Выбор читателей
Популярные статьи
Практически каждому человеку хотя бы раз в жизни приходилось выступать перед аудиторией. А многие профессии связаны с необходимостью постоянного выступления перед людьми. Сюда относятся: преподаватель, политик, артист, менеджер, руководитель тренингов, лектор и многие другие виды деятельности.
Большинство людей, работающих в одной из таких сфер, испытывают сильный страх перед публичными выступлениями. В психологии этот страх называется глоссофобией. Другие названия – логофобия, пейрафобия. Давайте разберемся, что представляет собой эта фобия и как ее преодолеть.
Глоссофобией называется психическое расстройство, при котором человек панически боится выступать перед другими людьми. Аудитория может быть большая (зрители в зале) или маленькая (коллеги, собравшиеся на совещание в рабочем кабинете), но необходимость выступить перед ней пугает человека, вызывая ряд неприятных психических и соматических реакций. Боязнь говорить носит название вербофобия.
Человек может быть хорошим специалистом в своей области и прекрасно знать материал, с которым ему предстоит выступить, но оказываясь перед аудиторией, он совершенно теряется, забывает слова, не может сконцентрироваться. Все это существенно ухудшает качество жизни глоссофоба, мешает ему продвигаться по карьерной лестнице, снижает самооценку.
Школьники и студенты тоже нередко испытывают сильный страх перед аудиторией. По этой причине они не могут нормально отвечать на уроке, сдавать экзамены, даже если хорошо знают материал. Естественно, это негативно влияет на успеваемость ученика или студента.
Согласно психологическим исследованиям, проводимым в этой области, 95% людей в той или иной степени страдают боязнью сцены. Вот почему многих интересует эта проблема и способы борьбы с ней.
Каждый человек, выходя на сцену, немного волнуется. Это естественное состояние, которое присуще всем. Оно обладает некоторым положительным действием, поскольку помогает собраться, сосредоточиться во время выступления. Однако это естественное волнение не имеет ничего общего с глоссофобией.
Глоссофобия – это патологическая боязнь публичных выступлений, которую невозможно преодолеть. На первый взгляд, может показаться, что эта фобия безобидна и неспособна причинить человеку серьезного вреда. На самом деле это не так.
Индивид, страдающий пейрафобией, испытывает постоянный стресс, когда ему приходится выступать перед публикой. Если человек работает в такой сфере, где не нужно контактировать с аудиторией, то он может спокойно жить со своим страхом. Но если его профессия связана с частыми публичными выступлениями, то ему придется трудно. Постоянные стрессы способны подорвать физическое и психическое здоровье.
Человек теряет уверенность в себе, у него падает самооценка, развиваются комплексы, он замыкается в себе. Страх заставляет его бросить профессию, связанную с публичными выступлениями, даже если она очень нравится.
Нередко глоссофобы стараются заглушить свой страх алкоголем, наркотиками или сильнодействующими седативными препаратами. Злоупотребление подобными веществами может привести к развитию алкоголизма или наркомании. Поэтому всем публичным людям, страдающим пейрафобией, обязательно необходимо бороться со своим недугом.
Страх выражается набором типичных симптомов, характерных для всех видов фобий:
Перечисленные симптомы у разных людей проявляются с разной интенсивностью. Особо впечатлительные особы могут даже упасть в обморок. У детей возможно непроизвольное мочеиспускание. В редких случаях такое явление наблюдается и у взрослых. Конечно же, в подобном состоянии выступать перед людьми не представляется возможным.
Если логофобия выражена не слишком сильно, человек может собраться с духом и все-таки провести выступление, подавляя свой страх. При сильной фобии сделать это не удается, и выступающий либо теряет сознание, либо убегает со сцены.
Психологи выделяют две причины, по которым у человека возникает боязнь сцены:
В случае с генетическими причинами фобия развивается под влиянием повышенной эмоциональности, высокого уровня тревожности, индивидуальных особенностей характера и темперамента.
Эмоционально неустойчивый индивид боится быть отвержденным, боится осуждения и неприятия. Эти страхи постепенно разрастаются в настоящую фобию. Наследственность также играет существенную роль в развитии патологической боязни сцены. Если кто-либо из родителей страдал подобным расстройством, ребенок мог унаследовать его. Психологи подметили, что у родителей и детей очень часто бывают одинаковые страхи и идентичное их проявление.
