Выбор читателей
Популярные статьи
Данный урок относится к комбинированному типу урока и проведен в виде ответов на поставленные проблемные вопросы, так же использовался объяснительно-иллюстративный метод-при объяснении нового материала заполняли таблицу.
Тема урока : Способы уменьшения и увеличения давления..
Тип урока : урок изучения нового материала и первичного закрепления .
Дидактическая цель урока : создание условий для осознанного изучения нового материала и включение знаний учащихся в процесс познания.
Цели урока:
Образовательная – осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений. Продолжить формирование логического мышления, умения находить объяснения природных явлений и применять к наблюдаемым явлениям изученный закон;
Развивающая – создать условия для развития творческих и исследовательских навыков, формировать умения выделять главное, сопоставлять, делать выводы; развивать мотивацию изучения физики. Воспитательная – способствовать привитию культуры умственного труда, создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу.
Задачи урока:
Знать:
способы увеличения и уменьшения давления;
выяснить, пути получения малого и большого давления;
формулы:
давления твердого тела;
силы давления;
площади поверхности, на которую производится давление.
Уметь:
решать расчетные задачи, используя формулы давления, силы давления;
рассчитывать площади поверхности, на которую производится давление.
переводить единицы измерения давления;
Формы организации учебной деятельности:
индивидуальная, фронтальная, групповая, парная.
Методы и приемы обучения:
используется словесно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, практический метод, проблемный метод, беседа-сообщение, метод письменного текущего контроля; проверка ранее изученного материала, организация восприятия новой информации,постановка цели занятия перед учащимися; обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, две дощечки с вбитыми гвоздями шляпками вниз и вверх, набор грузов, рисунки, картинки, презентация.
Учебно-методический комплект:
А.В. Перышкин. Учебник физики 7 класс.
А.В. Перышкин. Сборник задач по физике 7-9 класс.
Марон А.Е., Е.А Марон Дидактический материал 7 класс.
Марон А.Е., Е.А Марон Сборник качественных задач по физике. 7-9 класс.
В.И. Лукашик. Сборник задач по физике 7-9 класс.
Ход урока
1.Повторение и анализ основных фактов, явлений.
1. Фронтальный опрос.
– Оказывают ли твердые тела давление?
– Какой буквой обозначается давление?
– Формула, по которой можно найти давление?
– В каких единицах измеряется эта величина?
Выразите в паскалях давления: 3 МПа; 4 Н/см 2 ; 250 Н/мм 2 ;1,5 МПа; 1,5 кН/см 2 ; 40 Н/дм 2 .
2.Постановка цели урока
Учитель: На практике давление иногда надо уменьшить. А иногда увеличить. Как это можно сделать?
Рассмотрим первый случай. Слайд1 Когда мы лежим на кровати мягко не правда ли, если на ровной поверхности- не очень. Почему? Казалось в обоих случаях на опору действует одна и та же сила.- вес тела. Лежа в постели человек при весе 60 Н опирается на 0,5м 2 поверхности тела, а на ровной площади- 0,01м 2
Задание классу: Определите давление при весе 60 Н в обоих случаях. Сделайте вывод.
Ученики: решают пример и делают вывод-сила одинакова, но давление различно. Уменьшая или увеличивая площадь опоры на которую действует сила, тем самым увеличиваем или уменьшаем давление. В первом случае давление 1200 Па, во втором- 60 000 Па. Это различие в давлении и ощущается как мягко и жестко.
Учитель: Рассмотрим второй случай. Слайд 2. Давление на грунт тяжелого трактора и человека примерно одинакова. Почему если трактор проедет по кирпичу он его раздавит,а человек наступает на кирпич- нет.
Ученики: Действия тела на опору зависит от величины силы давления;
Практическое задание: Слайд 3 У вас на столах две дощечки с вбитыми гвоздями шляпками вниз и вверх, набор грузов.Исследуйте глубину погружения доски с гвоздями в песок, в зависимости от массы груза в двух случаях. Сделайте вывод.
Ученик: Гвозди установили сначала острием вниз. Измерили глубину погружения. Затем гвозди повернули острием вверх и снова измерили глубину погружения. В первом случае гвозди погрузились в песок на большую глубину, чем во втором. Анализ результатов опытов приводит к следующим заключениям: глубина погружения зависит от величины действующей силы – чем больше сила, тем погружение больше при неизменной площади и от площади опоры. Чем больше площадь, тем меньше давление при одной и той же силе.
