Внутриквартальное освещение кто обслуживает. Делаем уличное освещение для загородного дома своими руками. Планирование освещения частного двора

Жители населённых пунктов часто сталкиваются с отсутствием уличного освещения. Нерабочее состояние одного или нескольких фонарей ухудшает видимость во дворе и может стать причиной повышенной опасности для прохожих. Вас интересует, кто должен разбираться с данной ситуацией? Ответ на этот вопрос вы найдёте в статье.

Кто отвечает за уличное освещение в городе?

За исправное освещение дворовой территории, улиц, дорог, мостов, промышленной зоны, парков и бульваров отвечают местные органы исполнительной власти (иными словами, муниципальные или государственные органы), в соответствии с ФЗ № 131 от 2003 года 6 октября.

Именно они заключают с обслуживающими организациями (энергоснабжающими компаниями) договор, на основании которого осуществляется освещение улиц.

В каждом населённом пункте проблема неработающих фонарей решается в индивидуальном порядке. Кто отвечает за уличное освещение во дворах в городе? Подобными вопросами занимается местная администрация.

За поддержание фонарей в рабочем состоянии и осуществление их своевременного обслуживания отвечают коммерческие предприятия – энергоснабжающие компании или электросети, с которыми был заключён договор. Контролировать деятельность данных организаций обязуется администрация города.

Кто отвечает за уличное освещение в сельской местности?

Порядок организации освещения на улицах в городе и сельской местности различается. В бюджете поселения может быть недостаточно средств для установки фонарей вдоль каждой дороги. Местная администрация ежегодно занимается разработкой плана по освещению всего населённого пункта.

Основная проблема в этом случае – поиск источников финансирования (с этой целью используются не только средства из федерального бюджета, но и внебюджетные варианты).

Обеспечение функционирования фонарей и их установка в местах, требующих особого внимания и осторожности (например, на опасных поворотах или рядом с учебными заведениями), входит в обязанности местного муниципалитета.

Формально за техническое обслуживание отвечает районный отдел энергосбыта или энергоснабжающая компания, однако за своевременную оплату предоставляемой услуги и осуществлением контроля за деятельностью организации ответственна администрация конкретного населённого пункта.


В среднем лампа в уличном фонаре при правильных условиях эксплуатации способна прослужить до полутора лет включительно. В отдельных областях страны в силу погодных и географических условий освещение может использоваться чаще или реже обычного. Именно поэтому лампы способны быстрее выходить из строя или при менее частом применении прослужить вплоть до 3–4 лет.

Если в фонарях перегорели лампы или на улице недостаточно освещения, подобная ситуация должна быть исправлена, чтобы избежать увеличения травмоопасности и повышения количества краж на данной территории.

Вы не знаете, куда обращаться, если нет света во дворе? Письменная жалоба (индивидуальная или коллективная) подаётся в местную администрацию определённого муниципального образования.

Составление жалобы

Обращение в муниципалитет обязательно оформляется в простом письменном виде. Заявителем может выступать как один гражданин, так и несколько (в последнем случае речь идёт о коллективной жалобе).

В тексте обращения важно указать следующие вопросы к местной администрации:

  • какая организация занимается обслуживанием фонарей на определённой территории;
  • кто выступает заказчиком по договору, заключённому с данной организацией;
  • кто отвечает за поддержание освещения на должном уровне в конкретном месте.

В тексте жалобы необходимо указать просьбу о принятии соответствующих мер по исправлению проблемы с освещением на улице. Кроме этого, стоит сослаться на 4 пункт 14 статьи ФЗ № 131, согласно которому вопросы энергоснабжения населённого пункта относятся к ведению местной администрации.

Вы можете составить жалобу самостоятельно с помощью , представленного на сайте, или заказать её у специалиста (услуги последнего предоставляются на платной основе).

Закон не предъявляет чётких требований к тексту обращения, однако документ должен содержать определённую информацию, чтобы быть принятым к рассмотрению.

