Основы интенсивной реабилитации дцп. Реабилитация детей с ДЦП: описание методик. Основные фазы течения заболевания

СПб.: Элби-СПб, 2005. — 112 с.В книге «Основы интенсивной реабилитации. ДЦП» автор продолжает развивать тему о возможностях интенсивной реабилитации и обобщает накопленный опыт реабилитации детей с различными формами ДЦП на основе разработанной им технологии. Приводится нестандартный взгляд на этиологию и патогенез ДЦП. Автор опирается на фундаментальные науки, научные факты и не делает допущений, что делает излагаемый материал очень убедительным. Подробно описана авторская технология интенсивной реабилитации. Фотоматериалы, и многочисленные методы исследования, подтверждают положительную динамику реабилитации детей с тяжелыми формами ДЦП. В приложениях даны интересные сведения о психологии общения матери, ребенка и врача. Книга написана доступным языком и представляет несомненный интерес для реабилитологов, невропатологов, ортопедов и врачей других специальностей, а также для родителей, имеющих детей с ДЦП, задержкой психомоторного развития и др. нарушениями развития.Благодарности.
Предисловие автора.
Современные представления о патогенезе и лечении ДЦП. (Краткий обзор литературы.).
Этиология и патогенез.
Современный подход к лечению ДЦП.
Заключение по обзору литературы.
Общая часть.
К вопросу о причинно-следственной связи в патогенезе ДЦП.
Функция и структура. Сопряженность циклических процессов в организме. Нарушение функции.
Эволюция и онтогенез. Причины различий в течении заболеваний у человека и других представителей животного мира.
Психическая, интеллектуальная деятельность. Поведение.
Механизм реципрокной иннервации.
Специфический ответ на неспецифический раздражитель.
Клиническая картина ДЦП как комплекс специфических ответных реакций на неспецифические раздражители.
Нормальные роды как природный тракционный ротационный манипуляй ионный механизм.
Механизм родов.
Возможные факторы, нарушающие механизм родов.
Дополнение к патогенезу ДЦП.
Понятие о вертебро-косто-стернальном нейровисцеральном блоке.
Дополнение к патогенезу внутричерепной гипертензии.
Лечебно-реабилитационный процесс.
Общие рекомендации.
Технология реабилитации детей с ДЦП и другими видами параличей (по В. А. Качесову). Аналогия в родах.
Рекомендации по лечению отдельных форм ДЦП.
Атонически-астатическая форма ДЦП.
Несколько практических рекомендаций к лечению гиперкинезов.
Особенности реабилитации детей с генерализованными формами гиперкинезов.
Особенности лечебной физкультуры при гиперкинезах (по В. А. Качесову).
О дистрофических и диспластических процессах в опорно-двигательном аппарате при ДЦП. «Синдром коротких мышц». Коррекция диспластических нарушений опорно-двигательного аппарата.
Дополнение к патогенезу дистрофических и диспластических проявлений при ДЦП.
О дисплазии тазобедренных суставов.
О «синдроме коротких мышц».
Интенсивная реабилитация при выраженных диспластических проявлениях в опорно-двигательном аппарате.
Критерии реабилитационного процесса. Критерии реабилитации.
Критерии реабилитационного процесса при применении авторской технологии.
Другие критерии диагностики и реабилитации, устанавливаемые аускультативно.
Восстановление адекватных вегетативных реакций.
Дополнительные критерии реабилитационного процесса.
Объективные критерии успешной реабилитации.
Контроль за динамикой физического развития.
Определение биологического возраста как метод исследования и динамического наблюдения. Ускорение прорезывания молочных зубов как критерий реабилитации детей с ДЦП.
Двигательные нарушения.
Чувствительность.
Отклонения в психической деятельности.
Электроэнцефалографическое исследование головного мозга.
Допплерографическое исследование.
Рентгенография и Я MP-исследования.
Другие виды исследований.
Эффект волнообразного течения реабилитационного процесса.
Дальнейшая реабилитация детей с ДЦП. Современные технологии.
Методы сенсорной коррекции.
Лечебная верховая езда — иппотерапия.
Педагогические программы.
Лечебные костюмы.
О новейших разработках систем реабилитации детей с ДЦП.
Профилактика ДЦП в послеродовом периоде.
Заключение.
Приложения
Советы практикующим врачам.

