Всестороннее развитие детей в процессе работы с природным материалом. Природный материал и его виды. Заготовка, подготовка к работе и хранение разнообразного природного материала Что такое природные материалы

Природа каждый год совершенно бесплатно дарит нам множество природных материалов, пригодных для творчества. Процесс создания своими руками развивает художественный вкус, мышление, память ребенка, воспитывает усидчивость. Но самое главное – можно весело и с пользой проводить время вместе с друзьями, радуя поделками себя и других.

Подготовка природных материалов для их дальнейшего использования

Природа – лучший художник, она создает такие природные материалы, которые в умелых руках превращаются в произведения искусства!



Растительные материалы

Каштаны

Плоды каштана имеют ярко-коричневую окраску и блестящую поверхность, поэтому из них получаются отличные поделки из природного материала своими руками. Оболочка свежего каштана тонкая, легко прокалывается шилом. Каштаны — благодатный материал для работы с самими маленькими детками. Можно сделать много различных куколок, .


Хранить лучше в прохладном месте в коробках.

Желуди

Плоды дуба созревают осенью, в сентябре-октябре. собирают различной формы и величины.

Одновременно собирают и их чашечки (плюски), на которых они держатся. Плюски очень часто используют отдельно от желудя, как самостоятельный природный материал для различных поделок.

Плюски от желудей и шарики, сваляные из шерсти

Как свалять ровные шарики из шерсти смотрите в видео Ольга Скибиной :

Плюски от желудей и рождественские бубенчики

Хранить их можно очень долго, предварительно хорошенько вымыв и высушив. Но зачем просто так хранить камни, когда с ними можно весело играть всей семьей?)

Еще один способ нанесения изображения на речные или морские камни смотрите в видео от You Can Do It Craft . Вы будете удивлены, как это просто!

Ракушки

Собирать ракушки можно на берегах рек, морей, озер во время отдыха вместе с детьми. Многие их них оригинальны по внешнему виду, по форме – овальные, в виде гребешка, вытянутые и т. п.

Прокипятите их несколько минут для освобождения от живых организмов. Ракушки моются маленькой щеточкой (можно зубной), после чего сушатся, сортируются по видам и размеру. Хранятся при любой температуре.

Также очистить ракушки можно в растворе белизны и воды из расчета 1:1. Верхний слой через некоторое время исчезнет, и ракушка остается с красивым блестящим верхом.

Из больших ракушек делаются фигурки животных.

Из маленьких ракушек получаются прекрасные аппликации, гирлянды:

Ракушки можно использовать не только в качестве основного материала, но и как дополнительный декор (крылья у птиц, уши у собачки, лепестки цветка и т. п.)

Песок

Очень доступный материал, который можно собрать в любой песочнице. Он различается по структуре. Перед работой его нужно хорошо промыть и высушить. А затем можно использовать в качестве декора в своих работах:

Правила хранения природных материалов

Поделки из природного материала своими руками будут безупречны, если после сбора, сушки, предварительной обработки вы должным образом храните эти природные дары. Для этого необходимо придерживаться определенных правил.

  1. Темное, прохладное и хорошо проветриваемое помещение – это лучшее место для хранения природных материалов.
  2. Можно купить пластиковые контейнеры для хранения каждого вида материалов; использовать картонные коробки из-под обуви, чая, конфет; взять обычные стеклянные банки с завинчивающейся крышкой. Для семян, как и для бисера, лучше завести контейнер с множеством отделений.
  3. Высушенные цветы хрупкие, легко ломаются, поэтому их помещают в плотную коробку или контейнер. Лепестки хранят отдельно от цветов. Цветы со стеблем можно хранить в вазе.
  4. Подготовленные листья тоже ломкие. Можно хранить их в больших книгах. Также для сохранности разложить их в подписанные коробки из-под конфет, немного прихватить скотчем, чтобы случайно не открылись.
  5. Ракушки помещают в стеклянные банки или пластиковые контейнеры с широким горлышком, чтобы не раскрошились.

Дополнительные инструменты для поделок из природных материалов

Чтобы создать красивую поделку из природных материалов, вам понадобятся дополнительные инструменты и материалы.

Это могут быть:

  • цветная бумага;
  • картон;
  • обрезки кожи;
  • лоскутки ткани;
  • птичьи перья;
  • пенопласт;
  • пластилин;
  • проволока;
  • клей ПВА, «Момент»;
  • гуашь;
  • морилка;
  • лак и т.п.

Бумага очень часто используется как дополнение к природным материалам. Дети, сгибая, приклеивая ее, делают работы гораздо интереснее.

Пластилином скрепляют отдельные части несложных игрушек на первоначальном этапе работы. Он не очень долговечен, но как дополнение часто используется в детском саду и в начальной школе.

Из проволоки чаще всего изготовляют каркас игрушки, соединение ее частей. Медная проволока диаметром 0,29-0,35 мм - мягкая, гибкая и прочная - наиболее удобна. А для каркаса используется проволока большего диаметра - 1-1,5 мм.

Нитки лучше брать толстые, разноцветные (№ 10).

Клей лучше брать белый ПВА, БФ и др. Однако в детском саду лучше пользоваться клеем ПВА.

Также еще используют фольгу, гальку, косточки от вишен, щетинки.

Дополнительный материал лучше хранить в небольшом ящике с ячейками для каждого вида материала.

Использование дополнительного материала зависит от замысла, мастерства детей, степени развития воображения! Предлагайте свои варианты, но больше полагайтесь на детскую интуицию и желание.

Также дополнительно необходимо иметь определенные инструменты для изготовления поделок из природного материала:

  • художественные ножницы;
  • шило;
  • лобзик;
  • пинцет;
  • плоскогубцы и кусачки;
  • швейные иглы;
  • кисточки для клея и красок;
  • хлопчатобумажная тряпочка для вытирания остатков клея.

Ножницы для детей должны быть с тупыми концами, небольшие, с удобными для детской руки кольцами.

Шило нужно взять из прочного материала с длиной ручки около 6 см, диаметром около 2 см, колющая часть – 3,5 см

Иголка нужна крупная швейная. Сохранять ее обязательно в игольнице со вдетой в нее ниткой.

