of application in ecological design and green planning.The writer proposes the efficient systems to meet the requirements of ecological design.

Keywords: ecological design, “green design”, sustainability, efficiency, renewable resources.

Экологический дизайн –это одна из самых часто затрагиваемых тем в различных областях науки, имеющих то или иное отношение к созданию искусственной среды. Значение«зеленого дизайна» увеличивается день ото дня, так как мировое население увеличивается, а количество природных ресурсов уменьшается . Парадокс нашего времени – повышение уровня жизни людей при уменьшении потребления природных ресурсов.

В области архитектуры и строительства понятие экологического дизайна определено Скоттом в 1999 году как «создание и ответственное управление здоровой искусственной средой, основанной на эффективном использовании ресурсов и на экологических принципах» .

Проектирование «зеленых» зданий – это не конкретный метод, а объединение множества методик, определенный выбор материалов и технологий, которые при надлежащем интегрировании в проект способны повысить уровень проектируемого объекта с точки зрения его экологичности. Подобное проектирование оптимизирует использование энергии, ограничивает потребление воды и позволяет максимально использовать переработанные материалы.

Основные принципы, которые лежат в основе экологического дизайна в архитектурном проектировании и строительной промышленности, следующие:

  1. экономия существующих материальных ресурсов;
  2. повышение энергоэффективности зданий;
  3. меры по уменьшению тепловых потерь;
  4. необходимость в использовании более эффективных установок и оборудования;
  5. обеспечение иерархии помещений, требующих различного температурного режимаи соответствующей каждому помещению ориентации относительно стран света;
  6. необходимость в использовании возобновляемых источников энергии (солнечная, геотермальная энергия);
  7. обеспечение оптимизации естественной вентиляции .

Принципы экологического дизайна могут быть применены как к отдельным домам, так и к районам и технопаркам . Их можно использовать с целью улучшения существующих городских и загородных районов, а также в проектировании новых. Улучшение уже существующих районов необходимо начинать с рассмотрения таких проблем, как охрана окружающей среды, неэффективность использования материалов, загрязнение окружающей среды.

Люди не могут существовать без использования природных ресурсов в качестве источников еды, материалов, промышленных продуктов и энергии. Основная цель экологического дизайна состоит в том, чтобы поддерживать экологическую устойчивость, применяя способы производить товары, строить здания, проектировать крупные системы, такие как бизнес-парки и технопарки, уменьшая потребление природных ресурсов и избегая нанесения ущерба экологии .

Также в экологическом дизайне особое внимание уделяется проектированию освещения, вентиляции, отопления. Продуманныйдизайн и контроль управления освещениеммогут снизить потребление энергии и позволить в преобладающей мере использовать естественное освещение. Важно обеспечить максимальное проникновение дневного света в зданиепри минимальном притоке тепла, таким образом уменьшая нагрузку на искусственное освещение.Эффективность может увеличиться с помощью использования автоматических средств управления, таких как таймеры и датчики движения в нечасто используемых помещениях .

Грамотная теплоизоляцияперекрытий и стен уменьшила бы перегревание и переохлаждение конструкций зданий, вследствие чего сократились бы и эксплуатационные затраты .

Огромное значение в «зеленом» проектировании имеет солнечная энергия. Системы отопления, работающие на энергии солнца, можно устанавливать во всех типах зданий. Значительно сократить расходы на отопление, как в жилых, так и в коммерческих зданиях позволяет предварительный нагрев воздуха подобной системой. Использование солнечной системы отопления особенно эффективно в больших зданиях таких, как больницы, школы, ангары, спортивные залы, а также многоэтажные жилые дома. Подавляющее большинство солнечных систем отопления требуют установки, так называемых, солнечных стен. Такое оборудование может быть установлено как на новых, так и на существующих зданиях. Солнечные стены требуют минимального обслуживания, не имеют в конструкции наличия жидкостей и съемных частей. Кроме того солнечные системы могут работать в пасмурную погоду и в ночное время, но при этих условиях их эффективность значительно снижается.

В «зеленом» проектировании также эффективно используется геотермальная энергия. Ее используют в системах кондиционирования воздуха, отопления и в системах, преобразующих геотермальную энергию в электричество. Установка геотермальной системы требует крупных инвестиций, но позволяет получить неисчерпаемый источник энергии, который обеспечит от 60 до 70% энергии необходимой на отопление здания. Геотермальная энергия непрерывно поступает из источника, на который не оказывают влияние атмосферные условия. Сложность извлечения этой энергии зависит от структуры геологических образований и состава горных пород.

