Треугольник: значение символа. Полная энциклопедия символов Череп и кости в огне революции и гражданской войны

Наряду с сердцем считается основной частью тела, местом расположения жизненной силы, души и ее силы. Означает мудрость, ум, управление и контроль. В голове есть место как для разума, так и для глупости. Она является объектом и почестей, и бесчестия: голову украшают, с одной стороны, корона славы и венок триумфатора, с другой, - пепел траура и наказание, шутовской колпак и уголья горящие. Когда человек брал на себя какой-либо обет, ему брили голову или помещали на нее корону.

Голова , изображенная на гробнице, или мемориальный бюст олицетворяют жизненную силу и гениальность обладавшего ею человека. В головках цветов содержатся семена будущей жизни. Головы с крыльями означают жизненную силу, душу и сверхъестественную мудрость. Принесенные в жертву или добытые на охоте головы быков, коней или вепрей, считались вместилищем жизненной силы и плодовитости и развешивались на стенах домов. Их выносили при выполнении обрядов и Подавали на стол во время ритуальных обедов. Считается, что охотник, добывший чью-либо голову, получал жизненную силу и плодовитость жертвы. Поклон головой означает принижение вместилища своей жизненной силы перед другим и выражает почесть или подчинение. Кивнуть головой значит поручиться своей жизненной силой. Голова , покрытая завесой, (см. вуаль) означает непроницаемость, скрытность и тайное знание. Кроме того, головы жертв часто закрывались покрывалом или гирляндами, отсюда пошел обычай закрывать лицо невесты и монахини, которая умирает в своей прежней жизни. Вуаль или шляпа, помимо всего прочего, защищает внутреннюю жизнь головы. Боги и мифологические персонажи с двумя головами, такие как Янус, символизируют начало и конец, прошлое и будущее, вчера и сегодня, солярную и лунную силу. Это также Лунус-Луна, заходящая и восходящая сила солнца, выбор пути на перекрестке, судьба, начало всякого предприятия или путешествия, отъезд и возвращение. олицетворяет силы, открывающие и закрывающие двери, а значит его атрибутом будут ключи. Две головы означают также суждение и различение, причину и следствие, видение внутри и снаружи. Если в изображении соединены мужская и женская голова или король и королева, значит это андрогин, объединяющий противоположности. Подобная фигура символизирует также единство духовной и светской власти. Благоразумие аллегорически изображается двуглавым существом, смотрящим в обе стороны. Две головы Януса означают, кроме того, летнее солнцестояние в созвездии Рака (дверь человека), снижение и убывание силы солнца и, зимнее солнцестояние в созвездии Единорога (дверь богов), восхождение и прибывающую силу солнца. Головы Диоскуров, глядящие вверх и вниз, символизируют попеременное появление солнца в верхнем и нижнем полушарии, а также смену дня и ночи. Трехглавые боги символизируют три царства; прошлое, настоящее и будущее; три фазы луны; восходящее, полуденное и заходящее солнце. Так представлены Серапис, Геката и, иногда, . Астральные божества со множеством голов символизируют всевидение или множество циклов или периодов развития. Животное или чудовище, держащее в зубах кольцо, - это страж пути. Головы, изображенные в виде фонтанов, означают силу речи и отдохновение. В кельтском эпосе голова несет солярный смысл и означает божество, мудрость и силу другого мира. Голова , венчающая колонну, имеет фаллическое значение; голова с фаллосом означает плодовитость, а также имеет погребальный и апотропаический смысл. Кельты традиционно объединяют голову и фаллос. Иногда бога Цернунна изображают трехглавым. У христиан Христос - Глава Церкви. Обезглавленные св. Албан, Клер, Денис, Петр и Валерия имеют голову в качестве эмблемы. У греков голова зерна, которое, согласно Платону, есть образ мира, была идентифицирована с Церерой как символом плодородия и являлась центральным звеном. В еврейской каббале - это Arik Anpin, Мощная Опора, Высшее Божество. В индуизме четыре головы Брахмы - источники четырех Вед. В скандинавской мифологии голова вепря, как символ Фрейи, наполнена жизненной силой, поэтому на празднике Юлетиде она олицетворяла изобилие и удачу в следующем году. У древних славян трехглавый бог смотрел на Небо, и Море; на Небеса, Землю и Преисподнюю; в прошлое, настоящее и будущее. В шумеро-семитской мифологии семитский Эл и шумерский изображались двуглавыми, глядящими направо и налево, и имели то же значение, что и Янус.

В каббалистической книге «Зогар» «магическая голова» обозначает звездный свет, в средневековом искусстве является символом мысли и духовной жизни, что объясняет, почему она так часто появляется в декоративном искусстве. С другой стороны, Платон в диалоге «Тимей» утверждает, что «человеческая голова является образом мира». В подтверждение сказанному Леблан указывает на то, что череп, полусферическая корона человеческого тела, обозначает небеса.

Ясно, что в данном случае символизм головы сливается с тем, что выражает сферу как символ единичности. Тем же самым значением голова наделяется и в египетских иероглифах.

Голова орла использовалась как солнечный символ и как эмблема центральной точки излучения, скажем так, космического пламени и духовного огня Вселенной. Расположенные рядом две, три или четыре головы символизируют соответствующее усиление заданного символического аспекта. Так, Близнецы являются символом двойственности природы, объединения (но не унификации) связи между двумя принципами создания, они представлены существами с двумя головами или двумя лицами (например, римский двуликий Янус).

Гекату часто изображали с тремя ликами, по этой причине она считалась триединой. Данный символизм может быть соотнесен с тремя уровнями — неба, земли и ада, в равной степени как и тремя «потребностями жизни» (как отмечал Диль). Он основывался на древнем ритуале обезглавливания умерших, чтобы, сохранив голову, оставить место для пребывания души.

Голова (или глава) — наиважнейший, «главный» орган человека , место сосредоточения его жизненной энергии и силы. Голова олицетворяет мудрость, разум, духовность, контроль и управление. Вместе с тем она является весьма красноречивой частью тела, поскольку ее символический язык достаточно богат смысловыми значениями. Так, кивок означает согласие, утверждение, одобрение, а поматывание головой из стороны в сторону — несогласие и отрицание (хотя у некоторых народов, например у болгар, все обстоит как раз наоборот). Молчаливое покачивание головой выражает немой укор и осуждением высоко поднятая голова — гордость и высокомерие; преклоненная — свидетельствует об уважении и подчинении, а обнаженная и склоненная — служит общепринятым знаком сострадания и скорби.

Голова активно участвует и в крайних проявлениях чувств: глубоко опечаленный человек бредет, «повесив голову», а в полном отчаянии хватается за голову, рвет на ней волосы или даже бьется головой о стену.

В фольклоре содержится неисчерпаемое количество идиом и ярких символических выражений, связанных с предметом данной статьи. Об умном человеке с уважением говорят, что он «голова», у пустоголового же глупца «ветер в голове свищет», у него «голова садовая» (хоть клумбы в ней устраивай), а крайнюю степень тупости образно характеризует известная идиома: «Хоть кол на голове теши!» На войне полководец стремится разбить врага «наголову» (одержать полную победу), «истребить поголовно» (уничтожить всех до единого). Храбрый солдат бросается в гущу схватки «очертя голову» (безрассудно), а трус бежите поля брани «сломя голову», т.е. с предельно возможной скоростью. В амурных баталиях красавица способна так «вскружить голову» кавалеру (увлечь его до такой степени), что он «потеряет голову» (лишитсярассудка) от любви.

Несправедливый и бесчестный человек привык «валить с больной головы на здоровую» (перекладывать ответственность на невиновного), но когда «над головой сгущаются тучи», т.е. усиливается опасность разоблачения, ловкий преступник часто предпочитает покаяться, чтобы уйти таким образом от справедливого возмездия, ведь «повинную голову меч не сечет».

«Погрузившись с головой» в мифологию, можно легко заметить, что разнообразных символических значений важнейшего биологического органа здесь поистине «выше головы». В ряде мифов верхняя полусферическая часть головы ассоциируется с небесной сферой. Так,

громадная голова мифического древнеиндийского первочеловека Пуруши, расчлененного во время жертвоприношения на части, превратилась в высокий небесный свод, а в мифах эде Вьетнама необъятный небесный купол образовала гигантская голова верховного бога Аедие.

Голова, сокрытая в толще земли, может играть роль счастливого талисмана для определенной местности. Голова валлийского культурного героя Брана, зары. тая в Лондоне, чудесным образом оберегала Британию от вражеских нашествий. При основании Карфагена в земле были найдены нетронутые тлением головы быка и коня, что предвещало древнему североафриканскому государству неслыханное богатство и военное могущество, однако в результате трех кровопролитных войн с Римом могущество Карфагена было сломлено, его баснословные богатства достались алчным победителям, а сам город был стерт ими с лица земли. Победу римлян в Пунических войнах мифы объясняют опять-таки тем, что при закладке Капитолия была обнаружена живая человеческая голова — явный знак господства Рима над всем миром, и один этот необыкновенный талисман на весах судьбы потянул больше, чем два карфа-,. генских.