Внимание! Плоскогубцами, клещами, сверлом пользуется только взрослый!

Для нанесения контура вырезаемой детали необходим простой карандаш . Например, платьица, шапочки для куклы и т. д. Лучше брать мягкий карандаш (2М).

Кисточки (мягкая для рисования, более жесткая для клея). Лучше купить беличьи кисточки (№ 4 и 6). Для клея берут кисточки с твердой щетиной.

Стек - инструмент, необходимый для обработки поверхности из глины или пластилина. Длина стека для детей около 12 см. Стеку можно сделать самому из пришедшей в негодность кисточки: закруглить с одной стороны, а с другой заострить.

Поделки из природного материала для детского сада

Малыши очень любят, когда в их руках каштаны и пластилин превращаются в игрушки, с которыми можно играть. Поделки из природного материала для детского сада не очень сложные, поэтому с помощью взрослого справится любой ребенок. Иногда делают из фруктов и овощей, но чаще всего – это аппликации из листьев и животные из шишек и желудей.

Поделки из листьев и кленовых «вертолётиков»

Самое легкая и доступная работа даже для малышей – это аппликация из листьев. Если вы впервые вместе с ребенком делаете композицию, предложите ему картинку, которая будет служить шаблоном. Не спешите все делать сами. Предложите малышу выбрать листочки по желанию, чтобы работа получилась похожей на образец. Так будут развиваться творческие способности вашего ребенка.

Материал для аппликации:

  • разноцветные листья;
  • плотный лист А-4;
  • кисточки для клея;
  • клей ПВА;
  • ножницы;
  • шаблон.

Чтобы сделать простую композицию, вам нужны ровные сухие листья. Положите их под пресс или в книгу. Через два дня материал готов. Вырежьте ножницами подходящие детали и разложите их на листе бумаги.

Теперь можно приклеивать. Вначале фон и нижние слои, а затем более мелкие детали. Например, если хотите сделать слона, то вначале сделайте из листьев туловище и голову, а затем приклеивайте хобот, хвост, ноги. Если не хватает глаз, то их можно дорисовать маркером или сделать из семян деревьев.

Не обязательно все делать по шаблону. Можно придумать картинку самим и создать оригинальную композицию из листьев.

Используйте как дополнение цветную бумагу, фломастеры, краски, так ваши аппликации будут еще интереснее.

Наряду с листьями в качестве основы для поделки из природного материала для детского сада идеально подойдут и «вертолётики» с клёна. Только посмотрите на это чудо!

Крылышки фей из семян клёна

Стрекозы из кленовых «вертолетиков»

Теперь вы убедились, какими красивыми и оригинальными могут быть аппликации из листьев. Используйте эти идеи для проведения досуга с детьми.

Простые мастер-классы по созданию детских поделок из желудей и шишек

В конце лета начинают созревать желуди, и из них получаются прекрасные поделки из природного материала для детского сада или школы. Они хорошо сохраняются, и долгими осенними вечерами вместе с детьми можно заняться приятным и полезным делом, развивающим мелкую моторику рук малыша, фантазию и усидчивость.

Самые распространенные поделки из желудей – это зверушки и различные человечки. Из зубочисток, спичек, тоненьких веточек можно легко сделать ножки, ручки, рога и прочие мелкие элементы. Взрослому необходимо помочь детям проткнуть отверстия в желудях.

Для крепления мелких деталей можно использовать клеевой пистолет, клей «Супер Момент», но делать это должны только взрослые. А ребятам безопаснее всего скреплять детали с помощью пластилина.

Мухоморчики из желудей сделать еще проще! Чтобы покрасить желуди, нужно снять с них шляпки, а после высыхания краски приклеить на место.



Желуди очень красивы сами по себе, а если их еще и покрасить акриловыми красками или лаком для ногтей, то такие поделки украсят любой дом.

А еще из покрашенных серебристой краской шляпок можно сделать оригинальное украшение на новогоднюю елочку. Процесс создания такой эко-игрушки достаточно прост: тесно наклеиваем на шар из пенопласта (можно взять старый елочный шар) шапочки от желудей. И засверкала новым .

Мы нашли для вас еще одно видео, где Niki Junior
Помимо «съедобных» поделок детишки могут выбрать любые, представленные в этой огромной статье «Крестика»! Мы старались выбрать самые лучшие и в простые в реализации идеи 🙂 Удачи и творческого вдохновения всем!

Рубрики

Лучшее время для заготовки природных материалов - лето и начало осени (до первого снегопада). Мастерить же можно и долгими зимними вечерами, но для этого нужно заранее позаботиться о природных материалах.

В разных природных зонах нашей страны произрастают многие растения, плоды, листья, корни и семена которых можно использовать для поделок. Но некоторые растения, которые вы найдете на этом сайте, встречаются только за пределами России, поэтому, путешествуя на каникулах, не забывайте о своем хобби. Не стесняйтесь попросить ваших друзей и знакомых привезти из зарубежных поездок необходимые для творчества заготовки. Коллекция разнообразных природных материалов позволит вам смело фантазировать, создавать новые оригинальные поделки.

Прежде чем приступать к заготовке, нужно обязательно узнать, как и когда собирать, где хранить и чем предварительно обрабатывать тот или иной материал.

В основном необходимые для поделок растительные материалы, за редким исключением, собирают в период их полного созревания, так как недозревшие плоды, высыхая, могут изменить форму, сморщиться и потерять внешнюю привлекательность.

Заготовить некоторые природные материалы можно, даже не выходя из квартиры, если вы будете оставлять (а не выбрасывать в мусорное ведро) косточки вишен и абрикосов, персиков и арбузов, граната и папайи и других обычных и экзотических плодов.

Всюду, где бы вы ни находились, посмотрите вокруг и найдете множество самых разнообразных природных материалов для создания интересных поделок. Стоит только внимательно присмотреться к окружающей нас природе! Это - шишки и орехи, плоды и травы, корни и кора деревьев, речные и морские раковины.

Запасать природные материалы надо с солидным запасом, из расчета на целый год, так как с наступлением зимы все в лесу и поле будет занесено снегом и вы уже не сможете отыскать желудь для задуманной поделки. Кроме того, надо учитывать и неизбежные отходы - испорченные в процессе работы материалы.

