Выбор читателей
Популярные статьи
Нередко от начинающих изучать немецкий язык можно услышать выражение «склонение немецких глаголов». Здесь нужно отметить, что в подобной ситуации вполне понятно, что человек имеет в виду возможное изменение грамматических форм глагола, но понятие «склонение» к глаголу никакого отношения не имеет. Склонение – это удел имени существительного и означает оно изменение форм имени в зависимости от выбранного числа, падежа и присущего имени рода. Изменение форм глагола в зависимости от числа, лица, а также в соответствии со временем, в котором действие происходит, называется «спряжением».
Для наглядности и демонстрации принципиальной разницы между склонением и спряжением сравним изменение форм существительного der Wachtraum (сон наяву, греза) и глагола trä umen (мечтать, грезить, видеть во сне). И существительное, и глагол в рассматриваемом примере образуют формы типичным для большинства имен и глаголов немецкого языка способом: имя – по сильному типу (всего в немецком три основных склонения – сильное, слабое и женское), а глагол (в данном случае правильный, иначе говоря регулярный) — по стандартной схеме образования форм в простом настоящем Präsens.
Склонение немецких глаголов
Склонение |
|||
Singular (единственное число) |
|||
Nominativ | der Wachtraum | 1. Person — ich | träume |
Genitiv | des Wachtraums | 2. Person — du | träumst |
Dativ | dem Wachtraum | 3. Person — er (sie, es) | träumt |
Akkusativ | den Wachtraum | ||
Plural (множественное число) |
|||
Nominativ | die Wachträume | 1. Person — wir | träumen |
Genitiv | der Wachträume | 2. Person — ihr | träumt |
Dativ | den Wachträumen | 3. Person — sie | träumen |
Akkusativ | die Wachträume | Вежл. форма — Sie | träumen |
Во втором примере рассмотрим склонение существительного по слабому типу (их в языке немного и их необходимо запоминать), а глагола (неправильного – их в языке тоже относительно немного, их также необходимо учить) – по сильному (нерегулярному) типу. Глаголы данного типа могут изменять корневые гласные и даже в некоторых случаях всю основу при спряжении и по особым, не всегда объяснимым правилам образуют три основные формы глагола, необходимые для образования различных времен и наклонений. Итак, возьмем существительное der Seebä r (морской волк) и глагол vergeben (предоставлять, отдавать) .
Склонение немецких глаголов
Склонение |
Спряжение в Präsens (наст. время) |
||
Singular (единственное число) |
|||
Nominativ | der Seebär | 1. Person — ich | vergebe |
Genitiv | des Seebären | 2. Person — du | vergibst |
Dativ | dem Seebären | 3. Person — er (sie, es) | vergibt |
Akkusativ | den Seebären | ||
Plural (множественное число) |
|||
Nominativ | die Seebären | 1. Person — wir | vergeben |
Genitiv | der Seebären | 2. Person — ihr | vergebt |
Dativ | den Seebären | 3. Person — sie | vergeben |
Akkusativ | die Seebären | Вежл. форма — Sie | vergeben |
Глаголы, ввиду того что они обозначают действия, процессы, состояния и т.п., которые могли произойти в прошлом, протекают или совершаются сейчас или будут иметь место в будущем, изменяются еще и по временам. В немецком языке система временного формообразования глаголов значительно отличается от русской и имеет простые и сложные времена. Для полноты картины рассмотрим склонение существительного по третьему – женскому типу и спряжение глагола в простом прошедшем времени Präteritum. Возьмем существительное die Zunge (язык) и два глагола в форме Präterit: правильный – testen (проверять) и неправильный verzeihen (прощать).
Склонение немецких глаголов
Склонение |
Спряжение в Prätäritum (прош. время) |
||
Singular (единственное число) |
|||
Nominativ | die Zunge | 1. ich testete | verzieh |
Genitiv | der Zunge | 2. du testetest | verziehst |
Dativ | der Zunge | 3. er (sie, es) testete | verzieh |
Akkusativ | die Zunge | ||
Plural (множественное число) |
|||
Nominativ | die Zungen | 1. wir testeten | verziehen |
Genitiv | der Zungen | 2. ihr testetet | verzieht |
Dativ | den Zungen | 3. sie testeten | verziehen |
Akkusativ | die Zungen | Вежл. форма – Sie testete-n | verziehen |
В этом разделе вы найдете спряжения немецких глаголов и узнаете, как ими пользоваться.