Живые головы, существующие сами по себе, отдельно от туловища, в мифологии встречаются не так уж и редко, ведь древние верили, что именно в голове заключены жизненные силы и духовная энергия человека. Следовательно, тело — всего лишь биологический механизм для ее транспортировки, не более того. Скандинавы, например, считали, что их верховный бог Один избрал себе самого лучшего на свете советчика — отрезанную голову великана Мимира, хозяина неиссякаемого источника мудрости, струящегося меж корней Мирового Древа. Инки сложили оптимистическую легенду о бессмертной голове «божественного царя» Инкарри, захваченного в плен и казненного испанцами. Тело царя после казни предали погребению, а его непокорную голову враги содержат в Куско под усиленной охраной. Наивные индейцы свято верили в то, что настанет счастливый день, когда тело и голова их небесного вождя соединятся, и тогда захватчиков постигнет жестокая, но справедливая кара.

Наиболее неожиданные значения голова приобретает в богатейшей древнегреческой мифологии. Змеевласая голова Медузы Горгоны, отделенная от туловища мечом бесстрашного Персея, выступает здесь в качестве самого страшного оружия : при одном упоминании об этой мертвой голове даже боги бледнели и заикались от ужаса. Зевс поместил голову Медузы на свой щит — эгиду, чем обеспечил себе непререкаемую власть на Олимпе, но и его собственная голова тоже кое на что сгодилась. Именно благодаря ей Зевс в один прекрасный день и познал все радости… материнства.

Согласно мифу, дело было так. Однажды у Громовержца жутко разболелась голова. Невыносимая мигрень довела повелителя Олимпа до такого отчаяния, что он упросил Гефеста сделать ему трепанацию . Взяв в руки тяжеленный молот, бог-кузнец расколол божественную голову, как гнилой кокос. В тот же миг из многострадальной головы, словно чертик из табакерки, выскочила новорожденная Афина в полном вооружении и с воинственным кличем на устах. О реакции Зевса на это невиданное и скандальное происшествие мифы стыдливо умалчивают, однако нетрудно себе представить состояние несчастного Громовержца, когда Афина впервые назвала его «мамой». Как настоящий мужчина, он, разумеется, и раньше имел некоторое отношение к процессу деторождения, но лишь на самой ранней его стадии. Тысячи его внебрачных дочурок-нимф и сынишек-полубогов, ставших прекрасными плодами бесчисленных амурных интрижек, населяли леса, горы и водные источники благословенной Эллады. Всем этим милым малюткам, в полном согласии с законами природы, давали жизнь их собственные матери. Но чтобы самому их рожать! Такое Зевсу никогда даже в голову не приходило. И вдруг пришло. И именно в голову. Вот что значит сила мысли!

Нечто отдаленно напоминающее этот странный миф содержат древние легенды, повествующие о драгоценных камнях , непонятным образом зарождающихся в головах драконов. Распространению подобных нелепиц немало способствовали авторитетные античные писатели и псевдоученые, в частности, греческий минералог Сотак и римский писатель Гай Юлий Солин (подробнее о драконьем камне см. раздел «Дракон»).

Отличительным признаком нечисти в мифологии служит особая форма головы (остроголовость) или большое количество голов мифических персонажей (от Здо 100). Человеческая фантазия, действуя по принципу: «Одна голова — хорошо, а три — лучше», наделила ими множество всевозможных демонических существ, враждебных людям. К трехглавым чудищам относятся: индуистский демон ВишварупаТриширас; Герион, греческий великан с тремя туловищами и головами; адский пес Цербер — грозный страж древнегреческой преисподней; большинство европейских и азиатских драконов (змеев) и т.д. В южнославянском фольклоре трехголовым предстает мифический царь Троян, чьим прообразом явился римский император Траян (98—117), покоритель Дакии (современная Румыния). Каждая из трех драконьих голов Трояна обладала особенными гастрономическими пристрастиями: первая любила закусить рыбкой, вторая — полакомиться телятиной, а третья всем прочим деликатесам предпочитала человечину.

Многоглавым фантастическим тварям в мифологии нет числа. Шестью кусачими собачьими головами обладала чудовищная Сцилла; семью старческими человеческими головами поматывала казахская ведьма Жалмауыз Кемпир; девять шипящих змеиных голов вытягивала лернейская гидра, причем на месте одной срубленной головы у нее немедленно вырастали две новые; от трех до двенадцатиогнедышащих голов принадлежали той или иной породе драконов; по пятьдесят голов на брата имели могущественные сторукие великаны — гекатонхейры, победители и тюремщики титанов; наконец, целая сотня драконьих голов усеивала плечи змееногого Тифона. Зачастую мифы не приводят точных статистических данных, поэтому и неизвестно, сколько голов было у восточных дивов, у абхазского одноглазого людоеда Адау или у странных людей дивия из древнерусских книжных легенд.

Боги и великие герои вели победоносную борьбу со всей этой дьявольской многоглавой нечистью: Индра обезглавил Вишварупу, Зевс обрушил скалу, придавив к земле Тифона; Геракл победил Гериона, лернейскую гидру и Цербера; а европейскиерыцари , восточные витязи и русские былинные богатыри отсекли драконам и змеям все их грозные, но безмозглые головы.

В религии многие обряды, связанные с головой человека, несут на себе мрачный отпечаток смерти . Древние евреи и другие народы Ближнего Востока, выражая глубокую скорбь, в знак траура посыпали голову пеплом. Голова жертвы, скрытая под завесой, повсюду символизировала смерть. Впоследствии ту же роль стала играть в брачном обряде фата невесты, скрывающая голову той девушки, что «умерла» для своего рода. Бритая голова буддистского монаха, также как и тонзура католического, изображающая терновый венец Спасителя, в конечном счете означают одно и то же: самоотречение от мира, добровольное самопожертвование, т.е. символическую смерть.

В языческой религии заметное место занимал культ жестоких богов — покровителей охотников за головами. В их честь сооружали храмы, куда воины приносили отрубленные головы врагов. К числу наиболее кровожадных небожителей принадлежат: индонезийский демиург Леравулан; Сингаланг Буронг, бог войны в Восточной Малайзии; Маха, ирландская богиня войны (окровавленные человеческие головы, развешанные по стенам ее храма, нарекли «желудями Махи»); индуистская черная Кали, сжимающая в одной паре рук меч и жертвенный нож, а во второй — две отрезанные головы и т.д.

В древнеегипетской иконографии боги изображались с телом человека и головой священных животных или птиц, что объясняется незавершенностью процесса их антропоморфизации: животные тотемы, почитавшиеся в том или ином округе (номе) Египта, со временем превратились в гибридных богов с головой сокола (Гор), шакала (Анубис), кошки (Бастет), коровы (Хатор), крокодила (Себек), ибиса (Тот) и т.д. Более или менее явные следы тотемизма можно обнаружить во многих традициях, даже в православной иконографии, где присутствует забавный образ святого Христофора Псоглавца. Христианская легенда гласит о том, что Христофор происходил из страны кинокефалов (людей с собачьими головами), но, приняв крещение, он обрел благолепный человеческий облик (зато наверняка утратил нюх). Это одна из многочисленных басен о чудесах, сочиненных гораздыми на выдумки клириками для укрепления авторитета христианской церкви.

В древней иконографии важнейшее символическое значение придавалось изображению многоглавых богов. Трехглавые боги олицетворяли три положениясолнца в небе (восходящее, полуденное и заходящее), три мира (небесный, земной и подземный) и три ипостаси времени (прошлое, настоящее и будущее). Таковы греческая Геката, эллинистический Серапис, кельтский Кернуннос, балтийский Триглав и другие. Три мертвые головы — лошади, коровы и человека — главные атрибуты мрачного Патолса, прусского бога смерти и подземного мира. Реже встречаются изображения богов-демиургов с четырьмя головами, символизирующими четырехчленность мироздания (четыре стороны света и четыре первоэлемента). Четыре головы характерны для индуистского Брахмы и западнославянского Свентовита. Оба символических значения органично соединились в знаменитом Збручском идоле: четыре его головы ориентированы на четыре стороны света, а под ними, на самом каменном столбе, представлены обитатели трех разных миров — небесного (боги), земного (люди) и подземного (загадочные хтонические существа).

В древневосточной иконографии золотой ореол (нимб), сияющий над головой божества, ассоциировался с солнечной энергией. В христианстве же нимб превратился в эмблему святости. Теперь золотой диск выражал мощную духовную энергию, истекающую из головы святого, ангела, Христа или Богоматери (подробнее об этом см. раздел «Нимб»).

