Проблемы детей в школе. Причины школьных трудностей. – Что с этой изоляцией делать

Проблема современной школы – потеря многими учащимися интереса к учению. Почему это происходит? Причины этого негативного явления неоднозначны:

  • перегрузка однообразным учебным материалом;
  • несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса;
  • ограниченные возможности для творческого самоуправления. Сегодня представление о том, что школа должна давать прежде всего знания, умения, навыки, т.е. служить своего рода раздаточным пунктом, складом готовых знаний, признается неактуальным. Задачей современной школы должно стать формирование человека, совершенствующего себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути реализации, т.е. творческого в широком смысле этого слова. Эта задача посильная и для нашей школы.

Начальная школа способна решить новые задачи, поставленные перед российским образованием, в первую очередь обеспечить условия для развития ребенка как субъекта собственной деятельности, субъекта развития (а не объекта педагогических воздействий учителя). Именно так формулируются задачи начального образования в Федеральных государственных стандартах общего образования.

Учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не только по обязанности. Достижение высоких результатов начального образования по ФГОС невозможно без условий реализации основной образовательной программы, особое место в которых занимает учебно-методическое и информационное обеспечение. Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую.

Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая игра:

  • помогает снять чувство усталости;
  • раскрывает способности детей, их индивидуальность;
  • усиливает непроизвольное запоминание. Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-м и 2-м классами. Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т.к. именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной. Этот переход возможен только при интенсивном формировании всех видов универсальных действий. На уроках обучения грамоте используются игры, совершенствующие слуховое восприятие: “Хлопки”, “Твердый - мягкий”, “Идем на День рождения”. Для уроков математики - игры на отработку состава числа “Домики”, “Собери елочку” и др.

Игры-драматизации

Игры-драматизации на уроках в начальных классах формируют воссоздающее воображение, делая содержание текста более зрелищным, наглядным. Инсценируя, дети изображают, рисуют героев с помощью интонации, мимики, позы, жестов. Драматизация очень важна для развития речи и эмоционального развития ребенка. Знакомство с приемом драматизации можно начинать с инсценировки сказок.

Работа с тренажерами

На уроках математики и русского языка учителя начальных классов часто используют работу с тренажерами. Повышение качества знаний учащихся немыслимо без хорошо отработанных навыков. Тренажер - это тренировочные однотипные упражнения, подобранные по одной теме, и направленные на отработку навыков доведённых до автоматизма. Работу с тренажерами можно включать на различных этапах урока:

во время устного счета (на уроках математики);

  • при закреплении нового материала;
  • при поведении самостоятельной, проверочной работы;
  • при игровых моментах соревновательного характера и т.д.

Учащимся раздаются персональные тетради (тренажеры), через некоторое время (3-5 минут) учитель собирает тетради с ответами, а после урока подсчитывает и фиксирует количество верных ответов в специальной “ Таблице успехов”.

Ребятам очень нравится работать в тетрадях-тренажерах и после нескольких работ результат значительно улучшается, так как полученные знания отрабатываются и доводятся до автоматизма.

Развитие универсальных учебных навыков

Сформированность учебно-интеллектуальных ОУУН можно оценить в ходе выполнения специальных заданий с предметным содержанием. Задания даются после изучения какой-то конкретной темы, после контрольной работы, т. е. после того как ученики усвоят содержание темы, т. к. требуется измерить уровень мыслительных навыков. Можно предложить детям самим оценить уровень овладения ОУУН, для этого провести анкетирование. Уровень учебно-организационных, учебно-коммуникативных ОУУН можно определить методом наблюдений, оценивая в балльной системе.

Проблемно-диалогическая технология

Проблемно-диалогические уроки способствуют возникновению у школьников интереса к новому материалу, формированию познавательной мотивации . Достигается понимание учениками материала, так как до всего додумался сам.

Групповая работа

В качестве одной из форм активизации учащихся на уроках используется групповая работа. Дети учатся работать в группах, в командах с лидером, учатся подчиняться и руководить. Учителем при использовании метода групповой работы регулируются внутриколлективные отношения. Ребята придерживаются основных правил работы в группе, которые "вырабатывают и утверждают сами":

  • полное внимание к однокласснику;
  • серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
  • терпимость, дружелюбие (например, никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет "право на ошибку").

Обстановка в классе на таких уроках точно соответствует образу, введенному в дидактику К.Д.Ушинским: "Нужно позволять классу свободно бурлить, волноваться, но удерживать его всякий раз в тех пределах, которые нужны для успеха учения, мертвая тишина на уроке недопустима. Важно позволять ученикам задавать вопросы учителю, самим высказываться, разговаривать, сидеть в классе свободно и непринужденно".

Демонстрационно-тренировочный прием

Предполагает поэтапное подведение учащихся к орфографическому правилу, выполнение орфографических разборов с опорой на это правило.

Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Особенно последнее важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, мир переполненный информацией. Научить ребенка работать с информацией, научить учиться.

Высказывание академика А.П. Семенова “Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы, должно стать определяющим в работе каждого учителя. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий. Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребенка ХХI века. Отсюда следуют цели использования ИКТ:

  • переход от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному;
  • активизиция познавательной сферы обучающихся;
  • повышение положительной мотивации обучения;
  • использование как средства самообразования;
  • повышение уровня знаний;
  • осуществление проектной деятельности младших школьников.

Спектр использования возможностей ИКТ достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, необходимо помнить заповедь: “Не навреди!” Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребенку разобраться в потоке информации, воспринять ее, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Применение ИКТ на уроках должно носить щадящий характер. Планируя урок в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.

Одной из отличительных особенностей ФГОС является новый подход к системе оценивания, который предполагает переход на критериальную, содержательную оценку.Для этого наши учителя используют шкалы для самооценки, таблицы, карточки со знаками “+” и “-”. Учитель может предложить детям оценить свою работу, работу другого ребенка или группы детей по определенным критериям.

Таким образом, включение в урок приемов, которые делают процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в процесс учения с огромным желанием, прилагая все усилия. Детям нужен успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.

Ко времени окончания начальной школы в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования младший школьник сможет быть прежде всего социально компетентен.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Исследовательская работа

Проблемы современных школ

Введение

1. Размышление о культуре и национализме

2. Проблемы современных школ

3. Пути решения проблем

Приложение

Введение

История современной школы представляет непрерывную череду образовательных реформ. Как правило, их суть сводится к стремлению изменить сознание человека, его воззрения и ценности и воспитать "человека новой формации". Понимая, что в основе народных воззрений лежат религиозные воззрения, "реформаторы" свои усилия направляют главным образом на изменение именно этой основы.

Долгие годы в нашем обществе интенсивно внедрялось атеистическое мировоззрение. Политика укрепления государства в это время привела к пониманию необходимости укрепления семьи и возвращения к нравственным ценностям, в основе которых просматриваются и христианские мотивы. Защита государства требовала таких качеств, как патриотизм и самопожертвование. В эти годы в образовательном процессе большое внимание уделялось воспитанию "новой личности". В школьной жизни мы встречаем ценности, близкие традиционным. Такие как коллективизм, взаимопомощь, чувство долга, ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, воздержанность. В то же время, чтобы прервать духовную традицию, была переписана история нашего Отечества. Многое, что дорого русскому сердцу, предавалось осмеянию, целые пласты народной и духовной культуры были изъяты из образовательного пространства.

Жизнь государства не укладывалась в рамки жизни одного человека. Поэтому закономерно, что человек, верою и правдою созидая и самопожертвенно защищая государство, выносил цели своей жизни за ее земные рамки. Но проблема личного бессмертия решалась психологически: считалось, что "инобытие" индивида после смерти продолжается в других людях. "Если личность человека не сводится к представленности ее в телесном субъекте, а продолжается в других людях, то со смертью индивида личность "полностью" не умирает, - пишет, анализируя различные теории личности, в своей книге "Вопросы истории и теории психологии" А.В. Петровский. - Индивид как носитель личности уходит из жизни, но, персонализированный в других людях, он продолжается, порождая у них тяжелые переживания, объясняемые трагичностью разрыва между идеальной представленностью индивида и его материальным исчезновением. В словах "он живет в нас и после смерти" нет ни мистики, ни чистой метафоричности - это констатация факта разрушения целостной психологической структуры при сохранении одного из ее звеньев".

