Великая Китайская стена. История и легенды. Великая Китайская стена: история и интересные факты символа Китая Сколько протяженность китайской стены

Великая Китайская стена — один из главных памятников древности, сохранившийся до наших дней. Это уникальное в своем роде творение человеческих рук привлекает ежегодно миллионы туристов.

При этом многие имеют весьма смутное представление о том, от каких врагов должно было защищать и насколько эффективно функционировало это грандиозное сооружение протяжённостью около 9000 км, толщина стен которого составляет 5-8 метров, а высота — в среднем 6-7 метров.

Как и большинство народов, перешедших к оседлому образу жизни, китайцы столкнулись с проблемой кочевников, совершавших регулярные грабительские набеги.

Примерно в III веке до нашей эры началось строительство первых участков стены, которые тогда предназначались для защиты от хунну: кочевого народа, обитавшего в степях к северу от Китая.

Большая императорская стройка

С завершением так называемой эпохи Воюющих царств император Цинь Шихуанди из династии Цинь , объединивший под своей властью разрозненные китайские земли, отдал распоряжение о строительстве стены вдоль горного хребта Иншань на севере Китая.

Строительство шло как за счёт укрепления ранее построенных участков, так и путём постройки новых. При этом существовали участки стен, которые возводились местными властителями для разделения территорий друг друга: по приказу императора они подлежали сносу.

Строительство стены в эпоху Цинь Шихуанди заняло примерно десять лет. Ввиду отсутствия дорог и источников чистой воды, а также трудностей с подвозом продовольствия, стройка была крайне тяжёлой. Одновременно на строительстве были задействованы до 300 тысяч человек, а всего к стройке привлекли до 2 миллионов китайцев. Голод, болезни, непосильный труд убивали десятки тысяч строителей.

Изображение императора Цинь Шихуанди. Фото: Public Domain

До периода Цинь стену строили из самых примитивных материалов, в основном с помощью трамбовки земли. Между щитами из прутьев или тростника прессовали слои глины, гальки и других местных материалов. Иногда использовали кирпичи, но не обожжённые, а высушенные на солнце. В период Цинь на некоторых участках начали применяться каменные плиты, которые укладывались вплотную друг к другу по слоям уплотнённой земли.

Составной частью стены являются башни. Некоторые башни, возведённые ещё до строительства стены, были встроены в неё. Такие башни часто имеют ширину меньшую, чем ширина самой стены, и места их расположения случайны. Башни, возводившиеся вместе со стеной, располагались друг от друга на расстоянии до 200 метров.

«Длинная стена росла вверх, а империя катилась вниз»

В период империи Хань (206 до н. э — 220 н. э.) стена была расширена на запад, построена линия сторожевых башен, уходившая вглубь пустыни, для защиты торговых караванов от набегов кочевников.

Каждый последующий правитель пытался внести свой вклад в стену. На многих участках стену возводили неоднократно вследствие её разрушения не столько в результате набегов, сколько из-за некачественных материалов.

Изображение Великой Китайской стены. Иллюстрация из энциклопедии, опубликованной в Лондоне. 1810-1829 гг. Фото: www.globallookpress.com / Science Museum

Сохранившиеся до нашего времени участки Великой Китайской стены были построены при династии Мин (1368-1644 годы). В этот период строили в основном из кирпича и блоков, благодаря чему конструкция стала более крепкой и надежной. За это время Стена пролегла с востока на запад от заставы Шаньхайгуань на берегу Жёлтого моря до заставы Юймэньгуань на границе провинций Ганьсу и Синьцзян-Уйгурского автономного района.

Главный парадокс Великой Китайской стены заключается в том, что она была не в состоянии решить задачи по обороне страны.

Сами китайцы признавали, что затраченные на постройку стены средства и загубленные человеческие жизни совершенно не окупались.

«Люди Цинь строили Длинную стену как защиту против варваров.

Длинная стена росла вверх, а империя катилась вниз.

Люди и сегодня смеются над ней...

Как только объявлялось, что стены будут строиться на востоке,

Обязательно сообщалось, что орды варваров напали на западе », — писал китайский поэт XVII Ван Сытун .

Фотография Великой Китайской стены 1907 г. Фото: Public Domain

Не обойти, так подкупить

Классический пример неэффективности Великой Китайской стены — история падения династии Мин.

Войска будущей Манчжурской династии (династии Цин) подошли к так называемому Шанхайскому проходу в стене, который обороняла армия полководца У Саньгуя . Войско вполне могло сдержать натиск захватчиков, однако У Саньгуй предпочёл вступить с ними в сговор, в результате чего противник беспрепятственно проник вглубь Китая.

Такие истории были и раньше. Поскольку Великая Китайская стена — это сочетание фрагментов отдельных укреплений, кочевники либо проникали в бреши между ними, либо подкупали тех, кто был призван её оборонять.

Таким образом, например, поступил Чингисхан , захвативший Северный Китай. Монголы были властителями этих земель около 150 лет вплоть до 1368 года.

Династия Цин , правившая Китаем до 1911 года, помнила историю своего прихода к власти и не придавала стене серьёзного значения. В порядке поддерживался лишь Бадалинский участок стены, расположенный в 75 км от Пекина. К слову, именно он сегодня и является самым посещаемым туристами.

В 1933 году произошел эпизод японо-китайской войны, известный как «Оборона Великой Китайской стены». Китайская армия Чан Кайши на рубеже восточной части стены пыталась отразить вторжение войск Японии и марионеточного государства Маньчжоу-Го. Сражение закончилось поражением китайцев и созданием демилитаризованной зоны на 100 километров к югу от Великой стены, где Китай не имел права размещать свои войска.

Туристический объект товарища Дэн Сяопина

Китайцев всегда искренне удивлял интерес европейцев к такому бесполезному с точки зрения местных жителей сооружению, как Великая стена.

Но в 1980-х годах китайский лидер Дэн Сяопин решил, что этот объект может приносить стране выгоду. По его инициативе в 1984 году стартовал масштабный проект по реконструкции стены.

В 1987 году Великая Китайская стена была включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сегодня объект, строительство которого за всю историю, по мнению ряда специалистов, отняло около 1 миллиона жизней, принимает ежегодно до 40 миллионов туристов.

При этом участки стены, расположенные вдалеке от туристических зон, продолжают разрушаться. Часть участков уничтожается сознательно, так как мешает строительству шоссе и железных дорог.

Один из самых распространённых мифов о Великой Китайской стене — то, что она видна невооружённым глазом из космоса. Лишь единицы из советских космонавтов и американских астронавтов признавались, что им удавалось в идеальных условиях разглядеть стену с орбиты. При этом их слова подвергались сомнению. В октябре 2003 года китайский космонавт Ян Ливэй заявил, что ему не удалось увидеть Великую Китайскую стену.

