Онлайн диктант на правописание приставки «пре-» и «при. Все виды диктантов на правописание приставок на –з и –с Диктант по русскому языку на тему приставки

Все виды диктантов на правописание приставок на –з и –с

Э.Г.Казакова

    Словарный диктант. Учащиеся вспоминают правила правописания отдельных слов. Объём контрольного диктанта зависит от класса. Кроме традиционных словарных диктантов, можно проводить словарный диктант с подсказкой; словарный диктант с грамматическим заданием; словарный диктант с элементами игры «Зоркий глаз» - поиск наибольшего количества орфограмм в тексте; «Справочное бюро» и др.

Без брежный простор; без звездная ночь; ранний рас свет; без облачный день; рас пахнуть окно; вс порхнула птица; рас правила крылья; вз летела на сосну; бес шумно подойти; рас цвели ландыши, описать про ис шествие; ис следовать причину; рас спросить свидетелей; бес сердечный поступок; холодный рас чет , из бежать опасности; исполнить долг.

    В конце изучения каждой темы проводится контрольный диктант . Слова на еще не изученные орфограммы выписываются на доску. При проведении контрольного диктанта учитель прочитывает весь текст выразительно, медленно. Далее текст диктуется по отдельным предложениям в соответствии с произносительными нормами русского языка. Чтение не должно быть подсказывающим. Темп чтения – равномерный. После записи всего текста учитель прочитывает его целиком. Учащиеся проверяют написанное.

Жаркий день. Лучи солнца пробиваются сквозь рас пустившуюся зелень листвы. В горле пересохло, хочется пить. Но воды поблизости нет.

Путешественник прокладывает путь среди раз росшихся лесных зарослей. Трудна дорога. На каждом шагу бес страшного ис следователя этих дремучих дебрей подстерегает смертельная опасность.

Что там виднеется среди сучьев дерева? Изогнутая ветвь или огромный удав свесил свое гибкое тело?

Впереди поляна. Можно передохнуть. Но и тут нужно быть начеку. В кустах мелькнул полосатый бок страшного зверя. Но не заметил он человека, прошел мимо.

Усталый путник ложится на траву и внимательно наблюдает. Вс пархивают и летают разноцветные бабочки и жучки. В чашечки цветов заползают хлопотливые пчелы. Муравьи волокут сухие травинки в свой муравейник. Всюду кипит жизнь, полная приключений.

Кажется, так бы и лежал весь день, ра зглядывая жизнь в густых сочных зарослях.

(По Г. Скребицкому) (122 слова)

    При выборочном диктанте учащиеся выписывают из читаемого текста слова с определенной орфограммой. Образец оформляется на доске. Несколько примеров разбираются коллективно, затем класс работу выполняет самостоятельно. Этот вид диктантов проводится, когда тема достаточно закреплена.

На востоке нашей страны возвышаются Уральские горы, а за ними расстилается Западно-Сибирская равнина. Бесчисленные богатства находятся в недрах земли. Перед строительством моста надо рассчитать его конструкцию. Потом необходимо исследовать местность. Кто будет возглавлять строительство?

Тихое безоблачное у тро. Нежный аромат распространяют скромные фиалки. Среди ржи кое-где вспыхивают красные полевые маки. Я не люблю искусственные цветы. Птицы беспокойно перелетают с дерева на дерево. Скворцы умеют воспроизводить разные звуки. (68 слов)

    Зрительный диктант. Текст показывается на доске. Учащиеся анализируют орфограммы, распознают слова на изучаемые правила. Текст закрывается. После записи под диктовку учащиеся используют самопроверку.

Водопад

Перед нами мощный поток воды, который бурно устремляется вниз с большой высоты. Далеко раз носится грохот низ вергающейся с обрыва воды. Все кругом вз драгивает от шума. Бес прерывно падает вода и рас сыпается внизу на миллиарды мелких брызг. Путешественники смотрят в без молвном восхищении на это чрез вычайно красивое явление природы. Особенный восторг у зрителей вызывает водопад в без облачные дни, когда бес численные капельки как бы рас творяются в воздухе. (85 слов)

    Письмо по памяти требует от учеников предварительного заучивания. Перед написанием объясняются трудные орфограммы, постановка знаков препинания, правописание слов на неизученные правила. Далее текст закрывается и записывается учащимися по памяти. После записи учащиеся сличают свои записи с оригиналом.

Все в тающей дымке:

Холмы, перелески.

Здесь краски не ярки

И звуки не резки.

Здесь медленны реки,

Туманны озера,

И все ускользает

От беглого взора.

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

Чтоб вдруг отразили

Прозрачные воды

Всю прелесть застенчивой

Русской природы.

(Н. Рыленков.)

    П редупредительный диктант. Учитель читает текст по предложениям. Учащиеся повторяют предложение и объясняют, как надо писать те или иные слова. Этот вид диктанта целесообразно использовать на начальном этапе изучения правила.

Весна движется медленно. Озерко еще не рас таяло. Орех рас цветает, но еще не пылят желтой пыльцой его сережки.

Ис чезают последние клочки снега в лесу. Листва выходит из-под снега с лежалая, серая. Недалеко от себя я раз глядел птицу. Она была цвета прошлогодней листвы, с черными выразительными глазами и длинным носом. Это был вальдшнеп*. Он поднялся на ноги, вз махнул своим карандашом и ударил им в горячую прелую листву. От этого удара на носу остался один круглый осиновый листик.

