Гуманистическое направление в психологии. Гуманистическая психология: основные положения и методы, представители, интересные факты

Вопросы лекции:

1. Предпосылки возникновения гуманистической психологии.

2. Основные положения гуманистической психологии.

4. Недирективная терапия К. Роджерса.

Научные предпосылки возникновения гуманистической психологии. В 60-е гг. XX в. в американской психологии возникло новое направление, получившее название “гуманистическая психология”. Гуманистическая психология возникла как “третья сила”, противопоставлявшая себя двум существовавшим направлениям – психоанализу и бихевиоризму. Последователи новой научной школы намеревались “выйти” за пределы дилеммы “бихевиоризм – психоанализ” и открыть новый взгляд на природу психики человека.

Предпосылки возникновения. Среди ранних предшественников гуманистической психологии можно назвать Франца Брентано (критика механицизма и стремление рассматривать сознание как молярный феномен), О. Кюльпе и В. Джемса. В рамках гештальтпсихологии также существовала тенденция рассматривать сознание как “законную” и плодотворную для психологии сферу исследования.

Идеи, легшие в основу гуманистической психологии, возникали также в рамках психоанализа. Адлер, Хорни, Эриксон, Фромм в противоположность взглядам Фрейда также настаивали на том, что человек – существо, прежде всего сознательное и наделенное свободой воли. Эти психоаналитики видели сущность человека в его свободе, спонтанности и способности самому быть причиной своего поведения. Человека характеризуют не только события прошлых лет, но и его цели и надежды на будущее. Эти теоретики отмечали у человека способность создавать собственное “Я” и самому стоить свою жизнь.

В целом все эти идеи отражали своеобразный дух того времени – растущую неудовлетворенность механистическим и материалистическим характером западной культуры, идеи добра, свободы мира и ненасилия, тесно связанные с контр культурой хиппи.

Основные положения гуманистической психологии. В докладе ассоциации гуманистической психологии указывалось, что с самого начала гуманистическая психология занималась изучением тех способностей и возможностей человека, к анализу которых не обращались ни позитивизм, ни бихевиоризм, ни психоанализ, а именно – любви, творчества, развития, смысла жизни и т.д. это – психология, целью изучения которой является здоровый творческий индивид. По словам Шарлоты Бюлер: “гуманизм предполагает изучение человека – индивида как целостности, а не как совокупности его качеств и поступков. Это делается для того, чтобы помочь человеку стать более счастливым. С этической точки зрения гуманизм означает установление таких правил жизнедеятельности, которые основываются скорее на потребностях человека, чем низших животных, законах неживой природы или заветах бога.


Основные принципы гуманистической психологии:

1. Хотя человеческое бытие имеет предел, человек всегда обладает свободой и необходимой для нее независимостью.

2. Наиболее важным источником информации является экзистенциальное состояние человека, его субъективный психический опыт, доступный ему через его осознание ситуации “здесь и теперь”.

3. Человеческая природа определяется не тем, что делает человек, а тем, как он осознает свое бытие; его природа никогда не может быть определена полностью, она всегда стремится к беспрерывному развитию, к полной реализации возможностей человека.

4. Человек един и целостен. Эта цельность “Я” создает уникальный характер переживаний каждого человека. В человеке невозможно разделить органическое и психическое, осознаваемое и неосознаваемое, чувство и мысль.

5. Сознание человека не может быть сведено ни к его основным потребностям и защитам (как в психоанализе), ни к поведенческим феноменам (как в бихевиоризме).

Этические постулаты гуманистической теории:

1. В жизни человек несет ответственность за свои поступки.

2. Человеческие отношения должны строиться на признании внутреннего субъективного мира друг друга и признании того факта, что каждый человек – творец своей жизни.

3. Каждый человек живет только в настоящий момент “здесь и сейчас” и именно он существенен для бытия.

Для людей, усвоивших гуманистическую этику, характерен поиск опыта, который приводит к развитию личности. Поэтому в практическом плане основная тема гуманистической психологии – использование внутреннего опыта организма для изучения и изменения его личности. Это положение приводит к переосмыслению всей исследовательской парадигмы.

Исследовательская парадигма вытекает из противопоставления научного (scientific) и основанного на опыте (experiental) подходов к изучению человека. Гуманистическая психология (прежде всего, Карл Роджерс) опирается на второй подход.

Согласно этому подходу, наука существует только в человеке, это то, что субъективно принимается членами научного сообщества. Научное знание зарождается (творческий период), развивается, передается и используется людьми, и, следовательно, на основе их субъективного опыта. Принятие или непринятие нового знания, выбор темы, метода исследования и т.д. всегда зависит от конкретных людей. Поэтому наука так же, как и психотерапия, как и другие аспекты жизнедеятельности, берет начало во внутренних организмических переживаниях, которые могут быть переданы лишь частично и относительно неполно. Использование научного результата также является делом субъективного выбора. Наука сама по себе никогда не манипулирует, не контролирует и не деперсонализирует. Это делают только люди. Чем сильнее человек закрывается от своего субъективного опыта защитными реакциями, тем больше вероятность антисоциального использования науки. Чем больше человек открыт своим переживаниям, тем выше вероятность того, что он использует результаты научных исследований в созидательных целях. Таким образом, наука – это не что-то безличное, а только человек, который строит образ окружающего мира, опираясь на некоторые общепринятые правила и свой жизненный опыт.

Категория личности в гуманистической психологии. Категория личности является центральной категорией гуманистической психологии. Она выражается при помощи системы понятий, включающих в себя: а) понятия, определяющие способ существования человека как личности; б) понятия, выражающие представления о целях существования человека как личности; в) понятия, определяющие условия и средства достижения этих целей.

Рассмотрим понятия, определяющие способ существования человека как личности.

Личность как открытая система. Термин заимствован из общей теории систем. Он подразумевает наличие у человека способности к изменению и развитию во взаимодействии с окружающей средой. Это изменение есть способ адаптации открытой личности к окружающей ее среде, в то время как стремление к стабильности – отличительная черта “закрытой личности”. Личность “открыта” и в том смысле, что она не существует вне системы своих выборов, она ими создается.

Личность – это проект, укорененный в биологической природе человека, некоторая возможность, которая не всегда бывает реализована. Степень реализации данного “проекта” - мера ответственности человека за свою собственную судьбу.

Личность – это одновременно и активное, и потенциальное. Существует разрыв между тем, чем человек является, и тем, чем он хочет и может стать. Выявление потенциалов личности гуманистическая психология считает одной из важнейших своих задач, стремясь не только описать способ приобретения человеком опыта, но и решить вопросы его расширения, обогащения и осмысления.

Гуманистическая психология выделяет три потенциала, без реализации которых нельзя говорить о собственно личностном способе существования.

а) Творческий потенциал человека. Это одно из важнейших представлений о человеке в гуманистической психологии. Креативность присуща каждому человеку и проявляется не только в том, что принято считать творчеством, но во всех формах самовыражения личности.

б) Способность к аутентичному существованию. Аутентичное существование – это существование, в котором человек достигает идентичности своей собственной природе. В основе аутентичного существования лежат три момента: 1) осознание ситуации, в которой совершатся выбор; 2) осуществление выбора, ведущего к росту личности; 3) принятие ответственности за сделанный выбор.

в) Способность к росту личности. Наличие такой способность отражает стремление личности к аутентичному существованию и поиск путей его достижения. Роль среды (и психологической науки, в конечном счете) состоит в том, чтобы помочь человеку актуализировать свой собственный потенциал.

Мотивация как структурное и иерархическое образование составляет самую значительную сторону способа существования человека как личности. Согласно Маслоу, человеческие мотивы являются врожденными и могут быть систематизированы в виде восходящей иерархии: 1) основные физиологические потребности; 2) потребность в безопасности; 3) потребность в любви и принадлежности; 4) потребность в самоуважении; 5) потребность в самоактуализации личности. Данная схема основана на предположении, что доминирующие потребности более низкого уровня должны быть удовлетворены прежде, чем индивид сможет осознать свои потребности более высокого порядка: когда одна потребность удовлетворяется, другая, более высокого порядка, возникает, осознается и становится реальной. Для Маслоу эта схема являлась основным принципом, определяющим мотивацию человека. Маслоу утверждал, что иерархия потребностей достаточно широка, и чем выше личность способна подняться в этой иерархии, тем больше в ней индивидуальности, тем ближе она к собственно человеческом способу существования и психологическому здоровью.

