Специалист по внедрению профессиональных стандартов обучение. Внедрение профессиональных стандартов в организации. Кто составляет профессиональный стандарт педагога и другие

Вопросы регулирования профессиональных стандартов с 01.07.2016 регулируют положения статьи 195.3 ТК РФ. До сих пор многие организации и ИП не знают, как с ними работать. Когда в силу их необходимо переписывать внутреннюю кадровую документацию? Нужно ли корректировать штатное расписание и должностные инструкции? Что делать если оказалось, что образование сотрудников не удовлетворяет принятым стандартам? Обязательно ли переучивать работников, отправлять их на курсы повышения квалификации? И, главное, кто всё это контролирует? Профсоюзы? Инспекции по труду? Давайте разбираться.

Для чего нужны профстандарты

Профессиональный стандарт – это название важного основополагающего документа, который содержит описание следующих норм:

  1. Трудовые функции работника в соответствии с его квалификацией и занимаемой должностью.
  2. Требования к его опыту и знаниям.

Таким образом, можно сказать, что профессиональные стандарты включают в себя описание качественного уровня квалификации сотрудника, которому тот обязан соответствовать, чтобы по праву занимать свое место в штате любой компании вне зависимости от рода ее деятельности (ст. 195.1 ТК РФ).

Все профстандарты примерно одинаковы и имеют единую структуру (согласно приказу Минтруда России от 12.04.2013 № 147н «Об утверждении Макета профессионального стандарта»).

В отличие от специализированных справочников по квалификациям, профстандарты дают более четкое представление о рабочих функциях трудящихся, которые имеют абсолютно точные и подробные описания. Возможно, со временем профстандарты полностью заменят квалификационные справочники как документация, более соответствующая требованиям нынешнего времени.

Государственный реестр профстандартов

Все сведения о профессиональных стандартах, утвержденных Министерством труда, внесены в особый Государственный реестр. Этот перечень размещен на официальной странице Минтруда России в соответствующем разделе. См. http://profstandart.rosmintrud.ru/ :

Профстандарты и область их использования

Данные стандарты можно применять и учитывать в нижеперечисленных целях:

  • для организации обучения и аттестации сотрудников;
  • формирования политики при укомплектовании штата предприятия высококвалифицированными кадрами;
  • организации процессов управления;
  • выведения внутренних тарифов на производимые работы;
  • облегчения классификации тарифных разрядов;
  • выработки собственных систем оплаты рабочего времени с учетом особенности труда на конкретном предприятии.

Являются ли профстандарты обязательными для выполнения или лишь призваны облегчить организацию предприятия и производства? Должен ли работодатель (владелец компании) беспрекословно следовать им, принимая за пошаговую инструкцию? Или он вправе сам выбирать область и порядок их применения? Попробуем разобраться и с этими вопросами.

Обязательное применение стандартов

Абзац третий части 2 статьи 57 ТК РФ говорит про обязательность профстандартов. В частности, в этом положении упомянут такой важный документ, как трудовой договор. Так, если получение работником предприятия особых льгот, компенсаций или ограничений напрямую связано с выполнением обязанностей, присущих конкретной должности, то работодатель обязан руководствоваться справочниками по квалификациям или же государственными профстандартами.

ПРИМЕР

Гражданин «П» по роду службы задействован в особо вредных и тяжелых работах. Льготой и компенсацией для граждан, занимающихся такой деятельностью, выступает досрочный выход на пенсию. Значит, чтобы после ухода на заслуженный отдых работник мог рассчитывать на получение положенных ему благ, в трудовом договоре его должность должна быть прописана точно так, как она числится в справочнике или профстандарте. При малейшем несоответствии сотрудник рискует лишиться своих законных привилегий.

Поэтому очень важно учитывать такие нюансы и грамотно составлять и заполнять всю необходимую документацию. Если же ошибка будет допущена и это всплывет (предположим, по ходатайству самого работника или в результате текущей проверки предприятия), то руководство компании может быть привлечено к ответственности.

Читайте также Какие сведения о налогоплательщике есть у ФНС России

Административный кодекс в 4-й части статьи 5.27 предусматривает наказание за такую преступную халатность – большой штраф. Его размер может варьироваться:

  • от 50 до 100 000 рублей – для организации;
  • от 10 до 20 000 – для должностных лиц;
  • от 5 до 10 000 – для частных предпринимателей.

Что, впрочем, не избавляет бывшего или настоящего работника от последующих проблем с получением им всех положенных ему льгот и компенсаций за уже прошедший период.

Требование к соответствию работников профстандартам

Статья 195.3 ТК РФ регулирует применение профстандартов работодателями. В ней дано краткое, но емкое определение квалификации работника. И пояснено, что если законодательно определены требования к квалификации трудящегося лица, то и применение стандартов становится бесспорной обязанностью работодателя, а не его правом.

Чтобы было понятнее, разберем этот момент на примере профстандарта для бухгалтеров в 2019 году. Итак, в соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», главбух, который пришел устраиваться (например, в ОАО или страховую организацию), обязан соответствовать следующим требованиям:

  1. Высшее образование.
  2. Стаж работы по специальности «Бухгалтерия» или «Аудит» – не менее 3-х лет из последних пяти.

