Пространственное смешение цветов. Оптическое смешение цветов. Цвет лесной зелени

Вот что раскопала в закромах: когда-то помогала супругу готовить статью для публикации. На самом деле в этой статье доступно и популярно излагается очень ценная информация из книг, которые входят в секретный список преподавателей питерской академии. А книги редкие: четырнадцать лет назад их можно было только конспектировать в читальном зале изумительной академической библиотеки. И помню впечатление от прочитанного. Это было потрясающе - многие вещи в голове сразу встали на место. Чувствую, что просто обязана дальше нести знание в массы.
Если что, я училась в Академии, примерно как Гэтсби учился в Оксфорде - это был трехмесячный курс факультета повышения квалификации преподавателей. Исключительно полезный опыт, потрясающие люди.
Вот фоточка того времени:

А вот и сама статья:

Оптическое смешение красок и световые эффекты в живописи

Одной из основных проблем современного положения дел в обучении живописи является ощутимый упадок технического мастерства художников живописцев, что не может не сказаться и на художественных достоинствах их произведений. Причиной тому слабая теоретическая информированность и отсутствие практического опыта в освоении различных традиций построения живописного изображения. Отсюда прямолинейный подход к решению цветовых задач, грубая и однообразная манера письма. Неоспоримую актуальность приобретает обращение к более глубокому изучению свойств цвета и красочного материала, возможность обогатить живописный язык дополнительными возможностями.
Оптическое смешение цветов является одним из мощных выразительных средств живописи, расширяющим границы палитры и придающим новые измерения восприятию глубины и светоносности пространства.
Существуют две системы живописи, основанные на оптическом смешении красок и два основных вида такого смешения. Красочное вещество различных цветов не смешивается при этом на палитре, а располагается на картине таким образом, чтобы оказать особое, совместное воздействие на зрительное восприятие.
Оптическое смешение красок по принципу старых мастеров подразумевает многократное просвечивание различных цветных слоев друг через друга: свою роль играет цвет грунта, подмалевок, собственно живопись и лессировки.
Другой метод оптического смешения красок, разработанный в девятнадцатом веке французскими художниками таких направлений, как импрессионизм, пуантилизм, дивизионизм, опирается на свойство положенных рядом пятен цвета сливаться на расстоянии в единый красочный тон.
Оба метода требуют известного воспитания глаза и практики. Большую помощь художнику может оказать и знание теоретических основ физических и физиологических законов, позволяющих классифицировать оптические явления.
Эти знания важны для любых художников, даже предпочитающих смешивать краски на палитре и работающих в манере, далекой от двух названных традиций, и позволяют повысить и обогатить технику живописи.

Красочный эффект старинной живописи слагается из просвечивания красочных наслоений и грунта. Грунту отводится важная роль. Выбор цвета грунта зависит от светового и красочного эффекта картины. Светлая живопись требует белого грунта; живопись, в которой преобладают глубокие тени - темного. Светлый грунт сообщает теплоту краскам, нанесенным на него в тонком слое, но лишает их глубины; темный грунт сообщает глубину и холод.
Цветные грунты, полученные покрыванием белого грунта какой либо прозрачной краской, поглощают свет, поэтому не делаются слишком темными, цветные грунты с корпусной краской отражают и поэтому могут быть взяты более темными. Наиболее универсальным для различных художественных задач считается светло-серый нейтральный грунт.
Большое значение в классической живописи имеет подмалевок. По белому грунту подмалевок выполняется прозрачной коричневой краской. Затем следует прописка форм белой и черной красками таким образом, чтобы коричневая подготовка просвечивала повсюду, кроме бликов. В подмалевке тени выполняются значительно светлее, чем должно быть в законченном виде, с учетом последующих лессировок. Если подмалевок выполняется по серому грунту, то коричневой краской тушуются тени предметов, света проходят белилами, а в полутонах оставляется серый грунт.
На цветном грунте подмалевок ведется дополнительной по цвету краской, например, по красному грунту - в зеленовато-сером тоне и т. д.
Далее следует основной живописный слой. Света и полутона прописывают в локальных тонах значительно светлее, чем они должны быть в законченном виде. Тени зачастую лессируют прямо по подмалевку.
Если живопись ведется по темной основе, то ее тона составляются без черной и вообще темной красок, так как последние уже заложены в темном грунте. Краски наносятся густо в светах и тонко в полутонах, где позволяют просвечивать грунту, дающему в этом случае возможность воспроизводить холодные переходы в тонах тела, не прибегая при этом к введению на палитру синих, черных и зеленых красок.
Завершается живопись лессировками, которые наносятся на хорошо просохший слой краски.
Лессировками называются тонкие, прозрачные и полупрозрачные слои красок, наносимые на другие краски для придачи последним желаемого интенсивного и прозрачного тона.
Краски обладают различной степенью прозрачности; почти все они, кроме самых кроющих, пригодны для лессировок.
Краски для лессировок разжижают маслами и лаками. Лессировать можно цельными красками или их смешением. С помощью лессировки можно усилить или наоборот погасить силу и яркость тона. Под лессировкой живопись становиться более темной и теплой, особенно если лессировки в картине многочисленны.
Живопись, исполненная лессировками, приобретает на основании законов оптики необычайную насыщенность и звучность красок, придающих ей особую красоту, недостижимую в живописи корпусными красками, но у нее есть и слабые стороны.
Лессировки вследствие своего физического строения сильно поглощают свет, и поэтому картина, исполненная ими, требует для своего освещения значительно большего количества света, чем живопись, выдержанная в корпусных красках, которые больше отражают свет, чем поглощают. Живопись лессировками лишена воздушности, которая достигается в живописи с матовой поверхностью, сильно отражающей и рассеивающей свет.
В силу этих причин лессировочная живопись не всегда отвечает задачам современного художника. Больший интерес в настоящее время представляют полулессировки.
Полулессировка наносится тонким полупрозрачным слоем. С оптической точки зрения подобный слой красок представляет собой один из видов так называемых «мутных сред», которым обязаны некоторые из видимых цветов природы (синий или красный закатный цвет неба и д. р.). На том же оптическом основании светлые полупрозрачные тона красок при нанесении на темную поверхность дадут тона с холодным оттенком; те же краски на белой поверхности будут выглядеть значительно теплее. В природе этот эффект можно наблюдать на примере струйки дыма: на фоне черной земли она выглядит голубой, но становиться желтоватой, когда через нее просвечивает светлое небо. Так старые мастера получали свои серые переходные полутона в живописи тела, нанося полупрозрачные светлые краски на коричневую основу.
Полулессировки придают живописи своеобразную красоту. Они не блещут силой и яркостью, но получить эти оттенки физическим смешением красок на палитре невозможно.

Открытие другого метода оптического смешения красок обычно приписывается импрессионистам, но нельзя не заметить его зарождения уже в старинной живописи. Так произведения Тициана (особенно позднейшего периода его творчества) более «импрессионистичны», нежели произведения Боттичелли, а Рембрандт уже более импрессионист, чем Тициан. В живописи Вермеера заложены почти все открытия нового времени в области цвета.
Однако в единую стройную систему эти находки были сведены в конце девятнадцатого века художниками дивизионистами, практикующими «разделение тонов», живопись при этом представляет собой мозаику цветных мазков: краски близки по чистоте к спектральным и смешиваются оптически на расстоянии.
Той же эпохе принадлежат первые опыты цветной фотографии. С экспериментами дивизионизма перекликается изобретение братьев Люмьеров – автохромные фотографические пластинки, где изображение состоит из мелких крупинок, причем не «основных» цветов берлинской лазури, кармина и желтой, принятых во всех руководствах, а из красного (близкого к киновари), изумрудно- зеленого и синего (с оттенком фиолетового). Но дальнейшие опыты показывают, как из различных группировок трех люмьеровских красок можно составить любые оттенки. Например:
Сине-фиолетовая + изумрудная = голубая
Сине-фиолетовая + красная = пурпуровая
Красная + зеленая = желтая.
Подобным же образом происходит оптическое смешение цветов на экране современного телевизора; при этом «работают» три «люмьеровских» основных цвета.

Механическая смесь
Ученикам обычно объясняют происхождение оттенков из трех основных цветов - красного, желтого и голубого. Попарная механическая смесь образует оранжевый, зеленый и фиолетовый, а смесь всех трех основных цветов дает цвета с пониженной яркостью.
Но для практических целей эта теория не всегда подходит. Смешивая основные цвета, нельзя получить чистые и яркие зеленый, фиолетовый и оранжевый - приходиться прибегать к более ярким готовым пигментам. Чем больше компонентов включает механическая смесь, тем больше в ней доля серого, тем слабее яркость красок.
Если в картине требуется передать максимум света, это требуется делать чистыми красками, готовыми пигментами. Но как тогда быть с богатством оттенков видимого мира?
Если требуется написать солнечную зелень, освещенную красноватыми лучами, то механическая смесь красного и зеленого непременно окажется грязной и тусклой. Однако достаточно в промежутки между мазками спектрально-чистой зелени вписать красные или оранжево-красные, чтобы зелень загорелась теплым светом, не теряя своей чистоты.
Понижение светосилы тройными смесями в светах ведет к тому, что и без того короткая шкала красок сокращается еще больше. Если затемнить светлый конец шкалы, то на темном конце все равно не будет ничего, кроме черного, что приведет к черноте и тусклости колорита.

