Японский сад на даче. Сад в японском стиле своими руками Декоративная романтика сада

Япония – страна с необычными традициями и оригинальной культурой. О церемониях и обычаях этого великого народа можно говорить часами. Здесь ничего не создается просто так, каждое творение, будь то простое оригами или икебана, имеют целую предысторию появления и обязательно свою философию исполнения. Человек так устроен, что его внимание привлекает все необычное, поэтому японские мотивы быстро и прочно обосновались в американских и европейских интерьерах. И если внутренние изыски не всегда доступны обозрению, то сад в японском стиле, разбитый на открытом пространстве усадьбы, не позволит пройти мимо, не взглянув на его умиротворяющую красоту. Порой бывает сложно справиться с желанием толкнуть калитку, присесть на каменную скамейку и погрузиться в размышления о вечном.

История зарождения японского сада

Формирование стиля японского сада началось в далекие X-XI века и продолжалось практически пятьсот лет. За этот период выработались определенные каноны, которых и сегодня непременно придерживаются ландшафтные дизайнеры. Поскольку Япония расположена в сложной климатической зоне и имеет непростой рельеф, то и сады получились очень необычными. Дело в том, что их основой служат совсем не деревья, как многие себе представляют, а… камни. Растения же на его территорию добавлялись в минимальных количествах или же совсем обходилось без них. Настоящим произведением искусства можно назвать сады в японском стиле, разбитые перед дворцом Микадо и в старинных монастырях страны . На их пространстве ощущается дыхание эпох. Когда европейцам впервые посчастливилось увидеть это необычные творения, им очень захотелось воссоздать нечто подобное у себя на родине. Для этого изначально выписывали японских мастеров и не жалели средств на доставку оригинальных материалов. Сегодня такие ландшафты уже не в диковинку и вызвать неподдельный восторг способны только оригинальностью исполнения.

Концепция сада в японском стиле

Основной чертой стиля японского сада называют глубокую внутреннюю гармонию, порождаемую единением с природой. При создании такого ландшафта не стоит стремиться к симметрии, потому что она служит признаком неестественности и демонстрирует влияние на природу человека. Главными элементами, используемыми в дизайне, являются:

  1. Камни.
  2. Вода.
  3. Растения.

Очень важно при разбивке сада соблюсти гармонию стихий. Японские мастера считают камни скелетом сада, а воду – его кровью. Придавать композиции завершенный вид они предпочитают, широко используя второстепенные элементы, в списке которых:

  1. Бамбуковые изгороди.
  2. Мостики.
  3. Беседки.
  4. Фонари.
  5. Ворота.
  6. Колокольчики.

Эти малые архитектурные формы часто играют роль изюминки и привносят в общую атмосферу настоящий уют. В условиях нашего климата рационально насыщать ландшафт большим количеством растений, характерных для конкретной природной зоны, потому что азиатская экзотика просто не выживает в умеренной полосе. Создавая водоемы, стремятся избегать делать их правильной формы. Их очертания всегда имеют плавные и, главное, естественные изгибы. Только в этом случае им удастся передать энергетику спокойствия и умиротворения. Вычурные фонтаны в саду, разбиваемом в японском стиле, правильно заменить небольшими водопадами, но если есть непреодолимое желание украсить его именно фонтаном, то ни в коем случае не вычурным, иначе будет нарушена идиллия естественности . В садах скромной площади не используют крупные элементы в виде каменных глыб, необъятных деревьев и массивных скамеек. Не потерпит такой дизайн и буйства красок. В японском стиле превалирует зеленый цвет, а остальной спектр может присутствовать лишь в виде мелких точечных вкраплений в минимальном объеме.

Музыка камней японского сада

В традиционной интерпретации камни выкладывают по диагонали, начиная с левого угла выделенной пощади

Японский сад ещё часто называют Садом камней, потому что именно эти природные элементы образуют его структуру и напоминают людям о силе и стойкости. Составлять из них композицию – непростое искусство. В традиционной интерпретации камни выкладывают по диагонали, начиная с левого угла выделенной пощади. Количество используемых камней должно быть нечетное. В композиции непременно используют необработанные камни различных оттенков. С годами они обрастут мхом и ещё гармоничнее сольются с естественным ландшафтом. Вокруг камней принято высаживать растения. Композиция сада в японском стиле может содержать группы камней, где валуны раскладываются вперемешку с мелкими элементами. Хорошо впишутся в структуру сада скульптуры из отполированного и выкрашенного в спокойный цвет камня. Но, пожалуй, самой любимой частью такого сада станут извилистые дорожки из разномастных камней, ведь прогуливаться по ним – неописуемое удовольствие.

Живительная энергия воды

Невозможно разбить японский садик без такого атрибута, как вода. Только фонтанчики и прудики, водопады и ручейки смогут наполнить пространство движением и объемом. Над водной гладью непременно возводят мостик. Не стоит унывать, если условия не позволяют обустроить даже простейшую альпийскую горку. Отсутствие озерца отлично заменит сухой ручей. Его сформированное русло выкладывают гладкими камушками с блеском или гравием и если правильно распределить акценты, то создается реальное ощущение присутствия воды. Придать большую естественность ландшафту помогут высаженные по берегам водолюбивые растения.

Растения для японского сада

Подборку растений для сада в японском стиле выполняют по принципу волны. Это значит, что в любой сезон в таком пейзаже должно быть, на что полюбоваться. В теплое время года одна отцветающая группа растений должна тут же сменяться новой расцветающей площадкой. Поскольку суть японского сада – воссоздание мира в миниатюре, то в его ландшафте не обойтись без низкорослых растений вроде можжевельника, рододендрона, карликовых елей, карельской березы. Их комбинируют с мощными великанами – вязами, дубами, соснами. Можно насытить пространство фруктовыми деревьями, которые подарят невероятное эстетическое наслаждение в пору цветения. Абрикосы, вишни, сливы красотой своих цветков вполне способны заменить японскую сакуру. Что касается травянистых растений, то более выигрышно в японском саду будут выглядеть крупнолистные виды. Это могут быть:

  1. Папоротник.
  2. Хост.
  3. Роджерсия.
  4. Хризантемы.

Нельзя обойти вниманием и традиционные азиатские бамбук и бонсай. Причем последний можно вписать в дизайн прямо в горшочках.

Декоративная романтика сада

Лучшими декоративными элементами сада, декорируемого в японском стиле, станут каменные скульптуры и миниатюрные пагоды из камня или дерева . Вдоль аллеек можно выставить невысокие фонарики и аккуратные каменные скамейки. Развесьте на деревьях переливистые колокольчики, великолепно повторяющие песню ветра и навевающие покой. Главное, не переусердствовать с рукотворными материалами, иначе сад утратит смысловое значение.