Но нужно ли предъявлять данные требования, если бухгалтер устраивается в обычное ООО? Что делать, если у потенциального главбуха нет высшего образования, но он имеет ценный опыт и хороший послужной список? Посмотрим на профстандарт «Бухгалтер». Из него следует, что человека можно принять на должность бухгалтера и с высшим и со средним образованием.

Поэтому считаем, что высшее образование обязательно бухгалтеру только если он планирует работать в организациях, входящих в перечень, приведенный в части 4 статьи 7 Закона № 402-ФЗ (например, в ОАО). Если нет, то достаточно будет иметь среднее образование и опыт работы, которые прописан в профстандарте.

Повышение квалификации сотрудников

Работодатель вправе направлять сотрудников своего предприятия на курсы переподготовки и повышения квалификации. В соответствии со статьей 196 Трудового кодекса, это его право, но не обязанность. То есть, данное решение он может принимать по своему усмотрению, исходя из соображений целесообразности такового обучения. Чаще всего – для поднятия статуса компании на рынке, ее престижа и квалификации работников, задействованных в рабочих процессах.

В серьезных и крупных компаниях работодатель и владелец фирмы заинтересован в высоком уровне подготовки служащих. Для его проверки и подтверждения могут быть использованы международные профессиональные стандарты внутреннего аудита.

Спорный момент: обязательно ли учиться?

Насчет вышеназванных положений до сих пор есть споры и различные мнения. Одни эксперты ссылаются на статью 195.3 Трудового кодекса (на первую ее часть), другие на эту же статью во второй ее части, находя в них некоторое расхождение и неточности, позволяющие двоякое толкование их смысла.

Читайте также Вправе ли работодатель отказать в приеме на работу кандидату который не соответствует профстандарту?

В результате некоторые считают, что применять профстандарты нужно обязательно, а другие полагают, что они носят лишь рекомендательный характер. Однако и те и другие сходятся во мнении, что если законодательно не установлены обязательные требования к квалификации сотрудников определенной специальности, то они могут нести в себе лишь рекомендательный характер для работодателя и не более того. Причем последний вправе использовать их по своему усмотрению, выставляя сотрудникам более жесткие или, наоборот, более мягкие требования, чем того требует стандарт.

Сами же работники тоже неоднозначно реагируют на профстандарты. Многие из них высказывают опасения, что полученное ими на различных курсах образование будет нести лишь формальный характер. И придумано это законотворцами лишь с одной целью – в очередной раз опустошить их кошелек. Ведь на данный момент в законе нет четкого определения, кто же будет все это оплачивать.

Допустим, что действующее законодательство не предъявляет жестких требований к квалификации специалистов определенных профессий. Пусть, в нашем случае, для наглядности, это будет «Специалист по кадрам». Следовательно, применить к этой должности можно профессиональные стандарты для кадровиков, утвержденные на 2019 год. Но использовать их, только взяв их за основу для облегчения составления документации.

К примеру, приняв профстандарт за некий шаблон, можно:

  • грамотно определять названия должностей;
  • функции, связанные с исполнением рабочего процесса;
  • выставлять разумные требования к их квалификации, опыту, образованию.

То есть, данный документ, по сути, выступает фундаментом, позволяющим работодателю находить точки опоры при построении естественных рабочих процессов в коллективе.

Вопросы применения ст. 195.3 ТК РФ

Все разночтения и толкования статьи 195.3 ТК РФ связаны с ее относительной новизной. Возникает очень много вопросов по области ее применения. Более того, до сих пор не установлен:

  • единый метод внедрения на предприятия профстандартов (план и т. п.);
  • мера ответственности работодателя и работников, уже давно трудящихся в своих компаниях, в случае, если последние не в состоянии на текущий момент соответствовать профстандартам.

И совершенно не ясно, что делать с новыми потенциальными работниками, которые только планируют прийти, чтобы трудиться на предприятие. Рынок труда сейчас переполнен, но не всё так однозначно. Это совершенно не говорит о том, что нет нехватки и дефицита ценных кадров. Не всегда новый работник, имеющий высшее образование, способен заменить старого, имеющего за плечами только среднее профессиональное образование, но зато обладающего колоссальным опытом.

Чиновникам Минтруда России постоянно поступают различные вопросы по поводу применения профстандартов. Приведем некоторые вопросы и ответы на них.

Неукоснительное следование профстандартам

Вопрос: Есть ли необходимость неукоснительно следовать требованиям утверждённых профессиональных стандартов?

Ответ: Да. Работодатель должен иметь в виду, что обязан жестко руководствоваться требованиями при принятии человека на работу, если речь идет о вопросах, регулируемых статьями 57 часть 2 и 195.3 ТК РФ. В иных случаях все требования носят сугубо рекомендательный характер.

Обязательность профстандартов в частных организациях

Вопрос: Обязательно ли исполнение профессиональных стандартов для частных организаций? Или они призваны упорядочить работу государственных и муниципальных компаний и предприятий?