Маслоу признавал, что возможны отклонения от данной иерархии мотивов. Он отмечал, что творческие личности могут развивать и выражать свой талант, несмотря на серьезные трудности и социальные проблемы. Некоторые люди могут создавать собственную иерархию потребностей благодаря особенностям своей биографии, например, отдавать приоритет потребностям уважения и самоуважения перед потребностью любви и т.д. Однако, как правило, чем ниже стоит потребность в иерархии, тем больше ее сила и приоритет. Это выражается, в частности, в том, что личность, продвинувшаяся высоко в иерархии потребностей, спускается на низший уровень, если потребность данного уровня перестает удовлетворяться. Человек остается на этом уровне до той поры, пока потребность не будет в достаточной мере удовлетворена.

Маслоу указывал, что потребность никогда не бывает удовлетворена полностью. Потребности частично совпадают, и человек может быть одновременно мотивирован на нескольких уровнях потребностей. Маслоу сделал предположение, что средний человек удовлетворяет свои потребности примерно в следующей степени: 85% - физиологические, 70% - безопасность и защита, 50% - любовь и принадлежность, 40% - уважение и самоуважение, 10% - самоактуализация.

В отличие от Маслоу, рассматривавшего мотивационную сферу личности в виде сложной иерархической структуры, Карл Роджерс постулировал существование единого мотива, определяющего поведение человека. Согласно Роджерсу, все поведение человека побуждается и регулируется объединяющим мотивом, который он назвал тенденцией к актуализации. Тенденция актуализации, согласно Роджерсу, является универсальной для всех форм жизни – она присуща всему живому. На различных уровнях организации жизни (растения, животные, человек) она принимает различные формы. На низших уровнях она выражается в стремлении сохранения своего организма, а также в его (организма) росте, развитии и постоянном обновлении. На уровне личности тенденция актуализации выражается в стремлении человека реализовать свой потенциал и стать полноценно функционирующей личностью.

Таковы понятия, в которых отразилось представление о личностном способе существования, разработанное в рамках гуманистической психологии. Необходимо отметить, что понятие самоактуализации занимает центральное место в представлениях о целях существования человека как личности.

Cогласно Маслоу, человечество страдает от отсутствия ценностей (или недостаточной их осознанности). По его мнению, в настоящее время потерпели крах все внешне заданные ценностные системы (политические, экономические, религиозные и т.д.), то есть, сложилась такая ситуация, когда для человека “нет того, за что стоит умереть”. Крах различных социальных ценностей на уровне индивидуального сознания порождает стремление к принятию любых убеждений и любых систем ценностей.

Основная задача гуманистической психотерапии и состоит, согласно А.Маслоу, Ш.Бюллер и др., в том, чтобы помочь человеку в поисках ценностей (а, следовательно, и в поисках смысла), в том, чтобы побуждать его к этому поиску. Поэтому представление о системе ценностей должно существовать хотя бы в теории гуманистической психологии. Представление о ценностях и целях личностного способа существования задает ядро образа человека в гуманистической психологии, а категории, их выражающие, являются центральными категориями данного психологического направления.

Одной из основных целей и ценностей личностного способа существования является самоактуализация. Понятие самоактуализации не только формирует представление о способе существования, но и может быть рассмотрено как представление о конечных целях здоровой личности. Cамоактуализация - это не только конечное состояние, но и процесс реализации человеком своих возможностей, причем всегда - выбор из множества возможностей роста личности (непрерывный процесс, подразумевающий многократные отдельные шаги между продвижением вперед и отступлением).

Маслоу описывает следующие восемь путей самоактуализации:

1. Полное, живое переживание с полной сосредоточенностью и погруженностью. Момент, когда “Я” реализует самое себя.

2. Выбор между продвижением вперед, развитием, или отступлением. Выбор из возможностей дальнейшего развития.

3. Возможность слушать (и действовать согласно) голос своего “Я”, отличая его от голосов родителей, общества и т.п.

4. Честность, прежде всего по отношению к самому себе, принятие на себя ответственности за свою жизнь.

5. Независимость, неконформность, смелость быть самим собой.

6. Процесс реализации своих потенциальных способностей. Труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать.

7. Высшие переживания - моменты самоактуализации.

8. Разоблачения собственной психопатологии. Выяснение своих защит и преодоление их (А. Маслоу, 1982).

Познать сущность самоактуализации возможно двумя путями. Во-первых, во время “высших переживаний” (peak-experiences). Во-вторых, самоактуализация может быть познана путем изучения особого типа людей, которых Маслоу назвал “самоактуализирующиеся личности”. Такие личности отличаются более выраженной социальной направленностью на общечеловеческие ценности, демократической структурой характера (не авторитарны), ярко выраженной индивидуальностью, реальным “Я”, совершенной идентификацией, автономией, большой открытостью опыту, спонтанностью, экспрессивностью, гибкостью, способностью к эмпатии, объективностью, беспристрастностью, способностью любить, наличием большого творческого потенциала и т.д.

К.Роджерс постулирует, что в результате самоактуализации возникает “полноценно функционирующий человек”. Данный термин использовался Роджерсом для обозначения людей, которые реализуют свой потенциал, развивают свои способности и адекватно воспринимают себя и окружающий мир. Роджерс определил основные черты, присущие полноценно функционирующим личностям.

Открытость к переживанию - это способность слушать себя, ощущать все переживания, не испытывая при этом вины или угрозы. Полноценно функционирующий человек движется к полному знанию себя и своего внутреннего опыта. Он открыт этому опыту, то есть, способен воспринимать его без защитных реакций. Его представления о себе соответствуют его опыту.

Экзистенциальный образ жизни - это тенденция жить полно и насыщенно в каждый момент своего существования. Согласно Роджерсу, “то, чем человек является или каким он будет в следующий момент, проистекает из данного момента, независимо от прежних ожиданий”.

Третьей отличительной чертой полноценно функционирующего человека является организмическое доверие. Данное понятие в концепции Роджерса означает способность человека принимать во внимание свои внутренние ощущения и рассматривать их как основу для выбора поведения. Иначе говоря, внешние воздействия оказывают на процесс принятия решения влияние значительно меньшее, чем внутренние ощущения.

Эмпирическая свобода представляет собой чувство личной власти над своими поступками, способность делать выбор и руководить собой. Полноценно функционирующий человек свободен в выборе жизненного пути, но и ответственен за последствия своего выбора.

Последняя характеристика полноценно функционирующей личности - креативность. Она является признаком психологической зрелости личности. Творческие люди стремятся жить полноценно и адаптивно в своей культуре, гибко приспосабливаться к изменяющимся условиям окружения. Однако Роджерс считает, что такие люди не обязательно полностью приспособлены к культуре и, почти несомненно, не являются конформистами. Они члены общества и его продукты, но не его пленники.

Изучение самоактуализации личности позволило обнаружить еще одну ценность существования человека: становление личности на пути к аутентичному существованию. Именно ценности самоактуализирующейся личности легли в основу представлений о ценности бытия. Маслоу определяет их как истину, добро, красоту, целостность, жизненность, уникальность, совершенство, необходимость, простоту, богатство, легкость, игру, самодостаточность.

Перейдем к рассмотрению условий и средств достижения целей и осуществления ценностей личностного способа существования.

Условием становления, самоактуализации и достижения аутентичного бытия являются благоприятные воздействия окружающей среды, но главное - развитие, расширение сферы самосознания.

С одной стороны, расширение этой сферы связано с осознанием человеком самого себя (self-consciousness), что формирует более полный опыт личности, увеличивает возможность выбора и повышает степень свободы личности. С другой стороны, развитие самосознания - это открытие себя как реальности.

Исследование представления человека о себе и его роли в развитии личности было начато работами К.Роджерса. Он полагал, что “Я” - это сложная система представлений человека. Оно включает Я-концепцию (представления человека о себе), в формировании которой определяющую роль играют межличностные отношения, а также “Идеальное “Я” - систему ценностей, ту Я-концепцию, какую “Я” хотело бы иметь. Оно также формируется в результате взаимодействия человека с социальным окружением. Именно “Идеальное “Я” приводит к согласованию или рассогласованию Я-концепции и опыта. Степень расхождения “Идеального “Я” и Я-концепции и определяет позитивное или негативное отношение человека к самому себе.

Для того чтобы личность имела возможности роста, необходимо, чтобы “опыт” (т.е. представления о мире, своем месте в нем, о своих действиях) был согласован с Я-концепцией. Способность к подлинному согласованию Я-концепции и “опыта” зависит именно от степени расхождения Я-концепции и “Идеального “Я”. Для того чтобы открыть человека опыту, необходимо интегрировать в единую систему Я-концепцию и “Идеальное “Я”. Эта интеграция является условием “полноценного функционирования личности”, условием становления и роста личности: рост личности - это развитие у нее способности и желания быть самим собой (К.Роджерс).

Недирективная терапия К. Роджерса. Карл Роджерс разработал оригинальную концепцию нарушений (деформаций) психического развития личности. Согласно Роджерсу, препятствия личностному росту возникают в детстве и являются нормальным моментом развития. Он рассматривал несколько наиболее распространенных препятствий личностному росту.