Оптическое смешение
В отличие от механического, оптическое смешение происходит в глазу человека. Результаты оптических и механических смесей существенно различаются. Для их изучения можно провести ряд лабораторных опытов.
Можно пользоваться волчком с вырезками цветной бумаги: при вращении волчка цвета оптически смешиваются.
Можно делать выкраски тонких полосок чередующихся цветов. Если же заменить полоски длинными узкими треугольниками, входящими друг в друга, то можно проследить растяжку оттенков от цвета к цвету, чистотой своих переходов близко напоминающую спектр.
Смеси могут составляться как из светлых (разбеленных), так и темных тонов, дающих красивые теневые сочетания, без следа той глухости, что есть в готовых темных пигментах.
Всякий разложенный тон не только выигрывает в чистоте и светосиле, но и лучше передает неуловимую игру сложных воздушных оттенков природы.
В работе удобно обращаться к цветовому кругу. В круге располагаются десять цветов в порядке спектра: красный, оранжевый, желтый, желто-зеленый, зеленый, зелено-голубой, голубой, синий, фиолетовый и пурпурный.
Два диаметрально противоположных цвета (при условии правильного подбора оттенков) оптически обесцвечиваются, дают белый или серый: пурпурный + зеленый, синий + желтый и т. д., поэтому называются дополнительными.
Два цвета, не лежащие на одном диаметре, дают промежуточный цвет, который надо искать по меньшей дуге окружности между этими цветами, ближе к цвету, который в большем количестве входит в смесь. Красный и зеленый дают оранжевый, желтый, желто-зеленый; фиолетовый и зелено-голубой дают синий и голубой.
Только серых оттенков можно составить из пяти комбинаций. Хотя все смеси и дают впечатление серого цвета, каждая индивидуальна; выбор диктуется художественной задачей - так, голубая стена, освещенная золотистым светом, будет передаваться мазками оранжевого и голубого.
Вот несколько характерных смесей, неожиданных на первый взгляд:
1 Красный + зеленый = оранжевый, желтый, желто- зеленый.
2 Красный + желто-зеленый = оранжевый, желтый.
3 Фиолетовый + зеленый = голубой, синий.
4 Фиолетовый + оранжевый = пурпурный, красный.
5 Желтый + фиолетовый.= пурпурный, красный, оранжевый
6 Оранжевый + светло-синий = розово-сиреневый
7 Оранжевый + зелено-голубой = желто-зеленый
Все эти смешения резко отличаются от соответствующих механических смесей. Только соседние по спектру цвета дают одинаковые результаты.
Смеси могут составляться и из двух, и из большего количества цветов.
Восприятие картины, построенной на оптическом смешении цветов, зависит от ряда дополнительных факторов.
Дистанция- расстояние до картины увеличивается по сравнению с традиционным.
Масштаб мазка - зависит от размера картины и художественных задач. Не стоит доводить технику до фанатизма, превращать ее в механический труд.
Освещение картины - свет должен быть белым и ровным; искусственный свет, отличающийся по спектру от дневного, может разрушить впечатление от картины; то же касается и искажения цвета в репродукциях.
Картина- мозаика перестает быть застывшей и неподвижной, достигается неуловимое мерцание, неопределенность и изменчивость тонов, свойственных природе.
В повседневной работе над учебными этюдами студентам, даже только начинающим освоение масляной живописи, на основании вышеизложенного материала, можно дать ряд рекомендаций.
– Беречь отражающие свет свойства грунта; избегать тянущих грунтов.
– Грамотно использовать подмалевок прозрачными красками.
– Стремиться разнообразить живопись по толщине и фактуре красочного слоя, использовать просвечивание прозрачных красок.
– Писать света спектрально чистыми красками или использовать в светах оптические смеси спектрально чистых красок.
– Не стремиться к особенной однородности смеси красок на палитре: прожилки живого цвета в следах мазков кисти или мастихина на картине придают ей движение и мерцание цвета.
– Разнообразить приемы наложения краски: она может быть текучей или почти сухой,- первое подходит для подмалевка или лессировки, второе - для торцовки и работы «сухой кистью», создающей разнообразные зернистые рыхлые фактуры и красивые наслоения цветов.
Изучение и осмысленный отбор разнообразных методов создания живописного изображения играют важную роль в формировании художника- профессионала и его неповторимой творческой индивидуальности.

Библиография:
1. Вибер Ж. Живопись и ее средства. Перевод с французского. М., Издательство Академии художеств СССР. 1961.
2. Фейнберг Л.Б. Лессировка и техника классической живописи. М. – Л. «Искусство», 1937.
3. Фельдман В. А. Свет и чистота красок в живописи. Принципы импрессионизма. Киев, типография Кульжеико, 1915.
4. Киплик Д. И. Техника живописи. М. – Л. «Искусство», 1950

Принято выделять 3 основных цвета: желтый, синий и красный.

Путем смешивания из этих трех цветов теоретически можно создать все остальные (хотя художники заметят, что это не так просто).

Смешанные в равных частях два основных цвета дают 3 вторичных цвета: зеленый, оранжевый и фиолетовый

Эти цвета называются бинарными.

Продолжив смешивать, из смешения основного сцета с бинарным, мы получим третичный цвет.

Комплиментарные цвета

Про комплиментарные цвета я уже писала в посте .
При смешении двух комплиментарных цветов, расположенных друг напротив друга на цветовом круге, получается нейтральный темно-серый.

Новый цветовой круг

Изменяя насыщенность и интенсивность можно получить большее разнообразие цветового круга:

На самом деле между цветами в спектре нет четких границ - каждый цвет постепенно переходит в соседний.

Цветовые схемы

В нашем новом цветовом круге действуют те же схемы, о которых я писала в первом посте

Аналогичные цвета (расположены рядом)
Комплиментарные цвета (расположенные на кругу напротив)
Сплит-комплиментарная (два смежных с комплиментарным цвета) и триада. Такие треугольники:

Чуть сложнее четырехугольник, где цвета попарно комплиментарны:

Цветоведение

Красный оттенок считается самым теплым цветом (цвет раскаленного метала или вулканической лавы), а синий - самым холодным (цвет воды, льда). Тем не менее имейте в виду, что температура цвета всегда относительна: сине-фиолетовый, к примеру - это холодный цвет, но он выглядит более теплым, если стоит рядом с сине-зеленым.

Немного о колористике

Ахроматические цвета (черный, белый, серый) различаются только по светлоте, степени приближения к белому цвету.
Наш глаз способен распознать более 600 переходов по светлоте.

Хроматические цвета отличаются целым рядом признаков:

Цветовой тон
Это основной признак хроматического цвета: зеленый, красный, синий и т.п.

Светлота
Помимо приближенности к белому цвету, хроматические цвета отличаются по светлоте между собой. Желтый светлее фиолетового, голубой светлее синего, розовый - красного. Это легко можно проверить, если перевести цветную картинку в черно-белый формат.

Чистота
К чистым относят только спектральные цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый

Насыщеннось
Отличие хроматического цвета от ахроматического. Чем сильнее отличается, тем насыщеннее. К наиболее насыщенным можно отнести пурпурный и ультрамарин.

Интенсивность
Степень яркости цветового пятна. Зависит от интенсивности отраженного от него света. К наиболее интенсивным можно отнести лимонно-желтый, ярко-красный, ярко-оранжевый.

Психология цвета

Ученые давно изучают влияние цвета на человеку. В общем случае было выявлено, что цвета желто-красной цветовой гаммы влияют на человека положительно, сине-фиолетовой - отрицательно, а зеленый относится к нейтральным.

Однако, разные люди воспринимают цвета по-разному, поэтому не существует интерьера, в котором уютно будет всем без исключения.

Проценты и соотношения

Очень часто, когда мы ищем цветовые схемы, мы видим подобные иллюстрации:

На самом деле цвета используются не в равных пропорциях.

Предлагаю рассмотреть иллюстрации ниже, чтобы разобраться, почему эта рекомендация верна только в общем случае (спасибо за них компании Dulux):

Пастельные оттенки. Они не настолько интенсивны, чтобы подавлять друг друга.

В случае с яркими цветами, мы можем взять аналогичный оттенок и тогда тоже пропорция будет не столько важна.

Два примера, когда насыщенного цвета немного и когда его много:

Насыщенные цвета приблизительно в равных пропорциях, но белый служит вспомогательным цветом.