Учитель: Обобщим результаты исследований. Действия тела на опору зависят:
– от величины силы давления;
– от площади опоры.
Мы учитываем взаимосвязь давления с силой и площадью, по которой эта сила распределена.
В нашей жизни мы имеем возможность давление регулировать. Сама природа неплохо вооружила живой мир для создания большого давления небольшим усилием – иглы, клювы, когти, жала, зубы, клыки
Любая поверхность выдерживает только определенное давление. Если это давление будет выше, то опора разрушается. Человеческая кожа выдерживает давление 3000000Па.
Поэтому, в зависимости от того, какой результат хотят получить, давление можно увеличивать или уменьшать.
Каковы способы изменения давления?
Заполнение таблицы: Слайд 4
3. Закрепление изученного материала Слайд 5
Учитель: Решаем качественные задачи и заполняем 3 строку нашей таблицы.
Группа1
1.Известен случай: Во время Великой Отечественной войны наши солдаты чтобы перейти через топкое болото использовали лыжи сделанные из веток. Почему?
2.Каково назначение широких копыт у верблюда – жителя пустыни?
3.Вам даны три кирпича. Как их следует расположить их, чтобы давление, оказываемое ими на пол было минимальным?
4.Зачем нужны животным острые клыки, рога, когти, зубы, иглы?
5. Шины машин-вездеходов делают значительно шире, чем у легковых машин. Почему?
Группа 2
1.При соединении деревянных деталей болтами под гайку подкладывают шайбы.Почему?
2.Почему режущие и колющие инструменты оказывают на тела очень большое давление?
3. Даны три кирпича. Как их следует расположить их, чтобы давление, оказываемое ими на пол было максимальным?
4.Объясните назначение наперстка, надеваемого на палец при шитье?
5.Для чего перед строительством дома обязательно возводят его фундамент?
Ученики отвечают на вопросы и заполняют таблицу.
На экране Слайд 6
4. Решение задач с выборочными ответами Слайд 7
1.Толщина льда на реке такова, что он выдерживает давление 40 кПа. Пройдет ли по льду трактор массой 5,4 т, если он опирается на гусеницы общей площадью 1.5 м 2 .
2.Лыжник массой 80 кг идет на лыжах. Длина каждой лыжи1,5 м, а ширина-12 см.Какое давление оказывает спортсмен на снег?
3. Кирпичная стена производит на фундамент давление 80 кПа. Какова её высота?
1. а) пройдет б) не пройдет
2. а) 1111 Па б) 2222 Па в) 3333 Па
3. а) б) в)
5. Физическая пауза Слайд 8
Это интересно! Использование краеведческого материала:
Стрелы,топоры,иголки,наконечники
(Пазырыкский курган)
6. Самопроверка знаний Слайд 9
Тест
1. В каких единицах измеряется давление?
А) Н.
Б) Па.
В) м 2 .
2. Чем…площадь опоры, тем… давление, производимое одной и той же силой на эту опору?
А) больше; меньше.
Б) больше; больше.
В) меньше; меньше.
3. Давление тела на поверхность зависит …
А) от модуля силы и площади поверхности, перпендикулярно которой он действует;
Б) от модуля силы и не зависит от площади поверхности, на которую действует сила;
В) площади поверхности, перпендикулярно которой действует сила.
4. Выразите в Па давление 10 кПа?
А) 10000Па.
Б) 100Па.
В) 1000Па.
5. Величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности называется…
А) силой давления.
Б) давлением.
В) весом тела.
6. Станок весом 12000 Н имеет площадь опоры 2,5 м 2 . Определите давление станка на фундамент?
А) 48 Па.
Б) 25000 Па.
В) 4800 Па.
7. Как изменится давление книги на стол, если поставить ее на ребро?
А) не изменится.
Б) уменьшится.
В) увеличится.
8. Ящик весом 960 Н оказывает на опору давление 5 кПа. Какую площадь опоры имеет ящик?
А) 0,192 м 2
Б) 19,2 м 2 .
