Услышать хлопок одной рукой как. Хлопок одной ладони

Дзен - это течение, направление буддизма, сформировавшееся в Китае в V-VI веках под влиянием даосизма. В то же время дзен - это и учение о достижении просветления, и сама духовная практика «дхьяна», являющаяся важнейшей практикой буддизма. Общепринято рассматривать дзен как некую практику, которая должна привести к просветлению или сатори.

Чтобы приблизиться к пониманию дзен, сразу приготовьтесь отбросить логику и веру в то, что все можно познать, изучив необходимую информацию по письменным источникам. Дзен полон противоречий, двойственности, здесь не существует всё разъясняющего священного текста или свода правил по достижению сатори.

Основателем учения дзен считается Бодхидхарма (в японской традиции - Дарума, в китайской - Дамо). По легенде «бородатый варвар», как его называли ученики за крупное телосложение и всклокоченную, густую бороду, прибыл в Китай из Индии, поселившись недалеко от знаменитого на весь мир монастыря Шаолинь. Бодхидхарма медитировал перед каменной стеной на протяжении 9 лет, сидя в пещере. Существует красивая легенда о появлении чая, связанная с многолетней медитацией. Согласно легенде, Бодхидхарма медитировал, не закрывая глаз, однако однажды он поддался слабости и все-таки уснул. Проснувшись, он настолько сильно был зол сам на себя, что вырвал свои веки и бросил их на землю. На этом месте вырос чайный куст, и поэтому качественный байховый чай переводится как «белая ресница».

Борхес описал жизнь Бодхидхармы в Китае интересной историей. Бодхидхарма встретился с императором, принявшим буддизм. Император рассказывал ему об успехах буддизма, строительстве десятков монастырей и храмов, всё увеличивающемся количестве неофитов. Но, к удивлению Его Величества, Бодхидхарма не проявил никакого интереса к словам императора. Бодхидхарма ответил:

Все это принадлежит миру иллюзий; монастыри и монахи так же нереальны, как нереален ты и как нереален я.

Затем он отвернулся и погрузился в медитацию. Удивленный император спросил: «А в чем же тогда суть буддизма?». Бодхидхарма ответил: «Пустота и никакой сути».

Бодхидхарма медитирует в пещере

Бодхидхарма говорил, что дзен - это «непосредственный переход к пробуждённому сознанию, минуя традицию и священные тексты». Бодхидхарма сформировал четыре принципа дзен:

  • особая передача вне священных писаний;
  • нее опираться на слова и тексты;
  • прямое указание на сознание человека;
  • созерцая свою природу, становиться буддой.

Учение дзен должно передаваться от «сердца к сердцу», хотя, безусловно, дзен нельзя научить, это сугубо личностное, субъективное переживание. Учитель может лишь направлять страждущего, но все самое главное ученик должен познать самостоятельно. Одна из главных идей дзен-буддизма - это иллюзорность жизни и всего человеческого опыта. Проповедники дзен учат воспринимать окружающую жизнь как сон, себя самого как часть этого сна. Мы должны осознать, что нас не существует, как только это произойдет, мы перестанем думать о достижении нами счастья. Мы перестанем судорожно стремиться к счастью, ведь ни нас, ни счастья не существует. Наступает великое спокойствие духа. Согласитесь, такие рассуждения напоминают философию нашумевшего в свое время фильма «Матрица».

Фува Кацуэмон Масатанэ

В главной книге самураев «Хагакурэ. Сокрытое в листве» можно встретить много текстов дзен-буддийской направленности. Автор «Хагакурэ» Ямамото Цунэтомо отвечает на вопрос о самом важном для человека с точки зрения цели и дисциплины следующим образом. Он говорит, что важно обрести такое состояние сознания, которое в данный момент чисто и ничем не замутнено. Затем Цунэтомо поясняет:

Как правило, люди выглядят подавленными. Когда у человека чистое и незамутненное сознание, у него жизнерадостное выражение лица. Когда человек занимается делами, им движет то, что исходит из его сердца. В отношении господина - это преданность; в отношении родителей - сыновнее почитание; в ратных делах - храбрость, и, кроме того, что-то, относящееся ко всему окружающему миру. Раскрыть это в себе чрезвычайно трудно. Но и потом трудно поддерживать это состояние постоянно. Нет ничего вне мысли о текущем мгновении.

