Учебный проект Жизнь и творчество С. Образ России в творчестве С.А.Есенина. проект по литературе (8 класс) на тему Проект на тему с а есенин

Чеботарева К., Панферова В., Стрельников С.

Проект "Тема Родины В лирике С. А. Есенина"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проект подготовили уч-ся 11 класса: Стрельников С., Панфёрова В., Чеботарева К. Тема Родины в лирике Сергея Есенина

Актуализация темы Тема Родины актуальна во все времена Тема Родины нашла отражение в творчестве многих поэтов и писателей 18-19 веков

Цели и задачи Исследовать творчество С.Есенина Отметить особенности изображения природы в стихотворениях Выяснить, какое место тема Родины занимает в лирике Есенина

« Тебе одной плету венок, Цветами сыплю стёжку серую. О, Русь, покойный уголок, Тебя люблю, тебе и верую» С.Есенин

Тема Родины в лирике Есенина Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное – русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моём творчестве». С. Есенин

Народные истоки Пейзажная лирика Философские размышления о судьбе Родины

С. Есенин родился и вырос в Рязанской губернии, в селе Константиново, в крестьянской семье «Я рос в атмосфере народной поэзии»,- вспоминает он. Поэтическая речь Есенина развивалась в духе народных традиций.

Мир народной жизни во всех её проявлениях открывается нам, когда мы читаем Есенина. И благодаря поэту мы словно погружаемся в чудесное состояние праздника. Чуткая, восприимчивая душа откликалась на всё, что окружало, наполняясь тихой песней, веками создаваемой народом, песней, в которой русский человек привык высказывать свою радость и печаль, которая была и его познанием, и его слиянием с ним. Потому становится есенинская лирика песней, что рождена народной фольклорной традицией, одухотворявшей природу, наделявшей её человеческими чертами, человеческими тревогами и болями, надеждами и радостями Народные истоки

Фольклор как основа художественной картины мира в поэзии С. Есенина. Основы поэтики Есенина – народные, в ней намного сильнее влияние традиционного русского фольклора. Родился я с песнями в травном одеяле. Зори меня вешние в радугу свивали. Вырос я до зрелости, внук купальской ночи, Сутемень колдовная счастье мне пророчит. Сердце-вещун, мать –голубица, сокол-ветер, берёзка-невеста, месяц-ягнёнок, девица-вьюга – вот далеко не полный перечень излюбленных тропов поэта, попавших к нему из лаборатории народного творчества

Природа в лирике С.Есенина Сыплет черемуха снегом, Зелень в цвету и росе. В поле, склоняясь к побегам, Ходят грачи в полосе. Никнут шелковые травы, Пахнет смолистой сосной. Ой вы, луга и дубравы, - Я одурманен весной. Все богатство словесной живописи у Есенина подчинено цели - дать читателю почувствовать красоту и животворящую силу природы:

Особенности пейзажной лирики олицетворение цветопись звукопись Пейзажная лирика

Особенности изображения природы в поэзии Есенина Строй сравнений, образов, метафор, всех словесных средств взят из крестьянской жизни, родной и понятной. Тянусь к теплу, вдыхаю мягкость хлеба И с хрустом мысленно кусаю огурцы, За ровной гладью вздрогнувшее небо Выводит облако из стойла под уздцы. Здесь даже мельница - бревенчатая птица С крылом единственным - стоит, глаза смежив.

Использование цветописи в лирике Есенина В стихах Есенина разнообразны оттенки красного цвета: розовый, алый, малиновый, багряный; оттенки жёлтого часто приобретают «металлическое» звучание: золотой, медный; много зелёного цвета, синего и голубого. Есть и белый, и чёрный, и серый цвета, но в целом стихи Есенина окрашены в чистые, ясные, то нежные, то яркие цвета и оттенки « Красный костёр окровил таганы/ В хворосте белые веки луны… Оловом светится лужная голь…/Грустная песня, ты- русская боль.»(« Чёрная, потом пропахшая выть!») «Задремали звёзды золотые / Задрожало зеркало затона/ Брезжит свет на заводи речные/ И румянит сетку небосклона» («С добрым утром!»)