Подробнее об основных, дополнительных и вспомогательных цветах я расскажу через неделю. А также вместе пособираем цветовые комбинации.

Человек знает больше, чем может объяснить. Это явление называют по-разному: интуицией, шестым чувством, подсознанием, зовом сердца - как угодно. И вы его переживали неоднократно. Например, когда вы смотрите на фото интерьера, видите обстановку, цвет и чувствуете: что-то не так - или наоборот: отлично - а объяснить почему, не можете. К выбору цвета люди также подходят интуитивно: почему-то нравиться, а почему?… Но, сегодня мы постараемся сделать так, чтобы одной загадкой стало меньше.

Что означает сочетание цветов. Для чего сочетать?

Сочетание цветов - это результат взаимодействия всех используемых цветов и оттенков.

Чтобы разобраться с сочетанием цвета нужно вникнуть для чего это делать. Цвет в интерьере воздействует на визуальное восприятие человеком - это не только красиво и не красиво, но и направленные визуальные восприятия: пространства, перспективы, баланса, настроения, температуры.

Пространство - цветом можно визуально увеличить или уменьшить пространство.

Перспектива - цветом можно удалить или приблизить предметы в интерьере, сочетанием цветов можно создать передний и задний планы.

Баланс - цветом и сочетанием цветов, уравновешивают общее восприятие интерьера, или вводят дисбаланс, чтобы изменить характер интерьера.

Настроение - есть легкие радостные цвета и противоположные им: тяжёлые, угрюмые, строгие.

Температура - цветом воздействуют на восприятие человеком тепла в помещении: утепляют и охлаждают интерьер.

Также, цветом можно выразить различные ассоциации: небо, землю, песок, отношение историческому периоду или региону.

Цвета, которые мы используем в интерьере работают совместно. Один цвет может усилить, ослабить или видоизменить другой цвет и его восприятие. Например, нейтральный заиграет розоватыми оттенками в окружении ярко-желтого цвета:

И в окружении красного, он таким уже не является:

Хотя, это одинаковый однотонный серый цвет, а изменённая цветовая тональность возникает только в наших глазах. Также присмотритесь, в окружении жёлтого цвета, серый выглядит темнее, а в окружении красного светлее, но опять же - это изменение происходит только в наших глазах.

Если неосмысленно наполнять интерьер разными цветами, то в конечном итоге, можно получить цветовой хаос. Чтобы этого не произошло, следуйте правилам гармоничных сочетаний. О них и пойдет речь далее.

Правила гармоничных сочетаний

Гармоничные сочетания - это сочетания между собой отличающихся цветов для создания визуального балансового единства и уравновешивания всей цветовой композиции в интерьере. Отличия в цветах называются контрастом.

Контраст - визуальная разница между цветами относительно друг друга. Чем больше отличие в цветах, тем больший между ними контраст или по-другому можно сказать - цвета больше контрастируют друг с другом. Когда отличия в цветах достигают предела - это называется полярный контраст. Самый сильный полярный контраст - контраст сочетания чёрного и белого цвета.

В понимании большинства людей гармоничные цвета это похожие цвета. От части, это верно, но, лишь от маленькой части. Гармоничные цветовые сочетания работают как в близких цветовых комбинациях, так и далёких. Рассмотрим варианты цветовых сочетаний и начнём с самых понятных и привычных.

Монохромное сочетание цветов

Монохромное сочетание происходит от понятия один цвет. Этот вариант сочетаний разделяется на два вида: чёрно-белое сочетание, и сочетание в рамках одного цветового тона

Чёрно-белое сочетание цветов

Чёрно-белое монохромное сочетание - происходит при использовании чёрного, белого и серого цвета производного от чёрного и белого. Контраст между белым и чёрным цветом самый сильный из всех контрастов.

Сочетание чёрного и белого цвета изначально гармонично.

Чёрно-белым может быть как весь интерьер, так и отдельная часть интерьера, в этом случае, произойдет визуальное цветовое зонирование.

Если вы выбрали чёрно-белый интерьер, то, при последующем желании, его можно трансформировать в другую цветовую комбинацию, так как чёрный и белый цвета универсальны и совместимы со всеми цветами.

Чёрный, белый, серый цвет - могут присутствовать при любом цветовом сочетании, не нарушая гармоничности.

Монохромное сочетание цветов с одним хроматическим цветом

Монохромное сочетание происходит при использовании одного цветового тона хроматического цвета с последующим его осветлением, затемнением, или изменением насыщенности. Цветовой тон - это любой оттенок из хроматических цветов, то есть любой цветной.

В монохромной цветовой палитре гармония достигается за счёт гармоничности близких цветов. Посмотрим на примерах, какие цветовые вариации приобретает жёлтый цвет в монохромной цветовой палитре.

Осветление жёлтого белым:

Затемнение жёлтого чёрным:

Изменение жёлтого по насыщенности - затемнение жёлтого серым:

Монохромное цветовое сочетание выбирают люди, которым нравиться один определённый цвет. Присмотритесь, сколько вариаций возникает с одним цветом при простых процедурах: изменения насыщенности, осветления, затемнения - может быть этого разнообразия и вам окажется достаточно.

Контрастные сочетания хроматических цветов и оттенков

Контрастные сочетания хроматических цветов, основаны на сочетании противоположных цветов цветового круга:

Цвета, расположенные напротив, являются максимально контрастными. Применение чистых хроматических цветов в интерьере не всегда удобно из-за излишней яркости. Чтобы сделать цвета более приглушенными их осветляют или затемняют и сочетания цветов строятся по цветам соответствующей светлоты, для этого применяют цветовой круг с осветлённой и затемнённой палитрой:

Сочетание хроматических цветов считается гармоничным, когда при, условном, смешении всех используемых цветов получатся чёрный или серый цвет без цветного оттенка.

Под условным смешение цветов подразумевается то, что цвет уже содержится в материальном объекте, и смешать механически его нельзя, можно только, мысленно представить.

Рассмотрим как образуются контрастные сочетания хроматических цветов.

Сочетание двух цветов. Контраст дополнительных цветов

Контрастное сочетание двух цветов строится на противопоставлении противоположных цветов в цветовом круге:

Для чистого жёлтого цвета, противоположным будет фиолетовый цвет. Для осветленного жёлтого осветлённый фиолетовый.

Противоположный цвет в интерьере вводится, для создания сильного акцента или визуального балансового равновесия.

Сочетание трёх цветов

Для определения трехцветного гармоничного сочетания, цвета в цветовом круге соединяются равносторонним или равнобедренным треугольником.

Трехцветная модель гармоничного сочетания, делает интерьеры разнообразнее и богаче по цветам. Если ваш любимый цвет жёлтый и зелёный, то третьим дополнительным цветом к нему будет красно-оранжевый. Если эта вариация не подходит, то посмотрите на цветовые комбинации из четырёх цветов.

Сочетание четырёх и более цветов

Аналогично, если вписывать в цветовой круг: квадрат, прямоугольник, шестиугольник - образуются равновесные цветовые комбинации.

Многоцветные модели уводят в большую цветовую вариативность. Однако, стоит не забывать, что вариативность рассеивает взгляд, а чрезмерное разнообразие цветов может привести к цветовому хаосу.

Однополярное сочетание или сочетание аналогичных цветов

Модель полярного или аналогичного сочетания строится вокруг одного основного цвета и близких к нему оттенков, содержащих, дополняющие цвета.

Аналогичная модель для основного жёлтого цвета состоит из сочетания: жёлтого, зелёного и оранжевого цветов:

Если ваши цветовые вкусы лежат в области похожих цветов, то вы можете воспользоваться моделью аналогичного сочетания.

Созвучное сочетания цветов и оттенков. Цветовой шар Иттена

Созвучное сочетание цветов отличается от контраста дополнительных цветов тем, что правила контрастов учитывают дополнительную контрастность между затемнёнными и осветленными хроматическими цветами, и участие ахроматических: белого, серого и чёрного цвета - в комбинации цветовых сочетаний. Для определения цветового созвучия применяется цветовой шар Иттена, от имени художника и колориста, изучавшего теорию цветового воздействия на человека.

Середина шара -линия экватора, это хроматические основные и дополнительные цвета, в их максимальной тональности.

При движении от экватора к условному северу, хроматические цвета осветляются добавлением белого цвета, полюс имеет естественный белый цвет.

При движении от экватора к южному полюсу, хроматические цвета затемняются и на полюсе образуется естественный чёрный цвет.

Для упрощения представления шара отобразим его развертку на плоскости:

Чтобы определить созвучность цветов, нужно мысленно представить, что центральная точка шара - это точка баланса. Далее, соединяя цвета по линии экватора или под углами, мы определяем созвучные контрастные цвета. Как и в случае с сочетанием противоположных цветов, применяются модели: двух, трёх, четырёх и многоцветных сочетаний. Рассмотрим некоторые варианты на примерах.

