Отрицательные местоименные наречия. Наречие. Сообщение независимого докладчика

Как отличить наречие от местоимения?

    Я б задала вопрос: как можно спутать наречие с местоимением, потому как это две совершенно разные части речи.

    Но если уж такой вопрос стоит, то проще всего отличить по вопросу, значению и синтаксической роли предложении.

    Чтобы отличить наречия от местоимений, нужно, во-первых, хорошо знать разряды местоимений. Например, существуют отрицательные местоимения (никто, ничто, ничей, некого, нечего и др.) и неопределенные местоимения (некто, нечто, некоторый, кто-то, что-то, чей-либо и т.д.).

    Местоимение — это изменяемая часть речи. Почти все местоимения изменяются по падежам (кроме таков, каков, некого, нечего), некоторые только по родам и числам (таков, каков).

    некто— не у кого, никто— ни с кем, ни о ком и т.д.

    Среди наречий выделяют местоименные наречия, образованные от местоимений.Но это неизменяемая часть речи. К примеру вот такие местоименные наречия: здесь, там, оттуда, отчего, почему, зачем.

    Да, есть омонимичные местоимения с предлогом и наречия, которые нужно отличать друг от друга. Тогда смотрим контекст:

    За тем деревом я не спрячусь. Я сделаю уроки, затем пойду на прогулку.

    За чем вы сюда пришли? Я не знаю, зачем я сюда пришел.

    От чего это лекарство, от гриппа? Я не знаю, отчего мне так грустно сегодня. Отчего=почему

    Нужно четко знать, что относительные местоименные наречия (где,куда, откуда, зачем, почему, отчего, как) являются союзными словами в сложноподчиненном предложении, то есть выполняют роль союзов и при этом остаются членами предложения.

    У наречия и местоимения как частей речи в корне разная суть.

    Так, наречие обозначает признак предмета, действия и пр., отвечает на вопросы когда?, где?, откуда?, почему? и т.д., в предложении выступает в роли обстоятельства. Не изменяется по родам, падежам и числам.

    Местоимение же указывает предмет (качество, количество), не называя его и отвечает на вопрос, который можно было бы задать к тому существительному (прилагательному, числительному), которое оно заменяет. Изменяется по родам, падежам и числам.

    Пример с наречием: А затем он разрезал яблоко и протянул мне половину.

    Пример с местоимением: За тем домом располагается моя школа.

    В этой ситуации легче всего различить по вопросу.

    Например, по чему вы идете? имеется ввиду, по какой дороге (грунтовой, асфальтированной). и сам вопрос мы залаем к слову чему, то есть вопрос состоит из предлога и местоимения.

    Почему вы пришли? то есть зачем? в этом случае вопрос задается к слову почему.

В случае, если наречия не называют признак, а лишь указывают на него, они называются местоименными. Они совмещают в себе признаки наречий и местоимений, и чаще всего употребляются в предложении в виде обстоятельств. В этой статье рассмотрены все виды местоименных наречий с примерами, приведены правила их написания с НЕ и НИ.

Что такое местоименные наречия?

Местоименные наречия – группа наречий, которые не называют признак (как знаменательные наречия), а только указывают на него. Они совмещают в себе признаки наречий и местоимений, в предложении употребляются в качестве обстоятельства или для выражения вопроса. Местоименные наречия, как и знаменательные, отвечают на вопросы Как? Где? Куда? Когда? Почему? Зачем? , а также имеют разряды по значению (времени, места, причины, цели, образа действия).

Примеры местоименных наречий: кое-где зеленела трава, уйти отсюда , везде побывать, отчего похолодало, незачем торопиться.

Виды местоименных наречий

Основные группы местоименных наречий, которые выделяют в русском языке, представлены в таблице.