Потребность в любви и позитивном признании - универсальная и постоянная потребность, присущая каждому человеческому существу. Любовь настолько важна для ребенка, что он изменяет свое поведение, чтобы получить родительскую любовь. В результате может возникать состояние несоответствия между “Я” и опытом, поскольку ребенок может действовать против собственных интересов, или отрицать некоторую часть себя.

Поведение или отношение, которое отрицает некоторую часть самости Роджерс называет условием ценности. Родители поощряют детей за поведение, которое от них, детей, ожидается. Очевидно, что при этом другие поведенческие модели не поощряются. Получается, что родители как бы показывают ребенку: мы любим тебя за то-то и то-то; чтобы мы тебя любили, тебе надо отказаться от того-то и того-то. Роджерс считал, что условие ценности по отношению к ребенку причиняет ущерб его становлению как личности, так как в результате ребенок пытается соответствовать чужим стандартам, а не определяет, кем он в действительности хочет быть и добиваться этого. Данный процесс приводит к формированию “Я”-концепции, находящейся в несоответствии с опытом человека.

Переживания, находящиеся в несоответствии с “Я” концепцией создают угрозу “Я”-концепции, они не допускаются в сознание. Для того чтобы сохранить целостность “Я”-концепции и не допустить осознания противоречащего ей опыта, человек формирует механизмы защиты. Роджерс выделял два основных защитных механизма – отрицание и искажение восприятия. В случае если между “Я”-концепцией и опытом существуют значительные несоответствия, защиты могут стать неэффективными. Новые “Я”-представления проникают в сознание и старая “Я”-концепция разрушается. Поведение человека в этот момент становится странным, нелогичным, “безумным”. Для работы с людьми, страдающими такими расстройствами, Роджерс разработал свою недирективную терапию.

Подход Роджерса основывался на его убеждении в том, что человек обладает способностью к самонаправленному изменению личности, поэтому терапевт может быть менее директивным во взаимоотношениях с пациентом, чем это принято в других формах терапии. Терапевт, например, не дает советов, не задает вопросов и не отвечает на вопросы клиента. Вместо этого терапевт пытается отразить то. Что сказал клиент и пояснить его чувства. Позднее Роджерс перенес основной акцент своей терапии на понимание самовосприятия клиента.

Роджерс полагал, что для осуществления позитивных личностных изменений необходимо и достаточно наличие шести терапевтических условий. Они создают основу того, что происходит на сеансах недирективной терапии.

Терапевт и клиент находятся в психологическом контакте. Не может быть никакого позитивного изменения личности вне взаимоотношений.

Клиент находится в состоянии несоответствия между своими переживаниями и “Я”-концепцией.

Психотерапевт является гармоничной личностью. Это значит, что терапевт должен находиться в гармонии с собой, своими переживаниями и мыслями; он также должен быть искренним в своих взаимоотношениях с клиентом.

Терапевт испытывает безусловное позитивное внимание к клиенту. Терапевт относится к клиенту с теплом, хвалит его как человека, находящегося в процессе становления и не дает оценок его чувствам и переживаниям. Выполнение этого условия позволяет клиенту погрузиться в себя, выразить свои чувства, не боясь упрека, и, в конце концов, интегрировать эти чувства с измененной “Я”-концепцией.

Терапевт чувствует, переживает и понимает внутренний мир переживаний клиента. Выполнение этого условия способствует тому, что клиент также поймет и примет свои переживания, интегрировав их в свою “Я”-концепцию.

Передача клиенту эмпатийного понимания и безусловного позитивного внимания терапевта. Только когда клиент чувствует, что его принимают, у него появляется возможность достичь позитивного изменения личности.

Роджерс утверждал, что именно клиент, не терапевт, ответственен за любой личностный рост во время терапии. Психотерапевт создает для изменения необходимые условия, но только клиент является действующим фактором изменения своей личности. Полагая, что при наличии правильных условий люди будут естественно двигаться к росту, актуализации и здоровью, Роджерс на своих сеансах терапии просто создавал эти условия. В этом смысле психотерапевты, придерживающиеся теории Роджерса, скорее “способствуют росту”, а не “лечат больных” (как в психоанализе) или “модифицируют поведение” (как в бихевиоральной терапии). Недирективная психотерапия предназначена для того, чтобы устранить несоответствие между переживанием и самостью. Когда человек действует в соответствии с организмическим оценочным процессом, а не с условиями ценности, про него можно сказать, что он является полноценно функционирующим человеком.

Никто, за исключением Фрейда, не оказал такого влияния на практику психотерапии, как Роджерс. Его подход успешно применяется при консультировании и терапии в таких разных областях, как образование, расовые отношения, семейные отношения и т.д. Утверждение целостности и уникальности человека, связанное с акцентом на важность “Я”-концепции, также имело огромное влияние на современную теорию и практику психотерапии.

Гуманистическая психология – общепризнанное направление, которое позиционирует главным своим объектом не просто личность, а автономную и неповторимую систему в целом. Она (эта личность, человек в широком смысле понимания) не представляет данность, а лишь предпосылки для развития и самоактуализации. И как пройдёт это развитие зависит только от воли самого индивида и его окружения.

Как отдельное течение, гуманистический подход в психологии заявил о себе в середине двадцатого века, как альтернатива бихевиаризму и психоанализу. К основателям гуманистической психологии относят Абрахама Маслоу и Карла Роджерса, а к метрам — Гордона Олпорна, Ролло Мэй и ещё многих знаменитых деятелей. Кстати, под редакцией последнего вышла знаменитая книга-манифест «Экзестенциальная психология» (1959 году), которая является основополагающим сборником течения.

Предметами анализа, при этом, признаются не только упомянутая самоактуализация, творчество, ответственность, автономия, но и высшие ценности, любовь, нравственность, мораль. Психология и психика человека и его переживания, по мнению сторонников направления, не может быть оценено по принципу, которые используют естественные науки.

Поэтому было сформулировано пять основных идей гуманистической психологии:

  • человек как целостность намного более значим, чем сумма его частей; таким образом, человек разумный не может быть объяснён путем объяснения частей его деятельности и функционирования;
  • бытие личности всегда связано со взаимодействиями с другими личностями, то есть человек не может быть объяснён без учёта межличностного опыта;
  • человек осознаёт, объясняет и анализирует себя всегда, поэтому не может быть истолкован психологией без учёта своего многоступенчатого осознания;
  • у человека всегда есть выбор, поэтому нельзя рассматривать его вне собственного процесса: активного или умышленно пассивного, ибо он творит личный опыт;
  • личность всегда обращена в будущее (она интенциальна), то есть имеет цель или мечту, ценностные ориентиры и смысл существования.

Также одной из самых популярных и актуальных разработок в сфере гуманистической психологии до сих пор является модель иерархии мотивации, изобретённая Абрахамом Маслоу. Он утверждал, что личность, подобно треугольнику приобретает с развитием семь уровней потребностей:

  • первый (базовый) – физиологические: утолить жажду и голод, иметь возможность поспать и размножиться;
  • второй – потребность в безопасности, как возможность выживания не только в физиологическом, но и психологическом смысле;
  • третья – потребность в принятии (любви, дружбе, принадлежности к клану, общности);
  • четвёртая – потребность в уважении (признании заслуг и умения, признание значимости человека);
  • пятая – потребности познавательные (исследовать, понимать, знать);
  • шестая – потребности эстетические (в гармонии, порядке, красоте);
  • седьмая – потребность в самоактуализации: постановке и достижении целей, установлении приоритетов, личностном развитии.

Маслоу утверждал, что без удовлетворения низших потребностей, тяжело развиваются (или не развиваются вообще) более высокие потребности. Например, нехватка благ приводит к тому, что человек тратит все силы на нахождение пропитания. Если потребность в безопасности нарушается, то человек может не помышлять о потребности в гармонии. Существует так же «невроз существования».

Это когда основные потребности удовлетворяются без особого напряжения человека, а следующий уровень не является актуальным, как у избалованного ребёнка. Или же человек находится в активном поиске смысла жизни.

В зависимости от наиболее значимых и актуальных потребностей, можно выделить уровень личностного развития. А это важно для понимания и принятия личности такой, как она есть.

Гуманистическая психология, то есть уманистическая теория личности Роджерса гласит, что любой организм стремиться заботится о своём существовании для того, чтобы сберечь и улучшить его. У человека существует представления о себе, которые он составляет на основании отношения других людей. И это «реальное Я». Так же есть представления о том, каким бы он хотел быть – «идеальное Я». Но, чем более человек хочет приблизится к идеалу, тем более он стремиться скрыть свои стороны, которые являются противовесом этому.