Созвучное сочетание двух цветов

Контрастное сочетание двух цветов строится на противопоставлении противоположных цветов в цветовом шаре. Соединив два цвета на экваторе - получаем контраст дополнительного цвета. Далее, переместив один конец стрелки к северу, второй конец переместится к югу, то есть, осветлённый цвет будет сочетаться с его противоположным затемнённым. Рассмотрим на примере жёлтого цвета. Для чистого жёлтого цвета противоположный - фиолетовый цвет:

Переместимся по жёлтому на один уровень вверх к белому и, соответственно, на один уровень вниз сместится фиолетовый, то есть затемнится. Получаем сочетание: осветлённый жёлтый - затемнённый фиолетовый.

Созвучное сочетание трёх цветов

Контрастное сочетание трёх цветов строится на противопоставлении трёх дополнительных цветов в цветовом шаре, соединённых, вершинами равностороннего и равнобедренного треугольника. Соединив три цвета на экваторе, мы получим контраст дополнительных цветов. Далее, вращая треугольники, мы получаем множественно созвучных цветовых оттенков.

Для чистого жёлтого цвета, как и в контрасте дополнительных цветов, противоположные - чистый синий и чистый красные цвета:

Сместимся к северу по жёлтому - к югу по синему и красному и получим сочетания: осветлённого жёлтого, с затемнёнными синим и красным:

Аналогично, можно смещать и вращать треугольник как угодно внутри шара, изучая получившиеся цветовые созвучия.

Созвучие дополнительных цветов поможет создать в интерьере четкие цветовые акценты.

Созвучное сочетание цветов четырёх и многоцветных моделей

Также, как мы вписывали в шар треугольник, и находили цветовые созвучия, аналогично вписав: квадрат, четырёхугольник, трапецию - вы получите цветовые созвучия четырёх цветов.

Последовательно вписывая в шар многоугольные геометрические фигуры, вы найдёте множество вариаций цветовых созвучий.

Отличия созвучного сочетания от сочетания дополнительных цветов, в том что задача созвучия не противопоставить цвета, а усилить значение заданного цвета за счет ослабления контрастного ему цвета или группы цветов.

Как применить знания

Для тех, кто внимательно дочитал до этих строк, напомним, в начале статьи мы обещали, что цветовой мир вокруг вас измениться. И, чтобы вы это осознали, попробуйте сейчас посмотреть на интерьерные фотографии, которые вы уже видели до этого, но уже опытным взглядом. Например на ту же, что была вначале статьи:

Оцените, как расположены те или иные элементы, в каких они выполнены цветах, почему так. Какие модели цветовых сочетаний применили дизайнеры. Найдите какого цвета может не хватать. Попробуйте мысленно представить, что бы вы поменяли.

Воспользуйтесь цветовым кругом или цветовым шаром подбирая краску или обои. Возможно, теперь у вас появилась точка опоры, и выбрать варианты сочетания цветов будет легче.

Для тех, кто работает или собирается работать с дизайнерами, теперь будет намного проще понять друг друга, и создать совместно интерьер, в котором вам будет максимально комфортно. Начинайте творить!

В ближайших статьях посвященных сочетаниям цветов мы сделаем более подробные обзоры цветовых вариаций по популярным интерьерным цветам с примерами и рекомендациями.

Создать комфортный и гармоничный интерьер можно не только подбирая дизайн пространства, но и правильно сочетая цвета в интерьере. Именно они способны воздействовать на эмоциональное и физическое состояние человека. Благодаря верно подобранным цветовым отношениям дом и его владелец становятся целостным организмом.

Цветовое колесо является одним из важных инструментов для составления правильных цветовых сочетаний в интерьере. Иссак Ньютон первым систематизировал спектр, разложив белый луч света на красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Это была первая цветовая гамма.

Сегодня цветовые круги состоят из одного, двух и трех дисков. На них видно, каковы отношения между цветами, расположенными по кругу. На оси круга расположены все цвета спектра - первичные, вторичные и третичные. Например, цветовое колесо Иттена:

Первичные цвета

Вся цветовая гамма, за исключением белого, происходит из основных цветов. Синий, желтый и красный (треугольник в центре круга) являются первичными тонами. Комбинации этих трех цветов составляют вторичные цвета.

Вторичные цвета

Шесть следующих цветов круга получены путем смешивания двух основных (первичных) цветов. Например, фиолетовый получен в результате смешивания красного и синего, а зеленый - синего и желтого, а вот оранжевый - это соединение красного и желтого.

Третичные цвета

Если смешать один первичный цвет с вторичным, то получится третичный тон. Итого - 12 цветов. Также получить третичный цвет можно, смешивая основной тон с большим количеством другого основного тона для создания третичного цвета. Например, одна часть синего тона с двумя частями красного создаст красно-фиолетовый цвет.

Совет :
Важно, какие цвета расположены рядом с тем тоном, который вас интересует, а также те, которые лежат напротив выбранного вами цвета. Например, желтый отлично сочетается с напротив лежащим фиолетовым, а салатовый гармоничен цвету ярко розового или фуксии. Рядом с желтым находятся два цвета, с которыми можно составлять гармоничные хроматические сочетания.

Оттенки и полутона

Оттенки получаются из основного цвета. Например, синий имеет светло-голубой и темно-синий оттенок.
. Тон является результатом добавления белого и черного (серого) к основному цвету. Тон в отличие от чистого пигмента делает цвет более мягким и приятным для глаз.

Как смешивать цвета

Восприятие цвета зависит от расстояния цветового пятна от глаз человека. Например, при увеличении дистанции зеленый смотрится более голубоватым, желтый начинает оранжеветь, а оранжевый - краснеть.
. Насыщенность цветового тона интерьера зависит от освещенности интерьера. Уровень освещения находится в пределах от света к темноте на шкале серого. Пол и стены способны отражать свет, поэтому светлые тона поверхностей в комнате усиливают яркость, а темные - гасят тона, делая их тусклыми.

Совет :

. Качество яркости или глубины оттенка цвета зависит от света и тени в интерьере. Поэтому добавление серого тона в оформление комнаты может заметно смягчить эффекты различных цветовых сочетаний.
. Если вам нужны различные оттенки синего, разбавьте цветовое сочетание интерьера черным оттенком. И тогда холодные тона синего заиграют тоновыми градациями.
. Чтобы изменить оттенок какой-либо краски в интерьере, добавьте белый цвет. Он разбавит и погасит ненужную яркость в сочетании цветов.

Шкала определения пропорций цвета

По этой шкале можно определить пропорции тонов и полутонов. Безопасное соотношение для сочетаний цвета в интерьере 70/20/10.
70% -третичные оттенки в нейтральной базе
20% - вторичные цвета
10% - первичный цвет

Совет :
Соблюдайте умеренность в смешивании цветов! Старайтесь не смешивать более нескольких оттенков. Максимально безопасным считается два или три цвета в нейтральной базе.

Различные цветовые схемы

Цветовые схемы и триады являются набором сочетаний цветов в интерьере, которые работают вместе, чтобы создать визуально привлекательную палитру. Сочетания цвета, данные в колористических схемах, можно считать классическими. Конечно, возможные цветовые комбинации безграничны. Но опытные дизайнеры чувствуют, какую из схем применить на практике.

Классическая триада

Сочетание трех цветов, которые находятся на равном расстоянии друг от друга. Использование таких контрастных сочетаний создаст гармоничную палитру. Следует выбрать один основной цвет, а два других использовать в качестве акцентов.

Аналоговая триада

Сочетания от 2-х до 5-ти цветов, расположенные рядом, составляют аналогичные сочетания или родственные. Например, желто-оранжевый, желтый, желто-зеленый, зеленый, сине-зеленый цвет.

Комплементарные сочетания

Дополнительный цвет (также известный в качестве контрастного), который находится напротив второго на цветовом круге Иттена. Сочетание таких цветов создает яркий и возбуждающий эффект, особенно при максимальной насыщенности.

Прямоугольная схема

Сочетание четырех цветов - это схема, состоящая из одного основного цвета и двух дополнительных. В компанию входит еще один дополнительный тон для выделения акцентов. Например, сине-зеленый, сине-фиолетовый, оранжево-красный, оранжево-желтый.

Квадратная схема

Сочетание четырех цветов, расположенных на равном расстоянии друг от друга. Динамичные цвета отличны по тону и, в то же время, дополняют один другого. Например: фиолетовый, оранжево-красный, желтый, сине-зеленый.

Правила использования цветовой схемы

Цветовые сочетания в интерьере условно делятся на теплые и холодные. Благодаря им можно зрительно увеличить или уменьшить комнату. Все зависит от выбранного основного тона. Поэтому так важен подбор дополнительных цветов. Они расположены напротив друг друга на цветовом колесе. Каждый тон выявляет богатство другого. При использовании дополнительных цветов, один цвет должен быть мягким и слабым по тону, а другой - более доминирующим. Например, интенсивный темно- фиолетовый должен быть соединен со светло - желтыми оттенками.

