Урок в музее "убранство русской избы". Урок по ИЗО на тему «Убранство русской избы» Урок убранство русской избы

Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Убранство русской избы»

Шамсутдинов Рамиль Фарукович, учитель изобразительного искусства МБОУ СОШ № 75, г. Ульяновск.
Описание материала. Предлагаю вам конспект урока изобразительного искусства в 5 классе. Материал данного урока направлен на развитие интереса к народной культуре, воспитание чувства сопричастности к истории и культуре своего народа.
Конспект урока: «Убранство русской избы ».
Цели урока:
-ознакомление учащихся с внешним убранством русской избы;
-углубление знаний учащихся о традиционных народных строениях;
-развитие чувства патриотизма, интереса к истории и культуре своего народа, к сокровищам народного творчества.
Задачи:
Образовательная: расширение знаний учащихся о резных и расписных элементах, применяемых для украшения русской избы
Развивающая: развитие творческого воображения, фантазии, умения понимать и ценить прекрасное.
Воспитательная: способствование эстетическому восприятию действительности через познавательную и практическую деятельность; - воспитание уважительного отношения к культуре и обычаям своего народа, желания приумножить духовно-нравственные традиции.

Материалы к уроку:
- Образцы резных и расписных украшений дома
- Слайды с элементами русской избы
- Краски, палитры
- Презентация
Музыкальный ряд: русская народная музыка.

План урока

1.Организационный момент.
2.Мотивация учащихся. Актуализация имеющихся знаний.
Самобытность искусства народов, проживающих в разных климатических зонах страны. Особенности строения крестьянской избы
Своеобразие декора.
Отличие декоративного убранства русской избы в Поволжской зоне и на Севере России.
3. Подготовка к творческой работе.
4. Изложение нового материала.
Помыслы, мечты, надежды любого человека связаны с настоящим и обращены к будущему. Благодаря тому, что думая о будущем, мы обращаемся к прошлому, существуют народные традиции, народное искусство, в том числе искусство строения жилища.Искусство каждого народа начинается с архитектуры. Когда-то на Руси леса тесной стеной окружали деревни и села. В русском зодчестве хранится память народная. Память помогает нам полнокровно жить, творить, утверждать новое.
Один из известных специалистов В.С. Воронов писал: «искусство, рожденное народным коллективом, всегда гениально, всегда сохраняет в себе огромную плодотворную и неумирающую энергию воздействия на индивидуальность и всегда является ей примером величия и силы подлинного творчества».
Народное искусство сегодня представляет собой стержень, соединяющий современную художественную культуру с истоками человеческой цивилизации.
Русская изба…
-Что такое дом, изба для человека в этом беспредельном мире?
- Чем является для русского человека дом (жилище)? (небесной колесницей)
-Почему?
Человек, чувствуя себя незащищенным от внешних сил, стремился создать свой мир, свой дом - добрый и уютный. И поэтому неслучайно, если вы обратите внимание на крестьянские дома в деревнях и селах вы не сможете найти два одинаковых по внешнему убранству дома.
- Как вы думаете, почему?(потому что каждый хозяин дома старался, чтобы его дом был красивым, уютным, отличался своим резным или расписным убранством, то есть имел свое индивидуальное «лицо».
Интересны и загадочны сами названия конструкций, декоративных элементов
Фронтон избы- чело, передняя часть-лицо, окна-глаза. Удивительно, что так очеловечен облик избы.(показ слайдов)
Чудесной резьбой покрывали мастера не только предметы интерьера, но и саму избу.
Крестьянский дом называли родной, родимый, как называют дорогого человека. Дом – кров по своей значимости находился в одном ряду таких понятий, как жизнь, добро, родная земля.
Русская изба состояла из трех частей:
верхняя часть – жизнь души, поэтому самая яркая, красивая, нарядная;
конек – небесная колесница;
сруб – с него начинали строить, это жизнь человека.
клеть – комната без окон, в ней хранились бочки с вареньем и соленьем (в северных районах нашей страны).
- Ребята, скажите, как называется элемент украшения, находящейся на самой крыше? (конь, конек).(Беседа сопровождается демонстрацией слайдов).
- Для чего сажал русский человек конька на крышу дома?
- Только ли ради украшения или в этом есть более глубокий смысл?
Тем более что одному человеку водрузить конька было просто не под силу. Всем миром, всей деревней устанавливали огромное бревно лиственницы, с вырезанным из корневища обликом коня, всем миром радовались успешному завершению дела. (показ слайда)
Вот что по этому поводу писал великий русский поэт С.А. Есенин: «Конь в греческой, римской, египетской и русской мифологии есть знак устремления но только один русский мужик догадался посадить его к себе на крышу, уподобляя свою хату под ним- колеснице».
Оказывается, для русского человека образ коня на крыше значил гораздо больше, чем украшение, он олицетворял солнце, становился солнечным знаком, под защитой которого и находился дом, крестьянская семья.
Русская культура вся обереговая, предназначена оберегать человека.
Одним из распространенных изображений русской избы является образ русалки – берегини (показ слайда).
Свои наблюдения за движением солнца по небосводу наши предки сумели запечатлеть в образном строе фронтона дома.
Доски - полотенца украшают спереди фронтон избы(демонстрация слайда).
Символы солнца и земли на резных полотенцах крестьянских изб.
Левый конец причелин символизировал – утреннее восходящее солнце, а правый – вечернее заходящее.
-Почему в орнаментах (резных и расписных) крестьяне чаще всего изображали солнце?
Потому что от солнца зависело благополучие в семье крестьянина-землепашца. Мечта о солнце объяснялось еще и тем, что оно было зачастую редким и оттого таким желанным в суровых северных краях.
Причелины- «хляби» изб (заклинательная орнаментика).
На окнах изб были наличники с вырезанными цветами, травами или изображениями разных животных.
Через передние окна в избу входили свет солнца, новости деревенской жизни. Окно связывало мир домашней жизнь с внешним миром, и поэтому так торжественно – наряден был декор окон.
На наличниках можно было увидеть фигурки птиц, клюющих виноград, изображения фантастических животных.
«Ты лучами к полям прикасалось,
Улыбалось веселым огнем,
Ты и кругом и ромбом казалось,
Представлялось ты даже конем»,- писал поэт Б. Дубровин.
5.Постановка творческой задачи.
- выполнить эскиз украшения фронтона дома-1 вариант
- выполнить эскиз декоративного оформления окна (с резными наличниками-2 вариант)
- выполнить декоративного оформления окна с отавнями-3 вариант
- выполнить эскиз декоративного убранства переднего фасада дома (фронтона, красного окна, окон с резными элементами на переднем фасаде дома) -4 вариант.
- презентовать свой рисунок одноклассникам.
6.Педагогическое руководство творчеством учащихся.
7.Подведение итогов урока.
- Что нам удалось сегодня на уроке?
- Что не удалось и почему?
- Чему научился на уроке?
8. Анализ работ учащихся, выставление оценок.
Русский человек жил в тесном содружестве с природой, окружающим миром, выражал свои представления о нем в символических образах, как бы призывая в союзники, могущественные силы природы.
Вопросы для рефлексии:
- Зачем люди украшают свои жилища?
- О чем может рассказать декор крестьянской избы?
- Назовите элементы избы.
Источники для подготовки к уроку:
Н.А. Горяева О.В. Островская. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. М. Просвещение, 2006 г.
М.А. Некрасова Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности. М., 1983