Группы наречий Примеры
Указательные местоименные наречия указывают на признак, не называя его там, так, здесь, туда, оттуда, тогда, этак

Вопросительные местоименные наречия
используются для выражения вопроса как, когда, где, почему, куда, откуда, зачем
Относительные местоименные наречия используются для связи придаточного предложения с главным (те же наречия, что и вопросительные, но с функцией союза) где, как, почему, когда, отчего, откуда
Неопределенные местоименные наречия указывают на неопределенность признака где-то, когда-то, куда-то, где-либо, как-нибудь, как-то
Отрицательные местоименные наречия отрицают признак нигде, никогда, негде, некуда, незачем
Определительные местоименные наречия указывают на обобщенный признак всюду, по-всякому, по-иному, много, по-другому, всегда

Написание НЕ и НИ в местоименных наречиях

Местоименные наречия с частицами НЕ и НИ всегда пишутся слитно.

Наиболее древние по образованию наречия, которые, подобно местоимениям, не обозначают признак действия (обстоятельство), а только указывают на него, исходя из данной ситуации, из обстановки речи. Семантически они входят в общие разряды наречий, выражая значение времени (иногда, навсегда, никогда), места (здесь, отсюда, там, туда), образа действия (как), причины (почему, потому), цели (зачем, затем). По соотношению с местоимениями выделяются местоименные наречия вопросительно-относительные (где, как, когда, откуда), неопределенные (где-либо, как-то, когда-нибудь, некогда), определительные (всегда, всюду), отрицательные (нигде, никак, никогда, ниоткуда), притяжательные (по-моему, по-вашему), указательные (так, этак).

  • - МЕСТОИМЕННЫЕ СЛОВА...

    Литературная энциклопедия

  • - ГРАММАТИЧЕСКИЕ НАРЕЧИЯ. Слова, имеющие форму наречия, т.-е. форму, показывающую отношение этих слов, как названий неглагольного признака, к глаголу...

    Словарь литературных терминов

  • - МЕСТОИМЕННЫЕ СЛОВА...

    Словарь литературных терминов

  • - На конце наречий после шипящих пишется буква ь, например: наотмашь, настежь, прочь. Исключения: уж, замуж, невтерпёж...

    Справочник по правописанию и стилистике

  • Термины и понятия лингвистики: Лексика. Лексикология. Фразеология. Лексикография

  • - см. наречия определительные...

    Словарь лингвистических терминов

  • - Местоимения, совпадающие по синтаксической функции с именами прилагательными...

    Словарь лингвистических терминов

  • - Местоимения, совпадающие по синтаксической функции с именами существительными. Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они, кто, что, некто, нечто, никто, ничто...

    Словарь лингвистических терминов

  • - Местоимения с неопределенно-количественным значением. Несколько, сколько, столько...

    Словарь лингвистических терминов

  • - То же, что соотносительные слова...

    Словарь лингвистических терминов

  • - Разряд местоимений, указывающих на признак действия или признак признака, т.е. к указательному значению присоединяются значения обстоятельственные. М.-н. отвечают на вопросы: как? когда? где? почему? зачем? Не...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - Слова, обладающие неполной номинативной, когнитивной и информативной функцией. Обозначают явления действительности опосредованно, указывая на них. Они не самодостаточны и не самостоятельны в своих значениях...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - 1) Набор языковых средств, характерный для разных стилей, в том числе, и для научного. В научной речи местоименные слова служат для выражения доказательности: Равнины испытывали умеренные моноклинальные влияния...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - Предложения, требующие развернутого ответа, включающие в себя вопросительные слова – местоимения и местоименные наречия: кто, что, какой, чей, который, сколько, где, куда, откуда, когда, почему, зачем и др. В ответе...

    Синтаксис: Словарь-справочник

"местоименные наречия" в книгах

КАК УПОТРЕБЛЯТЬ ИНОСТРАННЫЕ СЛОВА И НАРЕЧИЯ

Из книги Азбука хорошего тона автора Подгайская А. Л.

