Породы древесины, применяемые при постройке судов из древесины BOATLINE. Продажа моторных и парусных яхт. Чартер яхт (аренда яхт). Регистрация, страхование яхт. Использование для постройки яхты дерева Часть оснастки яхты 3 буквы

Продолжительность использования древесины, подвергнутой консервации, конечно, существенно больше и легко увеличивается при хранении в воде только один сезон. Прочность древесины в зависимости от ее породы и приложения нагрузки различна. Самую высокую прочность древесина имеет при действии нагрузки вдоль волокон. При сжатии вдоль волокон образец разрушается уже в случае действия примерно половины напряжений, достигаемых при разрушении его от растяжения. При растяжении поперек волокон 1/16 часть прочности на растяжение вдоль волокон является контрольным значением, которое, однако, может снижаться почти до нуля. В случае сжатия поперек волокон образец разрушается при напряжениях от 10 до 20% напряжений на разрыв при растяжении вдоль волокон. Эти напряжения на разрыв при сжатии поперек волокон являются также основой для расчета разрушающих напряжений при изгибе.

Рис. 62. Зависимость усадки заготовок из древесины от способа распиловки бревна (а); допустимое расположение годовых колец в досках обшивки (б) и планках для ламинированных конструкций (в). Указанные на рисунке проценты усадки относятся к сушке древесины на воздухе с 15% влажности до 6%.

Плотность древесины в так называемом воздушно-сухом состоянии (с влажностью около 15%) находится во взаимо-связи с прочностью и некоторым образом также с долговечностью сделанных из нее деталей. Чем прочнее и долговечнее древесина, тем, к сожалению, она тяжелее. Поэтому детали, которые мало подвергаются погодным условиям и большим нагрузкам, изготовляют из более легкой древесины. Сведения о породах древесины, применяемых в яхтостроении, приведены в табл. 3.

Таблица 3

Порода древесины

Класс долговечности

Прочность на растяжение вдоль волокон, 6/мм2, примерно

Плотность, г/см 3,примерно

Ироко (африканский тик)

Афромозия

Красное дерево (мэхогани)

Кайя (сорт африканского красного дерева)

Лиственница

Орегонская сосна

Для несущих связей набора яхт, которые одновременно должны обладать высокой прочностью и долговечностью, легко обрабатываться и хорошо склеиваться, в настоящее время используют предпочтительно древесину сипо. Несмотря на некоторую склонность к косослойности, этот относительно недорогой материал используется в яхтостроении с большим успехом. Ни тик, ни красное дерево не могут с ним конкурировать вследствие их высокой стоимости. Подобно тому и другие породы древесины, относимые к классам долговечности 1 и 2, не могут сравниться с сипо, так как они плохо обрабатываются, плохо склеиваются или недостаточно прочны. Для особенно легких яхт наружную обшивку чаще всего выклеивают из дерева кайя. Это единственная из цветных экзотических пород, которую можно поставить в один ряд с дорогим африканским красным деревом махогани. Под лаком кайя очень хорошо смотрится в отделке и оборудовании кают.

Все хвойные породы относятся по долговечности к классу 3-4, и их нельзя применять ни для деталей, подверженных воздействию высокой влажности, ни для тропических условий.

Аналогично обстоит дело с габун, долговечность которой бывает различна в зависимости от области, где растет дерево. Кроме того, габун имеет тот недостаток, что неспециалисту трудно по внешнему виду отличить ее от чрезвычайно подверженного грибкам тропического дерева ломба, которое иногда используется как внутренний слой для фанеры из габун. Хорошая отобранная габун выдержала испытание в течение многих десятилетий как материал для корпусов легких спортивных лодок. При постройке яхт эта древесина используется только для внутренней отделки, так как содержание влажности в ней никогда не превышает 20%, даже если температура окружающей среды выше 20°С. Габун и все названные выше хвойные породы подвержены плесени и грибковым поражениям. Другие приведенные в таблице породы дерева, включая дуб, наоборот, исключительно мало подвержены воздействию грибков, гнили и поражению насекомыми.

Современное яхтостроение нельзя представить без фанеры. Благодаря склеиванию нескольких слоев древесины вдоль и поперек волокон достигается приблизительно одинаковая прочность фанеры в обоих направлениях. В третьем направлении, а именно в направлении толщины листа, фанера все же обладает незначительной прочностью и при проектировании яхты это надо учитывать.

Предел прочности обычной морской фанеры при растяже-1-ии вдоль листа составляет 40 Н/мм 2 и выше; поперек листа-более 30 Н/мм 2*. Чтобы достичь этих значений прочности, для фанеры берут древесину 1-го и 2-го классов долговечности, такую, как тик, макоре, сипо и другие прочные породы. Кайю и настоящее красное дерево применяют реже, так как древесина кайи менее прочная, а красное дерево слишком дорогостоящее. Фанера из тика также недешева, поэтому в большинстве случаев тик идет на внешний слой фанеры, а для внутренних слоев используют сипо.

Толщина внешнего слоя фанеры для постройки лодок должна составлять не менее 1,5 мм. Но поскольку наружные поверхности требуют доработки, имеет смысл увеличивать толщину наружных слоев до максимально допустимой 2,6 мм (для фанеры толщиной до 15 мм) и 3,8 мм (для фанеры толщиной более 15 мм). Для внутренних слоев морской фанеры используют только самую высококачественную древесину без сучков и других дефектов; полосы шпона во внутренних слоях должны быть плотно подогнаны и склеены друг с другом. Это делает специальную морскую фанеру очень дорогостоящей. К этим затратам следует еще добавить расходы за прием материала Германским Ллойдом или другим классификационным обществом, печать которых служит гарантией выполнения поставленных требований.

