Онлайн варианты егэ по биологии. Что требуются от ученика на экзамене? Способы подготовки к ЕГЭ по биологии

Вторая часть экзаменационной работы представляет собой внутренне целостный раздел – все шесть заданий непосредственно связаны с подобранным по определенным критериям текстом – источником социальной информации.

Каждое задание к тексту выполняет определенную функцию, позволяя проверить качественное овладение содержанием курса обществознания и сформированность у экзаменуемых сложных интеллектуальных умений: понимать текст в целом, выделять его основные идеи; осуществлять поиск социальной информации и ее интерпретацию и тд.

Среди заданий с развернутым ответом представлены задания базового (27), повышенного (26, 28 и 30) и высокого (29 и 31) уровней сложности.

Особенности заданий второй части

По типу используемых критериев оценивания все задания с развернутым ответом можно сгруппировать следующим образом:

— задания, которые имеют универсальные, обобщенные критерии оценивания, не зависящие от конкретного содержания того или иного текстового источника (26, 30 и 31);

— задания с оригинальными критериями оценивания (27-29).

Так, в любом варианте КИМ задание 26, предполагающее составление плана текста, будет оцениваться по общим критериям, отражающим полноту, четкость, логическую последовательность представления содержания в пунктах плана.

В то же время задания 27 и 28, связанные с извлечением и интерпретацией содержащейся в тексте информации, различаются в предложенных вариантах по своей структуре, и каждое из них имеет свои критерии оценивания.

Выделяют также задания с однозначно определенными элементами правильного ответа и задания, предполагающие широкий спектр вариантов ответа.

Задания с однозначно определенными элементами правильного ответа.

Система оценивания выполнения заданий с однозначно определенными элементами правильного ответа содержит эталон правильного ответа и основана на строгом учете содержащихся в нем элементов. Критерии ориентируют эксперта на поиск в работе экзаменуемого приведенных в эталоне элементов ответа. Подобные задания, как правило, связаны с извлечением информации из текстового фрагмента. Требуемые единицы информации непосредственно определяются содержанием текста.

Задания, предполагающие широкий спектр вариантов ответа.

Критерии оценивания подобных заданий отличаются от критериев предыдущей группы. В качестве эталона дается примерный, незавершенный ряд верных элементов ответа. Как правило, это примеры выполнения задания или возможные подходы к его выполнению – своеобразный «ключ» к оценке ответа экзаменуемого. Они служат для эксперта лишь ориентиром правильного направления «развертывания» мысли в ответе, при этом сами формулировки экзаменуемого могут быть иными, чем те, что приведены в критериях.

Задача экспертов заключается в том, чтобы, используя предложенный ключ-критерий, определить корректность этих формулировок, их соответствие поставленному вопросу. К этой группе относятся, например, задания на применение контекстных заданий (29), где невозможно предусмотреть все вероятные примеры социальных объектов, которые могут привести выпускники.

Максимальная оценка за выполнение заданий 26-28, 30 и 31 – 2 балла. При неполном правильном ответе выставляется 1 балл. За полное и правильное выполнение задания 29 выставляется 3 балла. При неполном правильном ответе в зависимости от представленности и/или качества требуемых компонентов ответа оценка будет 2 или 1 балл. Неправильный ответ, содержащий рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания, — 0 баллов. Таким образом, за выполнение заданий к текстовому фрагменту (правильную и полную формулировку ответов по всем шести заданиям) экзаменуемый может получить 13 баллов.

Каждый из шести вопросов (заданий) к документу имеет свое назначение в экзаменационной работе и проверяет определенную группу умений.

Рассмотрим пример текста с заданиями.

