Способы состаривания дерева своими руками. Как искусственно состарить дерево своими руками – мастер класс с фото и видео Чем придать цвет дереву

Браширование древесины своими руками – это интересная технология, которая позволяет искусственно состарить дерево. Естественный процесс состаривания длится десятилетия. Но теперь с помощью специальных инструментов добиться данного эффекта можно в домашних условиях быстро и без значительных материальных трат. Состаренный материал идеально подойдет для декора классическим, винтажным и деревенским стилями.

Браширование древесины своими руками : как осуществляется процесс

Жители современных городов все чаще в декоре помещения отдают предпочтение стилям с ярко подчеркнутой индивидуальностью: классическому, винтажному, деревенскому и кантри.

Главной деталью таких интерьеров является дерево. Благодаря этому материалу дизайн помещения приобретает уникальность и неповторимый шарм. Но для классического и винтажного стиля не подойдет дерево в первозданном естественном виде. В данном случае лучше всего подходит состаренное дерево, которое имеет более привлекательный и благородный внешний вид. Такое материал подходит для изготовления любого элемента декора: винтажного светильника, деревянного комода, стильных дверей и оконных рам, облицовки камина.

В природных условиях процесс состаривания дерева затягивается на десятки лет, поскольку оригинальные узоры на поверхности древесины формируются медленно и неравномерно. Поэтому этот материал редкий и дорогой. Но среди современных технологий есть простой и быстрый способ искусственного старения дерева. Этот процесс называется брашированием. Интерес к этому методу проявляют не только любители элитной винтажной мебели, но и желающие разнообразить внутренний интерьер загородных домов.

Состаривание древесины своими руками (браширование) – декоративная технология обработки деревянных изделий, в процессе которой для обычной деревянной поверхности создается искусственный эффект старины. Метод получил свое название от английского слова brush – щетка. Также процесс состаривания называют структурированием древесины.

Метод искусственного браширования основан на разнице в твердости слоев, из которых состоит древесина. В процессе работы происходит удаление мягкого светлого слоя. В результате участки становятся рельефными, что придает материалу особенный вид, присущий лишь довольно старым деревьям.

Глубина браширования доски зависит от ее предназначения. Если необходимо создать эффект глубокого старения, то глубина неровностей и шероховатостей может быть до 2-3 мм. Не рекомендуют для пола глубокий рельеф древесины, иначе покрытие будет сильно пачкаться и плохо отмываться. Оптимальная глубина составляет 0,5-0,8 мм.

Методы состаривания дерева: основные сведения

Для структурирования древесины используются специальные инструменты и методики. В основе лежит механическая обработка дерева с помощью специальных металлических щеток, которые удаляют верхние мягкие волокна. Благодаря этому твердая поверхность просматривается отчетливее, формируя красивый рельеф. Но это далеко не весь процесс обработки дерева.

Чтобы подчеркнуть внешний вид и сделать структуру более отчетливой, материал покрывают специальными красками, имеющими естественные оттенки. Окрашивание осуществляется неравномерно: впадины приобретают более темный цвет, а поверхность фактуры – светлый. Это делает рельеф заметнее.

Полезный совет! Чтобы искусственно состаренный материал был максимально похож на дерево, старение которого проходило естественным путем, необходимо окрасить его в серый цвет. При этом краску, еще до полного ее высыхания, нужно смазать с рельефной поверхности. Это создаст эффект дерева, простоявшего под открытым небом около 10 лет.

Дерево с мелковолокнистой и нечетко выраженной структурой лучше не использовать, поскольку метод браширования малоэффективный для таких пород. Не подходят для состаривания такие деревья:

  • клен;

  • ольха;
  • вишня;
  • береза;

Для состаривания древесины подходят как мягкие, так и твердые породы дерева. Главное требование заключается в том, чтобы у материала была четко выражена фактура и просматривались слои с разной твердостью. Лучше всего брашировка древесины выполняется над такими породами:

  • сосна;
  • ясень;
  • орех;
  • лиственница;
  • венге.

Предпочтительнее использовать для искусственного структурирования древесину хвойных пород. Самой доступной по цене является сосна. Но это дерево не отличается красивым и необычным узором. И, к сожалению, браширование сосны не сильно исправит данную ситуацию. Если использовать лиственницу и ель, то результат от применения метода порадует неповторимым рисунком и богатой текстурой.

Технология состаривания позволяет создавать необычные фактуры, которые подходят для интерьеров разных стилей. Структурированная древесина используется для создания элементов декоративной отделки, мебели, полов. Брашированная мебель выглядит уникально и очень красиво.

Старение древесины своими руками : преимущества браширования

В отличие от природного процесса старения, структурирование дерева способствует повышению показателей прочности материала, его долголетия. Также браширование препятствует гниению материала и повреждению его от грибков и насекомых. Это происходит благодаря применению специальных антисептических средств для защиты деревянной поверхности.

Результат браширования – отличный внешний вид материала, отвечающий последним модным тенденциям. Используя разнообразные инструменты для обработки дерева и техники, можно получить массу эксклюзивных вещей и деталей интерьера. При этом будет создана искусственная имитация экзотических сортов древесины, стоимость которых значительно выше исходной цены потраченных пиломатериалов.

Инструменты для обработки древесины : щетки, станки и машинки

На первый взгляд, процесс искусственного структурирования может показаться очень сложным. Но метод браширования дерева своими руками – это наиболее доступный и простой способ визуального состаривания натурального материала. Это под силу выполнить даже неопытному мастеру.

Для осуществления этого задания понадобится минимум оборудования. Кроме того, технология браширования позволяет добиться отличного результата как ручным, так и механизированным способом. В зависимости от выбранного способа мастеру понадобятся разные инструменты.

Браширование древесины: инструмент для ручной обработки

Во время работы понадобятся определенные инструменты для браширования древесины.

