План египетского сада и его описание. Парки и сады. Обожествление мира египтянами

Древнейшие сады мира
Считается, что первой цивилизацией, культивировавшей искусство создания садов и парков, был Древний Египет. Археологические находки, барельефы, рисунки и надписи не оставляют сомнений в том, что у египтян, от фараона до простолюдина, существовало благоговейное отношение к садам как к дарам небес. Например, надпись на гробнице видного сановника рассказывает, что он построил дом, вырыл бассейн и посадил деревья. Под сады отводились
огромные пространства и в частных владениях, и на городских площадях. Один из таких садов изображён на стене зала Анналов в Карнакском храме: фараон Тутмос III отдыхает среди тенистых деревьев. Садами славилась древняя столица Фивы. Существовали сады и при больших храмах, например храмах Ментухотепов.

Фараон Рамсес III расширил сады и леса. «Я заставил плодоносить все деревья и растения на земле. Я сделал так, чтобы люди могли сидеть в их тени», - говорил он. Фараон разбил огромные сады в резиденции своего
прославленного предка Рамсеса II, вдоль священного пути устроил роскошные цветники, посадил виноградники, чтобы у бога Атума было вдоволь вина, и оливковые рощи, дававшие «наилучшее в Египте масло, чтобы ярко горело пламя в священном дворце». Более других Рамсес III почитал храм Хора: «Я заставил расцвести священную рощу, которая находится в его ограде. Я заставил зазеленеть папирусы, как в болотах Ахбит (где, согласно мифу, жил Хор-младенец). А Они были в небрежении с древнейших времён. Я сделал цветущей Священную рощу твоего храма и дал ей место, которое было пустыней. Я назначил садовников, чтобы всё плодоносило». Знаменит был и парк царицы Хатшепсут, а фараон Тутмос IV привёз из похода в Палестину коллекцию редких растений и приказал сделать барельеф с их изображением. Это древнейшее свидетельство о ботаническом саде.

После каждой военной кампании сады египтян пополнялись новыми растениями. Из Персии они вывезли резеду, мак, мирту и клещевину, из семян которых получали масло для обрядовых действ. В царствование Клеопатры (I в. до н. э.) в Египте увлекались разведением роз. Их лепестки толстым слоем устилали полы пиршественных залов прославленной царицы, розовые венки украшали головы пирующих, возлежавших на подушках, наполненных розовыми лепестками. Благоухающие розы обвивали кубки с вином, стены и колонны залов. Прекрасным садам Клеопатры и её розовым пирам пытались подражать знатные римляне. За цветы, вывозившиеся целыми кораблями, они платили египтянам огромные деньги.
Вероятно, именно в Древнем Египте были созданы первые образцы регулярной планировки садов, сочетающие красоту и пользу, изящество и утилитарность. В гробнице одного из полководцев фараона Аменофиса III в Фивах сохранилось изображение сада как бы с птичьего полёта: на квадратном участке земли, окружённом высокой стеной, симметрично расположены аллеи деревьев и изысканной формы бассейны с водоплавающими птицами, а в середине сада разбит виноградник. Здесь же находится жилой дом.

В тени деревьев нередко ставили изящные беседки для трапез. Под деревянными навесами в кувшинах охлаждались напитки, а на столах и подставках красиво размещались изобильные яства. Воздух был напоён ароматом цветов. Более всего чтили лотос, посвящённый богу заходящего Солнца Осирису и богине плодородия Исиде. В садах, как правило, устраивали квадратные или прямоугольные пруды либо бассейны, облицованные камнем; в них цвели водяные лилии и плавали утки. Иногда разводили почитавшихся священными крокодилами, змей, ящериц и т. п. Пруды с папирусами, кувшинками и лотосами положили начало так называемым водяным садам. Каменные ступени вели к причалу, где для увеселения хозяев и гостей почти всегда стояла лодка.

Из всех садовых работ самой трудоемкой являлся полив. Еще в эпоху среднего царства садовники ходили к водоёму с глиняными кувшинами - прообразами лейки, подвешивали их на коромысло и приносили к главной канаве; вылитая в неё вода растекалась по другим канавам и орошала сад. Эта однообразная и тяжёлая работа отошла в прошлое лишь с изобретением шадуфа. На берегу водоёма вкапывали массивный столб высотой примерно в два человеческих роста, к нему прикрепляли длинный шест, вращавшийся во всех направлениях. К толстому концу шеста привязывали камень, а к тонкому подвешивали на верёвке холщовый или глиняный сосуд. Верёвку тянули вниз и наполняли сосуд, а потом его поднимали вверх и выливали воду в жёлоб. С помощью такого примитивного приспособления смогли решить проблему полива садов. Кстати, шадуфы существуют и по сей день.

Уже во времена Древнего, а тем более Среднего царства хозяин дома и в городе, и в деревне старался иметь свой сад, где выращивал фрукты и овощи. Египтяне любили прямые линии, и потому их сады разделялись на квадраты и прямоугольники ровными тенистыми аллеями из деревьев и виноградных шпалер с цветниками. Состоятельный египтянин Анена собрал в своем саду почти все деревья, росшие в нильской долине: сикомор, финиковую, фиговую, кокосовую и другие виды пальм, ююбу, акацию, тамариск, гранат, персик, тис, а также деревья, породы которых определить не удалось. Известно, однако, что их насчитывалось 18. В садах и рощах каждому виду растений — пальмам, смоковнице, эбеновому дереву — отводили отдельные симметричные квадратные участки. Растения высаживали стройными рядами по росту: самые высокие помещали ближе к ограде, а самые низкие — к середине сада, к пруду.

