Задания 20 21 егэ русский язык. Новое задание в егэ по русскому языку. Знаки препинания при уточняющих членах предложения




Задание 21 ЕГЭ 2018 по русскому языку. Теория.

Сложность 21 задания ЕГЭ заключается в том, что нельзя просто выучить теорию и применить ее на практике. Готового правила просто нет. Но можно запомнить, на что обратить особое внимание.

Так, например, в демонстрационном варианте ЕГЭ 2018 задание сформулировано так:

« Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов».

Возможны и другие формулировки задания:

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста

Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста?

Какие из высказываний противоречат содержанию текста?

Какие из высказываний не противоречат содержанию текста?

В каком предложении выражена основная мысль? и др.

Алгоритм выполнения:

1) Прочитайте внимательно задание.

Определите для себя, как вы будете помечать вариант после проверки. Например, если вас просят найти предложение, которое соответствует содержанию, ставьте «+» после каждого подходящего предложения. Если нужно найти предложение, которое противоречит содержанию текста, ставьте «-» напротив каждого предложения, которое не соответствует содержанию. Это поможет вам не запутаться, когда будете записывать ответы. Е сли вам нужно найти предложение, которое соответствует содержанию текста, не обязательно искать основную(главную) информацию, в таком случае задание сформулировано по-другому. Особое внимание обратите на частицу не или ее отсутствие в формулировке. Часто бывает, что выпускники ищут ровно противоположные ответы.

2) Прочитайте текст.

3) Прочитайте текст еще раз , проверяя достоверность каждого предложения.

Задание 21 ЕГЭ по русскому языку 2018, теория

Сложность 21 задания ЕГЭ заключается в том, что нельзя просто выучить теорию и применить ее на практике. Готового правила просто нет. Но можно запомнить, на что обратить особое внимание.

Так, например, в демонстрационном варианте ЕГЭ 2018 задание сформулировано так:

« Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов».

Возможны и другие формулировки задания:

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста

Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста?

Какие из высказываний противоречат содержанию текста?

Какие из высказываний не противоречат содержанию текста?

В каком предложении выражена основная мысль? и др.

Алгоритм выполнения:

1) Прочитайте внимательно задание.

Определите для себя, как вы будете помечать вариант после проверки. Например, если вас просят найти предложение, которое соответствует содержанию, ставьте «+» после каждого подходящего предложения. Если нужно найти предложение, которое противоречит содержанию текста, ставьте «-» напротив каждого предложения, которое не соответствует содержанию. Это поможет вам не запутаться, когда будете записывать ответы. Если вам нужно найти предложение, которое соответствует содержанию текста, не обязательно искать основную(главную) информацию, в таком случае задание сформулировано по-другому.Особое внимание обратите на частицу не или ее отсутствие в формулировке. Часто бывает, что выпускники ищут ровно противоположные ответы.

2) Прочитайте текст.

3) Прочитайте текст еще раз , проверяя достоверность каждого предложения.

Не надейтесь на удачу. Главная ошибка всех выпускников - это нежелание перепроверить каждое высказывание. Лучше найти участок текста, в котором есть мысль, связанная с предложением, чем потерять балл.

4) Проверьте фактические ошибки .

Иногда в предложениях нарочно допускают незначительные, "незаметные” ошибки. Например, неправильно указывают имя героя или инициалы, время, место события. Также могут быть изменены действия героев, последовательность их поступков, причинно-следственная связь. Обычно выпускники ищут очевидные ошибки, когда искажается содержание, но не обращают внимание на детали.

5) Обратите внимание на количество ответов: их может быть от 2 до 5.

Обычно не бывает более 3-х ответов, но нужно быть начеку.

Двадцать второе задание открывает группу заданий, связанных с текстом. Оно достаточно простое: нужно внимательно прочесть текст и определить, какие высказывания из пяти приведенных соответствуют его содержанию. Однако нужно серьезно отнестись к этому заданию, чтобы не потерять один первичный балл по невнимательности.

Теория к заданию №22 ЕГЭ по русскому языку

Текст — речевая единица, характеризующаяся набором предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически.

Смысловую целостность обеспечивает тема текста и его основная мысль. Именно благодаря единству этих понятий автор создает текст, понятный читателю.

