Сложные слова. Соединительные гласные Е и О. Открытый урок "соединительные о - е в сложных словах"

Большую орфографическую трудность вызывают гласные, которые называются соединительные. "О" и "е" в сложных словах часто не замечают, вследствие чего допускают ошибки. Примечательно, что других букв, соединяющих две основы, нет.

Определение

Если слово состоит из двух и более основ - оно будет именоваться сложным. Например, сельскохозяйственный (сельское хозяйство), мясо-молочный (мясо и молоко), научно-технический (наука и техника), летописец (писать летописи).

В русском языке появились на современном этапе развития в период обилия информации, ведь это позволяет в одном слове уместить несколько понятий.

Явления, когда в образовании сложного слова используется более двух корней, достаточно редки. Например, веломотоспорт.

Образование и варианты написания

Образовываться сложные слова могут различными способами. От этого будет зависеть их правописание. Разберем самые популярные:


Пишут сложные слова в русском языке слитно либо через дефис: сенокос, железнодорожный, вечнозеленый, школа-интернат, динамо-машина, плащ-палатка. Употребление того или иного способа зависит от образования конкретного слова.

Слова с соединительной "о"

Разберем, когда употребляются соединительные "о", "е" в сложных словах. Примеры, когда необходимо писать "о" следующие:

  • железнодорожный;
  • фабрично-заводской;
  • лесостепь;
  • народно-освободительный;
  • железобетон.

Во всех этих словах первая основа оканчивается на твердый согласный, поэтому и требуется употребление соединительной "о".

Слова с соединительной "е"

Теперь следует разобрать сложные слова с соединительной гласной е. Примеры такие:

  • древнерусский;
  • пешеход;
  • овощехранилище;
  • птицелов;
  • кожедел;
  • кашевар;
  • общежитие;
  • путешественник;
  • бурелом;
  • дождемер.

Все эти слова объединяет тот факт, что первая основа оканчивается на мягкий согласный (дождемер, древнерусский), на шипящий (общежитие, пешеход, кашевар) или на "ц" (птицелов). Следовательно, в таких словах следует писать соединительную "е".

Варианты основ

Иногда соединительные "о" и "е" в сложных словах не используются: их заменяют части производных основ. Разберем подобные случаи.

  1. Слово образовано из сочетания наречия с именем прилагательным: малоисследованный, вечнозеленый, сугубоотрицательный, зловеще-гордый. Здесь "о" и "е" - не соединительные гласные, а суффиксы.
  2. Первая часть - глагол в вертихвостка, перекати-поле.
  3. Слово-оттенок цвета. Соответственно, для связи основ используется суффикс -а-/-я-: изжелта-красный, иссиня-черный.

Когда соединительная гласная не нужна

В русском языке немало случаев, когда соединительные "о" и "е" в сложных словах совершенно не нужны. Это происходит в следующих случаях:

  1. Если первая производящая основа - имя числительное в форме родительного падежа: двухспальный, пятидневка, двудонка. В данном случае имеют место суффиксы, омонимичные окончаниям формы родительного падежа.
  2. В ряде случаев слово образовано без данных гласных просто с помощью сложения основ. К примеру, сравним слова "психотерапия" и "психастения". В первом случае слово имеет соединительную "о", а во втором буква "а" - начальная в слове "астения".
  3. Иногда первая производящая основа - начальная форма имени существительного: семяножка (но: семенохранилище), пламяизвергающий (но: пламеносец).
  4. Также первая производящая основа может иметь форму какого-либо падежа. Так, все слова с первой частью сума- и ума- будут писаться без соединительных гласных: умалишенный, сумасшедший.
  5. Многие части - слова иноязычного происхождения: авиа-, авто-, мото, фото-, электро-, квази- и другие. Здесь вне зависимости от твердости/мягкости предшествующего согласного остается первоначальный гласный: квазиинтересный, электродвигатель, авиамоделирование, мотоклуб.
  6. Следует отличать сложные слова от простых. Так, в слове "электрификация" всего один корень электри-. Все, стоящее за ним - это суффикс и окончание. Другое дело слова "электроноситель", "электромонтер", "электродвигатель". В них уже две основы, одна из которых - электро-.

Правописание сложных слов

Соединительные "о" и "е" в сложных словах могут употребляться как при слитном их написании, так и при дефисном. Рассмотрим случаи употребления дефиса.

