Выбор читателей
Популярные статьи
Высотка расположена в месте слияния Яузы с Москвой-рекой в самом центре города и по праву считается одним из символов Москвы.
Эффектный советский небоскрёб был построен в 1938-1952 годах по проекту архитекторов Дмитрия Чечулина и Андрея Ростковского при участии инженера Леонида Гохмана. Фактически, строительство прошло в 2 очереди с перерывом на войну: в 1938-1940 и 1948-1952 годах.
Высота здания: 176 метров (32 этажа, считая технические).
Дом включает 3 объединённых разновысоких корпуса: высокий центральный объём и 9-этажные боковые крылья. Замыкая перспективу от Кремля, центральная часть обращена в сторону московской крепости, а боковые корпуса эффектно разворачиваются вдоль набережных Москвы-реки и Яузы. Цоколь здания отделан тёмным гранитом (боковые корпуса на 2 этажа, центральный - на 5), фасады выполнены в мягком бежевом цвете и украшены большим количеством барельефов и горельефов, изображающих счастливых советских граждан, детей и рабочих среди знамён, цветов, колосьев (мотив изобилия), а также советскую символику (серп и молот, звёзды). Силуэт здания оживлён декоративными башенками и обелисками, а центральный корпус украшают скульптуры советских рабочих, удерживающих щиты с изображениями герба СССР (по центру под шпилем), (слева) и (справа).
Шпиль высотки увенчан массивной звездой с серпом и молотом.
Изначально в доме было обустроено около 700 квартир (в основном двух- и трёхкомнатных, но были и "однушки", и четырёхкомнатные квартиры), но в постсоветские годы появилась тенденция к их объединению/разъединению, и сколько их сейчас по факту - непонятно.
Довольно любопытной и неоднозначной при ближайшем рассмотрении деталью оформления здания стала скульптура мужчины и женщины, удерживающих щит с гербом СССР, расположенная под шпилем.
Несколько лет назад городские СМИ облетело фото скульптуры, сделанное при значительном приближении: оказалось, груди женщины, напоминающие два небольших апельсина с пупырышками, буквально "разрывают" её одежду, складки которой показаны весьма условно. Невооружённому взгляду эта деталь не заметна, поэтому среди комментаторов пошли предположения, якобы это могло быть своеобразной шуткой скульптора - мол, с земли ведь всё равно не видно, но в действительности это крайне маловероятно. Скорее всего, такое исполнение груди просто продиктовано размещением скульптуры на большой высоте: она сделана так, чтобы гармонично выглядеть со ста с лишним метров снизу, а не вблизи.
Так или иначе, теперь женщина с высотки на Котельнической навсегда прописалась в списке "неоднозначных" скульптур Москвы. Посветить грудью на Кремль - дорогого стоит!
История жилого дома на Котельнической набережной начинается с одного любопытного момента: известно, что все сталинские высотки, предусмотренные постановлением "О строительстве в Москве многоэтажных зданий", были заложены в один день - 7 сентября 1947 года, в честь 800-летия Москвы. Однако, строительство дома на Котельнической фактически началось намного раньше - в 1938 году. Дело в том, что первым в 1938-1940 годах был построен 9-этажный корпус вдоль Москвы-реки, который изначально строился как отдельный жилой дом и был включён в проект позднее, с частичным переоформлением фасада.
Для строительства высотки были полностью снесены 4 переулка - Большой и Малый Подгорные, Свешников и Курносов - и срыт склон Швивой горки, одного из исторических холмов Москвы. Считается, что на возведении дома именно в этом месте настоял Лаврентий Берия, лично курировавший строительство.
Здание по проекту Дмитрия Чечулина и Андрея Ростковского строилось в том числе силами советских заключённых и немецких военнопленных, привлечённых к работе через Главное управление лагерей промышленного строительства (Главпромстрой или ГУЛПС). Заключённые также позировали скульпторам для барельефов. Говорят, строители оставляли на окнах и стенах технических помещений и подвалов нацарапанные гвоздём "послания": номера своих отрядов, "строили зеки" и другие незамысловатые фразы; существуют также городские легенды о замурованном при строительстве прорабе и заключённом, который якобы сумел спуститься вниз на фанерных крыльях, но они едва ли имеют какое-то отношение к реальности - точно такие же легенды ходят про строительство Главного здания МГУ.
