Выбор читателей
Популярные статьи
Евгений Велтистов прославился своей тетралогией об Электронике. В нее вошли книги "Электроник - мальчик из чемодана" (1964 г), "Рэсси - неуловимый друг" (1971 г), "Победитель невозможного" (1975 г), "Новые приключения Электроника" (1989 г).
Герои книги - семиклассники, а затем восьмиклассники семидесятых, которые встречаются с чудесным кибернетическим мальчиком, созданным профессором Громовым. Случайно увидев в журнале фото Сергея Сыроежкина, Громов решает подарить своему творению этого озорного мальчишки.
Так случилось, что Сергей и Электроник встретились. На этом построен сюжет книги. Сбылась мечта Сыроежкина. Кибернетический двойник стал ходить за него в школу, поражая учителей и своими необыкновенными способностями. У Электроника появилось много друзей, он стал нравиться девочке Майе, и Сыроежкин понял, как это грустно, когда твое место занято. Он находит в себе мужество рассказать правду.
Дружба Электроника и Сыроежкина дала героям то, чего у них не было: Сыроежкин понял, как важно всего добиваться самому, а Электроник обрел способность испытывать эмоции.
В повести "Рэсси - неуловимый друг" Электроник создает кибернетическую собаку, которая становится помощником в борьбе с отрицательным героем фон Кругом, который губит , делая из них воров. Сыроежкина снова путают с Электроником. Его похищает помощник фон Круга Мик Урри, чтобы , как профессору Громову удалось создать робота, наделенного человеческими эмоциями. Но друзья с помощью Рэсси наказывают злодея.
В третьей части, которая "Победитель невозможного", герои, ставшие восьмиклассниками, делают открытия, которые не под силу ученым. Они ссорятся, мирятся, как обычные дети, но наука увлекает их больше всего.
В четвертой части "Новые приключения Электроника" Громов создает девочку - робота Элечку. События повести разворачиваются в пионерском лагере, где Элечка, общаясь с детьми, становится похожей на человека. Ее волнуют вопросы, которые важны для подростков. Она спрашивает у Электроника, что такое любовь и ищет ответ на этот непростой вопрос.
Электроник и Элечка в конце книги становятся людьми.
Евгений Велтистов после успеха книги создал сценарий фильма "Приключения Электроника", который с удовольствием смотрят современные дети. Электроника они знают по фильму, а не по книге.
Фантастический фильм о достижениях советской науки, впервые создавшей под руководством профессора Громова, робота, полной копией реального мальчика. Вся суть фильма в том, что робот захотел овладеть человеческими чувствами.
Роль Сергей Сыроежкин Актёр Юрий Торсуев |
|
В связи с тем, что у актёра ломался голос и было не очень хорошее произношение, озвучиванием роли занималась Ирина Гришина, а вокал Елена Камбурова | |
Роль Электроник Актёр Владимир Торсуев |
|
В связи с тем, что у актёра ломался голос и было не очень хорошее произношение, озвучиванием роли занималась Надежда Подъяпольская, а вокал Елена Шуенкова | |
Роль Макар Степанович Гусев "Гусь" Актёр Василий Скромный |
|
Роль Вова Корольков "Профессор" Актёр Максим Калинин |
|
Роль Виктор Смирнов Актёр Дмитрий Максимов |
|
Роль Чижиков-"Рыжиков" Актёр Евгений Лившиц |
|
Роль Майя Светлова "Майка" Актриса Оксана Алексеева |
|
Роль Зоя Кукушкина "Колбаса" Актриса Валерия Солуян |
|
Роль Школьница, называвшая Чижикова - Рыжиковым Актриса Оксана Фандера |
|
Роль профессор Виктор Иванович Громов Актёр Николай Гринько |
|
Роль Маша, ассистентка Громова Актриса Елизавета Никищихина |
|
Роль Урри Актёр Николай Караченцов |
|
Роль Стамп, шеф гангстеров Актёр Владимир Басов |
|
Роль Директор школы Актриса Майя Булгакова |
|
Роль Семён Николаевич "Таратар Таратарыч", учитель математики Актёр Евгений Весник |
|
Роль Ростислав Валерьянович "Ростик", учитель физкультуры Актёр Николай Боярский |
|
Роль Учительница пения Актриса Роза Макагонова |
|
Роль Учительница рисования Актриса Марина Самойлова |
|
Роль Учительница Актриса Галина Осташевская |
|
Роль Григорий Ильич, руководитель литературного кружка Актёр Валентин Кулик |
|
Роль Мама Сыроежкина Актриса Наталия Васаженко |
|
Роль Папа Сыроежкина Актёр Юрий Чернов |
|
Роль Продавец в универмаге Актриса Валентина Воилкова |
|
Роль Люг, гангстер в банде Стампа Актёр Лев Перфилов |
|
Роль Бри, гангстер в банде Стампа Актёр Геннадий Ялович |
|
Роль Лысый гангстер Актёр Вадим Гутман |
|
Роль Гангстер Актёр Эрвинас Пятярайтис |
|
Роль Гангстер Актёр Бронюс Талачка |
|
Роль Рэсси, собака Электроника Собака Эрдельтерьер по клички "Чингиз" |
|
Роль Отец Гусева Актёр Андрей Гончар |
|
Роль Отец Королькова Актёр Александр Казимиров |
|
Роль Мама Кукушкиной Актриса Валентина Губская |
|
Роль Карусельщик Актёр Борис Смельцов |
Сложно сыскать человека, который бы в советское время не смотрел знаменитые приключения Электроника. Этот фильм все дети ждали с нетерпением и следили за приключениями мальчика робота. Снимался фильм по мотиву сказки Велтистова Приключения Электроника, которую мы рассмотрим в кратком содержании для читательского дневника.