Любимые цвета поэта - синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности просторов России… Природа у Есенина - не застывший пейзажный фон: она живет, действует, горячо реагирует на судьбы людей, события истории. Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком.

Природа в его стихах, как и в народном творчестве, чувствует по-человечески, а человек ощущает себя деревом, травой, рекой, лугом. Я покинул родимый дом, Голубую оставил Русь. В три звезды березняк над прудом Теплит матери старой грусть. Я не скоро, не скоро вернусь! Долго петь и звенеть пурге. Стережет голубую Русь Старый клен на одной ноге.

Использование звукописи в пейзажной лирике Звуковое изображение часто встречается в стихах Есенина: «Звонкой позолотой взвенивает лес»; «Поёт зима, аукает,/ Мохнатый лес баюкает/ Стозвоном сосняка»; «Я хотел бы затеряться /В зеленях твоих стозвонных ». В поэзии Есенина есть и тихие звуки: «шелест тростника», «тягучий вздох», «нежно охает ячменная солома», и свист, и гудение, и крик, и песня, и множество других звуковых образов

Особенности философской лирики Душевное состояние лирического героя исповедальность глубокий смысл Философская лирика

Лирика последних лет жизни 1924-1925 годы отмечены удивительной творческой активностью С. Есенина, которая подтверждала готовность жить и творить, хотя жизнь порой ставила почти в безвыходное положение. Поэт остро чувствует и переживает тяжёлое для народа и Родины время, поэтому стихи, написанные в этот период, отличаются глубоким философским смыслом

Философские размышления о судьбе Родины Начинается период возрождения поэта. С. Есенин с ужасом увидел, что Родина, которой он посвятил свое творчество, в нем теперь не нуждается, что он остался в стороне от жизни народа, сам от него отгородился, стал ему «чужим».

Исповедальность лирики последних лет Чуть ли не каждое стихотворение, написанное поэтом в последние годы, явно или подспудно свидетельствует о том, что развязка его судьбы близка. В том числе и маленький шедевр «Отговорила роща золотая...» (1924 г.), где пронзительно звучат характерные для всего творчества Есенина мотивы странничества, кратковременности пребывания человека на земле…

Стихи С.А.Есенина, проникнутые беззаветной любовью к Родине и природе, - образец для подражания современному поколению.

Заключение «Есенин – это вечное, как это озеро, как это небо». Н.С.Тихонов

Студентка БГПУ им.Акмуллы 201 группа 2 курс ФП.

Название проекта

"Жизнь и творчество Сергея Александровича Есенина"

Тема в учебном плане

Жизнь и творчество Сергея Александровича Есенина

Предметная область

Русская литература

Возраст учащихся

Продолжительность работы по проекту

Краткая аннотация проекта

Краткая биография Сергея Александровича Есенин. Сергей Александрович Есенин (3 октября 1895, село Константиново, Рязанская губерния - 28 декабря 1925, Ленинград) - русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и (в более позднем периоде творчества) имажинизма. Его поэзия: с первых поэтических сборников («Радуница», 1916; «Сельский часослов», 1918) выступил как тонкий лирик, мастер глубоко психологизированного пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души. В 1919-1923 входил в группу имажинистов. Трагическое мироощущение, душевное смятение выражены в циклах «Кобыльи корабли» (1920), «Москва кабацкая» (1924), поэме «Чёрный человек» (1925). В поэме «Баллада о двадцати шести» (1924), посвящённой бакинским комиссарам, сборнике «Русь Советская» (1925), поэме «Анна Снегина» (1925) Есенин стремился постигнуть «коммуной вздыбленную Русь», хотя продолжал чувствовать себя поэтом «Руси уходящей», «золотой бревенчатой избы». Драматическая поэма «Пугачёв» (1921).