В) 1,92 м 2
Проверка Слайд 10 1. Б 2. А 3. А 4. А 5. Б 6. В 7. В 8. А
Учитель: Ответы вам предлагаются, и вы сами можете оценить свою работу:
0 ошибок – 5
1-2 ошибки – 4
3-4 ошибки – 3
5-6 ошибок – 2
9. Итог урока
Учитель: Сегодня на уроке мы узнали как можно увеличить и уменьшить давление. Достигли мы цели, какую поставили в начале урока?
Ученики:
– выяснили способы изменения давления в быту т технике;
– изучили способы увеличения и уменьшения давления;
– обобщили знания о давлении, закрепили изученный материал;
– проверили и закрепили полученные знания
Учитель: Ответьте на вопрос: “Для чего же нам нужно знать, что такое давление, способы уменьшения и увеличения давления”
Ученики: Без знания о давлении, мы не сможем построить дом, даже режущие и колющие предметы: иглы, ножи, ножницы не сможем использовать в быту и др.
Учитель: Да, действительно, человеку необходимы знания о давлении и еще много интересного и полезного мы узнаем при изучении законов физики.
Домашнее задание
§ 34 Упр 13. задание 6
Конспект урока (изучение новой темы) и презентация
Абдуллина Эльза Науфатовна, 22.11.2017
1119 126
МОУ СОШ с.КРАСНАЯ ГОРКА МУНИЦИПАЛЬНОГОРАЙОНА
НУРИМАНОВСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН
ТЕМА: Давление. Единицы давления.
(7 КЛАСС)
Учитель: Абдуллина Э.Н.
2009 год
Давление. Единицы давления.
Способы уменьшения и увеличения давления
Тип урока
: объяснение новой темы.
Цели урока:
Образовательные:
Сформировать представление о давлении, как о физической величине
Показать значение давления в природе, быту, технике
Сформировать умение находить давление в разных случаях;
Обосновать необходимость увеличения и уменьшения давления.
Продолжить развивать умение решать физические задачи.
Воспитательные:
Воспитание ответственного отношения к учебе, трудолюбия.
Развивать умение работать в паре, развивать сотрудничество.
Развивающие:
Развивать умение учащихся наблюдать, анализировать, обобщать.
Способствовать расширению кругозора учащихся.
Формируемые умения:
наблюдать, анализировать и сравнивать результаты опытов, делать выводы.
Оборудование:
бруски, динамометр, линейка, компьютер, проектор, экран, учебная презентация.
Этапы урока.
Выявление имеющихся знаний
Изучение нового материала
Закрепление пройденного материала
Обсуждение вопросов (устные задачи)
Домашние задание
Ход урока.
1. Организационный момент (объявление темы урока, определение задач урока).
На предыдущих уроках мы много говорили о физической величине, которая является причиной изменения скорости. Как называется эта величина? Это №4 в кроссворде. (Сила)
Мы знаем, что существует несколько видов сил.
№8. Как называется сила, с которой земля притягивают к себе все тела? (тяжести)
От чего она зависит? Как направлена сила тяжести?
№7 (Проводиться демонстративный эксперимент, груз на пружине).
Как называется сила, возникающая в пружине? (упругости)
№3. Как называется сила, действующая со стороны груза на пружину? (вес) Что такое вес тела?
№5. Какая сила возникает при движении одного тела по поверхности другого? (трение) В чем причина трения? Какие виды трения вам известны?
№1. Для измерения силы используется прибор. Как он называется? (динамометр)
№6. Как называется единица измерения силы? (Ньютон)
А теперь давайте назовем тему нашего урока. По вертикали в кроссворде.
Мы с вами разгадали слово-Давление. Откройте тетради и запишите тему урока.
Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления
Каждое из этих тел находится на поверхности и со стороны каждого из них действует сила, которая приложена перпендикулярно к поверхности. Такую силу мы будем называть – силой давления, попробуем выяснить, что это за сила?
Учитель формирует учебную проблему: от чего же зависит результат действия силы давления?
Демонстрируется опыт (дощечка с гвоздями, песок) в ходе которого учащиеся отвечают на вопросы?
Учитель: Что мы наблюдаем?
Ученик: Дощечка с гвоздями проваливается в песок
Учитель: Как направлена сила?
Ученик : Перпендикулярна к поверхности доски
Учитель: Одинаковы ли силы в обоих случаях?
Ученик: Да
Учитель: Одинаков ли результат действия одинаковых сил?
Ученик: Нет
Учитель: Какое предложение (гипотезу) можно высказать о причине разных результатов?