Некоторые психологические аспекты взаимоотношений «мать и врач», «врач и ребенок», «мать и ребенок» при реабилитации детей инвалидов.
Психофизиологические аспекты понятий «болезнь» и «диагноз».
Некоторые психологические аспекты взаимоотношений «мать и врач», «врач и ребенок», «мать и ребенок» при реабилитации детей-инвалидов.
Несколько практических советов.
Физическая и социальная адаптация.
К истории вопроса о руководящей роли центра и первичности патологических процессов в головном мозге. (Информация к размышлению).

Первая книга «Основы интенсивной реабилитации», посвященная реа­билитации больных со спинальной травмой, вызвала огромный интерес в медицинском мире и быстро исчезла с прилавков магазинов. Во многих медицинских центрах России и за границей успешно применяются разра­ботанные автором технологические решения для реабилитации больных с параличами, контрактурами, ложными суставами. В выпущенных ранее монографиях «Ложные суставы», «Мануальная терапия в практике травма- толога-ортопеда» и многочисленных журнальных публикациях описывает­ся положительный опыт применения технологий интенсивной реабилита­ции, которые признаны изобретениями. Во второй книге автор, кандидат медицинских наук, научный сотруд­ник НИИ им. Н.В. Склифосовского, продолжает развивать тему о возмож­ностях интенсивной реабилитации и обобщает накопленный 15-летний опыт реабилитации детей с различными формами ДЦП на основе разрабо­танной им технологии. В книге приводится нестандартный взгляд на этио­логию и патогенез ДЦП. Автор опирается на фундаментальные науки, на­учные факты и не делает допущений, что делает излагаемый материал очень убедительным. Подробно описана авторская технология интенсив­ной реабилитации. Фотоматериалы и многочисленные методы исследова­ния подтверждают положительную динамику реабилитации детей с тяже­лыми формами ДЦП. В приложениях даны интересные сведения о психо­логии общения матери, ребенка и врача. Книга написана доступным языком и представляет несомненный инте­рес для реабилитологов, невропатологов, ортопедов и врачей других специ­альностей, а также для родителей, имеющих детей с ДЦП.

Основы интенсивной реабилитации. ДЦП.

ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПАТОГЕНЕЗЕ И ЛЕЧЕНИИ ДЦП (Краткий обзор литературы)

Глава 2.ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Глава 3.КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА ДЦП.

ГЛАВА 4.НОРМАЛЬНЫЕ РОДЫ

Глава 5. ДОПОЛНЕНИЕ К ПАТОГЕНЕЗУ ДЦП

Глава 6. ЛЕЧЕБНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС

Глава 8. О ДИСТРОФИЧЕСКИХ и ДИСПЛАСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ В ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОМ АППАРАТЕ ПРИ ДЦП. «СИНДРОМ КОРОТКИХ мышц». КОРРЕКЦИЯ ДИСПЛАСТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

ГЛАВА 9. КРИТЕРИИ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ПРОЦЕССА. КРИТЕРИИ РЕАБИЛИТАЦИИ

Глава 10.ДАЛЬНЕЙШАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ДЦП.

Глава 11. ПРОФИЛАКТИКА ДЦП В ПОСЛЕРОДОВОМ ПЕРИОДЕ

физической реабилитации при ДЦП

У детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата и детским церебральным параличом (ДЦП) из-за двигательных нарушений недоразвитыми оказываются костная, мышечная, эндокринная, сенсорные системы, что приводит к дефициту естественных потребностей ребенка в движении, игре, эмоциях, общении. Кроме того, в двигательной сфере наблюдается отставание в физическом развитии и физической подготовленности.