Мастеру дзен Сюнрю Судзуки удалось популяризовать учение в США во второй половине XX века. Его книга «Сознание Дзен, сознание начинающего» стала настольной книгой для многих известных людей, среди его учеников был сам Стив Джобс. Он говорил, что положение тела в позе дзадзэн не есть средство достижения правильного состояния сознания. Принять такое положение тела - уже само по себе значит иметь правильное состояние сознания. В таком случае уже нет необходимости добиваться особого состояния сознания. Судзуки объясняет состояние просветления очень просто:

Просветление - это не какое-то приятное ощущение или определенное состояние сознания. Ваше состояние сознания, когда вы сидите в правильном положении, само по себе есть просветление. Если вас не удовлетворяет состояние вашего сознания в дзадзэн, значит, ваше сознание всё ещё где-то блуждает. Наше тело и наше сознание не должны быть неустойчивыми, не должны блуждать. В позе дзадзэн нет надобности говорить о правильном состоянии сознания. Оно у вас уже есть.

Практикующие дзадзэн перед стеной на специальных подушках дзабутон

Судзуки призывает учеников оставить любые мысли о достижении, успехе и положительном результате. Любую двойственность сознания надо отбросить, просто необходимо практиковать дзадзэн в определенной позе. Нужно просто сидеть на специальной подушке дзабутон и ни о чем не думать, ничего не ожидать. И тогда, как обещает Сюнрю Судзуки, практикующий человек вновь обретет свою подлинную природу.

Чтобы направить учеников к пути достижения просветления, мастера дзен рассказывают коаны. Коаны - это небольшие истории, загадки или вопросы, отличающиеся своей противоречивостью, алогичностью, которые не имеют рационального решения. Цель коана - ввести человека в ступор, решение должно прийти к нему изнутри, интуитивно, как некое чувство или ощущение, а не вербальный логический вывод. Самый известный из существующих коанов рассказывает о том, как настоятель храма Мокурай поставил трудную задачу перед учеником по имени Тойо. Он сказал: «Ты можешь услышать хлопок двух ладоней, когда они ударяются друг о друга. Теперь покажи мне хлопок одной ладони». Тойо потратил целый год логических изысканий для решения коана, но все его попытки были тщетны. И только достигнув просветления и перейдя границу звуков, он смог познать звук хлопка одной ладони. Прочитав коан, вы не узнаете его решения, цель задачи - это заставить вас думать, чувствовать, стремиться к решению.

Безмятежный дзен

Коаны не стоит приравнивать к притчам или басням, где должна быть обязательная мораль. Хотя элементы поучения часто присутствуют в них. К примеру, коан о существовании рая и ада. Однажды солдат по имени Нобусиге задал вопрос мастеру дзен Хакуину: «Правда ли, что есть рай и ад?». Хакуин в ответ стал выводить из себя солдата издевательскими замечаниями в его адрес. Нобусиге настолько рассвирепел, что обнажил свой меч и был готов напасть на мастера. Хакуин бесстрастно заметил: «Тут открываются двери в ад». Услышав эти слова, солдат понял глубокую мудрость мастера, убрал меч и поклонился. Хакуин произнес: «Здесь открываются врата рая».

Существуют коаны, которые не требуют какого-то решения, но разъясняют суть учения. Яркий пример - это коан об офицерах японской армии, разместившихся в храме Гадзана. Гадзан приказал своему повару, чтобы знаменитым военным давали такую же простую пищу, как и монахам. Такое решение очень рассердило военных, они нагрянули к Гадзану и сказали: «Как ты думаешь, кто мы? Мы солдаты, жертвующие жизнями за свою страну. Почему ты не обращаешься с нами, как подобает?». На это Гадзан строго ответил: «А как ты думаешь, кто мы? Мы солдаты человечества, наша цель - спасение всего сущего».

Коан про японского борца по имени О-нами («Громадные волны») учит безграничной вере в себя в красивой, поэтичной форме. О-нами был известным, чрезвычайно сильным борцом, он побеждал всех, даже своего учителя. Однако он терялся на публике, и от его силы и искусства борьбы ничего не оставалось. Он был сильно опечален этим фактом и решил обратиться за помощью к дзеновскому учителю Хакудзи. Учитель посоветовал О-нами остаться на ночь в храме, погрузиться в медитацию и думать только о своем имени «Огромные волны». О-нами нужно было забыть о своей природе и представить себя громадными волнами, уничтожающими всё вокруг. О-нами погрузился в медитацию, но у него никак не получалось сосредоточиться на огромных волнах, его ум блуждал. Однако постепенно поток мыслей его упорядочился, и всё постороннее исчезло. В его сознании громадные волны заливали всё внутреннее пространство храма, снося на своем пути всю монашескую утварь, не щадя даже фигурку Будды и вазы с цветами. Утром Хакудзи нашел О-нами по-прежнему медитирующего, учитель с улыбкой произнес: «Теперь ты эти волны. Ты сметешь все перед собою». С тех пор ни один человек в Японии не смог победить О-нами.

