Животворящее древо Креста Господня. Голгофа

Крест — древний символ. Он имел сакральное значение у некоторых языческих народов, но в римской цивилизации приобрёл иное назначение - стал орудием жестокой и позорной казни. Казнь Иисуса Христа навсегда определила его смысл - крест стал символом спасения, вечной жизни, искупительной жертвы Агнца. Сюжет распятия, важнейшего момента Страстей Христовых, лег в основу изображения Спасителя на Голгофском кресте, присутствующего в любом храме.

Изображение Голгофского креста без распятого Агнца - распространённый элемент церковной символики. Оно присутствует на облачении священнослужителей, в убранстве храма. Это изображение включает в себя православный восьмиконечный (трёхсоставный) крест, стоящий на трёх ступенях или полусфере (символ Голгофской горы и духовного восхождения). В основании горы помещается череп прародителя Адама, чей первородный грех был искуплен кровью Христа. Часто возле креста изображаются также копьё, которым сотник Лонгин пронзил подреберье Спасителя, и трость с губкой, смоченной уксусом - атрибуты Страстей Христовых. Восьмиконечная форма креста также имеет скрытый смысл. Верхняя короткая перекладина представляет собой дощечку с надписью, начертанной Понтием Пилатом: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». К длинной горизонтальной перекладине были прибиты руки Спасителя, нижняя же служила подножием. Она изображается наклонной, левый конец приподнят вверх, так как справа от Христа (слева от наблюдателя) помещался благоразумный разбойник, покаявшийся перед смертью.

Данный Голгофский крест был создан иконописцами мастерской для храма святых апостолов Петра и Павла в г. Химки, Московская Область. Он предельно лаконичен, совершенно лишен деталей. Ничто не отвлекает внимания молящегося от скорбной фигуры Христа, чьи ступни и раскинутые руки пригвождены к кресту. Кровавые следы видны на ладонях и ступнях Спасителя, а также под ребром справа, куда вонзил копьё сотник Лонгин. Худое, иссушенное мучениями тело Иисуса обнажено, бёдра опоясаны белым полотном. Довершает этот образ вершины Страстей Христовых бессильно поникшая голова Спасителя с закрытыми глазами, увенчанная золотым крестчатым нимбом. Крест на Его нимбе - аллегория крестных мук, буквы на нём образуют греческое слово «Сущий». Над головой Христа, согласно канону, помещена доска с надписью IN ЦI (Иисус Назорей, Царь Иудейский).

Как изготовлена икона?

Икона создана в рамках иконописного канона, по древней технологиияичной темперы, заключающейся в использовании только натуральных красок, полученных из растертых вручную камней (лазурит, малахит, диоптаз и другие), смешанных с яичным желтком и сухим вином.

Строгое соблюдение древней технологии служит гарантией долговечности произведения иконописного искусства.

Более подробную информацию Вы можете получить в разделе Технологии написания икон .

Дополнительное убранство иконы

  • Золочение нимба и/или фона.
  • Орнамент ручной работы по золоту на полях и нимбе. Украшение ювелирно изготовленными изделиями и полудрагоценными камнями. Примеры декоративного оформления иконы Вы можете посмотреть в разделе Подарочные иконы с декоративным убранством .
  • Киот защищает икону от внешних воздействий и может быть украшен резьбой, а также мельхиоровой или латунной басмой (ювелирно выполненной чеканкой). Более подробную информацию Вы можете получить в разделе Киоты .

Как лучше воплотить духовный замысел иконы?

Чтобы лучше воплотить Ваши пожелания и духовный замысел иконы, рекомендуем Вам приехать в мастерскую и посетить производственные помещения, где Вы посмотрите на образцы икон «вживую», подержите их в руках и познакомитесь непосредственно с мастером, благословленным на написание иконы для Вас.

Как трудятся иконописцы нашей мастерской?

Иконописцы мастерской трудятся с молитвой и постом по благословению настоятеля храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке Его Высокопреосвященства Владыки Илариона, председателя Отдела Внешних Церковных Связей Московского Патриархата.

Если нет времени на написание иконы

Крест Голгофский — cамый символичный крест

Крест Голгофский - это церковное ювелирное изделие, самое символичное, в буквальном значении этого слова. Нательный крест - это, вообще, символ христианской веры. являются отличительными знаками приверженцев христовой веры. Кресты за два тысячелетия истории христианской веры обрели множество канонических форм, видоизменяясь от самых простых до самых причудливых. На кресты наносят изображения Господа, христианских святых, библейских сюжетов. Но иногда обходятся и без иконописных образов, заменяя их стилизованными изображениями, или вовсе, заменяют символикой.

Голгофский крест - это нательный крест простой четырехконечной формы, массивный и лаконичный. На лицевой стороне креста - схематичное изображение восьмиконечного креста — Распятия, стоящего на горе Голгофе. Голгофа - это холм или небольшая скала возле города Иерусалима, на которой был казнен Иисус Христос.В переводе с иврита «голгофа» означает «лобное место». Для христиан Голгофа, как и Гроб Господень, - величайшая святыня.

Голгофа - это место, где пролилась христова кровь, искупив человечество, где человечеству открылся путь к Царствию Небесному. Голгофа на крестике символически изображена в виде трех ступеней, и подписана монограммой «МЛРБ», то означает «Место лобное рай бысть». Три ступени символизируют ступени духовного возрождения.

