Творческий прорыв. «Арте повера. Творческий прорыв». Путеводитель по выставке в Государственном Эрмитаже. Критические точки Судьбы

В залах Зимнего дворца до 16 августа 2018 года показывают итальянское «бедное искусство». Возникшему на рубеже 1960–1970-х годов движению удалось радикально обновить эстетические представления и художественную практику того времени. О том, как за 50 лет арте повера превратилось в один из брендов Италии ХХ века и смогло стать вровень с драгоценностями Эрмитажа, рассказывает Павел Герасименко.

Лучо Фонтана. Пространственная концепция: ожидание. 1964. Холст, краска на водной основе. Галерея современного искусства GAM, Турин. Courtesy Fondazione Torino Musei. Фото: © Studio fotografico Gonella

Выставка, названная «Арте повера. Творческий прорыв», отмечает юбилей художественного движения, возникшего на рубеже 1967 и 1968 годов. Эрмитаж впервые показывает «бедное искусство», превратившееся за 50 лет в один из художественных брендов Италии ХХ века. Большинство экспонатов происходят из богатейшего собрания арте повера в замке Риволи близ Турина. Они заняли залы на третьем этаже Зимнего дворца — обе анфилады, надворную, прежде отданную немецкой живописи XIX века, и парадную, где не так давно размещались импрессионисты и постимпрессионисты. После переезда эрмитажной части коллекций Щукина и Морозова в Главный штаб прошло всего несколько лет, но уже не всякий вспомнит, где висели конкретные работы. Кураторы выставки — Дмитрий Озерков и Анастасия Чаладзе из Эрмитажа и прославленная Каролин Христов-Бакарджиев, хранитель коллекции Кастелло ди Риволи, — конечно, не имели в виду соответствия между прежним и нынешним наполнением залов. Но все же память места причудливо сохраняется в музее: по историческим меркам совсем недавно зрители кубистических работ Пикассо возмущались «Разве это искусство?» — теперь то же самое будет происходить перед объектами Янниса Кунеллиса или Марио Мерца. В статье Дмитрия Озеркова в каталоге подмечена схожесть пространства в Эрмитаже с Бернским кунстхалле, где на выставке Харальда Зеемана «Когда отношения становятся формой» в 1969 году произошло мировое признание арте повера. Возможно, в 70-х годах прошлого века осталась не только экспозиционная архитектура классического музея, находящегося во дворце, но и отечественные понятия об истории искусства. Между тем, в ХХ веке у итальянской и российской жизни было много общего: только в бедной и по преимуществу аграрной стране способны в такой степени поэтизировать машину и технику, как это делали итальянские и русские футуристы. В арте повера, как и в русском футуризме, отчетливо различимо почвенническое начало. Его мощное влияние на мировое искусство последних 50 лет продолжает возрастать — так, по итальянскому примеру с успехом было концептуализировано и «Русское бедное», что подтверждается аукционными ценами на художников «бедного искусства».

Фрагмент экспозиции «Арте повера. Творческий прорыв» с работой Марио Мерца «Иглу с деревом» (1968-1969). Фото: Павел Герасименко

Арте повера стало известно благодаря критику и куратору Джермано Челанту. В конце 1967 года состоялась групповая выставка в генуэзской галерее La Bertesca, положившая начало новому художественному движению. Искусство арте повера зародилось на севере страны — грубые и бедные, «нехудожественные» материалы, которые использовали художники, напрямую были связаны со здешней историей и ландшафтом и соответствовали крестьянской суровости уклада этих мест. Новое искусство стало реакцией на модную идеологию и художественную практику поп-арта. Челант смог придать ему интернациональное значение в вышедшей в том же году статье «Арте повера: заметки к партизанской войне».

В двадцати с лишним залах Эрмитажа представлены всего 16 художников. Выставка, помимо монографического разделения авторов по залам, не имеет четкой структуры, поэтому стоит остановиться как на самых зрелищных работах, так и на их противоположности — принципиально незрелищных произведениях. Впрочем, и те и другие поставят в тупик отечественного зрителя. Кураторы сделали ставку на минимализм экспозиции: в каждом зале демонстрируется не больше трех-четырех вещей, и благодаря дистанции между ними небольшие помещения с низким потолком становятся зрительно просторнее.

Открывает выставку «Ненависть» Джильберто Дзорио, выглядящая как подвешенный примерно в метре от пола на канатах металлический брусок. В 1969 году художник молотком вколотил в кусок свинца веревку, образовав из ее изгибов слово «odio», то есть ненависть. Материальная весомость и грубость этого объекта сразу заявляет основные образы всей выставки.

Джильберто Дзорио. Ненависть. 1969. Свинец, веревка.
Частное собрание, Турин. Фото: Antonio Maniscalco

Предшественники арте повера — Лучо Фонтана, Альберто Бурри и Пьеро Мандзони — показаны в первых залах. Если работами Бурри и Фонтаны завершалась выставка итальянского искусства «Футуризм. Новеченто. Абстракция» в Эрмитаже в 2005 году, то Мандзони в музее представлен впервые, и не знаменитым Merda d"Artista, а одним из «Ахромов» — полотен с поверхностью, пропитанной белой глиной. И Фонтана, и Мандзони были скульпторами по образованию, поэтому вводная часть задает еще одну из концептуальных составляющих всей выставки — скульптурность как важное качество арте повера. Другое важное свойство — процессуальность этого искусства — показывает «Без названия (оммаж Фонтане)» Пьера Паоло Кальцолари. В этой работе 1989 года, как и в других вещах Кальцолари, выразительным средством становится иней, производимый на поверхности свинца охладительными элементами, поэтому такое произведение все время изменяется.