В христианской иконографии отсеченная голова — атрибут многих обезглавленных мучеников: Варвары, Валерии, Петра, Дениса и др. Отрубленные головы ИоаннаКрестителя и апостола Павла возлежат на широком золотом блюде.

В изобразительном искусстве эпохи Возрождения кровавые сцены из древних мифов, преданий и легенд нашли свое художественное воплощение на полотнах гениальных мастеров Ренессанса (Персей с головой Медузы, Юдифь с головой Олоферна, воинственная царица Томирис с головой Кира и т.д.).

В символическом искусстве отдельно взятая голова, как вместилище жизненной силы, ассоциировалась с самим человеком; голова с крылышками символизировала полет души; голова с фаллосом намекала на плодовитость, а голова в виде фонтана, извергающего воду, свидетельствовала о красноречии.

Художники использовали изображения главной части человеческого тела в целом ряде аллегорий. Ветры, например, олицетворяли дующие изо всех сил мужские или женские головы с раздутыми до отказа щеками. Андрогин, двуглавая человеческая фигура, объединяющая в одном теле мужскую и женскую головы, знаменовала собой союз светской и духовной власти. Аналогично выглядело и персонифицированное Благоразумие.

В астрологии подобная фигура, как эмблема природного дуализма, выражающая единство противоположностей, лежащих в основе всего сущего, обрела визуальное воплощение в зодиакальном знаке Близнецов.

В алхимии андрогин символизировал сплав золота и серебра. Процесс растворения вещества алхимики метафорически определяли как обезглавливание, а получение золота при его успешном завершении образно сравнивали с оживлением (воскрешением) казненного.

В истории обезглавливание — один из наиболее распространенных видов смертной казни. В Китае, Японии и других азиатских государствах этот вид узаконенного убийства известен с незапамятных времен. В России топоры палачей тоже не ржавели без дела. Особенно много русских голов слетело с плеч в страшные годы опричнины, но и позднее, во время стрелецких бунтов и в мрачную эпоху «бироновщины», на плахе пролились потоки крови. В странах средневековой Европы обезглавливание применялось реже, поскольку казнь через отсечение головы составляла там сомнительную привилегию дворян, а преступников из простонародья ожидала позорная смерть на виселице.

Кровожадные тираны, стремясь к поголовному истреблению своих политических противников, часто прибегали к испытанному еще в древности приему: назначали цену за голову. Чем выше была цена, тем эффективнее действовал данный метод. Яркий пример подобной практики дают проскрипции Суллы в Древнем Риме (82 г. до н.э.). Захватив власть, новоиспеченный диктатор собственноручно составил списки опальных (проскрипции) и объявил неслыханную награду за каждую голову: 12 тысяч денариев! Блеск золота совершенно затмил разум римлян и заставил замолчать голос совести. Тотчас по всей Италии закипела свирепая резня. Тысячи добровольных убийц, словно злобные фурии, неумолимо преследовали своих сограждан, имевших несчастье попасть в проскрипционные списки. Их истребляли повсюду: на дорогах, на улицах и площадях городов, даже в храмах и на пороге родного дома. Сосед резал соседа, брат обнажал кинжал на брата, а сын — на отца. Во дворец Суллы поминутно вбегали запыхавшиеся злодеи с отрубленными головами в окровавленных руках и через некоторое время выходили оттуда богачами. Латинские историки бесстрастно констатировали, что ни одному человеку, означенному в роковых списках, не удалось избегнуть своей печальной участи.

В средневековой Европе множество дворянских голов скатилось с плеч в эпоху установления королевского абсолютизма. Сокрушая феодальную вольницу, европейские монархи одной рукой приручали всех этих герцогов, графов, виконтов и маркизов, постепенно превращая независимых родовитых сеньоров в послушных и ленивых придворных, а другой рукой нещадно карали непокорных. Особое негодование у этих последних вызывали королевские эдикты, под страхом смертной казни запрещавшие дуэли. Гордые дворяне, искони привыкшие защищать свою честь с оружием в руках, игнорируя эдикты, по-прежнему дрались на поединках, а затем восходили на эшафот. Так погибал цвет дворянства.

Недовольство кровавыми методами правительства высказывали порой даже палачи. Вот как расценивал политические меры Ришелье, первого министра слабовольного Людовика XIII, потомственный французский палач Генрих Сансон:

«Эпоха, в которую отсечение головы было наиболее распространенным, относится ко временам Ришелье, который с целью оправдать свою политику напал на французское дворянство и велел отсечь топорами больше голов, чем пало их с начала монархии».

С антидуэльными эдиктами связано немало забавных курьезов. Один из них имел место в средневековой Испании. Король Кастилии, Педро Жестокий (1334—1369), раньше прочих государей издавший указ о запрете дуэлей, был большим любителем приключений в духе Харуна-аль-Рашида. Как-то ночью, прогуливаясь по улицам Севильи, он затеял ссору с одним кабальеро, дававшим серенаду своей даме, и пронзил его шпагой. Вырвав окровавленный клинок из трупа, король под покровом темноты преспокойно возвратился во дворец. Поутру, как обычно, к нему явился с докладом первый министр и сообщил о происшедшем убийстве на улице Кандилехо.

Преступник обнаружен? — спросил дон Педро.

Да, ваше величество.

Кто же осмелился нарушить наш указ? — гневно воскликнул король.

Вы, ваше величество.

Король Педро, никак не ожидавший разоблачения, смутился. В самом деле, ночь была безлунная, и, кроме того, венценосный авантюрист скрывался под плащом и широкополой шляпой. Однако он совсем забыл о своем врожденном дефекте: при ходьбе коленные чашечки короля издавали громкий пренеприятный хруст. По этим звукам его и опознала любопытная дуэнья, наблюдавшая за поединком из окна.

Первый министр, не даром занимавший сей ответственный пост, быстро нашел выход из столь щекотливого положения, приказав отпилить голову… одной из королевских статуй и выставить ее в нише посреди улицы Кандилехо.

Тираны и деспоты, беззастенчиво попиравшие законы, в том числе, и свои собственные, очень долго оставались безнаказанными, а в худшем случае могли отделаться такой символической казнью. Но прошли века, грянули революционные бури, и с окровавленного эшафота покатилась голова Карла Стюарта, развязавшего войну против собственного народа, а затем под нож гильотины пошли вероломный Людовик XVI и надменная австриячка Мария-Антуаннета, заклейменная как «Мадам Дефицит». В годы Великой французской революции гильотина без устали сносила головы «гидре контрреволюции», но прошло совсем немного времени, и орудие революционного террора превратилось в послушный инструмент «белого» террора, а поверх холеных голов казненных роялистов упали горячие головы якобинцев.

Если бы головы жертв, начиная с доисторических времен, были собраны в одном месте, в небеса вознеслась бы такая гора, в сравнении с которой Эверест показался бы просто жалкой кочкой. В ее основании желтели бы полуистлевшие черепа питекантропов и неандертальцев, а на вершине громоздились бы мертвеннобледные, обледеневшие головы Дантона, Эбера, Сен-Жюста и Робеспьера.

Но довольно крови и кошмарных видений. Голова хороша, когда она крепко сидит на своем законном месте и выполняет предназначенные ей функции. Ктокто, а наши соотечественники прекрасно понимали, что голова олицетворяет мудрость, управление и контроль, недаром в Российской империи «головой» именовали выборного руководителя органов местного самоуправления, а законодательное собрание, состоящее из множества светлых голов, назвали Думой.

В средневековой европейской геральдике необыкновенной популярностью пользовалась эмблема «голова мавра» — профильное изображение человеческой головы черного цвета. Навеянная романтикой Крестовых походов, эта эмблема символизировала победу над неверными. Голова мавра чернела во многих баварских гербах, в исторических гербах Корсики и Сардинии. В гербе нынешнего римского папы, Бенедикта XVI, также красуется эта старинная эмблема — черная голова в красной короне.

Изредка в европейской городской геральдике можно встретить изображение головы святого — покровителя данного города. В гербе Стокгольма, например, сияет золотая коронованная голова св. Эрика.

