Памятник умирающий лев в люцерне. «Умирающий лев

«Умирающий лев» в Люцерне: трогательная история «самого печального памятника» в Швейцарии

Умирающий лев. (1821). Швейцария. г.Люцерн.

В живописном уголке Швейцарии, в центре города Люцерн можно увидеть великолепный мемориал, получивший название «самый печальный памятник». «Умирающий лев» - памятник, высеченный в отвесной скале песчаника - появился над озером Люцерн в 1821 году и стал символом отваги и преданности. А события, которые послужили поводом для появления этого памятника, трогают сердце и сегодня, хотя с тех пор прошло более 200 лет.

«Умирающий лев» (1821) - памятник, высеченный в отвесной скале песчаника над озером Люцерн - один из самых всемирно известных творений рук человека.


Умирающий лев у озера Люцерн.

«В Люцерне есть удивительный памятник, высеченный в дикой скале. Во впадине лежит умирающий лев; он ранен насмерть, кровь струится из раны, в которой торчит обломок стрелы; он положил молодецкую голову на лапу, он стонет, его взор выражает нестерпимую боль; кругом пусто, внизу пруд; всё это задвинуто горами, деревьями, зеленью»,- так написал об «Умирающем льве» Александр Герцен, посетив Швейцарию.


Умирающий лев - масштабная скульптурная композиция. Фрагмент.

Это аллегорическое скульптурное изваяние носит масштабный характер: девятиметровая фигура льва лежит в огромной нише шестиметровой высоты и длиной в тринадцать метров. Лев своим телом прикрыл щит с изображением лилии, символизирующей монархию Франции, которую так самоотверженно защищали швейцарские гвардейцы. А перед изголовьем раненного льва лежит щит с гербом Швейцарии - их родины, честь которой они не имели права уронить.


Умирающий лев - символ отваги, доблести и чести.

Над нишей в скале выбита надпись на латыни HELVETIORUM FIDEI AC VIRTUTI- «Верности и отваге швейцарцев». Под скульптурной композицией высечены цифры 760 и 350, которые соответствуют числу погибших и уцелевших гвардейцев. У самого подножия мемориала поименно перечислены солдаты и офицеры, с честью отдавшие жизни за французскую монархию.


Высеченная надпись на скале: «Верности и отваге швейцарцев».

Трагическая страница истории, послужившая идеей создания памятника "Умирающий лев"



Дворец Тюильри.

1792 год. Париж. Шел третий год великой буржуазной французской революции. В конце лета двадцать тысяч повстанцев держали в осаде дворец Тюильри, за стенами которого скрывался правящий король Людовик XVI со своим семейством. Восставшим противостояло небольшое французское войско и дворцовая охрана, состоящая из тысячи швейцарских гвардейцев.


Штурм Тюильри.

Утром 10 августа начался штурм дворца. Королевское войско почти сразу же, предав своего монарха, перешло на сторону восставших. Но престол все еще держался благодаря отважной тысяче гвардейцев. Они, верные своей присяге, готовы были защищать монарха до последнего. Король же, увидев натиск наступающей толпы, в последний момент отдал приказ: «Не стрелять».


Взятие дворца Тюильри.

Этим милосердным решением Людовик хотел остановить, рвущихся во дворец повстанцев и доказать, что не хочет кровопролития и зла своему народу. Гвардейцы, не посмев ослушаться приказ короля, остались практически безоружными. И уже ничто уже не могло остановить разъяренную толпу, жаждущую крови.


Королевская семья в окружении повстанцев.

Озверевшие повстанцы беспощадно убивали всех на своем пути, не щадя ни детей, ни женщин. А гвардейцев они просто зверски растерзали. Сам же дворец был варварски разграблен и разрушен. Этот день стал страшной трагедией в истории двух стран - 786 швейцарских воинов сложили свои головы в одночасье за французского короля. Еще около двухсот было взято в плен и казнено немного позже. Королевскую семью также постигла их участь. А казнь Людовика XVI была назначена на январь 1793 года. Он с достоинством выслушал свой приговор и шагнул на эшафот. После его смерти Франция погрязла в войнах.


Казнь Людовика XVI.

