Природные материалы. Природные материалы, инструменты и приспособления Природный материал виды и возможности использования

Для того чтобы создать в своем доме уютную атмосферу, каждая деталь, предназначенная для украшения интерьера, должна четко вписываться в его общую стилистику. Подчеркнуть достоинство интерьера, выделив преимущества и скрыв недостатки, поможет декоративное звучание различных аксессуаров. Одним из таких творений домашнего искусства — являются поделки из природных материалов изготовленные своими руками. Из нашей статьи вы узнаете, как с помощью незамысловатых вещей, которые нас окружают, можно создавать изысканные украшения и оригинальные предметы декора. Приведенные ниже мастер-классы с фото и пошаговым руководством, а также различные идеи для дома, дачи, школы и детского сада, помогут вам с лёгкостью справиться с этой задачей.

Красивые поделки: делаем быстро и легко (фото)

Канзаши, топиарий, декупаж, кашпо, оригами — мир хенд мейда неустанно будоражит фантазию рукодельниц.

Разнообразные поделки из дерева, стекла, ракушек, крупы, кофейных зерен, макаронных изделий, бумаги, камней, гальки и другого природного материала помогут создать неповторимый уют и легкое романтическое настроение в любом интерьере.

Совет! Создавать разнообразные запасы для изготовления поделок из природного материала можно абсолютно из чего угодно, просто оглянитесь вокруг, наверняка у вас дома имеется множество подходящих для этого вещей.

Лесной и кедровый орех, фасоль, гречиха, горох, кориандр, перец — являются отличным материалом для творчества

Совет! Чтобы рукодельное творчество доставляло вам исключительно положительные эмоции, а процесс заготовки материала превратился в настоящий праздник, можно совместить приятное с полезным.

  1. Будучи летом на море, запаситесь красивыми ракушками и меленькой галькой. Из них получаются отличные настенные украшение для дома.
  2. Прогуливаясь по осеннему парку, дайте ребенку задание насобирать желудей, каштанов, разноцветных опавших листьев. Изделия из природного материала изготовленные детскими руками наделены особым теплом и любовью.
  3. Ухаживая за собственным огородом, не поленитесь посеять семена сухоцветов. Они отлично хранятся зимой и станут идеальным подспорьем для творческих работ.

Поделки из натуральной древесины

Дерево — красивый и податливый материал, завоевавший популярность дизайнеров, архитекторов и простых любителей . Натуральный массив легко комбинировать с металлическим, стеклянным, пластиковым и каменным декором.

Деревянные поделки гармонично впишутся в уютную комнату стиля кантри, зададут тон брутальному стилю лофт, выгодно изменят классическую, скандинавскую, минималистичную обстановку.

Предлагаем просмотреть универсальную подборку интересных изделий из дерева, которые способны преобразить дизайн любого интерьера, став его красивым и ярким акцентом:

Ветки деревьев

– утонченный природный материал, позволяющий создать множество оригинальных вещей для дома своими руками: люстры, настенные светильники, подсвечники, фоторамки, вешалки, изголовья кроватей и многое другое.

  1. Окрашенные сухие ветки с множеством ответвлений придадут особого шарма гостиной, кухне, ванной комнате.
  2. Симпатично смотрятся столики, светильники, полки, вазы, отделанные спилом.
  3. Романтичное настроение зададут декоративные панно в виде сердца, птицы, звезды.
  4. Притягивают внимание золотые, серебристые, белые, черные прутья, размещенные в прозрачной вазе с камнями.




Древесные спилы

Спилы деревьев помогают создать более крупные поделки: вазы, часы, рамки, стилизованные венки. Гармонично впишутся в интерьер деревянные кадки для цветов, полки, подставки под горячее.

Проявив немного фантазии, умельцам несложно будет соорудить из этих кругляшей необычную столешницу, зафиксировав спилы дерева на фанерном листе, заполнив пустоты стружкой и вскрыв лаком.

Кора дерева

Кора — натуральный и доступный материал. Современные мастера используют кору березы для создания уникальных картин и аппликации. Кружки, корзины, туеса и короба из бересты прослужат не один десяток лет.

Поделки из природных материалов помогут не только раскрыть свой творческий потенциал, но и воплотить в реальность ваши интерьерные идеи.

Декоративный камень и галька

  • Декоративный камень — необузданная мощь стихии, обладающая сильным зарядом, что сказывается на общей концепции дизайна приусадебных участков, внутренней отделки помещений.

Сундуки, шкатулки, вазы, наполненные галькой разбавят рутинную обстановку городских квартир и служебных помещений. Мелкие камни украсят стены, зеркала, ручки дверей, подставки для инсталляций, а также бутылки. Посмотрите примеры на фото.

Интересным решением станет подсвечник из стеклянной бутылки , заполненной ракушками с разноцветной галькой. Не менее красиво будут смотреться красивые камешки приклеенные на стену.

Необычно и изящно смотрится декоративный коврик, обклеенный плоской галькой, посаженной на силикон или специальный клей. С ним ваше крыльцо будет выглядеть стильно и красиво.

Создавать оригинальные композиции из камней смогут даже дети. Только перед этим вам нужно провести для них пошаговый мастер-класс.