Что касается строительных материалов и мебели, то они могут быть подобраны так, чтобы их можно было изготовить (с точки зрения потребления энергии и материалов) из возобновляемых ресурсов с длительным сроком службы и с возможностьюповторного использования или переработки. Важно, чтобы при использовании данной мебели и материалов внутри помещения они бы не выделяли вредные вещества . Строительные материалы должны обеспечивать продолжительный жизненный цикл зданий, при этом сокращая неблагоприятные воздействия на окружающую среду. Эффективность строительных материалов должна оцениваться с точки зрения энергии, расходуемой в процессе их добычи, производства и транспортировки.

Особенно распространен прием использования растений в экологическом дизайне. Существует универсальная система использования растений во внутренних помещениях на различных поверхностях. Система состоит из полипропиленовых водонепроницаемых поддонов, которые могут быть любого размера. У этой системы есть желобок и углубление вдоль всей задней поверхности. Независимая ирригационная система компьютеризирована, имеет дистанционное управление и снабжается стандартными баками рециркуляции. Баки рециркуляции располагаются под системойили, они могут наполняться как автоматически, так и вручную .

Как правило, использование в проектировании принципов экологического дизайна ведет к дополнительным затратам. С этой точки зрения «зеленое» проектирование неизбежно становится дороже, чем менее экологически эффективное решение, поскольку оно подразумевает использование высококачественных материалов и более сложных технологий. Но на практике при первоначальных затратах в будущем можно получить значительную выгоду от использования в проектировании разработанных на основе принципов экологического дизайна методик.

Экологический дизайн может быть определен как любая форма дизайна, которая минимизирует разрушительные воздействия на экологию, имитируя или объединяясь с природными экосистемами .

Экологический дизайн – важное понятие в быстро меняющемся и развивающемся мире. В искусственной среде, созданной на основе принципов «зеленого дизайна», внутренние пространства имеют большое значение, поскольку это главные места пребывания людей.

Литература

  1. Aktas, G., “Sustainable Approaches in Shopping Center Public Interiors: Lighting and Finishing Materials” 2nd International Conference on Urban Sustainability and Cultural Sustainability, Green Development, Green Structures and Clean Cars, (USCUDAR,11), 2011, pp:1832-187.
  2. Aktas, G, “Social and Cultural Changes that Prepare contemporary Shopping Centers in Turkey” 2nd International Conference on Art and Culture (ICAC’11),2011, pp 28-32.
  3. Scott, F.A.“Ecological Design handbook: Sustainable Strategies for Architecture, Landscape Architecture, Interior Design, and Planning” Donnelley & Sons Co., New York, N.Y.,1999.
  4. Fan Shu-Yang, F., Freedman, B. and Cote, R. “Principles and Practice of Ecological Design” Environmental Review, 2004, Vol: 12 p: 97–112.
  5. Gissen, David, Big and Green Towards Sustainable Architecture in the 21st Century, Princeton Architectural Press, 2003.
  6. Yang F., Freedman B., Cote R., “Principles and Practice of Ecological Design” Environmental Review, 12, 2004, pp: 97–112.
  7. Aktas, G, “Ecological and Green Design Significances in Interior Spaces” 7th WSEAS Conference on Energy and Environment (EE’12),2012. pp 244-249.
  8. Ozkaynak,G., Ust, S. “Sustainable Design Solutions to Humanitarian Crises” International ustainable Building Symposium, 2010, 270-275.
  9. Todd, J., Brown, E., and Wells, E. “Ecological design Applied” Ecological Engineering, 2003, Vol:20 p:421-440.
  10. Ferreira, A, Mendes, S. “The Relation Between the Traditional Construction and the Sustainable Development” The 21st Conference on Passive and Low Energy Architecture. Eindhoven, The Netherlands, 2004, 9 – 22.

Создание эко-интерьера.

Экологичность интерьера очень важна для тех, кто в нем проживает. Это не просто красота, но также благополучие домовладельцев и посетителей. Помимо безопасности дома, очень важно здоровье людей,находящихся в нем продолжительное время. Главное в проектировании не только эстетика, но и правильное использование и выбор материалов мебели и отделки, что бы они не были вредными для здоровья. Если здоровье домовладельцев дизайнер принимает во внимание, то он стремится к созданию не только эстетичного, но и экологичного интерьера.