Ре­бе­нок рож­да­ет­ся не с го­то­вы­ми спо­соб­но­стя­ми, а с за­дат­ка­ми, т.е. та­ки­ми осо­бен­но­стя­ми стро­е­ния мозга и ор­га­нов чувств, ко­то­рые вы­сту­па­ют в ка­че­стве при­род­ных пред­по­сы­лок раз­ви­тия спо­соб­но­стей. За­дат­ки мно­го­знач­ны, т.е. на базе одних и тех же за­дат­ков могут воз­ник­нуть раз­лич­ные спо­соб­но­сти в за­ви­си­мо­сти от тре­бо­ва­ний со­от­вет­ству­ю­щей де­я­тель­но­сти. Так, ост­рая на­блю­да­тель­ность и хо­ро­шая зри­тель­ная па­мять могут войти в струк­ту­ру спо­соб­но­стей ху­дож­ни­ка, сле­до­ва­те­ля, гео­ло­га.

Разо­вьют­ся ли за­дат­ки в спо­соб­но­сти, за­ви­сит не толь­ко от ин­ди­ви­ду­аль­ных осо­бен­но­стей лич­но­сти, но и от ис­то­ри­че­ских усло­вий, от по­треб­но­стей об­ще­ства. Те или иные спо­соб­но­сти раз­ви­ва­ют­ся тогда, когда в них по­яв­ля­ет­ся об­ще­ствен­ная не­об­хо­ди­мость.

Рас­смот­рим с этой точки зре­ния такую во­об­ра­жа­е­мую си­ту­а­цию. Где-то на да­ле­ком ост­ро­ве в Тихом оке­а­не ро­дил­ся маль­чик с вы­да­ю­щи­ми­ся му­зы­каль­ны­ми за­дат­ка­ми. Кем может он стать, если учесть, что люди его пле­ме­ни не знают ни­ка­кой иной му­зы­ки, кроме од­но­го­лос­но­го пения, и ни­ка­ко­го дру­го­го му­зы­каль­но­го ин­стру­мен­та, кроме ба­ра­ба­на? В луч­шем слу­чае этот маль­чик вой­дет в ис­то­рию ост­ро­ва как самый за­ме­ча­тель­ный ба­ра­бан­щик. Иными сло­ва­ми, он до­стиг­нет та­ко­го уров­ня раз­ви­тия сво­е­го му­зы­каль­но­го та­лан­та, ко­то­рый воз­мо­жен в опре­де­лен­ных со­ци­аль­ных усло­ви­ях. Со­всем иначе сло­жи­лась бы его судь­ба, если бы он ока­зал­ся в стра­не с вы­со­ко­раз­ви­той му­зы­каль­ной куль­ту­рой и попал там к хо­ро­шим пе­да­го­гам.

26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Задание 26 требует составить план текста., выделив его основные относительно завершенные смысловые фрагменты и озаглавив каждый из них. Данное задание является обязательным в логике организации работы с текстом: сначала необходимо уяснить смысл текста как целого, выявить наиболее значимые в содержательном плане идеи и представить структуру текста, а затем уже извлекать информацию по отдельным аспектам, анализировать конкретные идеи текста.

Такое начало выполнения заданий к тексту помогает выпускнику успешно справиться с другими заданиями блока, обеспечив целостное и вместе с тем дифференцированно-фрагментарное восприятие текстового фрагмента. Напомним, что под планом понимают четкое последовательное представление фрагментов содержания текста в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную идею соответствующего фрагмента.

Для выполнения этого задания необходимо внимательно прочесть текст, уяснить его содержание, понять тему, выявить основные идеи текста. Важно учитывать, что названия пунктов плана не должны полностью воспроизводить отдельные фразы текста – основная идея каждого фрагмента должна быть кратко сформулирована экзаменуемым после прочтения и обобщения содержания соответствующего раздела текста. При этом количество выделенных фрагментов может быть различным – система оценивания не задает какого-то конкретного числа пунктов плана, хотя в примерном содержании верного ответа представлен оптимальный, с точки зрения разработчиков, вариант плана.

