Подготовка к егэ по обществознанию общество. Обществознание. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ. Под ред. Баранова П.А

Ирина Бабленкова, Вадим Акимов, Елена Сурова

Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ

Введение

В последние годы в нашей стране существенно возрос интерес к юридическому и экономическому образованию. Это связано, в частности, с тем, что экономические, социальные, духовные, политические проблемы общества сегодня приобретают масштабный характер. Они могут и должны решаться в масштабах всего общества или, по меньшей мере, его больших, ответственных за последствия принимаемых решений групп.

Понятно, что молодые люди хотят яснее представлять себе, где и как вырабатываются механизм и способы решения проблем, встающих перед обществом, какие именно это проблемы, какова подлинная суть деятельности политического поведения масс, как функционирует рынок, что представляет собой государственный бюджет, каким образом контролирует все сферы общественной жизни гражданское общество и как оно формируется и обеспечивает правовую защиту населения. Много, очень много вопросов. И для решения их необходимо получить подготовку в области методологии и методики научного поиска, выработать необходимые мировоззренческие и ценностные критерии, овладеть навыками работы с категориями, терминами, определениями.

Обществознание – отрасль знания, объединяющая конкретные науки, изучающие разные аспекты структуры и функционирования общества. Они называются поэтому общественными, или социальными, науками. К числу социальных наук относятся:

– культурология;

– социология;

– политология;

– экономика;

– правоведение,

а также история, экономическая география, этнология и др. Социальные науки следует отличать от гуманитарных наук, которые изучают не общество и место человека в нем, а самого человека и феномены, связанные с ним и порожденные им. К числу гуманитарных наук принято относить языкознание, теорию музыки и теорию архитектуры, психологию.

Конечно, между этими науками немало общего, а потому на их стыках возникают такие новые научные и учебные дисциплины, как социальная психология, культурная антропология, история искусств.

Любая дисциплина имеет свой объект и свой предмет. Объектом называют ту часть реальности, действительности, которую изучает наука. Поэтому мы легко определим, что является объектом биологии – науки о живом, химии – науки о веществе, юриспруденции – науки о праве. Но у культурологии, социологии, истории, экономики, политологии и некоторых других дисциплин объект один – общество. Социальная, экономическая, политическая и духовная сферы жизни общества тесно взаимосвязаны. Поэтому и стали различать науки по их предмету, то есть специфическому, особенному взгляду на объект. Важно, с какой стороны, с применением каких исследовательских приемов и методов рассматривается объект. Так, культурология ставит вопрос о типе культуры данного общества, о наличии в нем признаков цивилизации, социология в качестве своего предмета выбирает взаимодействие внутри общества, политологию интересуют властные отношения и управление в обществе и т. д.

В учебный курс «Обществознание» для учащихся средних учебных заведений и для абитуриентов высших учебных заведений включаются, как правило, основы следующих социальных дисциплин: социологии, политологии, экономики, культурологии, теории цивилизаций, правоведения.

Предлагаемое вниманию читателя пособие соответствует программе по обществознанию и Государственному стандарту и включает разделы: основы философских знаний, теории цивилизаций, культурологии, политологии, социологии, экономики, теории государства и права. Далее, наряду со ставшими традиционными вопросами для самоконтроля, завершающими разделы пособия, а также образцами заданий для подготовки к единому государственному экзамену (ЕГЭ), в пособие в качестве приложения включены тестовые задания, использовавшиеся во Всероссийской государственной налоговой академии Минфина России в качестве заданий на вступительных экзаменах. Обращение к этой части пособия призвано стать своеобразной «генеральной репетицией» на стадии подготовки к ЕГЭ, позволяет оценить свои знания по курсу в комплексе.

Работа с данным пособием будет полезна для формирования экономической и политической культуры учащихся. Обществоведческое образование – один из способов своевременной социализации личности, приобщения к демократическим ценностям. Такое образование является первым условием для пробуждения консолидирующих сил общества, привлечения их к творчеству как коллективного субъекта политики.

Основы философии

Философия, ее предмет и роль в обществе

Философия в системе знаний об обществе

Курс обществознания является интегративным. Он объединяет философские, социологические, экономические, культурологические, политологические и правоведческие знания в целостную систему. Большинство из перечисленных наук как отдельные дисциплины не существовали до XIX в.: социология, экономика, культурология, политология были отраслями философского знания. С глубокой древности философия объединяла выводы различных наук, как говорил Аристотель, была «царицей наук». И в современных условиях общественные науки полезно изучать, обладая хотя бы самыми общими представлениями о философии. Поэтому именно с этого раздела мы и начнем наше пособие.

Возникновение философии и формирование ее предмета

Философия, согласно этимологически-терминологическому определению-переводу с древнегреческого, есть «любовь к мудрости». Чаще всего ее определяют как «науку о всеобщих законах природы, общества и мышления». Предполагают, что термин «философия» ввел Пифагор, считавший, что мудрость во всей полноте ее – достояние божественных сил, а смертный человек может лишь любить высшую мудрость и стремиться к ней. Тех, кто любит мудрость и стремится к ней, Пифагор и назвал философами. С этой точки зрения сущность философии состоит в извечной человеческой любознательности, в потребности в совершенном знании. Причем, согласно данному пониманию философии, сама она не есть мудрость, а только искание мудрости, стремление к ней.

Как, где и почему возникла философия? Это особый и спорный вопрос, к которому обращаются в разные эпохи лучшие умы человечества. Они рассматривают конкретные исторические предпосылки, некоторые дофилософские формы мировоззрения (мифологию, первобытные культы и верования, мистицизм). Ясно, что философия как особая форма общественного сознания возникла из потребности получить целостное, логически обоснованное, убедительное по обобщениям и выводам знание об окружающем мире. Это знание должно быть:

– систематизированным по представлению о мире в целом и его частях;

– логическим по способу обоснования;

– максимально широким (всеобщим) по своим выводам и результатам.

