Зарыть талант в землю викисловарь. "Зарыть талант в землю" - значение и происхождение фразеологизма с примерами

Инструкция

Сегодня слово «талант » используется для обозначения одаренности человека в искусстве, науке или ремесле. Раскрыть свой талант – это заняться саморазвитием, обрести способность менять себя в лучшую сторону. Любой талант можно и нужно развивать.

Как правило, талант ы можно обнаружить еще в детстве. К тому, что ребенку чаще приходится видеть, слышать или делать, у него появляется предрасположенность. И, несмотря на то, что любой талант вполне возможно развить абсолютно с нуля, если у человека все же есть предрасположенность к определенному виду деятельности, например, спорту или , то этот талант будет развиваться гораздо быстрее.

Пожалуй, наиболее важное для развития талант а - снятие внутренних рамок, ограничений, уход от стереотипов. Как правило, среднестатистический человек думает и живет в рамках определенных стереотипов, которые навязываются родителями, учителями, общественностью. Несмотря на то, что это удобно в повседневной жизни, это становится существенным препятствием к раскрытию талант у. Так, чтобы раскрыть свой талант , займитесь тем, что вам более всего нравится, и в этом уберите всяческие , слушая лишь свой внутренний голос.

Чтобы выбрать направлением, не ошибиться с областью, в которой у вас может быть талант , придется перепробовать много всего. Что вам кажется скучным и непонятным, отметайте сразу, а то, что вас увлекает и затягивает, чем хочется заниматься больше и больше, - вероятно, может стать началом большого талант а. К примеру, уже достигшие известности талант ливые писатели не могут остановиться, берясь за перо, и пишут по 12-14 часов подряд. Так же великие спортсмены способны проводить на тренировке по 6-10 часов в сутки. Все потому, что им это нравится, им хочется это делать, это их призвание.

Однако не обойтись без самого первого шага в развитии талант а – изучения основ, азбуки. Например, если вы чувствуете потребность в рисовании, для начала освойте различные техники штрихов, способов рисования, методов отображения объектов. Если вы считаете своим призванием танец, следует освоить общую методику стилей танца и среди них выбрать свою. То же относится и к музыке. Для начала стоит определиться с инструментом нотную грамоту.

Обратите внимание

Самое главное условие для развития таланта - человек должен найти себя и поверить в самого себя, в свой талант. Не отвлекаться на второстепенное, мелочи, не следовать стереотипам, стать уникальным.

Источники:

  • зарыть талант в землю значение в 2019

Наверняка, многие люди мечтают обнаружить в себе талант: петь, танцевать, хорошо готовить и т.д. Однако мало кто знает, что в глубокой древности это слово означало меру веса золота и серебра. Вот почему и сегодня талант так ценится в нашем обществе. Есть несколько способов обнаружить в себе талант, ведь в каждом человеке есть те или иные задатки.

Инструкция

Если вы хотите обнаружить и развить в себе талант, поверьте в свои силы. Для этого вспомните все те моменты, когда вы добивались поставленной цели. И не важно, если провалов и неудач было намного больше. Вы справитесь.

Также прочтите несколько историй абсолютно незнакомых вам людей, которые сумели добиться успеха. Несмотря на трудности и проблемы, они выстояли и получили желаемое. Не ищите причину неудач, думайте, как их преодолеть.

Для того чтобы обнаружить в себе талант, возьмите лист бумаги и выпишите все качества своего характера. Обратите внимание на все уголочки своей души, возможно, один из них и окажется ключевым. Если вам не хватает терпения, отложите работу. От таланта вы должны получать только радость и приятные ощущения.

Теперь обобщите и сгруппируйте черты характера. При помощи специальной литературы по психологию поищите той или иной группы ваших качеств. Проанализируйте свое поведение в соответствии с этой информацией. Подумайте, занимаетесь ли вы в жизни тем, чем стоит.