Это и есть проявление потребности в уважении. Но, таким образом накапливается разлад между реальными желаниями и внешними проявлениями. Это и приводит к неврозам. Чем более «реальное Я» находится в согласии с чувствами, мыслями и проявлениями, тем более оно гармонично, и тем более приближено к «идеальному Я».

Максимальный личностный рост происходит тогда, когда человеку н приходится притворяться и лгать; когда он может свободно выражать свои мысли, рассуждать. А в ответ получать принятие, без страха быть грубо осуждённым и подавленным. На этом и строится основа самого сеанса в рамках гуманистического направления.

Клиент-центрированная терапия

Карл Роджерс ввёл понятие клиент-центрированной терапии. В основе её лежит убеждение, что клиент сам способен найти способ решения своих проблем. Причём тот, который подходит именно ему. Но, потенциал любой человек может открыть лишь в атмосфере безоценочного принятия. Как будто мы имеем дело с материнским (всеобъемлющим) принятием человека, не раздавая при этом оценки действиям.

Эмпатия – это способность воспринимать и понимать чувства других, даже если бы сам поступил совсем иначе. И это лежит в основе самой терапии. Так же для клиента создают все условия, для проявления конгруэнтности – то есть открытого и честного выражения своих ощущений, чувств и эмоций по поводу чего-либо.

Как проходит сеанс

Отличие клиент-центрированной терапии в стремлении к минимальному вмешательству терапевта в процесс руководства сеансом. Клиент сам решает какие темы и проблемы для него актуальны в данный момент. Однако, это вовсе не означает, что психолог полностью устраняется. Наоборот, он внимательно слушает и полностью сосредоточен на переживаниях и чувствах клиента, его выводах и чаяниях. Он – самый безоценочный и уважительный слушатель и собеседник.

Получая возможность спокойно выражать свои чувства, эмоции, рассказывать не только свои проблемы, но мечты и проекты, человек внутренне раскрепощается, у него поднимается самооценка, он начинает больше доверять окружающему его миру и видеть большее количество перспектив. Карл Роджер вообще считал, что в этом случае клиент большей частью помогает сам себе, поскольку гораздо лучше разбирается в своей ситуации.

В итоге, пришедший за помощью человек, становится менее ранимым, более реалистичным. Если переосмыслить подход, то можно сказать, что психотерапевт позволяет ему почувствовать некий «безоценочный и принимающий тыл», который и делает клиента более уверенным.

Основные сторонники гуманистической психологии

С точки зрения психологов, которые работали в таком направлении, как гуманистическая психология основными сторонниками данной психологии, конечно, являются упомянутые А. Маслоу, К, Роджерс, Ролло Мэй, Эрих Фром.

Если же рассматривать вопрос со стороны клиента, то можно сказать, что основными сторонниками гуманистической психологии являются те люди, которые испытывают дефицит сочувствия, человеческого тепла и доверительных отношений. Кроме того, отлично зарекомендовал себя для развития потенциала, решения проблем личностного роста. Бесконфликтная основа метода для некоторых людей является более приемлемым методом разрешения семейных конфликтов.

Также гуманистический подход, как понимающий и не давящий, часто выбирают подростки и дети при необходимости психологических консультаций.

Интересной особенностью является тот факт, что, в классическом варианте, клиент сам выбирает количество посещений и их частоту. Поэтому такие приёмы всегда для него удобны.

Критика такой психологии

Одним из наиболее известных критиков гуманистической психологии является К. Бенсон. Он показывает, что понятие самоактуализации во многих культурах, отличных от западных, может быть расценена как неуместный и непозволительный эгоизм. Кроме того, принятие любых высказываний и идей клиента может привести, в этом случае, к развитию аморальности. Кроме того, он считает, что гуманистический подход зациклен на личностной самости, как высшей ценности. Тогда как именно взаимодействие с другими личностями зачастую является смыслообразующим фактором.

Многие же другие авторы обращали внимание, что гуманистический сеанс не подходит авторитарным личностям, а также клиентам, которые и так испытывают проблемы со своим эгоизмом и бездеятельностью.

В настоящее время Джеймс Хиллман в своей критике современной гуманистической психологии предупреждает об опасности внушить неуверенному в себе человеку момент его всезначимости. Поскольку эти установки слишком хорошо ложатся на всевозможные религиозные современные концепции.

В итоге, человек не получает поддержку, чтобы самостоятельно развиваться и действовать. А получает установку фактически своего приравнивания к Богу, и он начинает выбирать себе весьма удобное положение: мне все должны. Таким образом, эгоистические наклонности могут существенно отразиться на дальнейшей жизни личности, приводя к не совсем адекватным результатам с точки зрения закона и социума.

Кроме того, результаты наблюдений не поддаются строгим критериям оценивания; сложно оценить насколько действительно развивается или не развивается что-то во время работы.

Гуманистическая психология сегодня

В настоящий момент активно используются различные выводы и понятия гуманистической психологии, причём не только при непосредственной работе с клиентами, но и в других отраслях и дисциплинах.

Например, знаменитая иерархия потребностей была пересмотрена в рамках весьма практических приложений организации рабочего места: без удовлетворения более низших потребностей, невозможно требовать от работников реализации более высших. То есть, без хорошо организованной возможности принять пищу, сходить в туалет и без уважительного отношения и признания заслуг, работнику будет сложно осуществлять свои познавательные процессы и обучаться. Поэтому во многих офисах и супермаркетах существуют специальные и хорошо организованные комнаты приёма пищи, тёплые туалеты, а управленческий персонал проходит обучение для организации правильного подхода к людям.

Морин О`Хара, популярный автор гуманистического направления утверждает, что на самом деле все люди всей планеты стремятся к свободе и самоопределению, просто понимают это по-своему. А упомянутый подход признаёт и эти права, и возможность иметь личную трактовку понятий. Ну а эмпатийный подход к клиенту стал у многих практикующих психологов и психотерапевтов абсолютной догмой.

Гуманистическая психология стала результатом серьезных размышлений американского общества, оказавшегося перед вопросом, что все-таки представляет собой человек, каков его потенциал и пути развития. Эти вопросы, конечно, поднимались и раньше и рассматривались представителями разных школ. Однако две мировые войны привели к глобальным изменениям в обществе, что повлекло за собой важность новых представлений и пониманий.

Что изучает гуманистическая психология?

Основной предмет изучения гуманистического направления в психологии - здоровые, зрелые, творчески активные личности, стремящиеся к постоянному развитию и занимающие активную жизненную позицию. Психологи гуманистического течения не противопоставляли человека и общество. В отличие от других направлений, они считали, что не существует конфликта между обществом и личностью. Наоборот, по их представлению именно социальные дарят человеку ощущение полноты человеческой жизни.

Личность в гуманистической психологии

Основы гуманистической психологии берут свое начало в философских традициях гуманистов эпохи Возрождения, Просвещения, немецкого романтизма, учениях Фейербаха, Ницше, Гуссерля, Достоевского, Толстого, учении экзистенциализма и восточных философско-религиозных системах.

Методология гуманистической психологии раскрыта в работах таких авторов:

  • А. Маслоу, К. Роджерса, С. Джурарда, Ф. Бэррона, которые высказывали свой взгляд на психически здоровую, полноценно функционирующую личность;
  • о развитии личности в гуманистической психологии, проблеме движущих сил в становлении и развитии личности, о потребностях и ценностях писали А. Маслоу, В. Франкл, Ш. Бюлер;
  • проблема межличностных отношений и раскрытие себя в отношениях описаны К. Роджерсом, С. Джурардом, Р. Мэем;
  • о проблемах свободы и ответственности писали Ф. Бэррон, Р. Мэй и В. Франкл.

В целом личность человека рассматривается в таких аспектах:

  • человек – это не набор составляющих, а целостная личность;
  • каждая личность уникальна, поэтому правильнее подходить к каждому конкретному случаю с точки зрения его индивидуальности. Исходя из этого представления, статистические обобщения не имеют смысла;
  • человеческая жизнь – это единый процесс бытия и становления человека;
  • человек – активное существо, которому необходимо развитие;
  • главная психологическая реальность – это переживания человека;
  • человек может руководствоваться своими принципами и ценностями, что помогает ему быть в определенной степени независимым от внешних причин.

Методы гуманистической психологии

Гуманистическая психология получила широкое распространение, что привело к расширению набора подходящих этому направлению методов. Среди наиболее известных методов можно назвать такие:

Было бы неточным называть гуманистическую психологию научной теорией. На момент появления она заняла важную нишу в понимании, что есть человек, и довольно быстро стала общекультурным явлением.

Гуманистическая психология

К направлению, называющему себя гуманистической психологией, принадлежат Карл Роджерс, Абрахам Маслоу, Шарлота Бюлер, Гордон Олпорт и другие. Сами гуманистические психологи считают, что многих других психолог, даже совершено разных ориентаций, можно называть гуманистическими, если они в той или иной степени придерживаются некоторых постулатов.

