Альберт швейцер: биография жизнь идеи философия: швейцер. Альберт Швейцер: биография, книги, цитаты Высказывания и цитаты

Альберт Швейцер (1875-1965) занимает в культуре XX в. особое место - он принадлежит одновременно и интеллектуально-философской традиции и традиции социально-нравственного реформаторства. Он как бы возвращает нас ко временам древних мудрецов и пророков, когда закладывались духовные основы цивилизаций, когда слово сливалось с поступком, знания воспринимались в их нравственно обязывающем значении, достойный образ жизни рассматривался как продолжение правильного образа мыслей. Основное внимание А.Швейцера направлено на критику ценностных оснований современной европейской культуры. Он считал, что европейская культура потеряла смысл, цель, пошла по ложному, гибельному пути, и свою задачу он видел в том, чтобы дать ей новые духовно-нравственные перспективы. В этом желании остановить гибельное развитие человечества, вернуть его к чистым религиозно-нравственным истокам Швейцер был редкостен, но не одинок; он находился в ряду таких людей как Л.Н.Толстой, М.Ганди, М-Л.Кинг.

А.Швейцер разрабатывал разнообразные теологические и философские проблемы. Ему принадлежат такие фундаментальные труды как "От Реймаруса до Вреде. История исследований жизни Иисуса" (Von Reimaarus zu Wrede-Geschichte der Leben-Jesu-Forschung. 1906);

"Мистицизм Апостола Павла" (Die Mystik des Apostels Paulus. Tubingen, 1930); "Мировоззрение индийских мыслителей. Мистика и этика" (Die Weltanschauung der indischen Denker. Mystik und Ethik, 1935). Основное свое дело мыслитель видел во всестороннем обосновании Нового жизнеучения, которое он назвал этикой благоговения перед жизнью. Этому посвящена большая часть сочинений А.Швейцера, центральное место среди которых занимает "Философия культуры", состоящая из двух частей: "Упадок и возрождение культуры" (Verfall und Wiederaufbau der Kultur. Kulturphilosophie. Erster Teil, 1923); "Культура и этика" (Kultur und Ethik. Kulturphilosophie. Zweiter Teil, 1923).

Учение и биография Швейцера неразрывно связаны. Он стремился придать своей жизни достоинство этического аргумента и воплотить идеал человечности, который он теоретически обосновывал.

Альберт Швейцер родился в 1875 г. вторым ребенком в семье священника Людвига Швейцера в небольшом городке Кайзерберге в Верхнем Эльзасе. Его мать также была дочерью священника. Вскоре после рождения сына семья переехала в расположенный неподалеку городок Гюнсбах, где, как пишет Швейцер, он вместе со своими тремя сестрами и братом счастливо провел юношеские годы. Он рос в скромном достатке, в заботах любящих, хотя и строгих, родителей. Альберта отличали нравственная впечатлительность и сила воли.

Жизнь Альберта Швейцера и далее складывалась вполне благополучно. У него рано обнаружились разнообразные дарования, которые в сочетании с приобретенными в ходе семейного воспитания протестантскими добродетелями - трудолюбием, упорством и методичностью - предопределили успешную карьеру. Он закончил гимназию, затем Страсбургский университет, где изучал теологию и философию. Продолжил обучение философии и музыке в Париже. К 30-ти годам Альберт Швейцер был уже признанным теологом, многообещающим философом, органистом, мастером органостроения, музыковедом. Его книга о Бахе принесла ему европейскую известность. Он был удачлив в службе, имел широкий круг друзей. На подходе к вершинам славы он решает все разом поменять: Европу - на Африку, профессиональный труд - на служение страждущим, поприще ученого и музыканта - на скромную долю врача, ясное благополучное будущее - на неопределенную жизненную перспективу, сопряженную с неимоверным трудностями и непредсказуемыми опасностями. Почему он так поступил? Ни сам Швейцер, ни его исследователи не смогли ответить на этот вопрос сколько-нибудь убедительно.

Рассмотрим прежде всего фактическую сторону дела. Вот как описывает сам Швейцер историю этого растянувшегося на многие годы решения: "Однажды солнечным летним утром, когда - а это было в 1896 г. - я проснулся в Гюнсбахе во время каникул на Троицын день, мне в голову пришла мысль, что я не смею рассматривать это счастье как нечто само собою разумеющееся, а должен за него чем-то отплатить. Раздумывая над этим, лежа еще в постели, в то время, когда за окном пели птицы, я пришел к выводу, что было бы оправданным до тридцати лет жить ради наук и искусств, чтобы затем посвятить себя непосредственному служению человеку". Вопрос о том, чем и как он конкретно будет заниматься после тридцати лет, Швейцер тогда оставил открытым, доверившись обстоятельствам. Годы шли, приближаясь к обозначенному рубежу. И однажды, осенью 1904 г., он увидел на своем столе среди почты зеленую брошюру ежегодного отчета Парижского миссионерского общества. Откладывая ее в сторону, чтобы приступить к работе, он вдруг задержался взглядом на статье "В чем испытывает острую нужду миссия в Конго?" и стал читать. В ней содержалась жалоба на нехватку людей с медицинским образованием для миссионерской работы в Габоне, северной провинции Конго, и призыв о помощи. "Закончив чтение, - вспоминает Швейцер, - я спокойно принялся за работу. Поиски завершились". Однако прошел еще год, прежде чем он объявил о своем решении родным и друзьям (до этого он поделился своими мыслями лишь с одним не названным им близким другом). Это был год раздумий, взвешивания своих сил и возможностей, строгой рациональной проверки намерения на осуществимость. И он пришел к заключению, что способен поднять намеченное дело, что для этого у него хватит здоровья, энергии, выдержки, здравого смысла, и в случае неудачи - стойкости, чтобы пережить крах. Теперь оставалось только легализовать принятое решение. 13 октября 1905 г., будучи в Париже, он опустил в почтовый ящик письма, в одном из которых снимал с себя обязанности по руководству семинарией св. Фомы в Страсбурге, а в остальных извещал родителей и ближайших знакомых о том, что, начиная с зимнего семестра, он становится студентом медицинского факультета и намерен по окончании его поехать врачом в Экваториальную Африку. Примечательно, что швейцеровская трехступенчатая модель принятия решения воспроизводит выявленную еще Аристотелем схему морального выбора: а) общая ценностная ориентация воли; б) конкретное намерение, состоящее в рациональной калькуляции противоборствующих мотивов, выборе средств; в) решение.

Решение Швейцера вызвало среди родных и друзей настоящий переполох. Недоумение и непонимание переходило в активное противодействие. Но никакие эмоциональные оценки и благоразумные доводы не могли его поколебать. Ведь принятое решение было не началом, а итогом почти десятилетних раздумий. Швейцер лишь еще более укрепился в уверенности, что нельзя навязывать другим людям своих мнений и оценок, живо почувствовал безнравственность любых попыток вторжения в чужую душу. Много раз повторит он в своих произведениях и свято будет всю жизнь блюсти заповедь: "Не судите других".

Альберт Швейцер закончил медицинский факультет, занялся врачебной практикой, защитил диссертацию по медицине ив 1913 г. вместе с Еленой Бреслау, на которой женился за год до этого, отправился в Африку, в ставшее с тех пор знаменитым местечко Ламбарене. Там он сразу же приступил к врачебной деятельности и начал строить больницу, средства на которую были собраны им заблаговременно. Швейцер остался верен избранному пути до конца своей долгой жизни. Он много раз приезжал в Европу, оставаясь в ней иногда по несколько лет, среди прочего и даже в первую очередь для того, чтобы добыть деньги для своей больницы, которая со временем разрослась в небольшой медицинский городок. Однако основным его делом было лечение больных в Африке.