Голова символизирует праздник, солнце, небо (по отношению к строению человеческого тела); порядок, Вселенную, микрокосмос; божество, предмет поклонения, отличие, основу (замысел) дела, единство, самостоятельность, царственность, вождизм, властность, авторитет, духовную возвышенность; мужество, плодовитость, силу, храбрость, господство, честь; девственность, духовную жизнь, проявление высокого духа, стремление к благородному поступку, пророчество; замысел, озарение, знание, мудрость, разум, индивидуальность… Голова отсеченная — в ряде легенд сохраняет способность мыслить, изрекать различные пророчества, то есть в той или иной степени действовать. Например, из головы скандинавского бога Мимира родился верховный бог Один. Отсеченная голова героя, причем, даже вражеского, будучи закопана в землю у ворот крепости, или под крепостными стенами, могла способствовать нерушимости цитадели. Голова убитого врага у многих древних народов представлялась, как некое хранилище силы и отваги того, кому она принадлежала. Поэтому у галлов и ирландцев (кельтов) существовал обычай отсекать головы убитых в бою вражеских воинов, и прятать их, чтобы стать «обладателями» дополнительных военных способностей. Голова говорящая — в мифах и легендах, знак Высшего промысла, небесной мудрости, пророчества, Солнца , плодородия, бури, ветра, бессмертной души. Жрецы могли обращаться к закопанным в землю головам убитых врагов за советом, что, в сущности, являлось отзвуком культа предков. Таковы, в частности, в своих обычаях были древние кельты, верившие, что в отделенной от туловища голове может сохраниться жизнь… Одно из преданий гласит, что когда древние римляне , укрепляя фундамент храма Юпитера на Капитолийском холме , случайно выкопали из земли огромный человеческий череп, то прорицатели-авгуры объявили, что эта находка — пророчество о грядущем величии Рима, которому предназначено стать «Главой Света» (лат. «Caput mundi»). Голова — плодовитость, плодородие. Например, в «Метаморфозах» Овидия рассказывается, что голова Орфея, растерзанного фракийскими женщинами, поплыла по реке Эбро к морю, и в конце концов оказалась на острове Лесбос, где стала символом плодородия. Широко известна легенда о богине Афине , которая родилась из головы Зевса (тут голова: синоним матери). Переосмысливая эту символику в сатирическом плане, Ф. Рабле в своем « Гаргантюа », «обустраивает» роды этого великана через ухо его матери (прим. переводчика). Голова, умеющая говорить, вещать — тема многих восточных преданий и сказок, а также средневековых рыцарских романов. Например, в старофранцузском романе «Валентин и Орсон», некая голова, установленная на шпиле замка многолюдного города Феррагуза, способна вещать о Прошлом, Настоящем и Будущем… В одном из английских преданий упоминается, что голова казненного Роджера Бэкона , объявленного чернокнижником, тоже обладала способностью предсказывать события. В другой легенде повествуется о некой глиняной голове, которая умела вещать и способствовала укреплению власти Альберта Великого (XIII в.). Можно вспомнить и о Голове из « Руслана и Людмилы » А. С. Пушкина (прим. переводчика). Головы отсеченные — в художественных изображениях: голова царя Олоферна, которую держит Юдифь ; голова Голиафа у ног юного Давида; голова Медузы Горгоны , отрубленная Персеем; голова Манлия Торквата, отданного палачу за тайные переговоры с врагом; голова персидского царя Кира, отрубленная по приказу царицы мазагетов Томирис — ее бросили в бочку с кровью, ибо Кира называли: «не насытившийся кровью». В этом же ряду находится голова Гнея Помпея , принесенная в жертву в Египте Юлием Цезарем ( Плутарх ); голова стоглазого чудища Аргуса, отсеченная Гермесом; голова Иоанна Крестителя на блюде перед дочерью Иродиады — Саломеей; голова Христа в видении св. Вероники; голова святого Павла с завязанными глазами… А также голова безымянного рыцаря, которого супруга германского императора Оттона II обвинила в том, что он покусился на ее честь. Жена этого рыцаря клялась королю, что ее муж невиновен, подверглась "Божьему суду, взяла в руки раскаленное железо и не получила ожогов. За ложное обвинение Оттон приказал сжечь свою супругу на костре. Голова отсеченная— атрибут святого Альбана (первого мученика в христианстве Британии, III век); святого Дионисия (Сан-Дени), мученика Парижского, который по легенде был казнен на Монмартре , причем отсеченную голову дали ему же в руки; а также Фелицаты, Едигия, Люциана, Никазия, Валерии, и других святых мучеников. Голова — золото. «Голова его — чистое золото» ( Песнь песней 5: 11). Голова седая — причина для почитания, уважения. Присловье: «седую голову чти». Голова — образ Мира (по Платону), Вселенная, микрокосмос. «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог» ( Первое послание к Коринфянам 11: 3). «И все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви» ( Послание к Ефесянам 1: 22). Голова — индивидуальность, разум, ум. Присловье: «что ни голова, то и ум» (Парафраз из «Сатир» Горация : «что ни человек, то и голова; что ни голова, то свое понимание!»). Голова в средневековом искусстве — духовная жизнь, высший промысел. Голова — самообладание, постоянное присутствие духа. Речевой оборот: «потерял голову». Глава венценосная — король, царь. Отсюда — глава государства. Глава Церкви — папа Римский, Патриарх всея Руси, католикос всех армян… Голова сильная, или слабая — в обиходе по поводу действия алкоголя. Голова с двумя лицами — Янус: двойственность Природы, Прошлое и Будущее, единство противоположностей. Голова с тремя лицами: благоразумие, рассудительность, осторожность. Голова с четырьмя лицами — абсолютное знание, таким изображался древнеславянский бог Святовид , Световид. Три головы — небо, земля и ад; три жизненных ипостаси: потребление пищи, плотская любовь, отдых. А также: Геката, Цербер , Триглав (волк— лев-собака). С таким названием есть горный массив в Славонии… А также три стадии Луны; молодость-зрелость-старость. «Спрятать голову в песок» — самообман. «Дать голову на отсечение» — поручиться. «Сложить голову» — погибнуть «Домогаться чьей-то головы» — добиваться чьей-то смерти. «Биться головой о стену» — быть в отчаянии. «Выше голову!» — призыв к выдержке, бодрости. «Класть голову под топор» — идти на самопожертвование. «Крутить голову» — хитрить. «Посыпать голову пеплом» — скорбеть. «Стоять на голове» — поступать против существующих понятий. «Намылить голову» — наказать. Голова в геральдике: честь, почет, власть; отличие за подвиг; голова мавра — «Черная голова» — крестоносное братство немецких купцов-воинов на Балтике в Средние века ; фирменный знак Восточно-Индийской торговой компании. В астрологии — знак Зодиака Баран (Овен). В алхимии — начало преобразования, превращения. В гадании по снам: живая голова — к добру, лысая, побритая — плохой знак; отсеченная — свобода; мертвая — тоска, печаль. Голова орла — знак Солнца , космического пламени, огня Вселенского Духа.

Голова. Наряду с сердцем считается основной частью тела, местом расположения жизненной силы, души и ее силы. Означает мудрость, ум, управление и контроль. В голове есть место как для разума, так и для глупости. Она является объектом и почестей, и бесчестия: голову украшают, с одной стороны, корона славы и венок триумфатора, с другой, — пепел траура и наказание, шутовской колпак и «уголья горящие». Когда человек брал на себя какой-либо обет, ему брили голову или помещали на нее корону. Голова, изображенная на гробнице, или мемориальный бюст олицетворяют жизненную силу и гениальность обладавшего ею человека. В головках цветов содержатся семена будущей жизни. Головы с крыльями означают жизненную силу, душу и сверхъестественную мудрость. Принесенные в жертву или добытые на охоте головы быков, коней или вепрей, считались вместилищем жизненной силы и плодовитости и развешивались на стенах домов. Их выносили при выполнении обрядов и подавали на стол во время ритуальных обедов. Считается, что охотник, добывший чью-либо голову, получал жизненную силу и плодовитость жертвы. Поклон головой означает принижение вместилища своей жизненной силы перед другим и выражает почесть или подчинение. Кивнуть головой значит поручиться своей жизненной силой. Голова, покрытая завесой, (см. вуаль) означает непроницаемость, скрытность и тайное знание. Кроме того, головы жертв часто закрывались покрывалом или гирляндами, отсюда пошел обычай закрывать лицо невесты и монахини, которая умирает в своей прежней жизни. Вуаль или шляпа, помимо всего прочего, защищает внутреннюю жизнь головы. Боги и мифологические персонажи с двумя головами, такие как Янус, символизируют начало и конец, прошлое и будущее, вчера и сегодня, солярную и лунную силу. Это также Лунус-Луна, заходящая и восходящая сила солнца, выбор пути на перекрестке, судьба, начало всякого предприятия или путешествия, отъезд и возвращение. Двуликий Янус олицетворяет силы, открывающие и закрывающие двери, а значит его атрибутом будут ключи. Две головы означают также суждение и различение, причину и следствие, видение внутри и снаружи. Если в изображении соединены мужская и женская голова или король и королева, значит этоандрогин, объединяющий противоположности. Подобная фигура символизирует также единство духовной и светской власти. Благоразумие аллегорически изображается двуглавым существом, смотрящим в обе стороны. Две головы Януса означают, кроме того, летнее солнцестояние в созвездии Рака («дверь человека»), снижение и убывание силы солнца и, зимнее солнцестояние в созвездии Единорога («дверь богов»), восхождение и прибывающую силу солнца. Головы Диоскуров, глядящие вверх и вниз, символизируют попеременное появление солнца в верхнем и нижнем полушарии, а также смену дня и ночи. Трехглавые боги символизируют три царства; прошлое, настоящее и будущее; три фазы луны; восходящее, полуденное и заходящее солнце. Так представлены

Путешествуя по Сицилии, многие обращают внимание на необычный, на первый взгляд, сувенир — своеобразный треугольник, образованный тремя ногами, согнутыми в коленях и посередине треугольничка находится голова горгоны Медузы. Впрочем, если не знаком с древнегреческими легендами, то и не поймешь, что это женская голова принадлежит Горгоне. На сицилийской земли на каждом шагу вас поджидает интересная древняя легенда связанная с этим местом.