Фанера для постройки лодок должна быть изготовлена с помощью клеев на синтетической смоле, стойкость которых против действия воды и погодных условий нужно проверить соответствующими испытаниями. Обычно применяют затвердевающий в горячем состоянии клей на фенолформальдегидной смоле, что позволяет применить горячее прессование фанеры Для определенных сортов древесины, например кайя, через поры которой на поверхность может выступить коричневые фенолформальдегидный клей, применяют иногда высококачественный светлый клей на меламиновой основе.

Применение водостойких клеев для изготовления фанеры не гарантирует получения водостойкой фанеры. Подобная фанера может использоваться для постройки домов и в качестве опалубки при бетонных работах. Однако для строительной фанеры не требуется выдерживать необходимую толщину слоев, производить качественный отбор древесины и обеспечивать требуемую плотность подгонки всех ее слоев, как для судостроительной фанеры. Несмотря на это, при определенных условиях хорошую строительную фанеру применяют для постройки корпусов лодок и яхт, так как ее стоимость составляет только половину цены морской фанеры.

Первое условие для морской фанеры - применение сорта древесины с высоким классом долговечности, например сипо или макоре, для всех слоев фанеры вдоль и поперек. Второе условие заключается в том, чтобы детали из этой фанеры длительное время не соприкасались с водой. Она пригодна для конструктивных внутренних связей палубы, надстроек и кокпита, которые только временами бывают в воде. Другое условие применения морской фанеры в местах, которые подвержены воздействию внешней среды или трюмной воды,- это надежная защита кромок фанеры посредством наклейки на них реек или другим способом. Если эти условия выполнены, то можно рассчитывать на достаточную долговечность конструкции.

Еще один важный критерий - сохранность внешнего слоя фанеры, который шлифуют чаще всего до толщины менее 1 мм. В процессе шлифования иногда неожиданно обнаруживаются места склеивания. Это затрудняет использование фанеры для изготовления деталей, которые должны быть покрыты лаком, и сохранить естественную текстуру дерева.

Облицовочная фанера, или декоративная, по технологии производства может быть рулонной или ножевой. С точки зрения применения для отделки яхт между ними не существует никакой разницы. Значительно более дешевая рулонная фанера, которую почти всегда используют для внутренней отделки, имеет рисунок с прожилками (из-за спиралеобразного процесса раскручивания заготовки-древесного ствола). Фанеру ножевую, предпочитаемую для поверхностей, покрываемых лаком, режут с помощью ножа, расположенного тангенциально к основе. Она значительно дороже в изготовлении и ценнее. Так как для ножевой фанеры используют самую лучшую и чистую древесину, то ее поверхность чище и глаже, чем поверхность рулонной фанеры. Благодаря этому экономят обычно на предварительной лакировке и шлифовке. Применять ножевую фанеру для окрашенных или покрытых цветным лаком деталей - ненужное расточительство, так как за более высокую цену не приобретается преимуществ в отношении прочности и долговечности.

В судостроении чаще всего применяют листы фанеры размером 2500 X 1250 мм. Выпускаются также листы шириной 1530, 1730 и 1830 мм. Некоторые заводы изготовляют листы ножевой фанеры очень редкого и дорогого формата - длиной 3500 мм.

Древесина - неоднородный материал, при работе с которым нужно принимать во внимание вид его обработки:пилением, строганием или фрезерованием (вдоль волокон или поперек). Обрабатывать дерево-приятная и чистая работа, которая требует аккуратности и точности при подгонке деталей. Ниже кратко рассказывается о самых важных процессах по обработке судостроительной древесины, чтобы дать представление о современных методах, применяемых при постройке деревянных яхт.

Пиление, строгание и фрезерование - основные процессы обработки древесины, используемые при заготовке деталей корпусов яхт. Наряду с пилорамой, ленточной и дисковой пилой, различными ручными пилами существует еще два вида пил, позволяющих обрабатывать древесину более рационально. Ножовка с обушком, называемая на жаргоне шлюпочников шлицовкой, незаменима при монтажных работах на борту и используется прежде всего при сборке. На современно оснащенных верфях есть еще многодисковая пила, с помощью которой за одну операцию можно распилить большое количество досок. Поверхность разреза при этом получается такая гладкая, что доработка рубанком не требуется. С другой стороны, поверхности досок несколько шероховаты, что как раз является идеальным условием для склеивания. Поэтому применение многодисковой пилы при постройке яхт клееной конструкции дает значительную экономию труда.

Сведенья о материале

Подробные сведения о дереве заняли бы много томов, но для настоящего <понимания дерева> и этих томов недостаточно без многолетней практики. Цель приводимых здесь весьма кратких сведений состоит в том, чтобы дать обзор свойств некоторых пород древесины, применяемых для постройки яхт. Сравнение прочности и долговечности древесины - наиболее важные данные для конструктора и строителя яхт. Дерево само по себе, время его рубки, процесс сушки представляют интерес больше для торговца лесом и лесозаготовителя, который покупает дерево на корню, режет его на пиломатериалы и хранит. Мелкие верфи и любители должны полагаться в этом отношении на свою квалификацию и опыт.