Металлические ручные щетки служат для грубого удаления мягких волокон с поверхности детали, при этом оставляя неповрежденными твердые. Они используются для первичной обработки дерева. Жесткость щетины зависит от длины проволоки: чем она короче, тем жестче щетина. На первом этапе обработки лучше отдать предпочтение щетке с наиболее жестким ворсом. Желательно, чтобы щетка имела широкую торцевую часть и по форме была близка к валику. Такая форма гарантирует более равномерную обработку древесины.

Ручная стамеска – инструмент, с помощью которого можно наносить глубокие продольные борозды различной кривизны в древесном волокне. При умелом использовании этого инструмента можно получить материал максимальной реалистичности за счет нанесения глубоких трещин.

Наждачная бумага с крупной зернистостью для полировки используется, чтобы подчеркнуть фактуру материала, сделав природный рисунок более четким. Для достижения оптимального результата в процессе работы необходимо с нажимом перемещать наждак вдоль волокон. Применяя бумагу с разной зернистостью, можно получить борозды разной глубины и степени выраженности.

Болгарка, оснащенная специальными насадками для браширования древесины, используется на начальном этапе для черновой и финальной обработки дерева. В начале работы используется металлическая щетка-насадка на болгарку для браширования древесины, на завершающем этапе – с медным или сизалевым ворсом. Сейчас очень популярны абразивно-полимерные щетки. Такой инструмент дает возможность выборочно удалить мягкие волокна, не затрагивая твердые.

Полезный совет! Если нет щетки высокой жесткости, то с помощью болгарки можно подрезать ворс. Благодаря этому щетина станет более твердой. Подбирая ворс щетки, необходимо учитывать, чтобы щетина была в 7-10 раз тоньше мягких волокон дерева. Лучше применять щетку с прямым ворсом. При работе абразивно-полимерной щеткой необходимо следить, чтобы поверхность древесины не пригорела при роботе на больших оборотах.

После первого этапа обработки специалисты советуют осуществить обжиг дерева с помощью керосиновой горелки. Газовая горелка для такой работы не подойдет.

Обжиг керосиновой горелкой поможет выполнить следующие этапы работы:

  • удалить мелкие волокна дерева;
  • подсушить верхний слой древесины;
  • подчеркнуть и выделить натуральную структуру дерева.

Автоматизация процесса: станки и машинки для браширования древесины

Массовое производство искусственно состаренного дерева требует быстроты работы. Некоторые этапы обработки дерева можно механизировать, что позволит упростить работу по получению состаренной древесины. Для этого понадобятся дрели с регуляцией скорости и специальные машинки для браширования.

Рассмотрим наиболее популярные модели специализированной техники для структурирования дерева.

Зачистной фрезер или щеточная машинка для браширования дерева Festool rustofix ras 180. Вместе с этим инструментом в комплекте можно купить щетки для браширования древесины. Они бывают трех видов:

  • щетка из стальной проволоки для первичной обработки досок;
  • щетка с синтетическим ворсом для промежуточной шлифовки;
  • сизалевые или волосяные щетки для полировки обратной поверхности изделия.

Шлифовальная машинка Makita 974 применяется для браширования дерева. Но во время работы могут возникнуть трудности с обработкой участков на углах детали. Поэтому в местах стыков рекомендуется применять специальную угловую шлифовальную машинку с разными насадками или использовать одетую на болгарку нейлоновую щетку для браширования. Такая щетка отличается высокой износостойкостью и позволяет обработать торцы, кромки и контуры деталей со сложными формами.

Шлифовальная машинка Felisatti AGF 110/1010Е подходит для обработки как ровных, так и неровных поверхностей. В комплекте с инструментом идут нейлоновые и металлические щетки.

Полезный совет ! Купить машинку для браширования древесины имеет смысл только в том случае, если планируются большие объемы работ. Щетки для браширования древесины купить можно как с машинкой, так и приобрести отдельно.

Как состарить дерево своими руками : технологии

Процесс состаривания открывает перед мастером широчайшие возможности по изменению структуры и цвета разных пород древесины. Прежде чем приступать непосредственно к структурированию, древесину необходимо подготовить. Материал для браширования должен быть без дефектов, зазубрин и неровностей, а влажность должна составлять 10-12%, но не более 15%. Если дерево не будет отвечать данным характеристикам, то волокна древесины во время обработки будут рваться, а красивый результат от структурирования не получится.

Рассмотрим более детально процесс, как состарить дерево в домашних условиях. Работу с материалом можно разделить на несколько этапов.

Перед началом работы необходимо выполнить первичную обработку детали, а именно: увлажнить дерево. Это предотвратит распространение пыли по помещению во время работы.

Далее для обработки понадобится ручная щетка. В зависимости от твердости древесины выбираем жесткость металлической щетки для черновой обработки. Щетина инструмента обязана с легкостью удалять мягкие поверхностные волокна, но не должна повреждать твердые. Двигать щеткой необходимо по направлению волокон.

Если решили автоматизировать процесс обработки с помощью щетки для браширования древесины на болгарке или шлифовальной машинке, то следует помнить, что движения проводятся вдоль волокон. Двигать инструментом необходимо с такой интенсивностью, чтобы эффективно выскабливались волокна.

Нужно с осторожностью подбирать скорость: слишком большой темп щетки может привести к запеканию дерева. При использовании ручного инструмента такая проблема не возникает, но усилий нужно прикладывать больше. Также обработка руками затянется по времени.

Полезный совет! Подбирать скорость лучше на отдельном небольшом образце дерева. Оптимальное количество оборотов 1500-2200, но для разных пород оно может отличаться.

Затем проводим первичную шлифовку детали. Для этого используем полимерную щетку с нанесенным на нее абразивом. Данный этап снимет с поверхности детали шероховатость и обрывки волокон. Удалив все лишнее, можно оценить, как глубоко и качественно выполнено структурирование древесины. Если необходимо, то бороздки можно дополнительно углубить, сделав структурирование более отчетливым.

