Святые дары. Православный словарь - термины на букву д

Запасные Святые Дары освящаются на Божественной Литургии и особым образом заготовливаются священником: а) для причащения на дому и в больницах тяжелобольных и умирающих; б) для длительного хранения и причащения паствы в условиях гонений на Церковь .

Запасные Св. Дары благоговейно хранятся в алтаре храма на св. престоле в Дарохранительнице. Однако, в условиях гонений на Церковь, когда верующим приходилось прятаться и совершать свои богослужения тайно – появилась вынужденная практика хранения запасных Св. Даров на дому.

Однако, следует отметить, что обычай хранить в домах Св. Дары для ежедневного причащения имеет свое основание в практике древней Христианской Церкви. Еще святой мученик Иустин (II в.) засвидетельствовал, что Святые Дары после приобщения всех присутствующих при совершении Литургии были посылаемы чрез диаконов к не бывшим в Церкви. Не менее древнее и то обыкновение, что присутствовавшие при богослужении уносили с собой некоторую часть Святых Даров для ежедневного Причащения. В Постановлениях апостольских заповедуется диаконам, чтобы остатки Святых Даров вносили в особые отделения при алтаре (ластофории) и относили для причащения к отсутствующим, как-то: больным, заключенным в темницах ради имени Христова и проч..

В годы богоборческих гонений священники благословляли своим духовным чадам, живущим на большом расстоянии от храма Божия, иметь у себя дома запасные Св. Дары. В случае неотложной нужды христианин может причаститься сам или причастить опасно больного или умирающего ближнего по особо составленному чину (об этом будет сказано ниже), непременно после покаяния и исповедания грехов. Но это допустимо лишь в случае, когда действительно невозможно скоро призвать священника.

В условиях гонений не всегда удобно было бы содержать Святые Дары в церковной Дарохранительнице или Дароносице, так-как они своим видом сразу привлекают внимание. Если Св. Даров немного, то лучше всего их держать в герметически закрытом стеклянном пузырёчке или баночке, которая в свою очередь кладётся в мешочек из благородной ткани с нашитым св.Крестом. Уместнее всего мешочек со Св. Дарами хранить за иконами, в святом углу моленной комнаты, по возможности поддерживая неугасимый лампадный огонь перед Ними, как Великой Святыней. Комната, в которой хранятся Св. Дары содержатся в чистоте и благоговении – как храм. Если это жилая комната – в ней не допустимы: смех, шутки, ругань, пустословие и другие проявления греховной распущенности. В той комнате, где хранятся Св. Дары безусловно недопустимы никакие отношения между супругами, чтобы не подвергнуть Святыню оскорблению! Если Святых Даров заготовлено очень много, то можно приспособить для их хранения специальный большой термос с широким горлышком (термос имеет преимущество в том, что он не создаёт резких перепадов температуры и предохранит Святыню от конденсата влаги и плесени. Термос должен быть новым, колба его должна быть металлической – не бьющейся, и приобрести его необходимо заранее, пока есть такая возможность).И самое главное в СЛУЧАЕ ОПАСНОСТИ Святые Дары должно немедленно потребить, чтобы избежать поругания Святыни.


Часто на смертный случай в домах держат святую Крещенскую воду, а также засушенный св.артос, антидор и просфоры – всю эту святыню необходимо запасти в достаточном количестве, с благоговением ее хранить и употреблять натощак ежедневно. Следует однако помнить, что св. Крещенская вода и св.артос, имеющие великую благодатную силу, все же не могут сравниться с Телом и Кровью Христовой и не заменяют их. Древнее церковное обыкновение указывает давать св.Крещенскую воду вместо причастия тем, кто за какие-либо грехи отлучен от Св. Причастия. Итак, св. вода может быть использована для освящения и напутствия, но христианин всячески должен заботиться о том, чтобы отойти из этого мира и предстать перед Богом в чистом покаянии, сподобившись Причастия Св. Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа.

Умирающий может причаститься даже после еды (прошедшие роды и женская нечистота также не являются препятствием для причащения в случае смертной опасности), но, как уже сказано, непременно с покаянием и посильной исповедью (9-е правило патриарха Никифора Цареградского). Препятствием не может быть и то, если умирающий не может удержать во рту пищу или изблевывает ее. Причащенный, он и этом случае получает освящение, ибо благодать Божия преодолевает немощь тела. Если же больному случается пускать слюну и т.п. вскоре после причащения Св. Тайн, то ему предоставляется чистый сосуд, из которого затем все надо вылить в реку или зарыть поглубже в чистом и непроходимом месте. И тогда, - пишут отцы, - «дар Божий несть изблеван». Но уже потерявшему сознание, невменяемому и тем паче испустившему дух человеку Святые Дары подавать запрещено (Карфагенского соб. пр. 18; Трулльского соб. пр. 84).

