Предисловие. Введение. Г. Вернадский. Жизнь и труды Г.В. Древняя Русь. История России. Библиотека

    - (1887 1973), русский историк, идеолог евразийства. Сын В. И. Вернадского (см. ВЕРНАДСКИЙ Владимир Иванович) . Эмигрировал в 1920. С 1927 в США. Основной труд «История России» предназначен для зарубежной аудитории. Подчеркивал положительные… … Энциклопедический словарь

    Георгий Владимирович (20.08.1887, С. Петербург 12.06.1973, Нью Хейвен, шт. Коннектикут, США), историк, сын выдающегося рус. ученого В. И. Вернадского. Окончив 5 ю московскую классическую гимназию, в 1905 г. по совету отца поступил на историко… … Православная энциклопедия

    Вернадский Георгий Владимирович - (1887—1973), историк. Сын В. И. Вернадского. С 1921 в эмиграции. Один из идеологов евразийства, считал Россию особым цивилизационным пространством между Европой и Азией. Труды: «Очерк российской истории» (тт. 1—6), «Монголы и Россия»… … Большой Энциклопедический словарь

    ВЕРНАДСКИЙ Георгий Владимирович - (1887 1973), русский историк, идеолог евразийства. Родился 20 августа 1887 в Петербурге. В 1905 поступил на историческое отделение историко филологического факультета Московского университета. Среди его университетских преподавателей были… … Энциклопедия Кольера

    Вернадский Георгий Владимирович - Вернадский, Георгий Владимирович (20 августа 1888 12 июня 1973) выдающийся русский и американский историк, сын В. И. Вернадского. Биография Среднее образование Вернадский получил в московской пятой гимназии (ныне московская школа № 91). В 1905… … Википедия

    Вернадский, Георгий Владимирович - Род. 1887, ум. 1973. Историк, идеолог евразийства, автор "Истории России". с 1920 г. в эмиграции. Сын В. И. Вернадского (см.) …

    ВЕРНАДСКИЙ Георгий Владимирович - (1887, Петербург 1973, Нью Хевен, США) историк, активный участник евразийства. Сын В. И. Вернадского. В 1906 1910 гг. обучался в Московском ун те. В 1914 1917 гг. приват доцент Петроградского ун та, в 1917 1918 гг. проф. Пермского, в 1918 1920… … Русская философия: словарь

    ВЕРНАДСКИЙ Георгий Владимирович - (20.08.1887, Петербург 12.06.1973, Нью Хевен, США) историк, активный участник евразийства. Сын В. И. Вернадского. В 1906–1910 гт. обучался в Московском ун те. В 1914–1917 гг. приват доцент Петроградского ун та, в 1917–1918 гг. проф. Пермского … Русская Философия. Энциклопедия

    Вернадский, Георгий - Георгий Владимирович Вернáдский (1887 1973) историк, культуролог, один из теоретиков евразийства (см. Евразийство), деятель культуры рус. зарубежья. Сын В.И. Вернадского (см. Вернадский). По окончании гимназии в 1905 В. поступил в Моск. ун т, на… … Энциклопедия культурологии

    Вернадский, Георгий (Джордж) Владимирович - (20.08.1887 12.06.1973) историк и философ. Род. в Петербурге, в семье потомственного дворянина, сын В.И.Вернадского. Окончил Моск. ун т, отделение истории ист. филол. ф та; слушал лекции в Берлине и Фрайбурге, признавал, что был увлечен… … Большая биографическая энциклопедия

Книги

  • Начертание русской истории Купить за 992 руб
  • Начертание русской истории , Вернадский Георгий Владимирович. Георгий Владимирович Вернадский (1887-1973) - профессор, выдающийся русский историк, который большую часть жизни провел в эмиграции. Его труды по истории России являются классическими в… Купить за 738 руб
  • Лучшие историки XX века. Сергей Платонов, Георгий Вернадский. От истоков до монгольского нашествия , Вернадский Георгий Владимирович, Платонов Сергей Федорович. Библиотека проекта `История Российского государства` - это рекомендованные Борисом Акуниным лучшие памятники исторической литературы, в которых отражена биография нашей страны от ее самых…

Окончил Московский университет. Защитил в октябре 1917 года в Петроградском университете магистерскую диссертацию о масонах эпохи Екатерины II (это один из классических образцов исследования масонства). В 1917-1918 годах преподавал в Пермском университете, где получил свою первую кафедру. Осенью 1918 года в Крыму преподавал в Таврическом университете, ректором которого был избран его отец (с 1921 года). Покинул Крым вместе с остатками врангелевской армии (в 1920 году занимал в правительстве Врангеля пост начальника Главного управления по делам печати).

Через Константинополь эмигрировал в Афины, где работал библиотекарем в Русском студенческом союзе. С 1922-го по 1927 год преподавал в Русском юридическом институте Праги (его лекции вышли в 1924 году отдельной книгой "Очерки истории русского государства и права"). Тогда Прага была одним из центров русской эмиграции. Этому способствовала и так называемая "Русская акция" (финансовая поддержка чехословацким правительством беженцев из России), благодаря которой возник целый ряд научных учреждений.

