Возникновение английского парламента 1265 кратко. Парламент в англии. Созыв и роспуск парламента

Понятие парламент неразрывно связано с историей Англии. Английский парламент является символом Великой Британии. Англию невозможно сегодня себе представить без парламента, как и без традиционного пятичасового чаепития. Но прежде чем говорить о создании парламента в Англии, следует разобраться в происхождении непосредственно самого термина, который используют для его обозначения. Существуют две основные теории происхождения слова «парламент». Согласно одной английское слово parliament получилось путем составления двух латинских слов parium (паритетные, т.е. равные) и lamentum (жалоба, плач). Место где можно пожаловаться равным себе по статусу. Вторая теория гласит, что слово parliament получается из французских parler (разговор) и ment (суждение). Следовательно, парламент – это место где можно обменяться мнениями, поговорить, высказать свою точку зрения.
Исходя из различий в происхождении самого термина, ученые до сегодня спорят и о времени появления первого парламента в Англии. Те, кто придерживается версии о «французском следе» в названии заявляют, что первым английским парламентом следует считать собрания, которые созывал Альфред Великий в конце IX века. Но им противоречат те, кто придерживается версии «автохтонной». Они утверждают, что возникновение парламента в Англии неразрывно связано с борьбой между баронами и королем с одной стороны и, горожанами и рыцарями с другой. То есть произошло это во второй половине XIII века. Вторая теория на сегодня выглядит более правдоподобной и имеет больше сторонников.
Как же происходило создание представительского межсословного органа в Англии.
Возникновение парламента в Англии приходится на время правления Генриха III. Именно просчеты в его внутренней политике привели к узурпации власти английскими баронами. Власть Генриха III ограничивалась баронским советом (15 человек) . Кроме того, иногда созывался совет знати, который избирал специальный комитет по реформам, состоявший из 24 человек. Реформы, проводимые баронами, значительно урезали права и привилегии рыцарей и горожан. Возмущенные граждане в 1259 году выступили против проводимой политики и выдвинули ряд требований. Главным требованием была защита интересов свободных граждан Англии и равенство всех перед законом. В результате были принята т.н. «Вестминстерские провизии». Но бароны отказались выполнять их. Обращения рыцарей и горожан к королю как гаранту закона в Англии не получили ответа. Генрих III решил воспользоваться этим конфликтом для укрепления своей собственной власти. Будучи помазанником Божьим на престоле Генрих III получил от папы римского освобождение от всех обязательств перед недовольной частью своего народа. Это был своего рода иммунитет от необходимости разрешать конфликтную ситуацию. Поэтому в стране в 1263 году разгорелась гражданская война . Против власти баронов и короля выступили рыцари, горожане (торговцы, ремесленный люд), студенты Оксфорда, крестьяне и даже несколько баронов. Во главе восставших оказался барон Симон де Монфор . Король предпочел скрыться за стенами Вестминстерского аббатства, а его армию возглавил наследный принц Эдуард. Активная поддержка горожан позволила восставшим подчинить себе большинство городов Англии. Им даже удалось в битве при Льюисе в мае 1264 года захватить Генриха III и Эдуарда. Это и предопределило исход гражданской войны. Король был вынужден подписать соглашение с восставшими, по которому теперь для управления страной необходимо было привлекать представителей различных сословий. Итогом этого соглашения стал созыв первого межсословного органа в Англии. В конце января 1265 года в Вестминстерском аббатстве было открыто заседание собрания баронов, сторонников де Монфора, высшего духовенства, а также избранных от каждого графства по 2 рыцаря и от каждого большого города Англии по 2 горожанина. Это и был первый английский парламент. Власть в стране стали контролировать представители различных сословий. Правда следует заметить, что от городов избирались преимущественно представители городской верхушки, а крестьяне вообще не получили мест в парламенте. Но вместе с тем парламент защищал интересы более широких слоев населения по сравнению с советом баронов.
Впоследствии даже восстановив свою власть над Англией Генрих III, а позднее и его сын Эдуард I не отказались от парламента, хотя и использовали его преимущественно для введения новых налогов.