Отправляясь на каникулах или в выходные в поездки и походы, обязательно возьмите с собой небольшую пилу-ножовку, острый нож, туристский топорик и большую корзинку или сумку для находок.

Для поделок, представленных на сайте Сделай САМ , вам понадобятся следующие природные материалы:
ШИШКИ : еловые, сосновые, кедровые, пихтовые, ольховые, лиственницы, кипариса, можжевельника, тиса ягодного;
ЖЕЛУДИ дуба с плюсками (чашечками у основания плодов);
КАШТАНЫ : сладкие (съедобные) и декоративные (несъедобные). Незрелые каштаны имеют зеленую колючую оболочку;
ОРЕХИ : фисташки, миндаль, лесные орехи, буковые орешки (с колючей оболочкой), кедровые орешки, орехи грецкие, фундук, маньчжурский орех, арахис;
КОСТОЧКИ : персиковые, абрикосовые, вишневые, кизиловые, сливовые, от хурмы;
ДРЕВЕСНЫЕ ГРИБЫ : березовые, еловые, осиновые, сосновые, дубовые;
ВЕТКИ различных деревьев и кустарников;
КОРНИ деревьев и кустарников;
КОРА деревьев: сосновая (старая - толстая и молодая - тонкая, золотисто-красная), дубовая, еловая, осиновая и кора березы - береста;
ЛУКОВИЦЫ растений;
КЛУБНИ растений (например, картофеля);
КОЖУРА лука репчатого и чеснока;
СЕМЕНА деревьев (например, семена-крылатки клена, ясеня, липы); трав и злаков
СОЛОМА пшеницы, овса, ржи;
ЦВЕТЫ садовых и дикорастущих растений (например, соцветия чертополоха и репейника (лопуха);
РАКУШКИ речные и морские;
РАКОВИНЫ садовых (наземных) улиток;
РЫБА чешуя, кожа, плавники, хвосты и жаберные роговые пластинки морских и речных рыб;
ПЕРЬЯ лесных и декоративных (канареек, попугаев, павлинов) птиц, домашних уток, гусей, кур и индюков;
МХИ и ЛИШАЙНИКИ : разнообразные мхи и лишайники, стебли плауна (ликоподиума).

Кроме того, вам понадобятся семечки арбуза, тыквы и подсолнечника (они пригодятся в качестве дополнительного материала для изготовления отдельных деталей), кукурузные початки (с зернами и листьями); плоды желтых водяных лилий (кубышки); плоды декоративной тыквы, картофель, яблоки, яичная скорлупа и многое-многое другое.

Для изготовления картин и композиций из семян запаситесь крупами, используемыми в домашнем хозяйстве: гречневой, овсяной, рисовой, пшеничной, манной, пшеном, чечевицей, а также зернами кофе.

Природный материал
в работе с детьми

Природный материал в работе с детьми.

Природа – неиссякаемый источник творчества и вдохновения. Испокон веков люди черпали в ней сюжеты для произведений искусства. Для народа окружающая их среда не была чем-то застывшим, неподвижным. Поля и деревья, солнце и облака, трава и горы являлись одухотворёнными образами в сказках, былинах, пословицах и поговорках.

В полевых цветах люди видели очарование юности, птицы были символом свободы и независимости, ветер являлся олицетворением силы и могущества. Любовь в природе приходит с колыбельной песней матери и неторопливой, спокойной сказкой бабушки.

Человек – хозяин своей земли, именно хозяин, а не расточитель. Бережное отношение к природе необходимо воспитывать с детства, так же, как уважение к старшим, культуру поведения в обществе.

Народные умельцы использовали природный материал для изготовления различных поделок, многие из которых переросли узкоутилитарное значение и превратились в подлинные произведения искусства.

Все природные материалы можно разделить на две основные группы: растительные и минеральные. К растительным относятся листья деревьев и кустарников, кора, цветы, соломка, шишки, жёлуди, каштаны, цветы и т.п.; к минеральным – песок, ракушки, камушки и т.д.

Перечень обоих групп довольно значителен, поэтому, исходя из конкретных местных условий, всегда можно найти материал для любой самоделки. У каждого растения можно подметить своеобразие внешнего вида: формы листьев, цветка, поверхности и т.д. так как в работе с природными материалами всё это необходимо учитывать.

Но также необходимо на каждом занятии, во время экскурсий напоминать детям о том, что они должны по-хозяйски бережно относиться к природе - оберегать цветок, кустарник, любое растение от бессмысленного уничтожения.

Рассмотрим некоторые виды растительного материала, которые наиболее часто используются для различных поделок в работе с младшими классами и особенности некоторых природных материалов, сбор, хранение и приёмы работы.

Шишки . Плоды хвойных деревьев – шишки – прекрасный материал для объёмных игрушек и занимательных поделок. По форме они напоминают части туловища животных или человека. Шишки хорошо склеиваются, они разнообразны по форме, величине и виду: кедровые, кипарисовые, пихтовые, еловые сосновые. Для изготовления поделок лучше использовать нераскрывшиеся шишки, так как с ними легче работать.

Хвоя. Хорошо подходит для имитации иголок ежа, лапок паука, коготков кошки усиков бабочки, юбочки для куклы и т.д. Собирать можно в любое время года, в работе лучше использовать зелёную хвою.

Орехи . При изготовлении игрушек можно использовать как скорлупу, так и орехи целиком - грецкие, лесные, земляные орехи, кедровые орешки, фисташки.

Лесные орехи используют для изготовления головок игрушечных человечков (например, “Весёлый человечек”), животных (голова петуха, зайца, и т.д.)

Лесные орехи следует собирать зрелыми в августе месяце вместе со шляпкой, которую также можно удачно применять при изготовлении игрушек. Орехи сушат на дощечках и хранят потом в коробочке в сухом месте. Скорлупа лесных орехов довольно твёрдая. Она тяжело прорезается ножом или прокалывается шилом. С пересушенными орехами работать трудно, поэтому нежелательно их использование.

Кедровые орехи могут пригодиться при изготовлении лапок зверьков, кулачков лесных человечков. Орехи легко прокалываются шилом, хорошо склеиваются.