В основе различных педагогических направлений, как правило, лежит поиск источника духовно-нравственного роста. В период атеизма мы встречаемся с наиболее приземленной формой, лишающей педагогическое мышление вдохновения и низводящей его до уровня элементарной причинности, - с натурализмом. Натурализм осуществляет поиск движущих сил роста личности в природе, в том числе и в природе человека, абсолютизирует роль научного знания в педагогике, низводя все проявления духовной жизни к психологизму. В религиозном смысле этот подход приводит к пантеизму - обожествлению природы, замене Бога Его творением.

Школа этого периода имела и определенный положительный опыт. В частности, по содержанию образования школа подтверждала свой статус общеобразовательной. Изучались только основы наук, все прикладные направления были вынесены за рамки средней школы в сферу профессионального образования различных уровней. Естественнонаучное направление и гуманитарное признавались равноценными. Такое образование формировало особый тип мышления, позволявший на основе целостных представлений о мире творчески решать различные задачи. На практике это проявилось, например, в том, что, имея самое малое количество компьютеров в мире, мы дали миру высокопрофессиональных программистов. Выпускник обычной школы с одинаковым успехом мог поступить в университет, технический или гуманитарный вуз. Школа обеспечивала не только профессиональное самоопределение, но создавала условия свободы этого самоопределения.

С воспитательной точки зрения уклад школьной жизни приближался к семейному укладу. Ученик, поступая в школу, обычно учился в одном классе до самого выпуска из нее. В классе складывались особые отношения. Присутствие учеников с различными способностями позволяло отстающим ориентироваться на более способных, а последние, оказывая помощь своим одноклассникам, помогали учителям. Индивидуальный дифференцированный подход, регулируя нагрузки и сложность задания ученикам, в сочетании с активными методами обучения позволял в рамках класса обеспечить вариативность обучения. Многолетнее знакомство и сотрудничество с родителями помогало учителям опираться на семейные традиции, при этом родителям обеспечивалась возможность активного участия в школьном учебно-воспитательном процессе.

Ставя на первый взгляд благородные цели, такие как "всестороннее гармоничное развитие личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство", педагогика советского периода не могла этих целей достичь по причине отрицания существования духовного мира и признания примата материи над духом. Такой подход не позволял узнать истинную природу человека как образа и подобия Божья, глубоко поврежденного грехом, а значит, невозможно было разработать и научные психологические основы педагогического процесса.

Так называемые демократические преобразования в нашем обществе потребовали новых основ реформирования школы. От атеизма через оккультизм, теософию, сектантство, парапсихологию и другие учения, получившие общее название нетрадиционных, минуя традиционное православие, система образования на какое-то время нашла свое успокоение в гуманизме. Само название этого мировоззрения происходит от латинского "humanus", что переводится как "человечный". В гуманистическом мировоззрении привлекают принципы равенства, справедливости, уважение к человеческому достоинству, забота о благе людей. Но по своей сути гуманизм является антихристианским направлением, замаскированным атеизмом. Гуманизм обожествляет человека, поклоняется твари вместо поклонения Творцу.

Процесс разрушения государства сопровождался целенаправленным разрушением традиционной системы ценностей. Патриотизм был осмеян, воспитание целомудрия заменялось сексуальным воспитанием, физическая культура уступила свое место валеологии. Наибольшим нападкам подверглась семья. Стимулирование вольной жизни подростка, основанной на непослушании своим родителям, стало излюбленным приемом средств массовой информации.

Изменилось содержание образования. Сокращены часы по предметам гуманитарного цикла, таких как русский язык, русская литература, история. Вместо основ наук все более изучаются их прикладные направления. Целью обучения и воспитания становятся успешность, карьера, вхождение в общество западного типа. Формируется система образования адаптационного типа, позволяющая ученику приспособиться к условиям жизни в обществе, но исключающая условия для его духовного, а значит личностного роста.

Результаты гуманистического воспитания можно проследить на примере Америки. Исследование, проведенное в школах одного из американских городов, показало резкий упадок нравов в среде учащихся (данные взяты из книги "Духовные и нравственные смыслы отечественного образования на рубеже столетий" 17-18). Целью исследования было сравнение "Семи основных проблем" в школах города Фуллертона в 1940 и 1988 годах.

Основные проблемы в 1940 году

Ученики разговаривают

Жуют жвачку

Бегают по коридорам

Не соблюдают очередей

Одеваются не по правилам

Сорят в классах

Избиения

Основные проблемы в 1988 году

Употребление алкоголя

Беременности

Употребление наркотиков

Самоубийства

Изнасилования

Ограбления

Аналогичный упадок нравов происходит и в нашем обществе.

Результаты демократического гуманистического воспитания позволили родителям на практике испытать все скорби семейной жизни, связанные с детьми. Учителя осознали реформаторские цели и, ведомые своей совестью, стали искать истинные основания образовательного процесса в традиционном образе жизни нашего народа. В первые годы поиска традиция рассматривалась преимущественно как фольклор, к нему и сводилось все культурное наследие. Быт изучался как феномен старины, неповторимый в наше время. Нашлись смельчаки, которые стали называть такой тип школ русскими.

Русскую школу открыли в некоторых городах в порядке эксперимента как школу с этнокультурным компонентом, приравняв в правах с другими национальными школами. Эти эксперименты оказались удачными, но единичными.

По мере понимания того, что народное сознание является отображением религиозного и что традиционный образ жизни нашего народа определяется православной верой и Христовой

Церковью, возникло благородное желание создать православную школу.

Православные школы приобрели форму православных гимназий и чаще всего являются школами церковными, то есть конфессиональными.

На наш взгляд, такой подход не позволяет воссоздать всю систему образования на правильных началах, ибо не могут все школы быть или конфессиональными, или национальными. Подход, верный по сути, оказался неверным по форме.

школа образование психолог культура

1. Размышления о культуре и национализме

По Божественному определению, устройство мира иерархично. Младшие находятся в послушании у старшего, перенимая у него науку Богоугодной жизни, науку почитания и поклонения, науку предстояния Высшему. Старший хранит и возделывает младших, освобождая их от плевел, чтобы они принесли достойный плод. И в таком взаимоотношении проявляется премудрость Божья и красота сотворенного Им мира.

Поклонение и возделывание - два слова, определяющие иерархические отношения в человеческом обществе, предстоящем Богу. В латинском языке поклонение, почитание и возделывание, обрабатывание обозначено одним словом "cultus", что звучит по-русски как культ. От него и произошло слово "культура".

Культура как предстоящие перед Высшим, как почитание и поклонение раскрывает себя в духовной жизни человека и народа и находит выражение в литературе, живописи, архитектуре, науке, технике, бытовом и семейном устроении и т.д. В этом смысле культура есть результат прославления человеком Творца и Создателя мира, устроения общества на основах Богоугодной жизни, на выполнении духовно-нравственных законов, данных в Божественном Откровении. Имея религиозное происхождение, культура по-разному выражается в границах влияния основных мировых религий, что порождает различные типы мировой культуры. Природа мировой культуры наднациональная.

Славянский мир, приняв византийско-православную культуру, создал русскую православную культуру, которая стала частью мировой православной культуры.

Каждый народ является носителем особой, национальной культуры. Для национальных культур более подходит русский перевод корня "культ" в значении "обработка", "возделывание".

