Приметы на троицу

Береза – символ Троицы – одна из первых среди деревьев одевается в яркую, сочную и нарядную зеленую листву. Это дерево обладает особенной магической силой, покровительствует женщинам.

Магия березы присутствует в различных магических практиках во всем мире – возможно, отчасти и потому, что это дерево совершенно неприхотливо, может прижиться практически в любых условиях и не требует особого ухода.

Во многих культурах береза возводится в ранг священного дерева благодаря своему потрясающему свойству быть проводником энергий, связанных с очищением, защитой, новыми начинаниями и духовным развитием в целом.

Стихии, с которыми в магии сопоставляют березу, – это Вода (в большей степени) и Воздух. Проведем параллель: Вода имеет огромное значение и символически несет в себе мудрость – так и береза важна для многих мистических таинств, ее магия может использоваться в разных сферах жизни.

Береза пребывает в состоянии бодрствования практически весь день, и на сон у нее уходит всего лишь пара часов перед самым рассветом. Абсолютный пик силы дерева начинается приблизительно в 6 утра и длится 2-3 часа. А в глубокий сон дерево погружается около 3 часов ночи, и его отдых продолжается примерно пару часов. Затем береза просыпается, чтобы вновь подарить человеку частичку своей силы. Это доброе и заботливое дерево, открытое в энергетическом плане, которое очень хорошо относится к людям.

Во многих традициях (например в славянских и валлийских друидических), где береза священна, она считалась деревом очищения и обновления, рождения новой жизни и весны, символом юной любви. В ней также присутствуют мощные силы защиты и исцеления. Плюс ко всему береза является покровительницей семьи и домашнего очага.

Люди верили, что священное дерево способно наделить силой плодородия что угодно и кого угодно. Поэтому березовыми листьями и ветками благословляли на плодородность не только землю, но также домашних животных и самих людей (в частности молодоженов).

Если вспомнить тевтонские мифы, то в них этому дереву уделяется особое, неимоверно важное место. Согласно легенде, Главная Битва Мира в Конце Времен произойдет именно рядом с березой. Это объясняется тем, что древние священнослужители, наблюдая за белым стволом березы, который тянется к небу, ассоциировали его с продвижением по сферам тонкого плана для контакта с Божественным духом.

Что еще крайне интересно – в природе рядом с березой очень часто растут ядовитые грибы, например мухоморы. Мы можем подумать: и что хорошего в ядовитых грибах? Но в древности многие священные мистерии проходили с участием такого ингредиента, как мухомор. Он считался священным, вызывая мистические видения, позволял путешествовать по мирам и общаться с духами. Но, пожалуйста, ни в коем случае не воспринимайте эти строки как сигнал к действию. Важно помнить, что яд мухомора может привести к летальному исходу и лучше эти грибы даже не брать в руки.

Воплощение женского начал

Береза издавна ассоциируется с женским началом, а конкретнее – с юной женственностью. Достаточно вспомнить творчество Есенина, как он сравнивает нежный стан березы – с девичьим, ветви – с косами, а крону – с сарафаном. В народе верят, что береза оберегает всех представительниц прекрасного пола.

Дереву покровительствует планета любви – Венера. В магии береза соотносится с первым циклом Божественного женского начала – фазой девушки. Как дерево богини, береза очень популярна в женской магии и покровительствует всему женскому полу. Так как сама по себе береза является воплощением богини рассвета и весны, то вполне логично, что в глубокой древности ее ассоциировали с индоевропейской богиней рассвета и с подобной англосаксонской богиней Эострой.

И в древней, и в современной магии березу ассоциируют с Белой богиней, как уже говорилось, с акцентом на ее юное проявление. В этом проявлении богиня отвечает за защиту младенцев, зарождение новой жизни. Подобные свойства передались и ее священному дереву – березе. Древние жители Уэльса посвящали березу как раз богине, которая наблюдает за рождением детей и хранит тайны обрядов посвящения – Арианрод.

Несмотря на соотношение с юным аспектом богини, древние скандинавы олицетворяли березу с богиней Нертус, которая считается у них матерью-землей. Среди северных народов береза являлась священным деревом богини Фригги (богиня земли, плодородия и священного любовного брачного союза), а также богини Фреи (богиня любви, красоты и плодовитости).