Оформляйте смежные комнаты в близкой по цветам гамме. Планируйте вашу цветовую схему исходя из того, насколько каждая комната просматривается из другой. Ищите связанные цвета. Например, родственные тона расположены рядом друг с другом на цветовом колесе. Эти цвета производят менее контрастные эффекты, чем дополнительные цвета. Например, темные тона сине-зеленой комнаты в сочетании со светло-голубой гаммой соседнего помещения может дать ощущение парения в голубой лагуне.

Выберите основной цвет, который вам больше нравится и используйте столько его оттенков, сколько вы сможете придумать. Например, дают максимальный эффект при добавлении связанных или дополняющих цветах. Вопреки распространенному мнению монохромным является не черно-белый дуэт или один единственный цвет. Настоящие монохромные сочетания часто состоят из одного основного тона и нескольких смежных тонов. Например, зеленый цвет может выглядеть вполне самостоятельным и самодостаточным. Он заполняет все пространство интерьера, но это только на первый взгляд. Если присмотреться вы разглядите тона яблока и травы, молодой зелени и болотистой тины в оттенках хаки, сочного лайма и фисташек, прозрачно-леденцового в желто-зеленых отливах и оливок. Все эти оттенки удачно подчеркнуты белым, серым цветом, а также вкраплениями тонов в колерах металла и древесины. Вот так, в целом, вы получите монохром!

Совет :

Выберите один любимый цвет, который станет в интерьере основным. А затем добавьте к нему предметы и аксессуары в оттенках и полутонах этого же цвета, и разбавьте эту сложную монохромную гамму вещами в нейтральных оттенках. Но только чуть-чуть - для того, чтобы оттенить основную палитру.

Сначала решите, где вы собираетесь использовать цвета в комнате. Общее правило при декорировании заключается в использовании трех различных значений в сочетании цветов: легкие, средние и темные. Стены и полы, как правило, оформляются в светлых тонах, в зависимости от эффекта, который вы пытаетесь создать. Полы должны быть немного темнее, чем стены, чтобы не получился эффект парения. Оконные переплеты и крупные предметы мебели часто создаются в среднем значении, чтобы соединить светлые стены и полы. Мрачные цвета должны использоваться в качестве цветового акцента в интерьере.

Температура цвета

Одни сочетания цвета в интерьере теплые, другие - холодные. Психологи утверждают, что цвет комнаты может повлиять на настроение и самочувствие человека, вызвать у него эмоциональный отклик. Одни сочетание цветов в интерьере создают общее ощущение спокойствия и физического удовлетворения, в то время как другие вызывают внутреннее напряжение и дискомфорт. Цвета могут быть как идеальным партнером, так и неприятелем, с которым вам придется неосознанно бороться.

Теплые и уютные цвета
для интерьера расположены на правой стороне цветового круга. Они излучают положительную энергию и силой, способной объединить людей.

Красный

излучает энергию, силу и страсть. Рестораны и бары часто используют этот цвет сильных энергий, потому что он повышают аппетит и способствует общению. И это обычный выбор для кухонь и столовых в доме. Однако следует избегать красного цвета в спальне.

Оранжевый

Этот цвет считают возбуждающим и властным. Известно, что его присутствие на кухне и в столовой повышает аппетит и расслабляет. Психологи советуют использовать оранжевый в умеренных количествах. Оранжевый менее агрессивный, чем красный. Он создает тепло и ощущение радости. Тем не менее, его советуют использовать лишь в качестве акцентного цвета.

Желтый

Солнечные оттенки желтого ассоциируются со счастьем и теплом, но насыщенные и яркие его тона могут усилить разочарование и гнев. Как правило, желтый поднимает настроение цвета. Когда злоупотребляют желтым - он может стать отвлекающим и подавляющим. Не допускайте этот цвет в больших количествах в детской комнате, потому что дети, как известно, часто плачут. А вот применение его на кухне в тандеме с оранжевым вызовет положительные эмоции и даже эйфорию. Желтый имеет различные эффекты в зависимости от того, как и в каких количествах он используется.

Прохладные и успокаивающие цвета

Прохладные и успокаивающие цвета, расположенные на левой стороне цветового колеса, обеспечивают чувство спокойствия и чувство доверия:

. Зеленый . Это успокаивающий и освежающий цвет, напоминающий нам о молодой зелени, траве, фисташках и сочного лайма. Он легко приживается в любой комнате. Зеленый передает ощущение обновления и роста. Его используют в комнатах отдыха, например, спальнях. Нередко различные оттенки зеленого можно увидеть на кухне. И, конечно же, в детских, ведь дети так любят все натуральное, особенно цвета, связанные с природой.

Синий

Если вы пытаетесь создать спокойную, спа-среду, рассмотрите синий. Как и зеленый, это успокаивающий цвет и также хорош для оформления спальни. Радужные и яркие оттенки синего употребляют в офисах для увеличения производительности. Светло-синий может сделать комнату казаться ярким и освежающим, в то время как глубокий синий создает чувство собственного достоинства.

Фиолетовый

Этот цвет уже давно ассоциируется с роялти и богатством. Он содержит в себе спокойствие синего и энергию красного цвета В сочетании с некоторыми активными тонами он стимулирует творчество и жизнедеятельность. Однако в больших количествах и в тандеме с красным он становится опасным для здоровья, вызывая эйфорию.

Совет :

Следует упомянуть коричневый цвет, как наиболее часто встречаемый в интерьерах. Коричневый состоит из нескольких цветов, основу которого составляют теплые и прохладные тона: красный, желтый и синий. Темно-коричневый или венге получается путем добавления в эту триаду черного. Коричневый олицетворяет сдержанность, надежность и скромность. Это один из самых мощных цветов-транквилизаторов, относится к теплым краскам земли, поэтому стал основой психологически успокаивающей палитры.

Коричневый отлично входит в сочетания цветов в интерьере, например, с золотом, а также близкими ему по оттенкам тонами, например, с желтым. Если же отвлечься от интерьера, коричневый и красный цвета у многих ассоциируются с бородавками. Следуйте некоторым принципам , чтоб они вас не беспокоили.

Появление фиолетового в коричневой гамме наводит на размышления о тонких идеализированных отношениях и чувствах. Такие сочетания уместны в гостиных, столовых, где необходима обстановка, доставляющая наслаждение телу: вкусная еда, предметы роскоши, красивые аксессуары и мебель.

Сочетания цветов в различных комнатах

Прежде, чем подбирать цвет на кухню, в гостиную, спальню или детскую, следует помнить о том, что в палитре большую роль играет белый цвет.
Белый - это основа спектра. Он действительно помогает освежить пространство и создает ощущение чистоты. Поэтому этот цвет всегда уместен в пастельной гамме, сочетаниях различных цветов нейтральной палитры в интерьере. Но даже теплые и жгучие оттенки из мексиканских интерьеров допускают белый цвет, как дополняющий и акцентирующий синие и голубые сочетания цветов.

Пастельные сочетания цвета

Пастельные цвета являются результатом добавления большого количества белого цвета в различные сочетания дополнительных цветов. Они создают комфортное, ощущение простора в любой комнате.

Нейтральная цветовая палитра

Оттенки белого, бежевого, темно-коричневого, серого и черного составляют основу нейтральных сочетаний цветов. Нейтральная палитра - самая легкая и воздушная по одной очевидной причине: все эти нейтральные оттенки смешиваются с большинством цветов круга. Они могут быть стильными и драматичными. Например, черный и белый, как нейтральные тона, создают прекрасную палитру дополнительных оттенков для различных основных тонов.

Совет :
Если вы выбираете нейтральные сочетания цветов в интерьере, используйте яркие аксессуары, чтобы акцентировать стены и сделать интересной комнату. Когда вы будете готовы к переменам, просто измените цвет аксессуаров.

Спальня

Интерьер спальни обычно создается в спокойных тонах. Однако благодаря различным сочетаниям цвета с использованием дополнительных тонов дизайнеры открыли массу возможностей. Например, сочетания серого и бежевого цветов в интерьере спальни создают наиболее легкие и невесомые интимные пространства, в которых можно было бы отдохнуть от суеты дня.
Например, великолепны спальни, в которых преобладают жемчужно-перламутровые оттенки, сочетающиеся с бежевым тоном.

Яркая спальня создается в том случае, когда вы избрали один интенсивный и колоритный основной цвет, например, розовый в оттенках фуксии. Выбранный цвет по цветовому кругу сочетается со светлым желтым цветом. Они дополняют друг друга, но введя белый, или родственный желтому цвет хаки, вы получите более уравновешенный интерьер.

Спальня в серых красках представляет собой «убежище» для человека, стремящегося уединиться и отрешиться от суеты внешнего мира. Спальня в серых тонах безразлична к яркому и конфликтному внешнему миру.