Это символ Великой Британии.

Где и когда появился парламент в Англии? В данной статье будет представлена краткая история создания этого органа власти, хотя занимает она довольно длительный период развития государства. Но прежде разберемся в происхождении самого термина.

Определение слова «парламент»

Прежде чем выясним, где и когда появился парламент в Англии, попробуем определить значение слова «парламент». Основных теорий происхождения термина - две. По первой из них английское «parliament» получилось благодаря соединению 2-х латинских слов:

  • «parium», обозначающее «равные» или «паритетные»;
  • «lamentum» - «плач, жалоба».

То есть, парламент - это место, где можно выставить жалобу равным по статусу людям.

По второй теории термин «parliament» получается из 2-х французских слов:

  • «parler» (переводится, как «разговор»);
  • «ment», означающее «суждение».

Выходит, что парламент - это место, где обмениваются мнениями, ведут беседу, высказывают свою точку зрения.

В связи с вышеописанными различиями в происхождении термина ученые до сих пор спорят о времени возникновения 1-го парламента в Англии. Поэтому однозначного ответа на вопрос, где и когда появился парламент в Англии, можно сказать, нет.

По сути своей парламент - это один из распространенных избирательных органов власти многих демократических стран. Причем называться он может по-разному. К примеру, в России это Дума, в Германии - Бундестаг, в Израиле - Кнессет. История появления такого органа власти в разных странах происходила практически по одним и тем же законам.

О предпосылках

На примере Британии попробуем коротко рассказать о том, где и когда появился парламент. В Англии первые предпосылки зарождения выборной системы прослеживаются с того момента, когда из этих мест стали отступать римские легионеры. Очень медленно проходили этапы становления государственности, а власть королевская была довольно слабой. В связи с развитием городов возродился новый класс - буржуазия, пытавшаяся отстаивать свои интересы, так же как и крупные землевладельцы на уровне государства. Хроники некоторых графств Англии представляют некоторые доказательства того, что благородные рыцари по решению шерифов местностей отправлялись консультировать королей относительно налогообложения и прочих финансовых вопросов. Естественно, короли не нуждались в мыслях горожан и рыцарей по данному поводу, полное согласие с его мнением было неукоснительным. Но иногда ему приходилось соглашаться с предложениями подданных. В таких условиях в Западной Европе стали возникать представительные собрания, оказывающие определенное сдерживающее воздействие на растущие аппетиты монархов. Один из них и парламент в Англии.

История Англии тесно связывает происхождение такого органа власти с именем влиятельного лица того времени - Симона де Монфора.

О версиях возникновения парламента в Англии

Те, кто в большей степени придерживается французской версии происхождения названия органа власти, считают, что первым парламентом Англии являются собрания, созывавшиеся Альфредом Великим в конце IX-го столетия. Но противоречат им представители, придерживающиеся версии «автохтонной». По их мнению, происхождение парламента в Англии тесно связано с борьбой между королем и баронами с одной стороны и рыцарями и горожанами с другой. А произошло это событие намного позже первого - во 2-ой половине XIII-го столетия.

Более правдоподобной на сегодня выглядит последняя теория, она же имеет и большинство сторонников. Выходит, что первый английский парламент возник в XIII веке.

Устройство парламента в Англии

Полноправно как действующий орган власти парламент начал функционировать в средние века, с 1265 года. Представители высшего сословия духовенства и знати титулованной получали документы, причем именные, которые давали им возможность принимать участие в собраниях парламента. Простые горожане и рыцари принимали участие в его работе по общему приглашению.

В устройстве парламента Англии за 900 лет почти ничего не изменилось. И сегодня, как и раньше, он разделен на две палаты. Первая - Палата лордов, включающая потомков тех баронов, участвовавших в «Бешеном совете» (1258 год - собрание английских аристократов в Оксфорде, где Генриху III были предъявлены требования об ограничении власти короля). Сюда входят представители духовной знати и титулованного дворянства. Нижняя палата - это Палата общин. Сюда входят представители наследников тех, кто в те далекие времена принимал участие в собраниях по «общим приглашениям». Это потомки богатых горожан и рыцарей.