КАК УПОТРЕБЛЯТЬ ИНОСТРАННЫЕ СЛОВА И НАРЕЧИЯ Есть люди, не любящие употреблять иностранных слов, есть и такие, которые сыплют ими на каждом шагу. Чтобы вас хорошо понимали, вы должны отдать себе отчет в том, с кем говорите, и соответственно выбирать выражения. Иностранные

Использование енохианского наречия

Из книги Азы волшебства. Принципы магического взаимодействия с миром автора Данн Патрик

Использование енохианского наречия Последний вопрос – для чего мы можем использовать енохианское наречие в наши дни – самый непростой. Почти никто (за редкими исключениями) не применяет его так, как это делал Джон Ди. Только создание восковых табличек, на которых он

Наречия и другие слова, не вошедшие в остальные группы

Из книги Практикум реального колдовства. Азбука ведьм автора Норд Николай Иванович

Наречия и другие слова, не вошедшие в остальные группы Брысь, вдруг, вокруг, враз, врасплох, всегда, душно, жаждущих, жалко, жарко, жутко, живо, завтра, заживо, зазря, зараз, зато, каждый, кажется, конкретно, криво, кругом, кыш, может, напрочь, остро, прямо, раз, резко, сейчас

Местоименные слова

автора

Местоименные слова Местоименные слова (противопоставляемые словам знаменательным) выступают в роли существительных (напр., кто, что), прилагательных (напр., какой, такой), наречий (напр., когда, тогда, где, там), числительных (напр., сколько, столько).§ 134. Пишутся слитно

Наречия

Из книги Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник автора Лопатин Владимир Владимирович

Наречия Вводные замечания. Наречия, образованные с помощью приставок от слов различных частей речи, в соответствии с общими правилами слитного и раздельного написания пишутся слитно. Однако существует объективная сложность разграничения в языке наречий с приставками и

§ 54. Наречия на шипящую

автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 54. Наречия на шипящую На конце наречий после шипящих пишется буква ь, например: наотмашь, настежь, прочь. Исключения: уж, замуж, невтерпёж.

§ 55. Отрицательные наречия

Из книги Справочник по правописанию и стилистике автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 55. Отрицательные наречия В отрицательных наречиях под ударением пишется не, без ударения – ни (в обоих случаях написание слитное). Например: н?когда заниматься пустяками – никогд? не занимался пустяками; летом н?где было играть – дети нигд? не играли; н?откуда ждать

§ 54. Наречия на шипящую

автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 54. Наречия на шипящую На конце наречий после шипящих пишется буква ь, например: наотмашь, настежь, прочь.Исключения: уж, замуж,

§ 55. Отрицательные наречия

Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 55. Отрицательные наречия В отрицательных наречиях под ударением пишется не, без ударения - ни (в обоих случаях написание слитное). Например: не?когда заниматься пустяками - никогда? не занимался пустяками; летом не?где было играть - дети нигде? не играли; не?откуда ждать

6.70. Переход деепричастий в наречия

Из книги Современный русский язык. Практическое пособие автора Гусева Тамара Ивановна

6.70. Переход деепричастий в наречия Деепричастия, совмещающие в себе признаки глагола и наречия, способны переходить в наречия. Этот процесс называется адвербиализацией. Адвербиализация заключается в утрате причастием значения действия. Обязательным условием

44. Наречия и местоимения

Из книги Латинский язык для медиков автора Штунь А И

44. Наречия и местоимения По способу образования наречия бывают 2-х типов:1) самостоятельные наречия, например: statim – тотчас, saepe – часто;2) производные от прилагательных.От прилагательных I-II склонения наречия образуются путем прибавления к основе суффикса -е, например:

9. Наречия

Из книги Латинский язык для медиков: конспект лекций автора Штунь А И

9. Наречия По способу образования наречия бывают двух типов:1) самостоятельные наречия, например: statim – тотчас, saepe – часто;2) производные от прилагательных.От прилагательных I-II склонения наречия образуются путем прибавления к основе суффикса -е, например: asepticus, a, um – aseptice