Славяне свято верили, что все березы поклоняются богине Берегине-Матери. Посредством поклонения березе они и поклонялись самой Берегине или Берегиням. Березу считали земным проявлением Небесного сияния и света, она является символом Берегини в солнечной ипостаси.

Забавно, что, наряду с трактовкой березы как священного дерева женских богинь, ее как дерево очищения и защиты также соотносят и со скандинавским богом Тором.

Девичьи «хороводы силы»

Из всего вышесказанного о связи березы и женского божественного начала становится ясно, что энергия этого дерева наиболее подходит молодым девушкам. Береза способна наделить их силой, подарить красоту и стройность. Говоря о наших фольклорных традициях, стоит вспомнить девичьи хороводы вокруг дерева, которые были не только веселой забавой, но и методом пробуждения силы березы, чтобы приобщиться к ней. С помощью этой силы можно было исцелиться, исполнить желание и даже защитить землю, на которой жили люди. Такие «хороводы силы» проводились весной и летом, чаще всего утром либо же днем.

Вы сами можете провести обряд с хороводом вокруг березы. Для этого следует пригласить на подобную мистерию подруг. Впрочем, если вы хотите попросить поддержки березы сами, без чужих людей, – не проблема. Просто ходите по кругу около дерева, двигаясь за солнцем (то есть по часовой стрелке) и «раскручивайте» энергетический потенциал березы, напевая такие слова:

Вокруг березы ступаю,

кругом березы хожу,

белую подругу пробуждаю.

Головой покачай мне, березонька,

обещай мне жизнь долгую,

радостную ,

обещай жизнь красивую ,

в любви да в достатке,

чтобы все было в порядке,

чтобы детишки плодились

и чтобы деньги не переводились.

Вокруг березы ступаю,

с ее силой свое желание

воплощаю!

Свершись!

Не забывайте, что взаимодействие с деревом должно быть взаимным. Поэтому поклонитесь березе в знак уважения и символически ее поблагодарите (словами, сладостями).

Материнские чары для дочери

К березе приходили не только юные девушки, но и все женщины. Особенно почиталось это дерево у матерей, которые волновались за своих дочек. Например, если вдруг приболела дочь, мать может подойти к березе и попросить о выздоровлении своего чада. Для обряда нужно взять с собой носовой платок дочери, которым она пользовалась, и отправиться в полдень к дереву, стоящему отдельно от других. Важно найти такое деревцо, возле которого никто не будет прогуливаться и мешать вершить таинство.

Придя к дереву, поклонитесь ему в знак уважения. Словами или мысленно расскажите, как вы рады встрече. После приветствия возьмитесь правой рукой за ствол и начинайте ходить вокруг него по часовой стрелке. При этом повторяйте слова для пробуждения силы дерева, которые были приведены выше (для хоровода). После того как произнесете заговор, станьте возле березы и привяжите платочек дочери к веточке. Во время этого действия следует читать следующие слова:

Березушка-матушка,

доченьке моей... (имя) помоги,

листьями своими пошурши,

быть по-моему прикажи.

Вели, чтобы дитя мое... (имя)

исцелилась от недуга,

исцелилась от хвори,

чтобы она здоровела

да хорошела,

в рост высокий

и тело красивое шла,

чтобы нас с тобой не подвела.

Осени ветвями своими

Священными,

окорми корнями

благословенными,

опой птицами добрыми!

Береза-матушка,

доченьке моей... (имя) сил дай,

а болезнь, ее осадившую,

прогоняй!

На добро и здоровье,

да свершится!

Затем учтиво и аккуратно сорвите три березовых листика. Поблагодарите дерево за помощь, можете нежно погладить его и поцеловать в белый ствол. И сразу отправляйтесь домой, не оглядываясь и не разговаривая ни с кем по дороге. Дома залейте листья стаканом кипятка и произнесите над этим эликсиром следующий магический наговор:

Пусть болезнь уйдет,

пусть здоровье придет,

пусть дитя мое здоровым

да мудрым будет!

Свершись!

Пусть листья немного попарятся в кипятке, эликсир настоится, а затем его нужно дать выпить дочери.

Кумление и завивание березы

Особую роль играла береза в обряде под названием кумление (или посестринство). Кумление – это славянский ритуал символического создания и фиксации особых духовно-родственных отношений между двумя девушками или женщинами. Такой духовный сестринский союз мог быть установлен на определенное время в качестве компонента для обрядовости весенне-летнего цикла или даже на всю жизнь. В основе ритуала кумления лежит клятва-обещание дружбы, понимания и взаимоподдержки, которую в знак значимости подкрепляли взаимными поцелуями, подарками, обменом важными для девушек вещицами.