Рассмотрим несколько приемов, помогающих создании эко-интерьера.

1. Использование растений в качестве украшения.

Ничто не может быть лучше, чем размещение растений в вашем доме. Растения могут помочь в создании воздушного фильтра и будут способствовать удаленияю вредных химических веществ из помещений. Помимо пользы для здоровья, они также добавят красоты и уюта в ваш дом и придадут ему естественную и свежую атмосферу. Если вы стремитесь улучшить качество воздуха в помещении, вы можете разместить в нем лилии, бамбук или герберу.

2. Пустить максимально солнечный свет в помещения.

Другой отличный способ создания эко-интерьера - позволить солнечному свету максимально проникать в помещение в дневное время. Вы можете сделать это с помощью мансардных окон и светлых оттенков. Вы также можете при покупке выбрать квартиру с окнами, выходящими на юг, чтобы получить достаточное количество солнечного света. Использование дневного света вместо электрического освещения может быть большим преимуществом для вас, не только с точки зрения экономии, но и экологии.

3. Используйте органические и натуральные материалы.

Это самый эффективный метод при создании эко-дома. Конечно это стоит дороже, но мы настоятельно советуем минимально использовать пластик, ДСП и винил в интерьере, особенно в спальнях.

4. Используйте энергосберегающие освещение.

Это очень важно не только для окружающей среды, но также для пользователей. Использование компактных люминесцентных ламп может помочь сэкономить энергию и электроэнергию, а также предотвратить выброс парниковых газов и загрязняющих веществ, которые могут быть вредны для вашего здоровья и окружающей среды.

5. Выберите материалы с низким содержанием ЛОС.

ЛОС -это летучие органические соединения, которые являются вредными для здоровья. Это видно из красок, бытовых изделий, мебели, ковров и др. Таким образом, когда вы покупаете вещи для вашего дома, всегда обращайте внимание на эти пункты в инструкции, выбирайте только те материалы, которые имеют низкое содержание летучих органических соединений.

6. Используйте энергосберегающие окна.

Даже ваши окна могут помочь в создании в помещении экологически чистой ауры. Выберите окна, которые сделаны со специальным покрытием для отражения тепла и имеющие хорошую изоляцию. Это будет держать помещение в тепле, особенно в холодное время года, а также может помочь вам сэкономить деньги, потому что вам не нужно будет использовать кондиционеры или батареи. Окна, которые энергоэффективны, уже хороший барьер для потери тепла в холодное время и поступления нежелательного тепла летом.

7. Выберите экологичные настенные покрытия.

Для стен необходимо выбирать краски, которые не выделяют вредных веществ. Вы также можете использовать различные настенные покрытия,например обои, имеющие сертификат экологического соответствия. Как правило, это бумажные или флизелиновые обои. Можно также использовать деревянные панели, пробку или керамическую плитку, которые являются экологически чистыми материалами. Помимо того,что они экологичны, они могут выглядеть очень красиво.

8. Мебель из натурального дерева.

Ну, конечно, вы должны использовать мебель, которая сделана из органических материалов. Она может быть сделана из массива дерева: столешницы могут быть изготовлены из мрамора или камня. . И это будет более индивидуальный подход к обстановке ваших комнат.

9. Используйте камень или дерево для полов.

Помимо ваших стен, полы также требуют эко-материалов. Вы можете использовать камень для вашего пола, например мрамор или современный материал-керамогранит. Также можно использовать деревянный паркет или массивную доску. Помимо эко-атмосферы, эти материалы добавят больше привлекательности в интерьер дома.

10. Используйте шерстяные, льняные, хлопковые и шелковые ткани.

Для Ваших матрасов, подушек, ковров, постельных принадлежностей, обивки мебели, штор и покрывал используйте натуральные материалы, которые защищают от пылевых клещей. Пылевые клещи вызывают аллергии и вредны для здоровья. Выбирайте правильный материал для того, чтобы защитить себя.