В случае с социальными причинами пейрафобию провоцирует воспитание. Чаще всего страх сцены возникает у детей, воспитанных строгими и деспотичными родителями. Если ребенка ругают за громкие разговоры на улице, заставляют вести себя в обществе тихо и неприметно, он может начать бояться публичного внимания.
Чрезмерные запреты, запугивания, подавления, психологическое и физическое насилие формируют в ребенке многочисленные страхи и неуверенность в себе. Вырастая, такой человек стремится быть незаметным, скромным, старается не привлекать внимания к своей персоне, боится общественного осуждения.
Родители-перфекционисты, требующие от своего ребенка быть первым во всем, тоже рискуют воспитать глоссофоба. Человеку с детства внушают, что надо всегда быть лучшим, и он прилагает все силы, чтобы добиться восхищения и признания со стороны окружающих. Но быть совершенным всегда и во всем невозможно, поэтому рано или поздно такой индивид сталкивается с неудачей. Эта неудача может подорвать его уверенность в своих силах и вызвать боязнь быть отвергнутым.
Нередко причиной развития глоссофобии становится опыт неудачного выступления перед публикой. Например, школьник или студент выступал перед зрителями, и его осмеяли, унизили. Ситуация усугубляется, если унижение исходило не только от сверстников, но и от взрослых. Подобное происшествие способно оставить глубокий след в душе неуверенного, стеснительного человека, повлияв на его дальнейшее развитие.
Люди с дефектами речи тоже нередко боятся выступать перед публикой. Такое состояние называют логоневрозом. Такие люди вполне комфортно чувствуют себя в кругу близких друзей, но необходимость выступить перед аудиторией выбивает их из колеи. Они боятся, что другие люди будут высмеивать их недостаток. Чаще всего такие опасения вполне обоснованы, потому что в любом обществе есть индивиды, нетерпимые к чужим дефектам.
Многие знаменитости страдали боязнью сцены, однако они преодолели свои страхи и добились успеха в профессии. Это говорит о том, что с пейрафобией можно и нужно бороться. Если вы боитесь выступать перед публикой и хотите избавиться от страха сцены, вам помогут советы психологов.
Чтобы не опозориться перед слушателями, хорошо подготовьтесь к выступлению. Например, вам необходимо сделать доклад. Соберите всю необходимую информацию, законспектируйте материал и хорошо заучите его. Составьте краткий план, в котором укажите основные тезисы своего выступления.
Подумайте, какие вопросы могут возникнуть и слушателей и заранее подготовьте ответы на них. Прорепетируйте свою речь перед зеркалом, а еще лучше – запишите на диктофон, чтобы послушать, как она звучит со стороны. Выявите ошибки, запинки и избавьтесь от них. Зачитайте свой доклад близким людям, пусть они оценят его и подскажут, что нужно исправить. Такая подготовка точно не даст вам провалиться на выступлении.
Незнакомая публика всегда внушает страх, поскольку вы не знаете, какой реакции от нее можно ожидать. Перед выступлением проанализируйте аудиторию – количество человек, их возраст, пол, социальный статус, интересы. Подумайте, чего эти люди ждут от вас, что будет им интересно. Возможно, стоит выбрать юмористический подход или же, наоборот, сделать выступление максимально интересным. Проработайте эти нюансы, и ваша уверенность на сцене существенно повысится, ведь вы заранее будете знать, с кем вам придется общаться.
Логофобы очень боятся критики со стороны зрительного зала. Они обращают внимание на каждый смешок или неодобрительный взгляд и от этого все больше теряют уверенность в собственных силах. Чтобы этого избежать, не нужно концентрироваться на негативном отношении. Запомните: мнение аудитории никогда не бывает однозначным. В зале всегда найдутся и критики, и благодарные слушатели. Сосредоточьте свое внимание на последних. Ловите каждый одобрительный кивок, каждую улыбку или восторженный возглас. Не пытайтесь понравиться всем, работайте для тех зрителей, которые выказывают вам свое расположение.