  • Под верхней ступенью изображение черепа, который подписан буквами «Г» и «>А» — «голова Адама». Череп Адама, омываемый кровью распятого Иисуса, символизирует грехи человечества, которые были, искуплены Сыном Божьим ценой его жизни.
  • Тела Иисуса на схематичном изображении нет, оно обозначено монограммами «Ис Хс» — Иисус Христос.
  • Над восьмиконечным крестом - надпись «Царь Славы», означающая, что Иисус своей жизнью и смертью стяжал всю земную славу.
  • По бокам от креста, также символически, изображены орудия пыток и убийства Христа — трость с губкой и копье, обозначенные буквами «К» и «Т», и подпись «Ника», что означает «победил». С этим словом Иисус воскрес.
  • В верхней части креста есть еще сокращенная надпись «Сын Божий», что говорит о божественной природе Спасителя.

Крест Голгофский , как мы уже сказали, имеет схематичное изображение Распятия в виде восьмиконечного креста. Восьмиконечный крест наиболее характерен для православной традиции. Согласно евангельскому описанию, к вертикальному древу - столбу были прибиты три перекладины - табличка с именем приговоренного к казни, перекладина, к которой были прибиты руки Христа, и подножие, куда упирались его ноги. Склоненное подножие тоже имеет символическое толкование. Оно - мерило греха казненных. Иисуса казнили вместе с двумя преступниками. Один из них раскаялся и просил прощения у Бога, и подножие с его стороны поднялось вверх, указывая путь в Царствие небесное. Второй, находящийся по другую сторону от Христа, в смертный час не признал своей вины, грехов и проклинал Господа. Подножие указало ему путь вниз, в ад.

Сам нательный крест Голгофский имеет простую четырехконечную форму. Крест христианскими богословами толкуется как идеальная модель мира. Вертикаль указывает направление от земли к небу, горизонталь — символ всего земного. В целом же, четыре конца креста, соединенные в точке пересечения балок - это широта, долгота, глубина и высота, скрепленные Божественной силой. Верхняя часть креста символизирует божественную область, а все, что ниже горизонтальной балки - это земное царство.

Крест Голгофский украшен растительным орнаментом. Это тоже не случайно. Растительный орнамент символизирует земное и небесное царствия. На земле растения являются символами духовного возрождения, обновления, а также Деву Марию. В Небесном Царствии - это райские кущи и Христос. Растительный орнамент, увивающий православный нательный крест по бокам и с оборотной стороны креста, - это весь мир, стремящийся к центру креста - к Богу.

На обратной стороне креста - молитва, восхваляющая крест. Весь идейно-художественный замысел Голгофского креста в том, чтобы прославлять Крест Животворящий. Хранителем Вселенной, церкви красотой, державою царей, утверждением верных, славой ангелов и демонов язвой величает крест эта молитва.

Серебряные крестики от компании «Тверь-Ювелир»:


от 700 руб.

от 950 руб.

от 1 910 руб.

Другие православные изделия:

    Крестики:
    Кольца:
    Иконки:
    Пасхальные яйца (подвески на цепочку):

Голгофский Крест: фото, значение надписей

Голгофский Крест. Фото. Значение надписей на нём. Основные элементы Креста. Трость, копьё и череп. Частица Божьей Благодати.

В православном вероисповедании символ креста несет в себя глубочайший иделогическо-духовный смысл. Крест символизирует великое ректификационное самопожертвование, которое совершил Иисус во имя человечества и даровал им право на вечную жизнь, которым они были обделены в следствии первобытного греховного действия, которое совершили первые люди Адам и Ева. Крест имеет довольно много изображений, и любое из них несет в себе уникальный духовный смысл. Одним из видов начертания креста, считается Голгофский Крест, речь о котором и пойдет в нашей статье.


Крест – картина великого события

Контуры креста известны всем людям, которые тем или иным образом сталкивался с христианскими символами, знак креста зачастую наносят на одеяния священников, на вещи храмовой посуды, а еще в символах, которые используются для освещения домов и автомобилей.


Голгофский Крест символизирует собой имитированное изображение случая, который случился две тысячи лет назад в Палестинском государстве, и который в корне изменил всю историю мира .


В такой вид Креста включает в себя: очертание Креста - на котором распяли Мессия, Господнего Сына, и горной возвышенности Голгофы, на самом пике которой и случилось эта казнь, и очертание Адамовой главы, находящейся в пещерах этой горы, обычно расположенной в низу Креста. Помимо этого, тут изображают текст, который несет в себе объяснительный, и определенный философский смысл.


Сияние в римском небе

Главным элементом изображения считается именно Крест. Согласно, историческим фактам, очертание креста в качестве магического знака и ко всему прочему как символ бога существовало ещё у верующих древнейших религий. Только во времена Римской империи крест стал символом унизительной и жестокой смерти, к которой чаще всего приговаривались рабы и жестокие злоумышленники. Очертание креста стали появляться на катакомбах, в которых во втором и третьим столетии первые православные верующие проводили подпольные службы. Такие изображения креста изображались ввиде оливковой ветви, кнута и сокращённого варианта имени Всевышнего. В традиционном, «очевидном виде», Крест стали изображать в начале четвертого столетия, именно в это время православие в Римской империи признали как официальное вероисповедание. Как говорится в Священном Писании, правителю Константину во сне пришел Иисус Христос и сказал нанести очертание Креста на флаг, под которым его армия готовилась выйти против врага. На восходе солнца в Римском небе возникло видение в виде креста, разогнав императорские колебания. Выполнив приказ Спасителя, Константин в скором времени выиграл бой.