Сергей Есенин

Имя при рождении: Сергей Александрович Есенин

Место рождения: село Константиново, Кузьминская волость, Рязанский уезд, Рязанская губерния, Российская империя

Место смерти: Ленинград, СССР

Род деятельности: поэт

Годы творчества: 1910-1925

Направление: Новокрестьянские поэты (1914-1918), имажинизм (1918-1923)

Дидактические цели учебного проекта

1. Развитие коммуникативных умений и навыков учащихся.

2. Развитие творческих навыков учащихся.

3. Развитие умений и навыков работы с информацией.

4. Развитие навыков самоанализа учащихся.

5. Развитие навыков межличностного взаимодействия и навыков сотрудничества.

6. Развитие навыков критического мышления.

Методические задачи учебного проекта

1. Развитие навыков различных видов речевой деятельности: чтения, письма, говорения.

2. Развитие навыков использования полученной инофрмации в речи.

3. Развитие навыков использования критического мышления.

4. Приобретение учащимися знаний социокультурного характера в соответствие с изучаемой тематикой.

Направляющие вопросы

Основополагающий вопрос: Какое влияние Есенин оказал на народ?

Проблемные вопросы:

1. Был ли счастлив Сергей Есинин в браке с Зинаидой Райх?

2. Как повлияла революция 1918 года на творчество Есенина? Какие произведения были написаны им в это время?

Учебные вопросы:

1. Когда родился Сергей Есенин?

2) В какой деревне он родился?

3) Кем были у него родители?

5) Какое литературное течение возглавил С.А.Есенин?

6) Какое прозвище получил С. А. Есенин в писательских кругах?

7) Назовите тему, ставшую основной в творчестве С. А. Есенина.

Структура проекта

План проекта

Этап I. (1-й урок) 1.Вводный урок. Презентация проекта (вводная презентация учителя). 2.Обсуждение основополагающего вопроса и формулировка проблемных вопросов (мозговой штурм). 3.Формирование групп и выбор темы исследования.

Этап II. (3 недели, 2 раза в неделю по 15-20 минут на уроках, самостоятельная работа дома)

1.Совместное планирование проекта: цели, график работы, определение системы оценивания работ. 2.Планирование деятельности каждой группы и каждого участника группы. 3.Анализ имеющейся информации. Сбор и изучение информации (поиск информации в Интернет, и других источниках). 4.Выполнение плана работы (самостоятельная работа в группах). 5.Консультирование и наблюдение за деятельностью учащихся. 6.Промежуточное оценивание работы участниками группы с учетом самооценивания. 7.Подготовка отчета о работе и оформление результатов работы в виде презентации. 8.Предварительное оценивание работы всей группы 9.Итоговое оценивание работы каждого учащегося в группе.

Этап III. (2 недели, 2 раза в неделю по 15-20 минут на уроках, самостоятельная работа дома)

1.Предварительная оценка продукта деятельности. 2.Презентация проекта на итоговом классном часе. 3.Оценивание результатов работы над проектом руководителем проекта и школьным психологом.

Этап IV. (2 урока)

1.Анализ результатов выполнения проекта. 2.Рефлексия.

Публикация учителя


Цели и задачи проекта Цель проекта: Изучить биографию поэта Сергея Есенина Проанализировать произведения Сергея Есенина, в которых используются образы животных. Подготовить презентацию проекта. Почему я выбрала эту тему Я выбрала для своей работы именно эту тему, так как мне нравится поэзия С. Есенина. А еще я очень люблю животных. Когда я в первый раз прочитала стихотворения « Песнь о собаке, Корова и Собаке Качалова », меня они просто поразили. Я как будто увидела своими глазами и старую корову, и эту несчастную, потерявшую щенков собаку, и Джима, подающего лапу. Мне захотелось еще найти и прочитать стихотворения, написанные Есениным, где бы говорилось о животных. Я нашла очень много литературы и о поэте, и о его творчестве и подготовила эту работу.