Если свет отсутствует на улице перед многоквартирным домом или на улице с несколькими частными домами, специалисты рекомендуют составлять коллективную жалобу. Таким образом у жильцов повысятся шансы на рассмотрение вопроса в кратчайшие сроки.

Что делать, если вам отказали?

Ответ от местной администрации должен поступить заявителям в письменном виде в течение календарного месяца с момента подачи жалобы. Отказ органа местного самоуправления – распространённое явление, причиной чаще всего выступает отсутствие финансов в бюджете. В такой ситуации понадобится обратиться в вышестоящую инстанцию – в суд или прокуратуру.

Однако не стоит сразу судиться с муниципалитетом из-за отсутствия работающих лампочек в уличных фонарях. Сначала попробуйте обратиться в местную управу и организацию, занимающуюся обслуживанием конкретной улицы либо её участка (данная информация должна быть предоставлена вам в письменном ответе администрации).

Если на конкретной улице отсутствуют фонари вовсе, что создаёт повышенную опасность для прохожих и жильцов, но муниципалитет отказывается устанавливать освещение в данном месте, заинтересованным лицам рекомендуется обратиться в суд для разрешения данного конфликта.

В тексте заявления необходимо указать факт бездействия органов исполнительной власти. Кроме этого, рекомендуется приобщить к обращению фотографии, подтверждающие отсутствие освещения.

Можно ли подать жалобу через УК?

За обеспечение должного освещения на придомовой территории ответственна управляющая компания, поэтому при наличии проблем с фонарями около дома возможно обратиться с заявлением или именно в УК.

Жильцы вправе составить коллективное обращение, оформив его в письменном виде в произвольной форме, при этом важно указать ФИО каждого гражданина, его персональную подпись и адрес квартиры, в которой он проживает.

Для большей наглядности к заявлению возможно приобщить распечатанные фотографии неосвещённой территории.

Период рассмотрения обращения составляет до семи рабочих дней, после чего УК обязана направить заявителям письменный ответ. В случае установления факта предоставления энергоснабжающей организацией услуг ненадлежащего качества руководство компании самостоятельно свяжется с администрацией или городской электросетью.

Где права сила, там бессильно право

Японская пословица

Почему-то в нашей стране мысль о том, чтобы все навесить на более слабую сторону отношений, в том числе и в финансовом,приходит в голову власть имущим, да и не только (еще и финансово более сильным) постоянно. Да и суды с надзорными органами государства от них не отстают в этом плане.

Регулярные новшества в законодательстве всегда предполагают какие- то затраты: временные, финансовые и т.п. Однако зачастую в изменениях законов не указаны источники финансирования их «улучшений». Как бы предполагается, что оплачиваются они исполнителями в лице предпринимателей и простыми гражданами – ведь для них же власть придумала эти улучшения: о благе народа думают как-никак…

Очень грустно, что облегчение налогового и надзорного бремени для малого и среднего бизнеса, улучшение жизни и повышение ее уровня гражданам– только провозглашенные лозунги в нашей стране. На деле – видим обратное. По крайней мере, новшества в законодательстве и правоприменительная практика не способствуют выполнению этих лозунгов и не соответствуют им.

Вот и в жилищно-коммунальном хозяйстве всегда все улучшения для собственников предполагают финансирование управляющими организациями (УО). Никому не интересно, что собственники не хотят ни принимать участие в общих собраниях, где как раз должна быть утверждена плата за все обязательные работы по содержанию дома. Да и вообще, поднимать эту плату собственники не хотят в 99% случаев. Ответственности за неисполнение своих обязательств собственниками в этом вопросе в законодательстве нет никакой.

Хотя в нормах жилищного законодательства прямо прописано императивное правило о том, что все необходимые требования закона к содержанию дома обеспечиваются за счет экономически обоснованного финансирования со стороны собственников помещений в многоквартирном доме (далее - МКД).

Вся ответственность и вина досталась управляющим организациям, которые виноваты, впрочем, как всегда: плохо работают и не смогли провести собрание так, чтобы собственники утвердили новый тариф на ее услуги, естественно, с повышением (ведь снижение цен на что-либо происходило в нашей стране только во времена СССР).