Дайте себе право на ошибку. Ошибаются даже профессионалы высокого класса, поэтому не стоит волноваться по этому поводу. Не принимайте критику близко к сердцу. Она далеко не всегда бывает объективной. У зрителя может быть просто плохое настроение или же он вовсе не разбирается в теме вашего выступления. Изучите техники, повышающие самооценку, и применяйте их.
Выходя на сцену, настройте себя на положительный лад. Не думайте об исходе своего выступления, а сосредоточьтесь на текущем моменте. Обдумывайте каждое слово, каждый жест. Почувствуйте себя человеком, делающим важное дело. Ощутите, как это приятно – быть в центре внимания множества людей.
Чтобы преодолеть сильное волнение перед выступлением и не чувствовать себя на сцене скованно, научитесь расслабляться. Освойте дыхательные техники и специальные расслабляющие упражнения. Не принимайте скованных, закрытых поз. Еще один важный момент – улыбка. Обязательно улыбайтесь публике и в ответ тоже получите улыбки.
Если вы перепробовал все методы, помогающие побороть страх перед выступлением, но не добились положительного результата, обратитесь за помощью к специалисту. Возможно, ваша фобия достигла такой стадии, на которой без помощи психолога или психотерапевта не обойтись.
Не стесняйтесь обратиться за помощью, в этом нет ничего постыдного. Многие публичные люди работают с психологами, помогающими им преодолеть боязнь сцены. Специалист подберет эффективные психотерапевтические методики и назначит успокоительные препараты, снижающие тревожность.
Избавиться от логофобии может каждый. Если ваша карьера и профессиональная деятельность зависит от умения выступать на публике, приложите все усилия, чтобы перебороть свои страхи и обрести уверенность в себе. Поверьте, результат того стоит!
Боязнь сцены или публичных выступлений является одной из наиболее распространенных фобий. Но, в отличие от страха перед змеями или пауками, умение успешно преодолевать эту фобию часто является условием успеха в работе или обучении.
Итак, возможно ли преодолеть боязнь сцены? И если да, то как это можно сделать?
Чувствам – волю
Часто считается, что для успешного выступления на публике нужно . Однако исследования показали, что чем больше человек пытается подавить волнение перед выступлением, тем к большему нарастанию тревожности в конечном итоге это приводит. Вместо того, чтобы говорить себе: «Я спокоен и собран», лучше использовать другую мантру – «Я полон энергии. Я вдохновлен и воодушевлен». Она в большей степени будет соответствовать тем переживаниям, которые сопутствуют выступлению на сцене, и поможет сделать его более откровенным и успешным.
Практика в небольших группах
Если вам предстоит выступление перед большой аудиторией, то лучшим способом преодолеть страх выступления будет тренировка перед меньшей группой людей. В маленькой группе есть возможность видеть выражение лица зрителей, их реакцию на выступление. Поэтому оно будет всегда провоцировать большую тревогу, так как не бояться сцены становиться невозможным – ведь ваше выступление подвергается прямой оценке зрителей. Ведь в большой аудитории, которая, по сути, является организованной толпой, лица смазываются, а зрительный контакт становится недоступным. Это выступление может стать настоящей встряской. Именно поэтому тренироваться следует в присутствии малой группы.
Выступая в маленькой группе, полезно обладать какой-либо информацией о своих слушателях заранее. Это поможет в значительной мере снизить степень напряжения. Так вы сможете найти с ними точки соприкосновения, сделать выступление более живым и естественным. Постарайтесь выработать позитивное отношение к аудитории, перед которой выступаете. Ведь они являются слушателями, которые заинтересованы в выступлении. В противном случае, они бы не пришли на это мероприятие.
Начать из-за кулис
Многими актерами, посвятившими долгие годы сценическим выступлениям, используется следующий способ: они начинают произносить свой монолог или речь еще до выхода на сцену. Начать в безопасной обстановке, за кулисами, всегда не так страшно. Поэтому выход к аудитории им дается гораздо легче, так как является продолжением уже «начатого» выступления.