На следующем этапе можно задуматься о декоративном оформлении детали. Для этого стамеской в разных местах детали выполняются углубления и бороздки произвольной формы. На вид они будут напоминать трещины, которые появились естественным путем.

Далее выполняется финальная полировка. Для этого понадобится сизалевая или волосяная щетка. Этот инструмент для дерева придаст детали законченный вид, полностью проявив всю декоративность фактуры. При ручной обработке вместо щетки используется наждачная бумага мелкой зернистости с абразивной поверхностью. Она позволит сделать идеально отполированную поверхность заготовки.

Затем древесину нужно хорошо высушить. Ее необходимо полностью очистить от пыли и тем самим подготовить к дальнейшей покраске и нанесению лака.

Применение морилки позволит состарить изделие за счет создания контрастных фактурных рисунков. Обильное нанесение состава с быстрым удалением излишков позволит прокрасить части с мягкими волокнами и оставить светлыми участки с твердыми волокнами. Мягкие волокна быстро впитывают краску, а значит, окрашиваются, а твердые за это время не успевают впитать пигмент, поэтому остаются светлыми. Особенно красиво смотрится дерево, окрашенное золотой или серебряной краской.

На фоне естественного окраса дерева данный пигмент создает на солнце блики на поверхности детали. Это и придает изделию оригинальную декоративность и роскошь. Особенно презентабельно изделие будет выглядеть, если произвести патинирование дерева – закрашивание наиболее глубоких трещинок более темной краской.

На завершающем этапе изделие вновь полируют, чтобы убрать шероховатость и неровности, которые появились после окрашивания.

Полезный совет! Покрытие лаком проводится по полностью сухому и очищенному дереву. Для покраски брашированного паркета необходимо использовать специальный паркетный лак. Это позволит готовому покрытию сохранить надолго презентабельный внешний вид и эксплуатационные характеристики.

Браширование дерева: особенности химического структурирования древесины

Браширование с помощью химии встречается редко, даже несмотря на то, что применение химически активных составов намного облегчает процесс искусственного состаривания древесины. Для проведения химической обработки дерева необходимо иметь специальные знания и умения работать с химикатами. Кроме того, метод имеет недостаток – не всегда можно легко купить необходимые реактивы.

Для химического структурирования дерева необходимы кислоты: соляная и серная, щелочь и аммиак. Реактивы, нанесенные на поверхность материала, разъедают мягкие волокна. Мастеру остается только соскоблить ненужную древесину.

Этапы химической брашировки дерева:

  1. Шлифовка поверхности и очистка от загрязнений.
  2. На поверхность детали тонким слоем наносим химикаты. Во время химического структурирования необходимо следить за испарением реактивов. В случае необходимости рекомендуется нанести их повторно.
  3. Когда химическое вещество подействует, то есть размягчит наружные волокна, деталь необходимо промыть под проточной водой и удалить остатки реактива щеткой с мягким ворсом.
  4. Далее дерево необходимо тщательно просушить, покрасить или лакировать.

Доступность и востребованность браширования позволяет выполнять данный метод в домашних условиях. Выполняя структурирование древесины, необходимо обязательно придерживаться правил техники безопасности. Работать с инструментами и станком для браширования древесины следует аккуратно и внимательно. Все процессы по искусственному структурированию нужно выполнять в специальной защитной одежде, очках и перчатках. Если во время работы используются антисептические растворы или в воздухе от древесины накапливается слишком много пыли, то следует работать в респираторе.

Браширование деревянной поверхности – это необычный способ сделать изделие из дерева более красивым, необычным и привлекательным. Этот метод очень популярен среди дизайнеров интерьера и обычных людей, поскольку выполнить искусственное старение дерева сможет каждый. Нужно потратить немного времени и усилий, чтобы получить роскошную мебель или шикарный оригинальный потолок, стилизованный под старину. Для лучшего эффекта можно провести патинирование мебели.

Искусственное браширование древесины: цена работы

Главное задание браширования дерева – создать и подчеркнуть уникальность фактуры поверхности доски. В результате получается материал с четко проявленным рисунком природного материала. Процедура подходит для многих типов материала. Стоимость стандартной брашировки составляет 350 руб. за кв. м. При заказе дополнительной покраски стоимость увеличивается. Цена работы зависит от выбранной породы дерева, а также от размеров доски.

Стоимость каждого этапа искусственного старения обычно рассчитывается отдельно. Можно заказать отдельно шлифовку или же только пропитку. Самый выгодный вариант – полная услуга браширования с начала работы и до финального покрытия с покупкой материала. Возможно выполнение искусственного структурирования из вашего материала.

Мастерские, которые занимаются брашированием дерева, выполняют индивидуальный расчет стоимости обработки зависимо от породы дерева, размеров изделия и перечня услуг.

Браширование выполняется над любым видом деревянных материалов:

  • брусок;
  • вагонка;

  • планки;
  • блок-хаус;
  • планки.

Сфера применения технологии структурирования дерева

Метод структурирования очень популярен при изготовлении предметов интерьера и элементов помещения. Такие деревянные изделия станут оригинальным дополнением классических и винтажных интерьеров. Кроме того, преимущество технологии браширования – это возможность самостоятельного создания эксклюзивных вещей. Помимо этого, данный метод относится к категории простых процессов, доступных каждому.

Брашированной доской оформляют камины, полки, колонны, стеновые панели, а также состаренное дерево используют в качестве потолочных балок. Данный материал создает неповторимый антураж гостиным и холлам, залам кафе и ресторанов. Дизайн интерьера наполняется аристократизмом и роскошью, а также состаренное дерево создает тепло и уют в помещении.

