Установка дозирующего насоса. Эксплуатация мембранных дозировочных нососов ндм. Классификация дозирующих насосов

Во многих колесных тракторах и различных самоходных машинах применяется гидрообъемное рулевое управление. Основным устройством управления и контроля в данной системе является насос-дозатор — все об этом агрегате, его типах, устройстве и принципе работы, а также о его выборе и замене читайте в статье.

Что такое насос-дозатор?

(НД, гидроруль) — регулирующий и исполнительный механизм системы гидрообъемного рулевого управления (ГОРУ) тракторов и самоходных машин; гидромеханическое устройство для управления потоками рабочей жидкости между основным насосом и исполнительными гидроцилиндрами ГОРУ в соответствии с углом поворота рулевого колеса.

На многих колесных тракторах и самоходных машинах, а также на некоторых моделях грузовых автомобилей используется гидрообъемное рулевое управление — гидравлическая система, обеспечивающая отклонение управляемых колес и их удерживание в выбранном направлении. В состав ГОРУ входит масляный насос питания, масляный бак, насос-дозатор (гидроруль), исполнительный гидравлический цилиндр (или два цилиндра) и система трубопроводов. Управление всей этой системой осуществляется насосом-дозатором, непосредственно связанным с рулевым колесом.

Насос-дозатор имеет несколько функций:

  • Подача масла от насоса питания на гидравлические цилиндры при отклонении рулевого колеса от нейтрального положения;
  • Изменение количества масла, поступающего на исполнительные гидроцилиндры, пропорционально углу поворота руля;
  • Слив рабочей жидкости из цилиндров в бак;
  • Перепуск рабочей жидкости от питающего насоса в бак при нейтральном положении руля;
  • Обеспечение работоспособности ГОРУ при неисправном насосе питания (работа рулевого управления в аварийном режиме).

Насос-дозатор является основным механизмом управления в ГОРУ, без которого работа данной системы в принципе невозможна, поэтому при неисправности или некорректной работе должен быть отремонтировать или заменен в сборе. Чтобы сделать правильный выбор насоса-дозатора, следует разобраться в существующих типах, конструкциях и особенностях этих агрегатов.

Типы, конструкция и принцип работы насоса-дозатора

Используемые в настоящее время насосы-дозаторы имеют принципиально одинаковую конструкцию. Насос состоит из трех агрегатов:

  • Следящий гидрораспределитель (распределительный блок);
  • Гидромотор обратной связи (качающий узел);
  • Блок клапанов.

Все агрегаты сблокированы в единую компактную конструкцию, которая устанавливается на конце рулевого вала и трубопроводами связана с другими деталями системы (насосом и гидроцилиндрами). Насосы-дозаторы отличаются типом и конструкцией отдельных агрегатов — распределительного блока и гидромотора.

Следящий гидрораспределитель — золотникового типа, построен на основе полого золотника (или сразу двух золотников) с проточками и каналами, который имеет прямое соединение с валом рулевого колеса (поэтому входным сигналом распределителя является отклонение руля). Золотник может поворачиваться вокруг своей продольной оси, чем обеспечивается распределение потоков поступающей от насоса питания рабочей жидкости. В среднем положении руля золотник расположен таким образом, что масло от насоса питания через блок клапанов сливается в масляный бак — в данном случае колеса установлены в прямом направлении и поворота не происходит. При отклонении руля в одну или другую сторону золотник поворачивается, и поток жидкости поступает на качающий узел, а оттуда — на исполнительные гидроцилиндры.

Качающий узел может быть двух типов:

  • Аксиально-поршневой;
  • Планетарный (героторный).

Аксиально-поршневой гидромотор выполнен на основе подпружиненных шаровых клапанов, размещенных по обе стороны кулачковой шайбы. В кулачковой шайбе выполнены углубления для поршней, а сама она соединена с золотником. Поворот золотника приводит к повороту шайбы, она смещается и шарики попадают в ее лунки — так происходит наполнение полости за шариком рабочей жидкостью. При дальнейшем вращении шайбы шарики поднимаются и замыкают полости, что приводит к подаче содержащегося в них масла к клапанам и далее на исполнительные гидроцилиндры.