Хорошим способом является и предварительное вхождение в образ. Еще до начала выступления необходимо отождествить себя со своим персонажем. Если же предстоит выйти к аудитории с речью или докладом – представьте себя в том образе, который всегда внушал уверенность или был вашим кумиром. Для кого-то это может быть друг, для кого-то – школьный учитель или руководитель с работы, для третьего – любимый актер.
Не бояться совершать ошибки
Даже если на сцене вы сделаете ошибку, обычный зритель вряд ли сможет о ней догадаться. Главным фактором успешного выступления всегда является поведение актера или ведущего. Поэтому, если что-то будет сказано немного не так или не по плану – просто обыграйте все так, будто это входит в план выступления.
Как перестать бояться сцены? Просуммируем составляющие успеха: принимать себя и свои страхи, хорошо знать свою роль, начинать с безопасного пространства, а самое главное – любить свою публику и щедро делиться с ней своими талантами. Ведь те, кто придут на выступление, вряд ли будут думать о страхах и комплексах выступающих. Они будут ждать, что вы поделитесь с ними интересной и полезной информацией, бурными эмоциями, вдохновением.
Страх перед публичными выступлениями и причины его возникновения. В статье пойдет речь о том, как избавиться от озвученного душевного дискомфорта, который способен навредить карьерному росту любого человека.
Содержание статьи:
Страх публичных выступлений - это чувство, которое может показаться некоторым скептикам необоснованным явлением. Однако практика показывает, что именно оно мешает многим людям раскрыться перед предполагаемой аудиторией во всей красе своих ораторских талантов. Следует разобраться в причинах озвученного страха и методах борьбы с подобной напастью.
Психологи обозначают следующие причины описываемого явления у запаниковавшего перед ораторством человека:
Важно! Психологи считают, что все озвученные причины необходимо в срочном порядке искоренять. Такие страхи мешают людям сделать успешную карьеру и добиться весомых результатов в жизни.
Преодоление страха публичных выступлений - это не прихоть, а мудрое решение для самодостаточных личностей, которые хотят достигнуть в жизни многого. Здесь важно не только осознать проблему, а и начать с ней активно бороться.
С данным душевным дискомфортом реально бороться при помощи множества способов. Можно помочь себе самостоятельно, а при недостижимости подобного стоит обратиться к специалистам.
Паническая боязнь перед сценой и публичными выступления называется глоссофобия и это не обычный страх. Следует различать обычное волнение и неконтролируемый ужас, который охватывает человека перед выступлением.
Иногда этот вид фобии значится как пейрафобия и описывается с теми же характеристиками. Если говорить об обычном волнении, то это естественно. Его испытывают практически все люди. Волнение не мешает все таки выходить на публику. Но когда страх достигает критических отметок, от ужаса начинает учащенно биться сердце, появляется потливость, дрожат руки и ноги, кружится голова и человек попросту не способен связать и двух слов, не говоря уж о том, чтобы выйти на сцену, то это уже настоящая фобия. Такой страх не играет никакой положительной роли. Иногда из-за этого люди не выбирают творческих профессий при очевидном таланте. Временами одна фобия включает в себя другую. Например, страх сцены иногда включает в себя боязнь скопления людей и страх перед толпой.
Если рассматривать общие причины, то как обычно, специалистами выделяются две: генетическая предрасположенность и социальные факторы. Чаще, конечно, эти две причины комплексно воздействуют на человека. То есть, у него есть природно детерминированные черты характера – застенчивость, интровертированность и т.д. Говоря о застенчивость, мнения специалистов расходятся. Некоторые считают, что застенчивость формируется родителями и окружающей обстановкой.
Но почему же тогда дети, воспитываясь примерно в одинаковых условиях, будут все равно разными. Сколько есть маленьких детей, одни из которых легко и непринужденно выступают перед незнакомыми людьми, декламируют стихи, им незнакома боязнь публики и они не испытывают стеснения, а другие отказываются это делать наотрез. Хотя два типа этих детей живут в семейной обстановке постоянного ободрения. Скорее всего, все зависит не только от внешних влияний, но и от способа реагирования личности на эти влияния. Тем более, творческие профессии предполагают у людей своеобразного характера и темперамента. Такие люди любят внимание окружающих, им приятно, когда их видят много людей, особенно, когда положительно оценивают их способности. Иногда люди боятся общества некоторых людей. Например, человек боится выступления перед важными персонами или знаменитостями. Или когда присутствует очень много народу.