КАЧАЛОВ И ДЖИМ Дай, Джим, на счастье лапу мне, Такую лапу не видал я сроду. Давай с тобой полаем при луне На тихую, бесшумную погоду. Дай, Джим, на счастье лапу мне год


В поэзии Сергея Есенина присутствует мотив " кровного родства " с животным миром, он называет их " братьями меньшими ". Счастлив тем, что целовал я женщин, Мял цветы, валялся на траве И зверье, как братьев наших меньших, Никогда не бил по голове г.


Из 339 проанализированных стихотворения - в 123 упоминаются животные, птицы, рыбы, насекомые. Чаще всего – кони, коровы, собаки и кошки Из 339 проанализированных стихотворения - в 123 упоминаются животные, птицы, рыбы, насекомые. Чаще всего – кони, коровы, собаки и кошки


Покосившая избенка, Плач овцы, и вдали на ветру Машет тощим хвостом лошаденка, Заглядевшись в неласковый пруд г. Покосившая избенка, Плач овцы, и вдали на ветру Машет тощим хвостом лошаденка, Заглядевшись в неласковый пруд г.


Дряхлая, выпали зубы, Свиток годов на рогах. Бил её выгонщик грубый На перегонных полях. Сердце не ласково к шуму, Мыши скребут в уголке. Думает грустную думу О белоногом телке. Не дали матери сына, Первая радость не прок. И на колу под осиной Шкуру трепал ветерок. Скоро на гречневом свее, С той же сыновней судьбой, Свяжут ей петлю на шее И поведут на убой. Жалобно, грустно и тоще В землю вопьются рога … Снится ей белая роща И травяные луга г.


Если обратимся к тем произведениям, в которых встречается образ собаки, то например, в стихотворении "Песнь о собаке" (1915 г.) святое чувство материнства, свойственно собаке в такой же степени, как и женщине–матери. Животное переживает о гибели своих детенышей, которых "хозяин хмурый" утопил в проруби.



Символы, которыми наделяются животные, очень широко распространены в фольклорном и классическом поэтическом творчестве. У каждого поэта имеется своя символика. Есенин использует народные поверья о животных, но в то же время многие образы животных им переосмысливаются и получают новую значимость.




Снова выплыли годы из мрака И шумят, как ромашковый луг. Мне припомнилась нынче собака, Что была моей юности друг. Нынче юность моя отшумела, Как подгнивший под окнами клен, Но припомнил я девушку в белом, Для которой был пес почтальон. Не у всякого есть свой близкий, Но она мне как песня была, Потому что мои записки Из ошейника пса не брала. Никогда она их не читала, И мой почерк ей был незнаком, Но о чем - то подолгу мечтала У калины за желтым прудом. Я страдал... Я хотел ответа... Не дождался... уехал... И вот Через годы... известным поэтом Снова здесь, у родимых ворот. Та собака давно околела, Но в ту ж масть, что с отливом в синь, С лаем ливисто ошалелым Меня встрел молодой ее сын. Мать честная! И как же схожи! Снова выплыла боль души. С этой болью я будто моложе, И хоть снова записки пиши. Рад послушать я песню былую, Но не лай ты! Не лай! Не лай! Хочешь, пес, я тебя поцелую За пробуженный в сердце май? Поцелую, прижмусь к тебе телом И, как друга, введу тебя в дом... Да, мне нравилась девушка в белом, Но теперь я люблю в голубом г.




Вот оно, глупое счастье С белыми окнами в сад! По пруду лебедем красным Плавает тихий закат г. Вот оно, глупое счастье С белыми окнами в сад! По пруду лебедем красным Плавает тихий закат г.


Рассмотрев образы животных в поэзии С. Есенина, можно сделать вывод о том, что поэт по-разному решает проблему использования образов животных в своих произведениях. В одном случае он обращается к ним для того, чтобы показать с их помощью какие-то исторические события, личные душевные переживания. В других для того, чтобы точнее, глубже передать красоту природы, родного края. Рассмотрев образы животных в поэзии С. Есенина, можно сделать вывод о том, что поэт по-разному решает проблему использования образов животных в своих произведениях. В одном случае он обращается к ним для того, чтобы показать с их помощью какие-то исторические события, личные душевные переживания. В других для того, чтобы точнее, глубже передать красоту природы, родного края.