Краткосрочный план

Учитель технологии школы- гимназии № 7

Кривоносова Л.А

Дата 15.03.2017 год

Класс 6 «Б»

урока 26

Тема урока: Интерьер жилого дома. Убранство юрты.

Цели урока: Организовать деятельность обучающихся по формированию умений планирования интерьера жилого помещения.

Образовательные цели:
Способствовать формированию и развитию умений и навыков в подборе отделки комнаты обоями, тканями в едином композиционном решении.
Способствовать запоминанию основной терминологии, применяемой при разработке интерьера жилого дома.
Развивающие цели:
Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обогащать и систематизировать, ставить и решать проблемы).
Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.
Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.
Воспитательные цели :

Способствовать формированию и развитию эстетических, экологических, экономических качеств личности.
Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям.

воспитывать интерес и уважение к казахской национальной культуре, к традициям и обычаям казахского народа.
Методическое оснащение урока:

Материально-техническая база:
- кабинет трудового обучения,
- материалы и приспособления,
- ноутбук,
- мультимедийный проектор.
. Дидактическое обеспечение :
- учебник;
- рабочая тетрадь;
- учебно-технологическая документация:
- материалы для контроля знаний учащихся:
карточки-задания,
мультимедийный диск с презентацией «Понятие композиции в интерьере жилого дома». «Убранство юрты»
Методы обучения :
1. словесный, наглядный, аудиовизуальный;
2. формирование, закрепление, применение ЗУН;
3. репродуктивный, объяснительно-иллюстративный;
4. объяснительно-побуждающий, исследовательский вне урока;
5. просвещение, активизация познавательных интересов и углубление знаний.
Формы организации познавательной деятельности учащихся
объяснение учителя с опорой на личные знания учащихся, фронтальный опрос, показ, самостоятельная работа с раздаточным материалом по технологической карте, беседа.
Тип урока : урок – практикум.