Книга Приключение Электроника читается быстро и с удовольствием даже в полном варианте, но за неимением времени, с сюжетом познакомиться позволит изложение повести Велтистова в по главам книги для 4 класса. Что мы ниже и представляем.
В гостиницу Дубки приезжает профессор Громов. Поселившись в номере, профессор открыл чемодан, в котором был мальчик с закрытыми глазами. Никто бы сразу и не понял, что перед ним не живой ребенок, а кибернетический. Спросив у него, как самочувствие, профессор поставил робота на подзарядку, сам же стал кому-то звонить. В это время произошло непоправимое. Мальчик — робот вырвал провода, выпрыгнул в открытое окно и побежал. Громов погнался за ним. Так начинаются приключения Электроника.
Данная глава знакомит нас с Сергеем Сыроежкиным, у которого была непривлекательная обычная внешность. Ему было 13 лет. Живет Сергей на Гороховом переулке, куда переехал два года назад. Поступил в новую школу, которая называлась школой юных кибернетиков. Сережа мечтал в будущем сделать робота, который будет за него делать всю работу.
После первого дня в школе, мальчик был в восторге. Он пришел с новыми знаниями, а также с целью выбрать профессию. Стать монтажником и носить белый халат, склоняясь над чертежами или же программистом и составлять математические программы и формулы. Выполняя домашние задания, мальчик то и дело отвлекался, а потом и вовсе все бросал с мыслями, что спишет у одноклассника Королькова, с которым дружил Гусев. Гусев постоянно дразнил Сыроежкина. Были в школе ученики 9 класса Попов и Неделин, которых считали великими математиками. Как раз в школе любители математики и разделились на два лагеря. Одни были поклонниками Попова, другие — Неделина, в том числе и Сыроежкин.
Однажды столкнувшись с Поповым в школе, Сыроежкин стал мечтать о том, что когда-то напишет олимпиаду по математике и займет первое место, после чего получит похвалу от математика. А что, разве такое не возможно? Почему невозможно открыть новую теорему Сыроежкина? Часто Сережа думал о том, почему он сам себя не может понять, не может определиться с профессией. Он часто спрашивал у отца, как понять, кем хочешь быть и вскоре заявил, что будет ветеринаром.
Утром Сыроежкин отправился за булками для отца, а по дороге развлекался, читая все наоборот. У Сыроежкина, как всегда, было много вопросов. Он хотел получить ответы у Королькова, но вместе с ним был и Гусев, который показал Сыроежкину телескоп и дал в него посмотреть, говоря о звездном небе. Но в итоге Сережа взглянул на солнце, что ослепило его. Обозвав Гусева, Сыроежкин убежал.
Когда Сергей шел дорогой и строил план мести, он услышал, что в его адрес что-то кричат. Оказалось, Сыроежкина приняли за чемпиона, который быстро пробежал и при этом у мальчика не было одышки. Его захотели взять в команду. Ничего не понимая, Сыроежкин убегает. И тут происходит встреча мальчика с роботом, его двойником и их знакомство.
Мальчики в парке. Там они развлекаются и тут на сцену стали приглашать всех желающих продемонстрировать свои таланты. Сыроежкин уговорил своего знакомого показать фокусы, Электроник согласился. Показывая очередной номер, он проглатывал предметы, которые были взяты у зрителя, затем неожиданно перепрыгнул через забор и побежал. Зрители назвали мальчика жуликом, однако ноги Электроника сами понесли из-за сильного электрического тока, включенного профессором. Зрители побежали вслед за ним.
Ученый кибернетик Светловидов приехал в гостиницу, где остановился профессор. Но в комнате никого не было. Лишь стоял пустой раскрытый чемодан. Но ведь профессор Громов говорил о каком-то сюрпризе. И вот Громов входит в комнату.