Если верить Страбону, то при дворце знаменитого царя Соломона (X в. до н.э.) находился бальзамический сад, где выращивали ценные пряности. Один из царских покоев напоминал павильон, украшенный деревьями и растениями из металла, сделанными так тонко и искусно, что их можно было принять за настоящие. По другим сведениям, при дворце Соломона существовал:: богатых сада с бассейнами и редкими рыбами. Древние иудеи уподобили царя могучему дереву, растущему в раю в самом центре земли. С подобными представлениями во многих религиях народов мира связана идея царя строителя святилищ с садом, где растёт древо жизни. Весь мир — это сад главного божества, а царь в нём — садовник.
Висячие сады.

Великолепные сады украшали города Древней Месопотамии. Известно, что ещё в XXII в. до н. э., в правление шумерского царя Гудеа, создавались виноградники, окружённые живыми тростниковыми изгородями. Ассирийский царь Тигратпаласар I (около 1100 г. до н. э.) с гордостью сообщал: «Кедры и буки, а также такие породы деревьев, которые никто из моих предшественников не разводил, привёз я из завоёванных мною земель и посадил в парках моей страны. Также посадил я в ассирийских парках дорогие садовые насаждения, которых раньше не было в моей стране». Удивительно, но воинственные и жестокие ассирийские цари с невероятной нежностью относились к садам, окружавшим их роскошные дворцы, всячески восхваляли и неизменно изображали на барельефах и стелах.
Но особую славу обрели вавилонские висячие сады, считавшиеся одним из чудес света и описанные античными историками Диодором, Страбоном и Геродотом. Прихотливая память потомков ошибочно связала их с именем ассирийской царицы Семирамиды. В действительности величайшие сады древности посвящались другой женщине.

Самый знаменитый царь Вавилона Навуходоносор II (605-562 гг. до н. э.), при котором город достиг невиданного расцвета, любил свою молодую жену, мидийскую принцессу. Она выросла среди зелёных холмов Мидии, наслаждаясь шелестом листьев и тенистой прохладой деревьев, и потому в душном и пыльном Вавилоне задыхалась и тосковала. Навуходоносор доказал, что любовь может творить чудеса: в самом центре жаркой и знойной пустыни он создал для жены образ её далёкой родины. Лучшие математики и зодчие обдумывали проект, лучшие строители воплощали его в жизнь, а ремесленники без устали лепили и обжигали кирпичи. Выло возведено четыре яруса прямоугольных
террас, соединённых широкими лестницами. По замечанию древнегреческого историка Диодора, они сужались кверху, «подобно театру».
Своды ярусов висячих садов опирались на высокие 25-метровые колонны. Террасы, сообщавшиеся витыми лестницами, выложили каменными плитами, покрыли слоем камыша и залили асфальтом. Потом сделали прокладку из двойного ряда кирпичей,скреплённых гипсом, а сверху положили свинцовые листы, чтобы вода не просачивалась вниз. Поверх насыпали толстый слой плодородной земли.

Создание садов явилось весьма трудоёмким делом. Из далёких краёв повозки, запряжённые быками, везли саженцы редких деревьев, завёрнутые во влажную рогожу; семена диковинных растений и трав. День и ночь рабы качали воду из Евфрата, поднимая её на верхнюю террасу, откуда журчащие струи сбегали вниз. Сад производил ошеломляющее впечатление: казалось, будто громадная зелёная, цветущая пирамида, орошаемая фонтанами, парила в воздухе.
Вавилоняне многое восприняли от своих предшественников, шумеров, для которых сады являлись одним из главных источников богатств. В древней легенде рассказывается о трудолюбивом и опытном садовнике по имени Шукаллитуда. Все его усилия вырастить прекрасный сад были тщетны: как бы заботливо он ни ухаживал за растениями, они засыхали, а яростные ветры покрывали лицо его сада «пылью гор». Тогда садовник обратил взор к небу и звёздам, изучил небесные знамения и постиг законы могущественных богов. Благодаря этому Шукаллитуда обрел новую мудрость …узнал решенья божьи.
В саду, в пяти, в десяти местах укромных,
Он там посадил по дереву, их сень — защита.
Сарбату-дерево, с листвою густою, тень его кроны — сень-защита.
Тень его ни в рассвет, ни в полдень,
Ни в сумерки никуда не уходит.
(Перевод Крамера)

Восторженные описания висячих садов оставили и современники Александра Македонского. Восхищённый красотой Вавилона, великий полководец даже намеревался сделать его столицей своей колоссальной империи. Но честолюбивым замыслам не суждено было сбыться. Летом 323 г. до н. э. в душном и раскалённом Вавилоне Александр мучился от приступов неведомой болезни. Ложе царя перенесли из дворца в сады. Наверное, здесь он вспоминал родную Македонию с её тенистыми дубравами, тосковал по запаху трав и шороху листвы. В висячих садах его и настигла смерть.
По примеру Вавилона висячие сады создавались в Древнем Египте, Греции, Риме. В XVI-XVIII вв. в Московском Кремле при жилых покоях царя и царицы устраивали особые верховые сады, изобиловавшие диковинными заморскими растениями. При императрице Елизавете Петровне висячий сад находился над колоннадой вдоль Невского проспекта и реки Фонтанки в Аничковом дворце. Возвели висячий сад и в Зимнем дворце при Екатерине Великой; он сохранился в Эрмитаже до сих пор.