1. С. Есенин Стихи, поэмы, повести, рассказы 2008, « Эксмо ». 2. С. Зинин Неизвестный Есенин 2010 « Алгоритм – Издат ». 3. С. М. Городецкий Сергей Есенин – сердце русского народа Н. Молева Кумиры « Астрель, Олимп » 5. Сборник Неизвестные воспоминания о С. Есенине 2001, « Русский журнал » 6. Сергей Есенин Русская душа 7. Интернет

  1. 1. »
  2. <..." target="_blank"> 2.
    • Проект подготовили уч-ся 11 класса:
    • Изотова Ирина и Скрипкина Юлия
    Тема Родины в лирике Сергея Есенина
  3. Тема Родины актуальна во все врем..." target="_blank"> 3. Актуализация темы
    • Тема Родины актуальна во все времена
    • Тема Родины нашла отражение в творчестве многих поэтов и писателей 18-19 веков
  4. Отметить ведущее место темы «Родина» в творчес..." target="_blank"> 4. Цель
    • Отметить ведущее место темы «Родина» в творчестве С.А.Есенина
  5. 5. Задачи
    • Исследовать творчество С.Есенина
    • Отметить особенности изображения природы в стихотворениях
    • Выяснить, какое место тема Родины занимает в лирике Есенина
  6. « Тебе одной плету венок,
    • Цветами..." target="_blank"> 6.
      • « Тебе одной плету венок,
      • Цветами сыплю стёжку серую.
      • О, Русь, покойный уголок,
      • Тебя люблю, тебе и верую»
      • С.Есенин
    • 7. Тема Родины в лирике Есенина Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное – русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моём творчестве». С. Есенин
    • 8. Народные истоки Пейзажная лирика Философские размышления о судьбе Родины
    • 9. С. Есенин родился и вырос в Рязанской губернии, в селе Константиново, в крестьянской семье
      • «Я рос в атмосфере
      • народной поэзии»,-
      • вспоминает он. Поэтическая
      • речь Есенина развивалась
      • в духе народных традиций.
    • Мир народной жизни во всех её проявлениях открывает..." target="_blank"> 10.
      • Мир народной жизни во всех её проявлениях открывается нам, когда мы читаем Есенина. И благодаря поэту мы словно погружаемся в чудесное состояние праздника.
      • Чуткая, восприимчивая душа откликалась на всё, что окружало, наполняясь тихой песней, веками создаваемой народом, песней, в которой русский человек привык высказывать свою радость и печаль, которая была и его познанием, и его слиянием с ним. Потому становится есенинская лирика песней, что рождена народной фольклорной традицией, одухотворявшей природу, наделявшей её человеческими чертами, человеческими тревогами и болями, надеждами и радостями
      Народные истоки
    • 11. Фольклор как основа художественной картины мира в поэзии С. Есенина. Основы поэтики Есенина – народные, в ней намного сильнее влияние традиционного русского фольклора. Родился я с песнями в травном одеяле. Зори меня вешние в радугу свивали. Вырос я до зрелости, внук купальской ночи, Сутемень колдовная счастье мне пророчит. Сердце-вещун, мать –голубица, сокол-ветер, берёзка-невеста, месяц-ягнёнок, девица-вьюга – вот далеко не полный перечень излюбленных тропов поэта, попавших к нему из лаборатории народного творчества
    • 12. Природа в лирике С.Есенина Сыплет черемуха снегом, Зелень в цвету и росе. В поле, склоняясь к побегам, Ходят грачи в полосе. Никнут шелковые травы, Пахнет смолистой сосной. Ой вы, луга и дубравы, - Я одурманен весной. Все богатство словесной живописи у Есенина подчинено цели - дать читателю почувствовать красоту и животворящую силу природы:
    • олиц..." target="_blank"> 13. Пейзажная лирика Особенности пейзажной лирики
      • олицетворение
      • цветопись
      • звукопись