На сегодня среди представителей Палаты общин есть и депутаты из местного дворянства, которым народ на местах доверил представлять их интересы в столице.

Сейчас парламенты есть практически во всех странах мира и считаются неотъемлемым атрибутом демократического устройства государства. Но в Англии этот институт имеет особое значение. Это символ Англии такой же, как пятичасовое чаепитие или футбол.

Возникновение парламента связано с борьбой короля и баронов, не закончившейся, как оказалось, со смертью упрямого Иоанна I. Его сын Генрих III был коронован, когда ему было лишь 9 лет, а самостоятельно начал править с 1224 г. Он был человеком негосударственного склада ума – любил пышность, покровительствовал искусству, был доверчив и неэнергичен. Государственные дела Генрих поручал фаворитам, в большинстве своем иностранцам. Большое влияние при дворе получили выходцы из Пуату. Им раздавались должности и земли. Недовольные английские феодалы восстали против Генриха в 1233 г., и король вынужден был удалить от себя фаворита Пьера Роше и его земляков. Но вскоре Генрих III женился на Элеоноре Прованской, а за ней в Англию опять последовали рыцари с юга Франции. Своих многочисленных гасконских протеже имела и мать Генриха Изабелла.

Главной чертой королевской финансовой политики при Генрихе III стала расточительность. Он осыпал милостями любимцев, устраивал празднества, вел войну во Франции и Уэльсе. Все это требовало постоянных денежных вливаний, и король беспрестанно созывал съезды крупных вельмож, чтобы испросить очередные пособия. Такие съезды уже тогда назывались парламентами (от франц. «парле» – «говорить»). По другой версии, слово «parliament» возникло в результате слияния латинских «parium» («равные») и «lamentum» («жалобы, печали»). Таким образом парламент представлял собой место, в котором равные по статусу люди могут высказывать свои жалобы. Расхождения в этимологии вызывают и расхождения в отношении истории учреждения первого сословно‑представительного органа в Англии. Некоторые историки утверждают, что прототип современного парламента возник уже в IX в. Тогда Альфред Великий, объединив Англию, созывал парламенты. Согласно другой точке зрения, наиболее распространенной, английский парламент появляется вследствие острых социальных противоречий лишь во второй половине XIII века.

Монарх обращался с денежными требованиями не только к феодалам, но и к городам и торговым корпорациям, закладывая основу для создания будущего органа власти, в который входили представители не только аристократии и духовенства, но и третьего сословия.

В какой‑то момент Генрих загорелся идеей заполучить для сына сицилийскую корону, за что заплатил огромные деньги Папе Римскому. Он залез в долги, невыполнение обязательств грозило Генриху отлучением от церкви. В 1258 г. король попросил о помощи баронов, но встретил в их лице непримиримую оппозицию. Лидером ее был Симон де Монфор, граф Лестерский, сын прославившегося в Альбигойских войнах полководца. Съезд, собравшийся в июне в Оксфорде, получил наименование «Бешеный парламент». Бароны потребовали от короля удаления иностранных советников, прекращения чрезвычайных денежных поборов и новых политических уступок. Их предложения вошли в историю как «Оксфордские провизии».

Генрих вынужден был согласиться на образование комиссии из 24 членов, половину которых назначил он сам, а половину – парламент. Этой комиссии было предоставлено право утверждать и смещать должностных лиц. Был избран государственный совет из 15 членов, которому поручили провести судебную реформу, контролировать все действия короля. В каждом графстве были учреждены комиссии из четырех рыцарей для разбора поступивших жалоб.

Вследствие принятия «Оксфордских провизий» иноземцы были изгнаны из Британии. Генрих и сам уехал во Францию, где заручился поддержкой Людовика IX. Папа освободил английского короля от клятвы, данной им в Оксфорде, и благословил на войну с мятежниками. (Дело в том, что при власти баронов папа перестал получать деньги из Англии.) Война началась в 1263 г. В решающей битве при Льюисе Монфор нанес поражение роялистам. Король был взят в плен и должен был признать оксфордские постановления.