Когда вальдшнеп вз летел, мы успели сосчитать: на клювике у него было надето семь острых осиновых листиков.

(По М. Пришвину) (97 слов)

    При проведении объяснительного диктанта комментирование слов с изучаемой орфограммой дается после записи. Он проводится, когда учащиеся усвоят тему и могут самостоятельно применять правила на практике.

Песня журавлей

Рано утром журавли поднялись с пашни и ис чезли в тёплом густом тумане. Первое курлыканье журавлей раз далось над лесом, когда ветер раз нёс туман. Весенняя песня больших отважных птиц раз неслась над деревьями, зазвенела на весь лес, чтобы рас сказать всем, что журавли снова воз вращаются на своё болото.

    Тексты свободных диктантов более объемные, но несложные по содержанию и легко распадаются на логически законченные части. Учитель читает каждую часть дважды. Учащиеся пишут по памяти. Слова с изучаемой орфограммой должны войти в диктант Данный вид диктантов способствует совершенствованию как навыков грамотного письма, так и развитию речи.

Карлуха

    Карлуха – беспокойный воронёнок. Он важно разгуливает по двору и прячет всё, что попадёт в клюв.

    Однажды Карлуха раздобыл пуговицу и стал её прятать. Сунул в траву, где густо разрослись ромашки, колокольчики, метёлки. Пригнул колосок пуговицу закрыть, а колосок распрямился . Раззадорился воронёнок, стал ромашки, колокольчики пригибать, а они поднимаются.

    Растерялся Карлуха: так пуговицу любая сорока может украсть. А сороки уже близко; расхрабрились, расшумелись .

    Воронёнок решил кирпич использовать. Раскопал под ним землю и спрятал пуговицу, а сам для верности сверху расположился . Пусть теперь сороки попробуют украсть!

(По Н.Сладкову.)

Ледоход

    раздвинулись и Машу на льдине стремительным течением понесло к мосту.

    Это увидел паренёк. Он быстро подбежал к берегу, распахнул куртку, сдёрнул с себя ремень, сбросил рюкзак и оторвал от него лямки. Потом быстро связал ремень и лямки, прыгнул на лёд и стал осторожно продвигаться к Маше.

    У самого края полыньи он бросил конец ремня Маше. Она поймала его, и мальчик стал медленно подтягивать её к себе. Потом он схватил Машу за руку и повёл за собой. Так они добрались до берега.

(По Ю.Мусатову)

    При распределительном диктанте учащиеся записывают слова из диктуемого текста, распределяя их по группам.

Ис писать тетрадь, рас прямить плечи, из лечиться от болезни, вз махнуть крыльями, из бегать встречи, раз давать указания, рас чертить листок, вс кочить на ноги, ис следовать карту, рас считать стоимость.

    Творческий диктант . Это такой вид диктанта, при котором диктуемый текст записывается с грамматическими, орфографическими или стилистическими изменениями в каждом предложении. Учитель перед диктантом объясняет ученикам, какие изменения они должны внести в текст диктанта во время записи предложений. После записи всего текста несколько учащихся обязательно читают свои работы, комментируя слова.

    Устно составить связный текст с данными словами : Раз лежишься, вс лушаешься, из ленишься, рас храбришься, раз задоришься, рас смеёшься, ис купаешься, рас прощаешься, во звращаешься.

    Заменить глаголы синонимичными с приставками на –з и –с по образцу: Сообщить – известить, разузнать – разведать, осуществляться, тревожиться, уничтожать, пропадать, забавляться, разгневаться.

    Записать антонимы к диктуемым глаголам по образцу: Сжиматься – расширяться , успокоиться, спускаться, работать, сбежаться .

    Восстановленный диктант. Учащиеся прослушивают текст, затем выписывают из него слова с требуемыми орфограммами, а затем восстанавливают текст, стараясь сохранить его композицию и грамматический строй и используя выписанные слова.

Весна

Уже давно рас таял снег, зазеленела трава, а на кустах и деревьях раз вернулись листочки. Из южных стран воз вратились птицы. Кругом раз лилась река, затопила луга. Весеннее половодье в самом раз гаре. Лёгкий ветер раз гоняет туман, и он плывёт над землёй белыми клочьями.

(Из произведений Г. Скребицкого.)

    Комментированный диктант . Учащиеся объясняют правописание орфограмм в процессе записи текста. Цель этого вида диктанта - развивать у учащихся умение логически мыслить и предельно кратко формулировать грамматические правила, выделяя главное. Этот диктант проводят при закреплении изученных орфограмм.

О весне

    Верба за моим окном почки рас пустила, раньше всех в краю родном рас цвести решила (Ю.Коринец.)

    По ложбинкам побежали ручейки, рас кисли дороги, и по ним уже важно раз гуливают чёрные белоносые грачи. (Г.Скребицкий.)

    Вот уж снег последний в поле тает, тёплый пар вос ходит от земли. (А.К.Толстой.)