За следующий концепт — несбыточность, которую Джермано Челант назвал одной из черт нового движения, — отвечает «Интернационал» в работе Джильберто Дзорио. Мелодия пролетарского гимна, сыгранная художником на карильоне в 1975 году в рамках перформанса и повторенная для записи в 2015 году, звучит в переходе под сводами Александровского зала Зимнего дворца. В этой аудиоинсталляции эфемерность звука объединена с революционной утопией. В соседнем зале представлены четыре работы Дзорио, в том числе инсталляция 1967 года «Розовое — голубое — розовое», которая теперь выглядит предвестием сайнс-арта. В ней хлорид кобальта в зависимости от влажности воздуха меняет цвет от розового к голубому. Сравнивая Дзорио с современным алхимиком, Христов-Бакарджиев пишет: «Химические реакции в материалах аналогичны химическим и энергетическим процессам в мозге, и, следовательно, результатам психической работы в целом».

Фрагмент экспозиции «Арте повера. Творческий прорыв» с работами Джильберто Дзорио. Фото: Государственный Эрмитаж

Всю выставку итальянский куратор посвятила памяти Янниса Кунеллиса. Два зала, отданные произведениям скончавшегося в 2017 году художника, конечно, не могут сравниться по масштабу с инсталляциями, сделанными классиком арте повера в Москве и Нижнем Новгороде, или с показанными в Перми оперными постановками с его сценографией, но все же дают представление о методах работы. В экспозиции есть и ранняя живопись — «Z-3» 1961 года, и объекты, демонстрирующие красоту и свойства материалов в их первоначальной вещественности, — это две работы конца 1960-х «Без названия», одна с каменным углем, другая с шерстью. Отдельный зал занимает инсталляция 1997 года из подвешенных в ряд к покрытому ржавчиной рельсу черных пальто — ее эмоциональный эффект тоже возникает из соприкосновения фактур и разницы материалов.

Джузеппе Пеноне со своими работами занимает зал, из окон которого видна его скульптура из большого цикла «Идеи из камня» под названием «1372 кг света», установленная в большом дворе Эрмитажа за месяц до начала выставки. Работы Пеноне сейчас отлично функционируют в качестве паблик-арта или в интерьере, что подтверждает инсталляция «Шкатулка», выполненная в 2007 году. Древесная кора покрыта кожей, а бронзовая отливка ствола позолочена изнутри. Такой же декоративностью обладают и вещи Алигьеро Боэтти. За прошедшие годы искусство арте повера превратилось в набор формальных приемов. Многие художники как тиражировали свои пластические находки в отдельных работах, так и повторяли произведения в нескольких экземплярах, хотя в собрании Кастелло ди Риволи находятся первичные или самые значительные варианты.

Джузеппе Пеноне. Идеи из камня — 1372 кг света. 2018.
Фото: Государственный Эрмитаж

Некоторые работы создавались художниками как принципиально конечные — таков, например, «Неон в цементе» Джованни Ансельмо, в котором неоновая трубка должна заменяться на новую, когда она перестает излучать свет. «Пол (Тавтология)» Лучано Фабро представляет собой покрытый газетами квадрат пола. По традиции так в Италии поступали со свежевымытым полом, но отечественный зритель прежде всего заметит на паркете свежую российскую прессу. Его же «Вешалки для белья (Из Неаполя)» 1976-1977 годов перебрасывают мостик от арте повера к еще одному пост-минималистскому направлению — оп-арту. Пять ярких объектов совмещают эфемерные и прочные, легкие и тяжелые материалы — бронзовые отливки покрыты тканью и выкрашены акриловыми красками.

«Венера тряпичная» Микеланджело Пистолетто, вместе с тремя другими его работами занимающая зал, где раньше висели знаменитые панно Матисса, — пожалуй, самая известная вещь художника. Она существует в нескольких отличающихся версиях, среди которых есть даже перформативная — в 1980 году в Сан-Франциско место скульптуры занимала живая модель. В Эрмитаже представлена одна из трех работ, сделанная в числе первых в 1967 году. Все «Венеры» несколько отличаются в размерах, поэтому интересно размышлять, что будет, если куча одежды станет другого оттенка или вырастет в размерах так же, как увеличилось за годы производство вещей? Критика общества потребления, со временем вышедшая в этой работе на первый план, не была основной идеей художника. Как и других мастеров арте повера, Пистолетто больше занимал пластический и смысловой контраст сопоставления каменной статуи с ворохом тканей. Подобные пластические возможности гор разноцветной одежды затем использовал Кристиан Болтански в своей инсталляции 2010 года Personnes в Гран Пале.

Фрагмент экспозиции «Арте повера. Творческий прорыв» с работами Микеланджело Пистолетто. Фото: Государственный Эрмитаж

Так же, как и «Венера тряпичная», знаменито «Иглу с деревом» Марио Мерца. Эта работа (тоже существующая в нескольких авторских копиях) способна изменить любое пространство, в котором экспонируется, и эрмитажный зал с окнами на Дворцовую площадь не стал исключением. Внешне непрочная конструкция из стекла обладает одновременно и зрительной легкостью, и определенностью. Ее неокончательность с годами превращается в монументальность особого рода, способную противостоять меняющемуся времени так же, как противостоят природе реальные эскимосские жилища.

Кодой всей выставки становится работа Марисы Мерц 1997 года «Без названия» — небольшой фонтанчик над скрипкой из парафина в свинцовой ванночке, неожиданно встающий в ряд с дворцовыми фонтанами. В воде, которая тихо льется из центра восковой скрипки, выражено то постоянство слабой силы, которое помогло арте повера победить в исторической перспективе, став вровень с драгоценностями Эрмитажа.

Большинство взрослых людей значительную часть жизни живут на "автомате", выполняя привычные дела по алгоритмам и шаблонам, заложенным когда-то...

Чаще всего наши мысли движутся в одном и том же направлении. И хотя такое положение вещей является для нас привычным, оно заслуживает критики - мы должны понять, насколько сильно ограничиваем себя, размышляя привычным образом. Ведь существует огромное множество других способов мышления и выражения наших мыслей и чувств.