План может быть простым, то есть включающим названия значимых частей текста, или сложным, включающим наряду с названиями значимых частей текста и названия их смысловых компонентов. В любом случае в дроблении текста на смысловые фрагменты должна присутствовать определенная логика – именно на основе ее понимания эксперт, проверяющий работу, может сделать вывод о том, выделены или не выделены основные смысловые фрагменты текста. В нашем примере могут быть выделены, например, следующие смысловые фрагменты:

  1. Врожденные задатки человека
  2. Условия для развития способностей.

Данный план составлен в назывной форме. План может быть составлен не только в назывной, но и в вопросительной или тезисной форме.

Вопросный план записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. Например:

  • Какими особенностями ребенок обладает с рождения?
  • От чего зависит успешность развития задатков ребенка в способности?

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Корректность всех формулировок работы в процессе проверки определяются экспертом.

Это задание относится к группе заданий с универсальными, обобщенными критериями оценивания, не зависящими от содержания конкретного текста.

Эксперт при оценивании выполнения данного задания решает, по сути, два вопроса:

  • Верно ли схвачена выпускником структура текста (все ли смысловые части текста выделены; нет ли лишних, отсутствующих в тексте смысловых частей; связаны ли пункты плана по смыслу);
  • Насколько точно в названиях пунктов плана передано содержание текста (насколько точно пункты плана раскрывают основную идею соответствующего фрагмента, мысль автора; соответствуют ли они общей логике раскрытия содержания текста).
27. Как автор опре­де­ля­ет при­род­ные за­дат­ки че­ло­ве­ка? При­ве­ди­те два при­ме­ра при­род­ных за­дат­ков.

В правильном ответе должно быть отмечено, что «природные задатки» — это особенности строения мозга и органов чувств, выступающие в качестве природных предпосылок развития способностей.

В качестве примера названы: гибкость тела, хороший слух.

Задания 27 могут содержать следующие требования:

  • Найти в тексте любые 2-3 определения (объяснения, причины, характеристики и тп.);
  • Найти в тексте ответы на 2-3 вопроса;
  • Найти в тексте доказательства (аргументы и тп.), которые автор приводит в подтверждение какой-то идеи;

Нередко у экспертов и выпускников возникает вопрос: почему в тех случаях, когда требуется вычленить из текста три и более единиц информации, ответ выпускника, содержащий только одну единицу информации, оценивается в 0 баллов (ведь он является частично верным?).

В данном случае проверяется и оценивается уровень сформированности умения извлекать информацию из текста. Приведение одной позиции вместо требуемых трех-четырех свидетельствует о недостаточном уровне владения данным умением и соответственно оценивается.

28. Какие три усло­вия автор вы­де­ля­ет в ка­че­стве не­об­хо­ди­мых для раз­ви­тия за­дат­ков в спо­соб­но­сти?

В ответе должны быть перечислены:

  • Индивидуальные особенности личности;
  • Благоприятная окружающая среда;
  • Потребности общества.

Задание 28 предполагает преобразующее воспроизведение или некоторую интерпретацию содержащейся в тексте информации. Данный тип заданий имеет несколько модификаций требований, связанных с анализом текста:

  • Определить, что является фактом, определить его причины;
  • Установить последствия описанного социального явления;
  • Объяснить позицию (мнение, точку зрения и тп.) автора и привести его аргументы (объяснения, доказательства, примеры и тп); оценить роль тех или иных факторов и тд.

Задания 27 и 28 – задания с однозначно определенными элементами правильного ответа и критериями оценивания. Поскольку они обращены только к тексту, направлены на проверку понимания отдельных положений текста, умения выявить содержащуюся в тексте информацию по заданной проблеме, то и система оценивания ответов на эти вопросы базируется на эталоне правильного ответа. Критерии ориентируют эксперта на поиск в ответе экзаменуемого названных в образце позиций.

В ответе выпускника требуемая информация может быть дана в форме прямой цитаты из текста, причем могут быть опущены длинноты и подробности и приведен лишь узнаваемый фрагмент фразы. Информация также может быть приведена в форме близкого к тексту пересказа. Оба эти варианта выполнения задания равноценны.

