О преследовании христиан-коптов в египте

Формирование христианской общины в Египте восходит к давним временам. Предания связывают ее возникновение с проповеднической деятельностью евангелиста Марка, подвизавшегося в Египте после Вознесения Спасителя. После завоевания Египта арабами христианская община оказалась изолированной от основной части христианского мира и жила своей собственной замкнутой жизнью, сохраняя свою веру и образ жизни. Стойкость и мужество членов сплоченной общины помогли им на протяжении 14 веков выстоять и даже выработать нормы мирного сосуществования с окружавшим их мусульманским миром. К концу ХХ века численность христиан-коптов в Египте составляла около 10% населения страны (порядка 8-9 млн. человек). Членов христианской коптской общины отличает особое трудолюбие, братская взаимовыручка и поддержка, твердость в вере. К началу так называемых «революционных преобразований» Гамаля Абдель Насера под контролем коптов находилось почти половина национальных рукотворных богатств Египта, что было причиной открытой неприязни со стороны мусульманского большинства.

Свержение короля Фарука стало в известной степени началом непрекращающихся притеснений и гонений на коптов со стороны новой власти. Реформы Насера были направлены на сильное ограничение экономического влияния коптской общины: по распоряжению правительства часть собственности коптов была национализирована. Законодательно были урезаны и гражданские права коптов. Они не имеют права занимать посты губернаторов провинций, быть мэрами городов (даже тех, в которых большинство составляют копты), становиться начальниками полицейских отделов и управлений. Им не разрешается выдвигать свои кандидатуры на должность директоров школ и т.д.

За последние 40 лет в результате репрессивных действий властей и экстремистски настроенных мусульман в Египте погибло более 4 тыс. христиан-коптов.

Перечень дискриминационных положений, ущемляющих свободу и достоинство христиан-коптов, очень длинен. К ним относится, например, административный порядок, регулирующий ремонт и строительство культовых зданий. Мусульмане без всяких трудностей и проволочек могут возводить мечети, а для христиан предусмотрена такая длительная и мучительная процедура согласований для получения разрешения, что пройти весь бюрократический путь оказывается на практике почти невозможным. И в то же время численность христианской общины постоянно возрастает, что делает необходимым строительство новых храмов. Очень многие мусульмане сейчас в Египте стремятся перейти в веру Христову, несмотря на жесткое противодействие властей этому процессу (препятствия в замене документов на новые христианские имена, увольнение с работы и т.д.).


Трагические события, происходящие в настоящее время в Египте, уже приведшие к гибели более трех десятков человек, вызваны как раз многолетней дискриминационной политикой египетских властей по отношению к христианам. Детонатором вспышки явилась нетерпимость экстремистов-исламистов к любым попыткам христиан улучшить условия для отправления своей веры.

В далекой южной провинции Асуан, в деревне Марейнаб, местные христиане-копты решили приспособить старое полуразрушенное здание под церковь. Но как только они принялись за ремонт, их окружила толпа возбужденных фанатиков-мусульман, которые, угрожая расправой, разогнали строителей. Следом за этим нападавшие разрушили все построенное и подожгли остатки здания.

Губернатор провинции Мустафа эль-Сайед, в ответ на жалобу по поводу бесчинств мусульман, практически занял их сторону, заявив, что, дескать, христиан в деревне не так уж много и они могут посещать богослужения в соседнем селе, отстоящем от деревни за несколько километров.

Издевательская позиция властей привела к тому, что копты 4 октября 2011 года устроили сидячую забастовку в Каире перед зданием государственного телевидения, требуя равноправия для всех граждан Египта и одинаковых условий для свободы вероисповедания.

Мирный протест христиан вызвал ярость военных властей, которые приказали армейским частям и полиции силой вытеснить коптов с площади. Одновременно премьер-министр временного правительства, действующий заодно с военными и выполняющий их волю, обратился с призывом «к гражданам» помочь армии в восстановлении порядка и спокойствия. Это было в сложившейся обстановке равносильно приглашению мусульман к расправе над христианами. В воскресенье 9 октября началась «операция», в ходе которой военные грузовики и бронемашины врезались в беспомощных, сидевших на асфальте людей. Около десятка коптов погибло под колесами, на пытавшихся бежать обрушились приклады и дубинки «охранителей правопорядка».

По состоянию на утро 13 октября 2011 года число жертв этой расправы превысило 30 человек, более 300 ранено.

Формально все выразили свою «озабоченность» перед лицом такого дикого произвола: Барак Обама, министры иностранных дел ЕЭС, Генеральный секретарь ООН - все отметились соответствующими высказываниями, только вот никаких обязательных для выполнения требований для гарантии равноправия христиан в Египте почему то не сформулировали. А ведь не так трудно послать авторитетную международную комиссию для комплексного изучения положения христиан в Египте и выработки соответствующих рекомендаций для нормализации положения в этой стране. Видимо, кому-то не хочется спокойствия и мирной жизни в издерганном конфликтами Египте.

Сами копты называют в числе подстрекателей гонений на них Саудовскую Аравию, власти которой очень боятся, что волна переворотов в странах арабского мира захлестнет и их королевство, поэтому поддерживают всех исламистов-экстремистов, которые являются их опорой и надеждой.

В дестабилизации Египта заинтересован, безусловно, и Израиль, который постоянно живет в страхе перед формированием единства исламских стран. Нельзя исключать и того, что экстремистски настроенная часть вчерашней египетской «элиты» вместе с верхушкой армейского командования, не желающей терять власть и связанные с нею привилегии, хотели бы сорвать намеченные на ноябрь 2011 года парламентские выборы в стране. А для этого любые провокации хороши!

Когда в среде российских интеллигентов речь заходит о Египте и египтянах, обязательно найдется тот, кто вспомнит о коптах, демонстрируя тем самым высокий уровень своей эрудированности. Не знать о существовании загадочных коптов в приличном московском обществе сегодня уже почти неприлично.