Ученик: Зависит от площади опоры
Учитель приводит пример: человек идет по снегу в валенках и на лыжах.
Задаются аналогичные вопросы.
Результат действия силы зависит не только от самой силы, действующей перпендикулярно поверхности, но и от площади этой поверхности.
Физическая величина, равная отношению силы, действующей, перпендикулярно поверхности к площади этой поверхности называется давлением.
Давление = сила давления / площадь
S – площадь (м 2) F – сила (Н) p – давление (Па)
За единицу давления, принимается такое давление, которое производит сила в 1 Н, действующая на поверхность площадью 1м 2 перпендикулярно этой поверхности.
(1 Н/м 2 = 1 Па)
Используют и другие единицы:
гекто Паскаль (гПа), кило Паскаль (кПа)
Давайте выясним, как зависит давление от площади поверхности, а для начала вспомним.
Учитель: В каких единицах измеряется площадь?
Ученики: Площадь опоры измеряется в м 2 .
Учитель: Как перевести см 2 в м 2
Ученики: Чтоб перевести см 2 в м 2 необходимо разделить на 10000.
Проводится фронтальный эксперимент
Задание учащимся: определяется давление бруска на стол в трех положениях.
После работы задаются вопросы:
В каком положении давление самое большое? Самое маленькое?
Как зависит давление от площади поверхности?
Грань | Площадь, кв.м. | Сила, Н | Давление, Па |
Грань | Площадь, кв.м. | Сила, Н | Давление, Па |
Наибольшая | 0,0054 (0,12*0,045) | ||
0,0036 (0,12*0,03) | |||
Наименьшая | 0,00135 (0,03*0,045) |
1. Какие особенности в данных таблицах можно заметить?
2. Рассмотрим таблицу, где сила, действующая на опору одинакова. А что можно сказать о давлении?
3. Почему?
4. Какую зависимость можно выявить из этой таблицы?
5. Как в математике называют такую зависимость?
6. Проанализируем вторую таблицу.
Итак, ребята, мы, с вами проанализировав результаты экспериментов, пришли к выводу о том, как зависит давление от силы давления и площади опоры. Запишем его в тетрадь:
для того чтобы уменьшить давление тела, необходимо увеличить площадь опоры или уменьшить силу давления,
для того чтобы увеличить давление - необходимо уменьшить площадь опоры или увеличить силу давления.
4. Закрепление пройденного материала.
Мы с вами познакомимся с новой величиной, выясним, от чего она зависит. Теперь используя наши знания, решим несколько задач.
F=37,5 кН | Решение: р = 37500/ 0,0075 = 5000000 Па =5000 кПа. |
Ответ: р = 5000 кПа. |
b = 8 см = 0,08 м | Решение: p = F / S; F = P = m * g; S = 2 a * b р = m * g / 2 a * b; р = 78 * 9,8 / 2 * 1,95 * 0,08 = 2500 Па = 2,5 кПа. |
Ответ: р = 2,5 кПа. |
Применение давление в природе, технике и жизни человека. Иногда следует давление делать меньше, а иногда бывает необходимо давление увеличивать. Знания о способах изменения давления очень широко используются и в природе и в деятельности человека.
А приходилось ли вам в жизни сталкиваться с ситуациями, когда специально увеличивали или уменьшали давление в технике, быту или в природе?
5. Обсуждение вопросов.
1. Как, стоящий на полу человек может очень быстро удвоить давление на пол, не нагружая себя никакими дополнительными нагрузками?
Ответ: встать на одну ногу.
2. Почему лоси могут сравнительно легко бегать по топким болотам, где другие большие животные вязнут?
3.Почему на подушку приятнее класть голову, чем на наклонную деревянную дощечку?
4.Можно ли приготовить такое каменное ложе, чтобы лежать на нем с таким же ощущением, как на мягком диване?
6. К человеку, под которым провалился лед, подходить нельзя. Для спасения ему бросают лестницу или длинную доску. Объясните, почему таким способом можно спасти провалившегося человека
6. Домашнее задание: §33,34, упражнение 12, стоя на лыжах, определить какое давление, вы оказываете на снег.