Русская народная библиотека (1921), Русский институт (1922), Русский юридический факультет при Карловом университете (1922), Русское историческое общество (1925) и другие. Наиболее значительным из них был Семинар (позднее Институт) им. Н.П. Кондакова. Основанный уже после смерти выдающегося историка средневекового искусства и византиниста, семинар работал до 1945 г. Издаваемые им труды по истории русского и византийского искусства, по археологии и истории тоже получили мировую известность и признание. Идеи Кондакова о взаимосвязи степной, византийской и славянской культур оказали существенное влияние на научное мировоззрение Вернадского. Георгий Владимирович стал активным участником Семинара, и даже после своего отъезда в США не порвал с ним связи.

В Праге особенно значительным для Вернадского было влияние П.Н. Савицкого, определившее выбор нового предмета изучения или, по крайней мере, новую его формулировку: Древняя Русь и Великая Степь (взгляд на Лес со стороны Степи). Связь Вернадского с евразийством имеет сложную подоплеку и принадлежность его именно к этому течению некоторыми исследователями ставится под сомнение. Вернадским после приглашения в 1927 г. в США и его близким другом, профессором Гарвардского университета, М.М. Карповичем был задуман грандиозный по своему масштабу проект: создание многотомной "Историй России".

Серия должна была состоять из десяти томов: первые шесть - до создания Российской империи - создавал Г.В. Вернадский, следующие четыре - с начала XIX по XX век включительно - М.М. Карпович. Вернадский написал пять книг. Первый том - "Древняя Русь" - вышел в 1943 г. (ныне и в России ряд переизданий, включая тексты в Интернете), второй - "Киевская Русь" - в 1948, в 1953 г. появился третий - "Монголы и Русь", спустя 5 лет - в 1958 г. - четвертый - "Россия на пороге нового времени", и в конце шестидесятых, в 1968 г. - пятый - "Московское царство". Смерть Кароповича в 1959 году помешала завершить проект, и "История России" Вернадского и Карповича осталась "Историей" одного Вернадского.

Вернадский, впервые в зарубежной литературе, в одиночку, решился проанализировать и синтезировать результаты исследований советских историков того времени. В самом Союзе в этот период аналогов подобному проекту не существовало, а "История СССР с древнейших времен", над которой трудился весь цвет советской исторической науки, появилась гораздо позже и в незавершенном виде.

В СССР к работам Г.В. Вернадского отнеслись противоречиво. Первые отклики появились в 1946 г., когда две великие державы перешли от военного союза к соперничеству в разделе мира. Кроме того, для советской исторической школы концепция евразийства была неприемлема. Тем не менее, рецензенты благосклонно отметили многие стороны труда Вернадского и, прежде всего, масштабность его работы. Автор 1100-летия Новгорода в 1959 г. (утвержденного и принятого директивными органами) академик Тихомиров М. Н. в рецензии). Славяне в "Истории России" проф. Г. Вернадского. // В. И. 1946, N 4, с. 124" отмечал: "Проф. Вернадский, конечно, прав в том, что начинает историю России с отдаленных первобытных времен. Это внимание к отдаленным эпохам составляет, несомненно, ценную сторону труда проф. Вернадского, так как многие явления позднейших периодов уходят своими корнями в очень отдаленное прошлое". Этот отправной методологический тезис в силу ряда причин доминирующими историками и политиками России так и не усвоен.

Г.В. Вернадский в книге "Древняя Русь" дал на почти 400 страницах продуманную периодизацию равномерной и достойной всяческого внимания отечественной истории до Рюрика. Здесь и Предыстория (подход к проблеме происхождения русского народа; историографические замечания; палеолит; период неолита; медный и бронзовый века); киммерийская и скифская эра (1000-200 гг. до н.э.) и т.д. Этот подход Вернадского к истории реальной Древней Руси почти общеизвестен в десятках стран мира, кроме самой России. В учебных заведениях средне-средневековая Русь подается как "древняя", да и, при явной проблематичности этногенеза росов-русов, в средневековой Руси указывается все "древнерусским" - государство, культура, экономика и т.п. Антинаучность таких подходов несомненна.

Лучшие дня

Полномасштабность истории России с привлечением самых современных данных (особенно археологических и лингвистических; см.: Матюшин, Рыбаков, Трубачев и др.) без работ Вернадского не осмылить.

Ныне изданы на русском в России Древняя Русь, История права, История России. Древняя Русь, История России. Киевская Русь, История России. Монголы и Русь, История России. Московское царство. История России. Россия в средние века; Ленин - красный диктатор; Московское царство: Т. 1; Московское царство: Т. 2, Очерк истории права Русского государства XVIII-XIX вв., Россия в средние века, Русская историография, Русская история: Учебник, Русское масонство в царствование Екатерины II.

