Vbulletin русский модерн в архитектуре. Стиль модерн в архитектуре. Англия и Шотландия

Период моды на модерн в архитектуре России приходится на конец 19 - начало 20 вв. Русский модерн - стиль, который получил свое развитие благодаря появлению нового класса - буржуазии, представители которого были людьми образованными, хотя и не имели аристократического прошлого. Исследователи отмечают, что русский модерн в архитектуре представлял собой художественное направление, соответствовавшего западноевропейским версиям этого стиля, но отличавшегося своими особенностями. В декоре построек появились характерные для стиля асимметричные живописные композиции с преобладанием растительных мотивов, многоцветные мозаичные панно на сюжеты народных былин, созданных по эскизам русских художников.

Абрамцевский кружок - объединение русских деятелей искусств и ученых. Действовал в усадьбе предпринимателя и мецената С. И. Мамонтова - в Абрамцево- в 1870—1890-х гг

Русский модерн - стиль, в котором можно различить разные направления. Одно из них связано с «Абрамцевским кружком». Деятельность кружка дало начало развитию национального варианта стиля модерн. в архитектуре. Нередко архитекторы из этого сообщества обращались к историческому наследию русских мастеров, гипертрофируя национальные формы древнерусского зодчества.

Одним из образцов этого направления стала церковь Спаса Нерукотворного по проекту В. Васнецова (Виктор Михайлович Васнецов. 1848-1926гг.), В. Поленова (Василий Дмитриевич Поленов. 1844 - 1927 гг.), А. Мамонтова (Анатолий Иванович Мамонтов. 1839-1905гг.) В основе проекта был храм Спаса Нередицы, построенный в конце 12 в. около Новгорода, стилизованный авторами в духе модерна, которые объединили кубический объем здания с плавными линиями купола, добавили скошенные контрфорсы, подчеркнули гладкость стен немногими украшениями.

Зодчие, строившие в стиле русского модерна, нередко за образцы брали такие сооружения, как московский собор Василия Блаженного, ярославские храмы 17 века, украшенные изразцами. В композицию фасадов включались мозаика, изразцы, майоликовые панно, витражи. В современном строительстве продолжают использовать национальные мотивы, опираясь на традиции русского модерна.

Другое течение модерна в архитектуре России опиралось на приемы стилизации методов из разных течений европейского модерна. Случалось также, что русские мастера следовали одному из принятых европейских канонов модерна, перенимая опыт зодчих той или иной страны. в исполнении русских мастеров характеризовался причудливой орнаментацией, как, например, Казанский вокзал в Москве архитектора А. Щусева (Алексей Викторович Щусев — русский и советский архитектор. 1873- 1949 гг.) Это асимметричное, словно собранное из разных объемов сооружение, вытянуто вдоль площади. Композиция завершается копией башни Сюмбеки в Казани.

Одним из образцов стиля модерна в России является дом Перцова в Москве (архитекторы С. Малютин (Малютин Сергей Васильевич - российский художник, архитектор. 1859 - 1937 гг.), и Н. Жуков (Николай Константинович Жуков - российский, советский архитектор. 1874 - 1946 гг.)) В основание здания встроены башни с шатровыми навершиями. Стены украшены мозаичными панно, наличники окон островерхие.

Гостиница «Метрополь» в стиле модерн создана по проекту В.Ф. Валькота (Вильям Францевич Валькот - британский архитектор и художник, один из основоположников стиля модерна в России. 1874 - 1943 гг.) в стиле европейского модерна. Гостиница представляла собой здание с пластичными фасадами и полукружиями, декорированными майоликой (художники А.Я. Головин, М.А. Врубель). Сложную композицию составили башенки, трубы и беседки на крыше. Стены украшены цветными горизонтальными полосами.