Это только для ресурсоснабжающих организаций (РСО) принимаются тарифы на уровне государства с внесением в них всех их необходимых затрат. И то они пытаются себе выгадать какие-то дополнительные преференции, успешно лоббируя свои интересы и в законодательных и судебных органах.

Вот и освещение придомовой территории, внутриквартальных проездов (далее – уличное освещение)некоторые органы местного самоуправления (ОМСУ) пытаются сделать обязанностью управляющей организации. Неоднократно видела ответы из ОМСУ в адрес управляющих организаций, где прямо указывалось на эту обязанность УО «умными головами» представителей муниципальной власти. Не говоря о том, что нормативы на содержание общедомового имущества на электричество и другие ресурсы постоянно урезаются и не обеспечивают полного возложения этих расходов, в которые входит и освещение мест общего пользования МКД, на собственников помещений многоквартирного дома. А управляющие организации – сами виноваты, «предпринимательские риски», так сказать…

Обнадеживает, что по большей части суды и органы Прокуратуры в этом вопросе не во всех регионах согласны с таким мнением ОМСУ. И управляющим организациям этот факт позволяет избежать возложения дополнительного финансового бремени, которое и так немалое, благодаря умным законодательным инициативам Минстроя и депутатов разных профессий.

В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.

Согласно части 3 статьи 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (МКД) устанавливаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила № 491), которые регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в МКД.

Состав общего имущества в многоквартирном доме определен частью 1 статьей 36 ЖК РФ, а также пунктом 2 Правил № 491 и является исчерпывающим.

В состав общего имущества в многоквартирном доме сети наружного освещения придомовой территории не входят. То есть, обязанность собственников помещений в многоквартирных домах нести расходы по уличному освещению ЖК РФ, Правила № 491 прямо не содержат .

В соответствии с пунктом 19 части 1 и частью 3 статьи 14 и пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее –Закон о МСУ) к вопросам местного значения городского, сельского поселения, городского округа отнесена организация благоустройства территории городского, сельского поселения, городского округа (в частности, освещения улиц ).

В соответствии с частью 2 статьи 18 Закона о МСУ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ).

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 45.1 Закона о МСУ вопросы организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений могут быть урегулированы Правилами благоустройства территории муниципального образования.

Минстрой России в Письме от 18.09.2017 № 33418-АЧ/04 «Об организации ремонта уличного (дворового) освещения» отмечает, что в соответствии с п. 19 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 и п. 25 ч. 1 ст. 16 Закона о местном самоуправлении к вопросам местного значения городского, сельского поселения, городского округа отнесена организация благоустройства территории городского, сельского поселения, городского округа (в частности, освещения улиц). В связи с этим организация и ремонт уличного (дворового) освещения относится к компетенции органов местного самоуправления .

Единственно возможным случаем возложения таких обязанностей и расходов по уличному освещению будут случаи, когда в совокупности совпадут все следующие условия:

    земельный участок придомовой территории сформирован и находится в собственности у собственников помещений МКД;

    уличное освещение включено в проектную документацию и инженерные сети строились за счет участников долевого строительства данного МКД и переданы собственникам в составе общего имущества МКД;

    указанное уличное освещение выполняет функции по освещению придомовой территории только одного многоквартирного дома.

Таким образом, исходя из буквального толкования норм закона, если элементы уличного освещения не входят в состав общего имущества МКД, то есть, при отсутствии вышеперечисленных условий, возложение на собственников, читай -на управляющую организацию, расходов по уличному освещению МКД противоречит закону. Хотя имеется и обратная правоприменительная практика судов, которая не гарантирует в частном случае решения в пользу УО.

Судебная практика по спорам по возложению обязанностей уличного освещения МКД следующая.