    Диктант «Проверяю себя» прививает учащимся навык самоконтроля и умение чётко формулировать свои мысли и правильно задавать вопросы. Учитель диктует связный текст. Учащиеся в случае затруднения спрашивают у учителя или проверяют по орфографическому словарю правописание орфограммы, в написании которой они сомневаются. Все ошибки исправляются сразу же. На один и тот же вопрос учитель дважды не отвечает. После консультации работы сдаются на проверку. При проверке исправления не учитываются, но работы оцениваются строго, так как у учеников была возможность исправить все ошибки.

Заповедник на Печоре

На высоком берегу Печоры раскинулся старинный посёлок Якша, там находится государственный заповедник.

Суров сибирский край. У нас ещё только деревья начинают сбрасывать жёлтые листья, а здесь бесчисленны е снежинки падают с неба. Наступают долгие месяцы безжалостной зимы с вьюгами, снегопадами и морозами.

Иногда покажется солнце, напомнит людям о коротком лете и опять наступит безмолвная тёмная ночь. А когда мороз уж очень рассердится, заблестят ярко звёзды в бездонном небе.

(По И. Константинову.)

    Комбинированный диктант включает элементы предупредительного, объяснительного и контрольного диктантов. Вначале несколько предложений (словосочетаний) учащимися предварительно комментируются, затем в нескольких следующих объясняются необходимые правила, после этого несколько записываются для контроля. Проверка проводится непосредственно после записи.

    Бессвязный лепет; беззаботное детство; возбуждать интерес; испугать ребенка; безграничная любовь; беспокойная ночь.

    Исчезнувший остров; изучить материалы; восстановить данные; неисчерпаемые богатства; новое здание; непрерывные исследования.

    Возобновить подсписку; распространять газету; известить о событии; исправить ошибку, бесспорное утверждение.

    Графический диктант подразумевает полную или частичную запись диктуемого условными обозначениями. Он эффективен при изучении орфограмм, словосочетаний и отдельных предложений.

Подойти бес шумно, рас сердить родителей, в комнате бес порядок, громко вс крикнуть, из бежать опасности, тяжело вз дыхать, без звёздная ночь, бес цветные глаза, рас смешить друзей, без заботный юноша, изменения в расписании.

    При проведении цифрового диктанта условное обозначение какого - либо понятия или языкового явления условно обозначается цифрами. Условное обозначение записывается на доске. Учащиеся в процессе диктовки записывают только цифры, которые в результате выглядят как определённый код.

    Приставка на –З – 1, приставка на – С- 2, приставка С – 3:

раскрыться, рассчитать, сговорится, расцвести, испугаться, размечтаться, сделать, сбросить, рассвет, расцвет.

2 2 3 2 2 1 3 3 2 2

    Буквенный диктант подразумевает отработку какой – либо орфограммы, когда записывается только требуемая буква из диктуемых слов.

Ис писать, рас прямить, из лечиться, вз махнуть, с бросить, ис чертить, с борная, вос пользоваться, без брежный, с делать.

с с з з с с с с з с

    Диктант по началу - вид творческого диктанта. Учитель предлагает текст, в котором есть интригующий момент, начинающийся со слов: «как вдруг», «неожиданно», «однажды». Учащиеся должны будут сами придумать продолжение текста, начало которого запишут под диктовку в тетради. Продолжение должно содержательно соответствовать продиктованному началу.

Ледоход

Маша легко перепрыгивала с льдины на льдину и скоро была уже далеко от берега. Вдруг льдины раздвинулись и Машу на льдине стремительным течением понесло к мосту…

    Диктант по картине учит умению точно, выразительно описывать предметы и явления, изображённые художником. Перед диктантом учащиеся знакомятся с картиной и её замыслом. Затем учитель читает текст, а учащиеся вносят в него грамматические, орфографические, пунктуационные или стилистические изменения.

Диктант по картине А.А. Пластова «Летом»

Воз вращаться домой, без облачный день, без граничный лес, рас кинули ветви, без заботно отдыхать, рас положиться в тени, рас прямить ноги, с двинуть брови, чересчур много грибов, с рывать ягоды, ис пользовать кружку.

    Тематический диктант. Это специально подготовленный компактный текст, предназначенный для работы над определенной орфограммой или закрепления навыка расстановки знаков препинания.

Листопад

Жёлтые без жизненные листья с летают с бес покойных ветвей. Они из вещают о засухе. Осенью рас ход воды больше, потому что листья ис паряют её. Дерево должно без жалостно рас статься с листвой, чтобы из бежать гибели и за зиму вос становить силы.

    Кроссвордный диктант предполагает замену развёрнутых определений понятий, которые диктует учитель, на синонимичные, состоящие из одного слова.

    Растение, выращенное в парнике для последующей пересадки на грядки (рассада ).

    Сообщение о чём – нибудь (известие ).

    Молчание, полная тишина (безмолвие ).

    Группа солдат, обслуживающих орудие, пулемёт (расчёт ).

    Проверочный опрос, экзамен (испытание ).

    Место, где берёт начало река (исток ).

    Небольшое литературное произведение, в котором описывается обычно одно событие при небольшом количестве действующих лиц (рассказ ).

    Нарушение покоя, тревожное состояние (беспокойство )

    Вскрытие земли для исследования находящихся в культурном слое археологических памятников (раскопки ).