Системность, логическая обоснованность (непротиворечивость) и всеобщность положений и выводов – это отличительные особенности философского знания.

Изучение истории философии показывает, что с распространением письменности по различным центрам зарождающейся цивилизации стали формироваться устойчивые формы прафилософии. Такими центрами признаны Древняя Индия и Китай, Древний Египет, Древняя Греция и Рим. Рождение философии происходило более двух с половиной тысяч лет назад.

Основные усилия философской мысли с тех пор были направлены на то, чтобы найти высшее начало и смысл бытия, определить отношение человека к Богу, решить проблемы сознания, уяснить идею души, определить природу и пределы познания, наметить решение нравственных проблем. Таково в общих чертах предметное самоопределение философии.

Предмет философии – не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте содержания и смысла. Философия нацелена на то, чтобы установить внутреннюю связь и единство составных частей, элементов мира.

Философию рассматривают поэтому не только как особый способ познания человеком всего сущего, но и

– как специфическую форму мировоззрения;

– как форму общественного сознания;

– как учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру;

– как науку о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления;

– как учение о методах познавательной деятельности;

– как особый вид духовной деятельности, формирующий общественное сознание, всесторонне, в предельно общих понятиях (универсалиях), ставящий и разрешающий коренные мировоззренческие вопросы.

Большинство философов соглашаются с тем, что философия – это наука. Конкретная наука как вид эмпирического (опытного) и теоретического познания действительности имеет дело с определенными понятиями, суждениями, выводами, принципами, закономерностями, гипотезами и теориями. Предмет философии – это всеобщее во взаимодействии человека и мира, и ни одна другая наука не занимается исследованием этого.

Не секрет, что грамотная и систематизированная подготовка к ЕГЭ - залог получения заветных высоких баллов, которые служат пропуском во взрослую жизнь, к мечте, приблизиться к которой поможет центр онлайн-подготовки к ЕГЭ "Novisse". Он выделяется среди прочих подобных организаций простотой, академичностью и компетентностью препод...

Не секрет, что грамотная и систематизированная подготовка к ЕГЭ - залог получения заветных высоких баллов, которые служат пропуском во взрослую жизнь, к мечте, приблизиться к которой поможет центр онлайн-подготовки к ЕГЭ "Novisse". Он выделяется среди прочих подобных организаций простотой, академичностью и компетентностью преподавателей; учебный материал уже не кажется страшным "винегретом" терминов, правил и исключений, особенно, когда его преподносит человек, которому самому интересен предмет и который легко способен вдохновить ученика на продуктивную деятельность. Качественные презентации быстро запоминаются и выстраиваются в голове в стройный ряд знаний, а подобранные практические задания помогут "набить руку" в решении экзаменационных вопросов. Такой формат видеолекций удобен для занятых выпускников из разных городов, нацеленных на достойный результат своих стараний. Я благодарна "Novisse" за качественную подготовку к ЕГЭ, харизматичных квалифицированных преподавателей и новые удивительные открытия! Учиться, нельзя прокрастинировать!

Отзыв полезен?

Отзыв полезен?

Честно говоря, мне очень нравятся ваши вебинары! Во-первых, всё доступно объясняется. Не даётся какой-то лишней информации Во-вторых, мне радует, что после каждого занятия идёт практика. В-третьих, подобрано очень удобное время и день! Ну, а в-четвёртых, преподаватель очень хороший! Читая биографию, я могу смело доверять этом...

Честно говоря, мне очень нравятся ваши вебинары! Во-первых, всё доступно объясняется. Не даётся какой-то лишней информации Во-вторых, мне радует, что после каждого занятия идёт практика. В-третьих, подобрано очень удобное время и день! Ну, а в-четвёртых, преподаватель очень хороший! Читая биографию, я могу смело доверять этому учителю. Хотела бы сказать спасибо за то, что проводите столь интересные и полезные занятия! И я уверена, что благодаря вашим занятиям я смогу набрать высокие баллы!

Отзыв полезен?

Очень классный вебинар😍 безумно понравился.и учитель замечательный,понимаю с полуслова😊Дальше буду заниматься вместе с Вами:)

Отзыв полезен?



Отзыв полезен?

Спасибо мастер группе по русскому языку!:* ❤ До занятия с вами,я не знала русский вообще:(мне было так тяжело понимать задания,я не знала и не понимала ничего,но Благодаря замечательному учителю Татьяне Николаевне, я поняла одно! Что смогу русский сдать на престижный балл ❤ ребята,кто сейчас читает,скорее бегите записы...

Спасибо мастер группе по русскому языку!:* ❤ До занятия с вами,я не знала русский вообще:(мне было так тяжело понимать задания,я не знала и не понимала ничего,но Благодаря замечательному учителю Татьяне Николаевне, я поняла одно! Что смогу русский сдать на престижный балл ❤ ребята,кто сейчас читает,скорее бегите записываться ❤ ❤ ❤ скорее начинаете подготовку с профессионалами! Ведь образование -это главное,к чему стоит стремиться ❤ :)

Отзыв полезен?

Готовилась по обществознанию вместе с порталом "Новиссе". Хочу сказать Ирине Витальевне за профессиональный индивидуальный подход к обучению, меня они полностью устроили! Курсы от Новиссе были очень насыщенными, благодаря ним я повторила наиболее сложные темы, не было ничего лишнего) Стоит заметить, что кроме вебинаров информац...