    • 14. Особенности изображения природы в поэзии Есенина Строй сравнений, образов, метафор, всех словесных средств взят из крестьянской жизни, родной и понятной. Тянусь к теплу, вдыхаю мягкость хлеба И с хрустом мысленно кусаю огурцы, За ровной гладью вздрогнувшее небо Выводит облако из стойла под уздцы. Здесь даже мельница - бревенчатая птица С крылом единственным - стоит, глаза смежив.
    • 15. Использование цветописи в лирике Есенина В стихах Есенина разнообразны оттенки красного цвета: розовый, алый, малиновый, багряный; оттенки жёлтого часто приобретают «металлическое» звучание: золотой, медный; много зелёного цвета, синего и голубого. Есть и белый, и чёрный, и серый цвета, но в целом стихи Есенина окрашены в чистые, ясные, то нежные, то яркие цвета и оттенки « Красный костёр окровил таганы/ В хворосте белые веки луны… Оловом светится лужная голь…/Грустная песня, ты- русская боль.»(« Чёрная, потом пропахшая выть!») «Задремали звёзды золотые / Задрожало зеркало затона/ Брезжит свет на заводи речные/ И румянит сетку небосклона» («С добрым утром!»)
    • 16. Любимые цвета поэта - синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности просторов России… Природа у Есенина - не застывший пейзажный фон: она живет, действует, горячо реагирует на судьбы людей, события истории. Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком.
    • 17. Природа в его стихах, как и в народном творчестве, чувствует по-человечески, а человек ощущает себя деревом, травой, рекой, лугом. Я покинул родимый дом, Голубую оставил Русь. В три звезды березняк над прудом Теплит матери старой грусть. Я не скоро, не скоро вернусь! Долго петь и звенеть пурге. Стережет голубую Русь Старый клен на одной ноге.
    • 18. Использование звукописи в пейзажной лирике Звуковое изображение часто встречается в стихах Есенина: «Звонкой позолотой взвенивает лес»; «Поёт зима, аукает,/ Мохнатый лес баюкает/ Стозвоном сосняка»; «Я хотел бы затеряться /В зеленях твоих стозвонных ». В поэзии Есенина есть и тихие звуки: «шелест тростника», «тягучий вздох», «нежно охает ячменная солома», и свист, и гудение, и крик, и песня, и множество других звуковых образов
    • 19. Философская лирика Особенности философской лирики Душевное состояние лирического героя исповедальность глубокий смысл Особенности философской лирики Душевное состояние лирического героя исповедальность глубокий смысл
    • 20. Лирика последних лет жизни 1924-1925 годы отмечены удивительной творческой активностью С. Есенина, которая подтверждала готовность жить и творить, хотя жизнь порой ставила почти в безвыходное положение. Поэт остро чувствует и переживает тяжёлое для народа и Родины время, поэтому стихи, написанные в этот период, отличаются глубоким философским смыслом
    • 22. Философские размышления о судьбе Родины Начинается период возрождения поэта. С. Есенин с ужасом увидел, что Родина, которой он посвятил свое творчество, в нем теперь не нуждается, что он остался в стороне от жизни народа, сам от него отгородился, стал ему «чужим».
    • Чуть ли не ка..." target="_blank"> 23. Исповедальность лирики последних лет
      • Чуть ли не каждое стихотворение, написанное поэтом в последние годы, явно или подспудно свидетельствует о том, что развязка его судьбы близка. В том числе и маленький шедевр «Отговорила роща золотая...»
      • (1924 г.), где пронзительно
      • звучат характерные для всего
      • творчества Есенина мотивы
      • странничества, кратковременности
      • пребывания человека на земле…
    • 24. Стихи С.А.Есенина, проникнутые беззаветной любовью к Родине и природе, - образец для подражания современному поколению.
    • 25. Заключение «Есенин – это вечное, как это озеро, как это небо». Н.С.Тихонов

Творческий проект «В СТРАНЕ БЕРЕЗОВОГО СИТЦА»