Как известно, Швейцер не раз пытался реализовать свой принцип служения человеку: в студенческие годы он хотел принять участие в попечении о беспризорных детях, позже занимался устройством жизни бродяг и людей, отбывших тюремное заключение. Однако эта деятельность не удовлетворяла его, ибо ставила в зависимость от филантропических организаций, далеко не всегда безупречных. Да и общая атмосфера благотворительной деятельности, которая во многих случаях оборачивается самообманом нечистой совести, не могла удовлетворить остро ощущавшего любую фальшь Швейцера. Работа в Африке привлекала его именно независимостью от официальной благотворительности. При этом вначале он намерен был поехать туда миссионером, но с удивлением обнаружил, что для руководителей Парижского миссионерского общества тонкости теологических убеждений имели куда более важное значение, чем готовность к христианскому служению. И тогда он решает работать только врачом, чтобы свести к минимуму зависимость от Миссионерского общества.

Конкретная форма служения человеку, избранная Швейцером, была, можно сказать, самой подвижнической: врач не навязывает свои услуги другим (иначе всегда остается сомнение в чистоте мотивов), а наоборот, другие, нуждающиеся, сами ищут помощи у него. Как врач, Швейцер мог поставить себя на службу людям практически везде, в том числе и в экваториальной Африке, в любых обстоятельствах, даже в лагере, куда он был интернирован во время первой мировой войны. Врачебная деятельность почти идеально подходила для индивидуалиста, ревниво ограничивающего свою активность пределами личной ответственности - здесь эти пределы задаются физическими возможностями самого врача.

А.Швейцер был очень организованным человеком и обладал поразительной работоспособностью. Занимаясь больницей - и как врач, и как директор, и как строитель, и как экономист, - он находил еще время для музыкальных опытов. И он не прекращал научных занятий. Начиная с первой диссертации "Философия религии И.Канта" (1899) и до конца жизни он вел исследования в области философии, этики, теологии.

В 50-е годы он включился в борьбу за мир, точнее, за запрещение атомного оружия. В 1952 г. ему была присуждена Нобелевская премия мира.

О Швейцере обычно говорят, что он отказался от судьбы процветающего европейца, блестящей карьеры ученого, педагога, музыканта и посвятил себя лечению негров никому дотоле неведомого местечка Ламбарене. Но в том-то и дело, что он не отказался. Он состоялся и как выдающийся мыслитель, деятель культуры и как рыцарь милосердия. Самое поразительное в нем - сочетание того и другого. Дилемму цивилизации и милосердной любви к человеку он снял самым продуктивным образом. Предлагаемое им решение можно резюмировать словами: цивилизацию - на службу милосердной любви. Швейцер в опыте своей жизни соединил вещи, которые считались и считаются несоединимыми: самоутверждение и самоотречение, индивидуальное благо и нравственные обязанности. Первую половину жизни он посвятил самоутверждению, вторую - самоотречению, первую - себе, вторую - другим. Соотношение этих двух моментов он понимал как иерархию и практиковал служение людям в такой форме, которая позволяла ему действовать как носителю духа цивилизации и даже продолжать (уже, конечно, в качестве побочной) свою деятельность философа и музыканта.

Умер Альберт Швейцер в Ламбарене в 1965 г. Там же он похоронен. Медицинский комплекс в Ламбарене продолжает полноценно функционировать благодаря усилиям друзей и последователей выдающегося гуманиста и мыслителя XX в.

Биография

Швейцер родился в Кайзерсберге (Верхний Эльзас , принадлежавший в те годы Германии; ныне - территория Франции), в семье бедного протестантского пастора Луи Швейцера и его жены Адели, урождённой Шиллингер, также дочери пастора. В -1885 годах Альберт учился в реальном училище в Мюнстере , затем в гимназии в Мюльхаузене ( -).

Швейцер-философ

Швейцер-гуманист

Живя такой жертвенной жизнью, он никогда никого не упрекал. Наоборот, очень жалел людей, которые не могут в силу обстоятельств посвятить свою жизнь другим. И всегда призывал таковых пользоваться любой возможностью делать добро. «Нет человека, которому бы не представился случай отдать себя людям и проявить тем самым свою человеческую сущность. Спасти свою жизнь может всякий, кто использует любую возможность быть человеком, делая что-нибудь для тех, кто нуждается в помощи - какой бы скромной ни была его деятельность». Швейцер считал, что человек не вправе судить никого, кроме себя, и единственное, чем он может проповедовать - это его образ жизни.

Сочинения

  • «Философия религии Канта» (1899; диссертация),
  • «Проблема Тайной вечери, анализ, основанный на научных исследованиях девятнадцатого века и на исторических отчетах» (1901),
  • «Тайна мессианства и страстей. Очерк жизни Иисуса» (1901),
  • «И. С. Бах - музыкант и поэт» и «Иоганн Себастьян Бах» (первое издание - J.S.Bach, musicien- poète, на французском языке в 1905; второе расширенное издание - Johann Sebastian Bach, на немецком языке в 1908),
  • «От Реймаруса до Вреде» и «История исследования жизни Иисуса» (первое издание - Von Reimarus zu Wrede в 1906; второе издание - Geschichte der Leben-Jesu-Forschuung в 1913),
  • «Психиатрическая оценка личности Иисуса» (Die psychiatrische Beurteilung Jesu, 1913, диссертация),
  • «Между водой и девственным лесом» (Zwischen Wasser und Urwald, 1921),
  • «Из моего детства и юношества» (Aus meiner Kindheit und Jugendzeit, 1924),
  • «Упадок и возрождение культуры. Философия культуры. Часть I.» (Verfall und Wiederaufbau der Kultur. Kulturphilosophie. Erster Teil, 1923),
  • «Культура и этика. Философия культуры. Часть II.» (Kultur und Ethik. Kulturphilosophie. Zweiter Teil, 1923),
  • «Христианство и мировые религии» (Das Christentum und die Weltreligionen, 1924),
  • «Письма из Ламбарене» (1925-1927),
  • «Строительное искусство немецких и французских органов» (Deutsche und französische Orgelbaukunst und Orgelkunst, 1927),
  • «Отношение белых к цветным расам» (1928),
  • «Мистика апостола Павла» (Die Mystik des Apostels Paulus; 1930),
  • «Из моей жизни и моих мыслей» (Aus meinem Leben und Denken; автобиография; 1931),
  • «Мировоззрение индийских мыслителей. Мистика и этика» (Die Weltanschauung der indischen Denker. Mystik und Ethik; 1935),
  • «О положении нашей культуры» (1947),
  • «Философия и движение в защиту животных» (1950),
  • «Идея Царства Божия в эпоху преобразования эсхатологической веры в неэсхатологическую» (1953),
  • «Проблема этики в ходе развития человеческой мысли». (1954-1955),
  • «Африканские истории» (Afrikanische Geschichten, 1955),
  • «Мир или атомная война» (Peace or atomic war, 1958),
  • «Гуманность» (1961, опубликована в 1966)
  • Размышления о философии Лао-цзы. Фрагменты из разных сочинений.