Вариант 1. 1. Как называют величину, равную отношению силы, действующей перпендикулярно к поверхности, к площади этой поверхности? А. Сила трения. А. Н. 3. Два одинаковых бруска поставлены друг на друга тремя способами, как показано на рисунке. В каком случае давление, производимое ими на стол, будет наименьшим? | Вариант 2 1. Какое из приведенных ниже выражений позволяет рассчитать давление? 2. Какая из перечисленных ниже единиц является единицей измерения давления? А. кг. 3. Какой из трех одинаковых брусков производит на стол большее давление (см. рисунок)? |
Грань | Площадь, кв.м. | Сила, Н | Давление, Па |
Грань | Площадь, кв.м. | Сила, Н | Давление, Па |
Наибольшая | 0,0054 (0,12*0,045) | ||
0,0036 (0,12*0,03) | |||
Наименьшая | 0,00135 (0,03*0,045) |
За единицу давления, принимается такое давление, которое производит сила в 1 Н, действующая на поверхность площадью 1 кв. м. перпендикулярно этой поверхности.
(1 Н/м2 = 1 Па)
Используют и другие единицы:
гекто Паскаль (гПа),
кило Паскаль (кПа)
1 кПа = 1000 Па 1 Па = 0,001 кПа
1 гпа = 100 Па 1 Па = 0,01 гПа
Розетки прессуют из специальной массы, действуя на нее силой 37500 Н. Площадь розетки 0, 0075 кв. м. Под каким давлением прессуется розетка?
Ответ: 5000 кПа
S= 0,0075 кв. м.
Как, стоящий на полу человек может очень быстро удвоить давление на пол, не нагружая себя никакими дополнительными нагрузками?
Ответ: встать на одну ногу.
Почему лоси могут сравнительно легко бегать по топким болотам, где другие большие животные вязнут?
Ответ: лось имеет на ноге два копыта, между которыми натянута перепонка. Когда он бежит, то копыта раздвигаются, перепонка натягивается, давление тела животного распределяется на сравнительно большую площадь опоры и лось не вязнет.
Почему на подушку приятнее класть голову, чем на наклонную деревянную дощечку?
Ответ: в мягкой подушке голова делает удобную вмятину, тяжесть головы приходится на большую площадь. Вследствие этого становится малым давление на подушку. Поэтому возникает малое давление на кожу головы, т.е. не возникает ощущение боли.
Можно ли приготовить такое каменное ложе, чтобы лежать на нем с таким же ощущением, как на мягком диване?
Ответ: да, если поверхность ложа соответствует форме тела человека.
К человеку, под которым провалился лед, подходить нельзя. Для спасения ему бросают лестницу или длинную доску. Объясните, почему таким способом можно спасти провалившегося человека
Ответ: при опоре человека на доску или лестницу его тяжесть распределяется на большую площадь и давление на кромку льда уменьшается.
§33,34, упражнение 12,
Экспериментальное задание
стоя на лыжах, определить какое давление, вы оказываете на снег.
Лобанов Максим
исследовательская работа по физике
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Способы уменьшения и увеличения давления Выполнил ученик 7 класса МБОУ СОШ № 105 г.о. Самара Лобанов Максим.
Цели и задачи работы: Цель моей работы – исследование некоторых способов уменьшения и увеличения давления в природе и технике. Перед собой я поставил следующие задачи: Вспомнить определение давления и единиц изменения давления. Рассмотреть решение некоторых задач на нахождение давления и некоторых качественных задач. П оказать взаимосвязь давления с площадью поверхности и массой. Доказать, что знания о способах уменьшения и увеличения давления широко используются в природе и деятельности человека.
Задумаемся над следующими вопросами: 1) Почему наседке не приходится опасаться сломать скорлупу яиц тяжестью своего тела? И в то же время слабый птенчик, желая выйти из природной темницы, без труда пробивает клювиком скорлупу изнутри?
2) Почему мягко лежать в верёвочном гамаке, который сплетён из довольно твёрдых шнурков?
3) Почему для спасения человека, под которым провалился лёд, ему бросают лестницу или длинную доску?
Давление – это величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности.
Единицы измерения давления - 1 Па – паскаль Блез Паскаль (1623-1662) 1 гПа =100 Па 1 кПа=1000Па
Задача 1. Рассчитать давление, производимое на пол мальчиком, масса которого 69 кг, а площадь подошв его ботинок, соприкасающихся с полом, равна 708 см 2 Дано: СИ: Решение: m =69 кг S =512 см 2 g =9,8 Н/кг 0,0512 м 2 P = 9,8 Н/кг * 69 кг = 676,2 Н p =676,2 Н/кг: 0,0512 м 2 = = 13207 Па = 13 кПа Ответ: 13 кПа. p - ?