Еще в 1259 г. в Вестминстере мелкие и средние рыцари выработали свои провизии, направленные на ограничение как произвола со стороны короля, так и олигархической власти баронов. Среди последних не было единства мнений насчет формы государственного устройства. Так, Симон де Монфор, провозглашенный протектором государства и ставший фактически королем, полагал, что стоит расширить социальную базу антироялистского движения за счет мелких феодалов, свободных земледельцев и городов. Граф Ричард Глостерский, наоборот, был категорически против такой «профанации». В январе 1265 г. Монфор во исполнение своего плана собрал очередной парламент, к участию в котором помимо прелатов и баронов пригласил представителей упомянутых выше сословий. Этот год и считается годом рождения английского парламента. В марте этот парламент заключил новый договор с принцем Эдуардом и королем, которые признали все перемены в государственном управлении.

Вскоре, однако, Эдуарду удалось обмануть приставленных к нему протектором соглядатаев и начать новый этап вооруженной борьбы. Ричард Глостерский оказал ему поддержку. В августе близ города Эвесгем роялисты одержали победу, Монфор был убит на поле боя. Короля освободили. Война продолжалась два года, и победу в ней одержали король и принц. Впрочем, им пришлось пойти на определенный компромисс, которого добился все тот же граф Глостерский. В 1267 г. была восстановлена Великая хартия вольностей, противники короля получили полную амнистию. В дальнейшем Генрих свято соблюдал все пункты хартии, постоянно советовался с парламентом и замещал государственные должности исключительно англичанами.

В 1295 г. был созван «образцовый» парламент, состав которого послужил моделью для последующих парламентов Англии. Помимо лично приглашенных королем крупных светских и духовных феодалов в него вошли по 2 представителя от 37 графств (рыцари) и по 2 представителя от городов. До середины XIV в. они заседали вместе. Первое время возможности парламента влиять на политику королевской власти были незначительны. Его функции сводились к определению размеров налогов на движимость и к подаче коллективных петиций на имя короля. Правда, в 1297 г. Эдуард I подтвердил в парламенте хартию вольностей, в результате чего появился Статут о неразрешении налогов. В нем говорилось, что обложение налогами, пособиями и поборами не будет иметь места без общего согласия духовных и светских магнатов, рыцарей, горожан и других свободных людей королевства. Однако в Статуте содержались оговорки, допускавшие возможность взимания королем ранее существовавших сборов.

Право законодательной инициативы парламента возникло из практики подачи коллективных парламентских петиций королю. Чаще всего они содержали требования о запрещении нарушения старых законов или об издании новых. Король мог согласиться с просьбами парламента или их отвергнуть. Однако в XIV в. было установлено, что ни один закон не должен быть принят без согласия короля и палат парламента. В XV в. установилось правило, что ходатайства, парламента должны облекаться в форму законопроектов, которые получили название «биллей».

В Великобритании монарх возглавляет парламент, может его созывать и распускать, ежегодно открывает парламентскую сессию в палате лордов, одобряет законы - без королевской санкции закон не имеет юридической силы

Состав парламента Великобритании

Нижняя палата (палата общин)

Формируется на основе прямых выборов тайным голосованием сроком на 5 лет.

650 депутатов в соответствии с количеством избирательных округов:
533 от Англии
59 от Шотландии
40 от Уэльса
18 от Северной Ирландии

Функции палаты общин

Принимает законопроекты и передает их (все, кроме финансовых) на согласование в палату лордов. Принимает бюджет и рассматривает финансовые билли. Обладает исключительным правом согласовывать налогообложение, правительственные расходы.

Около 1550 человек

Партийный состав

Согласно последнему, 55 созыву (2010 год)

306 консерваторов
258 лейбористов
57 либеральных демократов
8 демократов-юнионистов
6 шотландских националистов
5 ирландских республиканцев (Шинн Фейн)
3 валлийских националиста (Плайд Кимру)
3 от партии социал-демократов и лейбористов
1 от «Альянса»
1 от партии зеленых
1 независимый депутат
1 спикер

Спикер - председатель палаты общин, руководящий заседаниями и представляющий палату в ее отношениях с королевой, палатой лордов и другими государственными органами. После отставки получает титул виконта и место в палате лордов.


