Папские индульгенции. Значение слова «индульгенция. Современная практика предоставления И


ИНДУЛЬГЕНЦИЯ (лат. indulgentia , «милость», «прощение»), в римско-католической церкви - частичноеили полное освобождение (разрешение) церковью верующего от наказания за грехи, и на этом основании - от соответствующего искупительного действия, покаяния, налагаемого на грешника священником. Основанием для индульгенции в средние века были совершениеверующим какого-либо деяния (например,паломничества к святым местам) или приравненная к нему уплата определенной денежной суммы в пользу церкви.


В раннее средневековье, период перехода от публичного покаяния к частному (VI -Хвв.) формируются предпосылки будущей практики индульгенции. Систематизация исповедально-покаянного цикла, а также попытки, в условиях учащения исповеди, сократить чрезмерно длинные и тяжелые покаянные циклы,вели на практике к коммутации покаяния.Различные виды покаяния становятся, такимобразом, взаимозаменяемыми, что в свою очередь вело к определенному изменению отношения к покаянию как таковому. Другой предпосылкой возникновения индульгенции было то, что впроцессе покаяния грешника важная роль отводилась заступничеству (посредничеству)церкви. В результате развития и взаимодействия этих элементов церковной практики и появляются первые индульгенции (впервые - в XI в. во Франции). В них церковь (папы, епископы) официально, юридическим актом, заверялаверующих в своем заступничестве и на этомосновании прощала часть или все покаяниеотдельному лицу. В отношении этих, «ранних», индульгенций считалось, что они действенны благодаря особой заступнической молитве за прегрешившего. Эффект индульгенции, такимобразом,был, как предполагалось, равносилен результату того или иного покаяния, как если бы оноимело место. Вместе с тем переход к практике индульгенций был медленным, и в течение долгоговремени они рассматривались зачастую какуступка несовершенствулюдей, не способныхна трудную искупительную работу. Историческим поворотным пунктом в развитиипрактики индульгенций было начало крестовых походов, всем участникам которых даровалось полное отпущение грехов - т.н. indulgentia plenaria.


С развитием практики дарования индульгенции значительную эволюцию претерпело отношениек ним теологов. Если ранние схоласты (Абеляр, Петр из Пуатье) подвергали практикуиндульгенций критике, то уже в кон. XII в. появляетсяряд авторов, выступивших в ее пользу; однако детальной богословской базы практикииндульгенций ими разработано не было. Новая фаза богословского обоснования индульгенций связана сразвитием учения о «сокровищнице церкви».Согласно этому учению, «сверхдолжные»заслуги Христа, Богоматери и святых составляют некий запас, из которого могут черпатьостальные христиане. Распоряжается этим запасом папа римский. Учение о «сокровищнице церкви» изменило богословское восприятие природы индульгенций: они приобрели силу юридического акта, посредством которогопапа распоряжался «сокровищницей». Теория эта получила развитие в трудах выдающихся теологов XIII в. - Альберта Великого, Бонавентуры и, в особенности, ФомыАквинского. В ХШ-ХIV вв. индульгенций постепенно переходят в исключительное ведение папства; этотпроцесс завершился в 1343 г. принятием теории «сокровищницы церкви» в качестве официальной церковной доктрины католицизма

В позднее средневековье количество индульгенцийрастет; при этом объем предписываемой искупительной работы (некоторое количество которой по-прежнему остается обязательным условием индульгенций) в целом уменьшается: так, в этомкачестве могло предписываться посещениехрама, прочтение нескольких молитв и т.д.

По теории Фомы Аквинского, «снявшего» в своем учении об индульгенций исключительноважные вопросы об эквивалентности эффекта индульгенций стремлению достигнуть искупленияколичеству труда покаяния и его результату и т.д., индульгенциидействуют только потому, что церковь обладает «избыточными» заслугами иможет ими распоряжаться; нет прощениягреха как такового, но святость одних превышает греховность других, что делает возможной индульгенцию. Авторитетные сторонники индульгенций приводили в их пользу следующий довод: индульгенций значительно облегчают спасение грешников,ибо те из них, кто стремится к искуплению,не в силах его достигнуть, поскольку самаприрода толкает людей на новые прегрешения. Нередко утверждалось также, как, например, в «Откровениях» св. Бригитты Шведской, что индульгенций неизмеримо более значимы для спасения человека, нежели личнаяправедность и духовные подвиги.