Немного истории и фактов

Коптами называют традиционных христиан Египта, которые составляют от 8 % до 10 % населения страны и принадлежат к египетской Коптской Православной (нехалкидонской) Церкви, возглавляемой Патриархом Шенудой III. В то же время копты являются одной из самых древних христианских общин на Ближнем Востоке.

Изначально слово "копт" происходило от греческого "айгуптиос" и означало "египтянин". Постепенно, начиная с I века н.э., египтяне принимают христианство, которое становится основной конфессией страны вплоть до прихода арабов в 641 г. Таким образом, в некотором смысле все жители Египта являются потомками коптов.
Христианство на египетскую землю приносит св. апостол Марк, который и основывает одну из старейших Церквей мира - Александрийскую Церковь. И именно из Александрии новая религия распространяется по всему Египту. Началом же коптской эры сами египетские христиане считают 284 год н.э. - год, открывающий так называемый календарь коптских мучеников: в этом году императором Рима становится Диоклетиан, чье правление отмечено страшными по своей жестокости гонениями на христиан, особенно в Египте. В его правление несчетное число коптов подверглось чудовищным пытками и казням. С тех пор копты ведут свое летоисчисление, пользуясь аббревиатурой А.М., которая соответствует латинскому "Anno Martyrum" - буквально "Эра мучеников".

Однако в конце V века происходит событие, навсегда изменившее судьбу Коптской Церкви. На состоявшемся в 451 г. Халкидонском IV Вселенском Соборе был принят догмат о том, что Иисус Христос имеет две природы - Божественную и человеческую. Представители же Коптской Церкви вместе с Армянской, Эфиопской и Сирийской "Яковитской" Церквами отказались соглашаться с такой формулировкой, веруя во единую Божественную природу Христа. Вследствие теологического конфликта копты, названные монофизитами, были отлучены от семьи христианских Церквей.
Изоляция Коптской Церкви долгие века препятствовала межцерковному общению между Египтом и другими странами, но, вместе с тем, позволила египетским христианам сохранить уникальные черты раннехристианских традиций, утерянные другими христианскими конфессиями.

Когда после российских храмов, поражающих своим величием и великолепием, попадаешь в коптскую церковь, становится непонятно, а в храме ли ты вообще. Кто-то куда-то ходит, стоят скамейки, под потолком жужжат вентиляторы, на полах небрежно и криво постланы протертые коврики, а вокруг бегают дети. И это в столице. А в провинциальных церквях прихожане разуваются перед входом в храм, что явно свидетельствует об изначально общей традиции христиан и у мусульман. Причем, скорее всего, традиция оставлять обувь за порогом храма и входить в Дом Божий босиком берет свое начало в древнеегипетских обычаях, ведь известно, что в свои языческие храмы египтяне времен фараонов входили разутыми.

Есть и другие параллели в ритуалах и предписаниях египетских христиан-коптов и мусульман, что только подчеркивает общность традиций двух религий одной страны. Известно, что потребление алкоголя считается грехом в исламе. Однако же и египетские христиане негативно относятся к употреблению спиртных напитков. Более того, во время причастия копты в последние годы стали использовать не вино, а неферментированный (то есть не забродивший) виноградный сок. Коптская просфора представляет собой круглую лепешку пресного хлеба с изображением коптского креста по центру.

Также в деревенской коптской церкви можно увидеть людей, расположившихся прямо на полу под какой-нибудь иконой и спокойно перекусывающих что-то из принесенного с собой. На праздники коптские храмы превращаются для местной молодежи в место для знакомств. Именно в церкви девушки и юноши подыскивают себе женихов и невест. Копты чувствуют себя здесь свободно - как у Отца дома… В этом есть что-то настоящее, какая-то очень верная суть истинного христианства, при этом с трудом воспринимаемая русским православным сознанием, которое, как правило, приучено к золоту Византии и к покорности перед иерархией.

Продолжая "золотую" тему, хочется отметить, что в коптских храмах убранство более чем скромное, а иконы похожи на произведения примитивистов - образы святых будто нарисованы ребенком. Тема детскости и наивности прослеживается и в одеянии коптских монахов, которые носят в качестве головных уборов черные расшитые крестиками капюшончики, напоминающие шапочки, надеваемые грудничкам и символизирующие чистоту их обладателей, сравнимую с чистотой младенцев.

Служба в коптских церквях совершается на арабском и коптском языках (последний - древний язык египтян, который был вытеснен со временем арабским). Женщины и мужчины сидят в храме по разные стороны, причем женщинам можно надевать брюки и не покрывать голову.

Нередко в России приходится слышать от "знатоков" вопроса удивительнейшие рассказы про египетских христиан, порой напоминающие вымыслы средневековых путешественников. Попробуем разобраться в некоторых из них.

Пять мифов о коптах

Миф I. Копты - единственные потомки фараонской цивилизации

Большинство наших соотечественников, имеющих представление о том, кто такие копты, убеждены: именно египетские христиане являются потомками "тех самых" египтян, создавших великую цивилизацию Древнего Египта с ее пирамидами, сфинксом, Тутанхамоном и Нефертити.

Эта идея наполняет россиян неслыханным пиететом перед коптским населением Египта, на фоне которого возникает пренебрежительное отношение к египетским мусульманам, якобы ведущим свое происхождение от кочевников-арабов, пришедших в Египет с войском мусульманских завоевателей, которые чуть ли ни поработили коптов-христиан.

Конечно, противопоставление "свои - чужие" в данном контексте напрашивается само собой: "наши копты" vs. "чужие мусульмане". Однако такое представление не более чем очередная идеологема: на самом деле египетские мусульмане в большинстве своем точно такие же потомки древних египтян, как и копты. Фактически египтяне - единый народ, разделенный конфессиональной принадлежностью: предки одних остались в лоне прежней религии, тогда как предки других приняли новую веру.
Интересно, что лица многих современных египтян - как христиан, так и мусульман - поразительно схожи с изображениями на древнеегипетских фресках или папирусах, что подтверждают и ученые-египтологи, и антропологи.

