Новая церковь на рождественском бульваре. Все выше, выше и выше. Московский Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь

Москвичи, впервые побывавшие в этом году на Трубной площади, с очень разными интонациями произносят: «Ого!» - площадь в очередной раз переменилась. В 2017 году застройщики презентуют нам два, казалось бы, непохожих объекта: ТЦ с гордым самоназванием «Центральный рынок» и храм Новомучеников Российских в Сретенском монастыре. Новостройки стоят в начале и в конце поднимающегося в гору бульвара, но при взгляде с Трубной площади ТЦ выглядит как пьедестал храма, сочетаясь с ним не только эстетически, но и родственным обстоятельством своего появления.

Занятно бывает представить, что минувшую четверть века провел в какой-нибудь загадочной криогенной экспедиции, в полной изоляции от новостей с родины. А потом прибываешь в самое сегодня, ничего не зная ни про то, что умер, ни про то, что Лужка поперли, ни про то, что пейджер немоден. Мне кажется, внимательного взгляда на архитектуру хватило бы, чтобы сразу понять очень многое. Она говорит о времени правдивее лукавых текстовых источников. Окрестности Рождественского бульвара изменились довольно фатальным образом, но чтобы оценить эти перемены, надо вспомнить, что было до них.

Вид на Рождественский бульвар с Трубной площади. Версия 2017 года

Я впервые оказался здесь в начале 80-х - тогда еще надо было говорить «на улице Жданова». Свернули с мамой в случайный закоулок Рождественского монастыря - тогда еще надо было добавлять «бывшего». Там были квартиры и удивительный послевоенный московский уют, уже редкий в те годы: все эти лавочки у подъездов, зелень, доминошные столы, десятки подворотных котиков. Мы прошли мимо ворот Архитектурного института, у фонтана какая-то молодежь усердно небо коптила. Мама не знала о богатых алкогольных традициях МАРХИ и сказала: «Будешь хорошо учиться - станешь таким же». Ну я и стал.

Поступив в институт, я крепко обосновался на Рождественском бульваре, на ближней к пивному ларьку скамейке, так что перемены, начавшиеся в середине 90-х, происходили на моих глазах. Котиков в подворотнях к тому времени поубавилось, но в целом в этой округе Москва была еще та, заповедная. От Петровки до Лубянки простирался старый город, не менявшийся с начала XX века. Были отдельные выбитые куски в улицах, были отдельные некрикливые советские здания, но в целом местность была состоявшаяся, понятная и уютная. Автор не имеет сил в очередной раз вступать в полемику по вопросу о важности преобладания исторической застройки в историческом городе и просто принимает за аксиому: здесь было очень неплохо. Его, как говорится, если помыть - с ним жить можно.

Рынок на Трубной площади, 1890–1910-е годы

1 из 8

Трубная площадь, 1902 год

© М.Шерер/pastvu.com

2 из 8

Особняк, где в 1921–1922 годах находился Городской райком РКСМ

3 из 8

Рождественский бульвар, 1940–1947 годы

4 из 8

Кадр из фильма «Мне двадцать лет», режиссер Марлен Хуциев, 1964

5 из 8

Трубная площадь, 1982–1984 годы

6 из 8

Пивной ларек на Рождественском бульваре, 1993 год

© Р.Цеханский/pastvu.com

7 из 8

«Дом с кариатидами» в Печатниковом переулке. Кадр из художественного фильма «Железный занавес», режиссер Савва Кулиш, 1994–1996

8 из 8

Но особенно неплохо было в начале Рождественского бульвара, у знаменитого ларька, стоявшего под огромными, может быть, самыми роскошными в Москве тополями. Во время учебы в институте большого труда стоило по дороге от метро не проскочить до конца Рождественки и не очнуться, уткнувшись носом в пивную: до того замечательно жилось под этими тополями, у перекрестка четырех бульваров.

Много уютных распивочных точек таили в себе и бывшие монастыри на южной стороне бульвара, Рождественский и Сретенский. На моей памяти никто не плясал брейк-данс на развалинах часовни - это были скорее такие романтические этюды из цикла «С чего начинается Родина». Например, незабываемая видовая площадка на крыше нынешнего Настоятельского корпуса - рядом была брешь в ограде и лестница вниз, прямо к ларьку. А вы, конечно, помните, что в ларьке разливали строго в принесенные стеклянные банки: их все время приходилось где-нибудь добывать, в том числе просить по квартирам. Так дядька, над комнатой которого мы имели обыкновение кутить, всегда давал тару и просил говорить шепотом в те часы, когда у него спят дети. Жили по совести.


15 марта в храме Новомучеников и Исповедников Российских на Лубянке прошла первая служба. Его продолжают докрашивать и декорировать - к Пасхе

Было очевидно, что все это лишь затишье, что грядут перемены, которых мы ждали и на которые надеялись. Но все же предполагалось, что люди, которые примутся менять город, окажутся не настолько тупыми и жадными, а обслуживающие их коллеги-архитекторы не настолько услужливыми и рукожопыми. Новостройки скрыли лучшие панорамные виды: от Петровского бульвара на Рождественский монастырь и от Рождественского бульвара на монастырь Петровский.

Перспективу Рождественки чудовищно захламила «Легенда Цветного», недвижимость имени Наоми Кэмпбелл, - помните, супруг-олигарх однажды подарил ей квартиру в своей новостройке? (в 2013 году пара . - Прим. ред. ) Исчезла половина старых домов, исчезли целые кварталы пыльных, но дико интересных проходных дворов, превратившись в «сплошное пятно» офисной, жилой и торговой недвижимости. Гуляя по улице, сворачивать можно лишь в двери разного рода заведений: они изобильны и прекрасны, но чего-то не хватает.

Главная беда Рождественского - ТЦ «Центральный рынок», успевший прославиться в народе под именем Навозного жука. Его согласовали в 1996 году как кафе-стекляшку на месте старого общественного туалета и начали строить в 2004-м. Вполне себе аллегория времени: объект заведомо не имеет права здесь находиться, так как Бульварное кольцо - памятник садово-паркового искусства, строительство капитальных зданий поперек него юридически невозможно. Однако объект плавно вырос до 3300 кв. м, ради него вырублено сто метров бульвара, включая те самые тополя, а его стройка 10 лет содержит бульвар в состоянии лютой разрухи, запросто перекрывая технической площадкой половину полос на внешнем проезде Бульварного кольца.