Мостики в японской философии

Для большинства их нас мост – это строение, предназначенное для перемещения над препятствием. В садах же, создаваемых в Японском стиле, это лишь декоративный элемент, несущий смысловую нагрузку. В этом ландшафте мосты символизируют жизненный путь. По обычаю, они выполняются из ценного дерева, выделяющегося яркостью окраски. Такие мостики можно украсить камнями, хаотично разложив их по изогнутой траектории. Ведущая к мосту дорожка из небольших, продолговатой формы камней сделает его присутствие ещё более органичным. На обочинах такой аллеи целесообразно разбить многочисленные мелкие клумбы. Стоя на таком мосту, невозможно удержаться от раздумий о смысле жизни.

Рельефное разнообразие японских садов

Обустроить под самурайскую философию просторные площади не проблема. Там есть, где разгуляться. А вот реально ли в этом стиле выполнить современный дизайн дачного участка? Вполне! Профессиональные дизайнеры могут разбить скромный сад в японском стиле в плоском и холмистом варианте. На создание плоскостных композиций потребуются песок, мелкие камни и мох. В таком роде выполнен сад Реанлзи. Песок, обработанный граблями, символизирует морские волны и необъятную акваторию, по периметру которой в произвольном порядке разложен мох и хаотично разбросаны камни. В холмистых рельефах зелень можно не использовать. Хороший пейзаж помогут создать горы, песок, галька и структурные камни – здесь главное правильно все расставить. Валун вытянутой формы при вертикальной установке будет символизировать горную вершину, а плоские булыжники, вымощенные вокруг – её склоны. Галька и песок используются для воспроизведения иллюзии присутствия водоема.

Особенности освещения ландшафта

Понять суть искусства создания сада в японском стиле можно, только погрузившись в его атмосферу

Сад в Японском стиле никогда не получится логически завершенным, если в нем не будет продуманного освещения. В больших садах непременно используют тачи-гата. Эти фонари имеют высоту от полутора до трех метров и могут освещать большие участки. Возле цукубаи чаще можно встретить фонари скрытого типа – икекоми-гата. Их свет направлен вниз, что позволяет поддержать атмосферу полумрака и таинственности. Контур прудов обозначают крошечными оки-гата, а возле других водоемов можно устанавливать якими-гата.

Понять суть искусства создания сада в японском стиле можно, только погрузившись в его атмосферу. В России это можно сделать в Главном ботаническом саду. Уголок Японии здесь был воспроизведен в 1987 году, котируется как разновидность чайного сада и выделяется особой атмосферой, в которую приятно окунуться в любом сезоне. Прогуливаясь по нему, человек духовно готовится к чайной церемонии.

Сад в японском стиле

Заключение

Процесс сотворения японского сада хоть и отличается немалой сложностью, но все же невероятно увлекателен. Понятно, что наши условия не позволяют воссоздать идеальный сад в Японском стиле, с отражением всех национальных канонов, однако попытаться приблизиться к оригиналу можно. Если у вас есть цель и время, то вам вполне может удаться выразить в камне и воде свое мировоззрение, а также показать всю глубину славянской души. Выкладывая камни, слушайте свое сердце, и тогда уголок Страны Восходящего Солнца станет не просто настоящим украшением вашего участка, но ещё и отличным местом для релакса.

Фото галерея – сад в японском стиле:











Знакомиться с классическими японскими садами лучше всего, разумеется, в самой Стране восходящего солнца. Давайте для начала рассмотрим пару характерных примеров, выполненных пусть в различные эпохи, но в традиционных для Японии стилях.

Классический образец

Сад камней храма Реандзи, расположенный на территории монастыря в городе Киото, — один из самых удивительных и загадочных образцов японского садовод-ства. Считается, что он был создан в XV веке извест-ным в то время мастером — дзен-буддистом Соами. Это место для медитации, предназначенное создавать у человека особый внутренний настрой. Сад выполнен в так называемой технике сухого ландшафта (каресансуи) и представляет собой прямоугольную площадку размером примерно 23 на 9 м, засыпанную белым гравием. На ней расположены 15 камней, образующих пять самостоятельных групп. По форме каждая из них больше всего похожа на разносторонний треугольник. В основу концепции сада легли идеи дзен-буддизма, главным образом ваби (аскетизм, отсутствие излишеств). Здесь царит атмосфера ненавязчивой простоты и покоя, полная таинственной недосказанности, лежащей в глубине всех вещей и позволяющей каждому найти в ней что-то свое.

И по сей день дзен-буддисты приходят в этот храм для медитации. Сад созерцают только с террасы дома настоятеля — спуститься вниз нельзя. Ходить по гравию дозволено только монаху, который регулярно подновляет граблями полоски на гравии и убирает занесенные сюда листья деревьев. Созерцание камней помогает сосредоточиться, обрести спокойст-вие и углубиться в себя, а их очертания рождают у каждого собственные ассоциации.

Источник вдохновения

Cады буддийского храмового комплекса Тофуку-дзи в Киото по японским меркам неприлично молоды: они созданы в 1939 г. выдающимся японским садовым дизайнером Мирэи Сигэмори (1896-1975 гг.).

Это интересно

Прежде чем стать садовым дизайнером, Сигэмори погрузился в историю японских садов, провел тщательные обмеры и сделал планы более 500 из них, а затем опубликовал результаты своих исследований в виде 26-томного труда. Он считал, что истинный путь – не слепое копирование идеальных образцов, не повторение того, что было сделано прежде великими мастерами, а создание собственного стиля. Для японцев – это необычайное новаторство, просто революция.

Четыре разных сада предстают перед зрителем один за другим по мере продвижения по деревянной галерее вокруг храма.

Южный — состоит из четырех каменных групп, символизирующих острова блаженства, расположенных в море из гравия. Камни разных размеров — лежащие на боку, плоские и установленные вертикально в виде острых пиков — создают ощущение застывшего на миг движения. В правой части этого сада — пять пологих, покрытых зеленым мхом холмов, символизирующих главные дзенские монастыри Киото. Они словно земля обетованная в суровом море житейских бурь, обещание покоя в черно-белой реальности повседневного бытия. Причем весной эти холмы не зеленые, а рыжие. Экспрессия сада потрясает, он словно пульсирует энергией.

Восточный сад — семь цилиндрических камней серого цвета разной высоты, размещенных как звезды в созвездии Большой Медведицы. Первоначально они использовались в качестве фундаментных блоков в различных постройках храма.

Западный сад представляет собой стриженные в виде прямоугольных параллелепипедов кусты азалий, размещенные на гравийной отсыпке. Квадраты живой зелени и гравия чередуются, как клетки на шахматной доске.

Но особенно хорош Северный сад. Это прямоугольная площадка, на которой все в том же шахматном порядке перемежаются мох и каменные плитки, а по краям высажены невысокие подстриженные полусферами кустарники мелколистной азалии. Границы каменных квадратов постепенно расплываются во мху, который все плотнее смыкается и постепенно поглощает их.