Мозаика, роспись, резка по камню — отличный способ развлечь детей, создавая магнитики, цветочные композиции, деревья, кактусы в декорированных горшочках.

Совет! Окрашивать морскую гальку в один тон лучше всего с помощью специальных баллончиков, а вот наносить на них рисунки и тонкие линии нужно используя кисти-лайнеры.

  • Из разноцветных камней делают декоративные панно, статуэтки. Облицовка галькой стен, пола, каминов и подоконников — основа , кухни, туалета.

Картина из камней — уникальный предмет интерьера

Летние поделки из фруктов, листьев и цветов

Формирование бережного и заботливого отношения к окружающей среде формируют занятия с природными материалами. Важным этапом работы становится сбор, обработка и подготовка к применению летних даров.

Делать детскими руками красивые и оригинальные аксессуары для дома можно из:

  • листьев;
  • тополиного пуха;
  • цветов;
  • семян.

Сухая трава, фрукты, цветы, плоды деревьев и семена растений позволяют создавать на осеннюю и летнюю тематику сложные объемные аппликации, уникальные и красочные композиции и прочие оригинальные арт-объекты.

Совет! Если для создания поделок из природного материала используется дерево (спилы, поленья, кора, веточки) перед началом работы его следует хорошенько просушить. Использование влажной древесины существенно сократит срок службы самодельных шедевров.

Идеи для создания осенних поделок

Осень — лучшее время для сбора фруктов, семян, овощей, а также жёлудей, шишек и каштанов. Опавшие листья, сухие цветы, трава послужат для создания необыкновенных букетов, венков, аппликаций.

Натуральные композиции хорошо смотрятся в обычных вазах, арбузной кожуре, скорлупе кокоса, оболочке тыквы. Оригинальный мастер-класс можно провести детям, научив их создавать поделки из природных материалов своими руками.

  1. Из шишек получится уютная корзиночка или венок, которые можно повесить на входную дверь.
  2. Кабачки украшенные ягодами и цветами, станет главной героиней садового участка.
  3. Калейдоскоп ярких красок тыквы, картошки, баклажан украсят дворовой ландшафт, если придумать им достойное применение.

Совет! В поисках идей создания поделок для детского сада, обратите внимание на чудесные домики из коры и веток деревьев.



Поделки на тему: «Море и подводный мир»

Морские поделки дарят яркие эмоции и радужное настроение даже холодной зимой. Если повезёт собрать коллекцию ракушек во время отдыха, поспешите стать авторами объемных аппликаций, картин, рамок, морского театра или аквариума.

  • Морские сокровища легко преобразуются в бусы, кулоны и подвески.
  • Холодный фарфор, соленое тесто помогут дополнить композицию морскими звездочками, кораллами, цветными камешками.
  • Океан в бутылке — целый подводный мир, позволяющий придумывать различные истории, изучать морских обитателей.
  • В прохладный день тёплые воспоминания о лете также подарят кораблики из подручных материалов.

Изготавливая декора на морскую тематику ничем себя не ограничивайте — творите, пробуйте, дерзайте

При изготовлении изделий на тему «море» можно использовать абсолютно любой природный материал

Перья для рукоделия

  • Перья птиц — используются мастерицами для создания мягких подушек, теплых перин, украшений для шляп, игрушек, необычных сувениров.

Ими также украшают интерьер, дополняя поделки пайеткиами, блестками, маленькими бантиками из лент и прочим декором.

Несмотря на то что перо — очень капризный материал, работать с ним достаточно просто и легко

Ловец снов — магический талисман притягивающий удачу

Важно! Перья птиц могут стать причиной сильной аллергической реакции у человека, поэтому будьте осторожны используя их в качестве декоративного украшение для дома.

Поделки своими руками (пошагово)

Создавать своими руками поделки из природного материала легко — главное заручиться необходимым инструментом и материалом. Приведенные ниже пошаговые инструкции по созданию универсального декора для дома и дачи помогут вам справиться с этим простым заданием.

Красочное панно

Панно – декоративное , фасадов. В настоящее время для его изготовления применят три основных жанра: скульптурный, мозаичный и аппликационный.

Интересным решением является художественное панно из природных материалов: сухих листьев, соломы, скорлупы орехов, сухоцветов. Его изготовление проходит в 3 простых действия:

  1. Для начала нужно сделать основание. Изготовить его можно из деревянных досок сбитых в щит или куска фанеры.
  2. Далее основание нужно обтянуть материалом из мешковины или сделать поверх него соломенную решетку, на которую будет наноситься аппликация. Сделать аппликацию можно из плоских элементов (листьев, зерен, семян), или получить рельефную поверхность, сочетая объемные детали. Необычным решением будет вплетение в соломенную сетку высушенных цитрусов, мха и листьев.
  3. Финальный этап — создание веревочной или проволочной петельки для крепления панно на стене. Оцените результат на фото!

Совет! При желании к получившейся композиции можно добавить обрамление из коряг либо веточек лозы. Это сделает вашу работу более изящной

Яичная скорлупа для комнатных растений

Создание небольших вазонов из яичной скорлупы требует особой осторожности, так как сама по себе скорлупа является довольно хрупким материалом и может легко повредиться при неосторожном движении.