Швейцер о себе самом

  • Из моего детства и юности (фрагмент)

Литература

  • Носик Б. Альберт Швейцер. Белый Доктор из джунглей . (2-е изд., 2003; 1-е было в серии ЖЗЛ, 1973)
  • Геттинг Г. Встречи с Альбертом Швейцером : Пер. с нем. - М .: Наука, 1967.
  • Фрайер П. Г. Альберт Швейцер. Картина жизни .
  • Гусейнов А. А. Благоговение перед жизнью. Евангелие от Швейцера .
  • Чернявский А. Л. Философия и теология Альберта Швейцера .
  • Гиленсон Б. Добрый человек из Ламбарене .
  • Левада Ю. А. Старомодность и современность Альбера Швейцера
  • Харитонов М. С. Этика Альберта Швейцера и индийская мысль
  • Альберт Швейцер - великий гуманист XX века / Сост. В. Я. Шапиро; Ред. В. А. Карпушин. - М .: Наука , 1970. - 240 с. - 12 000 экз. (обл.)
  • Петрицкий В. А. Свет в джунглях. - Л. : «Детская литература», 1972. - 254 с.
  • Калягин А. Н., Блохина Н. Н. «Благоговение перед жизнью» доктора Швейцера (к 130-летию со дня рождения). // Сибирский медицинский журнал. - Иркутск, 2004. - Т. 49. № 8. - С. 92-95.

Ссылки

  • Посвящение Альберту Швейцеру. Вечность плюс человечность Отрывок из книги Владимира Леви «Одинокий друг одиноких».

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 14 января
  • Родившиеся в 1875 году
  • Родившиеся в департаменте Верхний Рейн
  • Умершие 4 сентября
  • Умершие в 1965 году
  • Умершие в Габоне
  • Почётные кавалеры британского ордена Заслуг
  • Философы по алфавиту
  • Выпускники Страсбургского университета
  • Лауреаты Нобелевской премии мира
  • Философы Германии
  • Богословы Германии
  • Академические музыканты Германии
  • Органисты Германии
  • Философы Франции
  • Богословы Франции
  • Академические музыканты Франции
  • Органисты Франции
  • Исполнители старинной музыки
  • Пацифисты
  • Писатели-врачи
  • Члены-корреспонденты Британской академии
  • Почётные граждане Франкфурта-на-Майне
  • Кавалеры Военного и Госпитальерского Ордена Святого Лазаря Иерусалимского
  • Мемуаристы Франции
  • Мемуаристы Германии

Wikimedia Foundation . 2010 .

«Я - жизнь, которая хочет жить в гуще других жизней, которые хотят жить.» (А. Швейцер

«Личный пример - не просто лучший метод убеждения, а единственный.» (А. Швейцер)

«Цивилизация - это такая прекрасная идея, что кто-то должен начать ее осуществление». (Швейцер).

«У правды нет урочного часа. Ее время всякий раз наступает тогда и только тогда, когда она оказывается самой несвоевременной.» (А. Швейцер)

«Истинная этика начинается там, где перестают пользоваться словами.» (А. Швейцер)

Мы всегда чем-то недовольны. Кто-то недоволен своими родителями, кто-то детьми, кто-то - несостоявшейся карьерой. Альберт Швейцер был недоволен тем, что на его долю выпало несправедливо много счастья. В тридцать лет этот человек достиг всего. Доктор философии, приват-доцент теологии, блестящий органист, которого с триумфом встречали во многих европейских городах. Чем бы он ни занимался, его ожидал успех. Но с юных лет его терзал единственный вопрос - за что, за какие грехи люди влачат трудную жизнь, и за какие заслуги ему досталось столько счастья.

И однажды это произошло. Совершенно случайно ему на глаза попалась статья с отчетом французского миссионерского общества о состоянии дел во французской колонии Габон. Там было написано, что в Габоне крайне необходимы врачи. Поиски были завершены. Швейцер поступает на медицинский факультет университета. Пять лет учебы, потом два года практики. И вот, наконец, он становится дипломированным врачом. Его друзья не могли поверить, что Швейцер уезжает в Африку. А он не спешил их разуверять, да к тому же частенько посещал их с просьбами пожертвовать деньги на медикаменты и медицинское оборудование для своей будущей больницы. Много раз замечал Швейцер, как менялся тон и отношение к нему его друзей, когда те понимали, что он пришел, как проситель. Но и тут он не унывал, а позже даже говорил, что доброта, которую он встретил в это время, в сотни раз перевесила те унижения, которые ему пришлось вытерпеть. Он говорил своим последователям, которых называл счастливцами, сумевшими бросить вызов привычным представлениям о счастье: «Тот, кто намеревается делать добро, не должен ожидать, что люди уберут все камни с его пути, он обязан спокойно принять свой жребий и в том случае, если ему навалят новых.»

Швейцеру было нелегко бросить все, чем он жил тридцать лет. Последние дни пребывания в Европе он даже старался поменьше бывать на улицах родного города, чтобы чувства не помешали ему быть твердым. Он понимал, что теряет все. Он не сможет заниматься научной работой, музыкой, и, кроме того, лишается своего высокого положения, а в финансовом плане ему теперь придется полностью зависеть от расположения друзей, его поддерживающих.

В 1913 году Швейцер наконец-то оказался в крохотном африканском поселке Ламбарене, который станет для него вторым домом. Дел предстояло множество. Надо было построить больницу. Пока шло строительство, он принимал людей в своем доме, а хозяйственные постройки использовал в качестве операционных и перевязочных. Но в 1914 году началась первая мировая война, и французские власти интернировали его как германского подданного. Швейцер оказался в лагере для военнопленных. Четыре года в плену подорвали его здоровье, но не сломили дух. Отправившись в Африку после войны, на месте своей больницы он обнаружил лишь развалины, но нашел в себе силы начать все заново.

Более всего Швейцера удручало отсутствие помощников. Разумеется, губительный для европейца климат и отсутствие нормальных условий для жизни могли отпугнуть даже самого смелого. К тому же Швейцер с трудом выкраивал средства на медикаменты и оборудование, об оплате же не могло быть и речи. Но недаром Швейцер говорил: «Мои знания пессимистичны, но моя вера оптимистична». Он верил, что Бог, вдохновивший его, вдохновит и кого-то другого. В 1924 году в Лампарене появился второй врач, а позже в центре работало пять врачей и шестнадцать медсестер. Эти несколько человек обслуживали 660 больных. Людей все равно не хватало, и на помощь приходили местные жители, когда-то исцеленные доктором. Освоив необходимые навыки, они стали верными и усердными помощниками профессиональным медикам.

А тем временем в Европе разгоралась новая война. И пока Большой Белый Доктор (так называли его в Лампарене) боролся в Африке за каждую человеческую жизнь, в топках войны сжигались десятки тысяч. Авторитетного доктора многие хотели видеть своим союзником. Но Швейцер всем отвечал отказом. Он не хотел участвовать в этой бойне ни на чьей стороне. Он продолжал дело своей жизни, ни на минуту не прерываясь.

6 августа 1945 года. Роженица в тяжелом состоянии никак не может родить ребенка. В результате сложнейшей операции, продолжавшейся всю ночь, мать и младенец были спасены. А в это время в другой части мира была сброшена бомба, которая в считанные секунды стерла с земли целый город и унесла десятки тысяч жизней. В тот день Швейцер сказал: «Когда одной единственной бомбой убивают сто тысяч человек, моя обязанность доказать миру, насколько ценна одна-единственная человеческая жизнь». Последующие двадцать лет, кроме непосредственного спасения жизни, он посвятил борьбе против испытаний ядерного оружия. В 1952 году он был удостоен Нобелевской премии мира. Рассказывают, что когда ему об этом сообщили, он был в конюшне для антилоп и убирал навоз. Услышав эту новость, он кивнул и продолжил работу. На полученные деньги Швейцер построил в Лампарене лепрозорий. Почти полвека он провел в Африке, иногда выезжая в Европу, чтобы прочесть несколько лекций и дать несколько органных концертов. На заработанные деньги он закупал медикаменты и оборудование для своей больницы.