В позднее средневековье система индульгенций усложняется. В сер. XV в. появляются индульгенции для усопших. Тогда же распространяются т.н. «масляные грамоты» - разрешения, за особую плату, употреблять в пищу яйца и молочные продукты в постные дни. Все большее хождение получает практика дарования особых индульгенций монашеским орденам - францисканцам, доминиканцам, кармелитам. Появляются легенды о чудесном даровании индульгенций по божественному велению; согласно одной из подобных легенд, такое повеление получил однажды Франциск Ассизский от Христа и Девы Марии.

Известную деформацию претерпело на протяжении средневековья и представление о том, от чего освобождают индульгенции. Еще в XI в., ввиду недостаточной теоретической разработанности вопроса об отпущении грехов, происходит смешение понятий избавления отнаказания (poena ) и от самой вины (culpa ), т. е. от греха. По логике вещей избавление от самих грехов должно происходить в результате таинства исповеди. В ХП-ХIII вв. в текстах индульгенций появляются четкие оговорки, чтоиндульгенции даруются «сердечно покаявшимся и устно исповедовавшимся». Однако приблизительно с сер. XIII в. как в работах ученых богословов, так и в сознании людей утверждается представление, что индульгенции (по крайней мере в определенных случаях) могут избавлять «от вины и наказания» (a culpa et poena ),т.е. прощать и сам грех. В массовом сознанииэто представление распространялось на все индульгенции, чему немало способствовали как злоупотреблявшие своей должностью специальные священники - распространители индульгенций (т.н. квестарии), так и нередко сами папы, стремившиеся, в поисках доходов, удовлетворить спрос на «легкое» прощение грехов.


Практика дарования индульгенции «a culpa et poena » (а в более широком смысле - тогдашняя практика индульгенций вообще) вызывала критику независимых умов средневековья (Уиклифа, Гуса) и в целом была предметом напряженных дискуссий внутри католической церкви. На протяжении средневековья учение об индульгенции так или иначе отвергалось последователями различных, в том числе откровенно еретических учений - катарами, вальденсами, лоллардами, фратичелли и др. В широких слоях населения, а нередко и со стороны официальной церкви, вызывали осуждение такие злоупотребления квестариев, как продажа фальшивых индульгенций, а также фальшивых реликвий, сопровождаемая подчас запугиванием, угрозами отлучения от церкви и осуждения на вечные муки. В XV в., в преддверии Реформации, многие вопросы, связанные с практикой индульгенций, становятся предметом широкого обсуждения среди образованного духовенства. Вопрос об индульгенциях был одним из ключевых в критике католической церкви европейскими гуманистами и реформаторами. На Тридентском соборе в 1563 г. католическое духовенство осудило практику использования индульгенций как средства пополнения казны, при этом, однако, практика индульгенций была утверждена; учение об индульгенциях. получило на соборе развернутое изложение. В дальнейшем роль индульгенций в католической церковной практике снижается. В римско-католической церкви практика индульгенций существует и поныне, однако в исправленном и очищенном от известных меркантилистских соображений виде и без придания им того исключительно важного значения, которое было характерно для высокого и позднего средневековья.

В Великий пост, когда каждую пятницу в католических храмах совершается молитва Крестного пути, у верующих есть возможность получить индульгенцию. Для чего она нужна и как ее получить, рассказывает настоятель гомельского прихода отец Славомир Ласковски.

Индульгенция в Католической церкви сейчас, как и была всегда, - это благодать, которую получаем от Господа, чтобы искупить кару за грехи. Наша вина искуплена через отпущение грехов на исповеди, но все последствия греха остаются, и нам нужно принять страдание за эти грехи. А индульгенция позволяет получить от Бога прощение кары. Также полученную индульгенцию можно отдать своим близким умершим и таким образом сократить время их пребывания в Чистилище. То есть, индульгенцию можно получить или для себя, или для кого-то из усопших при условии: одна индульгенция - за одного человека. Следующая индульгенция - за другого человека и так далее.

Как можно получить индульгенцию?

Для этого нужно выполнить определенные условия. Это может быть паломничество в святое место, которых много как в Беларуси, так и в соседних странах. Также это может быть участие в престольных праздниках, духовных упражнениях, Крестном пути, посещение кладбищ после Дня всех святых. Также для получения индульгенции обязательно нужно находиться в состоянии благодати (исповедь и причащение, отсутствие привязанности к грехам) и помолиться в интенции Папы Римского.