В суете повседневных забот совсем не остается времени, чтобы остановиться и

  • Осознать момент "Здесь и сейчас"
  • Вдруг повернуть привычные действия в другом направлении или посмотреть на ситуацию под необычным углом...
  • Почувствовать внутреннюю свободу и разрешить себе делать то, что хочется
  • Придумать и сделать что-нибудь такое! И еще вот этакое:)
  • Расширить рамки и открыться творческому потоку...

В ШКОЛЕ нас учили действовать по образцу. Большинство оценок, из которых складывается школьная успешность, выставляется за решение заданий с заранее известным правильным ответом.

В УНИВЕРСИТЕТЕ нас учат действовать по образцу. Многим наукам несколько сотен лет, поэтому годы требуются на то, чтобы мы изучили всё, что уже известно и вошли «в русло». Безусловно, есть исследовательская деятельность и хорошо если она занимает ведущую роль. Но чаще всего диплом о высшем образовании не связывается с умением находить что-то новое.

НА ДОЛЖНОСТЯХ В КОРПОРАЦИЯХ нас учат действовать по образцу. Большинство служащих вынуждено встраиваться в действующие правила и политики.

Поэтому, когда мы приходим к необходимости «предложить свежий взгляд», «придумать что-то новое и оригинальное», к примеру, сделать игрушку для ребенка "из ничего", мы по привычке начинаем искать аналоги, подбираем готовые решения, стремимся отыскать образец, надеемся получить шаблон , который бы гарантировал нам успех.

А что, если попробовать по-другому?

Взять ответственность за свое "Творческое Я".

Поверить в то, что вы можете искать и находить новые интересные идеи и воплощать их в жизнь! И даже, если не воплощать - то просто получать радость от озарений...

  • Творчество – это внутренняя свобода, которая составляет основу личности. Без этой свободы невозможно осознанно двигаться по жизни.
  • Творчество даёт свободу не только мыслей, но и действий.
  • Творчество даёт возможности для самовыражения.
  • Погружаясь в творчество, мы отодвигаем своего «внутреннего критика», который порой очень мешает просто жить и наслаждаться жизнью.
  • Творчество – это то главное, что поднимает любое рутинное занятие до высот искусства.
  • Творчество даёт радость от воплощения собственных идей.
  • Творчество даёт избавление от скованности и неуверенности.
  • Творческий подход даёт конкурентное преимущество в очень многих профессиях.
  • Творчество стирает границы – как между государствами, так и между людьми.

Готовы сделать творчество частью своей жизни?

Приглашаем на онлайн-марафон


  • найти в себе творчество, которое пока где-то спит или появляется не часто;
  • развить в себе новые творческие способности и научиться по-новому использовать старые;
  • открыть в себе возможность по-новому смотреть на старые вещи;
  • вспомнить о себе свободной, добавить красок в жизнь, приподняться над рутиной;
  • провести 4 недели в компании единомышленников, зарядиться вдохновением;
  • творить без долгих исканий и терзаний;
  • наполнить творчеством всю свою жизнь!

Помимо этих блоков каждый из участников возьмет на 28 дней марафона 1-2 творческие привычки, и ежедневно буделать делать что-то, что поможет эти привычки сформировать и сделать частью обычной жизни.

Оля Брусянина

Педагог-психолог;

Увлеченная мама почти 4-летнего сына;

Не представляет своей жизни без новых идей и их воплощения, постоянно развивает своё творческое мышление во всех его проявлениях.

Наталья Буракова

Педагог-психолог высшей категории, победительница регионального конкурса "Воспитатель года - 2014";

Более 15 лет консультирует детей и взрослых;

Творческая мама троих детей.

  • Марафон будет продить в закрытой группе ВКонтакте.
  • 24 ноября состоится открытый вебинар марафона "Творческий прорыв" , где мы расскажем обо всех организационных моментах, а также начнем выполнять упражнения.
  • По понедельникам, средам и пятницам будут выкладываться новые материалы и задания, вы будете проходить их и отчитываться в группе.
  • На выполнение каждого задания вам потребуется около 30 минут в день.
  • По воскресеньям среди всех, кто отчитался по всем заданиям, мы будем проводить розыгрыши подарков:)
  • Внимание! Тех, кто не напишет в течение недели ни одного отчета, мы будем исключать из группы. Вы будете получать материалы марафона на почту, но так уж они вам будут нужны?

Светлана Матвеева, г. Воронеж

За 28 дней мы смогли разобрать завалы, прокрасться за стопки лет к своему истинному - Творческому Я.

За все время марафона я реально чувствовала, как сгущается, уплотняется и в то же время делается нежнее, легче, мягче энергия вокруг меня. Появилась возможность увидеть мир с новой стороны. Той стороны, которая была нам доступна в лазурном краю детства. За 28 дней мы смогли разобрать завалы, прокрасться за стопки лет к своему истинному - Творческому Я. Теперь это Я уверенно смотрит на мир, рисуя, раскрашивая, сочиняя его на свой манер, зная, что результат - лишь мифическая иллюзия, главное - быть здесь и сейчас, творить и быть Творцом. А миры... Миры уже создаются, а мы, раскрытые здесь, просто их Творцы. Что-то будет, что-то будет!

Анна Усова, г. Вологда

Весь этот месяц Ольга и Наталья не давали нам скучать, да еще и раскрыть свои таланты! За этот месяц я узнала огромное количество информации, которую в силу блоков и комплексов вереотнее всего никогда бы и не узнала. Сказать что я этому рада, ничего не сказать. Я счстлива! Даже мой муж- критик всех моих начинаний, уже отстал и только наблюдал тихонечко в сторонке) А иногда даже восхищался тем, что у меня получалось. Уж этого от него я точно не ожидала)))Я наконец-то победила свою послеродовую непроходящую депрессию!!! Конечно ничего подобного в начале марафона я и не ожидала. Привычка видеть необычное в обычных вещах выработалась сама без особых усилий, над остальным работаю.