При оценивании ответа эксперт учитывает, что задания 27 и 28 непосредственно относятся к тексту, поэтому даже самые интересные и логичные стройные рассуждения экзаменуемого, не связанные напрямую с содержанием текста, не могут считаться правильным ответом. Если ответ свелся к подобным рассуждениям, он оценивается в 0 баллов.

29. Автор от­ме­ча­ет, что на базе одних и тех же за­дат­ков могут воз­ник­нуть раз­лич­ные спо­соб­но­сти в за­ви­си­мо­сти от тре­бо­ва­ний со­от­вет­ству­ю­щей де­я­тель­но­сти. Каким при­ме­ром он ил­лю­стри­ру­ет этот вывод? При­ве­ди­те свой при­мер, под­твер­жда­ю­щий это по­ло­же­ние.

В ответе должен быть назван следующий пример автора: развитие музыкальных способностей мальчика в зависимости от его места жительства – на острове в Тихом океане или в стране с высокоразвитой музыкальной культурой и под руководством хороших педагогов.

Может быть приведен собственный пример: хорошая природная пластика важна и для спортсмена, и для актера.

Итак, задание 29 предполагает выход за рамки содержания текста и привлечение контекстных знаний обществоведческого курса, фактов общественной жизни или личного социального опыта выпускника. В приведенном примере могут быть даны следующие объяснения:

  • Развитие личности человека возможно только в общении и взаимодействии с другими людьми (в процессе социализации);
  • Человек может проявить свои личные качества только в общении и взаимодействии с другими людьми;
  • Многие свои потребности человек может реализовать только в процессе общественной жизни.

Могут быть даны и другие корректные объяснения.

Данный тип заданий имеет несколько модификаций условий и требований. Приведем самые распространенные формулировки.

— Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, назовите 2-3 проявления какого-либо явления

— используя содержание текста, знания курса и личный социальный опыт, приведите 2-3 подтверждения (дайте 2-3 объяснения)

— используя факты общественной жизни и личный опыт, подтвердите 2-3 примерами

— с опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт выскажите 2-3 предположения

— используя содержание текста, обществоведческие знание и факты общественной жизни, приведите 2-3 примера и кратко поясните каждый пример

— используя содержание текста, обществоведческие знание и личный социальный опыт, объясните 2-3 ситуации

— проиллюстрируйте 2-3 примерами идею текста (конкретными примерами проиллюстрируйте любые 2-3 приведенные в тексте характеристики

К выполнению подобных заданий предъявляются следующие требования:

  1. Точность и корректность приводимых фактов (социальных фактов или моделей социальных ситуаций), их соответствие приведенным в задании теоретическим положениям);
  2. Наличие рассуждений, конкретизирующих сущность приведенного в задании теоретического положения, логическая и содержательная корректность этих рассуждений;

Положения или понятия, которые требуется конкретизировать, как правило, носят общий, иногда предельно абстрактный характер (такова специфика обществоведческого знания). Примерами могут быть факты прошлого и современности, почерпнутые из собственного опыта или получившие общественную известность; реальные события и смоделированные ситуации. В ответах допускается различная степень конкретизации, и в этой связи одни экзаменуемые могут идти по пути все большего уточнения самого исходного положения, выделяя его стороны, аспекты, формы проявления и тд.; другие могут отдавать предпочтение отдельным фактам, которые воплощают черты (характеристики) общего.

30. Ан­дрей Ф., че­ты­рех лет, об­ла­да­ет хо­ро­шей му­зы­каль­ной па­мя­тью и спо­со­бен точно вос­про­из­ве­сти слож­ную по­ли­фо­ни­че­скую ме­ло­дию после од­но­го про­слу­ши­ва­ния. На­зо­ви­те три сферы де­я­тель­но­сти, в ко­то­рых он может до­стичь мак­си­маль­но­го рас­кры­тия своих спо­соб­но­стей. Ука­жи­те любое со­ци­аль­ное усло­вие, ко­то­рое по­мо­жет ему раз­вить свои за­дат­ки.