Межпредметная связь : Изобразительное искусство, черчение, история, английский язык. Казахский язык.

Время

Этапы урока. Формы работы.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

Ожидаемый результат

Организационный момент.

Цель этапа: организовать направленное внимание на начало урока;

проверка готовности рабочих мест;

создание положительного настроя учащихся на урок.

2.Проведения бодрячка

Работа с детьми имеющие барьер в публичном выступление

3. Распределения по группам

Создание коллаборативной среды

1.Приветствует учениц

2.Выбирает ученицу для проведения бодрячка.

Выполняет вместе с учениками.

3. Распределяет учениц по группам. (методом молекулы). Предлагает повторить правила работы в группе.

1.Приветствуют учителя

2.Одна ученица предлагает свою версию проведения бодрячка. Проводит, остальные выполняют

3.Распределяются по группам, распределяют роли, повторяют правила работы в группе.

Ученики смогут сосредоточиться положительно на урок. Будут преодолевать барьеры публичного выступления.

Проверка домашнего задания.

1Демонстрация рисунков

2. Оценивание

Работа с одарёнными детьми

1Предлагает ученицам продемонстрировать свои рисунки «Комната моей мечты»

2. Для оценивания работ учащихся и их оформления, выбирает двух учениц, которые хорошо и отлично справились с данной работой, Озвучивает критерии по которым будут оцениваться работы учениц.

Выставляет отметки в журнал

1Прецентуют свои работы.

2. Помогают оцениванию работ учитель по составленным критериям

Сообщают результаты.

Учащиеся покажут знания по пройдённой теме урока. Научаться использовать критерии оценивания.

Актуализация познавательной активности.

Цель этапа Пробудить, взволновать, заинтересовать, Побудить учеников вспомнить то. что они знают.

1.Беседа по вопросам

Групповая работа

2. Беседа по высказыванию

3.Практическая работа

групповая

1.Предлагает ответить на следующие вопросы

Скажите, кто знает, что такое интерьер?

Что такое композиция?

2.Предлагает к обсуждению высказывание.
Зачитывает на двух языках

«Мой дом - моя крепость» «My house is my castle»
3.Предлагает выполнить задание на английском языке.
Предлагаются каждой группе рисунки мебели, составляющий интерьер комнат. Ученицы должны на английском языке дать название каждому предмету интерьера.

1Отвечают на вопросы

2 Беседуют по высказыванию

Высказывают свое мнение

3. Выполняют задание на английском языке.

Научатся взаимодействовать друг с другом.

С помощью вопросов, высказываний великих людей повысят познавательную активность к уроку.

Обоснование учения

Сообщение темы и цели урока.

Цель этапа:

подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели.

Работа по вопросам.

Индивидуальная.

Предлагает определить тему урока с помощью наводящих вопросов

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Что должны узнать, понять, выделить?

Предлагает заполнить графу в таблице ЗХУ «Хочу узнать»

Определяют тему урока, с помощью наводящих вопросов.

Заполняют графу в таблице «хочу узнать»

Научатся самостоятельно определять тему и цель урока.

Осмысления материала .

Цель этапа ознакомить с новой информацией, анализ информации и определения личного его понимания.

1. Просмотр слайдов параллельно с объяснением учителя

2 Практическая работа.

2. Заключительный этап:

1.Предлагает просмотр слайд- презентации.-Функциональные качества интерьера

-Гигиенические требования .

-Эстетические качества –- Зонирование

-Декорирование

-Убранство юрты

– текемет, сырмак; тканые ковры.
деревянная мебель: кровать (тосекагаш), лари для продуктов и посуды (кебеже), сундуки для вещей (сандык), подставка для постельных принадлежностей (жукаяк), напольная вешалка для одежды (адалбакан).

посуды: для кумыса - саба, торсык, его распития – ожау, шага, тостаган.

2 Практическая работа.

И вот подошли мы с Вами к выполнению практической работы.

- предлагает на рисунке записать предметы убранства юрты на казахском языке

Заключительный этап:

Заполнить графу таблицы ЗХУ «Узнал»

1.Слушаю, смотрят, записывают основные понятия.

Поднимают карточки. Задают вопросы.

Мне не понятно…..?

Мне понятно….

2. Выполняют практическую работу..

3. выполняют взаимооценивание.

Ознакомятся с понятием композиции, зонированием, функциональностью в интерьере.