Готовилась по обществознанию вместе с порталом "Новиссе". Хочу сказать Ирине Витальевне за профессиональный индивидуальный подход к обучению, меня они полностью устроили! Курсы от Новиссе были очень насыщенными, благодаря ним я повторила наиболее сложные темы, не было ничего лишнего) Стоит заметить, что кроме вебинаров информации по предмету совершенно не открывалось. В итоге 76 баллов. Очень неплохой результат! Спасибо вам огромное;)

Вам понадобится

  • - четыре часа свободного времени ежедневно в течение 2-3 недель;
  • - усидчивость и старательность;
  • - 2-3 книги по обществознанию различных авторов;
  • - необходимые нормативно-правовые акты в актуальной редакции;
  • - доступ к сети интернет.

Инструкция

Лучшими твоими друзьями на ближайшее время должны стать терпение и усидчивость. Обществознание - предмет хоть и , но объем информации, которую необходимо знать, чтобы успешно сдать ЕГЭ, велик, поэтому придется потрудиться, чтобы уничтожить пробелы в познаниях. Если ты будешь выделять ежедневно часа четыре на подготовку , то уже через 2-3 недели изучишь весь курс данного предмета. Но тебе придется максимально сконцентрироваться на усвоении информации, чтобы не перечитывать один и тот же материал несколько раз.

Сделай краткие шпаргалки. Так ты закрепишь и обобщишь весь массив информации. Пусть тебе и не придется ими воспользоваться, но в процессе их написания ты дополнительно повторишь самое важное из всего курса. Если шпаргалки делать лень, можно подчеркнуть карандашом в книге основные тезисы каждого параграфа - перечитаешь , а потом аккуратненько сотрешь карандаш ластиком.

Не ограничивайся одной книгой - используй 2-3 учебника различных авторов. Зачем это надо? Сколько юристов, столько и мнений. Обществознание устройство государства и общества, авторами, имеющими . На одну только тему «что первично: государство или общество?» существует несколько гипотез, которые необходимо знать. Если ты будешь готовиться к ЕГЭ только по одной книге, твои знания будут ограничиваться мнением одного конкретного человека по тому или иному вопросу. Но на экзамене могут попасться весьма каверзные вопросы и иметь материал для рассуждений просто необходимо.

Инструкция

Если призадуматься, то выяснится, что школьные дают довольно неплохие по поводу подготовки к сдаче ЕГЭ. Они в основном заключаются в следующем: сиди дома и учи, учи и еще раз учи. Но от перегрузки может случится как нервный срыв, так и переутомление, что в равной степени нежелательно испытывать перед экзаменом. Лучше готовиться , но заранее.

Предварительную подготовку следует начинать примерно за год. В смысле за учебный год. Как только первого сентября переступили , так сразу же можно приступать к поискам . Надежней всего прибегнуть к помощи тех, кто преподает в . У таких людей значительно больше опыта, плюс, они могут подсказать некоторые «хитрости», которые помогут при сдаче экзамена. Опять же немаловажную роль играет наличие рекомендаций. Когда приходит «со стороны», то приходится верить ему на слово. А ведь на самом деле не известно, что это за преподаватель и как он обучает.

тоже, чтобы получить 100 баллов по
Задания А1-А4 включают в себя тему "философия". Чтобы справиться с этими заданиями, необходимо достать учебник за и очень внимательно перечитать такие темы, как "Человек", "Общество", "Истина" и "Природа".
Задания А5-А9 - это первая половина , экономика. Задание А8 - почти всегда задача с графиком. Не стоит его пугаться, все обозначения будут пояснены в самом задании.
Для ответа на вопросы А13-А16 вам придется вспомнить политику. Хорошие знания конституции приветствуются.
И, наконец, задания А17-А20 - право. А19 в этом разделе - задача.
Помните, что в части А может быть только один правильный ответ.

2. Часть В

Задания части В считаются самыми сложными, но не стоит пугаться. Ниже описаны возможные "подводные камни", а предупрежден - значит вооружен.

В1 - задание, в котором надо вставить пропущенное слово. Скорее всего, вы встретите там таблицу с определениями, так что не ленитесь чаще повторять термины! За это задание, если оно выполнено верно, - 1 балл.
В2 - выбрать два термина, которые выпадают из логического ряда, иными словами, убрать лишнее. Также оценивается в 1 балл.
В3 - задание на установление соответствия. Верно выполненное, пополнит вашу копилку 2 баллами. За одну ошибку - 1 баллом.
В4 - выбрать правильный ответ из списка. Здесь ответов может быть несколько: и 3, и 4 из, допустим, 6. Оценивается также, как В3.
В5 не вызовет затруднений, если нет проблем с русским. А смысл задания в определении типа текста: факт, теория или оценка. Небольшая подсказка: если есть числа ( , например), то это факт. Если есть оборот "я считаю" или " мнению", - оценка.
В6 - вставить пропущенные слова. И снова терминология вам в помощь!
Задание В7 - аналогично В4. Оценивается так же, как и В6, В5: 1-2 баллами.
Ну и самое легкое - найти обобщающее слово - задание В8. Ну и оценивается соответственно - 1 балл.

Важно! В бланк ответов на экзаменах и истории номера вносятся без пробелов, точек, запятых! Помните, что проверяет их компьютер.