Методы физиотерапии широко используются на всех этапах лечения и реабилитации детей, больных ДЦП, с целью восстановления функций головного и спинного мозга, периферической нервной системы, опорно-двигательного аппарата, их психоэмоционального развития, укрепления общего состояния. Они относятся к числу методов, которые дают в комплексе со специальной гимнастикой, массажем, медикаментозной терапией, логопедической, ортопедической, психопедагогической коррекцией отчетливый лечебный эффект, иногда проявляющийся даже при относительно коротких курсах лечения.

Основанием для назначения физических методов лечения при ДЦП являются те патологические изменения структуры и функции головного мозга, которые возникают при данном заболевании. Органические изменения в центральной нервной системе приводят к стойким параличам и последующей атрофии мышц, нарушению двигательных функций, расстройству речи, интеллекта и т. д. Как правило, возникает дефицит афферентно-эфферентной импульсации. Вместе с тем, наряду с погибшими нервными клетками в передней центральной извилине головного мозга, экстрапирамидных образованиях, мозжечке и других структурах, ведающих функциями движения, координации, мышечного тонуса, речи, имеются полностью сохранившиеся нервные клетки и нервные клетки, пострадавшие только частично. Используемые при ДЦП физические факторы воздействия направлены на оживление и усиление функции нервных клеток, которые берут на себя функцию погибших клеток, на создание благоприятных условий для восстановления сохранившихся, но функционально угнетенных участков центральной нервной системы, реализацию ее пластических и компенсаторных возможностей. Они применяются также с целью воздействия на пострадавшие двигательные пути, мышцы, суставы.

Физические факторы, влияние которых используется с лечебными и профилактическими целями, делятся на естественные, имеющиеся в природе и используемые обычно в курортных условиях (например, солнечные лучи, лечебные грязи, естественные минеральные воды и др.), и преформированные, т. е. созданные искусственным путем, которые применяются в физиотерапевтических кабинетах. Это электро-, магнито- и световоздействия, ультразвуковая терапия, некоторые виды тепло- и водолечения.

Все физические факторы - комплексные раздражители. Воздействуя на организм, они вызывают в нем сложные адаптационные реакции с общими и местными компонентами.

Наиболее универсальным в механизме действия многих физических факторов является тепловой эффект, который проявляется в той или иной степени при реализации реакции на воздействие. Происходит усиление регионального кровотока, местных микроциркуляторных и метаболических процессов. Так проявляется неспецифический компонент действия физического фактора. Однако каждый физический фактор оказывает свое, присущее только ему специфическое действие. Оно определяется особенностями физического фактора и избирательностью поглощения его теми или иными тканями организма, которая зависит от их физико-химических свойств и глубины расположения. Процессы, характерные для действия каждого фактора, формируются на клеточно-молекулярном уровне. Специфичность воздействия физического фактора на организм связана также с соотношением частоты электромагнитных колебаний функционирующей ткани и физического фактора. В случае резонансного совпадения этих частот устанавливаются наиболее благоприятные условия для реализации его терапевтических возможностей.

Независимо от места приложения и вида физического фактора ответная реакция организма всегда формируется через нейрогуморальные и гормональные механизмы регуляции основных функций организма.

Особенность отечественной физиотерапии заключается в использовании физических факторов малой интенсивности. Известно, что все функциональные системы организма работают на очень низком энергетическом уровне. Малые дозы поглощенной энергии физического фактора стимулируют, а большие дозы, напротив, угнетают деятельность функциональных систем. Поэтому более выраженный терапевтический эффект наблюдается при слабой интенсивности используемого физического фактора по сравнению с физическим фактором средней и большой интенсивности. Эффективность малых доз воздействия особенно наглядна при проведении процедур на области проекции функционально активных зон -эндокринные железы, вегетативные узлы, иммунокомпетентные органы.