Решение Оренбургского областного суда (оставлено в силе АО ВС РФ от 3 октября 2018 г. № 47-АПГ18-4 ): «Из системного толкования изложенных норм следует, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства, фасады, подъезды, строения и адресные таблица (указатель наименования улицы, номера дома, подъезда квартир) на домах в вечернее время суток должны быть освещены и соблюдение установленных требований должны нести собственники имущества.

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 18 сентября 2017 года № 33418-АЧ/04 не может стать основанием для удовлетворения требований административного истца, поскольку из смысла этого письма следует, что на органы местного самоуправления возложена обязанность организации уличного освещения, то есть освещения мест, которые не находится в долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома.

Вместе с тем, пункт 5.5.8 оспариваемых Правил благоустройства предусматривает обязанность собственников и управляющих компании обеспечивать наружное освещение «дворовых территорий».

В пункте 2.23 Правил дано определение «отведенной территории» как части территории города, предоставленной в установленном порядке юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам на праве собственности, аренды, ином праве пользования

Пункт 2.32 Правил содержит определение понятия «придомовой территории» - территория, отведенная в установленном порядке под жилой дом (здание, сооружение), в том числе внесенная в технический паспорт жилого дома (здания, сооружения), и связанные с ним хозяйственные и технические сооружения, и включающая в себя: территорию под жилым домом (зданием, сооружением); проезды и тротуары; озелененные территории; игровые площадки для детей; площадки для отдыха; спортивные площадки; площадки для временной стоянки транспортных средств; площадки для хозяйственных целей; площадки, оборудованные для сбора твердых коммунальных отходов; другие территории, связанные с содержанием и эксплуатацией жилого дома (здания, сооружения) (пункт 2.31).

В пункте 2.32 определено, что относится к «прилегающей территории» - территория, непосредственно примыкающая к границам земельного участка, здания, сооружения, жилого дома, ограждения, строительной площадке, торговым объектам (стационарным, нестационарным), объектам организации общественного питания, инженерным сетям и иным объектам, находящимся в собственности, владении, пользовании у юридических или физических лиц, индивидуальных предпринимателей, с газонами, малыми архитектурными формами, иными объектами благоустройства и озеленения (пункт 2.32).

ЖК РФ в п. 4 ч. 1 статьи 36 относит к общему имуществу собственников многоквартирного дома земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Таким образом, понятия «дворовая территория» ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит, не дано этому понятию определения также в утвержденных обжалуемым решением Правилах благоустройства.

Отсутствие четкого определения, какой земельный участок относится к «дворовой территории» не отвечает критерию формальной определенности правовой нормы, допускает неоднозначное толкование правовых понятий, а потому дает возможность свободного (расширительного) толкования этого термина, и, как следствие, возложение на собственников обязанности по организации освещения территории, которая им не принадлежит».

Впечатление от вышеприведенного судебного решения двоякое. Вроде бы не соответствующие вышестоящему закону и содержащие неясности в толковании нормы муниципального нормативного акта отменили. Однако суд не осмелился сказать, что данные обязанности должны быть возложена на ОМСУ в силу закона, а предпочел витиевато обосновать, что причина принятия решения о незаконности НПА совсем не в этом. И Письмо Минстроя РФ, как раз основанное на нормах жилищного законодательства, в решении отмел на раз. То есть, и нашим - вроде бы, и вашим… Ладно, хоть отменили незаконные нормы Правил благоустройства – и на том спасибо.

Апелляционное определение ВС РФ по делу : «Руководствуясь позицией, изложенной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 1995 года № 3-П, от 15 июля 1999 года № 11-П, от 11 ноября 2003 года № 16-П и от 21 января 2010 года № 1-П, разъяснениями, содержащимися в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при отсутствии четкого определения, какой именно земельный участок относится к дворовой территории, нельзя сделать однозначный вывод о том, что сети наружного освещения дворовой территории входят в состав общего имущества многоквартирного дома, поэтому возложение бремени по организации освещения дворовой территории и содержанию необходимого для этого имущества будет возложено на лиц, которым эти территория и имущество не принадлежат».