Известно, что национальные культуры могут развиваться как в рамках одной из мировых культур, так и изолированно от них. В первом случае национальная культура обретает мировое значение. Но чтобы это произошло, национальная культура должна сохранять Божественное начало - предстоящие перед Всевышним, должна очиститься от богопротивных обычаев и проявлений (кровавые жертвоприношения, законы кровной мести, война против иноверцев, колдовские и оккультные ритуалы, растлевающие и развратные действия, кровосмешения, примитивное идолопоклонство и др.).

Общению национальных культур, сосуществующих в рамках мировой культуры, служит ее основной язык. В восточно-православной культуре такими языками были греческий и церковнославянский, а впоследствии русский; в западной - латинский, впоследствии английский. Именно через основной язык происходит знакомство с национальными культурами. Посредством общего языка национальные культуры могут заявить о себе и занять достойное место в общемировой культуре. На территории нашего государства (как бывшего, так и настоящего) народы, относящиеся в культурном плане к мусульманскому или западному миру, входили в мировую культуру именно в лоне русской культуры. Это объясняется тем, что не все мировые культуры одинаково отзывчивы к национальным культурам. По количеству сохранившихся национальностей и языков можно судить о более бережном отношении русской византийско-православной культуры к национальным культурам, чем это наблюдается в Европе и Америке, где происходит исчезновение не только многих национальных культур, но и их носителей, самостоятельных народов.

2. Проблемы современных школ

Самая главная, на мой взгляд, проблема - нехватка кадров. В школах и других учебных заведениях не достаёт молодых специалистов, как говорится - свежих умов. Большинство студентов, заканчивая институты, ВУЗы и университеты не горят большим желанием устраиваться на работу в школу. Отсюда возникает вопрос - почему?! Всё очень просто. Сейчас в наше время работать учителем не престижно: во-первых, маленькая заработная плата (ладно, если большой город, там, как никак, выкрутиться можно, а что делать тем, кто живёт в маленьком провинциальном городке или ещё лучше, в Богом забытой деревушке?). Во-вторых, учитель - это бессонные ночи за проверкой тетрадей и контрольных работ, напряжённый график занятий (бывает, что один учитель ведёт пять разных предметов). Каждый день ты тратишь свои драгоценные не пополняемые нервные клетки, выслушивая, сначала претензии детей на уроке, а после замечания коллег и вышестоящих о вашей не очень то и высокой профессиональности (по их словам). Сделаем вывод, какому молодому специалисту захочется терпеть весь этот ужас, тратя при этом свое здоровье и получая за это всего нечего. Вот и выходит, что в основном в школах работают люди не младше тридцати лет, а то и вообще, давно вышедшие на пенсию. Всё это конечно хорошо - большой жизненный опыт старые традиции и устои. Но нашему поколению, в эпоху мобильных технологий и компьютеризации нужны свежие знания, нужен человек, который бы нас понимал (учитывая манеру выражения молодых людей), человек, который, в общем, то сам недавно был подростком.

Вторая, не очень большая, но и не менее важная проблема - незаинтересованность самих детей. Проведя опрос, во многих школах оказалось, что большинство «тинэйджеров» с большой неохотой ходят в школу. Да если посмотреть, сейчас большая часть молодёжи тратит своё время на то, чтобы погулять выпить. Закурить. А после найти, где то деньги на свои удовольствия. На следующий день всё заново. Вот так проходят беззаботные дни школьника. В чём причина такой несамостоятельности. От сюда вытекает ещё одна проблема - очень мало социальных программ, предлагаемых детям в школах. Всегда только и делать, что учиться (со мной согласятся многие) довольно скучно. По этому необходимо как можно больше заинтересовать ребёнка в учебном процессе именно благодаря каким то внешкольным мероприятиям, с помощью дополнительных занятий. Кружков и факультативов. Проводить спортивные соревнования, выход за пределы населенного пункта на несколько дней, всевозможные экскурсионные поездки и т. д. Быть может, тогда в человеке откроется талант, о котором он даже не подозревал. Он с охотой будет заниматься любимым делом и на прочие глупости просто не останется времени.

Следующие. Школьные учебники. Каждый год, что-то новое. Конечно - это плюс, книги усовершенствуются, вносятся значимые поправки, но часто бывает так, что ребёнку не так то уж и легко найти учебник нового автора, который будет стоить большие деньги. Когда с другой стороны он мог бы купить эту книгу у старшеклассника гораздо дешевле, а то и лучше взять его у своего старшего брата или сестры.

Продолжая тему об источниках информации, скажем немного слов о библиотеках. Совершенно негде брать материал!!! Очень часто помимо записей и конспектов, даваемых в школе, ученику приходится искать дополнительные источники. А где?! То, что предлагают школьные и поселковые библиотеки - это недостаточно. Приходится искать словари, энциклопедии, залазить в Интернет (что занимает очень много времени). А у кого этого нет? Приходится полагаться на свой ум (а такие мысли часто бывают ошибочными)

Ещё одна основная проблема, особенно последние два года - ЕГЭ!!!

Ученики в растерянности. Никто толком не знает чего ожидать. Пока идёт эксперимент, но это только пока, а что потом? Кого не спроси, все до ужаса боятся Государственных экзаменов.

3. Пути решения проблем

Исходными должны быть не интересы образовательного учреждения, а интересы ребенка и семьи. Мы должны спросить родителей, желают ли они видеть своих детей образованными себялюбцами и неблагодарными эгоистами? А может быть, они желают вырастить практичного рационалиста, озабоченного земным успехом и карьерой? Желают они видеть своих детей достойными сынами Отечества или же растят гражданина какого-либо иного государства?

Школа призвана помогать семье в образовании ребенка, в воспитании доброго гражданина для нашего Отечества. На каких началах должна основываться система образования, каково должно быть содержание образовательного процесса, чтобы ребенок радовал родителей добротой, послушанием, трудолюбием, смирением? Какие условия необходимо создать, чтобы ребенок правильно развивался, чтобы в нем не угасала духовная жизнь, пробужденная в семье, чтобы он освоил начала наук, познал родную и мировую культуру, чтобы он был патриотом своей Родины, готовым в трудную минуту живот свой за нее положить?

Необходима такая система образования, которая позволила бы в полной мере передавать от одного поколения к другому знания, опыт созидательной и творческой деятельности, ценности, присущие народу, опыт духовной жизни. Если мы попытаемся создать такую школу, то неминуемо придем к школе, основанной на православных традициях. Другого пути нет. Невозможно искусственно создать основания, позволяющие исправить присущую человеку от рождения поврежденность первородным грехом, возвысить жизнь человеческую до Божественной высоты, включить все познавательные силы человека, а не только его ум, освободить от власти эгоистических устремлений. Школа, основанная на православной традиции, является единственной природосообразной и научной, позволяющей детям всех национальностей и концессий войти в мировую культуру посредством русской культуры, при этом создав условия и для освоения своей национальной культуры.

Приложение 1

Россиян не устраивает современная школа

В августе текущего года «Исследовательский холдинг ROMIR Monitoring» провёл онлайн-опрос российских интернетчиков. В канун нового учебного года респондентам был задан ряд вопросов о школе и проблемах современного образования. В опросе приняли участие 1450 интернет-пользователей по случайной выборке в возрасте от 18 лет и старше. По данным ROMIR Monitoring, больше половины россиян ответили, что советская школа была лучше современной.

В целом, ответы на вопрос «Каково ваше мнение о современной российской школе?» распределились следующим образом: 17% респондентов сказали, что у советской и современной школ уровень примерно одинаковый. Причём чаще, чем в среднем по выборке, такой ответ давали участники опроса, проживающие в Уральском округе - 23%. 12% опрошенных ответили, что современная школа лучше советской. Среди респондентов-сибиряков такого мнения придерживаются 15% опрошенных - это самый высокий показатель по сравнению с выборкой в целом.