Составить сложные слова можно с помощью сочинительной и подчинительной связи. Если они образованы первым случаем, то будут писаться через дефис. Другими словами, между частями легко можно поставить союз "и". Разберем примеры, для этого необходимо составить сложные слова: диван и кровать - диван-кровать; научный и технический - научно-технический; русский и английский - русско-английский; фабрика и завод - фабрично-заводской; мясо и молоко - мясо-молочный; военно-медицинский - военный и медицинский и другие.

Сложные слова (существительные и прилагательные) со значением сторон света: западно-европейский, юго-восточный, северо-восток.

Слова, передающие оттенки цветов: малиново-золотой, серо-буро-коричневый, светло-зеленый, пурпурно-синий.

Если слово образовано от имени собственного: лев-толстовский стиль, вальтер-скоттовские идеи, нью-йоркская биржа. Исключение составляют географические названия, образованные из словосочетания существительное и прилагательное: Великие Луки - великолукский, Сергиев Посад - сегриевопосадский, Старая Русь - старорусский.

Слова - научно-технические термины: динамо-машина, вакуум-сушилка, дизель-электрод, стоп-кран, фильтр-пресс.

Слова - обозначения политических партий и течений: вице-мэр, либерально-демократический, социал-демократ, национал-социалистический.

Слово, имеющее в первой части оценочное суждение: горе-жена, рубаха-парень, лапочка-дочка, паинька-сынок.

Если первая производящая основа - обозначение какой-либо латинской буквы: альфа-самец, бета-каротин, гамма-излучение.

Слитно необходимо писать сложные слова, образованные с помощью подчинительной связи: лесоперерабатывающий (перерабатывать лес), старомосковский (старая Москва), летописец (писать летопись), молочноперерабатывающий (перерабатывать молоко), лесозаготовки (заготовки леса).

В сложных словах в качестве соединительных гласных употребляются буквы о и е . Сложные слова, образованные при помощи соединительных гласных о и е или первой частью которых является числительное, пишутся слитно, например: нефтегазодобыча, пятидесятилетие, двухмиллиметровый .

Соединительная гласная О

После основ на твердый согласный (кроме ж , ш и ц ) пишется буква о , например: миро воззрение, вольно любивый .

В немногих сложных словах согласный звук первой основы отвердевает, поэтому пишется соединительная гласная о , например: басно писец, крово обращение .

Соединительная гласная Е

После основ на мягкий согласный, на й , на шипящий звук и ц пишется соединительная гласная е , например: море плаватель, крае ведение, пеше ход, птице водство, сине глазый, больше крылый .

В отдельных случаях в первом слове сложного существительного сохраняется окончание именительного падежа, например: времяпрепровождение, времяпровождение, времяисчисление .

Примечание

Слова на -ификация (электрификация, газификация, классификация и т. д.) не являются сложными. Они образованы при помощи суффикса -ификаци-я , поэтому пишутся с буквой и .

Сложные слова с числительными

Количественные числительные при образовании сложных слов употребляются в форме родительного падежа, например: пяти летка (пяти лет), одиннадцати метровый (одиннадцати метров), сорока минутный (сорока минут).

Числительные сто и девяносто , входя в состав сложного слова, не изменяют своей формы, например: столетие , девяностолетие .

С буквой о пишется и слово сороко ножка .

Числительное тысяча , входя в состав сложного слова, имеет соединительную гласную е , например: тысяче летие .

(6 оценок, среднее: 5,00 из 5 )
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

Урок русского языка в 6 классе.

Учитель: Егорова

Альбина Всеволодовна,

Учитель русского языка

И литературы МБОУ

«СОШ№24» г. Чебоксары

Тема: «Соединительные гласные O-Е в сложных словах »

Цель:

  1. повторить основные способы образования слов;
  2. познакомить со способом образования слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных;
  3. научить выбирать соединительные гласные o-е в сложных словах;
  4. воспитать интерес к слову, показать изобразительные возможности словообразования.

Ход урока

1.Повторение уже известных обучающимся способов образования слов

Дайте связный ответ на вопрос: « Какие основные способы образования слов в русском языке вы знаете? Проиллюстрируйте свой ответ примерами».