Даниил Московский (1261-1303) – святой благоверный князь (память 17 марта, 12 сентября). Сын святого Александра Невского. В удел Даниилу досталось небольшое Московское княжество, в которое, кроме самой Москвы, входили еще два города: Радонеж и Звенигород, а также несколько сел, не имевших крепостей. Кроткий и миролюбивый, князь Даниил никогда не вел больших войн, но его активная внешнеполитическая деятельность помогла значительно расширить Московское княжество и превратить его в центр всех русских земель. В состав княжества вошел Переяславль. Был отстроен заново Кремль, основан первый в Москве монастырь - Свято-Данилов (в честь преподобного Даниила Столпника - своего небесного покровителя). Жизнь великого князя Даниила была жертвенно отдана Москве, благополучию народа. Святой Даниил был чрезвычайно скромен и не только не заботился о прославлении своего имени, но, похоже, даже и препятствовал таковому: вероятно, лишь этим можно объяснить крайнюю ограниченность сведений о князе, сохранившихся в летописях. Историки до сих пор спорят по поводу точной даты его рождения, мало что известно о его жене-княгине, между тем как эта женщина подарила ему пятерых сыновей, в том числе и Иоанна - будущего Калиту. Недостает и других биографических данных. В 1652 году были обретены мощи великого князя Даниила, и тогда же он был причислен к лику святых.

Душа человеческая – бессмертный образ Бога, заключенный в человеке. Человек есть существо, образуемое единением тела и души (духа).

Дьяченко Григорий Михайлович (1850-1903) – протоиерей, известный духовный писатель. Деятельный сотрудник православных журналов и газет, автор множества богословских и просветительских сочинений и "Полного церковно-славянского словаря".

Таинство Причащения установлено Самим Господом на тайной вечери - последней трапезе с учениками в пасхальную ночь перед Его взятием под стражу и распятием.

Господь наш Иисус Христос, прежде чем преподать Таинство Причащения, сказал: «Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин.6:51). То есть пища, которую Я хочу вам дать, - это Плоть Моя, которую Я хочу отдать для оживотворения всего мира. Это значит, что Божественное Причащение для верующих - это необходимая составная часть духовной и по Христу жизни.

Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.
Ин. 6:53

Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь во Мне пребывает, и Я в нем.
Ин. 6: 56

Этими словами Господь указал на совершенную необходимость для всех христиан участия, в Таинстве Евхаристии. Самое было установлено Господом на Тайной Вечери. «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26-28). Как учит Святая Церковь, христианин, принимая Святое Причастие, таинственно соединяется со Христом, ибо в каждой частице раздробленного Агнца содержится весь Христос. Неизмеримо значение Таинства Евхаристии, постижение которого превосходит наш разум. Оно зажигает в нас Христову любовь, возносит к Богу сердце, зарождает в нем добродетели, сдерживает нападение на нас темной силы, дарует силу против искушений, оживляет душу и тело, исцеляет их, дает им силу, взращивает добродетели - восстанавливает в нас ту чистоту души, которая была у первородного Адама до грехопадения.

В размышлениях о Божественной литургии святителя Серафима Звездинского есть описание видения одного старца-подвижника, ярко характеризующее значение для христианина причащения Святых Таин. Подвижник видел «огненное море, волны которого вздымались и бурлили, представляя из себя страшное зрелище. На противоположном берегу стоял прекрасный сад. Оттуда доносилось пение птиц, неслось благоухание цветов. Подвижник слышит голос «Перейди через это море!» Но перейти не было возможности. Долго стоял он в раздумье, как перейти, и слышит снова голос «Возьми два крыла, которые дала Божественная Евхаристия: одно крыло - Божественная Плоть Христова, второе крыло- Животворящая Кровь Его. Без них, как ни велик был бы подвиг, достигнуть Царствия Небесного нельзя»». Старец Парфений Киевский однажды в благоговейном чувстве пламенной любви к Господу долго повторял в себе молитву: «Господи Иисусе, живи во мне и мне дай в Тебе жити», - и услышал тихий, сладкий голос «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем» (Ин. 6, 56).

В некоторых духовных болезнях Таинство Причащения является наиболее действительным врачевством: так, например, при нападении на человека так называемых “хульных мыслей” духовные отцы предлагают бороться с ними частым приобщением Святых Таин.

Праведный Иоанн Кронштадтский пишет о значении Таинства Евхаристии при борьбе с сильными искушениями: «Если почувствуешь тяжесть борьбы и увидишь, что тебе не справиться одному со злом, беги к духовному отцу своему и проси его приобщить тебя Святых Таин. Это великое и всесильное оружие в борьбе». Для одного душевнобольного отец Иоанн рекомендовал как средство излечения пожить дома и почаще приобщаться Святых Таин.

По обычаю Церкви, Таинства Покаяния (исповедь) и Причащения следуют непосредственно одно за другим. Преподобный Серафим говорит, что возрождение души совершается через два Таинства: «через покаяние и совершенное очищение от всякой скверны греховной Пречистыми и Животворящими Таинами Тела и Крови Христовых».