Работа дерева или деформация древесины в зависимости от ее влажности, имеет важное значение для дальнейшей обработки древесины. В высушенной на воздухе древесине содержание влаги составляет около 15%. Это среднее значение колеблется в зависимости от времени года, влажности и температуры воздуха. В такой древесине можно, например, снизить содержание влаги до 6-12%, и тогда заготовки уменьшатся в объеме. Когда влажность деревянных деталей в подводной части корпуса увеличивается, они набухают и создают значительные напряжения в корпусе, если не воспрепятствовать этому с помощью специальных конструктивных мер. Усушка (усадка) древесины различна в зависимости от того, измеряют ли ее вдоль волокон, в радиальном направлении или в направлении годичных колец (тангенциальном). Древесина для постройки яхт влажностью 15%, которую высушивают до влажности 6%, имеет усадку вдоль волокон около 0,1-0,15%; в радиальном направлении 1,5-1,7% и в тангенциальном направлении 2,6-2,8%. Хорошие сорта тика и красного дерева могут иметь усадку почти вдвое меньшую. Усадка дуба, лиственницы, ели и сосны составляет около 30-50% указанных значений.

Для оценки набухания древесины при повышении влажности от 6 до 15% подходят те же самые значения. С возрастанием содержания влаги до 30% набухание древесины увеличивается почти вдвое. Однако при полностью клееной конструкции отдельные детали оказываются разделенными изолирующей пленкой клея, поэтому поглощение влаги существенно уменьшается.

В современном яхтостроении с усушкой и набуханием борются путем изоляции древесины от проникновения в нее влаги. В самом совершенном виде это наблюдается у фанеры. Фанера принимает исключительно мало воды, так как клетки древесины, уменьшенные методом усушки до 6-8%, благодаря совершенной изоляции почти не впитывают влагу. Спрессованный подобным образом пористый пластик также почти не впитывает воду. Если при обработке древесины в ней сохраняется содержание влаги 6-8%, то даже летом при самом сильном воздействии солнца древесина не подвергается дальнейшей усушке. При понижении влажности с 6 до 0% последующая усушка возможна практически при нагреве в условиях очень низкой влажности воздуха или в сушильной печи.

Влажность древесины может быть измерена достаточно точно. В сушильном приборе образцы древесины взвешивают на точных весах, которые настроены на нуль, и разницу в массе после высушивания считывают со шкалы как содержание влаги. Гигрометры на основе измерения электрического сопротивления древесины дают лишь приближенную оценку содержания в ней влаги.

Коробление древесины является, как правило, следствием ее усушки. Поскольку тангенциальная усадка при высушивании почти в два раза больше, чем в радиальном направлении, особенно сильно коробятся доски тангенциальной распиловки (рис. 62). Такие доски с параллельными пласти годичными кольцами для постройки яхт неприемлемы.

Судостроители используют доски радиальной распиловки с перпендикулярными пласти годичными кольцами или же с наклонными кольцами, но не более чем на 30° к кромке доски. При вырезании таких досок из бревна, несмотря на специальную разметку, получаются большие отходы. Несмотря на это, необходимо придерживаться этого требования, если речь идет о прямых планках, планширях и т. д. Для клееных (ламинированных) деталей можно использовать рейки с наклоном годичных колец к кромке до 45°, так как располагая соответствующим образом рейки внутри детали, можно компенсировать повышенную деформацию таких реек.

Доски наборной палубы должны быть непременно радиальной распиловки с годичными кольцами, располагаемыми по возможности ближе к перпендикуляру к пласти.

Долговечность, прочность и плотность древесины являются важными факторами для постройки судов. На основании результатов исследований различных институтов по дереву были установлены классы долговечности. В среднеевропейских условиях породы древесины оценивают по продолжительности ее службы в годах.

Продолжительность использования древесины, подвергнутой консервации, конечно, существенно больше и легко увеличивается при хранении в воде только один сезон. Прочность древесины в зависимости от ее породы и приложения нагрузки различна. Самую высокую прочность древесина имеет при действии нагрузки вдоль волокон. При сжатии вдоль волокон образец разрушается уже в случае действия примерно половины напряжений, достигаемых при разрушении его от растяжения. При растяжении поперек волокон 1/16 часть прочности на растяжение вдоль волокон является контрольным значением, которое, однако, может снижаться почти до нуля. В случае сжатия поперек волокон образец разрушается при напряжениях от 10 до 20% напряжений на разрыв при растяжении вдоль волокон. Эти напряжения на разрыв при сжатии поперек волокон являются также основой для расчета разрушающих напряжений при изгибе.

Плотность древесины в так называемом воздушно-сухом состоянии (с влажностью около 15%) находится во взаимосвязи с прочностью и некоторым образом также с долговечностью сделанных из нее деталей. Чем прочнее и долговечнее древесина, тем, к сожалению, она тяжелее.

Рис. 62. Зависимость усадки заготовок из древесины от способа распиловки бревна (а); допустимое расположение годовых колец в досках обшивки (б) и планках для ламинированных конструкций (в). Указанные на рисунке проценты усадки относятся к сушке древесины на воздухе с 15% влажности до 6%.

Поэтому детали, которые мало подвергаются погодным условиям и большим нагрузкам, изготовляют из более легкой древесины. Сведения о породах древесины, применяемых в яхтостроении, приведены в табл. 3.

Таблица 3 Свойства пород древесины, используемой в судостроении

Для несущих связей набора яхт, которые одновременно должны обладать высокой прочностью и долговечностью, легко обрабатываться и хорошо склеиваться, в настоящее время используют предпочтительно древесину сипо. Несмотря на некоторую склонность к косослойности, этот относительно недорогой материал используется в яхтостроении с большим успехом. Ни тик, ни красное дерево не могут с ним конкурировать вследствие их высокой стоимости. Подобно тому и другие породы древесины, относимые к классам долговечности 1 и 2, не могут сравниться с сипо, так как они плохо обрабатываются, плохо склеиваются или недостаточно прочны. Для особенно легких яхт наружную обшивку чаще всего выклеивают из дерева кайя. Это единственная из цветных экзотических пород, которую можно поставить в один ряд с дорогим африканским красным деревом мэхогани. Под лаком кайя очень хорошо смотрится в отделке и оборудовании кают.