Живя такой жертвенной жизнью, он никогда никого не упрекал. Наоборот, очень жалел людей, которые не могут в силу обстоятельств посвятить свою жизнь другим. И всегда призывал таковых пользоваться любой возможностью делать добро. «Нет человека, которому бы не представился случай отдать себя людям и проявить тем самым свою человеческую сущность. Спасти свою жизнь может всякий, кто использует любую возможность быть человеком, делая что-нибудь для тех, кто нуждается в помощи - какой бы скромной ни была его деятельность». И вообще Швейцер считал, что человек не вправе судить никого, кроме себя, и единственное, чем он может проповедовать - это его образ жизни.

XX век, жестокий и противоречивый… Но на фоне жестокости и зла еще ярче сияют те, кто призывали к добру, миру, и своей жизнью являли любовь к ближнему. Мать Тереза, Мартин Лютер Кинг, и конечно же «Большой Белый Доктор» Альберт Швейцер. «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».

"Я не знаю другого человека, в котором бы так идеально сочетались доброта и стремление к красоте, как в Альберте Швейцере." - Так Эйнштейн охарактеризовал Альберта Швейцера, выдающегося богослова, философа, музыканта и врача, по случаю его 80-летия.
Предлагаем вашему вниманию небольшею подборку цитат этого человека.

"Мои знания пессимистичны, но моя вера оптимистична."

"Не из чувства доброты по отношению к другому я кроток, миролюбив, терпелив и приветлив - я таков потому, что в этом поведении обеспечиваю себе глубочайшее самоутверждение."

"Ошибается тот, кто считает себя христианином лишь потому, что ходит в церковь.
Чтобы научиться молиться, сначала нужно научиться благодарить."

"Каждый из нас должен отдать необычный долг: за жизнь заплатить жизнью."

"Для человека, которому перевалило за 60, у меня есть один рецепт:много работать и - еще больше работать!"

"Добро - это сохранять жизнь, содействовать жизни, зло - это уничтожать жизнь, вредить жизни."

"Подлинный оптимизм... состоит в стремлении к осознанному идеалу..."

"...Исполненное желание чаще всего приносит разочарование, ибо только ожидаемая радость есть истинная радость..."

"То, что обычно считается оптимизмом, - не более как естественная или приобретенная способность видеть вещи в розовом свете."

"Судьба всякой истины сначала быть осмеянной, а потом уже признанной."

"Человек овладевает природой, еще не научившись владеть собой."

"Этическое - это нечто большее, чем не-эгоистическое!
Этика есть безграничная ответственность за все, что живет.
Нам необходимо подняться до духовности, являющейся этической, и до этики, включающей в себя всю духовность."

"Абстракция - это смерть для этики, ибо- этика есть живое отношение к живой жизни."

"Не обязательно быть ангелом, чтобы стать святым."

"Истинная этика начинается там, где перестают пользоваться словами."

"Если посмотреть со стороны, то моя жизнь может показаться полной приключений. В принципе же, она очень проста. Мои предки были учителями и органистами. Поэтому, проходя мимо сельской школы, я всегда испытываю некое чувство тоски по профессии, которой традиционно занимались мои предки."

"В двадцать лет каждый из нас имеет лицо, дарованное нам Богом; в сорок - лицо, которое дала нам жизнь; в шестьдесят - лицо, которое мы заслужили."

"Чтобы понять, есть ли у животных душа, нужно самому иметь душу."

"Только две вещи приносят облегчение от жизненых невзгод: музыка и кошки"

"Трагично не то, что человек умирает, а то, что в человеке умирает при жизни…"

"Личный пример - это не главный способ повлиять на других людей. Это просто единственный способ."

Немецко-французский мыслитель, представитель философии культуры, протестантский

теолог и миссионер, врач и музыковед. Лауреат Нобелевской премии мира (1952).

Исходный принцип мировоззрения Швейцера - "преклонение перед жизнью" как основа

нравственного обновления человечества.

Альберт Швейцер родился 14 января 1875 года в городке Кайзерсберг, в Верхнем

Эльзасе. Он был вторым ребенком пастора Людвига Швейцера и его жены Адели. Годом

раньше увидел свет первый ребенок Швейцеров - девочка В последующие годы у

Альберта Швейцера появились еще три сестры и брат. Одна из сестер, Эмма, умерла

во младенчестве. По собственному свидетельству Альберта Швейцера, у него, как и

у его сестер и брата, было счастливое детство.

Пастор Людвиг Швейцер стоял во главе небольшой протестантской общины

Кайзерсберга В городке насчитывалось лишь несколько десятков лютеран, поскольку

подавляющее большинство населения составляли католики. Сам пастор был родом из

Пфаффенгофена, в Нижнем Эльзасе. Его отец служил там учителем и органистом. Трое

его братьев избрали себе ту же профессию. Мать Альберта Швейцера, урожденная

Шиллингер, была дочерью священника городка Мюльбаха, расположенного в долине

Мюнстера, в Верхнем Эльзасе.

Вскоре после рождения Альберта его родители переехали в Гунсбах Поскольку

французская провинция Эльзас была аннексирована Германией в результате франко-

прусской войны 1871 года, Швейцер получил германское гражданство. Родители его

были французы, и Альберт научился бегло говорить на обоих языках. Под

руководством отца он в пятилетнем возрасте начал играть на рояле, спустя четыре

года он уже мог иногда подменять органиста деревенской церкви.

Посещая среднюю школу в Мюнстере, а затем в Мюльхаузене, Швейцер одновременно

учился игре на органе у Евгения Мюнха. Окончив школу в 1893 году, он поступил в

Страсбургский университет, где изучал теологию и философию. Первый экзамен по

теологии он сдал в 1898 году, тогда же ему была назначена стипендия, давшая

Швейцеру возможность изучать философию в Парижском университете (Сорбонна) и

брать уроки игры на органе у Видора Всего за четыре месяца он написал

диссертацию "Суть веры философия религии" и в 1899 году стал доктором философии.

Два года спустя он получил степень доктора теологии, защитив диссертацию о

значении Тайной вечери.

В 1902 году Швейцер был назначен профессором теологического колледжа Св. Фомы, а

через год стал его директором. Помимо чтения лекций, Швейцер

играл на органе и занимался научной работой Главный теологический труд Швейцера

- "Вопрос об историческом Иисусе" (1906), в нем Швейцер отверг попытки

модернизировать Иисуса или отказать ему в историчности Швейцер подчеркнул

эсхатологический характер миссии Христа и усмотрел в его страданиях средство

достижения Царства Божия на земле

В то же время Швейцер стал крупнейшим специалистом по творчеству Баха, биографию

которого он издал в 1908 году (Баху была посвящена его докторская диссертация по

музыковедению, защищенная в Страсбурге тремя годами позже). Швейцер рассматривал

Баха как религиозного мистика, чья музыка соединяла текст с "истинными поэмами

природы". Его книга опровергла "педантический взгляд на музыку Баха, якобы

интеллектуальную и суровую", писала Розалин Турек, "но отклонила и романтическую

сентиментальность, с которой Баха привыкли исполнять". Швейцер являлся

крупнейшим экспертом по конструкции органов. Его книга на эту тему, вышедшая в

1906 году, спасла множество органов от неоправданной модернизации

Несмотря на достижения в области философии, теологии, музыковедения, Швейцер

чувствовал себя обязанным исполнить клятву, данную самому себе в возрасте 21

года. Считая себя в долгу перед миром, Швейцер тогда решил заниматься искусством

и наукой до 30 лет, а затем посвятить себя "непосредственному служению

человечеству". Статья о нехватке врачей в Африке, прочитанная им в журнале

Парижского миссионерского общества, подсказала Швейцеру, что надо делать.