Педагог-психолог

Название курса Учебные часы
1 Вожатый. Современная методология воспитания и социализации 520
2 Социальный педагог. Воспитание и социализация личности в системе образования. 520
3 Педагог-психолог в системе образования. Технологии проектирования и реализации психолого-педагогической деятельности. 520
4 Педагог высшего образования. Разработка научно-педагогического обеспечения и преподавание учебных курсов, дисциплин (модулей) по программам подготовки кадров высшей квалификации. 520
Бухгалтер Экскурсовод Социальный работник Бетонщик Сварщик Кровельщик Арматурщик Каменщик

Профессиональный стандарт представляет собой характеристику определенной квалификации работника (специалиста, работодателя), которая необходима, в первую очередь, для того чтобы осуществлять свою работу в той или иной сфере (работать по определенной профессии).

На сегодняшний день, многие уже ознакомились с таким понятием как профессиональный стандарт. Любой из них содержит определенное описание трудовых функций работника, а также содержит определенные требования к знаниям и опыту их работы на занимаемой должности.

Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования «Межрегиональный учебный центр» и его высококвалифицированный преподавательский состав помогут пройти курс по профстандартам выбранного направления. Обращаясь в наше учреждение, клиенты получают доступ к обширной материально-технической базе, а также комплексный подход к обучению, позволяющий максимально изучить все поставленные перед обучением вопросы.

Что такое профессиональные стандарты?

Перед тем как говорить об обучении по профессиональным стандартам, важно изучить предмет данного вопроса. В действующем законодательстве Российской Федерации закреплено понятие профессионального стандарта (профстандарта) – это определенная, установленная нормативно правовыми актами и внутренними распоряжениями предприятий, характеристика квалификации, которая необходима работающему лицу для ведения определенного вида профессиональной деятельности.

Важным вопросом является разработка профстандартов, а также их утверждение. Разработка проектов может осуществляться различными субъектами. К ним относятся:

  • Объединения работодателей;
  • Работодатели (единоличная разработка);
  • Профессиональные сообщества;
  • СРО (саморегулирующиеся организации, зарегистрированные на территории России);
  • Некоммерческие организации при участии образовательных учреждений и т.д.

Всех вышеперечисленных лиц, как правило, называют разработчиками проектов. Именно они осуществляют основную часть работ, связанных с разработкой документации в данной сфере.

Утверждение проектов проходит посредством предоставления их на обозрение в Министерство труда и соц. развития РФ в установленном законом порядке. Именно так и появляются новые профессиональные стандарты.

Для чего и кому необходимо обучение по профстандартам?

Профстандарт – это своего рода инструмент унификации требований предъявляемых к рабочим, специалистам и работодателям в их профессиональной среде. Его необходимость обуславливается тем, что посредством утверждения стандарта в определенной сфере, ему должны соответствовать все работающие в ней. Принятие подобных мер позволило упорядочить отношения в сфере труда и взаимоотношений между работником и работодателем.


Выяснив, для чего существуют профессиональные стандарты, стоит поговорить о том, кому они необходимы. Утвержденные и зарегистрированные в РФ стандарты необходимы четырем группам лиц:

  1. Работодателям профессиональные стандарты нужны для того чтобы:
  • Полноценно сформировать свою кадровую политику;
  • Разработать определенную систему мотивации и поощрения;
  • Сравнивать квалификацию сотрудников, занимающих одинаковую должность – помогает определить лучшего кандидата;
  • Осуществлять контроль за профессионализмом рабочих и специалистов;
  • Правильно организовывать обучение для своего персонала;
  • Честно устанавливать систему оплаты труда, в некоторых случаях правильно тарифицировать выполняемую работу;
  • Структурировать трудовую деятельность лиц ее осуществляющих;
  • Правильно определить функцию того или иного работника внутри своего предприятия.
  1. Работникам профстандарты требуется для того чтобы:
  • Иметь правильное понимание и определить для себя лично, какие именно навыки и знания нужны для осуществления той или иной профессиональной деятельности;
  • Правильно определять свой уровень профессионализма, а также развивать и совершенствовать его;
  • Иметь возможность обучаться получать соответствующие квалификационные документы;
  • Должным образом планировать и развивать пути своего карьерного роста;
  • Быть полноценным сотрудником и востребованной личностью н рынке трудовых отношений.
  1. Также профессиональные стандарты требуются и образовательным организациям, в первую очередь, для того чтобы:
  • Вовремя и самое главное правильно обновлять установленные образовательные стандарты;
  • Разрабатывать программы обучения, методическую и рекомендательную документацию;
  • Максимально сократить разрыв между знаниями выпускающихся студентов и знаниями, которые в действительности ему необходимы для участия в развитии современного бизнеса;
  1. Частным агентствам по труду и службам занятости для того чтобы:
  • Правильно подбирать безработным подходящую работу (в соответствии с их квалификационным уровнем);
  • Оказывать свои услуги по профориентации населения.

Таким образом, мы перечислили четыре основные группы лиц, которые имеют свою заинтересованность в развитии вопроса профессиональных стандартов, каждая из которых по-своему усматривает в них необходимость. Помимо этого, для каждой группы лиц были определены основные функции, которые выполняют профессиональные стандарты, занесенные государственный реестр.

Обязательно ли применение профстандартов?