Профессор сказал, что сюрприза не будет, так как тот убежал. После этого рассказал об Электронике и о том, каким образом тот был создан. Рассказал он и о красном звере, что создавался как часть Электроника. Он также сбежал.
Тут позвонили из милиции и сообщили о том, что натворил Электроник в парке. После чего бесследно исчез. Профессор уверяет, что вещи не пропали и будут возвращены, как только мальчика найдут. Далее Громов продолжил рассказ и поведал, как они обучали робота. Сам же Электроник был любознательным и все быстро изучал. Тут вновь позвонили и сообщили, что видели мальчика в синей куртке, который очень быстро бежал и вполне мог установить мировой рекорд. Назвался он Сыроежкиным. Профессор попросил найти мальчика, не понимая, зачем его кибернетический мальчик выдумал подобное имя. И вот вновь звонок. Сообщалось, что мальчик найден.
Громов приехал в милицию, где сообщили, мальчик найден и находится в больнице. Ему делают рентген, чтобы найти предметы. Профессор бросился в больницу, где и увидел Сыроежкина. Вот только рентген ничего не показал. Сам же Сережа говорил, что ничего не знает и не видел, ведь ему не хотелось потерять найденного двойника. А ведь в данный момент робот сидит у него дома в шкафу. Сыроежкин идет домой.
Сережа пришел домой и позвал Электроника. Было уже поздно и мальчик хотел ложиться спать, вот только роботы не спят и Электроник попросил книги. Он читает всю ночь. Утром, когда Сережа проснулся, он в разговоре узнает, что Электроник много знает, в том числе и школьную программу. Он просит Электроника поменяться на время местами, чтобы тот ответил за него на уроке, так как Сыроежкин не был готов. Робот соглашается.
Программист-оптимист — это название газеты, что выпускается математиками программистами. Там уже красовалась статья о чемпионе. Всем ребятам было интересно, как же Сыроежкину удалось так быстро пробежать. Тут Сыроежкин, он же Электроник заметил в газете ошибку в уравнении и указал на нее. Спартак похвалил мальчика. Прозвенел звонок. Электроник на рисовании. Учительница повела детей к речке и сказала делать наброски пейзажа. Однако Электроник нарисовал непонятные лини, как оказалось, это было движение лыжников, что изображено с помощью системы трех векторов. Спартак захотел этот материал разместить в газете, однако сама учительница по рисованию была недовольная, ведь рисунка не было. Электронику было дано задание все исправить и нарисовать рисунок дома. Гусев предлагает Электронику — Сыроежкину посоревноваться и посмотреть, кто первым добежит до школы.
Электроник теперь на втором уроке вместо Сыроежкина. Математику преподает Таратар. У доски сначала Гусев, затем учитель предлагает привести иные доказательства теоремы Пифагора. Вызвался сделать это Электроник, который стал приводить 25 примеров доказательств. Последним была фигура Кресло невесты, которая развеселила весь класс. Учитель был в недоумении, класс был в восторге. Электроник заслужил твердую пятерку в журнал. Теперь и в их классе имеется звезда, не только среди девятиклассников. Их Сыроежкин и чемпион по бегу, и настоящий Пифагор, и еще и корреспондент газеты. В класс входит Спартак и вручает Сыроежкину билет в цирк — награда за хорошую заметку о лыжниках и трех векторах.
В это время Сергей оказался в парке на эстраде за экраном. Ему нравилась такая жизнь, что хочешь делай, и главное в школу не нужно ходить. Мальчик лег на пол сцены и стал считать доски. Показался солнечный луч и мальчик стал пускать солнечных зайчиков, которые куда-то стали исчезать. Пришла девочка и рассказала, что их ловит ее дедушка. Они и предложили пойти Сыроежкину в удивительное место. Мальчик оказался во втором измерении, где все было плоское, сама же девочка продавала улыбки, которые дедушка делал со шкурок зайцев. В этом мире своим смехом мальчик наделал шума. Явились хранители теоремы, которых в итоге Сережа озадачил пифагоровыми штанами. Далее, доказывая, что земля круглая, а не плоская, его обвиняют в обмане. Девочка просит Сережу бежать. Сыроежкин бежит, надеется оказаться в своем мире, но его кто-то хватает за ногу. Сережа открывает глаза и видит Электроника, которому очень обрадовался. Оказывается это был сон, сам же Электроник отчитался и мальчики направились в цирк.
Здесь герои произведения Велтистова Приключение Электроника идут в цирк. До представления еще три часа. Сережа решает доставить двойнику удовольствие. Достав из карманов разные марки, бумажки, предлагает он кибернетическому двойнику пойти к ребятам и обменять добро. Не понимая, зачем это делать, робот идет. Вернулся быстро с разными ненужными предметами. Сыроежкин понял, что из этого ничего хорошего не получилось и с помощью своей хитрости обменял ненужный хлам обратно на свои вещи.
