Презентация на тему "жизнь египетского вельможи"

Предположите, в какое время года проходят работы на храмовых землях. Почему вы так думаете? Представьте, как выглядело это же самое место через 2 месяца и через полгода. Чем в эти времена занимались земледельцы?

Конец осени - зима. Потому что в конце ноября заканчивался разлив Нила и вода сходила с полей. Тогда их обрабатывали и сажали урожай. Что и показано на рисунке. Через 2 мес., зимой, земледельцы уделяли массу внимания орошению полей, что делалось при помощи шадуфов. Весной собирали урожай, затем готовились к новому разливу Нила, укрепляя дамбы и оросительные сооружения. Летом, т.е. через пол года, начинался разлив Нила, поля покрывались водой. В это время земледельцы призывались на царские работы – строили усыпальницы фараонов и вельмож.

Вспомните, какие особенные условия для развития земледелия существовали в Древнем Египте. Как выглядел календарь сельскохозяйственных работ в Др. Египте? Какие работы и почему земледельцы выполняли в разное время года?

Весь календарь сельскохозяйственных работ зависел от разлива реки Нил. Июль – октябрь – разлив реки Нил. В ноябре заканчивался разлив Нила и вода сходила с полей. Тогда их обрабатывали и сажали урожай (ноябрь – февраль). Зимой земледельцы уделяли массу внимания орошению полей, что делалось и при помощи шадуфов. Весной (март – июнь) наступала засуха и собирали урожай, затем готовились к новому разливу Нила, укрепляя дамбы и оросительные сооружения. Летом начинался разлив Нила, поля покрывались водой. В это время земледельцы призывались на царские работы – строили усыпальницы фараонов и вельмож.

Каким образом современным ученым стало известно о жизни простых людей Др. Египта?

Из росписей на стенах гробниц вельмож и из записей на папирусах.

Дополните рассказ о труде крестьян, указав, какие еще повинности они выполняли?

Кроме строительства усыпальниц, крестьяне платили налоги в пользу государства. В качестве налогов древние египтяне отдавали часть урожая, те, кто занимался ремеслом, часть изделий. Это шло на содержание дома фараона, вельможам, армии и т.д. Также, они строили дороги, храмы, дворцы и крепости, дамбы, служили в войске.

Зачем писец рассказывал своему сыну о тяжелом труде ремесленника?

Он рассказывал это потому, что сын должен был видеть и ценить разницу между тяжелым физическим трудом и умственным. Что труд писца значительно легче и прибыльнее, что это почетная работа и дает независимость и уважение человеку. Это почетная должность, которая требовала образования, которое стоило дорого, поэтому освоить профессию писца могли более знатные и состоятельные, она зачастую передавалась по наследству, чтобы закрепить за своей семьей более высокое положение.

Составьте рассказ о жизни египетского вельможи.

Вельможи – это знатные и богатые египтяне, которые владели великолепными домами. Эти дома были окружены красивыми садами, внутри украшались росписью. Зачастую у вельмож были и бассейны. Комнаты обставлялись дорогой мебелью из драгоценных пород дерева, украшенной слоновой костью и золотом. Дом в порядке содержала прислуга. Вельможи отдыхали, ездили на охоту. Одежду носили из тонкой льняной ткани. Носили много драгоценностей: браслеты, серьги, кольца, ожерелья. Знатные египтянки носили парики и пользовались косметикой: краской для ресниц и губ, ароматными веществами, маслами. Зачастую глаза подводили и мужчины, что считалось, защищает их от песка и солнца.

Как вы думаете, почему жрецы были очень влиятельными людьми? Почему их опасались фараоны и вельможи, боялись и почитали простые земледельцы и ремесленники?

Египтяне верили в огромное количество богов, от благосклонности которых, они считали зависла их жизнь. Жрецы служили в храмах, сооруженных в честь этих богов. Они единственные знали священные слова – молитвы, с которыми нужно обращаться к богам, только они определяли принял ли бог жертвы и сообщали просителям. Они знали все церемонии и строго следили за их соблюдением. Они были очень образованными людьми – изучали иероглифы, знали наизусть предания и мифы, наблюдали за движением звезд на небе, вели календарь, изучали математику и историю, литературу. Все эти знания были очень необходимы жрецу и требовали долгого обучения. Должность жреца передавалась по наследству. Обучение детей начиналось с пяти лет.