Участником этих событий был сам Наполеон Бонапарт - совсем юный бригадный капитан. Бродя уже по разрушенному дворцу, залитому кровью, в недоумении воскликнул: «Какое безумие! Как они могли позволить этой черни вломиться во дворец? Почему не расстреляли пушками несколько сотен? Остальные бы живо убрались со сцены». Он тогда не знал о самоубийственном приказе короля. Наполеон получил серьезный урок из этой истории. Ибо когда уже будучи у власти, он придушил восстание, не задумываясь расстреляв бунтарей.


Наполеон во дворце Тюильри после разгрома.

Карл Пфюффер, благодаря которому и высечен в скале этот памятник, был одним из тех гвардейцев дворцовой охраны короля Людовика XVI. И лишь благодаря тому, что в это время был в отпуске, его миновала страшная участь. Узнав о такой нелепой гибели сослуживцев и соотечественников, был настолько потрясен, что решил, во что бы то ни стало, увековечить память о них.


Умирающий лев. Макет: Бертель Торвальдсен. Скульптор: Лукас Ахорн.

На службе в армии Карл еще пробыл несколько лет. А вернувшись в 1801 году на родину, возглавил Люцернское общество искусств при городском совете. Но замыслу боевого офицера, вынашиваемому уже несколько лет, пока не суждено было исполниться. Швейцария в то время пребывала под властью Франции. И сооружение какого либо памятника жертвам французской революции не было бы одобрено Наполеоном Бонапартом. Лишь в 1813 году Швейцария снова стала независимой. И Карл Пфюффер незамедлительно начал работу над проектом.


Люцерн - непризнанная столица и «сердце Швейцарии».

И вот уже в 1818 году проект строительства необыкновенного памятника был обнародован. Начался сбор средств на начало строительства. Неоценимым был вклад русской царской семьи и многих знатных родов Европы. Первоначальный проект Карл представил в виде горельефа мертвого льва, заваленного сломанным оружием и щитами. Интересным в композиционном решении было то, что высечен этот памятник должен был быть в отвесной скале, с подступающим к ней озером удивительной красоты, за пределами Люцерна.


Люцерн - один из самых живописных городов Швейцарии.

Карл долго искал мастера, который бы взялся за создание макета памятника. И лишь датский скульптор с мировым именем - Бертель Торвальдсен верно понял замысел отставного офицера, и создал потрясающий макет. От себя Бертель добавил лишь то, что льва изобразил не мертвым, а умирающим. А швейцарский скульптор Лукас Ахорн по этому макету мастерски высек из цельного куска скалы, возвышающаяся над озером Люцерн, символическую фигуру умирающего льва.

Открытие памятника было приурочено к 29 годовщине тех ужасающих событий. 7 августа 1821 года к монументу собрались почтить память знать со всей Швейцарии, аристократы Европы, и ветераны-гвардейцы которые чудом остались в живых после того кровавого месива.


Портрет Торвальдсена. (1839 год).

Сам же Торвальдсен посетил Швейцарию лишь через 20 лет. Он восхитился работой скульптора Лукаса Ахорна. И сказал: « памятник швейцарским гвардейцам будет известен более других, и ни время, ни беспощадная погода не смогут этому помешать.» И в этом был прав - символ раненого умирающего льва явился непревзойденным образцом застывшей в камне скорби и печали.

Уже почти 200 лет приходят люди на это место, что бы почтить память гвардейцев короля. Здесь нет ни флагов, ни венков, здесь не говорят пафосные речи. Марк Твен в свое время это аллегорическое каменное изваяние назвал: "Самым грустным, но в то же время и самым трогательным каменным изваянием в мире".


Швейцарская гвардия на службе безопасности Ватикана.

Швейцария, никогда ни с кем не воевавшая, уже несколько последних веков держит полный нейтралитет в отношении военных конфликтов. Но армия у нее всегда была и есть поныне. Это надежные, смелые и преданные солдаты, верные традициям и присяге. Доблестная швейцарская гвардия в наши дни охраняет Ватикан и Папу Римского.
И вот уже сколько столетий неизменный девиз швейцарских военных гласит: «Главное - не потерять доверие народа».