Верхняя палата (палата лордов)

Формируется на невыборной основе

774 человека , имеющих право принимать участие в работе палаты

Функции палаты лордов

Рассматривает и вносит поправки в законопроекты, принятые палатой общин, за исключением финансовых биллей. Рассматривает апелляции на решения судов по гражданским и уголовным делам. Вердикт палаты лордов является окончательным.

Количество обслуживающего персонала - около 450 человек

Состав

26 духовных лордов (Lords Spiritual ) - представители духовенства англиканской церкви
87 наследственных пэров (титул получен по праву рождения: герцог, маркиз, граф, виконт или барон)
661 пожизненный пэр (титул без права наследственной передачи присвоен монархом за особые заслуги перед государством)

Старейший парламент мира - исландский альтинг - был основан в 930 году. Созданный в 979 году парламент острова Мэн - тинвальд - самый древний непрерывно работающий.

Почти 50 лет в сенате США существует традиция «конфетного стола» . В 1965-м ее ввел сенатор-сладкоежка Джордж Мерфи, который угощал коллег. За рабочим столом сменилось много последователей Мерфи, и все они кормили сенаторов, которыми в настоящее время съедается около 180 кг конфет и шоколада в год от спонсоров.

Территория, на которой стоит австралийский парламент , занимает 32 га. Здание состоит из 4500 комнат общей площадью 250 000 м 2 .

В палате общин британского парламента едят в два раза больше, чем 20 лет назад : в начале 1990-х готовилось 4000 блюд ежедневно, а в 2010-х их количество выросло до 8000.

В Сан-Марино две главы государства - капитаны-регенты, выбираемые Государственным советом (однопалатным парламентом) на 6 месяцев из конкурирующих партий.

Численность парламента

14 членов - Конгресс Федеративных штатов Микронезии (самый малочисленный парламент мира)
63 - Альтинг, Исландия
100 - Сейм, Латвия
601 - 2-е Учредительное собрание Непала
620 - Федеральное собрание РФ (170 - в Совете Федерации, 450 - в Государственной думе)
687 - Верховное народное собрание КНДР
2987 - Всекитайское собрание народных представителей (самый многочисленный парламент мира)

Зарплата парламентариев

(в долларах США и в рублях в месяц)

~ 21 000 $ (~ 750 000 руб.) - в Японии (самые высокооплачиваемые депутаты в мире)
~ 15 300 $(~ 546 500 руб.) - в Австралии
14 500 $ (~ 517 650 руб.) - в США
~ 11 765 $ (420 000 руб.) - в РФ (с 1 сентября 2014 г.)
~ 11 060 $ (~ 395 000 руб.) - в Германии
~ 9445 $ (~ 337 000 руб.) - в Великобритании
6250 $ (~ 223 100 руб.) - в Кении (в 2013 году была урезана с 10 000 $)
370 $ (~ 13 200 руб.) - в Зимбабве (одна из самых маленьких зарплат)

Довольно часто соединенное королевство Великобритании - самую известную из ныне существующих монархий - называют "старушкой Англией". И в этом есть некий смысл, ведь как государство она сформировалась достаточно давно. А ее парламент является одним из старейших в мире, по его образу формировались законодательные органы и во многих других странах. Итак, Парламент Великобритании: структура, порядок формирования, особенности, полномочия. Что из себя представляет один из старейших законодательных органов в мире?

Три ветви власти в Великобритании

Соединенное Королевство возглавляет королева, это известно практически каждому современному человеку. Формально она же руководит тремя основными системами государства: законодательной, исполнительной и судебной. На деле эти ветви власти представлены отдельными органами и фактически не подчиняются монарху, деятельность которого сводится к участию в церемониальных мероприятиях.

Функции законодательного органа несет британский двухпалатный Парламент, исполнительной - премьер-министр и его Кабинет. Третья же ветвь представлена несколькими судами, занимающимися различными по областям права делами.