Порядок действий:

  1. Надколите верхнюю часть сырого яйца и вылейте содержимое в емкость.
  2. Обработайте края до получения ровного среза или оставьте их надколотыми.
  3. Придайте устойчивости вазам, воспользовавшись подставкой или упаковкой для яиц. Альтернативным вариантам может стать пластилиновый жгутик, дополняющий дно скорлупы.
  4. Полученная емкость готова для рассады полевых цветов, зелени, мха, маленьких суккулентов.

Интересно знать! Яичная скорлупа также может стать изящным подсвечником, пасхальной поделкой или миниатюрной цветочной клумбой.

Чтобы создать свой собственный мини-сад, вам понадобится совсем немного времени, главное все делать аккуратно и придерживаться описанных выше правил.



Подсвечники из спила

Подготовка эксклюзивного подсвечника из пня или древесного спила займет минимум времени и сил. Заручитесь необходимым материалом и инструментами для выполнения следующих действий:

  1. Пропитайте деревянную основу составами, предупреждающими образование гнили, насекомых-вредителей.
  2. Используя дрель и специальную насадку, сделайте неглубокое отверстие по центру пня, для установки стандартной свечи. Чтобы края не представляли опасность, обработайте их наждачной бумагой.
  3. Украсте изделие мешковиной, подвязанной джутовой веревкой или красивой ленточкой.

Необычно будет смотреться деревянная подставка для 2-3 свечей, сделанная из простой коряги, закрепленной на стене, подвесах или опорах. Столь интересное рукотворное изделие станет лучшим атрибутом для романтических вечеров.

Часы для кухник

Часы для кухни из столовых приборов делаются очень быстро и просто. Для этого нам потребуется:

  • часовой механизм с красивым циферблатом;
  • одноразовые пластиковые ложки и вилки;
  • клей-пистолет.

Пошаговый мастер-класс

  1. Для начала нужно разобрать часы, отделив механизм от циферблата;
  2. Далее, используя клей-пистолет, приклеиваем импровизированные стрелки напротив каждой цифры таким образом, чтобы ложки и вилки чередовались и шли одна за другой. Так часы будут смотреться гораздо симпатичнее;
  3. Осталось дать клею высохнуть, установить циферблат на место и вставить в часы батарейку. Оригинальный и полезный готов!

Подводим итоги

Декор для дома, дачи, школы, детского сада своими руками сделать несложно, тем более если использовать для этого природный материал, работать с которым одно удовольствие.










Вам лишь нужно заручиться помощью родных и близких, подключить воображение, и смело творить! Пробуйте, экспериментируйте, ищите свое!

Природные материалы на уроках технологии

Природа - неиссякаемый источник творчества и вдохновения. Испокон веков люди черпали в ней сюжеты для произведений искусства.

Можно выделить несколько факторов благотворного влияния работы с природным материалом:

развитие сенсомоторики. Развивается согласованность в работе глаз и рук, совершенствуется координация действий. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений;

умственное развитие ребенка. Прослеживая путь по изготовлению поделок из природного материала, можно заметить, что вначале дети рассматривают образец, анализируют его структуру, а затем ребенок изготавливает поделку по собственному замыслу;

развитие внимания. Повышается устойчивость внимания, формируется произвольное внимание;

удовлетворяется любознательность детей. В таком виде деятельности всегда есть новизна, творческий поиск, возможность добиваться более совершенных результатов;

развитие личности ребенка, воспитание его характера. Игрушку сделать не так просто: ее изготовление требует определенных волевых усилий. Когда ребенок сталкивается с трудностями, он должен попытаться самостоятельно справиться с ними.

Аппликационная работа над поделками из природного растительного материала требует от ребенка точных действий, и если вначале бывает так, что при изготовлении требуется особенно большая усидчивость, то с появлением определенных навыков развиваются и гибкость пальцев, и хватательные умения, движения мелкой моторики, фантазия. Появляется согласованность в работе зрения и действий руки, совершенствуется координация движений, гибкость и точность в выполнении нужных действий.

Все природные материалы можно разделить на две большие группы: растительные и минеральные. К растительным материалам относят листья деревьев и кустарников, кору, цветы, соломку, шишки, желуди, каштаны и т.п. К минеральным - песок, ракушки, камешки и т.д.

Растительные природные материалы используются для изготовления плоских, выпуклых и объемных композиций на уроках труда во всех классах. Еще в детском саду дошкольники делают аппликации из листьев и семян, объемные композиции из разнообразных плодов и их частей, веточек. В третьем-четвертом классах школы дети уже могут включать в аппликации- флоресты лепестки, цветы и соцветия. Особенно оригинальные работы получаются из соломы злаковых культур.

Природные материалы требуется не просто собрать, их нужно правильно обработать, заложить на хранение и систематически пополнять имеющийся фонд.

Листья, собранные детьми на уроке-экскурсии, в классе сортируют по породам деревьев и размерам, если нужно, протирают сухим лоскутком и укладывают под пресс для засушивания в специальных папках из гофрированного картона, переложив кусками газеты. Газеты меняют каждые два-три дня до полного высыхания листьев. Небольшие цветы, соцветия и лепестки срезанных цветов традиционно засушивают в книгах, которые обеспечивают сильное сжатие тонких поверхностей и быстрое их высыхание. Для удобства работы на уроках готовые материалы хранят в складных бумажных коробках. Семена яблони, груши, арбуза, дыни и др. тщательно отмывают в домашних условиях от сока, высушивают на бумаге или полотенце и хранят затем в классе в стеклянных емкостях с крышкой.