Важным вопросом является законодательное обоснование профстандарта и его необходимости вообще. Многие задаются вопросом – обязательно ли применять профессиональный стандарт? Письмом Минтруда от 06.07.16 года № 14-2/ООГ-6465 разъяснено, что все профессиональные стандарты носят рекомендательный характер для работодателей и их специалистов. То в других нормативно-правовых актах, в частности в Трудовом Кодексе в редакции от 01.07.2016 года в пределах Российской Федерации вопрос о внедрении стандартов носит обязательный характер. Так, например, статья 195 Кодекса содержит нормы, обязывающие работодателей при приеме на работу проверять соответствие квалификации работников, всем квалификационным стандартам и требованиям, которые сопровождают ту сферу деятельности, в которой соискатель должности в дальнейшем собирается осуществлять свою работу.

Вопрос определения квалификации работника достаточно сложен, законодатель в ближайшее время планирует создать особую процедуру независимой оценки работника на соответствие его требованиям, которым последний обязан соответствовать при приеме на работу.

Помимо этого следует отметить вопрос ответственности за нарушение обязательных требований закона. Так, в случаях нарушения трудового законодательства, касающегося профессиональных стандартов, юридическое лицо будет привлечено к административной ответственности, и ему будет грозить штраф от 30 до 50 тысяч рублей. А в случаях неправильного оформления трудового договора, который будет составлен без учета требовании профстандарта – работодателю грозит штраф в размере от 50 до 100 тысяч рублей.

На сегодняшний день применение профессиональных стандартов является крайне обязательным в следующих профессиональных видах деятельности:

  • Адвокатская деятельность – согласно ФЗ «Об адвокатской деятельности…»;
  • Судебная деятельность (работа судей и их помощников) – согласно ФЗ «О статусе судей…»;
  • Деятельность экипажей воздушных судов – «Воздушный Кодекс»;
  • Бухгалтерская и аудиторская деятельность – ФЗ «Об аудиторской деятельности» и ФЗ «О бухгалтерском учете»;
  • Государственные и муниципальные служащие – ФЗ «О гос. и муниц. службе…»;

Также сюда относятся и другие профессии, такие как: учителя и педагоги, медики и фармацевты, специальности связанные с подземными работами и работники, связанные с государственными закупками.

О реестре профессиональных стандартов

Государственные органы в лице Министерства труда и социальной защиты граждан разработали специальный электронный ресурс – реестр профессиональных стандартов. Именно здесь можно найти актуальный текст профессиональных стандартов, которые необходимо изучать и внедрять в организацию. Разработка и создание реестра было обусловлено подписание приказа №667-н, который был принят 29.09.2014 года.

Важно отметить, что именно для его ведения была утверждена особая форма – именно в нее вносятся все новые стандарты. В 2017 году насчитывается порядка 40 сфер, в которых уже существуют профессиональные стандарты. Общее количество утвержденных профстандартов насчитывает более 800 различных специальностей.

Обучение по профессиональным стандартам: что требуется знать?

Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования «Межрегиональный учебный центр» предоставляет своим клиентам возможность пройти обучение по программам и курсам профессиональных стандартов. В среднем продолжительность программ составляет от 72 до 520 часов. По окончанию курса и удачной сдачи квалификационных зачетов, наша организация выдает удостоверение или диплом в зависимости от выбранного направления.

Обучение в нашей организации ведется в полном соответствии с приказами Минтруда и действующего законодательства РФ. Согласно им обучение по профстандартам направлено на достижение следующих задач:

  1. Подготовка высококвалифицированных кадров;
  2. Унификации требований предъявляемых к квалификации работников;
  3. Помощь с внедрением профессиональных стандартов в деятельность той или иной организации;
  4. Помощь с правильным толкованием и разъяснением текстов профессиональных стандартов для более точного понимания их сути.

Именно эти проблемы задачи наши специалисты решают каждый день, обучая и подготавливая высококвалифицированный кадровый состав.

Внедрение профессиональных стандартов: особенности

Также стоит обсудить вопросы внедрения профстандартов внутрь организации. Стоить отметить, что это многоуровневый процесс, который, прежде всего, начинается с изучения самого стандарта, с целью определить ту сферу деятельности, к которой он применим. Комплекс мероприятий по введению профессиональных стандартов содержит:

  1. Создание комиссии по внедрению стандартов в деятельность организации, путем издания соответствующего приказа. Руководитель предприятия путем издания приказа назначает комиссию из числа своих работников – именно они будут ответственны за внедрение. В документе обязательно следует расписать полномочия для каждого из членов, а также определить сроки выполнения ими поставленной задачи;
  2. Составление плана внедрения на заседании комиссии. Во время проведения первого заседания члены комиссии определяют фронт проводимых работ, составляется поэтапный план введения профессиональных стандартов в деятельность организации. В данном документе определяются и оговариваются промежуточные задачи и устанавливаются сроки для их решения. Разработанный план утверждается руководителем предприятия;
  3. Полноценное определение трудовых полномочий и обязанностей рабочих, специалистов и их работодателей. Для выполнения данной составляющей процесса требуется тщательное изучение профессионального стандарта, трудовых функций и обязанностей работников, а также их штатное расписание;
  4. Полное переименование должностей в организации, в соответствии с утвержденными и зарегистрированными профессиональными стандартами. Важно чтобы должности закрепленные организации соответствовали наименованиям, которые определены в профессиональных стандартах. Для этого работодатель обязан исключить старые должности и ввести новую в соответствии со стандартом. Важным моментом является несогласие работников подписывать документы о назначении на новую должность. В таких случаях для работодателя предусмотрена возможность сокращения лица, в связи с исключением должности из штатного расписания организации;
  5. Изменение положений должностных инструкций. Для внедрения профессионального стандарта, иногда возникает необходимость внесения изменений в должностную инструкцию лица, осуществляющего трудовую деятельность. Обусловлено это той причиной, что меняются его трудовые функции. Важно знать, что законодательно запрещено менять трудовые функции лиц в одностороннем порядке;
  6. Организация правильной и действенной системы оплаты труда внутри предприятия. Менять систему оплаты труда необходимо лишь потому, что законодатель унифицировал систему оплаты труда – работники, выполняющие одинаковую по объему работу в одной и той же сфере, получают равную оплату труда. Последнее условие распространяется на лиц, работающих в одной организации;
  7. Подготовка и переподготовка специалистов в соответствии с установленными квалификационными требованиями, установленными на территории РФ (в дальнейшем проведение соответствующих аттестаций работников). Данные мероприятия не являются обязательными при внедрении профстандартов в механизм работы организации;
  8. Организация и проведение мероприятий, связанных с внедрением профстандартов.