Cпутниковое изображение Великой Китайской стены Фото: Public Domain

Сегодня некоторые полагают, что рассмотреть стену из космоса можно, если будут идеальные условия, а наблюдатель заранее точно вычислит район, куда нужно смотреть. Однако такие вводные только подтверждают: Великую Китайскую стену просто так разглядеть практически невозможно.

Великая китайская стена - один из древнейших архитектурных памятников Китая и символ могущества китайской цивилизации. Она протянулась от Ляодунского залива северо-восточнее Пекина через Северный Китай в пустыню Гоби. Есть несколько мнений о её точной длине, но что можно сказать наверняка, так это то, что она тянется на расстояние более двух тысяч километров, а если учитывать отходящие от неё другие крепостные валы, в сумме получаются все 6000-6500 км.

Великая стена имеет высоту от 6 до 10 метров и ширину - от 5.5 до 6.5 метров. На разных участках стены сооружены сторожевые башни, казематы и сигнальные вышки, а у основных горных проходов построены крепости.

Великая стена строилась как множество отдельных элементов в разные времена. Каждая провинция строила свою собственную стену и постепенно они объединялись в единое целое. В те времена защитные сооружения были просто необходимы, и строились повсеместно. В общей сложности за последние 2000 лет в Китае было возведено более 50 000 километров оборонительных стен

Фундамент обычно делали из скальных глыб. Размеры некоторых достигали 4 метров. Сверху надстраивались стены и башни. Все это скреплялось известковым раствором необычайной прочности. К сожалению, рецепт этой смеси сегодня утерян. Надо сказать, что Великая китайская стена действительно стала непреодолимым препятствием на пути многих завоевателей. Сюну, или гуны, кидани, чурджени - их безумные атаки не один раз разбивались о мрачные серые камни Великой стены. Даже без вооружённых отрядов она представляла собой серьёзное препятствие для кочевников. Тем нужно было каким-то образом перетаскивать через неё коней, да и перебираться самим. Всё это создавало определённые трудности. Особенно ощущались они у небольших отрядов, не имевших возможностей везти с собой большое количество досок и сооружать громоздкие помосты. Высота вала была всего 6 метров. Казалось бы, немного, но, чтобы подойти к нему вплотную надо было в начале метров триста лезть практически на отвесную гору, причем с тяжелым вооружением, под градом стрел и камней. Даже спустя сотни лет превосходная армия Чингисхана, сходу сметавшая все на своем пути, с большим трудом преодолела это грозное препятствие после двух лет изнурительной осады.

Первые участки стены были построены в 7 веке до н. э., в то время, когда Китай по-прежнему был разделен на множество мелких государств. Различные князья и феодальные правители обозначали границы своих владений этими стенами. Дальнейшее возведение Великой стены началось в 220-х годах до нашей эры по распоряжению правителя Цинь Ши-хуанди и было призвано защитить северо-западную границу страны от набегов кочевых народов. Сооружение великой стены продолжалось сотни лет и прекратилось только после установления правления династии Цин.

При строительстве стены необходимо было выполнить сразу несколько условий. Например, каждая из башен стены непременно должна была находиться в зоне видимости двух соседних. Сообщения между ними передавались при помощи дыма, барабанного боя или огня (в тёмное время). Ширина стены, 5,5 метров, также была специально просчитана. В те времена это позволяло маршировать в ряд пяти пехотинцам или скакать рядом пяти кавалеристам. Сегодня её высота в среднем составляет девять метров, а высота дозорных башен - двенадцать.

Стена должна была стать крайней северной точкой планируемой экспансии китайцев, а также защищать подданных «Поднебесной» от вовлечения в полукочевой образ жизни, и ассимиляции с варварами. Планировалось четко обозначить границы великой китайской цивилизации, содействовать объединению империи в единое целое, так как Китай только начинал формироваться из множества завоеванных государств.

Смотровые вышки были построены вдоль всей Великой стены на равномерных участках и могли быть до 40 футов высотой. Они использовались для наблюдения за территорией, а так же в качестве крепостей и гарнизонов для войск. В них находились запасы необходимых продуктов и воды. В случае опасности с вышки подавался сигнал, зажигались факелы, специальные маяки или просто флаги. Западная секция Великой стены, с длинной цепью смотровых вышек, служила для защиты караванов, которые двигались по Великому шелковому пути, знаменитому торговому маршруту.

Чтобы попасть внутрь государства, нужно было обязательно пройти сквозь её пропускные пункты, которые закрывались на ночь и ни при каких обстоятельствах не открывались до утра. Поговаривают, даже самому императору Китая как-то пришлось ждать рассвета, чтобы попасть в своё государство.

В эпоху правления династии Цинь (221 г. до н. э. – 206 г. до н. э.), после объединения различных китайских территорий в одно целое первый император Поднебесной Цинь Шихуанди соединил стены трех северных государств – Цинь (Qin), Чжао (Zhao) и Янь (Yan). Эти объединенные участки образовали первую «Вань Ли Чан Чэн» - Стену длиной в 10 тысяч ли. Ли является древней китайской мерой длины равной половине километра.

В период власти династии Хань (206 - 220 год до н. э.) сооружение расширили к западу до Дуньхуана. Построили множество сторожевых башен для защиты торговых караванов от нападения враждующих кочевников. Практически все участки Великой Стены, дошедшие до наших времён, были сооружены при династии Мин (1368-1644 года). В этот период строили в основном из кирпича и блоков, благодаря чему конструкция стала более крепкой и надежной. За это время Стена пролегла с востока на запад от Шаньхайгуань на берегу Жёлтого моря до заставы Юймэньгуань на границе провинций Ганьсу и Синьцзян-Уйгурского автономного района

Династия Цин из Манчжурии (1644-1911) преломила сопротивление защитников Стены из-за предательства У Саньгуя. В этот период к сооружению относились с большим пренебрежением. За три столетия пребывания Цин у власти Великая стена была практически разрушена под влиянием времени. Только маленький её участок, проходящий близ Пекина - Бадалин - сохранялся в порядке - его использовали, как «ворота в столицу». В наше время этот участок стены является самым популярным среди туристов - он был самым первым открыт для посещения еще в 1957 году, а также служил финишной точкой велосипедной гонки на Олимпиаде 2008 в Пекине.

Последний бой у стены состоялся в 1938 году во время китайско-японской войны. В стене осталось множество следов от пуль тех времен. Самая высокая точка Великой Китайской стены находится на высоте 1534 метра, неподалеку от Пекина, в то время как самая низкая точка находится на уровне моря близ Лаолонгту. Средняя высота стены составляет 7 метров, а ширина в некоторых местах достигает 8 метров, но в целом колеблется от 5 до 7 метров.

В 1984 году по инициативе Дэн Сяопина была организована программа по восстановлению Китайской стены, была привлечена финансовая помощь китайских и иностранных компаний. Также был проведен сбор среди частных лиц, каждый желающий мог пожертвовать любую сумму.

