Вегетативный стиль во флористике. Виды букетов во флористике Расстановка групп растений

Основные положения

В этом стиле главное для флориста - не выявлять особенности каждого растения, а подчинить их идее создания нового выразительного целого, когда растения, отчасти потеряв свою индивидуальность, выглядят по-новому. На практике флористы чаще выполняют работы именно в декоративном стиле.

Главная особенность декоративного стиля - плотное заполнение, то есть большое количество растений, близко расположенных друг к другу.

Декоративные работы, как правило, симметричны, но они могут быть и асимметричными, как, например, структурные букеты или эта, обвитая лентами, пучками трави ветками композиция.

При создании декоративной работы флорист должен знать, что результат его творчества прежде всего зависит от формы и цвета выбранных растений. Обычно

симметричная декоративная работа выглядит четкой, строгой. Это впечатление усиливается сочетанием, например, желтого с белым или синего с белым и ослабляется в пестрой работе или в мягких тонах.

Если декоративная аранжировка симметрична, то материал должен быть расставлен как зеркальное отображение относительно геометрической середины (оси). Желтые розы, стоящие справа, должны повторяться и слева. Эта одинаковость соблюдается в форме, цвете и движении растений, но в деталях композиция может быть асимметричной*.

* Речь идет о внешней симметрии, то есть о симметрии формы, при этом асимметрия внутри формы создает движение.

Любая декоративная симметричная композиция долж-

на иметь по меньшей мере одну ось симметрии. В

большинстве таких работ соблюдается и ступенча-

тость. Однако для бидермейера и структурных работ она не характерна.

В декоративном стиле особенно выразительно смот-

рятся цветы симметричной формы - такие, как круп-

ноцветная хризантема, пион, гортензия, тагетес. Мень-

ше подходят стрелиция, фрезия, ирис и другие цветы с несимметричным рисунком.

Простойбукетвстилебидермейер

Декоративный букет с большим количеством плотных цветочных форм, однако многие цветы и травы не потеряли своей выразительности. В деталях букет несимметричен

Букет

Декоративные букеты могут быть разными - от длин-

Для таких букетов характерно плотное заполнение, и,

ностебельного куполообразного до ступенчатого,

несмотря на незамкнутый, рыхлый контур одних и замк-

включая все промежуточные формы.

нутый других, все они выглядят декоративно.

Кроме того, флористы выполняют и короткостебель-

В современных декоративных работах растения чаще

ные букеты - от букета бидермейер до современного

располагают асимметрично, в первую очередь это ка-

структурного или пестрого круглого.

сается деталей букета (см. рисунки ниже).

И конечно, очень интересны длинные ниспадающие

букеты, истоки создания которых следует искать в

югендстиле (стиле модерн).

Варианты декоративных букетов

Часто букеты, собранные параллельно, выглядят настолько нарядно, что их скорее можно отнести к деко-

ративному стилю.

Очень популярны букеты с разного рода обвиваниями поверхности растений. При работе с материалом (цве-

тами, листьями и т.д.) для параллельных букетов в де-

коративном стиле флорист должен учитывать индивидуальность и линию движения растений, чтобы они не

противоречили правилам этого стиля.

Декоративный букет (3 части высота и 5 частей ширина)

Основные положения Вегетативным стилем называют наиболее естественное представление цветов и растений. Особое внимание уделяют: внешнему виду, форме роста, растительному сообществу растений. Наиболее характерна асимметричная расстановка. Часто используемые материалы: цветы, листья, камни, коряги, шишки, ветки, мох, плоды, ягоды и прочие природные материалы. Особо тщательный подбор и расположение материала: цветы и растения должны выглядеть натурально - так, как они растут в природных условиях. Цель вегетативного стиля - наиболее полно, ярко, эффектно и естественно раскрыть красоту растений, то есть копирование или подражание природе отнюдь не обязательно, хотя подборка и расположение материала должны быть произведены очень тщательно, чтобы сохранить натуральный внешний вид. Для этого стиля характерна свободная, идентичная природной, расстановка материала.