Планетарный гидромотор выполнен на основе системы из обоймы (венца, неподвижной шестерни) с роликами и вращающегося внутри него сателлита (звезды), который посредством эксцентрика связан с золотником. Сателлит установлен так, что между ним и обоймой остается несколько замкнутых полостей различного объема. При вращении сателлита полости изменяют свой объем: часть из них увеличивается, часть — уменьшается. Над всеми полостями выполнены каналы, через которые в зависимости от положения золотника осуществляется подача или отвод рабочей жидкости. В нейтральном положении золотника рабочая жидкость проходит через полости и клапаны, не оказывая на них никакого воздействия, и сливается в бак. При повороте руля золотник и клапаны устанавливаются в такое положение, что масло поступает в полости в момент увеличения их объема, а при последующем сокращении объема поступает в исполнительные гидроцилиндры.


Золотники в гидромоторах обоих типов имеют прямое соединение с рулевым колесом, однако они поворачиваются на небольшой угол только во время движения руля — при остановке руля золотник под воздействием специальной пружины возвращается в нейтральное положение, прерывая подачу рабочей жидкости к качающему узлу (и одновременно направляя ее от насоса подачи в масляный бак). При повороте руля в ту же или в обратную сторону золотник вновь отклоняется, повторяя все описанные выше процессы.

Качающие узлы обоих типов сконструированы таким образом, что обеспечивают дозированную подачу масла в гидроцилиндры, причем количество жидкости пропорционально углу отклонения руля от средней точки. То есть, чем больше угол поворота руля, тем на больший угол повернется сателлит или кулачковая шайба, и тем больше масла поступит в гидроцилиндр. Обычно за один оборот руля насосы различных типов и конструкций подают в цилиндры от 80 до 500 куб. см рабочей жидкости. При остановке руля подача жидкости прекращается, при этом она оказывается запертой в контуре между насосом-дозатором и цилиндром. При обратном повороте руля масло из гидромотора тут же начинает подаваться в другой цилиндр (или в обратную полость двухпоршневого цилиндра), а из первого цилиндра жидкость сливается через специальный клапан.

За распределение жидкости в насос-дозаторе отвечают, как правило, клапаны на основе обычных подпружиненных шариков. В блоке клапанов располагаются рабочие клапаны, предохранительный клапан (обеспечивает слив масла при чрезмерном давлении в насосе), несколько обратных клапанов (для защиты от утечки жидкости при потере давления от насоса подачи, а также для разобщения полостей слива и нагнетания насоса), противовакуумные и противоударные клапаны (для обеспечения нормальной работы насоса, предотвращения гидроударов и кавитации) и другие.

Следует отметить, что насос-дозатор может работать как в обычном режиме (как описывалось выше), так и в аварийном (при неисправности насоса). При аварийном режиме качающая секция обеспечивает нагнетание масла в исполнительные гидроцилиндры за счет усилий, прилагаемых водителем к рулевому колесу (в этом случае НД фактически становится ручным масляным насосом). Возможность работы без насоса питания обеспечивает безопасность трактора или самоходной машины и позволяет нормально выполнять движение до места ремонта.

Вопросы выбора, замены и обслуживания насоса-дозатора

В процессе работы ГОРУ в насосе-дозаторе действуют высокие давления, также детали этого агрегата подвержены интенсивным механическим нагрузкам — все это приводит к износу компонентов, увеличению зазоров и поломке агрегата в целом. О неисправности НД свидетельствуют отсутствие реакции со стороны руля при его повороте и, напротив, самопроизвольное вращение руля, а также некорректная работа рулевого управления. При появлении этих неисправностей следует произвести диагностику деталей рулевого управления и насоса-дозатора. Данная работа должна выполняться в соответствии с инструкцией по ремонту и ТО трактора/самоходной машины, либо в соответствии с инструкцией на отдельный агрегат.

В случае обнаружения неисправности насоса-дозатора следует выполнить ремонт с применением ремонтных комплектов. Наиболее частой проблемой НД является износ и повреждения уплотнительных элементов — резиновых колец, сальников и прокладок. Также повреждения возникают в подшипниках, валах, плитах гидромоторов и т.д. Все эти детали и уплотнители сегодня предлагаются ремкомплектами, что позволяет сократить стоимость ремонтных работ.