Именно так выглядит комплекс мероприятий по внедрению необходимых стандартов в ту или иную организацию. Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования «Межрегиональный учебный центр» в лице своих специалистов поможет пройти обучение и курсы по профстандартам, а также организует наиболее правильный механизм по их внедрению в деятельность отдельной организации.

Почему стоит учиться в Межрегиональном учебном центре?

Выбирая Межрегиональный учебный центр с целью пройти обучение по профстандартам, вы принимаете правильное решение! В составе наших работников только самые высококвалифицированные специалисты, мастера своего дела. Именно мы поможем вам правильно ориентировать деятельность организации и подготовим наиболее подходящий механизм внедрения профессиональных стандартов. Обращаясь к нам, вы получаете массу преимуществ, главными из которых можно назвать:

  • Возможность дистанционного обучения – отличная возможность пройти обучение на рабочем месте, без затрат на дорогу;
  • Обширную материально-техническую базу и богатый опыт наших специалистов, которые с радостью предоставят возможность окунуться в них с головой;
  • Индивидуальный подход специалистов к каждому клиенту;
  • Помощь с решением сложных задач, консультирование по формированию собственной системы внедрения профстандартов;
  • Наш Центр предоставляет широкий спектр услуг, который включает не только обучение и консультирование, но и полное сопровождение в процессе обучения;
  • В нашем штате собраны профессионалы своего дела – команда экспертов, осуществляющих свою деятельность на федеральном уровне.

Именно такими преимуществами обладает Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования «Межрегиональный учебный центр» - мы поможем сделать вашу компанию еще лучше!

Обучение по курсу проводится в индивидуальном режиме. Стоимость указана за 1 занятие (4 ак. часа). Согласовать количество занятий и время проведения обучения можно с менеджерами нашего центра.

Настоящая образовательная программа разработана и утверждена организацией, осуществляющей образовательную деятельность, - Частное учреждение дополнительного профессионального образования «Городской центр дополнительного профессионального образования» в соответствии с частью 6 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Цель обучения:

Подготовка специалистов служб управления человеческими ресурсами в области применения и использования в практической деятельности профессиональных стандартов обязательных к исполнению с 1-го июля 2016 года.

Лица, прошедшие обучение по настоящей дополнительной профессиональной программе, должны знать:

Нормативно - правовые акты регламентирующие применение и использование профессиональных стандартов

Основные положения профессиональных стандартов

Понятийный аппарат профессиональных стандартов (квалификационные требования, уровень образования, тарифный разряд и пр.)

Области применения профессиональных стандартов

Лица, прошедшие обучение по программе «Внедрение профессиональных стандартов в организации», должны уметь:

Применять нормативно- правовые акты в практической деятельности

Разрабатывать (модифицировать) локальные нормативные акты организации с учетом требований профессиональных стандартов

Работать с реестром профессиональных стандартов

Применять положения профессиональных стандартов в таких сферах профессиональной деятельности как:

Разработка кадровой политики организации

Отбор персонала

Оценка персонала

Обучение и развитие персонала

Разработка системы вознаграждения в организации

Специалисты кадровой службы организации, службы управления персоналом организации, обучающиеся по программе «Управления человеческими ресурсами»

Объем программы:

36 академических часа (академический час - 45 минут, режим занятий - 4 академических часа в день).

Форма обучения:

очная (утренние, вечерние группы, группы выходного дня, выездные занятия на территории корпоративных клиентов, государственных и муниципальных заказчиков, бюджетных учреждений).

Итоговая аттестация:

Решение кейсов

Учебная программа курса

Тема 1. Профессиональный стандарт понятие и определение. Нормативно - правовая база применения профессиональных стандартов

Понятие профессионального стандарта

Назначение профессионального стандарта в РФ

Нормативно - правовая база применения профессиональных стандартов:

Федеральные законы РФ, в том числе ТК РФ изменения и дополнения

Постановления правительства РФ

Постановления Минтруда

Письма Роструда

Тема 2. Содержание и область применения профессиональных стандартов в организации. Работа с реестром.