А.О. Глазачева, О.Е. Перфилова

Экологический дизайн:

инструменты и критерии проектирования

глобального социокультурного пространства

Представлена оригинальная точка зрения на процесс глобализации, который может стать катализатором интеграции человечества в выработке стратегии проектирования социоэкобезопасного планетарного взаимодействия. Статья основана на осмыслении феномена дизайна как технологии проектирования предметной, вещной, духовно-целостной среды бытия человека на основании принципов «биосферосовместимости». Данный подход к социально-культурной оценке проектов технического освоения природы рассматривается как реальная проектная альтернатива современному экологическому кризису.

технологии

Ключевые слова: глобализация, социоприродные системы, социальная ответственность, технические системы, эко-дизайн, экологическое образование, аксиологические ориентиры, экологическая культура, экологическая компетентность.

Усложняющийся комплекс современных процессов трансграничных взаимодействий различных уровней, включающий интенсификацию контактов между культурами и социальными формациями в современных условиях, принято обозначать термином «глобализация». В условиях масштабных социоприродных перемен данное явление является своего рода катализатором процесса интеграции человечества в выработке стратегии проектирования социоэкобезопасного планетарного взаимодействия . Стало понятным, что картезианская модель познания мира, фрагментарный, частичный взгляд на мир, получение информации без понимания смысла является причиной системного социально-экологического кризиса. Цивилизационный «макросдвиг» возможен только на основе изменения сознания, коррекции современной культуры, становления экологической культуры, формирования экологического сознания, нового рационализма , расширенного взгляда на мир . Предельное соответствие онтосу (сущему) во всех видах деятельности в природе, социуме, культуре, духовном производстве, образовании - вот та «философия общего дела» , которая востребована современным социокультурным и духовно-нравственным развитием цивилизации. Пришло время воссоединения логики мышления и нравственности чувств как условия самосохранения человека путем сохранения среды жизни. На основе глубокого преобразования педагогической науки и образовательной практики совершенно по-иному понимаются идеи о природосообразности образования и воспитания человека для реализации его сущностных сил и способностей.

Применительно к системе экологического образования в качестве наиболее перспективного подхода большинством исследователей сегодня рассматривается определение стратегических ориентиров, целей, задач, содержания экологического образования и воспитания в рамках «Стратегии ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития», которая была разработана Комитетом по экологической политике Европейской Экономической Комиссии и принята на совещании высокого уровня представителей министерств охраны окружающей среды и образования. В качестве ведущего подхода к обучению в стратегии рассматривается компетентностный подход, который призван расширить возможности людей вести образ жизни в гармонии с природой и проявлять заботу о социальных ценностях и культурном многообразии. Таким образом,

современный этап общественного развития предъявляет все новые, более высокие требования к человеку как к профессионалу и гражданину, как к личности. По мнению ряда ученых, XXI в. призван стать веком человеческих качеств (Печчеи А.), веком гуманитарным (Леви-Стросс К.), началом экологической эпохи в развитии человечества (Гирусов Э.В., Лисеев И.К.).

Утверждая новый алгоритм познания, осмысления и преобразования и мира - «сознание определяет бытие», мы приходим к необходимости онтологического, сущностного понимания, отражения мира, осознавая, что сущностью человека является не его телесная биологическая форма и социальная организация, но обладание одухотворенным разумом. Предельное соответствие онтосу (сущему) в природе, мире и обществе и человека - та методологическая база, на которой возможно понимание, осмысление и коррекция современной культуры. Моральная философия, вписанность в природу, ее циклы, природосообразность, биосферосов-местимость - те новые аксиологические ориентиры, способные помочь человечеству достойно ответить на глобальные вызовы современности.

Обострение экологического кризиса вызвало критический анализ технических форм и структур с точки зрения их влияния на окружающую среду по критериям ненанесения вреда природным экосистемам, «вписанности» в природные экосистемы. В экологической философии обосновано упомянутое нами выше понятие «биосферосовместимости» как подхода к социально-культурной оценке проектов технического освоения природы. Возрастание внимания к системе «природа - человек - общество» привело к возникновению целого ряда «пограничных» областей опознания и деятельности: социальная экология, антропоэкология, геоэкология, экологическое сознание, экологическая культура, экологический дизайн.

В культурологии активно утверждает себя понятие «экологическая культура». Мы разделяем мнение Анисимова О.С., Козловой О.Н. и ряда других авторов о том, что экологическая культура - это культура нового качества, в которой реализуются сущностные силы человека, его одухотворенный разум, гармонизирующий отношение духа, сознания и бытия человека. Исследователи единодушны в том, что экологическая культура - это способ самореализации человека в определенных - экологических - рамках, что это внутренняя детерминанта любой деятельности человека, в том числе и дизайнерской.