Существует ли какое-либо подтверждение получению индульгенции?

Никакое материальное подтверждение, к примеру, в виде документа, полученной индульгенции не дается: человек сам понимает, получил ли он индульгенцию. Если есть сомнения, можно подойти к священнику и спросить. За деньги, за милостыню индульгенцию, конечно, купить нельзя - такое большое нарушение было в Средние века, ведь со всего можно сделать религиозный формализм. Просто заплатить деньги, а свою жизнь не менять - безусловно, это ничего не даст.

Напомним, в Средние века практика предоставления индульгенций нередко приводила к значительным злоупотреблениям, к примеру, раздаче за денежные пожертвования. Злоупотребления индульгенциями послужили поводом для протеста Лютера и для начала реформационного движения. В 1567 году папа Пий V запретил любое предоставление индульгенций, включающее какие-либо денежные расчеты.

Итак, подытожим: индульгенция - это освобождение от временной кары за грехи, в которых грешник уже покаялся, и вина за которые уже прощена в таинстве исповеди. Индульгенция может быть частичной или полной, в зависимости от того, освобождает ли она частично или полностью от временной кары за грехи. Каждый верующий может получать индульгенции как для себя так и за умерших. Полная индульгенция дается при обязательном соблюдении следующих условий:

- Исповедь

- Причащение

- Молитвы в интенциях Папы

- Совершение определенных действий, с которыми Церковь связывает получение индульгенции (молитвы, служение милосердия, свидетельство веры)

В своей судебной практике Бейт дин, когда ему случается привести еврея к присяге, имея в виду существующие индульгенции, приходит в смущение от трудности обеспечить за евреем верность присяги и поэтому предварительно требует исполнения ее, чтобы он формально и торжественно уничтожил, отрекся от всех родов индульгенций, к которым он прибегнет, а может, и прибегнул уже в подрыв присяге [неавторитетный источник? ]

Примечания

Литература и источники

  • Катехизис католической церкви . Ст. 1471
  • «Индульгенция» //Католическая энциклопедия. Т. 2, Издательство францисканцев. М, 2005.
  • Е. В. Казбекова, В. В. Тюшагин, М. С. Иванов. Индульгенция // Православная Энциклопедия. Т. 22
  • А. Д. Щеглов. Индульгенция // Словарь средневековой культуры. М., 2003, с. 187-189

Ссылки

  • Предоставление индульгенций на сайте Святого Престола (лат.)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Индульгенция" в других словарях:

    - (лат. indulgentia, от in в, и dulcis сладкий). Отпущение грехов, даваемое папами при соблюдении некоторых условий; проща (добыть прощу). Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ИНДУЛЬГЕНЦИЯ лат. indulgentia … Словарь иностранных слов русского языка

    - (от латинского indulgentia милость), в католической церкви полное или частичное отпущение грехов, а также свидетельство об этом … Современная энциклопедия

    - (от лат. indulgentia милость) в католической церкви полное или частичное отпущение грехов, а также свидетельство об этом. Широкая торговля индульгенцией (с 12 13 вв.) явилась средством обогащения духовенства … Большой Энциклопедический словарь

    - (по латыни милость) в католической церкви полное или частичное прощение грехов, которое давала церковь верующему, а также свидетельство, выдаваемое церковью по случаю отпущения грехов. В 12 13 вв. католическая церковь вела широкую торговлю… … Исторический словарь

    ИНДУЛЬГЕНЦИЯ, индульгенции, жен. (лат. indulgentia прощение) (ист., церк.). В католической церкви папская грамота об отпущении грехов, выдаваемая за плату верующим. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ИНДУЛЬГЕНЦИЯ, и, жен. У католиков: отпущение грехов, а также грамота о таком отпущении, выдаваемая за особую плату церковью от имени папы римского. Выдать, дать индульгенцию кому н. (также перен.: дать разрешение на какие н. действия, поступки;… … Толковый словарь Ожегова

    Жен., лат. выдаваемые папою прощения, отпуски грехов прошлых, а иногда и будущих; наши униаты называли это прощею; добыть прощу. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