Недостаточно одного покаяния для сохранения чистоты нашего сердца и укрепления нашего духа в благочестии и добродетелях. Господь сказал: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там,- и бывает для человека того последнее хуже первого» (Лк. 11, 24 - 26).

Итак, если покаяние очищает нас от скверны нашей души, то причастие Тела и Крови Господних напояет нас благодатью и преграждает возвращение в нашу душу лукавого духа, изгнанного покаянием. Вместе с тем, как бы ни было для нас необходимо причастие Тела и Крови Христовых, оно не может иметь места, если не предшествует ему покаяние. Апостол Павел пишет: «…кто будет есть хлеб сей и пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11, 27 - 30). Как мы видим из слов апостола Павла, Таинство Причащения будет действенно лишь при надлежащем приготовлении к нему, при предшествующей самопроверке и покаянии в грехах. И если последнего не было, то человек обрекается на немощь, болезни и даже .

Что могло бы служить для нас показателем того, что мы подготовились к Таинству Причащения надлежащим образом? Приводим мнение по этому поводу преподобного Симеона Нового Богослова: «Однажды, когда читались богодухновенные слова святого отца нашего Симеона Студийского: «Брат, никогда не причащайся без слез…» - то слушатели, слыша это, - а их тут было много не только мирян, но и монахов из известных и славных по добродетели, - удивились этому слову и, посмотревши друг на друга, улыбаясь, сказали единодушно, как бы в один голос «Стало быть, мы никогда не будем причащаться, но должны остаться все без причастия…». Далее преподобный Симеон разбирает черты жизни деятельной, полной трудов покаяния, что проходящие такую жизнь получают нежное, чувствительное сердце и умиление, и у них слезы всегда будут сопровождать причащение. Те же, кто проводит жизнь в самоуслаждении, которые ленивы, нерадивы, не каются и не смиряют себя, те постоянно остаются с черствым, жестоким сердцем и не будут знать, что такое слезы при причащении.

Как пишет архиепископ Арсений (Чудовской), «великое дело принимать Святые Таины и велики от этого плоды: обновление нашего сердца Духом Святым, блаженное настроение духа. И сколь велико это дело, столь тщательной оно требует от нас и подготовки. А потому хочешь от Святого Причащения получать благодать Божию - старайся всемерно об исправлении своего сердца». Однако здесь следует помнить и слова святителя Феофана Затворника: «Действие Таинств не всегда отражается в чувстве, а действует и сокровенно».

Как часто надо причащаться Святых Таин?

В четвертом прошении молитвы Господней «Отче наш» мы просим о ежедневном даровании нам «хлеба насущного». По толкованию многих отцов Церкви, под этими словами не следует, скорее всего, разуметь обычные хлеб и пищу, которые подает нам Бог в изобилии без нашего прошения (см. Мф. 6, 31 - 32). Так, святой Киприан пишет: «Хлебом нашим мы называем Христа, потому что Он есть Хлеб тех, которые вкушают Тело Его… Хлеб же сей давать нам каждодневно просим мы, во храме пребывающие и Евхаристию каждодневно в снедь спасения приемлющие, в том смысле, чтобы не произошло какое тяжкое прегрешение и нам не было воспрещено приобщаться сего Хлеба Небесного… Поэтому-то мы и просим каждодневно давать нам Хлеб наш, т. е. Христа, чтобы нам, пребывающим во Христе, не отступать никогда от освящения Телом Его».

Святой Иоанн Кассиан Римлянин пишет так по этому же вопросу «”Хлеб наш насущный даждь нам днесь”. “Насущный”, т. е. “над-сущный” - высший всех сущностей, каковым может быть только Хлеб, сшедший с небес. Когда говорится “днесь”, показывается, что вчерашнее вкушение его недостаточно, если он также не будет преподан нам и ныне, в убеждении нас таковою каждодневною нужностью его во всякое время изливать эту молитву, так как нет дня, в который бы не нужно было укреплять сердце внутреннего нашего человека принятием и вкушением этого хлеба». А вот мнение о том святителя Василия Великого. В письме к Кесарии он пишет: «Добро есть и полезно приобщаться и принимать Тело Святое и Кровь Христову каждый день. Мы приобщаемся в неделю четыре раза: в воскресенье, в среду, в пятницу и субботу, а также и те дни, когда бывает память какого-либо святого». Преподобный Нил Сорский ежедневно причащался Святых Таин и говорил, что это «видимо поддерживает силы души и тела». Так же думал и святитель Амвросий Медиоланский. В книге о Таинствах он пишет: «Если многократно изливается Кровь, которая изливается во оставление грехов наших, то надо ее всегда принимать, чтобы отпускались мои грехи; и если я всегда грешу, то всегда потребно для меня и врачевство… Принимай всякий день то, что может исцелить тебя. Так живи, чтобы всегда быть тебе достойным этого принятия (т. е. причащения)».