Миф II. Копты имеют доступ к тайнам и владеют скрытым от человечества сакральным знанием

Этот миф особенно распространен в среде мистически ориентированных россиян, которые слышали что-то о гностической традиции и апокрифических Евангелиях, найденных в Египте в прошлом веке. Бытует мнение, что Коптская Церковь, веками отлученная от семьи мировых Церквей, сумела в тайне сохранить некое истинное христианское мистическое знание, основанное на гностической традиции.
В действительности же копты всячески избегают намеков на какие-либо тайные знания и вряд ли с ними знакомы, несмотря на безусловное наличие в коптской традиции широкого спектра символики цвета, цифр и пр.

Миф III. Копты владеют большей частью египетского капитала

Мнение о том, что египетские христиане-копты являются обладателями несметных богатств, распространено и среди некоторых радикально настроенных мусульман. Серьезных оснований для подобного утверждения нет. Пожалуй, единственным фактом, способным косвенно подтверждать этот миф, является существование коптской семьи Савирасов - одной из наиболее богатых семей страны. Савирасы владеют различными производствами и компаниями, контролируют значительный сегмент строительного бизнеса, мобильных коммуникаций и пр.

Миф IV. Копты - покорные и забитые христиане Египта

Представление о коптах как о тихом и забитом меньшинстве, мягко говоря, неоправданно. Вернее будет сказать, что копты так сами о себе думают и сами себя так позиционируют. Однако в реальности коптская молодежь сегодня в значительной степени заражена вирусом экстремизма. Может быть, даже больше, чем мусульманская молодежь Египта.

Очевидно, что подъем коптского самосознания сегодня идет по пути противопоставления себя мусульманам, при этом эскалация напряженности в отношении иноверцев считается среди многих египетских христиан чуть ли ни доблестью.

И если еще несколько лет назад среди коптов была распространена традиционная татуировка в виде маленького крестика на запястье или у фаланги большого пальца, то сегодня нередко можно видеть молодых людей с татуировкой во всю руку с изображениями Христа, Богоматери или разных святых. Демонстрация собственной религиозности в коптской среде все стремительнее понимается как обретение смысла жизни.

Миф V. Копты - угнетаемое мусульманами меньшинство

Распространенное на Западе и в России представление о коптах как о притесняемом злыми мусульманами христианском меньшинстве приходится слышать повсеместно. Даже многие российские ученые тиражируют стереотип о египетских христианах, подвергшихся жестоким гонениям со стороны пришедших в Египет арабов-завоевателей.

В действительности приход арабов-мусульман с войском мусульманского военачальника Амра Ибн Аль-Аса в Египет был воспринят египетскими христианами-коптами с огромной радостью, так как последние видели в них долгожданных освободителей от византийского ига (большая часть коптов к тому времени уже отвергла византийское Православие). Арабы же, в свою очередь, предложили египтянам необходимое покровительство. Жалеющие сохранить христианскую веру должны были платить специальный налог "джизью", в обмен на который получали защиту от византийских властей, жестоко притеснявших коптов-монофизитов, которых в Константинополе считали еретиками.

Впоследствии египетская история, конечно, знала и притеснения коптов, однако объективная информация о них обычно смешана со множеством мифов.

Сегодня Египет переживает период межрелигиозной напряженности, то и дело можно слышать о столкновениях христиан и мусульман страны. Но в этом, к сожалению, схожи многие страны современного мира.

Очевидно, что разыгрывание религиозной карты - один из самых надежных способов дестабилизировать ситуацию в любом социуме, даже в таком некогда сплоченном как египетский. Поэтому лозунг, некогда провозглашенный выдающимся египетским политиком Саадом Заглюлем "Религия для Бога, а Родина для всех", оказывается сегодня жизненно важным для сохранения национального единства страны.

Считается, что копты являются прямыми потомками древних египтян и египетских фараонов. Само слово «копт» происходит от греческого Αιγύπτιος — «айгопти ос» и означает просто «египт янин», а греческое слово: geo+copt обозначает «земля коптов» . Сами потомками древних египтян называли и себя и свою страну «хемус «- «земля»(др.-греч.: Aἷμᾰ (Haîma) — кровь; Αἷμος (Haîmos) — кровная, лат.: haema 😉 . Хемус — древнее название Балканских гор.

Коптский язык развился из древнего египетского языка, сохранив многие его особенности и элементы того языка, на котором разговаривали фараоны. Язык коптов является последней стадией развития языка древних египтян и Франсуа Шампольоном с успехом использовал современный язык коптов при расшифровке древнеегипетских иероглифов. Коптский язык сохранил в себе он сочетание элементов древнегреческого языка, существовавшего в эпоху древнеегипетских фараонов. Коптские буквы похожи на греческие, из греческого же языка заимствовано много слов.

В начале нашей эры иероглифическое письмо древнеегипетского языка сменили на греческое написание текстов, а древнеегипетский язык стали называть коптским.
К этому времени христианство в Египте уже получило широкое распространение, и священная Библия была переведена на язык египтян, которые не знали греческого. Да, и египетского иероглифического (демотического) письма простой народ Египта не знал, так как для изучения иероглифов требовалось специальное, длительное обучение. Переводчикам Библии пришлось создать алфавит из 24 греческих букв и добавить 6 новых знаков для шипящих звуков, отсутствующих в греческом языке. В начале IV века египтяне-христиане, или «копты» , знакомые с греческим алфавитом, смогли читать Святое Писание.