Научатся применениею полученных знаний на практике) Научатся взаимооцениванию, определению своей степени понимания. Слабоуспевающие ученики, смогут покажут свою значимость на уроке, повысят свою сомооценку.

Рефлексия . Цель этапа: сформировать личную ответственность за результаты деятельности.

    Заполнение листов выхода.

А сейчас мне хочется узнать ваше мнение об уроке.

Закончите предложение:

Самое интересное на уроке было…

Чему я научилась…………………

Что я узнала нового……………

Объяснение оценочных баллов

1.Отвечают на вопросы

2Пределяют своё эмоциональное состояние

Научатся нести ответственность за полученные результаты, видеть свои ошибки и успехи.

Домашняя работа: Выучить основные понятия по теме урока, которые записаны в тетради. Подготовить сообщения о традициях и обрядах гостеприимства казахского народа.

Тема: «Убранство русской избы»

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель :

    Научиться понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре.

Задачи:

    формирование общекультурной, учебно-познавательной, информационной компетенций учащихся;

    научиться раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы;

    познакомиться со структурой и декором крестьянского жилища;

    научиться определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности..

Зрительный ряд:

    Слайды с элементами русской избы

    Мультимедийная презентация

    Учебник Н.А. Горяева, О.В. Островская «Изобразительное искусство 5 класс. ДПИ в жизни человека», М.: «Просвещение, 2013

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Убранство русской избы»;

Словарь : Клеть – крытый прямоугольный деревянный сруб с окнами, дверью, полом.

Ход урока:

I. Организация урока. (3 мин)

1. Приветствие.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Введение в тему. (6 мин.)

Ребята! Семьи на Руси были большие, под одной крышей собирались и отцы, и деды, и внуки. Вместе легче дом держать, в поле работать, на промысел ходить.

Древние славяне вкладывали глубочайший смысл в постройку дома, ведь человек при этом уподобляется богам, создавшим Вечную Вселенную. Человек же строил свой мир, создавая что-то новое, чего не было в природе и что должно служить и оберегать весь род.

Изба это русский деревянный срубный дом (преимущественно сельский, но до XVII - XVIII вв. и городской).

Какие же виды домов существовали?

    Дом «брус» - дом, покрытый двускатной симметричной крышей,

    Дом «кошель» - изба и двор стоят рядом, покрытые общей двускатной крышей.

    Дом «глаголь» - дом, в котором хозяйственная часть располагается сбоку и сзади сеней. В плане напоминает букву «Г».

А теперь давайте подумаем, как в народных представлениях делился дом?

Как вы думаете, с чем в народных представлениях связывалась крыша? (с небом)

А клеть? (с землей).

Подклет (подполье)? (с подземным миром).

Крестьянский дом становился словно маленькой Вселенной, символизирующей связь человека с космосом.

А сейчас мы познакомимся с декоративным убранством избы.

III. Изучение нового материала. (8 мин.)

Тема урока «Убранство русской избы»

Начнем с крыши. Её венчает конь-охлупень – олицетворение силы, добра и красоты, символизировал солнце, движущееся по небу.

Доска-полотенце – украшает спереди верхнюю часть избы; доски-причелины – спускаются по краю крыши. На них изображались символы солнца (круглые розетки), символы земли (круг с ромбом внутри, ромбы, прямоугольники).

Солнечные знаки на полотенце символизируют полуденное солнце, на конце причелины с левой стороны – утреннее восходящее, а с правой вечернее заходящее солнце.

На страницах 24-26 посмотрите иллюстрации. Так украшались избы Поволжья. Обратите внимание, какие нарядные фронтон и наличники окон. Здесь мы видим и растительные орнаменты и изображения фантастических существ: полулюди-полурыбы, волшебные птицы, добродушные львы.

IV . Подведение итогов. (2 мин.)

Сегодня мы познакомились с вами с русским народным деревянным зодчеством на примере крестьянской избы.

И давайте повторим, какие символические образы можно увидеть в узорном убранстве изб? (символические образы солнца, земли, птиц, растений, животных, фантастических существ)

V Задание (19 мин)

Выполните графический рисунок фрагмента украшения деревянного дома.

VI Проверка задания (2 мин)

КРОССВОРД «РУССКИЙ ДОМ»

Как назывался русский традиционный дом?

Дети:

- ИЗБА

Ребята, а какой материал использовали при строительстве русской избы?

Дети:

- ДЕРЕВО

Учитель:

Избы рубили из дерева. Отсюда и название «деревня». Русские люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева, его спокойную силу.

Посмотри-ка ты на дом

И найди окошки в нем.