О. Б. Сокольская История садово-паркового искусства, 2004 г, стр. 14-29, 40-43

Тема 2.1. Сады древности, античности и раннего средневековья

Раздел 2. Стили садово-паркового искусства

Окно шины.

Петля с переключателем.

Разделенная память

Взаимодействие между ЭВМ определяется путем размещения сообщения в памяти, которое доступно для всех ЭВМ. Ключевой характеристикой является то, что память используется в качестве канала передачи данных, а также в качестве запоминающего устройства.

Характеристика:

1) надежность низкая. Если память выходит из строя, то есть полностью не функциональна.

2) Стоимость не высокая, дорогой является память

3) Территориальная распределенность до 1000 м.

4) Модульность плохая (ограничение накладываются числом портов, посредством которых осуществляется подключение станции к памяти).

5) Производит до 5 Мбит/сек.

Переключатель используется для перераспределения информации между различными станциями. Станции соединяются друг с другом последовательно.

Характеристика:

1) надежность не высокая, так как при отказе переключателя или канала связи сеть выходит из строя

2) стоимость не высокая, дорогим является переключатель

3) производительность до 3 Мбит/сек

Окна (переключатели) – это компьютеры или специальные устройства, соединяющие различные подсети между собой. Они выступают в качестве контролирующих потоки информации. На нашей схеме переключателями являются узлы А0 и С0. в архитектуре предусматриваются более одного переключателя. Сообщения могут передаваться в любом направлении. Переключатели обеспечивают передачу и взаимодействие отдельных ветвей сети.

Характеристика:

1) надежность высокая, выход из строя переключателя приводит к частичному отказу сети. Отказ компьютера ЭВМ не влияет на работу сети.

2) Стоимость невысокая, дорогим является переключатель

3) Территориальная распределенность до 1000м

В чистом виде архитектуры редко реализуются. Широко используются комбинации этих архитектур; все рассмотренные виды архитектуры могут использоваться совместно в различных сетях.

1. Садово-парковое искусство Египта: природные условия, растительность, строительные материалы, приемы композиции.

2. Садово-парковое искусство Ассиро-Вавилонии: природные условия, растительность, строительные материалы, приемы композиции.

3. Садово-парковое искусство Греции: природные условия, растительность, строительные материалы, приемы композиции.

4. Садово-парковое искусство античности - Сады Рима.

5. Садово-парковое искусство раннего средневековья - сады Мавританской Испании.

Египет является одной из первых стран, где возникло искусство создания садов и парков. Как самостоятельное государство было основано в конце 4 тысячелетия до н.э.

Природные условия . Очень засушливый климат, почти полное отсутствие осадков и горячими знойными ветрами. Необходим был искусственный полив. Природный ландшафт своеобразен: это и ровный рельеф со слегка волнистой поверхностью песков, и широкие перспективы с мелькающими на горизонте силуэтом нагорья, и спокойное, медленное течение Нила. Такая мрачная картина оживляется небольшими оазисами.

Растительность . На берегах рек это гигантские папирусы и тростники, образующие целые заросли, а также «водные поля» многочисленных лотосов. Из древесных пород значительное место имела пальма, дающая плоды и тень, инжирное и гранатовое деревья, акация. На полях египтяне разводили ячмень, пшеницу, просо, лен. Священным в древнем Египте считался кустарник тамарикс, также использовался тростник. Предпочтение отдавалось деревьям с густой кроной, обеспечивающим защиту от знойных ветров, тень, прохладу; затем плодоносящим породам и видам, дающим благовонные масла для священных ритуалов. Египтяне любили цветы – излюбленными считались гвоздики, маки, васильки, розы, жасмин. Бесспорную роль в оформлении сада играли виноградники. Это яркий пример сочетания утилитарных целей с декоративными. Для винограда создавались перголы, из них создавались целые крытые тенистые аллеи с лозами и необычными декоративными эффектами.

Строительный материал . Египет был богат известняком, розовым гранитом, диоритом, алебастром, песчаником. Из них возводились долговечные и великолепные дворцы, храмовые комплексы, некоторые сохранились до наших дней. Архитектура отличалась грандиозностью, статичностью, колоссальностью, контрастом с пейзажем пустынь. Например: пирамида Хеопса (высота 147 м), Хефрена (143 м), скульптура Сфинкса (высота 20 м, ширина 60 м).

Приемы композиции. Характерной чертой Египта, повлиявшей на садово-парковое искусство, является развитие архитектурных ансамблей, которые состояли из ряда зданий и открытых дворов по продольной оси. Используются светотени, эффект перспективы, контраста при чередовании открытых и закрытых пространств. Пальмы, папирус, лотос – главные элементы отделки зданий. Водоемы – неотъемлемая часть египетского сада, их размеры зависели от размеров территории сада и служили как для полива растений, так и для декоративного оформления.

Садово-парковое искусство Древнего Египта было сформировано с четкими планировочно–композиционными канонами:

  • Регулярный план с использованием симметрии и осевого построения композиции;
  • Наличие водоема как неотъемлемой части сада;
  • Использование ритма как композиционного приема;
  • Применение рядовых посадок;
  • Использование интродуцентов в ассортименте древесных насаждений;
  • Сочетание разных видов искусств, включая и ландшафтное в оформлении ансамблей;

Формирование замкнутых композиций в связи с климатическими условиями.