Моль родного наречия

Из книги Наплевать на дьявола: пощечина общественному вкусу автора Кучерская Майя

Моль родного наречия Вышел сборник эссе Саши Соколова, автора элегической «Школы для дураков» (1973), фольклорной эпопеи «Между собакой и волком» (1979) и сатирической «Палисандрии» (1985). Гражданин вселенной, после отъезда из СССР Саша Соколов перемещался по миру быстро и

ПОЯСНИТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ И НАРЕЧИЯ

Из книги ТРАНСформация автора Бендлер Ричард

ПОЯСНИТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ И НАРЕЧИЯ Слова, которые подталкивают слушателя к принятию качества всего, что следует далее: приятно, полезно, удивительно и т.

Образы наречия

Из книги Изучение иностранных языков автора Мельников Илья

Образы наречия Наречия запоминаются также, как и прилагательные. Надо представить образ существительного, которое чаще всего произносится с этим наречием. Здесь надо учитывать и то, что наречие часто по смыслу очень отличается от прилагательного. «Веселый человек» и

Значение наречия, его морфологические признаки и синтаксическая функция

Наречие - это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, признак другого признака или (реже) признак предмета. Вопрос наречия зависит от выражаемого им значения.

Наречие может относиться к глаголу, прилагательному, наречию, существительному и другим частям речи, например: разговаривать грубо, работать молча, очень грустный, слишком сильный, довольно поздно, абсолютно правильно, поездка верхом, совсем малыш и т. д.

Некоторые наречия не называют признака, а только указывают на него. Это местоименные наречия тут, там, так, тогда, оттого, потому, поэтому и др. Например: Ставня была полуоткрыта, и оттого в комнате можно было разглядеть всякую мелочь (А. Куприн).

Основным признаком наречий является их неизменяемость. Наречия не склоняются и не спрягаются, не образуют форм рода и числа.

Наречия на -о, -е, образованные от качественных прилагательных, могут образовывать формы степеней сравнения - сравнительную и превосходную: печально - печальнее, печальнее всех; хорошо - лучше, лучше всех; жарко - жарче, жарче всего.

В предложении наречия чаще всего выступают в роли обстоятельств разных типов и именной части составного сказуемого. Например:

И зачем-то загорались огоньки;

Я вблизи тебя искал, ловил вдали .

(Вяч. Иванов)

Разряды наречий по значению

По своему значению наречия бывают определительными и обстоятельственными.

Определительные наречия могут относиться не только к глаголу, но и к наречию, существительному, слову категории состояния, характеризуя их с разных сторон. Среди определительных наречий выделяются: 1) качественные наречия, указывающие на качественный признак; 2) наречия меры и степени; 3) наречия образа или способа действия.

Группы определительных наречий и выражаемые значения

Примеры

Качественные наречия выражают характеристику или оценку действия или признака.

Грустно, странно, чудовищно, страшно, быстро, правильно.

Количественные наречия определяют меру или степень проявления действия или признака.

Много, мало, чуть-чуть, вдвойне, втройне, трижды, вшестером, очень, весьма, совершенно, абсолютно.

Наречия образа и способа действия указывают на способ совершения действия.

Бегом, галопом, шагом, вплавь, вперемешку, вхолостую, навзничь, наверняка.

Обстоятельственные наречия чаще всего относятся к глаголу и характеризуют время, место, цель, причину совершения действия. В состав обстоятельственных наречий входят: 1) наречия места, 2) наречия времени , 3) наречия причины , 4) наречия цели .

Группы обстоятельственных наречий и выражаемые значения

Примеры

Наречия места обозначают место совершения действия.

Вдали, вблизи, назад, издали, навстречу, сбоку.

Наречия времени обозначают время совершения действия.

Вчера, сегодня, завтра, днём, ночью, утром, весной, иногда, сейчас.