2 из 10

3 из 10

4 из 10

5 из 10

6 из 10

7 из 10

8 из 10

9 из 10

10 из 10

О точной дате открытия «рынка» пока не объявлено, но снаружи он наконец закончен. Объект зрительно запер бульвар и замкнул на себя Трубную площадь, явно не имея к этому призвания. Ситуацию спасает словно стоящий на его кровле собор, вознесшийся в прошлом году в трехстах метрах отсюда. Новостройки вполне сочетаются стилистически - этакая псевдотрадиционная, несколько нелепая в своей демонстративной важности архитектура. У ТЦ - щедрое изобилие балясин, у храма - бьющая через край декоративность фасадов. По сути, собор является таким же узаконенным самостроем: капитальное новое строительство в охранной зоне древнего монастыря в принципе недопустимо. Но Сретенский монастырь давно существует по отдельным правилам.

Снова оглядываясь в 1990-е, надо заметить, что в Рождественском и Сретенском монастырях будущее наступало по-разному. Оба они имели у себя на задах типовые школьные здания, выстроенные на месте монастырских садов. Рождественский избавился от лишней недвижимости, чтобы возродить сад, а Сретенский, используя мощный административный ресурс владыки , взял противоположную тактику. Надстроил мансардой и приспособил под семинарию здание изгнанной с территории школы, надстроил тремя этажами старые ампирные кельи, а под новый собор уместил несколько тысяч кв.м подсобной площади и двухъярусный паркинг.

В православии тоже бывает свой поп, свой рок и свой андеграунд. Отец, говорят, Тихон из тех звезд, которые собирают стадионы, - нелепо ему предлагать тур по подмосковным ДК

Глядя на собор издалека, кажется, что золотые купола успели пооблезть. Лишь подойдя ближе, понимаешь, что это орнаменты серебром на позолоте. Новостройка стоит на холме и при этом измельчена в деталях как вещь, рассчитанная на обзор с близкого расстояния. Но рядом нет пространства, чтобы любоваться вычурной отделкой, старые дома на бульваре собору жмут, и возникает опасение, что это еще не финальная стадия формирования ансамбля. дом Клары Кирхгоф . Москвичам известен неповторимый «дом с кариатидами», спасенный от гибели предпринимательницей из Сыктывкара (частный бизнес на Трубе тоже шел в будущее разными стезями). Дом Кирхгоф - сросшийся с ним стеною брат-близнец, увитый плющами двор которого был одной из лучших патриотически-воспитательных точек округи. Мы с ребятами условно называли его сердцем Москвы, и те, кому было велено брать две и подтягиваться в названное место, как правило, сразу понимали, о каком сердце идет речь. Так что характерно: 20 лет спустя разрушение продолжает не загадочное ООО в малиновых костюмах, а межрегиональная общественная организация исторического и культурного наследия «Дворянский союз». Как говорится, я просто оставлю это здесь - на скрижалях столичного краеведения.

Опять-таки с ребятами мы однажды уже собирали прессу, пытаясь привлечь внимание к бедствиям лучшего московского бульвара, и я предложил нарисовать поперек дороги пунктирную линию отрыва: вот здесь, где дворы и домики, будет Москва, а вот там, где пластмассовый офис и глубокоуважаемая Наоми, - не пойми чего. Но одна умная девочка сказала: «Видите ли, Саша, проблема именно в том, что Москва - везде». И когда понимаешь, что нет волшебной черты, за которой можно было бы спрятаться от навозного градостроительства и всего прочего, что каждому из нас не вполне по нраву, становится, как ни странно, легче.

На территории Сретенского монастыря будет возведен новый храм Новомучеников и исповедников российских. Для строительства помпезного храмового комплекса с подземной автостоянкой потребуется снести несколько монастырских зданий, которые, как уверяет считающийся духовником президента Путина настоятель обители архимандрит Тихон (Шевкунов), не имеют исторической ценности. Московское чиновничество с клириком склонно согласиться, но градозащитники бьют тревогу ― 24-метровый храм грозит разрушить исторический облик Рождественского бульвара.

27 сентября эксперты рабочей группы при столичной комиссии по строительству в охранных зонах рекомендовали снести шесть зданий XIX - начала XX века на территории Сретенского ставропигиального мужского монастыря. Это 4-е, 5-е и 7-е строения дома 19 по улице Большая Лубянка и три здания по Рождественскому бульвару ― дом 16, строение 5 (самое старое здание, один из доходных домов владения К.Е. Ценкер 1852 года постройки), а также дом 18, строения 3 и 3а.
Снос освободит место под задуманную в Сретенском монастыре постройку большого храмового комплекса с подземной парковкой на 43 автомобиля ― собора Новомучеников и исповедников российских на крови, что на Лубянке. «Храм действительно необходим в этом монастыре, который превратился в духовный центр Москвы и не вмещает всех прихожан», ― сказал эксперт рабочей группы Андрей Баталов.

Единственное здание, которое тоже планировалось снести, но которое эксперты решили оставить, ― дом 18, строение 2 по Рождественскому бульвару, бывшее доходное владение Сретенского монастыря 1912 года постройки. 4 октября рабочая группа решение своих специалистов утвердила.

О постройке комплекса в память о семье последнего российского царя Николая II и погибших за веру в годы гонений на церковь патриарх Кирилл впервые высказался весной 2011 года. Уже к зиме 2017-го, к столетию Февральской революции, покончившей в России с монархией, новый храм должен быть освящен.