Для проведения обряда представительницы слабого пола тайно уходили на свои места сбора – будь то лес, или луг, или же берег реки. Хотя иногда действо совершалось во дворе дома у кого-то из девушек. Главное, чтобы там росла береза.

Береза была важна, так как в большинстве славянских регионов кумление имело место около наряженного лентами женского дерева, и предпочтение отдавалось березке. В ходе кумления девушки «завивали березу». Под этим термином в славянской традиции имелось в виду связывание верхушек двух молодых березок (при этом они нагибались) или же заплетание древесных березовых веток. Затем участницы обряда вместе вешали на дерево в знак подтверждения своих намерений красные ленты и завязывали их. Иногда же делались завивания в виде венка из березовых веток. По окончании процесса девушки трижды целовались (в случае с венком – именно через него), менялись вещами (кольцами, платочками, дорогими их сердцу предметами).

Ниже приведем примеры некоторых русских напевов в ходе совершения березового кумления:

Покумимся, кума, покумимся,

чтобы нам с тобой

не браниться,

а вечно дружиться.

Другой вариант:

Вы, кумушки, вы, голубушки,

кумитеся, любитеся!

Не ругайтеся, не бранитеся!

Сойдитеся, полюбитеся!

Полюбитеся, подружитеся!

Подружитеся, поцелуйтеся!

Третий вариант слов:

Кумушки, голубушки,

кумитеся, любитеся,

любитеся, даритеся!

После этого девушки называли друг друга кумами, подругами или сестрами. Сестринские отношения сохранялись иногда на всю жизнь, а порой – лишь на год. Нередко они могли прекратиться при первой большой ссоре. Тогда шло раскумление (расплетание березы, ритуальное обламывание веток). Есть сведения, что покумившиеся один раз пары возобновляли свои дружески-сестринские отношения через год, совершая обряд березового кумления заново.

Дерево очищения и защиты

Береза обладает очень сильными свойствами очищения и защиты. Во многих древних традициях, например нордических, балтийских и даже некоторых азиатских, она являлась символом священной чистоты и поэтому использовалась в ритуалах очищения и посвящения. В своих очистительных свойствах это дерево просто потрясающе, так как его сила способна очистительно влиять как на физический план, так и на тонкий энергетический. Как бы сказали в народе – «исцеляет душу и тело». Вообще береза – дерево душевной гармонии, дает возможность успокоиться, настроиться на положительный лад, избавиться от тоски.

Все традиции говорят о том, что недомогающие люди могут обращаться к березе за помощью. Деревце открыто для контакта и поможет восстановить силы.

Мудрые ведуньи, зная об очистительных и защитных свойствах березы, использовали ее ветки для изготовления прутьев своих магических метел, которые, кстати, не использовались для полетов, как считают некоторые обыватели, а были атрибутом очищения и подготовки места к ритуалу. Плюс метла классически заряжалась на защиту жилища и порою – на благословение пространства вне дома. Кстати, на Руси венички из березовых веток вешали, чтобы оградить дом от порчи и от удара молнией, а женщин – от бесплодия.

Прутья березы применяли для изгнания злого духа из человека или животного. Для этого не слишком сильно ударяли человека или скот прутьями, приговаривая слова:

Изгоняю зло!

Изгоняю зло!

Изгоняю зло!

Очень хорошо, если береза растет прямо рядом с домом. Поле ее действия и продолжительность позитивного влияния довольно сильны, и поэтому находящееся возле дома дерево может защитить вашу обитель от любого негатива со стороны, отогнать злых духов. Кроме того, близко расположенная береза избавляет домочадцев от кошмарных снов и исцеляет. А чтобы защититься от сглаза, на ее ствол вешали красные ленты.

Берестяные чары

Для защитных чар вам нужна береста – наружная часть верхнего слоя коры березы. Собирая бересту, постарайтесь не навредить дереву. Если вдруг вам понадобится много бересты, помните, что не стоит обдирать весь ствол – это может убить березу. Лучше взять понемногу коры от нескольких берез.

Для данных защитных чар рекомендуется брать бересту в начале осени, но если требуется совсем срочно, тогда – ближе к концу лета. Брать лучше всего днем. Осторожно снимите с березки два тоненьких кусочка коры, желательно более или менее одинаковых. Не забудьте о поклоне и благодарности дереву.