Швейцария, Люцерн: памятник верным клятве и присяге

Небольшой город Люцерн в Швейцарии мало чем отличается от своих собратьев - небольших старых городов Европы. Но есть в нем один памятник, благодаря которому город прославился на весь мир. «Умирающий лев» - памятник погибшим швейцарским гвардейцам, лишенный ненужной патетики и политизированности, таких свойственных черт для памятников подобной тематики. «Самое грустное и самое трогательное каменное изваяние в мире», как назвал его Марк Твен, немало попутешествовавший по миру. …1792 год, Великая французская революция идет уже третий год…

…Но королевский престол все еще держится. 10 августа народ осадил дворец Тюильри в Париже, и войска перешли на сторону восставших. С королем Людовиком XVI осталась лишь верная ему дворцовая охрана - около тысячи швейцарских гвардейцев, готовых защищать монарха до последнего. Но Людовик, увидев приближающихся французов, отдал приказ «не стрелять». Своим поступком он надеялся показать, что не желает зла своему народу, но тем самым обрек на гибель сотни гвардейцев, связанных клятвой верности…

…Любопытно, что свидетелем этих событий стал еще никому не известный артиллерийский офицер Наполеон Бонапарт. С террасы дворца Тюильри он следил за Историей - пока еще в качестве наблюдателя: «Как бездарно ведется оборона дворца! Жалкое сопротивление несчастных швейцарцев. Вместо решительного пушечного залпа в толпу - беспорядочные одиночные выстрелы. И уже победившая чернь, сметая гвардейцев, ворвалась во дворец». Где было знать будущему императору о приказе, отданном королем своим гвардейцам?

Позже, когда Наполеон сам оказался в подобной ситуации, - дворец Тюильри осаждали уже сторонники восстановления монархии, - он без колебаний пустил в ход пушки…






Перспектива и приближение. Это торжественно и красиво

10 августа 1792 года стало настоящей трагедией - погибло 786 швейцарцев, еще 200 было захвачено восставшими и казнено в сентябре того же года. Короля Людовика приговорили к смертной казни, которая состоялась в январе 1793 года.

Карл Пфюффер, один из швейцарских гвардейцев, во время событий 10 августа находился в отпуске в Люцерне, благодаря чему ему удалось избежать печальной судьбы. Он был настолько потрясен гибелью своих товарищей, что решил создать памятник гвардейцам, защищавшим дворец Тюильри. Однако не все было так просто и прошло около тридцати лет, прежде чем Пфюффер смог осуществить задуманное.

Прослужив еще несколько лет наемным офицером, Пфюффер в 1801 году вернулся в родной город, где вскоре занял высокий пост в городском совете и возглавил Люцернское общество искусств. Но и после этого воплощение идеи не могло осуществиться - Швейцария находилась под властью Франции и создание памятника жертвам французской революции не получило бы одобрения Наполеона. Но как только Швейцария вернула себе независимость, а династия Бурбонов вернула себе престол, Карл Пфюффер приступил к воплощению своего замысла…

В 1818 году Пфюффер обнародовал проект строительства памятника швейцарским гвардейцам. И хотя немногие откликнулись на его призыв о помощи, все-таки средства, необходимые для начала работ, были собраны. Свой вклад внесли знатные иностранные фамилии и в том числе русская царская семья.



Люцерн сегодня красивый и спокойный город, надежное убежище памятнику

Барельеф, изображающий мертвого льва, придавленного к земле разбитым оружием, прикрывающего собой щит с изображением гербов Франции и Швейцарии, решено было высечь в скальном выступе за пределами Люцерна. Пфюффер обращался ко многим швейцарским художникам с предложением создать макет будущего памятника, но, к сожалению, ни один вариант не смог его удовлетворить. Для воплощения своей задумки Пфюффер решил привлечь художника с мировым именем и написал письмо с предложением Бертелю Торвальдсену, в то время очень известному датскому скульптору. Торвальдсен заинтересовался проектом и уже через несколько месяцев предоставил первые эскизы памятника, однако, впечатлившись рассказом о героическом подвиге швейцарских гвардейцев, счел лучшим изобразить не мертвого, а умирающего льва.

По разным причинам Торвальдсен не смог сам взяться за создание памятника, и эта работа была поручена швейцарскому скульптору Эггеншвеллеру, который, не успев начать работу, погиб, упав с лесов. На его место пригласили другого швейцарского скульптора Лукаса Ахорна, который и высек в скале льва по макету Торвальдсена.