Сады древнего Египта подразделялись на следующие типы:

Священные рощи, располагающиеся на берегу, как правило, искусственного водоема на территории храмовых комплексов;

Озеленение улиц;

Сады при загородных дворцах фараонов, отличающиеся обширными озелененными территориями (родоначальники парков);

Сады при жилых домах знати.

План египетского сада

Рис. 1. Схема планировки египетского сада: 1 – вход; 2 – пергола, увитая виноградом; 3 – жилое здание; 4 - бассейны Территория небольшая, общей площадью 1 га. Вход в сад подчеркнут пилонами, обелисками или фигурами (чаще сфинксами). Участок окружен типичной для Египта высокой глинобитной стеной. Внутри сада различные части его также отделены друг от друга аналогичными ограждениями. Все эти загородки служат защитой от сухих знойных ветров. Композиционным центром является дом, находящийся в глубине сада, а композиционной осью – крытая аллея (пергола), увитая виноградом. По периметру сада были предусмотрены защитные рядовые посадки деревьев и кустарников. В саду располагалось 4 водоема и 2 беседки симметрично по сторонам входной аллеи. Этот сад образец регулярного стилевого направления. Древний египетский сад сочетал в себе религиозные, утилитарные, эстетические функции.

садовый парковый возрождение

Сады Древнего Египта

Историческая справка

Сады в Древнем Египте получили широкое распространение. Происходя, предположительно, от орошаемых Нилом огородов, с ростом благосостояния Египта они выросли в роскошные комплексы с прудами, цветами, статуями, тенистыми аллеями из фруктовых деревьев. Сады разбивались вокруг храмов, дворцов и особняков богатых египтян. Помимо этого вокруг гробниц разбивали так называемые могильные сады

Обширные сады разбивались вокруг храмов. В храме Амона в Карнаке было двадцать шесть огородов, а также древний ботанический сад, содержащий, согласно надписям «все виды прекрасных цветов и причудливых растений, найденных на благословенной земле, завоеванной Его Величеством».

Существовало два основных типа египетских садов: при храмах и при жилых домах. Прославление неограниченной власти фараонов было идеологической целью садово-храмового строительства. В основе композиции - регулярность и прямолинейность планировки, обусловленная системой орошения. В садово-парковом строительстве Древнего Египта использовалось большое количество заморских растений и цветов, что свидетельствует о высоком развитии агротехники.

Особенности:

  • 1. Композиция египетских садов главным образом была основана на принципе геометрических построений
  • 2. сады разбивались на выравненном месте и только в редких случаях на террасах
  • 3. Сады имели прямоугольную формы и были симметрично распланированы
  • 4. Характерной особенностью египетских садов является пруд, расположенный чаще всего в середине
  • 5. Около прудов строились павильоны, беседки и часовни для домашних богов

Зодчие:

  • 1. Имхотеп
  • 2. Хемиун
  • 3. Инени
  • 4. Сенмут

Сады Амона в Карнакском храме

Сады Амона в Карнакском храме, нач. 14 века до н.э.

Храм в Карнаке с его воротами, внутренними двориками и залами, бесчисленными колоннами, скульптурами и обелисками - значительнейший храмовый комплекс Древнего Египта. Он назывался Ипет-Сут и долгое время являлся главным святилищем страны. Все фараоны эпохи Нового царства считали своим долгом и первостепенной заботой обустраивать и украшать его, привлекая для этого лучших зодчих, скульпторов и художников Египта. Храм в Карнаке посвящен богу Амону - во времена Нового царства он был признан ипостасью бога Солнца Ра. В честь Амона-Ра, «царя всех богов», слагались гимны, в его честь строились величественные храмы.


Аллея сфинксов с бараньими головами

С южной стороны храма находится Священное озеро. На нем находилась пристань, к которой причаливали сделанные из кедра священные ладьи со статуями великой триады богов - бога Солнца Амона-Ра, его супруги богини неба Мут (Нут) и их сына Хонсу, бога Луны. Отсюда брала свое начало торжественная процессия, связанная с ритуалом встречи и перенесения в святилище священной ладьи. Эта церемония происходила в храме ежегодно и собирала толпы паломников.

Карнакский храм, нач. 14 века до н.э.

К южной части храмового ансамбля примыкают храмы богини Мут и бога Хонсу. В древности их окружали обширные «священные сады». Храм богини Мут начал закладывать еще Сенмут, зодчий царицы Хатшепсут. Храм Хонсу был построен при фараоне Аменхотепе III. Аллея сфинксов с бараньими головами ведет от него к другому великому храму Египта - храму Амона-Ра в Луксоре.

Сады Вавилона

Историческая справка

Вавиломн - древний город вМесопотамии на берегах реки Евфрат, важный экономический, политический и культурный центр Древнего мира. Столица Вавилонского царства (Вавилонии) (II-I тыс. до н.э.). В VI-IV вв. до н.э. - крупнейший город мира с населением около 150 тысяч жителей. Вавилон иногда называют первым мегаполисом в истории человечества. Город занимает важное место в христианской эсхатологии, а также является известным символом современной культуры.