Назначая курс процедур, учитывают фактор привыкания организма к повторяющимся однотипным воздействиям, ведущий к снижению их терапевтической эффективности. Поэтому в процессе лечения меняют параметры физического воздействия, используемые методики, сам способ физического воздействия. Это положение особенно актуально при лечении больных ДЦП, которое продолжается годами.

При физическом воздействии могут преобладать местные, сегментарные или общие реакции организма. Для общего воздействия используют лечебные методы, оказывающие влияние на функциональное состояние клеток головного мозга и расположенные в нем жизненно важные центры, и рефлекторно-сегмен-тарные методики. В лечебный комплекс включают также воздействие на мышцы и связочно-суставной аппарат.

Выбор адекватного метода физиотерапии больному ДЦП определяется особенностями физического фактора, клинической симптоматикой, общим состоянием больного, сопутствующими заболеваниями.

Перед проведением физиотерапевтической процедуры необходимо успокоить ребенка (вплоть до назначения седативных препаратов легко возбудимым детям), дать ему отдохнуть. Дозу воздействия постепенно увеличивают как во время процедуры, так и в ходе курса лечения. При использовании аппаратной физиотерапии в ряде случаев первую процедуру следует проводить без включения аппарата с тем, чтобы не испугать ребенка и не вызвать у него негативного отношения к последующим процедурам.

Для лечения детей чаще применяют импульсные режимы физического воздействия. Это позволяет уменьшить энергетическую нагрузку на растущий организм и использовать преимущественно специфический компонент действия фактора. Получившие в последнее время распространение процедуры магнито- и лазеротерапии отличаются высокой эффективностью, легко переносятся детьми и поэтому нашли широкое применение в лечебной практике.

Продолжительность физиотерапевтических процедур и общее число их на курс лечения у детей меньше, чем у взрослых, проводят их через день или два дня подряд с отдыхом на третий день. Во время проведения процедуры ребенок должен находиться под постоянным наблюдением персонала. Необходимо следить за его общим состоянием, двигательной и эмоциональной реакцией, цветом кожных покровов, регистрировать частоту пульса, по показаниям - артериальное давление. После процедуры ребенок отдыхает в течение 20-30 мин. При составлении индивидуальных комплексов лечебных мероприятий согласовывают время проведения этих мероприятий с режимом дня, учебно-воспитательной работой, планируют их так, чтобы сохранялась преемственность на разных этапах лечения. Проводят процедуры не ранее чем через час после приема пищи или через 30-45 мин после него.

Выделяют некоторые общие положения, определяющие выбор физических методов лечения больных разными формами ДЦП.

При спастических формах ДЦП (спастическая гемиплегия, спастическая диплегия, двойная гемиплегия) физио- и бальнеологические процедуры назначают с целью направленного воздействия на патологический очаг в головном мозге, на уменьшение спастичности мышц, повышение тонуса ослабленных мышц-антагонистов спастичным, устранение контрактур и деформаций суставов, улучшение речи, координации движений, коррекцию психоэмоциональной сферы.

Больным этими формами ДЦП назначают электрофорез лекарственных веществ, улучшающих кровоснабжение и функциональное состояние клеток головного мозга, способствующих снижению тонуса спастичных мышц, а также магнитотерапию и микроволновую терапию (ДМВ) на область головы (на одно или оба полушария), трансцеребральную импульсную терапию, электростимуляцию ослабленных мышц - антагонистов спастичным и артикуляционных мышц, теплолечение (грязевые, парафиновые, озокеритовые аппликации, облучение инфракрасными лучами), разнообразные водолечебные процедуры.

При гиперкинетической форме ДЦП задачей физиотерапии и бальнеотерапии является подавление усиленной деятельности подкорковых систем, уменьшение выраженности гиперкинезов, генерализованных двигательных реакций, тонического напряжения мышц, улучшение речевых функций на фоне достижения седативного эффекта.

