Солдатская шинель (Внеклассное чтение). Солдатская шинель Пословицы к рассказу солдатская шинель

Ответ оставил Гость

Сказку «Солдатская шинель» мы называем бытовой, так как в ней обыденные для такового типа сказки персонажи: находчивый боец и глуповатый барин. Мы радуемся находчивости бойца и смеемся над выращивая пой-барином.

Предмет, который становится предпосылкой торга меж солдатом и барином, - солдатская шинель. Мы узнаем, что боец умеет так постелить шинель, что умудряется и в голова ее положить, и укрыться. Но притча не только лишь об этом умении бойца. Мы узнаем о том, что служба солдатская в королевские времена была очень грозной, что на походе никаких удобств у бойца не было: он был должен воспользоваться тем, что было под рукою, что он постоянно нес с собой. Потому шинель для него служила не только лишь одежкой, да и постелью. Бойцы много работали, времени для сна им отводилось не достаточно. Они очень утомлялись, и когда приходило время спать, от утомления стремительно засыпали даже на жесткой постели, изготовленной из шинели.

Барин жил в совсем других критериях: спал на кровати, лежал на перине, голова на подушке, укрывался одеялом. Барин не работал и не знал тягот солдатской жизни. Об этой разнице меж жизнью бойца и барина и ведает нам притча, причем симпатии рассказчика на стороне бойца.

2.Чем прочитанная вами бытовая сказка отличается от волшебных и от сказок о животных?

Персонажи бытовой сказки, в отличие от сказок магических и о животных, - люди определенных типов, живущие не в тридевятом королевстве, а в реальном мире. Сюжет не магический, а жизненный, окрашенный юмором. В бытовой притче всегда получает заслугу и одолевает радостный и находчивый герой.

3.Можно ли сказать, что концовка сказки похожа на пословицу? Почему?

Концовка сказки «Солдатская шинель» такая: «Вот как поработаешь да длительно не спишь, так и на камне заснешь; а кто ничего не делает, тот и на перине не заснет!» Она похожа на пословицу.

В пословицах очень принципиальна идея, которая выражена кратко и образно; в концовке мы лицезреем такую идея: кто трудится, тот всегда прочно дремлет.

Пословицы нередко бывают двухчастными, построенными на противопоставлении. В концовке мы лицезреем две части, где работящий человек противопоставлен человеку ничего не делающему.

Пословицы, обычно, бывают ритмичными, в их есть рифма. В этой концовке ощущается ритм и ясно видны слова, последние звуки которых близки по звучанию: «поработаешь» - «не заснешь», «не делает» - «не уснет».

4.Какие жанры сказок стали известны вам в 5 классе? Подготовьте краткий пересказ одной из них.

Мы исследовали три вида сказок: чудесные сказки, сказки о животных, бытовые сказки.

5.Какие художники иллюстрировали народные сказки? Расскажите об одном из них (например, о В. Васнецове, И. Билибине, одругих художниках) или об особенностях их иллюстраций.

Народные сказки заключили в себя мудрость и житейский опыт, накопленные человечеством за многие века. «Сказка ложь, да в ней намек...» Сложно переоценить важность сказок для развития ребенка: сказка учит смелости, честности, доброте, развивает чувство прекрасного. Расскажите ребенку сказку, он обязательно почерпнет из нее что-либо полезное. В этом выпуске русская народная сказка Солдатская шинель .

Солдатская шинель .

Говорил барин с солдатом; стал солдат хвалить свою шинель:

Когда мне нужно спать, постелю я шинель, и в головах положу шинель, и покроюсь шинелью.

Стал барин просить солдата продать ему шинель. Вот они за двадцать пять рублей сторговались. Пришел барин домой и говорит жене:

Какую я вещь-то купил! Теперь не нужно мне ни перины, ни подушек, ни одеяла: постелю шинель, и в головах положу шинель, и оденусь шинелью.

Жена стала его бранить:

Ну, как же ты будешь спать?

И точно, барин постелил шинель, а в головах положить и одеться нечем, да и лежать-то ему жестко.

Пошел барин к полковому командиру жаловаться на солдата. Командир велел позвать солдата.

Привели солдата.

Что же ты, брат, - говорит командир, - обманул барина?

Никак нет, ваше благородие, - отвечает солдат. Взял солдат шинель, расстелил, голову положил на рукав и накрылся полою.

Куда как хорошо, - говорит, - на шинели после походу спится!

Полковой командир похвалил солдата и дал ему еще на чарочку. А барину сказал:

Кто поработает да устанет, тот и на камне спит, а кто ничего не делает, тот и на перине не уснет!

Пусть народная сказка рассказанная малышу, станет хорошей традицией и сблизит вас с малышом.

    коммуникативная

  • регулятивная
  • личностная

Оборудование:

Книга для чтения

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята!

-…, ты меня слышишь?

Мой аппарат работает хорошо.

Кто сегодня дежурный?

Сегодня дежурный…

Какое сегодня число?

Сегодня…

Речевая зарядка:

Р__а ра расстелить

Р__у ру ругать

КР__ы кры накрыться

Расстелить постель

Накрыться одеялом

Я расстелил постель

Работа над темой

  1. Вступительная беседа

Сегодня вторник.