Совершенно другое дело, когда человеку необходимо научиться выступать публично в силу социального статуса, профессии. Страх перед сценой ему приходится преодолевать путем проб и ошибок. Как бы он ни боялся этого, ему приходится это делать. И если он с детства не привык читать стихи со сцены или никогда в жизни не участвовал театральных школьных постановках именно в силу своих особенностей характера, ему сложнее справляться со своими страхами. Но тем не менее, при решении преодолеть свою панику, он научится выступать перед людьми без ужаса, а вполне вдохновенно и эмоционально будет излагать свои мысли.
Почему человек боится сцены? Скорее всего, он не уверен в себе. Если эта неуверенность исключительно ситуативная, кратковременная, то это нормально. Все гораздо сложнее, когда это постоянный жизненный спутник человека. С этим нужно обязательно бороться. Неуверенность в себе (в глобальном смысле, как психологическое состояние) формируется в детстве. Ключевое слово – формируется. Она не возникает одномоментно. Предшественник ее – это опять же страх. Когда человек боится, он не уверен в себе. В детстве у ребенка много потенциальных источников страха. Но когда он получает поддержку от родителей, то мало чего боится. Не получая этой поддержки совсем или очень мало, у него формируется все большее количество страхов. Поэтому так важно внушить уверенность в себе уже с детства.
Не стоит путать застенчивость или стеснительность с неуверенностью в себе. Несмотря на кажущуюся похожесть, эти понятия все же разные. Застенчивость – это черта характера. А неуверенность в себе – это психологическое состояние, в котором человек находится постоянно. Застенчивость проявляется не во всем, она не постоянна. Например, попав в знакомую ситуацию, человек перестает стесняться. А неуверенность в себе сопровождает человека постоянно. За что бы он ни брался, неуверенный в себе человек хронически всего боится. Неуверенность в себе только сопровождается застенчивостью, стеснительностью, нерешительностью, мнительностью, отрицанием собственной значимости. Она включает в себя множество характеристик характера. Иногда здесь же проявляется агрессивность, стремление командовать или все держать под контролем. Поэтому если выступать на сцене мешает именно неуверенность в себе, то без серьезного курса психотерапии обойтись сложно.
Собственно, чтобы перестать бояться на сцене, нужно регулярно выступать перед аудиторией. Свой страх нужно хорошо изучить. Досконально. Неосознанный страх должен стать полностью осознанным и контролируемым, это позволит избавиться от него. При помощи нескольких способов.
Если хорошо подготовиться к выступлению, просчитать все возможные слабые места, то ошибиться будет очень сложно. Здесь напрашивается на ум одна ценная мысль М. Норбекова «Победа становится неизбежной, если для поражения не оставишь ни одного шанса». Здесь речь идет не только о механическом заучивании текста, например, но и о проработке всех своих слабых мест. То, что представляет наибольшую трудность, нужно отрепетировать досконально. Когда планируется выступать перед большим количеством людей, отрепетируйте свое выступлению перед небольшим количеством знакомых.
Желательно, тех людей, кто сможет поддержать, а не критиковать все подряд, в том числе и вас. Подготовка к выступлению тоже должна приносить удовольствие. Свои мысли нужно обязательно всегда записывать. Тема выступления должна быть обдумана не один день (если позволяют обстоятельства). Нельзя надеяться на внезапное вдохновение в субботу вечером, если выступать надо уже с утра в воскресенье. Полезно выступить хотя бы перед зеркалом. Или записать себя на видео, потом его просмотреть, проанализировать манеру держаться, голос, мимику, позу, одежду. Это все очень важно при выступлении. Если планируется речь, участие в семинаре и тому подобное, то информации нужно приготовить в несколько раз больше, чем требуется. Дополнительное изучение информации придает больше уверенности в себе. Пусть даже она не используется при выступлении.