Святитель Феофан Затворник также благословлял одного из духовных детей каждый день причащаться из запасных Святых Даров. Праведный Иоанн Кронштадтский указывал на забытое апостольское правило отлучать от Церкви тех, кто три недели не был у Святого Причастия.

Преподобный Серафим Саровский заповедовал дивеевским сестрам «неопустительно исповедоваться и приобщаться во все и, кроме того, двунадесятые и большие праздники: чем чаще, тем лучше, не мучая себя мыслию, что недостойна; и не следует пропускать случая как можно чаще пользоваться благодатью, даруемой приобщением Святых Христовых Таин. Благодать, даруемая приобщением, так велика, что как бы недостоин и как бы грешен ни был человек, но лишь бы в смиренном только сознании великой греховности своей приступил к Господу, искупающему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов, то будет очищаться благодатию Христовой, все более и более светлеет, совсем просветлеет и, спасется».

Разумеется, очень хорошо причащаться и в дни своих именин и рождения, а супругам - в день их бракосочетания. Преподобный Алексий Зосимовский рекомендовал своим духовным детям принимать причастие также и в памятные дни их усопших близких - в дни их кончины и именин. Это способствует единению во Христе живых и отшедших в иной мир.

При желании же причащаться еще чаще (может быть, даже каждый день) нужно следовать такому указанию преподобного Симеона Нового Богослова: «Кто не открывает каждодневно тайн сердца своего, кто в них и в соделанном по неведению не приносит должного покаяния, кто не ходит плача и сетуя всегда и прежде сказанного со тщанием не проходит, тот подлинно недостоин [ежедневного причащения]. А кто все это делает и в воздыханиях и слезах совершает течение жизни своей, тот и весьма достоин быть причастником Божественных Таин, и не только в праздник, но и каждодневно, и даже - хотя и дерзновенно скажу - с самого начала покаяния и обращения своего».

Как пишет архиепископ Арсений (Чудовской), «постоянное причащение должно быть идеалом всех христиан. Но враг рода человеческого сразу понял, какую силу даровал нам Господь в Святых Тайнах. И он начал дело отклонения христиан от Святого Причащения. Из истории христианства мы знаем, что сначала христиане причащались ежедневно, затем четыре раза в неделю, далее по воскресеньям и праздникам, а там - во все , т. е. четыре раза в год, наконец едва-едва раз в год, а иные и того реже». «Христианин всегда должен быть готов и к смерти, и к причащению», - говорил один из духовных отцов. Итак, от нас зависит частое участие в Тайной Вечери Христовой и принятие на ней великой благодати Таин Тела и Крови Христовых. И если сердце всецело живет Богом - и в делах, и в словах, и в мыслях, если христианин плачет в душе о всяком грехе своем и имеет целью своей жизни богоугождение и стяжание Духа Святаго Божия, то нет препятствий у него для ежедневного причащения Святых Таин, как это делали христиане первых веков и как пишет об этом Симеон Новый Богослов. Один из мудрых современных пастырей, о. Валентин Свенцицкий, пишет: «Жизнь духовная - не отвлеченное богословие, а действительная и самая несомненная жизнь во Христе. Но как она может начаться, если ты не примешь в этом страшном и великом Таинстве полноты Духа Христова? Как, не приняв Плоти и Крови, Христовой, будешь в Нем? И здесь, как в покаянии, не оставит тебя враг без нападений. И здесь он будет строить тебе всякие козни. Он воздвигнет множество и внешних и внутренних преград, То будет тебе некогда, то почувствуешь себя нездоровым, то захочется. отложить ненадолго, «чтобы лучше приготовиться». Не слушай. Иди. Исповедуйся. Причащайся. Ведь не знаешь ты, когда призовет тебя Господь».

Пусть же каждая душа чутко прислушивается в своем сердце и боится прослушать стук в его двери руки Высокого Гостя; пусть боится она того, что ее слух огрубеет от мирской суеты и не сможет слышать тихих и нежных призывов, идущих из Царства Света. Пусть боится душа подменить переживания небесной радости единения с Господом мутными развлечениями мира или низменными утешениями телесной природы. А когда она в силах оторваться от мира и всего чувственного, когда затоскует о свете горнего мира и потянется к Господу, пусть дерзает единения с Ним в великом Таинстве, одевая себя при этом в духовные одежды искреннего покаяния и глубочайшего смирения и неизменной полноты нищеты духовной. Пусть также не смущается душа оттого, что она при всем своем покаянии все же недостойна причащения. Про это так говорит праведный Алексий Мечев: «Причащайтесь чаще и не говорите, что недостойны. Если ты так будешь говорить, то никогда не будешь причащаться, потому что никогда не будешь достоин. Вы думаете, что на земле есть хотя бы один человек, достойный причащения Святых Таин? Никто этого не достоин, а если мы все-таки причащаемся, то лишь по особому милосердию Божию. Не мы созданы для Причастия, а Причастие для нас. Именно мы - грешные, недостойные, слабые - более, чем кто-либо, нуждаемся в этом спасительном источнике».