Дано: m = 60 т S = 1 ,5 м 2 Найти: p СИ 60 000 кг Решение Ответ: 200 кПа Задача 2. Определить давление танка массой 60 т на землю, если площадь гусеницы равна 1,5 м 2
Уменьшение давления Увеличение давления Уменьшение Увеличение давления Фундамент здания Шасси самолета Широкие шины автомобилей Гусеницы вездеходов, тракторов Лыжи Шайбы под гайки Шпалы под рельсы Топор Нож Гвозди, кнопки Иголки Зубы, когти, клювы зверей Шипы, колючки растений Жало осы
Давление гусеничного трактора массой 6,7 тонны на почву составляет 47 000 Па. ... втыкая пальцем иглу или булавку в ткань, мы создаем давление около 100 000 000 Па. ... когда жалит оса, то она оказывает на кожу человека давление 30 000 000 000 Па. ПРЕДСТАВЬТЕ СЕБЕ!
В какой обуви удобнее отправляться в поход? Какой из лопат легче вскапывать грядки?
Почему каблучки туфель девушки создают большее давление на землю, чем лапы слона, хотя весит она гораздо меньше?
Какими ножницами портному работать лучше? Почему ножницы нужно подавать тупыми концами вперёд?
Сила увеличилась в 2 раза Давление увеличилось в 2 раза Площадь увеличилась в 4 раза Давление уменьшилось в 4 раза Давление увеличилось в 5 раз Давление уменьшилось в 2,7 раза Площадь уменьшилась в 5 раз Сила уменьшилась в 2,7 раза
Сравнение давления Эксперимент 1.
Эксперимент 2.
Заключение Знания о способах изменения давления очень широко используются и в природе, и в деятельности человека.
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
Линия УМК А. В. Перышкина. Физика (7-9)
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации и способов её получения средствами проблемно-исследовательского метода, практико-ориентированного обучения.
Тип учебного занятия : усвоения новых знаний.
Метод обучения : проблемный, частично-поисковый, исследовательский с применением ИК технологии.
Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, коллективная.
Цели урока:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Задачи урока
Формируемые умения : работать с приборами, наблюдать, анализировать и сравнивать результаты опытов, делать выводы.
Предполагаемый результат : учащиеся должны знать способы изменения давления и уметь приводить примеры увеличения и уменьшения давления в технике и природе.
Место урока в учебном плане . Тема “Способы уменьшения и увеличения давления” рассматривается в разделе “Давление твердых тел, жидкостей и газов”. Эта тема в разделе вторая после "Давление. Единицы давления" и является наиболее интересной для учащихся, т.к. прослеживается тесная связь изучаемого материала с жизнью и техникой. Основное содержание изучаемого материала задают учебная программа и обязательный минимум содержания образования по физике.
Оборудование: деревянные бруски, динамометры, линейки, компьютер, проектор, экран, презентация с фотографиями, тесты для контроля знаний в 4-х вариантах.
План урока.
I. Организационный момент.
II. Мотивация, актуализация, целеполагание.
III. Изучение нового материала (первичное усвоение материала).
IV. Осознание и осмысление учебного материала.
V. Первичное закрепление учебного материала. Тест.
VI. Подведение итогов.
VII. Домашнее задание
VIII. Рефлексия.
Эпиграф к уроку:
Незнающие пусть научатся, а знающие вспомнят еще раз. (Античный афоризм)
Как помочь человеку, провалившемуся под лёд? Почему боксёры ведут бой в перчатках? Как правильно уложить вещи в рюкзаке, собираясь в турпоход? (Показать боксёрские перчатки, напёрсток, рюкзак). Сегодня мы с вами научимся находить ответы на эти и многие другие вопросы.
На предыдущем занятии мы с вами изучали теорию на тему давление твёрдых тел. Настало время теорию применить на практике. Запишите тему урока. “Способы уменьшения и увеличения давления”. Сформулируем цели (постараться самим):
Обратите внимание, ребята, на эпиграф к нашему уроку: Незнающие пусть научатся, а знающие вспомнят еще раз. Вот и мы сначала повторим основные понятия прошлой темы.