Как вы поняли, почему в Египте вспыхнуло восстание? Кто и против кого его организовал?

Взбунтовались бедняки, крестьяне, ремесленники, рабы. Они выступили против власти фараона, вельмож, чиновников, писцов. Они терпели многочисленные бедствия, выполняли повинности, зачастую голодали. Восставшие устраняли власть знати, сделали зерно общим достоянием. Детей начальников выбрасывали на улицу. Они были против того, что знать передавала должности по наследству. Были опустошены даже пирамиды.

Какие вещественные, письменные памятники рассказывают о жизни простых людей Египта?

Из росписей на стенах гробниц вельмож, из записей писцов, археологические находки (посуда, украшения и т.д)

Напишите короткое сочинение об одном дне из жизни земледельца, ремесленника, вельможи, жреца, чиновника, писца (по выбору).

Земледелец. День для земледельца начался с рассветом. его семья проснулась, был приготовлен скромный завтрак и распределены между всеми обязанности на день. Взрослые занимались сбором урожая. Женщины сжинали колосья серпами. Дети помогали взрослым собирать колосья в снопы. Мужчины собирали снопы и несли к месту, где зерно обмолачивали, гоняя по снопам быков и коров. В полдень, когда стало нестерпимо жарко, семья вернулась домой, был приготовлен обед. Дети расставляли посуду. После обеда занимались домашними делами. Когда жара спала, вернулись к сбору урожая. Работы прекратились поздним вечером, когда уже практически ничего не было видно. Семья вернулась домой и поужинав, отправились спать.

Вельможи. Утро вельможи началось позже, нежели утро крестьянина, и не в жалкой лачуге, а в великолепном доме. Дом был украшен росписями, обставлен хорошей мебелью из драгоценных пород дерева, украшенной слоновой костью. Вельможа надел одежду, из тонкого льна, драгоценности, которые подчеркивали его положение. Завтрак был приготовлен прислугой, на завтрак он кушал свежие фрукты и рис. Жена вельможи следила за слугами, смотрела за домом и детьми. Слуги занимались уборкой, отправлялись за покупками, готовкой еды. Вельможа ушел с частью слуг в город, где выполняя свои обязанности, выслушивал прошения и жалобы горожан, следил за сдачей налогов и выполнением податей. Вернувшись к обеду, который включал большое количество блюд, мяса, овощей и фруктов, занимался домашними делами. Вечером он и его жена отправились в гости к хорошим знакомым, занимавшим такое же высокое положение в обществе. Где они отдыхали, беседовали на различные темы, слушали музыкантов. Домой они вернулись поздно.

Писца. Утро писца началось с сытного завтрака, после чего, он отправился на работу. Сегодня ему предстояло вести учет зерна, которое привозили крестьяне в царское хранилище. Он старательно подсчитывал размер урожая каждого крестьянина и записывал на папирус. Передохнув и покушав, продолжил работать. Когда он закончил работу в хранилище, отправился в дом чиновника, чтобы отчитаться о работе и оставить папирус записями. Они достаточно долго беседовали и оценивали размер урожая. После чего писец смог вернуться домой. Дом писца был небольшой, но в хорошем месте и богато обставлен, без предметов роскоши. Слуг они не держали. Домашним хозяйством занималась жена и дети. Завтра писцу предстояло снова отправиться в хранилище и вести учет зерна.

Используя текст параграфа и документ, расскажите о народном восстании в Египте.

4 тыс. лет назад вспыхнуло народное восстание. Взбунтовались бедняки, крестьяне, ремесленники, рабы. Они выступили против власти фараона, вельмож, чиновников, писцов. Они терпели многочисленные бедствия, выполняли многочисленные повинности, зачастую голодали и умирали на строительстве. Восставшие устраняли власть знати, сделали зерно общим достоянием, громили и грабили дома знати, детей начальников выбрасывали на улицу. Они были против того, что знать передавала должности по наследству. Везде царила разруха и были опустошены даже пирамиды.