Стильно и утонченно смотрится деревянная мебель с применением брашированных элементов. Искусственное старение и патинирование дерева своими руками позволяет изготовить абсолютно любую мебель: шкафы, комоды, колки, кровати. Использование в дизайне мебели и интерьера брашированных элементов не имеет ограничений и запретов – все зависит от вашей фантазии и креатива.

При создании интерьера дизайнеры с удовольствием используют древесину. Для одних она позволяет создать определенный стиль лаконично и четко, другие могут формировать облик пространства, обращая внимание на мелкие подробности и нюансы.

Модным направлением в оформлении жилого пространства принят сельский быт, получивший французское название Прованс (дословно провинциальный). В нем могут быть использованы мотивы из Франции. Однако, не многие знают, что там не было того изящества, о котором так много говорят (только в южных областях можно найти изысканные варианты, северные районы всегда существовали существенно скромнее и беднее). Гораздо интереснее немецкий или русский сельский стиль. В них присутствует гораздо больше красок, оттенков и изделий из дерева.

Обязательные атрибуты сельского стиля – это несколько грубоватые лавки, массивные столы, отдельные табуреты, тумбы и полки над ними. Топорные изделия выполнялись с довольно тщательной отделкой. Только время меняло облик деревянных конструкций. Из-за интенсивного использования ярче проявляется структура, глубже виден рисунок волокон.

Для досок, существующих не одно десятилетие характерно наличие серебристого налета, а также почернения отдельных зон. Время по-своему раскрашивает незащищенную от осадков древесину. Есть даже желающие приобретать поделочный материал, который в течение длительного периода служил в качестве подсобного сооружения на участке. Старые доски везут за сотни, а иногда и за тысячи километров, чтобы в руках современного мастера использовать их в качестве конструкционного материала под старину.

На самом деле не обязательно искать старый сарай, чтобы из его досок изготовить мебель под старину. Есть способы, с помощью которых можно придать доскам и брускам вид, словно их применил в изделиях еще прадедушка:

  • браширование – так называется способ выявления глубокой текстуры с помощью механического воздействия на поверхностный слой;
  • окрашивание дает возможность смоделировать нахождение древесины под действием атмосферных осадков в течение длительного времени;
  • обжиг и иная термическая обработка, с помощью которой создается эффект использование леса после огневого воздействия;
  • химическая обработка, позволяющая придать современной мебели вид, какую создавали пару веков назад.

Чаще всего применяют не один выбранный способ состаривания, а комбинируют их между собой, добиваясь еще более заметного эффекта присутствия в помещении XII…XIX веков. Оказалось, что мебель под старину востребована на рынке. Некоторые пользователи рассказывают, что на этом стуле еще в n-ном году восседал предок, участвовавший в Бородинском сражении, или участник иного исторического события, например, ветеран Куликовской битвы. Слушатели с восторгом прикасаются к творению мастера средневековья, восхищаясь, насколько сумели сохранить изделие из глубины веков.

Браширование – метод состаривания древесины

Искусственное состаривание легко выполняется на древесины хвойных пород. Ее отличает наличие мягких волокон в поверхностном слое. Проявить текстуру можно, удалив часть мягких волокон, с помощью щетки с жестким металлическим ворсом (рис. 1). Проведя многократно движение вдоль волокна, несложно удалить мягкую составляющую. Останутся только структурные жесткие фрагменты.

Рис. 1 Металлическая щетка для браширования древесины

Одну-две доски несложно обработать с помощью подобной щетки. Если же нужно заготовить определенное количество леса, то придется воспользоваться средствами механизации труда. Тут помогут электродрель или углошлифовальная машинка (болгарка). На них устанавливают механическую радиальную щетку (рис. 2).

Рис. 2 Механические щетки: а – для электродрели; б – для углошлифовальной машинки (болгарки)

Внимание! Торцевые механически щетки для электродрели и болгарки могут быть полезны только для обработки торцов брусков и досок. При работе нужно использовать средства защиты: перчатки, респираторы и защитные очки, лучше маску.

Перед началом браширования следует прострогать весь пиломатериал. Многим кажется это требование по подготовке лишним, на самом деле мастера всегда уважали свой труд, а также людей, для которых они изготавливали предметы мебели. Всегда использовали строганные доски и бруски. Некоторые столяры умели с помощью топора придать заготовкам такой вид, что иные современники не сумеют сделать даже с помощью современных рубанков или станков.

Процесс выполняется в следующей последовательности:

  1. Доску (брусок) фиксируют на рабочем столе (верстаке). Здесь удобно использовать гребенку или фиксирующий клин;
  2. Включают электроинструмент и ведут щеткой вдоль волокна, направление движение на упор.
  3. При работе стараются сильно не надавливать сверху, щетка сама выберет то, что сумеет удалить с поверхности.

После трех-четырех проходов осматривают результат. Здесь не нужно переусердствовать. Получив глубину всего 0,4…0,6 мм, следует остановиться. Начало процессу положено. Через пару дней канавки сами углубятся, так как произошло разрушение в структуре древесины. Видимый эффект можно только усилить последующей обработкой лаками или маслами.

Покраска дерева под старину

Наверное, все видели, что старые доски имеют сероватый налет, придающий им вид легкого серебрения. С помощью красок можно придать подобный цвет любому деревянному изделию. Для этого применяют акриловые краски (рис. 3). Но они белого цвета. Поэтому к ним добавляют колеровочную пасту (рис. 4). Меняя концентрацию колера, можно добиться разных оттенков серого цвета.

Рис. 4 Колеровочная паста для придания оттенков древесине

На практике мебельщики применяют и более сложные способы окраски, чтобы придать дереву старинный вид. Есть способ, получивший название патинирование. Эффект подобной обработки заключается в нанесении не сплошного покрытия, а только налета бронзовой пленки. При такой обработке возникают блестящие бронзой фрагменты. На рис. 5 представлен один из способов патинирования древесины. Кроме нанесения бронзового (золотого) оттенка использованы добавки, создающие эффект старины. Кракелюры – это макронеровности, специально создаваемые на поверхности.