По дороге к цирку Электроник знакомится с девочкой по имени Майя Светлова. Сам же он представляется Сергеем Сыроежкиным. Девочка была в восторге от фокусов, которые тот показывал, но Электроник, несмотря на знаки Сережи сзади, поторопился попрощаться с Майей. Сыроежкин не понял, почему двойник не смог завязать разговор, заинтересовать историей, а просто быстро попрощался. Как бы то ни было, мальчики идут в цирк.
В цирк по билету прошел Электроник. Второй билет не удалось отыскать и Сережа остался у входа, но позже его провел мужчина, попросив для мальчика найти свободное место. Сидя в кресле, Сыроежкин ищет взглядом Электроника, но не находит. Тут происходит невероятное. Медведь стал подниматься к зрителю. Как оказалось, животное позвал робот, позже Электроник давал указания и другим зверям, признавшись дрессировщику в том, что изучал знаки и сигналы, а вот кода бегемотов он не изучил. В итоге Электроника называли великим дрессировщиком.
Сыроежкин и Эл возвращаются домой. Сережа знает, что его будут ругать, поэтому просит робота пойти вместо него. Однако его никто не ругал, а даже хвалили за достижения, о которых узнали из газет, а не лично. Сыроежкин уже пожалел, что отправил робота вместо себя. Позже мальчики разговаривали о вселенной и о знаках, с помощью которых общаются в мире. В том числе и о животных, у которых также имеется свой язык. Они говорили и о том, что все действия всегда можно передать с помощью математики. После Сыроежкин дал письмо двойнику и убежал. В письме он пишет, что Электроник стал ему другом, тот ответил взаимностью.
Теория всегда хорошо, но практика все же лучше. Сыроежкин предлагает привести собаку, чтобы Электроник показал, как будет с ней общаться. Сережа заманивает в квартиру дворнягу, которая с лаем бросается на робота — мальчика, но тот с помощью звуков сделал так, что пес стал выть, как на покойника. Сергей быстро прогоняет собаку с квартиры, сам же Электроник говорит, что собаки самые загадочные существа. Далее мальчики заговорили о рыжем лисе, что бегает по городу и его никто не может поймать. Позже Сыроежкин понимает, почему так лаяла собака, ведь она поняла, что перед ней не Сыроежкин. Теперь тайна известна и третьему живому существу, хорошо, что собаки не говорят.
У Сережи странная жизнь, он не учится, но пятерки зарабатывает, так как вместо него ходит двойник. Электроник же зарабатывает славу и даже был случай, который изменил отношения Гусева к Сергею. Теперь тот уже не дразнился. Самому Сыроежкину надоела сложившаяся ситуация, ему уже самому хотелось ходить в школу, но он отстал от учеников и запустил программу. Нужно было дождаться окончания четверти. Себе же находил оправдание в том, что найдя другой подобную машину, точно так же поступил.
На урок математики учитель принес чудо-машину под названием Репетитор и говорит о том, что теперь уроки будут проходить с ее помощью. В это время Сыроежкину очень хочется оказаться среди учеников, на уроке за партой.
На уроке каждый ученик получал задание от машины и вот пришел черед Сыроежкина. Как всегда, вместо Сережи был на уроке Электроник, который с легкостью решил пример, данный Репетитором. Все выразили восхищение, учитель был чем-то смущен.
Произошел очередной случай, что принес славу Сыроежкину. Электроник пошел с профессором в гости в Королькову, чтобы там позаниматься. Бабушка Вовы попросила сыграть внука, но у того не получалось. Вместо этого сыграл свою мелодию Электроник. У бабушки от музыки закружилась голова. Теперь Сыроежкина просили сыграть на концертах, слава становилась опасной и было страшно выходить на улицу.
Сыроежкин теперь всего боится. Ему надоела такая жизнь и он решает уехать к знакомым в Мурманск. Заказав билет, он собрался ехать, но перед этим решился позвонить Майе. Разговор с Сережей девушка не поняла, сказав лишь, если у него есть какие-то вопросы, то они сегодня могут встретиться на вопросительном дне и поговорить. Поезд отправляется через три часа и Сереже нужно за это время решить трудную задачу.
В этот день каждый школьник не учится, а задает вопросы. Самые разные. Отвечают же на них великие люди. И вот этот день настал. Вопросы написаны, на них стали отвечать профессора. Очень много вопросов было по кибернетике, о вычислительных машинах, на которые отвечал Светловидов. Он же упомянул об Электронике, которого обещал скоро увидят дети. Сейчас же к микрофону приглашают ни кто иного, как Сыроежкина. Он должен ответить на вопрос можно ли выучить язык животных. На сцену стал выходить Электроник в синей куртке под именем Сергея, но из зала послышался голос. Все обомлели.