"Отныне мне предстояло не говорить о Евангелии любви, - объяснял он позже, - но

претворить его в жизнь".

Оставив работу в 1905 году, Швейцер поступил в медицинский колледж

Страсбургского университета, возмещая расходы на обучение за счет органных

концертов. В 1911 году он сдал экзамены.

Весной 1912 года Швейцер отказался от преподавания в Страсбургском университете,

а также от чтения проповедей в церкви Св Николая. Ему нужно было время для

работы над дипломом и к тому же для подготовки к предстоящей поездке в Африку.

37 лет, можно сказать, зенит жизни человека. Швейцер до сей поры уделял мало

времени жизненным утехам Разумеется, он ходил в гости и не отказывался выпить с

друзьями рюмку эльзасского вина, которое предпочитал всем другим. Этот

обходительный мужчина высокого роста, приятной наружности имел успех у женщин.

Не одна девушка была готова стать спутницей жизни этого разносторонне одаренного

и столь популярного в Обществе человека.

Но, очевидно, Швейцер был необыкновенно требователен не только к себе, но и к

потенциальной подруге, и эта требовательность исключала какие-либо случайные

связи, для пустого же флирта ему попросту было жаль времени, которого, как

известно, ему всегда не хватало. Возможно, подобная сдержанность порождалась еще

известной робостью.

Весной 1909 года Альберт Швейцер подружился с Еленой Бреслау, дочерью

преподавателя Страсбургского университета Поистине эти двое нашли друг друга.

Елена всегда стремилась помогать униженным, обездоленным, оскорбленным Она

готова была помочь Швейцеру в осуществлении той грандиозной задачи, которую он

перед собой поставил.

Швейцер с женой стали тотчас же готовиться к отъезду в Африку Сам он тоже прошел

в Париже курс тропической медицины. Надо было тщательно продумать, какое

медицинское оборудование, какие лекарства брать с собой в Африку. Малейшая

оплошность, отсутствие какого-либо хирургического инструмента или же лекарства

могли обернуться трагедией Из Европы все это могло быть прислано лишь много

месяцев спустя! Супруги Швейцер располагали к тому же весьма ограниченными

К этому времени еще не была завершена работа над рукописями Готовилось второе

издание книги "История изучения жизни Иисуса" Кроме того, Швейцер работал над

второй частью "Истории исследования учения Павла" и беспрестанно отвечал на

письма из разных городов и церковных общин, авторы которых просили у него совета

по вопросам органостроения Альберт Швейцер не справился бы с таким объемом

работы, не будь у него верной и толковой помощницы в лице Елены Бреслау.

Однако самой неотложной задачей оставалось написание диссертации по медицине.

Швейцер избрал для нее любопытную тему: "Психиатрическая оценка личности

В 1913 году Швейцер с женой отплыли в Африку, по поручению Парижского

миссионерского общества они должны были основать больницу при миссии в Ламбарене

(Французская Экваториальная Африка, ныне Габон). Потребность в его услугах была

огромной. Не получая медицинской помощи, туземцы страдали от малярии, желтой

лихорадки, сонной болезни, дизентерии, проказы. В первые же девять месяцев

Швейцер принял 2 тысячи больных

В 1917 году Швейцер и его жена, как германские подданные, были интернированы во

Францию до конца первой мировой войны. В 1919 году у них родилась дочь Рена.

После освобождения Швейцер провел еще семь лет в Европе Истощенный, больной,

измученный необходимостью выплачивать долги по Ламбарене, он работал в

муниципальной больнице в Страсбурге. Кроме того, он возобновил органные

концерты. С помощью архиепископа Натана Сёдерблю Швейцер в 1920 году давал

концерты и читал лекции в Упсальском университете и других местах.

В эти годы Швейцер развил систему этических принципов, которую назвал "Почтение

к жизни". Свои взгляды он изложил в книгах "Философия культуры I: Упадок и

возрождение цивилизации" и "Философия культуры 1Г Культура и этика",

"Определение этики представляется мне таким, - объяснял Швейцер - То, что

поддерживает и продолжает жизнь, - хорошо, то, что повреждает и нарушает жизнь,

Плохо. Глубокая и всеобщая этика имеет значение религии. Она и есть религия".

Почтение к жизни, продолжал Швейцер, "требует от каждого жертвовать частицей

своей жизни ради других".

Швейцер снова собирался в Ламбарене Существовала одна важная проблема, которая

долгое время ставила под вопрос планы Швейцера: его жене по состоянию здоровья

была противопоказана Африка, не говоря уже о том, что ей надо было растить

пятилетнюю дочь Рену Супругам Швейцер при-

шлось принять суровое решение - о разлуке на долгие годы И только благодаря

тому, что Елена понимала важность замысла своего мужа и, находясь в Европе,

деятельно помогала ему во всем, Швейцеру удалось заново создать, а впоследствии

и расширить прославившуюся на весь мир больницу в Ламбарене. Совместно с Эммой

Мартин она великолепно организовала постоянную помощь больнице из Европы. Таким

образом, заслуга Елены Швейцер в осуществлении дела, которому посвятил свою

жизнь ее муж, весьма велика

В 1923 году, в Верхнем Шварцвальде, в городке Кенигсфельд, Швейцер построил дом

для своей жены и ребенка Он не хотел уезжать в Африку, пока дом не будет готов.

Много времени провел он со строителями Часто, засучив рукава, он и сам брался за

работу. С неизменным рюкзаком на спине, он приезжал на велосипеде на

строительную площадку, минуя французскую границу. В ту пору послевоенная

Германия переживала период острейшей инфляции, и строители радовались куску мяса

и даже хлеба куда больше, чем любому вознаграждению в обесцененных денежных

знаках. Отъезд в Африку был назначен на начало 1924 года. Вернувшись в

Ламбарене, Швейцер нашел больницу в руинах. Его новая больница постепенно

превратилась в комплекс из 70 зданий, в ее штат входили врачи и медсестры из

числа добровольцев. Комплекс строился как типичное африканское селение,

электричество было проведено только в операционные. Вокруг свободно бродили

животные, и членам семьи разрешалось ухаживать за больными во время

выздоровления. Целью Швейцера было вызвать доверие туземцев, оказывая им помощь

в знакомых для них условиях. К началу 1960-х годов в больнице Швейцера

размещалось 500 человек.

Периоды работы в Африке Швейцер чередовал с поездками в Европу, во время которых

читал лекции, давал концерты, чтобы собрать средства для больницы. Он был

удостоен многих наград.

В 1928 году город Франкфурт наградил его премией имени Гете, воздав должное

"гетевскому духу" Швейцера и его служению человечеству

Когда в 1939 году в Европе началась война, лекарства для Ламбарене стали

поступать из США, Австралии, Новой Зеландии. После войны поток грузов

После войны ученый встречался с Альбертом Эйнштейном. Швейцер уверял Эйнштейна,

что разум и нравственное начало возобладают над слепыми разрушительными

инстинктами, что в мировом общественном мнении произойдут глубокие изменения,

которые должны неизбежно повести к отказу от

В 1951 году Швейцер получил премию Мира западногерманской ассоциации

книгоиздателей и книготорговцев. В том же году он был избран членом Французской

академии.