Марина Балина, г. Москва

Я искала и знала, что такой творческий щелчок внутри должен произойти и очень рада, что вот, старт положен.

Ольга и Наталья, спасибо вам за этот проект. Для меня он стал неожиданным по результатам. Во-первых, я сотворила то, что не ожидала от себя. Во-вторых, у меня и вправду случился "творческий прорыв" - какой-то незримый скачок во взляде на обычные предметы. Как-то по-простому все начало придумываться, особенно в играх и творческих занятиях с ребенком. Надо развивать это творческое начало в себе дальше, возможно оно сможет проявиться и в других видах деятельности. Я искала и знала, что такой творческий щелчок внутри должен произойти и очень рада, что вот, старт положен. Благодарю за идеи, за новые направления, которые еще предстоит освоить. Я имею ввиду и знакомство с новыми техниками и авторами идеи и направлений. Буду рада вместе со всеми продолжить их осваивать дальше. Спасибо всем за такое живое участие в проекте, очень здорово было!

Юлия Логвиненко, г. Санкт-Петербург

Я удостоверилась в том, что проблемы решаются только на другом уровне. Большое вам спасибо! Я удостоверилась в том, что проблемы решаются только на другом уровне. Бытовые проблемы разрешились на духовном. Очень помог внутренний ребенок разобраться со скрытыми потребностями. А все рисовальные процессы просто отключали мозг и давали глоток воздуха. Почувствовала свободу. Размышления о творчестве стали более философскими, с каплей волшебства, хочется писать об этом, завела тетрадку. Почувствовала состояние равновесия и теперь возвращаю себя туда все время. Я увлекаюсь ведической психологией и тема творческого прорыва очень туда вписывается. У меня часто главной причиной негативных чувств была именно творческая недостаточность, ограничения, которые ставила сама себе. Сейчас учусь выходить за "рамки", меняюсь и мир меняется тоже. Благодарю всех, кто шел рядом и, конечно, тех, кто вел вперед! СПАСИБО!!!

Ирина Кубанцева, г. Челябинск

Тренинг был направлен на развитие творчества. Я пошла, потому, что тема мне интересна. А копнулось так глубоко, что я и представить себе не могла.

Тренинг был ой-ой-ой! Для меня! Очень напряженный. Я бы сказала даже, тяжелый. И это хорошо. Я пока еще не перевоспиталась, поэтому если можно какое-то задание отложить, в угоду другим делам, не столь приятным для меня, но нужным для кого-то, то отложу... Поэтому жесткие сроки, отчеты - это супер!

А уж читать отчеты других участниц - это что-то. Вообще, первое время у меня начались комплексы - "А-а-а... У всех получается здорово! А у меня как всегда ерунда!". Но потом, успокоилась. Не ерунда у меня. А просто по-своему. Если бы все писатели писали похоже, художники похоже рисовали, а композиторы писали похожую музыку, то жизнь бы всё-равно казалась однообразной, лишенной чего-то. Так как творчество должно быть разным. Привычки взятые я не потянула. Зато вспомнила о старых - раньше ничегошеньки не могло от меня укрыться, я всё подмечала. И не только в детстве. А примерно до рождения младшенькой. Теперь всё бегу куда-то, погруженная в мысли ни о чём. И вдруг дочка что-то заметит. Я дерну её и бегу дальше. Она опять. А я опять. Она реветь. И меня как обухом по голове. А куда бегу. А зачем. И мы начинаем идти медленно. Всё разглядывать. Вспоминать, что изменилось (мне пока сложнее, а дочь помнит). Приметим что-нибудь, чтобы проверить на следующий день. Проверяем.

Еще я обратила внимания, что некогда активная левая рука стала пассивной. Теперь стараюсь её развивать.

Вообще всё оказалось значительно сложнее, чем я предполагала, и я "закисла". Вы мне напомнили, что многие истины, которым меня учили, в соответствии с которыми я живу, которым я учу своих детей - в принципе работают против меня (я это и раньше понимала, но как попрёшь против... а оказывается, можно и иначе). Совсем мне не пошло решение проблем. Вот где у меня глобальная проблема!!! Я вообще ничего не понимаю. Чуть позже проштудирую снова все материалы. Буду прорабатывать заново. Сказки я не оформила и не выложила, но, самое главное, я получила "пинок" и начала сочинять простенькие, но сказки. Дочка столько просила... Теперь и она сочиняет! Ура! И спасибо вам огромное.

Удивительно, тренинг был направлен на развитие творчества. Я пошла, потому, что тема мне интересна. А копнулось так глубоко, что я и представить себе не могла. И хорошо, что не могла - побоялась бы. А тут столкнулась лоб в лоб...

Девочки! Не хочу расставаться! Хочу в клуб!!!

4 недели погружения в творчество, овладения привычками и навыками творческого человека при поддержке двух педагогов-психологов и интернет-тренеров обойдутся по цене одного часа психологической консультации. Ну хорошо, полутора консультаций:)

Продажи остановлены

=======================================================

Вот, что необходимо сделать прямо сейчас

1. Нажмите кнопку "Заказать" (если вы хотите купить несколько продуктов, оформите каждый заказ отдельно)

2. Введите свои контактные данные в форме регистрации и нажмите "Заказать".

В настоящее время доступны следующие способы оплаты:

Я-деньги

WebMoney

QIWI-кошелек

На карту СБ (вы можете оплатить со своей карты или в любом отделении СБ России)

Системы денежных переводов "WesternUnion", "Migom", "Золотая Корона", "BLIZKO" - для этих переводов Вам понадобятся только паспорт и деньги.