Конкурс на проект собора, объявленный монастырем и проведенный через подрядчика, строительную компанию «ЭкоИнвестСтрой», завершился в декабре 2012 года. Организаторы конкурса поставили перед участниками несколько задач. Главная из них - это вместительность. Сейчас действующий храм на территории монастыря, собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери, не в состоянии принять всех прихожан, многим из которых приходится слушать службы во дворе, через динамики. Поэтому новый храм должен вмещать в себя до 2000 человек, а территория вокруг него должна быть пригодна для проведения крестных ходов. Помимо этого, от участников конкурса требовалось предусмотреть максимальное количество дополнительных площадей для мастерских, воскресной школы и ризниц, а также наличие «подземных помещений для автомобилей монастырских служб».

Еще в условиях конкурса сказано, что «храм должен отображать традиционную для русской церковной архитектуры идею Дома Божиего», «нести в себе радость и свет победы Воскресения Христова, Церкви Христовой над злом этого мира, Вечной Жизни над смертью». Освящение и открытие храма запланировали на февраль 2017 года ― «к столетию начала трагических событий минувшего века». В соревновании приняли участие 48 проектов. Конкурсную комиссию возглавлял настоятель Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов), которого обычно называют духовником Владимира Путина.

Победителем конкурса, результаты которого были обнародованы только месяц спустя после заседания комиссии, стал молодой архитектор Дмитрий Смирнов, выступивший в качестве индивидуального предпринимателя, и его коллега Юрий Кучер. До этого Смирнов работал, в частности, над часовней в Александровском подворье в Иерусалиме и занимался реконструкцией Воронежского академического театра драмы имени А. Кольцова. Согласно его проекту, высота нового пятиглавого храма составит 24 метра, что сравнимо с 8-этажным зданием. В цокольном этаже, который опоясывают парадные пандусы с барельефами, будет размещен музей новомучеников. Решение жюри вскоре было утверждено патриархом Кириллом.

Московское градозащитное сообщество восприняло победивший проект критически. 4 октября глава совета московского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиК) Владимир Хутарев-Гарнишевский написал письмо первосвященнику РПЦ, в котором попросил «обойтись без разрушений исторических зданий Сретенского монастыря в целях строительства на их месте храма» и заметил, что «аляповатый новодел станет высотной доминантой исторической застройки». В письме он указал, что строительство нового здания на территории монастырского комплекса нарушает нормы ст. 34 п. 2, ст. 35 п. 2 федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и «принципы сохранения исторического наследия и уважения к духовной и материальной культуре России». Глава московского отделения ВООПиК объясняет это тем, что для постройки здания по проекту Смирнова потребуется снос монастырской застройки середины XIX - начала XX века.

С похожим письмом, но уже к начальнику управления по ЦАО московского Госстройнадзора, обратилась и координатор общественного движения «Архнадзор» Марина Хрусталева. По ее словам, параметры предложенного к строительству храма «радикально противоречат градостроительным регламентам, утвержденным для Белого города». Во всяком случае, об этом говорит утвержденный только в феврале этого года градостроительный регламент для 89 участка Мещанского района Москвы, где расположен монастырь. По адресу Рождественский бульвар, дом 18, строение 3, например, он предполагает лишь капитальный ремонт здания, которое не должно превышать 12 метров в высоту. «Очевидно, что этот колосс подавит собой окружающую среду», ― говорит Хрусталева о проекте.

«Ленте.ру» Хутарев-Гарнишевский пояснил, что архитектор ― приближенный к РПЦ человек. «Формально конкурс прошел, но реального конкурса не было, ― уверен он. ― Проекты других кандидатов серьезно рассмотрены не были. Совершенно непонятно, почему по такому значимому объекту, в центре города, по одной из самых высотных доминант в районе, не было проведено широкого общественного обсуждения. По проекту, фасадная сторона храма, выходящая на Рождественский бульвар, выглядит как второй алтарь». Хутарев-Гарнишевский считает, что «с новоделом будет утеряна ценность исторической застройки, бульвары же все-таки сохранились».

Участвовавшие в конкурсе, но проигравшие архитекторы Михаил Кеслер и Андрей Яхнин в интервью «Известиям» фактически назвали проект-победитель безграмотным: «Это только похоже на храм, но выглядит безобразно. Что притвор, что алтарь - одинаковой формы, на презентации проекта даже кресты не в ту сторону повернуты», - заявил Кеслер. Помимо этого их не устраивает и другая «неожиданность для церковной архитектуры» - целый мозаичный иконостас, оказавшийся на западной стене храма.

В ВООПиК мнения о строительства храмового комплекса и сносе зданий расходятся. Хутарев-Гарнишевский заметил в разговоре, что организация лояльна к РПЦ и не раз помогала в восстановлении храмов. Член президиума московского отделения ВООПИиК иеромонах Никон (Белавенец), клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста в Москве, заявил агентству «Интерфакс-Религия», что «неоднократно бывал в Сретенском монастыре и видел эти здания, которые представляют собой двухэтажные невыразительные сооружения». Он добавил, что считает Шевкунова «человеком высокой культуры», которого «вряд ли можно заподозрить в вандализме», и заодно отругал коллегу по градозащитной организации: «Публикация в электронных СМИ письма, обращенного к патриарху, является некорректным шагом и представляет собой неприкрытое давление на предстоятеля».

Хутарев-Гарнишевский убежден, что строительство будет проходить в пяти-десяти метрах от единственного существующего ныне храма Сретенского монастыря 1679 года постройки, что может привести к трещинам и обрушению стен. «Мы написали патриарху Кириллу, потому что речь идет о принятии политического решения, ― говорит он. ― Храм ведь хотят построить к юбилею, открыть в 2017 году. Но были ли там [на территории монастыря] репрессии или не были? Это первый вопрос. Второй ― все это подается под соусом преодоления советского наследия. Сама идея строительства к юбилею стахановскими темпами ― это чисто советский метод. Зачем такая спешка? Невозможно за три года провести качественные работы».

По мнению Николая Переслегина, советника Москомнаследия, комиссия которого разрешила снос монастырской застройки, «здания, которые хотят снести, видимо, не представляют ценности, к памятникам они не относятся, это поздние постройки». «Но вот сам по себе проект вызывает большие вопросы, ― говорит Переслегин. ― И масштаб этого нового храма, и само качество архитектурного решения достаточно спорные и нуждаются в более внимательной проработке совместно с экспертами и общественностью».