В случае, если насос не подлежит ремонту, необходимо покупать новый агрегат. На замену следует выбирать насос-дозатор того же типа и модели, что был установлен ранее. При необходимости можно использовать аналог, но он должен иметь ту же производительность (или, по крайней мере, не меньшую производительность) и подходящий по конструкции привод. Дополнительно может потребоваться комплект крепежа и сопутствующих деталей для выполнения монтажных работ. Установка и наладка нового насоса-дозатора выполняются в соответствии с инструкциями. При верном выборе и замене НД рулевое управление трактора будет надежно и эффективно работать в любых условиях эксплуатации.

  1. К монтажу и эксплуатации агрегатов допускаются только квалифицированные механики и слесари, прошедшие инструктаж по технике безопасности, знающие конструкцию агрегатов, обладающие определённым опытом по эксплуатации, обслуживанию и ремонту агрегатов, сдавшие экзамен на право монтажа и обслуживания насосного оборудования и ознакомленные с руководством по эксплуатации мембранных насосов НДМ Ареопаг.
  2. Электрооборудование агрегатов монтируется в соответствии с ГОСТ 12.2.007.0 и действующими СНИП (Строительными нормами и правилами), ПУЭ (Правилами устройства электроустановок) и эксплуатируется в соответствии с Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей.
  3. Место установки агрегатов должно удовлетворять следующим требованиям:

    Обеспечивать свободный доступ к агрегату при эксплуатации, а также возможность сборки-разборки агрегатов;

    Масса фундамента должна не менее чем в четыре раза превышать массу агрегатов;

    Агрегаты должны устанавливаться только в горизонтальном положении.

  4. Агрегаты, предназначенные для эксплуатации во взрывоопасных и пожароопасных зонах, комплектуются взрывозащищёнными приводящими и вспомогательными электродвигателями и другим взрывозащищённым электрооборудованием с требуемым по условиям эксплуатации уровнем взрывозащиты.
  5. Маркировка взрывозащиты электродвигателя и насоса указываются в Паспорте на агрегат.
  6. Электродвигатель и мембранная насосная головка, имеющая болт заземления, заземляются.
  7. Обогрев замерзших или закристаллизовавшихся продуктов в камере проточной части мембранной насосной головки и в трубопроводах производится согласно Проекту.

Рекомендации по эксплуатации дозировочных мембранных насосов

  1. Рекомендуется, при необходимости, предусмотреть промывку камеры проточной части нейтральной жидкостью для выполнения регламентных и ремонтных работ; создание байпасной линии для перепуска 100% дозируемой жидкости из нагнетательной линии в линию всасывания при установке на ней предохранительного клапана.
  2. В процессе работы агрегата имеет место пульсация объёма дозируемой жидкости и давления на выходе агрегата. Пульсация может привести к вибрации, нарушениям герметичности и к разрушению трубопроводов. Для выравнивания потока жидкости рекомендуется ставить воздушные (газовые) колпаки (пневмогидроаккумуляторы, компенсаторы пульсаций), располагая их как можно ближе к клапанам агрегата.
  3. Необходимо следить, чтобы газовая камера колпака всегда была наполнена нейтральным газом или воздухом заданного Проектом давления. При дозировании жидкостей, пары которых с воздухом могут образовать взрывоопасные смеси, заполнение колпаков должно производиться только нейтральным газом согласно Проекту. В ответственных случаях выполнить проверочный расчёт дозирующей системы, обеспечивающей работу дозировочного насоса вне резонансных режимов для всего диапазона регулирования подачи насоса.
  4. Для предотвращения аварий от превышения давления нагнетания рекомендуется предусмотреть установку электроконтактного манометра, выключающего двигатель агрегата при превышении давления нагнетания выше предельного, а, при необходимости, - клапана предохранительного, мембранного предохранительного устройства, установленных до запорной аппаратуры.
  5. При дозировании агрегатом агрессивных, полимеризующихся и кристаллизующихся жидкостей обеспечить подключение манометра только через разделитель сред (разделительную мембрану) или другим способом, обеспечивающим отсутствие контакта внутренних полостей манометра с дозируемой жидкостью.

Указания по эксплуатации дозировочных мембранных насосов

  1. Все трубопроводы необходимо оснастить компенсирующими устройствами для предотвращения деформации и разрывов, вследствие термических напряжений при колебаниях температуры продукта.
  2. Компенсаторы не должны иметь U-образные изгибы в вертикальной плоскости при перекачивании жидкостей, склонных к отстою.
  3. Монтаж всех трубопроводов следует производить так, чтобы их вес и усилия от деформации не передавались на мембранную насосную головку.
  4. Характерные неисправности и методы их устранения.
  5. Запрещается устранять неполадки и производить ремонт агрегата на ходу.
  6. При определённых режимах эксплуатации, а также в зависимости от рабочей температуры дозируемой жидкости поверхность агрегатов может сильно нагреваться (> 80°С, опасность получения ожогов). В этих случаях необходимо предусмотреть соответствующие меры безопасности (например, защиту от прикосновения).