Скорлупа грецких орехов (в виде половинок) используется для поделки лодочек, тележек, черепах, жуков и т.п. Раскалывать орехи на правильные половинки можно с помощью ножа (чтобы нож не соскальзывал, его необходимо зажать в маленьких тисках или держать с помощью плоскогубцев). Раскалывать орехи можно только учителю.

Земляные орехи . Земляные орехи очень удобны в работе – легко прокалываются, режутся, скорлупа у них тонкая и достаточно хрупкая. Из земляных орехов получаются оригинальные фигурки животных (собачка, кошка и т.д.) Хранить орехи нужно в сухом помещении, т.к. их скорлупа не твердеет при высыхании.

Каштан . Плоды каштана являются хорошим материалом для изготовления простейших игрушек. Оболочка свежего каштана тонкая, легко прокалывается шилом. Целые плоды каштана модно использовать для изготовления головы или туловища куклы. Хранить каштаны желательно в прохладном месте.

Жёлуди . Плоды дуба – жёлуди – бывают разной формы и величины. Жёлуди созревают осенью, в сентябре – октябре. Рекомендуется собирать плоды, когда они созрели и падают с дерева. Одновременно с желудями собирают и их чашечки (плюски), на которых они держаться. Плюски – очень хороший материал в дополнение к желудям и их часто используют для различных поделок. Желуди следует собирать разные по размеру и величине. Для изготовления игрушек из желудей желательно использовать свежие желуди, т.к. они дольше хранятся и с ними легче работать. Хранят желуди в прохладном и влажном месте.

Также при работе используют такие природные материалы, как кора сосновая, дубовая, берёзовая используется для подставок, при изготовлении задних планов и отдельных игрушек.

Кроме того, используются разнообразные ветки, корки, листья, семена.

Семена . Семена арбуза, дыни, подсолнуха, крупных семян цветов, таких, как: зорянка, лазоревые цветы. Из этих семян можно легко смастерить глаза для животных ил человека.

Ценным дополнением к игрушкам из природного материала могут быть семена деревьев, овощей, например, семена клёна или ясеня, известные как крылатки. Из них можно сделать крылья для стрекозы, уши для зайца, плавники для рыб. Собирать семена лучше осенью.

Листья . Листья являются интересным и нужным дополнением при изготовлении игрушек. Они могут быть разнообразной формы и расцветки. Листья можно использовать для изготовления крыльев бабочки, плавников рыбы. Из листьев дети делают различные узоры (аппликации). Собирать листья лучше осенью, когда они особенно красивы.

Для сохранения и последующего использования листьев их необходимо правильно заготавливать. Для этого собранные листья растений кладут между газетными листами и проглаживают тёплым утюгом, затем их можно переложить плотной бумагой или тонким картоном и положить сверху груз. При длительном хранении бумагу между листьями следует время от времени менять.

Ветки . Ветки используются при изготовлении некоторых частей поделки: рук, ног, шеи и т.д. С этой целью лучше использовать ветки сосны, ели, сирени. Их ветки упруги и при высыхании не так легко ломаются.

Сбор веток – работа, требующая времени, терпения, аккуратности. Необходимо постоянно напоминать детям, что деревья нужно беречь и для игрушек собирать только сухие, но не слишком пересохшие ветки.

Корки . Корки для поделок могут использоваться в зависимости от формы, которые могут напоминать различные фигуры животных или части их тела. Здесь особенно важно образное видение и наблюдательность, которые необходимо развивать у детей.

Множество старых корней или их отростков можно найти у берегов рек. При сборе этого материала следует также напомнить детям, что корни живых деревьев неприкосновенны.

Также можно использовать в работе с детьми такие природные материалы, как мох с целью создания фона, изображения растительности и т.п.

Птичьи перья . Перья могут быть разные – куриные, утиные, голубиные, разного качества и состава. Их применение зависит от фантазии автора. Перед работой перья промывают, сушат и расчёсывают для возвращения им естественного вида.

Ракушки . Ракушки можно собирать различной формы – ракушки-домики, овальные, в виде гребешка, сердцевидные и т.д. Сбор ракушек - при наличии возможности – производится детьми вместе с учителем во время экскурсий или летнего отдыха детей. Ракушки после сбора моются маленькой щёточкой (можно использовать старую зубную), после чего раскладываются и сушатся. Хранение производится при любой температуре.

Тематика работ из природного материала разнообразна. В силу особенностей развития дети семилетнего возраста не всегда могут найти сюжет для своей работы. Учитель должен помочь, подсказать интересную мысль, посоветовать при выборе материала к данному изделию. Уроки с природными материалами способствуют развитию образных представлений, зрительной памяти, фантазии, помогают вырабатывать первоначальные умения обработки материалов.

На уроках, когда дети получают первоначальные навыки изготовления поделок из природного материала, учителю следует выполнять работу одновременно с детьми. Учащиеся должны следить за действиями учителя и перенимать приёмы и способы первоначальной обработки материалов. После освоения детьми начальных приёмов им можно предоставить возможность самостоятельной деятельности. Дети сами выбирают сувенир и вид материала, с которым они будут работать.

В начале дети выполняют аппликацию из листьев, эта работа проходит обычно осенью, когда листья наиболее красивы по цвету. Далее дети делают работы “Бабочка”, “Стрекозы”, “Жуки”.

Также учитель предлагает детям сделать такие сувениры, как “Золотая рыбка” или “Петушок”, “Цапля”. Для этих сувениров нужен различный материал, например орех – для туловища, листья для плавников, семена - для глаз. Кроме этого, дети делают животных из природного материала: собачка “Бобик”, мышка, кот, медведь, птичка, лиса и т.д.

Шишки, жёлуди, скорлупа грецких орехов служат основой для изготовления различных игрушек, сувениров и сказочных героев. Ветки деревьев служат хорошим материалом для изготовления отдельных деталей (рук, лапок, ног, шеи).

Следует учитывать, младшие школьники не всегда может найти сюжет для своей работы. Учитель должен подсказать интересную мысль, посоветовать какой лучше подобрать материал.