Тема текста — то, о чем говорится в тексте.

Основная мысль (идея) текста — то, что хотел сказать автор читателю.

Алгоритм выполнения задания

  1. Внимательно читаем текст.
  2. Анализируем каждое утверждение, устанавливаем его соответствие содержанию текста, его теме и основной мысли.
  3. Записываем правильный ответ.

Разбор типовых вариантов задания №22 ЕГЭ по русскому языку

Двадцать первое задание демонстрационного варианта 2018

(1)Вечером опять сошлись у Старкиных. (2)Говорили только о войне. (3)Кто-то пустил слух, что призыв новобранцев в этом году будет раньше обыкновенного, к восемнадцатому августу, и что отсрочки студентам будут отменены. (4)Поэтому Бубенчиков и Козовалов были угнетены: если это верно, то им придётся отбывать воинскую повинность не через два года, а нынче.

(5)Воевать молодым людям не хотелось: Бубенчиков слишком любил свою молодую и, казалось ему, ценную и прекрасную жизнь, а Козовалов не любил, чтобы что бы то ни было вокруг него становилось слишком серьёзным.

(6)Козовалов говорил уныло:

- Я уеду в Африку. (7)Там не будет войны.

- (8)А я во Францию, - говорил Бубенчиков, - и перейду во французское подданство.

(9)Лиза досадливо вспыхнула. (10)Закричала:

- И вам не стыдно! (11)Вы должны защищать нас, а думаете сами, где спрятаться. (12)И вы думаете, что во Франции вас не заставят воевать?

(13)Из Орго призвали шестнадцать запасных. (14)Был призван и ухаживающий за Лизою эстонец, Пауль Сепп. (15)Когда Лиза узнала об этом, ей вдруг стало как-то неловко, почти стыдно того, что она посмеивалась над ним. (16)Ей вспомнились его ясные, детски чистые глаза. (17)Она вдруг ясно представила себе далёкое поле битвы - и он, большой, сильный, упадёт, сражённый вражескою пулею. (18)Бережная, жалостливая нежность к этому, уходящему, поднялась в её душе. (19)С боязливым удивлением она думала: «Он меня любит. (20)А я, что же я? (21)Прыгала, как обезьянка, и смеялась. (22)Он пойдёт сражаться. (23)Может быть, умрёт. (24)И, когда будет ему тяжело, кого он вспомнит, кому шепнёт: „Прощай, милая”? (25)Вспомнит русскую барышню, чужую, далёкую».

(26)Призванных провожали торжественно. (27)Собралась вся деревня. (28)Говорили речи. (29)Играл местный любительский оркестр. (30)И дачники почти все пришли. (31)Дачницы принарядились.

(32)Пауль шёл впереди и пел. (33)Глаза его блестели, лицо казалось солнечно-светлым, - он держал шляпу в руке, - и лёгкий ветерок развевал его светлые кудри. (34)Его обычная мешковатость исчезла, и он казался очень красивым. (35)Так выходили некогда в поход викинги и ушкуйники. (36)Он пел. (37)Эстонцы с воодушевлением повторяли слова народной песни.

(38)Дошли до леска за деревнею. (39)Дачницы стали возвращаться. (40)Призываемые начали рассаживаться в экипажи. (41)Набегали тучки. (42)Небо хмурилось. (43)Серенькие вихри завивались и бежали по дороге, маня и дразня кого-то.

(44)Лиза остановила Сеппа:

- Послушайте, Пауль, подойдите ко мне на минутку.

(45)Пауль отошёл на боковую тропинку. (46)Он шёл рядом с Лизою. (47)Походка его была решительная и твёрдая, и глаза смело глядели вперёд. (48)Казалось, что в душе его ритмично бились торжественные звуки воинственной музыки. (49)Лиза смотрела на него влюблёнными глазами. (50)Он сказал:

- Ничего не бойтесь, Лиза. (51)Пока мы живы, мы немцев далеко не пустим. (52)А кто войдёт в Россию, тот не обрадуется нашему приёму. (53)Чем больше их войдёт, тем меньше их вернётся в Германию.

(54)Вдруг Лиза очень покраснела и сказала:

- Пауль, в эти дни я вас полюбила. (55)Я поеду за вами. (56)Меня возьмут в сёстры милосердия. (57)При первой возможности мы повенчаемся.