Рыжие оттенки между теплыми родственными желтыми, персиковыми и оранжевыми тонами, которые дополнены сочетаниями синего, бирюзового и голубого. Впечатление контрастности скрадывается благодаря серым оттенкам и белому цвету, который активно участвует в общей палитре.

Спальня с сочетаниями цветов, среди которых бирюзовый занимает главенствующую позицию, выглядит оптимистичной. В таком интерьере важно создать сложную цветовую гамму, состоящую из нескольких дополнительных тонов, например, хаки, голубой, светло-синий. А также тона, которые расположены напротив сине-зеленого на цветовом круге, а именно, бежевый, светло-желтый или даже персиковый, но надо чувствовать меру. Потому что при введении теплых ярких оттенков, помещение станет похожим на гостевую комнату для общения.

Модный скандинавский стиль нашел свое отражение и в спальнях. Основные тона в сочетаниях цвета - коричневый и фиолетовый, которые требуют поддержки спокойных оттенков серого, сиреневого и травяного. Природная гамма соединена в такой спальне с воздушными оттенками морозного воздуха.

Спальня в синих тонах тяготеет к покою и совершенству. Кажется, ничто не отвлекает от релаксации. При минимальном количестве мебели это смотрится экстравагантно. Если в синий добавить островки белого и кремового—это смягчит давление синего. В помещениях, служащих местом отдыха, предпочтительны вкрапления оптимистичного розового. Спальня в сиреневых тонах

Малиновый цвет в спальне - для экстравагантных людей. А усилить экстравагантность фиолетовому помогает партнерский желтый цвет и нейтральный черный в расцветках блестящего никеля.

Гостиная

Комната в серо-синих сочетаниях очень спокойна, выдержана и требует введения нейтральных тонов - черного и белого, которые разбавляют суровую атмосферу двух родственных тонов.

Синий практически не способен надоесть, он свеж, безмятежен и способствует дружеским отношениям между людьми. Но темно-синие сочетания вызывают ностальгию по прошлому. Ситуацию исправят мелкие вкрапления розового и фиолетового, бирюзы и белого. Введение желтого создаст радостную атмосферу в гостиной.

Цветовые сочетания в нейтральных тонах - самая благодатная тема в интерьере. Ведь в таких комнатах можно и отдыхать в кругу семьи, и собирать друзей. От сочетаний в нейтральной цветовой гамме не устаешь. Основная гамма - венге и смежные колера: бежевый и серый - все цвета земляной палитры. И все же два-три ярких вкрапления не помешает из тонов, расположенных напротив этих сочетаний - оранжевых и нежно зеленых, двух цветовых партнеров.

Гостиная в зеленой палитре вызывает приятные ощущения, напоминая о весенней молодой траве, первых летних яблоках. Свежий, сочный и нежный зеленый тон в интерьере должен быть поддержан родственными оттенками. И если вам это удастся - ваша гостиная станет любимым местом пребывания вашей семьи и популярной среди гостей. И поверьте, от вас никто долго не захочет уходить.

Два цвета - розовый и лазурь просто созданы быть вместе! Дополнительные бежевый, белый и серый сдерживают напор яркой фуксии. Все вместе они входят в классическую триаду на цветовом круге, дополняя друг друга.

Яркая комната требует сочетание самодостаточных по яркости тонов, основу которых составляет красно-розовый и темно-серый. Не менее сочными будут третичные оттенки, расположенные на противоположной стороне розового и красного.

Охристая тональность гостиной приемлет кирпичный и оранжевый, а также дополнительные тона серого, хаки и светло-голубого. Оранжевый может быть введен в оформление в аксессуарах.

Ванная
Ванная цвета тиффани или морского бриза - приятная цветовая гамма, составленная из родственных тонов, первичным из которых служит синий.

Розовый не свойственен для мокрого помещения, но если вы у вас появилась розовая ванна, то вся комната должна быть одета в пастельные оттенки розового, разбавленные серым тоном.

Зеленый в сочетании с родственными тонами и белым дает потрясающе освежающее ощущение.

Детская
Детская комната в бежевых тонах обязательно должна быть в сочетании с розовым и салатовым цветами в нежных оттенках. Не помешает и белый цвет для создания полной гармонии.

Комната в сиреневых тонах, как правило, делается для девочек. Сиреневый - третичный цвет, образуемый двумя тонам: вторичным розовым и первичным синим. Сиреневый вносит нотку игривости и беззаботности.

Кухня

Персиковая столовая только на первый взгляд кажется яркой, если присмотреться, то можно увидеть сочетание нескольких первичных, вторичных и третичных цветов в интерьере. Первичный желтый нашел партнеров среди третичного персикового (желтый +оранжевый), вторичных светло оранжевого и бежевого.

Оливковый - сложный вторичный цвет, образуемый двумя первичными: желтым и зеленым. Он входит в спектр зеленого цвета, несущего в себе свежесть, молодость и жизнелюбие. Желтый, участвуя в сочетаниях с зеленым цветом, смягчает этот тандем. Получаемый желто-зеленый с большим процентом желтого символизирует покой и созерцание.

Заключение

Восприятие цвета сугубо индивидуально. Поэтому составляя палитру своего интерьера, не сдерживайте себя рамками общепринятого, ориентируйтесь на собственное мировосприятие и желание сделать нечто особенное. Не забывайте о том, что только любимые цвета принесут радость. А составить сочетания цветов в интерьере, используя в качестве основы первичный цвет, вам поможет цветовой круг.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Смешение цветов

Все видимые нами в естественных условиях цвета являются результатом оптического смешения цветов.

Существуют три основных способа смешения цветов: оптическое, пространственное и механическое.

Оптическое смешение. Оптическое смешение цветов основано на волновой природе света. Его можно получить при очень быстром вращении круга, сектора которого окрашены в необходимые цвета.

Вспомните, как вы вращали в детстве волчок и с удивлением наблюдали за волшебными превращениями цвета. Легко изготовить специальный волчок для опытов по оптическому смешению цветов и провести серию экспериментов. Можно убедиться, что призма разлагает белый луч света на составные части -- цвета спектра, а волчок смешивает эти цвета снова в белый цвет.

В цветоведении цвет рассматривается как физическое явление. Оптическое и пространственное смешение цветов отличаются от механического их смешения.

Основные цвета в оптическом смешении -- красный, зеленый и синий.

Основные цвета при механическом смешении цветов -- красный, синий и желтый.

Дополнительные цвета (два хроматических цвета) при оптическом смешении дают ахроматический цвет (серый). Например, лимонно-желтый и ультрамариново-синий, оранжевый и голубой.

Первый закон смешения цветов

Для каждого хроматического цвета имеется другой хроматический цвет, от смешения с которым получается ахроматический цвет. Такие пары цветов, взаимно нейтрализующие друг друга, называют дополнительными. К красному дополнителен зеленый, к голубому - оранжевый, к желтому - фиолетовый. Все пары дополнительных цветов в цветовом круге лежат на противоположных концах диаметров.

Вспомните, как вы были в театре или цирке и радовались тому праздничному настроению, которое создает цветное освещение. Если внимательно проследить за тремя лучами прожекторов: красным, синим и зеленым, то можно заметить что в результате оптического смешения этих лучей получится белый цвет.

Можно провести и такой эксперимент по получению многокрасочного изображения путем оптического смешения цветов: взять три проектора, поставить на них цветные фильтры (красный, синий, зеленый) и, одновременно перекрещивая эти лучи, получить на белом экране почти все цвета, примерно так же, как в цирке.

Участки экрана, освещенные одновременно синим и зелеными цветами, будут голубыми. При сложении синего и красного излучений на экране получается пурпурный цвет, а при сложении зеленого и красного совершенно неожиданно образуется желтый цвет.

Складывая все три цветных луча, получаем белый цвет. Если в проекторы установить черно-белые слайды, то можно попытаться их сделать цветными с помощью цветных лучей. Не проделав такого опыта, трудно поверить, что многообразия цветовых оттенков можно достигнуть смешением трех лучей: синего, зеленого и красного. Существуют и более сложные приборы для оптического смешения цветов, например телевизор. Каждый день, включая цветной телевизор, вы получаете на экране изображение со многими оттенками цвета, а основано оно на смешении красного, зеленого и синего излучений.

Пространственное смешение цветов получается, если посмотреть на некотором расстоянии на небольшие, касающиеся друг друга цветовые пятна. Эти пятна сольются в одно сплошное пятно, которое будет иметь цвет, полученный от смешения цветов мелких участков.

Слияние цветов на расстоянии объясняется светорассеянием, особенностями строения глаза человека и происходит по правилам оптического смешения.

Закономерности пространственного смешения цветов важно учитывать при создании любой композиции, поскольку она будет рассматриваться обязательно с некоторого расстояния. Особенно необходимо помнить о получении возможных эффектов смешения цветов в пространстве при выполнении значительных по своим размерам произведений, рассчитанных на восприятие с большого расстояния.