Герметичность уплотнений дозировочных мембранных насосов

  • Во время работы агрегата необходимо следить за герметичностью уплотнений, не допуская течи дозируемой жидкости наружу.
  • Допускаются незначительные протечки приводной жидкости через прокладки уплотнительного устройства.
  • Во избежание ненормированных протечек и коррозионного разрушения детали проточной части агрегата должны периодически заменяться новыми. Периодичность замены рассчитывается Потребителем, исходя из стойкости материалов проточной части в дозируемых средах. Глубина проникновения коррозии деталей проточной части не должна нарушать работоспособность агрегата.

Демонтаж дозировочных мембранных насосов

  • Перед демонтажом мембранной насосной головки необходимо освободить камеру проточной части от дозируемой жидкости, принимая все меры предосторожности.
  • Если дозируемая жидкость является кислотой или щёлочью, токсична, огнеопасна или взрывоопасна, камера проточной части перед разборкой должна быть промыта согласно Проекту, например, путём переключения на линию «подвода - отвода» промывочной жидкости. Все операции по демонтажу и разборке мембранной насосной головки должны выполняться с использованием соответствующих виду дозируемой жидкости индивидуальных средств защиты, а в непосредственной близости от места проведения работ должен находиться сосуд с соответствующим нейтрализующим раствором.

Дозировочные насосы - это специализированные насосные агрегаты, которые предназначаются для объемного дозирования под напором различных чистых, химически нейтральных, агрессивных или токсичных жидкостей, а также эмульсий и суспензий.


Популярность дозирующих агрегатов обуславливается общепринятой технологией очистки воды. Например, ни коагуляция, ни флотация, ни дезинфекция, ни коррекция химического состава обрабатываемой воды или другой жидкости не может обойтись без внесения в неё растворов реактивов. Главным фактором при химической обработке воды реагентами является точность их дозирования.


Принцип действия плунжерных дозировочных насосов строится на возвратно-поступательном движении поршня внутри корпуса, представляющего собой пустотелый цилиндр, в результате чего, внутри этого цилиндра создается попеременно то разрежение, то избыточное давление (нагнетание). При разряжении наблюдается процесс всасывания, при нагнетании – создается избыточное давление, которое выталкивает реагент или другую жидкость из насоса. При этом, весь процесс регулируется при помощи слаженной работы системы всасывающих и нагнетательных клапанов.

Выбирая материалы, из которых изготовлены рабочая камера насоса и поршень, особое внимание следует обратить на химическую совместимость материалов рабочих органов с перекачиваемой средой и содержание в ней абразивных веществ, поскольку неправильный подбор материала может привести к повышенному износу механических частей дозатора, и даже вывести его из строя. Чтобы защитить поршень от агрессивных реагентов, плунжерные насосы могут быть оснащены сильфоном из высоколегированной стали, а также мембранами из фторопласта, которые будут разделять проточную часть насоса и приводную часть.

Привод плунжерных насосов обычно механический, с передачей крутящего момента электродвигателя через кривошипно-шатунный механизм на возвратно-поступательное движение поршня.

В диафрагменных дозировочных насосах весь процесс всасывания и дозировки веществ из рабочей камеры происходит благодаря вынужденному колебанию мембраны, которая по-факту, является стенкой рабочей камеры. При этом, использование вместо поршня эластичной мембраны из фторопласта обуславливает как преимущества, так и недостатки мембранных дозировочных насосов. В качестве примера можно привести , который по желанию может оснащаться как мембранными, так и плунжерными дозаторами.

Преимущества диафрагменных дозирующих насосов:

Отсутствие движущихся частей и механизмов в рабочей камере, благодаря чему, попадание в перекачиваемую среду каких-либо механических частиц и примесей при работе дозировщика исключено. Как правило, мембранные дозировщики применяются для дозации сверхчистых реагентов или суперочищенной воды в электротехнической промышленности и фармацевтике.

Возможность изготовления рабочей камеры полностью из коррозионностойких, устойчивых к агрессивным средам материалов. Именно поэтому, диафрагменные дозаторы так востребованы в химической промышленности.