Изображение: сервис Google Street View

Сейчас на территории Сретенского монастыря заканчивается отделка здания семинарии, в котором раньше находилась школа №1216 с углубленным изучением французского языка. На стенах появились многометровые религиозные барельефы. Осенью прошлого года Сретенский монастырь оказался в центре скандала в связи с тем, что на его территории были обнаружены гостиницы, где, как тогда сообщали столичные правоохранительные органы, постояльцам оказывали секс-услуги. Борделем была названа одна из гостиниц на час сети «Подушкин», располагавшаяся по адресу Рождественский бульвар, дом 16, строение 1. Вскоре, однако, выяснилось, что монастырь лишь занимал часть помещений в том же доме, формально здание ему не принадлежало.

Владельцы закрывшегося вскоре отеля, отрицающие свою причастность к организации проституции, сейчас ведут борьбу с монастырем: на своем сайте они указывают , что кроме отеля церковь «со временем забрала себе соседние здания Всероссийского музыкального общества, Государственного литературного музея, Союза рыболовецких колхозов РФ». Впрочем, в итоге из своего здания выселили только Всероссийское музыкальное общество. Государственный литературный музей и союз рыболовецких колхозов РФ остались на прежнем месте.

Самого отца Тихона корреспонденту «Ленты.ру» в Сретенском монастыре застать не удалось. В интервью сайту «Православие.ру» он сказал, что сносимые здания «по нескольку раз перестраивалось, аутентичных не осталось ни одного». «Мы прекрасно понимаем озабоченность обликом Москвы, поэтому мы отвергли все проекты, представленные на конкурсе, в которых храм выходил на линию улицы Рождественский бульвар, ― сказал он. ― Хотя нам разрешен снос еще одного здания, которое находится на Рождественском бульваре, мы не будем этого делать и реконструируем это здание, чтобы сохранить историческую линию улицы». Архимандрит Тихон пообещал, что новый храм впишется в исторический облик монастыря.

В ближайшее время должно пройти заседание комиссии при правительстве Москвы по вопросам градостроительной деятельности в границах зон охраны объектов культурного наследия. Ее решение вряд ли будет противоречить рекомендации ее же рабочей группы, так что если снос разрешат, «дальше все пойдет автоматически: Москомархитектура согласуют проект здания», уверен Хутарев-Гарнишевский.

Дата публикации или обновления 19.04.2017

Московский Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь.

Адрес Богородице-Рождественского женского монастыря: 107031, Москва, ул. Рождественка, д. 20 (м. «Кузнецкий мост», «Цветной бульвар», «Чистые пруды», «Трубная», далее пешком).
Телефон Богородице-Рождественского женского монастыря: (495) 621–39–86.
Сайт Богородице-Рождественского женского монастыря: mbrsm.ru

Со времени Крещения Руси русский народ с особым благоговением и любовью почитал Царицу Небесную и посвящал храмы и святые обители праздникам, связанным с главными событиями Ее земной жизни. В них на протяжении всего года за Божественной литургией звучал праздничный тропарь, возвещавший молящимся о глубинной сущности праздника.


Собор Рождества Пресвятой Богородицы (1501-1505 гг.).

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы всегда был любим на Руси за ту тихую, светлую и проникновенную радость, которая рождается в сердце православного христианина при воспоминании о нем, поэтому Богородице-Рождественские храмы появились на Руси еще в домонгольский период. В этих храмах на протяжении всего года за каждой Литургией слышны исполненные радости слова праздничного тропаря: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней».

Одним из первых монастырей, воздвигнутых в честь победы русского народа на Куликовом поле и посвященных Рождеству Пресвятой Богородицы , стал Богородице-Рождественский женский монастырь в Москве . Он был основан в 1386 году княгиней Марией Серпуховской, матерью героя Куликовской битвы – князя Владимира Андреевича Храброго. Первыми насельницами основанной княгиней Марией обители стали вдовы, матери и сироты воинов, на поле Куликовом «за веру и отечество живот свой положивших». А погибших было много: по свидетельству летописца, лишь третья часть русского войска вернулась с поля битвы. Потому и скорбь была великая по всей Русской земле: «Запели птицы жалобные песни, все заплакали – княгини, и боярыни, и воеводские жены об убитых».


Церковь Иоанна Златоуста (1676-1677 гг.).

Свеча веры, любви и надежды, подвига, терпения и смирения, от пламени которой была затеплена лампада обители, возжжена была в Москве от праведной и благочестивой жизни первого Московского князя – святого Даниила Московского (ум. 1303 г.), основателя Данилова монастыря , Небесного хозяина и покровителя стольного града Святой Руси. Его жизнь была одним из звеньев в золотой цепи святого служения Богу, народу Божию и отечеству, которая соединила несколько поколений русских князей в самые тяжелые десятилетия ордынского ига.

Святой благоверный князь Георгий Всеволодович вел русские дружины на берега Сити на битву против несметных полчищ Батыя за веру православную и родную землю. С ним вместе шел со своим отрядом его племянник святой благоверный князь Василько, порученный попечению дяди святым князем Константином Всеволодовичем на смертном одре. Георгий пал смертью воина в неравной битве, а Василько, уцелевший в кровавой сече, был жестоко изрублен татарскими воинами за отказ служить Батыю, который покорил полмира, но не сломил мужественного сопротивления князей-героев.


Церковь Иконы Божией Матери Казанская (1904-1906 гг.).

Князь Ярослав Всеволодович, ставший великим князем после гибели великого князя Георгия (ум. 1238 г.), принял на свои плечи тяжелый груз ответственности за разгромленную, униженную и ограбленную Русь. Мужественный и деятельный, он принялся за восстановление порушенного, преодолевая страх и уныние, царившие в душах уцелевших после Батыева нашествия соотечественников. По его приказу погребали останки убитых, расчищали пожарища, распахивали поросшие уже бурьяном поля, строили новые храмы, новые дома, возводили новые укрепления. По его слову собирались дружины, чтобы оборонять западные рубежи от шведов, надеявшихся на легкую добычу. Девятилетним отроком впервые участвовал в таком походе его старший сын Александр – будущий святой Александр Невский .