Еще раз оговоримся: семена, выращиваемые специально в пищу и продаваемые в виде крупы (рис, гречка, пшено, горох и др.) могут быть использованы исключительно фрагментарно и очень редко (глазки у объемной игрушки из каштанов или шишек). Плоды деревьев (желуди, каштаны, орехи, шишки) собирают и обеспыливают. Затем подсушивают и закладывают на хранение строго по сортам в картонные маркированные коробки. С каштанов снимают колючую кожуру, ее подсушивают, хранят отдельно от плода. Сам плод каштана (орех) должен быть использован в этом же году, поскольку он от пересыхания неизбежно сморщится (что не помешает включить его в великолепную композицию) и просверлить в нем отверстия для монтирования с другими деталями будет существенно труднее, чем в свежем. Орехи (грецкие, лещина, фисташки) редко используются целиком. Как правило, для наших композиций пригодится только их скорлупа. Ее собирают в течение года. Хранят в стеклянных емкостях с крышкой.

Шишки (еловые, сосновые, ольховые и других пород деревьев) собирают с земли осенью, обеспыливают и подсушивают. Следует помнить, что при высыхании свежие шишки меняют внешний вид - они раскрываются. И хранить их нужно именно в сухом помещении, подальше от воды, иначе они заплесневеют. Если же для реализации замысла среди зимы понадобится закрытая шишка, ее придется замочить в стеклянной емкости на несколько дней. Как только она закроется, её вынимают, вытирают, немного подсушивают и консервируют форму. Для этого шишку окунают в столярный клей и высушивают. Если же свежую шишку (закрытую) нужно быстро раскрыть, используют принудительное высушивание. Шишку кладут на горячую батарею на день-два и наблюдают за изменением формы. Еще проще раскрыть шишку, подсушив ее дома в духовке (дети должны это делать под наблюдением родителей).

Для работы в кружке могут понадобиться шишки искривленной формы. В этом случае свежую шишку варят до тех пор, пока сердцевинка не станет мягкой. Вынув из кипятка, ее остужают, сгибают руками в нужном направлении и «бинтуют», фиксируя форму. В таком виде заготовка высыхает окончательно. Затем бинт снимают и заготовку консервируют в столярном клее. Кора, как правило, служит базовой (основной) деталью, на которой собирают объемную композицию. Обломки коры собирают с пней или стволов деревьев при их весенней обрезке. Особую ценность представляет слоистая кора березы, берёста. Ее распаривают в кипятке, расслаивают, затем высушивают под прессом. Как правило, берёсту используют в кружковой работе. Тонкие веточки подбирают с земли, обеспыливают, хранят в картонных коробках. Солому злаковых культур очищают от листьев, вырезают узлы. Полученные трубочки-междоузлия варят в домашних условиях в течение 20 минут для обеззараживания, вынимают из кипятка и остужают на полотенце. Часть длинных трубочекраскалывают ножом вдоль волокон и разглаживают горячим утюгом по глянцевой поверхности, превращая в ленточку. Оставшиеся трубочки тщательно высушивают, чтобы не допустить загнивания, затем закладывают на хранение в картонные коробки, разделив по оттенкам. Соломку можно в случае необходимости окрасить (хотя у нее и так богатейшая палитра). Кипячение в содовом растворе с добавлением луковой шелухи усиливает желтый цвет соломки, с шишками ольхи или дубовой корой - придает ей коричневый цвет. Если же мы хотим получить необычные яркие цвета (красный, фиолетовый, зеленый и т.д.), соломку предварительно нужно обесцветить обычными бытовыми отбеливателями для хлопчатобумажных тканей. Затем ее тщательно прополаскивают и погружают в раствор анилиновых красителей для тканей. Получив нужный цвет, солому вынимают из раствора, вновь прополаскивают в проточной воде и высушивают. лепка изобразительный искусство скульптур

Свойства, которыми обладают подготовленные к работе природные растительные материалы . Что нужно знать, чтобы изготавливать долговечные композиции?

Листья и цветы при высыхании под прессом незначительно меняют цвет, фиксируют форму, теряют эластичность. Они становятся твердыми и хрупкими. Эти свойства диктуют технологические приемы работы с ними. При сборке аппликаций из листьев и цветов используется клей ПВА, который наносят точечно.

Из минеральных природных материалов для работы доступны камешки, ракушки, яичная скорлупа и перья.

Небольшие камешки и ракушки, как правило, готовы к употреблению. Их тщательно отмывают, высушивают и хранят небольшими порциями в картонных коробках, разобрав по размерам. Целую яичную скорлупу готовят дома, под руководством родителей, но учащиеся на уроках тщательно анализируют приемы работы по учебнику. Вначале целое сырое яйцо нужно помыть под струей холодной воды, вытереть, осторожно шилом проколоскорлупу с полюсов и выдуть содержимое в чашку. Затем, закрыв одно из отверстий пальцем, через другое налить в скорлупу немного воды, несколько раз встряхнуть и выдуть остатки воды в раковину. Целые скорлупки (по три штуки на учащегося) хранятся в картонной коробке в классе и используются как полуфабрикаты для игрушек в течение года. Осколки скорлупы хранят отдельно, они понадобятся для мозаичных аппликаций на глиняных цветочных горшках. Птичьи перья используют в качестве отделки изделий с большой осторожностью. Как правило, это два-три перышка, «добытые» из подушки, или сброшенное домашним попугаем яркое перо для украшения прически индейца.