Подобная структура власти существует во многих современных государствах, но в Великобритании есть одна особенность. Де-юре монарх может отказаться подписывать закон, принятый Парламентом, или вовсе распустить его, отправить в отставку или назначить премьер-министра, вмешаться в дела судебной системы. Де-факто этого не происходит. На практике политическим лидером страны является премьер-министр, а остальные ветви власти действуют независимо от него.

История Парламента

Законодательный орган Великобритании является одним из старейших действующих в мире, хотя и несколько уступает исландскому. Он был впервые сформирован в 1265 году, а через 30 лет, в 1295, преобразован в двухпалатный. До этого существовал такой институт, как королевский совет, который серьезно ограничил власть монархии во время правления Иоанна Безземельного, подписавшего знаменитую "Великую хартию вольностей". Но главное отличие Парламента от этого органа состояло в порядке его формирования - он стал выборным.

За прошедшие столетия в структуре и функциях этого института не происходило кардинальных изменений. После объединения Англии и Шотландии был сформирован единый Парламент Великобритании, а позднее к ним присоединилась и Ирландия. Были проведены некоторые реформы, в основном касавшиеся избрания участников и способов передачи их власти. Именно по такой системе и проходит порядок формирования Парламента Великобритании до сих пор.

К слову, именно в Парламенте хранятся все документы и принятые акты, начиная с XV века. Здесь есть и оригинал "Билля о правах", закрепившего ограничение королевской власти и приведшего к современному строю конституционной монархии.

Структура

Как уже было упомянуто, Парламент Великобритании состоит из двух частей или палат. По-другому его можно назвать бикамеральным. По этому же подобию работают законодательные органы во многих странах мира, в том числе США, России, Германии и т. д.

Так называемую нижнюю часть именуют Палатой общин, а верхнюю - лордов. Каждая из них имеет председателя-спикера, который избирается из числа наиболее уважаемых участников. Кандидатура должна быть согласована с лидерами всех партий, представленных в Парламенте, а утверждена монархом. Согласно старой традиции, спикер сохраняет свою должность до тех пор, пока он не потеряет мандат или не уйдет в отставку по собственной инициативе. После этого он получает титул барона и место в Палате лордов.

Спикер формально не принадлежит ни к одной из партий, не выступает и не принимает участия в голосованиях, кроме определенных случаев. Его функции состоят в обеспечении взаимодействия Парламента с остальными институтами власти, а также решении общих организационных вопросов. Кроме того, у него есть три заместителя - вице-спикера, которые в его отсутствие занимаются проведением заседаний. Они также лишены права голосовать и обсуждать законопроекты, равно как и принадлежать к партиям.

В верхней палате в роли руководителя выступает лорд-спикер. Эта должность была введена около 10 лет назад, когда были проведены реформы. В их результате лорд-канцлер передал часть своих обязанностей спикеру, а сам стал одновременно со своей должностью совмещать полномочия министра юстиции.

Что очень интересно, Парламент Великобритании много значения придает различным процедурам, сопутствующим его работе. При этом они нигде письменно не закреплены, более того, они незначительно меняются в зависимости от созыва и сессии. В общем и целом работа органа регулируется лишь неписаными правилами и вековыми обычаями.

Нижняя палата

Структура Парламента Великобритании предполагает, что в этой части происходит первичное обсуждение предложенных биллей, вносятся некие правки, после чего происходит голосование. Участники Палаты общин, как она называется, попадают в нее в результате выборов и занимают свое место в течение 5 лет. Традиционно лидер победившей партии становится премьер-министром, хотя формально Парламент не имеет никакого отношения к формированию правительства. Из числа же избранных в Палату общин людей формируется Кабинет.

Члены Парламента, принадлежащие ко второй по численности партии, становятся официальной оппозицией и формируют теневое правительство. Его функции состоят в контроле исполнения решений и работы основного Кабинета Министров.