Идеи Адлера о важности социального контекста увели психоанализ от изучения индивидуальных факторов развития (связанных, прежде всего с ранним детством) в направлении социокультурного объяснения личности. Американский психиатр К.Хорни утверждала, что именно культура ответственна за возникновение неврозов. Другой американский психиатр Х.Салливан считал, что не только неврозы, но и психозы имеют происхождение в социуме. Основоположник гуманистической психологии Э.Фромм утверждал, что человек обладает особыми потребностями, которые отсутствуют у животных и которые должны быть удовлетворены, чтобы человек был душевно здоров.

Гуманистическая психология возникла как естественное развитие взглядов Адлера, Хорни и Салливана на роль социокультурных факторов в психической деятельности. К 1960-м годам среди представителей этой школы были такие влиятельные психологи, как К.Роджерс, Э.Маслоу и Г.Олпорт. Гуманистическая психология настаивает, прежде всего, на важности самоактуализации (т.е. удовлетворения присущей индивиду потребности в выявлении и развитии собственно человеческих личностных черт) как условия становления личности. Другой важный принцип – необходимость анализа личности как целого (холизм). Гуманистические психологи отрицают редукционизм, т.е. описание собственно человеческих свойств на языке естественных наук (используемый ими пример – сведение любви к «сексуальной химии» или к биологическим инстинктам).

Вот три признака гуманистической психологии:

1. Гуманистическая психология – психология антиэкспериментальная, ее представителей объединяет отрицание экспериментов – любых, бихевиористских, когнитивистских и т. д.

2. Это – психология, которая вырастает и питается определенным направлением психотерапии – не связанным с идеями модификации поведения.

3. Гуманистическая психология делает акцент на человека, на его возможности и в этом смысле противопоставляет себя религии. Религия видит основной фактор, регулирующий поведение, в Боге, а гуманистический психолог – в самом человеке. Личность должна все делать сама, но ей важно помочь.

Гуманистическим является тот психолог, который считает себя гуманистическим, то есть в основе – характеристика его самосознания. Нет четких границ, но есть основные идеи – ориентация на целостного человека, на его развитие, раскрытие его потенциала, на помощь и устранение барьеров в этом развитии.

Индивидуальность в гуманистической психологии рассматривается как интегративное целое;

Подчеркивается нерелевантность (непригодность) исследований животных для понимания человека (в отличие от бихевиоризма);

Гуманистическая психология утверждает, что человек изначально добр или, в крайнем случае, нейтрален; агрессия, насилие и т. п. возникают в связи с воздействием окружения.

Развитию гуманистической психологии способствовала обстановка, которая сложилась в обществе после Второй мировой войны. Она показала, что многие люди в экстремальных ситуациях проявляют стойкость и сохраняют достоинство в самых трудных условиях.

Это стремление человека к сохранению и развитию своей духовной уникальности было невозможно объяснить в терминах старой психологии и только естественно – научной детерминации. Игнорируя философские постулаты.

Именно поэтому лидеры гуманистической психологии обратились к достижениям философии 20 в., прежде всего к экзистенциализму, изучавшему внутренний мир, экзистенцию человека.

Так появилась новая детерминация – психологическая, объясняющая развитие человека его стремлением к самоактуализации, творческой реализации своих потенциальных возможностей.

Частично пересматриваются и взаимоотношения личности с обществом, так как социальное окружение может не только обогатить человека, но и стереотипизировать его. Исходя из этого, представители гуманистической психологии, старались изучать разнообразные механизмы общения, описывать сложность взаимоотношений личности и общества во всей ее полноте.

Необихевиоризм

Еще в 1913 г. У. Хантер в экспериментах с отсроченными реакциями показал, что животное реагирует не только непосредственно на стимул: поведение предполагает переработку стимула в организме . Этим была поставлена новая проблема для бихевиористов. Попытка преодолеть упрощенную трактовку поведения по схеме "стимул - реакция" за счет введения внутренних процессов, развертывающихся в организме под влиянием стимула и влияющих на реакцию, составили различные варианты необихевиоризма. В нем разрабатываются также новые модели обусловливания, а результаты исследований получают широкое распространение в различных областях социальной практики.

Основы необихевиоризма заложил Эдвард Чейз Толмен (1886-1959). В книге "Целевое поведение животных и человека" (1932) он показал, что экспериментальные наблюдения над поведением животных не соответствуют уотсоновскому пониманию поведения по схеме "стимул - реакция".

Он предложил вариант бихевиоризма, получивший название целевого бихевиоризма . По Толмену, любое поведение направлено на достижение некоторой цели. И несмотря на то, что приписывание целесообразности поведения предполагает обращение к сознанию, тем не менее Толмен считал, что можно обойтись и в данном случае без ссылок на сознание, оставаясь в рамках объективного бихевиоризма. Поведение, по Толмену, это целостный акт, который характеризуется собственными свойствами: направленностью на цель, понятливостью, пластичностью, селективностью, выражающейся в готовности выбирать средства, ведущие к цели более короткими путями.

Толмен различал пять основных независимых причин поведения: стимулы окружающей среды, психологические побуждения, наследственность, предшествующее обучение, возраст . Поведение - это функция этих переменных. Толмен ввел набор ненаблюдаемых факторов, обозначенных им как промежуточные переменные. Именно они связывают между собой стимулирующую ситуацию и наблюдаемую реакцию. Тем самым формула классического бихевиоризма должна была быть преобразована из S - R (стимул - реакция), в формулу S - O - R , где "О" включает в себя все, что связано с организмом . Определяя независимые и зависимые переменные, Толмен получил возможность дать операционализированные описания ненаблюдаемых, внутренних состояний. Свое учение он назвал оперантный бихевиоризм . И еще одно важное понятие ввел Толмен - латентное научение, т.е. такое научение, которое не поддается наблюдению в то время, когда оно происходит. Поскольку промежуточные переменные являются способом операционного описания ненаблюдаемых внутренних состояний (например, голода), то эти состояния можно было уже изучать с научных позиций.

Выводы, полученные из наблюдений над животными, Толмен распространял на человека, разделяя тем самым биологизаторские позиции Уотсона.

Крупный вклад в развитие необихевиоризма внес Кларк Халл (1884-1952). По мнению Халла, мотивами поведения выступают потребности организма, возникающие в результате отклонения от оптимальных биологических условий. При этом Халл вводит такую переменную, как побуждение, подавление или удовлетворение которой выступает единственной основой для подкрепления. Другими словами, побуждение не определяет поведение, а только придает ему энергию. Им были выделены два вида побуждения - первичные и вторичные. Первичные побуждения связаны с биологическими потребностями организма и относятся к его выживанию (потребности в еде, воде, воздухе, мочеиспускании, термической регуляции, половых сношениях и др.), а вторичные - связаны с процессом научения и соотносятся с окружающей средой. Устраняя первичные побуждения, они могут сами выступить насущными потребностями.

Применяя логический и математический анализ, Халл старался выявить связь между побуждением, стимулами и поведением. Основной причиной любого поведения Халл считал потребность. Потребность вызывает активность организма, определяет его поведение. От силы потребности зависит сила реакции (потенциал реакции). Потребность обуславливает характер поведения, различного в ответ на разные потребности. Важнейшим условием образования новой связи, по Халлу, является смежность стимула, реакций и подкрепления, которое снижает потребность. Сила связи (потенциал реакции) зависит от количества подкреплений.

Вариант оперантного бихевиоризма был разработан Б.Ф. Скиннером . Подобно большинству бихевиористов, Скиннер полагал, что обращение к физиологии бесполезно для изучения механизмов поведения. Между тем его собственная концепция "оперантного обусловливания" сложилась под влиянием учения И. П. Павлова. Признавая это, Скиннер разграничил два типа условных рефлексов. Он предложил отнести условные рефлексы, изучавшиеся павловской школой, к типу S. Это обозначение указывало на то, что в классической павловской схеме реакция возникает только в ответ на воздействие какого-либо стимула (S) , т.е. безусловного или условного раздражителя. Поведение же в "скиннеровском ящике" было отнесено к типу R и названо оперантным. Здесь животное сначала производит реакцию (R), скажем, крыса нажимает на рычаг, а затем реакция подкрепляется. В ходе экспериментов были установлены существенные различия между динамикой реакции типа К и выработкой слюноотделительного рефлекса по павловской методике. Таким образом, Скиннер предпринял попытку учесть (с бихевиористских позиций) активность (произвольность) приспособительных реакций. R – S.