Комплекс задумывался как настоящий город в городе: для удобства жильцов в нём были обустроены почтовое отделение, прачечная, булочная, гастроном и кинотеатр "Знамя" (с 1966 года - "Иллюзион").
В "старый" корпус, расположенный вдоль Москвы-реки, изначально селили сотрудников НКВД, затем стали подселять военных и партийных деятелей. После строительства центрального объёма и противоположного крыла в дом стали заселять представителей советской элиты: творческую интеллигенцию, выдающихся учёных, военных и партийную номенклатуру, в память о которых на фасаде дома установлено большое количество мемориальных табличек. Среди прочих в доме в разные годы проживали Фаина Раневская, Галина Уланова, Александр Ширвиндт, Александр Твардовский, Людмила Зыкина, Роберт Рождественский, Василий Аксёнов, Константин Паустовский а также сам Дмитрий Чечулин - автор проекта здания.
После распада Советского Союза квартиры в здании стали скупать "новые русские", чиновники и успешные российские артисты.
Любопытным моментом в современной истории жилого дома на Котельнической набережной стало дело о покраске звезды: 20 августа 2014 года - во время вооружённого конфликта на востоке Украины - на шпиль высотки был водружён украинский флаг, а половину звезды покрасили в голубой цвет, из-за чего она также приобрела расцветку украинского флага. Было возбуждено уголовное дело по факту вандализма (позже его переквалифицировали в хулиганство), по подозрению в котором задержали четырёх бейсджамперов, совершивших прыжок с высотки в день покраски, и питерского руфера. Ответственность за происшествие взял на себя украинский руфер Павел Ушивец (Mustang Wanted), который посвятил свой поступок Дню независимости Украины. Бейсджамперов позже оправдали и отпустили, а питерского руфера осудили за содействие Павлу Ушивцу.
На сегодняшний день высотка постепенно утрачивает свои позиции в рейтингах эксклюзивной недвижимости, поскольку в Москве появилось много новых необычных проектов, исполненных с большей роскошью и считающихся более престижными, но ничуть не уступает позиций в культурном плане, по-прежнему выступая одним из символов Москвы.
На неё открываются отличные виды со столичных смотровых площадок, а ступенчатый силуэт стал настолько привычен городскому пейзажу, что теперь сложно представить, что когда-то его не было.
Жилой дом на Котельнической набережной находится по адресу Котельническая набережная, 1/15. Добраться до него можно пешком от станций метро "Таганская" Кольцевой и Таганско-Краснопресненской линий, а также "Марксистская" Калининско-Солнцевской линии.
Архитектурный облик современной Москвы невозможно представить без 7 высотных построек, носящих название сталинские высотки. Здание, построенное на Котельнической набережной — первый реализованный амбициозный проект советского руководства в области архитектуры.
Высотка расположена на месте впадения р. Яуза в р. Москва, где пересекаются Котельническая и Подгорская набережная.
Точный адрес этого монументального строения — Котельническая набережная 1/15.
В шаговой доступности от здания располагаются основные московские достопримечательности:
Ближайшим станциями метро являются:
Мимо дома на Котельнической набережной проходит несколько маршрутов городского наземного транспорта.
Идея замены дореволюционных архитектурных доминант Москвы новыми, отражающими величие и историческую значимость советского режима, появилась у партийных руководителей уже в начале 20-х гг. прошлого века. Окончательно это решение нашло место в плане реконструкции Москвы, разработанном в 1935 г.
В соответствии с планом в центральном районе столицы должны были возвести 8 высотных зданий , главным из которых являлся 400-метровый Дворец Советов. Уникальное здание планировали возвести напротив Кремля. Советский колосс так и не был построен, а вот 7 менее амбициозных проектов в скором времени были воплощены в жизнь.
Высотка на Котельнической набережной стала первой законченной постройкой, выполненной в стиле сталинского ампира.
Её история начинается в середине 30-х гг., когда среди столичных архитекторов был объявлен конкурс на разработку проекта строительства здания на стрелке между реками Яуза и Москва.