    Возвращение настроек телефона в первоначальное состояние (

      Аудиодиктант учит воспринимать текст в чужом исполнении, не привычном слуху учащихся.

    При подготовке статьи использовались и адаптировались материалы книг:

    Виноградова Л.А и др. Сборник диктантов по русскому языку. IV - VI кл. Пособие для учителей. М.,»Просвещение», 1973

    Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 кл.: Кн.для учителя.-М.: Просвещение, 1994

Приставки ПРЕ- и ПРИ-, где гласная безударная, зачастую на слух воспринимаются не так, как пишутся, поэтому определяющим моментом является значение этой части слова в каждом конкретном случае.

Тест для закрепления правил на написание приставок при- и пре- в русском языке рекомендуем пройти онлайн перед ГИА и ЕГЭ на виртуальном тренажере.

Пара полезных обучающих онлайн тренажеров помогут быстро проверить свои знания или, тем кто ничего не учил, свою «врожденную грамотность»:-) .

1. Онлайн диктант на правописание приставок пре- и при-

Диктант, включающий 60 слов, в котором лишь нужно вставить верную на Ваш взгляд гласную букву «Е» или «И» в приставку. Ответили верно — появляется следующее слово, а если нет, то отобразится правильный ответ и почему так, а не иначе.

2. Онлайн тренажер — ищем ошибки в приставках пре- и при-

Поиграйте в учителя и найдите из предложенных четырех десятков словосочетаний написанные неверно. Онлайн тренировка на определение ошибок в приставках пре- или при-. Найдите все ошибки, и тогда они исчезнут.

Преамбула, превалировать, превзойти, превосходство, преимущество, превращать, президиум, презумпция, прейскурант, прелестный, прелюдия, премиальный, препираться, препона, пресловутый, пресмыкаться, престиж, претендент, претензия, претенциозный, прецедент.

2

Прибегнуть, приветливый, прививка, привидение, привилегированный, привлекательный, приказчик, примерка, примитивный, приноровиться, принцип, приоритет, пристань, притча, причина, приязнь, приятный.

Беспрекословно, беспрестанный, беспристрастный, воспрепятствовать, клятвопреступление, малопригодный, непреложный, непрерывный, неприветливый, неприкаянный, неприличный, непринужденный, неприспособленный, неприязненный, попридержать, сопричастность.

3

Презирать трусов, призирать сироту, пребывать в унынии, прибывать к месту назначения, предать гласности, придать значение, преклоняться перед гением, приклонить голову, претворить решения в жизнь, притворить дверь, пребывать в городе, прибывать в город.

Приближаться, приезжать, приходить, прибегать, примчаться, прискакать, приплыть, прилететь, приползти, пригнать, привести, принести, приводить, прислать, привезти.

Присоединить, пришить, приклеить, привязать, приделать, прикрепить, прилепить.

Пришкольный, приволжский, прибрежный, привокзальный, приморский, приусадебный, придорожный.

Приоткрыть, приподнять, призадуматься, принарядиться.

Пренеприятный, предобрый, преглупый, прекрасный, презабавный, пресмешной, преспокойный, прехорошенький, прескверный, преувеличивать, преуменьшать.

4

Примиряющая роль природы не может сравниться ни с чем другим, но и любые разногласия между людьми, любые ошибки и заблуждения обязательно сказываются на природе, на ее судьбе. Разве война сама по себе, а затем политика военного противостояния не явились причиной той экологической обстановки, в которой мы нынче оказались? А разве ГУЛАГ, начиная с Беломорстроя, не был предтечей «великих сталинских строек коммунизма»?

В этом смысле особое место занимает роман Виктора Астафьева «Царь-рыба», едва ли не единственный известный мне роман на тему психологии и экологии, вместе взятых.

Экология из года в год все в большей степени становится наукой универсальной. До сих пор стимулом развития человечества являлось беспредельное развитие его потребностей, но вот с неизбежностью возникла необходимость и потребительства и ограничительной деятельности, а экология и есть наука о тех всеобщих ограничениях, без которых дальнейшее существование человека невозможно. Это, если хотите, универсальная диетология человеческого сообщества. Впрочем, экология — это вовсе и не наука в ее классическом понимании.

Греховность науки состоит в том, что она изначально презирала Апокалипсис, объявляя его химерой и сумасбродством, в то время как экология проистекает из его признания. Тем более наука не могла признать Антихриста, а экология проистекает из его признания. Тем более наука не могла признать Антихриста, а экология опять-таки признает и его - в лице человека с ничем не ограниченной жаждой потребления — и уже этим становится ближе к религии. Наука все меньше и меньше доступна рудовому человеку и даже самой себе, поскольку она дробится, как об этом уже говорилось, на неисчислимый ряд специальностей; экология все больше и больше становится общественным движением, проникает в сознание каждого из нас. Наука отчуждается от непосредственного общения с главным объектом своего изучения - от природы. Она все больше становится надприродной и уводит по этому ложному пути человечество. Экология приближается к природе. Именно наука сделала природу «средой обитания», лишая ее всех других качеств. И разве не дело литературы обо всем этом говорить, изыскивая новые и новые художественные средства?

5

Говорят, что детское горе непродолжительно, женские слезы - вода и что в ранней юности обиды исчезают так же быстро, как первый случайный снег, упавший на теплую, еще не промерзшую землю. Не знаю, может быть, и впрямь все это так. С общепринятым спорить трудно.