Исследование показало, что, чем моложе респонденты, тем чаще они называют современную школу лучшей по сравнению с советской. Среди респондентов старших возрастных категорий, наоборот, преобладает мнение о превосходстве советской школы. Среди участников опроса с высшим образованием превалирует мнение, что советская школа была лучше. А респонденты со средним образованием чаще, чем в среднем по выборке говорили о том, что лучше все-таки была советская школа.

Участникам опроса также было предложено оценить качество образования в разных типах школ. Респондентам был задан вопрос «Как Вы считаете, какие школы дают более качественное образование?» Ответы на него распределились следующим образом:

Согласно полученным результатам, почти две трети опрошенных (61%) полагают, наиболее качественное образование дают государственные школы, но со специальным уклоном - языковым, физико-математическим и т.д. Среди интернетчиков Уральского федерального округа такого мнения придерживаются 69% респондентов. Каждый пятый участник опроса (19%) сказал, что образование лучшего качества дают негосударственные, частные школы. Среди респондентов Центрального округа такой вариант ответа указали 23% опрошенных - это самый высокий показатель по выборке.

Каждый десятый опрошенный (8%) ответил, что наиболее качественное образование дают государственные школы. Среди участников опроса, проживающих в Санкт-Петербурге, такого мнения придерживаются вдвое меньше респондентов, чем в целом по выборке - 5%. Исследование показало, что женщины более склонны к мнению о превосходстве качества образования в специализированных школах, а мужчины - в частных. Мнения респондентов разных возрастных категорий также разделились: участники опроса от 45 лет считают, что более качественные и полные знания можно получить в специализированных школах, а молодёжь до 24 лет отдаёт предпочтение частным учебным заведениям.

О лучшем качестве образования в частных школах чаще, чем в среднем по выборке говорили респонденты со средним образованием, а также участники опроса с высоким уровнем дохода. К высокой оценке качества образования в специализированных школах чаще, чем по выборке в целом склоняются респонденты с высшим образованием, со средним доходом.

В ходе опроса респондентам также был задан вопрос о проблемах современной школы: «Какие проблемы современной российской школы Вы считаете наиболее острыми?» Ответы на него распределились следующим образом (поскольку респонденты могли указать несколько вариантов ответа, то итоговая сумма может быть не равна 100%):

Согласно результатам опроса, самой главной проблемой современной школы является низкая зарплата учителей. Так думают три четверти (76%) опрошенных. Причём среди участников опроса в Приволжском и Сибирском федеральных округах такого мнения придерживается четверо из пяти (80-81%) опрошенных. Каждый второй респондент (51%) также сказал, что современные школы плохо обеспечены материально - не хватает денег даже на необходимое оборудование и ремонт. В Уральском регионе такой вариант ответа дали две трети опрошенных (68%), что значительно превышает средний показатель по стране в целом.

О низком качестве образования сказал каждый четвёртый респондент (26%). Причём в Центральном федеральном округе этот показатель достигает 31%. О низком уровне нравственного воспитания детей сказали ещё 25% респондентов. Несколько чаще, чем в среднем по выборке, это отмечали жители двух столиц.23% участников опроса среди наиболее острых проблем современной школы назвали низкий профессиональный уровень учителей. Список проблем был продолжен следующими ответами: нехватка учителей - 16%, отсутствие единых учебников - 16%, широкое распространение наркомании в школах - 12%, деление школ на обычные и платные - 7% и проникновение в школы религиозных сект - 4%.

Примечательно, что молодые участники опроса в возрасте от 18 до 24 лет, которые сами не так давно окончили школу, чаще, чем в среднем по выборке, говорили о проблемах, связанных с отсутствием должного финансирования образования - низкие зарплаты учителей, нехватка денег на ремонт и оборудование, нехватка учебников, нехватка самих преподавателей.

Респонденты старшей возрастной категории (от 45 лет) чаще обращали внимание на низкие качество образование и квалификацию учителей.

Приложение 2

Четыре мотива плохого поведения

Привлечение внимания

Избегание неудачи

Социальные причины

Эмоциональная холодность родителей, внимание уделяется плохому, а не хорошему поведению

Мода на сильную личность, отсутствие примеров конструктивного подчинения в окружении ребенка

Рост насилия в обществе

Слишком высокие требования родителей и учителей

Сущность поведения

Получать особое внимание

«Ты мне ничего не сделаешь»

Вредить в ответ на обиду

«Не буду и пробовать, все равно не получится»

Сильные стороны поведения

Потребность в контакте с учителем

Смелость, сопротивление влияниям

Способность защищать себя от боли и обид

Реакция учителя: эмоции

Раздражение, негодование

Гнев, негодование, может быть страх

Обида, боль, опустошение в дополнение к негодованию и страху

Профессиональная беспомощность

Реакция учителя: импульс

Сделать замечание

Прекратить выходку с помощью физического действия

Немедленно ответить силой или уйти из ситуации

Оправдаться и объяснить неудачу с помощью специалиста

Реакция ученика

Временно прекращает

Прекращает выходку, когда сам решит

Попадает в зависимость от учителя; продолжает ничего не делать

Способы предотвращения

Учить детей привлекать к себе внимание приемлемыми способами; оказывать внимание за хорошее поведение

Уходить от конфронтации; отдавать часть своих организационных функций

Строить отношения с учеником по принципу заботы о нем

Поддержка ученика, чтобы его установка «Я не могу» сменилась на установку «Я могу»

Кто же чаще всего становится жертвой издевательств? В первую очередь, дети с явными проблемами. В жертве всегда есть что-то такое, что способно оттолкнуть окружающих, спровоцировать нападки с их стороны. Они не такие, как остальные. Скорее всего, подвергнется нападкам и насмешкам ребенок: -- необычной внешности (заметные шрамы, хромота и т.д.); -- страдающий энурезом или энкопарезом; -- тихий и слабый, не умеющий за себя постоять; -- неопрятно одетый; -- часто пропускающий занятия; -- неуспешный в учебе, -- которого слишком опекают родители; -- не умеющий общаться и т.д. Приведём типы отвергаемых детей, которые чаще всего подвергаются нападкам.

«Любимчик»

Еще Януш Корчак писал, что дети не любят тех сверстников, которых выделяет учитель или воспитатель. Особенно если они не могут понять, чем «любимчик» лучше их. Взрослые, зная о нелегкой судьбе своего подопечного, жалеют его и оказывают ему свое покровительство, обрекая тем самым на одиночество и оскорбления со стороны одноклассников, которым неизвестна причина такого отношения. Максим -- очень способный мальчик, произвел хорошее впечатление на принимавших его в школу педагогов. Но с первого класса начались проблемы с учебой и взаимоотношениями с одноклассниками. Максим не работал на уроке, мог весь урок рисовать или читать, мама воевала за каждую строчку в домашнем задании. В классе учителя все время должны были стоять над его партой -- тогда он успевал сделать задание. В силу ряда причин (в первую очередь, семейных проблем), администрация школы мирилась с таким положением дел. Учителя жалели Максима и на многое смотрели «сквозь пальцы». Однако с его особым положением не желали смириться одноклассники. Они не понимали, почему ему разрешают то, чего нельзя им, почему классная руководительница все время защищает его. Они стали дразнить мальчика, не принимали в свои игры, смеялись над ним, когда он отвечал у доски. Масла в огонь подливали и некоторые родители, считавшие своих детей исключительными и возмущавшиеся, что не они, а Максим ходит в любимчиках. Они обсуждали это между собой при детях, ссылались на национальность ребенка. Постепенно персоной нон грата стала и мама Максима, многие с ней даже не здоровались.