Дети выполняют не только отдельные игрушки, а и целые композиции. Моно выполнять индивидуальную композицию или групповую, в паре. Выполняют такие композиции из природного материала: “Ворона и лисица”, “Космонавты у ракеты”, “Лебедь на озере”, “Новогодняя ёлка”, “Рыболов” и др. Очень интересные работы получаются из ракушек, например попугай, павлин, зайка, петушок, парусник и т.д. Чем разнообразнее будет материал, тем разнообразнее будет тематика.

Способы соединений частей,
установка фигур.

Самый простой и доступный способ соединений частей поделки достигается при помощи пластилина. Пластилин используется для временного скрепления деталей: для соединения головы и туловища лисы делают небольшой шарик из пластилина, диаметром около двух сантиметров, в центр которого внизу вдавливается шишка-туловище, а сверху – голова. Пластилин дети используют тогда, когда у них ещё не выработался навык работы с природным материалом.

Более сложный, но и более прочный способ соединения частей игрушки – склеивание. Для этого кисточкой набирают клей и смазывают места соединения (например, при изготовлении человечка клей наносят на нижнюю часть желудя–головы и верхнюю часть желудя-туловища), затем обе части прикладывают одну к другой и на 8-10 секунд крепко прижимают, после чего осторожно кладут на подставку до полного высыхания. Пока обе части игрушки сохнут, ребенок заготавливает остальные детали (руки, ноги, шапочку и т.д.).

Соединять части игрушки можно и при помощи веточек, спичек (без головок), палочек с применением шила. Но с этим инструментом следует обращаться очень осторожно, поэтому основную работу с шилом выполняет учитель, а дети могут выполнять такую работу только под контролем учителя.

Например, чтобы соединить голову и туловище ослика при помощи веточек, сначала в желуде-голове и желуде-туловище делается по одному отверстию. Желудь ставят на подставку и придерживают за боковые стороны пальцами левой руки. В правую руку берут шило, вставляют его в центр желудя (самое мягкое место) и, слегка надавливая на шило, одновременно производят покачивающие движения рукой. Здесь очень важно научиться удерживать шило в месте накола, чтобы оно не соскочило. Поэтому на начальном этапе обучения лучше брать мягкие плоды (шиповник). После того, как отверстия будут сделаны, в них вставляют концы веточки, продвигая до середины между желудями – так получается шея. Чтобы соединение было прочным, концы веточек сначала смазывают клеем, а затем вставляют их в отверстия желудей.

Детали можно соединять нитками, проволокой (особенно часто используют их в работе с соломкой). Приклеивание готовых игрушек к подставке осуществляется способом приклеивания (клеем или пластилином). Для этого места крепления игрушки к подставке обильно смазывают клеем, дают подсохнуть (5-10 секунд), а затем присоединяют к подставке.

Безопасность в работе
с природными материалами.

При работе с природным материалом необходимо строго соблюдать правила техники безопасности как детям, так и руководителям:

  1. Занятия проводят в специальном помещении, оборудованном рабочими местами, безопасном в санитарно-эпидемиологическом отношении, имеющем нормальное освещение.
  2. Перед началом работы с природным материалом учитель должен провести беседу по уточнению названий инструментов, умеют ли дети им пользоваться, если нет – объяснить и в ходе урока помогать тем детям, которые впервые работают с инструментами.
  3. Также обратить внимание на рабочее место ребёнка.
  4. Все необходимые материалы и инструменты должны быть индивидуального пользования для каждого ребёнка.
  5. Учитель постоянно напоминает, что поворачиваться с ножницами, шилом, ножом и другими опасными инструментами нельзя.
  6. Для резания веток и корней использовать хорошо заточенный с тупым концом перочиный нож.
  7. В сухих каштанах и желудях не нельзя делать отверстия шилом – их надо сверлить.
  8. Обрабатывать природный материал нужно на деревянной доске.
  9. После окончания работ обязательно убрать рабочее место.

Хранение работ

Сувениры, игрушки из природного материала хрупкие и при неосторожном обращении с ними легко разрушаются. Вследствие этого их рекомендуется хранить в застеклённых полках на уровне глаз ребёнка. Дети, рассматривая свои поделки, могут не только самостоятельно их оценить, но и порадоваться своим успехам в труде или сравнить уровень своих работ с другими.

Список литературы:

  1. Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала М., 1991
  2. Перевертень Г.И. Самоделки из разных материалов
    М., 1985
  3. Гусакова М.А. Аппликация М., 1977
  4. Мальцева О.В. Работа с использованием природного материала
  5. Машинистов В.Г. Пособие для учителя 1-3 класс
  6. Панфилов Т.Р. Весёлые самоделки М., 1996
  7. Ромашина В.И. Дидактические игры по трудовому обучению 1-3 класс М., 1996

Практическая работа.

Изготовление работы из природного материала
“Рыболов”

Материал : пробка, жёлуди, спички, нитки, мох, зелёная бумага, картон, веточка, краски, ножницы, шило, кисти.

Ход работы:

Из кусочка картона вырезают овальное или любой другой формы озеро, раскрашивают его голубой краской, оставив островок, на котором можно укрепить мох или траву, вырезанную из зеленой бумаги. Посредине островка приклеивают пенек из пробки. В пробке делают отверстие, вставляют в него маленькую заостренную с обоих концов веточку. Человечка-рыболова делают из двух желудей: один крупный - туловище, другой маленький со шляпкой - голова. Соединяют их с помощью маленькой веточки или спички. Отверстия для рук и ног накалывают шилом и в них вставляют спички чистыми концами. Потом спички надламывают и придают им желательное положение. На одну руку-спичку привязывают нить - это будет удочка, ее спускают в озеро. Лицо человечка рисуют красками или тушью. Ведро для рыболова можно сделать из пластилина, половинки каштана или чашечки желудя.


»! Сегодня мы расскажем о природных материалах, которые можно использовать для изготовления поделок. Ведь поделки из природных материалов, приобщают детей не только к прекрасному, но развивают творческие способности. Родителям необходимо приобщая детей к творчеству обращать их внимание на красоту цветов, деревьев, листьев, ракушек, их цвет, форму.

Давайте рассмотрим основные материалы для поделок:

ВЕТКИ И КОРНИ
Ветки и корни – материал, который часто применяют в поделках. Из них можно сделать руки, ноги, шею и тому подобное.