Апелляционное определение Свердловского областного суда от 26 октября 2017 г. по делу № 33-18622/2017: « Вместе с тем, установив наличие у ТСЖ «Зональное» указанного в выписке из ЕГРЮЛ основного вида его деятельности «управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе», суд первой инстанции пришел к неверному выводу о том, что в обязанности ТСЖ входит проведение работ по организации освещения внутриквартальной территории . При этом суд не учел положения подп. «б» и «з» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, которым содержание общего имущества включает в себя обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения; а также их текущий и капитальный ремонт.

На ошибочность выводов суда прямо указывает подпункт «е» пункта 2 названного Постановления, согласно которому в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства».

По указанному делу принято новое решение, которым удовлетворены исковые требования прокурора Дзержинского района г. Нижнего Тагила Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Нижний Тагил Свердловской области о возложении обязанности по организации освещения улиц около МКД.

Однако судебные акты по искам РСО к ОМСУ о взыскании расходов на уличное освещение МО в основном отрицательные для РСО. В принципе, это не проблема управляющих организаций, должны же и на РСО иногда падать шишки, не все же им собирать сливки без каких-либо потерь. Ведь наши законы (принятые не без усиленного влияния со стороны около РСОшных сил) как раз им это позволяют…

Как сказал известный актер Брюс Уиллис: «Когда тебе приходится туго, есть два варианта: покориться или пройти сквозь огонь». Если применить данное выражение к отношениям в ЖКХ, то у управляющих организаций, при попытке повесить данные расходы (да и не только) на них, есть два выхода: покориться или судиться со всеми не соответствующими закону идеями ОМСУ и иже с ними, вплоть до Верховного суда РФ.

Компания «Бурмистр.ру» запустила сервис «Тесты», с помощью которого вы можете проверить свои знания в сфере ЖКХ. На сайте представлен не только квалификационный тест. На данном ресурсе можно проверить знания по более 35 темам, к тому же темы постоянно добавляются. Пройти тесты можно .

С уважением, Ильмира Носик.

Обсудить статью и задать вопросы можно на или воспользоваться формой ниже.

Свет во дворе частного городского дома или коттеджа за пределами городской суеты является важной частью ландшафтного дизайна. От уличного освещения двора зависит внешний вид вашего участка и его комфортность в темное время суток. Насколько безопасно вы будете чувствовать себя внутри дома ночью, тоже напрямую зависит от освещения на улице вокруг строения.

Функции наружного освещения

Задачами освещения дворового участка являются:

Комфортное перемещение хозяев и гостей дома по территории земельного участка после захода солнца. Обычно для решения этой задачи вдоль всех дорожек размещают фонари для освещения двора со светодиодными или галогенными лампами.

Декоративно подчеркнуть красоту окружающей природы вокруг строения. Для этого хозяева участка применяют цветное освещение красочных клумб, бассейна, маленького пруда, фонтанчика, альпийской горки. Использование при этом электронной системы управления делает двор «сказочным» и неповторимым уголком вашей загородной жизни.

Защита от нехороших посетителей. Яркое освещение на улице поубавит пыл любителей поживиться чужим имуществом, а в комплекте с датчиками движения станет отличной преградой для воришек.


Чем освещают улицу?

Вопросы света вечером и ночью решаются путем установки уличных светильников, прожекторов или фонарей. Эти способы освещения дворов используются в зависимости от места их назначения.

При оформлении красивого ландшафта никак не обойтись без светильников для освещения дворов. Эти элементы на улице до неузнаваемости изменят внешний вид земельной территории. Умело подобранные в едином стиле, они создадут атмосферу уюта в саду под ночным небом после трудовых будней.

Самое простое решение – расположить светильники вдоль садовых дорожек, но такое расположение применимо для небольших кусочков площади. Для более практичной освещенности устанавливают светильники в виде небольших торшеров с матовым стеклом.

Прекрасно вписываются в дизайн светильники в виде шаров из поликарбоната. Неяркие лампы внутри создают рассеянный свет посреди лужайки или красочного цветника.