Про легенды и мифы, связанные с Сицилией читайте — ЗДЕСЬ

а про Отдых на Сицилии в июле —

Символ Сицилии

Все туристы всегда спрашивают, что же обозначает этот знак. Это Тринакрия — символ Сицилии, обозначает, что остров, имеет три мыса:

  • западный Капо — Лилибео;
  • восточный Капо — Пелоро;
  • южный Капо — Пассеро.

Именно так, Тринакрия, называли остров древние греки, которые основали в VIII веке до пришествия Христа здесь свои колонии (Сиракуза, и др)

Символ Триканрии — трискелион, что в переводе с греческого значит — трехногий. Этот знак очень древний. Считается, что трискелион обозначал ранее основные положения солнца — восход, зенит и закат, немного позднее — просто ход истории, то есть «бег времени», постоянное вращение небесных светил.

Вот поэтому голова горгоны Медузы и поселилась на символе острова. Считается, что она до сих пор защищает своим взглядом остров от всех неприятелей.

Тринакрия — Символ Сицилии

Правда существует и другая версия, по которой голова принадлежит одной из множества античных Богинь, а змеи вокруг головы — это не что иное, как мудрость.

На современных сувенирах, изображающих Тринакрию, можно увидеть, что на голове горгоны вместо змей нарисованы колосья пшеницы. Этот рисинок появился в эпоху Римской империи, он «рассказывает» нам о том, что в то время Сицилия была процветающей «житницей» империя.

И еще как вариант, возможно встретить трискелион с пририсованные к женской голове крыльями. Это уже символ вечного хода времени на земле.

При раскопках в городе Джела была обнаружена чаша, датируемая VII в. до нашего времени. На этой чаше обнаружили знак Тринакрии. Сегодня можно увидеть эту находку в археологическом музее Агридженто.

Сицилийским парламент утвердил тринакрию частью герба и флага .

С любовью к вам

Который имеет богатую историю и даже в настоящее время используется как обозначение мужского и женского начал.

От древних времен и до наших дней

Издавна люди пытались с помощью особых символов отразить женскую и мужскую сущность. Стоит отметить, что такие изображения передавали отличительные черты полов, а также их единство. К наиболее распространенным знакам мужского и женского начала относятся «Инь и Янь», а также символика Марса и Венеры. Каждый из них имеет свою историю и обозначение.

Знак «Женщина и мужчина» - эмблема двух совершенно противоположных начал: это Луна, вода и земля для женской сущности, и Солнце, тепло, огонь для мужской. Мужское начало символизирует собой творческое, социальное и активное начало, а женский символ является олицетворением мягкой, пассивной силы, соединенной с природой.

Мужские и женские знаки

Первые символы Марса и Венеры появились еще во времена древнегреческой и древнеримской мифологии. Всем известные и узнаваемые знаки были взяты из астрологии, а научно-популярную известность они приобрели благодаря ботанику Карлу Линнею. Разумеется, он использовал их для обозначения пола растений. Практически с этого момента символ мужчины и женщины стал применяться в качестве знака полов.

Символы мужского и женского начала абсолютно противоположны, однако, имеют схожие черты. По своей сути, они некоторым образом напоминают противоположных типов, таких как, жизнь и смерть, верх и низ, луна и солнце, земля и вода, правое и левое и т.д. Их можно собрать в единое целое и охарактеризовать мужское начало как юг или восток, Солнце и землевладелец. Также под это определение подойдут понятия: день, дом, старший, сильный, самец. А вот женская сущность будет полной противоположностью - запад и север, самка, младшая, слабая, Луна и др.

Марс и Венера

Символ Венеры отображается как замкнутый круг с крестиком, который направлен вниз. Иногда встречается другое название - «зеркало Венеры». Такое наименование символу дали из-за внешнего сходства. Этот знак олицетворяет собой красоту, женственность, теплоту, заботу и любовь.

Мужской знак - символ Марса - представляет собой такой же замкнутый кружок, но со стрелой, устремленной ввысь. Если представить себе циферблат, то стрелка должна указывать на два часа - это характерное бога войны. «Щит и копье Марса» - это еще одно название мужского знака.

Соединение этих двух знаков имеет несколько толкований. В первую очередь, стоит отметить одно из наиболее распространенных интерпретаций - это воплощение гетеросексуальности, то есть любви между представителями разных полов. Стоит отметить, что эта символика используется и для обозначения бисексуальности, только в этом случае знаки могут располагаться по-разному (на сегодняшний день нет единого обозначения).

Интересный факт: у транссексуалов тоже есть свои символы - мужской и женский знак накладывается друг на друга, образуя круг с крестом и стрелой. Соединение между собой мужского и женского знака не имеет четко определенного толкования. Так, этот символ может обозначать любовь, дружбу, крепкую привязанность и страсть.

Мужское и женское начало в символе «Инь-Янь»

Гласит: практически все в мире происходит под влиянием женского и мужского начала. «Инь» представляет собой женский символ, который является олицетворением пассивности и покорности. Мужской знак - «Янь», в свою очередь, выступает с позиций интенсивного развития и активности. Законы могут описать любое явление или событие в природе, предмет или действие, с точки зрения мужского и женского начала. Законам «Инь-Янь» подчиняются все живые существа на планете Земля, а также небесные светила. Например, знаки зодиака начинаются с мужского символа, а дальше происходит их чередование.

Гендерное начало в современном мире

Большинство представителей сильной и слабой половины человечества полностью разделяют идеи китайской философии. К примеру, практически каждый мужчина любит демонстрировать свое превосходство, недюжинную силу и даже самую маленькую победу в виде починенной табуретки. Женщины, в свою очередь, отличаются мягкостью и прекрасно развитой интуицией. Однако в современном мире все чаще встречаются женщины, которые обладают сильным и волевым характером, то есть им присущи черты мужского начала. Или, наоборот, характер мужчины отличается излишней мягкостью и даже трусостью. Это, конечно же, индивидуальные особенности, которые сложились под влиянием психологических черт характера и жизненных обстоятельств. Тем не менее самым удачным и прочным считается тот союз, в котором гармонично сочетается знак «Женщина и Мужчина».

Символы гендера

Символы мужской и имеют разнообразное толкование в разных религиях и культурах. Более того, есть некоторые не очень распространенные теории, которые предлагают совершенно иную интерпретацию всеми узнаваемых знаков. Тем не менее кружочки со стрелой и крестиком по-прежнему остаются характерными и наиболее известными. Знак «Женщина и Мужчина» - это одновременное воплощение разности и единства, между представителями противоположного пола и знак их непосредственной сущности. Гендерная символика - это незамысловатые знаки, которые скрывают в себе очень глубокий смысл мужской и женской сущности.

22.07.2015

Какая суть скрывается за формой кокошника

Вы когда-нибудь задумывались, почему некоторые из головных уборов, например, кокошники, имеют такую довольно необычную форму? Ведь если рассматривать кокошник с прагматической точки зрения, то с его помощью нельзя защититься от Солнца, дождя или снега, а значит в него изначально вкладывался совершенно другой смысл. Тогда какой именно?

В настоящее время, благодаря созданию специальных технических устройств, появилась возможность получить изображение биологического поля человека, которое представляет собой совокупность излучений человеческого тела в очень широком спектре частот. Фактически человек непрерывно пребывает в особом энергетическом коконе, который большинство людей в обычных условиях не воспринимает своим зрением. Сравнивая полученные с помощью этих технических устройств изображения биологического поля человека с формой кокошника, легко заметить между ними совершенно очевидное сходство. Поэтому логично предположить, что кокошник представляет собой материальный аспект светимости биологического тела человека, локально выделенный в области головы.

Можно предположить, что в древние времена, когда человек обладал способностью видения тонких планов существования материи, потребность в подобного рода головных уборах отсутствовала, так как девушка или женщина естественным образом воспринималась сияющей, а вот с того времени, как люди в большинстве своём утратили способность видеть окружающее человека биологическое поле, возникла потребовалось в создании определённых элементов одежды, с помощью которых можно было бы формировать и передавать невидящему человеку информацию о внутреннем состоянии женщины, её целостности и совершенстве. Поэтому кокошник не только повторяет форму биологического поля здоровой женщины, но и благодаря цвету (белый с оттенками синего, голубого, фиолетового и т.д.), а также различным украшениям и элементам отделки, способствует невербальной передаче информации о степени её духовного совершенства.