(58)Пауль вспыхнул. (59)Он наклонился, поцеловал Лизину руку и повторял:

- Милая, милая!

(60)И когда он опять посмотрел в её лицо, его ясные глаза были влажны.

(61)Анна Сергеевна шла на несколько шагов сзади и роптала:

- Какие нежности! (62)Он Бог знает что о себе вообразит. (63)Можете представить: целует руку, точно рыцарь своей даме!

(64)Бубенчиков передразнивал походку Пауля Сеппа. (65)Анна Сергеевна нашла, что очень похоже и очень смешно, и засмеялась. (66)Козовалов сардонически улыбался.

(67)Лиза обернулась к матери и крикнула:

- Мама, поди сюда! (68)Она и Пауль Сепп остановились у края дороги. (69)У обоих были счастливые, сияющие лица.

(70)Вместе с Анною Сергеевною подошли Козовалов и Бубенчиков. (71)Козовалов сказал на ухо Анне Сергеевне:

- А нашему эстонцу очень к лицу воинственное воодушевление. (72)Смотрите, какой красавец, точно рыцарь Парсифаль.

(73)Анна Сергеевна с досадою проворчала:

- Ну уж красавец! (74)Ну что, Лизонька? - спросила она у дочери.

(75)Лиза сказала, радостно улыбаясь:

- Вот мой жених, мамочка.

(76)Анна Сергеевна в ужасе воскликнула:

- Лиза, что ты говоришь!

(77)Лиза проговорила с гордостью:

- Он защитник Отечества.

(По Ф. Сологубу*)

* Фёдор Сологуб (1863-1927) - русский поэт, писатель, драматург, публицист.

  1. Мать Лизы, Анна Сергеевна, посмеивавшаяся над Паулем, пришла в ужас, когда дочь назвала Пауля своим женихом.
  2. Последние слова погибшего в сражении Пауля Сеппа были адресованы его возлюбленной девушке Лизе: «Прощай, милая».
  3. Провожая шестнадцать человек, призванных на войну, жители эстонской деревушки Орго плакали и вели себя, как на траурной церемонии.
  4. Бубенчиков и Козовалов были преисполнены гордости за то, что им предстоит встать на защиту Родины, пополнив число новобранцев.
  5. Лиза была настроена поехать за отправлявшимся служить Паулем, чтобы стать сестрой милосердия и при первой возможности обвенчаться с ним.
Алгоритм выполнения задания:
  1. Внимательно читаем текст.
  2. Первое утверждение верно. На протяжении второй половины текста мы видим насмешки Анны Сергеевны над Паулем, а в конце текста – ее ужас по поводу решения Лизы. Второе утверждение не соответствует содержанию текста: в нем не говорится о гибели Пауля. Третье утверждение неверно: жители деревушки, напротив, принарядились и пели песни. Четвертое утверждение не отражает содержание текста: Бубенчиков и Козовалов вообще не собирались воевать. Пятое утверждение верно: Лиза хотела уехать за Паулем и стать сестрой милосердия, чтобы при первой возможности обвенчаться с ним.

Ответ: 1, 5.

Первый вариант задания

(1)Часто мы называем красивым то, что соответствует идеалам и нормам нашего времени. (2)Нормы и моды у каждой эпохи свои, но вместе с тем есть красота нетленная, непреходящая, к которой человечество обязательно возвращается. (3)Нас никогда не перестанут радовать пропорции Парфенона, гармоничность и единство с природой церкви Покрова на Нерли. (4)Я огорчаюсь всякий раз, когда слышу фразу: «На вкус и цвет товарищей нет». (5)Как раз обратное - удивляешься тому, как много людей одинаково оценивают красоту. (6)И что примечательно: те, кто не входит в это большинство, обычно не единодушны в своих мнениях. (7)В этом доказательство объективности понятия прекрасного.