Также нижняя палата Парламента может подразделяться на различные комитеты и образования, призванные заниматься вопросами в разных отраслях. Они могут быть специальными, общими или объединенными. Также существует комитет всей палаты - режим работы, когда все члены участвуют в рассмотрении законопроектов, как правило, финансовой направленности. После одобрения в нижней части Парламента законопроект перемещается в верхнюю. Она функционирует совершенно по другим принципам.

Верхняя палата

Интересно то, что эта часть на современном этапе имеет гораздо меньше полномочий, чем избираемые члены Парламента. Практически все последние реформы, касающиеся ее деятельности, были направлены на ограничение власти этого органа и повышение его легитимности.

Дело в том, что верхняя палата Парламента - не избираемый напрямую орган. Здесь заседают так называемые лорды духовные и светские (или пэры). В составе находятся высшие чины духовенства (их 24), а также люди, получившие право участвовать в законодательном процессе по наследству или пожизненно. Таким образом, формирование светской части палаты происходит по достаточно сложной системе, включающей голосование всех участников, а также членов партий, представленных в Парламенте. При этом численного ограничения нет, сейчас пэрами являются 763 человека. Причем передача этой привилегии от отца к сыну, которая раньше была крайне распространена, фактически уходит в прошлое - сейчас это право даруется пожизненно и не может быть унаследовано.

Что касается полномочий, у Палаты лордов их гораздо меньше, чем у Общин. Право вето в результате нескольких последних реформ было заменено на возможность отложить рассмотрение тех или иных законопроектов. При этом некоторые из биллей не могут быть задержаны на длительные сроки. Кроме того, формально пэры не имеют возможности противодействовать политике действующего Кабинета и вносить существенные поправки в финансовые законопроекты. Впрочем, иногда Палата общин делегирует им это право.

Взаимосвязь ветвей власти

Изначально премьер-министр Великобритании, как и созданный им Кабинет, были подотчетны Парламенту. Де-факто сейчас этого не происходит из-за мажоритарной системы выборов - согласно ей, правящая партия имеет большинство голосов в Палате общин. В общем и целом законодательная власть довольно слабо контролирует правительство. Тем не менее история XX века знает три случая, когда Палата общин выражала недоверие действующему правительству, которое представлял премьер-министр Великобритании.

Однако законодательная и исполнительная власть все-таки связаны. По традиции, премьер-министра, а потом и его Кабинет собирают именно из представителей нижней палаты Парламента. Впрочем, это совершенно не обязательное условие, которое тем не менее соблюдается очень давно.

В общем и целом ветви власти в Великобритании скорее разделены, чем взаимосвязаны, чего и требует современное международное законодательство. Возможно, именно в этом и состоит немалая доля стабильности и устойчивости Соединенного Королевства как государства.

Законотворческая функция

Полномочия Парламента Великобритании в первую очередь касаются законотворчества. Как правило, в ходе очередной сессии участники заседаний рассматривают билли, предложенные их коллегами или министрами. Эти законопроекты могут касаться самых разных сторон жизни, именно поэтому и необходимы уже упомянутые формирования, комиссии и комитеты. Но как организовывается весь процесс?

Законотворчество - основная функция, которую выполняет вся структура Парламента Великобритании. Этот процесс начинается с предложения на рассмотрение билля, как правило, это делают королевские министры, но на это имеет право и любой член как нижней, так и верхней палаты.

Далее происходит несколько этапов обсуждения, в ходе которых может возникнуть необходимость в корректировке и дополнении документа. В процессе билль может быть отклонен, но если этого не случилось, он отправляется в комитет. Он разбирает законопроект постатейно и предлагает очередные поправки. После одобрения в третьем чтении билль отправляется в Палату лордов, где в него также могут быть внесены корректировки. Если их нет, то законопроект передается монарху на одобрение, но если одна часть Парламента не соглашается с поправками другой, то речь о принятии идти не может. В некоторых случаях Палата общин может утвердить билль без одобрения лордов. Но это, скорее, исключение из правил.

Последний этап - одобрение или отклонение сувереном. В теории монарх может наложить вето на тот или иной билль, но на практике этого уже давно не происходило. Последний случай был в 1708 году. Законотворчество, таким образом, - это сложный процесс, требующий рассмотрения и одобрения у всех трех частей Парламента. Но на этом его функции не заканчиваются.