Наречия причины обозначают причину совершения действия.

Сгоряча, сдуру, спьяну, сослепу, поневоле, недаром.

Наречия цели обозначают цель совершения действия.

Специально, нарочно, назло, наперекор, в шутку, умышленно.

В количественном отношении в языке преобладают определительные наречия . Затем идут наречия места и времени. Состав же наречий причины и в особенности цели весьма малочислен.

Местоименные наречия

Особую группу среди наречий составляют местоименные наречия , которые, как и местоимения, не называют признаков, а только указывают на них, но, в отличие от местоимений, являются неизменяемыми словами.

Местоименные наречия делятся на следующие группы:

Группы местоименных наречий

Примеры

Указательные

Там, туда, оттуда, сюда, здесь, так, тогда, потому, поэтому, затем

Определительные

Всегда, иногда, везде, всюду, повсюду

Вопросительно-относительные

Как, где, куда, откуда, когда, почему, зачем, отчего

Неопределённые (образуются от вопросительно-относительных)

Как-то, как-нибудь, кое-как, где-то, где-либо, где-нибудь, кое-где, когда-то, когда-нибудь, когда-либо, зачем-то, почему-то и др.

Отрицательные (образуются от вопросительно-относительных)

Никак, нигде, негде, ниоткуда, неоткуда, никуда, некуда, никогда, некогда, незачем и др.

Степени сравнения наречий

Наречия на -о, -е, образованные от качественных прилагательных, имеют форму сравнительной степени , которая совпадает с формой сравнительной степени соответствующих прилагательных: становиться глупее, читать хуже, быть смелее.

Некоторые наречия имеют также и форму превосходной степени на -епше, -айше, которая в современном языке малоупотребительна (покорно - покорнейше, строго - строжайше), например:

Строжайше б запретил я этим господам

На выстрел подъезжать к столицам.

(А. Грибоедов)

В современном языке более употребительна составная форма превосходной степени , которая представляет собой сочетание двух слов - сравнительной степени наречия и местоимения всех (всего): бежать быстрее всех, летать выше всех, понять лучше всего.

Морфологический разбор наречия включает выделение двух постоянных признаков (разряд по значению и наличие форм степеней сравнения). Непостоянных признаков наречие не имеет, так как является неизменяемым словом. Наречие - чрезвычайно продуктивный и сложный для анализа класса слов.

В качестве постоянного признака наречий указывают разряд по значению. Для наречий на -о, -е, образованных от качественных имён прилагательных, указываются формы степеней сравнения: сравнительная (смотрел веселее, говорил понятнее - более понятно) и превосходная (бегает быстрее всех, пел громче всех).

Вместо характеристики непостоянных признаков следует указывать: «неизменяемое слово».

Схема морфологического разбора наречия.

I . Часть речи.

Урок-дебаты «Местоимения или наречия?»

В дебатах участвуют ученики 6-х и 7-х классов. Шестиклассники пытаются доказать, что слова так, откуда, никогда, почему-то, зачем местоимения, семиклассники – что это наречия.

Цели урока: стимулировать творческую и поисковую деятельность учащихся, тщательно проработать изучаемый материал, развивать коммуникативные навыки, необходимые для общения, критическое мышление.

ХОД УРОКА

Учитель

Сегодня мы будем говорить о словах, которые вызвали у нас затруднения при определении части речи. Мы будем спорить, ведь, как известно, в споре рождается истина, поэтому давайте вспомним правила ведения дискуссии. (Правила можно спроецировать на экран.)

1. Соблюдаем регламент и не нарушаем порядок выступлений.

2. Высказываемся ясно, понятно, свою точку зрения аргументируем.

3. Используем слова, с помощью которых пытаемся убедить оппонентов в своей правоте.

5. На перекрестные вопросы оппонентов отвечаем четко, убедительно, спокойно.