Если оказалось, что вы и так посвящаете много времени делу, к которому имеете предрасположенность, постарайтесь увеличить его. Найдите несколько лишних минут для этого и вскоре вы заметите результат. Если вы даже никогда не помышляли заняться той или иной деятельностью, ежедневно настраивайте себя на позитивный лад, повторяя, что со всем справитесь, и постепенно углубляйте знания по этому вопросу. Начинайте с теории, постепенно используя полученные знания в обычной жизни. Самое главное – не бойтесь, что вы будете выглядеть смешно.

Запомните одну вещь – талант должен приносить только радость. Если вы чувствуете, что то, что советует вам по , не доставляет удовольствия, навевает скуку, вызывает желание бросить все и заняться чем-нибудь другим, не насилуйте себя. Постарайтесь переключиться на более интересное для вас дело. И вы добьетесь успеха.

Видео по теме

Обратите внимание

Талант – это дар Природы, умноженный на ваши усилия. Он может быть обнаружен, если работать над ним. И никогда не бывает слишком поздно, чтобы обнаружить и развить свой талант. Главное, что вам нужно - это огромное желание.

Полезный совет

Абсолютной истиной является тот факт, что в этом мире бездарных людей просто не существует, и каждый человек имеет свою уникальность и неповторимость. Бездарными люди становятся именно тогда, когда оказываются не на своем месте, не обнаружив своих собственных дарований.

Талант - редкое явление, гениальность - уникальное. Распространено мнение, что каждый ребёнок талантлив, если развивать его способности в нужном направлении. И, конечно же, важно с самого начала донести и укрепить в сознании ребенка понимание того, что способности - это лишь бонус, и только кропотливый и непрерывный труд может принести успех.

У гениальности другая природа. Не раз звучало признание гениальных людей в том, что они ощущали себя проводниками, трансляторами некой высшей мысли, «божественной идеи» и были в известном смысле заложниками своего дара, не имея ни сил, ни права отступиться от своего предназначения.Лев Гумилев ввел понятие «пассионарность», под которым предлагал понимать импульс внеземного происхождения, но не божественного, а космического. Он объяснял, что избыток космической энергии вызывает толчки, в результате чего солнечное излучение, достигая земной поверхности, вызывает мутации. Эти мутации он назвал пассионарностью.

Пассионарность влияет на развитие черт характера непредсказуемо. Человек может стать гением, но с той же долей вероятности и преступником. Главная черта пассионария - посвящение всего себя, всей своей жизни определеной цели.

По мнению Н.А.Бердяева, гениальный человек проживает свою жизнь как заложник своего дарования, совершая жертвенный подвиг. В жизни редко можно встретить по-настоящему одаренного человека, которому не пришлось бы дорого оплачивать свои необычные способности, свою «искру Божью».

Лауреат Нобелевской премии Луи Бергсон связывал гениальность с интуицией, которая дается как божественный дар единицам, и считал гениальность непостижимой таинственной силой, существующей вне сознания. Может быть, именно в гениальном творчестве проявляется богоподобная сущность человека?

Большинство психиатров констатируют как факт связь гениальности с психопатологическими растройствами. Стендаль считал, что частью биографии гениев являются истории их болезней.

Однако, существует и противоположная точка зрения, сторонники которой утверждают,что гений - это как раз и есть биологическая норма, которая заложена природой или является замыслом божьим, но не используется в силу неблагоприятных условий развития. А болезнь, если она имеется, - не причина, а следствие творчества гения, следствие нервного перенапряжения из-за неправильного распределения усилий или неблагоприятных жизненных обстоятельств. По сути, с этой точки зрения, болезнь - это случайность, побочное обстоятельство, даже несчастный случай, от которого никто не застрахован.

Если основываться на данных, приводимых различными исследователями биографий, творчества и историй болезней выдающихся деятелей науки и искусства, легко сделать вывод о том, что в редких случаях психическое заболевание может быть следствием напряженной творческой деятельности, жизненных трудностей, непризнания, но часто является причиной, мотивом для такой деятельности.