Литература:

1. Вернадский Г.В. О движении русских на Восток/Русский исторический журнал СПб., 1913, N 2;

2. Распространение Русского государства к Востоку/Русская мысль М.,1914;

3. Русское масонство в царствование Екатерины II. Пг.. 1917;

4. Русское масонство XVIII - перв. четв. XIX вв. Пг., 1916;

5. Начертания русской истории. Прага, 1927; Опыт истории Евразии. Берлин, 1934;

6. Halperin Ch. Y. 1) Russia and stepp: George Vernadcky and eurasianisiTi/Forschiingen zur osteuropaischen Geschihte. Wiesbaden, Bd. 36., 1985. Ss. 55-194 (библиография 275-ти работ - Ss. 188-194);

7. Russia and the Golden Horde: The mongol impact on the mediaval Russian History. Bloomington, 1985 (библиография: Pp. 158-174);

8. History of Russia. Vol. I-V. New Haven, 1943-1969;Исупов К., Савкин И. Русская философия собственности (XVII-XX вв.). - СПб.: СП "Ганза", 1993. - 512 с.

Вернадский Георгий Владимирович (20 августа 1887-1972) - крупнейший русский историк в эмиграции ХХ в., историософ. Родился в семье профессора МГУ В.И. Вернадского, впоследствии академика, автора учения о ноосфере.
Окончил Московский университет. Защитил в октябре 1917 г. в Петроградском университете магистерскую диссертацию о масонах эпохи Екатерины II (это один из классических образцов исследования масонства). В 1917-1918 гг. преподавал в Пермском университете , где получил свою первую кафедру. Осенью 1918 г. в Крыму преподавал в Таврическом университете, ректором которого был избран его отец (с 1921 г.). Покинул Крым вместе с остатками врангелевской армии (в 1920 г. занимал в правительстве Врангеля пост начальника Главного управления по делам печати).
Через Константинополь эмигрировал в Афины , где работал библиотекарем в Русском студенческом союзе. С 1922-го по 1927 г. преподавал в Русском юридическом институте Праги (его лекции вышли в 1924 г. отдельной книгой "Очерки истории русского государства и права"). Тогда Прага была одним из центров русской эмиграции. Этому способствовала и так называемая "Русская акция" (финансовая поддержка чехословацким правительством беженцев из России), благодаря которой возник целый ряд научных учреждений.
Русская народная библиотека (1921), Русский институт (1922), Русский юридический факультет при Карловом университете (1922), Русское историческое общество (1925) и другие. Наиболее значительным из них был Семинар (позднее Институт) им. Н.П. Кондакова. Основанный уже после смерти выдающегося историка средневекового искусства и византиниста, семинар работал до 1945 г. Издаваемые им труды по истории русского и византийского искусства, по археологии и истории тоже получили мировую известность и признание . Идеи Кондакова о взаимосвязи степной, византийской и славянской культур оказали существенное влияние на научное мировоззрение Вернадского. Георгий Владимирович стал активным участником Семинара, и даже после своего отъезда в США не порвал с ним связи.
В Праге особенно значительным для Вернадского было влияние П.Н. Савицкого, определившее выбор нового предмета изучения или, по крайней мере, новую его формулировку: Древняя Русь и Великая Степь (взгляд на Лес со стороны Степи). Связь Вернадского с евразийством имеет сложную подоплеку и принадлежность его именно к этому течению некоторыми исследователями ставится под сомнение. Вернадским после приглашения в 1927 г. в США и его близким другом, профессором Гарвардского университета, М.М. Карповичем был задуман грандиозный по своему масштабу проект: создание многотомной "Историй России".
Серия должна была состоять из десяти томов: первые шесть - до создания Российской империи - создавал Г.В. Вернадский, следующие четыре - с начала XIX по XX вв. включительно - М.М. Карпович. Вернадский написал пять книг. Первый том - "Древняя Русь" - вышел в 1943 г. (ныне и в России ряд переизданий, включая тексты в Интернете), второй - "Киевская Русь" - в 1948, в 1953 г. появился третий - "Монголы и Русь" , спустя 5 лет - в 1958 г. - четвертый - "Россия на пороге нового времени" , и в конце шестидесятых, в 1968 г. - пятый - "Московское царство" . Смерть Кароповича в 1959 г. помешала завершить проект, и "История России" Вернадского и Карповича осталась "Историей" одного Вернадского.
Вернадский, впервые в зарубежной литературе, в одиночку, решился проанализировать и синтезировать результаты исследований советских историков того времени. В самом Союзе в этот период аналогов подобному проекту не существовало, а "История СССР с древнейших времен" , над которой трудился весь цвет советской исторической науки, появилась гораздо позже и в незавершенном виде.
В СССР к работам Г.В. Вернадского отнеслись противоречиво. Первые отклики появились в 1946 г., когда две великие державы перешли от военного союза к соперничеству в разделе мира. Кроме того, для советской исторической школы концепция евразийства была неприемлема. Тем не менее, рецензенты благосклонно отметили многие стороны труда Вернадского и, прежде всего, масштабность его работы. Автор 1100-летия Новгорода в 1959 г. (утвержденного и принятого директивными органами) академик Тихомиров М. Н. в рецензии). Славяне в "Истории России" проф. Г. Вернадского. // В. И. 1946, N 4, с. 124" отмечал: "Проф. Вернадский, конечно, прав в том, что начинает историю России с отдаленных первобытных времен. Это внимание к отдаленным эпохам составляет, несомненно, ценную сторону труда проф. Вернадского, так как многие явления позднейших периодов уходят своими корнями в очень отдаленное прошлое". Этот отправной методологический тезис в силу ряда причин доминирующими историками и политиками России так и не усвоен.
Г.В. Вернадский в книге "Древняя Русь" дал на почти 400 страницах продуманную периодизацию равномерной и достойной всяческого внимания отечественной истории до Рюрика . Здесь и Предыстория (подход к проблеме происхождения русского народа; историографические замечания; палеолит; период неолита; медный и бронзовый века); киммерийская и скифская эра (1000-200 гг. до н.э.) и т.д. Этот подход Вернадского к истории реальной Древней Руси почти общеизвестен в десятках стран мира, кроме самой России. В учебных заведениях средне-средневековая Русь подается как "древняя", да и, при явной проблематичности этногенеза росов-русов, в средневековой Руси указывается все "древнерусским" - государство, культура, экономика и т.п. Антинаучность таких подходов несомненна.
Полномасштабность истории России с привлечением самых современных данных (особенно археологических и лингвистических; см.: Матюшин, Рыбаков, Трубачев и др.) без работ Вернадского не осмылить.
Ныне изданы на русском в России Древняя Русь, История права, История России. Древняя Русь, История России. Киевская Русь, История России. Монголы и Русь, История России. Московское царство. История России. Россия в средние века; Ленин - красный диктатор; Московское царство: Т. 1; Московское царство: Т. 2, Очерк истории права Русского государства XVIII-XIX вв., Россия в средние века, Русская историография, Русская история: Учебник, Русское масонство в царствование Екатерины II.