Вот и красное окно,

Все украшено оно.

Учитель:

- Как назывались резные доски, которые украшали окна?

Дети:

-НАЛИЧНИКИ

Учитель:

Окна – глаза дома. А какая резная доска расположилась над окнами? Назовите ее?

Дети:

- ЛОБОВАЯ ДОСКА

Учитель:

Ребята, кто из вас помнит название узорной доски, которая располагается в центре крыши?

Дети:

- ПОЛОТЕНЦЕ

Учитель:

Взгляните на крышу. Ее венчает бревно-охлупень в форме головы коня. Как оно называется?

Дети:

- КОНЕК КРЫШИ

Учитель:

- Хорошо украшен дом

И от зла обережен.

Узорные доски не только придавали дому нарядный, праздничный вид. Но оберегали и защищали его.

Учитель:

Узоры могут быть разные: растительные, геометрические, зооморфные - они могут изображать фантастических существ (русалок, львов, сказочных птиц и др.)

Вспомните о значении симметрии при изображении узора, который украсит ваше окно.

Конспект урока по теме:

«Внутренний мир русской избы»

«__»____________20

Цель: познакомить учащихся с понятием интерьер, его особенностями в крестьянском жилище; сформировать понятие о духовном и материальном в доме.

Оборудование:

Зрительный ряд :презентация с изображением интерьера русской избы; репродукции иллюстраций к сказкам с изображением печи «Гуси – лебеди», «Курочка ряба», «По щучьему велению». Видеофильм «Внутреннее убранство русской избы», репродукции с изображением прялки, люльки, русской печи, кухонной утвари.

Литературный ряд : Л. Мей. В низенькой светелке …

Музыкальный ряд : песня «В горнице моей», русские народные напевы.

Материалы: формат А4, простой карандаш.

Практическая работа: изобразить фрагменты интерьера избы с основными предметами.

Ход урока

1. Активизация внимания учащихся

2. Актуализация опорных знаний.

По каким принципам украшался внешний облик крестьянской избы?

Зачем люди украшали свои жилища?

3. Формирование новых знаний.

Изба – святилище земли,

Изба – питательница слов.

4. Практическая работа.

5. Анализ работ, рефлексия.

МАТЕРИАЛ К УРОКУ

Просмотр презентации

Славянский дом, подобно человеку, имел душу, тело, глаза. «Глазами» дома были окна. Верили, что Бог прорубил окна, дабы впустить свет, и тому же научил человека. Поэтому в избах не прорубалось одно окно, ведь у человека два глаза. Однако предпочитали нечетное число – традиционно русские избы имели по фасаду от трех до пяти окон; внутри было светло, хоть окна делались небольшими.

Внутренний мир крестьянской избы тоже был наполнен символами и его небольшое пространство отражало принцип устройства мира.

Потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир.

Простой крестьянский дом состоял из одного большого помещения, условно поделенного на два основных центра – духовный и материальный.

Что вы понимаете под словом материальный?

В крестьянской избе источником всего была печь – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезни.

Перед печкой, в так называемом бабьем куту, то есть на кухне, полки с чугунной, глиняной посудой, ведра, сковородки, черпаки, ухваты.

У печи, так же устраивали деревянные настилы – плати, на них спали. Печь заботилась о материальных потребностях человека, поэтому она олицетворяла материальный центр дома.

А кто обычно занимается домашним хозяйством, приготовлением еды? (женщина)

Поэтому эту часть, где стояла печь, называли женской половиной.

Рядом стоял обеденный стол. За него усаживали дорогих гостей для душевной беседы.

Под потолком укреплялись полавочники с утварью. Посудная утварь расставлялась на этажерках и посудных шкафах – горках. Все украшалось резьбой и росписью.

Почти в каждой избе была детская колыбель в виде лодочки, подвешенной к потолку. Младенческие колыбели были сплошь дощатые и берестяные, их часто нарядно расписывали цветами, фигурками животных и птиц.

В свободном углу устанавливали ткацкий станок. Женщина долгими зимними вечерами трудилась за ним.

Все и даже незатейливые предметы быта русской семьи обязательно украшались декоративной резьбой и росписью с уже знакомыми нам знаками солнца, чудными и диковинными цветами, птицами и зверями.

У большинства крестьян редко была какая – то еще мебель – у всех практически одно и то же. И все таки почти у всех это опять же разное, хоть чуточку, но разное, так же как избы снаружи, непременно нарядное и красивое.

Какие два центра были в избе?

Зачем люди украшали окружающие их предметы?

Зачем людям красота?

Просмотр видеофильма

Практическая работа.