Три памятных креста

Знаменитый римский ученый Евсевий Памфил описывал этот флаг с начертанием Креста в образе пике с пересекающими брусьями и написанной вверху аббревиатуры имени нашего Спасителя. Безусловно, то что Голгофский Крест, которому посвящена данная статья, является итогом нескольких модификаций знака, нанесенного на королевский флаг римского правителя. После выигранной битвы императором Константином, и во имя признательности Всевышнему Константин отдал приказ поставить три скульптуры Креста и подписать их «Иисусе Христос триумфатор». На греческом языке этот текст звучит так: IC.XP.NIKA. Этим же текстом, однако лишь на русском языке, подписаны все христианские Голгофские Кресты. В середине трехсотых годов произошло судьбоносный случай: Согласно Миланского приказа,созданного по велению императора Константина, в Римском государстве была провозглашена религиозная свобода. Православие спустя более трёх столетий нахождения в подполье, наконец было признано государственным вероисповеданием, наконец, и христианской атрибутики доровали сильнейший толчок для последующего усовершенствования.


Основные элементы Креста

Не взирая на то что у основного христианского знака существует разнообразные изображения, православный Голгофский Крест обычно изображается трёхсоставным, то есть восьмиконечным. Такой Крест имеет вид комбинирование вертикального бруса и огромной доски, которая располагается, обычно, на отметке, которая составляет чуть болен две трети от высоты креста. Именно так, изображается орудие страданий, на котором был казнен Всевышний. Вверху длинного горизонтального бруса расположена параллельно ей короткая перекладина, которая символизирует доску, которую прибили к орудию казни перед самым началом. На этой доске были начертанный текст, созданным самим Понтием Пилатом: «Иисус Назорей, Правитель Иудеи». Такой же текст, но уже в славянском языке, имеют абсолютно все христианские Голгофские Кресты.


Символическое мерило греховности

В низу вертикального бруса располагается короткая кривая дощечка, обозначающая условный пьедестал, прибитый уже после того как Всевышнего приколотили к Кресту. Голгофский Крест, как и в целом все христианские кресты, рисуются с брусом, у которого правая сторона немного выше левой. Этот обычай берет корни из текста в Священном писании, рассказывающий о том, что по бокам от Всевышнего были казнены два преступника, и тот, кто находился в правой стороне, раскаялся, отыскал право на вечную жизнь, а другой, находящийся в левой стороны, ругал Всевышнего и нашел себе на вечные страдания. Таким способом, кривой брус означает символическое мерило людских грехов.


Символ Лобного места


Изображение Голгофского Креста обычно изображается на подножье которое подразумевает горную возвышенность Голгофу, имя этой горы в древнееврейском языке означает «череп». Именно это стало причиной для иного имени, встречаемого в славянских и русских вариантах Священного Писания, как «Лобное место». Примечательно, что в древности это место использовали для исполнения наказаний жесточайших злоумышленников. Существуют упоминания, согласно которых серая известняковая шорная возвышенность на самом деле имела вид черепа. Обычно, Голгофа имеет два вида изображения: Чаще всего это полушарие или же многогранник с ровными или ступенчатыми сторонами. В последнем варианте такие выступы имеют название «ступеньки божественного восшествия », и определенной ступени есть свое специальное имя: Самая нижняя носит имя Веры, средняя – Любови, а последняя – Милосердие. С двух боков Голгофы, наносят изображение Голгофского Креста, пишут две заглавные буквы - «ГГ», это обозначает «Гору Голгофу». Написание таких букв считается необходимым элементом.


Трость, копьё и череп


Помимо всего вышесказанного, Голгофский Крест, означает прежде всего, олицетворение самопожертвование и избавление от грехов людей путем мучений Иисуса, обычно, изображают с символикой карателей, отмеченных в Библии. Такими атрибутами является жезл, на одной стороне которого находилась тряпка смоченная в уксусе, и пика, которая проткнула телеса Иисуса. Как правило они отмечаются двумя буквами - «Т» и «К». Одно из главных мест в изображении принадлежит черепу, который изображают в недрах Голгофы. Эта глава означает голову отца всего человечества - Адама, о чем указывают написанные подле неё буквы «Г» и «А». Считается, что священная кровь Иисуса, которая протекла в недра горы, смыла с нее первородный грех. Что касается того как глава Адама, появилась в пещерах Гольгофы, имеется пару вариантов. Согласно первому- считается, что труп Адама принесли сюда святые духи, по второй версии, Адама похоронил в недрах это горы наследник Сиф, а согласно более известному свидетельству, труп Адама оказался здесь вследствии Всемирного потопа.