Так или иначе, слезы есть слезы, горе, пусть оно и детское, — горе, и никогда ничто не проходит бесследно.

Однажды весной я ехал в свою деревню, ехал в том восторженном, приподнятом настроении, которое всегда сопровождает меня во время поездки домой, к местам детства и отрочества. В моем распоряжении была машина — «газик», руководимый давно знакомым, добрым и надежным шофером. В рюкзаке лежало все необходимое для жизни в одиночестве. В кармане имелось достаточно денег, а впереди была весна, свобода и родина. Что может быть лучше в наше время для городского, задерганного заботами жителя?

Мне не хотелось терять ни минуты.

Мы уже разворачивались с вокзала, когда мужчина в плаще с большим чемоданом остановил нас. Он обежал машину, открыл шоферскую дверцу и спросил, куда мы едем. И засуетился, умоляя шофера прихватить и его. А я не без удовольствия сидел на переднем сиденье. Не то чтобы злорадствовал или гордился тем, что машина дана именно мне. Просто было приятно, что мне-то совсем не надо просить, бегать и умолять, чтобы прихватили…

Но почему-то чувство неприязни тотчас родилось во мне.

В. Белов «В одной машине».

6

До вечера предстояло провести время в привокзальной гостинице. Деревня затихла, притаилась. Разведчик прислушивался к каждому шороху. Травы пригнулись к земле. Девочка старательно приклеила марку. Грачи прилетели. Я приближался к месту назначения. Он преспокойно начал обедать. Мой собеседник явно преуменьшал опасность. В его взгляде выразилось презрение. Вошедший притворил дверь. Самое главное - претворить замысел в жизнь.. Он приподнялся и посмотрел вокруг. Придорожный кустарник зазеленел.

7

Я привстал с порога и, если бы не схватился за деревянную скобу, упал бы (Аст.). Прощаясь с тетей, дама еще выкинула претрогательную штуку… (Леск.). Он стоял в той же позе, прислонившись к стене (Рыб.). Не есть ли шахматная игра прикрытие, обман, не занимается ли Лужин чем-то совсем другим, - и она замирала, представляя себе ту темную, преступную, быть может, масонскую деятельность, которую хитрый негодяй скрывает за пристрастием к невинной игре (Наб.). Все это время ко мне шли непрерывным потоком тысячи писем… (Чук.). Наука является самой лучшей, прочной, самой светлой опорой в жизни, каковы бы ни были ее превратности (Тимир.). Когда притухала печка, я радовался (Аст.).

8

Вот уже третий год эта беспрецедентная по размаху программа стоимостью в два миллиона долларов осуществляется в глубочайшем секрете (Овчин.). Командированные же, имея привилегии перед другими, мирились с привилегиями других перед собой (Рыб.). В этом же году Оксфордский университет присудил мне почетное звание Доктора литературы. Для получения этого звания я был приглашен в Англию - через шестьдесят лет после моего пребывания в этой стране… (Чук.). Он… забыл о времени и стал потихоньку думать о том, о сем - о приобретенной по случаю пишущей машинке, о Мариинском театре, о сыне, так редко приезжающем в Берлин (Наб.).

9

Одни находили, что это требование придирчиво, другие находили его правильным, хотя чрезмерным… (Леск.). К окну снаружи прильнуло детское лицо (Леск.). Дичась ее советов и укоров, я про себя превратно толковал понятный смысл правдивых разговоров (П.). …И были у него, милостивые государи, иконы все самые пречудные (Леск.). Я предавал мечтам свой юный ум, и праздно мыслить было мне отрада (П.). Бабушка прекратила причитания, прижала меня к себе и перекрестила (Аст.). Я понял упорное злоречие, которым Швабрин ее преследовал (П.). Пренебрежение, с каким он упоминал о Марье Ивановне, казалось мне столь же непристойным, как и несправедливым (П.). Дядя мой, г-н Сипягин, брат моей матери, призрел меня (Т.). Я притворился, будто сплю (Л.Т.). Взоры наши встретились; в моем он мог прочесть презрение, и он отворотился с выражением искренней злобы и притворной насмешливости (П.).

10

Татьяна верила преданьям простонародной старины (П.). «Подумай хорошенько, — прибавила она, — со стороны твоих родных не будет ли препятствия?» (П.). Здесь прекращаются записки Петра Алексеевича Гринева (П.). Тихая диспетчерская преобразилась (Рыб.). Кудесник, ты лживый, безумный старик! Презреть бы твое предсказанье! (П.). Сырая мгла заволакивала причудливые кровли (А.Н.Т.). Ермолай беспрекословно согласился (Т.). И нет такой преграды, чтобы тебя остановить могла (Исак.). Ермолай был человек престранного рода: беззаботен, как птица, довольно говорлив, рассеян и неловок с виду (Т.). На холмах пушки, присмирев, прервали свой голодный рев (П.). Разносчики принесли из города все, что только можно принести, притащить, привезти и приволочь (Гонч.)… Клим тяжко ощущал пренебрежительное недоброжелательство учителей (М.Г.). Все мальчики засмеялись и опять приумолкли на мгновенье (Т.).