Работу над памятником закончили 7 августа 1821 года, и ровно через двадцать девять лет после трагических событий состоялось торжественное открытие монумента, на котором, кроме первых людей Швейцарии, аристократов со всей Европы и швейцарской знати, присутствовали оставшиеся в живых ветераны швейцарской гвардии. Первым караульным памятника был назначен отставной капрал Давид Кларк, который в тот трагический день вместе с четырьмя сослуживцами отвоевал у нападавших на Тюильри пушку, получив при этом ранение.




Умирающий лев. Портрет в антураже

Сам Торвальдсен увидел свое творение только через двадцать лет, в 1841 году, и высоко оценил работу Лукаса Ахорна, заметив, что памятник швейцарским гвардейцам будет известен более других, и ни время, ни беспощадная погода не смогут этому помешать. Он не ошибся: Умирающий лев стал знаменит во всем мире, а его копии позже были установлены в Греции и США.

До сих пор Умирающий лев является непревзойденным воплощением печали и скорби, напоминанием о героическом поступке гвардейцев, принесших себя в жертву ради спасения короля чужой страны.

P.S.
Так всему миру был открыт высеченный в скале на окраине Люцерна Умирающий лев. Надпись на памятнике гласит:
«Верности и мужеству швейцарцев
10 августа, 2-3 сентября 1792 года.
Здесь имена тех, кто, чтобы не нарушить клятву верности, пал с великой храбростью:
26 офицеров и около 760 солдат
пережил поражение благодаря заботе и помощи друзей:
16 офицеров и около 350 солдат
В честь их подвига горожане воздвигли этот памятник на вечные времена.
Проект Карла Пфюффера, произведение Бертеля Торвальдсена, работа Лукаса Ахорна».




Город прихорашивается, реставрируется и отдыхает

…Каждый год 6 мая отмечается День швейцарской гвардии. В этот день новобранцев приводят к присяге и вспоминают еще один подвиг швейцарских львов: в 1527 году 147 гвардейцев отдали свои жизни у стен Ватикана, защищая Папу Римского от вторгшегося войска испанского короля…

Сейчас трудно представить, что Швейцария, уже много столетий остающаяся в стороне от мировых военных конфликтов, когда-то поставляла Европе лучших солдат, которых, за их мужество и преданность, французские короли предпочитали видеть в своей личной гвардии. И по сей день швейцарские гвардейцы верны традициям своих прославленных предков; и по сей день лучшие из них служат в гвардии Ватикана. Они стоят на посту в старинных желто-сине-красных костюмах. И уже много веков девиз швейцарских гвардейцев звучит так: «Главное - не потерять доверие народа»…

А в Люцерне есть все и на все вкусы. Главное - приехать туда и побродить в свое удовольствие. Оно - гарантировано…







Фото Владимира Скачко

Дарья ЗАВЬЯЛОВА, «Циркуль»

«Умирающий лев», именно такое название имеет вырубленная в скале скульптура в самом центре города Люцерн. Эта всемирно известная композиция Бертеля Торвальдсена, возведена в честь швейцарских гвардейцев, что погибли при восстании 1792 года.

Этот лев в скале - самое первое изображение животного на памятниках во всей Европе. Он не может оставить равнодушным никого, ведь смотреть на это человеческое искусство без комка в горле, просто невозможно. Такой памятник ничему не обязывает, в любом другом государстве ему бы нашлось место, и ни у кого не возникло бы желание его снести.

История возникновения скульптуры «Умирающего лева» нам гласит о следующем: Великая французская революция продолжалась уже три года подряд, но король все еще был у престола. Все же, в один из дней был взят правительский дом Тюильри. При этом военные перешли на бок бунтующего народа, а королю оставались верными швейцарские гвардейцы, которые давали клятву на верность своему правителю. Монарх дал приказ не стрелять, чем и обрек на смерть сотни преданных гвардейцев.

Идея воздвигнуть монумент трагически погибшим гвардейцам, пришла в голову Карлу Пфюффер, который также являлся гвардейцем, но в то беспощадное время был в заслуженном отпуске, из-за чего и остался в живых. Его настолько ошеломила смерть своих побратимов, что решил увековечить их имена вот таким вот образом. Что бы воплотить свою превосходную идею в реальность, Пфюффру пришлось подождать целых три года.