    Сущ., кол во синонимов: 2 грамота (14) отпущение грехов (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Ближайшим образом означает разрешение от наложеннойцерковью эпитимии. Первоначально церковные наказания состояли впубличном, по большей части годичном покаянии, посредством которогосогрешивший и исключенный из общины должен был доказать… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Индульгенция. Определение ее следующее - это полное или частичное освобождение от наказания за совершенные грехи, которое дает церковь верующему. самое отпущение греха) давалось обычно во время исповеди. Почему нужно было вводить такое сложное понятие? Придет верующий к

священнику. Покается. Священник назначит ему наказание. Верующий выполнит. И будут ему прощены все прегрешения. Так было в обычных условиях. Но все чаще стали возникать такие ситуации, когда еженедельное посещение Храма становилось невозможным. Например, повсеместно находились верующие, желающие предпринять паломничество к Святым местам. Что делать в этом случае? Не покаяться - немыслимо. Но в паломничестве нет ничего не угодного Богу.

Было придумано понятие «индульгенция»

Это своеобразное отпущение грехов наперед. То есть человек, заплатив определенную сумму, передавал церкви свою обязанность искупать грехи. За него это делали уже священники и монахи, выполняя его «наказание». При этом верующий освобождался от обязательного посещения Церкви, так как возможности такой он в путешествии не имел. Вроде все совершенно логично. Человек заплатил за то, чтобы его духовные обязательства выполняли церковные

служащие, в то время как он сам будет занят другими богоугодными делами.

Значение слова индульгенция

Латинское indulgentia переводится как «милость» или «прощение». Эта привилегия не даровалась просто так. Для того чтобы получить свиток (а индульгенция была письменным документом), нужно было иметь достаточно серьезные основания. Если на начальных этапах с причинами, по которым верующий просил «милость» очень серьезно разбирались (к таковым относились: паломничество, участие в крестовых походах и некоторые иные), то со временем индульгенцию стало возможным получить любому желающему за мзду. Деньги жертвовались на нужды церкви. Таким образом, со временем стало возможным несколько перефразировать понятие: индульгенция - это получение искупления еще не совершенного греха за денежное вознаграждение. Но этот смысл понятие обрело не сразу.

Расцвет индульгенции

С момента введения понятия фактически его использовали очень редко, считая, что покаяние должно все же совершаться лично. Допускать перекладывание этого ответственного поступка на чужие плечи Церковь не хотела. Только в очень редких случаях человеку могла быть выдана индульгенция.

Это считалось своеобразным доказательством несовершенства человека. Он слаб и грешен. Нечастыми случаями использования индульгенции Церковь только подчеркивала этот факт. А вот во времена все резко изменилось. Множество воинов Церкви отправлялись в дальние страны с богоугодной миссией. Мало того, что они лишались возможности выполнять покаяние, так еще и грехов за время похода у них скапливалось бесчисленное множество. Таким образом, каждый, кто отправлялся в поход во имя Христа, получал от Церкви отпущение всех грехов, которые он совершит во время странствия.

Расширение понятия

В средние века «покаяние» уже выдается не только путешественникам. Так как в широком смысле «индульгенция» - это «милость», то ее начинают использовать в менее принципиальных случаях. Так появляется возможность «купить» себе право употреблять яйца в пост. Особую «милость» получали Со временем само понятие индульгенции сильно изменилось. Оно воспринималось не как покаяние, а как разрешение Церкви на совершение любого греха. Стали считать, что документ освобождает не только от искупления, но и от самого неугодного Богу деяния. Такая позиция вызывала большую критику со стороны просвященных умов.

Индульгенции как возможность избежать "мести" Бога, индульгенции как способ "заплатить за грехи", индульгенции как смягчение жестоких церковных наказаний, ужасные злоупотребления индульгенциями как начало периода реформации, индульгенции как стимул участия в крестовых походах, индульгенции как политическое оружие папы.

Индульгенция 1517 год

Согласно католическому учению, средством избавления от вечных мук в чистилище, является индульгенция , что в переводе с латыни означает «послабление», «милость», «снисхождение». Согласно современному католическому катехизису «Индульгенция - это отпущение перед Богом временной кары за грехи, вина за которую уже заглажена в Таинстве исповеди. Отпущение получает христианин, имеющий надлежащее расположение, при определенных обстоятельствах через действие Церкви, которая, как распорядительница плодов искупления, раздает удовлетворение из сокровищницы заслуг Христа и святых и правомочно наделяет ими» . Индульгенция ближайшим образом означает разрешение от наложенной церковью епитимии. Корни такого церковного обычая лежат в гражданском римском праве.