Если без конца думать о плохом, оно обязательно случится. Не нужно себя программировать на неудачу. Больше позитивных мыслей. В том числе о себе и своих способностях. Ни в коем случае не стоит себя ругать или думать о себе плохо, называя обидными словами, даже не вслух. Особенно не стоит громко заявлять о своих недостатках или слабостях перед большим количеством людей.
Собственно, о ваших недостатках должны знать только очень близкие люди. Критика посторонних способна больно ранить и лишить веры в себя. Особенно, людей эмоциональных, впечатлительных, тонко чувствующих. Перед грядущим выступлением воспользуйтесь методом аффермаций – запишите на бумаге позитивные высказывания о себе, развесьте их по дому. Читайте их, думайте о них. Действеннее будут высказывания вслух. Важно «поймать драйв» от процесса. Если человек плохо подготовлен, вместо драйва можно услышать скучное, всего лишь механически проработанное выступление. Процесс выступления должен вызывать здоровое возбуждение и душевный подъем. Нужно заранее полюбить то, что вы будете делать. «Пропустить» это через себя и свои эмоции, свой мозг и душу.
Нужно учиться контролировать свой страх и его проявления с точки зрения физиологии – потливость, сердцебиение, дрожание голоса и рук. Как? Полезны дыхательные упражнения. Можно отвлечься при помощи физических упражнений. Даже если есть внутреннее сопротивление, выполнять упражнения трудно, нужно приложить все усилия воли и сосредоточиться на физических упражнениях. Вначале все будет выполняться, возможно, только механически. Но со временем придет искренняя увлеченность. Так мозг «перезагрузится». Страх отступит. Научившись справляться с физиологическими проявлениями страха, реально преодолеть его и психологически.
Свой страх нужно максимально рационализировать. Сидя в спокойной обстановке вспомнить проявления страха, свои чувства, описать их словесно, вслух. Или хотя бы написать. Потом обязательно прочесть. Обсудить их с другим человеком. Лучше найти обычного слушателя, а не любителя критиковать и раздавать странные советы, которым сам он никогда в жизни не следовал. Нужна моральная поддержка. Нужно решить для себя, почему именно вы боитесь сцены.
Из-за страха насмешек? Это будет удар по самолюбию? Или от этого зависит материальное положение? Что случится, если будет провал? Вы потеряете что-то важное? Насколько будет ужасным этот провал. Прочувствуйте его. Представьте, что этот провал случился. Что дальше? Что именно поменялось в жизни из-за этого. Как вы будете жить с этим дальше. Как чувствовать. Что случится потом, по прошествии времени. Скорее всего, ничего катастрофичного. Чаще мы боимся только последствий, а не факта свершения чего-либо. Если же поражение расценивается как глобальная жизненная проблема, тогда суть уже не в фобии сцены, а именно в ситуации, которая может возникнуть из-за поражения. Тогда работать надо с ней, а не с боязнью сцены.
Когда страх достигает уровня фобии, то ситуация существенно усложняется. Любая фобия часто является только проявлением невроза. Чтобы справиться с фобией, необходимо решить внутриличностные проблемы. Если этих проблем не будет, то человек перестанет «прятаться» в своей фобии. Страх удобен людям. Он позволяет избежать сложных решений, ответственности за свои поступки. Вместо того, чтобы попытаться его перебороть, человек прячется за ним. Позволяет переложить свои обязанности на других. Зрелая личность умеет нести ответственность за свои решения и в пределах здоровой критичности оценивает свое поведение. Побеждая фобию, человек побеждает себя. А это самое сложное. Но глоссофобия преодолевается путем психотерапии при сильном желании работать над собой. Хорошо читать специализированную литературу. Полезны тренинги и обучающие курсы.
Даже те, кто совершенно не боится выступать, могут почувствовать себя на сцене несколько неуверенно. Страх сцены - штука вполне обыденная, привычная, что для актеров, что для выступающих на конференциях. Если у вас страх сцены, то, выступая перед аудиторией, вы можете чувствовать себя нервно, испытывать страх, дрожать непонятно от чего или даже чувствовать себя полным идиотом - и все это на глазах посторонних людей! Но не надо отчаиваться, ведь страх сцены можно побороть, научив тело и ум расслабляться с помощью нескольких простых трюков. И эта статья объяснит вам, что именно нужно сделать.