Лучшей признали идею, разработанную известным архитектором Дмитрием Чечулиным в соавторстве с Андреем Ростковским. Предложенное ими здание состояло из 3 корпусов, самый высокий из которых насчитывал 24 этажа.
К воплощению проекта приступили в 1938 г. За 2 года было возведено 9-этажное здание, фасад которого выходил на набережную Москва-реки. К осуществлению грандиозных планов вернулись после окончания войны.
Олицетворяющие мощь советского государства высотки были заложены в день празднования 800-й годовщины основания столицы — 7 сентября 1947 г. Вместе с другими стройками приступили к возведению главного (Б) и бокового (В) корпусов на Котельнической набережной.
Подобное строительство велось в этой местности впервые, поэтому возникающие проблемы и вопросы решали в процессе строительства.
Следствием работы над сталинскими высотками стали следующие события:
Заселение корпусов высотки началось в 1953 г. Распределение началось во время строительства и курировалось начальником НКВД Л. Берией. Последнее слово оставалось за главой партии и государства И. В. Сталиным. Этими обстоятельствами объясняется довольно оригинальный состав первых жильцов дома, расположенного в непосредственной близости от кремля и Лубянской площади.
В целом просматривается следующая закономерность в расселении:
Высотка на Котельнической набережной представляет собой постройку в форме буквы «Г», состоящую из трёх корпусов. Многоэтажное ступенчатое здание органично вписалось в существующий архитектурный стиль столицы. Боковые корпуса представляют собой прямоугольные конструкции, а форма среднего здания напоминает трёхконечную звезду.
Один её луч выходит в сторону западного склона Таганского холма, а к двум другим примыкают боковые корпуса. Количество этажей в боковых частях колеблется от 8 до 10.
Главный корпус, который по первоначальному плану должен был состоять из 16 этажей, к концу строительства вырос вдвое. В нем насчитывается 26 жилых и 6 технических уровней. В целом же его высота вместе со шпилем, оканчивающимся фигурой звезды, составляет 176 м.
Внешнее и внутреннее убранство здания выполнено в стиле сталинского ампира, сочетающего в себе черты классицизма, барокко, неоготики и ар-деко. Фасады здания украшены мощными выступающими карнизами и лопатками. Центральное здание до уровня 5-го этажа облицовано розовым мрамором, что создаёт иллюзию присутствия мощного высокого цоколя.
На фасадах всех частей постройки располагаются многофигурные барельефы, изображающие советских людей в простой рабочей одежде.
Также в их композиции присутствует много фигур детей и молодых людей, держащих в руках символ мира — голубя.
Следует отметить, что скульптурные группы конуса Б выполнены практически с портретной точностью. Фигуры же боковых частей плохо отшлифованы и отличаются угловатостью. Крыша здания украшена многочисленными балюстрадами, башенками, шпилями и монументальными скульптурными композициями.
Интерьеры помещений оформлялись мрамором, ценными породами деревьев и дорогими цветными металлами . Стены и потолки украшают росписи, барельефы и лепнина.
Помимо надземных частей здание имело просторную подземную парковку, на которой могли разместиться более 200 машин. В архитектурный комплекс входил благоустроенный внутренний двор с пышными клумбами, фонтанами и асфальтированными дорожками.
Высотка на Котельнической набережной — уникальное здание, воплощающее коммунистическую идею большого дома-города, который будет вмещать всю необходимую для жизни инфраструктуру.
В доме размещали следующие организации:
В различных источниках указывается разное количество квартир (от 350 до 800). Все они были оборудованы передовыми на момент завершения строительства инженерными системами и бытовой техникой.
К ним относятся:
Некоторые передовые для 50-х гг. решения сегодня кажутся отсталыми идеями:
Все квартиры корпуса А соединялись дверями. Существует мнение, что их сделали для того, чтобы чекисты могли круглосуточно проникнуть в любое помещение. По официальной версии эти проходы проделали в целях противопожарной безопасности. В двух других корпусах все квартиры были снабжены чёрным ходом, который выходил во внутренний двор.
Высотка на Котельнической набережной сегодня остаётся престижным для проживания зданием.
В её стенах располагаются:
Точное количество современных жилых помещений установить довольно тяжело, так как собственники объединяют несколько старых квартир в одни апартаменты. Приблизительное количество квартир отражено в следующей таблице.