11

Надолго присмиреть, новый препарат, престиж руководителя, преобразить жилище, соблюдать приличия, веселая прибаутка, небесное провидение, не преминул сказать, вступить в препирательство, престарелый человек, приверженец самодержавия, пригожий ребенок, преамбула договора, приамурский регион, пребывать в неведении, превалирующие тенденции, приветственная речь, привлекательная женщина, превозмочь усталость, превзойти соперника, привстать со стула, превосходный случай, приворотное зелье, превозносить знаменитость, превратиться в лед, превосходящие силы, привычная обстановка, сердечная привязанность, привередливый гость, превышение полномочий, привольное житье, премиальный фонд, премьер-министр, оперная премьера, примерный ученик, примелькавшиеся лица, непременное условие, премудрый пескарь, премированный работник, примитивный взгляд, примкнуть к движению, не преминуть воспользоваться, городские предместья, примоститься с краю.

12

Пренебрегать опасностью, привести плоды, приноровиться к обстановке, принудительный труд, предначертания свыше, принципиальное решение, преобразованное хозяйство, преодолеть препятствие, преображённый край, приохотиться к чтению, приободрить друга, придавать значения, предавать осмеянию, преуменьшить трудности, преувеличивать опасность, преходящая слава, прибивать гвозди, неприкрашенная правда, приобретенный дом, неприступная твердыня, притвориться непонимающим, приданое невесты, восприимчивый к болезням, преуспевать в занятиях, непрестанные ссоры.

13

Время смены цивилизации ответственное и опасное. Вот и нынче все то, что мы называем жизнью человека, уже следует называть проблемой выживания. Выживание должно быть проблемой не только материальной, но и духовной, а экология должна обрести эстетический смысл. В новой цивилизации культура и культурные ценности нашей эпохи, думается мне, приобретут такое значение, которое имеют нынче для нас культуры Древней Греции и Рима. Верю, что русская литература, а вместе с ней и русский язык не потеряются среди этих памятников. Верю, но и сомневаюсь, потому что люди все больше и больше теряют интерес к истории. Это особенно заметно в молодом поколении - история не оправдала его надежд, не научила жизни, тем более выживанию.

За последние два века благодаря перенасыщенности событиями истории стало гораздо больше, но, может быть, именно по этой причине она и девальвируется. Молодое поколение все больше и больше убеждается в том, что история мало чему научила их отцов и дедов, разве только прописным истинам, а если так — откуда же у молодежи возьмется прилежание к истории?

Новая цивилизация, наверное, не захочет глобальных экспериментов - социальных, экономических, религиозных (национальные, очевидно, все еще не будут исключены), ей не нужны будут и призраки, которые бродили бы по Азии, Африке, Южной Америке, тем более по Европе, ее цель — экологическое благополучие - должна будет подчинить себе и экономику, и политику, и просвещение. Преувеличение? Может быть, но оно не меняет сути проблемы.

Да, природа когда-то приютила в своем доме человека, но он решил, будто он и есть полновластный хозяин, и создал в доме природы свой собственный, надприродный дом. А теперь ему ничего не остается как приютить природу в этом своем доме, но вовсе не в качестве бедной родственницы, а при условии, что она-то и будет определять режим и порядок жизни нового дома, право пользования всем его имуществом. Среди этого имущества находится и литература — и для нее не будет и не может быть исключения, и чем раньше она найдет себя, свое место в доме новой цивилизации, тем лучше.

С. Залыгин «Литература и природа».

14

Вымышленных сюжетов в древней русской литературе крайне мало - только то, что было или представлялось бывшим, было достойным повествования до XVII века. Русские люди были преисполнены уважения к прошлому. За свое прошлое умирали, сжигали себя в бесчисленных «гарях» (самосожжениях) тысячи староверов, когда Никон, Алексей Михайлович и Петр захотели «порушить старину». Эта черта в своеобразных формах удержалась и в новое время.

Рядом с культом прошлого с самого начала в русской литературе находилась ее устремленность к будущему. И это опять-таки черта, далеко выходящая за пределы литературы. Она в своеобразных и разнообразных, иногда даже искаженных, формах свойственна всей русской интеллектуальной жизни. Устремленность к будущему выражалась в русской литературе на всем протяжении ее развития. Это была мечта о лучшем будущем, осуждение настоящего, поиски идеального построения общества. Обратите внимание: русской литературе, с одной стороны, в высшей степени свойственны прямое учительство - проповедь нравственного обновления, а с другой - до глубины души захватывающие сомнения, искания, недовольство настоящим, разоблачения, сатира. Ответы и вопросы! Иногда даже ответы появляются раньше, чем вопросы. Допустим, у Толстого преобладает учительство, ответы, а у Чаадаева и Салтыкова-Щедрина - вопросы и сомнения, доходящие до отчаяния.

Эти взаимосвязанные склонности - сомневаться и учить - свойственны русской литературе с первых же шагов ее существования и постоянно ставили литературу в оппозицию государству. Первый летописец, установивший самое форму русского летописания (в виде «погодных», годовых записей), Никон, вынужден был даже бежать от княжеского гнева в Тмутаракань на Черном море и там продолжать свою работу. В дальнейшем все русские летописцы в той или иной форме не только излагали прошедшее, но разоблачали и учили, призывали к единству Руси. Это же делал и автор «Слова о полку Игореве».