ШИШКИ

Шишки являются отличным материалом для объемных поделок. Из них можно выполнить животных или человека. Шишки разнообразны по внешнему виду и хорошо склеиваются между собой. Для поделок предпочтительнее использовать нераскрывшиеся шишки, так как они удобнее в работе.

Подбирать шишки лучше с влажной почвы, поскольку такой материал медленнее высыхает и дольше сохраняет форму.

ЖЕЛУДИ

Из желудей можно сделать фигурки человечков, различные детали к другим поделкам и прочее.

Созревать желуди начинают в сентябре – октябре. Собирать их предпочтительнее, когда они уже созрели и опали. Для поделок подходят только чистые здоровые желуди. Вместе с ними желательно собирать и плюски, которые могут пригодиться для различных поделок.

Работать легче со свежими желудями, к тому же, они дольше сохраняются. Высохшие же желуди при обработке легко раскалываются. Так, например, из продолговатых желудей можно сделать жирафа, ослика, лошадь и др.

КАШТАНЫ

Плоды каштана имеют красивую блестящую ярко-коричневую поверхность. Оболочка свежего каштана легко прокалывается шилом. Из целых плодов можно изготовить голову и туловище для кукол.

КУКУРУЗНЫЕ ПОЧАТКИ

Из них можно изготовить фигурки птичек, лошадок или других животных. Для работы хорошо использовать початки, которые только-только начали созревать. С таким материалом детям будет легче работать, т. е. все необходимое они смогут сделать самостоятельно – обрезать, склеить, проколоть и пр.

Листья, которые были отделены от початков, также могут пригодиться в работе. Например, из них можно сделать стрекозу, зайца, мышку и многое другое.

СОЛОМА

Солома гибкая, гладкая и пахучая. Можно использовать для работы солому пшеницы, риса и овса. Главное, чтобы стебли, предназначенные для поделок, не были измятыми.

Поделки из соломы делают с помощью связывания и сшивания пучков, плетения и наклеивания. Из соломы можно сделать даже аппликацию. Для этого ее упаривают, потом разрезают на две части и наклеивают на кальку.

ЛИСТЬЯ

Листья служат хорошим материалом для изготовления дополнительных деталей поделок. Благодаря разнообразным формам и расцветкам они находят любое применение. Например, могут стать парусом, крыльями бабочки или плавниками рыбы.

СЕМЕНА

Семена деревьев, цветков и других растений являются замечательным дополнительным материалом для поделок. Отлично подойдут для этой цели семена клена и ясеня, из которых можно сделать крылья, плавники, уши, а из семян липы могут получиться лапы животных. Для глаз хорошо подходят семена подсолнуха, дыни, арбуза.

ОРЕХИ И СКОРЛУПА ОРЕХОВ

Для изготовления поделок можно использовать различные виды орехов. Они подходят в качестве материала для изготовления головок игрушечных человечков, животных и т. д.

Кедровые орехи используют как дополнительный материал для поделок. Они легко прокалываются шилом и хорошо склеиваются.

Очень удобны для изготовления поделок земляные орехи. Благодаря тонкой скорлупе они легко прокалываются, режутся. Из них можно сделать оригинальные фигурки животных.

КОРА И БЕРЕСТА

Кора используется для подставок при формировании различных сценок и отдельных поделок из природного материала.

Кроме того, она прекрасна в качестве дополнительного материала. Чтобы изделия из коры выглядели более привлекательно, их можно покрыть лаком.

Отдельно следует сказать о березовой коре (бересте). Это очень хороший и прочный материал, отлично подходящий для поделок. Для них используют кору берез, которые росли на сухих почвах, так как она более плотная и гибкая.

ХВОЯ

Иглы ежа, усики бабочки можно сделать из хвои. Собирают ее в любое время года в местах, где растут хвойные деревья. Хранят хвою в коробке.

ЯГОДЫ

Разнообразные и интересные поделки можно изготовить из ягод. Особенно подойдут для этой цели плоды шиповника и рябины.

Работают с этим материалом в летнее время, так как свежие ягоды легко прокалываются сосновыми иглами и спичками.

КУВШИНКИ

По своей форме плоды кувшинки похожи на кувшинчик с узким горлом. Их можно использовать в качестве дополнительного материала при изготовлении голов животных, для посуды и других деталей. Перед тем как начать с ними работать, плоды высушивают. Хранят материал в сухом и прохладном помещении.

РОГОЗ

Рогоз произрастает по берегам озер, прудов и рек. Из Соцветия рогоза можно сделать забавные фигурки животных или различные предметы. Листья рогоза узкие и длинные. Они также могут быть использованы при изготовлении поделок.

ДЕКОРАТИВНЫЕ ТЫКВЫ

Декоративная тыква может быть самых разнообразных форм и оттенков. Это отличный материал для необычных поделок, так как легко поддается обработке, а после высыхания хорошо хранится.

Из декоративной тыквы получаются отличные кувшинчики, светильники, подсвечники, и не только.

ТРАВА И МОХ

Траву и мох хорошо применять в качестве дополнения к поделке. Но помните, что трава после высыхания становится ломкой. Ее обычно используют для скрепления каких-либо деталей поделки, а мох – в качестве фона, тем более что он легко приклеивается.

КОЖУРА ЦИТРУСОВЫХ

Цедра неплохо подойдет для изготовления различных поделок. Из нее также можно сделать аппликацию.

ПЕСОК

Методика работы с песком проста: на плотной бумаге рисуют контур фигуры или орнамент, покрывают его клеем и посыпают песком. Чтобы поделка выглядела более красиво, песок подкрашивают в необходимый цвет.

РАКУШКИ

Благодаря причудливой форме, ракушки в сочетании с другим материалом легко превратить в необычные цветки. Очень часто ракушки используют для того, чтобы оформить шкатулки, рамки для фотографий и подставки. Очень красиво смотрятся морские пейзажи, оформленные ракушками.

Ракушки могут быть использованы не только для изготовления фигурок животных, но и в качестве дополнительно материала. Как и песок, ракушки крепятся к поверхности изделия с помощью клея.