Форма проведения занятия - лекция

Количество учебного времени - 4 академических часа

Перечень основных вопросов, подлежащих изучению:

Понятие квалификации, уровень квалификации

Функциональная карта вида профессиональной деятельности

Трудовая функция, обобщенная трудовая функция

Трудовые характеристики

Требования к должности

Тема 3. Методика внедрения профессиональных стандартов в организации

Форма проведения занятия - лекция

Количество учебного времени - 4 академических часа

Перечень основных вопросов, подлежащих изучению:

Сверка должностей и профессий штатного расписания с профессиональными стандартами

Внесение изменений в штатное расписание

Проверка локальных нормативных актов

Сверка существующих работников соответствию профессиональных стандартам

Принятие управленческих решений по формированию дальнейшей кадровой политики

Тема 4. Внутренние локальные нормативные акты при применении профессиональных стандартов

Форма проведения занятия - лекция

Перечень основных вопросов, подлежащих изучению:

Отражение профессиональных стандартов в локальных нормативных актах организации:

Правила внутреннего трудового распорядка

Должностные инструкции

Положение об оплате труда и премировании

Положение об аттестации работников

Положение об обучении

Тема 5. Профессиональные стандарты сотрудников службы по управлению персоналом компании

Форма проведения занятия - лекция

Количество учебного времени - 4 академических часа.

Перечень основных вопросов, подлежащих изучению:

Изучение функциональной карты профессиональной деятельности:

Документационное обеспечение работы с персоналом

Деятельность по обеспечению персоналом

Деятельность по оценке и аттестации персонала

Деятельность по развитию персонала

Деятельность по организации труда и оплаты персонала

Деятельность по организации корпоративной социальной политики

Операционное управление персоналом и подразделением организации

Стратегическое управление персоналом организации

Тема 6. Применение профессиональных стандартов в практической деятельности. Оценочные мероприятия (подбор и отбор)

Количество учебного времени - 4 академических часа

Практическое занятие № 1.

Количество учебного времени - 4 академических часа.

Создание процесса «Подбор и отбор персонала» на основе профессионального стандарта.

1) Требования профессионального стандарта

2) Написание объявления о вакансии

3) Подбор оценочных процедур и их регламентация

4) Документальное обеспечение

Тема 7. Применение профессиональных стандартов в практической деятельности. Оценочные мероприятия (аттестация)

Форма проведения занятия - практическое занятие

Количество учебного времени - 4 академических часа

Практическое занятие № 2.

1) разработка процедуры аттестации

2) разработка локальных нормативных актов

3) аттестационная комиссия

4) оформление решения аттестуемого работника

Тема 8. Актуальные вопросы применения профессиональных стандартов в организации

Форма проведения занятия - семинар

Количество учебного времени - 4 академических часа

Перечень основных вопросов, подлежащих изучению:

Часто задаваемые вопросы, касающиеся применения профессиональных стандартов (несоответствие действующих работников профессиональным стандартам, корпоративное и внешнее обучение, увольнение и пр)

Ответы на актуальные вопросы слушателей со ссылками на правовые акты

Примерный перечень практических заданий для проведения итоговой аттестации

Задание № 1

Используя предлагаемую должностную инструкцию действующего работника, найдите несоответствие профессиональному стандарту и предложите пути решения

Задание № 2

Используя предлагаемое штатное расписание организации, найдите несоответствие профессиональному стандарту и предложите процедуру решения

Задание №3

Предложите решение следующей ситуации: после проведенной сверки действующих работников организации выяснилось, что 10% офисных работников не соответствуют профессиональному стандарту по уровню образования. Ваши действия?

Задание №4

Дайте развернутый ответ на вопрос о преимуществах применения профессиональных стандартов в организации. Какие сложности могут возникнуть? Опишите пути решения.

Человеческий капитал - основа бизнеса. Курсы менеджеров по персоналу в Русской Школе Управления помогут вам научиться управлять человеческими ресурсами. Вы сможете применить знания на практике, повысите навыки коммуникации и начнете разбираться в людях. Научитесь выстраивать модель управления персоналом в соответствии со спецификой бизнеса. Курсы HR-менеджеров дают актуальную информацию по управлению кадровой политикой компании.

Результаты обучения

В курсы управления персоналом вошли теоретические и практические блоки. Обучение проходит в формате семинаров и тренингов и включает работу с методическими материалами, ролевые игры, изучение кейсов компаний.

Слушатели курсов эффективного HR научатся:

    Разрабатывать и внедрять систему мотивации персонала.

    Разрабатывать и внедрять корпоративную культуру.

    Разбираться в трудовом законодательстве.

    Подбирать системы оплаты труда с учетом специфики компании.

    Работать с профилями кандидатов.

    Проводить собеседования.

    Организовывать систему оценки персонала.

Кому будут полезны курсы HR?

РШУ приглашает на курсы HR-менеджеров в Москве. Они будут полезны:

    Руководителям, HR-менеджерам и сотрудникам кадровых служб.

    Директорам по персоналу.

    Сотрудникам рекрутинговых агентств.

    Корпоративным психологам.

Курсы по персоналу будут интересны не только профильным специалистам, но и руководителям, которые хотят разработать эффективную кадровую политику. Обучение управлению персоналом в РШУ - это возможность получить нужный опыт и знания, которые повысят вашу конкурентоспособность на рынке труда.

Внедрение профессиональных стандартов в организации - это многоуровневый процесс, который начинается с изучения текста стандарта с целью определения сферы деятельности и, соответственно, должностей, к которым он применим. О том, как внедрить профстандарты и чем может быть чреват отказ от использования их положений, расскажем в статье далее.