Держа в руках кусочки бересты и кланяясь березе, произнесите следующие заговорные слова:

Береза-матушка белая,

священная,

прошу тебя, на меня не сердись,

а защите моей поспособствуй.

Сами боги к тебе ходить

за помощью завещали.

Прошу тебя,

меня и мой дом защити,

от всякого зла укрой,

людей лихих отведи!

Да свершится!

Пока берестовая кора еще свежая да гибкая, возьмите красную шерстяную нить и свяжите две полоски бересты между собой крест-накрест. При этом постарайтесь сделать так, чтобы берестовый крест был знаком солнца – равносторонний.

Берестовый крест следует разместить под половичком у входной двери дома или же прямо под входной дверью. Во время помещения креста в положенное ему место произнесите такие волшебные слова:

Берестой свой дом заложу,

бересте свой дом

охранять прикажу!

человека злого иль дурного!

Береста, не впускай в мой дом

ничего худого иль лихого!

Будем защищены мы и наш дом

от всякой порчи

и от всякого сглаза,

да минует нас

любая злая беда иль проказа!

Ключ! Замок! Язык!

Свершилось!

Береза – это дерево силы, хранящее животворящую силу женского аспекта солнца. Приходите к березе, когда почувствуете потребность в ее поддержке. Если вы обратитесь к деревцу со всей искренностью и добротой, то оно поможет практически в любых ваших проблемах.

Рождение и смерть

В заключение следует сказать, что у многих народов, в том числе и у славянских, березу воспринимали как символ перехода от весны к лету, от смерти к жизни, и наоборот.

Дерево часто фигурирует как в обрядах, совершаемых в связи с появлением на свет ребенка, так и в ритуалах, связанных с захоронениями. В этом нет ничего странного, ведь в березе видели символ божественного света, вечной жизни и олицетворение воскрешения.

Именно береза была наиболее популярным практически во всей Европе деревом для изготовления детских колыбелей. Она считалась успокоительницей детских страхов и плача, а также являлась первой защитницей невинных беспомощных малышей, ведь береза – покровительница новой жизни.

Наряду с новой жизнью, береза плотно связана с мифами о загробном мире. Поэтому она присутствует в обрядах прощания с умершими. Судя по многочисленным археологическим данным, и в наследии валлийцев, и в ритуалах финских племен умершего часто обертывали в бересту. В славянских регионах ее использовали как подстилку в могильных ямах для погребения. В некоторых русских регионах старообрядцы укладывали умершего в домовину на березовые веники.

Реклама

С праздником Святой Троицы (Днем сошествия Святого Духа или Пятидесятницей) связано немало интересных символов. Например, почему на Троицу украшают храм березой? И вообще - причем тут зелень и Дух Святой?

Подробные ответы на эти вопросы, а также пояснения священнослужителей представлены в нашей статье.

Зачем на Троицу ветки березы: откуда пошла традиция

Троица всегда отмечается на 50 день после Пасхи, который тоже выпадает на воскресенье: 27 мая 2018, 16 июня 2019 и т.д. В этот день проходят особые праздничные богослужения, когда все священнослужители облачаются в специальные торжественные одеяния зеленого цвета.

И храм принято украшать ветвями березки, полевыми цветами и вообще свежей зеленью. Почему так сложилось? Ответ довольно простой, но в одно предложение его не уместить.

Еще при жизни Христос обещал, что после его смерти Бог пошлет на землю Утешителя – Святого Духа. На 40 день после Пасхи Спаситель вознесся на небо, а еще спустя декаду обещанное действительно исполнилось: Дух сошел на последователей Иисуса, находящихся в одном из домов Иерусалима.

Появление Святого Духа означает наступление благодатного времени, когда на земле постоянно присутствует сам Бог (ведь Дух – это третье лицо Троицы). Теперь он всегда незримо с нами, а значит, каждый человек может помолиться ему простой молитвой, и он будет услышан. Это событие является символом животворящей веры, великого чуда и блага, которое послал Господь.

Даже грешная душа может искренне покаяться и попросить прощения, после чего получит его сполна. Получается, что любой человек может как бы возродиться от неправедной жизни ко спасению. Причем получить этот бесценный дар можно совершенно свободно – личные заслуги и профессиональные достижения в этом деле не играют никакой роли.