Проблема: художественное своеобразие творчества С.А.Есенина
Мотивация» знание истоков рязанской культуры, влияние поэзии на разные сферы искусства.
Социум : дети старшего дошкольного возраста, музыкальный руководитель, воспитатель группы № 11 «Пчелки» Роднова Г.Н.
Продолжительность : долгосрочный (в течении года).
Цель: развивать у детей творческие познавательные способности в процессе социально моделируемой деятельности.
Задачи:
1.Развивать активную деятельность детей и взрослых:
- способность к определению задач на основе поставленной цели (проблемы)
- умение планировать свои действия, аргументируя выбор
2.Развивать у детей способность к созданию выразительного художественного образа посредством словотворчества, музыкальной, изобразительной деятельности, дизайна.
3. Совершенствовать уровень накопленных знаний:
- побуждать детей к словотворчеству, опираясь на творчество поэта
- продолжать формировать способность соотносить выразительность поэтического образа с характерными особенностями народа Рязанского края, дополняя его соответствующими деталями, элементами, ассоциациями (театр, музыка, живопись)
- побуждать детей к передаче в создаваемых образах душевного настроения и особенностей, свойственных мастерству слова С.А.Есенина.
4. Развивать художественный вкус
5. Развивать коммуникативные навыки при объединении детей в творческие группы
Продукты деятельности: создание программно-методического обеспечения, разработка цикла занятий, экскурсий, оформление наглядно-действенного материала (сценарий праздника, «Галерея» творчества детей и родителей).
Распределение деятельности детей и взрослых по этапам проекта
«В стране березового ситца»
Этап 1.
Деятельность педагога:
1. Формулирует проблему – проанализировать влияние творчества С.А.Есенина на различные вилы искусства.
2. Вводит в мир поэзии, музыки, живописи.
3. Формирует задачи – выбрать полюбившееся стихотворение, выразить свои чувства в музыке, рисунке.
Деятельность детей:
1. Входят в проблему: рассматривают иллюстрации, слушают стихи и музыку.
2. Вживаются в проблему: становятся активными действенными участниками изучения творчества поэта.
Этап 2.
Деятельность педагога:
1. Подводит к решению задач
2. Планирует деятельность (найти решение задачи путем экспериментирования, воплотить найденное решение в предметной деятельности)
3. Организует деятельность
Деятельность детей:
1. Принятие задачи – участие в занятиях, конкурсах, викторинах, сбор практического материала.
Этап 3.
Деятельность педагога:
1. Организует работу над проектом – поэтапно направляет на поиск решений, экспериментирование, воплощение найденного решения в предметной деятельности.
2. Активизирует инициативу
3. Реализует ситуацию на равных партнерских отношениях.
Деятельность детей:
1. Самостоятельно ищут решения задач, опираясь на опят взрослого
2. Издательская деятельность (книжки со стихами, альбомы)
Этап 4.
Деятельность педагога:
1. Организует презентации выставок, книг, альбомов, концертов, конкурсов, театральных вечеров.
Деятельность детей:
1. Проживают заключительный этап в празднике.
Ожидаемые результаты.
Ближнесрочные.
1. Создание творческой группы
2. Составление плана работы
3. Разработка этапов совместной деятельности детей и взрослых, составление конспектов занятий, сценариев развлечений, экскурсий, заключительного праздника
Среднесрочные.
1. Деловые игры с детьми и взрослыми.
2. Иллюстрированной составление фактов, документов, событий.
3. Соревнования, литературные конкурсы и викторины, экскурсии.
4. Защита на педагогическом совете.
Дальнесрочные.
1. Спектакль, театрализация.
2. Пресс-конференция – отчет творческой «экспедиции».
3. Реклама.
4. Обобщение опыта работы в режиме совместной проектной деятельности детей и взрослых.

Организация образовательного процесса.