Литература
1. Вернадский Г.В. О движении русских на Восток/Русский исторический журнал СПб., 1913, N 2.
2. Распространение Русского государства к Востоку/Русская мысль М.,1914.
3. Русское масонство в царствование Екатерины II. Пг.. 1917.
4. Русское масонство XVIII - перв. четв. XIX вв. Пг., 1916.
5. Начертания русской истории. Прага, 1927; Опыт истории Евразии. Берлин, 1934.
6. Halperin Ch. Y. 1) Russia and stepp: George Vernadcky and eurasianisiTi/Forschiingen zur osteuropaischen Geschihte. Wiesbaden, Bd. 36., 1985. Ss. 55-194 (библиография 275-ти работ - Ss. 188-194).
7. Russia and the Golden Horde: The mongol impact on the mediaval Russian History. Bloomington, 1985 (библиография: Pp. 158-174).
8. History of Russia. Vol. I-V. New Haven, 1943-1969.
9. Исупов К., Савкин И. Русская философия собственности (XVII-XX вв.). - СПб.: СП "Ганза", 1993. - 512 с.

20 августа 1887 г. у Владимира Ивановича Вернадского родился сын. Роды были трудными, и врачи всерьез опасались за жизнь матери и ребенка. К счастью, все обошлось. Мальчик родился здоровым и крепким. В честь деда-сенатора его назвали Георгием Смышленый мальчуган, всеобщий любимец, получивший домашнее воспитание, хорошо учился в гимназии. Особенно ему нравились уроки истории, которые вел Яков Лазаревич Барсков, ученик великого Ключевского. Я.Л. Барсков добивался от гимназистов не только знания предмета, но и его понимания, учил самостоятельно мыслить. Владимир Иванович, заметив склонность сына к истории, всячески старался поощрять и развивать его интересы, поэтому у молодого Вернадского не было сомнений в выборе жизненного пути, и после окончания гимназии, в 1905 году, он становится студентом историко-филологического факультета Московского университета.

Осенью 1905 года Москва бурлила. Занятия в университете были нерегулярными, постоянно срывались частью крайне лево настроенных студентов. Посоветовавшись с отцом, Георгий уезжает в Германию, чтобы там продолжить обучение. Но уже через полгода, осенью 1906 г., он возвращается в Москву и продолжает занятия в университете. Революционная волна пошла на спад, жизнь постепенно нормализовалась .

Политика мало интересовала молодого Вернадского, и тем не менее он не мог не определить своих взглядов на происходящие события. Как и большинство либерально настроенной интеллигенции, Георгий ратовал за перемены в стране, но он всегда был против крайних, экстремистских методов достижения цели. В университете он вступает в студенческую фракцию Партии народной свободы, более известную под названием партии кадетов. Оставаясь приверженцем либеральных демократических идей, он не участвует в политике, его все больше и больше привлекает академическая карьера. Этому способствовали и такие прекрасные преподаватели как В.О. Ключевский, Ю.В. Готье, Р.Ю. Виппер, А.А. Кизеветтер; большое впечатление на него произвели труды С.Ф. Платонова. В студенческие годы Георгий Вернадский попробовал себя и в роли преподавателя - читал русскую историю на рабочих курсах в Дорогомилове. Ездил в Мытищи, в воскресную школу, где всегда с нетерпением ждали и внимательно слушали его рассказы о далеком прошлом.

В 1910 году Г.В. Вернадский закончил университет и решил продолжить изучение истории. Но оснований, чтобы остаться в университете для подготовки к званию профессора, у него не было, и он решает начать самостоятельные исследования по истории Сибири. Результатом кропотливой работы в московском архиве Министерства юстиции стали три статьи о продвижении русских в Сибирь. Но сдать экзамены и защитить диссертацию на степень магистра в Московском университете он уже не мог, поскольку в 1911 году после университетских волнений из Alma Mater ушли его любимые педагоги Д.М. Петрушевский и А.А. Кизеветтер. Покинул университет и переехал в Петербург и его отец. Поэтому Георгий обращается к преподавателю Санкт-Петербургского университета С.Ф. Платонову с просьбой стать его научным руководителем.