В наше время 60-километровый участок стены в области Шаньси на северо-западе Китая подвергается активной эрозии. Главной причиной тому интенсивные методы ведения сельского хозяйства в стране, когда начиная с 1950-х годов постепенно иссякали подземные воды, и регион стал эпицентром зарождения крайне сильных песчаных штормов. Более 40 километров стены уже разрушено, и лишь 10 км пока еще находятся на своем месте, но высота стены частично уменьшилась с пяти до двух метров

Во время строительства Великую Китайскую стену прозвали самым длинным кладбищем на планете, так как большое количество людей погибло на стройке. По примерным расчетам возведение стены стоило жизней более чем одному миллиону человек.

Стену строили трижды, в течение 2700 лет. На строительство сгонялись военнопленные, заключённые и крестьяне, которых вырывали из семьи и отправляли в северные районы. При возведении стены погибло приблизительно два миллиона человек, а их останки были замурованы в её основании. Поэтому в народе Великую Китайскую Стену до сих пор нередко называют китайской «Стеной плача».

Согласно китайской легенде, муж девушки по имени Мэн Цзяннюй сразу после свадьбы был отправлен на строительство Великой стены. Молодая жена провела в ожидании три года, а муж так и не вернулся домой. Чтобы отнести ему теплой одежды, она отправилась в долгий и опасный путь к стене. Дойдя до заставы Шаньхайгуань, Мэн Цзяннюй узнала, что ее муж умер от непосильной работы и был похоронен под стеной. Молодая женщина горько зарыдала, и тогда произошел внезапный обвал большого участка стены, обнажив труп ее любимого мужа. Китайский народ увековечил в преданиях память о тяжелом труде строителей стены.

Существовала целая традиция погребения тех, кто погиб на строительстве стены. Члены семьи погибшего несли гроб, на котором была клетка с белым петухом. Крики петуха, как полагалось, не давали уснуть духу мертвого человека, пока процессия не перечет Великую стену. В противном случае, дух будет вечно блуждать вдоль стены

Во время правления династии Мин более одного миллиона солдат были призваны защищать границы страны от врагов на Великой стене. Что касается строителей, то они привлекались из тех же защитников в мирное время, крестьян, просто безработных и преступников. Существовало специальное наказание для всех осужденных и вердикт был один - на строительство стены!

Специально для этой стройки китайцы изобрели тачку и использовали ее повсеместно в строительстве Великой стены. Некоторые, особо опасные части Великой стены были окружены защитными рвами, которые были или заполнены водой или оставлены как канавы.

Стена является символом Китая. Надпись Мао Цзе Дуна, сделанная у входа в отреставрированную часть, гласит: «Если ты не побывал на Великой Китайской Стене,ты не настоящий китаец». Ошибочное мнение, что Стену посещают одни туристы. Самих китайцев там больше, чем путешествующих. И оно понятно, посетить Великую Китайскую Стену – долг каждого уважающего себя китайца.

Великая стена была включена в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО в 1987 году, как одна из величайших китайских исторических достопримечательностей. Ко всему прочему, это одна из самых посещаемых достопримечательностей в мире - ежегодно здесь бывает около 40 миллионов туристов.

Самые популярные места для осмотра Великой китайской Стены

Застава Шанхайгуань

Застава Шанхайгуань находится к северо-востоку от города Циньхуандао провинции Хэбэй. Ее называют Первой заставой Великой стены. Застава имеет четверо ворот: Восточные, Южные, Западные и Северные. Но говоря о "Первой заставе Поднебесной", имеют в виду Восточные ворота заставы Шанхайгуань. Вид восточного фасада заставы весьма внушительный, наверху, под самой кровлей укреплен транспарант с иероглифами "Первая застава Поднебесной". Перед Восточными воротами возведена дополнительная в форме полокружности крепостная стена, кроме того у основания стены для большей прочности сделаны утрамбованные земляные насыпи, вокруг заставы имеется ров, заполненный водой. На территории заставы имеются казармы, где размещались войска, и сигнальная башня. Словом, застава Шанхайгуань являет собой пример хорошо укрепленного оборонительного сооружения минской эпохи.

Чжанцзякоу

На трассе Великой стены у поселка Сюаньфу провинции Хэбэй расположен стратегически важный горный проход - Чжанцзякоу. Здесь в 1429 году, при минском императоре Сюаньдэ была построена небольшая крепостная застава. При императоре Чэнхуа (1480 г.) застава была расширена, а в результате работ, предпринятых императором Цзяцином (1529 г.), застава была заново перестроена, превратившись в мощную крепость. Тогда же ее назвали заставой Чжанцзякоу. В 1574 году при императоре Ваньли все сооружения были заново сложены кирпичом. Чжанцзякоу- важный проход на пути из Северного Китая во Внутреннюю Монголию. Из-за своего исключительно важного стратегического значения ("Северные ворота китайской столицы") застава Чжанцзякоу не раз была пунктом, право владеть которым оспаривалось враждующими сторонами.

Застава Ланъякоу

Застава Ланъякоу находится на стыке деревни Лунсютай (уезд Лйнцю, пров. Шаньси) и деревни Ланъякоу (уезд Илайюань, пров. Хэбэй). Построена она в минскую эпоху. Название "Ланъякоу" (Волчьи зубы) застава получила потому что находится она на изрезанной, зубцеообразной горной вершине (высота 1700 метров). Застава построена в седловине, разделяющей два мощных горных пика. По обе стороны заставы протянулась выложенная кирпичом, хорошо сохранившаяся крепостная стена. Сохранились и арочные ворота, через которые шел путь с юга на север.

Застава Хуанъягуань

Застава Хуанъягуань находится на вершине пика Чуншаньлин, в северной части уезда Цзисянь под Тяньцзинем. По названию уезда заставу называют "Заставой северного Цзи". Начало строительства прилегающего участка стены датируется 557 годом, когда в этих местах было царство Северное Ци. В минский период старая стена была реставрирована и облицована кирпичом. На востоке границей участка стены Цзи служит крутой обрыв в горной цепи, а на западе отвесно поднимающийся горный кряж. В этом месте стена пересекает реку. Застава была хорошо оснащена всем необходимым для длительной обороны: в окрестностях были построены наблюдательные боевые и сигнальные башни, казармы для личного состава и пр. Да к тому же сложный рельеф делал здешний участок стены трудно доступным для противника. В отличие от других участков Великой стены на данном участке были построены высокохудожественные архитектурные сооружения: Терем Фэнхуана, Северная беседка, сохранилась роща каменных стел, имеется музей, и "город в духе восьми триграмм - багуа".