В последние годы исследователи обнаружили на погребальных масках египетских фараонов тексты на коптском и греческом языках , а также тексты коптского евангелия и фрагменты античных произведений классических греческих авторов.

Копты, как и были не похожи на остальных жителей Египта, они отличались светлой кожей и красивым разрезом глаз , они и сегодня сохраняют тонкие черты лица, точеный профиль фараонов. На протяжении многих веков копты строго хранят чистоту своей крови и в жены берут только женщин европейского вида, похожих на белокожих коптских женщинах. Женятся копты только один раз в жизни, гражданские браки и разводы у них не признаются.

Египетский бог Гор в римском военном костюме

Римское завоевание Египта

В 332 году до нашей эры Александр Македонский завоевал Египет и основал Александрию. Через Александрийский порт в страну стали проникать товары со всего Средиземноморья, вместе с торговцами греками и македонянами. Александрия в начале нашей эры была одним из центров торговли Средиземноморья, местом, где встречались египетская и греческая, римская и еврейская культуры.

С этого времени только греки могли занимать чиновничьи должности. Официальным языком стал греческий, которого древние египтяне не знали. Уделом коренных жителей Египта коптов, земледельцев и ремесленников оставались лишь тяжёлый труд, налоги и поборы. Количество денежных налогов и поборов, в виде сельскохозяйственных продуктов — хлеба, вина, растительного масла, доходило до 450! Не будучи в силах вынести эти налоги и поборы, египтяне поднимали восстания в 165, 181-184 годах уже нашей эры, но римляне жестоко расправлялись с восставшими.

После завоевания Египта римлянами, ограничения в правах и угнетение египтян ещё больше ужесточились. Для новых хозяев Египет был житницей, римляне стремились вывезти как можно больше зерна.

Во II веке нашей эры в Египте стало распространяться христианство. Центром распространения новой религии стала Александрия. В 213 году при подавлении очередного восстания египтян римляне разрушили даже ирригационные каналы, обрекая земледельцев на голод и мучения. Римский император Деции в 250 году решил истребить христианство, заставив всех христиан совершить при специальной комиссии римские языческие обряды. Тех, кто отказывался это делать, отправляли в темницу, морили голодом и отрубали голову, сжигали на костре или бросали на съедение диким зверям. Женщин-мучениц казнили зверским образом: привязывали к верхушкам двух пригнутых к земле финиковых пальм и, резко отпуская, разрывали их пополам.

В 258 году римский император Валериан издал указ о казни всех христианских священников, а знатных христиан за отказ от жертвоприношения лишали имущества и превращали в рабов.

Страшные мучения остались в памяти египетского народа, копты ведут счет времени по «эре мучеников» — с 28 августа 284 года, даты восшествия на престол римского императора Диоклетиана, беспощадного гонителя христиан, по указу которого, тысячи христиан мужчин и женщин с детьми, после пыток предавали мучительной смерти.

В 313 году император восточно-римской империи Константин Великий объявил себя христианином и издал указ о вероисповедании.

Арабское завоевание Египта

Копты в Египте почитались с глубокой древности, они были настоящими хранителями древнейшей культуры Египта, древнеегипетского языка и веры.

В 1970-х в Верхнем Египте была обнаружена книга заклинаний, написанная в VII-VIII веке на коптском языке. Книга заклинаний ещё не полностью расшифрована, но учёные уже обнаружили в ней любовные заклинания, заклинания для изгнания злых духов, лечебные и проклинающие заклятия.

Учёные полагают, что в не расшифрованной пока части «Египетского справочника колдовских сил» хранится еще много тайн, которые раскроют правду о верованиях древних коптов.

Коптский язык использовался в официальных документах Египта до арабского нашествия в 641 году, после вторжения арабов в Египет официальным языком государства стал арабский, а коптский язык фараонов был исключен из употребления в государственных документах.

Ритуальные заговоры, записанные на коптском языке

После 641 года египетских христиан стали называть коптами, в отличие от египтян, принявших ислам. В современном Египте численность коптов, исповедующий христианскую религию, по разным источникам, составляет от 6 до 8 млн. человек.

При арабских правителях Египта Аббасидах (750 — 1258 г.г.) жизнь коптов становится очень тяжелой. Хотя многие копты продолжают занимать ответственные посты в Египте, дискриминационные законы, принимаемые после 850 года, усложняют положение коптов, и к середине IX века копты оказались в Египте христианским меньшинством. Хотя исламское господство сопровождалось частыми преследованиями коптов, бывали и периоды относительной свободы, и тогда Церковь вновь расцветала и создавала выдающиеся богословские и духовные произведения на арабском языке.

Коптская Церковь

Коптская церковь Египта — самая ранняя христианская церковь в мире! Коптская Церковь была основана в 42 году нашей эры самим святым Марком Евангелистом, прибывшим в столицу древнего Египта Александрию с проповедью христианства.

Епископ Кесарийский Евсевий, написавший около 310 года первую «Историю Церкви» по-гречески свидетельствует о том: «Святой Марк первым отправился в Египет, чтобы проповедовать Евангелие, которое он уже записал, и сначала он организовал церковь в самой Александрии» (Евсевий, ОН 2.16.1). Эта информация дополняет «Хронику Евсевия», где Епископ Кесарийский отмечает приезд святого Марка в Александрию на третий год правления римского императора Клавдия (41 – 54 гг.) — то есть в 42 — 43 году .

Основание самой ранней христианской церкви произошло через десять лет после даты смерти Иисуса Христа, традиционно считавшейся в 33 году нашей эры.

Крылатый Лев — символ евангелиста Св. Марка

Святой Марк написал самое раннее из четырёх Новозаветных Евангелий , был основателем первой христианской церкви и первым епископом Александрийской церкви, ещё до основания Римской церкви.