Переезд в столицу и удаленность от московских архивов заставили Вернадского изменить тему диссертации. И вновь сильнейшее влияние он испытал со стороны своего бывшего гимназического учителя Я.Л. Барскова, которого встретил в Петербурге. Яков Лазаревич убедил Георгия заняться изучением истории масонства при Екатерине II . Научное мировоззрение Г.В. Вернадского формировалось и на вечерах, которые устраивали С.Ф. Платонов, А.С. Лаппо-Данилевский, С.Ф. Рождественский. На квартирах этих маститых ученых собирались их молодые ученики и увлеченно спорили о прошлом, настоящем и будущем России.

Весной 1914 года - после пробной лекции - Георгий Владимирович был принят в число приват-доцентов Санкт-Петербургского университета и получил право на чтение лекций, проведение семинаров по русской истории . В начале 1917 года его диссертация была готова, и ему посоветовали опубликовать ее к моменту защиты. В мае исследование Вернадского "Русское масонство в царствование Екатерины II" было издано, и на 22 октября назначена защита.

При содействии С.Ф. Платонова, Георгий Владимирович получает место профессора русской истории в Омском политехническом институте. Но в Перми, на полпути к Омску, где Г.В. Вернадский вынужден был задержаться из-за нескончаемых забастовок на железной дороге, ему предложили преподавать русскую историю нового периода в местном университете. Пермь понравилась молодому профессору, и он решает остаться. Однако в октябре на короткое время он возвращается в Петроград, чтобы защитить магистерскую диссертацию. Защита прошла успешно, и после двухдневного пребывания в кругу семьи, утром 25 октября, Георгий Владимирович уезжает в Пермь. И только там, от жены, Вернадский узнал, что в Петрограде за то короткое время, что он находился в пути, произошел большевистский переворот.

Пермь еще оставалась нетронутым уголком старой России. Здесь было тихо, в лавках и магазинчиках еще продавались продукты, жизнь текла размеренно, как будто революционные события в Петрограде и Москве происходили где-то в другом мире. Георгий Владимирович читал лекции в университете, вел научную работу. Он участвовал в создании "Общества философии, исторических и социальных знаний" при университете, редактирует первый сборник трудов этого общества.

В январе 1918 года в Перми устанавливается Советская власть. Имя Г.В. Вернадского вносится в списки неблагонадежных. Сейчас трудно понять, что привлекло внимание ЧК к молодому профессору истории. Может быть, его полузабытое участие в студенческой организации партии кадетов, или же публикация биографии одного из лидеров Временного правительства, а может, неосторожные высказывания на лекциях, или его непролетарское происхождение. А может быть, все вместе взятое. В мае друзья предупредили Вернадского о грозящем аресте, и Георгий Владимирович счел за лучшее уехать из Перми сначала на лето в глухую деревню, а затем на Украину, в Киев, где жили его родители . При содействии отца он получил место профессора в Таврическом университете и переехал в Симферополь. Наряду с преподавательской работой, Вернадский активно сотрудничает с таврическим архивом: занимается разбором и публикацией документов Г.А. Потемкина. В сентябре 1920 г. Георгий Владимирович занял пост начальника отдела печати в правительстве генерала Врангеля, что и предопределило его дальнейшую судьбу: он должен был покинуть Россию. 30 октября Вернадский с женой отплывает в Константинополь, а оттуда - в Афины, где прожил целый год, работая в библиотеке Греческой археологической ассоциации.

В среде русских эмигрантов Георгий Владимирович выделялся умеренными взглядами: для него были неприемлемы крайние меры политической борьбы, вражда между многочисленными эмигрантскими группировками, модернистские тенденции в православной церкви, затронувшие часть верующих. Эти качества способствовали тому, что в ноябре 1921 г. Вернадский был делегирован на Карловицкий Собор от православной русской общины Афин. Работой Собора он остался недоволен, так как, по его мнению, делегаты больше обсуждали политические вопросы, а не состояние русской православной церкви.

После возвращения в Афины Г.В. Вернадский получил приглашение занять место профессора Русского юридического факультета Карлова университета в Праге, и в феврале 1922 г. он переехал в Чехословакию.

В начале 20-х годов Прага была одним из центров русской эмиграции. Этому способствовала и так называемая "Русская акция" (финансовая поддержка чехословацким правительством беженцев из России), благодаря которой возник целый ряд научных учреждений, таких как Русская народная библиотека (1921), Русский институт (1922), Русский юридический факультет при Карповом университете (1922), Русское историческое общество (1925) и другие. Наиболее значительным из них был Семинар (позднее Институт) им. Н.П. Кондакова . Основанный уже после смерти этого выдающегося историка средневекового искусства и византиниста в 1925 году, Семинар работал до 1945 г. Издаваемые им труды по истории русского и византийского искусства, по археологии и истории получили мировую известность и признание. Идеи Н.П. Кондакова о взаимосвязи степной, византийской и славянской культур оказали существенное влияние на научное мировоззрение Вернадского. Георгий Владимирович стал активным участником Семинара, и даже после своего отъезда в США не порвал связи с ним.