Прочие надписи

В христианской религии существуют и другие церковные надписи, которые изображаются возле Голгофского Креста. Объяснение таких начертаний (написанных обычно на славянском языке) в полном объеме поясняется библейской историей о мучениях Иисуса Христа. В верху креста принято писать «Господний Отрок». В других вариантах эта надпись может звучать так «Правитель Хвалы». Длинная горизонтальная перекладина подписывается как «IC XP» – что означает «Иисус Христос», а снизу, помещается надпись, «НИКА» – означающая «Победу». Место где был распят Иисус и результат этого действия подписываются буквами «МЛ» – «Место лобное», и «РБ» – «Рай будет».


Частица Божьей Благодати


Наглядное изображения места казни Иисуса, которыми является Голгофский Крест, исподний, нагрудный и антиминс и которые стали самыми популярными и почитаемыми атрибутами православной религии. В наше время такое изображение считается не лишь символом монашеской жизни, а и реликвией, заботливо сохраняемой праведными верующими. Практически все люди, а в некоторых случаях и те, которые не относят себя к числу верующих, соблюдают, так или иначе христианские обычаи и одевают на шею атрибуты православия, в большинстве случаев представленной Голгофским Крестом. И не важно из какого материала он сделан: Серебра, золота или же других веществ. Благословенный в храме Иисуса, такой крест завсегда обладает частицей Господней Милости, которая так нужна в жизни всякого верующего.


Согласно христианского религии Крест символизирует искупление смертью Спасителя все греховные деяния всего человечества. Однако распятие отличается от иных способов лишение жизни, в том, что даровало способность Спасителю принять смерть с раскрытыми объятьями, символизирующие «все уголки земли».


Именно это и положило традицию в православной вере показывать Иисуса Христа в образе Ожившего носителя Креста, который держит и призывает под свою защиту весь земной мир и несет на Себе новозаветный символ алтаря Крест.


Дело спасения человечества Господом нашим Иисусом Христом началось именно на Голгофе, где пролилась Его Кровь во искупление человеческих грехов.

После неправедного суда и бичевания Спасителя мiра повели на гору Голгофу, находившуюся вне стен Иерусалима. Называлось это место Лобным, как полагают одни, потому что имело вид человеческой головы. Другое предание гласит, что на Голгофе была могила единственного человека, жившего в раю, — Адама (именно поэтому на православных распятиях под изображением Креста Господня можно видеть череп Адама).

Распятие на кресте (crucifixion) было мучительнейшей и позорнейшей казнью, которую римляне позаимствовали у персов. Мучительна она была потому, что пригвожденный ко кресту и находившийся в этом положении человек испытывал тяжелейшие физические страдания, любое движение причиняло нестерпимую боль, насекомые тучами садились на кровоточащие раны, кровь постепенно истекала из тела, и смерть наступала нескоро. Чтобы ее ускорить, распятым перебивали голени, и они, не имея возможности опираться ногами на перекладину, умирали от удушья. Позорна эта казнь была потому, что распятый обнаженным висел перед толпой равнодушного народа. Обнажение наготы считалось у иудеев величайшим позором. А смерть на древе считалась проклятием (“проклят пред Богом всякий повешенный на древе” Вт. 21:23). И именно эту тяжелейшую и позорнейшую смерть принял Сын Божий, чтобы уничтожить Своей смертью первородный грех и открыть человечеству возможность вечного спасения.

В первые века Христианства крест не изображался ни на предметах, ни на священных изображениях в первохристианских храмах. Тем не менее, были широко распространены символические изображения рыб, хлебов, корабля, Евхаристии, пастыря, несущего на своих плечах заблудшую овцу. Этому есть свое объяснение. Первохристианские общины жили в окружении язычников, для которых крест был позорным символом казни. Поэтому, чтобы не смущать неофитов, первохристиане избегали изображать крест, хотя и почитали его.

«Сим победишь»

Особенное прославление Креста Господня связано с именем святого равноапостольного императора Константина Великого (274-337 гг.) и происшедшими в его царствование многими знаменательными событиями. Родившийся от Констанция Хлора и Елены, Константин занял престол, будучи провозглашенным солдатами Британии (Англии), входившей тогда в состав Римской империи, императором.

В начале IV столетия римской империей правили несколько кесарей. Максентий правил Италией и Римом, а Константин — Галлией (Францией), Британией и Испанией. Римляне в то время были язычниками, и римские императоры жестоко гнали христиан. Но, несмотря на притеснения, число христиан в римской империи все более умножалось. Константин, хотя и был язычником, тем не менее, уважал христиан за благочестивую жизнь и, по примеру своего отца Констанция, был к ним добр и справедлив.

В 312 году Максентий объявил войну Константину. Силы Константина были несравненно слабее Максентия, и он чувствовал, что один не может одолеть неприятеля. “Поэтому,- говорит писатель того времени Евсевий,- Константин стал думать, какого Бога призвать себе на помощь. И пришло ему на мысль, что немалое число прежних державных лиц, возложив надежду свою на многих богов, обманывались в своих ожиданиях и претерпевали поражение, и что, напротив, отец его, во всю свою жизнь почитавший Единого Всевышнего Бога, имел знамения Его покровительства. Константин начал призывать Его, просить и умолять, чтобы Он явился, вразумил его и в предстоящем деле простер ему Свою десницу. Усердно вознося свои молитвы и приношения, получил он удивительнейшее, посланное от Бога знамение.