Эти сумоисты наверняка знают коан о громадных волнах

Кто-то относится к дзен как к сокровищнице восточной мудрости, кто-то как к непонятной философии, не поддающейся логике и рациональному восприятию. Но, как мы видим, дзен оперирует только субъективным восприятием, переживания и чувства каждого человека уникальны. Путь каждого человека неповторим, но только мы выбираем, куда и зачем идти. Услышим ли мы хлопок одной ладони или нет, в конечном счете зависит только от нас самих.

Размышления по книге Александра Богаделина «Кикимора и другие…»

ОТСТУПЛЕНИЕ ПЕРВОЕ. ХЛОПОК ОДНОЙ ЛАДОНИ
Лучше всего различие западного и восточного мышлений иллюстрирует известная дзенская притча «Хлопок одной ладони».

Учителем храма Кеннин был Мокурай, Молчащий Гром. У него был маленький ученик по имени Тойо, которому было только 12 лет.
Тойо видел, как каждое утро и вечер более старшие ученики приходили в комнату учителя для получения общих инструкций по Сан-Дзен или для персонального обучения, при котором задавались коаны для того, чтобы освободить ум от заблуждений.
Тойо тоже захотел выполнять Сан-Дзен.
- Подожди немного,- сказал Мокурай, - ты еще молод.
Hо ребенок настаивал, так что учитель, наконец, был вынужден согласиться. Вечером в соответствующее время маленький Тойо подошел к порогу комнаты Мокурая для Сан-Дзен.
Он ударил в гонг, чтобы сообщить, что он пришел, три раза поклонился перед дверью в знак уважения, вошел и сел перед учителем в почтительном молчании.
- Ты можешь услышать хлопок двух ладоней, когда они ударяются друг о друга,- сказал Мокурай. - Теперь покажи мне хлопок одной ладони.
Тойо поклонился и пошел в свою комнату, чтобы рассмотреть эту проблему.
Из окна он услышал музыку гейш.
- Ах, я понял! - воскликнул он.
На следующий вечер, когда учитель попросил его показать хлопок одной ладони, Тойо начал играть музыку гейш.
- Hет, нет, - сказал Мокурай, - это никак не подойдет. Это не хлопок одной ладони. Ты совсем не понял его.
Думая, что музыка будет мешать, Тойо ушел в более спокойное место. Он снова погрузился в медитацию.
- Чем же может быть хлопок одной ладони?
Он услышал, как капает вода.
- Я понял, - подумал Тойо.
Оказавшись перед учителем в следующий раз, Тойо начал капать водой.
- Что это? - спросил Мокурай. - Это звук капающей воды, но не хлопок ладони. Попробуй еще раз.
Напрасно Тойо медитировал, чтобы услышать хлопок одной ладони. Он услышал шум ветра, но и этот звук был отвергнут. Он услышал крик совы, но и этот звук был отвергнут.
Более десяти раз приходил Тойо к Мокураю с различными звуками, все было неправильно.
Почти год обдумывал он, что же может быть хлопком одной ладони.
Hаконец, маленький Тойо достиг подлинной медитации и перешел пределы звуков.
- Я больше не мог собирать их, - объяснил он позже, - поэтому я достиг безупречного звука.
Тойо реализовал хлопок одной ладони.

Как смотрит западный ум на данный коан? Как на очередную задачу, которую необходимо разрешить. Он с максимальной убедительностью, путем логических рассуждений, докажет, что результатом хлопка одной ладони может быть только тишина, которая по определению является отсутствием звуков.
Но Молчащий Гром, если кто не заметил, не просил Тойо дать ответ словами. Он попросил своего ученика ПОКАЗАТЬ ему решение.
Более того, ученик должен был услышать тишину не в наглухо изолированной от внешнего мира комнате, а посреди какофонии звуков.

Размышление о Пути
1. Тема для размышления -
2. Хлопок одной ладони -
3. Совмещение несовместимого -
4. Различие между восточным и западным мышлением -
5. Западная интерпретация Пути -
6. Одинокий Путь Фридриха Ницше -
7. Технико-гуманитарный баланс -
8. Гуманитарная составляющая баланса -
9. Избыточное многообразие. Большой и малый Пути -
10. Медитация по «Так говорил Заратустра» -
11. Личный баланс -
12. Осознание Пути –
13. Одиночество Идущего по Пути -
14. Двигаться дальше – как страшно -
15. Ван Гог и его Путь -
16. Ответная реакция Пути –
17. Мудрый Гаральд -

Размышление о Счастьи и Несчастии
1. Мифология как элемент осмысления мира -
2. Славянские Доля и Недоля -
3. Жизнь на грани выживания -