Не менее важным событием в жизни и деятельности Вернадского стало знакомство с лидерами евразийского движения и в первую очередь с П.Н. Савицким. Евразийство как направление русской мысли оформилось в 1921 году в Софии, когда четверо молодых эмигрантов из России выпустили в свет сборник статей "Исход к Востоку". Это были П.Н. Савицкий, Н.С. Трубецкой, Г.В. Флоровский, П.П. Сувчинский. В разное время к ним присоединились многие видные деятели русской эмиграции. Получив прекрасное образование и сформировавшись как личности в старой России, они были вынуждены работать в совершенно новых условиях, это определило их мировоззрение, необычайную широту интересов.

Россия - Евразия признавалась ими как особый географический, этнический и культурно-исторический мир. Отсюда логически вытекало утверждение "самостоятельной ценности русской национальной стихии". Россия, заявляли евразийцы, не принадлежит ни Востоку, ни Западу. Эти мысли соответствовали представлениям Г.В. Вернадского, и он счел необходимым подкрепить философские разработки евразийцев конкретными историческими исследованиями. Первой работой в этом направлении стала его статья "Соединение церквей" в исторической действительности", вышедшая в свет в 1923 году в евразийском сборнике "Россия и латинство".

Основой русского национального самосознания евразийцы считали православие, поэтому проблема унии с католической церковью была одной из ключевых. Вернадский подошел к рассмотрению вопроса "соединения церквей" в контексте конкретной исторической действительности. По его мнению, решить столь важную проблему формальным путем, через заключение договора, невозможно: слишком уж различны интересы церквей, взаимное недоверие усугубляют корысть и разногласия церковных иерархов. На основании исторического опыта "соединения церквей" в прошлом, Вернадский предостерегает христиан от бесконечного повторения давних исторических ошибок.

30-е годы - время расцвета творческих сил Вернадского. Он пишет монографии: "Русская революция. 1917-32", "Политическая и дипломатическая история России". Его избирают членом "Американской академии средних веков". На русском языке выходят работы Вернадского: "Опыт Истории Евразии с VI в. до настоящего времени" (1934) и "Звенья русской культуры" (1938), в которых Георгий Владимирович продолжал развивать идею взаимодействия природных и социальных факторов в русской истории, впервые высказанную в книге "Начертание русской истории". В это же время Вернадским и его близким другом, профессором Гарвардского университета, Михаилом Михайловичем Карповичем был задуман грандиозный по своему масштабу проект: создание многотомной "Истории России". По замыслу авторов серия должна была состоять из десяти томов: первые шесть - до создания Российской империи - пишет Г. В. Вернадский, следующие четыре - с начала XIX по XX век включительно - М. М. Карпович. Несмотря на то, что проект был совместным, авторы в предисловии к первому тому подчеркнули, что каждый из них несет персональную ответственность за свою работу. Вернадский написал пять книг. Первый том - "Древняя Русь" - вышел в 1943 г., второй -"Киевская Русь" - в 1948, в 1953 г. появился третий - "Монголы и Русь", спустя 5 лет - в 1958 г. - четвертый - "Россия на пороге нового времени", и в конце шестидесятых, в 1968 г. - пятый -"Московское царство". Смерть Михаила Михайловича в 1959 году помешала завершить проект, и "История России" Вернадского и Карповича осталась "Историей" одного Вернадского.

Нужда в подобном издании была очевидна, так как "в течение последних десятилетий в области русской истории имело место внушительное накопление новых материалов первоисточников, и в монографической литературе как в России, так и в других странах, выявилось много новых существенных точек зрения". Авторы задались целью "систематически представить общий ход русской истории" с широким "использованием вновь собранного материала, так же как и результатов специальных научных исследований". Грандиозность идеи заключалась в том, что Г.В. Вернадский, впервые в зарубежной литературе, в одиночку, решился проанализировать и синтезировать результаты исследований советских историков того времени. В самом Союзе в этот период аналогов подобному проекту не существовало, а "История СССР с древнейших времен...", над которой трудился весь цвет советской исторической науки, появилась гораздо позже и в незавершенном виде.

Вернадский выступал не только в роли интерпретатора и популяризатора русской истории и советской исторической науки. В своей "Истории..." он развивал историческую концепцию, изложенную им в более ранних работах. Идея взаимосвязи природы и общества как главного двигателя всемирно-исторического процесса легла в основу его исторической концепции. По Вернадскому, своеобразие национального развития русского народа было обусловлено саморазвитием социального организма и влиянием на общество природно-географических факторов. Причем Георгий Владимирович главную роль в прогрессе материальной и духовной культуры отводил саморазвитию общества, а природно-географический фактор рассматривал лишь как элемент своеобразия. В "Истории России" получил дальнейшее развитие и тезис о влиянии "месторазвития" на исторические особенности общественных институтов, изложенный Вернадским в "Начертании русской истории".