КАМНИ

Камни для поделок можно найти на берегах рек, осыпях, дне ручьев, оврагов и пр. Для изготовления поделок применяют гальку, причем желательно использовать полупрозрачные и цветные камешки с необычным рисунком.

ОПИЛКИ

Перед началом работы опилки пропускают через сито, чтобы отсеять крупную щепу, а потом окрашивают гуашью в необходимые цвета. После этого из опилок можно выполнить мозаику. В качестве основы рекомендуется взять фанеру, цветной картон, плотную бумагу. На нее наносят контур рисунка, участки которого потом промазывают клеем и на это место насыпают опилки того цвета, который необходим по рисунку. Когда клей высохнет, остатки опилок нужно стряхнуть. Процесс повторяют до тех пор, пока работа не будет закончена. Мелкие детали дорисовывают карандашами или красками.

ПТИЧЬИ ПЕРЬЯ

Перья птиц также используются при изготовлении поделок. Это могут быть перья кур, уток, воробьев, голубей и прочих пернатых.

Дополнительными материалами для поделок служат:

ПРОВОЛОКА И НИТКИ

Проволока (смотрите ) и нитки необходимы для скрепления различных частей поделок.

БУМАГА И ФОЛЬГА

Бумага бывает писчей, фильтровальной, плакатной, конвертной, альбомной, обойной, бархатной, афишной, обложечной, копировальной, оберточной и пергаментной (читайте ). Каждый из этих видов отличается по толщине, окраске, плотности и назначению.

Фольгой часто украшают переплеты и поделки.

ПЛАСТИЛИН

Для скрепления частей несложных игрушек, а также для лепки некоторых деталей поделки на начальных этапах работы используют пластилин.

ЦВЕТНЫЕ ЛОСКУТЫ

Для оформления поделок пригодятся также цветные лоскуты, которые могут применяться и в качестве декорации для сюжетных сценок, и для изготовления одежды и пр.

Основными инструментами для поделок являются:

ШИЛО

Игла с рукояткой называется шилом. Длина его ручки должна быть около 5–7 см, диаметр – 1,5–2 мм; длина колющей части – 3–3,5 мм.

НОЖНИЦЫ

Для изготовления поделок нужны ножницы, желательно небольшие, с тупыми концами, чтобы случайно не пораниться.

НОЖ

Нож для работы над поделками лучше использовать небольшой и с тупым концом.

ИГЛА

Для поделок может понадобиться крупная швейная игла.

ПРОСТОЙ КАРАНДАШ

Простые карандаши различной мягкости понадобятся для нанесения контура на бумагу перед вырезанием деталей или игрушки.

КРАСКИ

Для оформления отдельных деталей поделки обязательно понадобятся краски. Особенно хороши гуашевые краски, так как они яркие, густые и хорошо держатся на раскрашенной поверхности.

КИСТИ

Рисовать лучше мягкими беличьими кисточками № 4 и 6, а для клея понадобятся кисти из щетины.

СТЕКИ

Стеки применяют при обработке поверхностей из глины или пластилина.

ЩИПЧИКИ

Для закручивания проволоки при изготовлении поделок из соломы и других материалов понадобятся щипчики. Это могут быть маникюрные или со сведенной перекрученной передней частью инструменты.

СЛЕСАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Такой инструмент, как плоскогубцы, клещи и сверло, должен использоваться в присутствии взрослых.

На этом мы заканчиваем первую публикацию о поделках из природных материалов.

А сейчас посмотрите видео о том, какие поделки можно изготовить из природных материалов.

Природа - неиссякаемый источник творчества и вдохновения. Испокон веков люди черпали в ней сюжеты для произведений искусства. Для народа окружающая их среда не была чем-то застывшим, неподвижным. Поля и деревья, солнце и облака, трава и горы являлись одухотворёнными образами в сказках, былинах, пословицах и поговорках.

В полевых цветах люди видели очарование юности, птицы были символом свободы и независимости, ветер являлся олицетворением силы и могущества. Любовь в природе приходит с колыбельной песней матери и неторопливой, спокойной сказкой бабушки.

Человек - хозяин своей земли, именно хозяин, а не расточитель. Бережное отношение к природе необходимо воспитывать с детства, так же, как уважение к старшим, культуру поведения в обществе.

Народные умельцы использовали природный материал для изготовления различных поделок, многие из которых переросли узкоутилитарное значение и превратились в подлинные произведения искусства.

Перечень обоих групп довольно значителен, поэтому, исходя из конкретных местных условий, всегда можно найти материал для любой самоделки. У каждого растения можно подметить своеобразие внешнего вида: формы листьев, цветка, поверхности и т.д. так как в работе с природными материалами всё это необходимо учитывать.

Начнем с самого распространенного материала известного еще с древних времен, это глина.

Глина, встречается в природе, настолько разнообразна по составу, что в земных недрах фактически можно найти готовую глиняную смесь, пригодную для изготовления любого вида керамики - от сверкающей белизной фаянсовой посуды до красного печного кирпича. Разумеется, крупные залежи ценных видов глины встречаются редко, поэтому около таких природных кладов возникают фабрики и заводы по производству керамики. Например, для чернолощеной керамики подходит лучше всего жирная железистая глина. Она отличается высокой пластичностью, прекрасно формуется на гончарном круге, а после высыхания её можно выгладить до зеркального блеска. Посуда из такой глины не пропускает влагу и отличается высокой прочностью.

Найти подходящую глину для лепки и гончарных работ можно практически всюду, было бы желание. К тому же небольшое количество глины всегда можно «исправит» отмучиванием и другими способами. Глина может залегать сразу же под слоем почвы на небольшой глубине. На содовых участках её можно обнаружить при различных земельных работах. Пласты глины довольно часто выходят на поверхность по берегам рек и озер, в откосах и склонах оврагов.

Глину, пригодную для лепки, можно с успехом заготовить даже в большом городе. Ведь всегда где- нибудь неподалеку строители роют котлованы для нового дома либо идет ремонт водопровода или газопровода. При этом глиняные пласты, залегающие на большой глубине, оказываются на поверхности.