Практическое применение бихевиоризма

Практическое применение бихевиоральных схем продемонстрировало исключительно высокую эффективность - прежде всего в области исправления «нежелательного» поведения. Психотерапевты поведенческого направления предпочли отбросить рассуждения о внутренних терзаниях и стали рассматривать психологический дискомфорт как следствие неправильного поведения. В самом деле, если человек не умеет вести себя адекватно складывающимся жизненным ситуациям, не умеет налаживать и поддерживать отношения с близкими, с коллегами, с противоположным полом, не может отстоять свои интересы, решать возникающие проблемы, то отсюда один шаг до всяческих депрессий, комплексов и неврозов, которые по сути дела выступают лишь следствиями, симптомами. Лечить надо не симптом, а болезнь, то есть решать проблему, лежащую в основе психологического дискомфорта, - поведенческую проблему. Иными словами, человека надо научить правильно себя вести. Если вдуматься - не на том ли основана идеология всей тренинговой работы? Хотя, конечно, редкий современный тренер согласится признать себя бихевиористом, напротив - еще наговорит кучу красивых слов об экзистенциально-гуманистических идеалах своей деятельности. Но попробовал бы он осуществлять эту деятельность без опоры на поведение!

Один из прикладных аспектов поведенческой психологии все мы постоянно испытываем на себе, подвергаясь неустанному и, надо признать, весьма эффективному воздействию рекламы. Как известно, основоположник бихевиоризма Уотсон, лишившийся вследствие скандального развода всех академических должностей, нашел себя в рекламном бизнесе и немало в нем преуспел. Сегодня герои рекламных роликов, склоняющие нас к покупке того или иного товара, - это фактически солдаты армии Уотсона, стимулирующие согласно его заветам наши покупательские реакции. Можно сколько угодно ругать тупую назойливую рекламу, но ее создатели не вкладывали бы в нее бешеные деньги, будь она бесполезна.

Критика бихевиоризма

Итак, бихевиоризм оказывается сильно уязвим для критики в связи с тем, что он:

- заставил психологию отказаться от того, что есть в ней самого волнующего и привлекательного - внутреннего мира, то есть сознания, чувственных состояний, душевных переживаний;

- трактует поведение как совокупность ответных реакций на определенные раздражители, тем самым низводя человека до уровня автомата, робота, марионетки;

- опираясь на тот аргумент, что все поведение выстраивается в ходе прижизненной истории, пренебрегает врожденными способностями и склонностями;

- не уделяет внимания изучению мотивов, намерений и целевых установок человека;

- не в силах объяснить яркие творческие достижения в науке и искусстве;

- опирается на опыт изучения животных, а не человека, поэтому представляемая им картина человеческого поведения ограничивается теми чертами, которые человек разделяет с животными;

- неэтичен, так как использует в экспериментах жестокие методы, включая болевое воздействие;

- недостаточное внимание уделяет индивидуально-психологическим особенностям, пытаясь свести их к индивидуальному репертуару поведения;

- антигуманен и антидемократичен, поскольку ставит своей целью манипуляцию поведением, так что его результаты хороши для концлагеря, а не для цивилизованного общества.

Психоанализ

Психоанализ возник в начале 90-х гг. XIXв. из медицинской практики лечения больных с функциональными нарушениями психики.

Занимаясь неврозами, главным образом истерией, З. Фрейд изучил опыт знаменитых французских неврологов Ж. Шарко и И. Бернгеима. Использование последним гипнотического внушения с терапевтическими целями, факт пост гипнотического внушения произвели большое впечатление на Фрейда и способствовали такому пониманию этиологии неврозов, их лечения, которое составило ядро будущей концепции. Оно было изложено в книге «Исследование истерии» (1895 г.), написанной совместно с известным венским врачом И. Брейером (1842-1925), с которым Фрейд в то время сотрудничал.

Сознание и бессознательное.

Фрейд описывал сознание, предсознание и бессознательное по аналогии с айсбергом.

1.Сознание. 1/7 часть – это сознание в состоянии бодрствования. В него входит все, что помнит, слышит, воспринимает пока находится в состоянии бодрствования.

2.Предсознание – (пограничная часть) – хранит воспоминания о сновидениях, оговорках и др. Мысли и действия, проистекающие из Предсознания дают догадки о Бессознательном. Если вы вспоминаете сновидение, это не значит, что вы выявляете бессознательные мысли. Это значит, что вы вспоминаете закодированные идеи Бессознательного. Предсознание защищает Сознание от воздействия Бессознательного. Оно работает по принципу одностороннего клапана: из Сознания в Бессознательное информацию пропускает, а обратно – нет.

3.Бессознательное. 6/7 – содержит наши страхи, тайные желания, травмирующие воспоминания прошлого. Эти мысли полностью спрятаны и недоступны бодрствующему Сознанию. Это необходимо для защиты: мы забываем прошлый негативный опыт, чтобы освободиться от него. Но невозможно НАПРЯМУЮ заглянуть в бессознательное. Даже сны – это закодированные образы, по Фрейду.

ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ПОВЕДЕНИЯ

Этими силами Фрейд считал инстинкты, психические образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний. Используя общеизвестный закон природы, – сохранение энергии, он сформулировал, что источником психической энергии служит нейрофизиологическое состояние возбуждения. По теории Фрейда, каждый человек имеет ограниченное количество этой энергии, и цель любой формы поведения является снятие напряжения, вызванного скоплением этой энергии в одном месте. Таким образом, мотивация человека полностью основана на энергии возбуждения, производимого телесными потребностями. И хотя количество инстинктов неограниченно, Фрейд разделял две группы: Жизни и Смерти.

Первая группа, под общим названием Эрос, включает в себя все силы, служащие цели поддержания жизненно важных процессов и обеспечивающих размножение вида. Общеизвестно, что Фрейд считал сексуальный инстинкт одним из ведущих; энергия этого инстинкта получила название либидо, или энергия либидо –термин, употребляемый для обозначения энергии жизненных инстинктов в целом. Либидо может находить разрядку только в сексуальном поведении.

Так как существует много сексуальных инстинктов, Фрейд предположил, что каждый из них связан с определенным участком тела, т.е. эрогенной зоной, и выделил четыре участка: рот, анус и половые органы.

Вторая группа – инстинкты Смерти или Тонатос – лежит в основе всех проявлений агрессивности, жестокости, убийств и самоубийств. Правда существует мнение, что Фрейд создал теорию об этих инстинктах под влиянием смерти его дочери и страхом за своих двоих сыновей, находящихся в то время на фронте. Вероятно, поэтому это наиболее и наименее рассматриваемый в современной психологии вопрос.

Любой инстинкт имеет четыре характеристики: источник, цель, объект и стимул.

Источник – состояние организма или потребность, вызывающая это состояние.

Цель – инстинкта всегда состоит в устранении или редукции возбуждения.

Объект – означает любого человека, предмет в окружающей среде или в теле самого индивидуума, обеспечивающего цель инстинкта. Пути, ведущие к цели не всегда одни и те же, впрочем как и объекты. Кроме гибкости в выборе объекта, индивидуумы обладают способностью откладывать разрядку на продолжительные отрезки времени.

Стимул представляет собой количество энергии, необходимой для достижения цели, удовлетворения инстинкта.

Для понимания динамики энергии инстинктов и ее выражения в выборе объектов является понятие смещение активности. Согласно этой концепции, высвобождение энергии происходит благодаря смене поведенческой активности. Проявления смещенной активности можно наблюдать, если выбор объекта по

какой либо причине не возможен. Такое смещение лежит в основе творчества, либо, что более распространено, домашние конфликты из-за проблем на работе. Не имея возможности получать удовольствие прямо и немедленно, люди научились смещать инстинктивную энергию.

Теория личности.

Фрейд ввел в анатомию личности три основных структуры: ид (оно), эго и суперэго . Это было названо структурной моделью личности, хотя сам Фрейд был склонен считать их некими процессами, нежели структурами.

Рассмотрим поподробнее все три структуры.

ИД. – соответствует бессознательному. «Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа, и только оно дает ему возможность понять и приобщить науке часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни» (З.Фрейд «Я и Оно»).

Фрейд предавал огромное значение этому делению: «здесь начинается психоаналитическая теория».

Слово «ИД» происходит от латинского «ОНО», в теории Фрейда означает примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности, такие как сон, еда и наполняет наше поведение энергией. Ид имеет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей жизни, оно не имеет каких либо ограничений, хаотично. Являясь исходной структурой психики, ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой первичными биологическими побуждениями, сдерживание которых приводит к напряжению в личностном функционировании. Эта разрядка и получила название принцип удовольствия . Подчиняясь этому принципу и не ведая страха или тревоги, ид, в чистом его проявлении, может представлять опасность для индивидуума и

общества. ОНО подчиняется своим желаниям, проще говоря. Ид стремится к удовольствию и кроме того избегает неприятных ощущений. Ее можно обозначить

Также оно играет роль посредника между соматическими и психическими процессами. Фрейд также описал два процесса, посредством которых ид избавляет личность от напряжения: рефлекторные действия и первичные процессы. Примером рефлекторных действий является кашель на раздражение дыхательных путей. Но не всегда эти действия приводят к снятию напряжения. Тогда вступают в действия первичные процессы, которые формируют психические образ, непосредственно связан с удовлетворением основной

потребности.

