Типы подчинения в спп. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными

Термином «СПП» следует обозначать только двухкомпонентное СП , т.е. состоящее из главной части и придаточной. Термин «СПП с несколькими придаточными» означает особый вид СП – усложнённое СП, в котором подчинительная связь реализуется более одного раза.

СПП с несколькими придаточными включают конструкцию элементарного СПП, форма которого в них повторяется многократно . Каждая придаточная часть поясняет ту или иную предикативную часть, связывается с ней посредством союза, союзного слова или других средств. При этом понятие главной части становится относительным , так как одна и та же предикативная единица может быть зависимой от другой и в то же время господствующей по отношению к ней.

СПП с несколькими придаточными различаются своим построением:

Все придаточные могут быть одноименными (т.е. иметь одно значение) с одинаковым отношением: они относятся к одному и тому же слову главной части или ко всей главной части в целом. Такие придаточные считаются однородными и соподчиненными :

1) Слышно было, как на улице скрипели полозья, как проезжали к фабрике углевозы и как хрипло покрикивали на лошадей полузамерзшие люди (М.-Сиб.);

2) В праздничные дни хозяин нарочно приискивал какое-нибудь дело, лишь бы занять чем-нибудь время, лишь бы не был батрак его без работы (Шол.).

Неоднородными являются придаточные, разные по значению (при одинаковой отнесенности к главной части), а также одинаковые по значению, но отнесенные к разным словам главной части. Возможны такие комбинации придаточных частей:

1) Дело не в том, как называли ее, а в том, что она улица удивительная! (С. Бар.);

2) Хотя в посадках было почти сухо, Ковтуну от потери крови казалось, что он при каждом шаге вытягивает ноги откуда-то глубоко из-под земли (Сим.);

3) Пока еще не стемнело, мы вышли из лесу, так как боялись заблудиться.

Однако частооднородные и неоднородные придаточные присутствуют в сложноподчиненном предложении одновременно : И может быть, именно потому, что дорога всегда радует солдата, а сборы всегда немного хлопотны, никто из нас - ни офицеры, ни часовые, ни мы, таскавшие к машинам технику, - не заметили того, что следовало заметить или хотя бы услышать (С. Бар.).

Придаточные могут образовывать последовательную цепь: первая относится к главной, вторая к первой придаточной, третья ко второй и т.д. Такое подчинение считается последовательным, а придаточные - соответственно придаточными первой степени, придаточными второй степени и т.д . Например:

1) Поражало безмолвных посетителей филиала то, что хористы, рассеянные в разных местах, пели очень складно, как будто весь хор стоял, не спуская глаз с невидимого дирижера (Булг.);

Последовательно подчиненные придаточные и придаточные однородные и неоднородные могут совмещаться в пределах одного сложного предложения:

1) Я жил, работал, любил, страдал, надеялся, мечтал, зная только одно, - что рано или поздно, в зрелом возрасте или, может быть, даже в старости, но я начну писать, вовсе не оттого, что я поставил себе такую задачу, а потому, что этого требовало мое существо (Пауст.);

2) Пока сидел ты в школе, на уроках, мать слезы вытерла, чтоб ты не знал, что есть нужда и что она жестока (Люк.).

2. Многочленное сложноподчиненное предложение может иметь две (или несколько) главные части с общей (или общими) придаточной. Как правило, это предложения с придаточной частью, отнесенной ко всей главной в целом (в данном случае одновременно к двум или даже трем). Это придаточные с обстоятельственными значениями, чаще временными и условными.

1) ...Когда происходило действие этого рассказа, валы были еще покрыты зарослями жимолости и боярышника и в них гнездились птицы (Пауст.);

2) ...Когда Вронский подъезжал на всей рыси коренного, вытягивавшего скакавших уже без вожжей по грязи пристяжных, солнце опять выглянуло, и крыши дач, старые липы садов по обеим сторонам главной улицы блестели мокрым блеском, и с ветвей весело капала, а с крыш бежала вода (Л. Т.).

Реже встречаются конструкции с присловной зависимостью, например местоименно-союзного соотносительного типа : Ляля спала так спокойно и в ее ресницах, казалось, роились такие хорошие сны, что Наталья Петровна не решилась разбудить дочь (Пауст.) - и предложения присубстантивно-определительного типа: Там было море и там была степь, которых Петя еще никогда не видел наяву (Кат.).

Урок 15. Сложноподчинённое предложение с двумя или несколькими придаточным.