Одной из важнейших задач экологического образования является формирование у будущих специалистов, вне зависимости от их профессиональной ориентации, навыков, отношений, ценностей, мотивации

технологии

Экологическая культура в контексте устойчивого развития

к личному участию в решении экологических проблем для улучшения качества среды жизнедеятельности. Целенаправленный научный анализ объективных и субъективных факторов, условий и средств построения учебно-воспитательного процесса в высших учебных заведениях обусловлен также социокультурной потребностью в развитии способностей студентов, в воспитании у них экологоориентированных жизненных ценностей и установок гуманистической направленности. Особая роль в этом смысле принадлежит современному феномену дизайна и непосредственно специалисту-дизайнеру. При понимании феномена дизайна как проектирования предметной, вещной, духовно-целостной среды бытия человека необычайно возрастает его значение в проектировании качества жизни человека. Так, подготовка дизайнеров, их профессиональное становление и экологическая компетентность выдвигаются на передний край педагогической науки и образовательной практики. В этой связи и на фоне нарастающего экологического кризиса экологами, психологами, педагогами, социологами ведется совместный поиск методологических, теоретических, технологических и методических оснований системы экологического образования будущих специалистов-дизайне-ров, что должно вселять надежду на реальное практическое воплощение фундаментальных разработок в области инновационных образовательных технологий.

Одно из ведущих противоречий в дизайн-образовании связано с недостаточной теоретической разработанностью сущности дизайна как явления культуры, противопоставлением науки и дизайна. Методолог дизайна К. Джонс, утверждая, что дизайн нельзя смешивать ни с искусством, ни с наукой, подчеркивает, что в поиске оптимального решения внутри идеальной модели, абстрактного образа, дизайнеру порой приходится переформулировать и саму проблему. По сути, дизайнер реализует в постижении проблемы герменевтические методы, стремится к пониманию смысла проблемы, а не только воплощению знаний, информации о предмете в проекте . Обобщая, можно сказать: наука исследует сущее, дизайн проектирует должное, что согласится с афористичным утверждением «наука аналитична, дизайн конструктивен». Дизайн дает толчок к созданию новых форм. Поэтому вряд ли противопоставление дизайна и науки продуктивно. При всей специфике творчества, познания в искусстве, дизайне, науке не следует забывать, что все это - лишь различные языки культуры, разные способы отражения природы. Дизайн-творчество отличает от науки воплощенность идеи, замысла. Но и наука, порождающая идеи, внедряет их, реализует в практической сфере. Порой идеи науки питают дизайн-проекты: успехи в философии познания,

гносеологии оказали влияние на развитие дизайна. Вместе с тем и художественное творчество, образное, личностное, субъективное восприятие явлений, предметов, содействовало возникновению потребности в науке и образовании не только анализа, но и синтеза, образного, а не только «знаниевого» подхода. Можно с уверенностью утверждать, опираясь на исследования классиков дизайна К. Кантора, К.И. Рождествен- |

ского, В. Л. Глазычева и др., что дизайн не может успешно развиваться и

вне культуры своего времени, культуры, которая все больше становится экологической. Вместе с тем, дизайн обогащает современную культуру. Образное, метафорическое понимание явления, предмета, вещи, в том числе еще не существующей, как предварение их детального осмысления, выравнивают соотношение анализа и синтеза в познании мира.

Так экология и дизайн теснейшим образом смыкаются, переплетаются, но при этом сохраняется определенная иерархия, вершиной которой является экологическая культура, понимаемая как соответствующая в своем пределе онтосу (сущему). Ненанесение вреда природе, живому, обществу, самому себе, культуре - критерий экологичности. Обыденной «мерой» поступка с точки зрения экологической культуры является дилемма: угроза - соответствие. Отсутствие в действиях личности, общества угрозы определяется как экологосообразное (культуросообразное). С этих позиций, экологическая культура является всеобщим мерилом любой деятельности - в философии обоснован принцип биосфе-росовместимости как аксиологический ориентир развития.