“Идя против Максентия, который заключился в Риме, в часы дня, когда солнце начало уже склоняться к западу, — говорил сам царь, — я собственными очами видел составившееся из света и лежавшее на солнце знамение креста с надписью: “Hoc vince” (т.е. “сим победишь”).

Это видение объяло ужасом как его самого, так и все войско, которое, само не зная куда, следовало за ним. И продолжало созерцать явившееся чудо. Константин недоумевал, что бы значило такое явление? В следующую ночь во сне явился ему Христос, Сын Божий, с виденным в небе знамением, и повелел по подобию его устроить воинское знамя и употреблять его для защиты от нападения врагов. Едва только показался дневной свет, Константин рассказал приближенным свою тайну и потом. Призвав людей, умевших обращаться с золотом и драгоценными камнями, и описав им образ знамения, приказал по подобию его сделать такое же из золота и драгоценных камней. Это знамя случалось видеть и нам своими глазами. Оно имело следующий вид: на длинном, покрытом золотом, копье был вверху поперечник, образовавший с копьем образ креста. На самой вершине копья неподвижно лежал венок из драгоценных камней и золота, а на венке знак Спасительного наименования: две первые буквы показывали имя Христа, из середины которых выходила буква р. Эти буквы впоследствии царь имел обыкновение носить и на шлеме своем. На поперечине копья висел тонкий белый плат — царская ткань, покрытая различными драгоценными камнями, блиставшая лучами света. Вышитый золотом, этот плат казался зрителям невыразимо красивым и, вися на поперечнике, имел одинаковую широту и долготу. На прямом копье, которого нижний конец был весьма длинен, над знаком креста, при самой верхней части ткани висело сделанное из золота грудное изображение Боголюбезного царя и его детей.

Этим-то спасительным знамением, как оборонительным оружием, всегда пользовался царь для одоления противной и враждебной силы и повелел во всех войсках носить подобные знамена. Пораженный дивным видением и решившись не чтить никакого другого Бога, кроме виденного, Константин призвал к себе таинников Его слова и спросил их, кто тот Бог и какой смысл знамения, которое он видел. Они отвечали ему, что Бог, явившийся ему, есть единородный Сын Единого и единственного Бога. А явившееся знамение есть знамение бессмертия и торжественный знак победы над смертью, которую одержал Он в дни Своей земной жизни…

Призвав Бога всяческих и призвав, как Спасителя и Помощника, Христа Его, также поставив пред своими латниками и телохранителями победную хоругвь со спасительным знамением, Константин выступил против Максентия, укрепившегося в Риме. Силою Божиею Константин низложил неприятеля, который, спасаясь бегством, был низринут с Нитвианского моста в Тибр, в пятнадцати верстах от Рима, и утонул. Победитель с торжеством вступил в царствующий город, где все встречали Константина с веселыми лицами и сердцами, с благословениями и невыразимою радостью. Но, обладая врожденным благочестием, он нисколько не тщеславился народными восклицаниями и не возгордился похвалами, но, сознавая помощь Божию, тотчас же вознес благодарственную молитву к Виновнику победы. Всенародными памятниками и подписями он поведал всем силу спасительного Христова знамения. Среди царственного города он воздвиг эту священную хоругвь и начертал определенно и неизгладимо, что сие спасительное знамя есть хранитель римской империи и всего царства. Когда же на самом людном месте Рима поставили ему статую, он немедленно приказал то высокое копье в виде креста утвердить в руке своего изображения и начертать на латинском языке следующую надпись: “Сим спасительным знамением, истинным свидетельством мужества, я спас и освободил город наш от ига мучителя и возвратил римскому сенату и народу свободу, прежний блеск и знаменитость”. Впоследствии Константин и воины его неоднократно испытали силу и помощь креста По сказанию Евсевия, “где знамя креста показывалось, там враги обращались в бегство, а победители преследовали их”.

Когда царь узнал об этом, то спасительное знамя как действительнейшее средство победы, повелел переносить туда, где видел какой-либо свой полк ослабевшим При этом знамении победа тотчас восстановлялась, потому что сражавшихся при нем укрепляла бодрость и сила, посылаемые свыше. Посему тем из своих щитоносцев, которые отличались крепостью тела, силою души и благочестивым нравом, Константин повелел состоять единственно при служении этому знамени. Таких мужей числом было не более пятидесяти; они не имели другой обязанности, как стоять вокруг знамени, либо следовать за ним в виде стражи; обыкновенно каждый из них попеременно нес его на своих плечах. Писателю настоящей истории, Евсевию, рассказал об этом сам царь и к своему рассказу присоединил следующее: “Однажды, в самом жару сражения произошел в войске шум и распространилось смятение. В это время несший знамя сильно страдал от робости и потому передал свою ношу другому, чтобы бежать с поля битвы. Когда же один принял знамя, а другой удалился и находился уже вдали, пущенная стрела пронзила ему чрево и лишила его жизни. Принимая наказание за боязливость неверия, он упал и умер. Напротив, для того, кто взял спасительную хоругвь, она сделалась охранительницей его жизни, так что, сколько ни пускали в него стрел, он остался невредим”.