I.Неоднородные придаточные имеют разное значение, отвечают на разные вопросы или зависят от разных слов в главном предложении. Например:
(Если бы мне иметь сто жизней), [они не насытили бы всей жажды познания], (которая сжигает меня). (В. Брюсов) - (союз если), [ сущ.], (с.слово которая).
Связь неоднородных придаточных с главным предложением называется
параллельным подчинением.
II. Ко второму виду сложноподчинённых предложений с двумя или несколькими придаточными относятся такие, в которых придаточные предложения образуют «цепочку»: первое придаточное относится к главному предложению (придаточное 1-й степени), второе придаточное относится к придаточному 1-й степени (придаточное 2-й степени) и т. д. Например:
[Она пришла в ужас"], (когда узнала), (что письмо нёс отец) (Ф. Достоевский) - , (с. когда глаг.), (с. что).
Такая связь придаточных предложений с главным называется последовательным подчинением.
При последовательном подчинении одно придаточное может быть внутри другого; в этом случае рядом могут оказаться два подчинительных союза: что и если, что и когда, что и так как и т. п. (о знаках препинания на стыке союзов см. раздел «Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с двумя и несколькими придаточными»). Например:
[Вода обрушилась так страшно], (что, (когда солдаты бежали внизу), им вдогонку уже летели бушующие потоки) (М. Булгаков).
[ук.сл. так + нареч.], (что, (когда),").
В сложноподчинённых предложениях с тремя и более придаточными могут быть и более сложные комбинации придаточных, например:
(Кто в молодости не связал себя прочными связями с внешним и прекрасным делом или, по крайней мере, с простым, но честным и полезным трудом), [тот может считать свою молодость бесследно потерянною], (как бы весело она ни прошла) и (сколько бы приятных воспоминаний она ни оставила).
(кто), [местоим.], (как ни), (сколько ни). (Сложноподчинённое предложение с тремя придаточными, с параллельным и однородным подчинением).
Ш. Знаки препинания в сложных предложениях с несколькими придаточными. Однородные придаточные.
В сложноподчиненном предложении (СПП) может быть две части – одна главная, другая зависимая, придаточная. Можно говорить о трех типах соединения придаточных частей с главной.
1. Все придаточные присоединяются к главной части, при этом между придаточными связи нет. Это неоднородное (параллельное) подчинение. Если выпадет снег, мы пойдем гулять, чтобы поиграть в снежки.
2. Ко второму виду сложноподчинённых предложений с двумя или несколькими придаточными относятся такие, в которых придаточные предложения образуют «цепочку»: первое придаточное относится к главному предложению (придаточное 1-й степени), второе придаточное относится к придаточному 1-й степени (придаточное 2-й степени) и т. д. Это последовательное подчинение. Я расстроился, потому что услышал, что завтра опять будет идти дождь.
3. Все придаточные относятся к главной части, при этом являются однотипными, связаны между собой, относятся одному и тому же слову или одинаково характеризуют главную часть. Это однородное подчинение. Этой зимой все мечтают, когда же выпадет снег и (когда) люди смогут покататься на лыжах.
Между однородными придаточными частями знаки препинания ставят, используя правило расстановки запятых между однородными членами предложения. Это означает, что:
1. Если части не соединены союзом, между ними ставится запятая: Звери в лесу рассказывали друг другу, что у лисички избушка ледяная, что она растает с первыми лучами солнца, что тогда лисичка съест соседа и переберется к нему в дом.
2. Если две однородные части соединены неповторяющимся соединительным или разделительным союзом, то между частями запятая не ставится: Добрый и глупый заяц надеялся, что за зиму они с лисой подружатся и что она уже не захочет есть ближайшего соседа и лучшего друга.
3. Если однородные части соединены повторяющимися союзами, перед каждой частью ставится запятая: Лиса мечтала, как она съест соседа, и как переберется в его добротную избушку, и как пригласит на новоселье всех подруг.
Однородность таких придаточных определяется тем, что они отвечают на один вопрос и вводятся одним и тем же союзным средством. У последнего в ряду придаточного союзное средство может быть опущено, но легко восстанавливается: Лиса съела зайчика (когда?), когда наступила весна и [когда] её домик растаял.

Тип многочленного СПП

Схема

Пример

1. СПП с последовательным подчинением придаточных.

В нем главная часть является главной только для одной из придаточных, которая в свою очередь является главной для следующей придаточной часть и т.д.