Минимализм садов Тофуку-дзи потрясает. Каждый их элемент проникнут глубокой символикой и философией, но даже для абсолютно далекого от всего этого человека они создают ощущение гармонии и абсолютного покоя. Ничего, кроме камней, гравия, мха и кустарников. Так просто — и так выразительно!

Принципы

Если японские сады интересны вам настолько, что вы даже задумываетесь о создании собственного японского уголка на садовом участке, то нужно ознакомиться с основными идеями и принципами, которыми руководствуются мастера Страны восходящего солнца.

Мировосприятие японцев уникально: для жителей этой страны характерно умение наслаждаться изменчивостью природы и неизменностью мира. Широко известны японские сезонные традиции: любование первым снегом, считающимся не только символом холодного времени года, но и предчувствием новой жизни, луной, символизирующей вечность мира, цветами в их нескончаемом преображении — сакурами, азалиями, японскими ирисами, пионами, хризантемами.

Именно поэтому японский сад — понятие неоднозначное, собирательное, объединяющее различные стили и философские направления. Наиболее известны, пожалуй, три из них — сад для чайной церемонии, для медитации и для прогулок. Они существенно отличаются и по размерам: бывают как крошечными, так и раскинувшимися на площади в десятки гектаров. А, значит, приняв решение создать японский уголок, всегда можно подобрать вариант, идеально подходящий именно для вашего участка.

Как правило, японский сад содержит следующие основные элементы: это камень, вода и растения.

Один из классических японских садов с водоемом носит собственное название — «сад холма и пруда». О н может быть как большим, так и маленьким, но в центре его всегда пруд с островом, связанным с сушей мостиком.

Растений в японском саду обычно бывает немного (а иногда их и вовсе нет). Они должны гармонично вписываться в композицию, а, кроме того, могут служить естественным разделителем между японским уголком и его окружением. С этой целью можно высадить крупные растения по периметру или за оградой.

В больших садах для прогулок (каюсики-тейен) тщательно продумывались не только пешие маршруты, но и водные: катаясь на лодке, можно было наслаждаться красотой пейзажей, озаренных лунным светом, а для созерцания водной глади и изменчивых отражений строились помосты простой формы, чаще всего квадратной или прямоугольной.

Уголок Японии в вашем саду

Жаркие дискуссии о том, уместен ли сад в японском стиле за пределами исторической родины, периодически разгораются и в среде профессионалов, и среди садоводов‑любителей. Мнения по этому поводу высказываются самые разные: от категорического отрицания этой затеи до столь же яростного ее продвижения. Как правило, поколебать позицию сторонников создания таких садов не могут никакие аргументы. Кроме, пожалуй, здравого смысла.

Это интересно

При создании сада японцы опираются на три основополагающих понятия, постичь глубинный смысл которых представителю западной культуры удается далеко не всегда и не сразу. Ма, или «промежуток», – это расстояние между объек­тами. Оно не только разделяет элементы, но и связывает их воедино. У обозначающего его иер­оглифа есть и более философское значение – длительность паузы.
Оку, что означает «глубина», – относительное понятие. Оно определяется не единицами измерения, а скорее особым состоянием, ощущением чего-то невидимого, воображаемого. Чу-чо обозначается двумя иероглифами, которые можно перевести как «быть собранными вместе». Это понятие подразумевает сложную структуру пространства – так называемую многослойность. Человек, рассматривающий японский сад через призму этих понятий, словно оказывается вовлеченным в процесс его создания, хотя в действительности это происходило без его участия.

Противопоказания

Стоит ли устраивать японский сад в средней полосе России? Прежде чем вы ответите на этот вопрос, необходимо хорошенько подумать, нужен ли он именно вам. Ведь любой сад в первую очередь должен подходить вашей семье, соответствовать ее образу жизни.

Склад характера и образ жизни. Если по выходным и праздникам вы обычно проводите на даче время в окружении множества друзей и родственников под песни и шашлыки, то японский сад вам делать не стоит — он предназначен вовсе не для этого. Аскетичная японская беседка абсолютно не подходит для застолий. Да и главное в таком саду — пейзаж, который служит для пассивного созерцания. Ведь в основе философии японского сада лежит идея воссоздания естественного ландшафта в миниатюре, призванная показать силу природы и ее божественную нетленность.

Отношение к растениям. Отказаться от идеи создания садика в японском стиле следует и в том случае, если вы увлеченный цветовод, любящий яркие краски: он вам просто противопоказан. Цветовая гамма японских садов очень сдержанна, в ней преобладает зеленый цвет, «разбавленный» лишь весенним цветением сакуры да яркой осенней листвой кленов. Многолетников совсем немного — в основном деревья и кустарники. А, значит, любителей флоксов и роз, как говорится, просьба не беспокоиться. Если для европейского садовода или дизайнера главное в саду — это все-таки растения, не важно, стриженные ли для сада регулярного или же вольно растущие для пейзажного, то у японцев приоритеты иные. Они создают мир в миниатюре, где непременно присутствуют все элементы природы: камень, вода и растительность. Обратите внимание — она на последнем месте.

Возможность обеспечить уход. Японский сад весьма требователен к своему владельцу. Он постоянно должен находиться в идеальном состоянии. Здесь и речи быть не может о легкой запущенности или элегантной небрежности пейзажного сада. Так что японский уголок не подойдет и тем, кто ухаживает за участком время от времени, когда выпадает свободная минута и случается подходящее настроение. Хотя японские сады минималистичны, они требуют максимального ухода.

Показания

Вам хочется иметь собственный японский сад, импонирует такая стилистика, понятен язык символов и близка философия, лежащая в его основе? Вы (да и другие члены вашей семьи тоже) не ленивы и при этом предпочитаете неспешное медитативное времяпрепровождение, любите наблюдать за природой и не стремитесь окружить себя пышными цветами всех мыслимых и немыслимых оттенков? Возможно, японский сад — именно то, что вам нужно.

Если вы твердо решили, что японский уголок вам просто необходим, сначала определитесь с его расположением на участке. Наверняка, ваш дом, хозяйственные постройки и забор выполнены совсем в другом стиле, поэтому японский садик должен представлять собой отдельную композицию. Не стоит отводить ему всю территорию садового участка – пусть это будет особая зеленая комната, которая не бросается в глаза и откуда, в свою очередь, не видны строения. При этом не подходящий по стилю забор можно задекорировать лианами (виноградом, девичьим или амурским, гортензией черешковой, древогубцем, аристолохией) либо закрыть готовыми бамбуковыми ширмами.

Ассортимент растений

В силу климатических различий традиционно используемые в японских садах растения не всегда хорошо чувствуют себя в условиях средней полосы России.