Рецензии

С чего Вы взяли, что европеец считает будто хлопок одной ладони - это тишина? Хлопок одной ладони звучит как пол-хлопка двумя ладонями. После этого мы уходим в область математических абстракций или символов. Это - образец европейского мышления. Мы всегда экстраполируемся от эмпирически фиксированной величины.Так же глубоко, как восточная мудрость.Просто - подход с другой стороны.Европеец выносит парадокс вне себя - в область логики, так как европейская культура экстравертна,восточный человек принимает в себя, вносит на уровень чувств, так как интровертен.
Вот и вся разница. Европейцу заниматься восточными духовными практиками так же нелепо как правше разрабатывать левую руку и в результате потерять имеющиеся навыки правой руки. Просто ради того, чтоб стать левшой.

"Сегодня, когда Европа переживает крушение христианства, нынешние поиски символов и религий на Востоке кажутся оправданными. Однако сокровища восточной мудрости оказываются совершенно непригодными для европейцев: они настолько пропитаны «чужой кровью», что не могут войти в символический универсум европейца и даже способны принести ему вред. Европеец не может облечься в них как в готовое чужое платье. Заимствуя тщательно разработанные системы идей и практики медитации, европеец только усугубляет свои противоречия. Для индуса йога является прекрасным средством психической саморегуляции, у европейца она оказывается дополнительным инструментом для подавления сил коллективного бессознательного. D западном варианте восточные учения либо приобретают черты примитивных религиозных движений, либо становятся «психотехникой», «гимнастикой». Никакие заимствования с Востока европейцам не помогут, им необходимо вспомнить о собственной религиозной традиции."(c)Юнг

Настоятелем монастыря Кэннин был Мокурай - Безмолвный Гром. У него был любимец по имени Тое, которому было всего двенадцать лет. Тое видел, как другие ученики каждое утро и каждый вечер приходят к учителю за указаниями по сандзэн - индивидуальному наставлению, когда ученику задаётся коан, упражнение для остановки блужданий ума. Тое тоже захотел себе сандзэн.
- Подожди немного, - сказал Мокурай, - ты ещё слишком мал.
Но ребёнок так настаивал, что учитель, наконец, согласился.
Вечером в назначенный час маленький Тое пришёл к Мокураю за сандзэн. Он сообщил о своём приходе ударом в гонг, не переступая порога, трижды почтительно поклонился и сел перед учителем, сохраняя вежливое молчание.
- Ты можешь слышать звук двух хлопающих ладоней, - сказал Мокурай. - Покажи мне, как звучит одна.
Тое поклонился и ушёл в свою комнату размышлять над задачей.
Из окна слышалась музыка гейш.
- Ага, нашёл! - воскликнул он.
На следующий вечер, когда учитель попросил его показать хлопок одной ладони, Тое стал играть музыку гейш.
- Нет, нет, - сказал Мокурай, - не годится. Это вовсе не хлопок одной ладони. Ты ничего не понял.
Решив, что музыка может ему мешать, Тое перебрался жить в тихое место. Он медитировал снова. Что же может быть хлопком одной ладони? Вот он случайно обратил внимание на звук капающей воды. «Есть», - догадался Тое. Придя снова к учителю, он изобразил этот звук.
- Что? - спросил Мокурай. - Это же звук капающей воды, но не хлопок одной ладони. Попробуй ещё.
Напрасно Тое медитировал снова, стараясь расслышать звучанье одной ладони. Он слышал звук ветра, но и этот звук был отвергнут. Он слышал крик совы, но и это не подошло. И шелест саранчи также не был звучаньем одной ладони.
Больше десяти раз приходил Тое к Мокураю с разными звуками. Все они не годились. Почти целый год размышлял он о том, чем может быть звучанье одной ладони. Наконец Тое вошёл в настоящую медитацию и оказался за пределами всех звуков.
- Я больше уже не мог собирать звуки, - объяснял он потом, - и поэтому достиг беззвучного звука.
Тое постиг звучанье одной ладони.

Дзэнские притчи

Сzyan:

Перечитывая эту притчу, задумался: а откуда мне известен ответ?
Я пришел к нему путем размышлений или подглядел ответ в другой книге?

Казалось бы – какая разница?
А если поставить вопрос иначе: что и кто является источником мыслей и идей там, под черепной коробочкой?
Мы создаем свои мысли сами или служим вечным зеркалом, отражающим чужие идеи?
Кто мы – создатели или вечные потребители?

Странная ситуация…
Мы научились перемещаться со скоростью, многократно превышающей скорость звука, создали мощные машины для перемещения по земле, в воздухе и под водой… но разучились ходить пешком...