Как внедрить систему профстандартов?

С 01.07.2016 на территории РФ начала действовать система профстандартов. После изучения законодательной базы по данной теме (в том числе, ст. 195.1-195.3 и 57 ТК РФ) у многих работодателей, для которых положения стандартов носят обязательный характер, возникает закономерный вопрос: как происходит внедрение профессиональных стандартов на предприятии?

На уровне нормативных актов ответа на этот вопрос нет, так как ни закон, ни постановление Правительства РФ с разъяснением порядка внедрения профстандарта в деятельность компании еще не приняты. На момент написания статьи существует лишь проект приказа Минтруда РФ «Об утверждении методических рекомендаций по применению профессиональных стандартов». Это означает, что каждому руководителю организации в таком случае необходимо разработать собственную систему по введению стандарта с учетом требований законодательства.

При этом использовать в деятельности можно только положения профстандарта, утвержденного приказом Министерства труда РФ и зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ. Проектами приказов, которые размещены в сети Интернет, пользоваться нельзя, так как они не имеют юридической силы (в такой ситуации рекомендуется применять положения единых квалификационных справочников).

Когда нужно перейти на профстандарты внебюджетным фондам и государственным предприятиям?

Законодатель выделяет внебюджетные фонды и иные организации, контрольный пакет акций которых находится в руках государства, в отдельную группу в части внедрения положений профстандартов в свою деятельность. Полномочия по установлению факта обязательности стандартов для таких компаний переданы Правительству РФ, при этом обязательно должно быть учтено мнение Трехсторонней комиссии по регулированию трудовых отношений.

27.06.2016 было принято постановление Правительства РФ № 584, которым устанавливаются особенности применения профстандартов в части требований, обязательных для применения внебюджетными фондами и государственными предприятиями. В частности, им установлен переходный период до 2020 года, в течение которого предприятия должны внедрить профстандарты на основании заранее утвержденного плана.

Мероприятия по внедрению профстандартов

Комплекс мероприятий по внедрению профстандартов включает следующие:

  1. Издание приказа о создании комиссии по внедрению профстандартов в деятельность компании.
  2. Проведение заседания комиссии и составление плана-графика внедрения.
  3. Определение трудовых функций работников и применение в соответствии с ними нужных профстандартов.
  4. Переименование должностей в соответствии с текстами профстандартов.
  5. Внесение изменений в должностные инструкции.
  6. Изменение системы оплаты труда.
  7. Проведение мероприятий по переподготовке и подготовке служащих.
  8. Проведение аттестации сотрудников.
  9. Проведение иных организационно-штатных мероприятий, связанных с внедрением профстандартов.

Пошаговый алгоритм внедрения профстандартов с 2016 года

Теперь поговорим о каждом из этапов внедрения профстандартов подробнее.

Не знаете свои права?

  1. Своим приказом руководитель предприятия назначает комиссию из числа работников, которая будет ответственна за внедрение профстандартов в организации. В приказе помимо указания членов комиссии необходимо прописать полномочия каждого из них и сроки выполнения работы. Желательно включить в состав рабочей группы сотрудников отдела кадров, экономистов, юристов и лиц, ответственных за охрану труда на производстве, то есть тех служащих, которые так или иначе в своей деятельности будут в дальнейшем использовать профстандарты.
  2. Проводится первое заседание комиссии, на котором определяется фронт работы и составляется пошаговый план по введению профстандартов на предприятии. Законодатель форму плана не утверждает, поэтому он может включать любые положения, которые сочтет нужными комиссия. В этом документе отражаются промежуточные задачи по вводу профстандартов, обозначаются конкретные сроки выполнения работ и назначаются ответственные за выполнение пунктов плана лица (все они должны быть ознакомлены с документом под подпись). После составления план утверждается руководителем организации.
  3. Для соотнесения текстов профстандартов и трудовых функций, указанных в них, с должностями, которые имеются на предприятии, сравнивается штатное расписание, утвержденное в организации, и разделы соответствующих 3 профстандартов. Напоминаем, что не всегда название профессии в стандарте может совпадать с названием должности в расписании. Например, в штатном расписании многих предприятий имеется должность работника отдела кадров, а в профстандарте указано, что подобным видом деятельности занимается специалист по управлению персоналом.
  4. Для приведения в соответствие текстам профстандартов наименований должностей, если работа в них связана с предоставлением льгот или наложением ограничений, руководитель должен исключить из штатного расписания старую должность и ввести новую. При этом с работником заключается дополнительное соглашение к трудовому контракту об изменении наименования должности. Если по каким-то причинам служащий отказывается подписывать документ и настаивает на сохранении прежнего названия должности, работодатель вправе провести организационно-штатные мероприятия по сокращению данного работника в связи с тем, что должность, которую он занимал, исключена из штатного расписания.
  5. Внесение при необходимости изменений в должностную инструкцию работника в связи с изменением его трудовой функции, производится только с согласия служащего на это. Законодатель запрещает менять обязанности сотрудника в одностороннем порядке.
  6. Изменение системы оплаты труда необходимо потому, что законодатель устанавливает правило, по которому работники, выполняющие одинаковые трудовые функции, должны получать равную оплату за это. Таким образом, если работодатель решает внести изменения в должностные обязанности сотрудника или повысить уровень квалификационных требований (например, направить его на прохождение курсов по повышению квалификации), то по мере изменения сложности труда должна соответственно изменяться и зарплата.
  7. Если в профстандарте по определенному виду деятельности при обязательности его применения установлена квалификация работника выше той, что имеется у него, работодатель вправе направить его на курсы по повышению квалификации или поднять вопрос о получении дополнительного образования. Вопрос о том, за чей счет будет проводиться обучение, решается в рамках переговоров между сторонами трудовых отношений или на основании положений локальных актов предприятия. Как правило, если речь идет об оплате обучения работодателем, с работником заключается ученический договор, по условиям которого он обязан после получения образования определенное время отработать в компании; в противном случае с него будет взыскана стоимость обучения.
  8. Проведение аттестации сотрудников необязательно при внедрении профстандартов в деятельность организации, но необходимо для того, чтобы работодатель смог определить квалификацию служащих и понять, соответствуют ли их знания и умения занимаемым должностям. По результатам аттестации непрошедшего ее сотрудника можно перевести на другую должность или уволить.
  9. Вопрос проведения иных оргштатных мероприятий поднимается при их возникновении. Например, если работник трудится на определенной должности и его обязанности, согласно положениям профстандарта, охватывают две группы должностей, работодатель должен увеличить объем работ или расширить зону обслуживания. Если же сотрудник в рабочее время наряду с основными должностными обязанностями выполняет дополнительные по обобщенной трудовой функции другого профстандарта, то последние оформляются как совмещение должностей.