Особенной интенсивности эти поиски лучшего государственного и общественного устройства Руси достигают в XVI и XVII веках. Русская литература становится публицистичной до крайности и вместе с тем создает грандиозные летописные своды, охватывающие и всемирную историю, и русскую как часть всемирной.

Настоящее всегда воспринималось в России как находящееся в состоянии кризиса. И это типично для русской истории. Вспомните: были ли в России эпохи, которые воспринимались бы их современниками как вполне стабильные и благополучные? Период княжеских распрей или тирании московских государей? Петровская эпоха и период послепетровского царствования? Екатерининская? Царствование Николая I? Не случайно русская история прошла под знаком тревог, вызванных неудовлетворенностью настоящим.

Д.С. Лихаче в «Русская культура в современном мире».

Приближаться, приезжать, приходить, прийти, прибегать, примчаться, прискакать, приплыть, прилететь, приползти, пригнать, привести, принести, приводить, прислать, привезти.

Присоединить, пришить, приклеить, привязать, приделать, прибить, прикрепить.

Пришкольный, привокзальный, прибрежный, приморский, приволжский, приусадебный, приозерный, придорожный.

Приоткрыть, привлечь, принарядиться, призадуматься.

Пренеприятный, предобрый, преглупый, презабавный, премилый, пресмешной, преспокойный, преудивительный, прехороший, предлинный, прескверный, преувеличить, преуменьшить.

Преградить, претерпеть, преобладать, преодолеть.

Презирать трусов - призирать сироту, пребывать в унынии - прибывать к месту назначения, предать гласности - придать значение сообщению, преклоняться перед талантом — приклонить голову, претворить решения в жизнь - притворить дверь.

I. 1. Зима внезапно уступила весне, на солнце было почти жарко. Как будто правда грачи прилетели и принесли с собой тепло, радость. (Бун.) 2. Море шумно дышало, каждый вздох приносил прохладу. (Воскр.) 3. Я приближался к месту назначения. (П.)

II. 1. Сакля была прилеплена одним боком к скале. (Л.) 2. Тонкие стволики пригнулись к земле, примерзли и ждут с часу на час освобождения. (Пришв.) 3. Старик приложил козырьком руку к глазам и повернулся к лесу. (Сераф.) 4. Девочка старательно приклеила марку и опустила конверт в почтовый ящик.

III. 1. Мелкая листва почти вся облетела с прибрежных лозин… (Бун.) 2. До вечера предстояло провести время в привокзальной гостинице. (Воскр.) 3. Скрипели сосны, гудела хвоя, свистел придорожный кустарник. (В. Кур.) 4. Ребята с утра работали на пришкольном участке, а затем шли купаться. 5. Прошлым летом мы отдыхали в небольшом приволжском городке.

IV. 1. Музыка в траве приутихла. (Ч.) 2. Егорушка приподнялся и посмотрел вокруг себя. (Ч.) 3. Все мальчики рассмеялись и опять приумолкли на мгновение. (Т.) 4. Несколько раз матрос приоткрывал дверь и осторожно выглядывал наружу. (Кат) 5. Каштанка отскочила, присела на все четыре лапы и залилась громким визгливым лаем. (Ч.) 6 Что, дремучий лес, призадумался, грустью темною затуманился? (Кол.) 7. Ночью шел дождь, и маленький разведчик сквозь дремоту прислушивался к мелодичному шелесту капель над головой (Е. Юрьева.) 8. Деревня затихла, притаилась в ожидании золотого, солнечного дня. (Лем.)

V. 1. Когда шуршат в овраге лопухи и никнет гроздь рябины желто-красной, слагаю я веселые стихи о жизни тленной, тленной и прекрасной. (Ахм.) 2. Бричка качалась на все стороны и наделяла его [Чичикова] пресильными толчками. (Г.) 3. Под кустом жимолости стоял желтый теленок. Это был прехорошенький олененок. (М.-С.) 4. Хорь присел на скамью и преспокойно вступил со мной в разговор. (Т.) 5. Предлинной хворостиной Мужик гусей гнал в город продавать. (Кр.) 6. Мой собеседник явно преуменьшал опасности предстоящего восхождения на вершину. 7. Взоры наши встретились; в моем он [Швабрин] мог прочесть презрение (П.) 8. Дядя мой… призрел меня. (Т) 9. Вошедшие притворили дверь и прошли к столу. 10. Важно не только предложить решение, но и уметь претворить замысел в жизнь.

VI. 1. Оренбург претерпел бедственную осаду. (П.) 2. На холмах пушки, присмирев, прервали свой голодный рев. (П.) 3. Голос пресекся у Марианны. (П.)

ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ

Выпишите слома с приставками пре- и при- в две колонки.

1. Не бойся врагов - в худшем случае они могут убить тебя, не бойся друзей - в худшем случае они могут предать тебя. Бойся равнодушных, они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство. (Б. Ясенский.) 2. Слушая музыку, человек познает себя, и познает прежде всего, что он, человек, прекрасен, рожден для того, чтобы быть прекрасным, и если в нем есть что-то плохое, то это плохое надо преодолеть. (Сухомл.) 3. Жизнь в мире книг - это приобщение к красоте мысли, наслаждение культурными богатствами. (Сухомл.)