Все изделия из названных материалов можно условно разделить на плоские, выпуклые и объемные.

К плоским изделиям, собранным на клее ГТВА, относят аппликации из засушенных гербарным способом листьев, цветов и соцветий, лепестков. Используются также трубчатая и разглаженная солома и семена. Листья, цветы и соцветия закрепляют на фоновой детали капельным приклеиванием. Соломку и семена приклеивают за всю поверхность.

Технология выполнения аппликации из природного материала младшими школьниками предусматривает такие этапы работы:

подготовка материала, его выбор;

выбор рисунка для аппликации;

положение материала, создание эскиза;

выбор оборудования инструментов, вспомогательных материалов;

техника выполнения поделки различными способами.

Для выпуклых аппликаций используются высушенные детали из плоской соломы на кальке. Их изгибают на фальцовке точно так же, как любые бумажные детали. Однако следует помнить, что направление изгибания должно точно совпадать с направлением волокон соломки. Тогда деталь легко изогнется. Если же направление будет поперечным, ленточки соломинки отклеятся от кальки. Приклеивают изогнутые фрагменты из соломки к фоновой детали, также как и бумажные, в одной точке.

В первом классе для соединения объемных деталей учащиеся используют пластилиновый налеп, во втором классе детали склеивают клеем ПВА (в некоторых случаях требуется предварительная зачистка мест соединения наждачной бумагой или надфилем), в третьем и четвертом - соединяют на шпильках.

Кроме растительных природных материалов, в начальных классах используются некоторые минеральные материалы животного происхождения. Это ракушки и яичная скорлупа. Такие материалы могут сочетаться в изделиях с растительными природными, бумажными и полимерными материалами, с полуфабрикатами.

Отдельную группу среди изделий из растительных природных материалов образуют елочные подвески из расплющенной соломы . Поскольку солома обладает естественным блеском и очень нарядной окраской, ее можно сплющить утюгом, обрезав концы, выровнять длину заготовок и связать по схеме, чтобы получилась, например, восьмиконечная рождественская звезда. Особенно нарядной получится подвеска, если ее лучи переплести елочным дождиком.

Более сложные композиции получаются из целых трубочек соломы, которые нанизывают на елочный дождик, получая сквозные объемные подвески.

В основе натурального строительства лежит использование натуральных материа­лов. Вот подходящее определение натуральных материалов - это материалы, кото­рые не подвергались промышленной обработке. Но в вашем доме все-таки будут материалы в некоторой степени подвергнувшиеся обработке. Разве только вы най­дете нору в земле или пустое дерево и будете в нем жить. Бобры обдирают ветки, потом цементируют их глиной, пчелы и осы вырабатывают воск для пчелиных сот и «бумагу» для своего укрытия, многие птицы строят гнезда, используя комплексные комбинации, например, из соломы, глины, палок и перьев.

Разница между обработкой натуральных материалов животными и людьми - это ключ к хорошему определению натуральных материалов. Когда животные об­рабатывают природные материалы для постройки своих убежищ, они обращаются с каждой частью компонента, как с отдельным существом. Их работа прославляет разнообразие Вселенной. Они собирают с помощью клюва или лап неоднородные материалы и составляют из них сложные структуры. Люди берут те же отдельные различные материалы и придают им монотонность. Эти натуральные материалы становятся сырьем для однотипной промышленной обработки.

Поэтому мы можем определить природные материалы как материалы, кото­рые даже после обработке сохраняют свою основную сущность. Натуральные ма­териалы необходимо уважать, используя их в том виде, в каком они существуют в природе.

Дерево остается натуральным материалом даже после того, как его спилили, даже если спилили бензопилой, даже если его распилили на части, даже если рас­кололи или порубили на квадратные куски ручным инструментом. Каждое дерево, использованное таким образом, уважают как индивидуальный организм. Если де­рево распиливают на доски той же бензопилой, оно в некоторой степени все еще остается натуральным в нем есть элемент личного участия, элемент отклика на специфические обстоятельства и таким образом, присутствует творческий выбор. Природность дерева значительно уменьшается, когда его увозят с лесопилки на большом грузовике.

Практически для любого современного здания, хотя, в общем, и натурально­го, необходимы некоторые материалы, обработанные неприродным путем. Трудно построить солнечный коллектор без стекол. Даже саман, который полностью дела­ют из натуральных материалов, в некоторой степени подвергается промышленной обработке, если использовать механически изготовленные соломенные снопы. Жестких различий нет, но обработка проходит несколько этапов и каждый из них в геометрической прогрессии удаляет материал от Природы и увеличивает ответ­ственность.