3. Часть С

С1-С4 - работа с текстом. Первые два выполняются строго по тексту, в С3 и С4 требуется добавить и ваши познания. Максимальное количество баллов за С1 - 2, за С3 и С4 - 3.
В задании С5 потребуется раскрыть смысл понятия и составить два предложения по теме. Максимально можно набрать 2 балла.
С6 - признаки какого-либо явления. За правильный ответ вы получите 3 балла.
Правильно решенная задача С7 также принесет 3 балла. С темой тут угадать невозможно.
С8 - составить план. Ученики не любят это задание, хотя оно также высоко оценивается - 3 балла.
С9 - эссе. На выбор вам будут даны 5 высказываний на 5 тем: философия, экономика, социология и социальная , право. Категорически не рекомендуется выбирать философию: это очень размытая тема и большинство выбирающих эту тему, согласно статистике, только зря исписали листы, не получив ни балла. А так - на ваш вкус. В любом случае, не игнорируйте это задание. Даже если вы просто раскройте смысл высказывания, вы уже получите 1 балл. Объем вашего эссе не ограничен, требуйте столько листов-бланков, сколько вам необходимо: вам обязаны их выдать. И пишите разборчиво: задания части С проверяют люди.

Итак, теперь вы знаете, что вас ждет, а значит, ничего не мешает вам спокойно и продуктивно готовиться.

Ни пуха, ни пера! Удачи на экзаменах!

Видео по теме

Источники:

  • ЕГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Особенности КИМ 2009 года

Видеокурс «Получи пятерку» включает все темы, необходимые для успешной сдачи ЕГЭ по математике на 60-65 баллов. Полностью все задачи 1-13 Профильного ЕГЭ по математике. Подходит также для сдачи Базового ЕГЭ по математике. Если вы хотите сдать ЕГЭ на 90-100 баллов, вам надо решать часть 1 за 30 минут и без ошибок!

Курс подготовки к ЕГЭ для 10-11 класса, а также для преподавателей. Все необходимое, чтобы решить часть 1 ЕГЭ по математике (первые 12 задач) и задачу 13 (тригонометрия). А это более 70 баллов на ЕГЭ, и без них не обойтись ни стобалльнику, ни гуманитарию.

Вся необходимая теория. Быстрые способы решения, ловушки и секреты ЕГЭ. Разобраны все актуальные задания части 1 из Банка заданий ФИПИ. Курс полностью соответствует требованиям ЕГЭ-2018.

Курс содержит 5 больших тем, по 2,5 часа каждая. Каждая тема дается с нуля, просто и понятно.

Сотни заданий ЕГЭ. Текстовые задачи и теория вероятностей. Простые и легко запоминаемые алгоритмы решения задач. Геометрия. Теория, справочный материал, разбор всех типов заданий ЕГЭ. Стереометрия. Хитрые приемы решения, полезные шпаргалки, развитие пространственного воображения. Тригонометрия с нуля - до задачи 13. Понимание вместо зубрежки. Наглядное объяснение сложных понятий. Алгебра. Корни, степени и логарифмы, функция и производная. База для решения сложных задач 2 части ЕГЭ.

Готовимся к ЕГЭ по обществознанию: справочный материал

Клышникова Любовь Ивановна

Учитель истории и обществознания

1. Что изучает обществознание?

2. Общество.

3. Человек.

4. Познание.

5. Культура и духовная сфера.

6. Экономика.

7. Социальная сфера

8. Политика.

Что изучает обществознание?

Объектом изучения обществознания является общество. Общество – очень сложная система, которое подчиняется различным законам. Естественно, нет одной науки, которая могла бы охватить все сторон общества, поэтому его изучают несколько наук. Каждая наука изучает какую-либо одну сторону развития общества: экономику, общественные связи, пути развития и другие.

Обществознание - обобщающее название наук, изучающих общество в целом и общественные процессы.

В каждой науке есть объект и субъект.

Объект науки - явление объективной реальности, которая изучает наука.

Субъект науки - Личность, группа лиц, познающая объект.

Науки разделяются на три группы.

Науки:

Общество изучают общественные (гуманитарные науки).

Главное отличие общественных наук от гуманитарных наук:

Общественные (гуманитарные) науки, изучающие общество и человека:

археология, экономика, история, культурология, лингвистика, политология, психология, социология, право, этнография, философия, этика, эстетика.

Археология – наука, которая изучает прошлое по материальным источникам.

Экономика – наука о хозяйственной деятельности общества.

История – наука о прошлом человечества.

Культурология – наука, изучающая культуру общества.

Лингвистика – наука о языке.

Политология - наука о политике, общества, о взаимоотношения между людьми, обществом и государством.

Психология – наука о развития и функционирования психики человека.

Социология - наука о закономерностях становления и развития социальных систем, групп, личностей.

Право – совокупность законов и правил поведения в обществе.

Этнография – наука, изучающая быт, культуру народов и наций.

Философия - наука о всеобщих законах развития общества.

Этика – наука о морали.

Эстетика – наука о прекрасном.



Науки изучают общества в узком и широком смыслах .

Общество в узком смысле:

1. Все население Земли, совокупность всех народов.

2. Исторический этап развития человечества (феодальное общество, рабовладельческое общество).

3. Страна, государство (французское общество, российское общество).

4. Объединение людей с какой-либо целью (клуб любителей животных, общество солдатских

матерей).

5. Круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов (высшее общество).

6.Способы взаимодействия власти и населения страны (демократическое общество, тоталитарное общество)

Общество в широком смысле - обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

1. Общество.

Общественные науки : экономика, философия, социология, политология, этика (о морали), эстетика (о прекрасном).

Общество:

В узком смысле: Совокупность людей связанная общими интересами и целями.

В широком смысле: Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая все способы взаимодействия людей и формы их объединения .

Общество и природа взаимодействуют, влияют друг на друга. Экономическое взаимодействие – потребление природных богатств, экологическое – охрана природных богатств.

Ноосфера (В. Вернадский ) – среда обитания (биосфера), управляемая человеческим разумом.