Несколько примеров для иллюстрации

Людвиг Ван Бетховен (1770 - 1827)

Немецкий композитор, творчество которого признано одной из вершин в истории мирового искусства. Отец - алкоголик, умственно ограниченный, жестокий, побуждающий сына к занятиям побоями. Мать была больна туберкулезом. Семья испытывала крайнюю материальную нужду. Сам композитор был рассеянным и непрактичным, подверженным жестоким депрессиям. Он был склонен к ссорам и конфликтам, неконтролируемым приступам ярости и насилию. В 26 лет глухота начала свою разрушительнүю работу. По свидетельству друзей, Бетховен во время работы выл как зверь и метался по комнате, напоминая буйно помешанного. Многие произведения Бетховена адресованы женщинам, являлись плодом его страстной, но безответной любви.

Александр Блок (1880 - 1921)

Русский поэт. Его дед умер в психиатрической больнице, а отец, блестящий юрист и музыкант, был клиническим садистом, бил жену, держал её полуголодной. Умер неопрятным одиноким душевнобольным. Мать страдала нервным расстройством, мучительными состояниями тоски, тревоги, у нее случались приступы эпилепсии. Три раза покушалась она на свою жизнь. Лицо самого поэта поражало всех отсутствием мимики. Он был подвержен частой и врезапной смене настроений - от детского веселья до вспышек раздражения с битьем посуды и мебели. С 16 лет начались приступы эпилепсии. В семейной жизни Блок попытался реализовать идеи Вл.Соловьева о сверхчеловеческой любви, отрицающие сексуальные отношения во имя «белой любви». С годами супружество превратилось в серию взаимных измен и перешло в тяжелый конфликт. Болезнь Блока начала прогрессировать после поэмы «Двенадцать», когда его постигло разочарование в идеалах революции. Умер поэт в психотическом кризисе.

Н. В. Гоголь (1809 - 1852)

Великий русский писатель. Слабость организма Н. В. Гоголя может быть объяснена туберкулезом его отца. Сам писатель считал, что его отец умер не от болезни, а от страха болезни. Этот страх Николай Васильевич полчил от отца как роковое наследство. Родился писатель от слишком молодой матери: Мария Ивановна вышла замуж в 14 лет. Школьные друзья Гоголя прямо считали её ненормальной. Считая своего сына гением, но не понимая, что писательская деятельность может быть достойным занятием, приписывала ему изобретение паровой машины, железной дороги и т.д.

Сам писатель с детства был болезненно застенчив, неряшлив, замкнут и молчалив. В 22 года его болезненное состояние принимает форму экзальтации и, не имея для этого достаточного образования, Гоголь устраивается читать лекции в университет. Очень скоро студентам стало ясно что их «профессор» ничего не смыслит в истории, кроме того,не способен быть скромным и любезым. Не дожидаясь студенческих манифестаций, Гоголя уволили. С тех пор душевное заболевание писателя имело циклический характер. Периоды маниакального подъема чередовались с многомесячными приступами депрессии с утратой работоспособности, с ипохондрическими бредовыми идеями.

У Гоголя за всю его жизнь не было никаких связей с женщинами, он не знал, что такое любовь и она мало места занимает в его произведениях. Гоголь сам понимал и писал о том, что его болезнь оказала огромное влияние на его творчество. Тяжелую душевную болезнь или близкие состояния он описывает в «Страшной мести», в «Записках сумасшедшего», в «Носе», в «Шинели», в «Вие» и других произведениях. Скончался писатель во время приступа затяжной меланхолии от истощения и малокровия мозга, связанных с голоданием и неправильным лечением, в особенности кровопусканием.

Наполеон Бонапарт (1769 - 1821)

Французский император, полководец. Отец его был алкоголик, человек с патологической психикой, лишенный нравственных чувств. Сам Наполеон был болезненным ребенком, подверженным вспышкам гнева, доходившими до бешенства. Он был склонен к ссорам и дракам, никого не боялся, все боялись его. С детства начались у него судорожные припадки, вызванные рахитом. Даже в два года он не мог прямо держать голову, которая была больше нормы. Обладал абсолютной памятью, легко запоминал и математические формулы, и стихи, и имена солдат и офицеров, указывая год и месяц совместной службы, а также часть и наименование полка, в котором состоял сослуживец. С юности вставал не позже четырех часов утра, приучил себя мало спать.