  • Указаны три сферы деятельности: игра на музыкальных инструментах и создание музыки; танцевальная деятельность, изучение иностранных языков;
  • Указано условие развития задатков в способности: возможность организовать мальчику занятия музыкой, танцами или изучение языков.

Задание 30 проверяет умение применять знания, почерпнутые из источника социальной информации, для решения конкретной проблемы. По сути, данное задание предполагает перенос содержащейся в тексте информации в совершенно иной контекст, использование ее для осмысления и объяснения актуальных фактов и процессов реальной жизни, практических жизненных ситуаций.

Как видно, задания 30, используемые в экзаменационной работе могут иметь два уровня требований: первое требование относится непосредственно к ситуации, сформулированной в условии; второе – ориентирует на поиск информации для решения проблемы в предложенном источнике с привлечением обществоведческих знаний. В экзаменационных вариантах используются разные модели условия: проблемная ситуация, социальный факт, статистические данные, проблемное высказывание и тп.

31. «Ге­ни­аль­ным че­ло­ве­ка де­ла­ет при­ро­да, а ве­ли­ким - об­ще­ство». Со­глас­ны ли вы с этим вы­ска­зы­ва­ни­ем? Обос­нуй­те свое мне­ние.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  • Выражено мнение учащегося: выбрана та или иная точка зрения;
  • Приведены два аргумента, например:

— в случае согласия с данным высказыванием может быть указано, что для развития природных задатков человека необходимо не только его желание их развивать, но возможность делать это и наличие потребности общества в его развитии;

— в случае несогласия может быть указано, что природные способности человека разовьются в любом случае, даже вопреки существующим общественным условиям.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения) и примеры.

Задание 31 предполагает формулирование и аргументацию выпускником собственного суждения (или авторской позиции, мнения и тп.) по актуальному проблемному вопросу общественной жизни. Данное задание непосредственно связано с содержанием текста, но предполагает рассмотрение его отдельных положений в ином ракурсе.

Задание строится таким образом, что в своем ответе ученик может как согласится с приведенной точкой зрения, так и опровергнуть ее. Объектом оценивания здесь выступает содержательная полнота, логическая обоснованность собственной позиции ученика, разнообразие приведенных им аргументов (почерпнутых из курса, из сообщений СМИ, из личного социального опыта).

Данный тип заданий имеет еще одну модель условия и вытекающих из него требований:

— с опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту позиции (мнения, точки зрения и тп.) автора (собственное мнение (отношение к проблеме).

При проверке задания 31 эксперты обращают внимание на указанные источники информации для формулирования суждений, привлечение дополнительных сведений (могут быть указаны обществоведческий курс, знание других учебных дисциплин, факты общественной жизни, личный социальный опыт); требуемый поэлементный состав ответа.

Приложение № 1 Рабочий лист.

Прочтите текст и выполните задания 26 - 31

Человек с первого дня своего рождения развивается. Он устремлён в будущее. Он учится, научается ставить себе новые задачи, даже не понимая этого…

Потом отроком и юношей он тоже учится.

И уже приходит время применять свои знания, достичь того, к чему стремился. Зрелость. Надо жить настоящим…

Но разгон сохраняется, и вот вместо учения наступает для многих время овладения положением в жизни. Движение идет по инерции. Человек всё время устремлён к будущему, а будущее уже не в реальных знаниях, не в овладении мастерством, а в устройстве себя в выгодном положении…

В жизни каждого человека есть любопытное возрастное явление: сторонние влияния. Эти сторонние влияния обычно бывают чрезвычайно сильными, когда юноша или девушка начинают становиться взрослыми – на переломе. Потом сила этих влияний проходит. Но о влияниях, их «патологии», а иногда и нормальности надо помнить юношам и девушкам.