Особенности:

  • 1. Культ воды. Вода считалась источником доброй воли - это культ плодородия. Вода - это так: же мощная и недобрая стихия, причина разрушений и бед.
  • 2. Вавилонские зиккураты служили монументальным увенчанием всему окружающему архитектурному ансамблю и пейзажу
  • (Зиккурат - это высокая башня, опоясанная выступающими террасами и создающая впечатление нескольких башен, уменьшающихся в объеме уступ за уступом. За уступом, окрашенным в черный свет, следовал другой, естественного кирпичного цвета, а за ним - побеленный.)
  • 3. магический образ Зверя
  • 4. культ небесных светил

Зодчие:

Навуходоносор, Арадаххеш

Висячие сады Семирамиды. 6 в до н.э.

Висямчие садым Семирамимды - одно из Семи чудес света. Более корректное имя для этого сооружения - Висячие сады Амитис (по другим источникам - Аманис): именно так звали жену вавилонского царя Навуходоносора II, ради которой сады были созданы. . Предположительно располагались в древнем государстве Вавилон, возле современного города Хилла.


Висячие сады Семирамиды. 6 в до н.э.

Устроены сады были в виде пирамиды с четырьмя платформами-ярусами, опирающимися на 20-метровые колонны. Самый нижний ярус имел форму неправильного четырехугольника, длина которого в разных частях варьировалась от 30 до 40 метров

Издалека пирамида выглядела, как вечнозеленый и цветущий холм, купающийся в прохладе фонтанов и ручейков. В полостях колонн были расположены трубы, и сотни рабов постоянно вращали специальное колесо, подающее воду к каждой из платформ висячих садов.

Расцвет садов Семирамиды длился около 200 лет, после чего во времена гегемонии персов дворец пришел в запустение. В нем лишь изредка останавливались цари Персии во время редких поездок по империи. В 4 м веке дворец был облюбован Александром Македонским в качестве резиденции, став последним местом его пребывания на земле. После его смерти 172 обставленные с роскошью комнаты дворца окончательно пришли в упадок - за садом окончательно перестали ухаживать, а сильные паводки повредили фундамент, и сооружение рухнуло. Находилось это чудо в 80 километрах к юго-западу от современного Багдада, на территории Ирака

Сады Древней Греции

Историческая справка

В Древней Греции садовое искусство связано с завоевательными походами Александра Македонского. В древнегреческий ландшафтный дизайн было включено азиатское садовое искусство.

Самыми распространенными и свойственными исключительно для Древней Греции видами озеленения являлись такие как герроны, больше популярные кА божественные рощи, частовладельческие сады и философские сады. Причем, герроны в большинстве случаев носили исключительно мемориальный характер, их использовали в процессе создания различных архитектурных сооружений, скульптур, а также лесных массивов с источниками.

Главные принципы градостроительства Аристотеля (IV в. до н.э.), считавшего, что проектирование и населенного пункта, и парка должно рассматриваться не только как комплекс технических вопросов, но и с точки зрения художественности: «Город должен строиться так, чтобы обеспечить людям безопасность и в то же время сделать их счастливыми».

Особенности:

  • 1. сочетание природных композиций с малыми архитектурными формами.
  • 2. Сады обустраивались прямолинейными дорожками и аллеями, украшались вазами, колоннами, скульптурой.
  • 3. В садах и парках создавались искусственные водоемы, фонтаны и источники.
  • 4. Равновесие и симметрия
  • 5. использовали террасирование

Зодчие:

Лисикрат, Скопас, Фидий

Афинский акрополь. II век до нашей эры

Афимнский акромполь - акрополь в городе Афины, представляющий собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (ок. 300 м в длину и 170 м в ширину).

Уже во времена архаики здесь располагались величественные храмы, скульптуры, различные предметы культа. Акрополь также называют «Кекропс» (Kekrops) - в честь Кекропса, который по легенде был первым царем Афин и основателем Акрополя.


План Афинского акрополя

в Акрополе велось большое строительство. При тиране на месте царского дворца был построен храм богини Афины В 480 году до н.э. во время греко-персидских войн храмы Акрополя были разрушены персами.

В 447 году до н.э. по инициативе на Акрополе началось новое строительство; руководство всеми работами было поручено знаменитому скульптору которому, видимо и явился автором проекта, лёгшего в основу всего комплекса, его архитектурного и скульптурного облика.

Афимнский акромполь

После провозглашения независимости Греции в ходе реставрационных работ (в основном в конце XIX века) по возможности был восстановлен древний облик Акрополя: ликвидирована вся поздняя застройка на его территории, заново выложен храм. Рельефы и скульптуры храмов Акрополя находятся в Британском музее (Лондон), в Лувре (Париж) и Музее Акрополя. Остававшиеся под открытым небом скульптуры сейчас заменены копиями.

Сады Древнего Рима

Историческая справка

Создавались под влиянием древнеегипетской, персидской и древнегреческой садовой техники.

Частные римские сады были обычно разделены на три части. Первая - открытая терраса, которая была соединена с домом портиком. Вторая часть - была садом с цветами, деревьями и служила для прогулок и созерцания. Третья часть - представляла собой аллею.

В древнеримских садах использовались сложные гидротехнические сооружения - искусственные водоёмы и фонтаны.

Различные версии устройства римских садов использовались в римских поселениях в Африке, Британии.

Принципы оформления римских садов позднее применялись в садово-парковом искусстве эпохи Возрождения, барокко, неоклассицизма.