Это свойство цвета прекрасно использовали в своем творчестве художники-импрессионисты, особенно те, которые применяли технику раздельного мазка и писали мелкими цветными пятнами, что даже дало название целому направлению в живописи -- пуантилизму (от французского слова «пуант» -- точка).

При рассматривании картины с определенного расстояния мелкие разноцветные мазки зрительно сливаются и вызывают ощущение единого цвета. Смешивая таким образом оранжевый с фиолетовым, получим темно-розовый, зеленый с оранжевым - желтый.

Второй закон смешения цветов

При оптическом смешении недополнительных цветов получаются новые цвета промежуточных цветовых тонов. Желтый и красный дают оранжевый, желтый и зеленый - желто-зеленый, синий и красный - фиолетовый.

Поверхности, покрытые мелкими мазками разного цвета, на некотором расстоянии воспринимаются как имеющие промежуточный цвет. Мазки чистого красного и синего цветов издалека кажутся фиолетовыми. При оптическом смешении двух цветов разной светлоты видимый цвет будет иметь среднюю светлоту. Белая поверхность, покрытая мелким рисунком, воспринимается с определенного расстояния как поверхность серого цвета.

На пространственном смешении цветов основано получение изображений различных цветовых оттенков в полиграфии при печати растровых форм. При рассматривании с определенного расстояния участков, образованных мелкими разноокрашенными точками, вы не различаете их цвета, а видите цвет пространственно смешанным.

Все цветные репродукции печатаются с использованием цветоделения на три основных цвета (пурпурный, желтый и голубой); во время печатания происходит смешение этих цветов путем последовательного наложения их. Черный цвет добавляется как контурный или по мере необходимости, а незапечатанная белая бумага дает эффект белого цвета.

Механическое смешение цветов. Механическое смешение происходит происходит тогда, когда мы смешиваем краски, например, на палитре, бумаге или другом материале. Здесь следует четко различать, что цвет и краска - это не одно и то же. Цвет имеет оптическую (физическую) природу, а краска - химическую.

Основным средством передачи цвета являются краски. Краски состоят из пигмента (мелко размолотых частиц различного по химическому составу и происхождению) и связующего вещества.

В зависимости от степени прозрачности краски принято делить на две группы: корпусные (кроющие), которые покрывают поверхность совершенно непрозрачным слоем, и прозрачные (лессировочные) краски, в красочном слое которых световой поток проходит насквозь, отражается от поверхности основы и вторично проходит сквозь красочный слой.

Основные понятия и определения пигментов

Пигментами называют высокодисперсные неорганические или органические, нерастворимые в дисперсионных средах вещества, способны образовывать с пленкообразователями защитные, декоративные ил декоративно-защитные покрытия.

Растворимые вещества, способные окрашивать другие материал, называют красителями.

Пигменты наполняют полимерные органические покрытия и придают им цвет, непрозрачность -- «укрывистость», увеличивают твердость атмосферостойкость, улучшают защитные, декоративные и другие свойства. Наряду с пигментами для наполнения полимерных плене применяют наполнители.

Наполнителями называют белые или слабоокрашенные высоко дисперсные природные или синтетические вещества, отличающиеся от пигментов более низким показателем преломления света (n 0 D = 1,45 - 1,75) Наполнители не обладают защитными и декоративными свойствами, не могут частично заменять дорогостоящие пигменты и улучшать свойства красок и покрытий. Наполнители часто выполняют специфическиие функции (например, изменяют реологические свойства красок, армирую пленки), поэтому иногда их называют функциональными пигментами или пигментами-наполнителями.

Пигментированными лакокрасочными материалами называют дисперсии пигментов и наполнителей в растворах или эмульсиях пленкообразующих веществ или их сухие смеси. Лакокрасочные материалы могут содержать также растворители, разбавители, пластификаторы, сиккативы отвердители и другие вспомогательные вещества. Пигментированные лакокрасочные материалы -- краски, эмали, грунтовки и шпатлевки предназначаются для образования окрашенных непрозрачных защитных и декоративных покрытий или различных слоев в многослойных лакокрасочных покрытиях. Применяются для окраски изделий из металлов, дерева, штукатурки, тканей, кожи, пластмасс, бумаги и других материалов. Стандартная терминология для лакокрасочных материалов еще не установлена.

Краски -- этим общим термином называют все виды пигментированных лакокрасочных материалов. Принято классифицировать и обозначать краски по виду пленкообразующих веществ или по назначению.

Масляные краски изготовляются на основе высыхающих масел или олиф в виде густотертых паст или готовых к употреблению суспензий

Эмалевые краски, или просто эмали дисперсии высокодисперсных пигментов и наполнителей в органических или водных растворах или дисперсиях пленкообразователей. Эмали образуют на окрашенных поверхностях после отверждения («высыхания») непрозрачные окрашенные пленки с различным блеском и микрофактурой. Предназначаются для верхних слоев покрытий, стойких к атмосферным воздействиям к воде, а специальные сорта -- к бензину, маслам, кислотам или щелочам.

Эмалями также называют покрытия на основе легкоплавких стекол, окрашенных термостойкими неорганическими пигментами. Применяются для нанесения на изделие из металлов и керамики при высоких температурах. Придают изделиям цвет, износостойкость, электроизоляционные свойства и глянец; используются для покрытия санитарно технического оборудования (ванны, раковины), посуды, аппаратуры для пищевой и химической промышленности и др. Эти эмали к лакокрасочным материалам не относятся.

Водоразбавляемые краски изготовляются на основе дисперсий (эмульсий, латексов) лиофобных полимеров или мицеллярных растворов лиофильных пленкообразователей в воде.

Порошковые краски смеси пигментов, наполнителей и сухих олигомерных или полимерных органических пленкообразователей, которые при расплавлении образуют сплошные пленочные покрытия.

Грунтовки -- дисперсии противокоррозионных пигментов, иногда с наполнителями, в пленкообразующих веществах с высокой адгезионной способностью к окрашиваемой поверхности. Грунтовки предназначаются для создания прочного сцепления покрытия с подложкой и с вышележащими слоями, для защиты металлов от коррозии, в том числе протекторной, заполнения пор древесины и штукатурки, придания водо- и воздухонепроницаемости тканям и другим материалам, защиты от гниения древесины или преобразования ржавчины черных металлов. Грунтовки наносят непосредственно на подготовленную к окраске поверхность изделий и после их отверждения на слой грунта наносят шпатлевку или непосредственно эмали.

Шпатлевки -- пастообразные или вязкотекучие высоконаполненные лакокрасочные материалы, предназначенные для выравнивания шероховатых и пористых поверхностей, заделки пазов, выбоин, швов, стыков и других дефектов поверхностей перед окраской. Шпатлевки состоят из пленкообразователей, наполнителей и дешевых, чаще всего природных, пигментов и небольших количеств растворителей. Наносятся, как правило, на предварительно загрунтованные поверхности слоем толщиной до 300 мкм; перед нанесением окрасочных слоев шпатлевочный слой подвергают сухому или мокрому шлифованию.

Значение пигментов и пигментированных лакокрасочных материалов в народном хозяйстве

Наиболее доступным и распространенным способом защиты от коррозии является нанесение защитных или защитно-декоративных лакокрасочных покрытий. Долговечность квалифицированно окрашенных изделий и конструкций повышается в 2 - 10 раз. Пигменты в защитных органических покрытиях не только задерживают коррозию металлов, но и предохраняют само полимерное покрытие от преждевременного старения и разрушения, что дает огромный экономический эффект.

Значительная часть лакокрасочных материалов, а следовательно, и пигментов расходуется для окраски наружных и внутренних поверхностей зданий. Правильный выбор цвета и фактуры отделки жилых и производственных помещений и периодическое восстановление окраски имеют не только эстетическое, но и большое санитарно-гигиеническое и психофизиологическое значение, снижая утомляемость и повышая работоспособность людей.

До 40 % всех вырабатываемых пигментов используется в производстве пластмасс, синтетических волокон, резинотехнических изделий, линолеума, искусственной кожи, строительных материалов, керамики, а также медицинских и косметических препаратов. Оксиды свинца применяются для изготовления хрусталя и оптического стекла, аккумуляторов и других изделий.

Назначение пигментов. Пигменты являются твердыми компонентами композиционных лакокрасочных материалов -- красок, эмалей, грунтовок, шпатлевок и порошковых композиций. Взаимодействуя с органическими пленкообразователями, пигменты создают с ними структурные сетки, увеличивая прочность и долговечность покрытий. Пигменты и особенно некоторые виды наполнителей игольчатой и чешуйчатой формы армируют, пленку, снижают ее газо- и водопроницаемость, повышают механическую прочность и атмосферостойкость лакокрасочных покрытий.