Таким образом, крест, считавшийся самым позорным орудием казни, сделался знамением торжества и победы христианства над язычеством. С тех пор Константин запретил наказывать крестной казнью; знамена и оружие украсил изображением на них креста; устроил палатку вне лагеря, где поставил крест, и там часто уединялся, чтобы возносить молитвы Богу.считавшийся Вскоре после этого Константин крестился, разрушил все языческие храмы и объявил христианскую веру господствующей во всей римской империи.

Обретение Честного Креста святою Еленою

Царь Константин, в благодарность за одержание им победы и чудные явления благодати Божией, пожелал построить храм в Иерусалиме на том месте где был распят Господь, чтобы сделать это место предметом всеобщего благоговения. В этом предприятии много содействовала ему мать его св. Елена. В 326 году она приехала в Иерусалим, чтобы поклониться святым местам и отыскать Крест, на котором Спаситель принес Себя в жертву за грехи мира. Предполагали найти Крест на Голгофе, потому что у иудеев было обыкновение зарывать орудие казни на том месте, где совершена была казнь. Но где была Голгофа?

В 119 году, по повелению Адриана, пещера, куда христиане собирались на поклонение святому Кресту, завалена была землею, замощена камнем, и здесь воздвигнуто было идольское капище. Св. Елена, с патриархом Иерусалимским Макарием, долго отыскивала Крест Господень. Наконец, указали ей на одного престарелого иудея, именем Иуду, который знал место нахождения Креста, но он стал отговариваться незнанием. Тогда его посадили в глубокий ров и стали томить голодом. Пробыв там без пищи шесть дней, он, наконец, вынужден был показать искомое святое место, о коем слышал в младенчестве от своего деда. Находящееся здесь идольское капище было разрушено, и, когда место это расчистили, открыта была пещера, где был гроб Господень, и тут же найдены три креста, и отдельно от них доска с надписью еврейской, греческой и римской, о которой свидетельствовал евангелист Иоанн: ИИСУС НАЗАРЯНИН, ЦАРЬ ИУДЕЙСКИЙ.

Но как было отличить крест Господень от других крестов, когда все три креста лежали вместе и надпись находилась отдельно от них? Тогда Бог чудом указал на тот Крест, на котором распят был Спаситель. Вот что предание повествует об этом. В то время, когда святая Елена и Макарий недоумевали, который именно Крест Господень, мимо проносили тело умершего. Святая Елена велела остановить шествие и положить по очереди кресты на тело умершего; и когда положен был Крест Господень, мертвый ожил.

Положен был также Крест на больную женщину, и она тотчас же исцелилась. Святая Елена, патриарх и все присутствующие при этом чуде с радость и благоговением поклонились и целовали животворящий Крест; но стечение народа было так велико, что не позволяло каждому подойти к Нему, и многие желали, по крайней мере, видеть Его. Тогда патриарх Макарий взошел на возвышенное место и оттуда показывал святой Крест, поднимая Его. Народ с благоговением молился и взывал: “Господи, помилуй”. И многие язычники при этом уверовали во Христа и крестились.

Таким образом день обретения креста сделался началом ежегодного праздника ВОЗДВИЖЕНИЯ. На самом том месте, где был найден святой Крест, воздвигнут был храм во имя Воскресения Господа нашего Иисуса Христа.

Событие обретения Креста Господня случилось 3 мая 326 года. Первоначальное празднование его совершилось во второй день святой Пасхи. Когда же Константин Великий, в благодарность Богу за дарованную ему победу над Максентием, выстроил храм Воскресения Христова в Иерусалиме, тогда празднование Кресту перенесено было на 14 сентября, так как освящение новоустроенного христианского храма на месте страдания и смерти Спасителя мира происходило 13 сентября.

Возвращение Креста Господня из Персии

Почти 300 лет святой Крест Христов находился в Иерусалимском храме Воскресения, оставаясь предметом особенного почитания всех христиан. Но в 612 году над Иерусалимом, по неисповедимым судьбам Божиим, разразилось страшное бедствие.

По воцарении греческого (византийского) императора Фоки, в 603 году, Хозрой II, царь персидский, вскоре объявил ему войну, продолжавшуюся много лет. Ираклий I, низложивший Фоку, продолжал войну с персами, которые в 614 году перешли Иордан и осадили Иерусалим, принадлежавший в то время Византийской империи. После кровопролитной битвы они овладели им, сожгли храм Воскресения Господня, умертвили многих священников, монашествующих и множество христиан, похитили все, что было в храме Воскресения ценного, и, между прочим, Крест Господень.

Четырнадцать лет персы владели святым Крестом. Наконец, в конце 628 года, Сароэс, сын Хозроя, побежденный Ираклием, принужден был возвратить Крест.

Ираклий сам, с патриархом, клиром и с множеством народа, встретил в Константинополе Крест Господень и потом сопровождал Его до Иерусалима, чтобы еще там принести благодарение Богу за возвращение святого Креста и за дарованную ему победу. Дошедши до горы Елеонской, Ираклий взял Крест на плечи, чтобы нести Его на лобное место. Но патриарх, сопровождавший царя, заметил ему, что Сын Божий нес Крест на Голгофу не в царском величии, но в смиренном образе раба. Тронутый внушением святителя, царь сложил с себя царскую одежду, надел убогую и с открытой головой и босыми ногами внес в храм Воскресения святой Крест и положил Его на то место, откуда Он был похищен персами.