Главной замечательной чертой его интеллекта была способностьк мгновенной реакции на внешние события. У него случались внезапные приступы сонливости, когда он мог уснуть в разгар сражения. О патологичесой направленности личности свидетельствуют гомосексуальная связь с братом Жозефом и инцестная связь с сестрой Паулиной. Большинство историков соглашаются с тем, что Наполеон никогда не добился бы таких успехов, будь он хоть чуть-чуть более нормален. Его энтузиазм был аномален, и именно он принес ему успех.

Марина Цветаева (1892 - 1941)

Русская поэтесса, прозаик. Сестра Марины Цветаевой, Анастасия, вспоминала, что в своей непомерной гордости Марина легко и пылко делала зло. Училась она плохо и равнодушно, оскорбляла учителей, разговаривая с ними высокомерно и неуважительно. В 17 лет пыталась покончить с собой. С людьми ей было очень трудно, с близкими она была как с другой планеты: эмоционально холодна по отношению к отцу (Иван Цветаев - создатель музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина на Волхонке), плохая мать всем троим своим детям, неверная жена своему мужу.

Она губила детей исступленной,подавляющей любовью, желая пересоздавать их своим влиянием, или же равнодушием, не в состоянии решать бытовые вопросы (Ирина умерла от голода в 1918 году в Москве). Писала бесконечные любовные письма, адресованные разным людям, не останавливаясь ни перед лесбийскими связями,ни перед другими нравственными отступлениями. Почти всегда неизменным состоянием Цветаевой была тоска и настрой против всего мира, который воспринимался как нечто чуждое и враждебное. Для нее все было не так, она сама творила драмы. Состояние покоя и счастья отнимало у нее вдохновение. Несчастье она считала необходимым компонентом творчества, свои стихи называла «сердечными дребезгами».

По мнению психиатров, влечение к смерти являлось для нее одним из подсознательных источников творчества. Марина Цветаева поҡончила с собой в 1941 году после очередного конфликта с сыном, что, по видимому, явилось провокационным фактором на фоне общего неблагополучия.

Это лишь несколько примеров. Список же гениальных людей, явивших миру свой выдающийся талант и заплативших за него дорогую цену, настолько велик, что не поместится в формат статьи, для этого нужны тома...

Мне очень нравится этот фразеологизм. Оно существует уже не одно столетие. И, я уверена, будет актуально до скончания мира.

В античное время талантом была денежная единица измерения , которая долго была в обращении. До наших дней дошла притча о том, как хозяин уезжал надолго из дома. Своим домочадцам, в частности трем рабам, он оставил деньги, чтобы они смогли прожить в его отсутствие. Каждому он дал по одному таланту - по одной монете. Два раба оказались очень предприимчивыми. Они вложили деньги в дело и приумножили капитал. Третий раб, чтобы чего плохого не случилось с деньгами, просто закапал их в землю. По возвращении хозяина рабы вернули ему таланты. Два раба дали денег даже больше, чем было первоначально, а третий - всю ту же монету, талант, который он выкопал из земли.

В наше время денежная единица - талант - давным давно вышла из обращения. Это слово приобрело совершенно другое значение - особенные способности человека в какой-то сфере науки, культуры, спорта и т. п.

Фразеологизм "зарыть талант в землю" означает:

В наше время слово талант используется исключительно как степень одаренности того или иного человека, как правило, в искусстве, науках или ремесле. Откуда же пошло выражение зарыть талант в землю ?

Источником происхождения этого выражения является достаточно известная и поучительная старинная (библейская) притча.

Талантом у древних евреев называлась мера веса, которой мерили драгоценные и другие металлы, а также взвешивали монеты. Отсюда слово талант имело значение как единица измерения чего-то ценного. Так вот, по легенде один человек, уезжая на время, выдал трем своим слугам по таланту золота с разрешением пользоваться этими талантами и вернуть ему деньги с прибылью. Двое пустили полученные таланты в оборот, а третий, боясь рисковать, зарыл свой талант в землю . Когда хозяин вернулся, то один из слуг не смог вернуть свой талант, так как растратил его в результате неумелых действий. Второй преумножил свой талант и вернул хозяину десять талантов вместо одного. Ну а третий откопал и вернул хозяину все тот же один талант.