Пигментные частицы в пленке, поглощая, отражая и рассеивая равномерно или избирательно лучи падающего света, придают белую черную или цветную окраску пленке, полностью укрывая цвет находящейся под пленкой подложки. Одновременно пигменты защищают органическое полимерное вещество пленки от деструкции под воздействием солнечных лучей, задерживая ее разрушение, и в несколько раз увеличивают долговечность покрытий. Многие пигменты обладают противокоррозионными свойствами. Находясь в составе грунтов и непосредственно примыкая к поверхности окрашенного металла, они оказывают пассивирующее действие и задерживают коррозию. Некоторые пигменты обладают особыми специфическими свойствами и имеют только целевое назначение для полиграфических, художественных, сигнальных, светящихся маскировочных, термосигнальных, термостойких красок, необрастающих в морской воде, бактерицидных и других покрытий.

Массовая доля пигментов и наполнителей в красках и эмалях составляет 20 - 50%, в грунтовках - до 60%, в шпатлевках - до 70%

Классификация пигментов. Общепринятой, отражающей все особенности пигментов классификации нет. Неорганические пигменты можно классифицировать по следующим признакам.

1. По происхождению пигменты делятся на природные, получаемые измельчением, обогащением или термической обработкой горных пород и минералов, и синтетические, получаемые в результате химических реакций.

2. По назначению пигменты подразделяются на декоративные, защитно-декоративные, защитные (противокоррозионные) и целевого назначения.

3. По цвету различают ахроматические (белые, черные, нейтрально-серые) и хроматические (все цветные) пигменты.

4. По химическому составу пигменты делят на оксиды, соли, металлы; несмотря на кажущуюся наибольшую обоснованность, химическая классификация практического значения не имеет, так как химический состав не всегда является определяющим параметром.

В табл. 1 приведена наиболее практичная классификация важнейших неорганических пигментов, сочетающая принципы по назначению и по цвету, что позволяет правильно ориентироваться при выборе пигментов.

Таблица 1

Классификация неорганических пигментов

Цвет пигментов

Назначение пмгментов

Декоративно-защитные

Противокоррозионные

Целевого назначения*

Ахроматические пигменты

Диоксид титана

Цинковые белила

Свинцовые белила

Фосфат цинка

Гидроксид алюминия, сульфат бария Тип

Алюминат цинка, сульфид цинка Св

Титанаты магния, алюминия Т

Борат Бария Б

Технический углерод (сажа, черни)

Смешанный оксид железа (II, III)

Титанаты железа (III), меди, кобальта Т, Х

Хроматические пигменты

Свинцовый крон лимонный

Свинцовый крон желтый

Цинковый крон малярный

Желтый железооксидный пигмент

Природная и синтетическая охра

Стронциевый крон

Цианомид свинца

Цинковый крон грунтовочный

Бариево-калиевый крон

Титанаты никеля, железа (II) Т, Х

Кадмопон Т, Х

Сульфид кадмия Х

Синтетические железооксидный пигменты

Природный сурик, мумия

Крон свинцово-молибдатный

Свинцовый сурик

Оксид меди (I) П

Сульфид-селенид кадмия

Оранжевые

Свинцовый оранжевый крон

Железная лазурь

Ультрамарин

Алюминат кобальта Т, Х

Оксид хрома

Изумрудная зелень

Смешенные зелени (желтые + синие)

Фосфат хрома

Титанат хрома Т,Х

Хромат кобальта Т, Х

Смешанные оксиды (например, СоОnZnO) Т, Х

Тип. типографские, Св для светотехнических составов, Т термостойкие, Б бактерицидные, Х для художественных красок, П противообрастающие.

Органические пигменты обладают только декоративными свойствами и классифицируется по цвету и классам органических соединений

Важнейшие свойства пигментов. Технические продукты, применяемые в качестве пигментов, должны обладать комплексом свойств изменяющимся в зависимости от назначения пигментов, состава и свойств пленкообразователей, условий отверждения и эксплуатации пигментированных лакокрасочных покрытий.

Физические свойства: кристаллическая структура, показатель преломления света, цвет, плотность, твердость, форма и размер частиц (дисперсность), удельная поверхность, насыпная плотность, растворимость.

Химические свойства: рН водной вытяжки, стойкость к воде и химическим реагентам (кислотам, щелочам), реакционная способность, кислотно-основные свойства поверхности.

Физико-химические свойства: смачиваемость (гидрофильность или олефильность), плотность и прочность упаковки частиц в анрегатах, адсорбционная способность (адсорбционный потенциал) поверхности, фотохимическая активность, светостойкость, фототропность, способность изменять электродный потенциал поверхности (пассивирующее действие).

Технологические свойства: укрывистость (кроющая способность), красящая способность (интенсивность), маслоемкость, диспергируемость, критическое объемное содержание, структурирующая способность, атмосферостойкость, совместимость с другими компонентами красочной системы.

Экологические требования: безвредность, нелетучесть, нераспыляемость, отсутствие или полное использование отходов и побочных продуктов при производстве.

Экономические показатели: наличие сырьевой базы для массового производства, возможность осуществления безотходной технологии, наименьший расход пигмента для достижения заданных показателей, длительный срок службы пигментированных покрытий, минимальные трудовые и энергетические затраты как на производство самого пигмента, так и на пигментирование лакокрасочных материалов.

Трудно найти вещества, которые бы сочетали в себе перечисленные разнообразные свойства, поэтому число пигментов невелико - всего несколько десятков. Традиционными носителями пигментных свойств являются оксиды, гидроксиды, средние и основные соли металлов переменной валентности (железа, свинца, хрома, титана) и некоторых других (цинка, алюминия, бария).

Для получения нужной кристаллической структуры, формы и размера частиц в процессе синтеза пигментов вводят зародыши кристаллизации, а также стабилизаторы структуры. В кристаллическую решетку иногда внедряют ионы других металлов.

С целью снижения запаса поверхностной энергии и предотвращения коагуляции коллоидных частиц, фотоактивности и других нежелательных явлений в пигменты вводят внешние модификаторы, осаждая на поверхности частиц диоксид кремния, оксид алюминия и др.

Для придания смачиваемости, связи с пленкообразователями, улучшения диспергируемости и повышения стабильности дисперсий поверхность частиц модифицируют органическими поверхностно-активными веществами (ПАВ). Введение различных добавок и модификаторов снижает массовую долю основного вещества в технических пигментах до 85 - 95 %, а иногда и более. смешание цвет пигмент лакокрасочный

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Характеристика и виды оборудования, применяемого для смешения для полимерных материалов, особенности их использования и назначение. Экспериментальная оценка гомогенности смеси. Основные закономерности ламинарного смешения. Механизм смешения в камере ЗРС.

    контрольная работа , добавлен 28.01.2010

    Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования личности школьника. Техника изготовления цветов. Создание настенного панно. Разработка и использование дидактического пособия по изготовлению искусственных цветов на уроках технологии.

    дипломная работа , добавлен 03.07.2015

    Исследование процесса изготовления пигментированных лакокрасочных материалов. Основные характеристики, конструкция и принцип работы используемого оборудования. Краткая характеристика основных видов материалов, используемых в лакокрасочной промышленности.

    реферат , добавлен 25.01.2010

    Использование математических моделей объектов регулирования для анализа их свойств. Статическая характеристика напорного бака. Получение передаточных функций по заданным динамическим каналам объекта. Математическое описание модели теплообменника смешения.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2011

    Характеристика пигментированных лакокрасочных материалов. Производство из исходного сырья и из паст – пример составления рецептуры. Расположение оборудования. Диссольверы и бисерные мельницы. Типы фильтров. Удаление сорности из лакокрасочного материала.

    курсовая работа , добавлен 03.04.2013

    Техническое описание модели (комбинезон спортивный, женский; комбинированный из трикотажного гладкокрашеного полотна 2 цветов и сетчатого материала). Требования к изделию, подбор ассортимента материалов (основного и дополнительного) и фурнитуры.

    курсовая работа , добавлен 23.10.2015

    Получение динамических термоэластопластов путем смешения каучука с термопластом при одновременной вулканизации эластомера в процессе смешения (метод динамической вулканизации). Особенности влияния концентрации каучука на свойства механических смесей.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2011

    Обработка и верификация расчетной модели эжектора с шевронами на основе экспериментально полученных данных. Исследование характеристик смешения. Особенности построения сетки при расчете эжектора с шевронами. Анализ визуализации полученных результатов.

    дипломная работа , добавлен 16.06.2011

    Технология ручной росписи ногтей, подбор сюжета и цветов лака. Подготовка рабочего места специалиста, техника безопасности. Перечень инструментов и материалов. Этикет при обслуживании клиента. Выбор дизайна маникюра, последовательность его создания.

    творческая работа , добавлен 01.12.2013

    Модель идеального смешения вещества. Изменение дифференциального уравнения с помощью преобразования Лапласа. Моделирование процесса управления смесителем. Балансовое уравнение автоматического управления емкостью. Расчет коэффициентов самовыравнивания.

gastroguru © 2017