Количество комнат в квартире | Количество квартир в доме | Общее количество жилых помещений |
1 | 13 | 540 |
2 | 336 | |
3 | 173 | |
4 | 18 |
Самостоятельная перепланировка жилых помещений приводит к нарушению целостности несущих конструкций и коммунальным авариям. Одна из них, произошедшая в январе 2017 г., привела к повреждению некоторых уникальных экспонатов в квартире-музее балерины Галины Улановой.
Серьёзную озабоченность жильцов вызвала самовольная установка в многоуровневых апартаментах лифта, что привело к нарушению в целостности конструкций в квартирах нижних этажей. Капитальный ремонт высотки, построенной в 1952 г. на Котельнической набережной, не проводился до 2015 г. Для этих целей из муниципального бюджета выделили больше 3 млрд. руб.
Ремонт длился 2,5 г., за время которых специалисты выполнили следующие работы:
В ходе реставрации архитектурный памятник муниципального значения был повреждён, так как подверглись замене советские входные двери.
Несмотря на то, что здание возводилось по передовым технологиям своего времени, уже при вселении первых жильцов обнаружили недостаток в конструкции и проектировании.
Недостаток заключался в небольшой полезной площади квартир,
в которых значительную долю занимали балконы, санитарные и хозяйственные помещения. Несмотря на него высотка, расположенная на стрелке между реками Яуза и Москва, и сегодня считается элитным жильём.
Это объясняется следующими обстоятельствами:
Стоимость жилья в этом здании всегда была очень высокой. По данным историков, цена квадратного метра в 50-е гг. равнялась 5500 руб. Для сравнения ежемесячная заработная плата инженера колебалась в районе 1000 руб.
Современная рыночная стоимость квартиры в элитной сталинской высотке равняется в среднем 50 млн. руб. Современные новосёлы отмечают необходимость замены оконных блоков, улучшение звукоизоляции и электропроводки.
Высотка на Котельнической набережной — историческое место, стены которого помнят множество известных людей.
Квартиры здесь имели:
Среди современных обитателей знаменитого дома выделяются следующие имена:
Несколько лет назад в прессе появилась информация о покупке порядка 10 квартир в знаменитом доме Игорем Шуваловым, который на тот момент входил в правительство России.
Высотка на Котельнической набережной в начале XXI в. оказалась в центре скандала, имеющего политический подтекст. 20 августа 2014 г. по новостным каналам и социальным сетям распространилась кадры со звездой на шпиле знаменитого здания, которая была окрашена в цвета украинского флага, а на её вершине был закреплён такой же полотняный флаг.
Уже через несколько дней были арестованы 5 российских граждан и подан запрос в международные органы на передачу России украинского руфера Григория Мустанга. Последний выложил на своём аккаунте фото и видео, сделанные на шпиле высотки после установки флага и покраски звезды.
В результате расследования, по ходу которого деяние из акта вандализма переквалифицировали в хулиганство в составе группы, украинцу был вынесен заочный обвинительный приговор.
Российский руфер получил 2 г. и 3 мес. тюремного заключения, а 4 бейсджамперов признали невиновными в совершении этого акта. Расследование и последующий судебный процесс стали поводом для разжигания очередного витка антироссийской пропаганды в западной прессе.
Знаковое здание своей эпохи упоминается во многих литературных произведениях, его изображения появляются в детских анимационных лентах и кинофильмах.
К ним относятся:
С высотным домом на Котельнической набережной связано множество тайн, легенд и интересных фактов.
Жильцы верхних этажей высотки и обслуживающий персонал, который поднимался на технические этажи, рассказывали, что на стёклах и стенах были видны надписи “строили зеки”, “строил 41 отряд”
. По мере роста здания конвоиры перестали сопровождать заключённых строителей к месту работы, и у них появилась возможность увековечить свое присутствие на грандиозной стройке.
Существует легенда, что на стройке работал очень жестокой прораб, который приказывал замуровывать провинившихся невольников в стены за малейшую провинность. Хотя по этой же легенде самого мучителя постигла такая же участь. Жильцы высотки уверяют, что иногда при сверлении стен или проведении ремонтных работ можно обнаружить кости в стенах.