В первую очередь это касается знаменитых японских кленов. Завораживающие осенние пейзажи тамошних садов во многом обязаны своим великолепием именно им. Они отличаются эффектной ажурной кроной и изящными листьями разнообразной формы и окраски. Самый популярный из них — клен дланевидный, или веерный (Acer palmatum). К сожалению, в нашей климатической зоне ему некомфортно: он подмерзает, плохо растет и требует тщательного выбора места посадки и ухода.

К счастью, в качестве альтернативы можно выбрать схожие по декоративным качествам, но неприхотливые и устойчивые в средней полосе России виды — клены маньчжурский (A. mandschuricum) и ложнозибольдов (A. pseudosieboldianum). Они представляют собой небольшие деревца или крупные кустарники с резными мелкими листьями, которые осенью окрашиваются в оранжевые или пурпурные тона.

Весну в японском саду невозможно представить себе без сакуры, которая, к сожалению, тоже плохо чувствует себя даже в Подмосковье, не говоря уж о более северных районах. Ее тоже можно заменить, например, вишней сахалинской, курильской или обыкновенной. В конце концов подойдут даже декоративные или плодовые яблони и сливы, а также боярышники. Любое пышное цветение, пусть и не-аутентичное, будет гораздо интереснее, чем несколько цветков явно мучающихся у нас настоящих сакур. Кроме того, в Японии часто сажают устойчивую у нас спирею серую. Ее обильное цветение весной — фантастическое зрелище.

Среди классических «обитателей» японского сада и мелколистные азалии, стриженные в форме полусфер. У нас проще и гораздо дешевле заменить их спиреями Бумальда и японской.

На заметку

Из цветущих травянистых многолетников можно использовать пионы, японские ирисы и хризантемы. При этом, подбирая сорта, следует иметь в виду, что сами японцы предпочитают цветки простой изящной формы, без излюбленной европейцами показной роскоши. Кроме того, цветущих растений в японском саду должно быть совсем немного, в идеале – единичные экземпляры.

В японских садах часто встречается бамбук, который быстро разрастается, образуя сплошные заросли. Он необычайно выразителен, но выживет далеко не на каждом российском участке. В качестве альтернативного варианта у нас можно высадить гречиху сахалинскую. Оборвав нижние листья, вы добьетесь нужной иллюзии. Надо лишь учесть, что она быстро разрастается: впоследствии ее придется жестко контролировать.

Нужны ли в японском садике каменные фонари и пагоды? Это совсем необязательно, а чересчур увлекаться ими и вовсе противопоказано. Но если уж вы непременно захотите их «завести», то не приобретайте дешевую имитацию. Вульгарная подделка не придаст «японистости» вашему творению, но легко разрушит спокойно-созерцательную атмосферу сада.

Планируя свой собственный японский сад, постарайтесь подобно настоящим творцам не копировать готовые образцы, созданные признанными мастерами, а рассматривать их как источник вдохновения, используя только особо понравившиеся элементы, а также применяя на практике принципы размещения камней и растений в композициях.

Если, осознав все трудности, вы только укрепились в своем желании создать на своих немногих сот-ках простоту и гармонию, умноженные на совершенство, ни за что не отказывайтесь от своей мечты. И пусть вам сопутствует удача!

Вариации на тему

Сады в японском стиле есть во многих странах мира.

Одним из самых известных в Европе считается Водный сад знаменитого художника-импрессиониста Клода Моне в Живерни. Хотя живописец никогда не был в Японии, он много читал о традициях этой страны, ее искусстве и философии, а увлечение японскими эстампами продлилось всю его жизнь.
Ощущение Востока в его саду создают только растения и вода. Здесь нет характерных мостиков и каменных фонарей, зато присутствует игра света и тени, зыбкость отражений, неуловимо меняющийся цвет воды. Моне выписывал из Японии редкие сорта ирисов и нимфей, по берегам водоема посажены ивы. «Эти пейзажи, с водой и отражениями, стали каким-то наваждением», — писал сам художник.
Японских садов немало в Великобритании, например Сад Киото. Он занимает отдельную часть Холланд-парка, расположенного в центре Лондона, и был создан командой профессиональных японских ландшафтных дизайнеров и архитекторов. Это настоящий шедевр с водоемами и водопадом, привлекающий множество посетителей своей неповторимой волшебной атмосферой.

Один из удачных вариантов японского сада можно увидеть в Голландии: и забор подходящим образом оформили, и место вдали от остального сада определили. Это отдельная зеленая комната со своим входом, большую часть которой занимает водоем с карпами кои.

Москвичи же и гости нашей столицы могут посетить японский уголок в Главном ботаническом саду. Он был создан профессионалами из Страны восходящего солнца и ничем не уступает лучшим европейским образцам.

Свой первый японский сад я увидела в Литве, и он поразил меня до глубины души. История его создания – лучший пример того, как красота спасает мир. В годы советской власти будущего владельца этого сада призвали в армию. Во время войны в Афганистане ему приходилось убивать, и это надломило его психику. После демобилизации он долго пытался выздороветь, но ничего не помогало. Приехав на лечение в очередной санаторий, он увидел на столике у входа журнал с фотографиями японского сада, забрал его, повернулся и… уехал домой, где вместо картофельного поля разбил свой японский сад, который и вылечил его. Наш герой женился, у него родились дети, но он не оставил свое увлечение и занялся искусством бонсай. Свой сад он назвал Садом утренней росы.

Гармоничное сочетание человеческого влияния и природных стихий – цель каждого паркового комплекса. Наиболее полно эта гармония отражена в традициях Страны восходящего солнца, поэтому сад в японском стиле пережил столетия перемен и популярен даже сегодня.

Вглубь истории

Первые письменные источники, в которых встречается иероглиф «нива» (сад), относятся к восьмому веку нашей эры. Поначалу этот термин означал некое пространство, без естественных или искусственных оград. Позднее появились рукотворные элементы – ограждения, посыпанные галькой дорожки, малые архитектурные сооружения.

Концепция японского сада связана с живописью. Потрясающие цветовые гаммы садов периода Хэйан совпали со временем возникновения школы ямато-э. Появление буддийских монастырей и храмов пришлось на эпоху самурайства – пышность и декоративность уступили место лаконичности и монохромности, настала эра сухого пейзажа.

Сочетанием несочетаемого отмечен и так называемый чайный сад – еще одно направление японского паркового искусства, которое возникло уже в XVI веке.

Японский сад – принципы создания стиля

Три кита, на которых базируются парковые комплексы храмов и дворцов:

  • непременное сочетания воды и камня, символизирующих мужское и женское начало в восточной философии;
  • естественность растений, каменных глыб, декоративного оформления;
  • асимметричность ландшафта с акцентом на одну или несколько отдельных деталей композиции.

К дополнительным условиям структуры японского уголка относятся наличие открытой площадки, использование сдержанных, гармоничных цветовых оттенков.