Итак, можно заметить, что метафоричность понимания свойственна как дизайнерскому искусству, так и экологической культуре. Однако проблема измерения непременно возникает как при оценке дизайн-продукта, так и уровня сформированности экологической культуры как основы экологической компетентности. В дизайне это оценка экспертов, заказчика, потребителя. Для оценки становления экологической компетентности разработана матрица структурных уровней экологической компетентности специалиста . При этом под «экологической компетентностью» мы понимаем личностный феномен, сущность которого состоит в способности и готовности человека субъектно воспринимать окружающую действительность в единстве природных и социокультурных компонентов при осознании ответственности за профессиональную деятельность. Пока еще экологические критерии компетентности не включены в процесс подготовки дизайнеров, также как и идеи культу-росообразности, экологического соответствия не выступают в качестве одного из компонентов оценки дизайнерской деятельности. «Экологизация дизайна» не происходит «напрямик», через стандартные нормативы.

технологии

Экологическая культура в контексте устойчивого развития

Экологическая культура воздействует на дизайн опосредованно: через формирование эстетических предпочтений и вкусов, через экологическое сознание потребителей, экспертов. Особая роль в этом процессе принадлежит высшему профессиональному образованию в области дизайна, призванному обеспечить становление экологической компетентности специалиста.

Представленные проблемы еще далеки от решения и исчерпывающего понимания. Однако они демонстрируют плодотворный характер метафоричности экологической культуры для исследования сложных динамичных противоречивых реалий современной эпохи перемен. Вердикт «компетентен - некомпетентен» может быть вынесен по критерию «угроза - соответствие» жизни, жизни биологической, социальной, культурной. Так экологическая компетентность обретает базовый смысл в концепции человека: она носит над-экономический, над-этнический, над-предметный характер. Это универсальная характеристика человека.

Итак, в современных условиях экологизации науки, техники, культуры и образования, всех сфер жизни общества, с полным основанием можно добавить - успешная работа дизайнера невозможна вне экологической культуры своего времени . Современный продукт дизайна должен отвечать не только эстетическим и техническим, но и экологическим требованиям. Нами предпринята попытка рассмотрения дизайна в зеркале экологии применительно к условиям глобализации.

Английское слово «design» наиболее часто переводится как проектирование, моделирование (используются и другие понятия дизайна -проект, модель, замысел, чертеж, рисунок). В России дизайн как деятельность понимается чаще всего в узком смысле - как художественное конструирование. Однако в последние десятилетия в мире все большее число специалистов называют дизайн (проектирование) третьей культурой, органично объединяющей гуманитарно-художественную и научно-техническую культуры. Третью культуру - проектную - английские специалисты образно называют «Дизайн с большой буквы», характеризуя его как совокупный опыт материальной культуры и совокупный массив опыта, навыков и понимания, воплощенный в искусстве планирования, изобретения, создания и исполнения.

Социокультурная роль дизайна проявляется в функции целеполагания, отражающей связь гуманитарной и технической культуры в формировании облика предметной и духовной среды. С этой точки зрения границы исследований в области дизайна должны быть расширены от узкоспециальных до фундаментальных - социально-философских и культурологических. Заметим, что эстетические и экологические идеалы исторически

изменчивы, динамичны. Индустриальный пейзаж с дымящимися трубами и мощными железобетонными корпусами заводов и фабрик вполне вписывался в эстетику «покорения природы» . Не вызывало это и экологических опасений - считалось, что ресурсы природы безграничны, восстановительные силы огромны. Все было подчинено цели достижения социального благополучия за счет индустриального могущества. |

Ныне такой или аналогичный пейзаж вызывает огромную экологическую и

озабоченность и эстетическое отторжение, неприятие. В проектировании наряду с принципом целеполагания (по К. Марксу - сознательной цели) все более активно участвует принцип ценностных ориентаций. Аксиологическая составляющая постепенно становится центром проектной деятельности, определяет эстетические предпочтения и ориентиры, участвует в формировании художественного вкуса. Дизайн как один из способов духовно-предметного отражения и освоения мира вынужден учитывать экологические ценности.

С открытием теории относительности, законов термодинамики происходит переосмысление представлений о картине мира. Принципиально меняется роль познающего субъекта в познании и отражении реальности.