В 1953 году Швейцер находился в Ламбарене, когда пришла весть о присуждении ему

Нобелевской премии мира. Представитель Норвежского нобелевского комитета Гуннар

Ян отметил: "Швейцер показал, что жизнь человека и его мечта могут слиться

воедино. Его работа вдохнула жизнь в понятие о братстве, его слова достигли

сознания бесчисленных людей и оставили там благотворный след". Швейцер не мог

оставить своих обязанностей в Африке, чтобы присутствовать на церемонии

награждения, поэтому премию принял

французский посол в Норвегии На деньги, полученные от Нобелевского комитета,

Швейцер построил лепрозорий недалеко от больницы в Ламбарене В конце 1954 года

Нобелевской лекцией "Проблемы мира" В ней он выразил убежденность, что

человечество должно отказаться от войн по этическим причинам, так как "война

делает нас виновными в преступлении бесчеловечности" По его мнению, лишь тогда,

"когда идеал мира укоренится в людском сознании, можно будет ожидать эффективной

работы учреждений, призванных оберегать мир"

В 1957 году Швейцер выступил с "Декларацией совести", переданной по радио из

Осло В ней он призвал всех простых людей мира объединиться и потребовать от

своих правительств запрещения испытаний ядерного оружия Вскоре после этого 2

тысячи американских ученых подписали петицию о прекращении атомных испытаний

Бертран Рассел и Кэнон Коллинз в Англии развернули кампанию за ядерное

разоружение

В 1958 году начались переговоры о контроле над вооружениями, которые пять лет

спустя завершились формальным договором сверхдержав о запрете на испытания

Деятельность Швейцера оценивали по-разному Некоторые считали его медицинскую

практику в джунглях расточительством таланта, другие обвиняли его в бегстве от

жизни Джеральд Макнайт в книге "Вердикт Швейцеру" назвал Ламбарене местом, где

Швейцер мог осуществлять абсолютную власть Многие журналисты считали

патерналистское отношение Швейцера к пациентам реминисценцией времен

миссионерства Критики отмечали и его непонимание националистических устремлений

говорил о низком уровне санитарии в больнице Швейцера Несмотря на это, многие

(особенно в Америке) видели в Швейцере святого XX века Благодаря публичным

выступлениям и фотографиям в прессе его узнавали во всем мире Один из

посетителей Ламбарене особо отметил его руки "с огромными чуткими пальцами,

которые одинаково ловко зашивали рану, чинили крышу, играли Баха на органе,

записывали слова о значении Гете для цивилизации в период упадка"

Последнее, что сделал Швейцер при жизни для дела мира, - подписал за несколько

дней до кончины уже совсем непослушной рукой обращение лауреатов Нобелевской

премии к главам правительств крупнейших государств с требованием немедленно

прекратить преступную войну во Вьетнаме Текст обращения ему прислал известный

американский ученый и борец за мир Лай-нус Полинг Полинг торопил Швейцера с

отправкой подписанного им обращения, и девяностолетний старик сам понес пакет к

уходившему из Ламбарене речному пароходу

Назад, к дому, он не спешил, а, воротясь, лег на свою почти походную койку,

попросил поставить долгоиграющую пластинку с записью фуг и прелюдий Баха и

больше уже не вставал

женой, умершей в 1957 году Руководство больницей перешло к их дочери

Жизнь, согласно Швейцеру, как самое сокровенное из того, что создала природа,

требует к себе величайшего уважения "Этика благоговения перед

жизнью, - писал Швейцер, - не делает различия между жизнью высшей или низшей,

более ценной или менее ценной" Нельзя с пренебрежением относиться к примитивным

формам жизни, бездумно уничтожать их Кто знает, какое значение имеет та или иная

ветвь вечного древа жизни во Вселенной9 Нравственный принцип благоговения перед

жизнью, который был сформулирован Швейцером в самом начале нашего века, ныне

выступает основополагающим при становлении новой отрасли знания - экологической

этики Взаимосвязь и взаимообусловленность различных форм жизни в окружающем нас

мире должна определять такие отношении между ними, которые направлены на

сохранение и совершенствование жизни вообще, иначе прогрессивное развитие ее

невозможно. Поэтому нравственность - не только закон жизни, но и условие ее

существования и развития

Нравственность выступает также объективным условием становления, развития и

нормального функционирования общества "Лишь благодаря нравственному отношению ко

всему живому достигаем мы духовной связи со Вселенной"

Если существуют все-таки внеземные цивилизации, возможный контакт между ними и

земной цивилизацией виделся Альберту Швейцеру актом взаимопонимания,

взаимодоверия и взаимопомощи Не случайно знаменитый голландский математик X

Фрейденталь в основу языка космических сообщений закладывал не только

логические, математические, но и нравственные символы, справедливо полагая

универсальными нравственные законы Своим учением о благоговении перед жизнью

Швейцер наряду с К Циолковским заложил основы космической этики будущего

Этика Швейцера конкретна. Один из ее принципов - "человек - человеку" _ Как раз

и направлен на то, чтобы любой из нас помогал другим, ближним и дальним, помогал

конкретным делом - материально, морально, состраданием, милосердием и спасением

Принцип "судьба обязывает" требует большей отдачи от тех, кто здоров и силен,

состоятелен и удачлив, талантлив и деятелен, в пользу больных и страждущих,

немощных, лишенных возможности быть деятельными

Более полувека лечил больных врач Альберт Швейцер, не оставляя литературной

работы и философских размышлений, выезжая, как только это становилось возможным,

с концертами в Европу И народ современного африканского государства Габон свято

хранит память о человеке, пришедшем в их края не грабить, не обогащаться, но

сострадать и помогать

Швейцер никогда не причислял себя к сонму пророков, сердился, когда ему говорили

о том, что сбывается многое из того, что он предвидел Более всего почитал дело

Любимый девиз его - гетевское "Вначале было дело" Может быть, именно поэтому

неразрывны в его жизни духовное и материальное, слово и дело Люди устали от

лозунгов и обещаний, устали ждать несбыточного созидания завтрашнего "города-

сада" Человеческая жизнь коротка, и сегодня следует всем нам заняться деланием,

работать так, чтобы уникальное событие - появление нового человека в мире - не

омрачалось насилием, голодом, войной или прогрессирующим умиранием природы К

этой высокой цели призывал человечество Альберт Швейцер

Альберт ШВЕЙЦЕР
(1875–1965)