Когда он вышел за ограду скита, чтобы поспеть в монастырь к началу обеда у игумена, у него вдруг больно сжалось сердце (Д.).

(когда ), (чтобы ), .

2. СПП с однородным соподчинением.

Придаточные относятся к одному и тому же слову главного или ко всему главному и принадлежат к одному структурно-семантическому типу. При этом подчинительный союз, начинающий вторую придаточную часть, может отсутствовать.

Наконец доложили, что самовар подан и батюшка ожидает в столовой (С.-Щ.).

[ ] , (что )и ()

3. СПП с неоднородным (параллельным) соподчинением.

Придаточные относятся:

1) к разным словам главного предложения или одна часть ко всему главному, а другая – к одному из его слов;

2) к одному слову, но различаются по своим структурно-семантическим типам.

Припоминаю солнце, вдруг осветившее комнату, когда подняли шторы, и затрещавшую печку, которую кто-то затопил… (Д.).

[ , (когда ), ] , (которую ).

Таблица 16 15

Бессоюзные сложные предложения

Тип БСП

Пример

БСП со значением перечисления

По своим значениям они делятся на две группы:

1) со значением одновременности перечисляемых событий;

2) со значением их последовательности.

Офицеры торопливо пили чай и завтракали, солдаты пережевывали сухари… (Л. Т.).

Массивная дверь с бронзовыми львиными мордами немедленно распахнулась, выглянул швейцар в богатой ливрее с золотыми позументами (Б. А.)

БСП со значением сопоставления

В них сообщение, заключенное в первой части, сопоставляется с сообщением, заключенным во второй части (или противопоставляется ему).

На ольмюцком смотру он был величавее, здесь он был веселее и энергичнее (Л. Т.).

БСП со значением пояснения

В таких предложениях первая часть нередко включает в себя слова следующее, только одно или указательные словатаков, так.

Кабинет тоже изменился: покойные кожаные кресла исчезли, вместо них появилось три ряда простых стульев, а у стены стояли две школьных доски… (Б. А.).

БСП с условно-следственным и временным значением

Если сказуемые предикативных частей в таких предложениях выражаются формами сослагательного наклонения, то предложение имеет значение ирреальной обусловленности.

Если сказуемые предикативных частей выражаются формами изъявительного наклонения, то предложение имеет значение реальной возможности.

Особую подгруппу составляют предложения с обобщенным значением. Части этих предложений имеют обобщенно-личную форму или сказуемые – инфинитивы.

Вот тебе испить захочется – я водички подам… (С.-Щ.).

Поспешишь – людей насмешишь (посл.).

БСП со значением причины во второй части.

В первый миг охватило жгучее разочарование: в комнате никого не было (Б. А.).

БСП со значением следствия во второй части.

В начале 2 части могут употребляться частица так, наречияпоэтому, оттого.

Я меньше всех: оттого он меня и мучит.

БСП с изъяснительно-объектным значением Первая часть содержит в себе слово со значением восприятия речи, мысли, чувства или слова, указывающее на эти процессы, а вторая часть выражает объект этих процессов, раскрывает их содержание.

Одно я знаю наверное – творения рук и сердца делают человека всемогущим, всесильным и бессмертным (Вайнеры).

1Типы цельных словосочетаний даны по книге

2Типы предложений по характеру предикативных отношений даны по книге Лекант П. А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. М., 2004.

3Функциональные типы предложений даны по книге Лекант П. А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. М., 2004.

4Типы подлежащего даны по книге Лекант П. А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. М., 2004.

5Типы сказуемого даны по книге Лекант П. А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. М., 2004.

6Типы сказуемого даны по книге Лекант П. А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. М., 2004.

7Типы сказуемого даны по книге Лекант П. А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. М., 2004.

8Типы ДСПП даны по книге Лекант П. А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. М., 2004.

9Типы второстепенных членов предложения даны по книге

10Типы глагольных ОСПП даны по книге Лекант П. А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. М., 2004.

11Типы именных ОСПП даны по книге Лекант П. А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. М., 2004.

12Типы сложносочиненных предложений даны по книге

13Типы СПП нерасчлененной структуры даны по книге Русская грамматика. М., 1980, т. 2

14Типы СПП расчлененной структуры даны по книге Современный русский язык. В 3 ч. Ч. 3. Синтаксис. Пунктуация – В. В. Бабайцева, Л. Ю. Максимов. – М., 1987.