Почему же мы все же не получаем на более частое причащение благословения наших духовных отцов? Только по жестокосердию и нерадению нашему, потому что при нашей греховной жизни и отсутствии постоянного покаяния и трезвения мы стали бы принимать Тело и Кровь Господни недостойно.

Если христиане первых веков старались приступать ко Святой Чаше ежедневно, то в XIX веке многие христиане в России считали причастие предсмертным напутствием. В наше время вновь возродилось стремление причащаться часто. Однако, зная, что к Чаше надо приступать после тщательной подготовки - говения, многие не могут найти сил и времени для говения (которое тем самым превращается в самоцель).

В основе решения вопроса о том, как часто нам надобно причащаться, лежит степень подготовленности души, ее ревность, ее любовь ко Господу, ее сила покаяния. Поэтому Церковь и предоставляет решать этот вопрос священникам, духовникам. Именно с духовным отцом и надо согласовать, как часто причащаться, как долго и как строго говеть перед этим. Разные священники благословляют по-разному, но каждому по мере его сил. Людям, стремящимся воцерковить свою жизнь, многие современные пастыри рекомендуют причащаться от одного до двух раз в месяц. Иногда батюшки благословляют и более частое причащение, но это скорее исключение, чем правило. Конечно, причащаться нельзя «для галочки», ради исполнения определенных количественных норм. Таинство Евхаристии должно стать для православного христианина потребностью души, без осуществления которой нельзя прожить.

О приготовлении ко Причащению Святых Таин

Желающий достойно причаститься Святых Христовых Таин, должен за два-три дня молитвенно подготовить себя к этому: молиться дома утром и вечером, посещать церковные богослужения. Перед днем причащения надо обязательно быть на вечерней службе. К домашним вечерним молитвам добавляется (из молитвослова) правило ко Святому Причащению. Размер его определяется духовным отцом. Обычно оно включает в себя каноны: покаянный Господу Иисусу Христу, молебный ко Пресвятой Богородице, Ангелу Хранителю, а также Последование ко Святому Причащению.

Надо при этом учитывать и нижеследующие указания праведного Иоанна Кронштадтского: «некоторые поставляют все свое благополучие и исправность пред Богом в вычитывании всех положенных молитв, не обращая внимания на готовность сердца для Бога - на внутреннее исправление свое; например, многие так вычитывают правило ко Причащению. Между тем здесь прежде всего надо смотреть на исправление нашей жизни и готовность сердца к принятию Святых Таин. Если сердце право стало во утробе твоей, по милости Божией, если оно готово встретить Жениха, то и слава Богу, хотя и не успел ты вычитать всех молитв. Царство Божие не в слове, а в силе” (1 Кор. 4, 20). Хорошо послушание во всем Матери-Церкви, но с благоразумием; и, если возможно, “могий вместити” продолжительную молитву “да вместит”. Но “не вси вмещают словесе сего” (Мф. 19, 11; см. также ст. 12); если же продолжительная молитва несовместима с горячностью духа, лучше сотворить краткую, но горячую молитву. Припомни, что одно слово мытаря, от горячего сердца сказанное, оправдало его. Бог смотрит не на множество слов, а на расположение сердца. Главное дело - живая вера сердца и теплота раскаяния во грехах». С молитвой соединяется воздержание от скоромной пищи - мяса, яиц, молока и молочных продуктов, при и от рыбы. В остальной пище надо соблюдать умеренность.

Желающий причаститься должен, лучше всего накануне, до или после вечернего богослужения, принести искреннее раскаяние в своих грехах перед священником, чистосердечно раскрывая свою душу и не утаивая ни одного греха. Перед исповедью нужно непременно примириться как со своими обидчиками, так и с теми, кого обидел сам. На исповеди лучше не дожидаться вопросов священника, а высказывать ему все, что есть на совести, ни в чем себя не оправдывая и не перелагая вину на других. Ни в коем случае нельзя на исповеди осуждать кого-либо или рассказывать о чужих грехах. Если нет возможности исповедаться вечером, нужно сделать это до начала литургии, в крайнем случае - до Херувимской песни. Без исповеди никто, кроме младенцев до семи лет, не может быть допущен ко Святому Причащению. После полуночи запрещается есть и пить, к Причастию нужно приходить строго натощак. К воздержанию от пищи и пития перед Святым Причащением надо приучать и детей.

Как подходить к Святой Чаше?

Каждому причастнику нужно хорошо знать, как следует подходить к Святой Чаше, чтобы причащение происходило чинно и без суеты.