Каждый вид глины на определенной стадии лепки, сушки и обжига меняет свой цвет. Высохшая глина отличается от сырой лишь более светлым тоном, но при обжиге большинство глин резко меняют свой цвет. Исключение составляет лишь белая глина, которая при увлажнении приобретает лишь легкий серый оттенок, а после обжига остается такой же белой. По цвету, который приобретает глина после обжига, различают беложгущуюся глину (белый цвет), свет- ложгущуюся (светло-серый, светло-желтый, светло-розовый цвет), темножгущуюся (красный, коричневый, красно-коричневый, коричнево-фиолетовый цвет).

Керамика -- изделия из неорганических, неметаллических материалов (например, глины) и их смесей с минеральными добавками, изготовляемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением.

В узком смысле слово керамика обозначает глину, прошедшую обжиг. Однако современное использование этого термина расширяет его значение до включения всех неорганических неметаллических материалов. Керамические материалы могут иметь прозрачную или частично прозрачную структуру, могут происходить из стекла. Самая ранняя керамика использовалась как посуда из глины или из смесей её с другими материалами. В настоящее время керамика применяется как индустриальный материал (машиностроение, приборостроение, авиационная промышленность и др.), как строительный материал, художественный, как материал, широко используемый в медицине, науке. В XX столетии новые керамические материалы были созданы для использования в полупроводниковой индустрии и др. областях.

В зависимости от строения различают тонкую керамику (черепок стекловидный или мелкозернистый) и грубую (черепок крупнозернистый). Основные виды тонкой керамики -- фарфор, полуфарфор, фаянс, майолика. Основной вид грубой керамики -- гончарная керамика.

Дерево с древнейших времён применяется в архитектуре, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве, особенно народном (утварь, мебель, нередко тонировавшиеся или украшавшиеся резьбой, интарсией, росписью, позолотой и т.д.; резьба на фасадах и в интерьерах зданий; облицовка стен рейкой, тёсом и т.п.), а также при изготовлении печатных форм для ксилографии, набойки и узорных пряников. Человек в повседневной жизни постоянно соприкасается с деревом - на лоне природы, и в быту с теми или иными изделиями, созданными из дерева. Дерево является тем материалом, который защищает, греет, помогает и радует человека, доставляя ему эстетическое наслаждение. В качестве поделочного материала дереву нет альтернативы: его физические и пластические возможности издавна привлекают человека.

Многовековая практика обработки дерева позволила накопить большой опыт, изучить все его свойства и выразительные возможности. Так постепенно сложились определенные традиции работы с деревом в зависимости от природно-климатических условий, образа жизни и деятельности человека.

Богатство цветовых оттенков дерева, разнообразие фактуры и текстуры (волнистость, концентричность, живописная перепутанность волокон и т.д.) определяют бесконечное множество декоративных эффектов изделий, а относительная лёгкость обработки способствует непосредственному воплощению творческой энергии художника.

Из лиственных пород деревьев часто для резьбы применяет липу. Древесина липы легко и чисто режется, мало подвержена растрескиванию и короблению. Из-за низкой твердости липу не используют для изготовления мебели, поэтому ее применение ограничено мелкими бытовыми изделиями.

Древесина ольхи также легко режется, мало коробится, хорошо воспринимает отделку и имитируется под другие породы, например под красное дерево. Все это делает ее пригодной для всех видов работ.

Прекрасный материал для резьбы - древесина березы. Она тверже липы и ольхи и режется труднее, но качество резьбы лучше. Древесина березы хорошо окрашивается и отделывается. Ее недостатки - способность легко поглощать и отдавать влагу, а также склонность к короблению и растрескиванию, что не позволяет применять ее в больших изделиях. Из березы можно делать накладные резные украшения и детали мебели и других изделий.

Для резьбы на мелких изделиях - посуде, сувенирах - используют древесину тополя и осины.

Дуб издавна применяли для крупных декоративных резных работ и изготовления мебели с резьбой. Резьба по дубу сложна и трудоемка из-за высокой твердости древесины и склонности скалываться, но очень выразительна и декоративна.

Для мелких изделий, украшаемых резьбой, используют и более редкие породы древесины: яблоню,черешню и т.д.

Из хвойных пород для резьбы применяют древесину сосны, ели, кедра, тиса. Из сосны издавна вырезали украшения для наличников, икон, карнизов, ворот. Эта резьба крупная, поэтому неравномерность в плотности слоев ранней и поздней древесины хвойных пород не затрудняет работу.

Многие тысячелетия дерево оставалось доступным, любимым и понятным человеку материалом. Дерево - конструкционный материал. В этом качестве оно является незаменимым строительным материалом. Удивительны его механические, физические качества: дерево хорошо поддается обработке, его можно резать, рубить, пилить, строгать, точить, гнуть. Упругость и вязкость позволяют хорошо удерживать шурупы и гвозди. Покрытия лаками и олифами делают дерево водонепроницаемым.

Дерево обладает исключительными практическими качествами. Все предметы, созданные из дерева, несут в себе черты скульптурности. Дерево - материал декоративный. Как живой природный организм оно имеет свои неповторимые особенности строения, выражающиеся в текстуре и цвете. Во всей совокупности механических, пластических и декоративных качеств дерево является исключительно подходящим материалом для выполнения художественных работ.

Все созданное человеком из дерева всегда имело практическое назначение и вместе с тем выражало духовный смысл, так как самой характерной чертой прикладного искусства является то, что вещи, создаваемые для практического применения, становятся носителями настроения мастера, его чувств и мыслей. Человек улучшал вещь по форме и восприятию, а в процессе труда совершенствовалась его рука, воспитывалось чувство формы, цвета, материала, пропорции, симметрии, ритма.

Резьба по дереву - вид декоративно-прикладного искусства (также резьба является одним из видов художественной обработки дерева наряду с выпиливанием, токарным делом). Современная резьба строгой классификации не имеет, поскольку в одном и том же изделии могут сочетаться разные виды резьбы.

Резьба - вид декоративного искусства; способ художественной обработки дерева, камня, кости, терракоты, лака и других материалов путем вырезания.

Резьба используется для украшения предметов быта, отделки зданий, создания произведения миниатюрной пластики. Различают объемную, высокорельефную, плоскорельефную, выемчатую, контурную, сквозную и накладную резьбу.

gastroguru © 2017