Контроль над стройкой осуществляли чекисты, которые затем стали основными жильцами корпуса А. Их присутствие порождало многочисленные слухи о наличии в стенах всех квартир прослушивающих устройств и даже специально оборудованных помещений.
Обыватели говорили, что из здания вели несколько подземных тайных ходов, которые были проложены в здание НКВД, Кремль и высотку МИД. Возможно, что для строительства кремлёвского хода произошло изменение русла Яузы.
Настоящим бедствием для всех жильцов являлись тараканы, в огромном количестве расплодившиеся в комфортных условиях нового дома. Их появление связано с расположением дома на месте мукомольных заводов, находившихся здесь в дореволюционное время.
Пропитанная мукой почва стала идеальной средой для их обитания. После постройки высотного здания они перебрались в его мусоропровод. Причина их исчезновения остаётся загадкой. В один день по стенам постройки на проезжую часть спустились миллионы насекомых и бесследно исчезли на улицах столицы.
Автор амбициозного проекта Дмитрий Чечулин надеялся на получение квартиры на одном из верхних этажей своего творения. Но после смерти Сталина новые партийные руководители обвинили архитектора в слишком больших затратах на строительство.
Он не был арестован и осуждён, но его мечтам о просторном жилье с потрясающим видом не суждено было сбыться. Ему выдали ордер на маленькую квартиру на первом этаже корпуса В. Талантливый автор до конца своих дней считал это насмешкой и оскорблением.
Одна из самых известных обитательниц уникальной высотки — великая актриса Фаина Георгиевна Раневская. С ней связано множество интересных и весёлых историй о жизни дома на Котельнической набережной.
Одна из них связана с заселением актрисы в новый дом. Уже достаточно пожилой и известной актрисе предложили стать внештатным агентом КГБ. В ответ на тонкое предложение она выразила бурное желание оказывать помощь в защите государства, но сожалела о своём изъяне, состоящем в непроизвольных разговорах во сне, и проживании в коммунальной квартире с тонкими стенами.
Вскоре Раневская получила апартаменты, расположенные над кинотеатром и известной на всю столицу булочной. А ещё через некоторое время в соответствующие органы поступили сообщения о громких ночных разговорах актрисы, вещающей о врагах народа и государства, которых она помогает выявлять. Об агенте в лице великолепной актрисы чекистам пришлось навсегда забыть.
Один из жильцов дома — композитор Никита Богословский слыл большим шутником. По всему советскому государству распространилась его шуточная загадка о 9 лауреатах, спящих под одним одеялом в элитной высотке. Она была посвящена супружеской паре актрисы Ладыниной и режиссёра Пырьева, у которых на двоих было 9 государственных премий.
В начале 80-х гг. в одной из квартир высотки, считающейся самым безопасным и защищённый от воров доме столицы, жила дрессировщица Ирина Бугримова. В канун 1982 года в холл её подъезда вошла группа молодых людей с ёлкой и подарочными свертками. Дежурившей здесь консьержке они представились сотрудниками цирка и беспрепятственно вошли в здание.
Через довольно длительное время консьержка что-то заподозрила и поднялась в квартиру циркачки. Двери её были распахнуты, имущество артистки украдено, а грабители ушли через чёрный ход, которым были оборудованы все апартаменты. Несмотря на быструю поимку исполнителей и организаторов, по Москве ещё долго ходили слухи, что дерзкое преступление совершено по заказу Галины Брежневой.
В настоящее время здание на Котельнической набережной представляет собой не просто престижное жильё, но и популярный туристический объект . Интерес представляет не только сама постройка, но и мини-музеи, открытые в апартаментах знаменитых жильцов.
При этом москвичи и туристы, приезжающие в столицу, отмечают недоступность смотровых площадок, расположенных на крыше центрального корпуса. Между тем с них открывается живописный вид на центральные районы столицы.
Высотка, расположенная на Котельнической набережной — памятник советской архитектуры, в истории которого нашли отражение общественные и социальные процессы 50-х гг. прошлого столетия.
Сегодня, она является престижным жилым объектом, который обладает большим туристическим потенциалом.
Оформление статьи: Светлана Овсяникова
Высотка на Котельнической Набережной: история:
», иметь квартиру в любой из которых считалось роскошью, практически недоступной рядовому жителю столицы.