15Типы бессоюзных сложных предложений даны по книге Современный русский язык. В 3 ч. Ч. 3. Синтаксис. Пунктуация – В. В. Бабайцева, Л. Ю. Максимов. – М., 1987.

В СПП может быть более одного придаточного предложения. В этом случае важно понять, как все части сложного предложения связаны между собой, что чему подчиняется. Возможны три вида:

1) последовательное подчинение,
2) параллельное подчинение,
3) однородное подчинение.

Последовательное подчинение

При последовательном подчинении образуется цепочка предложений: главному предложению подчиняется первое придаточное, первому придаточному – второе придаточное и т.д. При этом виде подчинения каждое придаточное является главным для последующего придаточного.

Пример: [Она пришла в ужас"], (когда узнала), (что письмо нёс отец) (Ф. Достоевский) - , (с. когда глаг.), (с. что).


придаточные предложения образуют цепочку: первое придаточное относится к главному предложению (придаточное 1-й степени), второе придаточное относится к придаточному 1-й степени (придаточное 2-й степени) и т. д.

Параллельное подчинение

Если к одному главному предложению относятся придаточные разных типов, то образуется параллельное подчинение. При этом виде подчинения оба придаточных относятся к одному главному. Важно, что эти придаточные разных типов и они отвечают на разные вопросы.

Пример: Параллельное подчинение

(Если бы мне иметь сто жизней), [они не насытили бы всей жажды познания], (которая сжигает меня) (В. Брю­сов) - (союз если), [ сущ.], (с.слово которая).

Неоднородные придаточные имеют разное значение, отвечают на разные вопросы или зависят от разных слов в предложении.

Однородное подчинение

Если придаточные предложения являются предложениями одного типа и относятся к одному и тому же члену главного предложения или всему главному в целом, то образуется однородное подчинение. При однородном подчинении придаточные отвечают на один и тот же вопрос.

Пример: [Но грустно думать], (что напрасно была нам мо­лодость дана), (что изменяли ей всечасно), (что обманула нас она)... (А. Пушкин) - [глагол], (союз что), (союз что), (союз что)...


Однородные придаточные, как и однородные члены, имеют одинаковое значение, отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного слова в главном предложении. Между собой однородные придаточные могут быть связаны сочинительными союзами или бессоюзно (только с" помощью интонации).

Основные виды СПП с несколькими придаточными
9 класс
Цели урока:
1) определение значений, способов и последовательности
присоединения нескольких
придаточных предложений к главному;
2) развитие навыков составления схем СПП с несколькими
придаточными; развитие навыков пунктуационной зоркости в
указанных видах предложений;
3) развитие творческих способностей учащихся, ораторского
мастерства.
Наглядность урока: интерактивная доска, презентация
Ход урока.
І. Оргмомент (слайд 2)
Добрый день, ребята, садитесь, пожалуйста. Запишите в
тетрадях число, классная работа. Сегодня 14 февраля. Во многих
странах мира в этот день отмечается День святого Валентина или
День всех влюбленных. И на Руси был свой праздник влюбленных,
вот только отмечался он не зимой, а в начале лета. Он был связан с
легендарной историей любви Петра и Февронии. В какое бы время
года его не отмечали, хорошо, что есть такой прекрасный праздник
Любви. Ведь, говорят, что любовь ­это счастье.
ФИЛЬМ (СЛАЙД 3)
­Как вы думаете, о чём мы сегодня с вами на уроке будем
говорить?
1

(Сегодня мы поговорим о счастье)
­­Вы бы смогли узнать в толпе счастливого человека? А как?
(По улыбке). Правильно. Поэтому эпиграфом к нашему уроку и
будут слова голландского философа Бенедикта Спинозы: «Если вы
хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое
хорошее настроение».
Давайте и мы с вами друг другу улыбнёмся и подарим
прекрасное настроение.
ІІ. Проверка усвоенного материала.
1. Беседа:
­ Что такое счастье? (слайд 5)
­Ребята, найдите в словарях ответ на данный вопрос. Я
предлагаю вам толкование данного слова из Википедии.
аа
Сч стье - душевное состояние человека, при котором он
испытывает внутреннюю удовлетворённость условиями своего
бытия, полноту и осмысленность жизни, а также осуществление
своего назначения. (Википедия)


докажите (СПП с придаточным определительным.)
А вот афоризм. Счастье – это бабочка, которую никак не
поймаешь. Но когда перестаешь за ней гоняться, она вдруг
сама садится тебе на плечо.
Задание: с позиции изучения СПП определите, какое это
предложение, назовите вид придаточного, обоснованно
докажите
1. (СПП с придаточным определительным.)
2. СПП с придаточного времени)
2

2. Составление кластера «Что же такое счастье?» (на
листах) (слайд 7)
o Что для вас значит понятие счастье?