«Прилипала»

Митя был домашним ребенком, единственным в семье. До поступления в школу он не имел опыта общения в коллективе и не умел общаться со сверстниками. В классе он старался привлечь к себе внимание одноклассника, хватая его вещи или обнимая объект симпатии, не давая ему пошевелиться и причиняя боль. Естественно, ребята стали его избегать, часто случались потасовки: более активные и независимые пытались отнять у Мити свои вещи, бросались защищать тех, с кем он неумело пытался подружиться. Митя стал очень одинок в классе: с ним никто не хотел сидеть за одной партой, его не хотели брать в команду, над ним смеялись, его отталкивали. Приходя в мой кабинет, он сразу же бросался обниматься с каким-нибудь мягким зверем, придумывал ему имя и старался не выпускать его из рук все занятие.

Здороваясь, Митя всегда стремился попасть в поле зрение собеседника, заглядывал в глаза, касался руки, ему было неважно, заняты вы или нет, -- ответ требовался немедленно. Американский психолог Вайолет Оклендер считает, что подобная назойливость является результатом чувства незащищенности ребенка. Такие дети буквально виснут на людях, захватывая их физически, чтобы почувствовать себя в большей безопасности. Естественно, что окружающие, особенно дети, начинают избегать их. А на новые попытки таким образом сблизиться отвечают агрессией. Ребенок ведь не умеет общаться иным способом и часто рад даже агрессивному вниманию со стороны окружающих.

«Шут и козел отпущения»

Сема -- легковозбудимый, вспыльчивый и очень неуверенный в себе мальчик. Часто дрался с одноклассниками, потому что очень навязчиво и эмоционально стремился включиться в их игры. Отчаявшись привлечь к себе внимание, выбрал тактику классного шута. Выкрикивал на уроках разные нелепости, ребята смеялись, это его подбадривало, и, невзирая на замечания учителей, Сема и дальше старался всех рассмешить. Постепенно любое его слово стало вызывать смех в классе. Однажды он нацепил себе на свитер плакатик «Я идиот» и расхаживал так по классу, веселя одноклассников. Однако его все так же избегали, не принимали в игры. Он стал в классе чем-то вроде козла отпущения: его обвиняли во всех неудачах класса, сваливали на него все проделки. Новому учителю ребята говорили: «Это же Сема, он всегда так делает». Ребенок, избравший подобную тактику поведения, как бы предупреждает нападки со стороны окружающих. Его перестают воспринимать всерьез и поэтому особо не обижают. А он, слыша смех одноклассников, не чувствует себя в изоляции. Самое опасное в выбранной тактике то, что изжить однажды сложившуюся репутацию «шута» практически невозможно. Есть еще два типа детей, которых никто специально не обижает, над ними не издеваются, но их отвергают, они одиноки в своем классе.

«Озлобленный»

Некоторые дети, не сумев установить контакт с одноклассниками, начинают вести себя так, будто мстят окружающим за свои неудачи. Филипп испытывал трудности в обучении с первого класса. Ему быстро стало скучно на уроках, он часто отвлекался, пытаясь поболтать с соседями, поиграть с ними во что-нибудь. Однако его одноклассники больше интересовались происходящим на уроке, чем разговорами с Филиппом. Тогда, чтобы привлечь к себе внимание, Филипп начал на уроках стучать, шуршать, скрипеть всем, что попадалось под руку. Учителя были вынуждены постоянно делать ему замечания, так как он очень мешал окружающим. Одноклассники отказывались сидеть с ним. Они сердились на Филиппа, делали ему замечания, не хотели иметь с ним никакого дела.

«Непопулярный»

Есть категория детей, с которыми никто не играет. Их не обижают, не дразнят -- их просто никто не замечает и не выбирает. Ребенок не умеет инициировать общение, он застенчив, не знает, как привлечь внимание одноклассников. Обычно это бывает, если ребенок пришел в уже сложившийся коллектив или часто пропускает школу. К такому ребенку никто не бросится радостно при встрече после каникул, никто не заметит, что его нет в классе. Это ранит не меньше, чем травля. Один второклассник говорил: «Они со мной даже не здороваются!»

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сравнение систем образования и, в частности, курса физики в США и Беларуси. Сравнение учебников для младших классов средней школы по тематике "Электричество. Магнетизм". Сравнение американских и отечественных учебников для старших классов средней школы.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2010

    Необходимость модернизации системы школьного исторического образования в условиях современной российской школы. Проблема оценки качества образования. Государственной стратегии развития исторического образования в XXI веке и освоение зарубежного опыта.

    реферат , добавлен 17.04.2013

    Цели, структура, состояние и проблемы правового образования в современной школе. Личностные качества и профессиональная компетентность учителя права в системе школьного образования. Традиционные методики и инновационные технологии правового обучения.

    дипломная работа , добавлен 18.02.2013

    Лидерские качества младшего школьника. Содержание, формы и методы воспитания лидерских качеств в условиях современной начальной школы. Изучение состояния работы учителей начальных классов. Исследование уровня развитости у детей умения решать проблемы.

    курсовая работа , добавлен 23.01.2014

    Сущность и структура воспитательной системы школы. Становление новой системы образования и воспитания в Российской Федерации. Общие принципы построения и условия формирования школы. Достижение психолого-педагогической науки и инновационный опыт работы.

    реферат , добавлен 13.11.2010

    Характеристика элементарного, среднего и высшего образования в Канаде. Продолжительность обучения. Разделения по религии и языку. Подготовка перед университетом. Обучение в частных школах, частных университетах и духовных училищах. Уровни в образовании.

    реферат , добавлен 21.12.2010

    Аспекты и механизмы социально-правовой защиты в современной России. Особенности развития ребенка в условиях школы. Кадровое обеспечение социально-правовой поддержки детей в условиях школы. Условия реализации социально-правовой поддержки ребенка в школе.

    курсовая работа , добавлен 30.09.2014

    Государственный стандарт содержания образования по физической культуре. Порядок проведения экзамена по физической культуре в общеобразовательных школах. Методика организации государственной аттестации. Экзаменационные билеты по физической культуре.

    курсовая работа , добавлен 18.06.2013

    Использование эффективных образовательных технологий как залог педагогического успеха на современном этапе в условиях реформирования образования. Роль качества инновационной деятельности школы в данном процессе, основные используемые подходы и приемы.

    статья , добавлен 03.01.2013

    Подходы к понятию здоровье. Состояние здоровья учеников, влияние на него образовательного процесса школы. Психологические и физиологические особенности учащихся среднего звена. Технология реализации здоровьесбережения в школах Белгородской области.

Сегодня говорим о том, что происходит с детьми в младшей школе и как решать те сложности, которые у них могут возникнуть с 1-го по 4-й класс.

– Каковы типичные проблемы младших школьников?

– Если мы говорим про городских школьников, то первая и основная проблема – это выученная несамостоятельность, несформированность блока планирования. Коротко это называется «учебная несамостоятельность, портящая отношения».

– Откуда она берется?

– Есть несколько причин, которые приводят к тому, что ребенок не может делать уроки сам, и в связи с этим родителям приходится сидеть с ним за уроками, что сильно портит отношения между родителем и ребенком. Сейчас ничто не настраивает ни родителя, ни ребенка на то, чтобы формировать самостоятельность. Она не возникает самотеком.

Во-первых, немалый вклад в это вносит школьная программа – она часто перенасыщена и подстроена не под возраст детей и их способности, а под амбиции образовательного учреждения.

Когда мы с вами учились, никому в голову не приходило сидеть с ребенком за уроками, за исключением случаев перехода в другую более сильную школу или поступления куда-то. Все было устроено так, что с программой можно было справиться. А сейчас все устроено так, что с программой можно справиться только в том случае, если все встанут на уши. И я говорю об обычных детях без образовательных способностей, без дисграфии, без нарушения внимания, без вегетативных нарушений.

Программа по части предметов сформирована так, что их невозможно освоить без взрослого. Например, первоклассник или второклассник, который начинает учить иностранный язык, получает учебник, в котором все задания даны на английском, а он еще не умеет читать по-английски. Очевидно, что без участия взрослого он их выполнять не сможет. Когда мы учились, такого не было.