Всего сорок три года прожил святой Александр (1220–1263 гг.) на земле, но память о его свершениях живет в веках, золотыми буквами вписана она в историю русской святости. Он сохранил Русь от окончательного разгрома ордынскими ханами и положил предел хищным устремлениям шведов и немецких рыцарей, по благословению папы Римского крестовым походом устремившихся на прибалтийские владения Новгорода и Пскова . Чтобы оставить по себе память в веках, уже довольно было бы и этого. Но подвиг святого Александра был неизмеримо выше – это был подвиг самоотверженного, до последней капли крови, до последнего дыхания, служения Богу, а в Боге – своему страдающему отечеству. Его девиз: «Не в силе Бог, а в правде» – на все века стал знаменем русского народа в тяжкие годины испытаний огнем и мечом.


Колокольня с церковью Евгения, епископа Херсонесского (1835-1836 гг.).



От сына святого Александра Невского – святого князя Даниила Московского златая цепь протянулась к святому благоверному князю Иоанну Даниловичу, за милосердие и необыкновенное нищелюбие названному Калитой. Он начал великое дело собирания русских земель вокруг Москвы. Духовное чадо святителя Московского Петра, Иоанн Данилович Калита все дела свои освящал молитвой и благословением святителя. Благословение святителя краеугольным камнем легло в становление Москвы как столицы Государства Российского, собравшей под свой державный скипетр разрозненные русские княжества для решительной битвы с поработителями.

О княгине Марии Серпуховской, основательнице Богородице-Рождественского женского монастыря, матери князя Владимира Андреевича Храброго, сведений сохранилось немного. В «Кратком историческом очерке Московского Рождественского девичьего монастыря», составленном И.Ф. Токмаковым и изданном в 1881 году, сказано, что «эта обитель построена княгинею Мариею во время Богом дарованной победы над Мамаем и всею татарскою ордою в день Рождества Пречистыя Богородицы». Эти сведения подтверждаются Русской летописью (Никонов список), где указано, что обитель основана в 1386 году, супругой князя Андрея Иоанновича, сына Калиты, княгинею Марией, матерью знаменитого героя Донского князя Владимира Андреевича Храброго.


Святые ворота.

Сама княгиня Мария овдовела задолго до Куликовской битвы. Князь Андрей Иоаннович Боровско-Серпуховской скончался от моровой язвы (чумы), не дожив до рождения второго сына, Владимира, сорока дней. Вскоре после смерти князя Андрея княгиня похоронила старшего сына, Иоанна. Всю свою оставшуюся жизнь она прожила тихо и незаметно. Несмотря на высокое положение и близость к великокняжескому роду, имя ее не было окружено громкой суетной славой. Как и все праведники, славы она избегала и всю себя посвятила сыну, воспитывая его в добрых нравах и благочестии.

Исполнив свой материнский долг, она стала, по воле Божией, наставницей и матерью для многих осиротевших после Куликовской битвы матерей и сестер, переступивших порог основанной ею обители.

Место основания монастыря княгиня выбрала на самом краю Кучкова поля, на крутом холме, который в те времена был берегом реки Неглинной. В летописях и исторических трудах в разные годы Богородице-Рождественский монастырь именовался по-разному: Рождества Пречистыя Богородицы девичь, что за Пушечным двором; Рождества Пречистыя Богородицы девичь, что на Москве, за Неглинною, у Трубы; Рождественский девичь, что на Москве, на Рождественской улице; Рождественский девичь, что на Трубе; Рождественский Московский; Рождественский на Рву; Богородицкий на Трубе.

Вероятно, названия «ров» и «труба» (пролом в стене Белого города, проходившей некогда по нынешнему Рождественскому бульвару и Трубной площади) поспособствовали возникновению версии о первоначальном нахождении обители в Кремле. В кремлевских стенах действительно была в то время церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Рву. Однако более достоверны сведения о том, что княгиня Мария с самого начала избрала именно это место на берегу реки Неглинной.

Первый женский монастырь под началом игумении по примеру греческих монастырей был основан митрополитом Алексием по просьбе его родных сестер – преподобных Иулиании и Евпраксии и назван Зачатьевским монастырем . Богородице-Рождественская обитель была также устроена по образцу византийских монастырей.

В 1503 году устройство обителей с игуменией во главе было окончательно узаконено на Московском Соборе, а в 1528 году это постановление было подтверждено на частном Соборе архиепископом Новгородским Макарием (будущим митрополитом Московским), где положено было «отвести игуменов в мужские монастыри (из женских), а черницам дать игумений благочестия ради»6.

Первой постройкой обители был возведенный в 1389 году собор Рождества Пресвятой Богородицы. Возводя храм и обитель, княгиня Мария подала благой пример своей родственнице, великой княгине Евдокии – преподобной Евфросинии Московской , основательнице Вознесенской обители в Кремле.

Доктор исторических наук профессор А.Б. Мазуров считает, что княгиня Мария изначально поставила в своей обители каменные собор и келлии. Людям нынешнего времени не всегда понятно, почему летописцы Древней Руси говорили о каменном строительстве как о некоем чуде. В XIV–XV веках каменное строительство было событием чрезвычайным, выдающимся, и не каждый князь мог позволить себе подобную постройку – дело требовало больших затрат и немалого мастерства искусных зодчих. Известно, что князь Владимир Андреевич возвел на свои средства всего один каменный храм – в Серпухове .

Мать героя, желая увековечить память о великой битве и ее участниках, отдавших жизнь за веру и отечество, не пожалела средств на устроение обители и на нужды живущих в ней. Многие обитательницы монастыря происходили из именитых родов и в мирской жизни имели достаток. Во всех отношениях монастырь можно было назвать «княжьим».

Следуя примеру благочестивой родственницы, святая княгиня Евдокия по смерти своего супруга, святого князя Димитрия Донского, также возвела каменный храм и каменные же строения в своем Вознесенском монастыре, истратив на постройки завещанное мужем серебро и имущество.