Ребята, я хочу вам привести высказывание известного детского писателя К.И.Чуковского:

«Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков. Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла». Согласны ли вы с ним? Попробуйте доказать на примерах точку зрения Чуковского.

Действительно, приставка может до неузнаваемости изменить смысл даже очевидно однокоренных слов. Например: взнос, поднос, перенос, донос, износ, вынос и т.д.

Образуйте от данных слов новое слово при помощи данных приставок и суффиксов. Запишите слова и разберите их по составу:

Исходное слово

Приставка

суффикс

Ехать

Раз-

Ся

Закон

Пара

На-

Ник

Грызть

Ок

Граница

По-

Ник

Тайна

Река

За-

2.Постановка цели урока:

Работа с таблицей:

Внимательно рассмотрите таблицу. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет на уроке речь? Как бы вы сформулировали проблему, над которой мы будем сегодня работать? Определите цели сегодняшнего урока.

(Учитель обобщает ответы детей)

3. Объяснение новой темы

В чем особенность слов, включенных в таблицу? (Все они имеют 2 корня)

С помощью каких гласных они соединяются? Как вы думаете, от чего зависит выбор гласной –о и –е?

Что вы можете сказать о словах, представленных в третьей колонке? Почему они стоят отдельно?

Что бы вы записали на первой строчке таблицы?

Дополните таблицу своими примерами.

Вывод : Соединительная гласная –О пишется после твердых согласных. Не подчиняются правилу согласные –ж,- ш,-ц , после которых пишется соединительная гласная –е.

После основы на мягкий согласный, после шипящих и –ц пишется соединительная гласная – е.

4.Тренировочные упражнения

Творческий диктант

Замените словосочетания одним сложным словом, подчеркните согласную, от которой зависит выбор соединительной гласной.

Помогать взаимно (взаимопомощь)

Любить труд (трудолюбие)

Люди одной фамилии (однофамильцы)

Тот, кто ходит пешком (пешеход)

Тот, кто варит сталь (сталевар)

Заготовка леса (лесозаготовка)

Приспособление для ловли мышей (мышеловка)

Лечение грязями (грязелечение)

Жук, который ест кору (короед)

Тот, который плавает в море (мореплаватель)

5.«Отгадай загадку»

Ребята, мы с вами продолжим словарный диктант, только слова вы должны записать сами. Запишите слово, которое является отгадкой загадки.

1. Заурчу, закричу, под небеса улечу (вертолет, самолет).

2.Хвостом пьет, а клювом отдает (водопровод).

3.Он с хоботом резиновым, желудком парусиновым, а загудит его мотор -глотает он и пыль, и сор (пылесос).

4. У меня который год ежик в комнате живет.

Если пол намазать воском, он натрет его до лоска (электрополотер).

5.Сверху дыра, снизу дыра, а в середине огонь да дыра (самовар).

6.Чудо дворник перед нами, загребущими руками за одну минуту сгреб преогромнейший сугроб (снегоочиститель).

7.Летит птица-небылица, а внутри народ сидит, меж собою говорит (самолет).

8. На что ни взглянет этот глаз- все на картинке передаст (фотоаппарат).

«Найди себе пару»

- Ребята, а сейчас мы с вами поиграем. Каждый из вас получит листок, на котором написано то или иное слово. Ваша задача - найти себе пару и создать сложное слово при помощи соединительной гласной .

(В таблице приведена примерная группа слов, которые раздаются детям)

Вода

О

Падать

Гром

Отводить

Земля

Мерить

Корабль

Крушение

Край

Ведать

Лед

Колоть

Лес

Рубить

Нефть

Провод

Огонь

Тушить

Пешком

Ходить

Птица

Ферма

Рыба

Ловить

5.Изобразительные возможности словообразования

Писатели часто используют известные словообразовательные способы для создания своих, их называют авторскими словами. Например, известный писатель Салтыков-Щедрин, которого вы знаете по его сказкам, создает обличительные слова, необходимые для сатирического изображения современного ему общества: ерундоносная братия, ежоворукавичный смысл, пенкосниматели и т.д.

Современные писатели активно используют возможности словообразования. Прочитаем стихотворение Матусовского, в котором поэт образует новые слова по типу слова разнотравье (цветущие луга).

Кто бы мог еще тягаться

С этой зеленью лесной?

Лето все свои богатства

Рассыпает предо мной.