PayPal

Если ни один из предложенных способов оплаты Вам не подходит, напишите нам на [email protected], и мы подберем альтернативные варианты оплаты, подходящие именно Вам.

4. После того, как Вы произведете оплату, на Ваш e-mail сразу поступит письмо с уведомлением об оплате и дальнейшими инструкциями.

Любые вопросы вы можете задать на [email protected]

До встречи на курсе!

P.S. Хотим мы этого или нет - весь современный мир, который нас окружает - результат творческого мышления множества людей. И в наших силах подарить этому миру и себе самому что-то новое и удивительное!

Копирование материалов запрещено. Все права защищены. 2014 г. Босиком по радуге.

Нам пришлось по душе и чистое море, и теплый воздух, и звездное небо. Идея собрать в этом заповедном месте учеников возникла в канун Нового года. Ведь подобные мероприятия надо планировать заранее. Тогда к нам пришло осознание того, что пора проводить выездные семинары.

Я сел за свой любимый кухонный стол, погрузился в медитацию и на листе бумаги написал названия семинаров: «Медитация и здоровье» и «Критические точки Судьбы». В середине февраля мы стали приглашать учеников в Крым на летнее обучение. Кто-то принял решение мгновенно и тут же купил билеты на самолет. Кто-то погрузился в длительные раздумья и принял окончательное решение уже в конце июля.

В феврале мы планировали творческий прорыв в будущее . Мы знали, что нам нужны новые формы проведения семинаров, которые откроют путь к новым знаниям и новым технологиям. Мы верили в то, что у нас все получится. Ученики из разных городов приняли наше предложение ехать учиться в Крым с энтузиазмом. Они рассматривали домики на сайте эко-курорта Морское , интересовались типом питания и состоянием пляжа, выбирали оптимальный маршрут и делали своевременное бронирование. Они вместе с нами планировали свое летнее будущее.

Адаптация к территории

Путь для многих учеников оказался не близким. Они летели на самолетах, ехали на автобусах и машинах. У них была мечта - творчески работать вместе с нами на семинарах в Крыму. Они приехали уставшими. Прошли сутки и ученики уже купались в приветливом темлом море, знакомились друг с другом и делились накопленным опытом.

Мы помогли ученикам отключиться от городской суеты. Они ощутили как к ним возвращается спокойствие, как к ним возвращается тихая радость. Они, как и мы, Александр и Ирина Юрановы (Эссан и Соля) , настраивались на активное обучение. Мы готовили планы, они готовили себя. Двадцать пять уникальных личностей готовились к тому, что обновить себя, свою жизнь и свое будущее .

Мозг и Разум освобождались от информационного мусора. Учиники настраивали себя на восприятие новой информации. Многие из них взяли с собой в поездку наш . Ученики хотели сделать скачек в своем личностном развитии и им удалось это сделать.

Медитации и здоровье

Кто-то на наших семинарах был впервые. Кто-то уже отучился двадцать лет. Мы не стали делать различий между «новичками» и «старичками». Мы хотели, чтобы группа в этом уникальном пространстве эко-курорта Морское была единой в своем стремлении восстановить здоровье и вернуть себе спокойствие.

Все ученики старательно записывали информацию и активно в течение всего занятия выполняли простые и сложные упражнения. Они учились практиковать, опираясь на новую позитивную информацию. Мы и небеса давали ученикам необходимые подсказки. Они задавали интересные вопросы и получали на эти вопросы ответы. Мы видили, как слушатели от занятия к занятию наполнялись светом.

Друзья, пусть слово не пугает вас. Медитация - это определенная технология работы внутри себя, когда вы осознанно восстанавливаете свое здоровье и свою чистоту, когда вы освобождаетесь от страхов и негативных программ, когда вы получаете практические навыки управления своими внутренними состояниями.

В этом уникальном месте небо было открыто к общению. Потоки лились спокойно и мощно. Мы объясняли ученикам как надо себя вести во время отдыха и во время работы. Они впитывали в себя, как никогда активно, новую информацию и с вдохновением и азартом выполняли домашние задания.

«Практика, практика и еще раз практика. Мало знать. Надо уметь работать и получать стабильный результат». Александр и Ирина Юрановы

Критические точки Судьбы

Это название второго семинара . Мы знали, что многие слушатели, которые долгие годы осваивают современную систему знаний о Мире и человеке, не умеют самостоятельно проводить ситуационный анализ. Многие ехали в Крым для того, чтобы изучить наши уникальные технологии работы с проблемным прошлым.

Мы сделали все возможное, чтобы должным образом структурировать и системно изложить теорию и практику ситуационного анализа. Слушатели получили ответ на вопрос почему появляются критические точки Судьбы и как сделать так, чтобы они перестали разрушать настоящее и прошлое личности. Пришло время активно исправлять ошибки, допущенные в далеком прошлом, в прошлых жизнях и воплощениях.

Проблемное прошлое меняет поведение личности в настоящем. Личность начинает себя вести агрессивно и неадекватно, не понимая происходящего. В результате жизнь осложняется, ибо завязываются новые кармические узлы, которые к концу жизни могут превратиться в новую критическую точку.

Мы объяснили ученикам, что их группа тоже сформирована по кармическому признаку. Что это означает? Учиники уже встречались друг с другом в прошлом. Кто-то уже в прошлых жизнях бывал на этой территории. Слушатели всматривались в знакомые лица и начинали практиковать ситуационный анализ, выводя из себя критические точки Судьбы. Они старательно переводили свое прошлое из активного состояния в пассивное. Они готовили себя к прорыву в будущее.

В предыдущей статье блога я уже писал о том, что каждый участник семинара получил индивидуальный экземпляр небесной книги Радости. И теперь каждый ученик имеет уникальную возможность перемещаться к морю Радости и погружаться в него, соблюдая определенные правила.