(8)Можно ли ограничиться внешним восприятием красоты? (9)Можно ли оценить красоту, измеряя линейкой соотношения размеров? (10)За чисто внешней красотой лица мы ищем красоту духовную, благородство, напряжение мысли. (11)Ничего не выражающее красивое лицо мы называем «кукольным». (12)И в конкретном, и в абстрактном искусстве значительность произведения определяется тем, насколько оно выходит за пределы внешнего воздействия, насколько глубоко взаимодействуют и соотносятся части целого. (…) (13)Это взаимодействие частей иногда радует взор, как в «Поцелуе» Родена, картинах Рафаэля или Ватто, но может быть напряжённым и трагическим, как в «Рабах» Микеланджело, у Эль Греко или Гойи.

(14)По словарю Ларусса, красивое - это то, что «радует глаз или разум». (15)Мы говорим о красоте музыки Моцарта, пушкинских стихов, но что можно сказать о красоте науки, красоте мысленных построений, которых не нарисовать на бумаге, не высечь на камне, не переложить на музыку?

(16)Красота науки, как и искусства, определяется ощущением соразмерности и взаимосвязанности частей, образующих целое, и отражает гармонию окружающего мира. (17) Вот что писал великий французский математик Анри Пуанкаре в книге «Наука и метод»: «Если бы природа не была прекрасна, она не стоила бы того, чтобы её знать, жизнь не стоила бы того, чтобы её переживать. (18)Я здесь говорю, конечно, не о той красоте, которая бросается в глаза… (19)Я имею в виду ту более глубокую красоту, которая открывается в гармонии частей, которая постигается только разумом. (20)Это она создаёт почву, создаёт каркас для игры видимых красок, ласкающих наши чувства, и без этой поддержки красота мимолётных впечатлений была бы несовершенна, как всё неотчётливое и преходящее. (21)Напротив, красота интеллектуальная даёт удовлетворение сама по себе».

(Академик А. Мигдал «Алгебра и гармония»)

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. Соразмерность и взаимосвязанность частей, образующих целое, не важны для постижения красоты.
  2. Существуют образцы вечной красоты.
  3. Красота, о которой говорит Пуанкаре, - это не только отражение гармонии материального мира, это и красота логических построений.
  4. Важны чувства, а интеллектуальное осознание красоты невозможно.
  5. Внешняя красота лица достаточна, чтобы им восхищаться.
Алгоритм выполнения задания:
  1. Внимательно читаем текст.
  2. Первый вариант точно не верен – в 16 предложении сказано, что красота…определяется ощущением соразмерности и взаимосвязанности частей, образующих целое . Второй, напротив, соответствует тексту – в этом можно убедиться, прочитав предложения 2, 3. Также верен и третий: в цитате Пуанкаре говорится об интеллектуальной красоте, заключающейся в гармонии частей. То, что соответствует содержанию текста, не обязательно повторяет сказанное в нем слово в слово. Понятно, что четвертый вариант не верен – он прямо противоречит предложению 21. Не соответствует тексту и пятый вариант, противоречащий сказанному в 11 предложении.

Ответ: 2, 3.

Второй вариант задания

(1)Я говорил в одном месте, что музей похож на ту ледяную глыбу, большая часть которой скрыта под водой и только подразумевается. (2)Насколько это верно, я убедился, очутившись в разнообразных запасниках музея.

(3)Помещения, где хранится, так сказать, излишек икон, то есть икон либо реставрированных, но не выставленных в основной экспозиции музея, либо ждущих своей реставрации,- помещения эти кажутся чрезвычайно тесными. (4)Во-первых, они на самом деле тесны, во-вторых, в них помещено слишком много икон. (5)Иконы хранятся на стеллажах, поставленные ребром, как книги в библиотеке. (6)Есть полки с небольшими, «домовыми» иконами. (7)Есть ряды «солидных» икон. (8)Есть иконы двухметровой высоты. (9)Впрочем, солидность иконы не всегда зависит от её размеров.

(10)Иногда я наугад брал икону, как книгу с полки, и видел, что икона прекрасна или что она будет прекрасной после умелой и тщательной реставрации. (11)Икон в запасниках тысячи. (12)Красота, которая тонко была распределена по всей Русской земле, теперь соскоблена скребком, подобно позолоте, и собрана в горстки. (13)Горсть в запасниках Третьяковки (около шести тысяч штук), горсть вот здесь, в подвалах Михайловского дворца (четыре тысячи), горсть, допустим, в Ярославском областном музее, горсть в Вологодском музее. (14)А потом уж, после крупных городов, пойдут поскрёбышки: в Суздале, где-нибудь в Тотьме, в Шенкурске, в Городце… (15)На земле же, откуда соскребено и соскоблено, а то и просто смыто, остались кучи щебня, бурьян, иногда омертвевшие, обезглавленные кирпичные помещения, где держат керосин, овёс, корм для свиней, свежеободранные бараньи и телячьи шкуры.