Изображение интерьера избы с основными предметами быта.

(звучит народная мелодия)

Анализ работы

Выставка работ учащихся.

Домашнее задание.

Значение слов прялка, рушник

Дата публикации: 31.08.17

План-конспект урока по изобразительному искусству

Тема урока : «Убранство русской избы»

Класс – 5 общеобразовательный

Цель урока - изучение декоративного искусства и его места в жизни общества; знакомство обучающихся с традиционным жилищем северных народов, основными фрагментами украшения русской избы.

Задачи: создать условия для:

  • получения учащимися знаний о древних корнях народного искусства, ознакомления с традиционным жилищем северных народов; Развития творческой и познавательной активности.
  • формирования практических умений работать в малом коллективе (группе): развития мыслительных навыков учащихся (формированию различных видов мышления, памяти, внимания и речи), познавательного интереса, умения находить нужную информацию, умения выполнять графический рисунок фрагмента украшения деревянного дома.
  • воспитания культуры умственного труда, вырабатывания коммуникативных качеств, формированию умения эмоционально воспринимать, умения объяснять, выражать своё отношение и эстетически оценивать украшения традиционного жилища.
  • Воспитания любви к Родине и народной культуре.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Вид урока: урок творчества

Оборудование и материалы:

Для учителя

  • Схемы – таблицы с изображением элементов русской избы.
  • Иллюстрации к русским народным сказкам, былинам, загадкам.
  • Примеры экстерьеров крестьянского жилища
  • Художественные материалы.
  • Мультимедийный проектор
  • Схемы-карточки для рефлексии
  • Магнитная доска

Зрительный ряд: примеры древних образов в русской избе. Элементы декоративного убранства русской избы.

Литературный ряд : стихи, сказки.

Музыкальный ряд : народные мелодии – лирические, русские народные песни.

Для обучающихся:

  • Бумага формата А4
  • Бумага цветная
  • Гуашевые краски
  • Акварельные краски
  • Кисточки № 2,4,6
  • Пастель
  • Гелевые ручки
  • Карандаш
  • Ластик
  • Баночка для воды
  • Салфетки
  • Ножницы

План урока:

  1. Организационный момент. Рефлексия эмоционального настроя (Схема 1).
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Формирование новых знаний.
  4. Постановка художественной задачи по выполнению экстерьера русской избы. Распределение ролей в группах.
  5. Физминутка.
  6. Погружение в тему. Работа в малых группах над деталями композиции.
  7. Оценивание и защита работы « Русская изба»
  8. Рефлексия деятельности
  9. Рефлексия настроения
  10. Рефлексия итогов урока.
  11. Домашнее задание

Ход урока

Класс делится на 4 группы на предыдущем уроке.

I . Организационный момент. (Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности) 1 мин.

– Здравствуйте ребята, предлагаю улыбнуться друг другу и сесть. На уроке сегодня все присутствуют? Проверим готовность к уроку. Все готовы?

Давайте рассмотрим ваше рабочее место. Я хочу обратить внимание на таблицу №1, лежащую на столе: перед вами находится изображение окна, раскрасьте, пожалуйста, какой свет вы увидели в вашем окошке, (соответствующий вашему настроению). Слайд 2.

II . Актуализация опорных знаний и мотивация 5 мин.

1). Проверка домашнего задания.

Ребята, я приглашаю вас в путешествие, да не простое, а виртуальное. А билетами сегодня будут ваши домашние задания. Кто приготовил рисунки, иллюстрации, сообщения?

Обучающие показывают рисунок и делают мини сообщения (по внешним деталям избы) по группам (наличник, лобовая доска, причелина, конек). Ребята! Какие изображены на слайде геометрические знаки. Давайте вспомним, как они называются и что они обозначают? - СОЛЯРНЫЕ ЗНАКИ.

Узоры могут быть разные: растительные, геометрические, зооморфные - они могут изображать фантастических существ (русалок, львов, сказочных птиц, коней и др.)

Слайд 3. Верно, эти солярные знаки вы использовали в работах. Как здорово вы нарисовали, какие красивые у вас получились резные доски, наличники…

А где, ребята, применялись узорчатые доски? Куда их крепили? – правильно к дому…

На этом этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения.

Наша первая остановка: Схема расположения ажурных декоративных элементов на фасаде дома. Слайд 4.

Почему, ребята, нам не удалось заполнить схему декоративных элементов на фасаде дома? – не знаем;

III . Постановка учебной задачи. (4-5 минут) Выявление места и причины затруднения. На этом этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения.

А что надо сделать? – узнать.