Все хвойные породы относятся по долговечности к классу 3-4, и их нельзя применять ни для деталей, подверженных воздействию высокой влажности, ни для тропических условий.
Аналогично обстоит дело с габун, долговечность которой бывает различна в зависимости от области, где растет дерево. Кроме того, габун имеет тот недостаток, что неспециалисту трудно по внешнему виду отличить ее от чрезвычайно подверженного грибкам тропического дерева ломба, которое иногда используется как внутренний слой для фанеры из габун. Хорошая отобранная габун выдержала испытание в течение многих десятилетий как материал для корпусов легких спортивных лодок. При постройке яхт эта древесина используется только для внутренней отделки, так как содержание влажности в ней никогда не превышает 20%, даже если температура окружающей среды выше 20°С. Габун и все названные выше хвойные породы подвержены плесени и грибковым поражениям. Другие приведенные в таблице породы дерева, включая дуб, наоборот, исключительно мало подвержены воздействию грибков, гнили и поражению насекомыми.

Современное яхтостроение нельзя представить без фанеры. Благодаря склеиванию нескольких слоев древесины вдоль и поперек волокон достигается приблизительно одинаковая прочность фанеры в обоих направлениях. В третьем направлении, а именно в направлении толщины листа, фанера все же обладает незначительной прочностью и при проектировании яхты это надо учитывать.

Предел прочности обычной морской фанеры при растяжении вдоль листа составляет 40 Н/мм2 и выше; поперек листа-более 30 Н/мм2. Чтобы достичь этих значений прочности, для фанеры берут древесину 1-го и 2-го классов долговечности, такую, как тик, макоре, сипо и другие прочные породы. Кайю и настоящее красное дерево применяют реже, так как древесина кайи менее прочная, а красное дерево слишком дорогостоящее. Фанера из тика также недешева, поэтому в большинстве случаев тик идет на внешний слой фанеры, а для внутренних слоев используют сипо.

Толщина внешнего слоя фанеры для постройки лодок должна составлять не менее 1,5 мм. Но поскольку наружные поверхности требуют доработки, имеет смысл увеличивать толщину наружных слоев до максимально допустимой 2,6 мм (для фанеры толщиной до 15 мм) и 3,8 мм (для фанеры толщиной более 15 мм). Для внутренних слоев морской фанеры используют только самую высококачественную древесину без сучков и других дефектов; полосы шпона во внутренних слоях должны быть плотно подогнаны и склеены друг с другом. Это делает специальную морскую фанеру очень дорогостоящей. К этим затратам следует еще добавить расходы за прием материала Германским Ллойдом или другим классификационным обществом, печать которых служит гарантией выполнения поставленных требований.

Фанера для постройки лодок должна быть изготовлена с помощью клеев на синтетической смоле, стойкость которых против действия воды и погодных условий нужно проверить соответствующими испытаниями. Обычно применяют затвердевающий в горячем состоянии клей на фенолформальдегидной смоле, что позволяет применить горячее прессование фанеры. Для определенных сортов древесины, например кайя, через поры которой на поверхность может выступить коричневый фенолформальдегидный клей, применяют иногда высококачественный светлый клей на меламиновой основе.

Применение водостойких клеев для изготовления фанеры не гарантирует получения водостойкой фанеры. Подобная фанера может использоваться для постройки домов и в качестве опалубки при бетонных работах. Однако для строительной фанеры не требуется выдерживать необходимую толщину слоев, производить качественный отбор древесины и обеспечивать требуемую плотность подгонки всех ее слоев, как для судостроительной фанеры. Несмотря на это, при определенных условиях хорошую строительную фанеру применяют для постройки корпусов лодок и яхт, так как ее стоимость составляет только половину цены морской фанеры.

Первое условие для морской фанеры - применение сорта древесины с высоким классом долговечности, например сипо или макоре, для всех слоев фанеры вдоль и поперек. Второе условие заключается в том, чтобы детали из этой фанеры длительное время не соприкасались с водой. Она пригодна для конструктивных внутренних связей палубы, надстроек и кокпита, которые только временами бывают в воде. Другое условие применения морской фанеры в местах, которые подвержены воздействию внешней среды или трюмной воды,- это надежная защита кромок фанеры посредством наклейки на них реек или другим способом. Если эти условия выполнены, то можно рассчитывать на достаточную долговечность конструкции.

Еще один важный критерий - сохранность внешнего слоя фанеры, который шлифуют чаще всего до толщины менее 1 мм. В процессе шлифования иногда неожиданно обнаруживаются места склеивания. Это затрудняет использование фанеры для изготовления деталей, которые должны быть покрыты лаком, и сохранить естественную текстуру дерева.

Облицовочная фанера, или декоративная, по технологии производства может быть рулонной или ножевой. С точки зрения применения для отделки яхт между ними не существует никакой разницы. Значительно более дешевая рулонная фанера, которую почти всегда используют для внутренней отделки, имеет рисунок с прожилками (из-за спиралеобразного процесса раскручивания заготовки - древесного ствола). Фанеру ножевую, предпочитаемую для поверхностей, покрываемых лаком, режут с помощью ножа, расположенного тангенциально к основе. Она значительно дороже в изготовлении и ценнее. Так как для ножевой фанеры используют самую лучшую и чистую древесину, то ее поверхность чище и глаже, чем поверхность рулонной фанеры. Благодаря этому экономят обычно на предварительной лакировке и шлифовке. Применять ножевую фанеру для окрашенных или покрытых цветным лаком деталей - ненужное расточительство, так как за более высокую цену не приобретается преимуществ в отношении прочности и долговечности.