При помощи калькулятора и компьютера мы умножаем и делим многозначные цифры… но необходимость сложить двузначные цифры становится для нас проблемой…

Мы научились искать и обрабатывать терабайты информации, но разучились думать.

Недостаток является стимулом к совершенствованию.
Отсутствие - вот стимул творить.
В древние времена смятенные люди в поисках себя размышляли над скупыми словами Учителей.
Теперь мы не думаем, а сразу заглядываем в раздел «Ответы».
Лучшими учениками становятся наиболее искушенные в поиске по интернет-библиотекам.

Теперь нам мало получить направление поиска – мы требуем готовое «руководство пользователя» с ответами и решениями на все вопросы.
Нам мало получить поддержку – нам хочется, чтобы все было разложено по полочкам, пища была приготовлена и пережевана – чтобы мы только открыли рот и проглотили приготовленный концентрат знаний.

Человек, читающий книги по методе «быстрочтения» похож на туриста, облетевшего весь мир и осмотревшего планету из окна самолета.
Он был везде, но что он видел?..
Он знаком с классификацией цветов всех мыслимых видов, но не чувствовал аромат ни одного цветка.
Он пролетал над всеми горными вершинами, но сам не покорил ни одной.
Он изучил все религии, но не нашел Бога в самом себе.

Почему никто не учит вдумчивому чтению?
Может… читай мало, но пойми прочитанное?
Фактически достаточно десятка книг, чтобы читать и перечитывать… и научиться находить ответы на вопросы.
Десяток книг, которые учат думать, ценней всего того целлюлозно-бумажного мусора, в избытке производимого полиграфической промышленностью.

Думаю я над всем этим и понимаю:
Бесполезно удаляться в горы и думать о значении хлопка одной ладонью, если ты уже знаешь ответ!

Дзенская мудрость

Если ваше сознание сосредоточено в одной точке и сияет светом неразличения, то вы всегда и везде, при любых обстоятельствах являетесь истинным Самантабхадрой.
Линь-цзи

Хлопок одной ладони

дзенская история

Учителем храма Кеннин был Мокурай, Молчащий гром. У него был маленький протеже по имени Тойо, которому было только 12 лет.

Тойо видел, как каждое утро и вечер более старшие ученики приходили в комнату учителя для получения общих инструкций по Сан-Дзен или для персонального обучения, при котором задавались коаны для того, чтобы освободить ум от заблуждений.

Тойо тоже захотел выполнять Сан-Дзен.

"Подожди немного, - сказал Мокурай, - ты еще молод."

Но ребенок настаивал, так что учитель, наконец, был вынужден согласиться. Вечером в соответствующее время - маленький Тойо подошел к порогу комнаты Мокурая для Сан-Дзен.

Он ударил в гонг, чтобы сообщить, что он пришел, три раза поклонился перед дверью в знак уважения, вошел и сел перед учителем в почтительном молчании.

"Ты можешь услышать хлопок двух ладоней, когда они ударяются друг о друга, - сказал Мокурай. - Теперь покажи мне хлопок одной ладони"

Тойо поклонился и пошел в свою комнату, чтобы рассмотреть эту проблему.

Из окна он услышал музыку гейш.

"Ах, я понял!" - воскликнул он.

На следующий вечер, когда учитель попросил его показать хлопок одной ладони, Тойо начал играть музыку гейш.

"Нет, нет, - сказал Мокурай, - это никак не подойдет. Это не хлопок одной ладони. Ты совсем не понял его."

Думая, что музыка будет мешать, Тойо ушел в более спокойное место. Он снова погрузился в медитацию.

"Чем же может быть хлопок одной ладони?"

Он услышал как капает вода.

"Я понял," - подумал Тойо.

Оказавшись перед учителем в следующий раз, Тойо начал капать водой.

"Что это?" - спросил Мокурай. - Это звук капающей воды, но не хлопок ладони. Попробуй еще раз."

Напрасно Тойо медитировал, чтобы услышать хлопок одной ладони. Он слышал шум ветра, но и этот звук, был отвергнут. Он слышал крик совы, но и этот звук был отвергнут.

Более чем 10 раз приходил Тойо к Мокураю с различными звуками, все было неправильно.

Почти год обдумывал он, что же может быть хлопком одной ладони. Наконец, маленький Тойо достиг подлинной медитации и перешел пределы звуков. "Я больше не мог собирать их, - объяснил он позже, - поэтому я достиг беззвучного звука."

Тойо реализовал хлопок одной ладони.

У чителем храма Кеннин был Мокурай, Молчащий гром. У него был маленький протеже по имени Тойо, которому было только двенадцать лет.