Строительство великолепного здания продолжалось несколько лет. Начатое в 1938 г., оно было окончено только к 1952 г. Дом имеет 26 этажей – небывалая по тем временам высота А вот о количестве квартир ходят разные слухи. Почему-то данные разных документов не совпадают друг с другом, и даже само домоуправление не знает точно, сколько же здесь отдельных помещений. Называют разные цифры: и 540, и 450, и 700… Возможно, такая неразбериха в цифрах связана с многочисленными перепланировками, азартно осуществляемыми новыми жильцами.
Строительство дома курировал Берия. Немалую часть квартир в элитном жилище получили работники НКВД. Затем к ним стали подселять военных, а также ученых, деятелей культуры и искусства. Через какое-то время весь цвет московской интеллигенции собрался в этом доме. Среди жильцов высотки были:
Можно еще долго перечислять фамилии, которые знакомы каждому россиянину. Раневская получила здесь квартиру на втором этаже, над булочной и кинотеатром «Иллюзион» (работающим до наших дней). Острая на язык актриса называла свое жилище расположенным «над хлебом и зрелищами». А в квартире Василия Аксенова, по слухам, на стене долгое время красовалась надпись, нацарапанная гвоздем: «Строили зэки». Действительно, в период строительства дома здесь активно применяли труд заключенных.
О внутреннем устройстве дома ходят разные любопытные слухи. Так, утверждают, будто в доме есть секретная комната, оснащенная специальным оборудованием. Когда-то она была устроена здесь для Сталина. Аксенов использовал эти слухи в своем романе «Москва Ква Ква», где описал гибель вождя народов в секретном убежище дома на Котельнической.
Рассказывают о тайных ходах, которыми якобы могли пользоваться чекисты, чтобы проникать из квартиры в квартиру и подслушивать разговоры жильцов. Уверяют даже, что по замыслу Сталина дом должен был соединяться подземным ходом с Кремлем. Правда ли это, сегодня мы вряд ли узнаем. Но известен, к примеру, такой абсолютно реальный факт: каждая квартира высотки снабжена дополнительным «черным ходом». И этим обстоятельством воспользовались воры в 1981 г., когда было совершено, пожалуй, самое наглое в истории дома ограбление (а возможно, вообще единственное). В новогодние праздники к консьержке подошли нагруженные елкой и нарядными коробками ребята, представились сотрудниками Госцирка и попросили разрешения оставить подарки у квартиры Ирины Бугримовой. Та, ничего плохого не подозревая, разрешила. А когда прошло немало времени, забеспокоилась и решила подняться взглянуть, почему гости так задержались. Ее глазам предстала картина: дверь квартиры дрессировщицы распахнута, внутри стоит елка, а «циркачей» и след простыл: ушли через «черный ход», прихватив неплохую коллекцию бриллиантов.
Когда-то дом представлял собой совершенно обособленный «город в миниатюре»: в нем работали магазины, прачечная, парикмахерская, ателье, кинотеатр. Зимой можно было кататься на санках и лыжах на крыше, во дворе заливали собственный каток.
Сегодня великолепный «осколок прошлого» постепенно ветшает и разрушается. Квартиры здесь уже не считаются элитными, актеры и певцы нашего времени стремятся купить другое жилье, более соответствующее современным представлениям об удобствах и комфорте. А старый великан, как отставной вельможа прежнего императора, доживает свой век, не теряя величия и достоинства.
Сталинские высотки всегда порождали множество невероятных слухов и домыслов. Еще с 1950-х годов они вызывали и трепет, и восхищение, и огромный интерес. У каждого из этих величественных зданий своя история и свое индивидуальное обаяние. Не исключение – и высотка на Котельнической, которая не раз фигурировала в художественных фильмах как дом для избранных и предел мечтаний простого гражданина.
Руководил проектом Дмитрий Чечулин, которому впоследствии дали квартиру здесь же. Кстати, когда к власти пришел Никита Хрущев, сталинки стали активно подвергаться критике за нерациональное использование народных средств, и излишнюю вычурность и украшательство этих зданий. Виновника таких «ошибок в строительстве» Хрущев называл прежде всего Чечулина.