Фото: ландшафтный дизайн дачного участка

Стили оформления сада

В современном ландшафтном дизайне выделяют четыре разновидности оформления сада в японском стиле. Эти вариации успешно используются для организации пространства.

  1. – маленькая часть двора или дома с открытой крышей.
  2. – площадка с минимумом растений. Создать такой участок несложно, но декоративность оформления будет сравнительно невелика.
  3. . Этот ландшафтный комплекс отличается от привычной для нас европейской парковой традиции. Характерная черта – максимальное использование природных растений и форм, а также следование временам года.
  4. – характеризуется соединением двух типов зеленых насаждений с различным ландшафтом. В тенистых уголках непременно присутствует павильон – ваби, в котором и проходит чайная церемония – тяною.

Рассмотрим каждый из этих зеленых уголков подробнее и выделим принципы их создания.

Сад появился в период развития городской архитектуры раннего Средневековья. Само название говорит о миниатюрности ландшафтной композиции – слово «цубо» означает небольшую площадь, 3,3 кв. м.

Такой сад располагают и на крохотных участках двора под открытым небом, и внутри помещений.

Фото классического цубо:

Главная цель разбивки миниатюрного сада – впустить в ограниченное городское пространство свет и природу . Насаждения для зеленого уголка подбирают в зависимости от сторон света. Например, в северной части не садят солнцелюбивые растения, а недостаток цветов компенсируют мхом.

Территорию цубо выкладывают камнями, оставляя для насаждений небольшой клочок земли. В центре композиции – несколько растений, соответствующих стилю здания. Самый простой способ создать такой японский сад на дачном участке – установить фонарь цукубаи, сделать дорожки из « взлетающих камней» – тобииси и гармонично расставить несколько растений.

Пользователи часто ищут :

Недостаток света компенсируют лампами, фонарями или хитроумной галереей зеркал, которые насыщают скучные стены городского дома ярким и теплым солнечным светом. Декоративное освещение станет маленьким штрихом, завершающим композицию цубо.

Это поэтическая интерпретация архаичного мотива – поиска островов вечной молодости и бессмертия. Древние легенды нашли отражение в структуре сада камней. Хотя ландшафтный дизайн не уделяет достаточно внимания японской философии, он продолжает использовать вековые принципы возведения каменных садов.

Для японцев камень никогда не являлся стройматериалом – только объектом поклонения и восхищения. Отголоски культового отношения к каменным глыбам представлены в классических методах расстановки композиций. При создании восточного дизайна валуны размещают следующими способами:

  • Гора Хорай – один камень посреди пруда как символ этой далекой вершины.
  • Гора Сюми представляет собой композицию из трех камней, расположенных в водоеме или на небольшом возвышении.
  • Три драгоценности – метод расстановки, основанный на буддистских традициях.
  • Острова журавля и черепахи – повторяют в ландшафте сада народные сказки и предания.

Большое значение придают японцы выбору камней. Поскольку валуны часто используют в группах, важна не форма отдельного предмета, а гармоничность композиции. Дизайн японского сада приветствует вкрапления древних камней, покрытых мхами и лишайниками, с округлыми очертаниями. По верованиям японцев, такие глыбы приносят в дом покой и гармонию, без них невозможно оформить сад в стиле Страны восходящего солнца.

При создании композиции придерживаются четких принципов расстановки камней. Трудность заключается в правильном размещении главного валуна, венчающего весь дизайн ландшафта. Остальные элементы естественным образом обрамляют центральную каменную глыбу, создают миниатюрные композиции, символизирующие острова или горные цепи. Сад в японском стиле дает волю фантазии, но при этом диктует свои правила.

Не принято ставить камни по восходящей или нисходящей линии – японцы не любят искусственной симметрии. Не объединяют в одной композиции речные, горные и морские камни.

Чтобы валуны стояли устойчиво, их прикапывают. Для скрытия дефектов и сколов возле каменной композиции высаживают низкорослый кустарник или траву. Растения для японского сада камней подбирают дикие, скромных цветовых оттенков.

Внешний вид этой территории наиболее привычный для европейского взгляда: открытое пространство, водный поток и масса зеленых насаждений. В тенистых уголках произрастают и вечнозеленые, и лиственные деревья – так достигается чередование цветения каждого саженца в зависимости от сезона.

Удачное дополнение к деревьям – подстриженные кустарники самшита, рододендрона, кизильника и пр. Такие растения при необходимости скрывают стены домов, мусорные контейнеры или компостные сооружения (если сад планируется разместить на даче). И наоборот, оформленные шапки кустарников служат естественным обрамлением вида на речной берег или бескрайнее поле.

Большое значение в саду деревьев отводится декоративным элементам – изгородям, мостам, фонарям, воротам… Как правило, внутренние заграждения делают легкими и воздушными, используя деревянный штакетник или бамбук. А вот внешние заборы выполняют из камней и декорируют черепицей.

Часть традиционной японской чайной церемонии. Его основное назначение – создать необходимую атмосферу покоя и умиротворенности. Площадь его не велика и имитирует фрагмент горной местности, где селились восточные мудрецы.

В дальнем конце сада располагается хижина для чайной церемонии – тясицу. Это небольшой аскетичный домик, напоминающий жилище мудрецов. И внешний вид, и внутреннее убранство этого строения очень лаконичны. Считается, что только так можно добиться истиной гармонии и настроиться на созерцание.

Сам сад как будто подготавливает человека к церемонии, являясь границей между суетным миром и территорией духовности.

Он оформлен в сдержанном стиле, близком к природному. Растения и камни располагаются в естественном, как бы хаотичном порядке. Освещение должно быть слабым, едва достаточным для того, чтобы видеть путь.

Фонари – непременный атрибут японского сада, используются и для украшения, и для освещения территории. Поначалу декоративные светильники присутствовали только в чайных садах, но позднее стали визитной карточкой любого ландшафтного дизайна в японском стиле. Как правило, устанавливается лишь один фонарь, сделанный из камня. Пьедестальные модели – татигата – ярко освещают прилегающую территории. Световой поток скрытых фонарей – икэкомигата – направлен вниз.

Фото: мост выполняет декоративную функцию

Мосты в японском саду далеко не всегда служат для переправы на другой берег – скорее, используются как еще один элемент дизайна. В отличие от китайских или европейских конструкций японский мостик плоский, иногда вообще не предназначен для ходьбы. Чрезвычайно декоративным является мост яцухаси, сложенный из восьми элементов – камней или широких досок.

Детали сооружения укладываются зигзагом, поэтому пройти по нему бывает непросто. Такие мосты хорошо вписываются в ландшафтный парк, устанавливаются над искусственными прудами, впадинами с влажной землей или же непосредственно над газоном.

Японские сады могут многое рассказать о характере жителей Страны восходящего солнца. А для европейцев – это великолепное сочетание света, зелени, камня и воды, своеобразная дверь к пониманию культуры и традиций Востока.