Удачным с точки зрения практичности и экономии может стать применение приборов на солнечных батареях. Они заряжаются днем от солнечных лучей, их не надо подключать к электрической сети.

Также они имеют встроенные датчики, и светодиоды отдают свет по мере затемнения на улице в автоматическом режиме. Перемещая эти светильники в саду, можно кардинально изменить (по своему настроению) внешний вид участка.


Использование различных фонарей также поможет осветить строение и окружающий участок в самых интересных стилях – английском, восточном, французском, классическом или современном хай-тек.

Для получения целенаправленного светового потока ландшафтные дизайнеры применяют прожекторы для освещения двора. Различают эти приборы по видам источника света: лампы металлогалогенные, светодиодные, галогенные или натриевые. Важно, чтобы прожекторы были надежно защищены от уличной влаги и пыли.

Наружный свет без светильников

Отличной «изюминкой» в вашем дворе могут стать светодиодные лампы на таких опорах, как стены дома, гаража, сарая, стволы и ветки деревьев, камни.

Такая потайная подсветка даст возможность преобразить придомовую территорию согласно любой фантазии хозяев. Сделав фото освещения своего двора, можно гордиться своим творением и с нетерпением ждать в гости своих родных и близких людей.

Самостоятельное наружное освещение

При первом же возникновении вопроса «как сделать освещение двора своими руками?» нужно приступить к планированию всей системы дворового освещения, без этого не стоит начинать никаких монтажных работ.


В плане должны быть отражены точные места расположения всех осветительных приборов, их типы, продумать виды источников света, где будут находиться выключатели, какие и где проложены провода.

Обязательными для освещения являются входная калитка и крыльцо дома. Эти места, снабженные еще и датчиками движения, будут освещаться экономно только при приближении человека и позволят контролировать всю входную территорию.

Не стоит забывать про свет на детской площадке, в «шашлычной» зоне, возле стоянки вашего автомобиля, на входе в баню (сауну).

Не торопясь, нужно продумать план прокладки электрических кабелей: то ли по воздуху, то ли под землей. В первом варианте это делать проще, но провод нужен специальный, чтобы противостоять дождю, порывам ветра, снегопадам.

Второй способ укладки требует дополнительных затрат на копание траншей, закладки кабеля в металлорукав, но зато не будут влиять никакие погодные условия и кабель пролежит в земле долгие годы.

Нельзя забывать и про заземление! Проводку на улице стоит сделать из 3-х жильного кабеля.

Нужно определиться и с местом расположения распределительного щитка, чтобы к нему был удобный доступ. К разным осветительным веткам ставятся отдельные автоматы для отключения во время ремонтных работ.

Всю проектную осветительную часть стоит начинать параллельно с планировкой дорожек в саду, беседок, террас, патио, чтобы все детали вашего ландшафта смотрелись, как единое целое в одном дизайнерском стиле.

Фото освещения двора

Устройство уличного освещения на дачном участке или во дворе частного дома – очень важная задача, которая требует комплексного решения. В отличие от квартиры в многоэтажном доме, ситуация за пределами которой не совсем интересует собственника, владельцам собственных домов необходимо контролировать участок вокруг него. Да и намного лучше вечером прогуляться по свежему воздуху вдоль освещенных дорожек своего двора.

Установка системы уличного освещения двора дома на первый взгляд кажется простым делом. Однако, для нормально работы всего комплекса оборудования, его необходимо правильно подобрать и смонтировать. О том, как сделать освещение на приусадебном участке — далее.