Сейчас ребята, у которых на столах располагается оборудование (деревянные бруски, динамометры и карточки с заданием), выполнят экспериментальное задание согласно указаниям в карточке.
Учащиеся используют карточки с указаниями к выполнению задания, деревянные бруски, динамометры и линейки, лежащие на столах.
Карточка:
Остальным учащимся предлагается устная работа с таблицей (заранее приготовлена на доске), заполним пустые ячейки (в таблице они отмечены красным цветом). (Фронтальная работа на применение написанных на доске формул, заполняет таблицу учитель).
давление |
|||
Заполнив таблицу, анализируем её:
А сейчас послушаем сообщения учащихся, выполняющих экспериментальное задание. (Учащиеся сообщают о том, что давление, производимое бруском на стол, зависит от площади грани, на которую он опирается).
Итак, ребята, мы с вами разными путями (экспериментальным и аналитическим) пришли к одному и тому же выводу. Запишем его в тетрадь: для того, чтобы уменьшить давление тела, необходимо увеличить площадь опоры, для того, чтобы увеличить давление - необходимо уменьшить площадь опоры. (Сделаем схематические рисунки):
Динамическая пауза. А сейчас мы проведем еще одно наблюдение. Встаньте прямо, расправили плечи, повторим изученные нами ранее физические величины: длина (руки в стороны), время (посмотрели на часы), скорость (как будто бежим), сила (согнули бицепсы), масса (поднимаем штангу), опустили руки. Прикрыли глаза и подушечками указательных пальцев слегка надавите на глаза. Открыли глаза и посмотрели в даль. Повторить еще раз. Опять выпрямились. Встали на правую ногу. На левую. Сели.
Решение качественных задач.
Стоя в классе, вы были способны менять давление, производимое вашим телом на пол. А приходилось ли вам в жизни сталкиваться с ситуациями, когда специально увеличивали или уменьшали давление подобным образом в технике и быту? (Учащиеся приводят примеры, наблюдаемые ими в жизни).
Сейчас, ребята мы посмотрим, как природа вооружила живой мир для создания большого давления небольшим усилием (После ответов учащихся осуществляется просмотр презентации "Способы уменьшения и увеличения давления").
Можем ли мы теперь ответить на вопросы, прозвучавшие в начале урока?
Решение расчётной задачи . (Один ученик решает у доски, остальные на местах)
Задача. Известно, что индийские йоги могут спать на утыканной гвоздями острием вверх доске. Человеческая кожа может выдержать давление 3 МПа. Площадь острия каждого гвоздя 0,1 мм2. Оцените, из скольких гвоздей должно быть ложе, чтобы ваш одноклассник, массой 45 кг, мог проделать такой же трюк.
p = 3000000 Па S = N 0,0000001 м 2 |
|
Ответ: 1500 штук.
Учащиеся выполняют тест.
§ 34, ответить на вопросы,
Б. Привести примеры животных и растений, реализующих способы увеличения и уменьшения давления для обеспечения своей жизнедеятельности.
П. Составить свою задачу по теме «Давление».
У. Домашние экспериментальные задания (по выбору):
Наш урок подходит к завершению. В той атмосфере, в которой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по-разному. И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько внутренне комфортно ощущал себя на этом уроке каждый из вас, все вместе как класс, и понравилось ли вам то дело, которым мы с вами сегодня занимались.
Перед вами рисунок, где вы должны нарисовать тот уровень, который соответствовал вашему настроению:
(карточки на столах у каждого учащегося)
(Рисуют в тетрадях ответы на рефлексивный механизм.)
Решать задачки можно вечно,
Вселенная ведь бесконечна.
Спасибо всем вам за урок,
А главное, чтоб был он впрок.
Всем спасибо за урок!
Статьи по теме: | |
При каких условиях после месячных появляются кровянистые выделения причин возникновения нарушения под влиянием внешних факторов и гормонов
Порой бывает достаточно сложно отличить нормальные естественные причины... Успение праведной анны, матери пресвятой богородицы
Очень часто, обращаясь к иконам святой Анны или же с молитвой о помощи и... Человек умер. Что делать? Важнейшие православные традиции и обряды, связанные с похоронами. Православное учение о жизни после смерти Что такое смерть с точки зрения православия
Что такое смерть? «Верь, человек, тебя ожидает вечная смерть», - главный... |