Видео: миниатюрная Япония на участке

Японская эстетика – совершенно особая. Ей чужды роскошь и затейливость, избыточность предметов. Красота по-японски заключается в спокойном равновесии, гармонии форм, линий, оттенков и звуков.

Японский ландшафт – не просто живописная картинка, а способ постижения мира, в основе которого очень уважительное, поэтическое отношение к природе.

Садовый дизайн в Японии, конечно, тоже результат работы рук мастеров, но, прежде всего, это продукт труда интеллектуального. Японский садовник не станет «перекраивать» рельеф и переделывать пейзаж, пытаясь приспособить местность к собственной прихоти. Он – ученик Природы и, создавая ландшафт, следует её законам.
Даже самый крошечный японский садик – слепок окружающей натуры, философская трактовка той среды, что характерна для конкретной местности. В нём нет ничего случайного, ни одной бессмысленной детали: каждый камень, фонарь или пень является символом определённого понятия и «отвечает» за удачу, здоровье, материальное благополучие.

Достоинства и особенности японского сада

Чем пленяет японский ландшафт европейцев?
Загадочной задумчивостью, ясностью линий, плавным перетеканием оттенка в оттенок… Но есть у него и другие интересные качества.

Японский сад способствует формированию рассудительного, невозмутимого отношения к жизни; он умиротворяет, развивает чувство вкуса.

Японский сад – отличное средство от стрессов. А также, поскольку в нём господствует фэншуй, учение о циркуляции энергий, то ещё и место силы, физического оздоровления.

Наконец, такой сад – прекрасно подходящая модель для участка любого размера, даже очень маленького. Он также идеально впишется в участки нестандартной формы – слишком узкие, расположенные на склоне, с каменистой, кочковатой почвой.

Тем не менее воплотить японскую мечту не так уж и просто.

Что для этого требуется?
— Во-первых, обладать по-настоящему утонченным вкусом.
— Во-вторых, довольно обширными знаниями о японской культуре. Более того, надо разделять мировоззрение, которое станет концептуальной основой для вашего сада. В частности, помнить о том, что абсолютно все предметы должны быть исполнены смысла и находиться там, где им предписано фэншуем.


К незыблемым правилам, которых следует придерживаться, разбивая сад по-японски, относятся:

  1. многомерность. Сад создаётся, в первую очередь, для созерцания, поэтому на каждом повороте тропинки, с каждого возвышения должна открываться новая перспектива. Чтобы этого добиться, широко применяют перепады уровней, мостики, холмы.
  2. Отсутствие симметрии. Природа обходится без линейки и циркуля, а японский сад, напомним, во всем повторяет природу.
  3. Главные стихии в японском миропонимании – растения, вода и камни. Это, если хотите, «святая троица» японского сада.
  4. Камней традиционно много. Они располагаются группами, образуя локальные сады камней, из них выкладывают тропинки, делают сухие ручьи.
  5. Важный нюанс – использование местных материалов. Не нужно привозить живописные камни издалека – они будут чужеродными для вашей местности.
  6. Вода приветствуется в любом виде. Это могут быть пруд, ручеёк, фонтанчик.
  7. Композиционность – ещё один приоритет японского ландшафта. Отдельные предметы следует сочетать в живописные группы: ручей, мостик и фактурная сосна, например, или камень, куст и фонарь над ними.

Если мечтаете оформить на японский манер весь приусадебный участок, то сначала разбейте его на части неправильной, произвольной формы. Желательно, чтоб они совпадали с основными функциональными зонами.
Затем позаботьтесь о мягком, естественном переходе от зоны к зоне: в качестве условных границ используйте камни, деревья, неброские аксессуары.

Впрочем, не пытайтесь воссоздать Японию среди русских осин и берёз, не стоит бездумно копировать образцы садов из Киото и Окинавы. Главное – общие принципы. А растения, камни, цветы выбирайте из местного ареала: лишь такой пейзаж будет выглядеть правдоподобно, что в итоге соответствует японской философии.

Основные краски японского сада

В Стране восходящего солнца считают, что большое количество буйно цветущих растений разного вида может вывести человека из равновесия, лишить его покоя и вдумчивости.
Из поколения в поколение передаётся легенда, согласно которой некий сегун, услышав о красоте одного из садов, уведомил хозяина, что прибудет к нему для экскурсии. Когда владыка в назначенный час ступил за калитку сада, то не увидел ни одного цветущего растения – все цветы были безжалостно срезаны. Гость рассердился… Но хозяин пригласил его в беседку, где на столе красовался цветок – единственный, неповторимый. Столь драматический приём заставил сердце сегуна трепетать от нахлынувших чувств.

Иными словами, чарующе - сдержанная гамма японского сада, состоящая их оттенков и полутонов, плавных переходов. Вершина мастерства – добиться, чтобы некий угол сада был выдержан во многочисленных оттенках одного-единственного цвета. Допустим, белого, желтого или лилового.
А вот серый, мшисто-зелёный, приглушённый коричневый и не слепящий белый можно назвать базовыми красками для японского пейзажа.

Метафизика деревьев в японском саду

Классический японский участок немыслим без трёх, можно сказать, сакральных растений – сливы, сосны и бамбука. Первое символизирует весну, торжество жизни и считается деревом самураев.
Традиция любоваться ветками цветущей сливы (ханами) не менее прочна, чем в случае с сакурой.
Сосна олицетворяет мужество, силу духа и долголетие; кривоватое, потрепанное ветрами сосновое деревце – одна из самых узнаваемых эмблем Страны восходящего солнца.
А бамбук ассоциируется с гибкостью, прочностью, умением преодолевать любые обстоятельства.

Глубокий символизм, однако, сформировался позже. А первые японские садовники просто использовали те деревья и кустарники, которые росли поблизости. При этом горные растения сажали на участках, где много камней, а долинными украшали поместья, расположенные в низинах. Это значит, что вовсе не обязательно покупать японские саженцы и семена, для сада вполне подойдет знакомая, местная флора.

Бамбук, например, можно заменить ивой, фаргезией, сазой, высоким сахалинским горцем.
Сибирский кедр из русского бора справится с ролью белой и черной японской сосны, а родные вишни будут цвести и благоухать ничуть не хуже, чем японские сливы-умэ.

Подбирая растения, помните: ваша задача не в том, чтобы сад переливался красками с первых дней весны и до глубокой осени. А в том, чтобы яркие вспышки цветения чередовались с длительными фазами покоя.

Очень по-японски выглядят также черешни, гладкие вязы, дубы и особенно клёны – рисунок их листьев, богатая осенняя палитра полностью отвечают японским идеалам красоты и гармонии.

Кусты, травы и цветы

При выборе кустарников следует учесть архитектуру каждого растения, текстуру и оттенки его листьев. Чаще всего ландшафтные дизайнеры рекомендуют барбарис, кизильник и боярышник. Благодаря ягодам и оттенку листвы, эти культуры достаточно эффекты, а также долго держат форму после стрижки.