Благодаря деятельности возникших в Египте первых христианских поселений египетский город Александрия оказался первым среди пяти первых христианских столиц — вместе с Иерусалимом, Антиохией, Римом и Константинополем. Считается, что именно Александрийская школа богословия, основателями которой были св. Климент, Ориген, Кирилл, пыталась привить христианству философский язык.

В 69 году святой апостол Марк принял мученическую смерть от римлян-язычников. Святой Марк, крестивший коптский народ, почитается у коптов первым патриархом. Часть его мощей хранится в коптском храме в Александрии.

Приняв христианство, копты стали избирать с 536 года своего духовного отца, главу христианской церкви Александрии, который носит титул Папы. Сейчас коптский Папа вместе с синодом находится в Каире.

Коптскую христианскую традицию избрания Папы, переняли римляне, позднее принявшие христианство, как государственную религию, и церковные иерархи Рима стали избирать Папу. В отличии от Папы римского, избираемого в довольно преклонном возрасте смерти, коптский папа-патриарх избирается пожизненно на поместном соборе из самых известных монастырских духовников, много лет проживших в пустыне, он служит своему народу пожизненно, пользуется непререкаемым авторитетом и является лидером нации.

Нынешний коптский Папа Александрийский, Патриарх престола св. Марка — Шенуда III родился в 1923 году, избран в 1971 году, возглавляет Коптскую церковь и является единственным духовным лидером всего народа. Папа доступен, особенно для людей, приехавших издалека. Еженедельно он в сопровождении епископата проводит встречи с народом в соборе Св. Марка. Громадный храм заполняется народом, папа садится за стол на солее, и 40 минут произносит духовное слово к прихожанам, затем около часа без подготовки отвечает на записки, заранее опущенные в специальный сосуд, стоящий в храме.

Коптские храмы похожи на все православные храмы, особенно внутри — алтарь, ориентированный на восток, солея, иконостас, росписи, свечи, утварь, но отличаются особой скромностью и простотой своего убранства. В большинстве коптских храмов есть скамейки, фрески на стенах храма встречаются нечасто, иконопись упрощенная, без деталей, изображения плоские, пропорции не соблюдаются, как на детских рисунках. Кресты в коптских храмах ориентированы в двух направлениях, так что с любой стороны храма виден Крест.

При входе в храм копты снимают обувь. В коптской церкви мужчины и женщины разделены перегородкой, они молятся семь раз в сутки, обратившись на восток, обязательно в головных уборах. Постятся копты большую часть года, соблюдая пять постов, семь великих и пять малых праздников. Коптские священники носят шапочки-тюрбаны и кресты, сделанные из кожи, и к ним так же подходят прихожане для обязательной исповеди и благословения.

Христианские традиции копты хранят очень трепетно, они венчаются в церкви.

Официальная дата появления Коптской церкви — 451 год Халкидонский Вселенский Собор, осудивший монофизитство как ошибочное учение, и Коптская Церковь Египта откололась от ортодоксальной христианской церкви. В Александрии избирают дух патриархов - коптского и греческого, при этом копты называют себя ортодоксами, в то время как почти на всех языках Европы этим термином определяются православные христиане. год раскола, произошедшего на Халкидонском Соборе.

Копты - монофизиты (от греческого: monos — один и physis — природа, естество) — учение в христианстве, возникло в V веке. Монофизиты — армяне, эфиопы, и потомки фараонов копты, считают человеческую природу Иисуса Христа «единосущностной», поглощенной божественной природой. Согласно христианской вере коптов, Иисус Христос имеет единую божественную сущность, не разделённую на божественную и человеческую. Копты - монофизиты противопоставляли свои христианское воззрения, учению Архиепископа Константинополя Нестория (428-431 г.г.).- несторианству, подчеркивающему человеческую сущность Христа.


Из религиозных праздников копты почитают христианское Рождество, отмечая его 7 января. Праздник Пасхи очень древний, его отмечали ещё фараоны в Древнем Египте и назывался он тогда Опет. Копты отмечают праздник весны в пасхальный Понедельник, совпадающий с православной Пасхой - Жам эн-Нессим, что в переводе с арабского означает «аромат западного ветра». Копты в этот день массово выезжают за город и устраивают праздничные пикники. Александрия является древним коптским церковным центром, там находятся захоронения всех патриархов Коптской Церкви, начиная от святого апостола Евангелиста Марка.

Центр Коптской христианской Церкви коптского народа расположен в египетском Каире и включает в себя гигантский собор св. Марка, древний храм апостолов Петра и Павла, множество различных служб и зданий. В египетском Каире находится главная духовная семинария Коптской Церкви. В Каирском музее Коптов хранятся сокровища коптской культуры.

Монашество

Именно у коптов в 3−4-м веке возникло монашество, которое отсюда распространилось по христианскому миру. Стало оно неотъемлемой частью и русского православия.

Первый монастырь был основан в египетской Восточной пустыне, вдали от Нила египетским христианским подвижником преподобным Антонием Великим (251- 356 г.г.). Почти одновременно с ним в Египетской пустыне возник монастырь св. Павла.

Почитаемые христианской церковью святые Мария Египетская, преподобный Макарий Египетский, св. Екатерина родились и жили на берегах Нила. В настоящее время в Коптской Церкви имеется 12 мужских монастырей с 600 монахами и шесть женских монастырей с 300 монахинями, где монахи живут, согласно монастырскому уставу, в строгости и молитвах, питаясь в основном хлебом и водой.

Египтяне не только дали христианскому миру монашество — традицию, ставшую неотъемлемой частью и русской православной культуры, но и возрождают монашество в наши дни. Немало молодых монахов, занимающихся сельским хозяйством и издательской деятельностью, вновь заселяют древние монастыри Египта. Больше всего монастырей сосредоточено в Вади-эн-Натруне, в 60 милях к северо-западу от Каира.