Виды освещения двора в частном доме

Освещение на дачном или приусадебном участке выполняет три функции:

  1. Техническая. Заключается в подсветке участка для обеспечения безопасности перемещения по участку в темное время суток. Для этой цели покупают обычные галогенные или светодиодные фонари. Размещают их вдоль дорожек.
  2. Декоративную. Такое освещение является частью ландшафтного дизайна и служит для того, чтобы при помощи света подчеркнуть всю красоту растительного мира приусадебного участка. Особенно часто многие хозяева подсвечивают альпийские горки, мини-бассейны, клумбы. Для обустройства декоративной подсветки используются цветные фонари широкой палитры. Чтобы картина радовала глаз, некоторые системы декоративной подсветки управляются специальными компьютерами, которые устраивают настоящие цветовые шоу. Правда, стоит отметить, что стоят они довольно дорого и монтировать их должны только специалисты.
  3. Функция безопасности. Освещенный приусадебный участок не привлекает мелких воров, которые постоянно пытаются стащить со двора все то, что «плохо лежит». Даже если хозяев нет дома, то освещенный участок заставит воришек задуматься, стоит ли туда лезть. Порой освещение с датчиками движения работает лучше охранной сигнализации.

Планирование освещения частного двора

Ни один монтаж системы освещения невозможен без детального планирования. В идеале должен быть составлен план размещения источников света с указанием их типа, особенности подключения, типов и размеров проводов, размещения столбов и т.д. Благодаря такому планированию, монтаж освещения на приусадебном участке будет сделать намного легче.

Главным местом, где необходима обязательная установка осветительных приборов, является крыльцо дома и его ворота (калитка). В темное время суток хозяин усадьбы должен контролировать все происходящее у его ворот. Как правило, светильники, которые освещают площадь перед калиткой, снабжают датчиками движения. В таком случае свет будет включаться при приближении человека к воротам. Это очень удобно и к тому же позволяет существенно сэкономить электроэнергию. Обычно в качестве осветительного прибора для таких случаев используют светодиодные прожекторы, которые отличаются прекрасной светоотдачей при небольшом расходе электроэнергии. Другим неоспоримым преимуществом светодиодных фонарей является их большой срок службы в сравнении с другими видами осветительных приборов.

При наличии на участке зон отдыха (зона барбекю, детская площадка, баня с прилегающей территорией) подсвечивается как она, так и дорожки который к ней ведут. Для удобства парковки в темное время суток, должно освещаться место стоянки автомобиля.

При планировании всей системы освещения необходимо четко понимать, каким образом они будут связаны электрическим кабелем. Кабель может быть проложен по воздушной линии между столбами освещения либо по подземному тоннелю. Каждый из способов имеет свои достоинства и недостатки.

Монтаж воздушной линии намного проще и дешевле. Однако, для этой операции необходимо покупать специальный кабель, который не будет подвержен растяжениям под воздействием ветра. Также для его подвеса необходимо использовать специальную проволоку, которая будет удерживать его навесу. К тому же, при сильных ураганах существует большая вероятность разрыва кабеля от сильного ветра.

При подземном расположении кабеля он может прослужить несколько десятилетий, ведь на него не действуют внешние силы. Правда, уложенный в траншею кабель необходимо прятать в металлорукав, что добавляет расходы в общую смету.

Установка столбов освещения в частном дворе

При наличии естественных опор для установки фонарей освещения, задача монтажа всей системы значительно упрощается. В качестве естественной опоры может служить стена любого здания или его крыша и т.д. По объективным причинам нежелательно использовать стволы деревьев.

При отсутствии опор их необходимо соорудить самостоятельно. Столбы освещения изготавливают из полых стальных труб, а устанавливают на бетонный фундамент. Для его обустройства выкапывают ямы размером 0,4х0,4 м и глубиной 0,5 м. На ее дно укладывают слой песка или щебня, и устанавливают опалубку. В опалубке проделывается отверстие, в которое проводится гофр. Его выводят наверх, чтобы по нему проложить кабель подключения фонаря. Далее внутрь опалубки устанавливается несколько кусков арматуры, или толстой проволоки в качестве армирующего пояса. Затем внутрь опалубки устанавливаются анкерные болты, к которым будет прикручен столб. После этого опалубка заливается бетоном. Бетон готовят на основании цементно-песчаной смеси в соотношении 1 часть цемента на 3 части песка. Когда места для установки столбов готовы, столбы устанавливаются в вертикальном положении с обязательным выравниванием по уровню. Корректировку проводят при помощи металлических прокладок.