Жизнь княгини Марии Серпуховской, озаренная светом истинной любви и молитвы, была непрерывным восхождением к Отечеству Небесному. Приняв великую схиму с именем Марфа, княгиня Мария преставилась 2 декабря 1389 года и «положена бысть в церкве Рождества Пресвятой Богородицы, в честном ея монастыре на Рву, его же сама созда имением своим еще сущу при своем животе»8.

По кончине княгини ее невестка, Елена Ольгердовна, приняла на себя заботы об обители. Оплакав смерть своего супруга Владимира Андреевича Храброго (ум. 1410 г.) и семерых сыновей, она оставила мир, постригшись в монашество с именем Евпраксии. Богом ей было даровано долголетие: пережив многих участников битвы на поле Куликовом, она оставалась для нескольких поколений свидетельницей великих событий в жизни близких ей праведников.

В 1452 году, умирая, монахиня Евпраксия оставила завещание, в котором упомянула и о монастыре: «А благословляю своя снохи и своего внука князя Василия Ярославича монастырем Рождества Святой Богородицы; а дала есьми тому монастырю, где ми самой лечи, село с деревнями»9. Княгиня завещала обители села: Медыкино, Дьяковское, Глебково, Косино с озерами и мельницу в устье Яузы. Она не дожила десяти лет до времени княжения правнука Димитрия Донского – Иоанна III , первого русского Государя.

Можно предположить, что государь все же не забыл о том, что его державный отец чтил «княжий» монастырь, пожаловав его царской грамотой. Даже властная рука Петра подчас не могла не остановиться там, где действовала благодать и сила Божия, которая «совершается в немощи» и заключает в себе всеобъемлющую Божественную любовь. Тому имелось, например, такое историческое свидетельство. Еще в начале своего царствования Петр приехал в Смоленск для казни стрельцов. Когда казнимые были уже подведены к плахе, неожиданно из толпы народа к ногам раздраженного государя с громким воплем о помиловании бросилась игумения Смоленского девичьего монастыря Марфа. Это неожиданное зрелище так поразило царя, что он подал знак остановить казнь, и вскоре милость восторжествовала над гневом. Петр почувствовал сладость прощения и в благодарность Марфе приказал, чтоб она требовала от него, чего пожелает, что он готов все исполнить.

Благочестивая старица попросила построить в обители каменную церковь вместо деревянной, и просьба ее была исполнен.

Вывезенные из Москвы монастырские сокровища хранились в Вологодском Спасо-Прилуцком Димитриевом монастыре до конца 1812 года. Другим местом их хранения стал Юрьев-Польский . Но многие ценные вещи из-за спешки и недостатка подвод остались на месте». Архиепископу Московскому Августину было поручено вывезти во Владимир главные московские святыни – Владимирскую и Иверскую иконы Божией Матери.

Игумения Богородице-Рождественского монастыря Эсфирь с сестрами успела спрятать церковную утварь и многие ценности в тайники: предположительно – в трапезной Богородице-Рождественского собора или в усыпальнице князей Лобановых-Ростовских, или в кладовой под колокольней . Другие ценности – хотя, из-за недостатка и дороговизны подвод, далеко не все, – удалось заблаговременно вывезти из монастыря.

Но снимать драгоценные ризы с икон матушка не благословила.

Большинство сестер во главе с игуменией вместе с другими жителями первопрестольной покинули столицу. По благословению матушки в обители остались казначея монастыря и несколько сестер. Они должны были, насколько это представлялось возможным, сохранить достояние «княжьего» монастыря. Не надеясь на свои слабые силы, но во всем полагаясь на Господа, сестры прибегли в молитве к заступнику обители – святителю Николаю Чудотворцу. Чудотворный образ святителя Николая находился в Свято-Никольском приделе храма святителя Иоанна Златоуста. Чтобы защитить монастырь от грабежа, пожара и осквернения, монахини каждый день благоговейно брали чудотворную икону святителя Николая и с пением акафиста обходили монастырь. 2 сентября несколько монахинь Рождественского монастыря, забравшись на крышу, увидели приближающееся несметное войско. «Батюшки! – закричали они, – солдаты, да словно не наши!».

Наполеон долго ждал на Поклонной горе депутацию с ключами от города, как то было в других городах Европы.

Но никто так и не вышел из безмолвной столицы. Приближенные отвечали Бонапарту, что никого не могли найти.

Вход в Москву, оставленную жителями, не предвещал ничего доброго. «Подъезжая к Кремлю, Наполеон сказал: "Какие страшные стены"». Все, кто сопровождал французского императора в этот день и впоследствии и оставил воспоминания, отмечают, что Наполеон «был мрачен и подавлен».

Пожары начались в первые часы после вступления в город неприятеля, 1 сентября, и продолжались до 9 сентября, до тех пор, пока проливные дожди не загасили пламя. По милости Божией монастырь Рождества Пресвятой Богородицы от огненной стихии не пострадал. Около монастырской стены, выходящей на Рождественский бульвар, французы расстреливали москвичей, подозреваемых в поджогах.

Наполеон сообщал покоренной Европе о том, что Москву сжег Ростопчин и москвичи. Некоторые из покинувших город москвичей действительно поджигали свои дома еще до входа в Москву неприятеля. По приказу главнокомандующего были уничтожены московские склады с боеприпасами, но к московскому пожару и к сожжению всего города Ростопчин и оставшиеся в городе жители не имели никакого отношения, о чем определенно заявил сам Ростопчин в 1823 году в своей брошюре «Правда о пожаре Москвы». Мог ли человек, любивший родной город, его сжечь, даже и «чужими руками»?

В книге «Святая дорога» приведено свидетельство очевидца – запись из дневника Ц. Ложье: «Солдаты всех европейских наций бросились взапуски в дома и церкви, уже почти окруженные огнем, и выходили оттуда, нагрузившись серебром, узлами, одеждой и пр. Они падали друг на друга, толкались и вырывали друг у друга из рук только что захваченную добычу; и только сильный оставался правым после кровопролитной подчас схватки».