Таким образом, праздник Троицы символизирует возрождение души и исполнение воли Бога. А что ассоциируется с возрождением, если подумать о природе? Конечно же, весна – время, когда солнце светит все ярче, а пейзаж на улице становится все зеленее.

Почему на Троицу украшают храм травой и березой: комментарий священнослужителя

Ответы на этот вопрос уже неоднократно давались священниками. Например, протоиерей Борис Старк еще в 1981 году говорил о том, что здесь можно привести по крайней мере две причины.

Одна из них связана с легендарным историческим событием, а другая имеет чисто символическое, но не менее важное значение. Ниже приводится довольно подробный комментарий по вопросу, почему на Троицу украшают храм березой и травой.

Зачем на Троицу украшают дом березовыми ветками

Ну а почему на Троицу храм и жилище украшают именно ветками березы – ответ также очевиден. Береза – это вообще сакральный символ нашей страны без всякого преувеличения.

Это дерево является одним из самых распространенных, причем встретить его можно не только в сельской местности, но и на просторах шумного города. Вот почему многие люди на Троицу срывают молодые ветки березы, делают из них венки или просто собирают в охапку и несут в дом.

Предварительно можно освятить зелень в храме, после чего положить этот своеобразный букет рядом с иконой или на самое видное место в доме.

Как украсить дом ветками березы

Итак, понятно, для чего на Троицу украшают дома ветками березы. Но как это сделать? Тут можно дать полный простор своей фантазии. Ветви можно просто поставить в вазу, а ее разместить на столе.

Можно положить молодую зелень на обеденный стол. Кстати, его неплохо декорировать зелеными салфетками, посудой такого же цвета и элементами декора (статуэтками, вазами).

А еще можно сделать настоящую зеленую гирлянду, повесив ее под потолком, как это и было принято делать на протяжении многих веков.

Березовые веточки, сорванные на Троицу, принято хранить целый год, а после их можно заменить новыми. Кстати говоря, этот букет не стоит выбрасывать, как обычный мусор. Нужно просто аккуратно собрать их и унести на природу или отправить по течению реки – т.е. положить туда, где никто бы не стал топтаться или проезжать по ним.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Традиция украшения жилища березовыми ветвями на Троицу тесно пересекается с главным символом Вербного воскресенья – ветвью ивы с набухшими почками.

По сути, верба олицетворяет наступившую весну, а береза – лето. Одновременно ли сложились эти традиции или нет, но даже если это и простое совпадение, оно как минимум весьма примечательно.

Березовые ветки на Троицу: народные традиции

Интересно, что зелень вообще и конкретно березовые ветви на Троицу стали интересным символом не только в церковной традиции, но и в народных обрядах.

Девушки, например, плели венки из зелени и полевых цветов, пускали их по воде и гадали на суженого. Приметы были такие: поплывет венок – скоро будет свадьба, останется на месте – нужно подождать, утонет – грядет какое-то непростое испытание. А еще было принято хранить березовые ветви в течение всего года рядом с иконой, чтобы он приносил счастье и достаток в дом.

Многие хозяйки стремились сделать из них веник, которым можно прибираться в помещении, а также на кладбище, куда также стремились попасть в день Троицы. Надо сказать, что эта традиция едва ли заслуживает внимания, ведь в такой светлый праздник заниматься наведением порядка на могиле не стоит.

Более того – накануне торжества наступает специальная Троицкая родительская суббота, когда можно помянуть своих ушедших близких и прибраться на кладбище. А Троица – день праздничный: всему свое время.

Праздник Пятидесятницы практически всегда выпадает на начало лета или конец весны – самое заветное время года, когда впереди теплый сезон, пора отпусков и многих ярких моментов, пишет портал сайт. Нет такого человека, который бы не радовался приходу чего-то светлого и доброго (как в прямом, так и в переносном смысле). Поэтому Троица – это праздник для всех.

С давних времен существует благочестивый обычай украшать в день Троицы храмы и дома зеленью – ветками берез, цветами.

Откуда берет начало этот обычай?

Многие задают этот вопрос.

Я думаю, тут две причины: одна – церковно-историческая, а другая – символическая.

Исторически, я думаю, эти ветви напоминают нам о дубраве Мамвре, где был дуб, под которым Господь, Святая Троица, в виде трех ангелов явился Аврааму. Мы это видим на иконах, которые лежат у нас в праздничный день [на аналое].