НЕОБЫЧНЫЕ ЧАСЫ

Цветы могут подсказать, который час. Раньше всех распускает цветы козлобородник. Его корзинка сияет уже в три часа ночи. В четыре часа развертывает голубые лепестки луговой цикорий. В пять часов раскрываются бутоны шиповника. Час спустя просыпаются одуванчики. В семь утра раскрываются лилии белой кувшинки, в восемь часов воспрянули ноготки.

Жарко. Притомился золотистый одуванчик. Корзинки цветов заметно сжались. К двум часам дня одуванчик погаснет совсем, а к четырем часам закроется шиповник. Следующие часы оповестят душистый табак, кувшинка, ночная фиалка и др.

Еще два столетия назад шведский ботаник Карл Линней устроил в своем саду цветочные часы. Он высадил растения в такой последовательности, чтобы цветы непрерывно отсчитывали время. (По А. Стрижеву.) (107 сл.)

1. Гласные и согласные в приставках; буквы з - с на конце приставок.

2. Знаки препинания между однородными членами.

НА РАССВЕТЕ

На рассвете, на рассвете лучший клев у рыбака. На рассвете, на рассвете лучший гриб у грибника. На рассвете, на рассвете птичий звон со всех сторон. На рассвете, на рассвете у лентяя лучший сон. (В. Берестов.) (35 сл.)

Буквы з — с на конце приставок.

ВРЕМЯ НЕЖНОСТИ И ГРУСТИ

Прощальными раскатами прогремели летние грозы. Ливни пошли на убыль. Но солнце еще щедро отдает свое тепло.

В августе в природе улавливаешь приметы перехода лета в осень. В этих приметах нежность и грусть.

Разнотравье превратилось в душистые скирды. Небо расчистилось от облаков и стало звонким. Оно приготовилось и ждет, когда в нем зазвенят прощальные поклики птиц.

Когда в полдень припекает солнце, замечаешь особо нежное томление земли. Зеленая листва отслужила свое и начинает блекнуть. Полиняли краски летней поры.

Солнце выплывает теперь в глубокой тишине и посеревших от ночной прохлады туманах. (По А. Марину.) (92 сл.)

Гласные в приставках пре- - при-, буквы з - с на конце приставок, гласные и согласные в приставках (кроме приставок на з-с).

Некоторые люди панически боятся жаб, не могут преодолеть отвращения к ним. А страшны ли они? Присмотритесь внимательно. У них удивительно выразительные, «умные» глаза. У глаз подвижные веки зрачок круглый, черный, а радужная оболочка золотистая или серебристая. Кожа на туловище у жаб не покрыта слизью и никакого дурного запаха не издает. В своих движениях жабы несколько медлительны как бы неуклюжи прыгают они не так ловко и проворно, как лягушки, но в целом их туловище совсем не безобразно. Когда жаба прижмется к пеньку, камню или затаится среди наземной зелени, вид у нее просто привлекательный. Почему же у людей поднимается на жаб рука с камнем или палкой? Объяснить это можно только полной безграмотностью в отношении к живой природе, отсутствием необходимого уважения ко всему живому. (И. Сосновский.) (122 сл.)

1. Гласные в приставках пре- - при-.

2. Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.

3. Буквы е - и в окончаниях глаголов I и II спряжения.

ТВОРЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ

1. Вставьте подходящие по смыслу слова, начинающиеся приставкой с- или согласной з.

1. На полях всю рожь (сжали). 2. В темноте можно легко … с дороги (сбиться). 3. Ветер … с полей весь снег (сгоняет). 4. Физкультура укрепляет … (здоровье). 5. Прибор для подсчета израсходованной электрической энергии называется … . 6. От нагревания твердые тела расширяются, а от охлаждения … .

2. Замените словосочетания одним подходящим по смыслу словом с двумя с или двумя з на стыке корня и приставки.

Прекратить знакомство, провести следствие, сесть по своим местам, беспечное настроение, лишенная смысла речь, жестокий поступок, очевидная истина.

3. Замените выражения одним прилагательным с приставкой пре- или при-.

Крепость, которую нельзя взять; враги, которых нельзя примирить; равнина, которой не видно конца, желание, которое нельзя побороть.

СВОБОДНЫЙ ДИКТАНТ

ВЕСЕЛАЯ МАРИЧКА

Год назад холодным зимним днем я с приятелем шел по дорожке городского парка. Был сильный мороз. Впереди на дорожке мы заметили синичку.

Поймать синичку не стоило труда. Я посадил ее за отворот пальто и принес домой, в тепле она оживилась и быстро освоилась с новой обстановкой. Так и прижилась у нас в доме эта синичка. За веселый и общительный нрав мы ее назвали Маричкой.

Стоило ей насытиться, как она начинала озорничать. Ее первой жертвой всегда был котенок Васька. Только он растянется в теплом местечке, прикроет глаза. Маричка тут как тут. прыгает перед самым носом дразнит.

Как только весеннее солнце стало пригревать, упорхнула Маричка на волю. (Пю П. Аладышеву.) (107 сл.)

Гласные в приставках пре- - при-; -ться - тся в глаголах.

gastroguru © 2017