1-й столбец - это глагол в своей обычной форме (как в словаре)
Этот столбец удобно использовать с модальными глаголами, тем более, что модальные глаголы самые употребляемые глаголы в разговорной речи. В предложении сначала ставится модальный глагол, а затем возьмите любой глагол из первого столбца и получайте свои короткие, но полезные предложения. Так вы быстро запомните все глаголы.
местои-мение |
|||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
хотеть + глагол |
Хотел бы+ глагол или сущест-вительное |
мочь, уметь . |
В прошедшем времени в значении "мог бы" - |
разрешать , запрещать, а также в значении "должно быть" |
быть обязанным (по необходи-мости, по обстоятель-ствам) |
быть должным, следует (моральный долг, по закону, по приказу) |
|
Es will gehen - Она хочет идти.
Wir wollen nichtspielen . - Мы не хотим играть.
Möchtest du trinken ? - Ты хотел бы выпить?
Wir können lernen - Мы можем учить
Kannst
du sprechen
? -
Ты можешь говорить
?
Kann
ich aufmachen
? - Я могу открыть?
Sie
kann
schwimmen
- Она умеет плавать.
Ich
könnte
helfen
- Я бы
мог помочь.
Jetzt
darfst
du essen
- Теперь тебе можно есть (тебе разрешено)
Du
sollst
nicht
arbeiten -
ты не должен
работать (тебе не следует работать).
Sie müssen
gehen
- вы должны
(обязаны) уйти.
2-й столбец - Indikativ Präsens (настоящее время)
Используем всегда, когда говорим о настоящем времени: ich habe - я имею, ich mache - я делаю и т.д.
3-й столбец - Konjunktiv I Präsens (косвенная речь)
Форма используется в косвенной речи с некой долей сомнения (якобы) . Sie sagt, du kommest morgen. - Она говорит, что ты (якобы) завтра придешь. Первая часть предложения из второго столбца (обычное настоящее время), вторая часть предложения из третьего столбца.
Это время стоит рядом со вторым столбцом, чтобы показать, что окончания практически не различаются со вторым столбцом, только добавляется буква e.
4-й столбец - Indikativ Präteritum (прошедшее время, литературное, используется в книгах, газетах, журналах)
ich hatte - я имел, ich machte - я делал, сделал, ich erzählte - я рассказал, рассказывал.
5-й столбец - Konjunktiv II Präteritum (предложения с частицей "бы")
ich hätte - я бы имел, ich machte - я бы сделал и т.д.
Стоит рядом с 4-м столбцом, чтобы показать, что форма отличается лишь прибавлением умлаута (две точки) над корневой гласной и иногда буквой e для звучания в конце слова, но в основном формы в 4-м и 5-ом столбце формы глаголов совпадают и только по смыслу можно понять, говорит человек о прошедшем времени или использует предложение с частицей бы: Ich spielte Schach. - Я играл бы в шахматы. = Я играл в шахматы.
Существует еще альтернативная форма для предложений с частицей "бы" - это глагол werden в форме Präteritum и инфинитив основного глагола (обычная форма глагола). Эта форма все чаще используется в разговорной речи и эта форма, позволяет избежать путаницы. Только для глаголов sein (быть), haben (иметь) и модальных глаголов эта формаиспользуется редко (пользуйтесь 5-м столбцом).
Hätte ich Urlaub, würde ich verreisen. - Был бы у меня отпуск, я бы уехал (имей я отпуск, я бы уехал).