С тех пор о человеке, не сумевшем воспользоваться представленными возможностями говорят – он зарыл свой талант в землю . О неумелом человеке говорят, что он растратил свой талант зря. А об умелом и удачливом говорят – он преумножил свой талант.

Знать на зубок – это выражение знакомо каждому со школьной скамьи. Знать на

Выражение зуб за зуб довольно простое и понятное, как третий закон Ньютона. Означает

Одна из основных версий происхождения выражения Если гора не идет к Магомету,

Выражение Есть еще порох в пороховницах с большой степенью вероятности пошло

Еще одно, последнее сказанье, и летопись окончена моя...

Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем.

Гал. 6, 9

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие во Христе братья и сестры!

По прошествии веков смысл рассказанной Спасителем притчи о талантах сделался настолько общепонятным, что само слово «талант», означавшее некогда крупную сумму денег, стало обозначать человеческую способность к труду и овладению ремеслами, занятиями искусством и наукой.

Талант – дар Господень. Все, что люди привыкли называть своим: здоровье и силы телесные, богатство и житейская смекалка, умелые руки мастера, глубокий ум ученого, чувство красоты у художника – все это не наше, а Божие. Эти дарования даются людям не просто так, но чтобы каждый в меру сил приумножал их ревностным служением Всевышнему и ближним. И в урочный час Правосудный Господь строго спросит каждого: на добро или на зло использовал ты вверенные тебе таланты?

Вот так в евангельской притче господин вручает своим рабам таланты: одному – пять, другому – два, третьему – один, каждому по его силе (Мф. 25, 14). Прошло много лет, прежде чем господин вернулся и потребовал у слуг своих отчета. Получившие пять и два таланта вдвое приумножили врученное им некогда достояние и удостоились похвалы: добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многими тебя поставлю; войди в радость господина твоего (Мф. 25, 21). Не таков оказался третий раб: получив всего один талант, он пошел и закопал его в землю, а теперь принес господину и дерзко говорит: …я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое (Мф. 25, 24–25).

Услышав такой ответ, разгневанный владыка приказывает выбросить лукавого раба во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов (Мф. 25, 30). Постигшим смысл этой притчи ясно: так же поступит Господь господствующих и Царь царствующих с теми из нас, кто зароет в землю данные ему от Бога таланты.

Что значит зарыть талант в землю? Земля – это тело наше, созданное из земли и предназначенное земле, но жадное до пищи и питья, ненасытное в удовольствиях. Земля – это земное богатство, честь и слава, людская похвала и человеческая зависть. Отдавая жизнь служению своему телу или суетному тщеславию, мы зарываем данные нам от Бога таланты во прахе. Суровый приговор изрек таковым Господь!

Христиане призваны бодрствовать над своей душой, подвизаться в делах благочестия, неустанно нести на себе бремя семейного и общественного служения, прилежать к выпавшему на их долю труду. Разнеженная лень, лукавая праздность, допущенные даже на время, могут стать непреодолимым препятствием на пути к спасению. Постоянство в служении Богу и ближним, постоянный порыв к совершенству – только так умножаются человеческие таланты, только так торится тропа в Царство Небесное.

«Жестоким» назвал лукавый раб господина, требовавшего от него труда для приумножения вверенных ему богатств. Жесток ли Отец Небесный, заповедавший падшему человечеству: в поте лица твоего будешь есть хлеб (Быт. 3, 19)? Нет, только не понимающий путей Промысла Божия может счесть это жестокостью и проклятием. За внешней суровостью слов, обращенных к изгоняемым из рая прародителям нашим, скрывалось Небесное Милосердие, дарующее надежду. Дабы очиститься от скверны первородного греха, душа человеческая должна осолиться двойной солью, омыться двойной влагой: солеными слезами покаяния и соленым потом труда.