«Радость открывает путь к созидательному творчеству. Возникают новые идеи, которые будут воплощены в материальной среде. Через идеи личность вместе с небесами творит новое будущее». Александр и Ирина Юрановы

Сегдня стало понятно, что жители Земли потеряли ключи от своего личного будущего. Поэтому они часто топчутся перед закрытыми дверями. По этой причине они расстраиваются, горюют и рыдают. Они не понимают себя и свою жизнь. Они забыли свое прошлое и боятся смерти. Ведь они не верят в то, что они были как личности до своего дня рождения и будут существовать как личности после своей смерти.

Прихоидите учиться к нам. Мы поможем вам понять и принять свою жизнь и свое будущее. Мы подскажем вам, где находятся ключи от вашего будущего. Более того, мы научим вас этими ключами пользоваться.

Мы решили на основе проведенных семинаров написать новую книгу, которую вы, наши читатели и друзья, с нетерпением ожидаете. У книги пока нет названия. Но у книги уже есть содержание. Мы планируем ее выпустить в текущем 2016 году. Эта книга поможет тем, кто упустил возможность творить в месте с нами новую реальность в эко-курорте Морское .

Ответ на вопрос

Нам задают вопрос ученики и менеджеры эко-курорта Морское: приедем ли мы в следующем году в это уникальное место в Крыму? Наш ответ прост: если нас сюда приведут небеса, то мы вновь будем здесь для того, чтобы сделать новый творческий рывок в будущее. Надеемся на то, что вы будете делать этот творческий прорыв в будущее вместе с нами.

А пока записывайтесь на вебинар "Ключи от Будущего".

Предыдущие наши статьи об отдыхе и обучении в Крыму
(Техника медитаций в цветных морях с семинара в Крыму, 2016)
(Как мы настраивались на семинары в Крыму после Милана, 2016)
(Как мы планировали выстроить свою работу в Крыму, 2016)
(Расписание семинаров в Крыму, 2016)
(Отчет о нашем первом творческом отдыхе и творческих встречах в Крыму, 2015)

On 16 May 2018, the exhibition “Arte Povera. A Creative Revolution” opened in the State Hermitage. It presents over 50 works by Italian artists of the second half of the 20th century from the Museo d’Arte Contemporanea Castello di Rivoli (Rivoli-Turin, Italy), GAM - the Galleria Civica di Arte Moderna e Contemporanea (Turin, Italy) and private Italian collections.

The exhibition is organized by Castello di Rivoli Museo d’Arte Contemporanea (Rivoli-Torino) and The State Hermitage Museum with the participation of GAM Galleria Civica d’Arte Moderna e Contemporanea (Turin).

“We have something Italian going on all the time,” Mikhail Piotrovsky, General Director of the State Hermitage, said at the opening ceremony. “Yesterday we signed an agreement with the Italian comune Reggio Emilia, and today we are opening the latest exhibition of Italian art, the latest exhibition of contemporary art and the latest exhibition organized under our agreement with Turin. We are presenting a superb display devoted to Arte Povera, one of the most famous tendencies in 20th-century art. It arose as a protest against Futurism that glorified the modern world, machinery and the future. As a protest, artists began to turn to simple things, creating the Arte Povera movement. We are exhibiting the Arte Povera in the halls of the top floor, from where the classical art was moved quite some time ago now, but the top floor of the Hermitage is a symbol that has educated more than one generation. We were very keen to present this exhibition and it has been several years in the making. This exhibition has not been easy at all. It identified one more problem: it is hard to display contemporary art in palaces – you need to have an electricity supply. New art needs considerably more attention than the classical sort.”

At the opening ceremony Mikhail Piotrovsky greeted Antonella Parigi, Counsellor for Culture of the Piedmont region; Carolyn Christov-Bakargiev, Director of the Museo d’Arte Contemporanea Castello di Rivoli and curator of the exhibition; Marcella Beccaria, Chief Curator of the Museo d’Arte Contemporanea Castello di Rivoli; and Leonardo Bencini, Consul General of Italy in Saint Petersburg. The Hermitage Director also thanked Maurizio Cecconi, CEO of Villagio Globale International, and the Lavazza company for supporting the exhibition.

Arte Povera is still relevant “since it is synonymous with artistic freedom and profound ecological thinking, something to look to when trying to formulate a resistance to the hyper-technological society of consumption in our artificial globalized world,” states Carolyn Christov-Bakargiev. “For these artists,” she continues, “nature and culture are mutually defined and related, since nature is a cultural notion, whereas culture is not absent in nature but is subject to its rules. This attitude is particularly important today, at a time when the boundaries between the natural and the artificial grow feeble. Arte Povera artists joined an appreciation for everyday life with the respect and interest for art tradition through the centuries by creating a body of original, non-conventional, and non-dogmatic works. Mistrustful of any artistic manifestation that is too intellectual or virtuous, they were convinced that seeming incoherence could become a positive and creative value if interpreted with respect for the complexity of life. They expanded the fields of painting, sculpture, drawing, performance, and photography, often shifting from one medium and one technique to another without worrying about finding a unique and shared style.”

“Arte Povera” is the third exhibition to be part of the project of collaboration with the Lavazza company. “For Lavazza it is a great honour to be presenting the exhibition “Arte Povera. A Creative Revolution” at the State Hermitage in St Petersburg, on the fiftieth anniversary of the birth of the movement that transformed contemporary art,” Francesca Lavazza, a member of the Luigi Lavazza S.p.A. board of directors, said. “With this retrospective the company is continuing its long-standing collaboration with the famous museum and taking one more step in the development of unique projects in the realm of art and culture worldwide.”