Общество – динамическая система.

Системные качества общества: целостность, динамичность, историчность, открытость, иерархичность .

В структуре общества 4 сферы (подсистемы):

1. Экономическая - материальной производство и производственные отношения.

2. Политическая - политика, государство, право, их отношения и функционирование, СМИ, армия.

3. Социальная – отношения между классами, группами, нациями и т.д.

4. Духовная – формы общественного сознания: религия, мораль, наука, искусство.



Направленное развитие

прогресс стагнация регресс

Критерий прогресса степень свободы, которую дает человеку общество для ее оптимального развития. Прогресс противоречив (и положительные, и отрицательные процессы)

Формы прогресса: революция и реформа . Эволюция – постепенное развитие.

Научно-технический прогресс (НТП) - качественное изменение производительных сил общества под воздействием научно-технической революции.

Научно-техническая революция (НТР) – скачок в развитии производительных сил общества на основе коренных сдвигов в системе научных знаний.

Исторический процесс хронологическая последовательность событий, оказывающих влияние на развитие общества. Субъекты исторического процесса : личности, социальные группы, массы. Исторический факт – событие общественной жизни.

Цивилизация – совокупность материальных, духовных и нравственных средств, которыми обладает данное общество в данный исторический период.

Термин выдвинул Н. Данилевский, называл цивилизации культурно-историческими типами. Цивилизации различал по 4 признакам: экономическим, культурным, политическим, религиозным. Для характеристики цивилизаций выделяют также понятие менталитет.

Менталитет - образ мышления, мировосприятия, присущий определенной группе, индивиду

Две теории: теория стадиального развития (изучают развитие как единый процесс) и теория локальных цивилизаций (изучают большие исторически сложившиеся общности).

Подходы к изучению исторического процесса:

Формационный подход (К. Маркс) Цивилизационный подход (А. Тойнби) Культурологический подход (О. Шпенглер)
В основе переход от одной формации к другой. Общественно-экономические формации: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. В общественно-экономической формации есть два главных компонента - базис и надстройка. Базис - экономика общества, составляющими которой являются производительные силы и производственные отношения (способ производства материальных благ). Надстройка - государство, политические, общественные институты. К переходу от одной общественно-экономической формации к другой приводят изменения в экономическом базисе. Большую роль играет классовая борьба. Цивилизации – устойчивые общности людей, объединенные духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. В основе – смена цивилизаций. Развитие всей истории строится по схеме "вызов - ответ". Каждая цивилизация в своей судьбе проходит четыре стадии: зарождение; рост; надлом; дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации. Центральное понятие данного подхода - культура. Культура - совокупность религии, традиций, материальной и духовной жизни. Культура зарождается, живет и умирает. Цивилизация в рамках культурологического подхода - высший уровень развития культуры, завершающий период развития культуры, предшествующий ее смерти.

Глобальные проблемы современности – комплекс общественных и природных противоречий, затрагивающий весь мир в целом.Я вляются показателем целостности и взаимосвязи современного мира, создают угрозу человечеству, требуют объединения усилий для решения.

Главные проблемы:

1. Экологическая: загрязнение, вымирание видов, «озоновые дыры» и т.д.

Термин «Экология» ввел Э. Геккель.

2. Демографическая;

3. Проблема безопасности и предотвращения мировой войны;

4. Проблема ресурсов;

5. Проблема «Север-Юг»: развивающиеся и высокоразвитые страны.

Глобализация – усиление интеграционных связей в различных сферах между государствами, организациями, общностями.

Международные организации: ООН (Организация Объединенных Наций); МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии); ЮНЕСКО (ООН по вопросам образования, науки и культуры); ВОИС (Всемирная организация интеллектуальной собственности); ВТО (Всемирная торговая организация); НАТО (Организация Североатлантического договора); ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе); Европейский Союз; ОПЕК (Организация стран-производителей и экспортеров нефти); СНГ (Содружество независимых государств); ШОС (Шанхайская организация сотрудничества) и другие.

Человек.

Теории происхождения: религиозная, эволюционная (Ч.Дарвин), марксистская (труд сделал человека)

Биосоциальная проблема – проблема соотношения биологического и социального в человеке.

В момент рождения человек – индивид. Личностью становится в процессе социализации.

Социализация - процесс усвоения человеком социального опыта, форм поведения, приемлемых для данного общества.

Первичная социализация : агенты (родственники, учителя) и институты социализации (семья, школа).

Вторичная социализация : агенты (коллеги, преподаватели, должностные лица) и институты (ВУЗы, армия, церковь).

Десоциализация – процесс отхода от старых ценностей, норм, правил, ролей.

Ресоциализация – процесс обучения новым ценностям, нормам, правилам, ролям.

Свобода личности - способность творить себя и мир других людей, делать выбор, быть ответственным. «Свобода – познанная необходимость» - Г. Гегель.

Межличностные отношенияотношения между различными индивидами по различным основаниям.

Межличностные отношения

Мировоззрение личности – совокупность принципов, взглядов, убеждений и установок на объективную реальность и место человека в нем.

Мировоззрение:

обыденное , религиозное , мифологическое,научное , философское , гуманистическое .

Деятельность – человеческая активность, направленная на изменение и преобразование окружающего мира и себя. Субъект - тот, кто осуществляет деятельность. Объект – то, на что деятельность направлена.

Структура деятельности:

Потребности по А. Маслоу.

1.Физиологические, 2.Экзистенциальные , 3.Социальные, 4.Престижные, 5. Духовные

Познание.

Познание – процесс, направленный на получение знания.

Знание – объективная реальность, данная в сознании человека. Знания – результат познавательной деятельности.