По ряду шел мальчик, за ним вбежала девочка, которая смотрела то на сцену, то в зал. Все видели двух похожих мальчиков. Сергей взобрался на сцену и объявил, что Сыроежкин это он. Вошел профессор Громов и стал задавать мальчику — роботу вопросы, на которые он тут же отвечал. Громов сразу понял, кто стоит перед ним. Дети же называли мальчиков близнецами, пока кто-то не предположил и не сказал, что это Электроник. Объявлен перерыв.
Сергей остался стоять в стороне, а профессора Громова и Элетроника обступили все дети. К Сереже подошел Таратар, похвалил Сыроежкина за храбрость признаться, ну а о том, что мальчик робот не является Сережей многие уже стали и так догадываться. Учитель сказал Сереже подойти к своему двойнику, что стал другом. Когда Сыроежкин подошел, рядом с Электроником было много детей и все хотели задать вопросы. Потом все решили развеселить Эла. Сам же Громов признался, что данную функцию не предусмотрел, так как переживал, чтобы его детище не перегорело. И вот Электроник произнес долгожданное ха-ха.
Дети просят профессора подарить им Электроника и оставить в их школе. Подошла Майя и попросила Громова сделать Электроничку, которая бы находилась на отделении химиков. Но ребята все в один голос стали приглашать Майю к себе. Девочка может приходить к Электронику в любое время. Все будут только рады. Сыроежкин тоже сказал, что будет рад, ведь никуда он не уезжает.
«Приключения Электроника» краткое содержание
4.7 (94.29%) 14 votesНаверное, мало кто из поколения сорока-тридцатилетних не смотрел в детстве увлекательный фильм о приключениях мальчика-робота Электроника. Именно тогда, когда в большинстве населенных пунктов вещали в лучшем случае четыре канала, вся детвора бывшего СССР с нетерпением ожидала очередную серию знаменитого фильма. И это был настоящий подвиг для тогдашней малышни - дождаться очередного показа. Все три серии знаменитого музыкального фантастического фильма, снятого по мотивам произведения, которое написал Велтистов, - «Приключения Электроника» (краткое содержание помнят многие из нас), смотрятся, что называется, на одном дыхании.
Милые сердцу герои, даже отрицательные, до сих пор иногда будоражат воображение бывших пионеров. Как сумел добиться этого Велтистов? «Приключения Электроника», главные герои которых - не только разгильдяй Сережа Сыроежкин и робот Эл, но и мрачный силач Макар Гусев, и ябеда Зоя Кукушкина, и умники Максим Корольков и Витя Смирнов, передают всю чистоту и наивность, но в то же время доброту и искренность подростков. Надо отдать должное и создателям фильма - все эти образы были выписаны сценаристами и режиссёрами удивительно качественно.
Художественные фильмы не снимают по наитию. Как правило, в основе каждого из них лежит книжный сюжет. Фильм про мальчика-робота - не исключение. В его основе лежит фантастическая повесть Велтистова «Приключения Электроника». Еще в далеком 1964 году советский писатель создал для подростков свое первое произведение из трилогии «Мальчик из чемодана». О чем же этот роман?
Итак, некий профессор Громов делает нешуточное открытие. Он изобретает, выражаясь современным языком, самообучающегося робота-андроида. Все его предварительные расчеты оказываются верными, и в результате научных изысканий удается изготовить первый прототип такого андроида. Его сделали очень похожим на настоящего советского школьника - Сергея Сыроежкина, чей портрет профессор увидел на обложке детского журнала. Робот был выполнен настолько хорошо, что профессор, недолго думая, назвал его почти человеческим именем - Эл (укорочено от Электроник).
К вопросу создания и обучения робота Е. Велтистов («Приключения Электроника» - это же научно-фантастическая повесть) подошел очень серьезно. Он подробно описал кипевшую в лаборатории работу. Громов и его ассистентка Маша тестировали интеллектуальные способности андроида. Результаты были впечатляющими. Мозг биоробота работал с потрясающей скоростью.
Однако Громов не прекращал экспериментировать. Спустя некоторое время становится понятно, что ресурсы лаборатории исчерпаны. Роботу Электронику становилось тесно в узком информационном пространстве, которое могли предоставить профессор и его ассистентка.
Что же придумал Велтистов? Приключения Электроника, краткое содержание которых не передать в трех словах, продолжаются на воле, ведь жажда накопления знаний и желание вырваться из замкнутого пространства лаборатории побудили робота бежать. Попав в огромный, доселе неисследованный мир, он поначалу не знает, что ему делать. Однако совершенно человеческое чувство - любопытство - толкает Электроника на изучение всего происходящего вокруг.