Первоначально раскаяние было публичным и его нужно было доказывать «добрыми делами»

Первоначально церковные наказания состояли в публичном, по большей части годичном покаянии, посредством которого согрешивший и исключенный из общины должен был доказать искренность и твердость раскаяния. «Уже на Никейском Соборе ( г.) епископы получили право сокращать время, назначенное для покаяния, тем отлученным, которых чистосердечное раскаяние было доказано» .

Доказательством раскаяния могли служить добрые дела, пост, молитва, милостыня, путешествия к св. местам и т. д., совершенные добровольно или возложенные раньше за маловажные проступки, открытые в тайной исповеди священнику. Этим «добрым делам» приписывалось очень большое значение, в ущерб учению о божией благодати.

По языческо-германским понятиям нужно было «удовлетворить» пострадавшую сторону и тем самым избежать мести

Оставалось сделать один шаг, чтобы признать «добрые дела» удовлетворением за совершенный грех; это и случилось в западной церкви, под влиянием германских правовых понятий. По языческо-германским понятиям можно было «причиненное кому-либо зло, даже убийство, искупить возмездием» , т.е. добровольным деянием, которое было бы эквивалентно достоинству потерпевшего или важности преступления. Пострадавшая сторона получала, таким образом, удовлетворение и отказывалась от принадлежащего ей права мести.

Это подход стали использовать и в отношении Бога

Этот гражданский правовой обычай, перенесенный на религиозные отношения, вызвал представление об удовлетворении Бога, как пострадавшей стороны. «Древнегерманские законодательства, оставаясь верными своему гражданско-правовому характеру, дозволяли не только перенесение наказания на другое лицо, но даже замену его денежною вирою» , по определенному тарифу.

Церковь, сама страдавшая внешним формализмом и неспособная изменять грубое народное воззрение, нашла в нем опору для того, чтобы добиться, по крайней мере, внешнего признания своей дисциплинарной власти.

Варварская жестокость обычных в Англии и других странах церковных наказаний требовала их смягчения посредством какой-нибудь замены

Варварская жестокость обычных в Англии и других странах церковных наказаний наглядно показывали необходимость их смягчения посредством какой-нибудь замены. «В конце VII в. из Англии пошли в обращение так называемые исповедные книги, которые рекомендовались священникам, как руководство при исповеди. Они заключали в себе таблицу облегчений или замен церковных наказаний; например, поста - пением псалмов или милостынею, а также денежным пожертвованием в пользу церкви и клириков» . Появилась и замена лиц при покаянии; богатый мог семилетний срок покаяния окончить в три дня, наняв соответствующее число людей, которые бы за него постились.

Взгляд, что прощение грехов можно купить за деньги, еще в в. казался богохульным

Против такого нововведения поднялся крик негодования во всей западной церкви: взгляд, что «прощение грехов можно купить за деньги, казался еще в в. настолько богохульным, что многие провинциальные соборы предписывали сжечь исповедные книги» .

Но усиливающийся церковный формализм и позже все возраставшее корыстолюбие духовенства обратили злоупотребление в господствующий обычай

Пожертвования церквам и монастырям, ради искупления грехов, стали обычным явлением. Епископские и папские грамоты щедро наделяли привилегиями церкви, которые всякого жертвовавшего на их учреждение или поддержку освобождали от третьей или четвертой части наказания, иногда даже давали полное очищение от всех грехов.

Сатана продает индульгенции. Иллюстрация Йенского кодекса. Чехия. XV век.

Со временем право отпущения грехов и полное прощение перешло в руки одного папы

Частью вопиющие злоупотребления в распоряжении индульгенциями, частью иерархические интересы побудили папу Иннокентия III () ограничить епископов в праве отпущения грехов, и полное прощение перешло, мало по малу, в руки одного папы. Но за то тем беззастенчивее практиковал сам Рим такой способ отпущения грехов, так что мало по малу он обратился в налог на христиан; так, напр., на Нюрнбергском сейме ( г.) было предложено отпущение грехов, чтобы добыть денег для войны с турками.

Схоластическая философия поспешила теоретически обосновать право церкви на индульгенции

Утверждали, что огромные заслуги Христа, Богородицы и святых перед Богом образовали неисчерпаемую сокровищницу добрых дел, которая предоставлена в распоряжение Церкви, для раздачи из ее благодати достойным. Климент VI , в половине XIV века утвердил это учение, причем признал апостола Петра и его наместников, римских епископов, хранителями накопленного сокровища .