Провода укладываются в траншею глубиной не менее 0,7 м. Расстояние от силового кабеля до ближайшей постройки должно быть не менее 0,5 м. Дно траншеи отсыпается песком или отсевом. Кабель укладывается в защитный металлорукав. После того, как кабель уложен, проводят подключение всей системы. Проводка фонаря подключается к магистральному кабелю при помощи специальных клемм. Скрутки проводов в данном случае недопустимы.

Особое внимание при монтаже системы освещения дворов необходимо уделить выбору силового кабеля. Он должен иметь запас прочности минимум 25% от потребляемого тока всеми осветительными приборами. Например, если все светильники в системе работают при токе 10А, то есть примерно потребляют 2 КВт, то проводка должна быть рассчитана на ток 13-14А. Если на участке планируется дополнительно устанавливать источники света, то трассу лучше проложить с запасом. Выбирать кабель лучше в двойной изоляции, так он будет лучше защищен. Для таких работ вполне подойдет алюминиевый кабель, он стоит гораздо дешевле медных аналогов.

Вся система освещения собирается на одном щитке, на котором устанавливаются автоматы для отключения каждой ветки. Лучше сделать освещение из нескольких веток, так как это даст возможность отключать только одну из них для ремонта.

Выбор светильников освещения двора

В настоящее время выбор наружных осветительных приборов очень высок, что дает возможность собрать систему под свои требования. Все светильники разделяются на несколько групп. В основном деление происходит в зависимости от лампы, которая используется в нем.

  • Галогенные светильники . Свечение галогеновых ламп происходит благодаря пропусканию электрического тока через колбу с парами веществ – галогенов, таких как йод, бром, фтор и т.д. Такие светильники не слишком чувствительны к перепадам напряжения и жестким условиям эксплуатации. Поэтому срок их использования в сравнении с лампами накаливания гораздо больший. Также они гораздо эффективнее «лампочек Ильича», так как при той же светоотдаче, потребляют гораздо меньше электроэнергии. Стоят такие светильники не слишком дорого.
  • Натриевые . Принцип действия таких ламп практически идентичен галогенным. В колбе такой лампы светятся пары натрия. Их свечение имеет теплый, нежный оттенок, что позволяет использовать их для создания различных световых эффектов. Еще одним положительным моментом в работе натриевых ламп является срок их службы, который достигает 30 тыс. часов.
  • Светодиодные лампы. Наиболее современные виды осветительных приборов. Отличаются низким энергопотреблением, большим сроком службы, низкой чувствительностью к перепадам напряжения. Светодиодные светильники могут быть построены на основе одного сверх яркого светодиода или большого количества деталей меньшей мощности. Так как светодиодная лампа является высокотехнологичным изделием, которая имеет специальный контроллер напряжения, цены на эти изделия еще остаются довольно высокими ценами. Однако, стоит отметить, что с каждым годом они снижаются.

Автономные светильники для освещения двора частного дома

Многие собственники участков, на которых происходят частые отключения, предпочитают собирать систему внешнего освещения на основе автономных светильников. Принцип их работы состоит в питании от установленной внутри аккумуляторной батареи. Последняя заряжается в светлое время суток от солнечного элемента.

Преимущества автономных светильников:

  1. Мобильность. Так как при монтаже автономных светильников нет необходимости в монтаже проводки, их можно устанавливать и демонтировать за короткое время. Это позволяет убирать систему с дачного участка на зимний период, если дачей не пользуются.
  2. Небольшие затраты на проведения монтажных работ. Некоторые светильники достаточно просто воткнуть в землю, и они заработают в нужное время. Нет необходимости электромонтажных и земляных работ.
  3. Низкое потребление электроэнергии. В основном автономные светильники построены на основе светодиодных ламп, что позволяет снизить потребление электроэнергии в несколько раз.

Освещение во дворе: фото

Освещение дворов: видео

gastroguru © 2017