Тойо видел, как каждые утро и вечер старшие ученики приходили в комнату учителя для получения общих инструкций по сан-дзен или для персонального обучения, при котором задавались коаны для того, чтобы освободить ум от заблуждений. Тойо тоже захотел выполнять сан-дзен.

- Подожди немного, - сказал Моку- рай, - ты еще молод.

Но ребенок настаивал, так что учитель, наконец, был вынужден согласиться. Вечером в соответствующее время маленький Тойо подошел к порогу комнаты Мокурая для сан-дзен. Он ударил в гонг, чтобы сообщить, что он пришел, три раза поклонился перед дверью в знак уважения, вошел и сел перед учителем в почтительном молчании.

- Ты можешь услышать хлопок двух ладоней, когда они ударяются друг о друга, - сказал Мокурай. - Теперь покажи мне хлопок одной ладони.

Тойо поклонился и пошел в свою комнату, чтобы рассмотреть эту проблему. Из окна он услышал музыку гейш. «Ах, я понял !» - воскликнул он.

На следующий вечер, когда учитель попросил его показать хлопок одной ладони, Тойо начал играть музыку гейш.

- Нет, нет, - сказал Мокурай, - это никак не подойдет. Это не хлопок одной ладони. Ты совсем не понял его.

Думая, что музыка будет мешать, Тойо ушел в более спокойное место. Он снова погрузился в медитацию. «Чем же может быть хлопок одной ладони ?» Он услышал как капает вода.

- Я понял , - подумал Тойо.

Оказавшись перед учителем в следующий раз, Тойо начал капать водой.

- Что это? - спросил Мокурай. - Это звук капающей воды, но не хлопок ладони. Попробуй еще раз.

Напрасно Тойо медитировал, чтобы услышать хлопок одной ладони. Он слышал шум ветра, но и этот звук был отвергнут. Он слышал крик совы, но и этот звук был отвергнут.

Более десяти раз приходил Тойо к Мо- кураю с различными звуками, все было неправильно. Почти год обдумывал он, что же может быть хлопком одной ладони. Наконец, маленький Тойо достиг подлинной медитации и перешел пределы звуков. «Я больше не мог собирать их , - объяснил он позже, - поэтому я достиг беззвучного звука

Тойо реализовал хлопок одной ладони.

КОММЕНТАРИЙ

Т ойо был младше других учеников и ему хотелось стать старше, стать таким, как они. Для этого он хотел заниматься тем же, чем занимаются они. Поэтому он попросил коан в подражание им.

М ногие слышали историю о генерале, который обходил шеренгу парашютистов и спрашивал, нравится ли им прыгать с парашютом. Каждый отвечал, что нравится. Но один признался, что ему не правится. «Так почему Вы здесь?!» - удивился генерал. «Потому что мне нравится быть с ребятами, которым нравится прыгать с парашютом!»

М ы знаем, что нередко молодые люди выбирают для поступления в вуз именно тот предмет, который преподавал тот школьный учитель, который больше других учителей нравился им чисто с человеческой стороны, безотносительно преподаваемого им предмета.

Урок 10

Иногда человек, чтобы стать таким же, как тот, на кого он хотел бы походить, начинает заниматься тем же, чем занимается его идеал. И так определяется его дальнейшая судьба.

В какой мере каждый из нас занимается не совсем тем, чем ему хотелось бы заниматься, а тем, чем занимается наш идеал? Ведет ли этот путь туда, куда мы хотим прийти?

У читель сначала не хотел давать коан Тойо, считая, что тому рано этим заниматься. Учитель ссылался на то, что Тойо еще молод. А что значит - молод? Очевидно, что у Тойо, по мнению учителя, еще нет неких качеств, чтобы работать над коаном, и которые приходят с возрастом человека.

В студенческие годы я постоянно опаздывал на лекции, экзамены и вообще везде, куда только можно опоздать, и это меня ничуть не беспокоило. Но с годами я не только стал существенно реже опаздывать, но и собственные опоздания стали меня раздражать гораздо больше, чем опоздания других. К чужим опозданиям я отношусь весьма философски. Никаких видимых причин для такой перемены, кроме возраста, мне установить не удалось.

Урок 11

Некоторые деловые и человеческие качества приходят просто со временем, возрастом или опытом. Надо уметь ждать. Не подтягивать морковку из грядки, чтобы быстрее росла, но и не оставлять её там до следующей весны.

К онечно, можно сказать, что если человек начинает заниматься серьезными, ответственными делами, то он невольно научится не опаздывать. Но с другой стороны, он именно с возрастом и начинает заниматься серьезными и ответственными делами, т. е. тогда, когда подойдет некий срок - для каждого свой. А для кого-то - так никогда и не подойдет.