(16)На северных землях, главным образом архангельских и карельских, среди лесов и по берегам холодных рек, уцелели кое-где деревянные удивительные часовенки и церкви, в которых, говорят, иногда находят ещё как бы присохшие, потемневшие от налета копоти блёстки. (17)Если их вовремя не спасти, они обречены, как было с Ненексой, древним имением Марфы-посадницы (Борецкой). (18)Она, Марфа, в своё время послала туда наилучших из Новгорода мастеров. (19)В далеком беломорском селе затаилась с тех пор красота, которой завидовали бы Ватикан и Равенна. (20)Первым из музейных работников проник в Ненексу вездесущий белобородый старик Каликин. (21)Он, хоть и был потрясен, спокойно пронумеровал наилучшие иконы по степени их ценности, аварийности и первоочередности эвакуации. (22)Ставил мелом крупные римские цифры: III, V, X, XV… (23)Одну-единственную икону старик сумел увезти с собой. (24)Для того чтобы вывезти остальные иконы, нужно было снова посылать людей в командировку. (25)Нужен самолёт, вездеходы, грузовики, а главное - деньги. (26)Где же взять денег Государственному Эрмитажу или Русскому музею? (27)Тем временем церковная крыша прохудилась, и бесценная живопись была безвозвратно смыта дождями.

(28)От Русского музея на Север в экспедиции каждый год выезжают ленинградский художник Евгений Мальцев и сотрудница музея Гелла Смирнова. (29)На попутных машинах, а то и пешком забираются они в глушь в поисках шедевров древней живописи. (30)Но много ли увезут они вдвоём? (31)Например, в течение одной экспедиции они обнаружили пятьсот двадцать пять икон, а успели спасти только шестнадцать.

(32) - Что же вам нужно для того, чтобы спасти всё? - спросил я у них, когда разговорились.

(33)- Вертолёт на один месяц.

(34)- Как? За этим все дело?! (35)Но неужели в нашем государстве… (36)Один вертолёт… (37)На один месяц… (38)Разве не окупились бы эти деньги?

(39)Непосредственно они, конечно, не окупились бы, потому что торговать иконами Русский музей не собирается. (40)Но спасены были бы ценности, которым просто не назовешь цены.

(Владимир Солоухин «Письма из Русского музея», письмо 6)

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. Главная проблема в том, что помещения музея, где хранятся иконы, слишком тесны.
  2. У Русского музея нет своего вертолёта, поэтому сохранить свою коллекцию он не может.
  3. Русский музей однажды организовал экспедицию на Север.
  4. Одни музеи, какими бы замечательными они ни были, не в состоянии спасти культурное достояние страны: у них для этого нет возможностей.
  5. Собрание икон XII-XX веков в Русском музее насчитывает 5000 произведений.
Алгоритм выполнения задания:
  1. Внимательно читаем текст.
  2. Первый вариант неверен: да, автор говорит, что помещения, предназначенные для хранения икон, тесны, но не называет это главной проблемой. Также неверен и второй вариант: да, из текста можно понять, что у Русского музея нет вертолета, однако это не является причиной невозможности сохранения коллекции (о чем, кстати, не упоминается вообще). В корне неверен третий вариант, в чем можно убедиться, прочитав предложение 28 – экспедиции на Север организуются каждый год. А вот четвертый вариант правильный – автор говорит, что для спасения ценностей нужен транспорт и деньги, которых у музеев нет. И, наконец, пятый вариант тоже неверен: о собрании Русского музея в тексте не говорится.