Без периодической стрижки обойтись не получится: традиция требует, чтобы в саду были растения шарообразной формы. Её придают не только кизильнику, барбарису, самшиту, но даже невысоким вязам, туям, карликовым тисам, рододендронам. Из этих и других подстриженных растений нередко формируют живые изгороди.

Для создания зелёных стен и ковров используют разные виды спиреи, дейцию, а также травы – молинию, ковыль, мискантус. Широко применяют мхи, декоративные осоки и злаки.

Устройте несколько миниатюрных моносадов. Их можно сформировать из хост, папоротников, то есть, растений одного типа, дополненных камнями. Такой художественный способ полностью отвечает духу японского сада.

Цветы в восточном мировоззрении так же многозначны, как и деревья. Всем известно, например, что хризантема – такой же символ Японии, как ветка сакуры или силуэт сосны. В большом почёте и лилейники, ирисы, луковичные.

Посадите хризантему-сюнгику. Это особый, съедобный вид цветка, очень популярный на Востоке. Из листьев такой хризантемы японцы готовят множество блюд, уверяя, что они обладают целебными свойствами.

Уместны в японском саду пионы, знаменующие любовь, символ скромности амаралис, а также белые розы – знак благородства. Впрочем, цветов должно быть в меру и располагать их лучше не на общих клумбах, а отдельными лужайками.

Камни и ещё раз камни…

Их значение для японского сада огромно.

Камнями, во-первых, выкладывают зону отдыха – патио. А также главную дорожку, уходящую вглубь сада. Для неё выбирают крупные, с неровными краями плиты, а образцами поменьше устилают второстепенные тропинки и границы между зонами.
Во-вторых, камни нужны для сухого пейзажа, иными словами, для . Дело в том, что в старину японцы верили: боги обитают среди разбросанных глыб и валунов. С тех пор каменистые пейзажи – место, где медитируют монахи.

В основе сада камней – семиугольник из линий, на пересечении которых устанавливают крупные обломки плитняка, гранита, кварца. Пространство между ними засыпают галькой, на поверхности которой вычерчивают волны.

Камни подбирают, учитывая и форму, и цвет. Сизые, голубоватые отождествляют со стихией воды, зеленоватые с растительностью, а камни диковинных форм символизируют в саду животных.

Каменный садик должен располагаться таким образом, чтобы солнце не слепило глаза тех, кто им будет любоваться.

Чем разнообразнее форма осколков, тем лучше. При этом обязательно должны быть лежачий, горизонтально вытянутый камень; изогнутый; плоский; невысокий-вертикальный и каменная статуя. Без последней, говорят японцы, сад – не сад.

Разнообразие водоёмов

Из камня должна быть и чаша-тсукубаи, невысокая бадья, которую когда-то использовали как рукомойник. Тсукубаи в наши дни – часть декора, а также напоминание о том, что вода – вечный, философский спутник камня.


Если позволяют площадь и возможности, можно выкопать пруд, характерную деталь для поместий японских аристократов. Часто посреди такого водоёма насыпают островок (символ места обитания душ, то есть бессмертия ), соединяя его с берегом при помощи деревянных настилов или камней (каменных плит).

Почти всегда в японском пейзаже присутствует и водопад. Струи низвергаются с обломка скалы в узкое русло, образованное камнями поменьше. Плеск и журчание считаются в Японии одной из лучших музык, а летящая вода прибавляет ландшафту динамики.

Организовать традиционные японские водоёмы можно и без лишних затрат, прибегнув к современным средствам. Чаши-тсукубаи, допустим, сегодня делают из поливинилхлорида, окрашенного под старый, замшелый камень.

Малые архитектурные формы и освещение

Если вы намерены во всём следовать канонам японского ландшафтного искусства, то без чайного домика не обойтись. Тем более, что первые японские сады возникли вокруг таких домиков как дополнение к традиционной чайной церемонии.

Собственно, сегодня чайным павильоном может быть обычная деревянная беседка в форме пагоды или куба, выкрашенная в красный, коричневый, белый цвета.

Другой важный атрибут – зигзагообразный мостик яцухаси. Его вытянутый, змеевидный силуэт символизирует извилистость жизненного пути, дорогу, которую проходит человек в поисках истины.

Мостики могут быть и выгнутой, напоминающей радугу формы, имитировать корабли, быть из дерева и камня, простираться не только над водоёмами, но и над сухими ручьями.

У пруда, водопада, в саду камней не забудьте установить скамейки – прямые, аскетичные по форме, состоящие из каменных подпор и плоских деревянных сидений.

Фонари из камня – дань традиции, от которой не стоит отказываться. Такие светильники бывают самых разных очертаний, а также высоты – от приземистых, напоминающих округлые камни, до высоких столбов.

Существуют и подвесные фонари, светильники из бронзы, в форме пагод, резных квадратов, цилиндров, многоугольников… Одни из них светят вверх, другие придуманы, чтобы освещать землю…
Если расставить эти приборы грамотно – вдоль тропинок, по периметру патио, у кромки пруда, подле беседки – участок получит оптимальную дозу естественного света: неяркого, а немного таинственного, как и весь сад.

Гармоничное сочетание человеческого влияния и природных стихий – цель каждого паркового комплекса. Наиболее полно эта гармония отражена в традициях Страны восходящего солнца, поэтому сад в японском стиле пережил столетия перемен и популярен даже сегодня.

Вглубь истории

Первые письменные источники, в которых встречается иероглиф «нива» (сад), относятся к восьмому веку нашей эры. Поначалу этот термин означал некое пространство, без естественных или искусственных оград. Позднее появились рукотворные элементы – ограждения, посыпанные галькой дорожки, малые архитектурные сооружения.

Концепция японского сада связана с живописью. Потрясающие цветовые гаммы садов периода Хэйан совпали со временем возникновения школы ямато-э. Появление буддийских монастырей и храмов пришлось на эпоху самурайства – пышность и декоративность уступили место лаконичности и монохромности, настала эра сухого пейзажа.

Сочетанием несочетаемого отмечен и так называемый чайный сад – еще одно направление японского паркового искусства, которое возникло уже в XVI веке.

Японский сад – принципы создания стиля

Три кита, на которых базируются парковые комплексы храмов и дворцов:

  • непременное сочетания воды и камня, символизирующих мужское и женское начало в восточной философии;
  • естественность растений, каменных глыб, декоративного оформления;
  • асимметричность ландшафта с акцентом на одну или несколько отдельных деталей композиции.

К дополнительным условиям структуры японского уголка относятся наличие открытой площадки, использование сдержанных, гармоничных цветовых оттенков.

Фото: ландшафтный дизайн дачного участка

Стили оформления сада

В современном ландшафтном дизайне выделяют четыре разновидности оформления сада в японском стиле. Эти вариации успешно используются для организации пространства.