Христиане с радостью взирали на торжество возвращения Креста Господня. В храме Иерусалимском, в подражание древнему Воздвижению, Честный Крест снова был воздвигаем руками патриарха, и народ опять в умилении восклицал: “Господи помилуй”.

Дальнейшая история Честного Креста

Когда Палестина была завоевана турками, тогда для освобождения Святой земли западные христиане снарядили большое войско — крестоносцев, которое подступив к Иерусалиму в 1099 году, взяло его у турков (11 июля). Иерусалимские христиане встретили своих освободителей — крестоносцев со Святым Крестом, взгляд на который восхитил крестоносцев, потому что они видели на Кресте как бы Самого распятого Господа Иисуса Христа. Радость христиан так была велика, что Святой Крест торжественно носили по улицам Иерусалима, Его лобызали, обнимали, обливали слезами радости, пока вновь не поставили в храме Воскресения Господня.

После этого турки несколько раз намеревались отнять у крестоносцев — христиан Иерусалим, но Крест Господень, носимый в рядах войска, ограждал и воодушевлял крестоносцев против турок, подавая победу за победой. Так Болдуин I, царь Иерусалимский, неудачи на войне всегда приписывал отсутствию Креста Господня в рядах войск. При Болдуине III, во время войны, турки зажгли тернии на полях, через которые необходимо было пройти крестоносцам, гибель их была неминуема, так как с одной стороны враги поражали христиан тучами стрел, а с другой — едкий дым не давал дышать защитникам Креста Господня. Тогда, в трудные минуты опасности, назаретский епископ, помолившись, воздвиг честный Крест Христов, — и ветер, переменив направление, погнал весь дым в сторону врагов.

Во время третьего крестового похода (1171-1188) против Саладина Крест Христов также находился в рядах войск. Будучи поставлен на возвышении, при битве тивериадской Он воодушевлял благочестивых воинов так, что сам Саладин отзывался о их храбрости и мужестве с нескрываемой досадой. Но когда во время этой битвы был убит птолемаидский епископ, державший Крест Господень, последний попал в руки врагов. Отчаянный крик раздался в рядах христианских воинов и, несмотря на все усилия христиан отнять у врагов Святой Крест, Он остался, по неисповедимым судьбам Божиим, в руках неверных турок. Тогда воины, кидая свое оружие, не думая более о спасении своей жизни, сами бросались на мечи и копья врагов. Поле сражения представляло зрелище отчаяния, скорби и страшного горя… Христиане, потеряв Животворящий Крест Господень, более уже не боялись потерять свободу и жизнь.

После битвы Крест Господень был отнесен врагами в Багдад, где находился более тридцати лет, так как Саладин и его приемники ни за какие сокровища в мире не хотели возвратить Его христианам.

Только в 1221 году, после удачной войны, христианам был возвращен Святой Крест. С сего времени начали отделять и отдавать большие части Креста Господня, как благословение, некоторым крупным городам

© Виктор Васильев

Наш крест вопроизводит широко бытующий в старообрядческой Церкви тип нательного креста, возникший на Руси в XVII веке.

Его характерными признаками являются простая четырехконечная форма с прямыми балками, где вертикальная балка длинней горизонтальной, и неподвижное округлое оглавие с двухярусной пирамидкой.

Центральным и главным элементом композиции лицевой стороны является восьмиконечный крест - образ Честного и Животворящего Креста Господня, установленного на горе Голгофе. Внутри горы изображен череп, обозначающий главу Адама, т.к. по преданию останки Адама были захоронены в этом месте. Кроме того, таким образом отмечается связь Христа и Адама. Отцы Церкви называют Христа Новым Адамом, искупившим первородный грех и открывшим человеку путь к жизни вечной. По бокам Голгофского Креста изображены орудия страстей - копие и трость с губкой. Им наряду с Крестом оказывается поклонение, поэтому копие и трость неизменно присутствуют на всех нательных старообрядческих крестах, составляя единую ком­позицию с восьми­конечным крестом и Голгофой. По мнению, бытующему в старообрядческой среде, образ Спасителя нельзя изображать на нательных крестах, т.к. крест не дозволяется снимать никогда, а в то же время человеку приходится бывать в таких местах, куда образ Спасителя вносить непристойно.

На свободном поле креста имеются традиционные надписи, носящие вероучительный и прославляющий характер. В верхней части креста - Црь слвы (Царь Славы), надпись, появившаяся на византийских крестах не позднее XII в. (ΒΑΣΙΛΥΣ ΤΗΕ ΔΟΞΗΣ), антоним ироничной Пилатовой надписи, говорящая о Вознесении Господа во Славе. На краях горизонтальной балки – I&С Х&С (Исус* Христос), утверждающая обетованное Ветхим Заветом мессианство Спасителя. Вдоль горизонтальной балки – НИКА (Победитель), напоминающая о победе Христа над адом и смертью.

Надпись I&С Х&С НИКА была впервые написана на крестах, изготовленных по приказу императора Константина сразу после обретения Честного и Животворящего Креста Господня царицей Еленой.