К восстанию автор относится негативно, описывает бесчинства, которые творила беднота, как выглядела знать и сочувствует писцам, которые были также ограблены, чьи записи были сожжены. Сочувствует им, так как сам являлся писцом.

    Почему без строительства каналов и земляных насыпей в Египте нельзя было получить хороший урожай?

    Представьте себе, вы оказались в гостях у египтянина. Как выглядел его дом? Чем были заняты женщины, дети? Чем вас угощали?

    Из древних записей мы узнаем, что в Египте можно было приобрести дом в обмен на кровать и два куска ткани. Почему был возможен такой, на наш взгляд, неравноценный обмен?

Сегодня, мои юные историки, мы с вами посмотрим, как жили египетские вельможи. Тема урока: «Жизнь египетского вельможи» .

План:

    О чем могут рассказать гробницы вельмож

    В усадьбе вельможи

    Служба вельмож

    Вельможа во дворце фараона

1 . Кто такой вельможа? Мы с вами рассматривали росписи, созданные древнеегипетскими художниками. Эти росписи были обнаружены на стенах гробниц вельмож. Посмотрите на рис. на с. 58 «Вход в гробницу вельможи». Приближенные фараона задолго до своей смерти приказывали строить для себя каменные гробницы. Стены гробниц художники расписывали красочными картинами с изображением повседневной жизни египтян. После смерти вельможи в гробницу ставили гроб с его телом. Египтяне верили, что все эти изображения оживут и умерший будет любоваться привычными картинами жизни. Найденные в гробницах рисунки и надписи являются очень важными источниками наших знаний о жизни древних египтян.

В Древнем Египте страну мертвых часто называли Аментис, что в переводе значит «запад». Чем можно объяснить это название? Каждый день солнце умирало на западе. И кладбища египетских городов также располагались на западе.

2 . Посмотрите на статую вельможи (с. 40). Правдиво воссоздан облик пожилого вельможи с бритой головой. Весь он полон сознания собственного достоинства.

Художник нашего времени, изучив египетские росписи, создал рисунок, на котором изображена усадьба египетского вельможи (с. 41). Как вы видите, вельможа жил в большом красивом доме, рядом с домом – пруд и фруктовый сад. Давайте представим себе один день из жизни вельможи.

Утром он принимал своих служащих – кого? Писцов, которые докладывали ему о выполнении его поручений. В это же время слуги приносили вельможе полотенце, таз и кувшин с водой для умывания. Один слуга, присев на корточки, растирал душистым маслом ноги вельможи, другой массировал ему спину, третий приводил в порядок ногти.

Если вельможа отправлялся на прогулку, он садился на носилки, которые несли много слуг. Следом за носилками тащили корзины с вкусной едой, опахала. Если он шел пешком, за ним несли кресло, переносную кровать с навесом, дающим тень (а вдруг господин устанет!).

За обедом вельможе подавали на подносах фрукты и овощи, хлеб, жареную птицу, пирожки с финиками и медом, молоко. Во время пира развлекали вельможу музыканты и красивые танцовщицы.

3 . Давайте теперь почитаем о служебных обязанностях вельмож (с. 42 «Фараон давал…).

4 . А теперь представьте, вернулся с войны военачальник фараона. Вошел во дворец, чтобы доложить о результатах похода. Военачальник знатен и богат, но при виде правителя Египта у него от волнения подкашиваются ноги, он теряет дар речи. И хотя вельможа вернулся с победой, ни в чем не повинен, подойдя к трону он встает на колени и падает лицом вниз. Он находится в такой позе, пока фараон не разрешит ему встать и говорить.

Посмотрите на статую фараона Рамсеса. Он представлен сидящим на троне в величественной позе. На его голове корона в виде шлема. В правой руке он сжимает жезл с изогнутым концом – знак его огромной власти. Приближались к нему, подняв руки в знак обожания. Всех подданных, в том числе и вельмож, фараон считал своими слугами.

Урок истории в 5 классе

Цели: ознакомить учащихся с жизнью египетских вельмож; продолжить формирование умений анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп.