Сегодня внеклассное чтение

2.Сообщение темы

3. Постановка цели

3. Словарная работа

Что такое «Шинель»? Знаете?

Шинель - это военное пальто

Прочитаем слова все вместе.

Олег, прочитай слова.

Света, прочитай слова.

Что значит «сторговаться»?

Прочитаем выражение вместе.

Валера, прочитай слова.

Даша, прочитай слово.

Кто такой «барин»?

Барин - это богатый, уважаемый человек, у которого был свой дом, слуги

Прочитаем слово вместе.

Андрей, прочитай слово

Что значит «бранить»?

Это значит ругать

Прочитаем выражение вместе.

Валера, прочитай слова.

Даша, прочитай слова.

Прочитаем выражение вместе.

Валера, прочитай выражение.

Даша, прочитай выражение.

  1. Чтение сказки

-

  1. Беседа по вопросам

Солдат не обманул барина.

Как вы понимаете эти слова?

Если человек не работает, ничего не делает, он не сможет заснуть даже на хорошей постели, а тот, кто трудится, работает - заснет и на шинели

Рефлексивно-оценочный этап

Просмотр содержимого документа
«Солдатская шинель (Внеклассное чтение) »

Внеклассное занятие

Внеклассное чтение

Чтение сказки «Солдатская шинель»

Цели:

    познавательная

познакомить воспитанников со сказкой «Солдатская шинель », учить читать и отвечать на вопросы;

коммуникативная

формирование коммуникативной культуры воспитанников; развитие речи воспитанников, обогащение словарного запаса по теме (шинель, сторговаться, бранить, барин, фельдфебель);

    регулятивная

развитие внимания, самоконтроля;

    личностная

Оборудование:

Книга для чтения

Ход занятия:

Мотивационно-ориентировочный этап

Здравствуйте, ребята!

-…, ты меня слышишь?

Хорошо ли работает твой аппарат?

Мой аппарат работает хорошо.

Кто сегодня дежурный?

Сегодня дежурный…

Какое сегодня число?

Сегодня…

Речевая зарядка:

Р__а ра расстелить

Р__у ру ругать

КР__ы кры накрыться

Расстелить постель

Накрыться одеялом

Я расстелил постель

Работа над темой

    Вступительная беседа

Ребята, какой сегодня день недели?

Сегодня вторник.

Сегодня внеклассное чтение

2.Сообщение темы

Тема занятия «Чтение сказки «Солдатская шинель»

3. Постановка цели

3. Словарная работа

Что такое «Шинель»? Знаете?

Шинель – это военное пальто

Прочитаем слова все вместе.

Олег, прочитай слова.

Света, прочитай слова.

Что значит «сторговаться»?

Это значит, договориться о цене.

Прочитаем выражение вместе.

Валера, прочитай слова.

Даша, прочитай слово.

Кто такой «барин»?

Барин – это богатый, уважаемый человек, у которого был свой дом, слуги

Прочитаем слово вместе.

Андрей, прочитай слово

Что значит «бранить»?

Это значит ругать

Прочитаем выражение вместе.

Валера, прочитай слова.

Даша, прочитай слова.

Фельдфебель - раньше это было военное звание

Прочитаем выражение вместе.

Валера, прочитай выражение.

Даша, прочитай выражение.

    Чтение сказки

- Откройте учебники по литературе на странице … . Все нашли?

Прочитайте сказку самостоятельно.

Читаем по цепочке по абзацу. Начали.

    Беседа по вопросам

Кто главные герои этой басни?

Главные герои этой сказки барин и солдат.

Как хвалил солдат свою шинель? Найдите и зачитайте.

Понравилась ли барину шинель? Найдите в тексте, что он о ней говорит.

Получилось ли у барина заснуть на шинели? Почему?

У барина не получилось заснуть на шинели. Он не знает, как правильно ее использовать

Как вы думаете, обманул ли солдат барина?

Солдат не обманул барина.

Как же солдат использовал шинель?

Солдат расстелил шинель, голову положил на рукав и накрылся

Чему учит сказка? Найдите в тексте.

Как вы понимаете эти слова?

Если человек не работает, ничего не делает, он не сможет заснуть даже на хорошей постели, а тот, кто трудится, работает – заснет и на шинели

Рефлексивно-оценочный этап

С какой сказкой мы познакомились сегодня на занятии?

Мы познакомились со сказкой «Солдатская шинель»

Вам понравилась сказка? Почему?

Нам понравилась сказка/ нам не понравилась басня, потому что….

Все вы сегодня хорошо работали, отвечали на вопросы, старались говорить правильно. Молодцы! Всем спасибо.

Внеклассное занятие

Внеклассное чтение

Чтение сказки "Солдатская шинель"

Цели:

    познавательная

познакомить воспитанников со сказкой "Солдатская шинель ", учить читать и отвечать на вопросы;

коммуникативная

формирование коммуникативной культуры воспитанников; развитие речи воспитанников, обогащение словарного запаса по теме (шинель, сторговаться, бранить, барин, фельдфебель);

    регулятивная

развитие внимания, самоконтроля;

    личностная

Оборудование:

Книга для чтения

Ход занятия:

Мотивационно-ориентировочный этап

Здравствуйте, ребята!