Небесный Отец – строгий Учитель и Воспитатель. Его Благость ничего не имеет общего с безумием тех «добреньких» родителей, которые всячески ублажают своих детей, а потом удивляются: почему они вырастают ленивыми и злыми, неприспособленными к жизни и ни на что не годными? Сквозь множество испытаний проводит Господь Своих избранников, и так крепнут и расцветают их души.

Мускулы атлета, оставшись без упражнений, постепенно слабеют – и красивое мощное тело превращается в заплывшие жиром телеса. Вот так же душа дряблая и разнеженная, не закаленная в трудах, становится неспособной к брани духовной и с легкостью порабощается диаволом. «Страх, братия, обнимает душу, когда помыслишь, что между христианами есть множество ленивых рабов, которые живут беспечно, в удовольствиях и вовсе не помышляют об этой страшной, вечной тьме внешней, где их ожидают непрестающий плач и скрежет зубов», – восклицает святой праведный Иоанн Кронштадтский.

В этом мире, созданном Премудростью Божией, все приносит плод: земля взращивает растения, плодоносят злаки и деревья, звери, птицы и рыбы приносят потомство. А человек, как духовное существо, должен взращивать в себе плоды духовные. Горе бесплодному! Его таланты, зарытые в землю, омертвеют и сгниют, а опустошенная душа сделается непригодной для Горнего Царства, станет годной только на потребу пламени адского. Благо плодоносному! Велика награда, ожидающая его, заслуженная им во время земного служения. Очевидно, что якобы жестокий господин из евангельской притчи о талантах желал просто испытать своих слуг, чтобы в трудах они сделались искусными, закаленными, стойкими и стало можно поставить их над многим (см.: Мф. 25, 21). Вот так же и Господь, взирая на умножающих данные им таланты во славу Божию, готовит им небесные венцы.

Некоторым кажется, что их дарования слишком малы, такие иногда даже впадают в ропот и зависть к более талантливым. Но на всяком месте можно угодить Господу! Трудолюбивый крестьянин или рабочий может взойти на высоты Царства Божия, а повелитель стран и народов – низринуться на самое дно преисподней. Бездушный богач после смерти своей с нестерпимой завистью смотрел на нищего калеку Лазаря, удостоившегося райского блаженства. Ленивому рабу из евангельской притчи не надо было наживать на данный ему талант еще пять или десять, достаточно было приумножить вверенное хотя бы вдвое, чтобы услышать: войди в радость господина твоего (Мф. 25, 21). Господь наделяет каждого талантами по силам его души и не требует от человека непосильного ему. О разных же поприщах служения Богу в земной жизни святой Апостол Павел говорит:

Все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом. Тело же не из одного члена, но из многих… Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее… Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы – тело Христово, а порознь – члены (1 Кор. 12, 13–27).

Откуда человек знает, малы или велики данные ему Господом таланты? Рыбак Петр сделался первоверховным Апостолом. Молитва нищего Алексия, человека Божия, восходила прямо к Престолу Всевышнего. Не князем и не боярином, а простым купцом был Косма Минин, но заслужил славное звание спасителя отечества.

Преподобный Арсений Великий в юности получил блестящее светское образование, был воспитателем императора. Но удалившись в поисках спасения в пустыню, он сделался смиренным учеником египетских старцев-отшельников. Когда его спросили, чему он учится у этих старцев, многие из которых не знали даже грамоты, преподобный Арсений отвечал: «Науки Греции и Рима я знаю, но еще не узнал азбуки, которая преподается этими ничего не знающими в учености мира».