Судебные полномочия

Парламент Великобритании обладает еще одной довольно любопытной особенностью. В некоторых случаях он выполняет судебные функции, пришедшие к нему со времен древнего обычая подавать прошения об исправлении несправедливости. В первую очередь это касается Палаты лордов. Например, до 1948 года именно Парламент рассматривал дела о государственной измене пэров. После 2005 года с Палаты лордов эта функция была снята. Тем не менее весь Парламент может инициировать другую судебную процедуру - начать процедуру импичмента. Несмотря на то что последняя попытка предпринималась несколько столетий назад, некоторые надеются возобновить данную традицию.

Порядок формирования

Выборы в Парламент возможны, лишь если речь идет о Палате общин. Причем избираться могут граждане, не принадлежащие к каким-либо партиям. Но есть и ограничения. Например, быть выбранным в Парламент Великобритании не может человек младше 21 года, иностранец, гражданин, отбывающий наказание за государственную измену, член Палаты лордов, госслужащие и военные, лица, страдающие психическими заболеваниями и некоторые другие категории.

Выборы могут быть как общими, так и промежуточными, связанными с освобождением одного из мест. Число депутатов определяется количеством избирательных округов, в 2010 году их было 659. Действует мажоритарная система относительного большинства, то есть выигрывает кандидат, набравший максимальное, по сравнению с конкурентами, число голосов.

Полномочия Парламента Великобритании длятся 5 лет после выборов или до момента роспуска, который бывает крайне редко. Впрочем, иногда палата может принять такое решение самостоятельно или наоборот - продлить срок своей работы, что тоже происходит нечасто. В целом формирование Парламента уже много лет проходило без серьезных проблем.

Местонахождение

Парламент Великобритании уже много столетий располагается в одном и то же здании - Вестминстерском дворце, расположенном на северном берегу Темзы. Изначально это была королевская резиденция, но в 1530 году монарх перенес ее в Уайтхолл, так что законодатели получили здание в свое пользование целиком. Самые старые его части были построены еще в XI веке, но очень многое не сохранилось из-за пожара 1834 года. Так что здание в общем было построено и реконструировано в XIX веке. Его визитной карточкой, а также символом Лондона стала башня с часами под названием Биг-Бен, которую непременно фотографируют туристы.

Внутрь Вестминстерского дворца в качестве туриста попасть довольно сложно. Во время работы Парламента количество посетителей строго ограничено, даже не все граждане могут прийти без предварительного согласования. Исключение составляет период летних каникул, когда можно попасть во дворец с организованной группой.

Традиции

Несмотря на то что подобные английскому законодательному органы структуры существуют в большинстве современных государств, британский интересен еще и своими церемониями и этикетом.

Например, перед каждым заседанием нижней палаты проводится общая молитва. Участники стоят отвернувшись к стене, они не могут стоять на коленях, поскольку традиция берет начало во временах, когда в Парламенте носили мечи. В дни, когда умирает один из членов, проводится еще и дополнительная молитва.

Еще одна особенность - запрет ношения во время заседаний медалей и других знаков благосклонности монарха. Кроме того, в процессе выступления и обсуждения можно выражать свои мысли только крайне корректно, используя специальные выражения. В ином случае спикер может попросить докладчика покинуть зал.

В процессе принятия нового закона происходит обмен биллями между палатами. При этом используются фразы на нормандском французском. Еще один интересный факт - лорд-канцлер (сейчас спикер) верхней палаты сидит на мешке с шерстью. Эта традиция берет начало во временах, когда Англия была основным поставщиком этого продукта в Европу. Сейчас мешок набивают шерстью, произведенной не только на островах, но и в других странах Содружества - это символизирует их единство.

Соединенное королевство Великобритании - удивительно консервативная страна. Здесь царят традиции и приметы, но при этом страна умудряется идти в ногу со временем и оставаться островком относительного спокойствия и стабильности в мировом хаосе.

gastroguru © 2017