Композиция В вегетативном стиле композиция создается таким образом, чтобы она выглядела естественно и нерукотворно: в ней не должны быть видны механические срезы, искусственные переплетения и т. д. Вегетативный стиль особенно хорош в весенних композициях для передачи состояния пробуждения природы. Образ просыпающегося леса - пробивающаяся нежная травка, проталины, первые подснежники…

Композиция Вегетативную композицию можно построить различными способами. Наиболее известна форма с одной точкой роста, когда материал расставляют так, что все линии композиции зрительно и фактически собираются в одной точке. Эта точка находится в вазе, где расположены растения. Видимые главные линии композиции и направления движения растений не должны пересекаться в свободном пространстве. При этом пересечения небольших линий допускаются. Эта классическая форма вегетативного стиля еще называется вегетативной с действительной точкой роста. Во флористике точкой роста называют место, откуда выходят линии, образованные растениями в композиции Обычно флористы выполняют асимметричную расстановку из трех групп: главной, противоположной и соседней. При этом точка роста этих трех разных по величине групп ни в коем случае не должна находиться в центре вазы. Ее следует переместить вбок, а также вперед или назад от геометрического центра. Учитывается социология растений (формы значимости - группы растений в зависимости от их формы, цветы, размера и редкости. Деление цветов на формы большой, средней и малой значимости позволяет флористу учитывать особенности каждого растения при создании разных композиций) - цветок малой значимости не ставится в композиции выше, чем соответственно средней и большой. Обязательным является сохранение естественных форм роста, размеров и образов растений. В одной аранжировке используются цветы только одного сезона и одного географического ареала.

Композиция из горшечных растений Перед началом создания композиции из горшечных растений надо выяснить, где она будет стоять - дома или на улице, и для чего она предназначена. От места ее расположения зависит выбор растений, растительного субстрата и сосудов. Необходимо учитывать растительное сообщество растений и их физиологические особенности: потребности в определенной температуре воздуха, количестве света, воды. Следует также помнить и о правилах школы флористики, то есть растения должны быть правильно подобраны по размерам, внешнему виду, по форме и скорости роста, структуре и возможности группирования. В композиции важную роль играет и сосуд. Он должен составлять с растением гармоничное целое, поэтому при выборе вазы или горшка надо обратить особое внимание на их соотношение по размерам, цвету, фактуре и структуре материала. Для вегетативного стиля предпочтительнее керамические сосуды и вазы из натурального камня, сдержанные, нейтральные по цвету

Композиция с мнимой точкой роста Растения зрительно как бы расходятся из одной точки роста, которая расположена не в сосуде, а под ним. При этом, как правило, точка создается пересечением трех или большего количества базисных групп. В остальном же здесь следует придерживаться правил создания вегетативной формы с действительной точкой роста. Параллельно-вегетативная композиция Естественно поставленные, как бы переплетенные цветы. Венок собирают из растений так, чтобы они выглядели естественно растущими из его тела. Растения можно взять вместе с корнями, чтобы на какое-то время продлить их жизнь. Такой венок имеет смысл собирать на подложке из сфагнума. При этом надо учитывать не только растительное сообщество растений, но и их зависимость от условий окружающей среды. Округлая форма венков все же не позволяет в полной мере показать естественную красоту цветов.

Букет При составлении букета флорист должен во многом полагаться на свою интуицию, так как в этом случае приходится учитывать не только правила флористики, но и технику сборки. Поэтому гораздо легче показать красоту цветка в вегетативной композиции, чем в обычном связанном букете. Очень важно правильно подобрать вазу - ее вычурная форма или слишком яркий цвет глазури могут погубить красоту букета. Свадебный букет тоже можно сделать в вегетативном стиле. В этом случае надо так подобрать и составить растения, чтобы каждое движение листьев и цветов было естественным. Однако практика показывает, что в вегетативном стиле свадебные букеты делают редко.

Основные характеристики свободной формы вегетативного стиля При создании такой аранжировки надо постараться учесть следующие факторы: растительное сообщество растений; физиологию растений; форму; направление движения; структуру; асимметрию или симметрию; пропорции; ступенчатость; группировку; окружающую среду; количество точек роста (одна или несколько); свободное пространство; примеры в природе; цвет и форму вазы; время года. Составляя композицию свободной формы в вегетативном стиле, необязательно принимать во внимание все названные факторы, достаточно обратить внимание лишь на некоторые.

Считается самым сложным. Для того, чтобы успешно создавать композиции в этом стиле, флорист должен обращать внимание на внешний вид, форму роста и растительное сообщество растений, что особенно важно при работе с горшечными. Можно использовать камни, коряги, шишки, ветки, мох, ягоды и прочие природные материалы.
Композиция может иметь одну или несколько точек роста.
Работа в вегетативном стиле требует особо тщательного подбора и расположения материала: цветы и растения должны выглядеть естественно, так, как они растут в природе.
Особенно хорошо в этом стиле выглядят весенние композиции для передачи пробуждения Природы.
Посуда неглубокая, невзрачная, оттенков земли или зелени, не должна привлекать внимание к себе.
Композиции вегетативного стиля напоминают кусочек природы, где могут быть использованы камни, ветки, мох... Имеют одну или несколько точек роста.