Для возведения памятника «Умирающему льву», Пфюффер надумал привлечь скульптора с мировым признанием Бертеля Торвальдсена, которому написал письмо. Известному скульптору эта идея понравилась, и уже через некоторое время он прислал первые эскизы будущего шедевра. Сам Торвальдсен не стал возводить этот памятник по непонятным причинам, но за работу взялся Эггеншвеллер, который преждевременно умер, не успев довести ее до конца. Высечением в скале памятника культуры занялся скульптор Лукас Ахорна, который четко придерживался макета Трвальдсенао.

Скульптура представляет собой льва, что расположился в своем логово посреди среза отвесной скалы. Голова фигуры склоняется набок, а с самого плеча выглядывает сломанное копье. Вокруг монумента зелено и спокойно.

Праздничное открытие памятника «Умирающего льва» состоялось спустя 29 лет после тех беспокойных событий, которые закончились гибелью верных королю солдат. На открытии монумента находилась знать Европы и Швейцарии, а также гвардейцы, что остались в живых.

Ежегодно, здесь, у подножья памятника «Умирающего льва», празднуется фестиваль, что является важнейшим событием города.

Все они являются историческими памятками, однако каждая из них таит в себе глубокий смысл, неправда?

Так вот памятник, которым мы будем любоваться сегодня, поразит вас не меньше. Эта скульптура - памятник Умирающий лев в Люцерне.

Где находится памятник Умирающий лев

Умирающий лев располагается в сердце города Люцерна, что в Швейцарии. И вот уже с 1792 года лев лежит в скале неподвижным грузом и удивляет каждого, кто бы ни приехал сюда. Сам Марк Твен считал эту скульптуру одной из самых необычных и душевных шедевров, сделанных из камня.

Как создавали памятник Умирающий лев в Люцерне

Скульптура была создана в честь швейцарцев, которые в 1792 году пали при Тюильри. Умирающий лев в Люцерне лежит неподвижно. Он прикрывает собой щит, на котором изображены гербы Швейцарии и Франции. Кстати говоря, эта скульптура является первым наскальным «изображением» животного в Европе.

Сама идея создания такого символического памятника в Люцерне пришла Карлу Пфифферу - военачальнику Швейцарии. А такая идея посетила его из-за того, что после французской революции все близкие друзья погибли на поле сражений. После этого Карл пообещал беречь память о них.

Само «строительство» умирающего животного в Люцерне было долгим и запутанным! С самого начала планировали установить одну из двух моделей львов, привезенных из Швейцарии. Однако долгая и неровная дорога превратила скульптуру в кучу камней.

Потом работали по эскизам. Но и здесь работа особо не двинулась с места. Так, она переходила из рук в руки и, наконец, в 1821 году, благодаря проекту Торвальдсена, скульптуру увидели туристы и жители Швейцарии.

Что символизирует скульптура Умирающий лев

Скульптура в Люцерне была создана не только в качестве «памятки» о том, что в 1792 году швейцарцы пали в битве, но она является также символом силы, мужества и величия воинов. Глядя на скульптуру, говорят: «Храбрецы подобно львам сражались, но видимо недостаточно…».

Кстати, внизу на камне высечены имена всех офицеров, погибших за Родину.

Из года в год у подножия скалы, в которой и «живет» умирающий лев, проводят важнейшее культурное событие города - Международный музыкальный фестиваль в Люцерне.

Одним словом, памятник Люцерна - это нечто высокое и великое. Ведь редко когда камень способен передать столько эмоций и переживаний. А еще в Швейцарии есть потрясающая , которая лежит через Альпы.

Где расположен памятник Умирающий лев на карте

Небольшой город Люцерн в Швейцарии мало чем отличается от своих собратьев - небольших старых городов Европы, но есть в нем один памятник, благодаря которому город прославился на весь мир. «Умирающий лев» - памятник погибшим швейцарским гвардейцам, лишенный ненужной патетики и политизированности, таких свойственных черт для памятников подобной тематики. «Самый грустный памятник», как назвал его Марк Твен, немало попутешествовавший по миру.