    Вот эти правила.
  • Перед Чашей надо сделать земной поклон. Если причастников много, то, чтобы не мешать окружающим, поклониться нужно заранее.
  • Когда отверзаются царские врата, надо перекреститься и сложить руки крестообразно на груди, правую руку поверх левой, и с таким сложением рук причащаться; отходить от Чаши нужно не разнимая рук
  • Подходить надо с правой стороны храма, а левую оставлять свободной.
  • Первыми причащаются служители алтаря, затем монахи, дети и только потом все остальные. Нужно уступать ближним дорогу, ни в коем случае не толкаться.
  • Женщинам перед причастием нужно стереть губную помаду.
  • Подойдя к Чаше, следует громко и отчетливо назвать свое имя, принять Святые Дары, разжевать (если это необходимо) и немедленно проглотить Их, а нижний край Чаши облобызать как ребро Христово.
  • Нельзя трогать Чашу руками и целовать руку священника.
  • У Чаши креститься запрещено! Поднимая руку для крестного знамения, можно случайно толкнуть священника и разлить Святые Дары.
  • Отойдя к столику с запивкой, надо съесть антидор и выпить теплоту. Только после этого можно прикладываться к иконам и разговаривать.
  • Если Святые Дары преподают из нескольких Чаш, принимать их можно только из одной. Нельзя причащаться дважды в день.
  • В день Причастия не принято вставать на колени, за исключением поклонов при чтении , поклонов перед Плащаницей Христовой в Великую Субботу и коленопреклонных молитв в день Святой Троицы.
  • Придя домой, следует прежде всего прочитать благодарственные молитвы по Святом Причащении; если их читают в храме по окончании службы, надо прослушать молитвы там. После причащения до утра не следует также ничего выплевывать и прополаскивать уста. Причастники должны стараться хранить себя от праздных разговоров, особенно от осуждения, а чтобы праздных разговоров не было, надо читать Евангелие, молитву Иисусову, акафисты, Священное Писание.

Причащение больных

Это последование есть особый вид преподавания Таинства Евхаристии людям, по причине тяжелой болезни не могущим быть в храме при совершении Таинства на полной литургии и участвовать в принятии его. В таком случае уже древняя Церковь, снисходя немощи больного и смотря на Таинство как на лучшее и вернейшее врачевство души и тела, посылала верным Святые Дары на дом. Так же поступает Церковь и теперь. По обычаю Православной Церкви, Святые Дары для больных приготовляются в Великий Четверток, но они могут быть приготовлены и во всякое другое время на полной литургии. Для этой цели приготовляется второй агнец, а в тех храмах, где литургия совершается ежедневно, отлагается только часть литургийного же агнца. Целый агнец или часть агнца приготовляется для преподания больным так же, как и для литургии Преждеосвященных Даров, по указанию учительного известия.

Самое последование причащения больных имеет такой порядок Священник берет часть Святых Таин, влагает ее в потир и вливает вина столько, сколько удобно может принять больной. После обычного начала читаются: «Приидите, поклонимся» трижды, Символ веры и молитвы ко Святому Причащению. Затем приготовленный таким образом больной исповедуется и получает разрешение от грехов, если он не был исповедан, а в противном случае прямо причащается. По причащении читаются: Ныне отпущаеши», Трисвятое, «Отче наш», тропарь дня, Богородичен и бывает отпуст настоящего дня.

Последование ко Святому Причащению

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Tрижды)

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Господи, помилуй. (12раз)

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.(Поклон)

Которая у православных располагается на престоле в алтаре , а у католиков, обычно, за алтарём; переносятся туда в дароносице .

В православии Святые Дары приготовляются священником на проскомидии (первой части литургии). Хлеб для Святых Даров, называемый просфорой выпекают из квасного (дрожжевого) теста - из пшеничной муки, замешанной на воде с солью. Вино берут только чистое виноградное, непременно красное, поскольку красный цвет вина символизирует Кровь Христову.

Святые Дары преждеосвящённые и запасные - это хлеб и вино, освящённые накануне дня использования их для причащения. Запасные Святые Дары служат для причащения больных на дому; обычно их освящают за литургией в Великий четверг .

Основной аргумент к догматизации квасного литургического хлеба, сторонники этой традиции видят в греческом тексте Евангелий, где описывается установление Евхаристии Иисусом Христом на Тайной Вечере. Греческое слово «αρτοσ» (артос), буквально - «хлеб», использованное евангелистами, толкуется в смысле квасного хлеба и указывается, что опресноки в Библии обозначаются словом «αζυμωσ» (азимос), буквально - «пресный». Таким образом утверждается мысль, что квасной хлеб заповедан Самим Богом, и что использование опресноков является «отступничеством».

Но, не смотря на то, что в связи с греческой евхаристической традицией «артос» в ново-греческом языке стал однозначно ассоциироваться с квасным хлебом, Библия свидетельствует, что для древних греков «артос» был понятием нейтральным и о составе хлеба не говорил. Так в Септуагинте, в книге Исход «артос», в сочитании с «азимосом» и без такого сочетания, упоминается именно как пресный хлеб, приготовленный для религиозной церемонии -

«и хлебов (αρτουσ) пресных (αζυμουσ), и опресноков, смешанных с елеем, и лепешек пресных, помазанных елеем: из муки пшеничной сделай их, положи их в одну корзину, и принеси их в корзине…» (Исх.29:2).