Н о Тойо настойчиво просил. Для работы над коанами как раз и нужна настойчивость. Тойо не уговаривал учителя, что у него уже есть настойчивость, а просто предъявил её. Показать, предъявить, а не рассказать - это и есть дзен. Увидев у Тойо настойчивость, учитель согласился.

В студенческие годы, когда весь советский народ возмущался американской акцией против Кубы, мы с приятелем пытались с независимым видом пройти в ворота кубинского посольства мимо дежурного милиционера, чтобы встретиться с кубинским послом. Милиционер нас, естественно, остановил: «А вы хоть знаете, куда вы идете?» - «Знаем, знаем! Мы на Чайковку не пойдем!» Эта фраза имела решающее значение - он понял: свои ребята! Дело в том, что на улице Чайковского находилось американское посольство. В итоге он нас пропустил туда, куда нас никто не приглашал, но встреча с послом все же состоялась. Мы не стали убеждать, что мы «свои», а показали это.

Урок 12

Когда человек не торопится исполнить нашу просьбу, подозревая, что нам кое-чего не хватает, лучшим способом его убедить является попутная, как бы невзначай, неакцентированная демонстрация этого «кое-чего».

П ред тем как получить коан, Тойо совершил ритуал, подчеркивающий уважение к учителю, уважение к той задаче, которую учитель ему задаст. Уважение означает прежде всего предельное внимание.

О днажды ко мне пришли два молодых человека с просьбой обсудить их бизнес-идею. Они собрались в коммерческих целях проложить под Балтийским морем тоннель, соединяющий Таллинн и Хельсинки. Я решил не отмахнуться, а уважительно отнестись к этой бизнес-идее, и детально разобрал плюсы и минусы прожекта, возможные препятствия и подводные камни, наметил для них пути решения и обширный сценарий ближайших шагов. Они ушли сильно озадаченные, но довольные. Через несколько лет я узнал, что они до сих пор мне признательны, что я отнесся к их приходу столь серьезно.

Урок 13

Чтобы человек наилучшим образом исполнил нечто, необходимо, чтобы он заранее отнесся к предстоящей задаче с уважением. Не с обычным вниманием, не бездумно, не снисходительно, не самоуверенно, а с уважением! Этому может помочь ритуал, о котором лучше позаботиться заранее.

Т ойо получил задание показать хлопок одной ладони. Не движение ладони, а её хлопок. Показать звук хлопка. Показать, т. е. изобразить. Показать кому? Учителю. Не рассказать, а показать, изобразить!

О днажды мой молодой помощник загорелся купить себе «за недорого» сильно подержанный джип. Пересесть на джип было его мечтой, и я представлял, как будет трудно удержать его от покупки. Все мои аргументы были ему известны наперед. Поэтому я не стал ничего говорить, а просто подвел его и показал ржавое пятно на подножке. Он вздохнул и отказался от покупки.

Л юди часто, даже когда их попросишь показать, а не рассказать, всё же начинают рассказывать. И даже после того, как снова попросишь всё же показать, снова начинают рассказывать. Потому что рассказать часто бывает намного легче, чем показать.

Урок 14

Поставив перед человеком задачу, ориентируйте его на такую форму результата, при которой результат можно увидеть своими глазами, а не выслушать рассказ о нём.

Э то значит, не рассказать, что заплатил, а показать квитанцию. Не рассказать, что принял квартиру, а показать ключи от неё. Не рассказать, что знаешь дорогу, а показать дорогу.

Т ойо услышал музыку гейш. Он еще молод, для него еще важно подражание, и он возлагает свои надежды прежде всего на подражание. Поэтому он решил изобразить учителю музыку гейш. Взял первое попавшееся под руку! В надежде, что он либо угадал, либо учитель так или иначе, вольно или невольно, даст ему какую-то подсказку, укажет на верное направление поиска. Пока Тойо решает коан не для себя, а для учителя! Чтобы, так сказать, сдать зачет .

К огда после девятого класса я пошел работать на завод, мой первый учитель жизни, механик 6-го разряда Саша Зайцев, критикуя изготовленный мною собственный инструмент из нержавейки, разъяснил, что есть работа для дяди и есть работа для себя. Если сделал некачественно работу для дяди, тебя поймут - мастер наряд закрыл и порядок! А если делаешь некачественно для себя - тебя никто на заводе уважать не будет! Но я оказался плохим учеником - мне неловко для других делать хуже, чем для себя.

С истема зачетов и экзаменов, принятая в школах и вузах, нацеливает на работу именно «для дяди», чем и объясняется быстрота забывания знаний после обучения. Но привычка работать, чтобы «сдать зачет», т. е. отделаться от работы, от поставленной задачи - у многих остается на долгие годы.