Стоит отдельно остановиться на значении восьмиконечного креста, о котором в истории послереформенной Церкви было столько споров, и который сегодня не только особо почитаем у старообрядцев, но и является символом всей Русской Православной Церкви.

Восьмиконечный крест как изображение орудия казни Спасителя встречается в церковном искусстве с IX в. А к XVI в. на Руси образ Голгофского Креста стал преимущественно восьмиконечным. Такая графическая форма, сложившаяся на протяжении веков, является наилучшим духовным образом истинного креста Господня - символом Жертвы и Победы Спасителя. Восьмиконечная форма в свою очередь состоит из трех частей - непосредственно четырехконечного креста и двух дополнительных горизонтальных перекладин вверху и внизу.

Четырехконечный крест графически повторяет фигуру распятого Спасителя, «Который сотворил и содержит все горнее и дольнее, Который соединил горнее с земным, свыше нисшел на землю, и потом с земли вознесся на небо; в Себе Самом все соединил и к Себе призвал все концы земли».

Верхняя перекладина обозначает Пилатову титлу, упомянутую во всех четырех Евангелиях. Но сама Пилатова надпись мнимой вины Спасителя «Исус Назарянин – Царь Иудейский» до XVI в. на крестах не употреблялась, т.к. ее ложное содержание и глумливый характер были не совместимы с поклонением Кресту. Вместо нее писалась истинная титла Спасителя «Исус Христос Царь Славы», а чаще просто сокращенное имя Господа I&С Х&С. Ведь титлами (titulus - лат.) в римской традиции называли «платы, означавшие царскую власть с изображением императоров или написанием их имени».

На русских крестах Пилатова надпись на титле в виде славянской аббревиатуры I.Н.Ц.I. появляется с XVII в. и обычно присутствует только совместно с фигурой распятого Христа. Впрочем, на самих восьмиконечных крестах без Распятия надписи не изображаются, а пишутся рядом.

Таким образом, верхняя перекладина, венчая крест, обозначает истинное достоинство Спасителя в соответствии с находящимися рядом надписями.

Нижняя перекладина обозначает подножие. Несмотря на то, что в Евангелии о подножии не говорится и достоверных археологических данных о его существовании нет, оно упоминается многими отцами Церкви и имеется на византийских и русских изображениях Распятии с древних времен.

Большинство исследователей считает, что подножие, согласно византийскому церемониалу, означает величие изображаемого лица. Оно показывает Крест как престол Христа, как царя, Царя Славы. Кроме того Крест воспринимается и как жертвенник, непременным атрибутом которого является подножие. Таким образом, подножие на кресте показывает распятого Христа не только как жертву, но и как Первосвященника, ее приносящего. Подтверждения этих значений подножия мы находим во многих книгах Священного Писания (Ис.60.13; Пс.98,5; Пс.131,7; Мф.22,44; Евр.10,12 - 13). Учитывая такое важное значение подножия, часто подножием называется и сам Крест, а не только его отдельная часть.

В контексте этих значений подножие на древних крестах имело объемную кубическую форму, иногда украшалось орнаментом и было сходно с подножием, изображаемым на иконах у престола Вседержителя. Напомним, что и фигура распятого Христа в те времена имела черты царского достоинства. Со временем (c IX в.) объемное подножие в византийском и русском искусстве превратилось в широкую доску. В русских крестах XVI–XVII вв. она стала изображаться скошенной правым концом вверх. Подножие такой формы полюбилось и утвердилось в русском иконописании и приобрело новое символическое значение – «мерило праведное». Скошенное подножие на кресте напоминает нам о двух разбойниках, распятых по сторонам Христа, и обозначает коромысло весов Страшного Суда. Один конец опущен вниз под тяжестью грехов нераскаявшегося, низводя его в ад, а другой, освобожденный покаянием благоразумного разбойника, поднят вверх, вознося его, согласно обетованию Спасителя, в рай. Тем самым символически выделяется значение покаяния как пути к спасению.

Кроме того напоминание о распятых разбойниках воссоздает полную картину Распятия с тремя крестами, важное символическое значение такой композиции - показ восстановления утраченного рая с двумя деревьями в центре. И тогда Крест Христов - образ Древа Жизни, а кресты разбойников олицетворяют дуализм древа познания добра и зла. Возможно, что, объединяя в себе символизм райских древ, восьмиконечный крест с косым подножием и становится «Трисоставным честным древом», воспетым в каноне Честному и Животворящему Кресту (песнь 8-я).

На оборотной стороне нашего креста помещен текст молитвы Честному и Животворящему Кресту в дореформенном написании: Да воскреснетъ богъ, и разыдутся врази его, и да бежaтъ от лица его ненавидящіи его: яко исчезaетъ дымъ, да исчeзнутъ, яко тaетъ воскъ от лица огня, тaко да погибнутъ беси от лица любящихъ бога и знa...

*Такое написание имени Христова исполь­зовалось до церковной ре­фор­мы 1651-1685 гг., а по сей день принято в Старообрядческой Церкви.

Наш крест может исполняться в серебре с чернением и фрагментар­ным золочением (Арт. КС109) или украшаться горячей эмалью различных цветов (Арт. КС109/1).

Серебро, позолота

Размер: 36,5×16,6 мм

Вес ~4,6 гр

gastroguru © 2017