Внешний вид робота ничем не выделял его среди других людей (именно на этой особенности андроида построил Евгений Велтистов приключения Электроника). Поэтому профессор Громов, который, конечно же, хватился пропажи, сразу же потерял его из поля зрения. Раздосадованный ученый не мог понять, почему его детище решило покинуть лабораторию. Однако спустя некоторое время он решил, что Электронику просто стало скучно. Ему захотелось новых знаний и впечатлений.
Разве мог обойтись без встречи прототипа и робота Велтистов? «Приключения Электроника», краткое содержание которых можно выразить словами «общение обычного семиклассника Сергея Сыроежкина с роботом», написаны именно ради этой встречи. И все приключения как раз и начинаются со столкновения живого и электронного мальчишек. Мы уже знаем, почему внешне они очень похожи друг на друга. Сергей просто рад очередному другу, а для робота такая встреча - это возможность быстрее адаптироваться в новом для него мире.
Электроник раскрывается Сыроежкину, рассказывая тому, что он робот. Сыроежкин потрясен, но удивляется недолго. Он читал много фантастических рассказов и знает про концепцию робототехники. Проверяя знания и силу Электроника, Сергей лишний раз убеждается, что имеет дело с настоящим андроидом.
Е. Велтистов «Приключения Электроника» писал об обычных подростках. В процессе общения мальчишек выясняется, что у Сергея не все в порядке с учебой. Это создает ему реальные проблемы и в школе, и дома. У Сыроежкина возникает хитроумный план: подменить себя роботом. Благо, что они практически на одно лицо.
Под предлогом развития навыков общения он предлагает Электронику пойти вместо него в школу. Так он рассчитывает решить сразу несколько проблем. Во-первых, существенно поправить свои дела в плане успеваемости в школе. Во-вторых, наладить отношения с родителями, которые пошатнулись в результате плохой учебы. И, в-третьих, обрести, наконец-то, личную свободу. Как раз последнего, по мнению Сыроежкина, ему явно не хватает.
Электроник, созданный для того, чтобы помогать людям, соглашается, не раздумывая. Просьба Сережи как раз вписывается в его концепцию познания социума.
Так и начались приключения Электроника (содержание его похождений занимает почти все три повести). Одевшись как Сыроежкин, он идет в школу. Там Эл быстро адаптируется благодаря компанейскому статусу самого Сергея. Добрый и отзывчивый разгильдяй довольно популярен в школьной среде.
Однако вскоре одноклассники увидели разительные изменения, которые произошли с троечником Сыроежкиным. На уроке математики он блестяще написал контрольную, чем поверг учителя в шок. Показал глубокие познания в литературе, а на уроке рисования сделал почти художественный портрет понравившейся ему учительницы. Ну и совсем покорил новый Сыроежкин и одноклассников, и учителя своей сумасшедшей силой, которую он продемонстрировал на уроке физкультуры.
Вся школа не переставала удивляться такой трансформации вчерашнего разгильдяя и прогульщика в примерного школьника. Вместе с тем ближайшие друзья начали замечать в нем некоторые странности поведения. Отношения псевдо-Сыроежкина с матерью также налаживаются. Мама не перестает радоваться сыну, который наконец-то взялся за ум и стал прилежно заниматься.
А вот отношения с отцом стали складываться странно и непредсказуемо. По всей видимости, образ настоящего Сыроежкина был более по душе не очень суровому родителю. Парень, который все время проводит за книгами в ущерб общению с отцом, стал его настораживать. Именно так показывает необходимость человеческого общения Велтистов.
«Приключения Электроника», краткое содержание которых нас сегодня интересует, повествуют о том, как подлинный Сергей Сыроежкин наслаждался свободой. Он целые дни напролет проводил в старом гараже, катался на мопеде и отдыхал от школы.
Со временем, когда первый восторг прошел, Сережа начал ощущать беспокойство. Он издалека наблюдал, как робот общается с его школьными товарищами. Замечал, как нежно и любя смотрит на Электроника его мать. Постепенно парень пришел к выводу, что идея замещения была не очень-то удачной.
Как же раскрывает сюжет Велтистов? «Приключения Электроника», главные герои которых запутались в своих эмоциях, продолжаются довольно откровенным для детской книжки разговором. Тоскуя, Сергей высказывает наболевшее Электронику при очередной встрече. Тот тоже довольно серьезно вжился в роль. Роботу нравится общаться в школьном коллективе и с родителями Сыроежкина. Самообучающаяся программа все больше делает его похожим на человека. Он уже почти испытывает эмоции, и его желание стать человеком усиливается с каждым днем.
Внутренний конфликт приводит к тому, что робот снова убегает от людей, а Сыроежкину приходится буквально отвоевывать свое имя. Все ребята помогают ему в учебе, и самостоятельно заработанные отличные оценки лишний раз подтверждают то, что главное - это желание и сила воли. Наверное, именно это хотел подчеркнуть Велтистов.