ШВЕЙЦЕР, АЛЬБЕРТ (Schweitzer, Albert) (1875–1965), теолог, философ, музыкант и врач. Родился 14 января 1875 в Кайзерсберге (Верхний Эльзас, в те годы территория Германии) в семье бедного лютеранского пастора. Детство провел в деревушке Гюнсбах в долине Мюнстера (близ Кольмара), с раннего возраста учился игре на органе, посещал реальное училище в Мюнстере, гимназию в Мюльхаузене. В 1883 поступил в Страсбургский университет, где слушал лекции В.Виндельбанда. По окончании университета защитил диссертации на соискание степеней доктора философии (1899) и лиценциата теологии (1900). Габилитационную (т.е. дающую право на преподавание) работу по теологии защитил в 1902. Во время учебы регулярно наезжал в Париж, где брал уроки игры на органе и фортепьяно. В Страсбурге много играл на органе в церкви св. Вильгельма. Увлекался музыкой И.С.Баха и Р.Вагнера. Играл на органах в Берлине, Париже и других европейских городах. В 1902 был назначен помощником приходского пастора в Страсбурге, а в 1903 возглавил фонд св. Фомы. Занимался преподавательской деятельностью, читал лекции о Шопенгауэре, Гартмане, Зудермане, Гёте, Ницше и других мыслителях. Опубликовал на французском языке труд И.С.Бах – музыкант и поэт (J.S.Bach, musicien-poиte , 1905), в 1908 вышло переработанное и расширенное издание на немецком языке под названием Иоганн Себастьян Бах (Johann Sebastian Bach ). Эта книга, а также История исследования жизни Иисуса (Geschichte der Leben-Jesu-Forschuung , 2-е издание 1913; первое издание вышло в 1906 под названием От Реймаруса до Вреде (Von Reimarus zu Wrede ) принесли ему широкую известность.
В автобиографии, вышедшей в 1931, Швейцер писал: «Однажды утром в Гюнсбахе я сказал себе, что до тридцати лет считаю себя вправе читать проповеди, заниматься наукой и музыкой, но после этого рубежа посвящу себя непосредственно служению людям». Швейцер никогда не участвовал в «общественной» деятельности, мыслил себя вне существующего реального мира и не стремился его изменить; он создал собственную картину мира – такого, в каком он мог бы жить в соответствии с собственными представлениями. К тому времени, когда Швейцер достиг 30-летнего возраста, он был известным теологом, педагогом и проповедником, признанным знатоком И.С.Баха и органостроения. Тем не менее он оставил свои любимые занятия и приступил к изучению медицины. На долгие годы его лозунгом стало: «Сначала я должен вылечить людей, а уж затем нести им слово Божье». Окончив курс на медицинском факультете Страсбургского университета (1905–1912), Швейцер получил степень доктора медицины (1913, тема диссертации – Психиатрическая оценка личности Иисуса ) и, собрав минимальные средства на организацию санитарной станции, отправился в Африку. В 1913 ему удалось создать больницу в селении Ламбарене на реке Огове во французской колонии Французская Экваториальная Африка (в провинции Габон, в ту пору Французское Конго, впоследствии – Республика Габон).
Во время Первой мировой войны как эльзасец, а следовательно германский подданный, был интернирован и отправлен в лагерь во Францию. В 1918 – после перехода Эльзаса – Лотарингии в состав французского государства – Швейцер принял французское гражданство. Некоторое время выступал с органными концертами и лекциями в Европе, собрал средства, позволившие ему расплатиться с долгами, поправил пошатнувшееся во французских лагерях здоровье, возобновил работу над философскими трудами. Особенно популярным Швейцер был в Швеции, где на его лекции стекалось множество людей со всех концов страны. С этого времени начался своеобразный «культ Швейцера», благодаря которому на протяжении многих лет удавалось поддерживать деятельность больницы в Ламбарене. Экономии средств способствовал подчеркнуто спартанский образ жизни Швейцера. В 1923 вышла начатая еще в Габоне книга Культура и этика , в которой мыслитель высказал главную свою идею.
Анализирую современное состояние европейской культуры, Швейцер задался вопросом, почему мировоззрение, основывающееся на жизнеутверждающем начале, из первоначально нравственного превратилось в безнравственное. «Это можно объяснить только тем, что мировоззрение это не имело подлинных корней в теоретической мысли. Идеи, породившие его, были благородны, эмоциональны, но не глубоки. Они не столько доказывали факт связи этического начала с началом жизнеутверждающим, сколько интуитивно улавливали его. Поэтому, поддерживая жизнеутверждающее и нравственное начало, теоретическая мысль не исследовала по-настоящему ни того, ни другого, ни внутренней связи между ними».
Идеей, объемлющей и жизнеутверждение и этику, стало швейцеровская концепция «благоговения перед жизнью», памятником которой стала выстроенная в Ламбарене фактически собственными руками философа больница. Швейцер писал: «Я – жизнь, которая хочет жить, в гуще других жизней, которые хотят жить». Следующее из этого «жизнеутверждение его духовный акт… в ходе которого человек перестает жить как придется и начинает с благоговением отдаваться жизни, чтобы раскрыть ее истинную ценность». «В то же время человек, отныне ставший мыслящим, испытывает потребность относиться к любой воле к жизни с тем же благоговением, что и к своей собственной. Он ощущает другую жизнь как часть своей. Благом считает он сохранять жизнь, помогать ей; поднимать до высшего уровня жизнь, способную к развитию; злом – уничтожать жизнь, вредить ей, подавлять жизнь, способную к развитию. Это и есть главный абсолютный принцип этики».
Среди других трудов, в которых он развивал эту идею, – Упадок и возрождение культуры. Философия культуры (Verfall und Wiederaufbau der Kultur. Kultur und Ethik , 1923); Мистика апостола Павла (Die Mystik des Apostels Paulus , 1930); автобиография Швейцера Из моей жизни и моих мыслей (Aus meinem Leben und Denken , 1931); Мировоззрение индийских мыслителей. Мистика и этика (Die Weltanschauung der indischen Denker. Mystik und Ethik , 1935).
Швейцер по-своему прагматично замечал, что «личный пример – не просто лучший метод убеждения, а единственный». Нередко его способность убеждать, заставлявшая людей жертвовать порой значительные суммы на поддержку больницы, вызывала раздражение и обвинения в саморекламе, желании сотворить из себя символ милосердия. В какой-то момент к нему приклеили ярлык «монстра милосердия». В феврале 1924 мыслитель вновь отправился в Африку. Полностью разрушенную больницу пришлось строить заново и в другом месте, однако на этот раз у Швейцера было больше добровольных помощников. Вскоре прибыло несколько врачей и медсестер из Европы. Все, кто прибывал в Ламбарене, отказывались получать жалованье или какое-либо другое вознаграждение. К 1927 была выстроена новая больница, которая могла принять гораздо большее количество больных. Вскоре селение Ламбарене приобрело мировую известность, а Швейцер с горечью констатировал, что «истину тоже приходится организовывать».
В июле 1927 Швейцер вернулся в Европу, где продолжил чтение лекций и концертную деятельность. В Европе его ожидало признание, присуждение почетных премий и званий крупнейшими университетами. На Гётевскую премию Швейцер построил дом в Гюнсбахе, который стал местом отдыха персонала Ламбарене, а впоследствии мемориалом мыслителя. В течение 1930-х годов он неоднократно выезжал в Африку, следя за постоянно расширявшейся больницей, превратившейся в крупный лечебный стационар. Несмотря на тяжести военного времени, больница Швейцера пережила Вторую мировую войну, продолжая работать в прежнем режиме. Швейцер смог вернуться в Европу только в 1948, пробыв в Ламбарене десять долгих лет. В 1949 по приглашению Чикагского университета посетил США. В 1950-х годах мыслитель начал пользоваться поистине мировой известностью – его именем называли учебные заведения, улицы и даже корабли. В 1953 Швейцер стал лауреатом Нобелевской премии мира 1952 года, на полученные средства построил рядом с Ламбарене деревушку для прокаженных. В 1957 выступил с «Обращением к человечеству», призвав правительства прекратить испытания ядерного оружия, и в дальнейшем не прекращал напоминать об атомной угрозе. После того как Швейцер в 1959 навсегда уехал в Ламбарене, больничный городок стал местом паломничества множества людей со всего мира.
Умер Швейцер в Ламбарене 4 сентября 1965.
(Из энциклопедии "Кругосвет" )