Оборудование: карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», план-памятка для оценки устного ответа на уроках истории в 5-м классе.

Ход урока

ВАРИАНТ 1

I. Организационный момент

1. Подготовка устного ответа по карточке № 10.

КАРТОЧКА № 10

Внимательно прочитай и подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как жили ремесленники Древнего Египта?»

Для этого вспомни:

— Где находится Египет?

— Какие виды ремесел были развиты в Древнем Египте (или что умели делать жители Египта)?

— Расскажи о некоторых из них.

— Легким ли был труд ремесленников?

— В каких условиях жили ремесленники?

— Что такое налог?

Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося

Древние египтяне не только умели обрабатывать землю, но и заниматься разными ремеслами. Среди них были прекрасные скульпторы, ювелиры, медники (металлурги), резцы по дереву, каменотесы и т. д. Труд их был крайне тяжелым, так как почти всю работу приходилось делать вручную и при этом платить фараону налоги, т. е. продукты своего труда. Таким образом, древние ремесленники Египта давали разнообразную, нужную продукцию, но жили в очень тяжелых условиях.

2. Пока ученик готовится, можно попросить зачитать рассказ от имени египетского земледельца.

3. Индивидуальная работа. Выполнение теста.

4. Заслушивание устного ответа по карточке № 10. Отзыв учащихся по плану-памятке (см. урок № 10).

III. Переход к новой теме

Итак, мы познакомились с жизнью простых египтян: земледельцев и ремесленников. Но кроме них в государстве жили фараоны и вельможи.

— Как жили египетские вельможи?

IV. Изучение новой темы

План

1) В усадьбе вельможи.

2) Служебные обязанности вельможи.

На доске: тема урока.

1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

2. Беседа по прочитанному.

— Где берут информацию ученые-египтологи о жизни вельмож? (На стенах гробниц сохранились надписи, рельефы, рисунки о жизни вельмож.)

— В каких условиях жил вельможа? (В богатом доме, носил дорогие украшения, питался разными яствами и развлекался под игру музыкантов и танцовщиц.)

— О чем свидетельствуют найденные в гробнице маленькие фигурки работников? (О существовании у древних египтян религиозных верований, в данном случае — о вере в загробную жизнь.)

Информация для учителя

Организация управления государством хорошо прослеживается по автобиографиям вельмож. Эти документы свидетельствуют об оформлении в Древнем Египте прочного аппарата государственной власти, деспотии, отличительными признаками которой являлись централизация управления его верховной власти. В автобиографиях вельмож указывается на щедрость царя по отношению к ним, сообщается о том, как они достигли высоких должностей при дворе.

3. Работа по историческому документу.

Жизнеописание вельможи Уны

(Начало служебной деятельности.)

(Я был юноша), опоясавшийся поясом (зрелости) при величестве Тети (первый фараон VI династии, середина XXV в. до н. э.), причем должность моя была начальник дома шена (мастерская). Я был смотрителем дворцовых хентиу-ше (арендаторы царских земель.)

(Назначение судей).

… его (величество назначил меня) судьей и устами Нехена (судейская должность), так как он полагался на меня больше, чем на любого другого своего слугу. Я вел допрос наедине с главным судьей — верховным сановником в случае любого тайного дела…

(Назначение начальником дворцовых хентиу-ше.)

В бытность мою судьей и устами Нехена его величество назначил меня единственным другом и начальником дворцовых хентиу-ше. Я действовал так, что вызвало одобрение его величества, организуя охрану, уготовляя путь царя и организуя стоянку. Я делал все так, что его величество хвалил меня за то чрезвычайно.

(Приготовление к войне с бедуинами.)

Его величество посылал меня пятикратно водить (это) войско и усмирять страну бедуинов каждый раз, как они восставали, с помощью (?) этих отрядов я действовал так, что (его) величество хвалил меня.

(Назначение начальником Верхнего Египта.)

Когда я был агет (чин или должность при дворе) и носителем сандалий (фараона), его величество хвалил меня за бдительность и за охрану, организованную мною на месте стоянки, больше, чем любого другого своего сановника, больше, чем любого другого вельможу, больше, чем любого другого своего слугу.

Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. М, 1987. С. 33-34.

4. Беседа по тексту документа.

— Кто такой вельможа? (Это знатный и богатый египтянин.)

— Чем занимался вельможа по поручению царя Египта? (Смотрел за работой арендаторов царских земель, был судьей, организовывал охрану фараона, подавлял восстания бедуинов, носил сандалии фараона.)

— Как выполнял свои обязанности этот вельможа? (Выполнял так, что царь его хвалил.)

— Как относится к своему царю этот вельможа? (Он его боготворит, пытается выслужиться.)

V. Закрепление изученного материала

Решение творческой задачи.

Вельможа Уна фараона Древнего царства, рассказывая о своих деяниях во славу фараона, писал, что «мощь царя, который да живет вечно, велика и внушительна в большей степени, чем мощь всех богов, так как все осуществляется согласно приказу, отданному им».

— Определите по этому отрывку различие между взглядами на управление людей Древнего царства и первобытной общины. (Вельможа Уна прославлял фараона как бога, ставил его над всеми людьми, признавал за ним полноту власти. Люди первобытной общины, где управлял старейшина вместе с народным собранием, не могли так смотреть на власть старейшины. Они считали равным себе, они его выбрали, поэтому он не мог стоять намного выше остальных членов общины.)

ВАРИАНТ 2. ИГРОВОЙ УРОК

Для проведения игрового урока вам следует заранее сообщить ученикам об игре, ее правилах, распределить роли и попросить их подготовиться к игре, предварительно прочитав параграф. Класс должен быть поделен на три группы: «вельможи», «земледельцы» и «ремесленники». Представители каждой группы должны рассказать о своем образе жизни.

Игра

Учитель на доске чертит таблицу.

Ученики должны предлагать пункты, которые могли бы быть внесены в таблицу. Ученики могут пользоваться учебниками, тетрадями и любыми доступными им пособиями. Предложения учеников внести тот или иной пункт в таблицу должны быть аргументированными. Для того чтобы таблица представляла собой систематизированное знание, предполагается, что учитель должен направлять рассуждения учеников по следующему плану:

1) род занятий;

2) жилище;

4) источники информации.

По мере предложений учеников учитель должен заполнять таблицу, а ученики — переносить ее в тетради. За каждый аргументированный ответ ученик должен получать очко. Ученик(и), набравший(ие) наибольшее количество очков, получает пять.

ВАРИАНТ 3. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Ученикам после ознакомления с материалами параграфа предлагается написать сочинение от имени египтянина «Почему я стал писцом?» (задание рассчитано на 40 минут, учебниками и записями ученикам разрешено пользоваться).

VI. Итоги урока

Не только простые египтяне должны были исполнять все приказы фараона и угождать его прихотям. Он и вельмож считал своими слугами.

Домашнее задание: прочитать § 8 Вигасина или § 12 Михайловского; подготовить устный развернутый ответ на вопрос: «Сравни условия жизни земледельцев, ремесленников и вельмож»; подготовить сообщение о вооружении египетского войска (1 человек).

Дополнительный материал

Умершего вельможу бальзамировали, осыпали драгоценностями, на грудь ему клали священный амулет — фигурку жука скарабея. На скарабее было написано заклинание, призывающие сердце умершего не свидетельствовать против своего обладателя на суде Осириса, куда тот должен был явиться. Там, в подземном царстве, его встречал шакал Анубис, там взвешивали на весах его сердце, и там он исповедовался перед Осирисом. Рисунки, изображающие суд Осириса, сопровождают египетскую «Книгу мертвых» на длинных свитках папируса. После суда и очищения наступала загробная жизнь, во всем похожая на земную. Чтобы покойник мог жить счастливо за гробом, его надо было снабдить всем, чем он обладал на Земле. Всем, вплоть до его собственного тела, избежавшего тления. Отсюда и обычай бальзамирования. Верили, что кроме души и тела, есть еще нечто промежуточное — призрачный двойник человека, его жизненная сила, называемая «Ка». Нужно, чтобы Ка всегда мог найти свою земную оболочку и вселиться в нее, — тогда и душа будет чувствовать себя уверенно и спокойно. Поэтому, кроме самой мумии, в гробницу помещали портретную статую умершего, иногда не одну, причем портрет должен был быть очень похожим — иначе как же Ка опознает свой облик. Из этой традиции выросло знаменитое портретное искусство Египта.

Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира. М., 1989. С. 31.

Древний Египет - одна из древнейших цивилизаций мира, которая зародилась на северо-востоке Африки. Властителем Египта считался фараон, которому прислуживали вельможи. Ремесленники и земледельцы представляли большую прослойку населения Древнего Египта и находились в подчинении у вельмож. В градации жителей Древнего Египта эти два сословия занимали низменные положения. Далее мы расскажем, как жили земледельцы и ремесленники в Египте.

Рабочие будни

Земледельцы и ремесленники кормили не только себя, но еще и вельмож, писцов, воинов фараона. Большая часть наработанного земледельцами и ремесленниками уходила в государственную казну. День земледельца в Древнем Египте начинался с восходом солнца, а заканчивался на закате. Вся жизнь земледельца была тесным образом связана с Нилом - одной из величайших речных систем в мире. Когда река разливалась, нужно было следить, чтобы орошенными оставались не только поля и земли вблизи Нила, а также и те, которые были на некотором отдалении. На полях, которые располагались далеко от реки Нил, древние египтяне прокапывали каналы, которые перекрывали специальными плотинами. Когда Нил разливался, плотины отворяли.

После процесса полива крестьяне приступали к севу. Мягкая, плодородная египетская земля удобрялась илом и не требовала каких-то колоссальных усилий при обработке. Жали египетские земледельцы и крестьяне с помощью деревянных серпов, где в качестве режущей части использовались кремниевые вкладыши. Впоследствии серпы стали изготавливать из бронзы. Первые сжатые колосья крестьяне относили своему господину - вельможе.

Еще одну большую прослойку общества в Древнем Египте составляли ремесленники: горшечники, кожевники, ткачи.

Изделия своего труда они не продавали, так как на тот момент не существовало еще товаро-денежных отношений. Однако у историков существуют мнения и гипотезы о том, что некое мерило стоимости было, на древнеегипетских изображениях можно увидеть, как некоторые покупатели несут с собой маленькие коробочки. Предположительно, это были коробочки для измерения зерна. В процессе обмена часто фигурировали не только товары, но и услуги. Например, один богатый вельможа очень щедро вознаградил мастеров-ремесленников, построивших ему роскошную гробницу.

Жилище

Как обстояла жизнь ремесленников и земледельцев в Древнем Египте с бытовой точки зрения?

Следует сказать, что дома ремесленников и земледельцев не могли похвалиться особо изысканным убранством. Основным назначением их жилища была защита от жары днем и от пронизывающего холода и ветра по ночам. В качестве строительного материала использовался не камень, что странно, ведь Египет - страна, богатая камнем, а глина. Причем кирпич лепили из смеси глины и камыша с навозом. Это придавало дополнительную прочность строению. Чтобы попасть в дом ремесленника, нужно было спуститься на пару ступеней вниз, так как уровень пола в доме был ниже, чем уровень земли. Делали это для того, чтобы в доме всегда было прохладно.

Пища

Питались ремесленники и земледельцы достаточно невкусной, но сытной пищей - лепешками из ячменя. Редко употребляли в пищу мясо и овощи и, как правило, получали их от вельмож. Основным продуктом питания ремесленных и крестьянских сословий было корневище папируса, приготовленное специальным образом и приобретавшее в процессе готовки крахмальный вкус. Что же касается напитков простонародья, то основным было пиво. На сельскохозяйственных работах существовал специальный человек, который следил, чтобы земледельцу вовремя подносили напиток. Многие ученые считают, что это все же было не пиво, а квас.

Внешний вид

Атрибуты одежды земледельцев и ремесленников не отличались особым разнообразием. Стандартный костюм выглядел следующим образом: набедренная повязка или юбка длиною до колен, повязка на голову. Ходили крестьяне босиком, сандалии стали использоваться в Древнем Египте в более поздний период расцвета цивилизации.

gastroguru © 2017