В судостроении чаще всего применяют листы фанеры размером 2500 X 1250 мм. Выпускаются также листы шириной 1530, 1730 и 1830 мм. Некоторые заводы изготовляют листы ножевой фанеры очень редкого и дорогого формата - длиной 3500 мм.

Множество маломерных судов строится по методу «сшей и склей» из так называемой морской фанеры, для которой имеют значение два фактора – материал (порода древесины) и стандарт, по которому она изготовлена. При выборе породы производители исходят, в первую очередь, из коммерческой доступности, а потребители – скорее из традиций, нежели из инженерного обоснования применения того или иного вида плит.

При этом на слуху постоянно находятся два укрупненных вида фанеры:

1) морская, изготовленная из шпона окуме ( Acuomea Kleinea , растет в тропических лесах стран бассейна р. Конго, древесину также часто называют габун, африканское красное дерево, окуме BS 1088 и т. д.).

Фанера из окуме производится на фабриках Франции, Голландии, Италии, Греции, Израиля, США и из подвидов дерева шорея ( Shorea , филиппинское красное дерево, произрастает в прибрежных лесах стран южной части Тихого океана). Фанера из нее менее распространена и известна под торговыми названиями «луан» и «меранти».

В настоящее время существуют и такие коммерческие позиции, как «белый луан» (из шореи альмон), «желтый луан» (мерсава), «красный луан» (из шореи черной) и «красный меранти» и др. Морская фанера марки «меранти» редко встречается толщиной меньше 6.2 мм, в то время как фанеру окуме изготавливают также и небольшой толщины.

Различаются плиты также по весу (для примера, один лист фанеры окуме размерами 1.22 x 2.44 м и толщиной 4 мм будет весить от 5.4 до 7.3 кг, а «меранти» – от 8.6 до 10.9 кг);

2) морская , изготовленная из шпона древесины твердых не «морских» пород (береза бук и др.) и древесины мягких, также не «морских» пород (сосна, кедр и др.).

Справедливости ради следует отметить, что примененный при изготовлении фанеры стандарт имеет превалирующее значение, а шпон для морской фанеры приходится изготавливать из доступной промышленной древесины (американские породы хвойных деревьев, твердопородные ясень, береза дуб, бразильские ятоба, фава и т.д.) большей частью без оглядки на совокупность ее традиционно ценимых «морских» качеств (декоративных, биологических, механических).

При этом надо учитывать, что фанера с декоративной финишной облицовкой тонким шпоном плохо подходит для реализации конструкционных задач и/или для наружной отделки и используется в основном для внутренней отделки помещений и изготовления мебели.

Рынок морской фанеры сегментирован. В самом дорогом сегменте предлагается исключительно дорогая конструкционная фанера европейского производства, изготовленная как правило, в соответствии с британским стандартом и сертифицированная каким-либо классификационным обществом.

Поставляется она заводами под заказ, и цена на нее варьируется в зависимости от предлагаемой гарантии (от 5 до 25 лет) и доходит до 20 тыс. долл. США с лишним за 1 м 3 . . Далее по ценовой шкале идет целая гамма всевозможной фанеры, разобраться в свойствах которой бывает непросто даже опытному профессионалу.

Начать надо с фанеры с наружными слоями из лущеного окуме от европейских производителей (реже встречаются качественная фанера «меранти»). Внутренние слои шпона изготавливаются из более дешевых доступных пород (березы, бука, изредка – тополя или иных пород той же ботанической группы, произрастающих в странах Юго-Восточной Азии а также из хвойных пород).

Продается такая фанера по ценам от 2 до 8 тыс. долл. США и более за кубометр. При этом надо понимать что в нижней части ценовой шкалы, как правило, присутствует фанера, произведенная в Китае, зачастую под именем европейского американского или японского продавца.

Вообще, за последние пять-шесть лет китайцы сделали все для того, чтобы отвернуть покупателей на всех континентах от своей «морской» фанеры. Основные нарекания касаются лущеной тонкой (до 1 мм) «рубашки» негарантированного качества и внутренних слоев из шпона неясного происхождения, склеенного в платформы также негарантированного качества.

Если забыть о критичности весовой характеристики, полном отсутствии декоративных свойств и относительной дороговизне, то российская бакелитовая березовая фанера вполне может подойти для применения в ряде конструкционных работ.

Самое сложное при выборе морской фанеры – найти продукцию, обладающую комплексом полезных свойств, а именно: гарантированными прочностью, декоративностью, влаго- и водостойкостью, доступностью и ценовой «подъемностью».

В этом очень специфичном сегменте предложения на рынке крайне ограничены. Зачастую, если не принимать во внимание теоретическую возможность разместить спецзаказ, то число вариантов предложений сузится до эксклюзива.

Все традиционные регионы поставок фанеры могут оказаться бесперспективными вследствие сложности решения логистических задач и экономической бесперспективности таких проектов.

При выборе фанеры следует обращать внимание на сорт, зависящий от качества шпона. Обычно при классификации используют буквы A, B, C и D или цифры от 1 до 4.

В зависимости от примененного стандарта (ГОСТ, HPWA/ANSI, EN, и т.д.) для указания качества могут применяться комбинации букв, например, СР – для указания 3-го сорта по ГОСТ или ВВ – для указания 1-го сорта по HPWA и т.д.

Буква А означает высший сорт фанеры, без видимых поверхностных дефектов и с очень хорошей шлифовкой. Фанера марки D, напротив, имеет максимально допустимое количество поверхностных дефектов.