Во-вторых, не только изменилась программа по наполняемости, но изменился подход учителей. В прошлом году в одной из сильных московских школ только одна учительница первых классов из четырех сказала родителям: «Не вздумайте помогать детям делать уроки, они пришли учиться сами», все остальные сказали: «Родители, вы поступили в первый класс. По математике у нас такая-то программа, по русскому – такая-то, в этой четверти мы занимаемся сложением, в следующей – вычитанием…» И это тоже, конечно, формирует учебную несамостоятельность.

Сегодня школа часть ответственности перевешивает на родителей, и считается, что в этом есть какой-то плюс. Кроме того, учителя страшно задерганы ФГОСами и прочими штуками. У них нет задачи формировать эту учебную самостоятельность – у них много других задач и сложностей: это и большие классы, и огромная отчетность…

Поколение учителей, настроенное на формирование самостоятельности, сходит с рабочей арены.

Еще один фактор, способствующий ухудшению ситуации в начальной школе, – после значительных изменений в образовании повсеместно увеличилось количество учащихся в одном классе. Это огромная разница для учителя – учить в первом классе 25 детей или 32 или даже 40. Это очень сильно влияет на способы работы учителя. Поэтому одна из серьезных проблем начальной школы – большие классы и сопутствующие изменения способов работы учителя, и как результат – более частое эмоциональное выгорание учителей.

Учителя, которые учились еще при СССР, были готовы на многое, подходили к профессии как к служению, сейчас сходят с трудовой арены по возрасту. Есть огромный дефицит кадров. Профессия учителя долго не была престижной, и привлекать в эту профессию молодых специалистов начали только сейчас. Отчасти поэтому даже лучшие школы сегодня переживают жесточайший образовательный кризис.

Старое поколение, может, было эмоционально выгоревшим, уставшим, но очень профессиональным. А из молодых учителей в возрасте 22-32 лет, настроенных на получение максимального заработка при минимальных усилиях, совсем немногие останутся в школе. Поэтому учителя часто уходят, меняются.

Екатерина Бурмистрова. Фото: Facebook

– Какой вклад в формирование несамостоятельности вносят родители?

– У родителей, прежде всего, появилось много свободного времени. Сегодня часто, если семья может себе позволить, чтобы мама не работала, она сидит с ребенком всю начальную школу. И, конечно, ей нужно чувствовать себя востребованной. И совместное выполнение домашних заданий частично инспирировано тем, что у взрослых теперь больше свободного времени, чем раньше. Нельзя сказать, что это плохо – это время можно потратить на что-то прекрасное, но оно часто уходит именно на уроки, и из-за этого отношения не улучшаются.

– Какие есть еще причины?

Еще одна – в том, что мы растим головастиков. Мы делаем огромный упор на развитие интеллектуальных способностей. Этому способствует большой объем самых разных предложений, особенно в Москве, можно столько всего выбрать – только успевай возить. И в результате мы загружаем детей больше, чем нужно. Это общая тенденция, и это проявляется не на осознанном уровне – так делают все.

– Какие симптомы того, что ребенок страдает учебной несамостоятельностью?

– Ребенок не помнит сам, что ему задано. И для этого созданы все условия: бумажный дневник остался в прошлом – у нас теперь есть учительские блоги, родительские чаты, группы, электронные дневники, где все это выложено.

Ребенок не вспоминает, что надо вовремя сесть за уроки. Часто причина в том, что все настолько плотно в его графике, что сразу после школы он куда-то едет, а потом еще куда-то, и когда он попадает домой, он просто не в состоянии ни про что вспомнить.

Только очень зрелые дети способны в 7-8 вечера вспомнить про уроки, поэтому родителям приходится напоминать. А это классический признак школьной самостоятельности. Самостоятельный человек должен взять задачу, вспомнить о том, что он должен ей заняться, и спланировать время, когда это будет сделано. В первом классе этот навык только формируется, но ко второму-третьему классу он уже должен быть. Но он не возникает самотеком, и в современной школе ничто и никто это не формируют.

Ребенок в принципе не обучен отвечать за свое время. Он не бывает один – мы везде его возим. Теперь ни у кого нет ключа на шее – мы везде водим его за руку, возим на машине. Если он опаздывает в школу, то это не он опоздал, а мама застряла в пробке. Он не может спланировать, во сколько ему выйти и сколько необходимо времени, чтобы что-то сделать, потому что ему просто не нужно этому учиться.

– Как это все лечить?

– Лечить болезненно, никто не любит этих рекомендаций, и обычно к психологам попадают, когда уже дошли до предела, довели отношения до такого состояния, что совместное выполнение домашних заданий превращается в многочасовую муку. До этого родители не готовы слушать никаких рекомендаций специалистов. А рекомендации такие: надо пережить пике вниз, серьезный спад успеваемости, и научить ребенка чувствовать ответственность за его время и уроки.

– Грубо говоря, вы перестаете контролировать процесс выхода из дома, напоминать ему, чтобы он делал домашнее задание, и сидеть с ним за уроками, и мужественно переживаете временный вал двоек?

– Если коротко, то да. У меня целый курс есть про учебную самостоятельность. Желательно при этом объяснить учителю, что у вас будет это пике вниз, но не с каждым педагогом можно об этом договориться: отнестись к этому процессу с пониманием способен один учитель из десяти, потому что общая тенденция школы другая. Сегодня научить ребенка учиться не является задачей школы.

Проблема в том, что в начальной школе ребенок еще небольшой, и вы можете практически силой усадить его за уроки и удержать. Сложности часто начинаются позже, в 6-7-м классе, когда это уже большой человек, иногда выше мамы с папой, у которого уже другие интересы, начинаются пубертатные штучки и оказывается, что он совершенно не умеет распределять время и уже не готов вас слушаться. Он хочет самостоятельности, но совершенно к ней не способен.

Я сгущаю краски, и до острого противостояния с родителями доходит не всегда, но довольно часто. Пока родители могут, они его удерживают, контролируют, направляют. Как говорится, главное – довести ребенка до пенсии.

– Какие еще есть проблемы у детей начальной школы?

– Связанная с несамостоятельностью проблема – перегруженность ребенка, когда в него впихнуто все, что можно впихнуть. Я каждый год встречаюсь с мамами, которые говорят: «У моего ребенка расписание сложнее, чем у меня», причем говорят об этом с гордостью.

Это определенная часть общества, где мама убивается и водит ребенка везде сама, или где есть водитель, который везде возит и ждет ребенка в машине. У меня есть простой маркер ненормальности нагрузки: я спрашиваю: «Сколько времени в неделю ваш ребенок гуляет?» Если речь идет про начальную школу, родители часто говорят: «Какой гуляет? Он в каникулы гуляет». Это показатель ненормальной нагрузки. Еще один хороший вопрос: «Во что любит играть ваш ребенок?» – «В Lego». – «Когда он играет в Lego?» – «В каникулы»…

Кстати, эта перегрузка расписания увеличивает количество нечитающих детей.

Если ребенок еще не стал фанатом чтения, не успел зачитать, не открыл для себя чтение, то в условиях интеллектуальной и организационной перегрузки, придя домой, он будет больше всего хотеть отключить мозг, который все время работает.

Здесь есть прямая связь, и когда детей разгружаешь, они начинают читать. У перегруженного ребенка мозг все время в напряжении. Когда мы с вами, взрослые люди, лишаем себя полноценного регулярного сна, мы лучше от этого работать не начинаем – мы начинаем работать совершенно по-другому, и многим приходится пройти через опыт жестокой бессонницы и нервно-психического истощения, прежде чем они перестают экспериментировать с количеством сна.

Нагрузка – это то же самое. Если мы систематически перегружаем неокрепшее существо, которое активно растет, оно не начинает учиться лучше. Поэтому вопрос нагрузки – очень тонкий и индивидуальный. Есть дети, которые готовы нести большую нагрузку, и им прекрасно, они только хорошеют от этого, а есть те, кто берет нагрузку, несет ее, но постепенно от этого невротизируется. Надо смотреть на поведение ребенка, на его состояние вечером и к концу недели.