  • – Ребята, давайте с вами вспомним, что мы изучали на предыдущих уроках?
  • Ученик. Мы познакомились со знаками – символами, мотивами орнамента; пробовали использовать полученные знания об орнаменте в украшении внешних стен дома;
  • ?? познакомиться с расположением и символическим значением украшений.
  • Почему люди украшали свои жилища? – На этот вопрос мы ответим в конце урока.

Можем решить нашу задачу? – нет.

  • Почему не получается выполнить задание? В чем затруднение?
    • Рефлексия настроения (1 мин.)
    • Рефлексия итогов урока (1 мин.)
    • Домашнее задание (1 мин.): Найти иллюстрации внутреннего убранства избы.

Что нужно рассмотреть? – отдельный дом. Слайд 6. (записали слово - изба)

Слайд 7. На слайде представлены два дома. Сравним их: найдите, в чем сходства и различия?

Правильно, ребята, строящийся дом, как будто еще не одетый, а второй дом украшен резными досками, как будто его нарядили. Наши предки говорили: украшение или убранство … – (это слово тоже стоит записать в список новых слов)

Если 1-ый дом выглядит скучновато, однообразно, то дом украшенный резьбой, сразу становится нарядным и красивым, подчёркивая свою индивидуальность.

Для открытия новых знаний. Слайд 8.

Слайд 9. Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке, какова тема урока? - Какого знания нам не хватает для изображения русской избы? Что надо узнать? – верно! Познакомиться с традиционным жилищем русской избы. Познакомиться с истоками народного искусства; выявить традиции строительства и убранства русской избы;

Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой темы урока. Определение темы урока.

Как прозвучит тема урока? Верно! «Убранство русской избы» Слайд 10.

К концу урока мы с вами сделаем коллективную работу «Убранство русской избы».

IV . Открытие нового знания. (7-8 минут) Введение в тему. (технология эмоционального погружения)

А где, ребята, мы можем приобрести нужные знания? – конечно, в истории, литературе, МХК… На этом этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий:

Я предлагаю вам продолжить наше путешествие, где мы познакомимся с традиционным русским жилищем, но, сначала скажите: из чего строят (дом) избу? Строили (рубили) из бревен хвойных пород деревьев. Обычно из сосны, а в некоторых районах и у нас в Забайкалье из лиственницы. Поэтому дом еще называют сруб. Слайд 11.

Сруб – с него начинают строить дом. А каким иструментом дом строили? Правильно, топором! Пила появилась гораздо позже… в

Из века в век, с утра и до утра звучала без конца и без начала Речитативом песня топора на всей Руси великой и крепчала.

Ребята! Обратите внимание, на что ставили сруб? На подставки – бревна. Таким образом, глядя на выстроенный дом, впечатление было, что он стоит на курьих ножках… Похоже?

Ребята! Семьи на Руси были большие, под одной крышей собирались и отцы, и деды, и внуки. Вместе легче дом держать, в поле работать, на промысел ходить.

Древние славяне вкладывали глубочайший смысл в постройку дома, ведь человек при этом уподобляется Богу, создавшему Вселенную. И Человек строил свой мир, создавая что-то новое, чего не было в природе и что должно служить и оберегать весь род. Еще говорили: Мой дом – моя крепость. Дом – начало начал . Слайд 12.

Какие же виды домов существовали?

1.Дом «брус» - дом, покрытый двускатной симметричной крышей,

2.Дом «кошель» - изба и двор стоят рядом, покрытые общей двускатной крышей.

3.Дом «глаголь» - дом, в котором хозяйственная часть располагается сбоку и сзади сеней. В плане напоминает букву «Г». Слайд 13.

А теперь давайте подумаем, как в народных представлениях делился дом? Слайд 14.

Как вы думаете, с чем в народных представлениях связывалась крыша? (с небом)

А клеть? (с землей).

Подклет (подполье)? (с подземным миром).

Крестьянский дом становился, словно маленькой Вселенной, символизирующей связь человека с космосом.

Все, чего касалась рука талантливого народного мастера, приобретало праздничную нарядность. Слайд 15.

В завершение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. А сейчас мы познакомимся с декоративным убранством избы. В этом нам поможет экскурс в литературу: стихотворение Капралова М.В. «Село»: Слайд 16.

За высокими горами,
За бескрайними лесами
На своей родной земле
Жили люди на селе.
А село то не простое:
На горе оно стоит,
Рядом поле золотое,
Снизу реченька бежит,
За околицей леса,
Там живут медведь, лиса,
Вдоль реки стоят дома,
Смотрят на дорогу.
Украшает их сама
Матушка-Природа.