«и один круглый хлеб (αρτον), одну лепешку на елее и один опреснок из корзины…» (Исх.29:23).


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Святые дары" в других словарях:

    В православии хлеб квасной из пшеничной муки, замешенный на воде (см. Просфора), и вино (красное виноградное), ритуально подготовленные священником в алтаре для причащения верующих. Освящаются после литургии и хранятся в дарохранительнице на… … Большой Энциклопедический словарь

    Святые Дары - СВЯТЫЕ ДАРЫ, в православии хлеб квасной из пшеничной муки, замешанный на воде (смотри Просфора), и вино (красное виноградное), ритуально подготовленные священником в алтаре для причащения верующих. Освящаются после литургии и хранятся в… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Святые Дары в православии и католицизме хлеб и вино, ритуально приготовленные священником на литургии, а затем во время евхаристического канона Святым Духом пресуществленные в Тело и Кровь Христа для причащения верующих. Святые Дары… … Википедия

    Хлеб (в православии квасной, в католицизме пресный) из пшеничной муки, замешанный на воде (см. Просфора), и вино (красное виноградное), ритуально подготовленные священником в алтаре для причащения верующих. Освящаются после литургии и хранятся в… … Энциклопедический словарь

    См. Дары святые … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Святые Дары - См. Дары Святые … Православие. Словарь-справочник

    Святые Дары - – см. Дары Святые … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    Святые Дары - Свят ые Дар ы … Русский орфографический словарь

    Святые Дары - (церк.) … Орфографический словарь русского языка

    Святые дары - ♦ (ENG elements) (от лат. elementum основа) хлеб и вино, используемые во время причастия … Вестминстерский словарь теологических терминов

Книги

  • Избранные творения. В 2-х томах , Святитель Иоанн Златоуст. В истории Церкви есть несколько личностей, которые становятся настоящими светильниками для своей эпохи. Сияние этих людей пронизывает всю церковную жизнь целой христианской Вселенной, все…

Потребление Святых Даров.

Во время чтения заамвонной молитвы диакон стоит, окончив ектению «Прости, приимше…» перед иконой Спасителя. По окончании этой молитвы, когда священник войдет в алтарь через царские двери, диакон следует туда же северными дверями и останавливается у левого (северо-западного) угла престола, наклонив голову перед престолом. Священник читает молитву на потребление Даров и благословляет на это диакона. Этот последний крестится, целует престол и отходит к жертвеннику для потребления. Если диакона нет, то иерей читает указанную молитву для себя перед самым потреблением. Текст этой молитвы различен для обеих литургий:

Литургия Златоуста

Исполнение закона (Рим. XIII, 10), и пророков, Сам сый, Христе Боже наш, исполнивый все отеческое смотрение, исполни сердца наша, всегда, ныне и присно и во веки веков.

Литургия св. Василия

Исполнися и соверши я елико по нашей силе, Христе Боже наш, Твоего смотрения таинство. Имеем бо смерти Твоея память, видехом воскресения Твоего образ, наполнихомся безконечные Твоея жизни, насладихомся неистощаемыя Твоея пищи, ея же и будущем веце, всем нам сподобится благоволи благодатия безначального Твоего Отца, и Святаго, и Благаго, и Животворящего Твоего Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Обычай потреблять Дары древний. В литургии СА VIII диакон уносит остаток Святых Даров в пастофории, чтобы там их потребить. Есть, впрочем, основание предполагать, исходя из одного свидетельства V века (толкование Исихия на книгу Левит), что тогда остаток Святых Даров сжигался.

Потребляются Дары так. Священнослужитель, заложив утол утирального плата себе за ворот и держа в левой руке другой его конец, берет ею Чашу; правой рукой, при помощи лжицы, потребляет из Чаши частицы Тела Христова и остальные частицы, потом испивает все содержимое Чаши. Затем он ополаскивает несколько раз эту Чашу водой и испивает каждый раз эту воду, пока на стенках Чаши не останется ни малейшей частицы. Затем он вытирает Чашу изнутри губой досуха, вытирает платом и лжицу и ставит сосуды так, как им надлежит стоять в ризнице или на жертвеннике. При потреблении Даров священнослужитель должен действовать со всяким вниманием, чтобы нигде не оставить частиц Даров и не пролить содержимое святого Потира.