Застава Бадалин

Застава Бадалин находится к северу от прохода Цзююнгуань, в 60 км. от Пекина. Начало строительства этого участка Великой стены датируется 18-м годом правления минского императора Хунчжи (1505). Поднявшемуся на высшую точку Бадалин туристу открывается прекрасный вид на дозорные башни и сигнальные площадки, возвышающиеся вдоль стены к северу и югу. Средняя высота стены 7,8 метра. Фундамент стены выложен продолговатыми глыбами гранита, ширина стены позволяет проехать в ряд пятерым коням или 10 пешеходам. С внешней стороны стены возведены укрепляющие стену выступы, через каждые 500 метров имеется дозорная башня и помещения для размещения личного состава, хранения оружия и несения караульной службы.

Застава Мутянью

Застава Мутянью находится в волости Саньдухэ уезда Хуайжу, в 75 км. к северо-востоку от Пекина. Этот участокбыл построен при минских императорах Лунцин и Ваньли. Здесь трасса стены круто изгибается, беря направление к северо-востоку. Рельеф местных гор величествен и грозен, изобилует крутыми склонами и обрывами. На юго-восточной окраине участка, на высоте 600 метров находится место, где сходятся три ветки стены. Здесь возвышается Угловая башня, неподалеку имеется наблюдательная вышка "Цзянькоу", за ней пик высотой 1044 метров, про который говорят, что он недоступен даже парящему орлу.

Сыматай

Участок Великой стены Сыматай-пожалуй, единственное место, где стена не подвергалась ремонту и сохранила первоначальный вид. Находится он в местечке Губэйкоу, что к северо-востоку от уезда Миюнь под Пекином. Длина участка Сыматай 19 км. Восточная часть участка, где на расстоянии километра сохранились остатки 14 наблюдательных вышек, до сих пор поражает грозной неприступностью. Особенно выделяются ступенчатая стена и "Терем феи".

Вэйская стена

В эпоху Воюющих царств правитель царства Вэй предпринял строительство крепостной стены, чтобы преградить путь войскам западного царства Цинь, которое к тому времени усилилось и стало предпринимать походы против соседей. Этот участок стены сохранил название Вэйской. На юге этот участок стены начинается в местечке Чаоюаньдун на западном берегу реки Чанцзянь, неподалеку от северного отрога горы Хуашань (г. Хуаиныш, пров. Шэньси). Далее стена идет к северу, ее трассу можно проследить по остаткам стены в деревнях Хунъянь и Чэннань. Лучше всего сохранилась Вэйская стена на участке в деревне Чэннань.

Обрывистый участок

В исторических документах этот участок Великой стены называется"Западным участком стены". Находится он в 8 км. севернее заставы Цзяюйгуань в провинции Ганьсу. Построен в минский период. Здесь стена, следуя изгибам горного рельефа, круто спускается вниз, в расщелину, а в расщелине стену надстроили так чтобы на нее невозможно было вскарабкаться. В расщелине стена идет фактически ровно, а не вьется, как соседние участки, по извилистому хребту. За это ее прозвали"обрывистой". В1988 г. участок обрывистой стены был реставрирован и в 1989 году открыт для туристов. Поднявшись на дозорную вышку для сигнального огня, можно обозреть панораму по обе стороны стены.

Степной участок стены

Этот участок стены начинается от Цзиньчуаньского ущелья, которое расположено к востоку от уездного города Шаньдань пров. Ганьсу. Протяженность ущелья 35 км. На скалистом обрыве на высоте 5 метров от дна ущелья вырезаны иероглифы "Цзиньчуаньская цитадель". К северу от выхода из ущелья проходит Великая стена. Здесь она вступает в степной район, где высота стены составляет 4-5 метров. Длина степного участка 30 км. Сохранился парапет, подпиравший с обеих сторон стену.

Застава Янгуань

В 75 км. к юго-западу от города Дуньхуана находятся руины древней заставы Великой стены- Янгуань. В старину стена на трассе Янгуань-Юймэньгуань имела протяженность 70 км. Существовали наблюдательные и дозорно-сигнальные вышки, ныне уже разрушенные. Судя по нагромождениям камней и земляным валам близ заставы Янгуань было более дюжины дозорно-сигнальных вышек. Из них самой большой и наиболее хорошо сохранившейся является сигнальная вышка на вершине горы Дуньдунь, к северу от заставы Янгуань.

Застава Цзяюйгуань

Застава Цзяюйгуань в минский период была западным концом Великой стены. Из всех застав на трассе Великой стены застава Цзяюйгуань наиболее хорошо сохранилась и кроме того является одной из самых масштабных. Свое название застава получила от названия ущелья Цзяюй, которое протянулось между горами Циляньшань и Черным хребтом и имеет в длину 15 км. Как раз посредине ущелья на западном его склоне была построена застава Цзяюйгуань. Строительство ее датируется 1372 годом (5-м годом правления минского императора Хунъу). Фортификационный ансамбль включает внутреннюю стену, дополнительную стену, полукружьем расположенную перед главными воротами, земляной вал по обеим сторонам стены, внешние глинобитные стены и ров, вырытый перед стеной.

С трех сторон заставы-восточной, южной и северной - имеются укрепляющие глинобитные подпорки, называемые "внешними стенами". У Западных и Восточных ворот внутренней (сердцевинной) стены имеются наружные полукружья дополнительных стен, которые соединяются с остовом внутренней стены. Особый интерес представляет угловой участок стены на стыке дозорной вышки, что севернее ворот Гуанхуамэнь, и восточного участка стены.

Первая закладная вышка Великой стены

В южной оконечности Великой стены минского периода, в 7,5 км от заставы Цзяюйгуань высится гигантская закладная вышка - символ начала Великой стены. Эта вышка была возведена военным даотаем Ли Ханем в 1539-1540 годах (18-й -19-й годы правления минского императора Цзяцина). Эта вышка называется также Таолайхэской по названию протекающей здесь реки Таолайхэ. С вышки открывается величественный вид на уходящую в Гоби гряду Великой стены.

По материалам: tonkosti.ru, legendtour.ru, lifeglobe.net

Великая Китайская стена протянулась по северным регионам Китайской Народной Республики, через территории 17 провинций: от Ляонина до Цинхая.

С учетом всех ответвлений, измеренных в 2008 году, длина Великой Китайской стены в современном состоянии достигает 8850 — 8851,9 км (5500 миль).

Согласно археологическим исследованиям, результаты которых были обнародованы в 2012 году, историческая длина Великой Китайской стены равна 21196 км (13170,7 мили).

Измерение памятника осложняется тем, что некоторые исторические участки имеют сложную форму, разделены естественными ландшафтными барьерами или оказались частично или полностью размытыми, разобранными местными жителями.

История строительства Великой Китайской стены

Начало строительству Великой Китайской стены было положено в III веке до н. э. — в период Сражающихся (Воюющих) царств (475-221 гг. до н. э.) для защиты от кочевников. При этом технология возведения укреплений применялась и раньше — в VIII-V веках до н. э.

В возведении северных оборонительных стен участвовало население царств Цинь, Вэй, Янь, Чжао, суммарно в работах оказалось задействовано около миллиона человек. Первые построенные участки были глинобитными и даже землебитными — прессовались местные материалы. Для создания общей стены объединены и ранние защитные участки между царствами.