Отсутствие «застойных» зон в рабочей камере насоса. Это позволяет перекачивать, помимо остальных, еще и абразивные жидкости. Такая универсальность делает мембранные дозирующие насосы одними из самых востребованных на рынке.

Недостатками диафрагменных насосов являются:

По сравнению с плунжерными насосами, мембранные обладают относительно невысокой точностью дозирования. Это связано с невозможностью предугадывания режима растяжения/сжатия эластомерной мембраны, в зависимости от температуры перекачиваемой среды. Также, сильное влияние на точность дозирования оказывает «усталость» материала (растягивание, появление трещин) мембраны, возникающая от возраста и эксплуатации.

Низкая механическая прочность мембран, т.е. крупные механические включения в перекачиваемых средах могут вызывать разрушение мембраны, и потерю герметичности рабочей камеры.

Низкая производительность и низкое рабочее давление, что опять же обусловлено физическими свойствами рабочей мембраны.

Однако, прогресс не стоит на месте, и поэтому производители постоянно вносят изменения и дополнения в конструкцию таких насосов. Изменяется состав мембранного эластомера, путем добавления присадок и наполнителей, появляются насосы со сдвоенной мембраной, изменяют тип привода диафрагменного насоса.

Наиболее часто встречаемый привод на мембранных насосах – электромагнитный. Здесь, колебательное движение штока, который движется в электромагнитном поле соленоида, передается на саму мембрану. При этом, регулировка дозирования может быть осуществлена посредством изменения длины и частоты хода штока. Насосы с таким приводом имеют равную продолжительность коротких периодов всасывания и нагнетания за один полный цикл.

Также, часто встречаются привод с передачей крутящего момента электродвигателя через кривошипно-шатунный механизм на возвратно-поступательное движение поршня. А самым редким является гидравлический привод. Однако, диафрагменные насосы, оборудованные гидравлическим приводом отличаются очень точным дозированием. Основное достоинство такого привода состоит в том, что на рабочую мембрану воздействует не шток или поршень, а жидкость, поэтому, нагрузка на мембрану распределяется по всей поверхности. Это позволяет продлить срок службы мембраны и самого насоса в целом.

Сергей Черкасов
НАСОСЫ-ДОЗАТОРЫ: типы, выбор, монтаж
журнал "С.О.К.", №1, 2006, с.39-41

Схема монтажа насоса-дозатора для постоянного дозирования Популярность дозирующей техники обусловлена технологическими процессами очистки воды. Коагуляция, флотация, дезинфекция, коррекция состава обрабатываемой воды и пр. - ни один из перечисленных процессов не может обходиться без внесения в воду растворов реагентов.

Необходимым элементом дозирующих устройств являются емкости из полиэтилена . ООО "Анион" изготавливает пластиковые емкости для дозирующих станций объемом 60, 100, 200 литров.

Ниже приведены выдержки из статьи, посвященные монтажу насосов-дозаторов и схемам их обвязки.

"....Обсуждая дозирующие насосы, невозможно обойти вниманием основные требования к их монтажу и схемы их обвязки. Это связано с тем, что кроме непосредственно насоса-дозатора в схеме монтажа насоса следует предусмотреть и дополнительные устройства, обеспечивающие как устойчивую работу насоса, так и получение гомогенной смеси дозируемого реагента с обрабатываемой водой.

Прежде всего, обратим внимание на емкости для растворения и хранения дозируемого реагента. При их подборе следует учесть такие моменты:

  • Высота емкости не должна превышать высоты всасывания насоса (если насос устанавливается непосредственно на емкости ).
  • Емкость должна быть снабжена крышкой для проведения внутреннего осмотра и местом для крепления перемешивающего устройства (при необходимости).
  • Для сообщения с атмосферой должен быть предусмотрен резьбовой штуцер (это дает возможность подключения фильтра).
  • Материал, из которого изготовлена емкость , должен быть химически совместим с дозируемой средой.

Схема монтажа насоса-дозатора для пропорционального дозирования с использованием импульсного счетчика воды При дозировании небольших объемов реагентов чаще всего для растворения и хранения дозируемых реагентов используются специальные емкости , изготовленные либо из полиэтилена, либо из полипропилена. Стандартный ряд объемов таких емкостей : 50, 100, 200, 500 и 1000 л.