План внедрения профстандартов

Так как требований к форме и содержанию плана законодательно не установлено, можем предложить вашему вниманию примерный перечень задач, отражаемых в документе:

  1. Уточнение списка профстандартов, которые необходимо применить на предприятии (делается это путем соотнесения трудовых функций, указанных в стандартах, с видами деятельности, которыми занимается компания). Список должен быть согласован с руководителем организации.
  2. Сверка должностей работников, указанных в штатном расписании, с наименованиями принятых стандартов. Результат данных действий комиссии должен быть отражен в протоколе, содержащем решение о переименовании должностей (при необходимости).
  3. Проверка трудовых соглашений сотрудников и локальных актов предприятия.
  4. Внесение изменений в трудовые контракты и локальные документы и их последующая передача на утверждение руководителю компании.
  5. Составление списков вопросов для проведения аттестации в соответствии с положениями профстандарта по каждому конкретному виду деятельности.
  6. Проверка соответствия сотрудников требованиям стандартов.
  7. Составление отчета о выполнении плана и передача его на ознакомление руководителю организации.

Это лишь примерный вариант плана по внедрению профстандарта. Он вполне может быть дополнен и другими пунктами по усмотрению руководителя организации и членов комиссии.

Некоторые вопросы из практики внедрения профстандартов на предприятии

Как показала практика, при внедрении профстандартов на предприятиях нередко возникают спорные вопросы. Рассмотрим некоторые из них.

Что делать, если наименование должности в профстандарте отличается от ее наименования в квалификационных справочниках?

Разъяснения по данному вопросу может дать только Правительство РФ, однако пока такого документа нет. Решить вопрос можно 2 способами:

  1. Запросить сведения в территориальном подразделении Минтруда РФ.
  2. Использовать положения профстандарта в том случае, если это не противоречит законодательству. Например, если речь идет о вопросе досрочного назначения пенсии, то компетентным органом во внимание будут приниматься справочники, устанавливающие квалификацию. Именно поэтому работодателю на подобных должностях следует изучить нормативную базу по назначению досрочной пенсии. Главное, не забывать при этом, что если занятие определенной должности предполагает наличие льгот или введение ограничений, то ее название должно звучать именно так, как указано в профстандарте.

Может ли работодатель уволить работника, если его квалификация не соответствует уровню, указанному в профстандарте?

Уволить работника в этом случае можно только на основании результатов аттестации. Без этого возможны только следующие варианты:

  1. Перевод на другую должность (например, если стажа для занятия должности в соответствии с положениями стандарта не хватает).
  2. Направление работника на обучение или повышение квалификации. В некоторых случаях, указанных нормативными актами, работодатель обязан проводить переподготовку или обеспечивать повышение квалификации определенных категорий служащих за свой счет. Например, как в случае с медицинскими работниками, которые должны подтверждать свою квалификацию каждые 5 лет.

Примечание: работнику, не имеющему необходимого профобразования или не прошедшему обучение по профессии (должности, специальности), когда это требуется по условиям профстандарта, может быть присвоен более высокий уровень квалификации, если результатами аттестации подтверждено, что он обладает требуемым уровнем знаний и опытом практической работы.

Если работодатель не внедряет в деятельность организации положения профстандарта при обязательном указании на это законодателем, какую ответственность он будет нести?

Положения ст. 5.27 КоАП РФ за данное нарушение норм трудового законодательства предусматривают штраф:

  • для должностных лиц — от 1 до 5 тыс. руб.;
  • для ИП — от 1 до 5 тыс. руб.;
  • для организаций — от 30 до 50 тыс. руб.

Правда, при первичном нарушении возможно просто вынесение предупреждения.

gastroguru © 2017