Урок 15

Обращаясь с просьбой или давая человеку задание, важно понять: он собирается для вас сделать или от вас отделаться?/ И, если это необходимо, сразу же принять меры.

У читель сказал, что музыка гейш - это не хлопок одной ладони, что Тойо не понял хлопка. Вот подсказка: чтобы изобразить хлопок, его надо понять .

Т ойо не понял подсказку. Он молод и рассчитывает на удачу - предпочитает действовать методом проб и ошибок. Он изображает учителю звуки капающей воды, шум ветра и проч. До тех пор, пока у него сохраняется надежда на удачу. Сначала надежда увеличивалась - вот-вот угадаю! Но затем начала падать, поскольку всё новые и новые попытки не давали никакого опыта, ничего не накапливалось! И вот тогда Тойо понял подсказку учителя: надо не пытаться угадать хлопок, а надо понять его!

Н апомним старую шутливую истину: когда перепробовал все варианты, но ничего не получается, остается, наконец, заглянуть в инструкцию!

Т ойо требовалось терпение, и он его проявил. Но и учителю требовалось терпение, и он терпеливо браковал всё, что предъявлял ему Тойо, - не помогал и не мешал ему. Не то, не то, не то… Почему не то? Потому что не то. Тойо сам должен понять, что «то!».

Урок 16

Есть люди, которые при решении задачи удовлетворяются первым же попавшимся под руку решением. Чтобы получить от такого человека действительно качественное решение, требуйте не одно, а несколько решений, поочередно и без объяснений отвергая каждое предложенное. Не то, не то, не то..! Тогда у него получится нечто действительно ценное. В выигрыше окажетесь оба!

Т ойо занялся медитацией. Что есть «хлопок одной ладони»? Всё, что мы можем о нём сказать, - не хлопок, а наши слова о нем. Когда мы отбросим все, что не есть хлопок, мы поймем, что такое есть хлопок. Потому что лишь он и останется.

Т ри года назад мы с holy man Параманандой обсуждали различия между нашими картинами мира. Он подвел итог словами:

В вашей картине отсутствует душа, а в моей она присутствует.

А что такое душа?

А это то, что остается после ответов на вопрос о том, кто Я. Кто Я? Мои руки - не Я. Мои ноги - не Я. Моё тело - не Я. Моя голова - не Я, это лишь моя голова. Мои мысли - не Я. Мои чувства - не Я… А кто - Я? Вот то, что останется, и есть душа.

Давайте продолжим: моя душа - это тоже не Я, а только моя душа!

Нет, нет! Моя душа - это и есть Я!

И Тойо сумел это сделать. Он не показал учителю хлопок, а просто, отбосив всё, что не есть хлопок, стал другим. Стал человеком, который понял, что такое хлопок одной ладони. Учителю теперь и не нужно было видеть изображение хлопка одной ладони.

Учителю было нужно, чтобы Тойо стал другим: стал человеком, понявшим, как звучит беззвучный звук. То есть показать хлопок одной ладони означает стать человеком, который понял хлопок одной ладони. Подобно тому, как показывают, что лекарство хорошее, предъявив выздоровевшего человека.

Урок 17

Наилучшее решение или исполнение таково, что человек, сумевший этого достичь, не остался прежним, а стал другим - человеком, сумевшим сделать это!

В спомним Пушкина, прыгающего на одной ноге и в восторге от самого себя восклицающего: «Ай да Пушкин! Ай да сукин сын!» - после того как он закончил «Бориса Годунова». То есть он понял, что он - уже не тот Пушкин, который было до того .

Ч еловек изменяется после выполненной им в совершенстве работы потому, что он делает шаг в свою область ближайшего развития , т. е. имеет опыт выполнения того и такого качества, чего раньше никогда не делал. И его область ближайшего развития вместе с ним делает шаг и простирается теперь еще дальше вперед.

Урок 18

Если человек, выполнив дело, требующее высокого качества, не стал другим, значит, он выполнил это дело не с тем самым высоким качеством, на которое только способен!

С другой стороны, если человек делает что-либо впервые гораздо хуже, чем обычно, чего он никогда не делал, то он «развивается» в обратную сторону. Теперь это тоже уже новый человек, от которого теперь можно ожидать плохой работы. Тем более, если речь идет не о плохой работе, а о плохом поступке. Преступник не тот, кто преступил закон, - вспомним чеховского «Злоумышленника» - а тот, кто преступил моральную грань в душе своей и теперь гораздо легче может совершить плохой поступок снова.

gastroguru © 2017