Также день пятидесятницы еврейской, ветхо­заветной, в который произошло сошествие Святого Духа на апостолов, был праздник, в который вспоминали пятидесятый день после исшествия евреев из земли египетской. На пяти­десятый день они подошли к горе Синайской, и там Господь дал Моисею десять заповедей, которые и по сей день служат нам ориентиром в нашей жизни. Это было время весны, и вся гора Синайская была покрыта цветущими деревьями. И вот, может быть, поэтому в древней Церкви был обычай в день Пятидесятницы украшать свои храмы и дома зеленью, чтобы как бы вновь очутиться на горе Синайской с Моисеем.

Несо­мненно, и в тот день, когда ученики собрались, чтобы принять Святого Духа, их горница также была украшена зеленью. В память этого и мы в этот день украшаем наши храмы этими зелеными ветками и держим цветы в наших руках.

Но троицкая зелень имеет и символический смысл.

Это душа, которая расцветает и зеленеет после зимней спячки, оттого что к ней прикоснулась благодать Святого Духа. Вот зимой были голые ветви, наступила весна – и появились зелень, листочки, цветы. Была в нашем сердце зима, мороз, но Дух Святой коснулся нас Своей благодатью – и наше сердце расцвело.

Ветвь свежа только тогда, когда растет на дереве, а когда она оторвана от дерева, то через несколько дней засыхает. Так и душа че­ловеческая: пока она держится за ствол, за лозу, к которой привита, она жива и цветет. Но стоит ей оторваться от этой лозы, она так же засохнет. Господь Сам нам сказал: «Я лоза, а вы ветки» (ср.: Ин. 15:5).

И вот пока эти ветки держатся этой Лозы, то есть Христа, они живут, цветут и благоухают. Стоит душе оторваться от Лозы, от Христа, и она так же засохнет, как засохнут вот эти деревца, побывши несколько дней ото­рванными от своего корня. Вот будем стремиться всегда быть с Богом.

Будем всегда стремиться быть на Лозе, Которая напояет наше сердце благотворными соками, благотворными лучами Божественного света, благодатью Святого Духа. И в этот праздничный день с особенным усердием, с особенным чувством будем просить у Бога, чтобы Он не оставил нас, не лишил нас благодати Святого Духа, которая была нам дана при крещении, которая дается нам в Таинствах и от которой мы очень часто отдаляемся по своим грехам и беззакониям.

Бу­дем сегодня особенно просить словами той молитвы, которая привычно повторяется за богослужением, особенно на Боже­ственной литургии: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим ниспославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящих Ти ся». Аминь.

Протоиерей Борис Старк. Из проповеди в день Духа Святаго, 1981 г. “Вся моя жизнь чудо”. – М., 2007 г. – ПСТГУ.

"Главред" выяснил, откуда взялись подобные запреты.

Троица отмечается через 50 дней после Пасхи. Отсюда и второе название праздника - Пятидесятница.

В 2018 году праздник выпадает на 27 мая.
Среди запретов этого дня - купание и прогулки на природе в одиночестве. "Главред" выяснил, откуда взялись такие табу и с чем это связано.

Почему на Троицу нельзя купаться
У многих современных людей запрет на купание вызывает недоумение.

Дело в том, что запрет этот возник в старину, когда не было современных водопроводов и бойлеров. Поэтому, чтобы искупаться (особенно простому люду), нужно было либо готовит баню (а это немалый труд, и нарушение запрета на физическую работу в религиозный праздник), либо идти на водоем, благо, лето почти.

Однако Троица считалась днем разгула мавок и русалок. Поэтому любой водоем автоматически превращался в зону повышенного риска, с точки зрения наших предков. Отсюда и запрет.

Для современных людей он весьма условный.

Почему дома и храмы украшают березами
К Троице дома и храмы украшают ветками различных деревьев - чаще всего березы. По народным поверьям, эти молодые растения символизируют процветание, богатство и продолжение жизни.

В церковной традиции этот обычай иные объяснения. Первое: ветки берез и других деревьев служат напоминаем о дубраве Мамвре, где был дуб, под которым Господь, Святая Троица, в виде трех ангелов явился Аврааму. Эта дубрава и изображена на иконах Троицы.