6-й столбец - вспомогательный глагол + Partizip Perfekt
Позволяет формировать все остальные формы и времена в немецком языке. Для этого нужно всего лишь один раз запомнить, как спрягаются глаголы sein и haben во всех временах и вы легко будете формировать любые грамматические конструкции предложений.
a) прошедшее время в разговорной речи
haben |
sein |
ich habe |
ich bin |
Ich habe gelesen . - Я прочитал, читал. (Ich habe dieses Buch gelesen . - Я прочитал эту книгу)
Er hat gemacht - он сделал, делал
Er ist gefahren - он приехал, ехал. (Er ist nach Berlin gefahren - он приехал в Берлин)
b) время Plusquamperfekt, которое выражает событие, которое случилось до другого события в прошлом, выраженное обычным прошедшем временем
haben |
sein |
ich hatte |
ich war |
Die Kinder erzählten , wohin sie in den Ferien gefahren waren - Дети рассказывали, куда они ездили на каникулах (
первая часть предложения - обычное прошедшее время (в данном случае - книжное), вторая часть - Plusquamperfekt, потому что дети сначала были на каникулах, а потом это рассказывали).Добавим, что будущее время выражается простым способом: глагол werden в настоящем времени + инфинитив.
Формы формирования других грамматических конструкций при помощи вспомогательных глаголов вы найдете в разделе Грамматика немецкого языка за 1 день .
Берите любой столбец, читайте его до конца, чтобы быстро автоматически запомнить окончания, а потом составляйте предложения, как в вышеуказанных примерах, чтобы запоминать глаголы и говорить без труда на немецком языке .
Таблица спряжений немецких глаголов
Глаголы (глаг.) в немецком языке изменяются по лицам, числам и временам. Изменение глаголов по лицам называется их спряжением. Глаг. могут спрягаться во всех временах, но в этой статье мы рассмотрим подробно спряжение немецких глаголов в настоящем времени и вкратце расскажем об образовании личных форм в прошедшем и будущем временах.
Почти все глаг., которые мы находим в словаре (инфинитив, или начальная форма (ф-ма)), оканчиваются на -en: machen, leben, spielen, wohnen, heißen… Соответственно, часть слова без окончания, — это основа глаг., к которой присоединяются личные окончания.
Разберёмся теперь, что такое лицо и как оно выражается. Лицо – это грамматическая категория, выражающая отнесённость или неотнесённость действия, события или состояния к участникам речевой ситуации. Глаг. первого лица выражают отнесённость действия к говорящему (или говорящим), второго – к его собеседнику (или собеседникам), третье лицо относится к предметам или субъектам, не участвующим в разговоре (речевой ситуации). Т.е. первому лицу соответствуют местоимения я (ich) и мы (wir), второму – ты (du) и вы (ihr), третьему – он (er), она (sie), оно (es) и они (sie). Каждой из этих ф-м (в данном случае местоимении) соответствует особая глагольная ф-ма.
Singular (единственное число) |
Plural (множественное число) |
||||
1. Person (лицо) |
leb-e |
leb-en |
|||
spiel-e |
spil-en |
||||
wohn-e |
wohn-en |
||||
2. Person (лицо) |
leb-st |
leb-t |
|||
spiel-st |
spiel-t |
||||
wohn-st |
wohn-t |
||||
3. Person (лицо) |
leb-t |
leb-en |
|||
spiel-t |
spiel-en |
||||
wohn-t |
wohn-en |
ВНИМАНИЕ! В немецком языке в качестве ф-мы вежливого обращения к одному человеку используется местоимение третьего лица ед.ч – Sie.
Если основа инфинитива заканчивается на -d или –t, то при образовании ф-мы третьего лица ед.ч. между основой глаг. и окончанием t появляется промежуточный гласный е . Например: schneiden, baden, arbeiten, bieten – er, sie, es, man schneid-e- t , bad-e- t , arbeit-e- t , biet-e- t .
Также промежуточный гласный может появляться после основы, оканчивающейся на -n (в некоторых словах, особенно если n предшествует согласный звук): segnen (благословлять) – er segnet, begegnen (встречать) – er begegnet.