У Швивой горки вообще очень богатая история, и сама застройка района была не менее интересна, поэтому, конечно же, очень жаль, что этот район выпал из панорамы Москвы.
Здание, выполненное в стиле сталинского ампира, с архитектурной точки зрения очень интересно. Оно, с одной стороны, было призвано показать Америке нашу строительную и архитектурную мощь, а с другой, напоминает о высоких башнеобразных храмах и теремах старой Москвы и отсылает нас к очарованию древнерусского деревянного зодчества. По крайней мере, такой была первоначальная идея.
Title="Сталинский ампир: русский ответ американцам. /Фото: yandex.ru, пользователь nadezda-mni
" border="0" vspace="5">
Сталинский ампир: русский ответ американцам. /Фото: yandex.ru, пользователь nadezda-mni
Снаружи дом облицован гранитом (нижние этажи) и керамикой (верхняя часть), а внутри – мрамором, цветными металлами и дорогими породами дерева.
При возведении здания на Котельнической, равно как и при строительстве высотки МГУ, активно использовали труд заключенных, для которых тут же устроили специальное лагерное отделение, обнесенное трехметровым забором с колючей проволокой.
Участие в строительстве зэков породило среди жителей самые невероятные слухи. Одни говорили, что заключенные оставили на стенах в подвалах свои метки и загадочные надписи, другие – что в стенах замуровали особо неугодных политических преступников или строптивых прорабов. Есть даже легенда о попытке двух строителей-зэков улететь на фанерных крыльях с верхних этажей высотки, которая, по одной версии, окончилась их гибелью, а по другой, увенчалась успехом.
В сталинке на Котельнической была воплощена идея «все в одном», аналогичная тем, что пытались сделать советские архитекторы в так называемых домах-коммунах – магазины, досуг, службы быта сконцентрированы в одном здании. Однако на Котельнической все было поставлено на широкую ногу. Какой еще дом может похвастаться наличием кинотеатра? А жильцам сталинки на Котельнической можно было спуститься из своей квартиры и практически в двух шагах посетить помпезный «Иллюзион» (первоначально он назывался «Знамя»), в котором иногда можно было даже увидеть западные киноленты, избежавшие цензуры.
Барельефы и потолочные росписи в холле изображали счастливых советских людей, что должно было полностью совпадать с мироощущением «особых» жильцов. В целом же внешний вид высотки напоминал музей. Впрочем, это можно видеть по тем художественным фильмам, в которых фигурировал дом – например, при съемках фильма «Москва слезам не верит» использованы интерьеры здания на Котельнической.
Понятное дело, заселение дома происходило в основном согласно социальному статусу, но вовсе не хаотично. В одной части дома жили по большей части именитые ученые, в другой – высокопоставленные сотрудники НКВД, в третьей – знаменитости творческих профессий и так далее. Причем, списки первых жильцов согласовывали с самим Сталиным.
Этот дом был буквально напичкан известными людьми, и если перечислять их всех, получится невероятно длинный список. Разве что можно вспомнить забавную байку, как поэт Твардовский, забыв ключи от квартиры, попросился в туалет к Фаине Раневской, после чего она потом каждый раз напоминала ему при встрече: «Двери моего клозета всегда для вас открыты!»
В центральном фойе здания до сих пор можно видеть сохранившуюся мозаику на потолке и мраморную облицовку. Что же касается квартир, то многие из них претерпели изменения, и это не только ремонт, но и перепланировка.
Среди жильцов здания теперь можно встретить кого угодно, а не только людей высокого статуса, поскольку довольно большая часть жилья здесь сдается внаем. Ну а цена в квартиры в этом доме исчисляется десятками миллионов.
Статьи по теме: | |
При каких условиях после месячных появляются кровянистые выделения причин возникновения нарушения под влиянием внешних факторов и гормонов
Порой бывает достаточно сложно отличить нормальные естественные причины... Успение праведной анны, матери пресвятой богородицы
Очень часто, обращаясь к иконам святой Анны или же с молитвой о помощи и... Человек умер. Что делать? Важнейшие православные традиции и обряды, связанные с похоронами. Православное учение о жизни после смерти Что такое смерть с точки зрения православия
Что такое смерть? «Верь, человек, тебя ожидает вечная смерть», - главный... |