Третий вариант задания

(1)«Вдох - выдох, выдох!» (2)Я слышу голос инструктора гимнастики: «Чтобы вдохнуть полной грудью, надо хорошенько выдохнуть. (3)Учитесь прежде всего выдыхать, избавляться от «отработанного воздуха». (4)Жизнь - это прежде всего дыхание. (5)«Душа», «дух»! (6)А умер - прежде всего - «перестал дышать». (7)Так думали исстари. (8)«Дух вон!» - это значит «умер». (9)«Душно» бывает в доме, «душно» и в нравственной жизни. (10)Хорошенько выдохнуть все мелочные заботы, всю суету будничной жизни, избавиться, стряхнуть все, что стесняет движение мысли, что давит душу, не позволяет человеку принимать жизнь, ее ценности, ее красоту. (11)Человек всегда должен думать о самом важном для себя и для других, сбрасывая с себя все пустые заботы.

(12)Надо быть открытым к людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее. (13)Умение искать и находить лучшее, просто «хорошее», то есть «заслоненную красоту», обогащает человека духовно. (14)Заметить красоту в природе, в поселке, городе, улице, не говоря уже в человеке, сквозь все заслоны мелочей - это значит расширить сферу жизни, сферу того жизненного простора, в которой живет человек.

(15)Я долго искал это слово - сфера. (16)Сперва я сказал себе: «Надо расширять границы жизни», - но жизнь не имеет границ! (17)Это не земельный участок, огороженный забором - границами. (18)Расширять пределы жизни - не годится для выражения моей мысли по той же причине. (19)Расширять горизонты жизни - это уже лучше, но все же что-то не то. (20)У Максимилиана Волошина есть хорошо придуманное им слово - «окоём». (21)Это все то, что вмещает глаз, что он может охватить. (22)Но и тут мешает ограниченность нашего бытового знания. (23)Жизнь не может быть сведена к бытовым впечатлениям. (24)Надо уметь чувствовать и даже замечать то, что за пределами нашего восприятия, иметь как бы «предчувствие» открывающегося или могущего нам открыться нового. (25)Самая большая ценность в мире - жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всем ее протяжении - и в прошлом, и в настоящем, и в будущем… (26)А жизнь бесконечно глубока. (27)Мы всегда встречаемся с чем-то, чего не замечали раньше, что поражает нас своей красотой, неожиданной мудростью, неповторимостью.

(Дмитрий Лихачёв «Письма о добром и прекрасном», письмо 4)

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. Жизнь - это прежде всего дыхание.
  2. «Душно» - это понятие физической жизни человека.
  3. Автор рад, что нашёл слово сфера, которое не ограничивает понятие жизни, как слова границы, пределы, горизонты.
  4. Замечать красоту сквозь заслоны мелочей - расширять сферу самой жизни.
  5. Максимилиан Волошин - прекрасный поэт, после революции окончательно поселившийся в Коктебеле.
Алгоритм выполнения задания:
  1. Внимательно читаем текст.
  2. Первый вариант верен: он в точности повторяет сказанное в 4 предложении текста. А вот второй не соответствует тексту: в предложении 9 сказано, что душно бывает и в нравственной жизни. Третий вариант правильный: автор говорит, что долго искал слово «сфера», перебирая разные варианты – из этого следует, что он рад тому, что нашел наилучшее слово. Четвертый вариант снова почти дословно цитируется из предложения 14. Пятый вариант не соответствует содержанию текста – биографическая справка Максимилиана Волошина в нем не приводится.

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Чегемское ущелье – одна из настоящих жемчужин Кабардино-Балкарии. (2)Оно тянется с северо-востока на северо-запад, пронзая Скалистый, Лесистый, Боковой и Пастбищный хребты. (3)В месте, где ущелье проходит сквозь Скалистый хребет, находится теснина – наиболее узкая его часть длиной 5 км. (4)Дно ущелья местами сужается до 15–20 м, зажатое по бокам отвесными стенами, которые возвышаются на 100–200 м и нависают над тропой и несущимся рядом Чегемом. (5)Река промыла здесь известняковый хребет, поэтому стены теснины окрашены в красивые оттенки: от белого и кремового до оранжевого. (6)За Скалистым хребтом сохранились древние башни, а в самом конце ущелья возвышается, пожалуй, самая живописная гора Главного Кавказского хребта – Тихтенген (4611 м), западнее которой находится перевал Твибер (3780 м). (7)Здесь путешествие обычных туристов заканчивается: дорогу перегораживает мощный ледник – передвижение по нему очень опасно.