Первичные процессы - нелогичная, иррациональная форма человеческих представлений. Она характеризуется неспособностью подавлять импульсы и различать реальное и нереальное. Проявление поведения как первичного процесса может привести к гибели индивидуума, если не появятся внешние источники удовлетворения потребностей. Так младенцы, по утверждению Фрейда не могут откладывать удовлетворение своих первичных потребностей. И только после осознания ими существования внешнего мира, появляется способность к отсрочке удовлетворений этих потребностей. С момента появления этого знания

возникает следующая структура – эго.

ЭГО. (Лат. «ego» – «я») – предсознание. Компонент психического аппарата, отвечающий за принятие решений. Эго, является отделением от ид, черпает от него часть энергии, для преобразования и реализацию потребностей в социально приемлемом контексте, таким образом обеспечивая безопасность и самосохранение организма.

Эго в своих проявления руководствуется принципом реальности, цель которого – сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения до нахождения возможности его разрядки и/или соответствующих условий внешней среды. Из-за этого Эго часто противостоит Ид. Эго было названо Фрейдом вторичным процессом, «исполнительным органом» личности, областью протекания интеллектуальных процессов решения проблем.

СУПЕР-ЭГО. – соответствует сознанию. Или Сверх-Я.

Супер-эго – последний компонент развивающейся личности, функционально означающую систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в окружении индивидуума.

Будучи морально-этической силой личности, супер-эго является следствием продолжительной зависимости от родителей. «Роль, которую позднее берет на себя Сверх-Я, исполняется сначала внешней силой, родительским авторитетом…Сверх-Я, которое, таким образом, берет на себя власть, работу и даже методы родительской инстанции, является не только ее преемником, но и действительно законным прямым наследником».

Далее функцию развития берет социум (школа, сверстники и т.д.). Можно также рассматривать супер-эго как индивидуальное отражение «коллективной совести», «морального сторожа» социума, хотя ценности общества бывают искажено восприятием ребенка.

Супер-эго подразделяется на две подсистемы: совесть и эго-идеал.

Совесть приобретается посредством родительских наказаний. Она включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у ребенка. Поощрительный аспект супер-эго – эго-идеал. Он формируется из положительных оценок родителей и ведет индивидуума к установлению у себя высоких стандартов. Суперэго считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется на самоконтроль. Однако принцип самоконтроля не служит принципу

реальности. Суперэго направляет человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках. Оно пытается убедить эго в преимуществе идеалистических идей над реалистическими.

Из-за подобных различий Ид и Супер-эго конфликтуют между собой, порождая неврозы. А задача Эго, в таком случае, улаживать конфликты.

Фрейд считал, что все три грани внутреннего мира человека постоянно взаимодействуют друг с другом: «Ид» воспринимает окружающую среду, «Эго» анализирует ситуацию и выбирает оптимальный план действия, «Супер-Эго» корректирует это решения с точки зрения моральных убеждений личности. Но эти сферы не всегда действуют отлажено. Внутренние конфликты между «надо», «могу» и «хочу» неизбежны. Как проявляется внутренний конфликт личности? Давайте рассмотрим простейший жизненный пример: человек находит бумажник с деньгами и паспортом земляка в чужой стране. Первое, что приходит ему на ум – это осознание факта наличия большого количества денежных купюр и личного документа другого человека (здесь сработало «Ид»). Далее идет анализ полученной информации, ведь можно оставить деньги себе, выбросить документы и наслаждаться неожиданно полученными материальными ресурсами. Но! В дело вмешивается «Супер-Эго», ведь в глубине личности это т человек воспитанный и честный. Он понимает, что кто-то пострадал от этой потери и нуждается в обретении своего бумажника. Тут возникает внутренний конфликт: с одной стороны получить довольно крупную сумму денег, с другой – помочь незнакомцу. Пример простейший, но он удачно демонстрирует взаимодействие «Оно», «Я» и «Сверх-Я».

Защитные механизмы эго.

Основная функция тревоги – помогать избегать неприемлемых выявлений у себя инстинктивных импульсов и поощрять удовлетворение их в надлежащей форме и в подходящее время. Защитные механизмы помогают осуществлению этой функции. По мнению Фрейда, эго реагирует на угрозу прорыва импульсов ид

двумя способами:

1. Блокированием выражения импульсов в сознательном поведении

2. Или искажением их до такой степени, что начальная интенсивность снизилась или отклонилась в сторону.

Рассмотрим некоторые основные защитные стратегии.

Вытеснение . Вытеснение считается первичной защитой эго, потому что обеспечивает наиболее прямой путь ухода от тревоги, так же являясь основой для построения более сложных механизмов. Вытеснение или «мотивированное забывание» представляет собой процесс удаления из сознания мыслей или чувств, причиняющих страдания . Пример. С тем же бумажником: чтобы не решать проблему, человек потеряет заинтересованность в деньгах: «а зачем они мне? Своими обойдусь».

Проекция . Проекция представляет собой процесс, посредством которого индивидуум приписывает собственные неприемлемые мысли чувства и поведение другим людям. Проекцией объясняется социальные предрассудки и феномен «козла отпущения», поскольку этнические и расовые стереотипы представляют собой удобную мишень для ее проявления. Пример.

Замещение . В данном защитном механизме проявление инстинктивного импульса переадресовывается от более угрожающего объекта к менее угрожающему. (начальник на работе - жена). Мало распространенная форма замещения – направление на самого себя: враждебные импульсы направленные на других, переадресуются себе, что вызывает ощущение подавленности и осуждение самого себя.

Рационализация . Другой способ справиться с фрустацией и тревогой – исказить реальность. Рационализация имеет отношение к ложной аргументации, благодаря которой иррациональное поведение представляется таким образом, что выглядит вполне разумным. Наиболее часто употребляемым видом является рационализация по типу «зелен виноград», берущий название из басни « Лиса и виноград»

Реактивное образование . Этот механизм действует в два этапа: неприемлемый импульс подавляется; в сознании проявляется совсем противоположенный. Фрейд писал, что многие мужчины, высмеивающие гомосексуалистов, на самом деле защищаются от собственных гомосексуальных побуждений.

Регрессия . Для регрессии характерен возврат к ребяческим, детским моделям поведения. Это способ смягчения тревоги путем возврата к раннему периоду жизни, более безопасному и приятному.

Сублимация. Этот механизм защиты дает возможность человеку в целях адаптации изменить свои импульсы таким образом, что их можно было выражать посредством социально приемлемых мыслей и действий. Сублимация рассматривается как единственная конструктивная стратегия обуздания нежелательных инстинктов. Например, творчество вместо агрессии.

Отрицание . Отрицание включается, как защитный механизм, когда человек отказывается признать, что произошло неприятное событие. Например, ребенок, переживающий гибель любимой кошки, верит, что она до сих пор жива. Отрицание наиболее типично для маленьких детей и индивидуумов более старшего возраста со сниженным интеллектом.

Итак, мы рассмотрели механизмы защиты психики перед лицом внешней и внутренней угрозы. Из вышесказанного видно, что все они, кроме сублимации, в процессе использования искажают картины наших потребностей, в результате наше эго теряет энергию и гибкость. Фрейд говорил, что зерна серьезных психологических проблем падают на благоприятную почву только тогда, когда наши способы защиты приводят к искажению реальности.

Теория личности Фрейда послужила основой для психоаналитической терапии, успешно применяемой в настоящее время.

Гуманистическая психология

В 60-е годы XX века в американской психологии возникло новое направление, получившее название гуманистической психологии, или «третьей силы». Это направление не было попыткой ревизии или адаптации к новым условиям какой-либо из уже существующих школ. Напротив, гуманистическая психология намеревалась выйти за пределы дилеммы бихевиоризм-психоанализ, открыть новый взгляд на природу психики человека.

Основные принципы гуманистической психологии заключаются в следующем:

1) подчеркивание роли сознательного опыта;

2) убеждение в целостном характере природы человека;

3) акцент на свободе воли, спонтанности и творческой силе индивида;

4) изучение всех факторов и обстоятельств жизни человека.

Истоки гуманистической психологии

Как и любое другое теоретическое направление, гуманистическая психология имела определенные предпосылки в более ранних психологических концепциях.