Субъект познания – тот, кто познает. Объект познания – то, на что направлено познание.

Гносеология – наука о познании.

Гностицизм (гностики) – считают, мир познаваем (Платон, Сократ, К. Маркс, Г. Гегель).

Агностицизм (агностики) – мир познаваем в ограниченных пределах или непознаваем (И. Кант).

Типы познания: чувственное и рациональное .

Формы чувственного познания:

Ощущение – отражение отдельных свойств и качеств предметов и явлений, возникающих при воздействии на органы чувств.

Восприятие – целостный чувственный образ предмета, явления.

Представление – чувственный образ предмета или явления, возникающий при помощи памяти без непосредственного контакта с предметом.

Формы рационального познания:

Понятие – форма мышления, в которой фиксируются общие и существенные свойства предмета.

Суждение – форма мышления, в которой утверждается или отрицается что-либо.

Умозаключение – форма мышления, в которой из имеющихся суждений выводятся новые.

Две теории на типы познания:

1. Эмпиризм (эмпирики) – признают источником знаний чувственный опыт (Т. Гоббс, Д. Локк).

2. Рационализм (рационалисты) – знание может быть получено с помощью разума (Р.Декарт, И. Кант)

Интуиция – своеобразный тип познания вне процесса чувственного ознакомления и без обдумывания.

Черты: внезапность, необдуманность, скрытость механизма.

Цель познания – получение истины.

Истина знание, соответствующее отраженной действительности. Истина объективна по содержанию и субъективна по форме.

Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание, не опровергаемое дальнейшим развитием науки.

Относительная истина – неполное, неточное знание, опровергаемое дальнейшим развитием науки.

Критерий истины – способ различения истинного и неистинного в совокупности знаний.

Виды познания.

I.Ненаучное познание:

Обыденное (житейское)

Практическое (народная мудрость)

Религиозное

Мифологическое

Художественное (средствами искусства).

II. Научное познание – познание, направленное на получение объективного знания. Цель – описание, объяснение, предсказание явлений действительности. Признаки: объективность, системность, обоснованность, достоверность, особый язык, необходимость специальных приспособлений и специалистов.

Культура и духовная сфера.

I. Культура(от лат. – «культура» - «возделывание, воспитание»)

Черты культуры : функциональность, качественность, ценность, нормативность, креативность (творческое начало).

В широком смысле культура – все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также ее результаты.

В общем смысле культура – совокупность достижений людей в материальной и духовной сферах.

Материальная культура – создается в процессе материального производства (здания, оборудование, орудия труда).

Духовная культура – включает в себя процесс духовного творчества и созданные духовные ценности в виде произведений искусства, научных открытий, религии.

Структура культуры :

форма – воплощение достижений культуры содержание – значение для личности и общества.

Функции культуры: познавательная, информативная, коммуникативная, нормативная, гуманистическая.

Виды культур: доминирующая (господствующая), элитарная (для избранных), массовая (для большинства, коммерческая, через СМИ), народная (на традициях, фольклор, анонимная), донорская (из которой заимствуют элементы), рецепиентная (которая заимствует элементы другой культуры), мертвая (устарело содержание).

Субкультура – культура социальных групп.

Контркультура – субкультура, которая враждебна доминирующей.

Термины:

Аккумуляция культуры –пополнение культуры новыми элементами, знаниями.

Культурная трансмиссия – передача культуры через обучение.

Культурная диффузия – взаимное проникновение культур.

Аккультурация культуры – процесс взаимовлияния двух или более культур.

Ассимиляция культуры – поглощение малой культуры со стороны более крупной.

Адаптация культуры – приспособление культур друг к другу.

II. Духовная сфера.

Структура духовной сферы:

1. Духовные потребности – нужда общества и человека в создании и освоении духовных ценностей. Духовные потребности не заданы биологически, от рождения. Формируются в процессе социализации.

2. Духовная деятельность (производство) – деятельность людей по созданию духовных ценностей.

Виды духовной деятельности:

1. Познавательная - научная, религиозная, художественная

2. Ценностно-ориентировочная - отношение к явлениям действительности

3. Прогностическая - предвидение и планирование изменений действительности

3. Духовные ценности (блага) – то, что создается в процессе духовного производства:произведения искусства, учения, научные открытия и т.д.

Религия.

Религия – форма общественного сознания и мировоззрение, основанное на вере в существование сверхъестественного начала.

Элементы: вера, учение, религиозная деятельность, религиозные институты.

Функции : мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, воспитательная.

Религии:

Мировые: буддизм, христианство, ислам (большое число последователей, за пределы нации)

Национальные: конфуцианство (Китай), даосизм (Китай) иудаизм (Израиль), синтоизм (Япония), зороастризм (Иран).

Атеизм – отрицание существование бога

Конфессиональный – церковный, конфессия - вероисповедание

Мораль.

Мораль - форма общественного сознания, в которой находят отражение представления о добре и зле, справедливости и несправедливости и вид общественных отношений, совокупность норм поведения людей по отношению друг к другу.

Функции морали: регулятивная, воспитательная, коммуникативная, познавательная, мировоззренческая.

Исполнение норм морали санкционируется нормами духовного воздействия (оценка, одобрение, осуждение).

Искусство.

Искусство – форма общественного сознания и вид человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах.

Наука.

Наука – сфера познавательной деятельности людей, система объективно-истинного знания о природной и социальной действительности, о человеке.

Элементы науки : научные знания, научная деятельность, научное самосознание.

Модели развития науки :

1. Постепенного развития

2. Через научные революции. Научная революция – процесс коренного, качественного изменения господствующей системы идей и теорий (парадигмы), которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период.