В первом централизованном государстве при императоре Цинь Шихуанди (с 221 г. до н. э.) ранние участки укреплены, достроены, единая стена удлинена, а стены между бывшими царствами снесены: все силы направлены на создание непрерывного укрепления вдоль горной цепи Иньшань для защиты от набегов. В то время общее количество мобилизованных строителей стены достигло почти 2 млн, из-за суровых условий труда и низкой инфраструктуры росла смертность. Строители того времени продолжали использовать примитивные прессованные материалы и высушенные на солнце кирпичи. На отдельных редких участках, по большей части на востоке, впервые начали укладывать и каменные плиты.

Высота стены при столь неоднородном ландшафте местности тоже отличалась на разных ее отрезках. В среднем укрепления возвышались на 7,5 м, с учетом прямоугольных зубцов — около 9 м, ширина составляла 5,5 м внизу и 4,5 м сверху. Составной частью стены стали башни — построенные в то же время на дальности стрелы друг от друга (около 200 метров) и ранние, включенные в стену в случайном порядке. В грандиозной крепостной стене также были предусмотрены сигнальные вышки, башни с бойницами и 12 ворот.

При династии Хань (206 г. до н. э. — III век н. э.) Великая Китайская стена продолжена на запад до Дуньхуана. По оценкам археологов, в этот период было восстановлено и построено около 10000 км укреплений, в которые вошли и новые сторожевые башни на участке пустыни, где требовалась защита торговых караванов от кочевников.

Следующий описанный в исторических источниках период строительства стены — XII век, правящая династия — Цзинь. Однако построенные в это время участки в основном располагались к северу от ранней стены, в пределах китайской провинции Внутренняя Монголия и на территории современной тстраны Монголии.

Сохранившаяся Великая Китайская стена по большей части построена при династии Мин (1368-1644). Для возведения укреплений использовались долговечные каменные блоки и кирпичи, в качестве связующего состава — смесь рисовой каши с гашеной известью. За продолжительное время правления Мин крепостная стена протянулась с востока на запад от заставы Шаньхайгуань на берегу Бохайского залива до заставы Юймэньгуань, расположенной на современной границе провинции Ганьсу и Синьцзян-Уйгурского АО. Эти опорные пункты от моря до пустыни и сейчас обозначаются как начало и конец Великой Китайской стены.

Интересные факты о Великой Китайской стене

  • Туристический участок Бадалин с 1957 года успели посетить более 300 государственных деятелей из разных стран мира. Первым из иностранцев был революционер Клим Ворошилов.
  • С 1999 года ежегодным стал марафон The Great Wall Marathon по оборудованному участку стены. В нем участвует 2500 спортсменов из более чем 60 стран мира.
  • Зрительное различение Великой Китайской стены из космоса — распространенный миф. В настоящее время опровергнуто заблуждение, что стену можно увидеть с Луны невооруженным взглядом. Видимость с земной орбиты до сих пор не подтверждена, фотографии Великой Китайской стены из космоса не могут быть служить доказательствами, так как разрешение используемых камер выше, чем возможности зрительной системы человека.

Участки Великой Китайской стены

Для туристов оборудована и на постоянной основе доступна лишь небольшая часть Великой Китайской стены. На массовый туризм рассчитаны отреставрированные участки вблизи Пекина .

Бадалин

Участок Бадалин построен при династии Мин, комплексно отреставрирован при Мао Цзэдуне. Это первый участок Великой Китайской стены, открытый для свободного посещения. Протяженность — около 50 км. Таким образом, туризм на Бадалине развивается с 1957 года, и сейчас это известный и самый посещаемый участок, в том числе и благодаря своему расположению — всего в 70 км от Пекина, соединен со столицей автобусными и железнодорожными экспрессами.

Входная плата: 45 CNY в период с апреля по октябрь, 40 CNY — с ноября по март.

Часы работы: с 6:40 до 18:30.

Мутяньюй

Это второй приближенный к Пекину (около 80 км от центра города) и тоже весьма популярный участок Великой Китайской стены, длина — 2,2 км. Мутяньюй располагается за районом Хуайжоу, связан с Jiankou на западе и Lianhuachi на востоке. Фундамент этого участка старше Бадалина: первая стена построена еще в VI веке при Северной Ци, на сохранившейся основе строилась стена династии Мин. В 1569 Мутяньюй восстановили, участок отлично сохранился до наших дней, находится в живописном окружении лесов и ручьев. Еще одна особенность Мутяньюй — большое количество лестничных участков.

Стоимость входа — 40 CNY, для пожилых людей от 60 лет и детей ростом 1,2-1,4 м — 20 CNY. Детям ниже 1,2 м — бесплатно.

Режим работы: вторая половина марта — середина ноября с 7:30 до 18:00 (в выходные — до 18:30), остальные дни года — с 8:00 до 17:00.

Симатай

Участок Симатай длиной 5,4 км располагается в 145 км от центра Пекина. В западной части этого отрезка хорошо сохранились 20 сторожевых башен. Восточная стена отличается крутым уклоном, что обусловлено пересеченной местностью со скалами. Общее количество башен в Симатае — 35.

На Симатае меньше реставрационного новодела, но и маршрут сложнее. Особый интерес представляют башни; Небесный мост — участок шириной до 40 см; Небесная Лестница — подъем под углом 85 градусов. Самые экстремальные участки закрыты для туристов.

Входная плата — 40 CNY для взрослого, 20 CNY для ребенка ростом 1,2 — 1,5 м. Бесплатно — детям ниже 1,2 м.

Часы работы (дневные и вечерние смены): апрель—октябрь — с 8:00 до 18:00 и с 10:00 до 22:00; ноябрь — март — с 8:00 до 17:30 (в выходные — до 21:30) и с 17:30 до 21:30.

Губейкоу

В основном «дикий» и не восстановленный отрезок стены в районе Губейкоу в 146-150 км от Пекина. Построен при династии Мин на фундаменте древней стены VI века, с XVI века больше не перестраивался, сохранил аутентичный облик, хотя и не столь впечатляющий, как на Симатае и Джиншалине.

Городом Губейкоу стена в этом районе разделена на две части — Wohushan (4,8 км, главная достопримечательность — «Башни-сестры») и Panlongshan (около 5 км, примечательна «24-глазая башня» — с 24 наблюдательными отверстиями).

Входная плата — 25 CNY.

Часы работы: с 8:10 до 18:00.

Джиншалин

Располагается в горном районе уезда Луаньпин, в 156 км от центра Пекина по автодорогам. Джиншалин связан с Симатаем на востоке и Мутяньюем на западе.

Длина стены Джиншалина — 10,5 километров, она включает 67 башен и 3 сигнальные вышки.

Начальный участок стены отреставрирован, но ее общее состояние близко к естественному, постепенно ухудшается.