При гиперкинетической форме ДЦП применяют электрофорез транквилизаторов по центральным методикам, атропина сульфата, сернокислого магния и др. на область воротниковой зоны, электросон, дарсонвализацию головы и шейно-воротниковой зоны, электростимуляцию ослабленных мышц, теплолечение, йодобромные, хвойные, гидрогальванические ванны, ванны из сенной трухи, корня валерианы.

При атонически-астатической форме ДЦП лечение должно быть направлено на уменьшение диффузной мышечной гипотонии, восстановление нарушенной координации движений, устранение туловищной атаксии, расстройств речи и интеллекта.

Больным атонически-астатической формой ДЦП назначают процедуры магнитотерапии и ДМВ-терапии на лобную и затылочную области головы, УФ-облучение воротниковой и трусико-вой зон эритемными дозами, дарсонвализацию головы и воротниковой зоны, воздействие синусоидальными модулированными токами на нижнегрудную-верхнепоясничную область, сухие углекислые, общие и камерные контрастные ванны. В лечебный комплекс включают электрофорез галантамина, прозерина, фосфорнокислого натрия по методике Вермеля, глутаминовой кислоты по лобно-затылочной методике.

Важное значение имеет ранняя стимуляция развития двигательных навыков. Каждому ребенку назначается индивидуальный комплекс лечебной физкультуры в зависимости от возраста и формы заболевания. При развитии двигательных функций важно соблюдать возрастную закономерность их развития, поэтапно тренировать все виды двигательной активности: повороты, сидение с последующим вставанием на колени, а затем на ноги, положение на животе с последующим ползаньем. Привлекая ребенка к активному выполнению движений, следует избегать его чрезмерных усилий, что приводит обычно к резкому повышению мышечного тонуса.

На начальном этапе работы по развитию движений у детей с церебральным параличом используют серию упражнений для стимуляции подъема и удержания головы, разгибания верхней части туловища. Позже проводят упражнения для тренировки опоры на предплечья и на кисти, стимулируют ползанье на животе, проводят специальные упражнения для тренировки поворотов туловища (Бадалян Л.О.) .

В дальнейшем ребенка обучают стоянию на четвереньках и развивают функцию равновесия в этом положении, стимулируют ползанье на четвереньках, проводят специальные упражнения по тренировке функции сидения, развивают способность самостоятельно садиться, вставать на колени, затем на ноги, развивают возможность вертикальной позы и ходьбы.

Важное значение в физическом воспитании ребенка с церебральным параличом имеют специальные упражнения, направленные на развитие манипулятивной функции рук. Развитие функции рук тесно связано с формированием общей и артикуляционной моторики. Известно, что ранней стадией общения является язык жестов. Тренировка функции руки имеет важное значение для развития психических и речевых навыков. Ребенка учат захвату и произвольному отпусканию предмета. При этом важно, чтобы в захвате участвовали, в первую очередь, большой, указательный и средний пальцы, а не только мизинец и безымянный. Для этого полезно проводить специальные упражнения, например, учить ребенка подносить ложку ко рту.

Ребенку с церебральным параличом трудно не только захватить предмет, но и отпустить его, поэтому ребенка важно учить произвольному разжиманию кисти, а также перекладыванию предмета из одной руки в другую. Для развития дифференцированных движений пальцев, например для надавливания указательным пальцем, используют различные предметы и игрушки.

Важное значение имеют специальные упражнения по подготовке и развитию самостоятельной ходьбы. Для этого ребенка следует обучить правильной вертикальной постановке головы и туловища по отношению к опорной поверхности; умению перемещать центр тяжести на опорную ногу, равномерному распределению массы тела на обе ноги. Необходимо развить у ребенка спорность стоп и шаговые движения в разных исходных положениях: лежа на спине, сидя на детском стульчике, стоя.

Вначале ребенка обучают вставанию и ходьбе с поддержкой при этом необходимо обратить внимание на правильное распределение центра тяжести тела и сохранение равновесия. С этой целью тренируют ходьбу с опорой на передвигающийся впереди утяжеленный стул, коляску с грузом, учат ходить в брусьях и ходунках (Бадалян Л.О.) .