Таковы были свидетельства самих участвовавших в захвате Москвы французских офицеров.

В начале XX столетия в стенах обители, в ее многочисленных скитах и подворьях подвизалось свыше шестисот насельниц (перед закрытием монастыря в нем пребывало по одним сведениям – 625, по другим – около 700 сестер или даже более того, с учетом обитательниц монастырских скитов и подворий), монастырь владел 33 гектарами земли.

Стены обители становились тесными для живущих в них и для приходивших на богомолье окрестных жителей и паломников. В связи с этим в архитектурном ансамбле монастыря произошли существенные изменения. Нужно было быть опытным зодчим, чтобы не нарушить архитектурный ансамбль, возводя в древней обители новые постройки. Благодаря трудам талантливых архитекторов, а также прекрасному вкусу и ощущению исторической связи между эпохами, присущим игумениям, управлявшим обителью в то время, новые строения не только удачно вписались в облик древней обители, но и послужили к большей славе и украшению монастыря.

На протяжении многих веков параллельно северной и южной стенам монастыря располагались в несколько рядов одноэтажные строения сестринских келлий. В XIX и начале XX столетия эти здания были снесены. Из одноэтажных строений на территории обители остались келлии, расположенные вдоль восточной монастырской стены (ныне – строение 8 дома № 20 по ул. Рождественке), рядом с которыми возвышается огромный четырехсотлетний дуб.

В начале XX столетия на месте снесенных зданий началось грандиозное строительство величественного трапезного храма в честь Казанской иконы Божией Матери .

Первоначальный проект Казанского храма был предложен Ф.О. Шехтелем, но он был сочтен слишком дорогостоящим. Настоятельница обители матушка Ювеналия (Ловенецкая) остановила свой выбор на проекте архитектора П.А. Виноградова.

6 июля 1904 года священномучеником Владимиром (Богоявленским), бывшим в то время митрополитом Московским, было совершено освящение закладного камня. Строительство трапезного храма велось на средства М.В. Лапшиной. Благотворительница приняла монашеский постриг с именем Серафимы, о чем гласит надпись в храме, на северной стене у клироса.

Храм, увенчанный куполами и крестами, издали радует взгляд, возвышаясь над северной стеной обители, над зеленью бульваров старой Москвы. Построенный в русско-византийском архитектурном стиле, храм напоминает о многовековой истории обители и отражает стремление к возвращению к святорусскому идеалу и одновременно свидетельствует о том времени, когда он был возведен.

8 сентября 1905 года митрополитом Владимиром были освящены кресты на куполах Казанского храма и малым чином – сам храм, в котором в этот день престольного праздника была совершена первая Божественная литургия.

Через год, 30 августа 1906 года, будущий первомученик из лика новомучеников и исповедников Российских совершил великое освящение храма. Трапезный храм был великолепен как внутри, так и снаружи. Внешнее великолепие храма Казанской иконы Божией Матери отразило высокий духовный настрой лучшей части московского общества, перед лицом грядущих испытаний исповедавшей свою верность Христу.

В 1989 году древний храм Рождества Пресвятой Богородицы был возвращен Русской Православной Церкви. В день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, 8/21 сентября 1991 года, возрождающийся храм посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II . Вскоре после этого в Москву из Успенского Пюхтицкого монастыря , не закрывавшегося в советское время и сохранившего монашеские традиции дореволюционной России, приехали несколько сестер. Им предстояло в скором будущем стать первыми насельницами первой женской обители, открывшейся в столице после семи десятилетий господства в стране богоборцев. 19 июля 1993 года, в день празднования Собора Радонежских святых, было принято постановление Святейшего Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви о возрождении монашеской жизни в древней московской обители.

В самом начале новой истории обители сестрам приходилось преодолевать множество самых разных препятствий. Трудности возникали в отношениях с жильцами и незаконными арендаторами. Многие из тех, кто занимал монастырские помещения, не могли – а некоторые, возможно, и не хотели – понять не только того, что они находятся в стенах святой обители, но даже и того, что архитектурный ансамбль монастыря является выдающимся памятником русской истории. Восстановление в течение нескольких десятилетий разрушавшихся храмов и монастырских построек потребовало много сил, времени и больших затрат.

Возрождение молитвенно-богослужебной и духовной жизни обители требовало ещё больших усилий. Возродить монашеское делание в стенах обители сложнее, чем преодолеть хозяйственные трудности, но последнее не имеет смысла без первого. Светильник, не излучающий света, будет лишь внешне похож на светильник. Обитель, в которой насельницы живут без духовного делания – молитвенной жизни, трезвения – сердцевины этого делания и созидающего аскетического труда, – так и останется архитектурным ансамблем, но не будет истинно монашеской обителью.

Больших трудов требовало и сейчас требует реставрация архитектурного ансамбля. Нужно было остановить процесс разрушения каменной кладки засыпанных землей стен и оснований храмов и строений обители; заново погребать в усыпальнице разбросанные по всей территории останки тех, кто некогда покоился на монастырском кладбище, разоренном и оскверненном богоборцами; вывозить сотни тонн мусора из Казанского храма и других строений; очищать территорию от всего чужеродного и привнесенного в монастырскую ограду по злобе или неведению.

Надеясь на помощь Божию и заступничество Пресвятой Богородицы, назначенная Первосвятителем настоятельницей обители в 1993 году и возведенная им в сан игумении в 1998 году, игумения Викторина (Перминова) и насельницы монастыря взялись за многотрудное дело восстановления обители. Свои послушания монахини и послушницы несут в храме, на клиросе, в просфорне, пошивочной, трапезной, свечной и на монастырском подворье.

19 июля 1993 года Московский Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь был возобновлен Синодом Русской Православной Церкви. С начала возобновления Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря деятельное участие в его возрождении принимал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Не оставляет свою ставропигиальную обитель отеческой заботой и нынешний Первосвятитель – Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл , ежегодно посещая монастырь, совершая в стенах его храмов богослужения, поддерживая насельниц обители советом, первосвятительским благословением и напутствием, добрым словом назидания и утешения.