Рис. 5 Патинированный фрагмент фасада

Для придания изделиям вида старого дерева не обязательно окрашивать изделия полностью и покрывать непрозрачной краской. На практике используют лаки, которые после их нанесения на поверхность покрываются мелкой сеточкой.

Комбинируя прозрачную и непрозрачную отделку, можно добиться эффекта состаривания дерева до такой степени, что будет казаться – эта мебель пришла из далекого прошлого (рис. 6). Здесь есть патинирование отдельных фрагментов, есть и обработка лаками, которые придали вид антиквариата.

Рис. 6 Тумбочка под старину

Обжиг дерева под старину

Громадные возможности открывает термическая обработка. С ее помощью на дерево наносится:

  • свой неповторимый рисунок, ведь любой срез создается природой, которая никогда не повторяет себя ни в чем;
  • при обжиге меняются оттенки, появление частичек угля придает больше выразительности древесине;
  • используя старые доски, с которых огневым методом удалили старую краску, добиваются реального состаривания изделия на несколько десятилетий.

Обжиг выполняется с помощью инструментов, представленных в таблице.

Химическая обработка дерева под старину

Химические препараты: щелочи и кислоты, – придают новой древесине вид состаренной. Для кислотной обработки используется серная кислота для аккумуляторов (рис.8). При воздействии на изделие даже на твердых сортах возникают глубокие полосы текстуры. Этот способ применяют для дуба, ореха, ясеня. Использовать приходится концентрированную кислоту с плотностью 1,42 г/см 3 . Кислота меньшей плотности прорабатывает текстуру медленнее.

По завершении обработки необходимо нейтрализовать действие кислоты, поэтому используют раствор каустической соды или проливают раствором пищевой соды. Потом необходимо длительное выдерживание в воде.

Рис. 8 Серная кислота

Отличный эффект для дерева дает обработка в растворе медного купороса. Для подобной операции используют пластиковые канализационные трубы. Нижнее отверстие закрывают пробкой, а потом внутрь помещают доски или бруски. Потом заливают раствор десятипроцентной крепости медного купороса. Длительность выдержки зависит от типа древесины. Для получения вида топляка приходится выдерживать до недели. Даже мягкие сорта: сосна, ель, – приобретают высокую твердость и устойчивость к гниению. Древесина темнеет, становится бурой. Эффектно смотрится на готовых изделиях.

На рис. 9 показаны элементы мебели, изготовленные современными мастерами под старину. При обработке применялись все описанные методы. Изделия выглядят довольно интересно.

Рис. 9 Современная мебель под старину

Видео: Патинирование фасада. Мастер-класс от итальянца

СОСТАРИВАНИЕ ДОСКИ с Олегом Нефедкиным

Добиться того, чтобы обыкновенные доски, выглядели благородными, «пожившими», можно с помощью несложных декоративных приемов. Способ состаривания дерева применил художник-декоратор и специалист по русскому деревянному зодчеству Олег Нефёдкин в переделке «Деревенская трапезная». Его вариант обработки досок превратил их из обычного стройматериала в произведение с особым шармом старины.
ВАШ ТЕКСТ


1. Первым делом необходимо «выровнять» необработанную поверхность доски - специальной металлической щеткой удалить все мягкие волокна. Обработка этим инструментом создаст на доске своеобразный рельеф, глубина которого должна быть не менее, чем 1,5 мм. Пыль с поверхности счищаем обыкновенной щеткой или кистью.


2. Затем покрываем доски темным грунтом, который подчеркнет фактуру дерева. Грунт готовится из обыкновенной акриловой краски, которая разбавляется водой до полупрозрачного состояния.

3. После того, как грунт высохнет, можно наносить колер. Для его создания белая акриловая краска разбавляется водой до тех пор, пока состав не станет жидким, как молоко. Чтобы смягчить белый цвет, в краску добавим немного грунта. Последний штрих в приготовлении колера – капля краски зеленого холодного оттенка – именно она придаст дереву эффект старины. После нанесения состава излишки краски снимаем с доски резиновым шпателем.


Подкрасить дерево можно натуральными красителями.

Для лучшего чернения светлые породы рекомендуют предварительно покрывать крепкой заваркой чая, чтобы насытить древесину танинами (в зависимости от концентрации можно получить разные оттенки).
Совсем неожиданные оттенки цветовых сочетаний получаются в отваре из размолотых кофейных зерен иногда и с добавкой питьевой соды. Используют и крепкий растворимый кофе. В этом способе нужную крепость вычисляем сами.

Если заварить кору лиственницы в крепкий раствор и покрыть дерево(лучше березу),оттенок получается красноватый.
Для придания древесине коричневого цвета просушите в тени немного прогнившую скорлупу орехов и затем истолките в ступке в порошок. Для изготовления морилки из порошка, Вам нужно сварить его в кипятке, отфильтровать отвар и кинуть в него немного карбоната калия или попросту соды. Если же древесину, обработанную ореховой морилкой после того, как она просохнет смочить водным раствором бихромата калия, то древесина станет красноватой. А если обработать разбавленной уксусной кислотой, то та же коричневая древесина станет - сероватой.
Изготовление морилки, дающей красноватый оттенок светлой древесине дерева возможно и из шелухи лука. Приготовьте очень сильный отвар луковой шелухи и используйте его самостоятельно или как добавку к коричневым морилкам.
Взять измельченную кору дуба, ивы, ольховые сережки и скорлупу грецкого ореха в равных частях. Всыпать в холодную воду, довести до кипения, добавить половину чайной ложки питьевой соды и еще немного проварить раствор на слабом огне. Процедить. Так же хороший цвет достигается аналогичным приготовлением раствора из коры вербы, яблони и оболочек грецкого ореха. При последующем тонировании изделие приобретает ровный коричневый цвет, идентичный натуральному.
Насыщенный черный цвет можно получить при использовании раствора из коры вербы и ольхи.
Рельефные формы можно пропитывать горячим хлопковым маслом, что делает прочнее резьбу и рельеф приобретает благородный темный цвет, который после покрытия изделия лакоми, его полировки становиться более интенсивным.
Светлую древесину можно покрасить в желтый цвет отваром из недоспелых плодов крушины, в коричневый - из коры яблони и оболочек грецкого ореха. Если в каждый из перечисленных отваров вы добавите квасцы, то тон окраски усилится.