    Произведения: (подготовил Александр Продан)

    Борис Носик. Книга "Швейцер" (Doc-rar 367 kb) (серия «Жизнь замечательных людей»)
    Альберт Швейцер. Труд "Мировоззрение индийских мыслителей. Мистика и этика" (Doc-rar 27 kb), перевод М. С. Харитонова
    Из автобиографических сочинений А. Швейцера. "...Я родился в период духовного упадка человечества" (Doc-rar 41 kb), перевод E. E. Нечаевой-Грассе
    Нобелевская речь и статьи разных лет "...Люди и народы должны научиться мыслить по-новому..." (Doc-rar 32 kb), перевод E. E. Нечаевой-Грассе и H. A. Захарченко
    А. А. Гусейнов. Эссе "Благоговение перед жизнью: Евангелие от Швейцера" (Doc-rar 38 kb)
    Ю. А. Левада. Эссе "Старомодность и современность Альбера Швейцера" (Doc-rar 16 kb)
    М. С. Харитонов. Эссе "Этика Альберта Швейцера и индийская мысль" (Doc-rar 10 kb)
    Борис Гиленсон. Эссе "Добрый человек из Ламбарене" (Doc-rar 22 kb)

    Альберт Швейцер. Публицистика "Письма из Ламбарене" (Doc-rar 629 kb), перевод и примечания А. М. Шадрина, С. А. Тархановой, В. А. Петрицкого

    Аннотация издательства:
    Альберт Швейцер остался в памяти человечества как один из виднейших борцов за мир. Еще в начале века он разделял и поддерживал антивоенную позицию Ромена Роллана. Особенного же подъема антивоенная деятельность Швейцера достигла после второй мировой войны, в пятидесятые-шестидесятые годы. Швейцер одним из первых на Западе поднял голос против применения атомного оружия. Он писал о тех страшных последствиях ядерных испытаний, которые сказываются на здоровье ныне живущих на земле людей и разрушительной силой своей угрожают грядущим поколениям.

      От редакции

      МЕЖДУ ВОДОЙ И ДЕВСТВЕННЫМ ЛЕСОМ

        I. Как я пришел к тому, чтобы сделаться врачом в девственном лесу. Огове. Страна и люди
        II. Поездка
        III. Первые впечатления и переживания
        IV. От июля 1913 до января 1914
        V. От января до июня 1914
        VI. Лесоповал и лесосплав в девственном лесу
        VII. Социальные проблемы девственного леса
        VIII. Рождество 1914
        IX. Рождество 1915
        X. О миссионерах
        XI. Заключение

      ПИСЬМА ИЗ ЛАМБАРЕНЕ 1924-1937

        Тетрадь первая. От весны до осени 1924
        I. Путешествие
        II. Первые месяцы в Ламбарене

        Тетрадь вторая. От осени 1924 до осени 1925
        III. Поздняя осень и рождество 1924
        IV. Зима и весна 1925
        V. Лето 1925
        VI. Осень 1925

        Тетрадь третья. От осени 1925 до лета 1927
        VII. Поздняя осень и зима 1925. На строительной площадке
        VIII. Поздняя осень и зима 1925. В больнице
        IX. 1926 год. На строительной площадке
        X. 1926 год. В больнице
        XI. В новой больнице. 1927

        Письма 1930-1937

      ЕЩЕ О ЛАМБАРЕНЕ

      Больница

        Двадцать пять лет работы в больнице
        Африканский дневник 1939-1945 гг
        Больница в Ламбарене от осени 1945 до весны 1954
        Будничный день в Ламбарене

      О дождях и хорошей погоде на экваторе
      Африканские охотничьи рассказы
      Ойембо, школьный учитель в девственном лесу
      Речь, произнесенная в Анденде

      ДОПОЛНЕНИЕ

      Мир или атомная война
      Покончить с бесчеловечными убеждениями! Покончить с атомным оружием!
      Письмо А. Швейцера Н. С. Хрущеву
      Речь Альбера Бонго на похоронах Альберта Швейцера 5 сентября 1965 г.

      ПРИЛОЖЕНИЯ

      В. А. Петрицкий . Альберт Швейцер и его «Письма из Ламбарене»
      Д. А. Ольдерогге . Альберт Швейцер в Габоне
      Примечания (А. М. Шадрин)
      Некоторые даты жизни и деятельности Альберта Швейцера (А. М. Шадрин)
      Швейцер в СССР. Библиография

    Пауль Фрайер. Книга "Альберт Швейцер. Картина жизни" (Doc-rar 146 kb), перевод С. А. Тархановой, ответственный редактор и автор послесловия В. А. Петрицкий

    Аннотация издательства:
    Книга писателя из ГДР Пауля Фрайера, друга Альберта Швейцера, рассказывает о становлении личности человека, посвятившего жизнь заботе об обездоленных африканцах. В рамках биографического очерка автор рисует идейную и политическую эволюцию великого гуманиста, которая привела его в ряды участников Всемирного движения сторонников мира.

      От автора
      Введение
      Детство
      Школьные и студенческие годы
      Париж и Берлин
      Годы творчества
      Решение
      В Африку!
      Ламбарене
      Благоговение перед жизнью
      Лагерь для интернированных
      Снова в Эльзасе
      Перемены
      Великая задача
      Пессимист, преисполненный надежды
      Цена человеческой жизни
      Поклонение и хула
      Последние годы
      Что осталось
      Примечания
      В. А. Петрицкий. Жизнь – аргумент.

    Статья "Христианство и мировые религии" - прислал Виталий Адаменко
    Статья "Религия в современной культуре" - прислал Виталий Адаменко

    "Я буду говорить о месте религии в духовной жизни и культуре нашего времени. Вопрос, на который необходимо ответить прежде всего, следующий: является ли религия действенной силой в духовной жизни нашего века? От своего и от вашего имени я отвечаю: "Нет!" Религия еще существует в этом мире; она концентрируется в Церкви; среди нас много набожных людей. Христианству еще есть что сказать о своей работе, направленной на увеличение любви и решение социальных проблем, - работе, которой оно может гордиться. Стремление к религии наблюдается у многих людей, не принадлежащих ни к одной из церквей. Я с радостью готов согласиться со всем этим. И тем не менее факт остается фактом: религия не представляет собой силы. Доказательство? Война!"
    (Фрагмент)

    Воспоминания "Жизнь и мысли" - прислал Виталий Адаменко

    "Хотя научиться читать и писать стоило мне некоторых усилий, в школах в Гюнсбахе и Мюнстере я был на довольно хорошем счету. Однако в гимназии я поначалу оказался плохим учеником, и не только из-за того, что был ленив и предавался мечтаниям, но также и потому, что частные уроки латыни не дали мне достаточной подготовки для 2-го класса гимназии. И лишь благодаря моему учителю в 3-м классе д-ру Веману, который научил меня правильно работать и придал некоторую уверенность в своих силах, дела мои пошли лучше. Но главная причина влияния, которое имел на меня д-р Веман, заключалась в том, что с первых же дней занятий у него я увидел, что он самым тщательным образом готовится к каждому уроку. Он стал для меня образцом того, как следует выполнять свой долг. Впоследствии я много раз навещал его. В конце войны, оказавшись в Страсбурге, где он провел последние годы жизни, я сразу же навел справки о нем. Я узнал, что вследствие голодания у него возникло нервное заболевание, и он покончил с собой."
    (Фрагмент)

gastroguru © 2017