Необработанные и некомбинированные материалы

Список сырья для строительства по-настоящему натуральных зданий достаточно короткий. Существует четкое разделение на биологические и геологические мате­риалы. Мы выхватываем биологические материалы из их цикла роста, размноже­ния, упадка и увядания. Геологические мы заимствуем у земли, эти материалы не растут и разрушаются чрезвычайно медленно. В отличие от биологических матери­алов, геологические материалы не едят животные или насекомые. Жизнь на них почти не влияет. Камни и глина хорошо переносят тепло, низкую влажность или большую сырость, чего нельзя сказать о соломе или дереве. Грибок, бактерии или насекомые едят влажные биологические материалы, а сухая жара воздействует на деревянные рамы и соломенные крыши таким образом, что они высыхают и лома­ются.

В строительстве дома из натуральных материалов мы используем различные строительные материалы. Это камень, щебень, песок, глина, вода, разные травы, камыш, солома, очерет, осока, полова и деревья. На диаграмме (стр. 7) они пока­заны в последовательности соединения с водой, геологически - по нисходящей шкале, биологически - по возрастающей шкале. Вода соединяет два компонента. Добавьте к этому списку мелкие материалы: природные смолы, живицу, корку,

Воск, животные и растительные жиры, шерсть, шкуру и прочее.

Это полная палитра основных материалов так же, как и палитра тонов. И все же возможные комбинации этих основных материалов почти закончены. Мы еще очень далеки от конечного результата составления возможных комбинаций даже из трех элементов самана - песка, глины и соломы. Из-за постоянного стремления к промышленной обработке всего ради прибыли, наше общество пренебрегает даже самыми простыми экспериментами с необработанными материалами.

Первичная и вторичная обработка

Первичная обработка является частью народной традиции на протяжении тысяче­летий. После первичной обработки материал остается отдельным элементом: квад­ратный и фасонный камень, плитка и кирпич из обожженной глины, известь, обра­ботанные доски, песок, переплавленный в стекло, снопы из соломы, железные гвозди, льняное масло.

Огромный концептуальный прыжок приводит нас к вторичной обработке, когда элементы соединяют в синтетические амальгамы, не существующие в природе. Они относительно медленно разрушаются или распадаются на токсические субпро­дукты. Это алюминиевые сплавы, нержавеющая сталь, пластмасса, большинство консервантов, красок, лаков, древесностружечная плита, и, главным образом, це­мент.

Скомбинированные ненатуральным способом материалы вызывают самую глубокую тревогу и опасения. Поскольку у нас нет проверенной генетической сопро­тивляемости разрушительному воздействию материала, с которым мы не эволюци­онировали вместе. В то время, как на природные химические и физические комби­нации нашей среды обитания такого рода реакция у нас выработана. И, если на протяжении двух поколений нам вдруг приходится иметь дело с пентахлорфенолом, формальдегидом или диоксином, у нашего организма нет подготовленной защиты, и мы можем легко отравиться. Необходимо понимать, что любой синтетический ма­териал, скорее всего, в той или иной степени токсичен для всех жизненных форм.

Сборка компонентов

Предварительно собранные единицы - это квантовый прыжок, не в химическом, а
в социальном плане, даже после вторичной переработки. Натуральные материа­лы предлагают нам возможность уважать их и работать с их различными качества­ми, видеть текстуру, масштаб, цвет, прочность и уникальность. В случае с готовы­ми компонентами, главный выбор был сделан за нас. Мы покупаем уже готовые окна, двери, пластиковые кухни. Дома заводского изготовления, мобильные дома, являются наивысшим достижением.

Поскольку нет стимула и сильного желания самостоятельно решать трудную задачу, мы вынуждены постоянно приспосабливаться к разнообразию материалов, упрощая все до абсурда. В конце концов, мы становимся апатичными и невнима­тельными, лишенными чувств из-за скуки, растрачиваем бесценную остроту восп­риятия мира, которая обязательно возникает только во время активного творчест­ва.

Природные материалы, в отличие от предварительно подготовленных компо­нентов, великолепны в своей первозданной красоте, данной им Богом. В таком ви­де они полноценно раскрывают структуру здания, демонстрируют чудо противосто­яния силе тяготения и возвеличивают каждый отдельный компонент.

Полина Легостаева

Природные материалы – это самые доступные материалы , которые только можно придумать. В детском саду очень часто используют природный материал для изготовления различных поделок. Причем, сбор природных материалов – это еще и очень полезное времяпрепровождение. Так на обычной прогулке со своим ребенком очень легко вовлечь его на поиски «сокровищ» . Безусловно, вашему чаду будет интересно, а самое главное, познавательно собирать, находить интересные на вид листики, замысловатые палочки, разные по величине шишечки. Одно это уже привносит незаменимый вклад в развитие ребенка . Ведь в процессе такого труда дети познают мир, познают природу в самых её мелочах .

В группах раннего развития применение и использование природного материала отличается своей простотой и несложностью от поделок, которые изготавливаются в более старших группах . Дети раннего развития пока еще не способны выполнять сложные работы, так как у них еще не достаточно развито воображение , не так богат словарный запас. Поэтому основной упор при работе с природным материалом в таких группах приходится на тактильные ощущения детей. Рассматривая и ощупывая листочки и шишки, поглаживая камушки, дети развивают художественный вкус , творческое воображение, проявляется нестандартность взгляда на обычные вещи. Работая с природным материалом , ребенок знакомится с его свойствами, у него развивается мелкая мускулатура рук, конструкторские способности, координация движений, сноровка, изобретательность, трудолюбие, усидчивость и терпение.