Особенности:

  • 1. Здесь формируются такие сады, как священные рощи, общественные сады, сады при виллах, сады-ипподромы, сады-перестили.
  • 2. В объеме жилого дома находились внутренние дворы, окруженные колоннадой. Они оформлялись цветами, кустарниками, скульптурой, снабжались водой.
  • 3. Большинство садов устраивались на террасированных склонах, их украшали цветами, скульптурой, различными архитектурными сооружениями и фонтанами.
  • 4. Именно в ландшафтном дизайне Древнего Рима появились перголы, аллеи, топиарное искусство (фигурная стрижка).
  • 5. Регулярная планировка

Зодчие:

Юлия Домна, Гней Помпей

Плодовое садоводство в Риме

План сада Древнего Рима

Кроме декоративного сада, в римских виллах, как и у греков, имелись плодовые деревья, виноградники и огород. Но и этим насаждениям римские садовники придавали декоративный вид. Прямые аллеи, обсаженные ирисом, гвоздикой, гладиолусами, маком, разделяли фруктовый сад и огород на правильные участки.

Плодовое садоводство в Риме стояло тогда на таком высоком уровне, что садовники делали сложные прививки одних растений на другие.

Сады для гулянья


Подстрижка деревьев в Древнем Риме

Прогулочный сад начинался от террасы и ее лестниц. Прямые симметричные дорожки и аллеи были выложены каменными плитами и обсажены небольшими деревьями, группами кустов (роз, мирты, олеандра, жасмина, граната) и окаймлены изгородью из букса, лавра, розмарина.

Вилла Адриана

Наиболее крупная и богатая вилла «Тибуртина» принадлежала императору Адриану, созданная уже в серебряном веке Рима (121 - 131 гг.). Она находилась в 25 километрах к востоку от Рима, около Тиволи. Для этой виллы уничтожали горы, прорезывали ущелья, насыпали холмы, создавали искусственные озера, - словом, рабы переделывали природу, украшая сады по выработанному плану красивыми ландшафтами.


Вилла Адриана. Храм Венеры

Наряду с прекрасными копиями Адриан собрал в своей вилле и подлинные произведения греческого искусства. Это действительно была вилламузей. Вилла, или вернее, целый город великолепных зданий занимал площадь около 5 кв. километров и был окружен стеною в 9 метров высотой.

Древние постройки виллы Адриана грандиозны и величественны, как грандиозны в Риме Колизей, храм Венеры и термы (бани) Каракаллы.

Среди развалин виллы сохранились великолепные уголки: то кольцевой водоем среди здания, окруженный колоннами, то мозаичный пол, то высокая стена - и за ней узкая аллея темных остроконечных кипарисов.

Вдали темно-зелеными зонтами стояли пиннии - итальянские сосны, высокие кипарисы, ливанские кедры с плоскими кронами и рощи серебристых олив с их растрескавшимися стволами. Нет только цветов, которых, вероятно, когда-то здесь было очень много.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Департамент образования города Москва

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего специального образования

Московский колледж архитектуры и градостроения

По дисциплине: «История ландшафтной архитектуры»

На тему: «Устройство садов Древнего Египта»

Выполнил: Балашова А. Е.

Проверил: Миленина Л. М.

Москва 2014-15 уч. г.

1. Парково-храмовый комплекс

В IV тысячелетии до н.э. как самостоятельное государство, был основан Древний Египет. Его развитие тесно связано с долиной реки Нил, покрытой плодородным илом благоприятным для земледелия. В долинах Нила росли небольшие рощи платана, грецкого ореха, финиковой пальмы, инжира, тамарикса, тополя, смолистого дерева. Но этого было не достаточно для полноценного комфорта. Необходимым было создание садов, приносивших прохладу и тень. "Он беден, у него нет тени" - так говорят древние тексты. Отсутствие тени - одно из тягчайших бедствий неимущего населения этой страны. Устройство садов в условиях жаркого климата требовало искусственного орошения. Инжир, шелковица, миндаль, финиковые пальмы, виноград выращивали вдоль правильной, прямоугольной сети каналов, диктовавшей создание прямоугольных, симметрично распланированных садов.

Характерная особенность египетских садов состояла в том, что овощи и цветы занимали практически все свободное пространство между деревьями. Египетские садовники занимались не только культивацией, но и выгонкой ландышей, левкоев и роз. В египетских садах росли резеда, маки, васильки, ромашки, лилии, хризантемы. Цветок лилии был символом надежды и краткости жизни, из него добывали благовонное масло. Цветы широко использовали для художественного оформления празднеств, из них плели венки и гирлянды. А в период царствования царицы Клеопатры (69- 30 гг. до н. э.) особое внимание уделялось выращиванию разнообразных роз.