По достоинству отметить

Мы покуда не смогли

Разнотравье, разноцветье,

Разнолесье всей Земли.

Никогда нам не наскучит,

Никогда не надоест

Разнокрасье, разнозвучье,

Разногрозье этих мест.

Молодых берез соседство,

Одиноких вязов грусть

Принимаю прямо к сердцу,

Что-то выронить боюсь.

Мята, кашка, медуница

Здесь теснятся на лугу.

Вот уж нам пора расстаться,

Да никак я не могу.

Став старее, что ни год я,

Ощущаю все сильней

Разнозлачье, разноплодье,

Разноптичье летних дней.

Выпишите из текста сложные слова, распределяя их в две колонки. На какие группы вы их разделите?

Какие изобразительно-выразительные средства использует поэт для создания образа летнего дня.

6.Рефлексия

С каким новым способом образования слов мы сегодня познакомились?

Отчего зависит выбор соединительной гласной?

7. Объяснение домашнего задания

Я предлагаю вам заняться словотворчеством. Придумайте свои сложные слова на тему «Зима».


Понаблюдаем, как образовано слово самолёт . Сам летает. В слове два корня сам-, лёт-. Слова, имеющие два корня, называются сложными .

Что общего в этих сложных словах: самолёт, самовар, самокат, самоделка, самолюбие?

Самовар сам варит, второй корень вар-.

Самокат сам катает, катит, второй корень кат-.

Самоделка - сам делает, дело, второй корень дел-.

Самолюбие - чувство собственного достоинства - сам, любит, корень люб-.

Сам - первая часть сложных слов.

Понаблюдаем, какие буквы гласных соединяют два корня в сложных словах.

мореход (ходит в море, корни мор-, ход-),

пар оход (ходит на пару, корни пар-, ход-)

камн епад (падают камни, корни камн-, пад-),

звезд опад (падают звёзды, корни звезд-, пад-)

В словах мореход и камнепад первый корень оканчивается на мягкий согласный звук р" и н" , корни соединяет буква Е.

В словах пароход и звездопад первый корень оканчивается на твёрдый согласный звук р и д, корни соединяет буква О.

Чаще всего корни в сложных словах соединяют буквы гласных о или е. Эти буквы называют буквами соединительных гласных.

Как нужно действовать, чтобы правильно написать букву соединительной гласной в сложных словах?

1. Убедись, что слово сложное: найди корни и устно подбери к каждому однокоренные слова.

2. Если слово сложное, послушай, на какой согласный звук оканчивается первый корень. Если на твёрдый - надо писать О, если на мягкий - Е.

Буква Е бывает после непарных твёрдых: ж, ш, ц.

Определите, какую букву надо писать на месте пропуска.

Многолетний - много лет, корни мног-, лет-, буква соединительной гласной О,

путеводитель - путь, водить, корни пут-, вод-, буква соединительной гласной Е,

древнерусский -древний, Русь, корни древн-, рус-, буква соединительной гласной Е,

водоплавающие - вода, плавать, корни вод-, плав-, буква соединительной гласной О.

Образовываем сложные слова

Какими сложными словами можно заменить эти предложения?

1) Поток воды, который падает с большой высоты.

2) Человек, который пашет землю.

3) Зверьки, похожие на мышей, которые роют землю.

4) Жук, который ест кору.

5) Человек, идущий пешком.

Проверь себя: водопад (корни вод-, пад-), землепашец (корни земл-, паш-), землеройка (корни земл-, рой-), короед (корни кор-, ед-), пешеход (корни пеш-, ход-).

Как называются эти сказочные предметы?

Сапоги — самоходы, скатерть — самобранка, гусли - самогуды.

Какой общий корень есть в этих словах? Корень сам-.

Почему так называются именно сказочные волшебные предметы? Сапоги сами ходят. Скатерть сама собирает еду (брать в значении доставать еду). Гусли сами играют, гудят.

Находим сложные слова в стихотворных строках:

Спозаранок скачут птицы

По заснеженным ветвям -

Желтогрудые синицы

Прилетели в гости к нам.

(Ю. Синицын)

Пришла весна! Весна-красна

С зелёной травкой у окна.

Повесила серёжки

Берёзе-белоножке.