Рождественский бульвар (Артистический)- бульвар в Мещанском райoне Центральнoгo административного округа города Москвы. Начинается от Трубной плoщади на западе до Сретенских Ворот на востоке. Известен с четырнадцатого века.
В 1760 году была разрушена стена Белого города, на месте нее потом и было основано Бульварное кольцо.

Рoждественский бульвар в Мoскве - этo склон берега длиной в 500 метров, пролегал книзу, к реке Неглинной. Бульвар назван в честь Богородице-Рождественского женского монастыря, построенный в конце 14 века. Обустройство началось с денег, которые собрали супруги бойцов, умерших в сражение на Куликовом поле. Сегодняшней каменной стеной с небольшими башнями обитель окружили ужe в 17 вeкe. Немного пoзже у сoвремeнных Сретенских ворот был построен Сретенский мужской монастырь. В начале эти монастыри были обнесены деревянными стенами, которые потом стали каменными.

Зa ручьeм к сeвeру oт валa находились пашни, заселенные тружениками, которые принимали участие в строительстве, а также пахарями, огородниками и рeмeслeнникaми. Через сто лет за стенoй Белoгo горoда вдoль ручья между сегодняшними Сретенкой и Трубной улицей появилась слобода Печатного двора (в настоящее время Печатников переулок). В конце 17 века на углу Рождественского бульвара и улицы Сретенки была воздвигнута Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках (ул. Сретенка, 3),. На то время на данной территории, согласно плану местности 1117 года, стояли 5 дeрeвянных лавок, немного западнее размещались 5 деревянных кузниц, позади них находилась крупная деревянная богадельня церкви Успения в Печатниках. Крoмe сoхрaнившейся цeркви Успения Богородицы в Печатниках, до наших дней выжила церковь Троицы в Листах, находящаяся в конце Рождественского бульвара в сaмoм кoнце Сухаревской площади.

В советские и последующие времена Рождественский бульвар переделывали и реставрировали. В 1922 году был расформирован Рождественский монастырь, но нeкотoрые монахини и послушницы продолжали дальше жить в кельях. Окончательное его восстановление прекратилось только через 70 лет.
Бульвар получил плохую славу благодаря случившимся событиям 6 марта 1953 года, здесь и на Трубной площади, произошла ужасная давка, произошедшая из-за того, что необъятное количество людей пришло проститься со Сталиным.

А сейчас мы пройдемся по достопримечательностям Рождественского бульвара. Переходим через Трубную площадь, и мы сразу оказываемся у Торгового Центра «Неглинная плаза» (Трубная пл., 2). Отсюда начинается Рождественский бульвар.
За «Неглинной плазой» поворачиваем направо, на улицу Рождественка. Сразу же с левой стороны, мы увидим стену Богородице-Рождественского женского монастыря(Строение 14, улица Рождественка, 20/8) с надвратной Церковью Евгения Херсонского(улица Рождественка, дом 20). В чeсть монастыря получили свои названия Рождественский бульвар и улица Рождественка.
На пeрeсечении Рождественки и Звонарского переулка находится Церковь Святителя Николая Чудотворца в Звонарях (ул. Рождественка, 15/8). Церковь Николая Чудотворца в Звонарях в Москве - этo был правoславный храм, с 1996 года отнoсящийся к московскому подворью Пюхтицкого женского монастыря в Эстонии. Здание построено архитектором Карлом Бланком в 1762 году. Древнee нaзвание района «Звонари», а позднее и Звонарский переулок пoлучили свoе назвaние в чeсть тoго, что здесь жили звонари глaвной мoсковской колокольни Ивана Великого (Иоанна Лествиничника) в Кремле.
Если зайти в монастырские ворота, находящиеся под Церковью Евгения Херсонского, на территорию монастыря, то увидим Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (ул. Рождественка, 20/8). Храм, который находится спрaва от нее, это Церковь Иоанна Златоуста(ул. Рождественка, 20/8).
Находящиеся за монастырем здание, особняк Г.К. Ушкова (Рождественский бульвар, дом №10)(интерьеры здания были спроектированы в 1897 году архитектором Ф. О. Шехтелем), являeтся пaмятником aрхитектуры XIX века. После революции здaние было национализировано и отдано в жилой фонд.
Городская усадьба А.И. Фонвизина (Рождественский бульвар, дом №12). Тут проходили заседaния тайного общества, а в 1821 году состоялся съезд Союза благоденствия. После восстания декабристов, здесь были арестованы М.А. Фонвизин и живший у него декабрист В.С. Норов. Эти здания памятники архитектуры XIX вв. На двенадцатом доме мы можем увидеть 2 памятные доски. Первая принадлежит польскому скрипачу и композитору Генриху Венявскому. Вторая – Герою Советского Союза Ишкову Александру Акимовичу.
Слeдующее здание (Рождественский бульвар, дом №14) - особняк графини Е.П. Ростопчиной. В 1840-е годы домом владел Н. Павлов. Он устраивал здесь знаменитые на всю Москву литературно-философские «павловские четверги», на которых бывали Гоголь, Баратынский, Полонский, Фет.
С другой стороны (Рождественский бульвар, дом №13) - усадьба М.А. Лагофита (воссоздана в 1980-х гг), построена в начале XIX века. Это два жилых дома, находящиеся в основе усадьбы. Оба здания одинаковы, на уровне второго этажа фасады имеют четырехколонные тосканские портики, сначала они были сделаны из дерева. В восьмидесятых годах прошлого века дома реставрировались, в периоде работы были воссозданы фасады исторических построек.
Городская усадьба А.П.Карамышевой (Рождественский бульвар, дом №16) является не только памятником архитектуры, но и памятником истории,т.к. здесь с 1933 по 1943 годы проживал писатель Демьян Бедный. Позже в здании располагался его музей.
Также, память о небесной покровительнице столицы - преподобной Евфросинии, княгини Московской, на Рождественском бульваре установлен поклонный крест, был открыт 1 декабря 2012 года.
Бульвар заканчивается маленьким парком со скамейками и клумбами.
Используемые источники.

gastroguru © 2017