Подарила для избы
Лес из ели и сосны,
Дуб, осину: что смогла - Все природа отдала.
Оглядись-ка ты вокруг,
Что увидишь, милый друг
?
Пятистенка пред тобой
Словно терем расписной,
Ты в ворота постучи
И в калиточку войди.

Три окошечка подряд
На тебя резьбой глядят.

Украшает крышу пень
По прозванью охлупень.
Он словно конь иль птица
К солнышку стремится.

Толи терем, толи дом
И светелочка при нем,
Посмотри-ка ты на дом
И найди окошки в нем.
Вот и красное окно,
косящатое оно,
Ай да мастер мировой!
Все украшено резьбой.

Здесь причелины свисают,
Плотно бревна закрывают.
Закрывая, защищают чудо полотенца.
Хорошо украшен дом
И от зла обережен.

Поднимись-ка на крыльцо,
Дерни тихо за кольцо.
Посмотри на дверь – защита -
Там подковочка прибита…

*** Тут и сказочке конец,
А кто слушал молодец!

Знакомство с домом – кровом, домом – гнездом– избой.

Дать понятия конь – охлупень, доски – полотенца, фронтон избы, доски – причелины, наличие окон.

физминутка 2 мин

V . Первичное закрепление. (4-5 минут) Слайд 23.

Беседа об убранстве крестьянской избы – символе маленькой Вселенной.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

VI . Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (4-5 минут) Слайд 25.

При проведении этого этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать.

Заполняем схему:

Проверяем по шаблону.

В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

7. Включение в систему знаний и повторение (7-8 минут)

Постановка художественной задачи по выполнению экстерьера русской избы. Распределение ролей в группах. 3 минут

Ребята давайте на сегодняшнем уроке попробуем воссоздать модель русской избы. Вы разделены по группам состоящих из 4 человек, распределите обязанности согласно инструкции Приложение №2. В каждой группе нужно определить роли:

  • Чтеца (краткое изложение информации о домашней работе, выписывает термины)
  • Информатика (работа с рабочей тетрадкой, подготовка рефлексии итогов урока)
  • Художника (ответственный распределитель ролей по художественно выразительному оформлению работы)
  • Докладчика (вывешивает работу на стенд и подводит итог художественного этапа).

Для выполнения такой работы требуется работать по этапам:

Ознакомительный (работа информатика)

Творческая работа (работа всех участников)

Исследовательская (выбор подходящих терминов)

Итоговый (защита своей работы)

Погружение в тему. Работа в малых группах над деталями композиции. 10 минут

Экстерьер избы включает следующие элементы – конь-охлупень , Доска-полотенце , доски-причелины , наличники. Каждая группа выбирает одну из частей экстерьера и выполняет её в любой художественной технике. По этапу выполнения работа вывешивается на стенд и собирается одна полная картина. Результаты вывешиваются докладчиком, и комментируется цветовое и техническое решение.

Оценивание и защита работы « Русская изба»

Результаты вывешиваются докладчиком, и комментируется цветовое и техническое решение. На столе каждой группы расположены три вазы для оценивания. После защиты одной команды члены остальных команд по одному берут карточку (зеленый – отлично, синий – четыре, красный – три) и относят его в вазу защитившейся. Так проходит оценивание.

Молодцы ребята обратите внимание, какая работа получилась у нас. Вывод делает сам преподаватель.

8. Рефлексия деятельности (итог урока) (2 минуты)

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

На этом этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Ребята давайте вернемся к нашей схеме №1, в начале урока мы заполнили верхние квадраты, давайте заполним нижние и определим, изменилось ли ваше настроение, поместив нашу схему на доске.

Молодцы ребята обратите внимание, какая творческая работа получилась у нас. Каждая группа работала над своим заданием, а вместе они добавляют друг друга и составляют картину мира русской избы.

Давайте подведем итог урока в каждой группе есть информатик который на протяжение урока анализировал, сравнивал и конспектировал основные термины и понятия и готов поделится с нами информацией (обучающие сами делают вывод из диктанта и слов терминов урока).

Вопросы для информатиков:

  • из каких предметов быта состоял экстерьер жилища?
  • Как украшен каждый предмет?
  • Какое чувство вкуса и меры присутствует в изображениях?

Ведь и не могло быть иначе.

Это наша культура, которая отражает характер, нравы,

обычаи и традиции нашего народа.

Рефлексия настроения в конце: ребята, нарисуйте в окошке смайлик! (в соответствии с настроением)

Вот и подошёл наш урок концу давайте запишем домашнее задание. Спасибо за плодотворный труд.

gastroguru © 2017