По словам Дж. Апдайка, «Мир такой, каким мы его себе представляем». Возьмем на себя смелость утверждать, что в эпоху глобализации дизайн является выразителем основных ценностей и норм определенной культуры, ядра культуры, поскольку, по словам К. Кантора, каждая культура занимает свое особое место в «культурном поле Земли». Принципиально новые требования возникли и в отношении производственной среды (эргономика), и окружающей человека среды. Природосообразность как требование учитывать «человеческие качества» при проектировании технических систем дополняется требованием культуросообразности -соответствия экологическим критериям вписанности в окружающий мир на основе целостного представления о нем. Воплощение в дизайне идей искусства, моральной философии, экологической культуры и, на этой основе, преобразование духовной и предметной среды окружающего мира, проектирование новой целостной картины современного мира -высокое предназначение дизайна.

Философы утверждают, что совершается гуманитарный переход от эпохи доэкологической к эпохе экологической, человечество держит экзамен на одухотворенную разумность, а современная техногенная цивилизация - на биосферосовместимость. Так, идеи целостного восприятия мира, природосообразности, культуросообразности проникают и в реальный процесс высшего профессионального образования, подготовку специалистов. Покажем это на примере исследования экологической

технологии

Экологическая культура в контексте устойчивого развития

подготовки будущих дизайнеров к профессиональной деятельности. При всем многообразии определений дизайна стержнем является проектная деятельность, органично объединяющая гуманитарно-художественную и научно-техническую культуры. Это деятельность по преобразованию окружающей человека предметной и духовной среды. Дизайн-образование призвано обеспечить готовность выпускника вуза к деятельности по такому преобразованию-проектированию среды, которая не создает угрозы или минимизирует последствия воздействия дизайн-проекта на социо-природные системы. Иными словами, он должен обладать экологической компетентностью. Масштабность задач, которые предстоит решать в связи с экологическими требованиями к профессионализму в любой сфере, позволяют определить экологическую компетентность как ключевую. Она может формироваться на глобальном уровне - как мировоззренческая, на общеобразовательном - как обязательный компонент образования и на профессиональном - как составная часть любой деятельности. Идея целостной предметной среды справедливо рассматривается в России и во всем мире как реальная проектная альтернатива современному экологическому кризису. С этих позиций экодизайн становится стержнем, ядром природосообразной деятельности дизайнера, мерой экологической культуры дизайн-проектов.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что современный экодизайн учитывает теоретико-методологический принцип экологизации всей проектной деятельности, понимание целостности предметной и духовной среды, природосообразности и культуросообразности, идеи проектирования целостной предметной среды. Целостное представление о мире, экологическая культура, целостное мировоззрение, экологическое сознание личности - овладение специалистом этими категориями в процессе дизайн-образования - новая, востребованная временем задача педагогики высшей школы .

Аксиологический смысл экодизайн-образования состоит в том, чтобы сформировать ценностные экологические установки, в основе которых - целостное восприятие мира, признание не утилитарной, а всеобщей ценности природы как основы жизни, ответственное отношение ко всем проявлениям жизни. Отсюда вытекает определение: экологическая компетентность дизайнера, это способность и готовность реализовать в профессиональной деятельности экологические ценностные установки и ориентиры, проектировать целостную предметную среду .

Безусловно, что плюрализм мнений по поводу определения глубинной сущности экологического подхода к дизайну имеет право на существование - это один из ракурсов взгляда. Нам, в свою очередь, представляется,

что подлинные истоки экологического дизайна следует искать в трудах отечественных философов, культурологов, исследователей природы и человека - психологов и педагогов. На основе проведенного анализа соответствующих теоретических источников можно говорить о том, что современное понимание дизайна должно включать в себя гармонизацию

человека и природы, проектирование, оптимизацию окружающей среды, |

снижающую противоречия между уникальностью человека, человече- о ских сообществ и стандартностью искусственного мира.

На сегодняшний день существует множество отраслей художественного проектирования (дизайна): технический дизайн (эстетическое и эргономическое проектирование производственных пространств), арт-дизайн (одна из линий развития современного дизайна, в которой отсутствуют различия между функциональным проектированием, составляющим основу профессионального дизайна, и чистым, высоким искусством) и дизайн среды, включающий в себя различные направления художественно-проектной деятельности, связанной с разработкой предметного окружения человека, систем визуальной коммуникации и информации, организацией жизни и деятельности человека на функциональных и рациональных началах (дизайн интерьеров, дизайн мебели, графический дизайн и т.д.). Основная направленность деятельности дизайнера - производство красивого, удобного и понятного потребителю продукта, «второй природы», основанное на художественно-образных моделях, функциональном анализе, стилизации и компоновке, изучении психологии масс, а также на современных знаниях о культуре, окружающей среде и ее защите. Таким образом, современное понимание дизайна включает в себя широкий диапазон проектных дисциплин, охватывающих все области человеческой жизнедеятельности, ее культурные, нравственные и социальные аспекты. Но прежде всего, дизайн - это гармонизация окружающей среды, путь к целостному мировоззрению, восприятию мира и осознанию своего места в нем (рис. 1).