Рис. Первый храмово-парковый комплекс

Заупокойные храмы Ментухотепов (2160-2000 гг. до н. э.) и царицы Хатшепсут (1520-1500 гг. до н. э.) были первыми известными нам храмово-парковыми комплексами Древнего Египта. Именно они обеспечили ему прочное место в истории всемирной культуры. Храмовые террасы украшали садами, в которых пруды часто были центром композиции. Портики храмов покрывали рельефами, из которых видно, что, помимо большого количества сокровищ, из дальних странствий привозили деревья в кадках, диковинные плоды и другие редкости. В период расцвета Фив - древней столицы Египта, садовое строительство достигло особого размаха. В Фивах строили роскошные виллы с садами и прудами, окруженные стенами. Центром композиции являлся прямоугольный бассейн, иногда довольно внушительных размеров (60X120 м). В прудах росли водные растения, плавали птицы. Главное здание всегда помещалось на центральной композиционной оси. Все элементы сада - аллеи, пруды, цветочные клумбы, виноградники, открытые павильоны - были связаны в единый композиционный ансамбль. Это позволяет предположить, что сады создавали по заранее разработанному плану. Строителями египетских садов учитывались соотношения не только между отдельными элементами сада, но и между шириной аллеи и высотой деревьев. Городские улицы были прямыми, узкими, плотно застроенными. Пальмы и другие растения зачастую высаживали на крышах домов.

2. Ахетатон

Но были в столицах Египта и улицы для религиозных процессий, шириной от 40 до 60 м (улица Великого жреца в Ахетатоне). Эти улицы, ведущие к храму, всегда обсаживались пальмовыми аллеями, чтобы скрыть хаотичную застройку. Вдоль главных улиц Ахетатона находились вырытые прямоугольные ямы, по которым мы можем судить о наличии пальмовых аллей. Помимо прочего, для поливки деревьев и кустарников в Ахетатоне были устроены колодцы.

3. Принципы устройство сада в Древнем Египте

Для древнеегипетского сада было характерно органичное слияние религиозных, утилитарных и эстетических функций. В целом в Древнем Египте сформировалось садовое искусство с четкими композиционно-планировочными канонами:

Регулярным планом, включающим осевое построение композиции и использование симметрии; египетский сад орошение дерево

Формирование замкнутых композиций;

Наличие водоемов как неотъемлемой, а часто и главной части сада;

Использование ритма как композиционного приема;

Применение аллейных и рядовых посадок;

Использование экзотов в ассортименте древесных растений.

Шадуф - водоподъемное сооружение типа журавля в Древнем Египте.

Он представлял собой рычажное устройство. К одному концу длинного шеста крепилось ведро, к другому груз.

Рис. Посадка деревьев

Поскольку города лежали на песочных холмах, ямы перед посадкой деревьев наполняли плодородной землей, доставленной с берега Нила.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    История возникновения японских садов. Японский сад как образ живой природы. Особенности садового искусства в Японии. Место камней и воды в ландшафте. Устройство пруда. Проектирование сада. Методика формовки растений и их расположение. Современные стили.

    курсовая работа , добавлен 19.01.2016

    История зимних садов начинается в Древнем Египте. На египетских изображениях, которым более 3000 лет, хорошо видны маленькие деревья и кустики в каменных вазах и лотках. Несколько тысячелетий насчитывает искусство бонсай, зародившееся в Китае.

    реферат , добавлен 25.12.2004

    История возникновения японских садов как образа живой природы, процесс формирования их типологических черт. Особенности садового искусства в Японии. Сад камней: камень в японской культуре. Вода как второй главный компонент сада. Мох - необходимый атрибут.

    курсовая работа , добавлен 20.09.2015

    История возникновения садово-паркового искусства Японии. Восточная философия, стилистика и разновидности японских садов. Значение, особенности и принципы проектирования сада. Внутренний смысл композиций из камней, декоративных элементов, растений.

    реферат , добавлен 20.06.2015

    История создания садов и парков Санкт-Петербурга. Планировка и строение парков Царского Села, парков Петергофа, садов Каменного острова и Стрельны, Гатчинских парков. Особенности Нижнего сада Меншиковского дворца в Ораниенбауме. План Каменного острова.

    курсовая работа , добавлен 08.01.2014

    Обобщение основных элементов оформления сада. Отличительные черты голландских барочных садов, для которых была характерна пышная растительность, проявляющаяся в широком применении зелени для проектирования аллей, беседок, трельяжей, живых изгородей.

    реферат , добавлен 23.11.2010

    История появления каменистых садов в России. Понятие содержания пропорции, соразмерности в природе. Основные элементы озеленения и благоустройства территории. Малые архитектурные формы. Композиция холмистого сада. Инвентаризация существующих насаждений.

    дипломная работа , добавлен 28.09.2014

    Исторический опыт озеленения городских территорий, этапы развития садово-паркового искусства. Классификация зеленых насаждений по их назначению. Проблематика озеленения городских территорий. Породы деревьев и кустарников, применяемых в озеленении.

    реферат , добавлен 31.01.2012

    История создания и архитектурные особенности палат Аверкия Кириллова как типичного образца московских построек допетровской России. Архитектурное устройство комплекса и его внешний вид. Описание внутреннего убранства, историческая ценность построек.

    реферат , добавлен 15.06.2014

    Основные способы защиты помещений от атмосферных осадков и устройству кровли. Особенности технологической карты на устройство дощатых полов. Рассмотрение особенностей укладки чистого пола по лагам, знакомство с применяемыми материалами и изделиями.

Глава «Сады Древнего Египта». «Сады через века». Рандхава М.С. Перевод с английского: Ардашникова Л.Д., издательство «Знание», Москва, 1981 (Mohindar Singh Randhawa, "Gardens Through the Ages", Macmillan Co. Delhi. India. 1976)

Коренные сельскохозяйственные преобразования пришли из Месопотамии в Египет примерно в 4600 г. до н. э.

Египет в эпоху, предшествовавшую древнему царству, представлял собой страну с высокоразвитой цивилизацией. История сохранила нам множество подробностей, свидетельствующих о тогдашнем уровне его культуры.