В связи с этим можно также обратить внимание на то, как раньше называли королей и царей - венценосная особа. Так называли потому, что венец (или корона) также символизирует собой ауру человека или нимб. Традиционно венец или корона изготавливались из золота или других драгоценных металлов и украшались драгоценными камнями, что на материальном плане должно было символизировать развитость соответствующего энергетического центра у данного человека (коронной чакры).


Значение головных уборов для наших Предков

Не так давно, буквально 50-200 лет назад строения-здания и одежда у людей имели совсем другой вид и были значительно богаче и наряднее, чем в настоящее время. Сейчас человека окружают многоэтажные зд ания-коробки из стекла и бетона с невысокими потолками и небольшими по объему помещениями, да и о дежда - унисекс, однообразная и тоже многоэтажная.

Посмотрим на одежду прошлого 18-19 века, на головные уборы. Известно, что мужчины оценивают женщин, разглядывая их сверху вниз, в то время, как женщины осматривают мужчину снизу вверх. Сейчас шляпки не в моде, в холодное время для защиты от холода надеваем шапочки и меховые уборы. А раньше были головные уборы весьма интересные и обязательными к ношению.

Ансамбль танца "Славица"

Во-первых, они выполняли защитную функцию, не только от холода, но и от энергетических загрязнений.

Как и одежда, головной убор наших бабушек и прабабушек (а также прапрапра- и дальше, дальше, в глубь веков), служил, в том числе, для социальной коммуникации. Каждый житель города, деревни или общины ориентировался в женской и мужской одежде, в символике вышивки и общем расположении элементов одежды куда как лучше, чем мы, современные, ориентируемся в моделях мобильных телефонов. По одежде и головному убору (а особенно женскому головному убору) всяк, проходящий мимо, даже не знакомый лично с этой женщиной, понимал, кто перед ним, каким социальным статусом обладает эта женщина и каково её семейное положение.

Молодая девушка, готовая к замужеству носила специальный девичий убор, который показывал окружающим во всей красе её волосы - исконный символ женской силы на Руси. Представлял он собой, чаще всего, красную ленту, повязанную по голове и сходящуюся под косой в своеобразный бант. Девушки, находящиеся на выданье имели право заплетать волосы в косу (чаще всего одну, замужние заплетали две) и носить волосы открытыми для всеобщего обозрения. И когда девушка выходила замуж, происходил особый обряд - прощания с косой. Это вовсе не обозначает, что молодой жене под корень срезали волосы. Просто с этого дня, после прощания с косой, после замужества, волосы уже замужней женщины навсегда уходили под платок, становясь невидимыми для окружающих. Вообще выставлять косу на обозрение, спускать её по спине, могли только женщины, не потерявшие свою девственность. Существовали, однако, специальные случаи, особо торжественные, когда женщина могла распустить свои волосы по плечам - похороны родителей (напомню, что смерть не считалась раньше таким уж горем), венчание, особо крупные славянские праздники. В случае появления у женщины внебрачных детей, или потери невинности она теряла возможность носить косу по спине или показывать макушку головы. Если женщина была замечена в распутном образе жизни, община могла обрезать ей челку, чтобы пометить таким образом «род занятий» женщины.

Спрятать свои волосы от чужого взгляда, будучи замужней, считалось настолько необходимым и важным, что даже свёкр не мог их отныне видеть (большим семейным скандалом могло заканчиваться подглядывание за супругой сына в процессе смены ею платков - дневного на ночной). Только другие женщины, в бане, могли видеть всю женскую мощь, которая теперь, после замужества, принадлежала единственному мужчине. Замужние женщины заплетали уже две косы, укладывая их по голове разнообразными способами, которые тщательно прятали под платок. И если женщина, жена, хозяйка, плохо прятала волосы, то «эзотерический» хозяин дома, домовой, мог начать ей мстить за это, устраивая некие специальные гадости. Ведь, показав волосы, женщина как бы отнимала у своего мужа свою энергетическую поддержку и подпитку, делилась своей женской силой, которая должна по праву принадлежать только одному мужчине. «Засветить волосы» было не только позором, но и энергетически неприятным действием, которое могло привести к разнообразным неприятностям в личной и «экономической» жизни семьи и женщины. Верили, что женщина (не девушка на выданье) с открытой головой имеет доступ к нечистой силе. В славянской мифологии с распущенными волосами ходили русалки и ведьмы, представители нечистой силы.

Подлинно руские головные уборы

Как ни странно, но названия самых популярных в современной России головных уборов заимствованы из иностранных языков — как, конеч-но, и сами уборы. «Шапка» ещё в Средние века заимствована из фран-цузского, «шляпа» явилась к нам из немецкого языка одновременно с возвращением Петра Великого из его знаменитого европейского во-яжа, а «кепка», конечно, не что иное, как обрусевшее английское cap или немецкое Kappi (в свою очередь, заимствованные из латыни). Что же касается подлинно руских головных уборов, то из них, пожалуй, широкой общественности доподлинно известен лишь кокошник — во множестве его разновидностей, но прежде всего тот, что Снегурочка и Василиса Прекрасная носят, не снимая, вкупе с неизбежной русой косой до пояса. А старшие поколения, наверно, представят себе толь-ко оренбургский платок, на самом деле распространившийся в евро-пейской части России лишь в XIX веке.

А между тем в дореволюционной России видов традиционного голов-ного убора — прежде всего, конечно, женского — было никак не меньше полусотни, и разнообразие причудливых фасонов, форм, материалов и украшений составляет одну из самых интересных страниц истории отечественного костюма и руской моды в её подлинном, всенародном понимании. К сожалению, эта страни-ца ещё не написана: отдельной монографии, исследующей историю и географию руского головного убора, пока не существует, несмотря на то что им — как неотъемлемой частью костюма — занимались мно-гие именитые руские этнографы.

Разнообразие женских головных уборов

С древних времён у девушек головным убором был металлический обруч. К нему прикреплялись височные кольца и налобные металлические украшения. У каждого славянского племени они были свои, особенные: браслетообразные у кривичей, семилопастные у вятичей, спиралевидные у северян и т.д. Иногда по видам височных колец археологами даже определяются границы расселения тех или иных племён. Крепились такие кольца у виска на металлический обруч или даже вплетались в волосы, одевались кольцом на ухо и т.д. Из праздничных уборов уже тогда существовало у девушек некое подобие кокошника, повязка, ("чело кичное") и венец, а из украшений - височные кольца, очелье, подвески, бляшки, пряжки.

Женский головной убор замужней женщины предполагал полное "покрытие" головы. В X-XI веке это подобие головного полотенца, которым оборачивали голову, так называемый повой. Несколько позже такое полотно будет богато украшаться и станет убрусом. В XII-XV веках женщины из богатых и знатных сословий используют целую комбинацию несколько уборов: повойник, убрус и поверх - кичка или круглая шапочка с мехом по краям (особенно зимой). Передняя часть кики позже становится съемной и получает название очелья (хотя по данным некоторых историков очелье могло существовать и раньше, и одеваться прямо на повой). Очелье особенно богато украшается жемчугом, бисером и т.д. У женщин украшения крепились уже не к волосам (как это бывало у девушек), а прямо к головному убору. Сначала это различные височные украшения, а к XIV - XV векам самыми распространёнными становятся рясы.

Женщины менее богатые и знатные в XI-XII веках и позже чаще носили сороки и менее дорогие убрусы, без богато-украшенной кички. Что касается платков, то как самостоятельный женский убор его начинают использовать где-то с XVII века. Тогда он начинает вытеснять убрусы и головные полотенца, становясь основным убором.

Символизм Макоши

От символизма Мировой Уточки Макоши, сидящей на макушке-холке Велеса-Ваала, получил своё название и народный головной убор руских женщин - кокошник. В допетровской Руси кокошник бытовал в боярской среде и ниже, а с приходом Петра I остался только в купеческой и крестьянской среде и так дожил до 19-го века.

Название «кокошник» происходит от древнеславянского «кокош», обозначавшего курицу или петуха. Кокошник делали на твёрдой основе, сверху украшали парчой, позументом, бисером, бусами, жемчугом, у наиболее богатых - драгоценными камнями. Кокошник (кокуй, кокошко) исполняется в виде опахала или округлого щита вкруг головы, это легонький веер из толстой бумаги, пришитый к шапочке или волоснику; он состоит из убраного начельника и донца, или начельника и волосинка, со спуском позади ленты. Кокошник - не только женский головной убор, но и украшение на фасадах зданий в руском стиле.

На рис. Кокошники, слева направо: 1 - кокошник Арзамасского уезда Нижегородской губернии, Руский Музей; 2 - руский кокошник; 3 - руский кокошник с изображением Макоши, стилизованным под пчелу; 4 - большой шлем из бронзы, Этрурия (7 век до н.э.), Национальный музей «Вилла Джулия», Рим.