Важное значение имеют и специальные корригирующие приемы по стимуляции реакций равновесия. Специфика упражнений дифференцируется в зависимости от формы ДЦП. Возможность стояния и ходьбы у детей с церебральным параличом зависит от степени поражения ног, развития контроля головы и реакций равновесия. Становление этих функций значительно затрудняется, если ребенок не может использовать руки для поддержки (Бадалян Л.О.) .

Для улучшения общей подвижности и физического развития можно использовать уже изученные ребенком основные двигательные навыки, применяя их в различных сочетаниях и в различных условиях. Сюда могут быть отнесены самые разнообразные перемены положения тела в комбинации с захватами, бросками предметов, задания на равновесие, преодоление каких-либо препятствий и пр. Для улучшения подвижности и координации движений, также можно использовать упражнения с мячом. Упражнения с различными мячами (малыми, большими) динамичны и эмоциональны, способствуют развитию силы, координационных способностей, быстроты простой и сложной двигательных реакций, требуют способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности. Они эффективно влияют на развитие как психических процессов (внимания, восприятия, памяти, рациональности мышления, воображения), так и физиологических (усиливают кровообращение, дыхание, обмен веществ) и используются в качестве общеразвивающих, подготовительных и специальных упражнений в физической реабилитации детей с двигательными нарушениями.

Кроме лечебной гимнастики, для подготовки ребенка к самостоятельному передвижению широко используются различные виды массажа. Классический лечебный массаж при ДЦП способствует расслаблению напряженных мышц и стимулирует функционирование ослабленных мышц. Используются различные приемы массажа: поглаживания, потряхивания, точечный и вибрационный, криомассаж.

Задачи массажа: нормализация произвольных движений, мышечного тонуса, улучшение крово- и лимфотока, предупреждение возникновения контрактур, стимуляция ослабленной функции мышц, усиление метаболизма тканей. В комплексное лечение ДЦП также включают сегментарно-рефлекторный массаж с ЛФК.

Главным и действенным средством коррекции и профилактики при двигательных нарушениях является правильное и своевременное физическое воспитание, в котором особое внимание следует уделить укреплению мышечного аппарата и равномерному физическому развитию.

В книге «Основы интенсивной реабилитации . ДЦП » автор продолжает развивать тему о возможностях интенсивной реабилитации и обобщает накопленный опыт реабилитации детей с различными формами ДЦП на основе разработанной им технологии . Приводится нестандартный взгляд на этиологию и патогенез ДЦП . Автор опирается на фундаментальные науки , научные факты и не делает допущений , что делает излагаемый материал очень убедительным . Подробно описана авторская технология интенсивной реабилитации . Фотоматериалы , и многочисленные методы исследования , подтверждают положительную динамику реабилитации детей с тяжелыми формами ДЦП .

В приложениях даны интересные сведения о психологии общения матери , ребенка и врача .

Книга написана доступным языком и представляет несомненный интерес для реабилитологов , невропатологов , ортопедов и врачей других специальностей , а также для родителей , имеющих детей с ДЦП , задержкой психомоторного развития и др . нарушениями развития .

Глава 1. Современные представления о патогенезе и лечении ДЦП .

(Краткий обзор литературы .)………………………………………

1.1.Этиология и патогенез …………………………………

1.2.Современный подход к лечению ДЦП ………………………………

1.3. Заключение по обзору литературы …………………………………

Глава 2. ОБЩАЯ ЧАСТЬ …………………………………

2.1. К вопросу о причинно - следственной связи в патогенезе ДЦП …………

2.2. Функция и структура . Сопряженность циклических процессов в

организме . Нарушение функции …………………………………………………..

2.3. Эволюция и онтогенез . Причины различий в течении заболеваний у

человека и других представителей животного мира .