При дозировании больших объемов следует предусмотреть специальные склады химических реагентов, где будут готовиться, фильтроваться и храниться дозируемые среды.

На окончании всасывающего трубопровода, находящегося внутри емкости, должны быть установлены обратный клапан и датчик контроля уровня жидкости в емкости (для насосов с возможностью его подключения). Обратный клапан и датчик контроля уровня должны располагаться строго вертикально, во избежание их «залипания». При дозировании агрессивных жидкостей на линии всасывания насоса следует установить запорный вентиль.

На линии нагнетания насоса-дозатора следует также установить обратный клапан и запорный вентиль для отсечения напорной линии насоса от трубопровода (или емкостного оборудования ), в которую подается дозируемая жидкость. Для гомогенизации (лучшего перемешивания) дозируемого реагента и основного потока воды после узла ввода реагента на основном трубопроводе следует установить статический смеситель (особенно при дозировании вязких жидкостей).

Насос-дозатор следует жестко закрепить, чтобы но время его работы отсутствовала какая-либо вибрация. Всасывающий и нагнетательный клапаны дозирующей головки (рабочей камеры) должны располагаться строго вертикально, во избежание их «залипания». Обвязка насоса-дозатора выполняется таким образом, чтобы обеспечить свободный доступ к насосу, и чтобы при необходимости можно было легко демонтировать дозирующую головку.


Схема монтажа насоса-дозатора для пропорционального дозирования с использованием аналогового сигнала Если обвязка насоса-дозатора осуществляется с помощью гибких шлангов, то они должны прокладываться свободно без каких-либо перегибов или натяжения. Любые изгибы шлангов должны быть плавными без «переломов». Шланг линии всасывания следует проложить таким образом, чтобы исключить возможность образования воздушных «пробок», т.е. с уклоном вверх.

Этих же требований стоит придерживаться и при обвязке насосов-дозаторов с помощью жестких трубопроводов.

На рис.1-3 представлены типовые схемы монтажа насосов-дозаторов

Комплектующие для обвязки пластиковых емкостей

Полная версия этой статьи в формате pdf (1,2 MB)

На чтение 6 мин.

Насос дозатор МТЗ является составляющей частью гидрообъемной системы управления трактором. Он отвечает за правильное распределение жидкости в системе и за ее подачу к гидроцилиндрам. Это усиливает систему управления.

При этом оператору необходимо значительно меньше усилий, чтобы поворачивать колеса. Такой момент имеет особое значение, если трактор сильно загружен.

Устройство и принцип действия насоса дозатора на МТЗ

Насос дозатор МТЗ изготавливается на Минском Тракторном Заводе. Производитель максимально упростил устройство прибора, чтобы обеспечить высокую износостойкость механизмов и легкость обслуживания. Устройство состоит из трех основных комплектующих:

  • корпус, оснащенный блоком клапанов;
  • специальный качающийся узел устройства;
  • механизм распределения.

Качающийся узел устройства состоит из нескольких частей. Он представлен неподвижным статором и ротором, к которым выходит золотник прибора. Золотник, в свою очередь, фиксируется двумя пружинами и соединен с валом рулевой колонки. При движении рулевой колонки золотник также приходит в движение и, смещаясь относительно центральной оси, поставляет масло внутрь устройства.

Специальный блок клапанов внутри корпуса включает в себя противовакуумные, предохранительные, обратные и противоударные клапаны. Обратные клапана системы необходимы на случай отказа гидромотора. В этом случае клапан перекрывает сливной канал системы гидроусиления, препятствуя циркуляции жидкости. С помощью предохранительных клапанов регулируетс давление внутри системы маслопровода.

Противовакуумные клапаны отвечают за транспортировку масла внутрь гидравлических цилиндров при аварийной ситуации в системе. Противоударные регулируют давление внутри магистралей при чрезмерной нагрузке на случай работы в на неровных участках дороги.

Устанавливается дозирующий насос на технику, скорость которой не превышает 50 км/ч. Он расположен в объемном гидроприводе машины.

Во время воздействия на систему управления дозирующий насос подает рабочую жидкость к гидравлическим цилиндрам, усиливая тем самым действия оператора. В случае, если воздействия на систему управления нет, насос находится в нейтральном режиме и пропускает жидкость напрямую к системе слива.

Как правильно устанавливать дозатор на МТЗ 82?