-…, ты меня слышишь?

Хорошо ли работает твой аппарат?

Мой аппарат работает хорошо.

Кто сегодня дежурный?

Сегодня дежурный…

Какое сегодня число?

Сегодня…

Речевая зарядка:

Р__а ра расстелить

Р__у ру ругать

КР__ы кры накрыться

Расстелить постель

Накрыться одеялом

Я расстелил постель

Работа над темой

Вступительная беседа

Ребята, какой сегодня день недели?

Сегодня вторник.

Сегодня внеклассное чтение

2.Сообщение темы

Тема занятия "Чтение сказки "Солдатская шинель"

3. Постановка цели

3. Словарная работа

Что такое "Шинель"? Знаете?

Шинель - это военное пальто

Прочитаем слова все вместе.

Олег, прочитай слова.

Света, прочитай слова.

Что значит "сторговаться"?

Это значит, договориться о цене.

Прочитаем выражение вместе.

Валера, прочитай слова.

Даша, прочитай слово.

Кто такой "барин"?

Барин - это богатый, уважаемый человек, у которого был свой дом, слуги

Прочитаем слово вместе.

Андрей, прочитай слово

Что значит "бранить"?

Это значит ругать

Прочитаем выражение вместе.

Валера, прочитай слова.

Даша, прочитай слова.

Фельдфебель - раньше это было военное звание

Прочитаем выражение вместе.

Валера, прочитай выражение.

Даша, прочитай выражение.

Чтение сказки

- Откройте учебники по литературе на странице … . Все нашли?

Прочитайте сказку самостоятельно.

Читаем по цепочке по абзацу. Начали.

Беседа по вопросам

Кто главные герои этой басни?

Главные герои этой сказки барин и солдат.

Как хвалил солдат свою шинель? Найдите и зачитайте.

Понравилась ли барину шинель? Найдите в тексте, что он о ней говорит.

Получилось ли у барина заснуть на шинели? Почему?

У барина не получилось заснуть на шинели. Он не знает, как правильно ее использовать

Как вы думаете, обманул ли солдат барина?

Солдат не обманул барина.

Как же солдат использовал шинель?

Солдат расстелил шинель, голову положил на рукав и накрылся

Чему учит сказка? Найдите в тексте.

Как вы понимаете эти слова?

Если человек не работает, ничего не делает, он не сможет заснуть даже на хорошей постели, а тот, кто трудится, работает - заснет и на шинели

Рефлексивно-оценочный этап

С какой сказкой мы познакомились сегодня на занятии?

Мы познакомились со сказкой "Солдатская шинель"

Вам понравилась сказка? Почему?

Нам понравилась сказка/ нам не понравилась басня, потому что….

Все вы сегодня хорошо работали, отвечали на вопросы, старались говорить правильно. Молодцы! Всем спасибо.

Говорил барин с солдатом; солдат стал хвалить свою шинель: «Когда мне нужно спать, постелю я шинель, и в голова положу шинель, и покроюсь шинелью!»

Барин стал просить солдата продать ему шинель; вот они сторговались за двадцать пять рублей.

Пришёл барин домой и говорит жене: «Какую я вещь-то купил! Теперь не нужно мне ни перины, ни подушек, ни одеяла; мою шинель постелить, в голова положить и одеться шинелью!» Жена стала его бранить: «Ну, ты будешь спать?»

«Солдатская шинель». Худ. В. Милашевский

И точно, барин постелил шинель, а в голова положить и одеться нечем, да и лежать-то на ней жёстко.

Пошёл барин к полковому командиру жаловаться на солдата. Командир велел фельдфебелю позвать его.

Привели солдата. «Что же ты, брат, - говорит командир, - обманул барина?» - «Никак нет, ваше высокоблагородие», - сказал солдат, взял расстелил шинель, голову положил на рукав и накрылся полою. Полковой командир ещё наградил солдата.

Вот как поработаешь да долго не спишь, так и на камне заснёшь; а кто ничего не делает, тот и на перине не уснёт!

Размышляем о своеобразии бытовых сказок

  1. Вы прочитали бытовую сказку о солдатской шинели, но только ли о ней хотели рассказать сказители?
  2. Чем прочитанная вами бытовая сказка отличается от волшебных и от сказок о животных?
  3. Можно ли сказать, что концовка сказки похожа на пословицу? Почему?
  4. Какие жанры сказок стали известны вам в 5 классе? Подготовьте краткий пересказ одной из них.
  5. Какие художники иллюстрировали народные сказки? Расскажите об одном из них (например, о В. Васнецове, И. Билибине, о других художниках) или об особенностях их иллюстраций.
  6. Сказка «Солдатская шинель» относится к бытовым сказкам. Различается ли манера сказывания бытовых сказок и волшебных? Чем?
  7. Подготовьте две-три сказки для устного сказывания.
gastroguru © 2017