Русский модерн - стиль, примером которого являются промышленные здания (типография Левинсона архитектора Ф. Шехтеля в Москве), железнодорожные вокзалы (Ярославский вокзал - архитектор Ф. Шехтель, Казанский вокзал― архитектор А. Щусев в Москве), религиозные строения (мечеть в Петербурге архитектора Ф. Васильева, церковь в Абрамцево - архитектор В. Васнецов, собор Марфо-Мариинской обители в Москве - архитектор А. Щусев), доходные дома. Стилистический диапазон модерна в архитектуре России широк и проявлялся в различных направлениях, сочетающих тенденции нового стиля не только с национальными традициями в зодчестве, но и с классикой. К примеру, в фасаде Витебского вокзала колонны дорического ордера соединяются с растительным орнаментом и открытыми металлическими конструкциями. Смешение стилей, среди которых можно различить элементы модерна, являющихся объединяющим началом, можно увидеть в зданиях магазинов торгового дома братьев Елисеевых в Москве и Петербурге, созданных зодчим Г. Барановским (Гавриила Васильевич Барановский - архитектор, инженер, искусствовед. 1860 - 1920 гг.) Характерная для здания такого типа ассиметричность отражает идею «движения изнутри наружу», свойственную модерну.

Архитектура в стиле модерн в России долгое время оценивалась критиками негативно, считалось упадочнической, теряющей чувство меры во внешнем оформлении зданий, безвкусии, что, по их мнению, создало неблагоприятное впечатление от этого стиля. Был и другой взгляд, который изложила в своей книге «Русская архитектура 1830—1910-х годов» (М., 1982 г.) Е. Кириченко (Евгения Ивановна Кириченко - историк архитектуры род. 5 января 1931 г.). Исследователь обозначила конец 19-начало 20 веков как переломный момент формообразования в архитектуре благодаря появлению нового стиля. Другие исследователи отмечали, что модерн связан с символическими образами, связывающими самые разные виды искусства через декор. Сторонники российского модерна считают, что стиль модерн в России был проникнут утонченной эстетикой, символизмом, которые переплелись со вкусами и запросами представителей класса буржуазии.

Мода на новый архитектурный стиль, названный в России модерном, проникла в нашу страну в самом конце XIX в. Охлаждение к нему европейских заказчиков было связано с экономическим кризисом 1900-1903 гг., но в России мода на него продержалась до начала Первой мировой войны.

Архитектурные объекты этого стиля легко опознаются на улицах городов за счет оригинального фасада и высокой декоративности деталей, больших «магазинных» окон. Наиболее часто в этом стиле проектировались доходные дома, торговые ряды, заводы, вокзалы, выставочные залы. Внешний вид зданий, все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы, и внутренний интерьер тщательно прорабатывались в едином эстетическом ключе. Сложность линий крыши, фасадов, окон определили потребность в использовании новых материалов: стали, бетона, стекла.

Модерн в России, как и в Европе, сразу же распался на несколько направлений: стилизаторский модерн (псевдоготика, мавританский и русский стили) и собственно модерн (новаторский модерн). Проявилось своеобразие региональных форм модерна – московского, петербургского, рижского, провинциального.

В столице в 1900-х гг. модерн формировался под сильным влиянием традиций петербургского зодчества XIX столетия: монументальности, композиционной уравновешенности, использования ордерных элементов, что определило строгий характер большинства модернистских зданий; примером может считаться Дом Мертенса (арх. Лялевич, 1909). Влияние на петербургский модерн оказала близость к скандинавским странам и их вариант модерна, т.н. «национального романтизма»: отделка фасадов природным камнем (гранитом, мрамором), в избытке имеющимся в окрестностях столицы; древесиной и металлом.

Стилизаторский модерн отличается как новыми чертами, так и традиционными элементами композиций и форм исторических стилей, но значительно и произвольно переработанных. Например, здание Музея А.В.Суворова (1901-1904, арх. А.И. Гоген и Г.Д. Гримм) имеет облик средневековой крепости благодаря использованию трансформированных элементов средневековой русской архитектуры. Здание представляет национально-романтическую ветвь модерна. Примером этого направления модерна в Москве является Ярославский вокзал (1902), построенный Федором Осиповичем Шехтелем (1859-1926). Крутые высокие крыши и башня, гипертрофированные машикули (навесные бойницы) и многоцветная облицовка асимметричного здания придают ему черты слегка ощутимого влияния северного народного зодчества. Если архитектуре Ярославского вокзала присущ тонкий национальный колорит, то здание Третьяковской галереи (1900-1905, главный фасад – по проекту худ. В. М. Васнецова) отличается ярким проявлением национальных черт, что обусловлено конкретной функцией музейного здания.