Установка насоса дозатора на МТЗ 80 и МТЗ 82 предполагает частичную замену системы ГУР (гидроуправления руля) на механизм ГОРУ (гидрообъемное рулевое управление). Комплект ГОРУ включает в себя:

  • специальный кронштейн гидроцилиндра;
  • усиленная рулевая тяга;
  • два рычага;
  • гидроцилиндры на передний мост с набором пальцев;
  • дозирующий насос;
  • каналы высокого давления;
  • специальный переходник под насос.

При необходимости также приобретается кран блокировки дифференциала механизма ГОРУ. Он используется для замены блокировки, которая используется на ГУР. Такой кран позволяет блокировать редуктор на нестабильных участках дороги, что повышает проходимость техники.


Дозирующее устройство устанавливается на машину по такому алгоритму:

  1. Прежде всего, необходимо снять коробку системы ГУР (также называется распределителем). Для этого снимаются рычаги управления. После чего изымают пластины пыльников, пыльники и уплотнители. Дальше снимаются крышки и вытягиваются золотники.
  2. Следующий этап – замена подшипников системы на новые в случае износа уже установленных.
  3. Снимается червяк устройства.
  4. На место червяка устанавливается вал дозатора.
  5. К соответствующей плашке прикручиваем дозирующее устройство. Установка производится посредством потайных болтов.
  6. Дальше следует проверка насоса и уже после этого его установка в систему гидроусиления.

Замена остального комплекта ГОРУ проводится до установки насоса.

Установка насоса дозатора на МТЗ своими руками (видео)

Неисправности насоса дозатора МТЗ и их признаки

Любая неисправность дозирующего устройства или системы объемного рулевого управления приводят к осложнениям в работе системы управления. Чтобы восстановить функциональность системы, следует четко знать какой именно узел вышел из строя. Для этого есть ряд признаков:

  1. Передний мост стал более неустойчивым. Этот признак в большинстве случаев свидетельствует о смещении оси поворотного вала. Также возможно образование зазоров в тяге рулевого управления или в узлах насоса.
  2. Поворот руля стал более трудным и требует дополнительных усилий. Причиной является недостаточное количество масла внутри дозатора. Второй вариант – большое количество воздуха внутри гидравлической системы и как следствие – частично холостая работа устройства.
  3. Своевольное изменение положения рулевого колеса. Самостоятельный поворот руля является следствием неправильного положения золотника внутри насоса. За его нейтральное положение отвечают две растягивающие пружины. В случае поломки одной из них, масло постоянно подается на один из цилиндров, и руль поворачивается соответственно.
  4. Слабый упор в процессе поворота или его полное отсутствие. Такое явление наблюдается в том случае, если в дозаторе недостаточно масла. Соответственно его функциональность падает. Второй причиной проблемы может быть истирание уплотнительных прокладок на цилиндрах, отвечающих за поворот машины.
  5. При повороте рулевого колеса, колеса трактора поворачивают в противоположную сторону. В этом случае проблема заключается в том, что выводы к гидравлическим цилиндрам машины неправильно соединены с дозаторным насосом. В результате золотник подает масло не на тот цилиндр, соответственно идет усиление не той стороны.

Также одной из проблем в работе насосного оборудования контура гидроусиления является его загрязнение. Когда клапана устройства забиваются грязью и другими частицами, они не способны пропускать жидкость по системе и регулировать давление. В результате снижается функциональность системы и возможна ее поломка.

Обслуживание устройства

Так как насос не защищен полностью от попадания грязи в систему, он может засоряться. В результате, его необходимо периодически промывать для профилактики серьезных поломок.


Проводится это мероприятие после полной разборки устройства. Мыть насос необходимо керосином или похожей по свойствам жидкостью. Прежде чем начать помывку, необходимо извлечь уплотнительные резиновые кольца со всех деталей. Это позволит предотвратить их повреждения. Каждая деталь промывается индивидуально и очень тщательно. Особое внимание следует уделить двум втулкам прибора. Они оснащены рядом маленьких отверстий, которые быстро забиваются.

После того, как все детали промоются, идет сборка устройства в обратной последовательности. Здесь важным моментом является правильная установка героторной пары и пластинчатой пружины распределителя. Первую деталь следует устанавливать, повернув насос отверстиями от себя. Пара устанавливается таким образом, чтобы два зуба располагались на лини по фронту от мастера.

gastroguru © 2017