Плата за вход: с апреля по октябрь — 65 CNY, с ноября по март — 55 CNY.

Хуанхуачен

Хуанхуачен — единственная приозерная часть Великой Китайской стены в окрестностях Пекина. Расстояние от центра города — около 80 км. Это интересный хайкинговый маршрут, особенно живописный летом. Стена у озера Хаоминь строилась с 1404 года на протяжении 188 лет. Сейчас этот отрезок достигает 12,4 км, местами сегменты каменной кладки стены погружены в воду.

Плата за вход — 45 CNY. Детям до 1,2 м — бесплатно.

Часы работы: с апреля по октябрь в будни — с 8:30 до 17:00; выходные, 1-7 мая и 1-7 октября — 8:00-18:00; с ноября по март — с 8:30 до 16:30.

Перевал Хуанья

Хуаньягуан, или перевал Хуанья, построен вдоль гор, протянулся на 42 км от General Pass в Пекине до Malan Pass в Хэбэе, изначально включал 52 сторожевые башни и 14 сигнальных вышек. Однако из-за отсутствия ремонта большая часть этой стены разрушена. С 2014 года удалось отреставрировать около 3 км сооружения и 20 башен. В числе достопримечательностей — Вдовья башня, древняя часть стены эпохи династии Северная Ци в конце лестницы Ханья Скай, а также Музей Великой Стены.

Расстояние до Хуаньягана от центра Пекина — около 120 км.

Входная плата — 65 CNY. Детям от 1,2 до 1,5 м — 35 CNY Детям до 1,2 м — бесплатно.

Открыто для туристов с 7:30 до 18:30.

Шаньхайгуань

Знаковая часть стены: именно здесь находится один из ее концов — «Голова дракона», уходящая в Желтое море. Располагается в 15 км от Циньхуандао и в 305 км от Пекина.

План крепости Шаньхайгуань имеет форму квадрата периметром около 7 км (4,5 мили) с воротами на каждой стороне. Восточная стена была главной линией обороны перевала, известна как «Первый проход под небом».

Вход в Старый город в крепости, музей Великой Китайской стены — бесплатно. «Первый проход под небом» — 40 CNY с мая по октябрь, 15 CNY с ноября по март.

Режим работы — с 7:00 до 18:00 в период май — октябрь, с 7:30 до 17:00 с ноября по апрель. Музей работает с 8:00 до 17:00.

Участки стены из фиолетового мрамора

Крепостные сооружения из фиолетового мрамора в составе Великой Китайской стены считаются самыми прочными и красивыми. Они возведены из мрамора, добытого на местных месторождениях. Два участка находится близ города Цзянъань, еще один — в горах Янышан. Проверить информацию на практике едва ли получится: перечисленные стены закрыты для массового туризма.

Как добраться до Великой Китайской стены

Самый доступный в транспортном отношении участок — Бадалин. Однако самостоятельно можно добраться и до других сохранившихся частей Великой Китайской стены.

Как добраться до Великой Китайской стены из Пекина

Из Пекина в Бадалин доехать получится на транспорте:

  • автобусах № 877 (экспресс от остановки Deshengmen, 12 CNY);
  • общественном автобус № 919 (едет дольше, с остановками, нужно уточнять, довезет ли до Бадалина;
  • на поезде S2 от станции Huangtudian, затем на бесплатном автобусе до станции канатной дороги Бадалина;
  • на специальных туристических автобусах: от остановок Qianmen, East Bridge, Xizhimen Gate, ж/д вокзала Пекина .

Из аэропорта Пекина до Великой Китайской стены (Бадалина) добраться получится с пересадкой (метро/автобус + автобус, либо метро/автобус + поезд) либо воспользовавшись трансфером — подобных предложений достаточно как для групп, так и для индивидуальных путешественников.

Транспорт до стены Мутяньюй из Пекина (с пересадкой):

  • от станции Dongzhimen на автобусе № 916 (экспресс либо обычный) до Huairou North Avenue (Huairou Beidajie);
  • пересесть на трансферный автобус h23, h24, h35, или h36 до Мутяньюй.

Транспорт из Пекина до стены Симатай (с 1 пересадкой):

  • автобус № 980 / 980 Экспресс (соответственно 15 / 17 CNY) от Dongzhimen до автобусной станции Miyun;
  • далее — Mi 51 (8 CNY) до деревни Симатай.

Чтобы доехать до Губейкоу из Пекина, нужно сесть на автобус-экспресс № 980 от Dongzhimen до автостанции Miyun, затем добираться на автобусе Mi 25 до пункта назначения.

Джиншалин из Пекина:

  • на метро (линия 13 либо 15) до West Wangjing, затем на туристическом автобусе до места назначения (отправляется в 10:00, 11:00, 13:00, 15:30 и возвращается в 10:30, 11:30, 13:30, 15:00, проезд 32 CNY); актуально только в сезон с апреля по 15 ноября;
  • от Dongzhimen на автобусе № 980 до Miyun County, затем самостоятельно (с попутчиком, на прокатном авто, такси) до Джиншалина.

Хуаньягуан из Пекина:

  • на междугороднем автобусе до Цзичжоу (30-40 CNY), затем на местном чартерном микроавтобусе до Ханьягуана (25-30 CNY);
  • поезд до Цзичжоу от Восточного ж/д вокзала Пекина (14,5 CNY), затем на чартерном микроавтобусе.

Транспорт из Пекина до Великой Китайской стены на участке Хуанхуачен :

  • от Dongzhimen на специальном экскурсионном автобусе, курсирующем в пиковый сезон с апреля по октябрь (в выходные и праздничные дни). Приобретать нужно билет туда-обратно — Huanghuacheng Lakeside Great Wall за 80 CNY;
  • от Dongzhimen на автобусе 916 или 916 экспресс до автовокзала Хуайжоу, затем на автобусе H21 до Small West Lake.

Чтобы добраться до участка Великой Китайской стены Шаньхайгуань из Пекина, нужно сесть на поезд до станции Shanhaiguan, затем пройти пешком. Расписание поездов — на сайте .

Трансфер, такси из Пекина

До близких и самых популярных участков стены удобно будет заказать трансфер:

Видео «Великая Китайская стена HD»

Китайская стена это удивительное строение сооружалось почти 2000 лет и длина ее составляет 4 тысячи километров! Не плохое такое долговременное строительство… Традиционно считается, что Великая Китайская Стена начала строиться в III веке до н.э. Для защиты от северных кочевников. По этому поводу Н.А.Морозов писал:

“Одна мысль о том, что знаменитая Китайская Стена, вышиною от 6 до 7 метров, и толщиною до трех, тянущаяся на ТРИ ТЫСЯЧИ КИЛОМЕТРОВ, начата была постройкой еще в 246 году до начала нашей эры императором Ши-Хоангти и БЫЛА ОКОНЧЕНА ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ 1866 ЛЕТ, К 1620 ГОДУ НАШЕЙ ЭРЫ, до того нелепа, что может доставить лишь досаду серьезному историку-мыслителю.