Шехтель был ведущим архитектором русского модерна. В начале своего творческого пути Шехтель отдал дань ретроспективизму, искусно оперируя готической архитектурой (особняк 3.Г. Морозовой на Спиридоновке, 1893-1898). С 1900-х гг. он стал убежденным сторонником модерна, создавая проекты, отличающиеся простотой и рациональностью. Самым характерным модернистским произведением Шехтеля признан особняк С.П. Рябушинского на М. Никитской (1900-1902), явившийся своеобразным «архитектурным манифестом», провозгласившим новый стиль архитектуры. Облик небольшого живописного по объемам и художественному оформлению фасадов сооружения полностью порывает с преемственностью предшествующей архитектуры. Здесь все ново – и плоскостная трактовка фасадов, и своеобразные очертания арок и крылец, и майоликовый фриз, перебиваемый различными по форме окнами, и сильно выступающий карниз упрощенного профиля и пр.

Архитектура конца XIX – начала XX вв. на окраинах Российской империи отличалась эклектически-стилизаторским характером. Это проявилось в проектах не только провинциальных, но и столичных архитекторов. Шехтель был автором особняка хлеботорговца Е. Шаронова в Таганроге. В этом проекте он довольно небрежно соединил детали более ранних своих построек. Здание Волжско-Камского банка в г. Ростове-на-Дону (арх. А.Н. Бекетов, 1906-1909) является образцом позднего подражательного модерна. Его проект не отличается стилистическим единством: атланты и грифоны на фасаде, кованная балконная решетка со стилизованными розочками и барочная лепнина внутренних помещений являются непереработанными элементами разнородных исторических стилей. Более зрелым архитектурным решением в стиле модерн является доходный дом ростовского градоначальника И.Н. Зворыкина (1914), выполненный в стиле псевдоготики.

Среди направлений провинциального модерна особенной самобытностью отличается т.н. ростовский, или ярославский, модерн , характерный для городов Северо-востока: Ярославля, Ростова Великого, Вологды. В нем как нигде проявилось такое свойство провинциального модерна как фасадность, т.е. использование декоративных приемов, характерных для него, исключительно в оформительских целях. Это – асимметричность зданий, построенных из круглых бревен или тесаных досок; овальные окна, эркеры, башенки, флористические узоры на наличниках, но все в деревянном исполнении.


Советский модернизм возник в конце XVIII - начале XIX вв. и подарил ценителям подобной архитектуры невероятное количество подлинных шедевров. Эпицентром зарождающегося архитектурного направления выступила столица СССР. Наш обзор посвящен 9 невероятным произведениям архитектуры в стиле модерн в Москве, входящих в культурный фонд столицы России.





Доходный дом Перцовой З.А. был возведен на Пречистинской набережной в 1905-1907 гг по проекту зодчих Н. К. Жукова и Б. Н. Шнауберта. Также ощутимый вклад в необычный образ здания внес известный художник, автор русской матрешки, С. В. Малютин. Как и большинство сооружений в стиле модерн, это здание отличается пластическим единством и потрясающим сочетанием архитектуры и форм изобразительного и прикладного искусства. В достаточно строгую композицию фасадов авторами проекта была введена живописная асимметрия расположения окон, балконов и башнеобразных возвышений кровли, что вносит разнообразие в монотонные и повторяющиеся членения многоквартирного дома. В заключение стоит отметить, что до середины 1970-х гг. дом Перцовой оставался жилым, а затем перешел во владение МИДа.





Доходный дом Н.Г. Тарховой на Подсосенском переулке был построен в 1904 году. Особое внимание в этом объекте привлекает фактурный фасад с разнообразными декоративными деталями - эркерами, аттиками, балконами и окнами с фигурными рамами. Стены дома украшены скульптурными изображениями причудливых стеблей цветов. Сегодня этот дом является жилым. Его фасад многократно ремонтировали, упрощая и сводя декор к минимуму.





Первое здание Ярославского вокзала было построено на Комсомольской площади еще в 1862 году. Однако наиболее эффектное сооружение железнодорожного комплекса было возведено по проекту выдающегося мастера советского модерна Федора Шехтеля. Ярославский вокзал пережил две крупные реконструкции в советское время в 1946–1947 гг. и в начале 60-х гг. Сегодня Ярославский вокзал наряду с расположенным по соседству Казанским вокзалом, считается самым популярным в стране.