Создаются в следующих техниках постановки материала:

  • свободная
  • параллельная
  • радиальная
Букеты вегетативного стиля скорее будет напоминать охапку полевых цветов, с травами, злаками... Техника постановки материала:
  • параллельная
  • спиральная
  • на портбукетницу (очень редко)
Основные характеристики стиля - учет факторов:
  • Растительное сообщество
  • Физиология растений
  • Форма
  • Направление движения
  • Структура
  • Асимметрия или симметрия
  • Пропорции
  • Ступенчатость
  • Группировка
  • Окружающая среда
  • Количество точек роста
  • Свободное пространство
  • Примеры в природе
  • Цвет и форма в природе
  • Время года
Можно учитывать несколько факторов, но не все.

Различать стилевые решения во флористике очень важно, так как разные направления не сочетаются друг с другом и образуют при бездумном совмещении неэстетичный общий фон.

Разбираемся в вегетативном стиле

Существует три основных стилевых направления флористики: вегетативный, форма-линейный и декоративный. Стиль — это общность особенностей, приемов и средств художественной выразительности, характеризующих произведение искусства. При создании флористического коллажа следует знать отличительные черты стилей и придерживаться одного из них.

Уникальный вегетативный стиль во флористике — наиболее популярное направление. Его изюминка в том, что акцент делается на общий эффект композиции. Каждый цветок не должен выделяться, поэтому все используемые растения утрачивают индивидуальность, подстраиваясь под общую концепцию.

Вегетативный стиль предполагает натуральное представление цветов и трав в оригинальной композиции. Работая в данном направлении, флористы стремятся представить растения максимально естественно. Чтобы достичь эффекта натуральности, необходимо приложить значительные усилия, поэтому этот стиль считается одним из самых сложных.

Особенности вегетативного стиля

Вегетативная композиция должна включать в себя разнообразные виды растений, произрастающих в природной среде. Компоненты композиции размещают так, чтобы все линии соединялись в одном центральном месте — в вазе. При этом основные линии композиции не могут пересекаться.

Для вегетативного стиля характерно не только естественность в создании композиции, но и соблюдение асимметрии при расстановке растений. Флорист должен обратить внимание на форму роста, внешний вид и растительное сообщество выбранных видов растений.

Необходимо тщательно подбирать растения и соблюдать правила расположения используемого растительного материала. Все цветы и травы должны выглядеть аналогично тому, как они произрастают в природных условиях. Особенно внимательно следует работать с горшечными цветами.

Способы построения вегетативной композиции

Флористическую композицию в вегетативном стиле можно построить разными способами. Наиболее популярная у флористов форма с одной точкой роста. В этом случае цветы и травы расставляют так, чтобы все линии вегетативной композиции фактически и визуально были собраны в одной точке.

Обычно основная точка находится сбоку или сзади вазы или другого сосуда, используемого при создании композиции. Видимые направления движения растений и четко выраженные главные линии композиции не должны пересекаться в пространстве. Допускается только незначительное пересечение небольших линий.

Чтобы создать симметричное сочетание, все компоненты композиции расставляют максимально плотно друг к другу, зеркально к оси симметрии. Подобная расстановка растений приносит в композицию своеобразную лаконичность и четкость. Чтобы оформить флористический коллаж в данном стиле, необходимо много цветов.

Расстановка групп растений


Для вегетативного стиля характерна эффектная асимметричная расстановка. Роль доминанты в композиции выполняет самая большая группа. Чтобы достичь равновесия в коллаже, меньшую противоположную группу флорист ставит в отдалении. Ближе к главной необходимо расположить соседнюю маленькую группу.

Обычно флористами используется асимметричная расстановка в вегетативном стиле из главной, соседней, противоположной групп. Основная точка роста групп, отличающихся по величине, никогда не должна располагаться в центре вазы. Ее необходимо переместить вбок, назад или вперед от определенного геометрического центра.

Популярна также форма вегетативной композиции, в которой растения визуально расходятся из одной точки роста, расположенной под сосудом. При этом обычно точка создается вследствие пересечения более трех базисных групп растений. В остальном флористы придерживаются основных правил создания вегетативной формы с точкой роста.

gastroguru © 2017