В процессе экспертной оценки современного состояния в сфере экологического образования и воспитания будущих дизайнеров было отмечено, что экологическая компетентность специалиста в современных условиях глобальных экологических проблем является одной из важнейших компетентностей, которая носит межпрофессиональный и надпрофесси-ональный характер, что осуществление профессиональной деятельности специалиста любой профессиональной ориентации сегодня должно учитывать экологический аспект, для чего специалист должен обладать такими качествами личности, которые будут способствовать осуществлению

технологии

Экологическая культура в контексте устойчивого развития

профессиональной деятельности с позиций ее экологической целесообразности.

Рейтинг экологоориентированных ценностей показал, что на первом месте у будущих специалистов - ценности эколого-эстетического характера, не требующие существенных волевых затрат: наслаждение красотой природы. Это может быть связано с тем, что студенты редко привлекаются к практической экологоориентированной деятельности, объясняется и другими, в частности, организационно-педагогическими причинами. Результаты рейтинга социопродуктивной экологоориентированной деятельности как ценности подтвердили данное положение: наибольший показатель относится к игровой и досуговой деятельности. Высокий показатель характерен для ряда общечеловеческих экологоориентированных ценностей на фоне достаточно низкого показателя, отражающего отношение к экологоориентированным наукам; а также для эколого-гуманистической ценности «человек как неотъемлемая часть природы» и личностных, характеризующих экологичность жизненной позиции.

отражение связи гуманитарной и технической культуры в формировании облика предметной и духовной среды

Проектирование

Оптимизация окружающей среды

гармонизация человека и природы

Формирование целостного мировоззрения человека

Проблемное поле:

Уникальность человеческого общества Противоречия Стандартность искусственного мира

Рис.1. Экосоциокультурный феномен дизайна

Таким образом, для кардинального изменения сложившейся ситуации необходим прорыв, который возможен только на основе научного анализа социальной реальности и подготовки по-новому мыслящих людей посредством социально-гуманитарного образования.

Библиографический список

1. Глазачева А. О. Культурные истоки и становление экологического дизайна >3 // Социально-гуманитарные знания. 2008. № 12. С. 156-162.

2. Глазачева А.О. Аксиологические ориентиры формирования экологической компетентности будущего дизайнера // Вестник Российской Академии образования. 2009. № 3. С. 126-129.

3. Глазачева А.О. Экологический дизайн: в поисках смысла // Социальногуманитарные знания. 2009. № 4. С. 327-333.

4. Глазачева А.О. Аксиологический аспект экодизайна // Экологические проблемы глобального мира: Материалы международной конференции, Москва, 26-27 октября 2009 г. М., 2009. С. 134-136.

5. Глазачев С.Н., Перфилова О.Е. Экологическая компетентность: становление, проблемы, перспективы: Учеб. пособие. М., 2008.

6. Ласло Э. Макросдвиг. К устойчивости мира курсом перемен. М., 2004.

7. Моисеев Н.Н. Современный рационализм. М., 1995.

8. Перфилова О.Е. Безопасность экосоциального взаимодействия в условиях глобализации // Вестник Международной Академии Наук (Русская секция). 2009. Специальный выпуск. С. 206-209.

9. Федоров Н.Ф. Философия общего дела. М., 1982.

10. Glazacheva A. Ecodesign: Projection of the Environment // Ecology and Forests for Public Health: Proceedings of the International conference. Oslo, Norway, September 18-20, 2009. Oslo, 2009. P. 22.

11. Kofler W. Sustainability and some arguments for an additional approach for science for survival // International Conference on «Environment: Survival and Sustainability»: Abstracts. Nicosia-Northern Cyprus, 2007. P. 773-774.

12. Tellness G. How can Nature and Culture promote Health? // Scandinavian Journal for Public Health. 2009. № 37. P. 559-561.

gastroguru © 2017