СЧАСТЬЕ
3. Творческая работа (Слайд 8).
Микроцель: составить СПП с разными видами придаточных на
тему: «Счастье». Указать вид придаточного.
­А какое вам нужно составить СПП, вы узнаете, если
возьмёте в руки валентинки.
Что такое счастье?
Определительное Человека, который..., можно назвать
1
счастливым.
2 Изъяснительное Мое счастье в том, чтобы...
3 Условия
Причины
Если вы..., то тогда, вы ­ счастливы.
Для меня это было настоящим счастьем,
4
5 Времени
потому что...
Человек счастлив, когда он...
3

6 Цели
7 Места
Для того чтобы быть счастливым всегда, ...
Человек может быть счастлив только там, где...
2. Проверка выполненной творческой работы: обучающиеся
читают свои предложения, называя виды придаточных (слайд9).
ІІІ. Погружение в тему урока.
3. Работа с эпиграфом (слайд 10).
­Вернёмся к нашему эпиграфу.
Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей
сначала свое хорошее настроение.
Б. Спиноза
4.Синтаксическая пятиминутка.
­Спишите это предложение
Микроцель:
1) подчеркните
(эпиграф);
грамматическую основу предложения
2) расставьте знаки препинания;

3) выделите схематически главное и придаточное
предложения.
3) определите количество придаточных;
4) указажите виды придаточных предложени;
­В чём различие от предыдущих предложений, структуру которых
мы изучали ранее?(не одно придаточное, а несколько).
4

­Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок?
(СПП с
несколькими придаточными.)
Запишите тему урока.
Какую цель для себя вы поставите на этом уроке?
­Выяснить
особенности сложноподчинённых предложений с
несколькими придаточными.
А задачи?

1) узнать о типах СПП с несколькими придаточными;

2) научиться определять значения СПП с несколькими

3) строить такие предложения; составлять схемы СПП
4) развитие навыков пунктуационной зоркости в
5) развитие творческих способностей учащихся
предложениями;
предложениями;
с несколькими придаточными;
с несколькими придаточными;
указанных видах предложений;
указанных видах предложений;
А для чего нам необходимо изучать данные виды предложений?
(зад. 13 на ОГЭ)
Итак, сегодня на уроке мы начинаем работу над СПП с
несколькими придаточными.
5. Актуализация темы, работа с учебником (чтение
теоретической части) (слайд 11 – 17).
­В с.п. предложении с несколькими придаточными возможны разные
виды подчинительной связи. А какие? Это вы узнаете, выполнив
небольшое исследование. Когда вы заходили на урок, вам
предложено было выбрать карточку по цвету. Итак, пересядьте,
согласно цвету карточек.
Ваша задача. Выберите куратора группы.
5

6. Рефлексия.
V. Подведение итогов.
Давайте вспомним, какие виды предложений мы исследовали?
Рефлексия Микроцель: закончить предложения (на рефлективных
листах.).
Подумайте, что сегодня у вас получилось, а над чем ещё нужно
поработать, запишите свои выводы на рефлективных листах.
Оцените свою работу на уроке
Сегодня я
узнал об
СПП…
Об СПП с
несколькими
придаточными
в дальнейшем
хочу узнать…
Интересной
была мысль
Было
легко….
Было
трудно…
о…
Сочинение 15.3 «Что такое
VI. Домашнее задание: Сочинение 15.3 «Что такое
счастье? » (по тексту варианта 2 сайт
Захарьиной), дополнительно зад.13 сайт
«Незнайка».
«Незнайка».
Резерв. Выход на
тему
следующег
о урока
Сопоставим 2 предложения.
[Бывает], (что, (если не повезло
с утра), не везёт весь день).
[ …. ], (что, (если …), …).
[Бывает], (что (если не повезло
с утра), то не везёт весь день).
[ …. ], (что (если …), то …).
­ Почему на стыке союзов в
первом предложении стоит
запятая, а во втором нет?
Фронтальна
я работа
7

Тема следующего урока
«Пунктуация в СПП с
несколькими придаточными».

gastroguru © 2017