Новое задание, требующее объяснения постановки знаков препинания.

Знаки препинания в русском языке выполняют только две функции: они либо разделяют, либо выделяют.

  1. Разделяют части сложно предложения и однородные члены предложения.
  2. Выделяют обособленные второстепенные члены предложения, а также обращения и вводные слова.

Знак препинания «тире» употребляется в следующих случаях.

  1. Если главные члены предложения выражены именем существительным в именительном падеже или инфинитивом.
  2. Тире ставится в предложениях с однородными членами перед обобщающим словом.
  3. Тире ставится перед стоящим в конце предложения приложением в двух случаях: 1) Если перед приложением можно без искажения смысла предложения поставить конструкцию «а именно». 2) Если при приложении используются пояснительные слова, и автору требуется дополнительно обозначить самостоятельность этой конструкции.
  4. Тире ставится между двумя сказуемыми или между частями сложного предложения в том случае, если автору нужно неожиданно присоединить или резко противопоставить их по отношению друг к другу.
  5. Тире ставится между частями бессоюзного сложного предложения в том случае, если вторая часть содержит в себе результат или вывод из того, о чем говорилось в первой.

Разбор задания

Определим причину постановки тире в данном тексте.

  1. (1)Чегемское ущелье – одна из настоящих жемчужин Кабардино-Балкарии. (между подлежащим и сказуемым)
  2. (3) В месте, где ущелье проходит сквозь Скалистый хребет, находится теснина – наиболее узкая его часть длиной 5 км. (выделяется приложение)
  3. (6)За Скалистым хребтом сохранились древние башни, а в самом конце ущелья возвышается, пожалуй, самая живописная гора Главного Кавказского хребта – Тихтенген (4611 м), западнее которой находится перевал Твибер (3780 м). (выделяется приложение)
  4. (7)Здесь путешествие обычных туристов заканчивается: дорогу перегораживает мощный ледник – передвижение по нему очень опасно.(тире между частями бессоюзного сложного предложения)

Ответ: 36.

Книга содержит задания разных типов и уровней сложности по темам, знание которых проверяется на ЕГЭ, а также комментарии к ним. Ко всем заданиям приводятся ответы. Поможет потренироваться в выполнении заданий, повторить пройденный материал и эффективно подготовиться к сдаче ЕГЭ по русскому языку.

(1)Чегемское ущелье - одна из настоящих жемчужин Кабардино-Балкарии. (2)Оно тянется с северо-востока на северо-запад, пронзая Скалистый, Лесистый, Боковой и Пастбищный хребты. (3)В месте, где ущелье проходит сквозь Скалистый хребет, находится теснина - наиболее узкая его часть. (4)Дно ущелья местами сужается до 15–20 м, зажатое по бокам отвесными стенами, которые возвышаются на 100–200 м и нависают над тропой и несущимся рядом Чегемом. (5)Река промыла здесь известняковый хребет, поэтому стены теснины окрашены в красивые оттенки: от белого и кремового до оранжевого. (6)За Скалистым хребтом сохранились древние башни, а в самом конце ущелья возвышается, пожалуй, самая живописная гора Главного Кавказского хребта - Тихтенген (4611 м), западнее которой находится перевал Твибер (3780 м). (7)Здесь путешествие обычных туристов заканчивается: дорогу перегораживает мощный ледник - передвижение по нему очень опасно.

Пояснение.

(1)Чегемское сущ. ущелье - числ. одна из настоящих сущ. жемчужин Кабардино-Балкарии.

(2)Оно тянется с северо-востока на северо-запад, пронзая Скалистый, Лесистый, Боковой и Пастбищный хребты. - в предложении нет тире

(3)В месте, где ущелье проходит сквозь Скалистый хребет, находится теснина - распространённое приложение. наиболее узкая его часть .

(4)Дно ущелья местами сужается до 15–20 м, зажатое по бокам отвесными стенами, которые возвышаются на 100–200 м и нависают над тропой и несущимся рядом Чегемом. - Тире для обозначения пределов пространственных, временных, количественных.