Обезжиренные мелкие гвозди или железную стружку заливают уксусной кислотой и дают составу настояться от суток до недели (в зависимости от нужной насыщенности) в темном месте. Этим составом покрывают изделие. Правда он имеет сильный резкий запах и им лучше покрывать дерево на свежем воздухе. Данный рецепт у американцев называется эбенизация(эбеновое дерево), т.к. на породах с большим содержанием танинов, типа грецкого ореха, получается хорошо выраженный черный цвет, иногда практически как антрацит. Правда некоторые мебельщики отмечают, что полиуретановый лак на водной основе просто сворачивается при нанесении такое дерево, видимо из-за уксуса. А вот нитра – нормально.

4.
В литре теплой воды разведите 50 грамм перманганата калия (марганцовки), а затем кистью нанесите его на древесину и через 5 минут вытрите влажной тряпкой. Эту морилку нужно использовать сразу после приготовления. В случае необходимости повторите обработку древесины. Оттенки получаются от вишневого до темно-коричневого, почти черного.Золотисто-коричневый цвет у березового шпона можно получить, применив 3,5%-ный раствор марганцовки. Если потом ничем не защитить дерево – марганцовка выцветет

5.
Поверхность древесины дерева смочите раствором из 35 г карбоната калия или 75 г кальцинированной соды на литр воды, а затем после высыхания, смочите ее смесью 50 грамм танина (можно купить в аптеке) на литр воды. Не спешите повторять окрашивание древесины морилкой - цвет у нее проявляется лишь только через час…
Если древесину, с высоким содержанием танина (дуб), смочить гашеной известью, то после просыхания она станет светло-коричневой. А вот орех окрасится в зеленовато - коричневый цвет.
Для того чтобы дуб сделать более темным, используйте разведенный в воде 88%-ный нашатырный спирт. Старайтесь не вдыхать пары и не допускайте попадания жидкости на обнаженную кожу. По возможности работайте на открытом воздухе. После часа пребывания на открытом воздухе смесь теряет свою силу, поэтому наносите морилку очень быстро или постепенно смешивайте новые порции, а когда древесина примет нужный вам цвет, смойте раствор водой. Небольшую окрашиваемую деталь поместите в эмалированную или стеклянную посуду и поставьте туда открытую баночку с нашатырным спиртом. Сверху посуду плотно закройте. Через несколько часов процесс морения будет закончен.
Строганный шпон из светлой древесины можно окрасить в желтый цвет, применив отвар барбарисового корня (можно купить в аптеке). Отвар процедите, можно добавить в него 2 % квасцов(тоже в аптеке) и снова нагрейте до кипения. Остывший отвар будет готов к применению.
Оранжевый цвет получается при применении отвара из молодых побегов тополя с примесью квасцов. Ветки тополя (150 г) прокипятите в 1 л воды, в которую добавлены квасцы, в течение 1 ч. Затем профильтруйте и оставьте отстаиваться в открытой стеклянной посуде. Отстаивайте его в светлом помещении в течение недели. После этого он приобретаетзолотисто-желтый цвет.
Для получения зеленоватого цвета в отвар молодых побегов тополя с квасцами (см. выше) добавьте отвар дубовой коры. Зеленоватый цвет получится, если мелкий порошок медянки (50…60 г) растворить в уксусе, а раствор прокипятить в течение 10… 15 мин. Строганный шпон вымачивайте в горячем растворе.
Для получения черного цвета сок плодов бирючины (волчьих ягод) смешайте с кислотами. Для коричневого - с купоросом, голубого - с питьевой содой, алого - с глауберовой солью, зеленого - с поташом.
В некоторых случаях необходимо подобрать серебристую или серуюокраску строганного шпона. Чтобы получить серебристо-серый цвет при протравном крашении светлых пород, в дождевую воду(? – думаю можно и обычную) добавьте уксус (1:1), поместите в этот раствор ржавые гвозди или проволоку. После того как раствор отстоится, опустите в него шпон. Нужную окраску контролируйте визуальною.

6.
Смочите древесину с высокой концентрацией танина (продается в аптеке) 12 % раствором аммиака, и она приобретет серо - коричневый цвет.
С помощью водного раствора медного купороса можно придать серо-голубой оттенок дубу, приглушить тон красного дерева или сделать серым платан - этот тон еще называют «кленовым». Эффект начнет проявляться после того, как древесина просохнет.
Желтый цвет получает шпон из светлой древесины в растворе хлористого калия (10 г на 1 л воды при 100 °С).
Если березу или клен покрыть раствором пирогалловой кислоты и, дав высохнуть, покрыть еще водным раствором хромового калия, то получитсясиний цвет.

7.
Различные оттенки коричневого цвета можно получить также с помощью анилиновых красок. Эти краски можно купить в порошке - он легко растворяется в воде, а также в скипидаре и масле. Для темной морилки смешайте две анилиновые краски - вандейковскую коричневую и бисмарковскую коричневую. Разведите в теплой воде каждую краску по отдельности. Добавьте в оба раствора по 7 мл клея и каплю уксуса. Смешайте краски друг с другом, чтобы добиться нужного вам оттенка; чем больше воды вы добавите, тем светлее будет морилка.
Можно взять красители для одежды. Желтый, красный, и коричневый. Развести в воде примерно в 100-150 мл. каждый пакетик в отдельном пузырьке. И теперь из этих цветов можно смешать любую морилку.