Обозначение марок состоит из двух букв, одна из которых характеризует лицевую сторону фанеры, а другая – обратную, а также дает понимание об иных качествах панели. Так лист фанеры сорта В/СР будет очень хорошо отшлифован с лицевой стороны и относительно слабо – с обратной.

Британский стандарт BS определяет четыре типа клеевых соединений: фенолформальдегидный (атмосферостойкий, стойкий к горячей и холодной воде, нагреву и микроорганизмам), термоустойчивый, влагоустойчивый и, наконец, изолирующий (последний прочен, но неустойчив к влаге).

Фанера для внутренней отделки помещений и изготовления мебели производится из различных и твердых (березы, ольхи, бука дуба, вишни) пород, и мягких пород дерева (хвойные, тропические породы с особыми свойствами и т.д.).

Фанера для наружной отделки – самая распространенная, изготовляется из различных видов твердой древесины. При ее производстве применяют сорта клея, более устойчивые к влаге, чем используемые при производстве фанеры для внутренней отделки.

Наиболее распространены такие ее сорта, как В/С, ВВ/СС, СDX. Фанера для судостроения должна обладать высокой влагостойкостью, поэтому при ее изготовлении применяют самые лучшие сорта клея и самые высокие стандарты качества при ограниченном выборе древесины.

Наиболее распространенные сорта фанеры, применяемые в конструкционных работах, это СС+/СС+ или СР/СР по ГОСТ и ВВ/СС (что-то вроде В-/СР+ – по ГОСТ), а в отделочных работах – ВВ/ВВ или ВВ/СС (В–/ В– и В–/СР+).

Также при выборе фанеры следует обращать внимание на толщину внешних листов шпона. Для наружного применения используется фанера повышенной влагостойкости с внешними слоями из лущеного шпона толщиной не менее 1 мм, а в морском исполнении – не менее 1.3 мм.

При этом для особых целей, например, для настила палубы, может быть использована фанера с наружными слоями из строганого толстого шпона и частью внутренних слоев, изготовленных из иного материала с изолирующими свойствами резины, листового ПВХ и т.д.

Для интерьеров используется рядовая влагостойкая фанера, отделанная лущеным или строганым шпоном и обладающая требуемой комбинацией характеристик, таких как вес, декоративность, гибкость, допуск по толщине и т. д. Для ряда целей вполне могут также подойти и отделанные строганым шпоном древесные плиты (МДФ, ДСП).

Морскую фанеру производят в соответствии с целым комплексом стандартов, касающихся прежде всего качества древесины, допустимого количества и размеров сучков и трещин, типа клея, влажности, допусков по толщине слоев и т. д.

Продается она со ссылкой на стандарт, например, на британский BS1088 или BS6566. Фанера, отвечающая первому стандарту, производится из древесины окуме, имеет высшее качество, без дефектов сердцевины, тогда как отвечающая второму стандарту допускает наличие некоторых дефектов поверхности с одной или обеих сторон.

При постройке по методу «сшей и склей» можно игнорировать большинство требований стандарта BS1088 (относительно толщины, неоднородности слоев, типа древесины, гнилостойкости, небольших дефектов наружного слоя и главное – типа клея), поскольку они не так важны (за исключением требования по отсутствию пустот в сердцевине), как соблюдение технологии постройки.

Это расширяет выбор фанеры. Единственная задача ее – играть роль прочной сердцевины конструкции типа «сэндвич», усиленной с обеих сторон сплошным водонепроницаемым покрытием из стеклопластика на эпоксидной смоле и тканом стекловолокне.

Необходимо помнить о том, что водостойкость фанерной обшивки на вашей лодке будет зависеть от качества ее покрытия эпоксидной смолой. Если это будет сделано как надо, то она останется на 100% атмосферовлагостойкой и устойчивой к воздействию ультрафиолета.

И, наконец, когда дело доходит до интерьеров и судовой мебели, выбор фанеры превращается в еще более сложную задачу, но уже по причине большого выбора плит с разными свойствами и по разным ценам.

В рамках данной статьи нет смысла подробно описывать все возможные виды данной фанеры. Как правило, российский покупатель обращается к березовой фанере, не обременяя себя поиском альтернатив.

И напрасно, поскольку правильный подбор плит, отвечающих заданным характеристикам, позволит сэкономить, например, в весе, если применять сверхлегкую фанеру, или в трудозатратах и опять-таки в весе, если речь идет о применении гибкой фанеры для изготовления закругленных деталей интерьера (удельный вес сверхлегкой фанеры в два раза меньше аналогичного показателя березовой фанеры).

часть оснастки яхты

Альтернативные описания

Рангоутное дерево, одним концом подвижно скрепленное с нижней частью мачты

Боевой клик, атакующей конной лавы

Горизонтальная балка, одним концом прикрепленная к мачте и служащая для растягивания нижней кромки паруса

Рангоутное дерево, к которому крепится парус

Часть оснастки яхты: закрепленное одним концом у мачты рангоутное дерево, вдоль которого растянута нижняя кромка косого паруса

Часть рангоута

Зычный отрывистый крик (разг.)

Балка - паруса держалка

Балка мачты

Балка на мачте

Рангоутное дерево

Нижняя балка на мачте

Рангоут

Рангоутное дерево (мор.)