Ведь всякая большая постройка имеет заранее намеченную практическую цель… Кому пришла бы в голову мысль начинать огромную постройку, которая может быть окончена только через 2000 лет, а до тех пор будет лишь бесполезным бременем для населения…

Нам скажут, - Стену ЧИНИЛИ две тысячи лет. Сомнительно. Чинить имеет смысл лишь не очень давнюю постройку, иначе она безнадежно устареет и просто развалится. Что мы и наблюдаем, кстати, в Европе.

Старые оборонительные стены разбирали и на их месте строили новые, более мощные. Например, многие военные укрепления на Руси были перестроены в XVI веке.

А ведь нам говорят, что Китайская Стена как была построена, так и стояла ДВЕ ТЫСЯЧИ ЛЕТ. Не говорят же, что “современная стена построена недавно на месте древней”.

Нет, говорят что мы видим именно ту стену, которую возвели две тысячи лет тому назад. По нашему мнению это чрезвычайно странно, если не сказать больше.

Когда и против кого построили стену? Точно ответить мы не можем. Для этого нужно дополнительное исследование. Однако выскажемследующую мысль.

Великая Китайская Стена строилась прежде всего как сооружение, обозначающее ГРАНИЦУ между двумя странами: Китаем и Россией.

Сомнительно, что она строилась как военно-оборонительное сооружение. И вряд ли когда-либо использовалась в этом качестве. Оборонять 4000-километровую стену от нападения противника БЕССМЫСЛЕННО.

Л.Н.Гумилев совершенно справедливо писал: “Стена протянулась на 4 тыс. км. Высота ее достигала 10 метров, и через каждые 60-100 метров высились сторожевые башни.

Но, когда работы были закончены, оказалось, что всех вооруженных сил Китая не хватит, чтобы организовать эффективную оборону на стене

В самом деле, если на каждую башню поставить небольшой отряд, то неприятель уничтожит его раньше, чем соседи успеют собраться и подать помощь.

Если же расставить пореже большие отряды, то образуются промежутки, через которые враг легко и незаметно проникнет вглубь страны. КРЕПОСТЬ БЕЗ ЗАЩИТНИКОВ НЕ КРЕПОСТЬ

В чем отличие нашей точки зрения от традиционной? Нам говорят, что Стена отделяла Китай от кочевников с целью обезопасить страну от их набегов. Но как правильно подметил Гумилев, такое объяснение не выдерживает критики.

Если бы кочевники захотели перейти Стену, они с легкостью сделали бы это. И не один раз. И в любом месте. Мы же предлагаем совсем иное объяснение.

Мы считаем, что Стена была построена прежде всего для ОБОЗНАЧЕНИЯ ГРАНИЦЫ МЕЖДУ ДВУМЯ ГОСУДАРСТВАМИ. И построена она была тогда, когда достигли договоренности об этой границе. Видимо для того, чтобы исключить пограничные споры в будущем.

А такие споры, вероятно, были. Сегодня договорившиеся стороны проводят границу НА КАРТЕ (то есть на бумаге). И считают, что этого достаточно.

А в случае России и Китая китайцы, по-видимому, придавали договору такое значение, что решили увековечить его не только на бумаге, но и “на местности”, проведя Стену по договоренной границе.

Это было надежнее и, как думали китайцы, надолго исключит пограничные споры. В пользу такого нашего предположения говорит и сама длина Стены. Четыре, или одна-две тысячи километров - нормально для границы между двумя государствами. Но для чисто военного сооружения - бессмысленно. Но ведь политическая граница

Китая за его ЯКОБЫ более чем двухтысячелетнюю историю многократно менялась. Так нам говорят сами историки. Китай объединялся, затем разваливался на отдельные области, терял и приобретал какие-то земли и т.д.

С одной стороны это вроде бы затрудняет проверку нашей реконструкции. Но с другой, напротив, нам предоставляется возможность не только проверить ее, но и ДАТИРОВАТЬ постройку Стены.

Если нам удастся найти политико-географическую карту, на которой ГРАНИЦА КИТАЯ ПРОЙДЕТ В ТОЧНОСТИ ВДОЛЬ ВЕЛИКОЙ КИТАЙСКОЙ СТЕНЫ, это будет означать, что ИМЕННО В ЭТО ВРЕМЯ СТЕНУ И ПОСТРОИЛИ.

Сегодня Китайская Стена находится ВНУТРИ Китая. Было ли такое время, когда она обозначала ГРАНИЦУ СТРАНЫ? И когда это происходило? Ясно, что если ее строили как ПОГРАНИЧНУЮ СТЕНУ, то в то время ОНА ДОЛЖНА БЫЛА ИДТИ В ТОЧНОСТИ ПО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ГРАНИЦЕ КИТАЯ.

Это позволит нам датировать постройку Стены. Попробуем найти ГЕОГРАФИЧЕСКУЮ КАРТУ, на которой Китайская Стена проходит ТОЧНО ПО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ГРАНИЦЕ КИТАЯ. Важно, что ТАКИЕ КАРТЫ ЕСТЬ. И их много. Это - карты XVII-XVIII веков.

Берем карту Азии XVIII века, изготовленную Королевской Академией в Амстердаме: . Эта карта взята нами из редкого атласа XVIII века.

На этой карте мы находим два государства: Тартария - Tartarie и Китай - Chine. Северная граница Китая идет примерно вдоль 40-й параллели. В ТОЧНОСТИ ПО ЭТОЙ ГРАНИЦЕ ИДЕТ КИТАЙСКАЯ СТЕНА.

Более того, на карте эта Стена ОБОЗНАЧЕНА как жирная линия с надписью Muraille de la Chine, то есть “высокая стена Китая” в переводе с французского.

Ту же Китайскую Стену, и с такой же надписью на ней, мы видим и на другой карте 1754 года - Carte de l’Asie, взятой нами из редкого атласа XVIII века. Здесь Китайская Стена тоже идет примерно по границе между Китаем и Великой Татарией, то есть Монголо-Татарией = Россией.

То же самое мы видим и на другой карте Азии XVII века, в известном атласе Блау. Китайская Стена идет в точности по границе Китая, и только небольшой западный участок Стены оказывается внутри Китая.

В пользу нашей идеи говорит и то обстоятельство, что картографы XVIII века ВООБЩЕ ПОМЕСТИЛИ НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ КАРТУ МИРА КИТАЙСКУЮ СТЕНУ.

Следовательно, эта Стена ИМЕЛА СМЫСЛ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ГРАНИЦЫ. Ведь не изобразили же картографы на этой карте другие “чудеса света”, например, египетские пирамиды.