Форма кокошника спереди напоминает корону, а с боку - утку. К последнему значению нас приводят и многочисленные руские слова того же корня: кока, коко - яйцо, кокач - пирог с кашей и с яйцами, кокош - курица наседка, кокиш - первые правильные перья гусиного крыла, для письма, кокоток - сустав перста, кокова - набалдашник, верхний наконечник, головка, резное украшенье на коньке избы, медные головки на санях, козлах повозок и пр.

Рис. Развитие образа и символизма кокошника, слева направо: 1 - славянский бог Велес с уткой-Макошей на голове; 2 - египетская богиня с двумя птицами на голове; 3 - царь Хафра (Хефрен) (середина 26 века до н.э.), Египет; 4, 5 - руские кокошники.

На представленном рисунке показано развитие образа и символизма руского кокошника. Сначала мы находим глубинную религиозную мифологию, скрытую в образе утки-Макоши, располагающейся на голове Велеса. На изображении Велеса непосредственно утка сидит на голове у него. Далее мы видим египетскую богиню в головном уборе, сделанном из двух птиц. Одна из них распласталась по голове, начиная формировать задний полог кокошника - нарядную сороку (заметьте, и птичье название сохранилось). Другая птица в гнезде продолжает сидеть на голове. На изображении царя Хефрена первая птица превратилась уже в просто полог-сороку, а верхняя сползла ближе к загривку царя. На руских кокошниках (4 и 5) головной убор уже практически совсем утратил птичьи черты, но сам символизм остался. Осталась и форма гнезда, которую формирует шапочка-начельник. Силуэт утки напоминает сама передняя часть кокошника. На фрагменте 4 мы видим также, что верхняя часть кокошника напоминает птицу, распростёршую крылья вниз - на голову. Кокошники заканчиваются задней частью - сорокой.

Другой руский национальный головной убор - кичка - также свой символизм черпал из звёздного славянского религиозного культа утки-Макоши (созвездие Плеяды), расположенной на голове (загривке) Велеса (созвездие Телец).

Рис. Развитие образа и символизма кички, слева направо: 1 - Велес в рогатом и кругоподобном головном уборе с звездой-уткой-Макошей в центре; 2 - египетский бог в рогатом головном уборе и с кругом; 3, 4 - на египетской фреске рога превратились в два пера Маат (Макоши) с солнцем внутри; 5 - руская кичка, Тамбовская губерния (19 в.); 6 - фрагмент узора; 7 - скифо-кобанская фигурка из Дагестана (6 в. до н.э.); 8 - рогатая кичка - свадебный головной убор казачки-некрасовки (начало 19 в.); 9 - рогатая Макошь, руская вышивка; 10 - руская кичка.

На рисунке отчётливо видно развитие образа славянского бога Велеса, держащего утку-Макошь с гнездом на голове. На фрагментах 3 и 4 рога превращаются в перья (страуса), которые и символизируют египетскую Маат (рускую Макошь). На кичке (5) имеется узор, который в увеличенном масштабе представлен на фрагменте 6. Он полностью схож с египетскими двумя перьями и солнцем между ними. О датировке культа Макоши см. п. 5.3.3.1. гл. VI. Отметим лишь, что древнейшее скульптурное изображение Макоши датировано 42-ым тысячелетием до н.э. и найдено на Руси, в селении Костёнки, Воронежская область. Поэтому и зарождение, и развитие культа Макоши мы вправе отнести в Руси и к славянству, а Египетское использование этого славянского культа Макоши-Маат рассматривать, как его продолжение, принесённого в долину Нила проторускими переселенцами. Проторусы принесли в Египет и культ славянского бога Велеса-Ваала, рога которого превратились в Египте в два пера.

Именно такое, соответствующее славянской религиозной мифологии наполнение, нёсла кичка. Этот руский головной убор имитировал рога коровы, что символизировало плодовитость его хозяйки. Рогатую кичку носили молодые замужние руские женщины, меняя её в старости на безрогую. У славянских замужних женщин долгое время (и поныне!) сохранялся способ повязывания платка, когда его угловые концы торчали на лбу в виде маленьких рожек. Они также имитировали рога коровы и символизировали производительный период в жизни женщины.

Отметим также, что в руских и др. славянских вышивках Макошь всегда изображалась и изображается рогатой. «Рогатыми» называют также и двух лосих-рожениц, её сопровождающих. Это Лада и Леля, отражающие космическую сущность славянства, они на звёздном небе - Большая и Малая Медведицы.

Всё вышесказанное касается и других руских головных традиционных уборов - шапки-ушанки, платка и косынки.

Рис. Развитие образа и символизма шапки-ушанки (третья и четвёртая слова) и косынки (крайняя справа).

В частности, слово «платок» происходит от руского «поле», что является исходной вотчиной Макоши. Этимология слова «косынка» напрямую происходит от имени Макоши. Академик Б.А. Рыбаков производил имя этой богини от руского mokos, где первый слог обозначает «Мать», а второй - «жребий, рок, судьбу». Так как Макошь в себе содержи и Долю и Недолю, то косынка - диагональная часть целого платка-поля (платенце, полотенце) - соотносится с Долей и плодовитостью. Что в словаре В. Даля подтверждается этимологически, например, кося кур. жеребёнок . К утке с косым крылом нас относит руское слово косоус - столярн, выкаченная гуськом полочка, карнизик.

Кока - так называют и в Твери неполный початок, веретено с початою пряжей, а коклюшкой называют точёную палочку для намотки ниток и плетенья поясков и кружев. Это вновь приводит нас к символизму Макоши, атрибутами которой является веретено, нитки и процесс плетения.

Помимо нити жизни, ассоциирующей с уткой и ей снесённым яйцом, Макошь также прядёт и нить смерти. Последнее значение также закреплено в словах с корнем кок: кокать, кокнуть что - бить или разбить, хлопнуть, ударить, кокошить кого - ниж. тамб. бить, колотить кулаками, кокшила - драчун, забияка, кокошать кого, кокшить - бить; убивать до смерти, лишать жизни, коковеть - остывать и твердеть, черстветь, мерзнуть, промерзать, коковень сиб. или кок-коковень - стужа, от которой все костенеет, коснеет, цепенеет.

Кстати, здесь мы пришли к этимологическому понятию значения слова кость - корень ко- + суфф. -сть = «Макошь/судьба/основа есть».

Подытожим:

Таким образом, мы пришли к заключению, что головной убор на Руси, а также на других территориях распространения славянства (Европа, досемитические Греция, Шумер и Египет):

1) являлся славянским религиозным культовым предметом;
2) отражал космический символизм славянской религии, а именно, расположение созвездия Плеяд-Макоши-утки (покровительствовавшего Руси, в частности, Москве), на холке у Тельца-Велеса-быка;
3) символизировал фазу плодовитости славянских женщин;
4) если убор содержал элементы, похожие на рога, то они символизировали Велеса;
5) остальная часть головного убора символизировала утку-Макошь и её гнездо.
Такое назначение головных уборов в большинстве случаев сохраняется по сегодняшний день.

Реконструкция древних женских головных уборов


Владимирский кокошник начала 20-го века.

Головной убор мерянки, жительницы Алабужского городища 7 в. н. э.

Костромской женский праздничный убор - "наклон". (Галич Мерьский)

Марийский женский головной убор "шурка"

Удмуртский женский головной убор "айшон"

Эрзянский женский головной убор "панго"

Женские головные уборы в картинах художников

К.Е.Маковский

М.Шанько. Девушка с Волги, 2006

А.И. Корзухин. Боярышня, 1882

М.Нестеров. Девушка в кокошнике. Портрет М.Нестеровой 1885

К.Е.Маковский. Боярыня у окна с прялкой


Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на

Изображение черепа многие считают знаком смерти. Это восприятие вполне объяснимо, потому, что поддерживается самой жизнью и некоторыми историческими фактами. Например, все видели рисунки черепа и костей на трансформаторных будках и столбах для электропроводов. Иногда с помощью трафаретов под этими картинками делаются надписи: "Не влезай - убьет!" . Не менее красноречиво смотрятся знаки черепов на шкафах или пузырьках с ядами. В таких случаях рисунки черепа являются недвусмысленным предупреждением о возможной смерти из-за неосторожного поведения.

Исторический факт, который однозначно связал символику черепа со смертью, - использование образа мертвой головы на шевронах, фуражках и касках войск СС в фашистской Германии. В этом случае и не скрывалось, что череп - свидетельство готовности этих людей к безжалостному уничтожению всех, кто мешает торжеству идей нацизма.

И все же не стоит сводить символику мертвой головы лишь к идее уничтожения. На самом деле мировая культура предоставляет гораздо больше свидетельств совсем другого. Образ черепа изначально трактовался самыми разными народами как знак скорее бессмертия, силы жизни, плодородия, божественной мудрости, знаний, защиты предков. Воины воспринимали его как эмблему доблести и готовности отдать жизнь в бою за Родину.