4. Особняк С. П. Рябушинского на Малой Никитской улице





Еще одна выдающаяся и, пожалуй, самая известная работа Шехтеля, жилой дом в стиле раннего модерна, был построен на Малой Никитской улице в 1903 г. Заказчиком этого дома выступил крайне известный меценат и банкир Степан Рябушинский. Сегодня в стенах этого удивительного дома расположен дом-музей известного русского писателя Максима Горького.

5. Особняк Зинаиды Морозовой на Спиридоновке





Роскошный особняк супруги богатейшего промышленника и мецената Саввы Морозова был построен по проекту все того же Федора Шехтеля на Спиридоновке, 17 в 1893 году. В этом проекте архитектору удалось, легко играя элементами средневековой архитектуры вроде контрфорсов, зубцов, колонок и башен и украшая фасады различными химерами и каменными масками, создать изящный образ готического замка.





5-звездочная гостиница «Метрополь» была построена на Театральном проезде (дом 2) в 1905 г. Инициатором строительства выступил Савва Мамонтов. «Метрополь» по праву считается одним из самых ярких историко-архитектурных памятников модерна в Москве. Архитектурный облик гостиницы отличается прежде всего строгостью линий. Сквозь характерные для модерна приёмы проглядывают элементы псевдоготики (небольшие башенки и пинакли). Цокольный этаж, облицованный красным гранитом и решённый в формах аркады, контрастирует с оштукатуренными и гладкими верхними этажами, придавая массивному сооружению эффект воздушности. В состав гостиницы входят дорогие номера с потрясающими видами на город, многочисленные рестораны, кафе, магазины, а также два крупных зала для проведения конференций.





Крайне необычный особняк был построен в центре города архитектором Виктором Мазыриным по заказу миллионера Арсения Морозова в 1899 году. Здание, сочетающее различные элементы модерна и эклектики, представляет собой уникальный для Москвы образец яркой и экзотической стилизации в неомавританском духе.





Небольшой, облицованный желтоватым тарусским мрамором и плиткой, особняк, с оригинальной угловой лоджией, выделяется своим мозаичным декором – панно над главным входом, с изображением подводного царства, и цветочным фризом. Собственный дом О. А. Листа в Глазовском переулке был построен по проекту известного зодчего Л.Н. Кекушева в 1899 году и считается первым архитектурным произведением на территории СССР, выполненным в стиле модерн.

9. Московский художественный театр им. А.П.Чехова в Камергерском переулке





Легендарный театр МХТ начал работать в здании в Камергерском переулке с осени 1902 года. Театр домовладельца Лианозова был перестроен на средства мецената Саввы Морозова архитектором Федором Шехтелем за три месяца. Оформление интерьеров, освещение, орнаменты и даже эскиз занавеса со знаменитой эмблемой Художественного театра, - летящей над волнами чайкой, также принадлежит авторству этого зодчего. Интересно, что проект реконструкции Шехтель выполнил безвозмездно, отказавшись обсуждать вопрос оплаты ещё на стадии переговоров.

С момента зарождения стиля модернизм прошло уже более ста лет, однако и сегодня ценители этого направления не забывают о нем и стараются приспособить к современным реалиям. Как раз об этом и идет речь в нашем материале . А о том, кто именно считается одним из родоначальников модернистской архитектуры можно узнать в нашей статье .

Во-первых, к новым архитектурным произведениям предъявлялись повышенные функциональные требования. Дизайн проекты предлагали не только эстетические решения, но также были направлены на удобство эксплуатации. В целом же политическая ситуация того времени сильно отражается на искусстве, что делает русский модерн чем-то особенным, сильно отличным от западного. Аристократия, слой населения, который всегда давал архитекторам заказчиков, пришла в упадок. Чуть позже на смену модерну придет конструктивизм, отражающий окончательную победу утилитаризма над эстетикой. Львиная доля заказов приходилась на государство, поэтому мы редко видим модерн в индивидуальном строительстве .

Пожалуй, русский модерн можно назвать смесью дани прогрессу с ностальгией архитекторов, технологий и декаданса. Большинство памятников выглядят величественными и мрачными. Тем не менее, основные характерные черты – растительные мотивы, плавные линии, асимметрия – сохранены, поэтому стиль остается узнаваемым. Итак, сегодня почитателям русского модерна будет сложно найти

gastroguru © 2017