Особенное внимание при спряжении немецких глаг. нужно обратить на те, основа которых оканчивается на согласные -s, -ß, -x или –z : heißen, küssen, kratzen, wachsen (расти) и др. В них ф-мы второго и третьего лица ед.ч. совпадают:
heiße |
heißen |
||
küsse |
küssen |
||
kratze |
kratzen |
||
wachse |
wachsen |
||
mixen |
mixen |
||
heißt |
heißt |
||
küsst |
küsst |
||
kratzt |
kratzt |
||
wächst |
wachst |
||
mixt |
mixt |
||
heißt |
heißen |
||
küsst |
küssen |
||
kratzt |
kratzen |
||
wächst |
wachsen |
||
mixt |
mixen |
Особую сложность представляют неправильные глаг., так как при образовании личных ф-м второго и третьего лица ед.ч. в корне происходит чередование гласных: sehen – du siehst, er sieht; wachsen – du wächst, er wächst; wissen – du weißt, er weißt. Эти глаг. вы можете найти в специальной таблице, и на нашем сайте, конечно, тоже.
Не нужно забывать, что при спряжении глаг. с отделяемыми приставками приставка стоит после личной ф-мы глаг. (сам глагол спрягается как обычно). Aufmachen, einkaufen:
er, sie, es, man |
|||
Рассмотрим теперь спряжение вспомогательных глаг. haben, sein, werden, поскольку их личные ф-мы используются для образования ф-м будущего и прошедшего времени. Кроме того, они могут употребляться как полнозначные глаголы.
sein |
|
er, sie, es, man ist |
haben |
|
er, sie, es, man hat |
werden |
|
er, sie, es, man wird |
Спряжение немецких глаг. в прошедшем времени
1. I. Prä teritum, или имперфект. В этом прошедшем времени используются те же личные окончания глаг., что и в настоящем времени, только присоединяются они к основе имперфекта (как образуется эта основа вы можете также прочитать на нашем сайте):
ich machte | wir machten |
du machtest | ihr machtet |
er, sie, es, machte | sie/Sie machten |
2. II. Perfekt. Для образования перфекта используются рассмотренные выше личные ф-мы глагола haben + причастие прошедшего времени (Partizip II):
Ich habe gemacht.
Du hast gespielt.
Wie haben eingekauft.
Спряжение немецких глаг. в будущем времени
1. I. Futurum I.
Для образования ф-м будущих времён используются личные ф-мы глагола werden + инфинитив:
Ich werde Jura studieren.
Du wirst den Film sehen.
Ihr werdet das Zimmer aufräumen.
2. II. Futurum II. Для образования этого времени также используются личные ф-мы глагола werden, но с т.н. перфектным инфинитивом:
Ich werde Jura studiert haben.
Du wirst den Film gesehen haben.
Ihr werdet das Zimmer aufgeräumt haben.
Это глаголы, без которых никак не обойтись: fahren - ехать , sprechen - говорить, разговаривать , lesen - читать , sehen - смотреть, видеть , geben - давать , nehmen - брать , essen - есть ... Но есть у них одна особенность: изменение корневого гласного во 2-м и 3-м лицах единственного числа настоящего времени. Эти формы выделены ниже полужирным шрифтом.
Закономерность такова: всё это сильные глаголы, корневой гласный которых может подвергаться каким-либо изменениям. Если у сильного глагола в корне гласный i или дифтонг ei (bitten - просить , heißen - зваться, называться ), то дальнейшие изменения корневых гласных невозможны. А если в корне у сильного глагола - гласный a , дифтонг au или гласный е , то в подавляющем большинстве случаев такие глаголы меняют корневой гласный во 2-м и 3-м л. ед.ч. настоящего времени.
Правописание некоторых из этих глаголов обусловлено необходимостью передать долгий или краткий гласный:
Так же, как essen - есть , спрягаются сильные глаголы vergessen - забывать и fressen - есть, жрать (о животных и грубо - о людях) . Сильные глаголы с приставками спрягаются так же, как соответствующие глаголы без приставок: например, treten - наступать (на что-л.) - betreten - входить (в помещение) , sprechen - говорить, разговаривать – besprechen - обсуждать .
Сильные глаголы gehen - идти и stehen - стоять тоже имеют е в корне, но гласный у них при спряжении не меняется : ich gehe - du gehst, er geht; ich stehe - du stehst, er steht.