Древняя жизнеутверждающая символика мертвой головы

берет свое начало еще с раннего палеолита. Люди каменного и бронзового веков почитали черепа мертвых как сильные обереги, вместилища особой энергии. К таким выводам пришли этнографы после анализа древнейших могильников и святилищ, найденных в процессе раскопок в Европе, Азии, Африке, Австралии и обеих Америках. Люди прошлого делали из черепов предмет поклонения. Они обрабатывали их с помощью травяных отваров, полировали, украшали резьбой, обтягивали кожей, оправляли в золото и серебро. После этого черепа помещались в родовые усыпальницы и священные места. Там они должны были охранять почитающие их племена от болезней и гибели, неурожаев, падежа скотины, женского бесплодия и прочих бед и неприятностей.

Языческие поверья многих народов утверждали, что именно в голове, то есть в черепе, сосредоточены все жизнеобеспечивающие качества личности. Поэтому такой желанной добычей для любого воина был череп врага, который часто использовался в качестве пиршественной чаши. Это означало взять себе силу и доблесть погибшего. Недаром печенежский князь Куря сделал себе роскошную чашу из головы убитого им великого воина князя Святослава, сына Ольги. Кроме того, у многих племен головами (часто - предков) было принято охранять свои поселения, амбары, загоны для животных. Считалось, что череп, зарытый в поле, поможет земле дать хороший урожай и убережет ее от засухи.

В более поздние времена поклонение черепу приняло более сложные формы. Он стал ассоциироваться с тем или иным божеством, делаясь его атрибутом.

Финикийская богиня луны, природы, материнства, урожая и изобилия Астарта (Иштар) иногда изображалась стоящей на груде черепов. Это подчеркивало ее связь с подземным миром мертвых, который становится источником жизни.

Древнеегипетская сестра и супруга Осириса Исида , которая была одной из вариаций Астарты, на редких рисунках тоже стоит рядом с мертвыми головами и как будто беседует с ними.

У древних греков одной из наиболее почитаемых олимпийских богинь была Афина , которая ассоциировалась с мудростью и законом, покровительствовала носителям знания, являлась персонификацией знаний, которые лежат в основе мироздания. Она родилась из головы Зевса, на ее щите была изображена тоже голова - Медузы Горгоны .

Скандинавский громовержец Тор носил кольцо, на котором, кроме всего прочего, была выбит череп. У викингов вообще чрезвычайно часто встречались рисунки и орнаменты, частью которых были бородатые мертвые головы предков, которые дают разные предсказания и советы склонившимся над ним людям.

Кельты тоже почитали черепа как священные предметы поклонения. Они считали их вместилищами души, самой сутью бытия. Кельты верили, что голова даже после смерти тела может продолжать полноценно жить, становясь особого рода божеством.

Древнеславянский бог солнца и плодородия Ярило в одной из рук держит череп. Наши предки считали мертвую голову превосходным оберегом от нечистой силы и болезней, поэтому не только насаживали черепа на колья около жилищ, но и клали их в постели.

Человеческий череп, инкрустированный металлом и бирюзой.

Изображение богини Астарты. Каменный барельеф.

Череп - символ бога Тора

Христианская символика адамовой головы

тоже говорит не только о смерти, но и о вечной жизни через воскрешение. Всем известно, что на традиционном христианском распятии, кроме фигуры распятого Спасителя, изображен череп. Он находится внизу всей композиции и обозначает Адама, грехи которого Иисус омыл своей жертвенной кровью и тем самым искупил. Такая изобразительная традиция характерна как для православных, так и для католических и протестантских крестов, в том числе и могильных. Подробнее об этом, и многих других погребальных традициях, Вы можете прочитать на сайте компании "Данила-Мастер".

Само слово Голгофа (название горы, где был распят Христос) переводится с древнееврейского как "место лба (черепа)". Христианские отцы церкви, ссылаясь на древних раввинов, в один голос утверждали, что это название дала горе именно могила Адама. Кровь Иисуса освятила череп, и с этого момента адамова голова стала символом спасения человечества от грехов, знаком искупления и воскресения из мертвых. На старых христианских фресках можно увидеть рисунок черепа, наполненного кровью. Так он ассоциируется еще и со Святым Граалем.

Черепа украшают кресты и облачения православных монахов схимников, которые отказались от материального мира, чтобы возродить свою душу к вечной жизни. Один из общеизвестных исторических примеров такого рода - это рассказ о русских воинах-черноризцах Пересвете и Ослябе, которых Сергий Радонежский дал Московскому великому князю Дмитрию Ивановичу для битвы с монгольским войском на Куликовом поле. Их видели издалека благодаря не только черному облачению, но и ярким белым знакам черепов на ней. Оба монаха погибли за веру и землю Русскую.

Католическое христианство тоже почитало адамову голову не только как знак смерти и бренности, но и в качестве священного предмета, дающего жизнь и здоровье, укрепляющего веру. Особенно ярко это проявилось в период раннего Средневековья. Нередко в западных монастырях и церквях черепа местных святых употреблялись в качестве чаш, из которых пили для излечения от эпилепсии, лихорадки, для предотвращения эпидемии чумы. Эти священные сосуды оковывались серебром, орнаментировались узорами и покрывались символическими знаками.

Старец Зосима (в схиме Захария)

На Востоке

религии которого признают бренную жизнь злом, а смерть благом, череп воспринимается вместилищем интеллекта, духа и энергии жизни. Древние шаманы использовали настоящие мертвые головы и их изображения во время отправления культов. После распространения буддизма поклонение черепам прекратилось, но они остались в атрибутике новой религии как особого рода священные предметы, с помощью которых можно общаться с душами. Индуизм тоже почитает изображение черепа. Богиня Кали часто изображается с ожерельем из 50-ти (по количеству букв в санскритском алфавите) черепов, которые символизируют череду перевоплощений человеческой души. Кроме того, на буддистском Востоке смерть через отсечение головы считалась священной инициацией, наилучшим выходом души из тела в конце ее земного существования.

Сибирский шаман. Восковая фигура.

Символика тайных сообществ

тоже нередко включает в себя рисунок мертвой головы. Монахами ордена тамплиеров череп воспринимался вместилищем тайного знания. Он изображался в центре восьмиконечного креста, который вручался новопосвященному в братство храмовников. У различных масонских лож череп использовался в обряде посвящения или геральдике как воплощение стойкости при хранении тайны, знаний о бренности бытия, смерти. Некоторые ложи и называются соответственно: "Мертвая голова" (в Москве и Петербурге), (Йель, США).

Общество "Череп и кости". 19в. Йель, США.

Веселый Роджер

Это еще одна знаковая ипостась мертвой головы. Многие считают его символом пиратства. Но этот улыбающийся череп с перекрещенными под ним саблями на самом деле был характерным знаком совсем не многих пиратских экипажей и их предводителей. Пожалуй, точно его использовали только Калико Джек Рэкхам, Эммануэль Уинн, Кристофер Кондента и Эдвард Инглэнд. Остальные предводители вольных разбойничьих судов предпочитали другие узнаваемые картинки. Пиратские черепа выглядели по-разному, но у всех был один повторяющийся признак: улыбка. Она говорила о том, что ходящие под флагом Веселого Роджера джентльмены удачи берут на абордаж чужие суда не убийства ради, а всего лишь для грабежа и взятия пленных, за которых можно получить хороший выкуп.

Современная стилизация символа пиратства.

Воинская символика разных времен и племен

тоже многократно воплощала образ черепа. В Европе впервые он появляется в XII веке на знамени и шлемах духовно-рыцарского ордена Благой Смерти . А с середины XVIII века этот знак приобретает огромную популярность в разных европейских армиях. После смерти прусского короля Фридриха-Вильгельма I в его честь были сформированы полки Королевских лейб-гусар, эмблемой которых были череп и кости. Впоследствии она перешла в наследство Веймарской армии и войскам Третьего Рейха . В XIX веке символ мертвой головы появился на штандартах Черного легиона - гусар Брауншвейгского полка, которые воевали с наполеоновской армией. Во время Крымской войны британские уланы героически сражались под Балаклавой и в награду получили эмблему с черепом и надписью "Слава или Смерть". Она сохранилась в полку до сих пор. Подобная символика неоднократно использовалась разными родами европейских войск как во времена 1-ой, так и 2-ой Мировых войн, причем обеими сторонами конфликтов.

Гербовая нацистская символика.

В России адамовой голове всегда придавали большое духовное значение и связывали ее с православием. Ее изображение использовали не только сражавшиеся с врагом монахи, но и обычные воины.

На Куликовом поле черное знамя с черепом развевалось над Засадным полком князя Владимира Серпуховского Храброго.

Михаил Воротынский (воевода Ивана Грозного) победил малым войском под Молодями огромные силы крымского хана Девлет Гирея. Храбростью отличился передовой полк опричника Хворостинина, который бился под стягом с адамовой головой.

gastroguru © 2017