Расслабьтесь. Чтобы справиться со страхом сцены, нужно сделать пару вещей, которые помогут расслабиться, а это важно, ведь чем меньше в вашем голосе напряжения, чем спокойнее ваш разум - тем проще выступать. И вот как можно этого добиться:
Прочитайте свое любимое стихотворение вслух. Звуки любимой рифмы успокаивают, факт, и даже более того - после этого проще выступать на публике.
Притворитесь уверенным. Даже если руки трясутся, а сердце бьется так, что вот-вот выпрыгнет из груди - притворитесь, будто бы вы не менее чем самый спокойный человек на планете. Выше нос, широкую улыбку на лицо и никому, ни одной живой душе не говорите, как вы сейчас на самом деле переживаете. Притворяйтесь до тех самых пор, пока не сойдете со сцены.
Заведите себе ритуал. Вам нужен ритуал, гарантирующий удачу! И тут уже - что угодно, от пробежки до пения в душе или “счастливого” носка на правую ногу. Делайте что угодно, лишь бы вас это на успех настраивало.
Думайте позитивно. Сосредоточьтесь на том, каких удивительных результатов можно добиться, а не на том, как сильно можно все испортить. Подумали плохую мысль? Задавите ее 5-ю хорошими! Держите карточки с мотивирующими словами под рукой и просто делайте все, что поможет вам сосредоточиться на хорошем, а не на плохом.
Получите совет от профессионала. Если среди ваших знакомых есть человек, который не боится сцены и отлично выступает, обратитесь к нему за советом. Есть шанс, что вы научитесь чему-то новому или узнаете, что сцены, на самом-то деле, в той или иной степени боятся все, сколь бы уверенными они ни выглядели.
Представьте себе успех. Перед тем, как выйти на сцену, представьте себе, как все хорошо завершится - аплодирующих зрителей, улыбки, поздравления коллег по цеху и так далее. Представлять себе надо лучшее, а не худшее развитие событий, и тогда с больше вероятностью случится именно первое. Представьте себя и свою шикарную игру - но уже с точки зрения зрителя.
Репетируйте как можно больше. Репетируйте, пока слова роли от зубов отскакивать не начнут. Запомните, чьи реплики идут до вас, чьи после. Репетируйте перед близкими, знакомыми, друзьями, да хоть перед чучелами в музее или перед пустыми стульями - вам нужно привыкнуть выступать перед людьми.
Войдите в роль. Если вы действительно хотите справиться с боязнью сцены, то войдите в роль как можно правдоподобнее, чтобы даже Станиславский крикнул - “Верю!”. Чем больше вы войдете в роль, тем меньше будете волноваться за себя. Представляйте, будто бы вы и есть ваш герой.
Порепетируйте перед зеркалом. Честно, это прибавит вам уверенности, ведь так вы сможете увидеть себя самого со стороны. Продолжайте репетировать до тех пор, пока вам не начнет нравиться буквально все, и это существенно повысит ваши шансы на успех на самой сцене.
Учитесь импровизировать. импровизация - вот чем должен в совершенстве овладеть каждый из актеров. Именно с помощью импровизации можно подготовиться к любой, даже к совсем-не-идеальной ситуации, которая может возникнуть на сцене. Многие актеры и исполнители часто волнуются - мол, а вдруг я забуду или перепутаю слова? При этом они забывают, что другие актеры - тоже люди и тоже могут ошибиться. Импровизация позволит обратить в плюс любые ошибки!
Статьи по теме: | |
При каких условиях после месячных появляются кровянистые выделения причин возникновения нарушения под влиянием внешних факторов и гормонов
Порой бывает достаточно сложно отличить нормальные естественные причины... Успение праведной анны, матери пресвятой богородицы
Очень часто, обращаясь к иконам святой Анны или же с молитвой о помощи и... Человек умер. Что делать? Важнейшие православные традиции и обряды, связанные с похоронами. Православное учение о жизни после смерти Что такое смерть с точки зрения православия
Что такое смерть? «Верь, человек, тебя ожидает вечная смерть», - главный... |