Вдоль берега Фаюмского озера в V тысячелетии до нашей эры находились поселения. Уровень воды в озере был на 180 футов выше, чем в настоящее время. Жители выращивали пшеницу двузернянку, ячмень, лен, из которого ткали полотно; содержали домашних животных: овец, коз и свиней. Они пользовались серпами с кремневыми наконечниками и каменными топорами.

Важнейшей составной частью цивилизации Египта являются его искусство и особенно архитектура и скульптура. Их отличают великолепие, величавость, монументальность. Арка, свод, колонна стали вкладом Египта в архитектуру мира. Уилл Дурант в своей книге «История цивилизации» отмечает, что в истории скульптуры нет ничего более прекрасного, чем диоритовая статуя фараона Хефрена, брата знаменитого Хеопса, которая находится сейчас в Каирском музее. Статуя дошла до нас почти неповрежденной; высеченная из труднообрабатываемого камня, она живо свидетельствует о своеобразии творческого почерка ее создателя.

Судя по данным археологии, в Древнем Египте было широко распространено садоводство. Фрукты, семена и части растений обнаружены в местах погребений. Многие растения изображены на надгробных памятниках. Рисунки свидетельствуют, что у египтян существовали сады двух видов: светские и сады при храмах.

Известен сад при храме Амона-Ра в Карнаке, который существовал еще со времен правления Тутмоса III, примерно с 1500 г. до н. э. Этот расположенный террасами сад - лишнее подтверждение проникновения метода ландшафтной планировки из Месопотамии в Египет.

Священными деревьями в Египте считались сикамор античный, можжевельник, тамариск и нильская акация. Сикамор античный связывали с именем Нут - богини неба. На некоторых памятниках изображены крестьяне, складывающие к подножию сикамора жертвоприношения: фрукты, овощи, воду в кувшинах.

Умирающий и воскресающий Осирис был в представлении древних богом плодородия и царем загробного мира. В Дендорахе деревом Осириса считалось хвойное. Гроб с его телом изображался как бы внутри дерева. Шишку сосны, часто фигурирующую на памятниках, трактуют как жертвоприношение Осирису. Манускрипт, хранящийся сейчас в Лувре, повествует о том, что кедр возник по воле бога плодородия.

Сикамор и тамариск также считались деревьями Осириса: в посвящениях говорится, что бог плодородия отдыхал под этими деревьями. А его мать, богиня неба Нут, часто изображалась на фоне сикамора. В погребении в Диосполис Нарва изображен тамариск, поникший над саркофагом Осириса. Некоторые из скульптур в огромном храме в Фивах изображают тамариск и двух человек, льющих на него воду. Древние ваятели, очевидно, хотели сказать этим, что Осирис был почитателем деревьев. Предание гласит, что Осирис запрещал повреждать фруктовые деревья и перекрывать источники воды, которые так важны для орошения жарких южных земель.

Имеются данные, подтверждающие, что каждый храм имел свое священное дерево и свои священные рощи. Сохранились записи, из которых явствует, что редкие растения привозились из завоеванных стран как ценная добыча; корни растений аккуратно упаковывались в ящики с землей, а потом «трофеи» высаживались вокруг храмов и дворцов.

В египетской символике и украшениях изображение лотоса встречается повсюду. Миф повествует, что из цветка лотоса родился Гор - восходящее солнце; лотос был символом воскресения. На алтаре жертвоприношения всегда лежали цветки лотоса.

Дворцы и дома богатых вельмож и жрецов обычно располагались среди садов или участков, засаженных деревьями и окруженных стенами.

Изображения в усыпальнице Нембамунов (около Фив) дают ясное представление о светском саде. Здесь растут кувшинки, васильки и маки; отчетливо видна аллея из финиковых пальм, чередующихся с сикаморами.

Выращивали египтяне и инжир. Одна из картин запечатлела обезьян, собирающих инжир. Это позволяет предположить, что египтяне, как и малайцы, обучали обезьян собирать фрукты с деревьев.

На некоторых картинах изображены перголы - беседки, увитые виноградом. Во времена восемнадцатой династии египтяне выращивали черный, пурпурный, красный, белый и бледно-зеленый виноград, культивировали гранат, росший дико в Гималаях, Афганистане, Персии и Палестине. У древних египтян были очень популярны арбузы, цикорий и лук. Крокусы, мак, кувшинки, шафран, лилия белая выращивались в основном как лекарственные растения, а иногда и просто для красоты.

Как обеспечивалось водоснабжение? Египтяне создали систему каналов. Огромные сады фараонов и знати орошались каналами, по которым шла вода из Нила. Маленькие сады снабжались водой из колодцев, аналогичных тем, которые используются в Индии: уравновешенная перекладина, действующая как рычаг для поднятия воды.

Крупный вклад в дело интродукции растений и садоводства внес Рамсес III (1198- 1166 гг. до н. э.). Во времена его правления стали практиковать посадку небольших деревьев и кустарников в крупные декоративные глиняные вазы. Позднее эта практика была заимствована Римом и садоводами итальянского Ренессанса.

В период правления Рамсеса III было создано 514 садов. Главным их назначением было обеспечение храмов маслом, вином, древесиной и ароматическими травами. Но наряду с этим сады играли не менее важную декоративную роль.

gastroguru © 2017