(5)Река промыла здесь известняковый хребет, поэтому стены теснины окрашены в красивые оттенки: от белого и кремового до оранжевого. - в предложении нет тире

(6)За Скалистым хребтом сохранились древние башни, а в самом конце ущелья возвышается, пожалуй, самая живописная гора Главного Кавказского хребта - приложение Тихтенген (4611 м) , западнее которой находится перевал Твибер (3780 м).

(7)Здесь путешествие обычных туристов заканчивается: дорогу перегораживает мощный ледник - передвижение по нему очень опасно . - (бессоюзное предложение)

Ответ: 36|63

Ответ: 36|63

Источник: Де­мон­стра­ци­он­ная вер­сия ЕГЭ-2019 по рус­ско­му языку.

Виктор Евгеньевич Зарайченко 28.12.2018 19:22

Уважаемые коллеги! В пояснении о предложении №4 сказано, что в нем нет тире. Между тем в широко известном справочнике Д.Э.Розенталя параграф 82 называется "Соединительное тире", а затем идет подпункт 1.Тире для обозначения пределов пространственных, временных, количественных. Именно об этом идет речь в предложении 4. Правда, это не меняет правильный ответ на вопрос задания, но все же должно быть пояснено верно. С уважением, Виктор Евгеньевич

Татьяна Стаценко

Благодарю за дополнение.

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

1) На гербах разных стран нередко изображаются растения: на гербе Канады привычным стал кленовый лист, а на государственном гербе Мексики изображён кактус. 2) Это неслучайно, ведь на Мексиканском плоскогорье, возвышающемся над уровнем моря до 2500 метров, находится настоящая страна кактусов. 3) Некоторые кактусы густо покрыты желтыми и красноватыми колючками - такие растения напоминают птиц и зверей. 4) Иногда можно увидеть кактус с длинными свисающими волосами - он похож на голову старика. 5) Цветок кактуса - один из самых красивых в мире. 6) Среди ночной темноты раскрывается большая бело−голубая звезда. 7) Размером цветок с большую тарелку − до двадцати пяти сантиметров в диаметре.

Пояснение.

В предложениях 3 и 4 тире ставится в бессоюзном сложном предложении.

Ответ: 34

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

1) Для любого человека нет ничего понятнее и ближе, чем слово «дом». 2) Для ребёнка дом - это прежде всего мама, папа, бабушка, дедушка. 3) Для взрослого домом является его семья. 4) « Будьте, как дома», - говорим мы. 5) А народная мудрость гласит: «Дом вести - не лапти плести». 6) И всегда, произнося слово «дом», мы имеем в виду не фундамент, стены и кровлю, а всё человеческое, что помещается в этих стенах. 7) Дом - крепость, защита, обитель семьи, и доступ туда имеет только тот, кому позволяют его обитатели.

Пояснение.

В предложениях 2 и 7 тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже.

В ответ может быть внесено и предложение №5, т.к. в его составе подлежащее и сказуемое выражены глаголом в неопределённой форме.

Ответ: 257

Артем Хрускин 14.11.2018 18:13

Будет ли ошибкой, если я не внесу 5 предложение в ответ, а напишу 27? Сайт не засчитывает за правильный ответ, требуя цифру 5.

Татьяна Стаценко

Да, будет ошибкой, попробуйте еще раз.

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

1) С первых месяцев пребывания в лицее Пушкин начинает записывать свои впечатления и замыслы звучными русскими стихами. 2) Так вырастает его лицейская лирика - первые опыты растущего гения, как бы расправляющего свои крылья для широкого полёта. 3) Так создаётся ранний раздел его творчества - юношеская поэзия Пушкина, исполненная непередаваемой свежести чувств, увлекательности мысли и животрепещущей взволнованности слова. 4) Сохранились пожелтевшие страницы с отроческими стихотворениями Пушкина. 5) Отдельные листики, рукописные сборники, альбомы, тетради - всё это доносит до нас его первые творческие помыслы. 6) Эти дружеские антологии, альбомы и тетради «лицейских трубадуров» − широкая картина необычайного роста поэта. 7) За несколько лет он гигантским шагом прошёл все подготовительные фазы поэтического развития и достиг всеобщего признания.

(по Л. Гроссману)

Пояснение.

В предложениях 2 и 3 тире обособляет распространённое приложение.

gastroguru © 2017