Занятия с природным материалом обычно проводят в первой половине дня. Это дает возможность достаточно быстро заинтересовать ребенка и вовлечь его в работу. В группах раннего развития достаточно сложно работать со всеми детьми одновременно. Поэтому оправдано использовать подгрупповой метод работы : брать 3-5 детей, что позволит видеть каждого ребенка и тем самым легче будет осуществлять индивидуальную помощь, контроль за действиями ребят. Еще одна особенность занятий с малышами – это временные рамки : максимальное время проведения творческих работ не более 10 – 15 мин. Это связано с тем, что ребятишки быстро устают, у них теряется интерес, рассевается внимание. Так же в группах раннего развития не следует проводить занятия по замыслу, особенно на первых порах, когда дети еще не научились соотносить замыслы со своими возможностями, когда у них еще несовершенны практические умения, недостаточно развито умение анализировать предстоящую работу. Очень важно, чтобы на каждом этапе работы ребенок действовал активно, с настроением. Только лишь в этом случае творчество принесет полезные результаты, а неподдельный интерес ребенка к данному виду ручного труда будет являться основой формирования положительного отношения к труду в целом.

А теперь рассмотрим некоторые виды растительного материала , наиболее часто используемые для поделок в детском саду.

Плоды хвойных деревьев – шишки – прекрасный материал для объемных игрушек. По форме они напоминают части туловища животных, человека. Собирать шишки желательно на влажной почве, чтобы они медленнее высыхали и дольше сохраняли форму.

В детском саду при изготовлении игрушек можно использовать лесные , грецкие, земляные и кедровые орехи, фисташки. Скорлупа грецких орехов используется для поделки лодочек , тележек, черепах, жуков и т. п. Кедровые орехи могут пригодиться как дополнительный материал для изготовления лапок лесных зверьков, кулачков лесных человечков. Лесные орехи используют в качестве материала для изготовления головок игрушечных человечков, животных (голова петушка, зайца и т. д.)

Плоды каштана являются хорошим материалом для изготовления простейших игрушек. Они имеют красивую блестящую поверхность и ярко-коричневую окраску. Целые плоды каштана можно использовать для изготовления головы и туловища кукол.

Плоды дуба – желуди бывают разной формы и величины. Они созревают в сентябре – октябре, и рекомендуется их собирать, когда они созрели и падают. Для изготовления игрушек используют сами желуди и чашечки (плюски, на которых они держатся. Желуди очень удобны для изготовления фигурок забавных человечков, животных, различных деталей к игрушкам из другого природного материала . Из продолговатых желудей делают жирафа, цаплю, лошадку, причем голову можно смастерить из маленького желудя, а туловище - из продолговатого.

Разнообразные ветки используются при изготовлении некоторых частей поделки : рук, ног, шеи и т. д. С этой целью лучше использовать ветки сосны , ели, сирени.

Корни иногда своими причудливыми формами напоминают животных или части их тела. Детская фантазия в изогнутых корнях поможет увидеть осьминога, паука и т. д. Множество старых корней или их отростков можно найти у берегов рек, При сборе этого материала нужно напомнить детям, что корни живых деревьев неприкосновенны.

Они могут быть самых разнообразных форм и расцветок. Крупный лист дуба, клена дети применяют как парус для яхты, плота, парохода. Листья также можно использовать для изготовления крыльев бабочки, плавников рыбки. Собирать листья лучше осенью, когда они особенно красивы. Собранные листья кладут между бумажными листами и проглаживают теплым утюгом.

Из семян клена и ясеня можно сделать крылья для стрекозы, уши для зайца. Из семян кабачков, тыквы, арбуза и дыни можно изготовить красивую аппликацию. Собирать семена лучше осенью.

Можно отметить общую схему последовательности изготовления поделок :

1)Рассматривание и анализ образца игрушки.

2)Установление поэтапной последовательности ее изготовления.

3)Выбор способа соединения частей игрушки.

4)Подбор материала и инструментов .

5)Изготовление игрушки.

6)Анализ и оценка поделок.

Подвести итог своей беседы, я бы хотела словами В. А. Сухомлинского :

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Творческие занятия с природным материалом в группах раннего развития

Легостаева Полина

г. Великий Новгород

МАДОУ №72 «Светлячок»

Все что нас окружает – парки, скверы, пляжи, леса, поля и даже клумбы и газоны возле дома, все это может служить неиссякаемым источником материалов для творчества.

При работе с различными природными материалами мы знакомимся, познаем среду в которой живем, учится бережно относиться к ней, наблюдаем изменчивость, изучаем разнообразие природных ресурсов.

Где бы не находился человек, независимо от климатической зоны (за исключением Северного полюса) имея воображение, желание творить, которое способно превратить любой природный материал в произведение искусства.

Природный материал разделяется на две большие группы:

— минеральные материалы;

— растительный материал.

Диапазон разнообразия каждой группы огромен и может ограничиваться временем года и местным ландшафтом.

Растительный природный материал

Листья

Используют листья деревьев, кустарников, цветов они отличаются по форме, размеру, плотности, окраске.