Может быть, тут и нет особой патологии: просто подрастающему человеку, мальчику или девочке, хочется поскорее стать взрослым, самостоятельным. Но, становясь самостоятельными, они стремятся освободиться прежде всего от влияния своей семьи. Со своей семьёй связаны представления об их «детскости». Отчасти в этом виновата бывает и сама семья, которая не замечает, что их «ребёнок» если не стал взрослым, то хочет быть взрослым. Но привычка слушаться ещё не прошла, и вот он «слушается» того, кто признал его взрослым, - иногда человека, самого ещё не ставшего взрослым и по-настоящему самостоятельным.

Влияния бывают хорошие и плохие. Помните об этом. Но плохих влияний следует опасаться. Потому что человек с волей не поддается дурному влиянию, он сам выбирает себе путь. Человек же безвольный поддается дурным влияниям. Бойтесь безотчётны влияний: особенно если вы ещё не умеете точно, чётко отличить хорошее от плохого…

(Д.С. Лихачёв)

26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

1. ___________________________________________________________________________________

2. ___________________________________________________________________________________

3.___________________________________________________________________________________

4.___________________________________________________________________________________

…___________________________________________________________________________________

1)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

28. Предположите, почему, по мнению автора, сторонние влияния на человека особенно сильны в переломные моменты его жизни. Используя текст и личный социальный опыт, выскажите два предположения.

29. Используя факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, проиллюстрируйте тремя примерами мысль автора о том, что человек «устремлён в будущее».

2)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

30. Используя собственный жизненный опыт, сформулируйте для своих сверстников три совета о том, как не поддаться дурному стороннему влиянию.

1)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

31. Используя обществоведческие знания и собственный жизненный опыт, приведите два объяснения того, почему человек не может полностью освободиться от влияния своей семьи.

1)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПАМЯТКА СОСТАВЛЕНИЯ ПЛАНА ТЕКСТА.

1. Внимательно прочитай текст, уяснив его содержание, и выяви основные идеи .

2. Помни!!! Названия пунктов плана не должны полностью воспроизводить отдельные фразы текста, так как требуется самостоятельно кратко сформулировать основную идею каждого фрагмента.

3. Количество выделенных фрагментов может быть различным. 4. В дробление текста на смысловые фрагменты должна присутствовать определенная логика – на основе её понимания эксперт делает вывод о том, что основные смысловые фрагменты выделены.

Требования, предъявляемые к выполнению задания по тексту № 29:

1) точность и корректность приводимых фактов (социальных фактов или моделей социальных ситуаций), их соответствие приведенным в задании теоретическим положениям.

2) наличие рассуждений, конкретизирующих сущность приведенного в задании теоретического положения, логическая и содержательная корректность этих рассуждений.

3) корректность отражения в рассуждениях ии фактах связей различного типа


Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 31 задание. Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 6 заданий с развёрнутым ответом.

К каждому заданию 1–20 работы предлагается четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным верно, если участник экзамена записал номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) записан номер неправильного ответа; б) записаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не записан. В заданиях 21–25 ответ дается в виде последовательности цифр (например, 125), записанных без пробелов и разделительных символов. Ответы на задания части 2 самостоятельно формулируются и записываются экзаменуемым в развернутой форме. Проверка их выполнения проводится экспертами на основе специально разработанной системы критериев

Шкала перевода баллов в оценки:

«2» – от 0 до 14

«3» – от 15 до 24

«4» – от 25 до 33

«5» – от 34 до 39

Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом

Правильно выполненная работа оценивается 39 баллами. Каждое правильно выполненное задание 1–21, 23–25 оценивается 1 баллом. Задание 22 оценивается по следующему принципу: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущены две и более ошибок. Задания части 2 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа. За полное и правильное выполнение заданий 26–28, 30 и 31 выставляется 2 балла. При неполном ответе – 1 балл. За полное и правильное выполнение задания 29 выставляется 3 балла. При неполном выполнении в зависимости от представленности требуемых компонентов ответа – 2 или 1 балл. Таким образом, за выполнение заданий части 2 (правильную и полную формулировку ответов на все шесть вопросов) экзаменуемый может получить максимально 13 баллов.