Теперь вы знаете, как спрягается глагол sprechen - говорить, разговаривать , и можете сообщить о том, на каком языке говорите вы, ваш спутник и т.д. Вот обозначения разных языков:
Итак, «ich spreche Deutsch». Составьте примеры с глаголом sprechen в разных лицах и числах и обозначениями языков. Задайте вопрос собеседнику (обращаясь к нему на «ты» и на «вы»), говорит ли он на таком-то языке.
Очень полезны в таких случаях пояснения, которые могут вставляться между «ich spreche» и названием языка:
Пример: Ich spreche ein wenig Deutsch. - Я немного говорю по-немецки.
По старой немецкой орфографии различались существительные Russisch, Deutsch и т.д., с одной стороны, и наречия russisch, deutsch и т.д. - с другой. Теперь же названия языков во всех случаях пишутся с прописной буквы.
Окончаний в немецком языке, в отличие от английского, достаточно много, на освоение и закрепление темы потребуется не один час работы. Рекомендуется разбить весь материал на блоки (они приводятся в конце статьи) и освоить их последовательно, переходя к следующему только после уверенного владения предыдущим. Уверенного - это означает: при построении фраз вы можете самостоятельно употребить глагол в нужном времени, лице, числе, без запинок, времени на раздумья, не заглядывая в справочные таблицы.
Склонение немецких глаголов осуществляется по простой схеме. Для начала вычлените составные части слова: основу и окончание (-en или -n). Примеры:
Теперь достаточно добавить к основе правильное окончание. Они меняются в зависимости от:
Сильный или слабый?
Сильные глаголы придется изучать отдельно, их можно назвать исключениями. Специальные таблицы со спряжением сильных глаголов приводятся в любом пособии по грамматике немецкого языка, а в словарях такие глаголы отмечены звездочкой. Хотя определенные закономерности в их спряжении есть, но выводить их слишком трудоемко. При их склонении может меняться корневая гласная. Слабые глаголы спрягаются одинаково, по одной схеме, их в немецком языке - большинство. Начать изучение склонения немецких глаголов стоит именно со слабых.
Окончания и варианты спряжения слабых глаголов в настоящем времени (prasens) приведены в таблице. Для примера взяты глаголы: читать (lernen), werfen (кидать), verzeihen (прощать).
Лицо и число | Окончания | |
lerne, werfe, verzeihe |
||
lernst, wirfst, verzeihst |
||
lernt, wirft, verzeiht |
||
lernen, werfen, verzeihen |
||
lernt, werft, verzeiht |
||
lernen, werfen, verzeihen |
||
lernen, werfen, verzeihen |
Еще несколько простых немецких глаголов в настоящем времени в таблице ниже:
Попрактикуйтесь, попробовав просклонять следующие слабые немецкие глаголы (из числа наиболее востребованных и популярных): arbeiten - работать, fragen -спрашивать, antworten - отвечать, atmen - дышать, aussehen - выглядеть, bauen -строить, bedeuten - означать, besuchen - посещать, dauern - длиться, erzählen - рассказывать, erinnern - вспоминать, führen - вести, водить, heilen - лечить, kaufen - покупать, küssen - целовать, kosten - стоить, lachen - смеяться, malen - рисовать, pflanzen - сажать, pflegen - ухаживать, reden - разговаривать, sagen - говорить, spielen - играть, spazieren - гулять, sammeln - собирать, träumen - мечтать, tadeln - ругать, vertrauen - доверять, warten - ждать, zahlen - платить.
Правило №1 - не перегружайте себя. При взгляде на таблицы склонения немецких глаголов в справочниках у многих возникает определенный психологический феномен, еще мало изученный и не имеющий названия, но с вполне конкретными симптомами: слишком большой и явно непосильный объем предстоящей работы снижает интерес, мотивацию и, в итоге, ухудшает усвоение материала. Мозг, даже при правильно выстроенной в дальнейшем схеме изучения, словно начинает сопротивляться. Не стоит давить. Ознакомившись с правилами выше, берите посильные для себя куски нового материала.