Цель: расширять и обогащать знания детей о жизни С.А.Есенина, его поэзии. Воспитывать любовь и уважение к памяти нашего земляка.
Образовательный процесс складывается из следующих составляющих:
- индивидуальные, подгрупповые, групповые беседы,
- целевые прогулки (памятник С.А.Есенину, улица имени С.А.Есенина, концертный зал имени С.А.Есенина, педагогический университет имени С.А.Есенина, библиотека имени С.А.Есенина),
- экскурсия в село Константиново (посещение мемориально-музейного комплекса),
- развлечения (поэтические, музыкальные).
Материалы и пособия:
1. Поэтические сборники С.А.Есенина
2. Фотоальбомы «В том краю, где желтая крапива…», «Голубая да веселая страна…», «Ты запой мне эту песню…»
3. Панорамы «О Русь, взмахни крылами…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»
4. Выставки «Звени, Есенинская Русь», « Отговорила роща золотая…»
5. Вернисажи «Край ты мой заброшенный…», «Несказанное, синее, нежное…»
6. Наборы открыток
7. Подборка фонотеки
Задачи и содержание совместной деятельности взрослых с детьми.
Цель: через театрализованную,музыкальную и изобразительную деятельность знакомить детей с творчеством С.А.Есенина.
Древо целей проекта «Страна березового ситца»
ХОЧУ – показать необходимость выбора проблемы и оптимального уровня готовности детей и взрослых, показать значимость, ценность идеи развития, способствовать ее принятию.
МОГУ – моральное и материальное стимулирование, возможность самовыразиться.
ДЕЛАЮ – занятия, целевые прогулки, экскурсии, выставки,мастерские, вечера, развлечения, конкурсы, праздники.
ПОЛУЧАЮ – достижение высокого уровня психологической готовности, сформирование знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности.
Театрализованная деятельность.
Цель: - расширить информацию детей о жизни и творчестве С.А,Есенина, развивать навыки анализа текста, умение детей работать над поэтическим словом, создавать положительный эмоциональный настрой от встречи с поэтическими произведениями с.А.Есенина.

1. Знакомство с жизнью и творчеством С.Есенина
- рассказ о жизни и творчестве С.Есенина, село Константиново в творчестве С.Есенина, природа Рязанского края и стихи С.Есенина.
2. Стихи С.Есенина
- стихи о природе, стихи о матери, стихи о России.
3. Праздники, развлечения
- литературная викторина «Край ты мой задумчивый и нежный»
- вечер поэзии «Несказанное, синее, нежное…»
- музыкально-литературный праздник «Звени, звени Есенинская Русь…»
Музыкальная деятельность.
Цели: закрепить знания о поэте-земляке С.Есенине как о поэте-песеннике, побуждать к активному восприятию последующему исполнению песенного репертуара,дать детям понятие о том, какое большое богатство для русского творчества имеет есенинская песня, создавать положительный эмоциональный настрой от встречи с поэзией С.Есенина, положенной на музыку.
Принципы работы:
-максимальное вовлечение детей в музыкальную творческую деятельность
- основа эмоционального настроя – «занимательность»
- развитие коммуникативного поведения (дети-взрослые)
- дифференциация детей по склонностям и способностям
- творческое отношение музыкального руководителя к проведению занятий, развлечений и праздников
- тематический подход.
Репертуар песен на слова С.Есенина:
«Белая береза», «Клен ты мой опавший», «Закружилась листва золотая…», «Письмо матери», «Ой, купало…», «Отговорила роща золотая», «Не жалею, не зову, не плачу…»
Репертуар песен о С.Есенине:
«В селе Константиново», «Рязанская песня»
Развлечение:
Концерт-беседа «Я не знаю родины краше…»
Итоговый музыкально-литературный праздник:
«Звени,звени Есенинская Русь…»
Изобразительная деятельность.
Цели: продолжать знакомить детей с одним из жанров изобразительного искусства – пейзажем,учить при рассматривании выделять средства выразительности,колорит,композицию,чувствовать настроение,переданное поэтом в стихотворении, формировать умение изображать пейзажи, отображающие разную погоду и времена года, отрабатывать умение использовать несколько цветов акварельных красок при изображении вечернего или утреннего неба путем разлива и вливания красок другого цвета.

gastroguru © 2017