  1. – маленькая часть двора или дома с открытой крышей.
  2. – площадка с минимумом растений. Создать такой участок несложно, но декоративность оформления будет сравнительно невелика.
  3. . Этот ландшафтный комплекс отличается от привычной для нас европейской парковой традиции. Характерная черта – максимальное использование природных растений и форм, а также следование временам года.
  4. – характеризуется соединением двух типов зеленых насаждений с различным ландшафтом. В тенистых уголках непременно присутствует павильон – ваби, в котором и проходит чайная церемония – тяною.

Рассмотрим каждый из этих зеленых уголков подробнее и выделим принципы их создания.

Сад появился в период развития городской архитектуры раннего Средневековья. Само название говорит о миниатюрности ландшафтной композиции – слово «цубо» означает небольшую площадь, 3,3 кв. м.

Такой сад располагают и на крохотных участках двора под открытым небом, и внутри помещений.

Фото классического цубо:

Главная цель разбивки миниатюрного сада – впустить в ограниченное городское пространство свет и природу . Насаждения для зеленого уголка подбирают в зависимости от сторон света. Например, в северной части не садят солнцелюбивые растения, а недостаток цветов компенсируют мхом.

Территорию цубо выкладывают камнями, оставляя для насаждений небольшой клочок земли. В центре композиции – несколько растений, соответствующих стилю здания. Самый простой способ создать такой японский сад на дачном участке – установить фонарь цукубаи, сделать дорожки из « взлетающих камней» – тобииси и гармонично расставить несколько растений.

Пользователи часто ищут :

Недостаток света компенсируют лампами, фонарями или хитроумной галереей зеркал, которые насыщают скучные стены городского дома ярким и теплым солнечным светом. Декоративное освещение станет маленьким штрихом, завершающим композицию цубо.

Это поэтическая интерпретация архаичного мотива – поиска островов вечной молодости и бессмертия. Древние легенды нашли отражение в структуре сада камней. Хотя ландшафтный дизайн не уделяет достаточно внимания японской философии, он продолжает использовать вековые принципы возведения каменных садов.

Для японцев камень никогда не являлся стройматериалом – только объектом поклонения и восхищения. Отголоски культового отношения к каменным глыбам представлены в классических методах расстановки композиций. При создании восточного дизайна валуны размещают следующими способами:

  • Гора Хорай – один камень посреди пруда как символ этой далекой вершины.
  • Гора Сюми представляет собой композицию из трех камней, расположенных в водоеме или на небольшом возвышении.
  • Три драгоценности – метод расстановки, основанный на буддистских традициях.
  • Острова журавля и черепахи – повторяют в ландшафте сада народные сказки и предания.

Большое значение придают японцы выбору камней. Поскольку валуны часто используют в группах, важна не форма отдельного предмета, а гармоничность композиции. Дизайн японского сада приветствует вкрапления древних камней, покрытых мхами и лишайниками, с округлыми очертаниями. По верованиям японцев, такие глыбы приносят в дом покой и гармонию, без них невозможно оформить сад в стиле Страны восходящего солнца.

При создании композиции придерживаются четких принципов расстановки камней. Трудность заключается в правильном размещении главного валуна, венчающего весь дизайн ландшафта. Остальные элементы естественным образом обрамляют центральную каменную глыбу, создают миниатюрные композиции, символизирующие острова или горные цепи. Сад в японском стиле дает волю фантазии, но при этом диктует свои правила.

Не принято ставить камни по восходящей или нисходящей линии – японцы не любят искусственной симметрии. Не объединяют в одной композиции речные, горные и морские камни.

Чтобы валуны стояли устойчиво, их прикапывают. Для скрытия дефектов и сколов возле каменной композиции высаживают низкорослый кустарник или траву. Растения для японского сада камней подбирают дикие, скромных цветовых оттенков.

Внешний вид этой территории наиболее привычный для европейского взгляда: открытое пространство, водный поток и масса зеленых насаждений. В тенистых уголках произрастают и вечнозеленые, и лиственные деревья – так достигается чередование цветения каждого саженца в зависимости от сезона.

Удачное дополнение к деревьям – подстриженные кустарники самшита, рододендрона, кизильника и пр. Такие растения при необходимости скрывают стены домов, мусорные контейнеры или компостные сооружения (если сад планируется разместить на даче). И наоборот, оформленные шапки кустарников служат естественным обрамлением вида на речной берег или бескрайнее поле.

Большое значение в саду деревьев отводится декоративным элементам – изгородям, мостам, фонарям, воротам… Как правило, внутренние заграждения делают легкими и воздушными, используя деревянный штакетник или бамбук. А вот внешние заборы выполняют из камней и декорируют черепицей.

Часть традиционной японской чайной церемонии. Его основное назначение – создать необходимую атмосферу покоя и умиротворенности. Площадь его не велика и имитирует фрагмент горной местности, где селились восточные мудрецы.

В дальнем конце сада располагается хижина для чайной церемонии – тясицу. Это небольшой аскетичный домик, напоминающий жилище мудрецов. И внешний вид, и внутреннее убранство этого строения очень лаконичны. Считается, что только так можно добиться истиной гармонии и настроиться на созерцание.

Сам сад как будто подготавливает человека к церемонии, являясь границей между суетным миром и территорией духовности.

Он оформлен в сдержанном стиле, близком к природному. Растения и камни располагаются в естественном, как бы хаотичном порядке. Освещение должно быть слабым, едва достаточным для того, чтобы видеть путь.

Фонари – непременный атрибут японского сада, используются и для украшения, и для освещения территории. Поначалу декоративные светильники присутствовали только в чайных садах, но позднее стали визитной карточкой любого ландшафтного дизайна в японском стиле. Как правило, устанавливается лишь один фонарь, сделанный из камня. Пьедестальные модели – татигата – ярко освещают прилегающую территории. Световой поток скрытых фонарей – икэкомигата – направлен вниз.

Фото: мост выполняет декоративную функцию

Мосты в японском саду далеко не всегда служат для переправы на другой берег – скорее, используются как еще один элемент дизайна. В отличие от китайских или европейских конструкций японский мостик плоский, иногда вообще не предназначен для ходьбы. Чрезвычайно декоративным является мост яцухаси, сложенный из восьми элементов – камней или широких досок.

Детали сооружения укладываются зигзагом, поэтому пройти по нему бывает непросто. Такие мосты хорошо вписываются в ландшафтный парк, устанавливаются над искусственными прудами, впадинами с влажной землей или же непосредственно над газоном.

Японские сады могут многое рассказать о характере жителей Страны восходящего солнца. А для европейцев – это великолепное сочетание света, зелени, камня и воды, своеобразная дверь к пониманию культуры и традиций Востока.

Видео: миниатюрная Япония на участке

gastroguru © 2017