В осенний период листья приобретают многообразную расцветку, и широта палитры цветовой гаммы позволяет создавать яркие разнообразные творения. Для поделок используют свежие листья и засушенные, в работе их режут, мнут, рвут, сворачивают.

Корни и ветки деревьев

Этот материал не оставит равнодушным никого, в зависимости от воображения любую корягу и ветку можно превратить в какую-нибудь поделку и данный природный ресурс доступен в любое время года.

Также ветки и бревна разрезают на тонкие блины и используют как заготовки для дальнейшего творчества. Их разукрашивают, красят, покрывают лаком, сверлят, обжигают.

Семена деревьев

Используют свежие семена, поскольку старые и сухие семена теряют гибкость, цвет и форму. Как правило, используют семена клена и ясеня.

Плоды деревьев, кустов

В работе используются каштан, шишки, желуди, плоды рябины, диких яблонь. В процессе создания поделки находят применения и жесткая, колючая оболочка каштана, шляпка от жёлудя, черенки диких яблок.

Кора дерева


Кора деревьев отличается твердостью, гибкостью, цветом. Наиболее часто в поделках используют кору березы — бересту.

Скорлупа ореха

Применяют скорлупу таких орехов как — грецкого, арахиса, кокоса, миндаля, фисташки.

Семечки

В работе используют только мытые, сушеные семечки арбуза, тыквы, кабачка, яблока, дыни, подсолнуха.

Крупы

На кухне любой хозяйки всегда можно найти гречневую, пшеничную, рисовую, перловую, гороховую крупы.

Опилки

Для различных поделок используют мелкие и крупные опилки. Их отделяют с помощью сита. Мелкие опилки красят и сушат. Крупные используют в объемных работах.

Цветы и трава

В работе используют заранее засушенные сборы цветов и трав. Поскольку свежие цветы и трава со временем вянут и теряют былую красоту, цвет и форму.

Солома

Осенью собирают сухие стебли злаковых культур, таких как пшеницы, овса и ржи, в это время они становятся жесткими и крепкими.

Тополиный пух

В период цветения тополя, собираю пух с веток, а не тот который отлетел. Этот материал очень хрупкий и использовать его надо с осторожностью.

Различается по цвету и внешнему виду. Собирают с помощью совка аккуратно поддевая с земли.

Перья

Главное условие — перья должны быть чистыми. Собирать с улицы перья не рекомендуется, зачастую они либо грязные, либо от больных птиц.

Минеральные природные ресурсы

Песок

Очень доступный материал, собрать его можно в ближайшей песочнице. В зависимости от места происхождения песок различается по структуре и цвету. Перед использованием его моют и сушат.

Ракушки

Жителям прибрежной зоны или отдыхающим на море можно без труда найти ракушки на берегу моря. Они бывают разных видов, форм и размеров.

Камни

Любой камень можно превратить в произведение искусства используя только одну краску и лак. Камни можно склеивать, создавая целые замки, заборчики или колодцы.

Сбор материала - это не только увлекательное занятие, но и приятное время препровождения, которые нравится детям и взрослым. Соединяя различные техники, такие как аппликации, мозаики, лепка и другие можно создавать поистине потрясающие вещи. Природа предоставляет любые материалы и не ограничивается временем года, при этом вид наших творений ограничивается только нашей фантазией.

А мы хотим пригласить вас на курс «Творчество круглый год. Осенняя мастерская» , который стартует 10 октября. И раз это осенняя мастерская, то наряду с другими поделками, мы будем делать поделки из природного материала, которые нам так щедро дарит осень!

Согласитесь, что осень — самое творческое время, когда сама природа вдохновляет, а материал для творчества буквально валяется у нас под ногами. А какое буйство красок вокруг! Не случайно об осени сложено столько стихов, написано ярких картин.

Действительно, не возможно просто пройти мимо. Хочется собрать всю эту красоту и творить, творить, творить!

Творите вместе с нами!

Для участников мастерской мы подготовили три предварительных задания и предлагаем Вам их тоже выполнить. Неважно будете вы принимать участие в курсе или нет, вы все равно так или иначе занимаетесь творчеством с ребенком, поэтому предлагаем Вам поговорить о природных материалах для детского творчества и написать отчет по первому заданию в комментариях к этой статье. В отчете надо ответить на два вопроса:

— какие природные материалы вы чаще всего используете для творчества с детьми;

— почему именно эти материалы? Может быть их проще собрать? Или они вдохновляют вас на творчество?

Предварительных заданий будет три, ссылки на них будут добавлены в конец этой статьи. Если Вы хотите получать задания на почту, то подпишитесь на мою бесплатную книгу «Почему с детьми важно и нужно заниматься творчеством ».

Участие в курсе «Творчество круглый год. Осенняя мастерская» ;

Моя электронная книга «Первые поделки малыша» ;

- развивающая тетрадь «Привет, Осень» Анхельс Наварро .

Т.е. от вас требуется написать три отчета до 11 октября включительно, а мы выберем среди отчитавшихся трех призеров с помощью сервиса рандом.

И абсолютно все участники, написавшие три отчета, получат 60% скидку на курс «Творчество круглый год. Осенняя мастерская» , т.е. участие вам обойдется в 320 руб .

Ждем ваши отчеты в комментариях!


gastroguru © 2017