«Приключения Электроника», отзывы о которых только восторженные, повествуют и о том, что даже робот, оказавшись в сложной ситуации, сумел не пойти на поводу у шайки воров, а поступил «по-человечески», предотвратив готовившееся преступление.
Самое интересное, что книги об Электронике заставляют задуматься. Возникает масса вопросов - от целесообразности создания роботов, подобных Элу, до возможности полного замещения человека машиной. А если так, то что делать людям? Е. Велтистов, «Новые приключения Электроника» - книга, написанная спустя 20 лет. Она продолжает развивать эту тему.И, пожалуй, важнейший вывод, к которому должен прийти каждый, - человеческие эмоции и поступки должны служить только добрым и честным делам.
© Биленко, Ю. С., иллюстрации, 2015
© Янаев, В. Х., оформление обложки, 2015
© Оформление. ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», 2015
Предисловие
«Здравствуй! Меня зовут Электроник…»
Эту книгу можно было бы издать без предисловия.
Зачем же предисловие? Да еще написанное человеком, который в детстве сам без предисловий приступал к приключениям любимых героев.
Дело в том, что про Электроника знает нынче великое множество детей. Не ленивых и любопытных. А вдруг самые любопытные захотят узнать про автора любимых книг?
Для них-то и написано предисловие.
Шла война. Великая война. Во второй год Великой войны он пришел в 265-ю московскую школу учиться. Книг было мало. Тетрадей еще меньше. Читать хотелось очень сильно. Когда спросили, кем ты станешь, ответил: «Продавцом детских книжек. Чтобы прочитать все».
Потом он передумал. Решил стать журналистом. Это было твердое решение. Окончил факультет журналистики. Стал работать – сперва в газетах, потом – редактором отдела в популярном журнале «Огонек». Ведал фельетонами и всякой всячиной, что печаталась на последних страницах. Был очень худой. И поэтому казался еще длинней. В многоэтажном доме редакция занимала три этажа. И когда в праздничные дни вывешивали веселую стенгазету, Велтистова изображали примерно так: голова на третьем этаже, туловище – на втором, а бегущие ноги – на первом.
Он был настоящим репортером: неутомимо выхаживал новости. Находил интересных людей. Он нашел, например, в одном арбатском переулке сочинительницу знаменитой песенки «В лесу родилась елочка», старушку Раису Кудашеву. И сумел ей помочь, так как требовалась помощь. Он также помог детскому саду поселиться на роскошной даче, до этого принадлежавшей жулику. А известному писателю-фантасту Станиславу Лему – увидеть атомный реактор в Дубне.
Встречался со знаменитым радиоэлектроником и кибернетиком Акселем Ивановичем Бергом, чтобы потом «списать» с него своего профессора Громова, чудаковатого и при внешней суровости доброго человека. Познакомился с главным конструктором космических ракет Сергеем Павловичем Королевым, которого сегодня мы считаем национальным героем. Бывал в гостях у виднейших ученых: физика Петра Леонидовича Капицы и кибернетика Виктора Михайловича Глушкова. Взял интервью (в ту пору диковина!) у шефа уголовной полиции города Нью-Йорка. (Отзвуки заокеанской командировки находим в романе «Ноктюрн пустоты», также полуреальном-полуфантастическом.)
Велтистов был человек немногословный. Настырный. Копил впечатления. Обдумывал будущие книги. Рукопись первой повести «Приключения на дне моря» принес в издательство «Детская литература». Вскоре она увидела свет (1960). За ней вышли другие произведения. Их было немало: «Тяпа, Борька и ракета» (1962), «Электроник – мальчик из чемодана» (1964), «Глоток солнца» (1967), «Железный Рыцарь на Луне» (1969), «Гум-Гам» (1970), «Рэсси – неуловимый друг» (1971), «Излучать свет» (1973), «Победитель невозможного» (1975), «Богатыри» (1976), «Миллион и один день каникул» (1979), «Ноктюрн пустоты» (1982), «Прасковья» (1983), «Классные и внеклассные приключения необыкновенных первоклассников» (1985), «Планета детей» (1985), «Избранное» в двух томах (1986), «Новые приключения Электроника» (1988).
Книги «Тяпа, Борька и ракета» и «Излучать свет» были написаны Велтистовым в соавторстве с женой и другом Мартой Петровной Барановой.