Египет дал миру множество святых, чтимых повсюду в христианском мире — это Святой Павел Фивейский 90 лет постился в одиночестве, святой Макарий Египетский, способный «добрым словом и худого человека сделать добрым», святая Мария Египетская , раскаявшаяся блудница, святая великомученица Екатерина , отказавшая римскому императору ради «брака с Господом».

Самыми известными в мире коптами были Св. Афанасий, Св. Василий - автор праздничной православной церковной литургии, Св. Пахом - основатель монашеского и отшельнического движения.
Сохранились руины древнего коптского христианского монастыря V века близ Саккары — города мёртвых, рядом с Мемфисом — древней столицей Египта.

Коптская культура и искусство

Коптская культура — это удивительный сплав египетских, греческих и христианских мифов. Один из крупнейших исследователей коптских древностей, Александр Каковкин, утверждает, что копты воспринимали языческие божества и героев христианскими персонажами: «Так, Иустин Философ, или Мученик (ум. ок. 165), в мифах о Дионисе, Геракле, Асклепии видел искаженные библейские пророчества о Спасителе. Особенно много общего Иустин находил между Христом и Иосифом».


Одним из самых интересных коптских искусств является изготовление тканей. Копты ткали, используя, в основном, гобеленовую технику переплетения нитей. Среди излюбленных мотивов — подвиги Геракла и история Иосифа.


В Каирском музее Коптов хранятся сокровища коптской культуры. Коптское искусство представляет собой удивительно привлекательный и очень радостный стиль, отказывающийся от правил классического Рима, но изобилует созревшим виноградом, героическими сценами сражений или охоты — все нарисовано или вышито в веселых, ярких тонах, напоминающих энергичные детские рисунки.

Коптское искусство настолько радужно красиво, что при исламе, копты продолжали исповедовать христианство, поглощая яркость красок коптского ремесла, и применяя его элементы в своём искусстве.


Копты не мумифицировали своих мертвых, но хоронили их в пустыне . В песке, предметы одежды коптов хорошо сохранились. Они дают нам представление о традициях ткачества, и особенностях одежды коптов. Это развернутое детское платье, воротник вокруг шеи и манжеты рукавов отделаны полосой цветной вышивки, в которой можно рассмотреть характерные элементы коптского орнамента.

До нашего времени дошла коптская литература, в которой большое место занимают рассказы о религиозных мучениках (мартирии) и жизнеописания первых деятелей коптской церкви. Эта литература — важный источник для изучения ранней истории христианства.

В 1517 году власть в Египте перешла в руки турок, гонения и притеснения на египетских коптов-христиан привели к тому, что в XVII веке коптский язык перестал быть разговорным языком.

Учёные-копты, опасаясь за судьбу коптского языка, издавали грамматические учебники, но и это не помогло. Богослужение в коптской церкви ведётся на коптском языке, но прихожане уже не понимают его. Иногда копты пользуются Библией, в которой текст дан параллельно на двух языках коптском и арабском, и священники читают тексты свящённой книги на двух языках.

Египет — несравненный хранитель потерянного времени: место, где прошлое никогда не умирает. Мы думаем о древнем Египте как о земле мумий и пирамид египетских фараонов, но сухая земля и песок, сохранивший древние могилы фараонов, также чудесно сохранила манускрипты, произведения искусства и предметы быта, одежда, обувь, того далёкого времени, детские игрушки, рядом с прекрасно сохранившейся туникой.

Самые старые книги в мире написаны в Египте на папирусах и пергаменте, они хранят тексты древнегреческих пьес. Найденные при археологических раскопках в Оксирхинчусе (англ. Oxyrhynchus) реалистичные портреты древних коптов завораживают своей красотой и совершенством.

Судя по найденным древним манускриптам на иврите, древнегреческом и арабском языке, в древнем Египте мирно жили бок о бок различные национальные общины на протяжении тысячелетий. В Египте сохранилась Еврейская Библия 9 — 10 века с яркими рукописными буквами на иврите, рядом Кодексом Синайтикус (Codex Sinaiticus) — самым старинным в мире христианским текстом Нового Завета, написанным в монастыре Святой Екатерины на Синае в середине 4 века н.э. , то есть во времена Римской империи. Рядом с этими рукописями лежит великолепная копия страницы из Корана 8 века н.э., созданная спустя столетие после завоевания Египта исламом.

Менее всего сохраняются сведения о самой вере, о появлении монотеизма из языческого многобожия (политеизма). Как происходил переход от боготворения языческих богов к поклонению единому богу?

Египетская галерея языческих богов была особенно экстравагантной.

Римская империя, поглотившая Египет после битвы при Ациуме в 31 году до н.э., была очарована экзотическими египетскими божествами, такими как Исида и Серапис. По своей давней традиции римляне принимали в свой пантеон новых богов, которым поклонялись завоёванные римлянами народы. Сохранилась бронзовая статуэтка римского императора с головою египетского божества шакала Анубиса, и мраморный бюст бога Сераписа на его голове.

Среди этих странных египетских богов был также бог Иегова, согласно Библии у евреев была долгая история, связанная с Египтом. Саймон Шама в своей книге «История евреев» пишет, что реальные сведения из истории евреев мы находим в документах, хорошо сохранившихся египетских папирусах. Например, письмо римского императора Клавдия, в котором он говорит местным жителям не поклоняться ему как богу и просит их терпеть евреев.

Новая христианская религия охватила Римскую империю во втором веке нашей эры.

В древнем Египте, захваченном Римом можно увидеть самые древние образцы христианского искусства, ставшие откровенным подтверждением того, как христианство принимало языческую символику и обряды.

Великолепно сохранившийся древнехристианский текстиль с необыкновенно яркими, электризующими красками вышивки, мозаикой с классическими виноградными лозами, и херувимами (putti — путти) и, что более странно, древним египетским символом «анк» — крестом с петлистым верхом, который на тысячелетия предшествовал христианству, но был принят христианами Египта, как знак вечной жизни.