Итак, нужно освоить:
Для примера в таблице ниже приведены спряжения в настоящем времени некоторых сильных глаголов:
Сразу же стоит хотя бы поверхностно ознакомиться со спряжением модальных глаголов. Они широко употребляются:
Склонение немецкого глагола haben необходимо рассматривать отдельно. Этот глагол относится к наиболее употребительным. Примечательно, что два самых важных глагола haben и sein склоняются по индивидуальной схеме. Кстати, это характерно для большинства языков романской группы. Для сравнения в скобках в таблице приводится слабый глагол machen (делать), склоняющийся по правилам. Указаны формы только для настоящего, простого прошедшего и совершенного времени. Попробуйте сами проанализировать различия - этого уже достаточно, чтобы активировать память и запомнить нестандартные формы глагола haben.
Лицо и число | |||
Простой анализ показывает, что отличий не так много. Чтобы усвоить формы спряжений глагола, нужно всего лишь запомнить формы в Präsens для второго и третьего лица, в прошедшем времени меняется сама основа, а в Perfect все по стандартной схеме.
Глагол haben употребляется:
Склонение немецкого глагола sein также нужно изучить отдельно. Таблица с формами (для сравнения приводится слабый глагол suchen - искать):
Лицо и число | Perfekt (эти формы для suchen не приводятся, поскольку различий нет) |
||
(suche) | (suchte) | ||
(suchst) | (suchtest) | ||
(sucht) | (suchte) | ||
(suchen) | (suchten) | ||
(sucht) | (suchtet) | ||
(suchen) | (suchten) |
Помимо своего прямого назначения, глагол быть употребляется в немецком языке:
Учитывая частоту употребления, изучению форм спряжения глагола sein не стоит выделять много времени: все они хорошо усваиваются в процессе проработки других тем.
Ему тоже стоит уделить особое внимание. Эту троицу - haben, sein, werden можно смело считать важнейшей, ведь эти глаголы употребляются повсеместно. И в качестве вспомогательных, и самостоятельно. Для сравнения приводится слабый глагол weinen -плакать.
Лицо и число | |||
(weine) | (weinte) | ||
(weinst) | (weintest) | ||
(weint) | (weinte) | ||
(weinen) | (weinten) | ||
(weint) | (weintet) | ||
(weinen) | (weinten) |
Глагол warden используется:
Сводная таблица самых популярных форм наиболее востребованных глаголов (настоящее время):
Изучение склонения неправильных глаголов в немецком языке дается намного легче, чем кажется на первый взгляд. Выделять серьезное время изучению форм этих самых популярных глаголов не стоит. Достаточно один раз прочитать, стараясь их запомнить, и после этого попробовать составить жизненные фразы с каждой из форм. Пытайтесь самостоятельно вспомнить нужную форму. Заглядывайте в справочник только после реально приложенных усилий по вспоминанию. Такие усилия стимулируют память и формируют ассоциативные связи - это намного эффективнее механического запоминания. Большинству учеников достаточно всего одного такого упражнения. Хотя не будет лишним повторить его через сутки. Но, как правило, в дальнейшем материал закрепляется по ходу других тем, не забывайте только следить за регулярностью и связностью (каждая последующая тема содержит в себе хотя бы чуть-чуть от предыдущей) занятий.
Аналогична ситуация и с сильными глаголами. Удивительно, но большинство из них входят в число самых популярных. Какое-то время уделить ознакомлению с ними необходимо, но закрепление материала вполне можно совместить с изучением других тем.
Это все, что следует знать для успешного начала погружения в тему. Будьте готовы, что проплыть еще придется немало. В любом случае, вооружившись этими сведениями, а также хорошим справочником по грамматике немецкого языка, вы не утонете и сможете уверенно продвигаться вперед.
Статьи по теме: | |
Успение праведной анны, матери пресвятой богородицы
Очень часто, обращаясь к иконам святой Анны или же с молитвой о помощи и... Человек умер. Что делать? Важнейшие православные традиции и обряды, связанные с похоронами. Православное учение о жизни после смерти Что такое смерть с точки зрения православия
Что такое смерть? «Верь, человек, тебя ожидает вечная смерть», - главный... Английский алфавит – задания и упражнения для детей
Конечно, теория это очень важно, но еще важнее уметь применять... |