…Я помню, в какой атмосфере родился «Электроник – мальчик из чемодана» (первая и, на мой вкус, лучшая часть тетралогии). В конце 50-х – начале 60-х годов школьники начали учиться по насыщенным программам. Триумфальный полет Юрия Гагарина проложил путь в космос – казалось, мы всегда будем первыми. Слово «кибернетика», восходящее к старинному греческому «управляю кораблем», порхало над кухонными столами московских коммуналок. На страницах газет спорили о судьбе поэзии в технический век. Поэт Борис Слуцкий написал, что физики в почете, а лирики, наоборот, в загоне и что это мировая закономерность. Рьяные сторонники точных наук, так называемые технари, сводили роль искусства в будущем к жалкому минимуму. Интерес к научной фантастике распространился необычайно широко. Лем стал любимцем технарей. Золотые весла литературных фантазий уводили читателя в такие дебри мироздания, какие действительно не снились предыдущим поколениям. Еще не было горького, поныне не растворившегося осадка от Чернобыльской катастрофы. Еще не знали, что плетемся в хвосте компьютерной революции. И что не мы, а американцы вскоре высадятся на Луне. Пели с энтузиазмом: «На пыльных тропинках далеких планет…» Электронная эра переживала свой романтический период. Свою радужную юность.
Тут-то и был написан «Электроник – мальчик из чемодана».
Кстати, почему «из чемодана»?
Этот образ возник так. Однажды автор собрался в отпуск к теплому морю. Несет чемодан по перрону к поезду и удивляется: тяжелый. Словно там не рубашки и ласты, а камни. Чтобы веселей было нести, стал фантазировать: «Может, в чемодане кто-то есть? Может, там… электронный мальчик? Вот поставлю чемодан на полку, откину крышку. Мальчик откроет глаза, встанет и скажет: “Здравствуй! Меня зовут Электроник…”». Вошел в купе, щелкнул замками и ахнул. Оказывается, в спешке перепутал чемоданы: взял другой, набитый книгами. Пришлось у моря обойтись без ластов. Зато начитался вволю.
А про воображаемого мальчика не забыл.
Сказка подчиняется общим законам искусства. Один из них формулируется примерно так: на яблоне могут расти серебряные яблоки, но никаких яблок не вырастишь на вербе. Вроде бы неопровержимо. Однако искусство для того и существует, чтобы опровергать собственные законы. Бывает, что изображенное писателем вполне достоверно, похоже на реальную жизнь, а выглядит жалко, бескрыло и едва подсвечено убогой мыслью, какой-нибудь банальностью. Читать не хочется. Чувствуя фальшь, читатель говорит, как режиссер бездарному актеру: «Не верю!» Это приговор.
В книге Велтистова странные, невероятные ситуации, в том числе пресловутые «яблоки на вербе», сменяют друг друга. И написаны повести про Электроника выразительно, ярко. Сюжет-шутку движет необычайное сходство мальчика-робота и ученика 7 класса «Б» Сережки Сыроежкина. С самого начала приняв озорную условность, праздничную фантастичность сюжета, вживаешься в него и уже всему веришь: и лукавому профессору Громову, который предпочитает обычное такси вертолетам, и неслыханной Стране двух измерений, где все плоское: люди, дома, мячи, деревья… И другим чудесам. Все это словно выдумано не писателем, а читателями – теми, кому адресовано. Теми, кто не может учиться, не озорничая.
Велтистов-фантаст обладал настоящим умением говорить о сложном просто. Способен был увидеть привычное (даже наскучившее) с новой стороны. Его перо одевало в плоть бесплотное. Превращало абстрактное в конкретное. Он, безусловно, «физик», а не «лирик». Симпатии его на стороне точных наук. Но пренебрежения к «лирике» не разделял. Герои «Электроника» не страдают бездуховностью. Математик Таратар, рассказывая ученикам о процессе творческого открытия, привел в качестве примера… стихи Пушкина. Поправил очки и прочел тихо, почти шепотом: «Я помню чудное мгновенье…» И в класс словно ворвался легкий ветерок, затуманил глаза.
Интересно, а этот математик выдуманный?
Оказывается, не совсем.
Работая над «Электроником», Велтистов не раз заглядывал в школу с математическим уклоном. Познакомился с заслуженным учителем. Звали его Исаак Яковлевич Танатар. На уроках он не обходился без шутки, ходил с ребятами в походы, выпускал с ними стенгазету «Программист-оптимист» с ребусами на «танатарском» языке формул. Дети, конечно же, называли его «Таратар». Так звучит фамилия и в повести.
Статьи по теме: | |
При каких условиях после месячных появляются кровянистые выделения причин возникновения нарушения под влиянием внешних факторов и гормонов
Порой бывает достаточно сложно отличить нормальные естественные причины... Успение праведной анны, матери пресвятой богородицы
Очень часто, обращаясь к иконам святой Анны или же с молитвой о помощи и... Человек умер. Что делать? Важнейшие православные традиции и обряды, связанные с похоронами. Православное учение о жизни после смерти Что такое смерть с точки зрения православия
Что такое смерть? «Верь, человек, тебя ожидает вечная смерть», - главный... |