8. Отбеливание:
При помощи отбеливания можно не только подготовить древесину под окраску, но и достичь выразительности тона, ослабляя ее до необходимого уровня. Некоторые породы древесины при отбеливании приобретают порой самые неожиданные цветовые оттенки Так, грецкий орех, имеющий однотонную текстуру поверхности с фиолетовым оттенком, при отбеливании в перекиси водорода приобретает чистый ало-розовый оттенок, при дальнейшем отбеливании - бледновато-розовый.
Если отбеливать яблоню в смеси нашатырь-перекись водорода, получается очень красивое дерево цвета слоновой кости. Отбеливание довольно глубокое, до 0.5 мм, можно шлифовать.
Для отбеливания используют различные растворы. Одни из них действуют быстро, другие медленно. От состава отбеливателя зависит технология отбеливания. В практике столяров-любителей традиционно применяется раствор щавелевой кислоты (1,5…6 г) в кипяченой воде (100 г). В таком растворе хорошо отбеливаются светлые породы - липа, береза, клен, светлый орех, белый тополь; у других пород появляются серые пятна и грязноватые оттенки. После отбеливания листы шпона промывают раствором, который одновременно поднимает ворс и обессмоливает поверхность. Состав раствора (в частях по массе): хлорная известь - 15, кальцинированная сода - 3, горячая вода - 100. Сперва растворяют соду, затем по остывании раствора добавляют хлорную известь. После применения раствора древесину промывают водой.
Для многих пород, за исключением дуба, палисандра, лимонного дерева и некоторых других, эффективным отбеливающим средством является перекись водорода (25%-ный раствор), которая продается в аптеках в виде раствора или таблеток пергидроля. После отбеливания перекисью водорода древесина не нуждается в промывке. Процесс отбеливания контролируется только визуально. Перекись водорода отбеливает в основном мелкопористые породы и ясень. Породы, содержащие дубильные вещества, отбеливанию в перекиси водорода поддаются с трудом или вообще не отбеливаются (например, дуб). Для ускорения процесса отбеливания поверхность таких пород необходимо смочить 10%-ным раствором нашатырного спирта.
Древесина березы после отбеливания в 3…5%-ном растворе щавелевой кислоты приобретает зеленоватый оттенок. Дубовый и ясеневый шпон отбеливают щавелевой кислотой. Для других пород древесины применяют лимонную или уксусную кислоту. Для этого кислоты разбавляют водой в соотношении 50 г на 1 л воды. Чтобы получить шпон под золото, выдержите анатолийский орех в перекиси водорода, визуально наблюдая за появлением желаемо¬го оттенка. Перекись водорода должна быть не ниже 15%-ной концентрации. Таким же путем можно получить и розовый цвет, обесцвечивая в перекиси водорода 30%-ной концентрации некоторые сорта грецкого ореха. Чтобы получить синеву на белом фоне, отбелите грецкий орех с контрастными переходами тонов в растворе перекиси водорода.

Морилка

В розничной продаже встречаются морилки в виде сухих порошков и спиртовых растворов. Основа большинства натуральных составов - гуминовый краситель, который добывают из бурого угля или торфа. Он одинаково хорошо растворяется в спиртах и в воде, глубоко проникает в структуру дерева. Гуминовая кислота придает древесине насыщенный и ровный орехово-коричневый цвет, устойчивый к воздействию ультрафиолетовых лучей. Другое название этого красителя "ореховый бейц".

Плотность цвета можно варьировать, меняя концентрацию препарата или количество нанесенных слоев. Важная отличительная особенность морилок и протравочных растворов от красок - прозрачность. Впитываясь в структуру дерева, они не образуют на поверхности пленок, сохраняют рисунок текстуры, придавая ему более благородный цвет.

Декоративные морилки на водной основе готовят из сухого порошка, растворенного в воде до нужной концентрации. Их удобно наносить ручным и механическим способами, они ровно ложатся на поверхность древесины. Недостаток водного раствора - образование ворса на поверхности вследствие набухания волокон. Поэтому необходима легкая промежуточная шлифовка перед окончательной отделкой лаками. Разведенный состав долго не хранится.

Морилки на спиртовой основе производят в виде готовых растворов с широкой цветовой гаммой. Работать с такими растворами сложнее, чем с водными, так как они очень быстро сохнут и имеют резкий запах. Качественно окрасить поверхность спиртовой морилкой можно только краскораспылителем (работать лучше в респираторе и перчатках). Кисточкой можно покрывать только небольшие поверхности. Успевшие высохнуть слои, накладываясь друг на друга, создают неровную, грязную окраску.

Морилки на основе спирта - неводостойки и нуждаются в защитном лаковом покрытии. Преимущество перед водными морилками - отсутствие ворса.

Соли

Соли металлов тоже придают древесине различные оттенки. Их называют протравами. Например, железный купорос меняет цвет дерева от зелено-коричневого до практически черного в зависимости от концентрации. Медный купорос окрашивает материал в нежный коричневый цвет, а если обработать его водным раствором хлорной извести, приобретает ярко-красный оттенок. Двуокись хрома, так называемый хромпик, делает древесину ярко-желтой.

Все протравы являются хорошими антисептиками. Как и водные морилки, они поднимают ворс на поверхности древесины, а значит, без промежуточной сушки и шлифовки не обойтись.

Краски для волос

Если подходить к окраске древесины совсем уж по-дилетантски, можно использовать стойкие краски для волос. В их состав входят аммиак, который хорошо закрепляет цвет, и ультрафиолетовый фильтр, не дающий протраве выцветать. Цветовая гамма этих красок имеет множество натуральных оттенков - от красного дерева до венге. Раствор готовят по инструкции, с той лишь разницей, что его немного, для удобства нанесения кистью, нужно развести водой.