Первая книга "Истории России" - "Древняя Русь" - вышла в 1943 году, когда США и СССР были союзниками в войне против фашистской Германии. Интерес к Советскому Союзу, к его истории и культуре был огромен, поэтому выход первой книги, как и последующих, вызвал широкий резонанс в Америке и в СССР. В Соединенных Штатах восторженные рецензии сменяли одна другую, автора называли "крупнейшим знатоком вопроса", говорили о нем как об ученом, который "дал грандиознейшую и увлекательнейшую по схеме, по подробностям и общей манере изложения картину истории евразийского мира, столь судьбоносно включавшего в себя русское месторазвитие" .

В СССР к работам Г.В. Вернадского отнеслись иначе. Первые отклики появились в 1946 г., когда две великие державы перешли от военного союза к соперничеству в разделе мира. Кроме того, для советской исторической школы концепция евразийства была неприемлема. Тем не менее рецензенты благосклонно отметили многие стороны труда Вернадского и прежде всего масштабность его работы. Позитивную оценку получили "...широкий исторический фон, увязка фактов русской истории с историей других народов и с далеким, античным и первобытным прошлым нашей страны, широкое использование разнообразных источников, особенно археологических, многочисленные ссылки на советскую литературу, вплоть до новейшей, положительные оценки, даваемые автором советской науке и трудам советских ученых" . "Проф. Вернадский, конечно, прав в том, что начинает историю России с отдаленных первобытных времен. Это внимание к отдаленным эпохам составляет, несомненно, ценную сторону труда проф. Вернадского, так как многие явления позднейших периодов уходят своими корнями в очень отдаленное прошлое" . Но это, пожалуй, все плюсы, которые подметили советские историки в трудах Г.В. Вернадского. Наибольшей критике была подвергнута концепция Георгия Владимировича. Его ругали, главным образом, за "...последовательное игнорирование важнейшего, что внесла в историографию именно советская наука", за то, что "часто сочувственно цитируя те или иные работы советских ученых (акад. Б.Д. Грекова, проф. Б.А. Рыбакова и др.), автор развивает в своей книге взгляды прямо противоположные концепциям этих исследователей" . Вернадскому вменяли в вину предложенную им периодизацию истории России, его концепцию смены "народов-господ", подчиняющих и "организующих" другие, более слабые племена, гипотезу о происхождении Русского государства, которую окрестили "новым изданием норманнской теории". Рецензии советских историков имели явную политическую окраску, впрочем, в 40-х -50-х гг. иначе быть не могло.

Конечно же, "История России" Г.В. Вернадского не бесспорна. В первой книге "Древняя Русь" внимание автора сосредоточено в основном на истории степных народов - скифов, сарматов, готов, гуннов, авар, хазар. Автор настолько подробно прослеживает появление, перемещения и исчезновение этих народов, что создается впечатление, будто он пишет историю юга России, неоправданно мало внимания уделяя истории севера. Трудно не согласиться с мнением академика М.Н. Тихомирова: "...не готы, авары или аланы создали русскую государственность, а славяне. Поэтому славяне и должны были находиться в поле внимания историка России... Между тем истории славян отведено в книге проф. Вернадского поразительно мало места. "

Некоторые проблемы истории Киевской Руси получили и трудах Вернадского новую интерпретацию. Так, например, основываясь на лингвистических данных, он придерживается гипотезы о единстве славянской (русской) и туранской (восточной) культур. Эта гипотеза и аргументы, ее подтверждающие, не были приняты большинством историков и лингвистов . Слабым местом работы Г.В. Вернадского является идеализация роли степи и кочевников в прошлом России. Особенно это проявилось в третьей книге "Истории России" - "Монголы и Русь", значительная часть которой посвящена истории монгольской империи, в то время как история Руси представлена фрагментарно, без описания обширных сфер социальной, экономической и культурной жизни России под властью монголов. Стоит, впрочем, заметить, что подобный подход характерен для евразийской концепции. Тем не менее, как бы мы ни относились к евразийству, нельзя отрицать рационализм некоторых наблюдений его последователей. Исследования отдельных сторон евразийской теории убеждают в назревшей потребности "первопрочтения" работ ее идеологов. Ряд трудов евразийцев уже стал достоянием современного читателя, однако они не могут заменить знания фундаментальных работ, содержащих собственно научно-историческую и политико-географическую аргументацию идеологии евразийства. Историческую основу евразийской концепции составляет прежде всего "История России" Г.В. Вернадского, ставшая заметным событием не только в научной жизни русской эмиграции, но и всей культуры России. Примечания

Раев М. Указ. соч., с. 200 - 202.

Планируется опубликовать историю в десяти томах, из которых первые шесть, написанные профессором Вернадским, будут связаны с освещением периода от начала русской истории до конца восемнадцатого столетия, а оставшиеся четыре, принадлежащие профессору Карповичу, - отрезка истории от начала девятнадцатого века до нашего времени.

Хотя каждый из авторов несет индивидуальную ответственность за свою часть работы, мы надеемся, что сохранится определенное единство подхода, поскольку были согласованы общие основания создания серии в целом. Наряду с рассмотрением основных тенденций русской политической, экономической и социальной истории, будет предпринята попытка их объединения с анализом культурного развития страны. Особое внимание будет уделено истории составляющих частей Российской империи до и после их объединения под единой политической властью. Положение русских в мире будет обсуждаться на каждой стадии истории России не только с точки зрения внешней политики государства, но и в перспективе культурных контактов.