(Е. Трутнева)

По оврагам, по обрывам,

Через пальцы ивняка

Льётся тихо и пугливо

Желтолистая река.

Школьный дом одноэтажный

Улыбается окном.

Грач по нивам бродит важно,

Словно сельский агроном.

(М. Исаковский)

Листопад! Листопад!

Лес осенний конопат.

Налетели конопушки,

Стали рыжими опушки.

(Н. Егоров)

Сложные слова:

желтогрудые - с жёлтыми грудками, корни желт-, груд-;

белоножка - с белой ножкой, ногой, корни бел-, нож-;

листопад - падают листья, корни лист-, пад-;

желтолистая - с жёлтыми листьями, корни желт-, лист-;

одноэтажный - с одним этажом, корни одн-, этаж-.

О каком человеке можно так сказать?

Лежебока - любит лежать на боку, корни леж-, бок-, первый корень оканчивается на ж, пишем букву е;

сладкоежка - в качестве еды любит сладости, корни слад-, еж-;

пустослов - говорит пустые слова, корни пуст-, слов-.

Эти слова называют черты характера человека. Объясним значение слов.

Трудолюбивый - любит труд, корни труд-, люб-;

слабовольный - слабая воля, корни слаб-, вол-;

милосердный - милое сердце, корни мил-, серд-;

добродушный - добрая душа, корни добр-, душ-;

благородный - благо роду, корни благ-, род-.

Как ты назовёшь человека, у которого великая душа, острый ум, ясные глаза, тёмные волосы?

Великая душа - великодушный (корни велик-, душ-),

острый ум - остроумный (корни остр-, ум-),

ясные глаза - ясноглазый (корни ясн-, глаз-),

тёмные волосы - темноволосый (корни темн-, волос-).

Прочитаем фамилии, подумаем, сложные ли это слова.

Добролюбов - любить добро, корни добр-, люб-. Николай Добролюбов - русский писатель.

Добронравов - добрый нрав, корни добр-, нрав-. Николай Добронравов — поэт-песенник.

Боголюбов - любящий бога, корни бог-, люб-.

Краснощёкова - красные щёки, корни красн-, щёк-.

Сложные слова называют людей по профессии.

Полководец - водит за собой полки, корни полк-, вод-,

баснописец - пишет басни, корни басн-, пис-,

пчеловод - разводит пчёл, корни пчел-, вод-,

водопроводчик — проводит воду, корни вод-, вод-, приставка про-,

сталевар - варит сталь, корни стал-, вар-,

птицелов - ловит птиц, корни птиц-, лов-, первый корень оканчивается на ц , пишем е .

Послушайте текст, определите, сколько сложных слов встретилось.

Москву основал князь Юрий Долгорукий. Москва сначала была деревянной крепостью, огороженной частоколом из брёвен. Дубовые стены Кремля сменились белокаменными. Тогда-то Москва и получила имя на все времена - белокаменная. А ещё златоглавая, с золотыми головами, куполами храмов. Чистопрудный бульвар - одна из старых улиц в центре Москвы.

Долгорукий - долгие руки, корни долг-, рук-,

частокол — забор из тесно вбитых кольев, корни част-, кол-,

белокаменная - построена из белого камня, корни бел-, камен-,

златоглавая - с золотыми головами, корни злат-, глав-,

Чистопрудный - чистые пруды, корни чист-, пруд-.

Рыба краснопёрка очень красива. Спина у неё зелёная, на боках золотистая чешуя с коричневой каёмкой по бокам. Глаза оранжевые, губы жёлтые. Прозвище своё рыбка получила за окраску плавников. (По Н. Осипову)

Растёт травинка, прямая, крепкая, а на конце её зелёная щёточка вверх торчит. Так выглядит лисохвост. Конечно, такой хвостик даже для лисёнка маловат, а всё ж на хвостик похож.

Водомерка - так назвали насекомое, которое быстро бегает по воде, как будто хочет измерить расстояние.

Горихвостка - сложное слово, состоящее из двух корней гор- и хвост-. Однокоренные слова: гореть, хвостик.

Краснопёрка - сложное слово, состоит из двух корней: красн- и пёр-. Однокоренные слова: красный, перья.

Лисохвост - корни лис-, хвост-. Родственные слова: лиса, хвостик.

Водомерка - корни вод-, мер-. Вода, измерить.

gastroguru © 2017