Освальд Кюльпе в своих работах наглядно показал, что далеко не все содержание сознания может быть сведено к своим элементарным формам и объяснено в терминах «стимул-реакция». Другие психологи также настаивали на необходимости обращения к сфере сознания и учета целостного характера психики человека.

Корни гуманистической психологии можно проследить и в психоанализе. Адлер, Хорни, Эриксон и Олпорт в противовес позиции Фрейда настаивали на том, что человек - существо прежде всего сознательное и наделенное свободой воли. Эти «отступники» ортодоксального психоанализа видели сущность человека в его свободе, спонтанности и способности самому быть причиной своего поведения. Человека характеризуют не только события прошлых лет, но и его цели и надежды на будущее. Эти теоретики отмечали в личности человека прежде всего творческую способность человека самому формировать свое Я.

Природа гуманистической психологии

С точки зрения гуманистической психологии, бихевиоризм представляет собой узкий, искусственно созданный и предельно обедненный взгляд на природу человека. Акцент бихевиоризма на внешнем поведении, по их мнению, лишает образ человека подлинного смысла и глубины, ставя на одну доску с животным или машиной. Гуманистическая психология отвергала представление о человеке как о существе, чье поведение строится лишь на основе каких-либо причин и полностью определяется стимулами внешней среды . Мы - не лабораторные крысы и не роботы, человека нельзя полностью объективировать, просчитать и свести к совокупности элементарных актов типа «стимул-реакция».

Бихевиоризм не был единственным противником гуманистической психологии. Она также подвергала критике элементы жесткого детерминизма во фрейдовском психоанализе: преувеличение роли бессознательного и, соответственно, недостаточное внимание к сознательной сфере, а также преимущественный интерес к невротикам и психотикам, а не к людям с нормальной психикой.

Если прежде психологов больше всего интересовала проблема душевных расстройств, то гуманистическая психология направлена преимущественно на задачу исследования душевного здоровья, позитивных душевных качеств . Сосредоточив внимание лишь на темной стороне человеческой психики и оставив в стороне такие чувства, как радость, удовлетворение и тому подобные, психология игнорировала как раз те аспекты психики, которые во многом и составляют человеческое существо. Именно поэтому в ответ на явную ограниченность как бихевиоризма, так и психоанализа, гуманистическая психология с самого начала создавала себя как новый взгляд на природу человека, третью силу в психологии. Она как раз и призвана заняться изучением тех аспектов психики, которые прежде не замечали или игнорировали. Примером такого рода подхода являются работы Абрахама Маслоу и Карла Роджерса.

Самоактуализация

С точки зрения Маслоу, каждый человек обладает врожденным стремлением к самоактуализации . Самоактуализация (от лат. actualis - действительный, настоящий) - стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей . Часто используется в качестве мотивации для каких-либо свершений. Причем подобное активное стремление к раскрытию своих способностей и задатков, развитию личности и скрытого в человеке потенциала является, по Маслоу, наивысшей человеческой потребностью. Правда, для того, чтобы эта потребность проявилась, человек должен удовлетворить всю иерархию нижележащих потребностей. Прежде, чем начинает «работать» потребность каждого вышележащего уровня, потребности нижележащих уровней уже должны быть удовлетворены. Вся же иерархия потребностей выглядит следующим образом:

1) физиологические потребности - потребность в еде, питье, дыхании, сне и сексе;

2) потребность в безопасности - чувства стабильности, порядка, защищенности, отсутствие страха и тревоги;

3) потребность в любви и чувстве общности, принадлежности к определенной группе;

4) потребность в уважении со стороны окружающих и в самоуважении;

5) потребность в самоактуализации.

Большая часть работ Маслоу посвящена исследованию людей, достигших в жизни самоактуализации, тех, кто может считаться здоровыми в психологическом отношении. Как он обнаружил, таким людям присущи следующие характеристики: (самоактуализировавшиеся)

объективное восприятие реальности;

полное приятие своей собственной натуры;

увлеченность и преданность какому-либо делу;

простота и естественность поведения;

потребность в самостоятельности, независимости и возможности где-нибудь уединиться, побыть одному;

интенсивный мистический и религиозный опыт, наличие высших переживаний**;

доброжелательное и сочувственное отношение к людям;

нонконформизм (сопротивление внешним давлениям);

демократический тип личности;

творческий подход к жизни;

высокий уровень социального интереса (эта идея была позаимствована у Адлера).

К числу таких самоактуализированных людей Маслоу относил Авраама Линкольна, Томаса Джефферсона, Альберта Эйнштейна, Элеонору Рузвельт, Джейн Адамс, Уильяма Джеймса, Альберта Швейцера, Олдоса Хаксли и Баруха Спинозу.

Обычно это люди среднего возраста и старше; как правило, они не подвержены неврозам. По мнению Маслоу, такого рода люди составляют не более одного процента населения.

Правда позже Маслоу отказался от своей пирамиды, как и от теории потребностей. Из-за того, что не все соответствовали теории - для некоторых индивидов высшие потребности оказывались важнее, чем удовлетворение низших «по полной программе». Маслоу уходит от жестко-заданой иерархии потребностей и разделяет все мотивы на две группы: дефицитарные и бытийные. Первая группа направлена на восполнение дефицита, как например потребности в еде или во сне. Это неизбежные потребности, которые обеспечивают выживание человека. Вторая группа мотивов служит развитию, это бытийные мотивы ― активность, которая возникает не для удовлетворения потребностей, а связана с получением удовольствия, удовлетворения, с поиском более высокой цели и ее достижением.

Карл Роджерс . Концепция Роджерса так же, как и теория Маслоу, основывается на доминировании одного главного мотивирующего фактора. Правда, в отличие от Маслоу, строившего свои заключения на исследовании эмоционально уравновешенных, здоровых людей, Рождерс основывался преимущественно на опыте работы в психологическом консультационном кабинете в университетском городке.

Личностно-ориентированная терапия - подход в психотерапии, развивавшийся Карлом Роджерсом. Отличается прежде всего тем, что ответственность за происходящие перемены возлагается не на терапевта, а на самого клиента.

Само название метода достаточно четко отражает его взгляд на природу и задачи гуманистической психологии. Роджерс тем самым выражает взгляд, что человек, благодаря своему разуму, в состоянии самостоятельно менять характер своего поведения, заменяя нежелательные действия и поступки на более желательные. По его мнению, мы вовсе не обречены вечно находиться под властью бессознательного или собственных детских переживаний. Личность человека определяется настоящим, она формируется под влиянием наших сознательных оценок происходящего.

Самоактуализация

Главным мотивом деятельности человека является стремление к самоактуализации . Хотя это стремление носит врожденный характер, его развитию могут способствовать (или, напротив, препятствовать) детские переживания и научение. Роджерс подчеркивал значение взаимоотношений мать-дитя, поскольку это существенным образом влияет на рост самосознания ребенка. Если мать в достаточной мере удовлетворяет потребности ребенка в любви и ласке - Роджерс называл это позитивным вниманием, - то у ребенка значительно больше шансов вырасти здоровым в психологическом смысле. Если же мать ставит проявления любви в зависимость от хорошего или плохого поведения ребенка (в терминологии Роджерса условно позитивное внимание), то подобный подход скорее всего интериоризируется в психике ребенка, и последний будет чувствовать себя стоящим внимания и любви лишь в определенных ситуациях. В этом случае ребенок будет стараться избегать ситуаций и поступков, вызывающих неодобрение матери. В итоге же личность ребенка не получит полного развития. Он не сможет полностью проявить все аспекты своего Я, поскольку некоторые из них отвергаются матерью.

Таким образом, первым и непременным условием здорового развития личности является безусловное позитивное внимание к ребенку.Мать должна проявлять свою любовь к ребенку и полное его приятие вне зависимости от того или иного его поведения, особенно в раннем детском возрасте. Только в этом случае личность ребенка развивается полноценно, а не ставится в зависимость от тех или иных внешних условий. Таков единственный путь, позволяющий человеку в итоге достичь самоактуализации.

Самоактуализация представляет собой наивысший уровень психического здоровья личности. Концепция Роджерса в значительной мере похожа на понятие самоактуализации у Маслоу. Различия между этими двумя авторами касаются разного понимания психического здоровья личности. Для Роджерса психическое здоровье или полное раскрытие личности характеризуется следующими чертами:

открытость по отношению к опыту любого типа;

намерение жить полной жизнью в любой момент жизни;

способность прислушиваться больше к собственным инстинктам и интуиции, чем к рассудку и мнениям окружающих;

чувство свободы в мыслях и поступках;

высокий уровень творчества.

Роджерс подчеркивает, что невозможно достичь состояния самоактуализации. Это процесс, он длится во времени. Он всячески подчеркивает постоянный рост человека, что отражено уже в самом названии его самой известной книги «Становясь личностью».

Когнитивная психология


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26

gastroguru © 2017