Arte Povera – “poor or impoverished art” – is a tendency that appeared in Italy around the turn of the 1970s. The distinctive feature of the movement became its members’ striving to move away from all-consuming technical progress towards artisanal creativity. Rejecting industrial and hi-tech materials in favour of “poor” and unaesthetic ones such as rags, newspapers or tree branches, the exponents of Arte Povera were intent on liberating art from the fetters of traditionalism. Unwavering attention to the materials and processes of creative production became a common feature for artists who established a new aesthetic in European art. The term Arte Povera was first used in 1967 by the Italian critic and curator Germano Celant.

The display is housed in the legendary halls on the top floor of the Winter Palace, the decoration of which was also conceived at the turn of the 1970s. Today it seems that these rooms resemble in some elusive way the setting of the Kunsthalle in Berne – the venue with which international recognition of Arte Povera began. The exhibition includes works by Giovanni Anselmo, Alighiero Boetti, Pier Paolo Calzolari, Jannis Kounellis, Mario Merz, Marisa Merz, Pino Pascali, Giuseppe Penone, Michelangelo Pistoletto, Emilio Prini and Gilberto Zorio.

The exhibition “Arte Povera. A Creative Revolution” is being held as part of the Hermitage 20/21 project that aims to collect, exhibit and study art of the 20th and 21st centuries. The exhibition has been co-curated by Carolyn Christov-Bakargiev, Director of Castello di Rivoli Museo d"Arte Contemporanea and Dimitri Ozerkov, Head of the State Hermitage’s Department of Contemporary Art, with the assistance of Anastasiya Chaladze, a member of the department staff.

An illustrated brochure has been prepared for the exhibition (State Hermitage Publishing House, 2018).

The exhibition is accompanied by an extensive educational programme including a series of lectures, a gallery talk at the exhibition, a festival of installations and performances, and an intellectual marathon.

The exhibition is taking place as part of the Hermitage–Italy Foundation’s projects through the agency of Villaggio Globale International.

The exhibition is organized with the support of Lavazza, Italy.

16 мая в Зимнем дворце открывается выставка «Арте повера. Творческий прорыв» - обширная и показательная ретроспектива одного из самых заметных течений в итальянском искусстве второй половины ХХ века.

Сам термин «арте повера» (в переводе с итальянского - «бедное искусство») в 1967 году ввел в обиход куратор и художественный критик Джермано Челант, пытаясь дать определение работам нескольких десятков итальянских авторов, которые независимо друг от друга и непохожими способами восстали в своем искусстве против американского минимализма, предложив совсем иной способ осмысления феноменов индустриального мира. Вместо современных материалов художники движения стали использовать буквально все, что попадало под руку, - от тряпок и старых газет до веток и камней, а выставкам в авторитетных музеях и галереях предпочитали перформансы в парках и на городских площадях.

По просьбе The Village куратор выставки, сотрудник отдела современного искусства Государственного Эрмитажа Анастасия Чаладзе выбрала девять показательных экспонатов и на их примере рассказала о том, из чего состоит арте повера.

Лучо Фонтана - «Пространственная концепция: ожидание», 1964

Выставка делится на два небольших раздела. Точнее, есть выставка, а есть небольшая преамбула к ней с работами предшественников арте повера - художников, которые оказали влияние на это движение. Среди них я бы в первую очередь отметила Лучо Фонтану, который известен своими изрезанными холстами. Что роднит его абстрактные полотна с работами художников, которые абстракции противились?

Фонтану интересовали пространство, трехмерность мира, он пытался всячески использовать и исследовать это в произведениях. В его порезанных холстах пространство как бы проходит сквозь произведение, просачивается в буквальном смысле, становясь важной его частью. И еще важен жест: художник рассекает ножом холст и таким образом передает ему свою энергию - это было тем самым «бедным действием», которое вызывало у художников арте повера симпатию.

Джованни Ансельмо - «Без названия», 1967

Особенность произведений Ансельмо - в том, что он работает с воспроизведением физических состояний. Они постоянно присутствуют в жизни человека, но остаются неосознаваемыми, а иногда и неназванными. Вот, например, его работа «Без названия» - это лист плексигласа, который деформирован и скреплен железным прутом. Здесь физическое напряжение воплощено визуально.

Это очень простой, но в то же время весьма доступный способ передать физические феномены и явления. У нас будет и другая его работа: для нее он использовал железную балку, обмотал вокруг нее кусок ткани и закрепил на стене таким образом, что вес балки оттягивает ткань вниз. Но она, будто нарушая законы физики, не разворачивается. На самом деле мы постоянно являемся свидетелями подобных вещей, но не обращаем на них внимание, потому что в обычной жизни не можем наблюдать это так наглядно.

Пьер Паоло Кальцолари - «Лестница

(mi rfea pra)», 1968

Художники арте повера активно использовали различное промышленное оборудование. Вот, например, Кальцолари много экспериментировал с охладительной системой. Все его произведения, которые представлены на выставке, используют ее возможности. Работа подключается к электропитанию, металл охлаждается, покрывается инеем - и цвет поверхности меняется. И вот в таком нестабильном состоянии и постоянном изменении творец видит художественный образ: непрекращающаяся смена агрегатных физических состояний и является объектом его творческого поиска.

Здесь мы также можем найти контрасты - у работы есть некое дополнительное мистическое измерение. В основании есть фраза «mi rfea pra», напоминающая какие-то колдовские алхимические формулы. Сверху на металлической поверхности лежит перо, контрастирующее с тяжестью металла. Инею противопоставлена свеча. В результате перед нами возникает некая замкнутая и уравновешенная в себе система, в которой гармония достигнута самыми простыми способами.

Джильберто Дзорио - «Ненависть», 1969

Джильберто Дзорио интересуют движение, различные проявления энергетических процессов, состояния вещей - в этом смысле его работы чем-то похожи на то, что делал Ансельма. А еще ему, как и Кальцолари, не чужда некоторая игра в алхимию, какой-то мистический налет. Его работа «Ненависть» относится к периоду, когда Дзорио использовал слова как изображения и воспроизводил их в самых разных техниках. Здесь мы видим слиток свинца, в который, можно предположить, с яростью вбита веревка. Этой веревкой выложено слово Odio, которое с итальянского переводится как «ненависть». В результате слово и действие соединяются в единый образ, некую универсальную форму. Дзорио совершал и более смелые эксперименты: например, отпечатывал на собственном лице слова, связанные с болью, травмой. Так слово превращалось в собственный визуальный символ.