Авторы, каждый из которых преподает русскую историю в американских университетах более пятнадцати лет, испытывают глубокое удовлетворение от того факта, что недавно русские исследования пустили крепкие корни в стране и значительно прогрессируют. Особенно важно формирование среди младшего поколения американских исследователей серьезных специалистов в области русской истории, которые уже имеют на своем счету солидное количество ценных монографических работ. С другой стороны, сложился постепенно растущий общий интерес к русской проблематике. Таким образом, можно надеяться, что настоящая попытка развернутого рассмотрения целостного курса русского исторического развития будет отвечать подлинной потребности как специалистов, так и широкого круга читателей.

Публикация этой работы не могла бы быть осуществлена без финансовой поддержки Гуманитарного Фонда Нью-Йорка, и авторы хотят выразить свою признательность этой организации.

Георгий Вернадский

Михаил Карпович

ВВЕДЕНИЕ

Том, предлагаемый вниманию читателя, освещает наиболее ранний период русской истории вплоть до прихода варягов. Подход автора к материалу в этом томе требует некоторого объяснения. До недавнего времени было принято начинать русскую историю с варягов, в то время как все произошедшее до этого времени, если и вовсе упоминалось, относилось к "доистории" с точки зрения изучавшего прошлое России. Именно археологи, отталкивающиеся от "доистории", впервые попытались проанализировать наиболее ранние тенденции развития истории России, и публикация двадцать лет назад рабрты М.И. Ростовцева "Иранцы и греки в Южной Руси" может рассматриваться как важная отправная точка в русской историографии.

Намерение автора при написании настоящего тома состояло в подходе к раннему периоду не с точки зрения археолога или историка классики, а с позиций историка России: целью было рассмотреть его как органическую часть русской истории. Поэтому он начинает не с девятого, а со второго века, не с варягов, а с антов и ранних племен русь. В то время как вряд ли кто-либо будет отрицать значимость такого плана, его исполнение встречается с почти непреодолимыми трудностями, поскольку соответствующие письменные, в особенности отечественные источники, характеризующие наиболее ранний период, чрезвычайно редки. Можно сравнить эту задачу с восстановлением сломанной вазы из фрагментов, среди которых лишь немногие остались невредимыми; из-за широких пробелов трудно поставить на свои места даже те кусочки, которыми мы обладаем. Поэтому во многих случаях было необходимо обращаться к методу предположения, но в каждом из них автор попытался многократно проверить свою гипотезу при помощи всех доступных непрямых свидетельств. Учитывая широкую миграцию ранних славянских племен, в этом томе внимание было уделено не только событиям в границах географического пространства самой России, но также развитию некоторых прилегающих регионов, как, например, на Балканском полуострове, а также политике существовавших в то время империй - Византийской империи, Тюркского каганата и халифата. Тем не менее, хотя читатель найдет в этой книге много информации об истории Византийской империи, булгар, хазар и т.д., автор хочет пояснить, что этот том ни в коей мере не является очерком византийской или балканской истории. Лишь некоторые моменты истории византийского мира, которые имеют прямое или косвенное отношение к развитию народа и русской цивилизации, привлечены в данной связи. Что касается глав I и II, рассматривающих "доисторию" и скифский период, то они должны послужить просто введением.

Настоящий том является итогом многих лет работы, в течение которых автор ощущал добрую поддержку и помощь многих своих товарищей и друзей. Особенно он обязан Борису Бахметьеву за его теплую симпатию и интерес к работе. Признательность другим авторам за использование их печатных трудов отражена в сносках, но особо следует отметить исчерпывающие по глубине исследования М.И. Ростовцева о скифо-сарматском элементе и ценность его личных советов по ряду важных моментов. В значительной степени противоречивая проблема византийского элемента обсуждалась с Анри Грегуаром, разделяя ряд воззрений которого, например, по поводу венгерского вопроса, автор был не в состоянии принять его скептицизм относительно ранней активности племени русь в Черноморском ареале. Но даже не соглашаясь с мнениями Грегуара, автор всегда находил их исключительно стимулирующими мысль. Он также хочет выразить свою благодарность Адольфу Б. Бенсону, Якобу Бромбергу, В.Ф. Минорскому, Роману Якобсону, А.А. Васильеву за ценные предложения, а также Николасу Толлу, который прочитал первый вариант глав I и II. Альфред Р. Беллингер проявил любезность, познакомившись с рукописью глав I-VI и критически проанализировав текст как стилистически, так и содержательно. Карты, за исключением N 4, были подготовлены и выполнены Николаем Крижановским, являющимся членом Американского географического общества.

Благодарность автора должна быть так же адресована персоналу библиотеки Йельского университета за постоянную помощь, как и сотрудникам библиотеки Конгресса и общественной библиотеки Нью-Йорка; издательскому отделу Йель Юниверсити Пресс и мисс Аннабел Ленд за их помощь по подготовке рукописи к печати.

Георгий Вернадский

Нью Хейвен, Коннектикут Март, 1943 г.

gastroguru © 2017