А Китайскую Стену - нарисовали. Эта же Стена изображена на цветной карте Цинской Империи второй половины XVII-XVIII веков в академической 10-томной Всемирной Истории

На этой карте Великая Стена изображена подробно, со всеми ее мелкими изгибами на местности. Почти на всем своем протяжении она идет ТОЧНО ПО ГРАНИЦЕ КИТАЙСКОЙ ИМПЕРИИ, за исключением небольшого самого западного участка Стены длиной не более 200 километров. По-видимому,

КИТАЙСКАЯ ВЕЛИКАЯ СТЕНА БЫЛА ПОСТРОЕНА В XVI-XVII ВЕКАХ КАК ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГРАНИЦА МЕЖДУ КИТАЕМ И РОССИЕЙ = “МОНГОЛО-ТАТАРИЕЙ”.

Невозможно допустить, что “древние” китайцы обладали настолько поразительным даром предвидения, что точно предсказали - как именно будет проходить граница между Китаем и Россией в XVII-XVIII веках НОВОЙ ЭРЫ, то есть через две тысячи лет.

Нам могут возразить: напротив, границу между Россией и Китаем в XVII веке провели по древней Стене. Однако в таком случае Стена должна была бы быть упомянута в письменном русско-китайском договоре. Мы не нашли таких упоминаний.

Когда же была построена Стена = Граница между Россией = “Монголо-Татарией” и Китаем? Судя по всему, именно в XVII веке. Недаром считается, что ее строительство “завершилось” лишь в 1620 году. А может быть, даже и позже. См. об этом ниже.

В связи с этим сразу вспоминается, что ИМЕННО в это время между Россией и Китаем происходили ПОГРАНИЧНЫЕ ВОЙНЫ Вероятно, лишь в конце XVII века договорились о границе. И тогда же построили стену, чтобы ЗАФИКСИРОВАТЬ ДОГОВОР.

Была ли эта Стена ранее XVII века? По-видимому, нет. Скалигеровская история говорит нам, что Китай был завоеван “МОНГОЛАМИ” в XIII веке н. э. Точнее, в 1279 году. И вошел в состав огромной “Монгольской” = Великой Империи.

Согласно новой хронологии, правильная датировка этого завоевания - конец XIV века, то есть на сто лет позже. В скалигеровской истории Китая это событие отмечено в XIV веке как приход к власти династии МИНГ в 1368 году, то есть ТЕХ ЖЕ МОНГОЛОВ.

Как мы теперь понимаем, в XIV-XVI веках РУСЬ И КИТАЙ ЕЩЕ СОСТАВЛЯЛИ ОДНУ ИМПЕРИЮ. А потому не было никакой потребности возводить Стену = Границу.

Скорее всего, такая потребность возникла после смуты на Руси, поражения Русской Ордынской династии и захвата власти Романовыми. Как известно, Романовы резко сменили политический курс России, пытаясь подчинить страну западному влиянию.

Такая прозападная ориентация новой династии привела к распаду Империи. Отделилась Турция, и с ней начались тяжелые войны. Отделился и Китай. И, фактически был утрачен контроль над значительной частью Америки. Отношения Китая с Романовыми стали напряженными, начались пограничные конфликты. Потребовалось возвести Стену, что и было сделано.

По-видимому, можно даже более точно указать время постройки Великой Китайской Стены. Как мы уже говорили, Стена была по-видимому возведена как граница между Китаем и Россией во время пограничных споров XVII века. ВООРУЖЕННЫЕ СТОЛКНОВЕНИЯ разгорелись с середины XVII века. Войны шли с переменным успехом Описания этих войн сохранились в записках Хабарова.

Договор, ЗАФИКСИРОВАВШИЙ СЕВЕРНУЮ ГРАНИЦУ КИТАЯ С РОССИЕЙ, был заключен в 1689 году в Нерчинске. Может быть, были и более ранние попытки заключить русско-китайский договор.

Следует ожидать, что Китайская Стена была построена между 1650 и 1689 годами. Это ожидание оправдывается. Известно, что император = Богдыхан Канси “начал осуществление своего плана ВЫТЕСНЕНИЯ РУССКИХ С АМУРА.

ПОСТРОИВ В МАНЖУРИИ ЦЕПЬ УКРЕПЛЕНИЙ Богдыхан в 1684 году направил на Амур манжурскую армию” Какую такую ЦЕПЬ УКРЕПЛЕНИЙ построил Богдыхан к 1684 году? Скорее всего, он построил Великую Китайскую Стену. То есть, ЦЕПЬ УКРЕПЛЕННЫХ БАШЕН, СОЕДИНЕННЫХ СТЕНОЙ

Великая Китайская стена – уникальное и удивительное сооружение всех времен, которому нет равных во всем мире.


Грандиозная постройка признана самым длинным сооружением, возведенным когда-либо человеком, его длина по некоторым данным составляет без малого 8 852 километра. При этом высота стены в среднем – 7,5 метров (а максимальная – до 10 метров), а ширина у основания – 6,5 метров. Свое начало Китайская стена берет в городе Шайханьгуань, а заканчивается она в провинции Гансу.

Возводилась Китайская стена с целью защиты империи Цинь от угрозы с севера. Тогда в 3 веке но н.э. император Цинь Шихуанди приказал построить невероятное по своей масштабности оборонительное укрепление, к строительству которого привлеклось более миллиона человек (рабы, крестьяне и военнопленные). Во время возведения стены погибли десятки и сотни тысяч человек, поэтому она считается еще и самым крупным кладбищем в мире. При всем этом качество постройки поражает – даже спустя 2000 лет большая часть стены осталась цела, хотя основным материалом для нее служила утрамбованная земля, а в составе раствора для укладки камней и кирпичей обнаружена обычная рисовая мука. Но все же некоторые участки стены были восстановлены уже в более поздний период, так как с течением времени они были разрушены под воздействием естественных условий.

Стоит отметить, что, несмотря на все усилия императора по постройке столь масштабной оборонительной конструкции, династия Цинь позже была все же свергнута.

Грандиозность Китайской стены породила множество мифов. Так, например, считается, что ее можно увидеть из космоса, но это мнение ошибочно. Кроме того, один из самых жутких и зловещих мифов гласит, что в качестве «цемента» для возведения стены использовались самые настоящие человеческие кости, растолченные в порошок. Но как уже было указано ранее, это в корне неверно. Также бытует мнение, что умиравших во время стройки людей хоронили непосредственно в стене, чтобы сделать ее прочнее, но и это неправда – погибающие строители были погребены вдоль сооружения.

Сегодня Великая Китайская стена является одной из самых популярных достопримечательностей в мире. Ежегодно более 40 млн. человек приезжает в Китай, чтобы собственными глазами увидеть памятник архитектуры, поражающий своим величием. А китайцы даже утверждают, что без посещения стены невозможно поистине понять сам Китай. Самый популярный среди туристов участок китайской стены находится в непосредственной близости с Пекином – всего в 75 км.

Китайская стена краткая информация.

gastroguru © 2017