Яннис Кунеллис - «Без названия», 1969

Кунеллис - пожалуй, один из самых известных представителей арте повера. Его работы просты, но при этом почти всегда очень поэтичны. Здесь, например, мы видим обычную раскладушку, на которой разложена шерсть. Художник создает образ, где некая аморфная субстанция встречается с чем-то очень будничным и материальным. Это противопоставление природного и промышленного, живого и неживого. Причем дополнительное измерение работе придает тот факт, что обе вещи сопровождают человека на протяжении всей жизни - и кровать, которая символизирует отдых и сон, и шерсть, защищающая нас от холода.

Другая показательная работа на выставке - «Линия пальто» - посвящена проблемам памяти, воспоминаний. Устроена она тоже просто: мы видим шерстяные пальто, подвешенные на металлических рельсах. Зритель может предположить, что инсталляция посвящена каким-то безвестным рабочим, положившим свою жизнь на поднятие промышленности Италии, память о которых хранит что-то очень незначительное, имперсональное - как, например, пальто.

Марио Мерц - «Иглу с деревом», 1968–1969

Иглу - одна из наиболее узнаваемых форм, символ, благодаря которому Марио Мерц известен. В иглу он видел то совершенство, которое было присуще постройкам древних народов и превзойти которое его современникам было уже не под силу. Он воспроизводил эту конструкцию множество раз из самых разных материалов: неоновых трубок, листьев, камней. Отчасти таким образом художник подчеркивал адаптивность строения, показывал, как идеальная форма может быть использована для презентации самых разнообразных идей.

В данном случаем мы видим металлический каркас, покрытый стеклом, - конструкцию, которая ассоциируется у нас с заводскими цехами. Но при этом в отверстие в куполе иглу, как в вазу, вставлена веточка - нечто живое и хрупкое, что, с одной стороны, требует защиты, а с другой - не укладывается в созданную искусственно структуру.

Джузеппе Пеноне - «В дереве», 2010

Одна из скульптур Джузеппе Пеноне уже почти месяц стоит в большом дворе Зимнего дворца - и как бы предваряет выставку. Как известно, основной мотив у Пеноне - дерево. Это художник, который среди участников движения арте повера больше всего акцентировал внимание на связях человека и природы. Эту связь он видит в сопоставлении роста дерева и взросления человека. Здесь, например, он берет промышленный брус, предназначенный для строительства, но сделанный из цельного куска дерева. И постепенно снимает слой за слоем годичные кольца. В результате этой в высшей степени кропотливой работы дерево как бы молодеет, обнаруживая свою первичную структуру - каждую завязь, каждую веточку. И то, что оно вырезано не до конца, позволяет зрителю понять не только то, как работал художник, но и как он мыслил и какую идею хотел подчеркнуть.

Лучано Фабро - «Вешалки для белья

(из Неаполя)», 1976–1977

Арте повера возникает в тот момент, когда в музейном мире активно насаждаются новые формы искусства - в первую очередь минимализм и абстракция, где изображение кажется чем-то бездушным и легко тиражируемым, чем-то, в чем можно было увидеть очередной продукт потребления. Устав от засилья абстрактной живописи, художники арте повера старались в своих произведениях как-то деконструировать, препарировать абстракцию, преподнести ее по-новому. Вот пример: Лучано Фабро развешивал в музейных залах разноцветные куски ткани, точно шторы. «Вешалки для белья» - попытка передать игру закатного солнца над Неаполем, богатую палитру небесных оттенков. Для художника это наглядный пример того, как свет становится цветом.Очень известная работа. «Венера тряпичная» - это копия античной статуи, выполненная из бетона и как бы противопоставленная груде старых разноцветных тряпок, какого-то хлама. Еще одна работа, построенная на контрасте, - на этот раз на контрасте вечной возвышенной красоты и быстротечной моды. При этом противопоставление многократно усилено дополнительными элементами: мы видим контраст оформленного (безупречный силуэт статуи) и неоформленного (бесформенной кучи), контраст цветного и бесцветного. Пистолетто, с одной стороны, критикует общество консьюмеризма, а с другой - намекает нам, что в современном мире античный идеал уже не может считаться каким-то единственным источником вдохновения и красоты.

Фотографии: обложка – Tate International Council , – Collezione Margherita Stein / Fondazione per l’Arte Moderna e Contemporanea CRT / Castello di Rivoli Museo d’Arte Contemporanea, Rivoli-Torino , 2 – Fondazione per l’Arte Moderna e Contemporanea CRT / Castello di Rivoli Museo d’Arte Contemporanea, Rivoli-Torino , 3 – Hermitage 20/21, 4 – Paolo Pellion / Collezione Margherita Stein / Fondazione per l’Arte Moderna e Contemporanea CRT / Castello di Rivoli Museo d’Arte Contemporanea, Rivoli-Torino , 5 – Collezione Margherita Stein / Fondazione per l’Arte Moderna e Contemporanea CRT/ Castello di Rivoli Museo d’Arte Contemporanea, Rivoli-Torino, 6 – Marian Goodman Gallery , 7 – Renato Ghiazza / Collezione Margherita Stein / Fondazione per l’Arte Moderna e Contemporanea CRT / Castello di Rivoli Museo d’Arte Contemporanea, Rivoli-Torino, 8 – Fondazione per l’Arte Moderna e Contemporanea CRT / Castello di Rivoli Museo d’Arte Contemporanea, Rivoli-Torino

gastroguru © 2017