Зычный отрывистый крик

Сленговое выражение, употребляемое относительно людей, увлеченных технологиями, в том числе компьютерными

Глухариная «дискотека»

Нижняя балка паруса

Возглас

Горизонтальная балка для растягивания нижней кромки паруса

Часть рангоута, служит для растягивания нижней кромки паруса

. (разг.) гиканье

Состав жидкой и густой смолы, для тировки, смоления судов [Даль]

Глухариная "дискотека"

М. морск. состав жидкой и густой смолы, для тировки, смоления судов. морск. лежачее дерево, полурей, идущий вдоль судна от мачты, по нижней кромке паруса, которого верхняя кромка идет по гафелю. На кораблях, фрегатах и пр. гик и гафель бывают только на бизань-мачте (кормовой). Гика-бакштаги или гика-брасы, снасти, служащие для вращения конца гика в стороны. Гик-тали, закладываемые во время сильных ветров за гик, в помощь брасам. Гика-топенанты, две снасти, удерживающие гик в вислом положении

26/03/2007

(в сокращении)

Источник: Cold-moulded and strip-planked wood boatbuilding.1996
Ian Nicholson
Перевод С.Б.

Английское название: Western Red Cedar
Латинское название: Thuja plicicata
Плотность 370 кг/куб.м

Принимая во внимание, насколько легка древесина туи при ее прочности, как мало она меняет размеры при сушке, как легко обрабатывается и является долговечной, просто удивительно, что она до сих пор не применяется широко. Возможно, причиной этому является то, что это дерево растет на северо-западе тихоокеанского побережья, в Орегоне и Британской Колумбии и для европейских покупателей оно окажется дороговато по цене.

Но если она имеется в наличии, очень верно будет ею воспользоваться - возможно, не для основных конструктивных элементов, а для второстепенных. По причине своего малого веса она применяется для гоночных яхт и в верхней части корпуса.

Хотя под лаком она смотрится и не очень, краску она держит достаточно хорошо. В контакте со стальными элементами в присутствии влаги образуются темные следы. Древесина обладает всеми свойствами сосны - прямослойная, легко колется топором, сравнительно мягкая и с добрым нравом, что позволяет при некотором опыте придавать ей нужную форму и отделку, не встречая при этом сопротивления.

Габун (Окуме)

Английское название: Gaboon (Okoume)
Латинское название: Aucoumea klaineana
Плотность 400 кг/куб.м

Древесина габун имеет желто-коричневый цвет и во многих отношениях похожа на махогани, хотя и относится к другому семейству. Часто она стоит очень дешево и состоит в почете на фирмах, выпускающих серийно недорогие лодки, т.к. легко обрабатывается и отделывается. Качество древесины ниже среднего, она слишком подвержена гнили и не отличается прочностью. Однако, если принимать во внимание вес, ее можно считать достаточно прочной, что и объясняет применение древесины габун для внутренних слоев ламинированной диагональной обшивки и в производстве разных видов фанеры.

Клеится и окрашивается хорошо, но будучи обнаруженной под лаком во внутренней отделке, вызывает чувство разочарования и дает понять, что постройка была стеснена в финансах и никто даже не пытается скрыть этот факт. Иногда габун встречается и снаружи, но это по ошибке - его стойкость к гнили крайне незначительна.

Африканский махогани (Кайя)

Английское название: African Mahogany (Khaya)
Латинское название: Khaya ivorensis
Плотность 560 кг/куб.м

По причине своей доступности африканский махогани находит широкое применение в малом судостроении. У него сравнительно невысокая стоимость, обычно нет сучков и прочих дефектов, пиломатериалы имеют достаточную длину и ширину и хороший внешний вид. Цвет древесины - от темно-красного до коричнево-розового с более светлой заболонью по краям. Заболонь имеет желтовато-коричневый цвет, часто с прожилками и использоваться не должна, хотя среди досок она часто встречается.

Древесина не очень прочная, нередко имеются отлупы и зигзагообразные трещины в поперечном направлении, которые сложно обнаружить из-за зачастую их малых размеров. Однако любые поперечные трещины означают, что имеет место полный разрыв волокон и вся прочность утеряна, почему они очень опасны. К счастью, это редко случается в большом количестве.

Про древесину махогани пишут, что она устойчива к гнили, но на мой взгляд это не совсем так. Если ее оставить незащищенной перед атмосферными воздействиями, то довольно скоро она чернеет и становится мягкой, особенно там, где может застояться вода в узких щелях вроде обедненного клеевого шва или под кромкой лака. Такое почернение, будучи сродни ржавчине, заблаговременно ясно дает понять, что у вас намечаются проблемы. Одна из отрицательных сторон африканского махогани состоит в том, что его древесина плохо поддается обработке антисептиками.

Древесина имеет умеренную склонность к короблению и хорошо клеится. Она хорошо держит крепеж и обычно без труда обрабатывается. Мне не раз приходилось читать в публикациях проклятья в ее адрес из-за наличия свилеватостей, но на мой взгляд в этом отношении она доставляет куда меньше неприятностей, нежели многие другие тропические лиственные породы.

Возможно, не мешает сказать, что в период с 1945 по 1965 год не было другой такой древесины, которая сравнилась бы с африканским махогани по широте применения в судостроении. Эта древесина также использовалась с 1950 года для строительства минных тральщиков Королевских ВМС. Возможно, факт применения махогани для строительства военных кораблей и не является аргументом, а причина повального его применения в малых судах того времени состоит лишь в том, что это дерево просто было дешево, удобно и легко позволяло нарезать шпон. Однако за последние лет десять наметился явный уход от него.

Гондурасский махогани

Английское название: Honduras Mahogany
Латинское название: Swietenia macrophylla
Плотность 540 кг/куб.м

Эта древесина более высокого качества, чем африканский махогани. Она более устойчива к гнили, легче обрабатывается и в той же степени это относится к крепежу и склеиванию. Она хорошо держит краску и явно заслуживает того, чтобы ее покрыли лаком. Это некая универсальная судостроительная древесина, пригодная практически для всего - от обшивки и киля до декоративных накладок. Однако она не настолько прочна, тверда и долговечна и будучи идеальным материалом для конструкции киля, во многих других случаях лучше служит под палубой, чем на ней.