Время ожидания окончательной концентрации цвета около 1 часа. После полного высыхания (через 24 часа) поверхность нужно покрыть защитным слоем прозрачного полиуретанового лака.

Распростаненная ошибка

Часто в качестве красителя используют раствор йода и марганцевого калия. Конечно, эти вещества дают очень красивый и насыщенный оттенок, но не отвечают самому главному требованию к красящим пигментам - светостойкости. Под воздействием солнечного света растворы быстро выцветают и теряют свою декоративность.

Старинные деревянные изделия с выцветшей поверхностью, фактурными зазубринами и ажурными бороздками, оставленными жучками-древоточцами, отличаются особой роскошью и очарованием. Понятное дело, естественный процесс старения древесины занимает долгие годы. Впрочем, при желании состарить дерево можно и искусственно. Существует несколько техник, благодаря которым вы сможете самостоятельно придать новым деревянным вещам эффектный антикварный вид.

Химическая обработка идеально подходит для искусственного состаривания древесины лиственных пород:
  1. Для начала деревянные заготовки тщательно очищают от пятен и загрязнений.
  2. Чтобы сделать естественный рисунок древесины более фактурным и объемным, доски поочередно обрабатывают крупно- и мелкозернистой наждачной бумагой.
  3. Далее отшлифованное дерево протирают ветошью или губкой, пропитанной в нашатырном спирте или другом щелочном растворе. В результате такой несложной обработки заготовки приобретают благородное потемнение.
  4. Финишная лакировка прозрачной глазурью придаст подготовленным деревянным изделиям богатый переливающийся глянец.
Чтобы эффектно и быстро «состарить» хвойную древесину, потребуется термическая обработка открытым огнем:
  1. Очищенные от пятен и пыли деревянные детали обжигают при помощи паяльной лампы либо газовой горелки до появления легкого нагара.
  2. Далее обугленную древесину вручную обрабатывают металлической/проволочной щеткой, после этого зачищают мелкой наждачной шкуркой.
  3. Чтобы подчеркнуть красоту и фактуру древесины, изделия покрывают морилкой нейтрального оттенка. Для нанесения раствора используют мягкую чистую губку, впадины и прочие труднодоступные участки прокрашивают кистью.
  4. Заключительный этап обработки заготовок – нанесение декоративного античного воска. Пасту втирают в дерево круговыми движениями при помощи шерстяного сукна.

Механическая обработка (браширование) представляет собой процесс удаления мягких слоев древесины при помощи различных щеток, установленных на дрель либо углошлифовальную машину. Процедура браширования состоит из трех этапов:
  • подготовка древесины и черновая выборка мягких волокон;
  • шлифование и полировка заготовок;
  • тонирование и лакировка подготовленных деталей.

Важный нюанс! Для механической обработки рекомендуется использовать древесину мягких пород с ярко выраженной узорчатой текстурой – сосну, ель, пихту, лиственницу, липу, ясень или орех.

На первом этапе браширования деревянные детали обрабатывают вручную: широкой стамеской или острым углом топора осторожно обтесывают кромки досок и наносят хаотичные зарубки и выбоины различной глубины (до 1,5 см). Далее пускают в ход электрический инструмент и щеточные насадки – именно они позволяют удалить мягкое древесное волокно без повреждения годичных колец. Полимерная щетка, насаженная на дрель либо болгарку, поможет добиться деликатного состаривания, металлическую щетку-крацовку выбирают для более «брутального» эффекта. При использовании щеточных насадок важно придерживаться определенных правил:
  • Перед началом работы обязательно облачитесь в защитную экипировку: качественный респиратор, пластиковые очки и плотные перчатки защитят вас от древесной пыли и отлетающих частиц металлической щетины.
  • Желательно организовать рабочее место таким образом, чтобы лучи света были направлены перпендикулярно древесным волокнам.
  • В процессе работы избегайте сильного давления на обрабатываемую поверхность, нажим на инструмент должен быть умеренным.
  • Перед непосредственным брашированием новые щеточные насадки необходимо «обкатать», иначе деревянные заготовки покроются мелкой ворсистой «махрой».
  • Движения щетки должны быть направлены вдоль жестких древесных волокон, при поперечной обработке можно испортить естественную красоту годичных колец.
На втором этапе браширования ребристые деревянные заготовки обрабатывают при помощи абразивной щетки и мелкозернистой наждачки. В процессе шлифовки важно удалить все торчащие волокна и заусенцы. Для полировки офактуренных досок используют сизалевую щетку, металлическую вату либо абразивную губку. Пыль с обрабатываемых деталей аккуратно счищают плоской кистью и пылесосом.

На заметку! Для большей натуральности изделия можно украсить «червоточинами». Для этого при помощи тупого керна или шила в древесине вразброс пробивают неглубокие отверстия.

На третьем этапе браширования выполняют тонировку древесины. Чтобы придать заготовкам естественный состарившийся вид, их окрашивают морилкой либо акриловой краской темных оттенков. Сначала на деревянную поверхность обильно наносят выбранное лакокрасочное средство, затем сразу же убирают его излишки ветошью или резиновым шпателем. Благодаря такой технике тонировки выбоины и углубления приобретают насыщенный темный оттенок, а выступы, так называемые «гребни», остаются более светлыми. После полноценной просушки изделия покрывают прозрачной защитной пропиткой либо акриловым лаком.

Чтобы сымитировать старение древесины, придется запастись недюжинным терпением. Такая работа не терпит суеты и спешки. Впрочем, результат стоит того – искусственно состаренное дерево смотрится бесподобно красиво, эффектно и добротно.

gastroguru © 2017