6. Придерживаемся доброжелательного тона, не перебиваем оппонента, не выкрикиваем с места.

Прежде, чем мы начнем наши дебаты (напоминаю, что дебаты – это особая форма дискуссии), давайте распределим роли.

От каждой команды прошу выделить по четыре человека для судейской коллегии. Как известно, количество судей должно быть нечетным, поэтому один человек будет следить за регламентом.

Теперь выберем секретаря, который будет заполнять протокол; количество участников в каждой команде – три человека. Одного представителя выбираем для подсчета голосов.

Остальные ребята будут зрителями. Перед вами на парте таблички с указанием команд и бланки для итогового голосования, в конце нашей дискуссии вы должны будете проголосовать за ту команду, которая, на ваш взгляд, более убедительно доказывала свою точку зрения. Ваше голосование напрямую связано с отметкой за сегодняшний урок.

Итак, напоминаю: все началось с того, что шестиклассники решили, что выделенные слова в этих предложениях местоимения, а семиклассники с ними не согласились.

(Материал дебатов проецируется на экран.)

Если нравится тебе, то делай так. (Строчка из детской песенки.)

Откуда ветер дует? (Название русской народной сказки.)

Никогда не говори никогда. (Название художественного фильма.)

Почему плачут лошади? (Название рассказа Ф.Абрамова.)

Зачем нарушил мой покой? (Строчка из песни.)

Где-то гремит война. (Название произведения В.П. Астафьева.)

В тот день, когда закончилась война. (Название стихотворения А.Твардовского.)

Отчего душа певуча... (Название стихотворения О.Мандельштама.)

Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем. (Н.В. Гоголь)

Предоставим возможность каждой команде выступить. Время для выступления – до 5 мин.

Мы считаем, что выделенные слова – это местоимения, и попытаемся сейчас это доказать. Местоимение – это часть речи, которая заменяет существительные, прилагательные, числительные, то есть указывает на предмет, качество или количество, но не называет их конкретно. Посмотрите на эти предложения. Эти слова, как местоимения, слова-указатели, а не слова-названия, конкретно что-то называющие, и их можно заменить знаменательными частями речи: делай руками махи, с какой стороны дует ветер, никогда не говори этого слова, по какой причине плачут лошади, с какой целью нарушил мой покой, за горизонтом гремит война, от любви душа певуча.

В тот день какой? спрашиваем мы и отвечаем – «когда…». Вопрос какой? – вопрос имени прилагательного. В последнем предложении как – это относительное местоимение, которое станет вопросительным в предложении: Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем? Точно так же ведет себя местоимение что: Что ты делаешь? (Вопросительное.) – Я вижу, что ты делаешь. (Относительное.)

Семиклассники

Мы не согласны с шестиклассниками, что данные слова – местоимения. Наверное, они полагают так потому, что еще не досконально изучили наречие. Мы уже выучили эту тему и можем утверждать, что для того, чтобы классифицировать данные слова как наречия, достаточно поставить к ним вопросы:

Если нравится тебе, то делай так. (Как?) Откуда ветер дует? (Откуда?) Почему плачут лошади? (Почему?) Зачем нарушил мой покой? (Зачем?) Где-то гремит война. (Где?) В тот день, когда закончилась война. (Когда?) Отчего душа певуча? (Почему?)

Кроме того, все эти слова относятся к глаголам, как и подобает наречиям. И заметьте, мы вопросы к ним ставили исключительно от глаголов. К тому же, обратите внимание, в предложении они являются обстоятельствами, как и полагается наречиям.

Учитель

(После выступления зрителей.)

Переходим ко второй части наших дебатов. Команды готовы предоставить второй аргумент в пользу своей точки зрения, и мы начнем с 7-го класса.

Из выступления семиклассников

У выделенных слов мы определили следующие признаки наречий:

указывают на образ действия (так), место (откуда, где-то), время (когда), причину (почему, отчего), цель (зачем). Кроме того, эти слова не изменяются, а одним из важных признаков наречия как части речи является именно неизменяемость.