2.4. Психическая , интеллектуальная деятельность . Поведение …………………

2.5. Механизм реципрокной иннервации …………………………………………

2.6. Специфический ответ на неспецифический раздражитель …………………

Глава 3. Клиническая картина ДЦП , как комплекс специфических

ответных реакций на неспецифические раздражители ……

Глава 4. Нормальные роды , как природный тракционный ротационный

манипуляционный механизм ………………………

4.1. Механизм родов

4.2. Возможные факторы , нарушающие механизм родов

Глава 5. Дополнение к патогенезу ДЦП ……………………

5.1. Понятие о вертебро -косто -стернальном нейровисцеральном блоке .

5.2. Дополнение к патогенезу внутричерепной гипертензии

Глава 6. Лечебно - реабилитационный процесс . Критерии реабилитации .

6.2. Технология реабилитации детей с ДЦП и другими видами параличей

(по В .А . Качесову ). Аналогия в родах .

7.1. Атонически -астатическая форма ДЦП .

7.2.1. Особенности реабилитации детей с генерализованными формами

гиперкинезов …………………………….

7.2.2. Особенности лечебной физкультуры при гипрекинезах (по В .А .

Качесову )… …

Глава 8. О дистрофических и диспластических процессах в

опорнодвигательном аппарате при ДЦП . « Синдром коротких мышц ».

Коррекция диспластических нарушений опорно - двигательного

аппарата ……

8.1. Дополнение к патогенезу дистрофических и диспластических

проявлений при ДЦП ………………………………

8.2. О дисплазии тазобедренных суставов ……….

8.3. О «синдроме коротких мышц »………………

8.4. Интенсивная реабилитация при выраженных диспластических

проявлениях в опорно -двигательном аппарате ……….

Глава 9. Критерии реабилитационного процесса . Критерии

реабилитации .

9.1. Критерии реабилитационного процесса при применении авторской

технологии …………………

9.1.2. Другие критерии диагностики и реабилитации , устанавливаемые

аускультативно ………………………..

9.2. Восстановление адекватных вегетативных реакций . ……

9.3. Дополнительные критерии реабилитационного процесса ……………….…

9.4. Объективные критерии успешной реабилитации …………………………..

9.4.1. Контроль за динамикой физического развития ……………………………

9.4.2. Определение биологического возраста , как метод исследования и

динамического наблюдения . Ускорение прорезывания молочных зубов как

критерий реабилитации детей с ДЦП …………………

9.4.3.Двигательные нарушения …………………………

9.4.4. Чувствительность ………………………………………

9.4.5. Отклонения в психической деятельности ……………

9.4.6. Электроэнцефалографическое исследование ……….

9.4.7. Допплерографическое исследование …………………

9.4.8. Рентгенография и ЯМР – исследования ………………

9.4.9. Другие виды исследований ……………………………

9.5. Эффект волнообразного течения реабилитационного процесса …………..

Глава 10. Дальнейшая реабилитация детей с ДЦП . Современные

технологии .

10.1.Методы сенсорной коррекции …………

10.2 Лечебная верховая езда - иппотерапия ……

10.3. Педагогические программы ………………

10.4. Лечебные костюмы ………………………

10.5. О новейших разработках систем реабилитации детей с ДЦП

Глава 11. Профилактика ДЦП в послеродовом периоде …………

Заключение ………………………………………………………………………

Приложение№ 1. СОВЕТЫ ПРАКТИКУЮЩИМ ВРАЧАМ .

П .1. Психофизиологические аспекты понятий «болезнь » и «диагноз »………

П .2.Некоторые психологические аспекты взаимоотношений «мать и врач »,

«врач и ребенок », «мать и ребенок » при реабилитации детей инвалидов ……

П .3. Несколько практических советов …………………………………………..

П .4.Физическая и социальная адаптация ………………………………………..

Приложение № 2. К истории вопроса о руководящей роли центра и

первичности патологических процессов в головном мозге . (Информация

к размышлению )…….

gastroguru © 2017