Из книги РЕДКИЕ МОЛИТВЫ о родных и близких, о мире в семье и успехе каждого дела автора Симон Преосвященный

МОЛИТВЫ СВЯТЫХ О СТЯЖАНИИ ДАРОВ ДУХА СВЯТАГО …Мы сподобились получить дары Святаго Духа при крещении. А многие ли помнят об этом? Мало получить, надо еще сохранять, усовершать, умножать, а не зарывать. Для этого надо возгревать ревность. Как?1. Читать Священное Писание, -

Из книги Евхаристия автора Керн Киприан

А. Учение Церкви об освящении Святых Даров. Католическая церковь, как известно, учит, что молитвы призывания Святого Духа не нужны для освящения евхаристических элементов. Священник, по их учению, является совершителем Таинства, «minister sacramenti»; он, как «vice Christus»

Из книги Притчи человечества автора Лавский Виктор Владимирович

Перенесение Святых Даров на жертвенник. По причащении народа, которое, как указывалось выше, не должно откладываться после окончания Литургии, как в некоторых областях Востока, совершаются следующие действия.1) Священник уносит святую Чашу в алтарь и ставит ее на

Из книги Чудо Святого Причащения автора Тулупов Вячеслав

Сократите потребление упряжи Придя навестить больного товарища, Насреддин попал как раз такой момент, когда к тому пришёл врач. Он пробыл в доме не более минуты, и скорость, с которой он поставил диагноз, ошеломила Муллу.Сначала доктор взглянул на язык пациента, затем

Из книги Русское монашество. Возникновение. Развитие. Сущность. 988-1917 автора Смолич Игорь Корнильевич

Преложение Святых Даров В своих записках игумен Феодосии (Попов; † 1903) приводит воспоминания своей бабушки о ее детстве, когда ей было семь - восемь лет. «В церкви я становилась у самого амвона, против Царских врат, и зорко следила за всеми действиями священника. Причина

Из книги Справочник православного человека. Часть 2. Таинства Православной Церкви автора Пономарев Вячеслав

Чудесные свойства Святых Даров Часто Святые Дары производят необыкновенные изменения в теле человека. Они укрепляют его и делают исключительно выносливым. Приведем примеры.В V веке преподобный Герасим основал на берегу Иордана Лавру. Жизнь монахов в этой обители

Из книги Русские патриархи 1589–1700 гг. автора Богданов Андрей Петрович

Глава XI. Западные влияния и богословский спор о преложении Святых

Из книги Антология восточно–христианской богословской мысли, Том II автора Автор неизвестен

Возношение Святых Даров Священник читает тайную молитву: «Поминающе убо спасительную сию заповедь.».Священник произносит вслух: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся».При произнесении этих слов дьякон, а если его нет, то сам священник берет правой рукой дискос, а

Из книги Молитвенное приношение старца Софрония автора Сахаров Софроний

Преложение Святых Даров Хор: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш».После возношения Даров священник начинает читать молитву эпиклезиса (греч. эпиклезис– призыв), которая вместе с установительными словами является самой

Из книги Глас Византии: Византийское церковное пение как неотъемлемая часть православного предания автора Кондоглу Фотий

Последнее явление Святых Даров предстоящим Священник берет Потир и тихо говорит: «Благословен Бог наш…».А затем, повернувшись лицом к народу со Святой Чашей, произносит вслух: «Всегда, ныне и присно и во веки веков».После этого священник несет Святую Чашу на жертвенник,

Из книги Молитвослов на русском языке автора

Потребление Святых Даров Священник с дьяконом Царскими вратами входят в алтарь и после положенных Уставом священнодействий и молитвословий дьякон потребляет оставшиеся после Причащения мирян Святые

Из книги автора

Спор о пресуществлении Святых даров Лучшим способом расправиться с учеными издавна служило обвинение в ереси. Но взгляды Медведева по религиозным вопросам были вполне ортодоксальны. Тогда «мудроборцы решились на прямую провокацию, которая должна была ударить не только

Из книги автора

Св. Николай Кавасила, св. Марк Ефесский. Учение о Пятидесятнице и освящении Святых Даров (Г. И. Беневич) Завершая «Антологию», следует отдать дань двум выдающимся святым отцам периода заката Византийской империи. Это хорошо известный русскому читателю мирянин и выдающийся

Из книги автора

Молитва перед освящением Святых Даров ОТЧЕ СВЯТЫЙ, приими нас, припадающих к подножию ног Твоих, и Имене ради Единороднаго Твоего возлюбленнаго Сына, Единаго Господа и Бога нашего Иисуса Христа, прости нам вся грехи и преступления наша за всю нашу окаянную жизнь, ради

Из книги автора

1. Православное богослужение как Предание святых апостолов и святых отцов Церкви Православное богослужение - это источник радости и предмет похвалы для всякой православной души. Оно формировалось постепенно, начиная с первых лет существования древней Церкви, трудами

Из книги автора

Молитвы святых о стяжании даров Духа Святого Молитвы преподобного Силуана АфонскогоБоже, просвети нас Духом Твоим Святым, чтобы мы все поняли Твою любовь.Кто просит у меня молитв, за тех слёзно прошу Господа:«Господи, дай им Духа Твоего Святого, да познают Тебя Духом

gastroguru © 2017