Древний Египет приближает нас к решению тайны самой религии. Первоначальная религия египетских фараонов вырастает из песков предыстории, он так же стара, как и любая другая религия, основанная на стремлении человека к вечной жизни.

Египтяне использовали магию и мумификацию умерших, для обеспечения их вечной жизни после смерти — символ «анк» служил этой цели. Монотеистическая христианская религия тоже обещает вечную жизнь праведникам после смерти, поэтому не удивительно, что христиане приняли египетский анк, как один из своих знаков.

Старый Каир всё еще сохранился в лабиринтах церквей, и веры, которую сохраняют копты и называют христианством.

Существуют исламские манускрипты, которые воспроизводят старых богов древнего Египта, а также книги египетских заклинаний, повторяющих ту же магию, что и языческие римляне, ранние христиане и средневековые мусульмане. Для веры, которая действительно универсальна, используют древнюю египетскую магию, традиция её восходит к древним временам и смешивает религиозные воззрения евреев, христиан и исламские идеи. Магия проклятия, остаётся проклятием, каким бы богам ты ни верил.

Древний Египет указывает на то, что мирное сосуществование разных религий и взаимопроникновение религиозных идей, символов, обрядов и традиций вполне возможно . В древнем Египте были времена, когда христиане защищали мечети, а мусульмане защищали христианские церкви, евреи же почти полностью исчезли из современного Египта.

2017-06-12

По данным на 2007 г. в Египте проживало 107 млн. человек, большинство из них арабы ― 91, 9%, почти все они (90% населения страны) исповедуют ислам. Христиане проживают в основном в Каире, Александрии и других крупных городах, они составляют около 10% населения.

По данным Коптской Церкви до событий января 2011 г. коптов в стране насчитывалось 15-18 %. Впрочем, эти цифры, свидетельствующие о сокращении христианского населения Египта, не означают, что отток христиан из страны был вызван исключительно общественно-политическими трансформациями последнего времени. Политика притеснений и выдавливания из Египта христиан-коптов осуществлялась и при прежней власти в этой стране.

В начале 2011 г. проявилась отчетливая тенденция сделать шариат единственной правовой системой в стране, что ознаменовались насилием. Погромы христианских кварталов заставили коптов выйти на улицы, чтобы заявить свой протест властям. Радикально настроенные группы исламистов использовали это для нападения на христиан. По словам православного архиерея, возглавляющего епархию в центре страны, нападения на христиан и посягательства на их имущество отмечаются в среднем раз в десять дней. За сравнительно короткий период в селении Карм-эль-Луфи подверглись нападению дома христиан, а в двух других селениях, расположенных в провинции Эль-Минья, был сожжен христианский детский сад и посевы на полях, принадлежащих христианам. Участились случаи похищения детей из христианских семей с целью выкупа. Похитители требуют тысячи долларов в расчете что община сделает сбор, особо это умножилось в провинции Минья.

В новогоднюю ночь 2011 года в городе Александрия, у входа в коптскую церковь, взорвалась мощная бомба. Погибли 24 человека, которые в тот момент выходили из храма после праздничной мессы. До сих пор так и не установлено, кто совершил теракт. Ранее Минздрав Египта сообщил, что более 20 человек погибли, 35 получили ранения в результате взрыва, прогремевшего в Каире, в районе Аббасия. Большего числа жертв удалось избежать только потому, что часть храма была закрыта для прихожан из-за ремонтных работ.

В августе 2013 года, 38 церквей было разрушено, 23 - повреждены. 58 домов христиан коптов разграблены и сожжены; 85 магазинов, 16 аптек и 3 гостиницы уничтожены. Шесть христиан были убиты, семеро похищены.

14 декабря 2014 г. жители оазиса Ризк-Шенуда, примыкающего к району Тахта губернаторства Сохаг, уже в пятый раз подверглись нападению исламских фундаменталистов. Вторжение такфиристов застало христиан в одном из домов, служащих молельным помещением деревни в условиях отсутствия местной церкви. Облавой на христианский населенный пункт руководил член организации "Братья-Мусульмане", некий шейх Абдо, замешанный в прошлогоднем разбойном налете на сохагское УВД.

9 апреля 2017 года, когда христиане отмечали «Вербное воскресенье» произошли два взрыва: первый в соборе Мак-Гиргис в городе Танта на севере Египта, когда террорист-смертник вошёл в собор, приблизился к первым рядам и активировал спрятанное взрывное устройство. Спустя несколько часов произошёл второй взрыв в Александрии, где террорист-смертник подорвал себя прямо у входа в церковь Святого Марка. В результате взрывов погибли 45 человек и более 140 человек пострадали.

В этом же году, 26 Мая, два автобуса с коптами - египетскими христианами ехали на экскурсию в монастырь. Дорогу перекрыли не менее десяти бандитов на внедорожниках. Они сначала ограбили пассажиров, а затем хладнокровно расстреляли из автоматов. Из 35 жертв взрослых было только водители и сопровождающие, остальные дети.

Копты осознают свое отчаянное положение, однако многим из них некуда и не на что бежать из страны. Те же христиане, которые имеют хотя бы малейшую возможность выехать за пределы Египта, делают это. В Верхнем Египте, в Каире и в Александрии появилось множество пустующих храмов. После свержения в марте правительства Хосни Мубарака, Египет уже покинули свыше 100 тысяч коптов-христиан8

По словам архиерея Эль-Минья Анба Макариос, возглавляющего епархию в центре страны, нападения на христиан и посягательства на их имущество отмечаются в среднем раз в десять дней. Участились случаи похищения детей из христианских семей с целью выкупа. Похитители требуют тысячи долларов в расчете что община сделает сбор, особо это умножилось в провинции Минья. На обращения в полицию за помощью, в местной полиции советуют последователям Христа покориться тирании фанатиков под предлогом "предотвращения беспорядков".