Функции науки : познавательная, мировоззренческая, прогностическая.

Функции современной науки : производительная, социальная, культурно-мировоззренческая.

Классификация наук:

Естественныетехнические общественные (гуманитарные)

Образование.

Образование - целенаправленная познавательная деятельность по получению знаний, умений и навыков и их совершенствованию.

Самообразование – процесс получения знаний самостоятельно.

Функции образования : экономическая, социальная, культурная, сохранения и передача культурного достояния.

Образование в РФ:

дошкольноеобщеепрофессиональноедополнительное

Черты современного образования: интеграция областей знаний, развитие непрерывного образования, информатизация (компьютеризация), развитие дистанционного образования (через Интернет), гуманизация (внимание к личности), гуманитаризация (усиление внимания к общественным наукам, интернационализация (создание единой системы для разных стран).

Экономика.

Социальная сфера

Социология – наука о закономерностях, становлении, функционирования, развития общества и общественных отношений. (О.Конт).

Структура социальной сферы включает:

I. Социальные связизависимости социальных групп и людей друг от друга (бывают формальными и неформальными). Социальные связи:

1. Социальные контакты – неустойчивые связи, возникающие по конкретным поводам (например, пассажиры метро).

2. Социальные взаимодействия – устойчивые, регулярные связи, основанные на совместной деятельности (например, коллеги на работе).

3. Социальные взаимоотношения – сверхустойчивые, самовозобновляющие связи, носящие системный характер (например, друзья).

II. Социальные группы – сообщества индивидов, объединенные по какому-либо признаку.(Т. Гоббс).

Признаки:

численность: малые группы (отличаются прямым контактом и неформальным общением), средние, большие

демографический: по полу, возрасту, образование, состояние в браке

поселенческий критерий: горожане, жители деревни

конфессиональный: католики, православные, мусульмане

по этническому , по профессиональному и т. д.

III. Социальные общности – группы, способные к самовоспроизводству.

Социальная стратификация

Социальная стратификация (дифференциация) – расслоение и иерархическая организация общества.(П. Сорокин).

Критерии дифференциации: доход (экономическая),объем власти (политическая), образование (род деятельности.), выделяют также престиж - оценка общества социальной значимости статуса личности.Престиж зависит от реальной полезности деятельности и системы ценностей общества.

Социальные слои:

Касты – строго замкнутые слои традиционных обществ.

Сословия – группы людей, различающиеся по правам и обязанностям.

Классы – социальные группы, выделяемые по способу их участия в общественном производстве и распределении, месту в общественном разделении труда.

Страты – неформальные группы, имеющие относительно равное социальное положение, критериями которого являются доход, доступ к политической власти, образование.

Статус

Статус – позиция в социальной структуре общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.

Личный статус – положение, которое занимает индивид в малой группе

Социальный статус – положение личности в социальной группе.

Статусный набор – совокупность статусов одной личности.

Предписанный (прирожденный) статус: пол, возраст, национальность, родство

Приобретенный (достигнутый) статус: профессия, образование, должность, семейное положение, религия.

Социальная роль - некоторый образец поведения, признанный для людей определенного статуса.

Социальная мобильность

Социальная мобильность (П. Сорокин )– переход индивида или группы из одной позиции в иерархии социальной стратификации в другую.

Социальная мобильность : горизонтальная - внутри одного слоя и вертикальная – переход из одного слоя в другой. Вертикальная мобильность может быть нисходящей и восходящей.

Каналы социальной мобильности («социальные лифты») – образование, армия, школы, семья, собственность.

Маргинал – индивид, утративший свой прежний социальный статус, неспособный адаптироваться к новой социальной среде («на краю»).

Маргинальность – промежуточное положение индивида между социальными группами, связанные с его перемещениями в социальном пространстве.

Люмпены – люди, опустившиеся «на дно» общественной жизни.

Социальный конфликт.

Социальный конфликт (Г. Спенсер ) – столкновение противоположных интересов, целей, взглядов, идеологий между индивидами, группами, классами в обществе.

Структура конфликта : конфликтная ситуация--инцидент--активные действия--завершение

Типы поведения в конфликте : приспособление, компромисс, сотрудничество, игнорирование, соперничество. Большинство ученых считают конфликт закономерным, прогрессивным явлением.

Типы конфликтов: внутренние, внешние, глобальные, локальные, экономические, политические, семейные, национальные.

Национальные конфликты связаны с обострениемнационального вопроса – о самоопределении народов и преодолении этнического неравенства, а также тенденциями в современном мире.

Две тенденции в современном мире:

1. Интернациональная – интеграция, сближение наций.

2. Национальная – дифференциация, стремление к независимости.

Социальная политика государства - целенаправленная деятельность государства по совершенствованию социальной сферы общества. Направления: 1.совершенствование социальной структуры общества, 2. регулирование взаимоотношений между различными слоями, 3. развитие человеческого потенциала (программы развития образования, пенсии, здравоохранение, экология).

Социальная политика : активная - непосредственное воздействие государства (бывает централизованная и децентрализованная) и пассивная - опосредована экономическими факторами

Политика.

Политика (Аристотель) – «искусство управления государством» - совокупность связей и социальных групп, которые характеризуются господством и подчинением.

Политика: 1. сфера жизнедеятельности2. отношения между государствами, группами, нациями по поводу власти3. деятельность государственных органов.

Функции политики :

1. определение целей и задач общества 2. согласование интересов групп 3. обеспечение стабильности 4. контроль за выполнением норм 5. распределение ресурсов.

Политика: микроуровень , макроуровень (уровень государства) , мегауровень (между государствами).

Политическая система – совокупность элементов, в которых реализуется политическая власть.