Шестиклассники

Раз уж речь зашла о разрядах, то у этих слов легко определить разряды местоимений.

Если нравится тебе, то делай так так указывает, как именно надо сделать, указательное местоимение, как местоимения тот, та, то, те.

Откуда ветер дует? – с помощью слова откуда задается вопрос, значит это вопросительное местоимение, как и в предложениях: Почему плачут лошади?, Зачем нарушил мой покой?, Отчего душа певуча?

В тот день, когда закончилась война – слово когда присоединяет зависимое предложение к главному, значит, это относительное местоимение, как и в другом примере: Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем.

Где-то гремит война – место точно не указано, неопределенное местоимение.

Никогда не говори никогда – отрицательное местоимение.

Кроме того, вышеуказанные слова не обозначают признак действия, как, например, наречия быстро, давно, весело.

Учитель

В качестве третьего аргумента ребята обратились к орфографии. Давайте послушаем еще по одному выступлению.

Из выступления шестиклассников

К этим словам подходят некоторые правила правописания местоимений: никогда – без ударениянужно писать и, в отличие от некогда, как в отрицательных местоимениях:никто, ничто, некто, нечто. А в слове где-то суффикс -то пишется через дефис, как в местоимениях кто-то, что-то, какой-то.

Семиклассники

Правописание приставки кое- и суффиксов -то, -либо, -нибудь через дефис касается не только местоимений, но и наречий (кое-где, кое-как, где-то, где-либо, где-нибудь), а также они могут употребляться и с другими частями речи: сядешь-то или нет.

И еще мы хотим обратить внимание на образование этих слов. Слова отчего, зачем, почему образовались путем сращения предлога и местоимения: от чего, за чем, по чему. Такие слова являются омофонами, а грамматическая омонимия возможна только между разными частями речи: Отчего ты печален? (наречие) – От чего отталкиваться? (предлог + местоимение).

Учитель Уважаемые зрители! Мы просим вас проголосовать за ту команду, которая, на ваш взгляд, была убедительнее на третьем этапе наших дебатов. Пока данные голосования вносятся в протокол, прошу зрителей высказаться по поводу услышанного.

А теперь прошу вас взять бланк для итогового голосования и проголосовать не за команду, а за часть речи: поставьте галочку напротив слова местоимение, если вы разделяете точку зрения шестиклассников, или напротив наречия, если вы согласны с семиклассниками.

Пока счетная комиссия подсчитывает результат голосования, послушаем выступление независимого докладчика. Прошу его внимательно послушать.

Сообщение независимого докладчика

Некоторые лингвисты считают рассматриваемые слова местоименными наречиями, так как они совмещают в себе признаки двух частей речи: местоимения и наречия. Еще их называют местоимениями-наречиями.

Как и все местоимения, они не называют признака (в данном случае признака действия), а только указывают на него, обобщают или служат для вопроса. Как наречия, они зависят от глаголов, прилагательных, наречий и в предложении являются обстоятельствами, а как местоимения, разделяются на разряды:

1) вопросительные: где, куда, откуда, когда, почему;

2) отрицательные: нигде, никуда, ниоткуда, никак, некогда, незачем;

3) неопределенные: некогда в значении «когда-то», где-то, кое-как;

4) указательные: там, туда, сюда, здесь, так, затем, потому;

5) определительные: везде, всюду, всегда, иногда и др.

Учитель

Подведем итоги нашей работы. Предоставим слово членам судейской коллегии.

Судьи комментируют зафиксированные аргументы и контраргументы, а также оглашают результаты голосования на промежуточных этапах и в конце игры. По окончании дебатов называется команда-победительница.

Оценку можно поставить секретарю за умение сжато записывать основные мысли докладчиков.

С.М. ВОВК,
пос. Софрино,
Московская обл.

gastroguru © 2017