Ужасные злоупотребления в этом деле стали одним из главных поводов к германской и швейцарской реформации

Таким путем злоупотребление получило еще более широкое распространение. Бесстыдство, с которым Лев Х в и гг., под предлогом войны с турками, на самом же деле для постройки храма святого Петра в Риме и покрытия издержек своего двора, отдал на откуп индульгенции и наложил контрибуцию почти на всю Европу, было одним из главных поводов к германской и швейцарской реформации.

Знаменитые тезисы, прибитые Лютером в г. к дверям дворцовой церкви были направлены только против злоупотребления индулигенциями

В споре Лютера против торговли индульгенциями, производившейся преимущественно доминиканцами, схоластическая теория подверглась всестороннему обсуждению. Знаменитые тезисы, прибитые Лютером 31 октября г. к дверям дворцовой церкви в Виттенберге, были направлены не против индульгенции, а против злоупотребления ими, т.е. против того, что Лютер считал тогда только злоупотреблением.

Сертификат о прохождении исповеди. 1521 год

Индульгенции за крестовые походы

Обнаружившиеся индульгенции в собственном смысле, даровавшиеся верным, начавшись в XIвеке еще только понемногу, «становились более обычными в XIIвеке и позднее» . Иногда было сложно определить в каждом отдельном случае, имеем ли мы дело уже с истинной и прямой индульгенцией, или с одной из форм смягчения епитимьи, поскольку продолжала существовать практика пенитенциалов, к тому же, примерно в это время распространилась традиция монашеской аскезы в виде самобичевания.

Бичевание, как средство покаяния и аскетическое упражнение

Первое, по свидетельству Бурхардасвоим появлением обязано Беде Достопочтенному (735 г.), состояло в том, что «кающийся неистово бил себя в грудь, падал на землю, стоял подолгу на коленях с распростертыми руками» . Касательно второго можно заметить, что бичевание, как средство покаяния и аскетическое упражнение получило особое развитие у итальянских отшельников X–XI веков; считается, что первым совершителем такой практики был «Святой Парадульф, живший во франкском королевстве около 737 года» . Святой Католической Церкви Доминик Закованный (1060 г.), по свидетельству Петра Дамиани (1072 г.), приводимому одним исследователем, учил, что «три тысячи ударов, при пении десяти псалмов соответствуют годовой канонической епитимьи; столетнюю же епитимью можно заменить пятнадцатью тысячами ударов при пении всей псалтири» . Относительно покаянной дисциплины латинских пенитенциариев необходимо сказать, что в них допускаются замены и выкупы, но, как говорит католический ученый Шмитц, выкупы - «специальная принадлежность англо-саксонских и германских поместных Церквей; в пенитенциалах же римской... Церкви находятся инструкции, которые предписывают священникам обращать тщательное внимание на личные качества кающегося и налагать соответствующие наказания, но в них нет и следа подробного изложения общих правил выкупа, напротив, в римских пенитенциалах даже постоянно повторяется определение, что тот, кто чужие грехи возьмет на себя или будет за плату поститься вместо другого, тот должен быть исключаем из церковного общения и недостоин называться христианином» .

Кроме принятия участия в Крестовых походах, ндульгенции даровались и за участие в борьбе Церкви против еретиков

Так папа Иннокентий IIIв 1209 г. объявил «полную индульгенцию тем, кто примет участие в крестовом походе против альбигойцев» .

Но все, же более частым употреблением пользовались индульгенции по поводу освящения храмов

Дарование означенных индульгенций доходило до злоупотребления настолько, что по этому поводу на «величайшем соборе средневековья» , созванном за год до смерти Иннокентия IIIв Латеране, было издано следующее постановление: - «Поскольку через дарование излишних индульгенций, которые не стыдятся расточать церковные прелаты, презирается власть ключей Церкви и ослабляется покаянное рвение, мы постановляем, чтобы при освящении храмов время полученной индульгенции не превышало сорока дней. Также мы предписываем, чтобы число дней, даруемых индульгенций регулировать постановлениями об индульгенциях, издавая которые каждый раз для каждого конкретного случая, сообразовываться с обычаем, соблюдаемым в этом деле, имеющим полноту власти Римским Понтификом»

gastroguru © 2017