Признаки государства –

1. Наличие особой публичной власти

2. Наличие специального аппарата управления

3. Территориальная организация

5. Суверенитет власти

6. Монополия на правотворчество.

Функции государства –основные, социально значимые направления деятельности государства.

Функции:

1. По объект у: внутренние и внешние

3. По характеру воздействия: охранительные (обеспечение охраны общественных отношений) и регулятивные (развитие общественных отношений).

Форма государства – совокупность основных способов организации, устройства и осуществления государственной власти, выражающих его сущность.

Формы государства:

1. Форма правления – способ организации верховной власти.

Форма правления : 1. Монархия – власть сосредоточена в руках одного главы и передается по наследству. 2. Республика – власть осуществляется выборными органами, избираемыми на определенный срок.Монархия: 1 . абсолютная, 2. парламентарная, 3. дуалистическая. Республика: 1. президентская, 2. парламентская, 3. смешанная.

2. Форма государственного устройства способ национального и административно-территориального устройства. Формы: 1. унитарное государство, 2. федерация, 3. конфедерация.

3. Политико-правовой режим совокупность политико-правовых средств и способов осуществления власти. Режим: 1. демократический, 2. антидемократический (1. авторитарный, 2тоталитарный, 3. военный).

Демократия признание принципа равенства всех людей, активное участие народа в политической жизни.

Признаки демократии: 1. признание народа источником власти и суверенитета,2. наличие прав и свобод, 3. плюрализм , 4. разделение властей (законодательная, исполнительная, судебная), 5. гласность. 6. выборность власти , 7. развитая система органов местного самоуправления .

Формы демократии : 1. прямая (непосредственная), 2 косвенная (представительная).

Институты прямой демократии : 1.выборы, 2. референдум (всенародное голосование).

Избирательная система (включает избирательное право, избирательный процесс и порядок отзыва депутатов) – порядок формирования выборных органов.

Избирательное право – принципы и условия участия граждан в выборах. Избирательное право : 1. активное (право избирать), 2. пассивное (право быть избранным). Признаки: 1. всеобщее, 2. равное, 3. гласное, 4. открытое. Определение результатов проходит по двум системам : 1. мажоритарная избирательная система – победившим считается кандидат, набравший большинство голосов. 2. пропорциональная избирательная система – голосование по партийным спискам и распределение мандатов между партиями строго пропорционально числу поданных голосов. Мандат – документ, удостоверяющий права депутата.

Гражданское общество (Г. Гегель) – это негосударственная часть общественно-политической жизни, огражденных от прямого вмешательства государства, равенство прав и свобод всех людей; Признаки гражданского общества: 1. наличие в обществе свободных владельцев средств производства ; 2. развитость и разветвленность демократии; 3. правовая защищенность граждан ; 4. определенный уровень гражданской культуры.

Правовое государство – государство, которое в своей деятельности подчиняется праву. Признаки правового государства: 1. верховенство закона , 2. соблюдение прав и свобод , 3. принцип разделения властей , 4. взаимная ответственность государства и граждан.

Политическая партия – институт политической системы, группа приверженцев тех или иных целей, объединяющийся для борьбы за власть. Признаки партии: 1. борьба за власть , 2. программа с целями и стратегией, 3. устав , 4. организационная структура , 5. наличие руководящих органов.

Виды партий : 1. По методам: революционные, реформаторские. 2. По характеру членства: кадровые, массовые. 3. По идеологии : консервативные, либеральные, социал-демократические, коммунистические. 4. По представительству во власти : правящие, оппозиционные. 5. По характеру действий: радикальные, реакционные, умеренные, экстремистские, консервативные.

Политическая культура (Г. Алмонд, С. Верба ) – совокупность системы мнений, позиций, ценностей, господствующих в обществе или группе.

Виды политической культуры:

1. Патриархальная – ориентация граждан на местные ценности, 2. подданическая – пассивное отношение граждан в политической системе. 3. политическая культура участия (активистская ) – активное участие граждан в политической жизни. Абсентеизм – неучастие, уклонение от политической жизни.

Политическая идеология – система идей. Виды идеологий:

1. Консерватизм – сохранение порядков. 2. либерализм – свобода индивидуальности, предпринимательства, права. 3. Социализм – справедливое устройство общества. 4. анархизм – устранение государства 5. национализм – превосходство нации 6. экстремизм – насильственные методы.

Конституции России 1918 (первая), 1925, 1937, 1978, 1993 (12 декабря). Первая в мире – 1787 – Конституция США. 10 декабря 1948 – «Всеобщая декларация прав человека», 1966 – «Международный пакт о гражданских и политических правах» и «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах». 1959 – «Декларация прав ребенка», 1989 – «Ко

Право

Право

1. Система правил и норм поведения, установленная и охраняемая государством.

2. Возможность что-либо делать, осуществлять, иметь (право на труд, образование).

Признаки права (и нормы права): нормативность, обязательность, общий характер, формальная определенность.

Теории происхождения права: теория естественного права (Т. Гоббс), либеральной традиции (сначала право – потом государство), этатистской традиции (сначала государство – потом право), марксистская, социологическая. Этатизм – теория, утверждающая, что государство высший результат и цель общественного развития

Функции права – регулятивная, воспитательная, охранительная.

Правовая культура: правовые знания, отношение к праву, правоохранительная деятельность.

Отличия права и морали:

Источник (форма) права – специфические виды социальных явлений, которые формируют право и результат правотворчества государства. Источники (формы) права:

1. Правовой обычай – укоренившиеся в обществе в результате их повторения образцы поведения, превратившиеся в правила поведения.

Судебная практика.

gastroguru © 2017