– Какое состояние должно заставить родителей задуматься и пересмотреть нагрузку ребенка?

Это зависит от его психологического типа. Меланхолики будут страдать, тихо плакать и болеть, потому что это самый уязвимый и истощаемый тип, они будут уставать только от количества народу в классе и от шума в рекреации. Холерики будут кричать и закатывать истерики к концу недели.

Самый опасный тип – это те дети, которые без внешних проявлений переутомления несут нагрузку, пока она не доводит их до соматического срыва, пока они не покроются экземой и пятнами. Эта выносливость опаснее всего. С ними нужно быть особенно аккуратными. Они действительно много могут, они очень результативны, позитивны, но у них не всегда срабатывают внутренние предохранители, и родители часто спохватываются, когда ребенок уже в плохом состоянии. Их надо учить чувствовать нагрузку.

Это индивидуальные показатели, но есть и общие: ребенок в начальной школе должен гулять хотя бы трижды в неделю по часу. Причем именно гулять, а не то, что мне иногда говорят родители: «А мы гуляем, когда идем с одного занятия на другое». Есть вообще ситуации, когда ребенок и его мама живут в режиме подвига: «Я в машине кормлю его супом из термоса, потому что он же должен обедать полноценно».

Я слышу такое достаточно много, причем это часто позиционируется как большое достижение. Людьми движут лучшие побуждения, и они не чувствуют перенасыщения расписания. А ведь детство – это время, когда много сил уходит просто на рост и взросление.

– Есть ли функциональные проблемы у современных младшеклассников, которые мешают им в их школьной жизни?

– Как ни странно, при всем современном уровне информированности и грамотности, достаточно часто встречается неотслеженная минимальная мозговая дисфункция, ММД. Это комплекс небольших нарушений, которые никак не диагностируются до того, как они проявились, но при этом страшно мешают. Это не совсем гиперактивность и не совсем дефицит внимания – это меньшие вещи, но ребенок с ММД плохо обучаем в формате обычного класса. Также бывают недиагностируемыми всякие речевые нарушения, которые очень влияют на освоение письма, чтения, иностранного языка, всяческие дислексии и дисграфии.

– Откуда это берется?

– Это, может, всегда и было, но до школы не очень мешало и не особенно проявлялось. Причина – возможно, в простимулированных родах и во вмешательстве в роды – при поиске того, откуда это взялось, смотрят на пренатальные факторы и всегда что-то там находят.

ММД – это нарушения нашего времени, которых наравне с аллергиями и онкологией стало больше.

Некоторые из них мешают ребенку учиться в общеобразовательном формате.

В редких школах действуют системы поддержки, работают логопеды, психологи, которые могут помочь ребенку адаптироваться, зато есть огромное количество детей, которые в середине первого, второго, третьего класса выдавливаются из обычных школ, потому что не могут там учиться, им трудно. Это означает, что вовремя не позвали логопеда, психолога, не сходили к нейропсихологу, не пролечились.

– Минимальная мозговая дисфункция – это психофизиологические нарушения, но есть и еще одна социально-педагогическая проблема, которая в большей степени проявляется в Москве и других больших городах: сегодня есть немало детей, которые не привыкли жить в социуме и не обучены правилам взаимодействия. Они плохо обучаются в формате большого класса, просто потому, что их никогда к этому не готовили.

– То есть они не гуляли во дворе, не ходили в обычный сад, все время были с няней и мамой?

– Да, и все всегда подстраивались под них. Может, у них были прекрасные репетиторы, у них отличные знания и учебные навыки, но они не привыкли работать в формате групп. Обычно в школах, где есть конкурс, таких детей отслеживают и стараются не брать или брать с условиями, а в частных школах таких детей много. И они могут сильно портить работу класса.

– Есть ли новые проблемы, связанные с тем, что дети много времени проводят с планшетами, телефонами и телевизорами?

– Да, есть еще один тип проблемы – довольно новый и мало исследованный в русскоязычном пространстве, но вот уже несколько лет в школу приходят поколения, которые больше привыкли смотреть, чем слушать. Это дети, которые основные истории услышали не из прочитанных родителями книг и не от родных, а посмотрели, и для них визуальная форма подачи информации стала основной. Это гораздо более простая форма, и нужно приложить гораздо меньше сил, чтобы что-то усвоить из видео. Эти дети в школе не могут слушать, они две минуты слушают и отключаются, у них плывет внимание. У них нет органических нарушений – они просто не приучены к принятой в школе форме подачи информации.

Это формируется нами, родителями – часто ребенка удобно «выключить», поставив ему мультики, и мы таким образом формируем не слушателя, не деятеля, а зрителя, пассивно потребляющего визуальную информацию.

Чем меньше будет экрана до школы, тем выше вероятность, что с вашим ребенком этого не произойдет.

– Если говорить о самых маленьких, первоклашках, есть ли признаки того, что ребенок слишком рано пошел в школу?

– Если ребенок пошел в школу слишком рано, то через полтора-два месяца, когда должно стать легче, становится, наоборот, сложнее. Эти пациенты ежегодно приходят в октябре-ноябре: ребенку надоела школа, ушла мотивация, сначала он хотел идти в школу и пошел с удовольствием, но выдохся, разочаровался, ему ничего не интересно, появились соматические расстройства, он не реагирует на обращения учителя.

По первоклашкам это очень видно. Они должны научиться к октябрю-ноябрю правильно реагировать на общие формы обращения, когда учитель говорит: «Дети, взяли карандаши».

Дети, которые эмоционально готовы к школе, берут карандаши при общей форме обращения. А если им даже в ноябре говорят: «Все взяли карандаши, и Маша тоже взяла карандаш», значит, такая способность к самостоятельной работе в группе у ребенка еще не созрела. Это признак того, что он пошел в школу рано.

– Если ребенок, наоборот, пересидел лишний год дома или в детском саду, как это будет выглядеть?

– Ему тоже будет скучно, но по-другому: он чувствует себя умнее других. И тут нужно думать, как подобрать ребенку нагрузку, чтобы он мог оставаться в классе. Если тех, кто пошел в школу рано, можно забрать и вернуть через год, чтобы была пауза, то этим детям надо подбирать в формате класса индивидуальные задания, чтобы им было интересно, и совсем не каждый учитель готов этим заниматься.

– Есть ли признаки того, что ребенку в начальной школе плохо?

– Конечно. Обычно ребенку сложно в период адаптации, в первые полтора-два месяца, когда он или только пришел в первый класс, или пошел в новый класс, в новую школу, сменил коллектив, учителя. По идее, дальше должно становиться легче.

– Чего у ребенка не должно быть при нормальном учебном процессе?

– Невроза, тотальной подавленности, апатии. Есть ряд невротических признаков, которых быть не должно: грызение ногтей, выдирание волос, сгрызание одежды, появление нарушений речи, запинок, заиканий, болей по утрам в животе, головных болей, тошноты, которые бывают только по утрам и проходят, если ребенка оставляют дома, и так далее.

После 6-7 недель адаптации не должно быть говорения во сне, не должен меняться характер сна. Мы говорим о младших школьниках, потому что в подростковом возрасте гораздо сложнее определить, где причина – школа, а где – какие-то их личные переживания.

Следующий материал – о том, с чем сталкиваются родители детей, которые учатся в средней школе.

Ксения Кнорре Дмитриева

Современная система российского образования стремительно совершенствуется: внедряются новые технологии, регулярно обновляются программы, пересматриваются оценки знаний учащихся. Но успех обучения связан не только с технологическими и программными нововведениями. Социальная адаптация школьников, временно отошедшая на второй план с разрушением советской системы образования и воспитания, вновь вернулась в поле зрения педагогов.