1792 год, Великая французская революция идет уже третий год, но королевский престол все еще держится. 10 августа народ осадил дворец Тюильри в Париже и войска перешли на сторону восставших. С королем Людовиком XVI осталась лишь верная ему дворцовая охрана - около тысячи швейцарских гвардейцев, готовых защищать монарха до последнего, но Людовик, увидев приближающихся французов, отдал приказ «не стрелять». Своим поступком он надеялся показать, что не желает зла своему народу, но тем самым обрек на гибель сотни гвардейцев, связанных клятвой верности.

Любопытно, что свидетелем этих событий стал еще никому не известный артиллерийский офицер Наполеон Бонапарт, наблюдая за осадой, он сетовал на бездарность обороны дворца и сопротивления швейцарцев, по его мнению, нужно было палить в толпу из пушек. К слову, через несколько лет, оказавшись в такой же ситуации, как и Людовик, Наполеон так и поступил.

10 августа стало настоящей трагедией - погибло более 600 швейцарцев, еще 200 было захвачено восставшими и казнено в сентябре того же года. Короля Людовика приговорили к смертной казни, которая состоялась в январе 1793 года.

Карл Пфюффер, один из швейцарских гвардейцев, во время событий 10 августа находился в отпуске в Люцерне, благодаря чему ему удалось избежать печальной судьбы. Он был настолько потрясен гибелью своих товарищей, что решил создать памятник гвардейцам, защищавшим дворец Тюильри. Однако не все было так просто и прошло около тридцати лет, прежде чем Пфюффер смог осуществить задуманное.

Прослужив еще несколько лет наемным офицером, Пфюффер в 1801 году вернулся в родной город, где вскоре занял высокий пост в городском совете и возглавил Люцернское общество искусств. Но и после этого воплощение идеи не могло осуществиться - Швейцария находилась под властью Франции и создание памятника жертвам французской революции не получило бы одобрения Наполеона. Но как только Швейцария вернула себе независимость, а династия Бурбонов вернула себе престол, Карл Пфюффер приступил к воплощению своего замысла.

В 1818 году Пфюффер обнародовал проект строительства памятника швейцарским гвардейцам. И хотя немногие откликнулись на его призыв о помощи все-таки средства, необходимые для начала работ, были собраны. Свой вклад внесли знатные иностранные фамилии и в том числе русская царская семья.

Барельеф, изображающий мертвого льва, придавленного к земле разбитым оружием, прикрывающего собой щит с изображением гербов Франции и Швейцарии, решено было высечь в скальном выступе за пределами Люцерна. Пфюффер обращался ко многим швейцарским художникам с предложением создать макет будущего памятника, но, к сожалению, ни один вариант не смог его удовлетворить. Для воплощения своей задумки Пфюффер решил привлечь художника с мировым именем и написал письмо с предложением Бертелю Торвальдсену, в то время очень известному датскому скульптору. Торвальдсен заинтересовался проектом и уже через несколько месяцев предоставил первые эскизы памятника, однако, впечатлившись рассказом о героическом подвиге швейцарских гвардейцев, счел лучшим изобразить не мертвого, а умирающего льва.

По разным причинам Торвальдсен не смог сам взяться за создание памятника и эта работа была поручена швейцарскому скульптору Эггеншвеллеру, который, не успев начать работу, погиб, упав с лесов. На его место пригласили другого швейцарского скульптора Лукаса Ахорна, который и высек в скале льва по макету Торвальдсена.

Работу над памятником закончили 7 августа 1821 года и ровно через двадцать девять лет после трагических событий состоялось торжественное открытие монумента на котором кроме аристократов со всей Европы и швейцарской знати присутствовали оставшиеся в живых ветераны швейцарской гвардии.

Сам Торвальдсен увидел свое творение только через двадцать лет в 1841 году и высоко оценил работу Лукаса Ахорна, заметив, что памятник швейцарским гвардейцам будет известен более других и ни время, ни беспощадная погода не смогут этому помешать. Он не ошибся, Умирающий лев стал знаменит во всем мире, а его копии позже были установлены в Греции и США.

До сих пор Умирающий лев является непревзойденным воплощением печали и скорби, напоминанием о героическом поступке гвардейцев, принесших себя в жертву ради спасения короля чужой страны.

gastroguru © 2017