Цвет древесины немного светлее, чем у африканского махогани и может быть бледно-розовым с кремовым оттенком, также встречается светло-коричневый с большой желтизной. Как и у многих других пород, ее качество сложно оценить, пока поверхность не обработана рубанком.

Дуб европейский

Английское название: European Oak
Латинское название: Quercus spp.
Плотность 740 кг/куб.м

Дуб во все времена был судостроительной древесиной, особенно в Европе, еще он пользовался спросом и у мебельщиков. Как результат, дубовые леса уничтожались на протяжении столетий, особенно во времена войн. Постепенно дефицит хорошей древесины нарастал и сегодня ее нехватка ощущается особенно остро - из разных источников поступают сообщения, что максимальная длина бездефектных пиломатериалов этого превосходного дерева не превышает и двух метров. У дуба удивительно прочная древесина, но эта прочность достигается, как и у многих других пород, его медленным ростом. Поэтому еще на многие поколения вперед ситуация с дубом не улучшится. Положительные изменения возможны только при условии многих лет грамотной лесопосадки (что возможно) одновременно с ощутимыми налогами и регулированием (что маловероятно).

Древесина дуба устойчива к гнили и когда портится, то обычно чернеет, что является признаком начала процесса. Гниль в дубе распространяется меньшими темпами, нежели во многих других породах, даже в сильно запущенных случаях. Немного даже удивительно, насколько популярен дуб при изготовлении килей и шпангоутов. Он хорошо обрабатывается, но по причине своей плотной древесины требует значительных усилий при работе ручным инструментом. Перед установкой крепежа обязательно требуется сверление отверстий - шурупы в дубе ломаются очень легко. Там, где дуб вступает в контакт с железом (сталью), происходит его почернение в результате реакции с содержащейся в древесине кислотой. Как показывает практика, на самом деле последствия такой "атаки" не настолько серьезны, однако крепеж должен быть солидного размера и перед завинчиванием по крайней мере покрыт густой смазкой. Для гнутых шпангоутов дуб является стандартом древесины. Единственный его конкурент в этой области - горный вяз, который в прошлом стоил дороже, обрабатывался хуже и загнивал быстрее, занимая далекое по качеству второе место.

Ситкинская ель

Английское название: Sitka Spruce
Латинское название: Picea sitchensis
Плотность 430 кг/куб.м

Многие годы это дерево пользовалось почетом у судостроителей. У него необычайно высокое отношение прочности к весу и в прошлом оно даже имело название "авиационная ель". Однако две мировые войны уничтожили эти леса на всех континентах и сегодня хорошую ситкинскую ель найти сложно. В семидесятые годы в Великобритании доходило до того, что верфям приходилось целыми днями рыскать по всей стране, чтобы найти хотя бы малую партию. Одной из причин, почему алюминеевые мачты вошли в обиход, является и дефицит этой древесины. Из-за своего качества и редкости ситкинская ель диктует более высокие цены, чем прочая хвойная древесина и обычно ее можно обнаружить на дорогих судах высокого уровня.

Принимая во внимание малый вес и плотность, древесина ситкинской ели обладает массой ценных качеств. Она хорошо держит крепеж, обычно не содержит дефектов и очень легко обрабатывается. Цвет ее практически белый с серебристым оттенком без заметных следов текстуры, иногда присутствует розоватый тон. Помимо мачт, ситкинская ель применяется для изготовления бимсов, особенно с целью снизить вес верхней части корпуса, а также для стрингеров, шпангоутов, шельфов и подобных элементов легких быстроходных лодок.

Английское название: Teak
Латинское название: Tectona grandis
Плотность 720 кг/куб.м

С тиком ничто не может сравниться: он находится над всеми прочими породами древесины и имеет так мало недостатков, помимо своей цены и способности тупить инструмент, что любой строящий лодку испытывает соблазн использовать его в конструкции повсеместно. Вероятно, главной причиной, по которой эту древесину не применяют повально для всего на дорогих лодках, является ее вес. Однако если посмотреть на цифры, то становится ясно, что это на самом деле слабый аргумент. Тик весит примерно на 20 процентов больше основной массы хвойных пород, что на практике означает, что вес готовой лодки будет выше на 2-4 процента, т.к. большое количество элементов выполнено из металла. Если же поставлена цель снизить вес, тогда стоит уменьшить количество металла или поменять дерево, пластик и прочие материалы, насверлить множество отверстий для облегчения и т.п.

Тик имеет золотисто-коричневую окраску, будучи свежесрубленным, но на свету темнеет. Если его не покрыть лаком, на открытом воздухе он принимает серебристо-серый цвет. Тик можно ничем не защищать и не покрывать, что в частности и объясняет его популярность. Его необходимо раз в полгода покрывать тунговым маслом, однако он может выдержать и более длительные сроки без какой-либо обработки. Именно такая его долговечность и делает его идеальным материалом для применения снаружи корпуса - на палубе и для декоративных накладок, как впрочем и для подводной части. Масло, содержащееся в древесине, является антисептиком и останавливает гниль. Однако такая маслянистая поверхность не годится для склеивания, поэтому перед этим поверхность необходимо обезжиривать; помогает этому также нагрев до 18-21 С. Но поскольку любое склеивание необходимо производить в тепле, тик в этом отношении не представляет особой трудности. Помимо его свойства тупить инструмент, тик неплохо обрабатывается, хорошо держит крепеж, имеет относительно немного сучков и пятен. Становится все труднее найти пиломатериалы большой длины


Please enable JavaScript to view the
gastroguru © 2017