Связь между обучением, воспитанием и становлением личности ребенка, которое приходится на период обучения в школе , реально существует, и отмахиваться от решения этой проблемы нельзя. А чтобы выработать наиболее удачную стратегию преодоления проблемных барьеров, необходимо внимательно изучить ситуацию со всех сторон, в том числе и изнутри. То есть, узнать мнение школьников.

Результаты социологического опроса - за предстоящие реформы!

Признавая ребенка личностью с момента рождения, в соответствии с самым передовым подходом в воспитании, вполне логично интересоваться отношением детей к школе, учителям, проблемам обучения и ролью школы в жизни.

Данные, которые удалось получить в ходе социологического опроса школьников и студентов-первокурсников, красноречиво говорят о значимости неразрывного воспитательного и обучающего процесса в школе.


1. Значимость школы в жизни

  • Получение знаний 77%
  • Школьные друзья 75%
  • Приобретение навыков самообразования 54%
  • Навыки общения 47%
  • Умение разбираться в людях 43%
  • Личностное развитие 40%
  • Формирование гражданской позиции 33%
  • Раскрытие и развитие индивидуальных способностей 30%
  • Умение самостоятельно организовать досуг 27%
  • Формирование характера, умения преодолевать трудности 18%
  • Бытовые навыки 15%
  • Самопознание и самооценка 13%
  • Выбор профессии 9%

Вывод очевиден: школа помогает приобрести знания и друзей, но уровень подготовки к вступлению во взрослую жизнь - далеко не на высоте.

2. Отношения «учитель - ученик»

Отношения «учитель - ученик » предполагают не только оценивание знаний учеников, но и субъективное отношение к учителю. Результаты ответов на этот вопрос получены анонимно, но их обобщение позволяет определить общую тенденцию и задуматься:

  • Мастерство преподавания предмета 97%
  • Практическая психология 93%
  • Помощь в раскрытии индивидуальных способностей 90%
  • Интерес к волнующим проблемам учеников 90%
  • Знание предмета 84%
  • Уважение к личности ученика 81%
  • Справедливая оценка 77%
  • Эрудиция 73%
  • Организаторские способности, продуктивность 64%
  • Требовательность 49%

Результат второго опроса оказался достаточно неожиданным: подавляющее большинство школьников первостепенным критерием считают профессионализм учителя, но, при этом, не придают значения требовательности, которая, как известно, является «завершающим аккордом» в достижении цели.

3. О чем сожалеют выпускники?

  • Поверхностный уровень преподавания предмета 68%
  • Приобретенные знания оказались бесполезными на практике 66%
  • Плохая подготовка к жизни 63%
  • Нежелание учителя находить контакт 81,5%
  • В школу не хотелось идти 29%
  • Настоящая жизнь проходила вне школы 21%
  • Не нашли друзей 15%
  • Сожалеют о потраченном времени 11%

Если собрать воедино ответы на второй и третий вопрос, то перед системой образования ставятся серьезные задачи, в которых большое внимание следует уделить воспитательным методикам, оценке личности учителя и его роли в становлении личности ученика.


Психологи о необходимости воспитания личности школьника

Известный психолог Л.С. Выготский отмечал необходимость изучения среды, в которой находится ребенок. При этом он утверждал, что важно уделять внимание не только «абсолютным показателям» - нахождению младших школьников или подростков в стенах школы, но изучению внешкольной среды. По словам исследователя, такой подход дает наиболее объективную оценку, так как «среда определяет развитие… через переживание».

Старшее поколение помнит, какое серьезное внимание уделялось воспитанию патриотизма, духовному становлению, всестороннему развитию личности школьника и подготовке его к самостоятельной взрослой жизни. 90-е годы, связанные с социальной нестабильностью общества и политическими изменениями, к сожалению, разрушительно сказались на целостности образовательной системы - единстве обучения и воспитания, являющимися основой гармоничного развития.

Закономерно, что дети первыми интуитивно ощущают на себе исторические и социальные потрясения, когда взрослые вынужденно сосредотачиваются больше на сиюминутной материальной стабильности, чем на мыслях о воспитании подрастающего поколения.

С наступлением позитивных перемен в государстве воспитание характера и активной жизненной позиции будущего поколения вновь становится важной задачей педагогов и активного гражданского общества.

Актуальные вопросы воспитания: цели и задачи

Как отмечают психологи, исследовавшие особенности развития современных школьников, «пробелы в воспитании» за минувшие 2-3 десятилетия выражаются, в первую очередь, в дефиците патриотизма. Это - следствие снижения политической роли государства на мировой арене. По словам психолога Д.И. Фельдштейна, «именно ощущение человеческой истории, своей непосредственной причастности к этому процессу позволяет человеку найти место своей эпохи, своего общества и себя самого относительно ее целостности. Такое восприятие действительности формирует нравственную ответственность индивида за свои решения и поступки, т. е. формирует его как личность».

Отсюда вытекает первая задача, которая стоит перед нынешней системой образования: воспитание любви к Родине, гордости за ее историю, осознание сопричастности, связи поколений.

Не менее важной задачей является воспитание личностной самооценки. Ребенок становится личностью, оценивая себя через призму отношения к нему окружающих - сверстников, родителей, учителей. Правильные нравственные ориентиры помогут легче адаптироваться в обществе, осознать, что человека оценивают, в конечном итоге, по его поступкам.

Вторая задача - нравственное воспитание . Для успешной социализации необходимо, чтобы общепринятая модель поведения стала детской привычкой, а не тяжелым бременем вынужденного соответствия «для вида». Не менее важно воспитывать в ребенке гуманизм, справедливую оценку окружающих, умение находить контакт с людьми. Эстетическое воспитание в развитии нравственных качеств - дополнительный и эффективный инструмент, который, к тому же, повышает культурный уровень, расширяет кругозор и раскрывает новые горизонты для общения.

Возвращаясь к положительному опыту советской школы, психологи отмечают необходимость возрождения трудового воспитания, как серьезную составляющую часть подготовки к взрослой жизни. С мнением психологов и социологов согласны учителя «старой закалки», которые, ссылаясь на опыт работы в современной школе, замечают отсутствие практических навыков по самообслуживанию из-за «пробелов» в трудовом воспитании. Педагоги считают, что возрождение индивидуальной технологии и системы раннего выбора рабочей специальности решают, одновременно, две задачи: приобретение трудовых навыков - умение что-то сделать своими руками, и повышение собственной самооценки у учащихся.

Кстати, трудовое воспитание, недостаток которого отметили сами школьники, нашло отражение в «майских указах» Президента.

Кроме обозначенных выше направлений предстоящей работы по совершенствованию школьной программы , необходима серьезная переподготовка учителей - формирование кадров, настроенных не только на «вычитку предмета», но и на равноправный диалог с учениками. Сегодня школы нуждаются в учителях, любящих свою профессию и «отдающих сердце детям».


Проблемы образования и способы решения

Справедливости ради надо заметить, что личность ребенка формируется задолго до того, как ребенок переступает порог школы, и даже - детского сада. То есть, ответственность за ее формирование в равной степени ложится как на педагогов, так и на родителей.

Именно родители формируют первое представление о мире, а детском саду и школе приходится работать преимущественно со сложными периодами адаптации, коррекцией поведения и т.д.

Не секрет, что больше 50% родителей, приведя ребенка в школу, полностью перекладывают ответственность за его воспитание на педагога. При этом они считают возможным обсуждать и подвергать сомнению действия учителя, забывая о самом важном принципе педагогики - единстве требований.

В результате, современной школе приходится не только воспитывать/обучать детей, но и восполнять пробелы педагогических знаний у родителей.

Что касается роли государства, то сегодня наконец-то появилась реальная надежда на всестороннюю поддержку реформирования системы образования со стороны власть имущих. Кроме того, существующие в современном обществе настроения позволяют надеяться, что социально-общественная жизнь в ближайшее время не приведет к упадку системы образования.

gastroguru © 2017