На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа (180 минут).

Задачи у этого вопроса две:

  • в виде вопроса, содержащего ключевую мысль смыслового блока: «»
  1. Сущность среднего класса.
  2. Состав среднего класса.
  3. Функции среднего класса.
  1. Что такое средний класс?
  2. Какие функции выполняет средний класс?

Источники:

Каждый человек возрастом за восемнадцать по собственному опыту знает, что такое экзамен . Но школьный экзамен – это еще полбеды. Здесь человек учится довольно много времени, поэтому привыкает к учителям, а те, в свою очередь, - к ученикам. И, возможно, окажут на экзамен е некоторое послабление или помощь. Но теперь, с приходом в нашу страну Единого Государственного Экзамена, все меняется. И вместо живого общения с человеком из комиссии мы вынуждены зарисовывать кружочки в тестах.

Инструкция

На самом деле это есть самая серьезная . Вспомним философию восточных боевых искусств, когда говорят: "Никогда ни стоит недооценивать своего противника". В данном случае – это противник, которого лучше переоценить, и значительно лучше подготовиться.

Но, взглянув с другой стороны, понимаешь, что обществознание – такой же предмет, как и все остальные. Следовательно, ничего сверхъестественного здесь нет. Для успешной сдачи экзамен а требуется лишь определенная подготовка и уверенность в своих силах.

Готовиться стоит начинать примерно или год до экзамен а. Человеческий мозг устроен таким образом, что информация, воспринятая когда-то в прошлом, значительно лучше усваивается и легче извлекается, нежели та, что прочитана пару часов назад.

Как писал Джон Кехо в книге «Подсознание может все», информация, которую мозг воспринимал в течении жизни, не исчезает. Даже если человек не помнит чего-то, это не значит, что этого нет. Основная часть воспринятого материала откладывается в подсознании. А в нужный момент мозг может это воспоминание. Но уверенности в том, что это правильный ответ, не будет. Будет четкое понимание, что проявляются не знания, а . Но это лишь ненавязчивая работа подсознания, которая помогает найти правильный ответ в различных вопросах.

Что же касается непосредственно самого экзамен а, то за день до него лучше не загружать мозг ничем лишним, а просто отдохнуть. Перегрузка информацией и волнение перед ответственным днем могут привести к стрессу, а это не самое лучшее, что может быть. Поэтому самый правильный вариант – это отдохнуть и выспаться.

Совет 3: Как правильно выполнить задание 26 в ОГЭ по обществознанию

Задание 26 в ОГЭ: как правильно выполнять его? Что нужно знать, чтобы получить максимальный балл? Особенности ответа и советы школьнику.

Задание №26 в ОГЭ по обществознанию – одно из самых простых и одновременно вызывающих больше всего проблем у школьников. Тем не менее выполнять его не так уж сложно: нужно только усвоить несколько простых правил.

26-е задание представляет собой краткий план представленного для разбора текста. Оценивается оно в 2 балла. Необходимо выделить все смысловые фрагменты отрывка и озаглавить каждый из них.

Задачи у этого вопроса две:

  1. проверить умение ученика выделять ключевые мысли текста, без которых невозможно нормально учиться в профессиональном заведении;
  2. оценить навыки ребёнка по составлению краткого плана ответа.

Есть и третья функция, важная уже для самого школьника: после составления «оглавления» намного проще будет отвечать на остальные вопросы письменной части.

Как должно выглядеть задание №26

Чтобы проще было понять, как именно называть каждый пункт, представьте, что вас попросили написать доклад на какую-то не слишком вам знакомую тему. И взять с собой на выступление разрешили лишь оглавление к этому докладу. Соответственно, каждый пункт этого оглавления должен быть составлен таким образом, чтобы, прочитав его, вы сразу вспомнили содержание всей главы.

Делать план текста можно двумя способами:

  • в виде предложения назывной формы: «Функции среднего класса»;

При этом больше ценится ответ, выполненный именно в виде оглавления, а не списка основных вопросов текста.