Уже давно пора рассказать о коптах, проживающих в Египте. Кто они? Чем отличаются от ? Какую одежду носят? Являются ли копты православными? Испытывают ли притеснения?

Копты — это египетские христиане, по разным источникам они составляют от 8 до 12% от всего населения Египта, а именно порядка 6-9 млн человек. Большинство коптов принадлежат, главным образом, к Коптской православной церкви из числа дохалкидонских церквей. И лишь небольшая часть (около 100 тыс. человек) принадлежит к Коптской католической церкви. Существуют здесь также копты-протестанты. На самом деле в Египте встречаются также христиане и других направлений, но они составляют совсем малую часть.

Таким образом, б?льшая часть коптов является православной.

По воскресеньям копты ходят в церковь всей семьей (это помимо прочих христианских праздников). В богослужении используется коптский обряд. Устройство коптских храмов сходно с православными, но не во всем. Алтарная часть отделяется от основной части храма резной перегородкой. Роль царских врат, как правило, играет завеса, открываемая в определённые моменты богослужения. Мужчины и женщины располагаются в храме отдельно, иногда мужскую часть храма от женской также отделяет перегородка. Прихожане во время богослужения сидят на скамейках или специальных стульях, расставленных рядами. Кстати, женщинам покрывать голову в церкви не обязательно.

В настоящее время большинство богослужений совершается на арабском, наиболее известные молитвы читаются на коптском, чтение Святого Писания проходит на двух языках. Богослужебные книги, как правило, печатаются на двух языках параллельными текстами: на арабском и коптском.

Сегодня христиане в Египте обладают теми же правами, что и мусульмане, за исключением того, что по закону президентом страны может стать только мусульманин. Несмотря на существующее формальное равноправие, сами копты говорят и о трудностях, с которыми они сталкиваются на бытовом уровне — им реже удается занимать руководящие должности, христианские священники существуют только на пожертвования прихожан, в отличие от мусульманских имамов, заработная плата которым выплачивается правительством.

В плане же повседневных взаимоотношений «мусульманин — копт» никаких проблем, лично я, не видела. Общаются все вместе, поздравляют друг друга с праздниками. В компании мужчин могут быть как христиане, так и мусульмане, все равноправны между собой, возможно общение абсолютно на любые темы. Агрессии я не встречала. Исключением могут быть очень религиозные люди, как с одной, так и с другой стороны.

Можно заметить внешнее отличие коптов от мусульман, т.к. эти ветви идут как бы параллельно и практически не смешиваются. Кожа у некоторых коптов чуть светлее. Говорят, что и черты лица тоже отличаются, но лично для меня разница не особо ощутима. И с первого взгляда не всегда смогу определить кто копт, а кто мусульманин.

Ещё одна характерная черта коптов - на руке у многих, но не у всех, татуировка в виде небольшого креста обычно 2-5 см. Делают эти татуировки, в том числе и для того, чтобы в случае неожиданной смерти копта (автомобильная авария, например), тело умершего не было подвергнуто мусульманским обрядам, т. к. страна все-таки мусульманская, а была произведена необходимая в таком случае процедура для христиан.

В одежде тоже есть отличия, но больше у женщин. Египетские христианки обычно не покрывают головы платком, как это делают мусульманки, и могут носить более открытую одежду. Женщины носят бриджи, штаны, редко юбки, футболки с коротким рукавом или кофты с длинным рукавом, также в местной христианской моде костюмы повседневного плана: брюки, пиджак.

На пляжах Хургады египетские христианки, как правило, не раздеваются. По крайней мере, в бикини я их никогда не видела. Купаются обычно в бриджах/шортах и футболках. А в других городах купаются также и в европейского плана купальниках.

Что касается мужчин-коптов, их одежда практически не отличается того, как одеваются мужчины-мусульмане, обычно в ходу шорты и футболка, зимой штаны и кофта. Отличием является то, что копты могут носить и носят украшения из золота, а мужчинам-мусульманам золото носить не полагается. Также владельцами многих ювелирных магазинов являются именно копты. То же самое с алкоголем. Мусульманам употреблять его не полагается, а коптам можно.

Интересно, что в Египте в ID (идентификационная карточка человека) указывается вероисповедание. Т.е. у копта указано «христианин», у мусульманина — «мусульманин».

Не знаю, всем или не всем, но коптам тоже делают обрезание (как и мусульманам), но не с религиозной целью, а в целях гигиены.

Также существенным отличием коптов от мусульман является имя. Существуют только христианские имена и только мусульманские имена, а есть имена, которые используются и у тех, и у других. Но практически наверняка папа-мусульманин не даст своему ребенку явно христианское имя. И наоборот. Явно христианские имена: Майкл, Мишель, Джон, Дэвид и другие. Явно мусульманские: Мохаммед, Ахмед, Махмуд, Мустафа, Абдулла, Рамадан и другие.

Добрачная жизнь у коптов запрещена, как и у мусульман. При заключении брака жених и невеста обязательно венчаются в церкви. Естественно, отсутствует.

Разводы у египетских христиан запрещены и порицаются обществом. Развод возможен лишь в ооочень редких случаях. Т.е. мужчина и женщина сочетаются браком один раз и на всю жизнь. В связи с этим, бывает, что у коптов возникают проблемы при женитьбе на иностранке, потому что семья жениха не всегда согласна с его выбором, ведь жена — это на всю жизнь, а иностранка — все-таки женщина из другой страны, с другим менталитетом и традициями.

Об оформлении официального брака с коптом в Египте, со всеми вопросами относительно брака — добро пожаловать в тему .

Вот, собственно это всё, что я знаю о египетских христианах, не так уж и много, к сожалению:sad: , так что добавляйте!

Частично использованы материалы , а фото с сайта .

gastroguru © 2017