Большие дарования таят в себе и великий соблазн, и грозную опасность для наделенного ими человека. Такому легко впасть в прелесть диавольскую, счесть таланты не Божиим даром, а собственными достоинствами, возгордиться, и тогда случается страшное. История знает множество примеров того, как высокоодаренные люди не просто зарывали свои таланты в землю, но и приумножали это ставшее преисподним достояние – не во славу наделившего их талантами Господа, а на потребу человекоубийце-диаволу. Таковы бездушные богачи, ростовщики, жиревшие на слезах стариков и сирот, таковы тираны-правители, но худшие из них – это авторы соблазнительных книг, создатели еретических, богоборческих и человеконенавистнических теорий. Эти люди, называвшие себя писателями, учеными и философами, в очах Господних хуже самых свирепых убийц и самых гнусных растлителей, ибо зло, посеянное ими в мире, не исчезает с их собственной смертью, но длится порой веками, ввергая в пагубу тысячи и тысячи душ.

«Соблазн подобен моровой язве, которая в одном человеке начинается и многих заражает», – говорит святитель Тихон Задонский. И нет преступнее тех, кто выпестовал в себе духовную чуму, чтобы потом пустить ее в мир. Они не пачкали своих рук в крови и грязи, они таились в тиши кабинетов, склонившись над белой бумагой, но безумным мороком для целых народов оборачивались их «тихие труды». Это «глубокий мыслитель и примерный семьянин» Карл Маркс зверствовал руками большевиков в несчастной соблазненной России в годы красного террора. Это «пылкие демократы» Белинский и Герцен, Чернышевский и Добролюбов были жесточайшими из надсмотрщиков в сталинских лагерях. Это «блестящий философ и поэт» Фридрих Ницше посылал гитлеровцев умерщвлять людей в газовых камерах. «Ученый новатор» Зигмунд Фрейд призвал «раскрепостить инстинкты», то есть дать волю низким страстям человека, – и вот теперь тень Фрейда витает в притонах разврата, поощряет похоть и блуд, грехи содомские и гоморрские, с детства растлевает воображение людей порнографией, чтобы потом превратить их в нечистых животных.

В списке соблазнителей и развратителей человечества есть крупные и мелкие – от властителей дум до авторов бульварных книжонок. Но чем талантливее несущие семена соблазна книга или картина, фильм или музыка, тем горший для себя приговор услышат их авторы на Страшном Суде Господнем.

Но как много добра может совершить тот, кто к талантам своим приложил Боголюбие и братолюбие, усердно трудясь на ниве Господней. Как прекрасны и поучительны творения святых отцов, духоносных наставников наших, – словно мед и млеко поныне текут из их уст, питая верных. И в светском искусстве немало таких, кто посвятил себя не заигрыванию с низкими страстями, но служению высшему. Не просто картинами, но святыми иконами сделались лучшие полотна Нестерова, Васнецова, Александра Иванова. Духовная музыка Бортнянского, Глинки, Мусоргского не только услаждает слух, но и возвышает душу слушающего. Верными своими сынами считает Церковь Российская писателей Николая Гоголя и Федора Достоевского, Сергея Аксакова и Алексея Хомякова, Сергея Нилуса и Константина Леонтьева, лучшие страницы их книг поистине озарены светом Христовым.

И нынешние люди искусства могли бы многое сделать для просвещения духовно обескровленного народа, но увы! Немного мы видим среди них ревнителей благочестия.

Усердный труд во славу Божию – вот единственный путь, на котором во всей красоте и полноте раскрываются таланты человеческие. Видя благое усердие и постоянство труженика, Господь не преминет возвести его из силы в силу и из славы в славу, откроет перед ним широкое поприще и укрепит Своею благодатью.

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Каждый из нас наделен от Господа высочайшим талантом – Божественной способностью любить. Это дарование, любовь к Богу и ближним, мы должны особенно бережно взращивать в себе, особенно старательно приумножать. Если утратим мы этот талант из талантов, все прочие достоинства наши станут бесполезными и даже вредными душам нашим. А если сумеем преуспеть в любви, благие дела станут для нас потребностью, труд – радостью, а служение Господу и ближним – сладостнейшим из блаженств. Об этом-то царственном пути говорит святой Апостол Павел, призывая верных: Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший (1 Кор. 12, 31). Аминь.

Владимир, митрополит Ташкентский и Среднеазиатский

(ныне – митрополит Омский и Таврический)

_______________

gastroguru © 2017