Второе: в день, когда Святой Дух сошел на апостолов, иудеи праздновали Пятидесятницу. Этот праздник связан с историей дарования им Закона Божия. На 50-й день после исхода из Египта евреи подошли к Синайской горе, и там Господь дал Моисею десять заповедей.

Это было время весны, и всю Синайскую гору укрывали цветущие деревья. Возможно, именно с этим и связана эта традиция - с желанием максимально воссоздать то события.

Можно ли крестить ребенка на Троицу
Крестить ребенка можно в любой день, если это связано со пышущим малыша: дитя болеет, и родители хотят провести крещение не мешкая.

В противном случае день для таинства лучше подбирать со священником в выбранном храме.

По церковным канонам нет запрета на совершение обряда в праздники. Поэтому крестить ребенка на Троицу можно. Но могут возникнуть определенные трудности. Так, на такие большие праздники, как Троица, в храмах обычно очень много прихожан. Так что отказать могут и по этой причине.

Можно ли на Троицу поминать самоубийц
На Троицу вообще не принято ходит на кладбища. Для этого есть Троицкая родительская суббота накануне праздника.

А что касается поминовения самоубийц на панихиде, то церковь вообще - ни на Троицу, ни в любой другой день - не благословляет подобного, так как лишение себя жизни — большой грех.

Молится за самоубийц на Троицу можно лишь дома.

По материалам: "Главред"

10.06.2014

Какие ассоциации у вас возникают, когда умиляясь, созерцаете юное дарование, крошечным пальчиком выстукивающее на фортепьянных клавишах «Некому берёзку заломати, некому кудряву заломати»? Знаете ли вы, что в нехитром музыкальном упражнении кроются языческие представления о силах природы, древние поверья и обычаи, связанные с растениями и русалками, проводами весны и встречей лета, а ещё празднованием великого христианского праздника - Троицы? Молодая берёза - символ летнего двунадесятого праздника, пробуждающего, одаривающего здоровьем и урожаем, благословляющего всё живое.

В прошлом этот день отмечался особенно красочно и торжественно - на церковную службу прихожане приходили с веточками молодой берёзы, букетами из ароматных весенних цветов и трав, заготовленных в постную среду. После литургии отправлялись по домам на праздничную трапезу с обязательной яичницей, а затем наступало время весёлых гуляний. Один из народных обычаев, имеющий дохристианские корни, включает цикл действий, связанных с белоствольным деревцем. Выбирали красивую невысокую (часто вдали от других деревьев) берёзу, часть её ветвей пригибали к земле и закрепляли помощью растущей вокруг травы, верхушку «заламывали», другие ветви «заплетали», украшали цветами, венками и лентами.

Иногда соединяли верхушки двух рядом стоящих берёзок. После этого праздник продолжался песнями и хороводами («Во поле берёзонька стояла…») вокруг наряженного деревца. Затем проходила обрядовая трапеза на свежем воздухе с принесённой заранее снедью. Обязательно нужно было поставить и перед деревом блюдо с угощением, которое позже склюют птицы. В некоторых местностях обряд совершался раньше, на Семик, в четверг, и именовался «встречей русалок». Считалось, что водяные девы в это время выходят на берег, чтобы напоить землю и растения живительной влагой, а потом отдыхают, покачиваясь на ветвях берёзы. Купаться в Троицу было запрещено - «русалки защекочут».

В понедельник, в День Святого Духа, совершался обратный обряд «развивания» берёзы, чтобы деревце «не обижалось». Это странное объяснение, если учесть, что после того, как с деревца снимались украшения и расправлялись ветви, его срубали, одевали в девичий наряд - длинную белую вышитую рубашку, и целый день в женском одеянии носили по деревне. Часто под длинным платьем пряталась девочка-подросток. Она, скрытая от глаз, несла деревце, поддерживая его за ствол. Создавалось впечатление, что берёза движется сама по себе. Заканчивалось всё тем, что дерево топили в водоёме или сжигали на костре, таким образом, уничтожая русалку (которая «на ветвях сидит»).

Сегодня к нам возвращаются старинные обряды и традиции, к которым можно подойти творчески и с заботой об экологии. Например, в ритуале с завиванием и, особенно, развиванием можно оставить часть украшательства, весёлых пикников и обойтись без рубки зелёной красавицы. А русалки? Пусть себе остаются в сказках, легендах, поэмах и песнях, придавая всем троицким обрядам чарующий мистический ореол.

gastroguru © 2017