Чаще всего смысловой блок совпадает с абзацем. Однако бывают и другие ситуации. Так, иногда в одном крупном абзаце может содержаться два фрагмента, несущих совершенно разную информацию. В этом случае каждый из них придётся выделить отдельным пунктом плана.

Бывает и наоборот: несколько абзацев раскрывают разные аспекты одного и того же вопроса, поэтому выделять каждый пункт по отдельности нельзя. Чаще всего это происходит, когда автор перечисляет функции или признаки какого-либо социального явления.

Например, текст «Средний класс» разделён на 8 абзацев; при этом в четвёртом абзаце говорится, что средний класс выполняет разные функции, а во всех последующих по очереди раскрываются каждая из этих функций. Получается, что реально смысловых блоков в этом задании лишь 4: все функции вместе с вводным предложением нужно выделить одним пунктом.

Правильный план к этому рассказу будет выглядеть так:

  1. Сущность среднего класса.
  2. Состав среднего класса.
  3. Критерии выделения среднего класса.
  4. Функции среднего класса.

Либо же, если вы предпочитаете выполнять 26-е задание в форме вопросов, можно составить оглавление таким образом:

  1. Что такое средний класс?
  2. Кого относят к среднему классу?
  3. По каким критериям выделяют средний класс?
  4. Какие функции выполняет средний класс?

Обратите внимание, что форма задания не допускает слишком длинных предложений, пунктов, состоящих из двух и более предложений, а также дополнительных подпунктов типа «1а», «1б», «1в». Не будут засчитаны пункты, содержащие слова, не несущие смысловой нагрузки, или выглядящие как вырванный из контекста кусок фразы.

При этом выписывать в оглавлении фрагменты текста, если они хорошо отражают смысл абзаца и не содержат лишних слов, не возбраняется.

Как правильно составить название пункта

Для того чтобы научиться правильно делать задание №26, нужно научиться выделять ключевые мысли текста и каждого абзаца в отдельности. Для этого попробуйте мысленно пересказать текст, ответив на вопрос: «о чём рассказывается в отрывке»? А в первом абзаце? Во втором абзаце?

Не нужно повторять фразы, которые в тексте уже есть: сократите и упростите их, передав только общий смысл. Уберите все вводные слова, эпитеты и сравнения, оставьте лишь «каркас» - несколько словосочетаний, без которых предложение или абзац потеряют смысл. Именно они и будут ключевой мыслью.

Например, во фразе «Вполне очевидно, что языковое расслоение проходит по иным линиям, нежели линии расового или государственного расслоения» есть только 5 слов, действительно имеющих значение: «языковое расслоение», «линии», «расовое» и «государственное расслоение». Все остальные слова служат лишь для связок этого предложения с предыдущим и последующим и для придания фразе «эмоциональной» окраски. Именно из этих пяти слов и нужно будет строить название пункта для задания 26.

Ключевая мысль фразы состоит в том, что линии разных типов социального расслоения различаются. Остаётся превратить повествовательную форму предложения в форму названия: «Линии социального расслоения».

Название должно быть кратким, лаконичным и полностью отражать смысл фрагмента. Не нужно ни чрезмерно конкретизировать, ни обобщать смысл высказывания. Так, вариант «социальное расслоение» для упомянутого пункта не будет засчитан. Понятно, что весь текст рассказывает именно о социальном расслоении. Но поскольку в данном абзаце речь идёт конкретно о критериях этого расслоения, то все более «обширные» названия будут неверными, поскольку не дадут представления о содержании «главы».

Девятиклассникам можно дать и ещё один совет: побольше читайте и старайтесь мысленно или вслух, пересказывать прочитанное, чтобы навык выделения ключевых мыслей постепенно становился автоматическим.

Источники:

  • ОГЭ по обществознанию: разбор заданий с развернутым ответом
  • Как выполнять задания 26 по обществознанию
gastroguru © 2017